Изображение русского характера в произведении судьба человека.
Тема русского характера. Рассказ М. Шолохова «Судьба человека» - это рассказ о простом человеке на войне. Русский человек вынес все ужасы войны и ценой личных утрат завоевал победу, независимость своей Родины. Лучшие черты русского характера, благодаря силе которого была одержана победа в Великой Отечественной войне, М. Шолохов воплотил в главном герое рассказа - Андрее Соколове. Это такие черты, как стойкость, терпение, скромность, чувство человеческого достоинства.
Перед нами проходит жизнь обыкновенного человека, русского солдата Андрея Соколова. Он с детства узнал, почем «фунт лиха», сражался в гражданскую войну. Скромный труженик, отец семейства, он был по-своему счастлив. Великая Отечественная Война поломала жизнь этого человека, оторвала его от дома, от семьи. Андрей Соколов уходит на фронт. С начала войны, в первые же ее месяцы он был дважды ранен, контужен. Но самое страшное ждало героя впереди - он попадает в фашистский плен.
Герою пришлось испытать нечеловеческие муки, тяготы, терзания. Два года Андрей Соколов стойко переносил ужасы фашистского плена. Андрею все же удается бежать, и он снова становится солдатом. Не раз смерть смотрела ему в глаза, но он до конца оставался человеком. И все же самые серьезные испытания выпали на долю героя, когда он вернулся домой. Вышедший из войны победителем, Андрей Соколов потерял все, что у него было в жизни. На месте, где стоял дом, построенный его руками, темнела воронка от немецкой авиабомбы… Погибли все члены его семьи.
После всего, что пережил этот человек, он, казалось бы, должен был озлобиться, ожесточиться. Однако жизнь не смогла сломить Андрея Соколова, она изранила, но не убила в нем живую душу . Всю теплоту своей души герой отдает усыновленному им сироте Ванюше, мальчишке со «светлыми, как небуш ко, глазами». И то, что он усыновляет Ваню, подтверждает нравственную силу Андрея Соколова, сумевшего после стольких потерь начать жизнь сначала. Этот человек побеждает горе, продолжает жить. «И хотелось бы думать, - пишет Шолохов, - что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все выдержать, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».
Рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» проникнут глубокой, светлой верой в человека. Его заглавие символично: это не просто судьба солдата Андрея Соколова, а рассказ о судьбе русского человека, простого солдата , вынесшего на себе все тяготы войны. Писатель показывает, какой огромной ценой была завоевана победа в Великой Отечественной войне и кто был настоящим героем этой войны. Образ Андрея Соколова вселяет в нас глубокую веру в нравственную силу русского человека
Разделы: Литература
Класс: 10
Цель: раскрыть через восприятие содержания рассказа истинное назначение человека и смысл человеческого бытия; показать значение образа героя рассказа «Судьба человека», развивать навыки анализа текста.
Оборудование: доска, текст М.Шолохова «Судьба человека», мультимедийный проектор, Презентация , экран, иллюстрации О. Верейского и Б. Алимова к рассказу, фотокадры из фильма С. Бондарчука «Судьба человека».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент (приветствие класса) Слайд № 1
II. Слово учителя
Наш урок я хотела бы начать с притчи: Слайд № 2
Маленький мальчик
прогуливался по парку со своим
дедушкой и услышал, как молодая женщина ругала
своего сына: «Ты что сделал? Скормил бродячей
собаке целый батон колбасы! Она и без тебя нашла
бы пищу! Ты не человек, а чудовище! Всё для тебя
делаю, а ты? Теперь будешь наказан за свой
поступок!» Дедушка не выдержал и подошёл к
женщине: «За что же вы его ругаете? Ведь он
хорошее дело сделал, за это не ругать, а хвалить
надо. Ведь если за каждый хороший поступок вы
будете наказывать ребёнка, то из него вырастет
настоящее чудовище, коим вы его только что
назвали.» «А это уже не ваше дело», – сказала
женщина и пошла прочь. Маленький мальчик долго
смотрел вслед уходящим, а потом спросил:
«Дедушка, а я человек?» «Да» «Настоящий?»
