Где живет дмитрий бертман. Дмитрий Бертман: биография и личная жизнь режиссера Интересные случаи в творческой жизни дмитрия бертмана
Создатель театра «Геликон-опера» - человек очень открытый и гостеприимный. Он охотно показал свою квартиру на Арбате и рассказал немало интересных историй.
Сергей Козловский
Кремовые стены, цветы, огромная библиотека, фотографии знаменитых музыкантов, ноты и шикарный белый рояль посреди гостиной — творческого человека видно сразу. Хозяин только что вернулся из Нью-Йорка, но, несмотря на разницу во времени, держится бодро, угощает нас чаем и проводит экскурсию по своим владениям. Из каждой заграничной поездки Дмитрий Александрович старается привезти какой-нибудь сувенир на память. По его мнению, дом должен собираться из таких вот милых сердцу вещиц и воспоминаний. И тогда находиться в нем будет комфортно и уютно.
Дмитрий Александрович, чем вам приглянулось это место и как давно вы здесь живете?
Дмитрий Бертман:
«Да уже лет семнадцать… Знаете, в этом доме жил Александр Блок, но это я выяснил позже. Я искал какое-то жилье в центре, поближе к театру. У меня умерла бабушка, оставив мне в наследство небольшую хрущевку на „Речном вокзале“. И у меня была своя однушка в районе „Парка культуры“. Я продал обе квартиры и начал рассматривать варианты. Это был второй. Увидев этот дом, я понял, что нашел то, что искал. Почему-то сразу почувствовал позитивную энергетику. В квартире не так много света, да я и не поклонник
комнатных растений
, но регулярно собираю урожай гранатов и мандаринов. (Смеется.) Это была коммуналка, здесь жили четыре семьи, все очень хорошие люди. Вообще же главной мотивацией стал кондитерский магазин рядом — я люблю сладкое. Расселил людей, переоборудовал четырехкомнатную квартиру в трешку и сделал ремонт. За семнадцать лет здесь мало что изменилось, только стены подкрасил. Этот кухонный гарнитур, между прочим, отечественного производства, но до сих пор выглядит как новый».
Наверное, это потому, что вы на гастролях все время. Интерьером занимались дизайнеры?
Дмитрий: «Нет. Тут работали строители-украинцы, которым я сам все и нарисовал. Мне пришлось увеличить площадь кухни — она была крохотной, хотелось просторную гостиную, библиотеку, куда можно было бы поместить все мои книги. Все это я получил и чувствую себя в своем доме очень удобно».
Это дом старой постройки?
Дмитрий:
«Да, дореволюционной, а после войны возвели еще три этажа. Тогда трудились на совесть. Строение хорошее, добротное, толстые стены, высокие потолки. Мне нравится. Потом, приятно греет душу тот факт, что здесь жил Александр Блок. Об этом ничего не написано, но еще остались бабушки, которые помнят поэта. Кстати, дом стоял в планах на снос, и риелтор, который продавал мне квартиру, об этом предупредил. Но я решил рискнуть. И не прогадал: его оставили».
Наверное, тот факт, что дом является историческим наследием, натолкнул вас на мысль оформить гостиную в стиле прошлого века?
Дмитрий: «Нет, наверное, дело все-таки во вкусе и в личных пристрастиях. Уже тогда была мода на хай-тек, который я ужасно не люблю. Это наводит на воспоминания об отелях, где я и так провожу много времени. (Театр «Геликон-опера» дает концерты по всей Европе, выступает в Китае, Ливане, США, участвует в таких фестивалях, как Зальцбургский, Французского радио в Монпелье, в Равенне и др. — Прим. авт.) Поэтому мне хотелось что-то поуютнее. Дом все-таки должен быть «забарахлен», там должны находиться вещи с историей, связанные с какими-то приятными памятными встречами. Мне немного жаль тех людей, которые покупают инсталляции в дизайнерских магазинах. Значит, у них нет картины, которая бы пришла «естественным путем».
У вас вещи с историей?
Дмитрий:
«Конечно. Куда ни ткни — везде история. Вот, например, висит металлическая тарелка. Мне преподнесли ее артисты после премьеры спектакля „Князь Игорь“ в Стамбуле. Это эксклюзивная вещь
ручной работы
, ее делал мастер. Там даже имеется гравировка. А вот эту посудину мне подарил бывший мэр Лужков. А это вообще моя первая тарелка, из нее я ел, когда был малышом. Старинный буфет достался мне от бабушки. Она его раньше открывала, там вот эти стопочки хранились. Буфет — важнейшее изобретение человечества, туда столько всего вмещается! А на первый взгляд кажется очень компактным. Вот эти часы я купил в Швеции, когда ставил в Королевской опере в Стокгольме свой первый спектакль — оперу „Евгений Онегин“. С черными напольными часами связаны другие воспоминания. Я приобрел их для постановки „Пиковой дамы“ — там действие происходило за игорным столом. Часы были частью композиции».
А как у вас появились эти старинные кресла?
Дмитрий:
«О! Эта фамильная ценность лежала в сарае на даче в ужасном состоянии. Никто не относился к креслам как к предметам антиквариата. Считали, что это просто старье, которое нужно сбагрить на дачу. А я, будучи во Франции, зашел в Версальский музей и увидел там точно такие же кресла, один в один. Думаю: «Надо же, а они у нас в сарае пылятся». Приехал, разыскал реставраторов и вернул креслам первоначальный вид. Это же настоящее дерево. Большое зеркало тоже старинное. Раньше оно стояло на даче на комоде. Мой дедушка покрасил рамку половой краской, пришлось счищать эту «красоту».
Во Франции вы ставили спектакли?
Дмитрий:
«У меня очень многое связано с Парижем. Франция дала „Геликону“ международное признание, каждый год мы ездим туда на гастроли. Моя „Кармен“ шла на французских сценах около двухсот раз. Париж подарил мне встречу с Галиной Вишневской и Мстиславом Ростроповичем. Мы вместе ставили „Летучую мышь“ в Эвиане».
Я обратила внимание на ноты с его автографом…
Дмитрий:
«Да. И посмотрите на дату — с двадцать девятого на тридцатое. Мы репетировали ночью».
Белый рояль — украшение вашей гостиной. Как он к вам попал?
Дмитрий:
«Представьте себе, с этим тоже связана
любопытная история
. Я по первому образованию пианист, окончил
музыкальную школу
. И первое мое пианино — „Заря“. Я его очень любил. Хотя папа, который занимался со мной, пугал меня скрипящей педалью. Если я плохо играл, он на нее нажимал и говорил, что инструмент на меня злится. А когда мы переехали жить на другую квартиру, инструмент разбили рабочие при перевозке. Тогда я купил себе рояль марки „Шредер“. В свое время композитор Сергей Рахманинов выбрал его для любовницы Федора Шаляпина. Она была директором детской библиотеки в Москве и при этом любила музицировать. А я приобрел его у дочери этой дамы. Это был огромный черный рояль, очень красивый, я пытался на нем заниматься, но ничего не получалось. Там была простая механика (профессионалы понимают). Так что с непослушным инструментом в конечном счете пришлось расстаться. А рояль марки „Зайлер“, который вы видите сейчас, преподнесла мне в дар сама хозяйка, фрау Зайлер. Мадам — страшная фанатка нашего театра. Путешествуя по миру, она посещала все наши концерты. Останавливалась и в Москве, здесь у нее тоже свой бизнес. Как-то раз я пригласил ее домой. Мы сидели, пили чай, разговаривали, и тут она подошла к стене и сделала фотографию, я даже не понял зачем. Поймав мой недоуменный взгляд, фрау Зайлер заметила: „Не волнуйтесь, я просто настраиваю свой фотоаппарат“. А через некоторое время мне позвонили и сказали, что пришла посылка из Германии. Я был в отъезде, сказал: „Оставьте внизу, у консьержа“. Говорят: „Нельзя, слишком большая“. Когда открыли ящик, выяснилось, что там прекрасный рояль, под цвет обоев моей комнаты. Это мадам Зайлер преподнесла мне такой подарок. Позже она сама позвонила и попросила, чтобы к инструменту пока не прикасались — для первой настройки приедет мастер из Германии. Это прекрасный инструмент, я на нем играю до сих пор. Когда приходят друзья, мы поем».
