Петр и феврония вся правда сообщение. Петр и Феврония. Мифические персонажи и реальные люди

В понедельник 8 июля Православная Церковь празднует память святых благоверных Петра и Февронии, Муромских чудотворцев - День семьи, любви и верности. При ближайшем рассмотрении фигуры Давида и Евфросинии теряют свой благоверный блеск.Из новостных лент:"В понедельник 8 июля Православная Церковь празднует память святых благоверных Петра и Февронии, Муромских чудотворцев - День семьи, любви и верности.Жизнь, любовь и благочестие святых стали почитаться как образец христианского брака, а сами святые являются его покровителем.Именно в день памяти благоверных Петра и Февронии - 8 июля - в 2008 году был установлен праздник всероссийского масштаба - День семьи, любви и верности."Источник

Комментарий Александра Невзорова:Я уже говорил о Петре и Февронии Муромских и о том, что эти фигуры, эта пара почему-то сделана символом любви, семьи и верности в России. Тут очень сложно говорить серьёзно, потому что, опять-таки, расчёт на дикую серость, на то, что никто никогда не прочтёт, даже хотя бы формально, даже церковного жития. Я уж не говорю о каких-то более основательных источниках.Например, у меня сейчас в руках книжка семьдесят девятого года, издательства «Наука» - это «Академические исследования повести о Петре и Февронии», которые были сделаны под редакцией академика Александра Михайловича Панченко, и здесь есть и прилукская, и причудская редакция, и муромская редакция, которые считаются наиболее полными.И давайте вспомним, о чем идет речь, когда идёт разговор о Петре и Февронии. Речь идёт о том, что девушка шантажом, грубым шантажом заставляет на себе жениться князя. Причём, шантаж на самом болезненном, самом страшном: Пётр поражённый, судя по всему, каким-то либо очень тяжёлым дерматитом либо экземой, пребывает к ней в лес.Она - простолюдинка, она волхвует, она - лекарщица по тем временам, и Пётр умоляет его вылечить, Феврония его лечит, но ставит условие: я тебя вылечу, но ты берёшь меня в жёны. Пётр соглашается и обещает это сделать. Феврония, будучи девочкой неглупой, судя по всему понимает, что её могут надуть, и она, совершая эти все манипуляции по излечению струпьев: «И един струп остави непомазан». То есть она оставляет одну язву, один струп на развод, её план оправдывается. Потому что, естественно, отказавшийся после излечения жениться, князь Пётр уезжает, но он не успевает доехать до своего Мурома: «И от того струпа начаша многи струпы расходиться на теле его. И весь оструплен многими струпы и язвами яко же и в первый раз».И тут он снова возвращается к Февронии, она снова ставит ему условие: либо ты берёшь меня в жёны, либо я тебя не лечу. Он соглашается, понимая, что другого выхода нет. И действительно, после второго случая, когда она его лечит, он, опасаясь, вероятно что где-то что-то ещё осталось незалеченным и третьего раза уже не будет, он, действительно, женится на ней. Затем всё ещё происходит смешнее.То есть ни о какой любви, ни о каких чувствах, ни о каких отношениях - чистый шантаж. Чистый шантаж. Феврония улучшает своё социальное и материальное положение резко таким образом. Пётр - жертва шантажа, причём, объектом шантажа является здоровье и жизнь.Затем, эта пара в течение некоторого времени живёт в Муроме, затем, она разводится эта пара. Причём, судя по всему, пара была ещё и бездетной, потому что ни причудская редакция, ни муромская редакция никаких сведений о детях не представляют. Разводятся почему?Потому что оба решают постричься в монахи: и Пётр становится монахом, и Феврония становится монахиней. Надо понимать, что монашество - это полный отказ не только от собственного мирского имени, не только от мирских привычек, не только давание определённых обетов, но это обязательно полное прекращение всего, что связано с личной жизнью, с семейной жизнью , это обязательный развод.Эта бездетная, сошедшаяся на почве шантажа, пара разводится, а затем наступает некий мифологический цирк, потому что Пётр собирается умирать, посылает постоянно, по старости, вероятно, или по болезням каким-то, посылает постоянно к Февронии гонцов с тем, чтобы и её тоже вынудить умереть примерно в один день.После настоятельных увещеваний Феврония тоже умирает, и этих людей, уже совершенно чужих друг другу, разделённых монашескими обетами, разводом, хоронят в разных местах. Хоронят в разных гробах, естественно.Потому что инока и инокиню, даже в наше время, пока ещё никому не пришла в голову светлая мысль, положить в один гроб. Как только происходит это захоронение, вдруг, наутро, муромчане обнаруживают инока и инокиню в одном гробу, совершенно в другом месте. Каким образом и как они сползлись, с тем, чтобы улечься в один гроб, и история, и житие умалчивает. И так происходит несколько раз.То есть, символом российской любви, семьи и верности становится эта бездетная, разведенная, сошедшаяся из-за шантажа пара, которая после смерти зачем-то по муромской грязи собирается в одном гробу. Ничего более дикого не представить. Источник

Взяла у *Ворон*

Святых Петра с Февронией

Гундяев К.
Приближается день 14 февраля, который почти во всем мире празднуется как день влюбленных. Россиянам вместо этого дня предлагается праздновать день других святых - Петра и Февронии. Мне такая замена не нравится. Попробую пояснить почему.

Святой Валентин

Считается, что в третьем веке нашей эры римский император Юлий Клавдий Второй с целью укрепления своей власти и укрепления армии запретил своим воинам жениться, а христианский священник Валентин тайно венчал влюбленных, за что и был казнен. Существует легенда, что Валентин из застенков написал одно или несколько писем слепой дочери надзирателя Юлии, получив которые, та прозрела.

Чистая история о жизни, отданной ради любви других людей.

Петр и Феврония

Считается, что легенда про Петра и Февронию основана на отношениях реально жившего в 13-ом веке муромского князя Давида Юрьевича и местной знахарки. Прежде чем канонизировать кого-нибудь церковь обязательно должна описать его "житие". Так и было сделано. Перед тем как канонизировать в 1547 г. на московском церковном соборе Петра и Февронию, для них в книге «Сборник Житий» священник Ермолай Прегрешный (в иночестве Еразм) в довольно сказочной форме описал "житие" Петра и Февронии.

