Годы жизни и правления александра 1. Жизнь и царствование Александра I

Александр I Павлович (1777-1825). Российский император, сын императора Павла I и принцессы Софьи Доротеи Вюртемберг-Мемпельгардской (в крещении Мария Фёдоровна), внук Екатерины II.

Александр, рождённый от второго брака императора императора Павла I, был долгожданным ребёнком, поскольку его рождение обеспечивало прямое престолонаследие.

С первых дней после рождения наследника Екатерина II забрала внука у родителей и сама занялась его воспитанием. Для этого были привлечены лучшие педагоги, в их числе швейцарец Фредерик Сезар де Лагарп, который был приверженцем идей космополитизма, абстрактного гуманизма и оторванной от реальной жизни всеобщей справедливости. Эти идеи будущий император воспринял как непреложные истины и оставался в их плену почти всю свою жизнь.

В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. в результате организованного английской дипломатией заговора император Павел I был убит, и трон перешёл к Александру. Участие Александра в заговоре не вызывает сомнений. Гибель отца потрясла Александра, поскольку он не сомневался, что отстранение Павла I от власти ограничится его отречением. Косвенный грех отцеубийства тяготил душу Александра Павловича все последующие годы.

12 марта 1801 г. Александр I стал российским императором. Восходя на престол, он провозгласил, что будет управлять страной «по законам и по сердцу почившей августейшей нашей государыни императрицы Екатерины Великой».

Своё правление Александр I начал с подготовки ряда радикальных реформ. Вдохновителем и непосредственным разработчиком этих реформ стал Сперанский. Реформы касались преимущественно социальной сферы: были заложены основы бессословного образования, вместо Коллегий Петра I созданы министерства, где вводилось единоначалие министров и предусматривалась их личная ответственность, учрежден Государственный совет (высший законосовещательный орган). Особое значение имел Указ о вольных хлебопашцах. Согласно этому закону впервые в истории России было разрешено отпускать крестьян на волю за выкуп.

Внешняя политика Александра I была не менее активной. В 1805 г. Россия вновь вошла (в третью по счету) антифранцузскую коалицию с Англией, Турцией и Австрией. Разгром коалиционных войск под Аустерлицем положил конец этому союзу и поставил Россию в весьма тяжелое положение. Слава о непобедимости Наполеона гремела по всему свету. Союзники один за другим предавали Александра I. В этих условиях в Тильзите 13 -14 июня 1807 г. состоялась встреча Александра I и Наполеона, где был подписан Акт о наступательном и оборонительном союзе России и Франции.

В 1801 г. к России добровольно присоединилась Грузия и ряд закавказских провинций. Россия получала исключительное право иметь на Каспийском море свой военный флот. На южных рубежах с 1806 по 1812 г. Россия вела борьбу с давним противником - Турцией. На последнем этапе войны во главе русской армии стоял генерал-фельдмаршал М.Кутузов. Ему удалось окружить турецкую армию и предъявить ультиматум. Ультиматум турецкой стороной ввиду безвыходности положения был принят. По Брестскому мирному договору к России отходила Бессарабия с крепостями Хотин, Бендеры, Измаил, Аккерман.

На севере с 1808 по 1809 г. шла война со Швецией. В марте 1809 г. войска генерал-фельдмаршала М. Барклая-де-Толли совершили поход по льду Ботнического залива на Аландские острова и Стокгольм. Швеция в срочном порядке запросила мира. По мирному договору, подписанному во Фридрихсгаме, России отходили Финляндия и Аландские острова.

Отечественная война 1812 года

12 июня 1812 г. огромная наполеоновская армия, в состав которой входили войска большинства стран Европы, отчего ее прозвали «армией двунадесяти языков», перешла границы России и начала наступление на Москву. Ведение войны с Наполеоном Александр I поручил генералу-фельдмаршалу Барклаю-де-Толли и Багратиону, а в критический момент, когда русскими войсками был оставлен Смоленск, назначил главнокомандующим генерал-фельдмаршала М.Кутузова.

Решающей битвой Отечественной войны 1812 г. стало сражение у деревни Бородино (в 110 км к западу от Москвы). В ходе этой битвы силы армии Наполеона были подорваны. Русская армия нанесла противнику невосполнимые потери - свыше 58 тысяч человек, или 43 % от всего состава участвовавших в сражении сил. Но и русская армия потеряла убитыми и раненными 44 тысячи (в том числе 23 генерала). Цель Наполеона - полный разгром русской армии - не была достигнута. «Из всех моих сражений, - писал Наполеон впоследствии, - самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».

Учитывая тяжелые потери русской армии, Кутузов на военном совете в Филях принял решение оставить Москву без боя. Аргументировал это решение Кутузов так: «Оставив Москву, мы сохраним армию, потеряв армию, мы потеряем и Москву, и Россию». 2 сентября 1812 г. русские войска без боя оставили Москву, с ними ушла и половина московского населения (ок. 100 000 человек). С первого дня вступления войск Наполеона в Москве начались пожары. Огнем было уничтожено до 75 % домов, сгорели торговые ряды, лавки, фабрики, пострадал Кремль.

В это время у села Тарутино (80 км к югу от Москвы) Кутузов предпринял меры для пополнения армии и заготовки всего необходимого для продолжения войны. В тылу французских войск развернулось партизанское движение . Партизанские отряды Давыдова, Дорохова, Сеславина и др. держали под контролем все дороги, ведущие в Москву. Оторванная от своих тылов, армия Наполеона, фактически запертая в Москве, начала голодать.

Попытки Наполеона заключить мир не имели успеха, Александр I отклонял все переговоры о перемирии. В сложившихся условиях у Наполеона оставался единственный выход: оставить Москву и отступать к западным границам России, чтобы перезимовать там и возобновить борьбу в 1813 г.

7 октября 110-тысячная армия французов вышла из Москвы и двинулась к Калуге. Но Кутузов преградил путь Наполеону у Малоярославца, заставив его отступать по разоренной войной Смоленской дороге, где отступающие подвергались непрерывным ударам казачих отрядов атамана Давыдова и партизан. Отсутствие продовольствия для солдат, фуража для лошадей, начавшиеся холода привели к быстрой деградации французской армии . Обессиленные, обмороженные, питавшиеся павшими лошадьми, французы отступали практически не оказывая сопротивления. 16 ноября Наполеон, бросив свою армию на произвол судьбы, переправился через р. Березину и бежал из России. «Великая французская армия» как организованная военная сила перестала существовать.

Катастрофа французской армии в России поставила Александра I во главе антинаполеоновской коалиции. К ней поспешили присоединиться Англия, Пруссия, Австрия и ряд других государств. 31 марта 1814 г. император во главе русской армии вступил в Париж. На Венском конгрессе держав-победительниц (1815 г.) российский император стал во главе Священного союза, главной задачей которого было коллективное подавление любых антимонархических (революционных) движений в Европе.

Под давлением Александра I возведённый на французский престол в том числе русскими штыками Людовик XVIII был вынужден вскоре дать своим подданным конституционную хартию. Но дело тут, считает российский историк В. В. Дегоев, «не только в либеральных фантазиях царя, как думал К. Меттерних, но и в весьма прагматическом желании со временем видеть Францию лояльным партнёром России в её внешней политике». Однако, по оценке декабриста И. Д. Якушкина, «хартия Людовика XVIII дала возможность французам продолжать начатое ими дело в 89-м году».

Участие России в создании Священного союза знаменовало окончательный переход императора от либерализма к консерватизму и идее неограниченной монархии.

С 1816 г. в России стали создаваться военные поселения - особая организация войск, имевшая целью сократить расходы государства на армию. Здесь солдаты совмещали военную службу с занятиями сельским хозяйством. Систему военных поселений возглавил генерал от артиллерии Аракчеев. К этому времени он уже был всесильным временщиком России, полностью оправдавшим свой гербовый девиз «Без лести предан». Александр I передал Аракчееву ведение всех внутренних дел, а сам предпочел заниматься внешней политикой.

Контрреформы, осуществленные во второй половине правления Александра I, были радикальными. Министерство народного просвещения преобразовывалось в Министерство духовных дел, начались гонения на печать, из Петербургского университета изгонялись «профессора-либералы». В 1821 г. была создана тайная полиция, в 1822 г. запрещены все тайные общества, а со всех военных и гражданских лиц собраны подписки о неучастии в таковых. Эта эпоха получила название в истории «аракчеевщина».