Камин для создания камерной обстановки тоже очень кстати…
Дмитрий:
«Иметь в доме камин было моей детской мечтой. Хотя он не дровяной, а электрический, все равно, сидя рядом с ним, будто ощущаешь тепло. Становится очень уютно. Рядом с камином стоит большая свеча. Когда я ее покупал, то спросил продавца: „Как долго она будет гореть?“ Он посмеялся: „На вашу жизнь хватит“. Раньше я ее часто зажигал, а теперь берегу».
У вас в лучших традициях старины на стене висит
парадный портрет
хозяина дома…
Дмитрий:
«Этот портрет я привез из Ливана. На самом деле на нем изображен вовсе не я, а какой-то неизвестный. Хотя друзья говорят, что определенное сходство между нами просматривается. Мой портрет (правда, детский) тоже имеется. Его когда-то написал художник Дмитрий Иконников и подарил мне семь лет назад. Картины у меня подбираются спонтанно, не под дизайн квартиры. Картина — это ведь такая энергетика мощнейшая! Не понимаю, как можно на то место, где должен находиться „передатчик энергии“, вешать какую-то лажу из ИКЕА? Нет, я считаю, дом должен сформироваться».
У вас есть здесь любимое место?
Дмитрий:
«Наверное, библиотека. Я люблю читать, у меня много раритетных книг. Сейчас же все что угодно можно скачать из Интернета. Но перелистывать страницы книги — это совсем другое ощущение. Здесь же я храню ноты, клавиры. У меня немало старинных. Когда-то, будучи студентом, я покупал их в магазине на Неглинной улице за сущие копейки. Это эскизы к моим спектаклям. Фотографии и портреты
известных людей
, чья жизнь была связана с театром и музыкой, — Константина Станиславского, композитора Дмитрия Шостаковича, певца Федора Шаляпина».
Недаром говорят, что дом — это отражение личности человека.
Дмитрий:
«Да, но дом собирается еще и благодаря тем людям, которые окружают хозяина. Я же не в одиночной камере нахожусь. (Смеется.) У меня много друзей, которые живут на разных континентах. И когда мы встречаемся, каждый привозит в подарок какой-то сувенир. Даже рамочки для фотографий я не сам покупал. Видите, они все разные? Можно было бы приобрести одинаковые, под дизайн. Но не получается. Вот там стоят фарфоровые фигурки Коломбины, Пьеро. Это персонажи из различных спектаклей. Их дарят мне артисты после премьеры, сложилась такая традиция. Точно так же, как вот этих кошек. Я их специально не собираю, клянусь. Просто однажды кто-то подарил мне кошку, потом еще. Потом люди заметили, что у меня стоят эти фигурки, и начали их дарить одну за другой. И сейчас они размножились, их уже целая витрина».
Есть выражение: «Мой дом — моя крепость». Как бы вы охарактеризовали свой дом?
Дмитрий:
«Крепостью его нельзя назвать. Мне особо обороняться не надо. Не от кого. Наоборот, это место, куда приходят мои друзья, коллеги. Дом встреч».
Худрук "Геликон-оперы" вошел в возраст силы
Чайковский в 50 лет написал «Пиковую даму», Верди - «Силу судьбы», Пуччини - свой «Триптих», Моцарт... вообще не дожил. А Дмитрий Бертман счастлив тем, что со всеми из них водит добрую, хотя местами и сложную дружбу. Он имеет возможность прийти в свой театр, который пришлось выстрадать и отстоять, он горд тем, что «Геликон» известен не только цельной эстетической платформой, но и атмосферой театра-семьи.
С Галиной Вишневской. Фото: gorproect.ru
«У меня постоянно с Римским-Корсаковым споры идут»
- Вот входите в театр - какая первая мысль возникает? На чем себя ловите?
Ой, когда вхожу - до сих пор не верю, что все это не сон, что мы обрели историческую сцену, и я наслаждаюсь красотой нашего здания, талантом труппы и - да, понимаю, что я самый счастливый человек в мире.
- Любимый уголок есть?
Все любимое: костюмерные, классы, вплоть до вентиляционных шахт - это тоже завораживающее зрелище. У нас их две. Одна - на «минус первом» этаже, другая - на четвертом. Эти шахты - как декорации к спектаклю «Леди Макбет Мценского уезда ». А еще любимейшее место - выход на крышу, где открывается потрясающий вид на Москву - на храм Христа Спасителя, Кремль, на высотку на площади Восстания. Это такое заветное место, куда можно прийти с близкими друзьями, помедитировать там, ведь сверху все жизненные ситуации по-другому видятся. И под сценой пространство уникальное, где вся машинерия стоит - целый завод... Я там каждый день бываю.
- Читатель спросит: что вы там делаете каждый день?
А как же? Чтобы машинерией пользоваться, ее надо хорошо знать, так что желательно бывать там почаще.
- А на что специально обученный человек?
Я сам должен разбираться во всем, чтобы разговаривать со специалистами на одном языке. Так и строился театр: я поначалу ничего не понимал в строительстве, но потом стал жить на этой стройке, стал узнавать каждого строителя, инженера в лицо и по имени.
- А на каком месте вы стоите в зале в момент репетиции?
Зрительный зал - это самый-самый финал работы, это уже момент контроля, а до этого - бегаю-бегаю, камерно репетирую в классах, ведь выстроенная мизансцена - это уже результат...
- Вот вы не имеете возможности пообщаться с уже покойным композитором, но есть ли у вас такая потребность?
Отчего же не имею возможности? Прежде я должен вникнуть во все нюансы его биографии и мироощущения, знать его время, все, что его окружало, буквально почасово.
- Почасово?
Конечно. И когда я все это уже знаю, то только тогда имею право задать композитору какие-то вопросы.
- Как?
На кладбище еду, например. Очень люблю лавру Александро-Невскую - там Чайковский, Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков; прихожу к ним в гости с цветами. На венское кладбище хожу к великим. В Москве - на Новодевичье. Обязательно. Там можно сконцентрироваться, подумать, что-то даже сказать. Все это интимный процесс.
- А бывает, что ответа нет - контакт не налажен?
М-м-м... Обычно контакт налаживается, но ситуации разные бывают. Я вот знаю, что у меня хорошие отношения с Чайковским, Бородиным, Шостаковичем, а вот с Римским-Корсаковым споры идут. Но все равно стараюсь с ним как-то договориться.
- То есть он мужчина колючий?
Ну... мы с ним мыслим по-разному. Парадоксально-смешные ситуации происходят: приезжаю - бах, ремонт памятника, он забит! И я тогда Римскому-Корсакову под доски подкладываю цветы. Он на меня иногда обижается за купюры.
- За вырезанные места в произведении?
Да. Ну приходится! И тогда я иду к нему и объясняю, почему это делаю. И он - иногда - открывается, ну знаете, солнышко выходит... А иногда я понимаю, что он слышит, что ему говорю, но все равно не соглашается.