В качестве предыстории он переложил скандинавскую историю о Зигурде (Зигмунде), убивающим заговоренным мечом коварного змея Фафнира.

Предполагается, что муромский князь Давид Юрьевич (по легенде Петр, в монашестве по легенде Давид) женился на местной колдунье (в монашестве Ефросинья-Феврония) не из-за любви, а из-за проказы: Феврония пару раз излечивала князя, ставя единственное условие - жениться на ней. Прожив некоторое время в браке, Петр бежит от Февронии в монахи, одновременно сослав Февронию в монастырь. Единственный факт, на котором основана вся легенда о невероятной любви Петра и Февронии, это то, что умерли они в один день и что две ночи после смерти оказывались в одном гробу.

Думаю, что все в этой истории было не совсем так, как рассказывает церковь.
Известно, что князь Давид Юрьевич (далее Петр) болел проказой, вылечить которую никому не удавалось. Вылечить болезнь взялась местная знахарка-колдунья при одном условии, что князь за это женится на ней. Петр дал такое обещание через гонца. Феврония князя вылечила. Но жениться на колдунье Петр не захотел даже в благодарность за исцеление. За нарушенное слово Феврония опять наслала на Петра проказу. Тогда Петр лично поклялся жениться на Февронии. Феврония опять провела колдовской ритуал, князь вылечился, и после излечения проказы женился.

Но жить с колдуньей, силой вынудившей его жениться, Петр не мог. Все знали, о вредном характере Февронии, и что как супруги на одном ложе Петр и Феврония не жили. Все окружение Петра ненавидело Февронию. Петром и окружением Петра Февронии неоднократно предлагались деньги, чтобы только она оставила князя в покое. Но Феврония хотела только одного - быть княжной и править.

Петр, дважды перенесший проказу, очень боялся повторения болезни. Поэтому ни убить Февронию, ни выгнать ее, ни развестись с ней и отправить ее в монастырь (как это часто делали князья вместо развода) Петр не решался. В конце концов Петр решил отправить колдунью-Февронию в монастырь поближе к Богу, и самому уйти в монахи. А чтобы мечта Февронии о полной княжеской власти не исполнилась даже после его смерти, Петр приказал своим самым верным слугам в случае своей смерти умертвить Февронию в тот же день.

Так и было сделано. После смерти Петра в тот же день Февронию убили. Одновременная смерть Петра и Февронии привлекла всеобщее внимание. Чтобы свести все к чуду трупы ночами два раза переносили из двух гробов в один гроб. Этого оказалось достаточно, чтобы народ уверовал в чудо.

Незатейливая история о браке по принуждению и ненависти до смертной доски.

Кирилл Гундяев
13.02.2011

Не пора ли уже задуматься, кому молитесь, бездумно принимая за святых?

Что вам предложили под видом праздника?

Такое ли вы хотите семейное "счастье" для себя и родных?

А мне их обоих жал, поскольку всю жизнь оба мучились и страшились, а не жили. И в этот день хочется поставить свечу не за семейное счастье, а за упокой двух измучившихся в браке людей.

Сегодняшний праздник, именуемый для краткости "днем семьи", в нашем светском государстве, как водится, имеет двойную религиозную подоплеку, о которой мы сегодня и поговорим.

Естественно, дата для дня семьи, любви и ревности верности выбрана неслучайно. 8-го июля (25-го июня по юлианскому календарю ) православная церковь отмечает день св. Петра и Февронии, "покровителей семьи и брака", эдакий " наш ответ св. Чемберлену Валентину ". Этот праздник, разумеется, наслоился на народный русальный день (иначе день русальниц), поэтому его обиходное название создало совсем уж нелепый гибрид - "Феврония Русальница". Но обо всем по порядку.


Древние славянские традиции предписывали определять на Ивана Купалу (ночь с 6 на 7 июля (23 на 24 июня по юлианскому летоисчислению)) пары суженых. Если их намерения оставались твердыми, считалось благоприятным устраивать свадьбы именно в этот время, начиная с 8-го июля. До 11-го июля (Петров день) наступал настоящий летний свадебный бум, а 8-е число являлось самым любимым и пригодным для свадьбы днем.

Вместе с тем, 8-го июля традиционно совершали первый покос. В этом был определенный плодоносный символический акт, так как бытовало поверье, что ко дню русальниц травы набирают "самый сок" и полную силу. А вечером без страха шли купаться - предполагалось, что предыдущая ночь была последней, когда русалки могли выплывать к берегам людских селений, а, начиная с 8-го июля, они уплывали вглубь рек и озер; отсюда, собственно, и название.


Православная церковь, поглощая в период двоеверия народные праздники и объединяя их со своими, не обошла и этот день. Правда, произошло это уже в достаточно поздний период: в эпоху царствования царя Ивана IV Грозного, прозванного за свою жестокость, как писал один американский учебник, Васильевичем:)

Околоцерковные тексты относят период княжения Петра Муромского к 1200-1220 гг., хотя летописные источники такого князя не знают, равно как ничего неизвестно и о его супруге. Волевым решением агиографов было принято, что тогдашний настоящий князь, вошедший в историю под именем "Давыд" (Давид), в конце жизни принял монашеский постриг под именем Петра, а потому это и есть наш герой. Давыд Юрьевич не выделялся чем-то особенным из плеяды тогдашних князей земли Русской - как и другие князья, он принимал деятельное участие в междуусобицах, поддерживал то один, то другой союз, временно правил городом Пронском, откуда потом был выбит Олегом Владимировичем.

Но именно Давыд Петр со своей супругой были объявлены благоверными и причислены к лику святых, а в 1547 г. по заданию митрополита Макария литератор Ермолай, имевший, как любой уважающий себя писатель, псевдоним "Эразм", а оттого вошедший в историю как Ермолай-Еразм, сочинил весьма своебразное "житие" (честнее было бы назвать его фанфиком) Петра и Февронии.