Несмотря на принимаемые меры, в стране неоднократно создавались заговоры с целью низложения императора. Самое серьёзное готовилось на осень 1825 г. - зиму 1826 г. Император знал об этом, но не принял никаких превентивных мер. В августе 1825 г. Александр I выехал в Таганрог, чтобы подлечить больную чахоткой супругу, но неожиданно заболел сам и 19 ноября 1825 г. скончался.

В народе сохранилась легенда, что император не умер, а ушёл в Сибирь, где жил под именем старца Федора Кузьмича до своей кончины в 1864 г. в Томске. При вскрытии гробница Александра I в соборе Петропавловской крепости оказалась пустой. Однако в ногах гроба его супруги Елизаветы Алексеевны была обнаружена урна с прахом. По наиболее распространённой версии, склонный к мистике Александр I хотел своим уходом в Сибирь и жизнью старца-подвижника искупить свою вину за гибель своего отца Павла I, в заговоре против которого он принимал самое непосредственное участие.

Внезапная загадочная кончина императора Александра I оставила Россию без законного наследника престола. В соответствии с Законом о престолонаследии на престол должен был взойти второй по старшинству сын Павла I - Константин, но он отказался от императорской короны, и на престол взошёл третий сын Павла I - Николай I.

Генерал С. А. Тучков отмечал в своих «Записках» за 1766-1808 годы: Хотя Император Александр и сказал в манифесте своем, изданном при вступлении его на престол, что он во всем последует по стопам великой Екатерины, но политика, внутреннее правление государства и устройство войск - все было переиначено. Всем известно, с каким непостоянством Александр I следовал то внушениям английскаго кабинета, то воле Наполеона. Со стороны же правления показывал он в начале великую склонность к вольности и конституции, но и это была одна личина. Дух его деспотизма обнаруживался в войске, что многие почитали сперва необходимым для сохранения дисциплины. …при Александре двор его сделался почти совсем похож на солдатскую казарму... Император Александр показывал склонность к мистическим книгам, обществам и особам, сим занимавшимся.

Историк А. И. Тургенев (брат одного из главных декабристов Н. И. Тургенева) называл Александра I «республиканцем на словах и самодержцем на деле» и считал, что «лучше деспотизм Павла, чем деспотизм скрытый и переменчивый» Александра.

В браке с принцессой Луизой (Елизаветой Алексеевной) у Александра I родились две дочери: Мария и Елизавета (обе умерли в младенчестве). Со своей супругой император был более чем холоден, несмотря на то, что современники называли Елизавету Алексеевну самой красивой императрицей всех времён и народов. Тайной оставались отношения императрицы и А. С. Пушкина. Лишь недавно были опубликованы документы, свидетельствующие о том, что с 14 лет Пушкин был влюблён в супругу императора, и она отвечала ему взаимностью. Не будучи русской по крови, любовь к России Елизавета Алексеевна пронесла через всю свою жизнь. В 1812 г., в связи с вторжением Наполеона, ей было предложено выехать в Англию, но императрица ответила: «Я русская, и с русскими погибну».

Весь императорский двор обожал свою повелительницу, и только мать Александра Мария Фёдоровна, за жестокость и коварство прозванная «чугунной», ненавидела невестку. Вдова Павла I не могла простить Елизавете Алексеевне вмешательства в события, последовавшие после смерти супруга. Узнав о гибели Павла I, Мария Федоровна потребовала корону себе, и Александр I склонялся к отречению. Но в самый критический момент Елизавета Алекксеевна воскликнула: «Мадам! Россия устала от власти жирной немки. Дайте ей порадоваться молодому царю».

С 1804 г. Александр I сожительствовал с княгиней М. Нарышкиной, родившей императору нескольких детей. Однако и тогда законная супруга оставалась самым преданным Александру I человеком. Елизавете Алексеевне неоднократно предлагали совершить государственный переворот и взойти на престол. При её популярности сделать это было легко (даже возникло «Общество друзей Елизаветы»). Однако Елизавета Алексеевна упорно отказывалась от власти.

Воспитание и взгляды молодого Александра I и юного Павла были во многом схожи. Как и отец, Александр был воспитан в духе идей Просвещения об «истинной», «законной» монархии. Его наставником с 1783 г. был швейцарец Ф.-Ц. де Лагарп, профессиональный юрист, последователь энциклопедистов. Для Александра Лагарп был не просто учителем, но и нравственным авторитетом. Документы свидетельствуют, что взгляды Александра в юности носили довольно радикальный характер: он симпатизировал Французской революции и республиканской форме правления, осуждал наследственную монархию, крепостное право , процветавшие при петербургском дворе фаворитизм и взяточничество. Есть основания полагать, что придворная жизнь с ее интригами, вся закулисная сторона «большой политики», которые Александр мог близко наблюдать еще при жизни Екатерины, вызывали у него негодование, чувство отвращения к политике как таковой, желание не принимать в ней участия. Так же относился он и к слухам о замысле Екатерины передать ему престол в обход Павла.

Таким образом, в отличие от Павла I Александр, вступая на российский престол, не был, видимо, особенно властолюбив и еще не успел отказаться от идеалов молодости (ему было то время 23 года). Сквозь призму этих идеалов смотрел он на действия отца, совершенно не сочувствуя ни его целям, ни методам. Александр мечтал сначала осуществить революцию, которая “была бы произведена законной властью», а затем удалиться от дел.

Еще в середине 90-х годов вокруг Александра сложился небольшой кружок единомышленников. Это были, во-первых, В.П.Кочубей - племянник екатерининского канцлера гр. Безбородко, во-вторых, кн. Адам А.Чарторыйский - богатый польский вельможа на русской службе, затем А.С. Строганов - сын одного из самых знатных и богатых людей того времени и, наконец, Николай Н. Новосильцев - двоюродный брат Строганова. В этом кружке “молодых друзей” обсуждались пороки павловского царствования и строились планы на будущее.

Следует, однако, заметить, что жизненный опыт Александра и членов его кружка был очень различен. Так, Строганов и Кочубей были свидетелями событий в революционной Франции. Первый находился там в самом начале революции со своим гувернером Жильбером Роммом, посещал заседания Национального собрания, стал якобинцем и был силой возвращен домой в 1790 г. Второй попал во Францию уже в 1791-1792гг. после нескольких лет жизни за границей и, в частности, в Англии, где он изучал английскую государственную систему. По возвращении в Россию Кочубей получил назначение послом в Константинополь, где провел еще пять лет. С образовательными целями побывал в Англии и князь Адам Чарторыйский, у которого имелся также опыт совсем иного рода: он сражался против России во время второго раздела Польши. Самым старшим из участников этого кружка был Н.Н. Новосильцев - ко времени воцарения Александра в 1801 г. ему уже исполнилось 40 лет. Что же касается Александра, его жизненный опыт ограничивался лишь знанием петербургского двора и негативным восприятием царствования сперва бабки, а затем и отца. В беседах с членами кружка Александр восхищался революционной Францией и выражал наивную веру в возможность создания «истинной монархии» путем преобразований сверху. «Молодые друзья» были настроены более скептически и реалистично, но не разочаровывали великого князя, надеясь извлечь из своего положения опрелеленные выгоды.

Историки много спорили о том, насколько Александр был посвящен в планы заговорщиков против Павла 1 и, следовательно, насколько он повинен в его гибели. Сохранившиеся косвенные свидетельства указывают на то, что скорее всего Александр надеялся, что Павла удастся убедить отречься от престола в его пользу и, таким образом, переворот будет законным и бескровным. Свершенное убийство Павла поставило молодого императора совсем в иную ситуацию. С его чувствительностью, романтической верой в справедливость и законность он не мог не воспринять происшедшее как трагедию, омрачившую самое начало его царствования. При этом, если бы Александр получил власть законным путем, руки у него были бы в достаточной степени развязаны. Теперь же он оказался в зависимости от тех, кто преступлением добыл ему трон и кто постоянно оказывал на него давление, напоминая о возможности нового переворота. К тому же за спиной заговорщиков стояла партия старых екатерининских вельмож («екатерининские старики», как их называли) - влиятельная многочисленная, с сильными семейными связями. Главным для этих людей было сохранение прежних порядков. Не случайно в манифесте Александра о восшествии на престол он обещал «управлять Богом нам врученный народ по закону и по сердцу в бозе почивающей августейшей бабки нашей Государыни императрицы Екатерины Великия».