«Настоящий» «А что значит быть настоящим
человеком?» «Надо родиться» «Собака тоже
родилась. Она – человек?» «Нет».
«Надо родиться человеком» «То есть – родился с
внешностью, похожей на человека, значит
человек?»...
– А как бы вы ответили на это вопрос?
(Мнение
учащихся).
А вот что ответил дедушка: «Чтобы быть
настоящим человеком, надо иметь огромную душу,
чистое сердце, совершать добрые поступки во
благо другим». Многие писатели обращались к
этому вопросу в
разное время
и каждый по–своему
изображал настоящего человека. Толстой, Горький,
Полевой... А каким изобразил его М. Шолохов, мы
узнаем, открыв страницы его рассказа «Судьба
человека»
Откройте тетради и запишите число, тему урока. Эпиграфом являются слова В.Гёте. Слайд № 3
Невозможно всегда быть героем, но можно всегда оставаться человеком
Гёте
– Почему именно эти слова? Подходит ли этот
эпиграф к нашей теме?
На эти вопросы мы ответим в конце урока.
III. Актуализация знаний, умений и навыков. Слайд № 4
В рассказе А. Толстого «Русский характер» мы
найдём такие строки: «Русский характер.
Поди–ка опиши его. Рассказывать ли о героических
подвигах? Но их столько, что растеряешься, –
который предпочесть. Вот меня и выручил один мой
приятель небольшой историей из личной жизни».
И у Шолохова мы тоже слышим рассказ Андрея
Соколова о своей жизни, о тех испытаниях, которые
выпали на его долю.
– Как вы понимаете слово «характер»?
(индивидуальное задание: работа с толковым
словарём)
Слайд № 5.
Характер
– совокупность психических,
духовных свойств человека, обнаруживающихся в
его поведении; человек с характером, сильный
характер (Ожегов С.И.
Толковый словарь
русского
языка).
– Каким характером должен был обладать русский
человек, чтобы преодолеть нравственные
испытания, посланные судьбой. Такие вопросы
задает своим читателям Михаил Шолохов в рассказе
«Судьба человека».
– Какие
положительные черты
характера вы
можете назвать?
Слайд № 6 (На экране и в тетради слова: стойкость, великодушие, уверенность в себе, честность, мужество, верность, умение любить, патриотизм, сострадание, трудолюбие, доброта, самоотверженность. )
– Можем ли мы сказать, что Андрей Соколов, главный герой рассказа, имеет те черты характера, что мы назвали? Будем рассуждать, доказывать, опираясь на текст рассказа.
– Когда и где встретились герои рассказа? Что поражает в портрете собеседника? («Глаза человека – зеркало его души». Не случайно многие писатели, создавая образ своего героя, непременно обращали внимание на его глаза. Итак, «высокий, сутуловатый мужчина…присел рядом и положил на колени большие темные руки, сгорбился….Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть?». Это описание глаз Андрея Соколова, героя рассказа Шолохова.)
– Почему Андрей Соколов говорит, что «поначалу жизнь моя была обыкновенная»? Каково представление героя о счастье? Слайд № 7 (Мы замечаем, что не говорит герой рассказа о богатстве, о драгоценностях, радуется малому, казалось бы. Но это и есть самое ценное на земле: дом, лад в семье, здоровье детей, уважение друг к другу. Андрей Соколов заключает свой рассказ словами: «Чего ещё больше надо?» В его жизни всё гармонично, будущее видится ясно).
– Что же так изменяет установившийся порядок в семье? (В мир, построенный бережно и любовно, врывается война. Жизнь людей неотделима от исторических событий. Так и вмешивается история в судьбу человека.)