Согласно этому замечательному памятнику древнерусской литературы, князь Петр имел брата Павла, к жене которого диавол насылал коварного огненного змия, или, как сказали бы сейчас, инкуба. Этот самый змий прикидывался Павлом, входил в покои княжны и предавался с ней утехам, издеваясь над бедным братом в меру своей бесовской силы. Отчего так случилось и чем Павел досадил чертям, история умалчивает, но путем долгих расспросов жена брата смогла выяснить, что змия поразит только "рука Петра", да не просто так, а с мечом-кладенцом. Естественно, добрый брат решил помочь, вызвался сразиться с огненным змеем, раздобыл меч и поразил нечисть, вот только увлекся и так располосовал змиюку, что та кровью оросила Петра. Увы, это был не Фафнир, и от хтонического ихора у нашего героя случилась проказа.

Петр, естественно, мучился и страдал, ездил по землям и искал лекаря, но никто не мог ему помочь. Наконец ему был сон, что вылечит его дочь пасечника. Используя административный ресурс, князь отыскал девицу и потребовал лечения, пообещав в ответ дары и ценности. Девушка же (как вы, наверное, догадались, это была Февронья) ответила, что вылечит князя задаром, но при одном условии - тот должен взять ее в жены. Петр от таких морганатических перспектив несколько ошалел, но скрестил пальцы и пообещал, не в его положении было артачиться. Февронья смекнула, что у Петра на уме, но вида не подала. Вылечить-то она его вылечила, но один струп оставила, а князь не заметил того и весело сделал ноги.

Естественно, через некоторое время болезнь снова начала прогрессировать. Петру вновь стало не до жиру, тут уже и женитьба на простолюдинке показалась невеликой платой за здоровье. Он опять призвал Февронью к себе, покаялся и взял ее в жены, а она вылечила его, на этот раз окончательно. Спустя некоторое время бояре, осознавшие дикость поступка князя, сначала робко, а потом все решительнее стали намекать ему, что с такими выкрутасами ему надо не на княжеском престоле сидеть, а выметаться из Мурома подобру-поздорову. В итоге и Петра, и его супругу выдворяют по реке, но жена творит всякие дивности и чудеса, поражает всех своими деяниями, и в итоге к лагерю князя прибегают бояре, которые с плачем умоляют Петра вернуться и "володеть ими", что он по воле божией и проделывает. О дальнейшей их судьбе данный текст умалчивает, ограничиваясь лишь "хэппи-эндом": умерли они в один день и один час, и положили их в разных гробах, а они чудесным образом оказались в одном гробу с тонкой стеночкой.

Прекрасная история, не так ли? Правда, есть много вопросов и нестыковок.

Начнем с того, что, согласно летописи, кончина князя Давыда и княгини, равно как их погребение, выпали на "светлую седмицу" (то есть апрель) 1228 г. Церковная богослужебная практика знает два случая поминовения святых — в день их кончины и в день перенесения их святых мощей. Те же исследователи-агиографы предположили, что с июльской датой может быть связано перенесение мощей из старого Борисоглебского кафедрального собора в новопостроенный собор Рождества Богородицы. Правда, никаких реальных подтверждений тому нет, но положено так считать. Пусть.

8-е июля приходится на Петровский пост. Все бы ничего, но во время поста таинство венчания не совершают. В церковных текстах служб Петру и Февронии нет и намека на какое-то «покровительство браку»; ни о какой их «специализации» не упоминает и Акафист:

Радуйтеся, неотступнии хранители града Мурома. Радуйтеся, князей российских пречудная доброто; радуйтеся, отечества вашего Богом дарованнии покровители. Радуйтеся, телес наших благодатнии целебницы; радуйтеся, о душах наших усерднии ко Господу молитвенницы.
Наконец, сам сюжет. Петр неохотно женится на Февронии, фактически, она его заставила это сделать, причем сама потребовала свадьбы первой! Согласно житию, их брак был бездетным (в повести о детях ничего не сообщается, хотя реальный Давыд имел дочь и двух сыновей, один из которых пережил его на 10 лет и был убит батыевыми полчищами во время обороны родного края в 1237 г.) и закончился монашеским постригом обоих супругов. Хороший пример для " покровителей семьи и брака, чей супружеский союз считается образцом христианского брака ", к которым предполагается " обращаться с молитвами о семейном счастье "?!

Если говорить об историческом контексте и подоплеке, надо вспомнить время, когда было создано и житие, и сам культ с чином почитания. Иван Васильевич, как настоящий державник, собирает земли и укрепляет государственность, параллельно вычищая "пятую колонну" и устанавливая царскую власть, руководствуясь перешедшим к Москве наследием Византии. Москва становится "третьим Римом", и подчеркнуть его независимость и свободу должны были любые методы и средства.

Прославляя давно забытую Февронью Муромскую, Грозный, конечно, преследовал совсем другие цели, понятные современникам. Известнейшей фигурой русской истории того времени являлась другая Февронья (Ефронья, Ефросинья), Ефросинья Московская, жена князя Дмитрия Донского, разбившего на Куликовом поле ордынские орды. Женщина эта была действительно выдающейся государственной фигурой, возглавлявшей, по сути, Московское княжество после смерти супруга в 1389 г. по 1408 г., когда, после стояния на реке Угре и победы на Едигеем, она позволила себе "отойти от дел" и отправиться в монастырь (в источниках встречается как 1407 г. принятия пострига, так и 1408 г., но в народной легенде она, несомненно, противостояла врагам государства и в 1408 г.). Она организовала отпор нашествию Тамерлана, возглавив народное ополчение московитов, она возвела 8-е сентября (день победы в Куликовской битве) в ранг государственных праздников того времени. После своей кончины москвичи быстро стали называть ее покровительницей Москвы. Иван Васильевич желал прославить именно ее, так как канонизировать жену Дмитрия Донского, по понятиям того времени, было еще рано.

// Отвлекась на секунду, отмечу, чо именно прославление Ефросинии Московской было бы куда как более уместным в контексте "русского Валентина". Честная и верная жена и мать (родила Донскому 8 сыновей и 4 дочери!!), мудрейшая правительница и защитница родной земли, наконец, просто очень красивая женщина (ниже - ее реконструированный по черепу портрет):

Простому люду, в общем, было все равно, что там празднуется, народные традиции никто не отменял. Поклонение Петру и Февронии имело вид местного почитания, никогда не распространяясь на общегосударственное пространство. После 1917 г., естественно, о таком дне забыли... но, как оказалось, не совсем.