Мероприятия начала царствования

И действительно, первые указы императора подтверждали это обещание. Уже 13-15 марта 1801 г. были изданы повеления о выдаче указов об отставке всем уволенным с военной и гражданской службы без суда, амнистированы члены Смоленского кружка, которым возвращены чины и дворянство; 15 марта была объявлена амнистия политическим заключенным и беглецам, укрывшимся за границей, снят запрет на ввоз различных промышленных товаров; 31 марта - отменен запрет на деятельность частных типографий и ввоз из-за границы книг. Наконец, 2 апреля император огласил в Сенате 5 манифестов, восстанавливавших в полном объеме действие Жалованных грамот дворянству и городам. Одновременно было объявлено о ликвидации Тайной экспедиции Сената и передаче следствия по политическим делам в учреждения, ведавшие уголовным судопроизводством. Один из манифестов 2 апреля был адресован крестьянам; в нем обещалось не увеличивать налоги и разрешался вывоэ сельскохозяйственных продуктов за границу.

Казалось бы, «старики» должны быть довольны, но реальный смысл манифестов оказался шире простого восстановления екатерининских порядков. Например, изъятие политических дел из непосредственного ведения государя воспринималось в принципе как ограничение его власти. В этом обнаруживалась вторая (не менее существенная, чем первая) цель заговорщиков: создать такую государственную систему, которая законодательно ограничила бы права любого деспота-государя в пользу верхушки аристократии. Контроль за деятельностью монарха, создание механизма, предохраняющего от деспотических тенденций, вполне отвечали и убеждениям Александра, и потому 5 апреля 1801 г. появился указ о создании Непременного совета - законосовещательного органа при Государе (в 1810 г. заменен Государственным советом).

В самом факте создания подобного Совета ничего принципиально нового не было: острая необходимость в таком органе ощущалась всеми правителями после Петра I. Однако юридический статус и права не закреплялись обычно в законах, иначе обстояло дело с Непременным советом. Хотя верховная власть в стране продолжала полностью оставаться в руках государя и за ним сохранялось право издавать законы без согласования с Советом, члены Совета получали возможность следить за деятельностью монарха и подавать представления, т. е. по существу опротестовывать те действия или указы императора, с которыми они были не согласны. Реальная же роль Совета в управлении страной должна была определиться в зависимости от того, как на практике сложатся взаимоотношения членов Совета и монарха.

Однако помимо взаимоотношений важно было и отношение Государя к Совету - насколько серьезно он его воспринимал и насколько собирался с ним считаться. Александр собирался выполнить свои обязательства в точности, и, как показало дальнейшее развитие событий, это была его ошибка. Что же касается взаимоотношений с Советом, то они, в свою очередь, зависели от состава этого органа власти.

Первоначально Совет состоял из 12 человек, преимущественно руководителей важнейших государственных учреждений. Помимо них в Совет вошли доверенные лица императора и главнейшие участники заговора против Павла. В основном все это были представители высшей аристократии и бюрократии - те, от кого Александр 1 зависел в наибольшей степени. Однако такой состав Совета давал надежду избавиться от этой зависим, потому что екатерининские вельможи оказались там рядом с павловскими, а они не могли не соревноваться между собой за влияние на императора. Довольно быстро государь научился использовать эту ситуацию в своих интересах.

При подобной расстановке сил молодой император мог надеяться найти среди членов Совета и сторонников более широких реформ, однако разрабатывать план этих реформ он собирался со своими «молодыми друзьями». Основную цель перемен Александр видел в создании конституции, гарантирующей его подданным права гражданина, аналогичные сформулированным в знаменитой французской «Декларации прав человека и гражданина». Он, однако, соглашался с мнением, что первоначально следует таким образом реформировать систему управления, чтобы гарантировать права собственности.

Между тем, не дожидаясь, когда план реформ будет создан, в мае 1801 г. Александр внес на рассмотрение Непременного совета проект указа о запрещении продажи крепостных без земли. По мысли императора, этот указ должен был стать первым шагом к ликвидации крепостного права. За ним намечался следующий - разрешение покупки населеных земель недворянам с условием, что живущие на этих землях крестьяне будут становиться вольными. Когда в результате появилось бы некоторое количество вольных крестьян, подобный порядок продажи земли планировалось распространить и на дворян. Таким образом, замысел Александра был сходен с планом, существовавшим в свое время у Екатерины, о чем он скорее всего не знал. При этом император был достаточно осторожен и не раскрывал всех деталей даже самым близким ему людям, но уже на первом этапе ему пришлось столкнуться с бешеным сопротивлением крепостников.

Не отклонив в принципе предложение императора, члены Совета, однако, довольно твердо дали ему понять, что принятие подобного указа может вызвать как брожение среди крестьянства, так и серьезное недовольство дворян. Совет полагал, что введение подобной меры должно быть включено в систему законов о правах владельцев имений, которую следует разрабатывать.

Иначе говоря, предлагалось отсрочить принятие указа на неопределенный срок. Показательно, что с этим мнением Совета согласились и «молодые друзья» Александра - Строганов и Кочубей. Однако царь не сдался и самолично явился на заседание Совета, чтобы защитить свой проект. Состоялась дискуссия, в которой императора поддержал лишь один из членов Совета. Александр, надеявшийся на просвещенность дворянства, подобной реакции, видимо, не ожидал и вынужден был отступить. Единственным результатом этой его попытки ограничить крепостничество стал запрет печатать объявления о продаже крепостных в газетах, который уже вскоре помещики научились легко обходить.

Важнейшим следствием неудачи Александра в попытке решения крестьянского вопроса было окончательное перенесение подготовки реформ в кружок «молодых друзей», причем он согласился с их мнением, что работа должна вестись в тайне. Так был создан Негласный комитет, в который вошли Строганов, Кочубей, Чарторыйский, Новосильцев, а позднее и старый “екатерининский вельможа” граф А.В. Воронцов.

Уже на первом заседании Негласного комитета выяснилось некоторое расхождение в представлениях о его задачах между императором и его друзьями, которые полагали, что начать надо прежде всего с изучения положения государства, затем осуществить реформу администрации и уж только тогда перейти к созданию конституции. Александр, соглашаясь в принципе с этим планом, желал поскорее заняться непосредственно третьим этапом. Что же касается официального Непременного совета, то реальным итогом первых месяцев его работы стал проект “Всемилостивейшей грамоты, Российскому народу жалуемой», который предполагалось обнародовать в день коронации 15 сентября 1801 г. Грамота должна была вновь подтвердить все привилегии, означенные в Жалованных грамотах 1785 г., а также общие для всех жителей страны права и гарантии частной собственности, личной безопасности, свободы слова, печати и совести. Специальная статья грамоты гарантировала нерушимость этих прав. Одновременно с этим документом был подготовлен новый проект по крестьянскому вопросу. Автором его стал последний фаворит Екатерины и один из руководителей переворота 1801г. П.А.Зубов. Согласно его проекту вновь (как и при Павле 1) запрещалась продажа крестьян без эемли и устанавливался порядок, по которому государство обязывалось выкупать крестьян у помещиков в случае необходимости, а также оговаривались условия, по которым крестьяне могли выкупиться сами.

Третьим проектом, подготовленным к коронации, был проект реорганизации Сената. Документ готовился довольно долго, поэтому существовало несколько его вариантов. Суть всех их сводилась, однако, к тому, что Сенат должен был превратиться в орган верховного руководства страной, соединявший исполнтельные, судебные, контрольные и законосовещательные функции.

По существу, все три подготовленных к коронации акта в совокупности представляли собой единую программу превращения России в «истинную монархию», о которой мечтал Александр I, однако обсуждение их показало, что единомышленников у царя практически не было. Помимо этого обсуждение проектов затруднялось постоянным соперничеством придворных группировок. Так, члены Негласного комитета решительно отвергли проект Зубова по крестьянскому вопросу как слишком радикальный и несвоевременный. Проект реорганизации Сената вызвал в окружении царя целую бурю. «Молодые друзья» императора, объединившись с прибывшим в Россию Лагарпом, доказывали Александру невозможность и вредность какого-либо ограничения самодержавия.

