Анатомия собаки для рисования. Пластическая анатомия четвероногих животных и птиц

Название : Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц и ее применение в рисунке.

Описывается пластическая анатомия человека и животных. Книга написана художником, имеющим высшее медицинское образование , благодаря чему изложен только тот материал, который имеет практическую ценность для художников; этим и особенно изложением методики изображения на анатомических основах книга выгодно отличается от других руководств того же профиля. Во втором издании (первое вышло в 1971 г.) расширен изобразительный материал, показывающий строение человека, животных и птиц, переработан и дополнен текст. Предназначается для учащихся средних специальных учебных заведений изобразительного искусства. Может быть использован в практической работе художника.

«Чувствовать, знать, уметь - полное искусство», - определяет выдающийся художник-педагог П. П. Чистяков искусство художника. Изображая человека, животное, художник должен знать его строение, его анатомию. «Кисть руки состоит из костей, сухожилий, мускулов, покрыта кожей. Чтобы исполнить ее как следует, надо изучить кости, построить в соответствии...» - говорит в другом месте П. П. Чистяков, излагая свои программные требования, и он же в письме к П. Ф Исееву, говоря об анатомии и перспективе, с огорчением пишет: «Ученики знают эти предметы, но умеют ли применять их на деле? Нет! Нет! И нет"»
Умеют ли наши современники - художники применять на деле знание пластической анатомии, н если не умеют, то чья здесь вина? Вот вопросы, которые должны интересовать и в наши дни художников-педагогов, в том числе и автора этой книги.
В предисловии к первому, далеко не совершенному изданию этой книги, автор писал, что большинство учебников по пластической анатомии не до конца соответствуют задаче, которую преследует ее изучение, - оказанию прямой помощи учащимся в работе над овладением формой. Учебники сообщают об отдельных элементах формы: костях, суставах, мышцах, но ничего не говорят о том, как эти отдельные формы собрать в единое целое. В учебниках ничего не сказано об обшей конструктивной связующей роли скелета, о взаимоотношениях частей скелета в пространстве, об образовании обобщенных мышечных массивов, о вхождении одних массивов в другие, т. е. о мышечной связи. Тем более ничего не сказано о самом главном - завершающем этапе изучения пластической анатомии - анатомическом построении рисунка.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
Раздел I. ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА
Введение 5
Учение о костях 15
Общее понятие о скелете 15
Соединения костей между собой - швы, хрящей, суставы 16
Скелет туловища 18
Позвоночный столб 18
Грудная клетка 20
Кости таза (или тазового пояса) 22
Суставы, сращения, движения и пластика туловища 23
Скелет свободной нижней конечности - ноги 27
Бедренная кость 27
Кости голени 29
Скелет стопы 31
Суставы, движения и пластика нижней конечности 33
Скелет плечевого пояса 37
Скелет свободной верхней конечности - руки 39
Плечевая кость 39
Кости предплечья 40
Скелет кисти 43
Суставы кисти, ее движения и пластика 45
Суставы, движения и пластика плечевого пояса и руки 46
Череп 49
Мозговой череп 51
Лицевой череп 53
Движения, пластика и построение головы 55
Разбор скелетной и мышечной связи стоящей фигуры и объемное ее построение на основе скелета и обобщенных мышечных массивов 58
Учение о мышцах 70
Мышцы туловища 74
Совместная работа мышц туловища, его пластика и построение 79
Мышцы таза и бедра 81
Мышцы таза 81
Мышцы бедра 85
Мышцы голени и стопы 89
Мышцы голени 90
Мышцы стопы 93
Движения, пластика и построение ног и таза 94
Мышцы плечевого пояса 98
Мышцы, двигающие плечевой пояс 100
Мышцы, связывающие плечевой пояс с плечом 104
Мышцы, идущие от туловища к плечу 105
Мышцы руки 108
Мышцы плеча ПО
Мышцы предплечья 111
Мышцы и пластика кисти 115
Движения» пластика и построение плечевого пояса и руки 118
Мышцы и пластика шеи 122
Пластика, движения и построение шеи с головой 128
Мышцы головы, ее детали и пластическая анатомия органов чувств 130
Мимические мышцы 133
Жевательные мышцы 141
Глаз 143
Нос 146
Рот 147
Ухо 148
Центр тяжести и равновесие 149
Пропорции 152
Разбор и построение фигуры на основе скелета и мышц 155
Таблица I. А. А. Брюллов. «Натурщик с шестом» 155
Таблица IL В И. Суриков, «Борец» 158
Таблица IIL А- П. Лосенко. «Натурщик, сидящий на камне» (этюд маслом) 159
Таблица IV, А. И. Иванов, «Натурщик» . 162
Возникновение контура и его роль в работе над изображением человека 165
Раздел II ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ ЧЕТВЕРОНОГИХ ЖИВОТНЫХ И ПТИЦ
Краткий очерк пластической анатомии четвероногих животных 167
Млекопитающие 167
Лягушка, ящерица 184
Краткий очерк пластической анатомии птиц 185
Литература 189
Приложение (иллюстрации) 190


