Музыкальные коллективы ансамбли. Ансамбль
Ансамбль (от фр. ensemble - вместе , множество ) - означает совместное исполнение музыкального произведения несколькими участниками или музыкальное произведение для небольшого состава исполнителей; излюбленный с давних времен тип музицирования. В соответствии с количеством исполнителей (от двух до десяти), ансамбль называется дуэтом, трио (терцетом), квартетом, квинтетом, секстетом, септетом, октетом, нонетом или дециметом - по латинским названием цифр. Как самостоятельные произведения ансамбли принадлежат к области камерной музыки, но входят также и в состав опер, ораторий, кантат. ВИА (вокально - инструментальные ансамбли) были распространены в России в семидесятых годах.
История подсказывает нам один из возможных путей образования ансамбля: к поэтическому напеву рожка пастуха присоединяется другой инструментальный «голос», он робко ищет себе путь и находит его, оплетая мелодию первого исполнителя выразительным орнаментом звуковых кружев, не мешающих слушать этот напев, но оттеняющих его красоту, как бы подчеркивающих изобретательные находки.
Несколько певцов задорно выводят русскую народную хороводную песню. Они поют ее вместе. У одного просто не вышло бы такое многообразие эмоциональных оттенков, многоцветье вокальных узоров, создаваемых различными сочетаниями голосов. Это тоже ансамбль. Им не назовешь соревнование певцов, где каждый из претендентов на победу стремится показать прежде всего собственное мастерство. В ансамбле, напротив, каждый старается соразмерять свою художественную индивидуальность, свой исполнительский стиль, технические приемы с индивидуальностью, стилем, приемами исполнения партнеров, что обеспечивает слаженность и стройность исполнения того или иного музыкального произведения в целом. То же самое можно сказать и об искусстве танцевальных ансамблей.
Составы инструментальных ансамблей немногочисленны. Каждую партию в них исполняет один музыкант (камерные ансамбли: дуэт, трио, квартет, квинтет и др.). Наиболее распространенные по составу: фортепьянный дуэт, струнный квартет, квинтет духовых инструментов, дуэт скрипки с фортепьяно, трио (скрипка, виолончель, фортепьяно) и другие - можно часто слышать на отечественной и зарубежной концертной эстраде.
В XVI-XVIII вв.. существовали различные формы полифонического ансамбля. В эпоху венской классики образовались характерные ансамблевые жанры, сохранившие свое значение до настоящего времени (дуэт скрипки с фортепьяно, струнный квартет и т. д.).
Мы живем в эпоху расцвета ансамблевого музицирования, породившую самые различные ансамбли: ударных инструментов, старинной музыки («Мадригал») и др. Большой известностью пользуются и «Виртуозы Москвы». Участников в ансамбле обычно немного, поэтому во время совместного музицирования слышна игра каждого из них, что предъявляет особые требования к мастерству исполнителя: он должен обладать особой чуткостью, отзывчивостью, творческой интуицией, подсказывающей определенный настрой в сложной и увлекательной ансамблевой игре с партнерами.
Умение соразмерять свои возможности и возможности другого и называется ансамблевостью исполнения. Высокие образцы ансамбля показали трио Л. Н. Оборин, Д. Ф. Ойстрах, С. Н. Кнушевицкий или дуэт С. Т. Рихтер и Ойстрах. Подлинными виртуозами слывут скрипач В. Т. Спиваков и альтист Ю. А. Башмет, интерпретирующие дуэты В. А. Моцарта. Игра их захватывает своим темпераментом, неожиданным звучанием и в то же время необычайной степенью взаимного понимания, без которого невозможен истинный ансамбль.
В каждом ВИА есть свой лидер (возможно и не один). Это и высокопрофессиональный музыкант, сочиняющий и аранжирующий для ансамбля, и художественный руководитель, заботящийся об общем «классе» ансамбля, о его стиле, о создании и постоянном обновлении репертуара; это и менеджер, способный сочетать разумную гастрольную нагрузку ансамбля с репетиционным периодом, необходимым для творческого роста музыкантов; наконец, это зачастую и режиссер, умеющий из множества разрозненных музыкальных произведений выстроить единую программу с соблюдением специфических законов эстрадного зрелища. Именно на лидерах лежит основная ответственность за творческую судьбу ансамбля, за отбор приемов, средств, которые при общих жанровых признаках придают конкретному ВИА «лица не общее выражение».
Это группа отдельных танцоров, которые вместе создают полноценный художественный коллектив.
Что собой представляет ансамбль танца?
Слово ансамбль с французского языка переводится, как совместное исполнение. Соответственно в случае с танцевальным ансамблем - это совместное исполнение отдельными танцорами одного или группы танцев.