Как говорится, куда конь с копытом туда и рак с клешней. В 2008 г,. в рамках второй волны придумывания и переименования всевозможных праздников (венцом первой волны стал "день народного единства"), супруга тогдашнего президента Д. Медведева Светлана (по совместительству - глава попечительского совета « Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России ») протолкнула инициативу об учреждении вышеупомянутого "дня семьи, любви и верности", по случайному стечению обстоятельств совпавшего с днем св. Петра и Февронии. Она же придумала символ нового праздника - ромашку. Празднику, как у нас водится, был придан "народный дух" в виде просьбы жителей Муромской области, которую никто в глаза не видел, но которую мигом поддержали.

Более того, для всемерного пиара популяризации данного праздника во многих городах и весях нашей Родины начали появляться памятники Петру и Февронии. Если в 2009-2010 г. целевая программа патриарха "В кругу семьи" установила только 5 и 4 статуи соответственно, то в 2011-2012 году дело пошло на лад, и возникло уже 20 памятников, причем в таких подходящих муромским святым городах, как Омск, Красноярск, Йошкар-Ола и Владивосток.

Отметим, памятники полны семейного веселья, супружеской радости и счастья на лицах воплощенных героев.

Впрочем, хорошо ли это или плохо, судить предлагаю вам, уважаемые читатели. В качестве постскриптума же я предлагаю удивительно своеобразные и необычные православные картины, посвященные жизни Петра и Февронии, фактически, эдакий комикс по житию.









Петр и Феврония

Путь по Выксунской епархии Нижегородской области привел нас в село Жайск. Здесь на берегу величавой Оки, на высоком холме, продуваемом всеми ветрами, возвышается памятник покровителям семьи, любви и верности, святым Петру и Февронии.


У авторов этой статьи «душевная аллергия» на нравоучительность. До глубокого погружения в историю, святые Петр и Феврония, как христианские и литературно-исторические персонажи, казались нам скучноватыми примерами идеальной христианской семьи. После глубокого погружения в тему Петр и Феврония стали для нас абсолютно живыми людьми – яркими, интересными, незабываемыми. История Петра и Февронии оживает в документах и фотографиях, будто эти люди и сейчас находятся среди нас. Вот они идут, продуваемые ветрами истории на холме в Жайске, и нам есть, о чем с ними поговорить и что спросить…



Возможно, наши современники ничего бы не знали о Петре и Февронии, если бы не Ермолай-Еразм (Ермолай Прегрешный) – священник, писатель, публицист, церковный деятель, а позднее монах. Творивший в XVI в. (еще во времена детства и юности Ивана Грозного), священник и писатель из Пскова Ермолай (под творческим псевдонимом Прегрешный), как человек образованный и просвещенный, был замечен церковной властью. Прославился писатель Ермолай Прегрешный тем, что написал, адресованное царю литературное произведение с проектом переустройства общества в интересах крестьян и просвещенной части дворянства. Царь на это произведение не отреагировал, а вот московский митрополит Макарий талантливого писателя заметил и перевез его в Москву, чтобы привлечь к написанию жития святых. Так Ермолай-Еразм (Ермолай Прегрешный) стал протопопом и церковным писателем в Москве.

Нам повезло дважды. Один раз в том, что Ермолай-Еразм взялся написать удивительную историю муромского князя Петра и деревенской девушки простолюдинки Февронии. Второй раз в том, что двухтомник произведений Ермолая-Еразма чудом сохранился до наших дней.

А вот Ермолаю-Еразму не повезло. Не получилось у него каноническое церковное житие Петра и Февронии. Получилось литературно-историческое произведение, описывающее жизнь двух очень ярких людей. Да, написанное церковным языком. Да, несущее христианские идеи веры и нравственности. Но слишком живое и противоречивое (какой и является человеческая жизнь ), а также полное символов (напоминающих языческую символику), чтобы это описание безоговорочно могло сразу стать церковным каноном. Митрополит Макарий не принял текст Ермолая Прегрешного в оригинальном виде и не включил его в канонические церковные книги.

Писатель Ермолай Прегрешный постригся в монахи под именем Еразм, и вскоре его литературное творчество закончилось. А удивительная история Петра и Февронии, предположительно живших в конце XI — начале XII веков, дошла до наших дней и волнует людей XXI века своей яркой жизненностью и неоднозначностью.

Русская Православная Церковь причислила Петра и Февронию к лику святых в 1547 г. (примерно через 300 лет после их смерти) – по этому случаю и получил задание написать житие Петра и Февронии Ермолай-Еразм (Ермолай Прегрешный).

По инициативе Светланы Медведевой (супруги Дмитрия Медведева) в России в 2008 г. был учрежден новый праздник – День семьи, любви и верности, совпадающий с днем почитания святых Петра и Февронии (православных покровителей семьи) – и был принят символ праздника – ромашка.

Через год в 2009 г. известная российская журналистка Наталья Радулова опубликовала дискуссионную статью, посвященную Петру и Февронии — «Мифология семьи, любви и верности» — в которой святые Петр и Феврония предстают перед читателями в очень противоречивом образе, как нам кажется, оскорбительном для православного человека:

«Петр и Февронья Муромские, семейная пара, которую нам преподносят как пример любви и верности, на самом деле были те еще кадры. Февронья угрозами загоняла кавалера под венец, а он, бедняга, бегал от нее, как заяц… А что ж тут романтичного? – удивилась я. – Зачем эту хитрожопую парочку назначать главным российским символом любви и верности?» Наталья Радулова

«В сентябре 2009 г. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) вынесла предупреждение о недопустимости экстремистской деятельности газете «Вечерняя Тюмень» за публикацию в N 26 (451) от 17-23 июля 2009 этой статьи». Источник: . (По этой же ссылке можно прочитать и саму статью Натальи Радуловой.)

Так что Петр и Феврония – люди несомненно интересные, раз они вызывают столько человеческих переживаний, начиная с Ермолая-Еразма в XVI веке (который так и не смог написать бесспорное каноническое житие святых Петра и Февронии), и заканчивая нашими современниками в XXI веке.


До сих пор не затихают дискуссии, существовали в действительности такие люди – Петр и Феврония – или это вымышленные персонажи, описанные Ермолаем-Еразмом на основании народных легенд и преданий? Ведь древний автор Ермолай-Еразм описывал события, которые происходили за 300 лет до момента написания. Бесспорных летописных свидетельств до наших дней не сохранилось.