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц и ее применение в рисунке - Рабинович М.Ц. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу


Скачать - Книгу - Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц и ее применение в рисунке - Рабинович М.Ц. - depositfiles.com

Знание анатомии четвероногих животных и птиц при работе над их изображением имеет не меньшее значение, чем знание анатомии челове­ка. Правда, движения животных не так многообразны, как движения че­ловека, но зато человека можно рисовать в любом положении, так как человек позирует, а животных, за редким исключением, заставить пози­ровать, как натурщика, нельзя- Особенно трудно заставить животное по­вторить нужное движение, нужную позу, нужный ракурс, а художнику необходимо уметь изображать животных в покое и в движении, в любой позе, в любом ракурсе и тут нельзя полагаться только на глаз, нельзя просто срисовывать. Надо ловить наиболее характерное, производить компоновки фигуры из разных поз и даже с разных одинаковых «натур­щиков». При этом применяется такой прием. Художник становится у клетки, где движется натура (желательно, чтобы было несколько одина­ковых экземпляров) и начинает на большом листе сразу несколько ри­сунков с тех поз, которые принимают животные. Порисовал один рису­нок, поза изменилась, начал другой, еще раз изменилась - начал третий (можно и с другого экземпляра) и т. д. Натура, та или другая, обяза­тельно повторяет позу, хотя бы приблизительно - можно вернуться к предыдущему рисунку, к следующему и т. д. и на каждом из нескольких рисунков постепенно наращивается и обогащается изображение.



Все это требует пристального внимания и большого терпения и по­движности со стороны художника. Сидеть при этом нельзя - надо хо­дить и даже перебегать с места на место.

Это метод познавательного объемного рисунка. Но есть еще метод ли­хих быстрых набросков, которые бывают весьма эффектны, но познава­тельного в этом методе мало, так как рисунки большей частью получа­ются плоскостные и нет времени для объемного анализа. И в том и в дру­гом случае изображение зверей и птиц представляет собой своеобразную охоту за нужной позой, дает в результате много набросков, которые очень трудно связать в стройное целое, если не знать основы построения животных. Этой основой может служить только пластическая анатомия животных. Но так как животные изучаются менее подробно, чем чело­век, то для обычной работы художника достаточно иметь основное поня­тие об их анатомической структуре, т. е. о скелете и расположении и дей­ствии основных мышечных массивов.

При всем многообразии четвероногих животных и птиц оказывается, что анатомия человека настолько сходна с анатомией животных, что до­статочно их сопоставить, чтобы получить понятие об анатомической структуре животных и даже иметь возможность применять те же методы построения фигуры, которые применяются при изображении человека.

