Биография и картины микеланджело караваджо. Караваджо картины Караваджо картины

Караваджо Микеланджело Меризи да (1573-1610), итальянский художник.

Родился 28 сентября 1573 г. в местечке Караваджо в Ломбардии (Северная Италия). Художественное получил в Милане. В Рим перебрался около 1590 г. Первые годы жизни здесь зарабатывал тем, что писал цветы и фрукты на картинах других художников. Затем стал самостоятельно создавать жанровые произведения и натюрморты.

Главное в произведениях Караваджо - характерные типажи людей. Живописец утверждал превосходство непосредственного воспроизведения окружающего мира, простоту и естественность повседневного («Девушка с лютней», 1595 г.). Он часто избирал религиозные темы.

Удивительная конкретность и материальность форм, смелая трактовка библейских персонажей, которые художник наделял сходством с простонародьем, - всё это принесло ему скандальную известность. Зачастую Караваджо трактовал религиозные сюжеты как жанровые сцены («Призвание Матфея», 1597- 1601 гг.; «Обращение Павла», 1601 г.; «Неверие Фомы», 1603 г.). Святые и великомученики на его картинах - крепкие, полнокровные люди. Караваджо прекрасно знал жизнь народа и сделал его героем своих произведений.

От картины к картине усиливается драматизм восприятия, проявляется всё большее тяготение к монументальности, нарастает трагическая сила образов («Положение во гроб», 1604 г.; «Успение Марии», 1605-1606 гг., и др.).

Суровый реализм Караваджо не был понят современниками, вызывал нападки со стороны духовенства и официальных лиц . Но художник всю жизнь сохранял верность своим убеждениям, внутреннюю независимость, упорство в достижении цели. Человек неистового темперамента, он усугублял своё положение вспыльчивостью. После того как во время игры в мяч он убил своего противника, Караваджо бежал из Рима.

Последние годы его жизни прошли в скитаниях. Умер 8 июля 1610 г. в Порт-Эрко-ле (Великое герцогство Тосканское, ныне в Центральной Италии).

Караваджо был крупнейшим представителем реалистического направления в итальянском искусстве XVII в., оказавшим огромное воздействие на развитие всей реалистической живописи Европы

Стиль: Влияние на: Работы на Викискладе

Микела́нджело Меризи да Карава́джо (итал. Michelangelo Merisi da Caravaggio ; 29 сентября ( 15710929 ) , Милан - 18 июля , Гроссето, Тоскана) - итальянский художник, реформатор европейской живописи XVII века , один из крупнейших мастеров барокко . Один из первых применил манеру письма «кьяроскуро » - резкое противопоставление света и тени.

Биография

Сын архитектора Фермо Меризи и его второй жены Лючии Аратори, дочери землевладельца из городка Караваджо , неподалеку от Милана . Отец служил управляющим в доме Франческо I Сфорца, маркиза де Караваджо, хозяина этого городка. Отец умер от чумы, когда Микеланджело было пять лет. Учился с 1584 года у Симоне Петерцано в Милане , но по неизвестной причине закончил обучение раньше срока . Затем на четыре года пропадает из поля зрения и объявляется в Риме - нищим и голодным.

Первое время Караваджо сильно нуждался. Он поступил в мастерскую второстепенного, но бывшего в большой моде в Риме художника Чезари д’Арпино. По контракту Караваджо выполнял на картинах изображения цветов и фруктов. Позднее именно он откроет для итальянской живописи жанр натюрморта. Иногда своими заказами с Караваджо делился художник Антиведуто Граматика. Борромео , познакомившийся с Караваджо в пору его римской жизни, описал его как «человека неотёсанного, с грубыми манерами, вечно облачённого в рубище и обитающего где придётся. Рисуя уличных мальчишек, завсегдатаев трактиров и жалких бродяг, он выглядел вполне счастливым человеком » и признавал, что в картинах художника ему не всё нравилось . Скопив немного денег, Караваджо рисует картину «Шулера», которую увидел кардинал дель Монте и пригласил художника на должность домашнего художника в свое имение.

В 1591 году Караваджо переехал во дворец своего покровителя кардинала дель Монте, где работал около пяти лет. Одним из поклонников живописи Караваджо и коллекционером его картин стал маркиз Винченцо Джустиниани .