Большинство светских исследователей считают, что образ князя Петра Ермолай-Еразм писал с муромского князя Давида (который постригся в монахи, вероятно, под именем Петра). Косвенно подтверждает это предположение и то, что у князя Давида была жена с именем Феврония (которая постриглась в монахини под именем Ефросинья). Но есть противоречие. Если все так, то, вероятно, Ермолай-Еразм написал бы либо Давид и Феврония (у обоих светские имена), либо Петр и Ефросинья (у обоих монашеские имена). Почему Ермолай-Еразм написал Петр и Феврония? Много есть непонятного нам, людям XXI века, в этой древней истории.

Также Ермолай-Еразм никак не упомянул, были ли дети у Петра и Февронии? Было бы странным, подробно описывая жизнь этой яркой супружеской пары, не упомянуть хотя бы вскользь об их детях. Но не упомянул… И тогда у критически настроенных читателей возникает предположение, что детей у Петра и Февронии не было вовсе. Но как бездетная пара может стать народным символом православной семьи? Вопрос неоднозначный… Но вопреки всем замечаниям критиков святые Петр и Феврония продолжают волновать современных людей яркой историей своей жизни.


«Повесть о Петре и Февронии Муромских», которую написал для нас священник и писатель Ермолай-Еразм (Ермолай Прегрешный), но в современной литературной обработке можно прочитать на сайте «Петр и Феврония – любовь и верность навсегда» . Оригинальный текст Ермолая-Еразма (Ермолая Прегрешного) «Повесть о Петре и Февронии», но в современной орфографии выложен на сайте «История литературы Древней Руси» . Также О.А. Сухова и Ю.М. Смирнов написали книгу «Петр и Феврония Муромские», которая выложена на сайте «Муромский музей» . Напоминаем, что крайне неоднозначная статья Натальи Радуловой «Мифология семьи, любви и верности» выложена на сайте Библиотека священника Якова Кротова . Мы осознанно не пересказываем вам историю святых Петра и Февронии. Надеемся, что вдумчивому читателю самому будет интересно погрузиться в чтение и сопоставление источников.

Мы же вернемся в современность на Нижегородскую землю в село Жайск. Не доезжая до высокого холма на берегу Оки, где в 2013 г. был установлен памятник Петру и Февронии, в лесах находится святой источник, из которого по народному преданию брали воду Петр и Феврония во время своего изгнания из Мурома. Родник бьет в глубоком овраге, тропа к нему трудная – крутые склоны, глинистая почва – но люди ходят сюда за водой вопреки трудностям (хотя родниковую воду можно брать ближе и легче) и украшают это место. Значит, светлая память о Петре и Февронии живет в народе вопреки недоверчивым и критикам. Скромный (по сравнению с впечатляющим памятником над Окой), но посещаемый источник в лесах наводит на мысль, что народная память о Петре и Февронии истинная и не зависит от государственных программ по укреплению семьи.







Дорога приводит нас на высокий холм над рекой Окой, по которой плыли Петр и Феврония, которые по народной легенде и по описанию Ермолая-Еразма предпочли совместное изгнание из Мурома и потерю власти, но не разлуку друг с другом.



Красивая белая часовня – легкая и воздушная – удивительно органично вписывается в холмистые окские просторы, продуваемые ветрами и поросшие березами. Красота!


Мозаики на часовне светлые, солнечные.

Стоя над Окой в обнимку с любимым человеком, в голову приходит простая мысль: не имеет значения строгость исторических фактов, изложенных Ермолаем-Еразмом, а имеют значение семья, любовь и преданность любящих людей друг другу.



Электронное СМИ « Интересный мир ». 12.01.2014

Дорогие друзья и читатели! Проект «Интересный мир» нуждается в вашей помощи!

На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.

Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму на карту Сбербанка: Мастеркард 5469400010332547 Ширяев Игорь Евгеньевич.

Также вы можете перечислить Яндекс Деньги в кошелек: 410015266707776 . Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.

О жизни святой пары, Петра и Февронии, на самом деле известно крайне мало. Однако данная княжеская чета жила в XIII столетии. Супруги приняли в конце жизни монашество и умерли в один день. Петр и Феврония сумели родить, воспитать 3 детей. Сделав исключение, супруг удалось похоронить в 1 гробу. Такая жизнь поспособствовала тому, чтобы святых Петра и Февронию начали воспринимать как покровителей семейных отношений. Кт тому же завершение жизни можно сравнить со сказкой «жили они долго и счастливо и умерли в один день». На самом деле подобную чудодейственную кончину необходимо заслужить.

Княжеская семья сумели вырастить хороших людей , которые служили во благо государство и обладали наилучшими качествами характера. Петр и Феврония преодолели вместе многочисленные испытания, сумев не допустить предательства и расставания в горестное время. Они хранили православную веру , несмотря ни на что. Благодаря такому жизненному пути Господь оказал милость святым из Мурома.

Сказание о Петра и Февронии отличается красотой и особенной романтикой. В произведении описывается и ситуация, когда ненавистники прилагали усилия для того, чтобы разлучить супругов, но при этом святой князь отдал предпочтение изгнанию, а не расставанию со своей любимой супругой. Многие ли люди в наше время могли поступить также?

Жизненный путь Петра и Февронии.

Феврония родилась в обычной крестьянской семье, но она сумела стать супругой князя. Кажется, что это соответствует произведению «Золушка», но на самом деле история произошла в реальности, и обладает удивительным смыслом. Феврония сумела проявить мудрость и догадливость, нежность и заботу.

Каким должен быть настоящий брак? Семейные отношения должны строиться на чистоте и честности. Любые тайны от супругов могут привести к позору. Нужно поступать по-человечески для того, чтобы гарантировать продолжительность существования брака.

Когда-то, давным-давно, князь Петр столкнулся с серьезным заболеванием. Его тело покрылось многочисленными язвами. Ни один медик не мог помочь князю. Однако в селе Рязанской области, Ласково, удалось найти Февронию, обычную крестьянскую девушку. Феврония обладала нужными знаниями, и она была готова помочь Петру, но взамен хотела стать его супругой. Как и чем можно объяснить подобное желание? Оно оказывается честолюбивым желанием крестьянской девушки? В повести отсутствует намек на отсутствие искренности, наличие честолюбивого желания. Возможно, Февронии, которая говорила загадками и знала больше о жизни, чем многие другие люди, чувствовала, что она должна стать супругой Петра. При этом Феврония могла только исцелить Петра, а не уврачевать, поэтому можно предположить, что речь в повести идет о душевной болезни князя.