- И много кого резать приходится?
Бывает. Но при этом с Чайковским у меня все хорошо, он дает мне эту возможность с радостью. С Рубинштейном сначала был на «вы», потом он на «ты» перешел. Теперь мы друзья.
- То есть купюры они стали прощать? Мол, что делать, цифровой век...
Они прощают, если купюры делаются мотивированно, то есть для концентрации драматургии, для того чтобы произведение стало успешным - а в их времена оно могло, кстати, не иметь никакого успеха.
- А как общаться с теми, с кем нельзя встретиться лично на кладбище? Вот Верди...
Да ну что вы! С Верди отлично общаемся, с ним легко - он очень театральный, он по своей сути режиссер, то есть коллега. Верди - мастер, педагог...
- То есть он не будет говорить, что музыка первична, и хоть ты убейся.
Нет, я сам говорю, что музыка первична. Вопрос в другом: что нужно сделать для успеха спектакля? А им-то успех тоже нужен.
- Ну да, чтоб они сказали: Дима, 50% твоих аплодисментов - это нам.
Я думаю, что 99% аплодисментов - это им. Нет, правда. Это не самокритика и не кокетство. Ведь даже если спектакль поставлен ужасно и безобразно, зритель все равно будет хлопать, потому что когда Виолетта в «Травиате» будет умирать, и тут начнет звучать скрипка, то зал все равно заплачет, вне зависимости от режиссера. «Музыка вывезет все», - говорил Борис Покровский. И этим многие пользуются. Даже те, кто не владеет профессией оперной режиссуры. Особенно это касается иных драматических режиссеров, приходящих на оперное поле, которые думают только над своим концептом, а хор пусть себе поет, а музыканты пусть себе как-нибудь играют, - и музыка их в итоге оправдывает.
Роскошный зал «Стравинский» в «Геликоне».
«Вот выйду на сцену - а меня в коррупции обвинят!»
- Не возникало желания остаться на сцене в качестве актера?
У меня было несколько случаев в жизни, но я не хочу, чтобы они повторились. Вот, например, когда еще учился в ГИТИСе, я поставил в любительском театре Дома медиков «Иоланту» Чайковского. Там пели все - от народных артистов до студентов и просто любителей. И вот не пришел один мой однокурсник на небольшую роль Бертрана, привратника королевского замка. Что делать? И мне пришлось наложить на себя грим Бертрана и весь спектакль петь эту роль, чтобы спасти ситуацию. Но это стресс, и пел я, наверное, ужасно, так что… нет, не надо... Или вот выйду на сцену - а мне пришьют «коррупционную составляющую», что я вышел специально лишних денег заработать. В свете всех последних событий...
Все эти коррупционные скандалы на театре - если с высоты птичьего полета - это то чистилище, которое нужно пройти при переходе страны от социализма к капитализму?
Ой не знаю. Я - если по системе Станиславского - не знаю «что воровать» и «где воровать». Вот задамся я целью: мне нужно украсть. Хорошо. Но сразу вопросы: что и где, потому что оперные театры каждый месяц еле-еле концы с концами сводят, эти деньги, которые мы получаем, они очень малы для нашей отрасли. И зарабатываем мы как учреждение маленькие деньги, ведь билеты стоят дешево по сравнению с европейскими ценами. Увеличивать цену билетов нельзя - так мы сразу отсекаем зрителя. Вот и не знаю, где взять эти лишние деньги, а главное, как это сделать, когда вся финансовая деятельность идет через электронную систему в «облаке» и за каждой операцией театра одновременно следят и Казначейство, и Департамент, множество структур видят прохождение документов. Да плюс каждый раз мы сдаем баланс, проверки, отчеты!
- То есть захоти вы украсть миллион-другой - ничего не получится?
Конечно, не получится. Чтобы выписать гонорар, надо сначала утвердить смету в Департаменте по культуре, а потом еще это согласовать. И любая сделка, каждое проведение денег идет по электронному обороту, это даже не бумажка, ничего задним числом не сделаешь и не впишешь.
- Часто говорят, что даже в творческих людях материальный фактор сегодня побеждает...
Я это вообще никак не ощущаю ни у себя, ни у своих артистов. Поэтому и счастлив: все вокруг делают не деньги, а театр - Театр! У меня, наоборот, возникает чувство жалости, что труд артистов оплачен не в той степени, в которой его можно было бы оценить. Ведь труд оперного артиста очень тяжелый, связанный со многими человеческими факторами. Во-первых, нужно родиться с голосом. И голос - это тот божественный дар, который артист должен всю жизнь отрабатывать. Потому что если этот дар не отрабатывается, то он забирается богом ровно так же, как и давался. И забрать его может любой грипп, отравление, стресс, конфликт, неправильный урок с педагогом, длинный перелет, окрик дирижера, лишний спектакль, который певец спел, чтобы выручить театр.
- А были на вашей памяти случаи, когда певцы теряли голос?
Конечно, были. Когда театр только начинался, у нас еще было мало певцов, не было дублирующих составов, а билеты продали, надо петь, и певица исполняла четыре дня подряд сложнейшую партию. И аппарат не выдерживал. И это необратимо. Такие вот грехи на мне. И не потому, что я заставлял, это было обоюдное желание, потому что артист жаден до сцены, его, наоборот, приходится спасать и оберегать от таких подвигов.
- Вот вы как вообще людей видите - лицами или голосами?
- Но встречаются же обманки? По телефону говоришь - один человек, встречаешь - другой совсем.
Было один раз такое. С Монтсеррат Кабалье. Я слушал ее с детства, знал записи, видел в спектаклях и совершенно иначе представлял ее как человека, пока не стал с нею работать. Это была самая большая обманка. И единственная.
- А ваши две другие великие женщины-подруги - Вишневская и Образцова, - с ними было полное соответствие?
Абсолютно. Точнейшее. Люди с прямым характером. Галина Вишневская потому и выбрала Образцову и поначалу ее опекала, что они очень похожи: обе блокадницы, обе из Петербурга, очень эмоциональные, чувственные, эротичные. И они обе... как бы точное слово найти... обе «неправильные».
- В правильном смысле «неправильные»?
Да. Они исключение. На чем и стоит великое искусство. Потому что когда все правильно - там нет искусства. И с ними я продолжаю, конечно, общаться. Но мне не хватает обратной связи. Как у Мандельштама написано, перефразируя: у меня - в телефоне - еще есть адреса, по которым найду мертвецов голоса.
С Еленой Образцовой и Анной Нетребко.
«На что мне обижаться? Меня что, недооценили?»
А вас никогда не посещала мысль, что опера - это совсем не «вид искусства», как об этом нам рассказывает энциклопедия, а что-то совсем иное - по своей сути и значимости? Ну в свете того, о чем мы говорили ранее... то есть вроде как развлечение, а с другой стороны, космическое явление.
Другое абсолютно. Потому что музыка - это информация, это вибрация какого-то божественного происхождения. В любой точке мира люди, владеющие разными языками, слушая одну и ту же музыку, будут в одних и тех же местах плакать, замирать, улыбаться; то есть музыка - это язык, который понимают все, причем одинаково. Другое дело, что есть люди, которые не заслужили его понимать. Или им это пока не дано.
- То есть не только артистов бог выбирает, но и зрителей?
Конечно. В этом смысл театра и любого искусства - делать выбор зрителей, окружать себя теми, кто тебе близок. Это уже отношения - когда мы, «Геликон», нуждаемся в своем зрителе, а этот зритель нуждается в нас.
Кстати в свете этой зрительской любви: не было ли соблазна к 50 годам взять и почувствовать себя великим? «Я великий», и все тут.