Таким образом, люди из ближайшего окружения царя, те, на кого он возлагал свои надежды, оказались большими монархистами, чем он сам. В результате единственным документом, опубликованным в день коронации, стал манифест, все содержание которого свелось к отмене рекрутского набора на текущий год и уплаты 25 копеек подушного сбора.

Почему же так случилось, что царь-реформатор фактически оказался в одиночестве, т. е. в ситуации, когда никакие серьезные реформы были уже невозможны? Первая причина - та же, что и несколькими десятилетиями ранее, когда свой план реформ осуществляла Екатерина II: дворянство - главная опора и гарант стабильности трона, а следовательно, и вообще политического режима - не желало поступиться и толикой своих привилегий, в защите которых готово было идти до конца. Когда после восстания Пугачева дворянство сплотилось вокруг императорского престола и Екатерина поняла, что переворота ей можно не опасаться, она сумела осуществить ряд преобразований, решительных настолько, насколько это было возможно без опасения нарушить политическую стабильность. В начале XIX в. в крестьянском движении наметился определенный спад, что усилило позиции оппонентов Александра и давало им возможность пугать молодого царя крупными потрясениями. Вторая важнейшая причина была связана с разочарованием значительной части образованных людей не только в России, но и во всей Европе в действенности Просвещения. Кровавые ужасы Французской революции стали для многих своего рода отрезвляющим холодным душем. Возникла боязнь, что какие-либо перемены, реформы, и в особенности ведущие к ослаблению царской власти, могут в конечном счете обернуться революцией.

Есть и еще один вопрос, который нельзя не задать: почему Александр I не решился в день своей коронации опубликовать хотя бы один из трех подготовленных документов - тот, о котором, как кажется, особых споров не было,- Грамоту Российскому народу? Вероятно, император сознавал, что Грамота, не будучи подкрепленной другими законодательными осталась бы простой декларацией. Именно поэтому она и не вызывала возражений. Следовало или публиковать все три документа вместе, или не публиковать ничего. Александр избрал второй путь, и это, конечно, было его поражением. Однако несомненным положительным итогом первых месяцев царствования стал приобретенный молодым императором политический опыт. Он смирился с необходимостью царствовать, но и планы реформ не оставил.

По возвращении из Москвы с коронационных торжеств на заседаниях Негласного комитета царь вновь вернулся к крестьянскому вопросу, настаивая на издании указа, запрещающего продавать крестьян без земли. Царь решился раскрыть и второй пункт плана - разрешить продажу населенных земель недворянам. И вновь эти предложения вызвали резкие возражения «молодых друзей». На словах они полностью соглашались с осуждением практики продажи крестьян без земли, но по-прежнему пугали царя дворянским мятежом. Это был сильный аргумент, который не мог не подействовать. В результате и этот раунд реформаторских попыток Александра закончился минимальным результатом: 12 декабря 1801г. появился указ о праве недворян покупать землю без крестьян. Таким образом, монополия дворянства на владение землей была нарушена, но столь нечувствительно, что взрыва недовольства можно было не опасаться.

Следующие шаги Александра I были связаны с реоргнизацией государственного управления и соответствовали сложившейся в этой сфере практике предшествующих царствований. В сентябре 1802 г. серией указов была создана система из восьми министерств: Военного, Военно-морского, Иностранных дел, Внутренних дел, Коммерции, Финансов, Народного просвещения и Юстиции, а также Государственного казначейства на правах министерства. Министры и главноуправляющие на правах министров образовывали Комитет министров, в котором каждый из них обязывался выносить на обсуждение свои всеподданнейшие доклады императору. Первоначально статус Комитета министров был неопределенным, и лишь в 1812 г. появился соответствующий документ.

Одновременно с созданием министерств была осуществлена и сенатская реформа. Указом о правах Сената он определялся как «верховное место империи», чья власть ограничивалась лишь властью императора. Министры должны были подавать в Сенат ежегодные отчеты, которые тот мог опротестовать перед государем. Именно этот пункт, с восторгом встреченный верхушкой аристократии, уже через несколько месяцев стал причиной конфликта царя с Сенатом, когда была сделана попытка опротестовать доклад военного министра, уже утвержденный императором, причем речь шла об установлении сроков обязательной службы дворян, не выслуживших офицерского чина. Сенат усмотрел в этом нарушение дворянских привилегий. В результате конфликта последовал указ от 21 марта 1803 г.. запрещавший Сенату делать представления на вновь изданные законы. Таким образом Сенат был фактически низведен до прежнего положения. В 1805 г. он был преобразован, на сей раз в чисто судебное учреждение и некоторыми административными функциями. Главным органом управления стал, по сути, Комитет министров.

Инцидент с Сенатом в значительной мере предопределил дальнейшее развитие событий и планы императора. Превратив Сенат в представительный орган с широкими правами, Александр сделал то, от чего отказался годом раньше. Теперь он убедился, что исключительно дворянское представительство без правовых гарантий другим сословиям становится для него только преградой, добиться чего-либо можно, только сконцентрировав всю власть в своих руках. По сути, Александр пошел по тому пути, на который с самого начала его толкали “молодые друзья» и старый наставник Лагарп. По-видимому, к этому времени и сам император ощутил вкус власти, ему надоели постоянные поучения и нотации, непрекращающиеся споры его окружения, за которыми легко угадывалась борьба за власть и влияние. Так, в 1803 г. в споре с Г.Р. Державиным, бывшим в это время генерал-прокурором Сената, Александр произнес знаменательные слова, которые едва ли можно было услышать от него раньше: «Ты меня всегда хочешь учить, я самодержавный государь и так хочу”.

Начало 1803 г. ознаменовалось и некоторыми сдвигами в решении крестьянского вопроса. На сей раз инициатива исходила из лагеря сановной аристократии от графа Румянцева, пожелавшего отпустить своих крестьян наволю и просившего установить для этого законный порядок. Обращение графа было использовано как предлог для издания 20 февраля 1803 г. Указа о вольных хлебопашцах.

Указ о вольных хлебопашцах имел важное идеологическое значение: в нем впервые утверждалась возможность освобождения крестьян с землей за выкуп.Это положение легло потом в основу реформы 1861 г. По всей видимости, Александр возлагап на указ большие надежды: ежегодно в его канцелярию подавались ведомости о числе крестьян, переведенных в эту категорию. Практическое применение указа должно было показать насколько в действительности дворянство готово расстаться со своими привилегиями. Результаты обескураживали: по новейшим данным, за все время действия указа было освобождено 111829 душ мужского пола, т. е. примерно 2% всех крепостных.

Спустя год правительство сделало еще один шаг: 20 февраля 1804 г. появилось «Положение о лифляндских крестьянах”. Ситуация с крестьянским вопросом в Прибалтике была несколько иной, чем в России, поскольку продажа крестьян без земли там была запрещена. Новое положение закрепляло статус «дворохозяев» как пожизненных и наследственных арендаторов земли и предоставляло им право выкупить свой участок в собственность. Согласно положению “дворохозяева” освобождались от рекрутской повинности, а телесному наказанию могли быть подвергнуты лишь по приговору суда. Четко определялись размеры их повинностей и платежей. Вскоре основные положения нового закона были распространены и на Эстляндию. Таким образом, в прибалтийской деревне создавался слой зажиточного крестьянства.

В октябре 1804 г. здесь было введено указом еще одно новшество: выходцам из купечества, дослужившимся до чина 8 класса, разрешалось покупать населенные земли и владеть ими на основе договора с крестьянами. Иначе говоря, купленные таким образом крестьяне переставали быть крепостными и становились вольными. Это был как бы усеченный вариант первоначальной программы ликвидации крепостного права. Однако такими полумерами конечная цель не могла быть достигнута. Говоря о попытках решения крестьянского вопроса в первые годы царствования Александра I, следует упомянуть и о том, что в это время прекратилась практика пожалования государственных крестьян помещикам. Правда, около 350 000 казенных крестьян были переданы во временную аренду.