Феврония сумела стать лучшим примером смирения и скромности, женской мудрости. Петр на самом деле был абсолютно другим, и он решил даже испытать прекрасную девушку. Он послал ей небольшой пучок льна для того, чтобы она соткала ему льняную вещь. Феврония послала князю другое задание – из небольшого полотенца сделать ткацкий станок, специальные инструменты. Петр признался в том, что он не может исполнить просьбу и забыл о своем задании. Феврония дала понять, что небольшой кусочек льна не подойдет для того, чтобы соткать льняную одежду взрослому мужчине. Это, вне всяких сомнений, поспособствовало тому, чтобы Петр и Феврония открыли друг в друге мудрость.

Тут можно узнать: кто же испытывает и выбирает? Кажется, что Феврония идет по своей прямой дороге, так как именно она должна стать супругой Петра, позаботиться о его исцелении, наставить его на истинный путь жизни. Это является наилучшим примером послушания. Петр хочет, чтобы все было так, как он велит, как он желает. Петр даже готов проверять Февронию на возможность исцелить его, стать княгиней. Однако впоследствии князь сумел поменяться.

Петр исцелился, но он не женился на крестьянской девушке и решил откупиться подарками. Феврония не приняла подарков, так как хотела быть женой. При этом в первый раз девушка лечила князя и сказала, что 1 струп не нужно мазать приготовленным лекарством. Что же это значит? Возможно, она хотела испытать Петра? В повести ответов не удается найти. При этом можно предположить, что мудрость Февронии позволила предугадать ей, что Петр не сразу возьмет ее в супруги, но ведь этот брак был предопределен на небесах. Таким образом, Петр должен был повторно обратиться за лечением. После повторного излечения состоялась свадьба Петра и Февронии.

После смерти старшего брата, Павла, Петр стал князем Мурома. Бояре начали требовать развода княжеской пары, так как Феврония не соблюдает этикет, может собирать крошки с обеденного стола. На самом деле придирки были ничтожными, ведь Феврония была доброй девушкой.

Бояре начали обращаться к Февронии, убеждая ее уйти от Петра. Они просили отпустить его, но девушка отказывалась. Также поступал и Петр, который мог выбрать только свою супругу, а не княжество, ведь живой человек дороже богатства, престола. К тому же христианство не способствует разводам.

Петру и Февронии пришлось покинуть из Мурома. Путь был долгим и опасным печальным для души, но он должен быть пройден полностью.

Вдали от Мурома начинаются сомнения у Петра: правильно ли он поступил, может, он вновь будет испытывать Февронию? Девушка проявила терпение и милосердие, позволила понять, что с ними Бог, который позволяет творить чудеса. Петр начал верить в то, что все будет хорошо.

Вскоре бояре пришли с повинной. В Муроме началась война за княжеский престол. По данной причине Петра и Февронию позвали назад. Супруги вначале подумали, а затем – согласились. Княжеская чета правила правильно и разумно, были отцом и матерью народу, вели праведную жизнь. Незадолго до мирской кончины супруги приняли монашество. Петр – под именем Давид, что можно перевести как «возлюбленный», а Феврония – под именем Ефросинья – «радость». Супруги решили просить Господа о смерти в один день.

Супруги заповедали похоронить их в одном гробу, но люди вначале похоронили их в разных гробах. Это было объяснено тем, что монахи не могли лежать вместе. Несмотря на это, трижды тела супругов оказывались в совместном гробу. В результате Петра и Февронию пришлось похоронить вместе.

Верить ли повести о княжеской паре?

Повесть, которая посвящена Петру и Февронию, многократно переделывалась. Ее вариации представлялись в XVI, XVII, XVIII столетиях.

Изначально жизнеописания Петра и Февронии было выполнено священником дворового собора Ермолаем-Еразмом. Отец Ермолай отправился в Муром. Он обращался ко многим людям, благодаря чему местные устные предания позволили составить житие. При этом необходимо понимать то, что жизнеописание было составлено далеко не сразу. Перед тем, как появился первый вариант повести, прошло приблизительно четыреста лет с момента преставления супружеской пары. Неудивительно, что за четыреста лет жизнь Петра и Февронии уже успела превратиться в сказку, которая восхваляет любовь и добродетель супругой. Несмотря на это, отец Ермолай записал все слова людей, провел переработку и изложил в достойном виде. Однако и тогда полученный вид практически не соответствовал традиционному житию, поэтому жизнеописание Петра и Февронии начали называть сказанием.

Насколько правдивой была та история? Прежде всего, нужно отметить то, что священник Ермолай-Еразм известен и благодаря другим произведениям. Этот автор сумел показать себя здравомыслящим, высокообразованным человеком, тонким богословом. По данной причине исследователи не предполагают то, что Ермолай-Еразм мог сочинить повесть, посвященную княжеской паре.

Мы не можем считать, что народные предания представляют собой недостоверный источник информации. Народные предания можно сравнить с летописью. О многих русских святых удается узнать только благодаря жизнеописаниям, но при этом в летописях о людях ничего не сказано. Так же получилось и с Петром, Февронией. На самом деле древнерусские хронисты практически не проявляли интерес к благочестию князей. В связи с этим, память о русских святых, Петра и Февронии, сохранилось только в виде народного почитания и устных преданий.

Среди редакторов можно отметить патриарха Гермогена. Он также оказал существенное влияние на готовый вариант повести. Оказалось, что в повести отсутствовало достаточно подробностей и деталей. Интересно отметить, что при пересказе повести присутствовала попытка ввести деталь политической пропаганды. По данной причине там, где описывалось, как супружеская пара возвращалась в Муром, было добавлено подробное описание радости народа при встрече правителей. К тому же был выполнен акцент на том, что только князь сумел восстановить порядок в городе.

Редакторы также стремились придать повести уникальную форму, а именно канонического жития. Такая правка ограничивалась использованием эпитетов к главным персонажам и некоторыми фразами, имеющими прямое отношение к христианской морали. На самом деле подобных изменений оказывалось более чем достаточно, так как они позволяли уже по-другому воспринимать повесть.