«Чувствовать, знать, уметь - полное искусство», - определяет выдающийся художник-педагог П. П. Чистяков искусство художника. Изображая человека, животное, художник должен знать его строение, его анатомию. «Кисть руки состоит из костей, сухожилий, мускулов, покрыта кожей. Чтобы исполнить ее как следует, надо изучить кости, построить в соответствии...» - говорит в другом месте П. П. Чистяков, излагая свои программные требования, и он же в письме к П. Ф. Исееву, говоря об анатомии и перспективе, с огорчением пишет: «Ученики знают эти предметы, но умеют ли приме­нять их на деле? Нет! Нет! И нет»» Умеют ли наши современники - художники применять на деле знание пластической анатомии, и если не умеют, то чья здесь вина? Вот вопросы, которые должны интересовать и в наши дни художников-педагогов. Пластическую анатомию преподают, и в руководствах она изложена весьма добросовестно, с полным знанием фактического материала, но с таким «отрывом от производства», что прямой цели это не достигает. Учащийся может добросовестно прослушать курс, а о применении анатомии на практике при построении фигуры никаких сведений не получить. Преподаватели же изобразительных дисциплин далеко не всегда применяют метод объемного анатомического построения фигуры, который бы суммировал для учащегося полученные им по анатомии сведения. Между тем художник, не знающий анатомического построения (хотя и изучивший анатомию), не может свободно владеть рисунком человеческой фигуры, не может пользоваться моделью, а только копирует модель, что ведет к рабской зависимости от модели, к натуралистическому рисунку. Разобщенность между изучением пластической анатомии и ее применением характерна для многих руководств и методов преподавания этого предмета.

Млекопитающие

Если сравнить анатомическое строение человека, поставленного на четвереньки, с изображением других млекопитающих - копытных (ло­шадь), крупных кошек (лев) и собак (рис. 70, 71, 72, 73), то можно найти не только сходные элементы скелета, но также убедиться в большой схо­жести их расположения и взаимной связи. Например, позвоночный столб у животных тоже служит основным стержнем скелета: он связы-

вает таз, грудную клетку и голову, но в отличие от человеческого про­должается за таз, образуя хвост; а шейный отдел длиннее и по-другому изогнут. Грудная клетка сдавлена не от груди к спине, как у человека, а справа налево (количество ребер и позвонков вирьирует). Таз сохраняет те же костные элементы и те же выступы, о чем можно судить по экс­терьеру (у лошади выступ, соответствующий передней подвздошной ос­ти, называется маклоком), но вытянут в длину и сдавлен справа налево. Постоянное положение туловища у животных горизонтальное, так как все четыре конечности в основном несут опорную и двигательную функ­цию, хотя у хищников, в особенности кошек, передние конечности сохра­няют и способность хватать, свойственную человеку и обезьянам.

В отличие от человека у большинства животных нет ключицы (рис. 74), плечевой пояс состоит из лопаток, которые соединяются с груд­ной клеткой только мышцами. Плечевая кость обычно короче костей предплечья; она сочленяется с лопаткой плечевым суставом, но сама кость скрыта под мышцами и плечо не выступает наружу отдельно от туловища, как у человека. У животных виден только нижний конец кос­ти, который образует с костями предплечья (или подплечья, как его на­зывают у животных) локтевой сустав. Таким образом, свободная перед­няя конечность в отличие от человека видна только от локтя. Скелет предплечья тоже состоит из двух костей, только строение его отличается у копытных и у хищников. Локтевая кость копытных сильно уменьшена и основой служит лучевая; они сращены неподвижно в положении про­нации- кисть обращена тыльной стороной вперед, движения пронации и супинации полностью отсутствуют, так как хватательных движений нет и кости несут только опорную функцию. Предплечье опирается на кости кисти (лапы), образуя запястный сустав (в обиходе это место непра­вильно именуют коленом). Пясть находится на прямой линии с пред­плечьем и не может разгибаться вперед, как это свойственно человеку. Опирается пясть на фаланги пальцев. У разных копытных (рис. 75) опо­рой служит разное количество пальцев: у свиньи--четыре, коровы - два, лошади - один. Палец опирается на копыто; таким образом, копыт­ные ступают передними ногами на концы пальцев.

У крупных и мелких кошек предплечье отчасти сохранило хвататель­ную функцию и обе кости подвижны относительно друг друга (см. рис. 75). Передняя лапа ступает в положени пронации, но при нападе­нии, терзании добычи и т. п. свободно супинирует и пронирует (в чем легко убедиться, наблюдая тигра или льва, даже кошку). Пясть состоит из пяти костей и лежит на одной прямой с предплечьем, пальцы сильно загибаются вперед, за исключением первого, который висит. Передние фаланги кошки могут загибать вверх, пряча когти, а при сгибании когти «выпускаются». У собак предплечье состоит из двух костей, движения супинации и пронации существуют, но в меньшем объеме. Лапа ступает тоже в положении пронации (так же, как почти у всех четвероногих мле­копитающих), первый палец висит, как у кошек. Первые фаланги ос­тальных четырех пальцев не загибаются вверх - собаки не прячут ког­тей. И кошки, и собаки ступают на ладонную поверхность четырех паль­цев и на головки пястных костей.