Наряду с попытками решить важнейшие вопросы жизни России правительство Александра I осуществило крупные реформы в сфере народного образования . 24 января 1803 г. Александр утвердил новое положение об устройстве учебных заведений. Территория России была разделена на шесть учебных округов, в которых создавались четыре разряда учебных заведений: приходские, уездные, губернские училища, а также гимназии и университеты. Предполагалось, что все эти учебные заведения будут пользоваться единообразными учебными программами, а университет в каждом учебном округе - представлять собой высшую ступень образования. Если до этого в России существовал лишь один университет - Московский, то в 1802 г. был восстановлен Дерптский университет, а в 1803 г. - открыт университет в Вильно. В 1804 г. основаны Харьковский и Казанский университеты. Тогда же был открыт Педагогический институт в Петербурге, потом переименованный в Главный педагогический институт, а с 1819 г. преобразованный в университет. Помимо этого открывались привилегированные учебные заведения: в 1805г.- Демидовский лицей в Ярославле, а в 1811 г. - знаменитый Царскосельский лицей. Были созданы и специализированные высшие учебные заведения - Московское коммерческое училище (1804 г.), Институт путей сообщения (1810 г.). Таким образом, при Александре I была продолжена и скорректирована начатая Екатериной II работа по созданию системы народного образования. По-прежнему, однако, образование оставалось недоступным для значительной части населения, прежде всего крестьян.

Первый этап реформ Александра I окончился в 1803г., когда стало ясно, что нужно искать новые пути и формы их осуществления. Императору понадобились и новые люди, не так тесно связанные с верхушкой аристократии и безраздельно преданные лишь ему лично. Выбор царя остановился на А.А. Аракчееве, сыне небогатого и незнатного помещика, в прошлом любимце Павла I. Постепенно роль Аракчеева становилась все более значительной, он превратился в доверенное лицо императора, а в 1807 г. последовал императорский указ, по которому повеления, объявляемые Аракчеевым, приравнивались к именным императорским указам. Но если основным направлением деятельности Аракчиева было военно-полицейское, то для разработки планов новых реформ нужен был иной человек. Им стал М.М. Сперанский.

Деятельность М.М. Сперанского

Сын сельского священника Сперанский не только, как и Аракчеев, не принадлежал к аристократии, но даже не был дворянином. Он родился в 1771 г. в деревне Черкутино Владимирской губернии, учился сперва во Владимирской, затем в Суздальской и, наконец, в Петербургской семинарии. По окончании ее был оставлен там в качестве преподавателя и лишь в 1797 г. начал свою служебную карьеру в чине титулярного советника в канцелярии генерал-прокурора Сената князя А. Б. Куракина. Карьера эта была в полном смысле слова стремительной: уже через четыре с половиной года Сперанский имел чин действительного статского советника равный генеральскому званию в армии и дававший право на потомственное дворянство.

В первые годы царствования Александра I Сперанский еще оставался в тени, хотя уже готовил некоторые документы и проекты для членов Негласного комитета, в частности по министерской реформе. После осуществления реформы он был переведен на службу в Министерство внутренних дел. В 1803г. по поручению императора Сперанский составил «Записку об устройстве судебных и правительственных учреждений в России», в которой проявил себя сторонником конституционной монархии, создаваемой путем постепенного реформирования общества на основе тщательно разработанного плана. Однако практического значения Записка не имела. Лишь в 1807г. после неудачных войн с Францией и подписания Тильзитского мира, в условиях внутриполитического кризиса Александр вновь обратился к планам реформ.

Но почему именно на Аракчеева и Сперанского пал выбор императора и чем они были для него? Прежде всего - послушными исполнителями воли монарха, который пожелал превратить двух не знатных, но лично преданных ему людей во всесильных министров, с чьей помощью он надеялся осущесвить свои планы. Оба они были, по существу, усердными и старательными чиновниками, не зависимыми в силу своего происхождения от той или иной группировки сановной аристократии. Аракчеев должен был предохранить трон от дворянского заговора, Сперанский - разработать и претворить в жизнь план реформ на основе идей и принципов, подсказанных императором.

Новую роль Сперанский получил не сразу. Сперва император поручал ему некоторые ^частные дела”. Уже в 1807 г. Сперанского несколько раз приглашают на обед ко двору, осенью этого года он сопровождает Александра в Витебск на военный смотр, а год спустя - в Эрфурт, на встречу с Наполеоном. Это был уже знак высокого доверия.

План реформ, составленный в 1809 г. Сперанским в виде обширного документа под названием “Введение к Уложению государственных законов” был как бы изложением мыслей, идей и намерений самого государя. Сперанский настаивал на тождестве исторических судеб России и Европы, тех процессов, которые в них происходили. Первые попытки изменить политический строй произошли при вступлении на престол Анны Иоанновны и в царствование Екатерины II, когда она созвала Уложенную комиссию. Теперь же настало время для серьезных перемен. Об этом свидетельствует состояние общества, в котором исчезло уважение к чинам и титулам, подорван авторитет власти. Необходимо осуществить подлинное разделение властей, создав независимые друг от друга законодательную, судебную и исполнительную власти. Законодательная власть осуществляется через систему выборных органов - дум, начиная с волостных и до Государственной думы, без согласия которой самодержец не должен иметь право издавать законы, за исключением тех случаев, когда речь идет о спасении отечества. Государственная дума осуществляет контроль за исполнительной властью - правительством, министры которого ответственны перед ней за свои действия. Отсутствие такой ответственности - главный недостаток министерской реформы 1802 г. За императором остается право распустить думу и назначить новые выборы. Члены губернских дум избирают высший судебный орган страны - Сенат. Вершиной государственной системы является Государственный совет. Члены Государственного совета назначаются Государем, который сам в нем председательствует. В Совет входят министры и другие высшие должностные лица. Если в Государственном совете возникает разногласие, царь по своему выборуутверждает мнение большинства или меньшинства. Ни один закон не мог вступить в действие без обсуждения в Государственной думе и Государственном совете.

Не обошел Сперанский и проблему гражданских прав. Он полагал, что ими должно быть наделено все население страны, включая крепостных. К числу таких прав он отнес невозможность наказания кого-либо без решения суда. Политическими правами, т. е. правом участия в выборах предполагалось наделить граждан России, владеющих землей и капиталами, включая государственных крестьян. Право быть избранным в представительные органы ограничивалось имущественным цензом. Уже из этого ясно, что проект Сперанского не предполагал ликвидации крепостного права. Сперанский полагал, что отменить крепостное право единовременным законодательным актом невозможно, но следует создавать условия, при которых помещикам самим станет выгодно отпускать крестьян на волю.

Предложения Сперанского содержали и план поэтапного осуществления реформ. Первым шагом предполагалось учреждение в начале 1810 г. Государственного совета, которому должно было быть поручено обсуждение предварительно составленного «Гражданского уложения», т. е. законов об основных правах сословий, а также финансовой системы государства. Обсудив «Гражданское уложение», Совет приступил бы к изучению законов об исполнительной и судебной власти. Все эти документы в совокупности должны были составить к маю 1810 г. “Государственное уложение”, т. е. собственно конституцию, после чего можно было бы приступить к выборам депутатов.

Реализация плана Сперанского должна была превратить Россию в конституционную монархию, где власть государя была бы ограничена двухпалатным законодательным органом парламентского типа. Некоторые историки полагают даже возможным говорить о переходе к буржуазной монархии, однако, поскольку проект сохранял сословную организацию общества и тем более крепостное право, это неверно.

Претворение плана Сперанского в жизнь началось в 1809 г. В апреле и октябре появились указы, по которым, во-первых, прекратилась практика приравнивания придворных званий к гражданским, позволявшая сановникам переходить с придворной службы на высшие должности в государственном аппарате, а во-вторых, вводился обязательный образовательный ценз для гражданских чинов. Это должно было упорядочить деятельность государственного аппарата, сделать ее более профессиональной

В соответствии с намеченным уже в первые месяцы 1810 г. состоялось обсуждение проблемы регулирования государственных финансов. Сперанский составил “План финавсов”, который лег в основу царского манифеста 2 февраля. Основная цель документа заключалась в ликвидации бюджетного дефицита, прекращении выпуска обесценившихся ассигнаций и увеличении налогов, в том числе на дворянские имения. Меры эти дали результат, и уже в следующем году дефицит бюджета сократился, а доходы государства возросли.

Одновременно в течение 1810 г. Государственный совет обсуждал подготовленный Сперанским проект “Уложения гражданских законов” и даже одобрил первые две его части. Однако осуществление следующих эталов реформы затянулось. Лишь летом 1810 г. началось преобразование министерств, завершившееся к июню 1811 г.: было ликвидировано Министерство коммерции, созданы министерства полиции и путей сообщения, Государственный контроль (на правах министерства), а также ряд новых Главных управлений.