Предложенные редакции не могли прижиться, так как народ по-особенному воспринимал «Повесть о Петре и Февронии Муромских». История этой святой пары всегда является примером истории поистине безграничной и удивительной любви. Теперь можно услышать мнение о том, что день, который посвящен Петру и Февронии, День семьи, любви и верности, является православной версией дня святого Валентина. В действительности такое восприятие праздника является неправильным. В народе день памяти Петра и Февронии существует издавна, причем он имеет прямое отношение к любви, супружеским отношениям. Важно отметить то, что праздник приходится на Петровский пост, поэтому день можно посвящать молитвам Господу о даровании мира, внутренней гармонии, любви и о сохранении Русской земли, городов России.

Дмитрий Сергеевич Лихачев, известный исследователь древнерусской литературы, сравнивал Петра и Февронию с Тристаном и Изольдой.

Особенный праздник – День семьи и верности.

В наши дни многим людям нужен День семьи и верности, ведь этот праздник на самом деле оказывается поистине ценным и важным. Браки разрушаются поистине легко и многие люди даже не готовы хранить супружескую верность, но при этом люди мечтают о счастье, безграничной любви до самой смерти. Уникальный праздник способствует улучшению ситуации, которая сложилась в нашем обществе.

Муромские святые являются покровителями брака. Избирая этих святых, в брачные отношения можно заложить краеугольный камень. Брак должен быть основан на твердой вере супругов, любви, взаимопонимании и взаимоуважении, верности, взаимодоверии. К тому же детей нужно воспитывать, сохраняя христианские традиции. Только в этом случае можно гарантировать долгую жизнь брака. В такой ситуации дом могут только незначительно затронуть испытания, но при этом брак обязательно приобретет дополнительную прочность.

В Муроме работает Троицкий женский монастырь , где хранятся мощи святой супружеской пары. Монастырь практически не отличается от подобных обителей. Действует запрет на фото-, видеосъемку, четкие таксы на записки монахиням. К тому же в покоях нельзя использовать зеркальные стекла. Однако если подойти к мощам Муромских святых, можно забыть обо всем. Именно здесь верующий человек может остаться сам, почувствовать вечность, настоящую любовь и удивительную радость. Каждый верующий человек при молитве может почувствовать то, что испытывали Петр и Феврония, когда встретили друг друга, были вместе и проходили испытания, сберегая свою любовь.

Важно отметить то, что в Троицком монастыре на самом деле представлены мощи святых. Благодаря данному факту многие люди получают возможность обратиться к Петру и Февронии, помолиться, обрести душевную гармонию и попросить о счастливом браке.

Статьи о Дне Семьи Любви и Верности

Читайте интересные новости

Дата: 2016-12-26

А вы знаете, что восьмого июля в России отмечают день семьи, любви и верности, день памяти православных святых Петра и Февронии?

А что вы знаете о самих святых? Вероятно не так уж и много. Что родом они из Мурома, что всю жизнь прожили вместе и умерли в один день, как в сказке. Да что памятники им установлены едва ли не в каждом российском городе. Вот, наверное, и все. Поэтому, мне хотелось бы рассказать о самой образцовой семейной паре более подробно.

Петр

На самом деле Петр никакой и не Петр вовсе. Это имя было дано ему после пострига в мужском монастыре, но до того момента прошло немало времени, ведь монашескую рясу князь Муромский одел лишь в старости, точная дата этого события, к сожалению утеряна в веках. Что, несомненно, позволило атеистам советских времен объявить святую княжескую чету персонажами придуманными, и никогда не существовавшими в реальности, не смотря на материальное доказательство в виде мощей, сохранившихся, по сей день.

Но как же в миру звали князя? Из обрывочных сведений, сохранившихся с тринадцатого века, с большой долей вероятности можно предположить, что звали его Давыд Юрьевич Муромский, внук Владимира Святославовича Рязанского, прямой потомок Ярослава Мудрого и, соответственно, Владимира Красна Солнышко.

И стоит ли сомневаться, что в молодые свои годы будущий святой знатно погрешил…

Возможно, то, что князь впоследствии женился на простолюдинке, частично было его искуплением, а может и наказанием.… Ведь во все времена (даже сейчас, кто бы что ни говорил) знать старательно подчеркивала свое возвышенное положение, иногда доходя до абсурда, и принижая всячески достоинство простых смертных, чьими трудами, собственно, беззастенчиво пользовалась.


Итак, как же случилось, что князь, имеющий такую родословную, женился на простой девушке?

Что предшествовало знакомству

Поскольку в тринадцатом веке, как мы знаем из истории, постоянно происходили какие-либо сражения, как правило междоусобные, бесконечная борьба за княжение в том или ином городе и непрестанные переделы территорий, то можно смело утверждать, что Давыд отметился если не во всех, то во многих баталиях того времени. Более подробное и детальное описание его биографии в этой статье не уместно, тем более, что оно не прольет света на некоторые события, сохранившиеся в легенде о князе Петре, но не сохранившиеся в дошедших до нас летописях.

В тысяча двести седьмом году князь Давыд Муромский со своей дружиной пришел на помощь войскам Всеволода Юрьевича Большое Гнездо под Пронск, Рязанской области. Так получилось, что за последующий год в Пронске сменилось несколько князей (что для того времени дело обычное), и в какой-то момент город был отдан под руку князя Давыда, но правил он совсем не долго. Предыдущий ставленник, князь Олег Владимирович, из рода Святославичей, отобрал Пронск у Давыда. Сам же Давыд вынужден был вернуться на родину, в Муром. Возможно, даже бежать,… Возможно, с каким-либо ранением или болезнью. И по пути на родину, Давыду пришлось обратиться к местным лекарям, ведунам, знахарям, кто там нашелся.

Скорее всего, так князь и попал в село Ласково, где и жила дочь тамошнего бортника, как тогда говорили, древолаза, Феврония.

Знакомство

Точных сведений о княгине Муромской не сохранилось. Но основываясь на дошедших до нас исторических фактах и легенде, вернее житии святых, так называемой «Повести о Петре и Февронии Муромских», составленной во времена Ивана Грозного, то есть, через триста лет после кончины князя Муромского с супругой, есть предположение, что Феврония была знахаркой, к которой и обратился князь за помощью.