На поверхности тела сильно выступают лопатки. Грудина лежит в глубине; по обе ее стороны сильно выступают головки плечевых костей, покрытые мышцами, локоть и запястье рельефны под кожей. У хищников пясть и фаланги менее рельефны, чем у копытных.

Задние конечности всех четвероногих соединяются с тазом тазобед­ренным суставом. Бедренная кость почти вся скрыта под мышцами туло­вища; бедро не выступает наружу отдельно от туловища, как у человека; видны лишь большой вертел и нижний конец бедра, который образует с костями голени коленный сустав. Надколенник и концы костей проступа­ют под кожей. Голень под углом уходит назад и в голеностопном суставе сочленяется с плюсной (сустав у животных именуется скакательным, а плюсна - заплюсной). У копытных заплюсна в спокойном состоянии стоит отвесно и сочленяется с пальцами - у свиней - с четырьмя, ко­ров- с двумя, лошадей - с одним. Пальцы опираются на копыта, таким образом задние ноги копытных тоже ступают на концы пальцев. Скака­тельный сустав и пяточный бугор у копытных расположены очень высо­ко, a vхищников - несколько ниже.

Хищники ступают на разогнутые пальцы и головки плюсневых ко­стей. Плюсневых костей у хищников четыре, пальцев - тоже четыре

(1 палец бывает не всегда). Человек, обезьяна, медведь, напротив, сту­пают на всю стопу. На скелете сзади выступают кости таза - подвздош­ная, седалищные бугры; на бедре - большой вертел, мыщелки, надко­ленник, на голени - мыщелки и обе лодыжки. На стопе резко выделяет­ся пяточный бугор.

Движения млекопитающих, происходящие в суставах - это те же движения, что и у человека (если положение тела человека уподобить положению животного). Лопатка скользит по поверхности грудной клет­ки, главную нагрузку она выдерживает тогда, когда передняя нога упи­рается в землю, поддерживая туловище. В таких случаях при шаге ло­патки попеременно вздымаются над поверхностью спины, а туловище обвисает (как на рессоре), поддерживаемое лопаткой, что особенно за­метно у крупных кошек. При сильном размахе передних ног лопатка сдвигается вперед и назад наподобие маятника или вся целиком, перено­ся плечо, а следовательно, и ногу, что, конечно, меняет рельеф тела, осо­бенно передней поверхности груди (рис. 76).

Движения в плечевом суставе те же, что и у человека, за исключением вращения и отведения в сторону. Движения приведения носят постоянный характер, иначе лапа отклонилась бы в сторону, - она все время удер­живается около туловища. Что касается движения взад и вперед в плече­вом суставе, то они имеют большой размах и сильно влияют на рельеф тела, особенно при разгибании вперед. При этом плечевая кость выбра­сывается вперед, перенося вперед локтевой сустав вместе с нижней частью передней ноги (рис. 76), а так как плечевая кость покрыта и мышцами туловища, то передняя половина груди становится более выпук­лой, что удлиняет туловище со стороны согнутого вперед плеча. Движе­ние совершается в быстром беге и еще усиливается перенесением лопат­ки вперед - это еще больше увеличивает рельеф груди. Соответствующие изменения обратного порядка происходят, когда плечо и лопатка отбра­сываются назад; локтевой сустав и нижняя часть ноги переносятся на­зад, и поверхность груди сглаживается - туловище с этой стороны ста­новится короче (рис. 76).

В локтевом суставе происходят сгибания и разгибания почти так же, как у человека. Когда животное стоит, локтевой сустав разогнут, пред­плечье вертикально, плечо и предплечье образуют тупой угол, а не пря­мую линию, как у человека (сравните рисунки 70, 71, 72, 73). Как сказа­но выше, передняя нога ступает в положении пронации, но у многих жи­вотных благодаря подвижности костей предплечья существуют движения и супинации и пронации; ими обладают крупные и мелкие кошки (тигр, лев, пума, ягуар и т. д.), медведь, зайцы, кролики, белки, многие грызу­ны, но не копытные.

