Эрнст теодор амадей гофман - биография, информация, личная жизнь. Загадочный и многоликий Э.Т.А
Большая
советская энциклопедия
:
Гофман (Hoffmann) Эрнст Теодор Амадей (24.1.1776, Кенигсберг, - 25.6.1822, Берлин), немецкий писатель, композитор,
музыкальный критик
, дирижер, художник-декоратор. Сын чиновника. В Кенигсбергском университете изучал юридические науки. В Берлине с 1816 был на государственной службе советником юстиции. Новеллы Г. «Кавалер Глюк» (1809), «Музыкальные страдания Иоганна Крейслера, капельмейстера» (1810), «Дон Жуан» (1813) позднее вошли в сборнике «Фантазии в духе Калло» (т. 1-4, 1814-15). В повести «Золотой горшок» (1814) мир представлен как бы в двух планах: реальном и фантастическом. В романе «Элексир дьявола» (1815-16) действительность предстает как стихия темных, сверхъестественных сил. В «Удивительных страданиях одного директора театра» (1819) изображены театральные нравы. Его символико-фантастическая повесть-сказка «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» (1819) носит ярко сатирический характер. В «Ночных рассказах» (ч.1-2, 1817), в сборнике «Серапионовы братья» (т.1-4, 1819-21, рус. пер. 1836), в «
Последних рассказах
» (изд. 1825) Г. то в сатирическом, то в трагическом плане рисует конфликты жизни, романтически трактуя их как извечную борьбу светлых и
темных сил
.
Неоконченный роман
«Житейские воззрение кота Мурра» (1820-22) - сатира на немецкое филистерство и феодально-абсолютистские порядки. Роман «Повелитель блох» (1822) содержит смелые выпады против полицейского режима в Пруссии.
Ярким выражением
эстетических взглядов
Г. являются его новеллы «Кавалер Глюк», «Дон Жуан», диалог «Поэт и композитор» (1813), цикл «Крейслериана» (1814). В новеллах, а также в «Фрагментах биографии Иоганнеса Крейслера», введенных в роман «Житейские воззрения кота Мурра», Г. создал трагический образ вдохновенного музыканта Крейслера, восстающего против филистерства и обреченного на страдание.
Знакомство с Г. в России началось с 20-х гг. 19 в. В.Г. Белинский, утверждая, что фантазия Г. противостоит «...пошлой рассудочной ясности и определенности...», в то же время порицал Г. за отрыв от «...живой и полной действительности» (Полн. собр. соч., т.4, 1954, с.98).
Музыке Г. учился у своего дяди, затем у органиста Хр. Подбельского (1740- 1792), позднее брал уроки композиции у И.Ф. Рейхардта. Г. организовал филармоническое общество,
симфонический оркестр
в Варшаве, где он служил государственным советником (1804-07). В 1807-13 работал как дирижер, композитор и декоратор в театрах Берлина, Бамберга, Лейпцига и Дрездена. Многие свои статьи о музыке печатал в «Альгемайне музикалише цайтунг» («Allgemeine musikalische Zeitung», Лейпциг).
Один из основоположников романтической музыкальной эстетики и критики, Г. уже на раннем этапе развития романтизма в музыке сформулировал ее существенные тенденции, показал трагическое положение музыканта-романтика в обществе. Он представлял музыку как
особый мир
(«неведомое царство»), способный раскрыть человеку смысл его чувств и страстей, природу загадочного и невыразимого. Г. писал о сущности музыки, о музыкальных сочинениях, композиторах, исполнителях.
Произведения Г. оказали влияние на К.М. Вебера, Р. Шумана, Р. Вагнера. Поэтические образы Г. получили воплощение в творчестве Р. Шумана («Крейслериана»), Р. Вагнера («
Летучий Голландец
»), П.И. Чайковского («Щелкунчик»), А.Ш. Адана («Жизель»), Л. Делиба («Коппелия»), Ф. Бузони («Выбор невесты»), П. Хиндемита («Кардильяк») и др. Сюжетами для опер послужили произведения Г. - «Мастер Мартин и его подмастерья», «Крошка Цахес по прозванию Циннобер», «Принцесса Брамбилла» и др. Г. - герой опер Ж. Оффенбаха («Сказки Гофмана», 1881) и Г. Лаччетти («Гофман», 1912).