Слайд № 8
– Как сложилась военная судьба Андрея Соколова? (Недолго пришлось повоевать солдату. Попал в плен в мае 1942 года под Лоховеньками. Хотел стоя встретить свою смерть, да не расстреляли его, а взяли в плен. И здесь проявил характер Соколов. «Видишь, какое дело, браток, ещё с первого дня задумал я уходить к своим. Но уходить хотел наверняка»). Слайд № 9
Индивидуальное задание: сведения о пленных во время ВОв.
К концу 1941 года в немецкий плен попало 3,9 миллиона красноармейцев. Весной 1942 года в живых из них осталось лишь 1,1 миллиона человек. Советских пленных почти не кормили, расстреливали по любому поводу и без повода. Большинство пленных встретило зиму без тёплой одежды в лагерях под открытым небом или в лучшем случае в наспех вырытых землянках.
8 сентября 1941 года германское верховное командование издало распоряжение об обращении с пленными красноармейцами, беспримерное по своей жестокости: “...Большевистский солдат потерял всякое право претендовать на обращение, достойное честного солдата...”
Положение пленных усугублялось тем, что СССР не подписал Женевскую конвенцию об обращении с военнопленными, хотя и объявил в начале войны, что будет соблюдать её основные положения. Однако двум важным пунктам Советский Союз отказался следовать: о предоставлении пленным права на получение посылок и об обмене списками пленных. Это дало Германии повод не соблюдать нормы конвенции по отношению к советским военнопленным.
Сталин считал всех пленных изменниками. Подписанный им 16 августа 1941 года приказ № 270 называл пленных дезертирами и предателями. Семьи попавших в плен командиров и политработников подлежали аресту и ссылке, а семьи солдат лишались пособий и помощи, что обрекало их на голод.
Из 6,3 миллиона советских военнопленных погибли около 4 миллионов. Из выживших почти половина служила в вермахте, СС, вспомогательной полиции, в большинстве своём – чтобы не умереть с голоду, а не из идейных соображений. Многие из 1,8 миллиона бывших пленных, вернувшихся в СССР, оказались в ГУЛАГе (Энциклопедия для детей. Т. 5: История России и её ближайших соседей. Ч. 3: XX век. М.: Аванта+, 2001. С. 494).
– Шолохов ввёл в рассказ описание плена, что было не свойственно советской литературе той поры. Он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько преодолели. Докажите текстом.
(“Тяжело мне, браток, вспоминать, а ещё тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, сердце уже не в груди, а в глотке бьётся, и трудно становится дышать...”)
– Какие черты характера Андрея Соколова помогли пережить ему трудности плена? В каких эпизодах они проявились наиболее ярко?
В рассказе Шолохова «Судьба человека» есть много эпизодов, которые позволяют нам лучше понять особенности характера главного героя. Один из таких моментов, заслуживающих нашего, читательского, пристального внимания – сцена допроса Андрея Соколова Мюллером.
Чтение по ролям: эпизода с условным названием «Вызов к Мюллеру».
Слайд № 10
ВЫВОД: Несмотря на то, что Соколов полностью зависел от коменданта, вёл себя с большим достоинством. Это-то достоинство и оценил комендант Мюллер, назвав Андрея Соколова «настоящим русским солдатом». В этом поединке победил голодный пленный русский солдат.
(Я думаю, что сцена допроса Андрея Соколова Мюллером показала немцам всю выносливость, национальную гордость, достоинство и самоуважение русского человека. Для гитлеровцев это был хороший урок. Несгибаемая воля к жизни, которая отличает русский народ, позволила выиграть войну, несмотря на техническое превосходство противника. Соколов сбежал, прихватив фашиста в качестве «языка».)
– Что ожидал Андрей Соколов от последующей жизни? Слайд № 11 (Герой рассказа стал думать об оставленной в Воронеже семье, о счастье в родном доме – о важных человеческих ценностях.)
– И что же впереди? Ученики читают: (“В июне сорок второго года немцы бомбили авиазавод, и одна тяжёлая бомба попала прямо в мою хатёнку. Ирина и дочери как раз были дома...” “Дальше получил я от полковника месячный отпуск, через неделю был уже в Воронеже. Пешком дотопал до моста, где когда-то семейно жил. Глубокая воронка, налитая ржавой водой, кругом бурьян по пояс... Глушь, тишина кладбищенская. Ох, и тяжело же было мне, браток!”)