Ну на это же время надо. Пока у меня не было времени задуматься об этом. А задумаешься - сделаешь шаг назад, уходишь от того, чем ты должен заниматься. А что мне бронзоветь? И на что мне обижаться? Меня что, недооценили, что ли? У меня, наоборот, всегда комплекс: я, может, и недостоин того, что имею. Поэтому всегда искренне благодарю тех, кто мне помогал, понимаю, что они мне сделали аванс и что нельзя их подвести. Это касается и моих педагогов, и тех, кто помогал и помогает делать театр. Поэтому, когда меня ругают - Бертман опять похвалил мэра, мол, лижет, - у меня внутри возникает чувство обиды и сопротивления, потому что я искренен здесь: как можно не говорить про человека, который тебя сделал счастливым? Я вместе с театром прошел через все власти, начиная с Горбачева, и все люди, от которых зависел прогресс дела моей жизни, они всегда помогали и помогают, потому что они видели результат. Я за всю свою жизнь ни разу не дал никому взятку, ни разу у меня никто ее не попросил. Ни разу я с понятием коррупции не столкнулся. Поэтому и говорю, что счастливый.
- Но можно иногда - как худруку - включить диктатора?
У меня две роли. Как по Шаляпину: в артисте должно жить два человека - это художник и контролер. Как руководитель я беру на себя ответственность - за актеров, за их жизни. Беру на себя все проблемы, пытаюсь их решать, не жду чуда. Поэтому я для своих артистов - глава семьи. У нас большое доверие. Я знаю про них много вещей, которые останутся со мной на всю жизнь. Стараюсь помочь им - чтобы они достигали каких-то результатов с меньшими потерями для себя. Жестким бываю редко - в моменты непослушания, когда не может быть других способов. Но, повторяю, это очень редко случается, ведь для меня очень важен отбор в нашу семью. Если кто-то чего-то не делает, я к себе отношу эти проблемы - значит, плохо их воспитал.
- В театре задерживаетесь?
До глубокой ночи. И не остаюсь один, потому что таких сумасшедших, как я, у нас полный театр. Уходя в два ночи, еще можно за дверью класса слышать поющий голос - кто-то занимается. А вахтер и охранник, провожая, мне рассказывают, как сегодня спел тот или иной артист, дают свою критическую оценку. Вместе с нами приходят пить этот «эликсир счастья». Равно как и уборщицы, которые по 25 лет уже работают, с которыми я давно на «ты». В театре в принципе люди не работают ради денег, это как церковь - здесь служат.
- Была когда-нибудь мысль бросить все?
Это невозможно. Нет, нереально. Да, когда шла борьба за это здание, мне было страшно физически - были угрозы, было нападение, - и параллельно у меня возникали хорошие предложения из разных стран : мол, уезжай к нам. Но семья-то здесь, как можно бросить? Давно понял: если возникают какие-то сложности, то самый большой катарсис - от их решения.
- А на какой возраст себя ощущаете?
Может, впадаю в маразм, но сейчас ощущаю себя моложе. Хотя когда был молодым, ощущал себя старше. Слушайте, когда я в 21 год закончил ГИТИС, стал приезжать в театры, выходил и говорил «а давайте репетировать» - на меня смотрели круглыми глазами: «Это что? Это режиссер?». Поэтому пришлось себя как-то «подстаривать»: пришлось надевать костюмы, брюки со стрелками, галстуки. А сейчас все пошло в другую сторону: мне интереснее с молодежью, хочу смотреть на мир их глазами и наконец можно ходить в джинсах... Посмотрите на артистов - моих сверстников. Они выглядят на тридцать. Отлично сохранились. А почему? Потому что такая атмосфера у нас - нет никакой злости, люди остаются молодыми, они все приняли средство Макропулоса. Так и живем.
Лучшее в "МК" - в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в
Народный артист России, театральный режиссёр, художественный руководитель московского музыкального театра «Геликон-Опера».
Уже в 16 лет, в 1984 году, поступил в ГИТИС, на курс Г. П. Ансимова , где получил специальность режиссера музыкального театра. Еще учась ставил спектакли в России и на Украине.
В 1990 году Дмитрий Бертман создал в Москве музыкальный театр «Геликон-Опера» . Уже в 1993 году театр получил статус государственного. Новообразованный коллектив сразу привлек к себе внимание и доказал свою компетентность и быстро стал популярен. В театре идут как классические оперы, так и оперетты и мюзиклы.
Дмитрий Бертман неоднократно награждался театральными премиями «Золотая Маска», «Гвоздь сезона», международной им. К. С. Станиславского, правительства Москвы и др.
На сегодняшний день, Дмитрий Бертман поставил более 90 спектаклей как в «Геликон-Опере», так и в других российских и зарубежных театрах. Кроме этого, он активно занимается преподаванием : с 1994 года преподает в Оперной студии Берна (Швейцария), проводит мастер-классы в Московской государственной консерватории им. П. И Чайковского, с 1996 года является художественным руководителем курса режиссуры музыкального театра в РАТИ, с 1998 – и курса актёров музыкального театра. В 2003 году он возглавил кафедру музыкального театра РАТИ.
С 2000 года Дмитрий Бертман является главным режиссёром акции «Звёзды мира – детям».
С конца 2011 года - секретарь Союза театральных деятелей России.
Дмитрий Бертман | |
Имя при рождении: | |
---|---|
Дата рождения: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Место рождения: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Дата смерти: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Место смерти: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Профессия: | |
Гражданство: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Годы активности: |
с 1988 - наст. время |
Псевдонимы: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Амплуа: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Театр: | |
Роли: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Спектакли: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Награды: | |
IMDb : |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Сайт: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Подпись: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
[[ Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке | |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Дми́трий Алекса́ндрович Бе́ртман (род. 31 октября , Москва) - российский театральный режиссёр , художественный руководитель московского музыкального театра «Геликон-Опера ». Народный артист России ()
Биография
Еврей, Дмитрий Бертман родился в Москве. В 1984 году , в 16 лет, поступил в ГИТИС имени А. В. Луначарского , на курс профессора Г.П. Ансимова , где получил специальность режиссёра музыкального театра. Ещё в студенческие годы поставил ряд музыкальных и драматических спектаклей в профессиональных театрах Москвы, Твери , Одессы . Дипломной работой стала постановка в 1988 году мюзикла Ренато Рашела «Черепаший день, или Супружеская идиллия» в Тверском областном театре драмы .
В конце 2005 года Дмитрий Бертман стал лауреатом премии им. К.C. Станиславского в номинации «Режиссёрское искусство» за вклад в развитие оперной режиссуры.
23 октября 2011 года решением VI (XX) Съезда Союза театральных деятелей Российской Федерации художественный руководитель театра «Геликон-Опера» Народный артист России Дмитрий Бертман был единогласно выбран секретарём Союза театральных деятелей России .
В 2012 году Дмитрий Бертман стал членом Совета по культуре при председателе Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации.
8 октября 2014 года Дмитрий Бертман становится постановщиком исторического концерта в Государственном Академическом Большом театре России - Оперного бала Елены Образцовой , приуроченном к 75-летию великой певицы .
В концерте приняли участие звезды мировой оперы Анна Нетребко , Мария Гулегина , Хосе Кура , Дмитрий Хворостовский , Юзиф Эйвазов , Ольга Перетятько и другие.
Вместе с выдающимися артистами на сцене Большого театра в этот вечер выступал хор театра «Геликон-опера».