Основная особенность танцевального ансамбля заключается в наличии музыки, под которую и осуществляется постановка одного танца, который сможет как можно ярче преподнести зрителям заранее подготовленную историю.
Программа и участники ансамбля танца
Танцевальная программа ансамбля может быть объединена сквозной темой или же каждый танец может представлять отдельную историю.
Выделяют несколько видов танцевальных ансамблей, а именно:
- ансамбли эстрадных танцев.
Среди участников подобного коллектива чаще всего встречаются наиболее талантливые представители художественной самодеятельности, но исключением не являются и артисты-профессионалы.
Ансамбль танца Виктора Елисеева
Создание ансамбля пришлось на 3 июля 1973 года. Руководителем коллектива стал подполковник Борис Салмин, благодаря деятельности которого уже через 3 месяца, ансамбль песен и танца гастролировал по всей территории России.
А с 1985 года руководителем коллектива признан генерал-майор внутренней службы Виктор Елисеев.
В 2005 году, ансамбль получил грант Президента России.
За время своего существования, участники коллектива подготовили 39 концертных программ и дали около 8 тысяч концертов, которые посетило более 25 млн. зрителей.
В составе ансамбля присутствует хор (70 человек), оркестр (40 человек) и балет.
Кроме того, в 2000 году при ансамбле Виктора Елисеева создан и детский ансамбль , который включает в себя 250 детей.
Академический ансамбль танца «Березка»
Создание ансамбля припало на 1948 год, а инициатором его появления стала советская артистка и балетмейстер Надежда Надеждина.
Деятельность танцевального ансамбля направлена на предоставление зрителям возможности полюбоваться исполнением .
До 1959 года в коллектив входили только представительницы женского пола, но затем произошли кардинальные изменения, и в ансамбль было принято несколько молодых людей, благодаря чему зрители смогли познакомиться с рядом таких парных танцев, как «Топотуха», «Холостяки», «Узоры».
За всю свою концертную деятельность, коллектив «Берёзка» побывал практически в каждой стране, где их ожидал ошеломляющий успех.
Ансамбль народного танца Игоря Моисеева
Танцевальный ансамбль был создан в 1937 году, известным хореографом и балетмейстером того периода - Игорем Моисеевым.
В первое время своего существования, коллектив выступал в сопровождении группы народных музыкальных инструментов, но уже в 1940 году, благодаря расширению присутствующего у ансамбля репертуара, был создан небольшой симфонический оркестр. На сегодняшний день в составе данного оркестра присутствует 35 человек.
В репертуаре ансамбля присутствует около 300 произведений, самыми популярными из которых являются следующие:
- «Борьба двух малышей»;
- «Партизаны»;
- «Половецкие пляски»;
- «Хоровод»;
- «Жок».
Популярные ансамбли эстрадного танца
Особой популярностью в современном мире пользуются ансамбли (это такой тип сценического танца, который чаще всего характеризуется наличием развлекательного характера). Основная цель такого танца - поднять зрителям настроение.
Среди популярных ансамблей эстрадного танца нашей страны, выделяют следующие:
- «Талочка»;
- «Блеск»;
- «Юность»;
- «Созвездие»;
- «ARTишок».
Популярные детские ансамбли танцев
Не последнее место на территории России занимают и , количество которых ежегодно увеличивается.
Самыми популярными детскими танцевальными ансамблями нашей страны, являются следующие:
- «Вдохновение»;
- «Экситон»;
- «Карусели».
Отмечено, что многие профессиональные танцоры отправляются работать в ансамбли, поскольку танцевальный коллектив - это настоящая семья, представители которой всегда друг друга поддержат.
Музыкальный ансамбль – коллектив людей, занятых общим творчеством. Чаще всего ансамбль объединяет музыкантов. Однако в коллектив также могут войти люди других творческих специальностей: звукорежиссёры, продюсеры, поэты-песенники, иные специалисты.
Сколько человек входит в музыкальный ансамбль?