В запястном суставе происходят в основном (в особенности у копыт­ных) движения сгибания и разгибания, причем разгибание прекращает­ся, когда пясть образует с предплечьем одну прямую. У копытных сгиба­ние, в особенности пассивное (при отдыхе лежа), прекращается в момент соприкосновения поверхностей кисти и предплечья (рис. 77); у хищников размах сгибания обычно соответствует человеческому.

В пальцах тоже имеются движения сгибания и разгибания, а у хищни­ков и некоторых грызунов движения в сторону (у кошки, когда она «раз­минает когти», заяц, когда он чистит передние лапы).

Мышечные группы, обслуживающие эти движения, тоже расположе­ны почти как у человека (см. рис. 71, 78).

Лопатка соединена с грудной клеткой и передвигается по ней теми же мышцами, что и у человека (зубчатой, трапециевидной, ромбовидной). С плечевой костью лопатка тоже соединена мышцами, аналогичными

человеческим (дельтовидная мышца здесь утратила функцию отведения)". Часть этих мышц, лежащая поверхностно, сгибает ногу в плечевом су­ставе и тем самым отбрасывает плечо, а следовательно и ногу назад; эти мышцы при напряжении резко граничат сзади с разгибателями локтевого сустава. Кроме того, сгибает ногу в плечевом суставе и отбрасывает плечо назад вместе с лопаткой также и широчайшая мышца спины. Раз­гибание же в плечевом суставе, т. е. вынос плеча и ноги вперед, произво­дится другой частью мышц, идущих от лопатки к плечу,-эти мышцы

рельефа не образуют. У лошадей в выносе плеча вперед участвует (иона рельефна) плечеголовная мышца, аналогичная грудино-ключично-сосце-видной мышце человека; только у лошади она прикрепляется к плечевой кости и разгибает плечевой сустав.

Мышцы, разгибающие в локтевом суставе (трехглавая мышца и др.)* располагаются сзади и очень мощны, так как несут опорную функцию. Сгибатели лежат спереди и незначительны, так как несут малую нагруз­ку. Они почти целиком покрыты мышцами, притягивающими (приводя­

щими) плечевую кость и предплечье к туловищу; эти мышцы (большая грудная и др.) расположены впереди, образуя на передней поверхности груди два мощных бугра, покрывающих спереди плечевую кость (между ними образуется ложбина, в глубине которой находится грудина). Эти бугры попеременно выносятся вперед при беге вместе с лопаткой и плече­вой костью.

Между двумя мышечными группами - трехглавой и сгибателями локтевого сустава - выходит на поверхности основная группа мышц

предплечья - разгибатели кисти. Это очень характерное и рельефное место, важное для пластической связи. Приводящие мышцы и сгибатели локтевого сустава прикрепляются на костях в промежутке между разги­бателями и сгибателями кисти. Сгибатели (кисти), как и у человека, ле­жат на задней поверхности , разгибатели - на передней поверхности предплечья. Разгибатели кисти участвуют также в сгибании локтевого сустава. Вообще предплечья крупных кошек (льва, тигра) поразительно похожи на предплечья человека и формой, и движениями.

В тазобедренном суставе происходят движения сгибания и разгиба­ния и постоянного притягивания к туловищу (приведения), так как почти исключены движения отведения (так же, как и в плече).

Так как бедро покрыто мышцами туловища, его сгибание переносит за собой всю массу задних мышц туловища вперед (вместе с коленным суставом и ногой) и тем изменяет рельеф соответствующей ягодицы и половины таза (см. рис. 76). Равным образом разгибание производит об­ратное движение. В коленном и голеностопном суставах, как и у челове­ка, происходит сгибание и разгибание (в коленном у копытных отсут­ствует вращение голени, которое существует у кошек и человека при сог­нутом колене).

При спокойном стоянии бедро направлено вперед и образует с го­ленью угол, открытый назад (у человека в этом положении бедро и го­лень образуют прямую линию). В голеностопном (скакательном) суставе стопа направлена почти отвесно вниз и у копытных ступает только своей нижней частью; человек же, медведь, обезьяна ступают всей стопой. Также у хищных и копытных в отличие от человека стопа может произ­водить более обширное движение вперед, т. е. больше приближаться к голени, даже соприкасаться с ней, в особенности при отдыхе лежа.