2 ноября 2015 года - Дмитрий Бертман открывает историческую сцену театра «Геликон Опера» на Большой Никитской. На торжественной церемонии открытия театра после реставрации дворца княгини Шаховской выступают звезды мировой оперы Дмитрий Хворостовский, Александр Антоненко, Инва Мулла и Ольга Бородина .
В январе 2015 года артисты театра «Геликон-опера» приняли участие в совместном проекте театра и Московской государственной филармонии - постановке спектакля «Демон» А.Г. Рубинштейна с участием Дмитрия Хворостовского, Асмик Григорян и Александра Цымбалюка, а также Госоркестра России имени Е.Ф. Светланова под управлением Михаила Татарникова . Режиссёром спектакля стал Дмитрий Бертман.
Первыми спектаклями, поставленными Дмитрием Бертманом после возвращения «Геликон-оперы» на Большую Никитскую, стали оперы «Садко» Н. А. Римского-Корсакова]] и «Евгений Онегин» П. И. Чайковского (воссоздание легендарного спектакля К. С. Станиславского 1922 года),
8 марта 2016 года по инициативе Дмитрий Бертмана, на сцене театра «Геликон опера» состоялся специальный музыкальный проект посвященный 75-летнему юбилею артиста театра и кино Андрея Миронова . «Мальчишник для Андрея Миронова» транслировали на канале «КУЛЬТУРА» 2 мая 2016 года. В этот вечер для зрительниц «Геликона» пели народный артист России Сергей Безруков, народный артист России Юрий Васильев, заслуженный артист России Александр Олешко, заслуженный артист России Евгений Дятлов, Сергей Маховиков, Юрий Чурсин, Антон Эльдаров, Алексей Гоман, Руслан Алехно. Музыкальные подарки к Международному женскому дню приготовили и солисты театра «Геликон-опера» заслуженный артист России Вадим Заплечный, Алексей Исаев, Вадим Летунов, Александр Миминошвили, Андрей Паламарчук, Александр Клевич, Михаил Егиазарьян, Дмитрий Скориков, Михаил Давыдов, Максим Перебейнос, Пётр Морозов, Андрей Паламарчук, приглашенный солист театра Дзамболат Дулаев.
В марте 2016 года на сцене Финской национальной оперы в Хельсинки состоялась долгожданная премьера оперы «Похождения повесы» Игоря Стравинского в постановке Дмитрия Бертмана.
В апреле 2016 года состоялась премьера оперы «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова в Deutsche Oper am Rhein (Германия).
25 апреля в Театр «Геликон-опера» при участии Первой театральной премии «Хрустальная Турандот» состоялся новый международный культурный проект «Лига Maestri». Торжественная церемония была посвящена оперной диве Марии Гулегиной. Концерт «Виват, Мария!» объединил на главной сцене «Геликон-оперы» солистов театра и драматических актеров - лауреатов и номинантов Первой театральной премии «Хрустальная Турандот». В этот вечер примадонну чествовали народная артистка РСФСР Алла Демидова, народный артист РСФСР Сергей Шакуров, заслуженный артист России Даниил Спиваковский, лауреат театральных премий «Золотая Маска» и «Хрустальная Турандот» Игорь Миркурбанов. В концерте приняли участие солисты театра Константин Бржинский, Игорь Морозов, Максим Перебейнос, Дмитрий Скориков, Дмитрий Хромов, Дмитрий Янковский, хор и симфонический оркестр театра «Геликон-опера» под руководством Валерия Кирьянова. Вел концерт народный артист России Евгений Князев.
27 апреля в Концертном зале им. Чайковского Московской государственной филармонии с участием театра «ГЕЛИКОН ОПЕРА» состоялось концертное исполнение оперы «Норма» В. Беллини при участии мировой оперной звезды Марии Гулегиной, солистов театра «Геликон-опера» заслуженных артистов России Ксении Вязниковой и Михаила Гужова, а также Ирины Рейнард, Ильи Говзича, Дмитрия Хромова, артистов хора и оркестра театра «Геликон-опера». Дирижёр Константин Хватынец
Звания и награды
Напишите отзыв о статье "Бертман, Дмитрий Александрович"
Примечания
Ссылки
См. также
Отрывок, характеризующий Бертман, Дмитрий Александрович
Даже земля могил...Так почему ж так мало
Ты, мой сыночек, жил?
Мальчик мой ясноглазый,
Радость, надежда моя!
Не уходи, мой милый,
Не покидай меня...
Он нарёк его Александром, выбрав это имя сам, так как мама была в больнице и ему некого больше было спросить. А когда бабушка предложила помочь похоронить малыша, папа категорически отказался. Он сделал всё сам, от начала до конца, хотя я не могу даже представить, сколько горя надо было перенести, хороня своего новорождённого сына, и в то же время зная, что в больнице умирает его горячо любимая жена... Но папа это всё перенёс без единого слова упрёка кому-либо, только единственное, о чём он молился, это чтобы вернулась к нему его любимая Аннушка, пока этот страшный удар не подкосил её окончательно, и пока на её измученный мозг не опустилась ночь...
И вот мама вернулась, а он был совершенно бессилен чем-то ей помочь, и совершенно не знал, как же её вывести из этого жуткого, «мёртвого» состояния...
Смерть маленького Александра глубоко потрясла всю семью Серёгиных. Казалось, никогда не вернётся в этот грустный дом солнечный свет, и никогда не будет звучать больше смех... Мама всё ещё была «убитой». И хотя её молодое тело, подчиняясь законам природы, начинало всё больше и больше крепнуть, её раненая душа , несмотря на все старания папы, как улетевшая птица, всё ещё была далеко и, глубоко окунувшись в океан боли, не спешила оттуда вернуться...
Но вскоре, через каких-то шесть месяцев, к ним пришла добрая новость – мама снова была беременна... Папа вначале перепугался, но видя, что мама вдруг очень быстро начала оживать, решился идти на риск, и теперь уже все с большим нетерпением ждали второго ребёнка... На этот раз они были очень осторожны, и пытались всячески уберечь маму от любых нежелательных случайностей. Но, к сожалению, беде, видимо по какой-то причине, полюбилась эта гостеприимная дверь... И она постучалась опять...
С перепугу, зная печальную историю первой маминой беременности, и боясь, как бы опять что-то не пошло «не так», врачи решили делать «кесарево сечение» ещё до того, как начнутся схватки (!). И видимо сделали это слишком рано... Так или иначе, родилась девочка, которую назвали Марианной. Но прожить ей, к сожалению, удалось тоже очень недолго – через три дня эта хрупкая, чуть распустившаяся жизнь, по никому не
известным причинам
, прервалась...
Создавалось
жуткое впечатление
, что кому-то очень не хочется, чтобы мама родила вообще... И хотя по своей природе и по генетике она была сильной и абсолютно пригодной для деторождения женщиной, она уже боялась даже подумать о повторении такой жестокой попытки когда-то вообще...
Но человек – существо, на удивление, сильное, и способно вынести намного больше, чем он сам когда-либо мог бы себе представить... Ну, а боль, даже самая страшная, (если она сразу не разрывает сердце) когда-то видимо притупляется, вытесняемая, вечно живущей в каждом из нас, надеждой. Вот поэтому, ровно через год, очень легко и без каких-либо осложнений, ранним декабрьским утром у семьи Серёгиных родилась ещё одна дочь, и этой счастливой дочерью оказалась я... Но... и это появление на свет наверняка кончилось бы не так счастливо, если бы всё и дальше происходило по заранее подготовленному плану наших «сердобольных» врачей... Холодным декабрьским утром маму отвезли в больницу, ещё до того, как у неё начались схватки, чтобы, опять же, «быть уверенными», что «ничего плохого» не произойдёт (!!!)... Дико нервничавший от «плохих предчувствий» папа, метался туда-сюда по длинному больничному коридору, не в состоянии успокоиться, так как знал, что, по их
общему договору
, мама делала такую попытку в последний раз и, если с ребёнком что-то случится и на этот раз – значит, им никогда не суждено будет увидеть своих детей... Решение было тяжёлое, но папа предпочитал видеть, если не детей, то хотя бы свою любимую «звёздочку» живой, а не похоронить сразу всю свою семью, даже по-настоящему ещё не поняв, что же такое по-настоящему означает – его семья...