От двух до десяти человек. В зависимости от количества участников ансамбль может называться:
- Дуэт. Артистический коллектив представлен двумя участниками. К числу наиболее известных дуэтов можно отнести: Modern Talking, OutKast, Roxette, Pet Shop Boys;
- Трио. Подразумевает трёх исполнителей-инструменталистов либо певцов. Различают вокальные, инструментальные и инструментально-вокальные ансамбли. Инструментальное трио может быть однородным (к примеру, исполнители используют исключительно смычковые инструменты) или смешанные. Состав инструментов определяется спецификой исполняемой музыки. Так, джазовое трио чаще всего включает фортепиано либо гитару, контрабас и барабаны . Известные ансамбли-трио: 30 Seconds to Mars, Depeche Mode, Nirvana. Российские коллективы: Фабрика, ВИА Гра, Лицей;
- Квартет. Состоит из четырёх музыкантов, вокалистов, инструменталистов. Квартеты широко распространены во всех музыкальных жанрах: академической музыке, джазе, роке. Произведения для квартетов писали Бетховен, Гайдн, Моцарт, многие другие знаменитые композиторы. Широкую известность получили такие четвёрки, как The Beatles, ABBA, Queen, Led Zeppelin;
- Квинтет. Временем зарождения струнных и духовых квинтетов считается вторая половина XVIII века. С тех времён академические произведения для пяти музыкантов создаются в виде сонатных циклов. Вокальные квинтеты успешно вписываются в программу оперы, кантаты. Мировую известность приобрели следующие коллективы: AC/DC, Spice Girls, Oasis, Scorpions, Deep Purple, Sex Pistols;
- Секстет. Подразумевает шестерых исполнителей;
- Септет: семеро музыкантов, вокалистов, инструменталистов;
- Октет. К числу известных коллективов, в которых входило восемь участников, можно отнести: Guns N’ Roses, Chicago, The Doobie Brothers. Многие джаз-группы представляют собой октеты;
- Нонет. Коллектив из девятерых музыкантов, каждый из которых исполняет самостоятельную партию. Известным исполнительским ансамблем является Чешский нонет. В джазе получили известность нонеты Майлза Дэвиса, Джо Ловано;
- Децимет. Редко встречающийся вид музыкальной группы, в котором каждый из десяти частников исполняет самостоятельную партию. Такие камерные ансамбли являются переходной ступенью к камерным оркестрам.
Хор (др.-греч. χορός - толпа) - хорово́й коллектив, пе́вческий коллектив, музыкальный ансамбль, состоящий из певцов (хористов, артистов хора); совместное звучание человеческих голосов.
Хор отличается от вокального ансамбля (вокального трио, квартета, квинтета и т. д.) наличием как минимум двух (по П. Чеснокову, трёх) или более человек исполняющих одну и ту же партию.
Хором руководит дирижёр или хормейстер. Руководителя церковного хора называют регентом.
Чаще всего хор включает в себя четыре хоровые партии: сопрано, альты, тенора, басы. Но количество партий в принципе не ограничено т. к. каждая из этих основных партий может делиться на несколько относительно самостоятельных партий (это явление у музыкантов называется дивизи): в партесных концертах Василия Титова 12 и более хоровых партий; «Stabat Mater» Кшиштофа Пендерецкого написана для тройного хора по 4 голоса в каждом (в общей сложности 12 хоровых партий).
Хор может петь в сопровождении инструментов или без него. Пение без сопровождения называется пением a cappella. Инструментальное сопровождение может включать в себя практически любой инструмент, один или несколько, или целый оркестр. Как правило на репетициях хора в процессе разучивания произведения, написанного для хора с оркестром, оркестр временно заменяется фортепиано; также фортепиано используется как вспомогательный инструмент при разучивании хоровых произведений a cappella.
Ансамбль (от фр. ensemble - вместе , множество ) - означает совместное исполнение музыкального произведения несколькими участниками или музыкальное произведение для небольшого состава исполнителей; излюбленный с давних времен тип музицирования. В соответствии с количеством исполнителей (от двух до десяти), ансамбль называется дуэтом, трио (терцетом), квартетом, квинтетом, секстетом, септетом, октетом, нонетом или дециметом - по латинским названием цифр. Как самостоятельные произведения ансамбли принадлежат к области камерной музыки, но входят также и в состав опер, ораторий, кантат. ВИА (вокально - инструментальные ансамбли) были распространены в России в семидесятых годах.
История подсказывает нам один из возможных путей образования ансамбля: к поэтическому напеву рожка пастуха присоединяется другой инструментальный «голос», он робко ищет себе путь и находит его, оплетая мелодию первого исполнителя выразительным орнаментом звуковых кружев, не мешающих слушать этот напев, но оттеняющих его красоту, как бы подчеркивающих изобретательные находки.
Несколько певцов задорно выводят русскую народную хороводную песню. Они поют ее вместе. У одного просто не вышло бы такое многообразие эмоциональных оттенков, многоцветье вокальных узоров, создаваемых различными сочетаниями голосов. Это тоже ансамбль. Им не назовешь соревнование певцов, где каждый из претендентов на победу стремится показать прежде всего собственное мастерство. В ансамбле, напротив, каждый старается соразмерять свою художественную индивидуальность, свой исполнительский стиль, технические приемы с индивидуальностью, стилем, приемами исполнения партнеров, что обеспечивает слаженность и стройность исполнения того или иного музыкального произведения в целом. То же самое можно сказать и об искусстве танцевальных ансамблей.