В начале 1811 г. Сперанский представил и новый проект реорганизации Сената. Суть этого проекта в значительной отличалась от того, что планировалось первоначально. На сей раз Сперанский предлагал разделить Сенат на два - правительствующий и судебный, т. е. разделить его административные и судебные функции. Предполагалось, что члены Судебного сената должны были частично назначаться тосударем, а частично избираться от дворянства. Но и этот весьма умеренный проект был отвергнут большинством членов Государстве совета, и, хотя царь все равно утвердил его, реализован он так и не был. Что же касается создания Государственной думы, то о ней, как кажется, в 1810 - 1811 гг. и речи не было. Таким образом, едва ли не с самого начала реформ обнаружилось отступление от первоначального их плана, и не случайно в феврале 1811 г. Сперанский обратился к Александру с просьбой об отставке.

Итоги внутренней политики 1801 - 1811 гг.

В чем же причины новой неудачи реформ? Почему верховная власть оказалась не в состоянии провести коренные реформы, которые явно назрели и необходимость которых была вполне очевидна наиболее дальновидным политикам?

Причины, по существу, обнаруживаются те же, что и на предыдущем этапе. Уже само возвышение Сперанского, превращение его - выскочки, «поповича» - в первого министра вызывали зависть и злобу в придворных кругах. В 1809 г. после указов, регламентировавших государственную слслужбу ненависть к Сперанскому еще более усилилась и, по его собственному признанию, он стал объектом насмешек, карикатур и злобных выпадов: ведь подготовленные им указы посягали на давно установившийся и очень удобный для дворянства и чиновничества порядок. Когда же был создан Государственный совет, всеобщее недовольство достигло апогея.

Дворянство боялось любых перемен, справедливо подозревая, что в конечном итоге эти перемены могут привести к ликвидации крепостного права. Даже поэтапный характер реформ и то, что на самом деле они не посягали на главную привилегию дворянства, да и вообще их подробности держались в секрете не спасло положения. Результатом было всеобщее недовольство; иначе говоря, как и в 1801-1803 гг., Александр I оказался перед опасностью дворянского бунта. Дело осложнялось и внешнеполитическими обстоятельствами - приближалась война с Наполеоном. Возможно, отчаянное сопротивление верхушки дворянства, интриги и доносы на Сперанского (его обвиняли в масонстве, в революционных убеждениях, в том, что он французский шпион, сообщали о всех неосторожных высказываниях в адрес государя) в конечном счете все же не возымели бы действия на императора, если б весной 1811 г. лагерь противников реформ не получил вдруг идейно-теоретического подкрепления совсем с неожиданной стороны . В марте этого года в салоне своей проживавшей в Твери сестры - великой княгини Екатерины Павловны и при ее активной поддержке замечательный русский историк Н.М. Карамзин передал императору “Записку о древней и новой России ” - своего рода манифест противников перемен, обобщенное вырадение взглядов консервативного направления русской общественной мысли.

По мнению Карамзина, самодержавие - единственно возможная для России форма политического устройства. На вопрос, можно ли хоть какими-то способами ограничить самовластие в России, не ослабив спасительной царской власти, - он отвечал отрицательно. Любые перемены, «всякая новость в государственном порядке есть зло, к коему надо прибегать только в необходимости». Однако, признавал Карамзин, “сделано столько нового, что и старое показалось бы нам опасною новостью: мы уже от него отвыкли, и для славы государя вредно с торжественностью признаваться в десятилетних заблуждениях, произведенных самолюбием его весьма неглубокомысленных советников... надобно искать средств, пригоднейших к настоящему». Спасение же автор видел в традициях и обычаях России и ее народа, которым вовсе не нужно брать пример с Западной Европы и прежде всего Франции. Одна из таких традиционных особенностей России - крепостничество, возникшее как следствие “естественного права”. Карамзин спрашивал: «И будут ли земледельцы счастливы, освобожденные от власти господской, но преданные в жертву их собственным порокам, откупщикам и судьям бессовестным? Нет сомнения, что крестьяне разумного помещика, который довольствуется умеренным оброком или десятиною пашни на тягло, счастливее казенных, имея в нем бдительного попечителя и сторонника».

Ничего принципиально нового в “Записке” Карамзина не содержалось: многие его аргументы и принципы были известны еще в предшествующем столетии. Неоднократно слышал их, по-видимому, и государь. Однако на сей раз эти взгляды были сконцентрированы в одном документе написанном человеком, не близким ко двору, не облеченным властью, которую бы он боялся потерять. Для Александра это стало знаком того, что неприятие его политики охватило широкие слои общества и голос Карамзина был голосом общественного мнения.

Развязка наступила в марте 1812 г., когда Александр объявил Сперанскому о прекращении его служебных обязанностей, и он был сослан в Нижний Новгород, а затем и в Пермь (возвращен из ссылки только в конце царствования Александра). Судя по всему к этому времени давление на императора усилилось, а получаемые им доносы на Сперанского приобрели такой хярактер, что было просто невозможно и далее оставлять их без внимания. Александра вынуждали назначить официальное расследование деятельности своего ближайшего сотрудника, и, вероятно, он так бы и поступил, если бы хоть немного поверил наветам. Вместе с тем самоуверенность Сперанского, его неосторожные высказывания, о которых немедленно становилось известно императору, его стремление самостоятельно решать все вопросы, оттесняя государя на второй план,- все это переполнило чашу терпения и послужило причиной отставки и ссылки Сперанского.

Так закончился еще один этап царствования Александра I, а вместе с ним и одна из наиболее значительных в русской истории попыток осуществить радикальную государственную реформу. Спустя несколько месяцев после этих событий началась Отечественная война с Наполеоном, за ней последовали заграничные походы русской армии. Прошло несколько лет, прежде чем проблемы внутренней политики вновь привлекли внимание императора.

wiki.304.ru / История России. Дмитрий Алхазашвили.

Насколько я понимаю, отдельного исследования по этой теме нет. Но вопрос периодически всплывает. Народ тоже живо этим интересуется, так что я собрала все факты, сделала выводы, а уж согласится ли кто с этим или нет – посмотрим.

Как известно, Екатерина II страстно хотела увидеть правнуков, да и династию укрепить не мешало бы. Но время шло, а у Александра Павловича и Елизаветы Алексеевны детей все не было. Ходили слухи, что «императрица, отчаиваясь дождаться детей от великого князя Александра Павловича, поручила князю Зубову, с которым она в то время уже не поддерживала связи, кроме деловой и основанной на доверии, помочь этой беде.» Так ли это, не скажет уже никто. Скорее всего, просто сплетни.
В 1799 году великая княгиня родила наконец дочь. Злые языки тут же объявили ее ребенком Чарторыйского. Мол, и волосы, и глаза у нее темные, тогда как Александр и Елизавета – голубоглазые блондины. Похоже, вся императорская семья так до конца и считала, что Александр не имеет к этому ребенку никакого отношения. Интересно, что сам великий князь не выразил ни особой радости, когда родилась Мария, ни горя, когда она умерла. И это он, который так хотел иметь детей!
В 1806 году Елизавета, уже императрица, разрешилась от бремени еще одной дочерью, названной в честь матери Елизаветой. Ее отцом был кавалергардский штаб-ротмистр А.Охотников.

Император считал своими детей Марии Нарышкиной. Таковых было трое: любимая дочь Софья, умершая в 17 лет от чахотки, еще одна дочь Зинаида, прожившая несколько лет и сын Эммануил, доживший аж до начала 20 века. И вот тут–то начинается самое интересное. Нарышкина, как и сам Александр, верностью не отличалась. Кроме царя у нее была еще куча других любовников. Могу назвать нескольких: Лев Нарышкин (племянник супруга), Ожаровский, Гагарин… Законный муж тоже, кстати, был. Современники не поленились, посчитали и выяснили, что между отъездом государя на войну и рождением Софьи прошло несколько больше времени, чем 9 месяцев. Бывает, конечно. Но бывают же и преждевременные роды. И если Эммануил – сын царя, почему у последнего как-то вырвалась горькая фраза: «Бог не любит моих детей!» (в смысле: все мои дети умерли). Вот он, сын. Живой, здоровый, переживший отца на добрый ¾ века. Или это все же не его ребенок? И он знал это?