У хищников нога ступает на подошвенную поверхность пальцев и на головки плюсневых костей (см. рис. 77).

Мускулатура задних ног (см- рис. 72, 78) располагается согласно ос­новным опорным функциям конечностей и так же, как у человека, основ­ными группами являются разгибатели. Группа ягодичных мышц почти не несет (характерную для человека) функцию поддержки туловища в вертикальном положении - эту работу мышцы выполняют только тогда, когда животное становится на задние ноги. У животных ягодичные мыш­цы в основном несут функцию разгибателей тазобедренного сустава, что имеет большое значение для движения вперед (особенно важно у лоша­дей-тяжеловозов) . Вся остальная задняя группа мышц, включающая зад­ние мышцы бедра (полусухожильную, полуперепончатую, двуглавую) и задние мышцы голени (трехглавую), у лошадей переходит в общее ахиллово сухожилие, которое прикрепляется к пяточному бугру, и про­изводит разгибание тазобедренного и отгибание назад голеностопного (скакательного) суставов. У хищников места начала и прикрепления этих мышц варьируют, но производят ту же работу. Если при этом одно­временно происходит разгибание в коленном суставе, то вся задняя нога отбрасывается назад. Коленный сустав разгибается четырехглавой мыш­цей, расположенной впереди бедренной кости. Впереди и поверхностнее четырехглавой, резко гранича с боковой стенкой живота, лежат мышцы, сгибающие тазобедренный сустав и тем самым переносящие бедро и всю ногу вперед. На передней поверхности голени расположены мышцы, производящие сгибание стопы и пальцев вперед; сзади между костями и ахилловым сухожилием лежат мышцы, производящие сгибание стопы и пальцев назад. Если смотреть на животное сзади, то с внутренней сторо­ны ноги между тазом и бедром можно увидеть группу приводящих мышц (см. рис. 78).

Таз, бедро и голень покрыты фасциями, аналогичными широкой фас­ции бедра человека. Они удерживают мышцы близ костей и местами при напряжении мышц образуют поперечные вдавления-

Мышцы туловища в общем аналогичны мышцам человека и особого рельефа здесь не обнаруживается.

На шее очень массивна задняя группа мышц, поддерживающих шею, вытянутую вперед и вверх. Спереди на шее по средней линии над ярем­ной впадиной тянется вверх дыхательное горло, по обе стороны его идут мышцы, аналогичные грудино-ключично-сосцевидным человека; они осо­бенно рельефны у лошадей (см. рис. 72, 78).

Мускул, соответствующий человеческому грудино-ключично-сосце-видному, у лошадей состоит из двух мышц: грудино-головной и плечего-ловной (из-за отсутствия ключицы мышца прикрепляется к плечу). Вверху под нижней челюстью на передней стороне шеи между правыми и левыми мышцами (как у человека) располагается дыхательная труб­ка. Плечеголовная мышца внизу и снутри граничит с грудным мускулом; она разгибает плечо, т. е. выносит его, а следовательно, и ногу вперед. При фиксированных передних конечностях эти мышцы сгибают голову вперед; получается то характерное «кивание», которое наблюдается, ког-

да лошадь с силой упирается передними ногами, как бы карабкается, беря подъем, таща тяжелый груз или преодолевая иное препятствие.

Череп животных имеет те же элементы, что и человеческий (только у человека преобладает мозговая часть, а у животных - лицевая). Налицо двусторонняя симметрия, имеются челюсти верхняя и нижняя. Скулы, скуловые дуги, глазницы, лобные кости (даже с надбровными дугами у слона, собак и крупных кошек). Законы построения рисунка черепа те же, что и у человека: строить его надо как симметричную форму, наме­тив среднюю линию скулы, нижнюю челюсть и т. д. (рис. 79).

Строя изображение животного, начинайте с увязки больших объемов грудной клетки с плечевым поясом, животом и тазом, объемно пристраи­вайте то, что будет удобно (ведь животное не позирует) -ноги, шею с головой и т. п., помните о двусторонней симметрии туловища и работайте, непременно наметив срединную линию. Рисуя симметричные элементы на туловище или голове, сочетайте их немедленно друг с другом. Все время помните о скелете, о том, как он залегает в туловище и в голове и как залегает в конечностях; скелет - основа построения - ни один массив туловища или конечности не может быть решен без ясного представле­ния о скелетной связи. От правильно намеченной связи зависит в основ­ном живость изображения.