Собственно, по сюжету «Повести», Петр, спасая честь брата, правящего на тот момент князя Павла, убивает змея огненного. Змей этот, по примеру греческого Зевса, принимал облик Павла, и посещал супружескую постель последнего. За что и был убит Петром.

Почему Павел сам не смог этого сделать не понятно, но в легенде говориться, что убить его (змея), мог только определенный человек определенным оружием.

Все сложилось как нельзя лучше, и змееборцем оказался родной брат , и меч нашелся неподалеку, в какой-то щели. В общем, все случилось как надо, но Петр был залит змеиной кровью, что повлекло какую-то неизлечимую хворь.

И вот страдающему Петру во сне является видение, что надо бы ему поехать в Ростовскую область , в село Ласково, к знахарке, дочери древолаза. Только эта дева может излечить его. Что и было проделано.


В оплату лечения, Феврония попросила ни много, ни мало, жениться на ней. Петр соглашается, но слово не держит. Феврония же, не будь дура, вылечила князя не полностью. И когда наступил регресс в заболевании, князь вынужден жениться на простолюдинке, чтобы не погибнуть, ведь вылечить его полностью может только она.

Вероятная реальность

Поскольку точных данных нет, можно только предполагать, что многое в легенде, правда. Не считая той части, где фигурируют мечи и змеи.

Скорее всего, дело было так. Раненый князь, на пути из Пронска вынужден заехать в Ласково, к знаменитой на всю округу знахарке. И, вероятнее всего, девушка действительно решила не упустить свой шанс.

Сегодняшние жители села говорят, что лечила Феврония Давыда хлебной закваской. Как сохранились подобные сведения неизвестно, но в этой истории так много допущений, что возможно все.

И Давыд, ради спасения собственной жизни, соглашается на любые условия. Возможно, заранее не собираясь их выполнять. Но Феврония, предвидя подобный исход, умышленно не долечивает князя. Через какое-то время, при появлении новых симптомов старого заболевания, Давыд возвращается к знахарке. Он вынужден жениться на ней по всем правилам, иначе она отказывается закончить лечение. Вот так и вышло, что из очередного военного похода князь привозит в Муром жену простолюдинку.

Дальнейшее развитие событий

В Муроме, в качестве устного народного творчества бытует мысль, что Феврония была не так уж и проста. Поговаривают, что она была то ли дочерью ведуна, то ли сама жрица, но князь ее опасался.

И когда бояре поставили Давыду, на тот момент сменившему на княжеском престоле брата, ультиматум: либо князь избавляется от княгини крестьянского происхождения, либо город избавляется от них обоих, князь отказывается от власти.


Скорее всего, княгиня шантажировала мужа тем, что если он от нее избавится, то всенепременно хворь вернется, ибо только она, одним своим присутствием, сдерживает болезнь мужа.

Но так хочется верить в официальную версию, о том, что Петр, испытавший огромную благодарность милой симпатичной девушке, за исцеление, полюбил ее всем сердцем и всей душой. И просто не мыслил без нее своей жизни, потому и отрекся от княжества ради нее.

Как бы там ни было, но княжеская чета покидает город.

Проходит не так уж много времени, когда Давыда с женой находит посыльный из Мурома. Город просит князя вернуться, соглашаясь на любую княжну, на все возможные условия, лишь бы вернуть законную власть. Потому, что бояре устроили смуту, деля княжеский престол.

И Давыд с женой возвращается, принимая снова княжение.

Сверяясь с историческими событиями , и политическим положением того времени, вероятно, что вышеописанные события не были столь благостными и бескровными.

Скорее всего, бояре затеяли бунт, поводом которого и послужила скоропалительная женитьба князя на женщине низшего сословия, да еще и не глупой, честолюбивой женщине. В таком случае князь вынужден был бежать из города.

После его побега бояре так и не смогли договориться между собой, смута продолжается.

Где все это время был Давыд с женой, были ли на тот момент у них дети - не известно.

Но он мог податься к ближайшим товарищам, Всеволоду Большое гнездо, либо к любому из его сыновей. Заручившись там поддержкой, Давыд возвращается в Муром под предводительством вооруженного отряда, захватывает власть и наводит порядок.
Народ, уставший от смуты, радостно принимает князя, а то, что жена у него не знатного рода, только повышает княжеский рейтинг.

Как бы там не случилось на самом деле, непреложным остается тот факт, что правил Давыд Муромский около двадцати пяти лет, прежде чем ушел в монастырь. У княжеской четы было трое детей, двое сыновей - Юрий и Святослав, и дочь Евдокия.

Свой жизненный путь князь Давыд, в иночестве Петр, и его жена Феврония, в иночестве Ефросиния закончили в апреле тысяча двести двадцать восьмого года. Говорят, в один день.


Согласно легенде, первое чудо случилось сразу после погребения. Вопреки завещанию бывших князей , их похоронили не в оборудованной заранее общей могиле, а в разных гробницах, при тех монастырях, где они находились. Но ночью, чудесным образом, тела супругов перенеслись в общую усыпальницу. Наутро, обнаружив этот казус, тела были разделены и возвращены на прежние места упокоения. Была выставлена стража, чтобы не допустить впредь подобного глумления над телами, на случай если какой-то шутник снова надумает украсть тела из могил. Но все старания были напрасны - наутро супруги снова были вместе. Так и лежат их мощи, по сей день в одной общей раке.

Эпилог

На этой романтической ноте стоило бы закончить повествование о большой и светлой любви, которую даже смерть не в силах разлучить.

Но я не могу не добавить ложку дегтя, и не упомянуть о том, что в канонах православной церкви не существует развода между супругами как такового. И единственным допустимым методом развода может стать лишь одновременный постриг обоих супругов в иночество.

В свете этого факта, остается вопрос, так ли безгранична была любовь, и так ли безоблачна жизнь Муромских Давыда и Февронии?

Впрочем, как бы там ни было, но эта пара достойна и уважения, и поклонения, и наследования. Потому что прожить вместе столько лет - не поле перейти. И, ради достижения своих целей, пусть не всегда возвышенных, связать свою жизнь с жизнью супруга, с честью прожить эту жизнь - это ли не пример для подражания?


просмотров
просмотров