Еще один аспект: психологический. Александр был очень обязательным человеком, прекрасно осведомленном о долге правителя, при этом он мог очень далеко задвинуть свою гордость, если того требовали интересы России. Первые годы после свадьбы он честно исполнял супружеский (и тем самым государственный долг), а потом лет на 20 покинул Елизавету. Совсем, пальцем к ней не прикасался. Я как-то не верю, что он мог так легко наплевать на свои прямые обязанности. Ну, не в его это правилах и все тут. Интересы государства и личная жизнь императора никакой связи между собой не имеют. Император должен (именно должен) обеспечить законную линию престолонаследования. Его желания или нежелания в расчет при этом не берутся. Он может завести хоть десяток фавориток, но сделать жене парочку дочерей (для укрепления династических связей) и по крайней мере столько же сыновей просто обязан. Вот ни в жизнь не поверю, что наш государь настолько мог наплевать на свой долг. Вывод? Понял, что все равно ничего не получится и незачем зря время терять?

Что мы видим в итоге? Несколько детей, отцовство которых приписывалось целому ряду лиц. То есть, нет ни одного, кого Александр мог считать БЕЗУСЛОВНО своим, своим на 100 процентов. Можно возразить: существует генеалогическое древо, где указано, что император и императрица имели двух дочерей, умерших во младенчестве. Но иного и не могло быть в дореволюционной России. О романах цариц особо говорить было не принято. А то договоримся до того, что встанет вопрос: а кто же сидит на российском престоле? Да что там о романах. Ровнехонько до 1905 года во ВСЕХ книгах, изданных в России писали, что император Павел скоропостижно скончался. Я сама ради интереса проверила. Весь мир уже давно знал о перевороте и об убийстве, а у нас все твердили одно: апоплексический удар.
Можно сказать: существуют письма царя, где он пишет «мой сын» или «моя дочь». Но то, что хотел видеть император и то, что было на самом деле – далеко не одно и то же. Людям свойственно ошибаться.

Так что, бесплоден, не бесплоден, а очевидные проблемы у императора были. Встает очередной вопрос: почему? Что нам известно по этому поводу?
1. Бабка в детстве переусердствовала в закаливании и застудила?
2. Сифилис, приобретенный или врожденный?
3. Сказалась краснуха, перенесенная в детстве? В принципе, она может привести к бесплодию у мужчин.
4. Свинкой, вроде, не болел…
5. «Так склалось»?

НЕ ЗНАЮ. Я не светило медицинской науки и ничего толкового сказать не могу.

Дополнение.
Как честный человек, хочу привести ВСЮ найденную информацию, даже если она несколько противоречит тому, что говорю я. На сайте http://alexorgco.narod.ru/Romanovs/Romanovs.htm есть сведения о еще нескольких незаконных детях императора.
ВНИМАНИЕ: НЕИЗВЕСТНО, НАСКОЛЬКО ИСТОЧНИК ДОСТОВЕРНЫЙ!

Кое-какие комментарии я могу дать и по этому поводу, но, боюсь, не слишком много. С Маргаритой Жозефиной Веймер (сценическое имя - амадемуазель Жорж) в России, по-моему, не переспал только ленивый. Константин Павлович тоже поучаствовал. Но это мелочи. Главное то, что Жорж уехала из России в 1813 году и больше в нашей стране не была. Так что она никак не могла родить дочь в Санкт-Петербурге в 1814 году.

С Марией, дочерью Туркестановой, тоже не все так просто. Отцом ее называли В.С.Голицына, который хотел жениться на возлюбленной, но отказался от этой затеи, застав как-то ночью у нее императора. Видно, царь в шкаф прятаться не пожелал. Кстати, этот самый Голицын был младше своей любовницы на 19 лет. Чего в жизни не бывает! Так вот, та девочка была самим Голицыным признана и выросла в его семье.

Насчет остальных детей и их матерей пока ничего сказать не могу. Неблагодарное это дело: разбираться с любовницами императора Александра. Много их было! Но что-то у меня есть смутные подозрения, что и там наврали с три короба.

Император Александр I (1801-1825). В ночь на 12 марта 1801 года в России совершился последний дворцовый переворот . Заговорщики убили императора Павла I . На российский престол взошел его старший сын Александр .

Молодой 23-летний император был сложной и противоречивой натурой. В раннем детстве Екатерина II оторвала цесаревича от семьи отца, лично следила за его образованием и воспитанием. Александру приходилось лавировать между отцом и бабкой, лукавить и скрывать свои истинные чувства. Одни отмечали его лицемерие и неискренность . «Властитель слабый и лукавый, плешивый щеголь, враг труда, нечаянно пригретый славой…» (А. С. Пушкин). Другие отмечали приветливость, умение очаровывать , притягивать к себе людей.

Александр 1 получил блестящее для того времени образование. Наставником будущего императора был швейцарский политический деятель Ф. Лагарп , республиканец, приверженец идей французского просветительства , которые он пытался привить своему ученику. Однако его политическое сознание с возрастом значительно изменилось. Либерал в первые годы царствования, он постепенно превращался в консервативного и даже в реакционного политика. Его глубокая религиозность, доходившая до мистицизма, отразилась в конкретных внутри и внешнеполитических действиях в 1815-1825 гг.

Эра либерализма.

Первые внутриполитические мероприятия Александра 1 были связаны с исправлением наиболее одиозных распоряжений Павла I . Он выступил против деспотизма и самодурства отца, обещал проводить политику «по законам и сердцу» своей бабки Екатерины II . В этом сочетались как его либеральные воззрения, так и стремление завоевать популярность в обществе. Был вновь разрешен свободный въезд и выезд за границу, ввоз иностранных книг, отменялись ограничения на торговлю с Англией и раздражавшие людей регламентации в быту, одежде, общественном поведении и т. д.

В 1801 году был образован Непременный совет - совещательный орган, состоявший большей частью из деятелей екатерининской эпохи. Однако основным центром стал так называемый Негласный комитет . В него вошли молодые друзья царя - граф П. А. Строганов, польский князь А. Е. Чарторыйский, граф В. П. Кочубей и граф Н. Н. Новосильцев. Проекты, которые они разрабатывали, не привели к коренным реформам.

Реформы государственного управления.

В 1802 г. коллегии , созданные еще при Петре I как главные органы исполнительной власти, были заменены министерствами . В результате значительно усилилась центральная исполнительная власть. Утвердилась система отраслевого управления, сменилась коллегиальность на единоначалие, введена прямая ответственность министров перед императором, усилилось самодержавие .

Было учреждено восемь первых министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. В 1810-1811 гг. их количество увеличилось, учрежден Комитет министров .

В 1802 г. был реформирован Сенат , ставший высшим административным судебным и контролирующим органом в системе государственного управления. Он получил право делать императору «представления» по поводу устаревших законов, а также участвовать в обсуждении новых.

Духовными делами православной церкви ведал Святейший Синод , члены которого назначались императором. Во главе Синода — обер-прокурор , человек, как правило, очень близкий к царю. При Александре I должность обер-прокурора в 1803-1824 гг. исполнял князь А. Н. Голицын.

Наиболее активным сторонником идеи реформы системы государственного управления был статс-секретарь Непременного совета М. М. Сперанский (1772-1839). Он разработал проект реформы гос.управления « Введение к уложению государственных законов ». В нем был принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти путем созыва представительной Государственной думы и введения выборных судебных инстанций. Одновременно он считал необходимым создать Госсовет, который стал бы связующим звеном между императором и органами центрального и местного управления. Учреждение Государственного совета в 1810 году было единственным результатом реализации планов М. М. Сперанского.

Идеологом консерваторов стал известный писатель и историк Н. М. Карамзин , который настаивал на сохранении старых порядков, самодержавия и крепостничества.

В последующие годы реформаторские настроения Александра 1 отразились во введении Конституции в Царстве Польском (1815), сохранении сейма и конституционного устройства в Финляндии, присоединенной к России в 1809 г., а также в создании по поручению царя « Уставной грамоты Российской империи » (1819-1820), в которой предусматривалось разделение ветвей власти, введение представительных органов, равенство всех граждан перед законом и федеративный принцип государственного устройства. Однако все эти предложения остались на бумаге.

Александр (Благословенный) I – император Российской империи , который правил с 1801 по 1825 год. Самодержец пытался лавировать между Францией и Великобританией и расширил территорию своего государства. Его внутренняя и внешняя политика были направлены на улучшение государственного управления и завоевание международного авторитета.