«Вакх» - одна из ранних картин Караваджо, на которых предположительно изображён его сожитель Марио Миннити

В 1595 году несмотря на рекомендации, данные Джентилески , Граматики, Просперо Орси, Караваджо было отказано в приёме в Академию Святого Луки. Главным противником приёма Караваджо в Академию был её президент - Федерико Цуккаро . Он считал, что эффекты живописи Караваджо были следствием экстравагантного характера, а успехом его картины обязаны лишь своим «оттенком новизны», которую высоко ценили богатые покровители.

Караваджо рано пристрастился к азартным играм, делал долги, кроме того, обладал вспыльчивым нравом, не раз приносившим ему неприятности, часто задерживался римской полицией, но покровители защищали его, пока он не перешёл черту.

Он так и не узнал, что в Риме ему даровано полное прощение.

Ранний период

Драматическая жизнь Караваджо, полная приключений, соответствовала бунтарскому духу его творческой натуры . Уже в первых выполненных в Риме работах: «Маленький больной Вакх » (ок. 1593-94, Рим, галерея Боргезе), «Мальчик с фруктами» (ок. 1593, там же), «Вакх» (ок. 1593, Уффици), «Гадание» (ок. 1594, Лувр), «Лютнист» (ок. 1595, Эрмитаж), он выступает как смелый новатор, он бросил вызов главным художественным направлениям той эпохи - маньеризму и академизму, противопоставив им суровый реализм и демократизм своего искусства. Герой Караваджо - человек из уличной толпы, - римский мальчишка или юноша, наделённый грубоватой чувственной красотой и естественностью бездумно-жизнерадостного бытия; герой Караваджо предстает то в роли уличного торговца, музыканта, простодушного щёголя, внимающего лукавой цыганке, то в облике и с атрибутами античного бога Вакха .

Эти жанровые по своей сути персонажи, залитые ярким светом , вплотную придвинуты к зрителю, изображены с подчеркнутой монументальностью и пластической ощутимостью.

Не чуждаясь нарочито натуралистических эффектов, особенно в сценах насилия и жестокости («Принесение в жертву Исаака», ок. 1603, Уффици; «Юдифь и Олоферн», ок. 1596, собрание Коппи (сейчас выставляется в Палаццо Барберини), Рим), Караваджо в ряде других картин того же периода находит более глубокую и поэтически значительную трактовку образов («Отдых на пути в Египет», ок. 1595 и «Кающаяся Мария Магдалина», ок. 1596, галерея Дория-Памфили, Рим).

Зрелое творчество

Период творческой зрелости (конец XVI - первое десятилетие XVII вв.) открывает цикл монументальных полотен, посвященных св. Матфею (1599-1602, церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези , капелла Контарелли, Рим). В первом и самом значительном из них - «Призвание апостола Матфея», - перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события - вторжения света Истины в самые низы жизни. «Погребной свет», проникающий в тёмное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. Петром, высвечивает фигуры собравшихся вокруг стола людей и одновременно подчеркивает чудесный характер явления Христа и св. Петра , его реальность и одновременно ирреальность, выхватывая из темноты лишь часть профиля Иисуса, тонкую кисть его протянутой руки, жёлтый плащ св. Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени.

Во второй картине этого цикла - «Мученичество св. Матфея» - возобладало стремление к более бравурному и эффектному решению. Третья картина - «Св. Матфей и ангел» (впоследствии находилась в берлинском Музее императора Фридриха и погибла во время Второй мировой войны) - была отвергнута заказчиками, шокированными грубым, простонародным обликом апостола. В алтарных картинах «Мученичество св. Петра» и «Обращение Савла» (1600-1601, Санта-Мария-дель-Пополо , капелла Черази, Рим) Караваджо находит баланс между драматической патетикой и вызывающими натуралистическими деталями. Ещё более органично соединяет он подчеркнуто плебейский облик персонажей и глубину драматического пафоса в скорбно-торжественных алтарных картинах «Положение во гроб» (1602-1604, Ватиканская пинакотека) и «Успение Марии» (1605-1606, Лувр), вызвавших восхищение молодых художников, в том числе Рубенса (по его настоянию «Успение Марии», отвергнутое заказчиками, было куплено герцогом Мантуи).

Патетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю «Семь деяний милосердия » (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь), написанному с огромной живописной энергией. В последних работах - «Казнь Иоанна Крестителя» (1608, Ла Валетта, собор), «Погребение св. Лючии» (1608, Санта Лючия, Сиракузы), «Поклонение пастухов» (1609, Национальный музей , Мессина) доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц . Искусство Караваджо оказало огромное влияние на творчество не только многих итальянских, но и ведущих западноевропейских мастеров XVII века - Рубенса , Йорданса , Жоржа де Латура , Сурбарана , Веласкеса , Рембрандта . Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст , Хендрик Тербрюгген , Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески , его дочь Артемизия Джентилески).

Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко. Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». Как известно по Библии , это произошло на третий день после погребения. Чтобы достичь достоверности, Караваджо приказал двум нанятым работникам выкопать недавно захороненное тело и держать его, пока он рисует. Не выдержав ужасного запаха, работники бросили труп и хотели убежать. Но Караваджо, пригрозив им ножом, заставил их продолжить держать труп, пока он не закончит работу .

Фильмы о Караваджо

  • «Караваджо» - британский фильм 1986 года режиссёра Дерека Джармена по мотивам жизни художника, в роли взрослого Караваджо - Найджел Терри
  • «Караваджо» 2007 год, режиссёр Анжело Лонгони в главной роли Алессио Бони

Примечания

Литература

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 29 сентября
  • Родившиеся в 1571 году
  • Умершие 18 июля
  • Умершие в 1610 году
  • Художники по алфавиту
  • Художники Италии
  • Художники барокко
  • Картины Караваджо

Wikimedia Foundation . 2010 .

Микела́нджело Меризи да Карава́джо (итал. Michelangelo Merisi da Caravaggio; 29 сентября 1571(15710929), Милан - 18 июля 1610, Порто-Эрколе) - итальянский художник, реформатор европейской живописи XVII века, основатель реализма в живописи, один из крупнейших мастеров барокко . Одним из первых применил манеру письма «кьяроскуро» - резкое противопоставление света и тени. Не обнаружено ни одного рисунка или эскиза, художник свои сложные композиции сразу реализовывал на холсте.

Сын архитектора Фермо Меризи и его второй жены Лючии Аратори, дочери землевладельца из городка Караваджо, неподалёку от Милана. Отец служил управляющим у маркиза Франческо Сфорца да Караваджо. В 1576 году во время чумы умерли отец и дед, мать с детьми переехала в Караваджо.

Первыми покровителями будущего художника были герцог и герцогиня Колонна.

В 1584 году в Милане Микеланджело Меризи приходит в мастерскую Петерцано, считавшегося учеником Тициана . В то время в художественном мире Италии господствовал маньеризм , но в Милане были сильны позиции ломбардского реализма.

Первые работы художника, написанные в Милане, жанровые сцены и портреты, до наших дней не дошли.

Уже к концу 1580-х годов жизнь вспыльчивого по характеру Меризи омрачается скандалами, драками и тюремными заключениями, которые будут сопровождать его всю жизнь.

В 1589 году художник приезжает домой продать свой земельный надел, по-видимому, нуждаясь в деньгах. Последний раз он посещает дом после смерти матери в 1590 году.

Осенью 1591 года он вынужден бежать из Милана после ссоры за карточной игрой , завершившейся убийством. Заехав сначала в Венецию, он направляется в Рим.

В Риме Меризи заметил Пандольфо Пуччи, пригласил его в свой дом, обеспечил существование, поручив выполнять копии с церковных картин.

Борромео, познакомившийся с Караваджо в пору его римской жизни, описал его как «человека неотёсанного, с грубыми манерами, вечно облачённого в рубище и обитающего где придётся. Рисуя уличных мальчишек, завсегдатаев трактиров и жалких бродяг, он выглядел вполне счастливым человеком». Борромео признавал, что в картинах художника ему не всё нравилось.

В столице по обычаю итальянских художников того времени он получает прозвище, связанное с местом рождения, как, например, это было с Веронезе или Корреджо . Так Микеланджело Меризи стал Караваджо.

В 1593 году Караваджо поступает в мастерскую Чезари д’Арпино, который поручает Караваджо писать на фресках цветы и листья. В мастерской д’Арпино он познакомился с меценатами и художниками, в частности, Яном Брейгелем Старшим.

Ранние работы Караваджо написаны под влиянием Леонардо да Винчи (с «Мадонной в скалах» и «Тайной вечерей» он познакомился ещё в Милане), Джорджоне , Тициана, Джованни Беллини , Мантеньи .

Первая дошедшая до нас картина - «Мальчик, чистящий фрукт» (1593).