Как и на человеке, контур текуч и неуловим и становится ясным и условным только при четком и ясном понимании и сочетании объемов. Поэтому в беглом рисунке животного ищите сочетания объемов, а не го­няйтесь только за эффектным контуром. Как на рисунке человека, так и на изображении животного контур появляется, бывает то толстым, то очень тонким, заходит внутрь фигуры и сходит на нет, а из-за него появ­ляется другой контур - это результат взаимоотношения объемов, кото­рые ложатся один на другой и возникают один из-за другого-

При построении объема изображают его поверхность, которая чем дальше от глаза, тем больше уходит в ракурс, пока на границе объема не образуется контур. Стало быть, контур - это ракурс поверхности, поэто­му в зависимости от ее освещения он неравномерен, то он толстый, то тонкий. Объем скрылся за другим объемом - контур сходит на нет, и появляется из глубины изображения новый контур, который образован как ракурс поверхности нового объема. Этот контур выходит на границу фигуры и снова скрывается, чтобы уступить место другому контуру, при­надлежащему другому объему, и так до тех пор, пока не появится контур всей фигуры.

Произведите построение скелета любого четвероногого животного с натуры слегка в ракурсе (рис. 80) спереди и сзади (без отделки, только построение). Рисуя, сравнивайте со скелетом человека и давайте себе отчет в том, что в структуре человека и животного соответствует друг другу. Наблюдайте какое-нибудь животное, мысленно представляя себе, как расположен его скелет. Если сможете, сделайте с него конструктив­ные наброски с разных сторон, в разных ракурсах (рис. 81). При изуче­нии животных избегайте пользоваться чучелами. Чучела часто делают без строгого учета конструкции скелета, отчего форма в них сбита.

Лягушка, ящерица

У земноводных (лягушка) и пресмыкающихся (ящерица) те же эле­менты скелета, что и у млекопитающих (рис- 82). Разница в том, что их брюхо в спокойном состоянии прилегает к земле, структура туловища

(соотношение таза, позвоночника и грудной клетки) не так рельефна, как у млекопитающих, у ящерицы хвост длиннее и массивнее, а у лягушки его нет, у лягушки четыре пальца на передних и пять на задних конеч­ностях. Кроме того, плечи и бедра отходят в сторону, имеют отдельную от туловища форму, а суставы устроены так, что помимо передвижения легко могут класть туловище на землю и поднимать его над землей.

Вопросы. Грудная клетка, таз и позвоночник четвероногого - их сходство и отли­чие от человеческих. Плечевой пояс и передняя конечность - их сходство и отличие от человеческих. Таз и задняя конечность - сходство и отличие от человеческих. Мышпы и движения плечевого пояса и передних конечностей. Мышцы и движения задних ко­нечностей. Череп, голова, шея - сходство и отличие от человеческих.

Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц и ее применение в рисунке. Рабинович М.Ц.

М.: Высшая школа , 1978. - 208 с.

Описывается пластическая анатомия человека и животных. Книга написана художником, имеющим высшее медицинское образование, благодаря чему изложен только тот материал, который имеет практическую ценность для художников; этим и особенно изложением методики изображения на анатомических основах книга выгодно отличается от других руководств того же профиля. Во втором издании (первое вышло в 1971 г.) расширен изобразительный материал, показывающий строение человека, животных и птиц, переработан и дополнен текст. Предназначается для учащихся средних специальных учебных заведений изобразительного искусства. Может быть использован в практической работе художника.