– Жестоко обошлась судьба с солдатом. Дом – очаг, хранитель семейного счастья, уют. Вместе с домом теряются и надежда, смысл жизни, счастье. Разорённый очаг принёс в его жизнь горе, разочарование, пустоту. Он остался один на один со всеми превратностями судьбы.
– Как может измениться человек, попавший в такую трудную ситуацию ? ( Человек может ожесточиться, возненавидеть всех, особенно детей, которые напоминали бы ему своих. В такие мгновения человек может лишить себя жизни, теряя веру в её смысл .)
– Произошло ли это с Андреем Соколовым? (Нет, не сломили героя рассказа обстоятельства. Он продолжал жить. Скупо пишет Шолохов об этом периоде жизни своего героя. Работал, начал выпивать, пока не встретил мальчика.) Слайд № 12
– Кто кого нашёл?Как раскрывается характер Андрея Соколова во взаимоотношениях с Ванюшкой?Мнение учащихся.
– Сердце Андрея Соколова не зачерствело, он смог найти в себе силы подарить счастье и любовь другому человеку. Жизнь продолжается. Жизнь продолжается и в самом герое. В этом проявляется сильный характер человека.
IV. Анализ финала рассказа
– Какова концовка рассказа? Слайд № 13 (Лирическая концовка рассказа оптимистична и гуманна. Андрей Соколов вырастит из Ванюшки настоящего Человека. «Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».)
V. Подведение итогов
– Шолохов верит в русский характер, восхищается им и еще многого ждет от него, а потому рассказ завершается оптимистично: по весенней земле, освобожденной от фашизма, навстречу будущему шагает русский Человек и мальчик с символическим именем Иван.
– В чём смысл названия рассказа «Судьба человека»? Слайд № 14
Судьба – 1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств; 2. Доля, участь; 3. История существования кого-чего-нибудь; 4. Будущее, то, что случится (Словарь С.И. Ожегова ).
В названии рассказа слово судьба употреблено в нескольких лексических значениях. Можно рассматривать его и как историю Андрея Соколова, и его участь, и стечение обстоятельств. Шолохов описал человека, способного не покориться обстоятельствам, выстоять. В битве с судьбой писатель показал поистине великую силу характера, духа.
– Назовите те черты характера, которые мы записали и отметили у Андрея Соколова?
Это и есть лучшие черты русского характера, наличие которых помогло выстоять в столь нелёгких испытаниях, сохранить себя как личность. Обращение к эпиграфу. Слайд № 15
Урок хочу закончить словами из нобелевской лекции Михаила Шолохова: “Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив”.
Слайд № 16
1. Подготовиться к тесту по рассказу М. Шолохова
«Судьба человека». Слайд № 17
2. Прочитать отрывок из рассказа В. П. Астафьева
«Царь-рыба» (отметить по тексту взаимоотношение
человек и природа)
Война… Это страшное для человека слово. От него веет холодом, болью, страданием. Такая недавняя и такая далекая Великая Отечественная война никого не обошла стороной, проникла в каждую семью, повлияла на судьбу каждого человека. Многие писатели, поэты посвящали подвигу народа в Великой Отечественной войне свои произведения. Среди них такие имена, как А. Твардовский, К. Симонов, В. Гроссман, В. Некрасов, Б. Васильев, В. Быков, В. Астафьев и многие, многие другие.
С темой войны связано и произведение Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека», в котором автор с новой силой поднял тему войны и мира, в подлинном величии и могуществе показал душу самого обыкновенного русского человека, такого, каких были миллионы. Рассказ «Судьба человека» - рассказ эпический, воплотивший в судьбе рядового русского солдата судьбу народную.