К папиному большому сожалению, маму опять же пришёл проверять доктор Ингелявичус, который всё ещё оставался там главным хирургом, и избежать его «высокого» внимания было очень и очень сложно... «Внимательно» осмотрев маму, Ингелявичус заявил, что придёт завтра в 6 часов утра, делать маме очередное «кесарево сечение», на что у бедного папы чуть не случился сердечный удар...
Но около пяти часов утра к маме явилась очень приятная молодая акушерка и, к большому маминому удивлению, весело сказала:
– А ну, давайте-ка готовиться, сейчас будем рожать!
Когда перепуганная мама спросила – а как же доктор? Женщина, спокойно посмотрев ей в глаза, ласково ответила, что по её мнению, маме уже давно пора рожать живых (!) детей... И начала мягко и осторожно массировать маме живот, как бы понемножку готовя её к «скорому и счастливому» деторождению... И вот, с лёгкой руки этой чудесной незнакомой акушерки, около шести часов утра, у мамы легко и быстро родился её первый живой ребёнок, которым, на своё счастье, и оказалась я.
– А ну, посмотри-ка на эту куколку, мама! – весело воскликнула акушерка, принося маме уже умытый и чистенький, маленький кричащий сверток. А мама, увидев впервые свою, живую и здоровую, маленькую дочь... от радости потеряла сознание...
Когда ровно в шесть часов утра доктор Ингелявичус вошёл в палату, перед его глазами предстала чудесная картинка – на кровати лежала очень
счастливая пара
– это была моя мама и я, её живая новорожденная дочурка... Но вместо того, чтобы порадоваться за такой неожиданный счастливый конец, доктор почему-то пришёл в настоящее бешенство и, не сказав ни слова, выскочил из палаты...
Мы так никогда и не узнали, что по-настоящему происходило со всеми «трагично-необычными» родами моей бедной, настрадавшейся мамы. Но одно было ясно наверняка – кому-то очень не хотелось, чтобы хоть один мамин ребёнок появился живым на этот свет. Но видимо тот, кто так бережно и надёжно оберегал меня всю мою
дальнейшую жизнь
, на этот раз решил не допустить гибели ребёнка Серёгиных, каким-то образом зная, что в этой семье он наверняка окажется последним...
Вот так, «с препятствиями», началась когда-то моя удивительная и
необычная жизнь
, появление которой, ещё до моего рождения, готовила мне, уже тогда достаточно сложная и непредсказуемая, судьба....
А может, это был кто-то, кто тогда уже знал, что моя жизнь кому-то и для чего-то будет нужна, и кто-то очень постарался, чтобы я всё-таки родилась на этой земле, вопреки всем создаваемым «тяжёлым препятствиям»...
Время шло. На дворе уже полностью властвовала моя десятая зима, покрывшая всё вокруг белоснежным пушистым покровом, как бы желая показать, что полноправной хозяйкой на данный момент является здесь она.
Всё больше и больше людей заходило в магазины, чтобы заранее запастись
Новогодними подарками
, и даже в воздухе уже «пахло» праздником.
Приближались два моих самых любимых дня – день моего рождения и
Новый Год
, между которыми была всего лишь двухнедельная разница, что позволяло мне полностью насладиться их «празднованием», без какого-либо большого перерыва...
Я целыми днями крутилась «в разведке» возле бабушки, пытаясь разузнать, что же получу на свой «особый» день в этом году?.. Но бабушка почему-то не поддавалась, хотя раньше мне никогда не составляло большого труда «растопить» её молчание ещё до своего дня рождения и узнать какой такой «приятности» я могу ожидать. Но в этом году, почему-то, на все мои «безнадёжные» попытки, бабушка только загадочно улыбалась и отвечала, что это «сюрприз», и что она совершенно уверена, что он мне очень понравится. Так что, как бы я ни старалась, она держалась стойко и ни на какие провокации не поддавалась. Деваться было некуда – приходилось ждать...
Поэтому, чтобы хоть чем-то себя занять и не думать о подарках, я начала составлять «праздничное меню», которое бабушка в этом году разрешила мне выбирать по своему усмотрению. Но, надо честно сказать, это не была самая лёгкая задача, так как бабушка могла делать настоящие кулинарные чудеса и выбрать из такого «изобилия» было не так-то просто, а уж, тем более – поймать бабушку на чём-то невыполнимом, было вообще делом почти что безнадёжным. Даже самым привередливым гурманам, думаю, нашлось бы, чем у неё полакомиться!.. А мне очень хотелось, чтобы на этот раз у нас «пахло» чем-то совершенно особенным, так как это был мой первый «серьёзный» день рождения и мне впервые разрешалось приглашать так много гостей. Бабушка очень серьёзно ко всему этому отнеслась, и мы сидели с ней около часа, обсуждая, что бы такое особенное она могла бы для меня «наворожить». Сейчас, конечно же, я понимаю, что она просто хотела сделать мне приятное и показать, что то, что важно для меня – точно так же важно и для неё. Это всегда было очень приятно и помогало мне чувствовать себя нужной и в какой-то степени даже «значительной», как если бы я была взрослым, зрелым человеком, который для неё достаточно много значил. Думаю, это очень важно для каждого из нас (детей), чтобы кто-то в нас по-настоящему верил, так как все мы нуждаемся в поддержании нашей уверенности в себе в это хрупкое и сильно «колеблющееся» время детского созревания, которое и так почти всегда являет собой бурный комплекс неполноценности и крайнего риска во всём, что мы пытаемся пробовать, пытаясь доказать свою человеческую ценность. Бабушка это прекрасно понимала, и её
дружеское отношение
всегда помогало мне без боязни продолжать мои «сумасшедшие» поиски себя в любых попадавшихся жизненных обстоятельствах.
ДМИТРИЙ БЕРТМАН
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР - ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ТЕАТРА «ГЕЛИКОН-ОПЕРА»
режиссёр-постановщик
народный артист России, профессор
Заслуженный деятель искусств Российской Федерации
награжден Орденом Дружбы
офицер французского ордена «Орден Академических пальм»,
награждён Мальтийским крестом и титулом графа Суверенного ордена Святого Иоанна Иерусалимского, рыцарей Родоса и Мальты экуменических,
лауреат премии им. К. C. Станиславского в номинации «Режиссёрское искусство»,
удостоен премии города Москвы за значительный вклад в
музыкальную культуру
,
кавалер эстонского Ордена Креста земли Марии
лауреат Государственной премии Эстонии
награжден знаком отличия «За безупречную службу городу Москве»
награжден Почетной грамотой Московской государственной думы «За заслуги перед городским сообществом»
награжден орденом «За заслуги перед Калининградской областью»
награжден «Орденом почета» за большой вклад в развитие
отечественной культуры
и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность
в 2018 году вошёл в состав Совета при Президенте по культуре и искусству
награждён медалью «За вклад в развитие музыкальной культуры» (фонд "Русское исполнительское искусство")
Окончил РАТИ-ГИТИС им. Луначарского (мастерская народного артиста СССР профессора Г. П. Ансимова). В 1990 году создал Московский музыкальный театр «Геликон-Опера».