Правление Александра 1 стало важным этапом нашей истории . Россия при Александре вышла победительницей из войны с Наполеоном и претерпела ряд серьезных изменений.

Вконтакте

Ранние годы и начало правления

Родился будущий царь 23 декабря 1777 года и был назван своей бабушкой Александром – в честь героя и знаменитого князя Александра Невского. Его учителями были Николай Салтыков и Фредерик Сезар. Огромное влияние на формирование личности будущего правителя оказала его бабушка . Все детство он провел с Екатериной II – подальше от родителей.

На престол Александр взошел сразу же после убийства своего отца . Заговорщики, среди которых были дипломат Никита Панин, генерал Николай Зубов и его ближайший сподвижник – Петр Пален, были недовольны его непредсказуемыми решениями во внешней и внутренней политике. Историкам до сих пор неизвестно, знал ли будущий император об убийстве своего отца.

24 марта 1801 года Александр становится императором – спустя несколько часов после свержения Павла I. По вступлении на престол император помиловал тысячи людей, которые были осуждены по прихоти его отца.

Русский царь также хотел как можно скорее улучшить отношения с Великобританией и Австрией, которые серьезно пострадали при предыдущем правителе, действовавшем импульсивно и неразумно. Спустя полгода молодой император восстановил былые союзные отношения и даже подписал мирный договор с французами.

Внутренняя политика

Особенности внутренней политики царя во многом обусловлены его соратниками . Еще до вступления на престол он окружил себя умными и талантливыми людьми , среди которых были граф Кочубей, граф Строганов, граф Новосильцев и князь Чарторыйский. С их помощью император хотел преобразовать государство , для чего был создан Негласный комитет.

Негласный комитет – государственный орган, который носил неофициальный характер и существовал с 1801 по 1803 годы.

Основные направления внутренней политики русского государя заключались в проведении так называемых либеральных реформ, которые должны были превратить Россию в страну нового образца. Под его руководством были проведены:

  • реформа органов центрального управления;
  • финансовая реформа;
  • реформа сферы образования.
Реформа Описание
Органы центрального управления Суть реформы заключалась в создании официального совета, который помогал императору решать важные государственные вопросы. Таким образом, по его инициативе был создан «Переменный совет», куда вошли двенадцать представителей титулованной знати. В 1810 году он был переименован в Государственный совет. Данный орган не мог самостоятельно издавать законы, а лишь давал советы императору и помогал принимать решения. Также он организовал Негласный комитет из своих ближайших соратников.

В рамках реформы также были созданы восемь министерств : внутренних и иностранных дел, военно-сухопутных и морских сил, коммерции, финансов, юстиции и народного просвещения.

Финансовая сфера В результате войны против Наполеона в стране начался финансовый кризис . Сначала правительство хотело побороть его при помощи печати еще большего количество бумажных денег , однако это только вызвало рост инфляции . Государь был вынужден провести реформы, которые подняли налоги ровно в два раза. Это спасло страну от финансового кризиса, но вызвало волну недовольства в адрес монарха.
Сфера образования В 1803 году была реформирована сфера образования . Теперь его можно было получить вне зависимости от принадлежности к социальному слою. На начальных ступенях образование стало бесплатным. В рамках преобразований были основаны новые университеты, которые получили частичную автономию.
Военная сфера После победы над Наполеоном государь осознал, что рекрутские наборы не в состоянии предоставить стране профессиональную армию. После завершения конфликта они также не могут в кратчайшие сроки организовать демобилизацию.

В 1815 году был издан указ , который предусматривал создание военных поселений. Царь создал новое сословие земледельцев-военных. Реформа вызвала резкое недовольство во всех слоях общества.

Кроме вышеназванных реформ планировалась ликвидация сословий, однако этого не произошло из-за отсутствия поддержки в высших кругах.

Внимание! Александр планировал , издавая указы, которые уменьшали несправедливость по отношению к крепостным.

Если вас просят: «Дайте общую оценку внутренней политики Александра 1», можно ответить, что поначалу он делал все необходимые шаги, которые бы превратили империю в современное государство европейских стандартов. Главными достижениями царя были реформы в сфере образования и создание централизованных органов управления государством, среди которых важную роль играл Негласный комитет. Положительными следует считать и попытки отменить крепостное право.

Однако внутригосударственная деятельность во второй половине правления вызывает негативные оценки у историков. При Александре 1 были значительно увеличены налоги и проведена военная реформа, которая вызвала еще более резкую реакцию в империи .

Таким образом, можно выделить следующие особенности внутренней политики Александра I:

  • либеральные реформы на начальных этапах правления, которые оказали положительный эффект в процессе развития Российской империи;
  • стремление создать государство по европейским стандартам;
  • ряд неудачных реформ в финансовой и военной сферах;
  • охлаждение к любого рода реформам во второй половине правления;
  • полное отречение от управления государством в конце жизни.

Внешняя политика

В первые годы правления вектор внешней политики Александра 1 был направлен на устранение угрозы со стороны Наполеона. В 1805 году наша страна становится членом Третьей антифранцузской коалиции, куда также вошли Великобритания, Австрия, Неаполитанское королевство и Швеция.

Царь лично возглавил российскую армию. Его неумелое руководство и отсутствие полководческого опыта привело к поражению объединенной армии австрийцев и русских в битве под Аустерлицем. Это сражение вошло в историю как «битва трех императоров». Наполеон нанес сокрушительное поражение своим противникам и заставил российскую армию покинуть Австрию.

В 1806 году войну Франции объявила Пруссия, после чего Александр нарушает условия мирного договора и также направляет войско против Наполеона. В 1807 французский император наносит противникам поражение , и Александр вынужден пойти на переговоры.

После поражения в 1807 году Александру пришлось под давлением Наполеона объявить войну Швеции. Без официального заявления о начале боевых действий российская армия переходит шведскую границу .

Начало войны для Александра было плачевным, однако в ходе боевых действий происходит коренной перелом, который приводит к победе Российской империи в 1809 году. По результатам договора шведы присоединились к континентальной блокаде против англичан, заключили союз с Российской империей и уступили той Финляндию.

В 1812 году Наполеон вторгается в Россию. Александр 1 объявляет о начале Отечественной войны . В ходе боевых действий и под влиянием суровых морозов Наполеон терпит сокрушительное поражение, потеряв большую часть своей армии.

После бегства Наполеона император участвует в наступлении на Францию. В 1814 году он вступает победителем в Париж. Во время Александр I представлял интересы России.

Результаты

Внешняя политика Александра 1 кратко может быть сформулирована в одной фразе — стремление к географическому расширению пространства империи. За годы его правления в состав государства были включены следующие территории:

  • Западная и Восточная Грузия;
  • Финляндия;
  • Имеретия (Грузия);
  • Мингрелия (Грузия);
  • большая часть территории Польши;
  • Бессарабия.

В целом итоги международных действий царя имели положительное значение для дальнейшего развития роли русского государства на международной арене.

Последний этап жизни

В свои последние годы император потерял всякий интерес к государственным делам. Его безразличие было настолько глубоким, что он не раз говорил о том, что готов отречься от престола.

Незадолго до своей смерти он издает тайный манифест, в котором право на наследование престола передает своему младшему брату Николаю . Александр I умирает в 1825 году в Таганроге. Его смерть вызвала множество вопросов .

Император в 47 лет практически не болел, и такую скорую смерть никто не хотел признавать естественной.

Внимание! Существует мнение, что император подстроил свою смерть и стал отшельником.

Итоги царствования

В первый период своего правления император был энергичным и хотел провести широкую серию реформ, которые бы изменили Российскую империю . Его политика поначалу отличалась активностью. Успехом увенчались изменения в государственной и образовательной сфере. Финансовая реформа спасла страну от кризиса , но вызвала недовольство, впрочем, как и военная. Россия при Александре 1 не освободилась от крепостного права , хотя император и понимал, что этот шаг уже неизбежен.

Внешняя и внутренняя политика

Заключение по теме

Итоги внешней политики Александра I имели большое значение для будущего страны, поскольку была расширена территория империи и завоеван авторитет на международной арене. Достижения начала правления были во многом сведены на нет в последние годы жизни императора. Его безразличие привело к нарастанию кризисного состояния , побудило к движению декабристов и вызвало создание тайных обществ. После его смерти императором становится младший брат Николай , впоследствии названный .

просмотров