Г. - автор первой нем.
романтической оперы
«Ундина» (соч. 1813), оперы «Аврора» (соч. 1812), симфоний, хоров, камерных сочинений.
Биография
Гофман родился в семье прусского королевского адвоката Кристофа Людвига Гофмана (1736-1797), однако когда мальчику было три года, его родители разошлись, и он воспитывался в доме бабушки по материнской линии под влиянием своего дяди-юриста, человека умного и талантливого, склонного к фантастике и мистике. Гофман рано продемонстрировал способности к музыке и рисованию. Но, не без влияния дяди, Гофман выбрал себе стезю юриспруденции, из которой всю свою последующую жизнь пытался вырваться и зарабатывать искусствами.
Герой Гофмана старается вырваться из оков окружающего его мира посредством иронии, но, понимая бессилие романтического противостояния реальной жизни , писатель сам посмеивается над своим героем. Романтическая ирония у Гофмана меняет свое направление, она, в отличие от йенцев, никогда не создает иллюзии абсолютной свободы. Гофман сосредоточивает пристальное внимание на личности художника, считая, что он более всех свободен от корыстных побуждений и мелочных забот.
Произведения
-
Сборник «Фантазии в манере Калло» (нем.
Fantasiestücke in Callot"s Manier
), содержит
- Очерк «Жак Калло» (нем. Jaques Callot )
- Новелла «Кавалер Глюк» (нем. Ritter Gluck )
- «Крайслериана» (I) (нем. Kreisleriana )
- Новелла «Дон Жуан» (нем. Don Juan )
- «Известие о дальнейших судьбах собаки Берганца» (нем. Nachricht von den neuesten Schicksalen des Hundes Berganza )
- «Магнетизер» (нем. Der Magnetiseur )
- Повесть «Золотой горшок » (нем. Der goldene Topf )
- «Приключение в новогоднюю ночь » (нем. Die Abenteuer der Silvesternacht )
- «Крейслериана» (II) (нем. Kreisleriana )
- «Принцесса Бландина» (1814) (нем. Prinzessin Blandina )
- Роман «Эликсиры сатаны » (нем. Die Elixiere des Teufels )
- Сказка «Щелкунчик и мышиный король » (нем. Nußknacker und Mausekönig )
-
Сборник «Ночные этюды» (нем. Nachtstücke
), содержит
- «Песочный Человек» (нем. Der Sandmann )
- «Обет» (нем. Das Gelübde )
- «Игнац Деннер» (нем. Ignaz Denner )
- «Церковь иезуитов» (нем. Die Jesuiterkirche in G. )
- «Майорат» (нем. Das Majorat )
- «Пустой дом» (нем. Das öde Haus )
- «Санктус» (нем. Das Sanctus )
- «Каменное сердце» (нем. Das steinerne Herz )
- Новелла «Необыкновенные страдания директора театра» (нем. Seltsame Leiden eines Theater-Direktors )
- Повесть «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер » (нем. Klein Zaches, genannt Zinnober )
- «Счастье игрока» (нем. Spielerglück )
-
Сборник «Серапионовы братья» (нем. Die Serapionsbrüder
), содержит
- «Фалунские рудники» ((нем. Die Bergwerke zu Falun )
- «Дож и догаресса» ((нем. Doge und Dogaresse )
- «Мастер Мартин-Бочар и его подмастерья» (нем. Meister Martin der Küfner und seine Gesellen )
- Новелла «Мадемуазель де Скюдери» (нем. Das Fräulein von Scudéry )
- «Принцесса Брамбилла» (1820) (нем. Prinzessin Brambilla )
- Роман «Житейские воззрения кота Мурра » (нем. Lebensansichten des Katers Murr )
- «Ошибки» (нем. Die Irrungen )
- «Тайны» (нем. Die Geheimnisse )
- «Двойники» (нем. Die Doppeltgänger )
- Роман «Повелитель блох» (нем. Meister Floh )
- Новелла «Угловое окно» (нем. Des Vetters Eckfenster )
- «Зловещий гость» (нем. Der unheimliche Gast )
- Опера «Ундина» ().