Режиссёр-постановщик около 110 спектаклей как в «Геликон-опере», так и в других российских и зарубежных театрах, в том числе: в Санкт-Петербурге, Краснодаре, Калининграде, Екатеринбурге, Уэксфорде (Ирландия), Дюссельдорфе, Манхейме, Людвигсбурге (Германия), Вене (Австрия). Париже, Монпелье, Страсбурге, Эвиане, Дижоне (Франция), Торонто (Канада), Риме, Равенне (Италия), Стокгольме, Умео, Мальмо (Швеция), Хельсинки (Финляндия), Сантандере, Мериде, Переладе (Испания), Стамбуле (Турция), Таллинне (Эстония), Риге (Латвия) и др.
Дмитрий Бертман неоднократно награждался театральными премиями «Золотая Маска», «Гвоздь сезона», международной им. К. С. Станиславского, правительства Москвы. С 2003 года Д. Бертман – заведующий кафедрой режиссуры и мастерства актёра музыкального театра РАТИ.
БИОГРАФИЯ
Дмитрий Александрович Бертман родился в Москве. В 1984 году поступил в Российский Университет театрального искусства (ГИТИС) на курс Народного артиста СССР, профессора Г.П. Ансимова, где получил специальность режиссера музыкального театра. Еще будучи студентом, поставил ряд музыкальных и драматических спектаклей в театрах России и Украины.
В 1990 году Дмитрий Бертман создал в Москве музыкальный театр «Геликон-Опера»,и с тех пор, в течении более 23 лет, является его Художественным руководителем. В 1993 году театр получил статус государственного и вскоре выдвинулся в ряд известнейших оперных театров России. Располагая широким репертуаром, включающим оперы XVIII–XXI веков, от самых популярных до раритетных, а также оперетту и мюзикл, театр активно гастролирует в России и за рубежом. Кроме того, театр осуществляет совместные постановки с крупными зарубежными оперными домами и фестивалями.
С 1994 года по настоящее время Дмитрий Бертман преподаёт в Оперной студии Берна (Швейцария). Проводит мастер-классы как в России, так и за рубежом. В 1996 года стал художественным руководителем мастерской, а с 2003 года – заведующим кафедрой режиссуры и мастерства актёра музыкального театра в РУТИ (ГИТИС), является Профессором режиссуры и мастерства актёра музыкального театра. Автор ряда статей и научных трудов.
В 1997 году Дмитрий Бертман удостоен звания «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации».
В 1997–2001 годах трижды становился лауреатом Национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучший режиссёр музыкального театра» (за спектакли «Кармен», «Сказки Гофмана», «Леди Макбет Мценского уезда»). В 2001 году Дмитрий Бертман возглавлял музыкальное жюри «Золотой маски». В 2005 году спектакль в его постановке «Диалоги кармелиток» был удостоен театральной премии СТД «Гвоздь сезона». В 2006 году этой же премией был награждён спектакль «Упавший с неба» по мотивам оперы С. С. Прокофьева «Повесть о настоящем человеке».
В 2003 году за вклад в развитие мировой культуры Дмитрий Бертман удостоен Мальтийского креста и титула графа суверенного ордена святого Иоанна Иерусалимского, рыцарей Родоса и Мальты экуменических
В 2003 году за заслуги в сфере культуры и искусства Дмитрий Бертман награждён национальным французским орденом «Академическая ветвь пальмы» (офицерская степень), а в 2004 году Мальтийским крестом.
Указом президента России в 2005 году Дмитрию Бертману присвоено звание Народного артиста России.
Президент Российской Федерации Владимир Путин поздравляет Дмитрия Бертмана с присуждением звания «Народный артист России»
В конце 2005 года Дмитрий Бертман стал лауреатом премии им. К. C. Станиславского в номинации «Режиссёрское искусство» за вклад в развитие оперной режиссуры.
В 2007 году художественный руководитель «Геликон-Оперы» Дмитрий Бертман удостоен премии города Москвы за постановки спектаклей сезона 2004-2006 годов и значительный вклад в музыкальную культуру Москвы.
23 февраля 2008 года президент Республики Эстония Тоомас Хендрик Илвес вручил Дмитрию Бертману Орден Земли Святой Марии (Крест Маарьямаа) IV степени за постановку в таллиннском театре «Эстония» антифашистской оперы «Валленберг» Эркки-Свен Тюйра.
Дмитрий Бертман также лауреат Государственной премии Эстонии и премии Эстонского театрального союза.
Указом Президента Российской Федерации за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность художественный руководитель театра «Геликон-Опера» Дмитрий Александрович Бертман награждён Орденом Дружбы.
Дмитрий Бертман в течение многих лет тесно сотрудничает с телеканалом «Культура», являясь режиссёром и участником многих телепередач.
23 октября 2011 года решением VI (XX) Съезда Союза театральных деятелей Российской Федерации художественный руководитель театра «Геликон-Опера» Народный артист России Дмитрий Бертман был единогласно выбран секретарём СТД РФ.
В 2012 году Дмитрий Бертман стал членом Совета по культуре при председателе Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации.
Помимо работы в «Геликон-Опере» Дмитрий Бертман востребован в качестве оперного режиссёра по всему миру, в частности, неоднократно осуществлял постановки опер в Канадской Опере (Торонто), в Шведской королевской опере (Стокгольм). Среди его последних постановок «Голый король» Л. Ломбарди в Римской опере (2009), «Русалка» А. Дворжака в Канадской опере в Торонто (2009) и во Франкфурте, «Любовь к трём апельсинам» и «Фауст» в театре «Эстония» (Таллинн). В 2010 году во Дворце им. Гейдара Алиева в Баку состоялась премьера оперы Франгиз Ализаде «Интизар»; В конце 2010 года в Шведской королевской опере громкая премьера оперы «Андре Шенье» У. Джордано; В феврале 2011 года поставлена опера Дж. Верди «Отелло» на сцене театра «Норрланд опера» в шведском городе Умео; В сентябре 2012 - премьера спектаклей «Иоланта» П. И. Чайковского в Московском детском музыкальном театре имени Н. И. Сац и «Фауст» Ш. Гуно в театре «Эстония» (Таллин); В декабре 2012 года в Латвийской национальной опере (Рига) «Тоски» Дж. Пуччини. Спектакль Дж. Верди «Набукко», поставленный Дмитрием Бертманом для Дижонской оперы во Франции, был приобретен Мариинским театром . 4 мая 2013 года им открылась новая Мариинка, в заглавных партиях выступили Пласидо Доминго и Мария Гулегина. В феврале 2014 Дмитрий Бертман поставил оперу «Евгений Онегин» П. Чайковского на сцене театра Норрландопера в городе Умео (Швеция), объявленного в 2014 году культурной столицей Европы. А уже в апреле 2014 года в Оперном театре шведского города Мальмё состоялась премьера спектакля «Кавалер розы» Р. Штрауса в постановке Дмитрия Бертмана. На сцене театра «Геликон-опера» в Москве в мае 2014 года Дмитрий Бертман представил оперу «Соловей» И. Стравинского.Дмитрий Бертман сотрудничал с выдающимися дирижерами: Р. Мути, А. Алеманди, Р. Брэдшоу, Д. Каллегари, Дж. Моранди, К. Бадеа, Т. Северини, М. Ростроповичем, В. Гергиевым, Г. Рождественским, А. Лазаревым, В. Понькиным и со звездами мировой оперы: Пласидо Доминго, Хосе Кура, Монсеррат Кабалье, Нормой Фантини, Роберто Аланьей, Анджелой Георгиу, Марией Гулегиной, Катариной Далайман, Инвой Мула. Неоднократно входил в составы жюри различных международных конкурсов оперного искусства , постоянный член жюри вокального конкурса «Бельведер».