В мастерской д’Арпино Караваджо знакомится с Марио Миннити, который стал его учеником и моделью ряда картин, первой из которых является «Юноша с корзиной фруктов» (1593-1594).

После драки Караваджо попадает в тюрьму Тор ди Нона, где происходит его встреча с Джордано Бруно.

Вскоре он порывает с Чезари д’Арпино, бездомного Караваджо пригласил к себе Антиведуто Грамматика.

В 1593 заболел римской лихорадкой (одно из названий малярии), шесть месяцев он находился в госпитале на грани жизни и смерти. Возможно, под впечатлением от болезни создаёт картину «Больной Вакх» (1593) - первый свой автопортрет.

Первые многофигурные картины созданы в 1594 году - это «Шулеры» и «Гадалка» (Капитолийские музеи). Жорж де Латур впоследствии напишет свою «Гадалку» с идентичной композицией.

В этих работах он выступает как смелый новатор, бросивший вызов главным художественным направлениям той эпохи - маньеризму и академизму, противопоставив им суровый реализм и демократизм своего искусства. Герой Караваджо - человек из уличной толпы, - римский мальчишка или юноша, наделённый грубоватой чувственной красотой и естественностью бездумно-жизнерадостного бытия; герой Караваджо предстает то в роли уличного торговца, музыканта, простодушного щёголя, внимающего лукавой цыганке, то в облике и с атрибутами античного бога. Эти жанровые по своей сути персонажи, залитые ярким светом, вплотную придвинуты к зрителю, изображены с подчеркнутой монументальностью и пластической ощутимостью.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Итальянский живописец, один из крупнейших представителей барокко Микеланджело Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio) родился 28 сентября 1573 года в итальянском селении Караваджо . Его отец был мажордомом и архитектором маркиза Караваджо. До начала 1590-х годов Микеланджело да Караваджо учился у миланского художника Симоне Петерцано , около 1593 года уехал в Рим. Поначалу он бедствовал, работал по найму. Спустя некоторое время модный живописец Чезари д"Арпино взял Караваджо помощником в свою мастерскую, где тот выполнял натюрморты на монументальных картинах хозяина.

В это время были написаны такие картины Караваджо , как "Маленький больной Вакх" и "Мальчик с корзиной фруктов".

По характеру художник , который ввергал его в сложные и опасные ситуации . Он много раз дрался на дуэлях, за что неоднократно попадал в тюрьму. Нередко проводил дни в обществе игроков, мошенников, скандалистов, авантюристок. Его имя часто фигурировало в полицейских хрониках.

© Меризи да Караваджо / public domain Картина Меризи да Караваджо "Лютнист", 1595. Государственный Эрмитаж , Санкт-Петербург


© Меризи да Караваджо / public domain

В 1595 году в лице кардинала Франческо Мария дель Монте Караваджо нашел влиятельного покровителя , который ввел его в художественную среду Рима. Для кардинала дель Монте художник написал одни из лучших своих картин — "Корзина с фруктами", "Вакх" и "Лютнист". В конце 1590-х годов художником были созданы такие произведения, как "Концерт", "Амур-победитель", "Гадалка", "Нарцисс". Караваджо открыл новые возможности живописи, впервые обратившись к "чистому" натюрморту и "авантюрному" жанру, который получил дальнейшее развитие среди его последователей и был популярен в европейской живописи XVII века.

Среди ранних религиозных произведений Караваджо — картины "Святая Марфа беседует с Марией Магдалиной", "Святая Екатерина Александрийская", "Святая Мария Магдалина", "Экстаз святого Франциска", "Отдых на пути в Египет", "Юдифь", "Жертвоприношение Авраама".

© Фото: public domain Караваджо "Юдифь, убивающая Олоферна". ок.1598-1599


На рубеже XVI-XVII веков Караваджо создал два цикла картин на сюжеты из жизни апостолов. В 1597-1600 годах для капеллы Контарелли в церкви Сан-Луиджи деи Франчези в Риме были написаны три картины, посвященные апостолу Матфею. Из них сохранились только две — "Призвание апостола Матфея" и "Мученичество апостола Матфея" (1599-1600). Для капеллы Черази в церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме Караваджо выполнил две композиции — "Обращение Савла" и "Распятие апостола Петра".

© Фото: Микеланджело да Караваджо Картина "Иоанн Креститель", Микеланджело да Караваджо

В 1602-1604 годах художник написал "Положение во гроб" ("Снятие с креста") для церкви Санта-Мария-ин-Валичелла в Риме. В 1603-1606 годах создал композицию "Мадонна ди Лорето" для церкви Сант-Агостино. В 1606 году написана картина "Успение Марии".