Библиография
- Теодор Гофман. Собрание сочинений в восьми томах. - С.-Петербург: «Типография братьев Пантелеевых», 1896 - 1899 гг..
- Э. Т. А. Гофман. Музыкальные новеллы. - Москва.: «Всемирная литература», 1922 г..
- Э. Т. А. Гофман. Собрание сочинений в семи томах. - Москва.: «Издательское Товарищество "Недра"», 1929 г.. (под общей редакцией П.С.Когана. С портретом автора. Перевод с немецкого под редакцией З.А.Вершининой)
- Гофман. Избранные произведения в трех томах.. - Москва.: «Государственное издательство художественной литературы», 1962 г.
- Э.Т.А. Гофман. Крейслериана. Житейские воззрения кота Мурра. Дневники.. - Москва.: «Наука», 1972 г.
- Гофман. Собрание сочинений в шести томах.. - Москва.: « Художественная литература », 1991-2000.
- Э.Т.А. Гофман. Эликсиры сатаны.. - Москва.: «Республика», 1992г. - ISBN 5-250-02103-4
- Э.Т.А. Гофман. Крошка Цахес, по прозванию Циннобер. - Москва.: «Радуга», 2002 г.. - ISBN 5-05-005439-7
Балеты по произведениям Э. Т. А. Гофмана
- Балет П. И. Чайковского «Щелкунчик » (первая постановка в 1892 году).
- Коппелия (Коппелия, или Красавица с голубыми глазами , фр. Coppélia) - комический балет французского композитора Лео Делиба . Либретто написано по новелле Э. Гофмана «Песочный человек» Ш. Нюитером (Charles Nuitter) и балетмейстером спектакля А. Сен-Леоном).
- Балет С. М. Слонимского «Волшебный орех» (первая постановка в 2005 году).
Экранизации
- Орех Кракатук, - фильм Леонида Квинихидзе
- Щелкунчик и мышиный король (мультфильм) , 1999 год
- Щелкунчик и Крысиный Король (фильм в формате 3D), 2010 год
В астрономии
В честь героини произведения Гофмана «Принцесса Брамбилла» назван астероид (640) Брамбилла (англ.) русск. , открытый в 1907 году.
- Гофман в своем имени Эрнест Теодор Вильгельм изменил последнюю часть на Амадей в честь любимого композитора Моцарта .
- Гофман является одним из писателей, повлиявших на творчество Э. А. По , Г. Ф. Лавкрафта , а также М. М. Шемякина . Оказал влияние на творчество российского рок-музыканта, лидера групп Агата Кристи и Глеб Самойлоff & the Matrixx Глеба Самойлова .
Примечания
Литература
- Берковский Н. Я. Предисловие.//Гофман Э. Т. А. Новеллы и повести. Л.,1936.
- Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. Л., 1973.
- Ботникова А. Б. Э.Т.А.Гофман и русская литература. Воронеж, 1977.
- Ветчинов К. М. Похождения Гофмана - следователя полиции, государственного советника, композитора, художника и писателя. Пущино, 2009.
- Карельский А. В. Эрнст Теодор Амадей Гофман // Э. Т. А. Гофман. Собр. Соч.: В 6 т. Т. 1. М.: Худ. лит-ра, 1991.
- Миримский И. В. Гофман // История немецкой литературы. Т. 3. М.: Наука, 1966.
- Тураев С. В. Гофман // История всемирной литературы. Т. 6. М.: Наука, 1989.
- Русский круг Гофмана (составитель Н. И. Лопатина при участии Д. В. Фомина, отв. редактор Ю. Г. Фридштейн). - М.: Центр книги ВГБИЛ им М. И. Рудомино, 2009-672 с: ил.
- Художественный мир Э. Т. А. Гофмана. М., 1982.
- Э. Т. А. Гофман. Жизнь и творчество. Письма, высказывания, документы / Пер. с нем. Составл. К. Гюнцеля.. - М .: Радуга, 1987. - 464 с.