3-го октября 2014 года на сцене театра «Геликон-Опера» состоялась премьера оперетты Ж. Оффенбаха «Прекрасная Елена» в постановке Дмитрия Бертмана.
В октябре 2014 года Дмитрий Бертман стал постановщиком исторического концерта в Государственном Академическом Большом театре России – Оперного бала Елены Образцовой, приуроченном к 75-летию великой певицы. В концерте приняли участие звезды мировой оперы Анна Нетребко, Мария Гулегина, Хосе Кура, Дмитрий Хворостовский, Юзиф Эйвазов, Ольга Перетятько и другие. Вместе с выдающимися артистами на сцене Большого театра в этот вечер выступал хор театра «Геликон-опера».
В январе 2015 года артисты театра «Геликон-опера» приняли участие в совместном проекте театра и Московской государственной филармонии – постановке спектакля «Демон» А. Рубинштейна с участием Дмитрия Хворостовского, Асмик Григорян и Александра Цымбалюка, а также Госоркестра России имени Е. Светланова под управлением Михаила Татарникова. Режиссёром спектакля стал Дмитрий Бертман.
Первыми спектаклями, поставленными Дмитрием Бертманом после возвращения «Геликон-оперы» на Большую Никитскую, стали оперы «Садко» Н.А. Римского-Корсакова и «Евгений Онегин» П.И. Чайковского (воссоздание легендарного спектакля К.С. Станиславского 1922 года),
В марте 2016 года на сцене Финской национальной оперы в Хельсинки состоялась долгожданная премьера оперы «Похождения повесы» Игоря Стравинского в постановке Дмитрия Бертмана.
В апреле 2016 года состоялась премьера оперы «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова в Deutsche Oper am Rhein (Германия). Спектакль - совместная постановка с Немецкой оперой на Рейне, московская премьера состоялась 1 июля 2018 года.
В июне 2016 года на сцене бразильского Муниципального театра Сан-Паулу Дмитрий Бертман поставил «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича (совместная постановка театра Сан-Паулу и «Геликон-оперы»).
28 января 2017 на сцене театра «Геликон-опера» состоялась премьера оперы Джакомо Пуччини «Турандот» в постановке Дмитрия Бертмана. Вместе с художественным руководителем театра над спектаклем работали выдающийся дирижер современности народный артист СССР Владимир Федосеев, художник-постановщик из Канады Камелия Куу и художник по свету американец Томас Хазе.
27 июня 2017 года Дмитрий Бертман представил московской публике спектакль «Трубадур» Дж. Верди. Дирижером-постановщиком стал Оливер Диаз (Испания).
21 сентября 2017 года Мэр Москвы Сергей Собянин подписал Указ о награждении Дмитрия Бертмана Знаком отличия «За безупречную службу городу Москве».
11 ноября 2017 в «Геликон-опере» в честь юбилея Дмитрию Бертману был вручен орден «За заслуги перед Калининградской областью».
9 декабря 2017 года на сцене зала "Стравинский" состоялась премьера спектакля " Пиковая дама " П.И.Чайковского, над которой Дмитрий Бертман работал вместе с народным артистом СССР Владимиром Федосеевым.
13 декабря 2017 Дмитрию Бертману за заслуги перед городским сообществом была вручена Почетная грамота Московской государственной думы.
20 декабря 2017 года Дмитрию Бертману и коллективу театра была объявлена Благодарность от имени Академии управления МВД России.
В 2017 году Дмитрию Бертману за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры и искусства было присвоено почетное звание «Академик, действительный член Российской Академии искусств».
В 2018 году Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал указ о награждении Дмитрия Бертмана Орденом почёта за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность.
23 апреля 2018 года зрители Барселоны рукоплескали премьере спектакля "Демон" А. Рубинштейна в Большом театре «Лисео». Над постановкой работала международная команда: режиссер-постановщик – Дмитрий Бертман, музыкальный руководитель постановки и дирижер – Михаил Татарников, главный дирижер Михайловского театра, декорации и костюмы к спектаклю создал известный австрийский художник Хартмут Шогхофер, световую партитуру «Демона» воплотил американец Томас Хазе – знаменитый мастер по свету, над пластикой и сценическим движением актеров работал главный хореограф «Геликона» Эдвальд Смирнов. Постановка на сцене Лисео – старт грандиозного проекта, который охватит четыре города: Барселону ( Большой театр «Лисео»), Нюрнберг ( Государственный театр Нюрнберга), Бордо (Национальная опера Бордо) и Москву (театр «Геликон-опера». На сцене зала «Стравинский» в Москве опера «Демон» А. Рубинштейна будет представлена в 2020 году.
28 мая 2018 года в рамках XV юбилейного Ежегодного общего собрания Международной академии телевидения и радио (IATR) прошла международная конференция "Евразийское информационное партнерство и торжественное вручение наград за академическое признание лауретам в сфере СМИ, науки и культуры, на которой художестенному руководителю театра "Геликон-опера" Дмитрию Бертману вручили награду "Академическое признание-2018".
В сентябре 2018 года стало известно, что с 2020 года Дмитрий Бертман станет художественным руководителем фестиваля «Биргитта».
20 ноября 2018 Владимир Путин подписал Указ об утверждении нового состава Совета при Президенте по культуре и искусству. В новый состав Совета вошел художественный руководитель театра "Геликон-опера" Дмитрий Бертман.
5 мая 2019 года на "Радио России" Дмитрий Бертман представил цикл авторских программ «Чайковский» к 180-летию со дня рождения великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.
24 июля 2019 года на фестивале "Оперные дни на Сааремаа" состоялась мировая премьера - «Мистер Георг Отс» в постановке Дмитрия Бертмана. Московской публике спектакль был представлен 25 сентября. «Мистер Георг Отс» - совместная постановка с Eesti Kontsert, в которой участвуют и российские, и эстонские исполнители.
1 октября 2019 года, в Международный день музыки в Национальном театре Токио с феноменальным успехом прошла премьера оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского в постановке Дмитрия Бертмана. Вместе с ним над спектаклем трудилась дружная команда геликоновцев: художники-постановщики Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева, ассистент режиссера Галина Тимакова, художник по свету Денис Енюков, хореограф Эдвальд Смирнов. Музыкальное руководство постановкой взял на себя маэстро Андрий Юркевич, в главных ролях выступили Евгения Муравьева (Татьяна), Василий Ладюк (Онегин), Павел Колгатин (Ленский), Торики Яёи/Toriki Yayoi (Ольга), Алексей Тихомиров (Гремин).
22 октября 2019 года в «Геликон» вернулась опера Дж. Верди «Травиата»! Феерическая постановка Дмитрия Бертмана , Александра Сладковского, Игоря Нежного, Татьяны Тулубьевой, Дамира Исмагилова, Эдвальда Смирнова вызвала восторг публики и ворвалась в оперную жизнь Москвы уверенно и триумфально.
3 декабря 2019 года музыкально-педагогическому институту имени Ипполитова-Иванова исполнилось 100 лет. В честь этого события в Большом зале Московской консерватории прошел благотворительный гала-концерт, на котором фондом "Русское исполнительское искусство" генеральному директору-художественному руководителю театра "Геликон-опера" Дмитрию Бертману была вручена медаль за вклад в развитие музыкальной культуры.