«Русский характер» - так определил образ рядового советского солдата Андрея Соколова писатель Е. Пермитин, назвавший рассказ «Судьба человека» национальным русским произведением, в котором национальность проявляется «в самом сгибе ума русского, в русском образе взгляда на вещи» (В. Г. Белинский).
Скромный труженик Андрей Соколов жил в Воронеже, имел жену и троих детей, увлекался машинами и был счастлив. Но вот всему пришел конец: началась война. Все рухнуло в один миг. Страшные трагические дни сорок первого…
- В ружье!
- В ружье!.. -
По градам шло, по весям,
В набатное «Вставай!» переходя…
И встал народ,
Их было миллионы… -
чтобы отстоять свободу и независимость, чтобы добыть великую Победу , оплаченную великой ценой.
После возвращения к своим, Андрей получает еще одно страшное известие: фашисты сбросили бомбу на его домик, он узнает, что его жена и дочери погибли. «Была семья, свой дом, все это лепилось годами, и все рухнуло в единый миг, остался я один». Но блеснула и Андрею радость: нашелся сын. «И начались у меня по ночам стариковские мечтания: как война кончится, как я сына женю и сам при молодых жить буду, плотничать и внучат нянчить». Но не отпускает судьба-злодейка солдата и наносит свой последний удар: в День Победы убивает Анатолия немецкий снайпер. Казалось бы, как тут не опустить руки, не впасть в отчаяние, не проклясть жизнь за свои несчастья. Однако Андрей не жалуется, не замыкается в себе. Откуда черпает силы Андрей Соколов? Что дает ему силы выжить и сохранить себя как человека? Соколов всю свою любовь и нежность отдает приемному сыну - сиротке Ванюшке. В привязанности к ребенку жизнь Андрея Соколова обретает новый смысл. Необыкновенная человечность и богатый нравственный мир шолоховского героя вызывают огромную симпатию и уважение.Рассказ «Судьба человека» взволновал меня до глубины души, многое помог понять, о многом заставил задуматься.
Так уж устроен человек - непременным условием его существования являются обстоятельства, доля: иными словами - судьба.
Мне близка мысль о том, что судьба человечества - это судьба каждого человека.
Я могу с уверенностью сказать, что автор рассказа очень точно определил его название, которое заставляет задуматься о проблеме смысла жизни. «Покалеченного» войной Андрея ничто и никогда не утешит, не поможет забыть пережитое. Навеки в его сердце останется боль, а в его глазах - «смертная тоска».
Однако же Андрей Соколов - человек, который «глубоко сознает свои кровные связи с Отечеством», несгибаемый боец, способный на чудеса героизма, это человек, которого не сломили кошмары войны, не опустошили утраты и лишения, перенесенные им. Он - поистине благородная личность. Именно поэтому и оптимистичен финал рассказа.
Читая рассказ М. Шолохова «Судьба человека», явственно ощущаешь протест против войны, звучащий в произведении.
Мне хочется сделать вывод о том, что как бы ни сложилась судьба героев шолоховского произведения, за этой каждой отдельной судьбой можно увидеть судьбы многих, можно поразмышлять о будущем.
Историю делают люди - это мы не раз повторяем, но не всегда думаем о том, что эти люди живут вокруг нас.
Е. А. Маймин в своей книге для учащихся старших классов «Искусство мыслить образами» пишет: «Открытия, которые мы делаем… не только живые и впечатляющие, но и добрые открытия. Знание действительности есть знание, согретое человеческим чувством , сочувствием…»
Для меня «Судьба человека» Шолохова - это открытие. Я убеждена, что это произведение в самой основе своей нравственно именно потому, что вызывает во мне сопереживание и сочувствие к людям. Благодаря образной форме, рассказ Шолохова приобщает человека к человечеству: заставляет с большим вниманием относиться к чужой боли и чужой радости. Он делает эту чужую боль и радость в значительной мере своими. Рассказ в самом глубоком смысле этого слова человечен. Он идет от человека и ведет к человеку - к самому живому, доброму, к самому лучшему в нем.