Составы инструментальных ансамблей немногочисленны. Каждую партию в них исполняет один музыкант (камерные ансамбли: дуэт, трио, квартет, квинтет и др.). Наиболее распространенные по составу: фортепьянный дуэт, струнный квартет, квинтет духовых инструментов, дуэт скрипки с фортепьяно, трио (скрипка, виолончель, фортепьяно) и другие - можно часто слышать на отечественной и зарубежной концертной эстраде.
В XVI-XVIII вв.. существовали различные формы полифонического ансамбля. В эпоху венской классики образовались характерные ансамблевые жанры, сохранившие свое значение до настоящего времени (дуэт скрипки с фортепьяно, струнный квартет и т. д.).
· музыкальное сочинение для двух инструментов или двух голосов с инструментальным сопровождением. Каждая партия дуэта имеет самостоятельный характер. Форма инструментального дуэта обширнее, вокального - более простая. Вокальный дуэт пишется как самостоятельный концертный номер или входит в состав вокально-инструментального сочинения, например оперы;
· любой артистический коллектив из двух человек: дуэт певцов, музыкантов, танцоров, актеров театра или кино.
· в переносном смысле - любой коллектив из двух человек, имеющий общую деятельность (например, дуэт футбольных нападающих).
СОЛО (итал. solo, от лат. solus - один) , исполняемые одним певцом или инструменталистом (с сопровождением или без сопровождения) самостоятельная партия или эпизод произведения.
По количественному составу ансамбли можно разделить на малые, средние и большие.
Каждый из них имеет свои закономерности организационного, творческого и психологического характера. Состав малых ансамблей обычно не превышает семи - восьми человек.
Психологи считают, что стабильность отношений, взаимная симпатия, единство взглядов и действий возможны именно в такой группе партнёров. Но согласованность достигается здесь лишь при психологической совместимости всех участников группы. Подобрать коллектив из семи-восьми максимально совместимых музыкантов гораздо труднее, чем из двух-трёх. Поэтому в исполнительской практике чаще встречаются дуэты, трио, квартеты. Реже встречаются квинтеты, секстеты, септеты, октеты.
Нужно сказать, что процесс становления разнообразных по составу народных ансамблей в настоящее время далеко не завершён, вводятся новые инструменты, наблюдается постоянное стремление расширить тембровые границы, обогатить репертуар.
Существуют два вида ансамблей русских народных инструментов: - однородные и смешанные.
О репертуаре. При организации ансамбля в учебных заведениях или в коллективах художественной самодеятельности руководитель (педагог) сталкивается с проблемой репертуара.
К сожалению, композиторами создаётся недостаточно музыки именно для различного рода ансамблей.
Ансамблям постоянно приходится сталкиваться с проблемой и трудностью пополнения репертуара. Конечно, нужно уметь грамотно и хорошо делать переинструментовки с других партитур, либо инструментовки из фортепианного клавира и так далее.
Решение проблемы репертуара для ансамблей народных инструментов всегда находится в творческой компетенции руководителя. Подбирая репертуар, руководитель использует различные источники, это и изданные репертуарные сборники, учебные инструментовки студентов, учащихся, и обмен репертуаром между ансамблями. Руководитель должен всегда поддерживать контакты с другими творческими коллективами.
Именно ансамбль может стать творческой лабораторией по инструментовке. В ансамбле значительно быстрее, чем в оркестре можно сделать анализ партитуры, внести поправки, найти оптимальный вариант звучания. Инструментовщику необходимо по-настоящему вникнуть в характер произведения, его фактуру, учитывать темпы, динамику, штрихи и т.д.
В ансамбле обычно функции инструментовки отличаются от оркестровых; каждый инструмент может быть, как мелодическим, так и аккомпанирующим, функции инструментов становятся более разнообразными. Отличие их состоит ещё и в более полном использовании выразительных приёмов игры, всяких выдумок, находок, благодаря которым полнее раскрывается содержание и образы музыкального произведения.
Репертуар должен быть не только разнообразным и высококачественным в художественном отношении, но и понятным, доступным для учащихся, а также хорошо переложенным для данного ансамбля.
При подборе репертуара следует также учитывать сферу возможностей применения отобранного ансамблевого произведения в музыкальной практике. Целесообразно составлять репертуарный план из произведений различного практического применения с учётом ситуации будущей деятельности ансамбля.
Целенаправленный отбор репертуара непременно предполагает постепенное усложнение заданий, охват основного жанрового содержания музыкальной литературы народного ансамбля.
В основном репертуар ансамбля следует включать произведения народной музыки, сочинения русских и зарубежных композиторов.
Различные виды ансамблей позволяют ознакомиться с отрывками из симфоний, опер, балетов и других музыкальных произведений разных жанров и тем самым расширяет музыкальный кругозор учащихся, готовят их к восприятию этих произведений в концертном зале, в театре.