В 1606 году после ссоры при игре в мяч и убийства своего соперника Раннуччо Томмазони Караваджо бежал из Рима в Неаполь, откуда перебрался в 1607 году на остров Мальта, где был принят в Мальтийский орден. Однако после ссоры с высокопоставленным членом ордена он был заключен в тюрьму, откуда бежал на Сицилию, а затем в Южную Италию.

В 1609 году Караваджо вновь вернулся в Неаполь, где ожидал помилования и разрешения вернуться в Рим.

В период скитаний художник создал ряд выдающихся произведений религиозной живописи. В Неаполе он написал большие алтарные картины "Семь дел милосердия" (церковь Пио Монте делла Мизарикордия), "Мадонна Розария" и "Бичевание Христа". На Мальте для храма Сан Доменико Маджоре он создал полотна "Усекновение главы Иоанна Крестителя" и "Святой Иероним", на Сицилии — "Погребение святой Луции" для церкви Святой Луции, "Воскрешение Лазаря" для генуэзского купца Ладзари и "Поклонение пастухов" для церкви Санта Мария дельи Анджели. К последним произведениям Караваджо относится также картина "Давид с головой Голиафа", на которой голова Голиафа предположительно представляет автопортрет художника.

В 1610 году, получив прощение от кардинала Гонзага, художник погрузил свои вещи на корабль, намереваясь вернуться в Рим, но так и не добрался до места назначения. На берегу его по ошибке арестовали испанские гвардейцы и задержали на три дня.

18 июля 1610 года Караваджо скончался от приступа малярии в итальянском городке Порто-Эрколе в возрасте 37 лет.

Творчество Караваджо оказало значительное влияние не только на многих итальянских художников XVII века, но и на ведущих западноевропейских мастеров — Питера Пауля Рубенса, Диего Веласкеса, Хосе де Риберу, а также породило новое направление в искусстве — караваджизм.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Микеланджело Меризи да Караваджо (29.09.1571 — 18.07.1610) – великий итальянский художник. Считается одним из величайших художников 17 века. Через контраст света и тени он добился яркого эмоционального напряжения, взрыва чувств, что потом назвали караваджизмом. Художник работал в религиозных жанрах, мифологических и жанровых.

Судьба Караваджо была поистине непростой. Он отучился в художественной школе в Милане. В 1606 году после жуткой ссоры и последующей за этим дуэли, убил своего противника и был вынужден бежать в Неаполь. После этого художник перебрался ещё дальше – на остров Мальта. Но и здесь его ждали приключения и неудачи.

На Мальте Караваджо поссорился с могущественным вельможей и бежал из тюрьмы в Сицилию. Вельможа, который не мог простить обиды, послал за художником наёмных убийц. Караваджо долго скрывался от них в разных городах Сицилии и Италии. За покровительством и прощением он отправился в Рим, но, так и не добравшись, умер от лихорадки в городке Порто д’Эрколе. Он так и не успел узнать, что Папа Римский простил все его преступления и помиловал.

Наверное, такая драматическая жизнь немало поспособствовала его ярко выраженной, экспрессивной живописи. Правдивые, даже жестокие картины, изображающие убийства и предательства, передают нам неспокойное состояние живописца, частые переживания.

Он выступал против устоявшихся законов художественных школ , и был настоящим новатором своего времени. Персонажи его картин, залитые светом и чёткими, глубокими тенями, поражают своей монументальностью, пластикой и выразительностью. Его герои настолько естественны, что кажется — сейчас они покинут полотно и окажутся реальными людьми.

Картины Караваджо оказали огромное влияние на культуру и искусство будущих поколений художников. Его стиль перенимали такие именитые художники, как , Йорданс, Сурбаран, Рембрандт.

Караваджо картины

Гадалка
Лютнист Мальчик, укушенный ящерицей Больной Вакх Вакх


Шулера
Юдифь и Олоферн
Давид с головой Голиафа Иоанн Креститель Медуза
Музыканты
Мученичество святого Матфея
Неверие апостола Фомы


Отдых на пути в Египет
Пишущий Святой Иероним
Поцелуй Иуды
Призвание апостола Матфея Распятие Святого Петра Святой Матфей и ангел
Ужин в Эммаусе

просмотров
просмотров