Человека»
Рассказ "Судьба человекабыл написан М. А. Шолоховым в 1956 году. Это не просто интересная история , а действительно судьба реального человека , испытавшего нечеловеческие муки, тяготы, терзания.
Весной 1946 года автор случайно встретил на речной переправе мужчину, который вел за руку мальчика. Усталые путники подошли к нему и сели рядом отдохнуть. Тогда-то и поведал писателю случайный собеседник историю своей жизни. Целых десять лет вынашивал М. А. Шолохов замысел этого произведения. Размышляя о судьбах тех, кто прошел Великую Отечественную войну, он решил показать способность человека стойко преодолевать свои беды.
Андрей Соколов, обыкновенный человек, отец семейства, честный труженик. Как и тысячи других людей ушел на фронт защищать Родину. Война отрывает его от родной семьи , от дома, от труда. Счастливая жизнь рушиться в один миг. В первые месяцы войны он был дважды ранен, контужен, и самое страшное - попал в . Два года Андрей Соколов переносил ужасы фашистского плена. Каждый день смерть смотрела ему в глаза, но он находил в себе мужество оставаться человеком. В духовной борьбе с фашизмом раскрывается героя, его мужество, стойкость, терпение. Он пытался бежать, но это ему не удалось; он расправился с предателем, который хотел выдать командира. Огромная сила духа и выдержка показаны в сцене встречи Андрея Соколова с комендантом концлагеря. Обессиленный, замученный и истощенный он с таким мужеством готов встретить смерть, что это поражает даже фашиста, давно потерявшего человеческий облик. Он истинный патриот, чувствующий свою ответственность за судьбу Родины. М. А. Шолохов впервые в советской литературе сделал своим героем человека, прошедшего фашистский плен, в то время это была запретная тема.
И вот все-таки Андрею Соколову удалось бежать из плена, и он снова становится солдатом. Герой рассказа прошел всю войну, он вышел из нее победителем, хотя не получил ни одной награды. Но тяжелые испытания ждали его еще впереди: разрушен дом, погибли жена и дочь от фашистской бомбы. У него осталась единственная надежда - встретиться с сыном. Но и этому не суждено сбыться, сын погиб в последние дни войны. Злая и беспощадная судьба не оставила солдату ни родных, ни даже пристанища на земле.
Андрей Соколов говорит своему случайному собеседнику: "Иной раз спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: "За что же ты, жизнь,меня так покалечила? Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке... Нет и не дождусь!.
После всего, что пережил наш герой, казалось бы, он должен был озлобиться, стать жестоким. Душа его, действительно, полна постоянным ощущением мучительной боли. Но он стойко и мужественно преодолевает свое горе, . Жизнь изранила его, но не смогла убить в нем живую душу. Оставшись совсем один на белом свете, этот человек ведет непрерывную борьбу с самим собой и выходит из нее победителем. Он усыновляет такого же, как он, сироту - Ванюшу, мальчика со "светлыми, как небушко, глазами. Всю теплоту, сохранившуюся в его израненном сердце, он отдал сироте и именно потому сам стал понемногу возвращаться к жизни.
"И хотелось бы думать,- пишет М. А. Шолохов,- что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все выдержать, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.
Рассказ проникнут глубокой, светлой верой в человека. Герой, пройдя сквозь тяжелые испытания, сохранил человеческое достоинство , любовь к жизни, качества, помогающие жить дальше, трудиться, бороться.
Заглавие рассказа символично, это не просто судьба отдельного сол Андрея Соколова, а рассказ о судьбе русского человека, вынесшего на себе жестокие испытания войной.
Писатель считает себя обязанным поведать всему миру правду о том, какой огромной ценой была завоевана победа над фашизмом в Великой Отечественной Войне , и кто был настоящим ее героем.
Героизм Андрея Соколова показан не плакатно, он незаметный, так как повествование ведется от лица самого героя. Но он и есть истинный герой, подлиннорусский человек, Человек с большой буквы, лучший представитель нашего великого народа.
Шолохов, Сочинение