Формат: djvu

Размер: 26 Мб

Скачать: yandex.disk

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
Раздел I. ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА
Введение 5
Учение о костях 15
Общее понятие о скелете 15
Соединения костей между собой - швы, хрящей, суставы 16
Скелет туловища 18
Позвоночный столб 18
Грудная клетка 20
Кости таза (или тазового пояса) 22
Суставы, сращения, движения и пластика туловища 23
Скелет свободной нижней конечности - ноги 27
Бедренная кость 27
Кости голени 29
Скелет стопы 31
Суставы, движения и пластика нижней конечности 33
Скелет плечевого пояса 37
Скелет свободной верхней конечности - руки 39
Плечевая кость 39
Кости предплечья 40
Скелет кисти 43
Суставы кисти, ее движения и пластика 45
Суставы, движения и пластика плечевого пояса и руки 46
Череп 49
Мозговой череп 51
Лицевой череп 53
Движения, пластика и построение головы 55
Разбор скелетной и мышечной связи стоящей фигуры и объемное ее построение на основе скелета и обобщенных мышечных массивов 58
Учение о мышцах 70
Мышцы туловища 74
Совместная работа мышц туловища, его пластика и построение 79
Мышцы таза и бедра 81
Мышцы таза 81
Мышцы бедра 85
Мышцы голени и стопы 89
Мышцы голени 90
Мышцы стопы 93
Движения, пластика и построение ног и таза 94
Мышцы плечевого пояса 98
Мышцы, двигающие плечевой пояс 100
Мышцы, связывающие плечевой пояс с плечом 104
Мышцы, идущие от туловища к плечу 105
Мышцы руки 108
Мышцы плеча ПО
Мышцы предплечья 111
Мышцы и пластика кисти 115
Движения» пластика и построение плечевого пояса и руки 118
Мышцы и пластика шеи 122
Пластика, движения и построение шеи с головой 128
Мышцы головы, ее детали и пластическая анатомия органов чувств 130
Мимические мышцы 133
Жевательные мышцы 141
Глаз 143
Нос 146
Рот 147
Ухо 148
Центр тяжести и равновесие 149
Пропорции 152
Разбор и построение фигуры на основе скелета и мышц 155
Таблица I. А. А. Брюллов. «Натурщик с шестом» 155
Таблица IL В> И. Суриков, «Борец» 158
Таблица IIL А- П. Лосенко. «Натурщик, сидящий на камне» (этюд маслом) 159
Таблица IV, А. И. Иванов, «Натурщик» . 162
Возникновение контура и его роль в работе над изображением человека 165
Раздел II ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ ЧЕТВЕРОНОГИХ ЖИВОТНЫХ И ПТИЦ
Краткий очерк пластической анатомии четвероногих животных 167
Млекопитающие 167
Лягушка, ящерица 184
Краткий очерк пластической анатомии птиц 185
Литература 189
Приложение (иллюстрации) 190

Возможно, многие хотят нарисовать к Хэллоуину воющего на Луну волка. Или просто хотят нарисовать волка. Или уже вовсю рисуют волков, но не совсем довольны результатами. Референсов в сети множество, а мы поможем вам разобраться, как лесной хищник устроен изнутри, и избежать многих ошибок.

1. Скелет

Рассмотрим скелет самого обычного волка. Кости и их строение у волков не такие, как у людей. Рисунок несколько схематичен, но дает представление об общем устройстве. Самые крупные кости волков - плечевые. Скелет волка идеально приспособлен для быстрого бега.

Одной такой картинки недостаточно, чтобы досконально изучить костное строение животного, поэтому советуем порисовать скелеты в разных ракурсах и позах. В сети такого материала не так уж много, поэтому стоит найти литературу по анатомии животных. Чем больше материала вы изучите, тем лучше и разнообразнее будут результаты. А уж если вы хотите изобразить зомби-волка, то знание скелета вам просто необходимы.

2. Внутренние органы

На рисунке вы видите упрощенное изображение внутренних органов псовых. Подчеркиваем, что это лишь основные формы, а не подробная зарисовка. Если вы рисуете какие-то кровавые баталии между разъяренными волками, вам необходимо знать внутреннее устройство.

Надписи на картинке: (слева) пищевод, трахея, сердце, (сверху) легкие. Желудок, селезенка, прямая кишка, (внизу) печень, кишечник.

3. Мышцы

Теперь вы видите строение мышечного корсета. Изучите направление мышц и сухожилий, их длину, то, как они пересекаются друг с другом.

4. Что где

На этой картинке показано, где у волка какая часть и как она называется. Надписи: (внизу) морда, брыли, щека, грудь, предплечье, локоть, голень, бок, круп, хвост, (сверху) холка, плечо, бедро.

Начинающему анималисту важно понять, почему тело волка имеет именно такую форму, причем понять именно изнутри. Кроме этого, если вы порисуете собственную (или чужую) собаку с разных ракурсов, не пользуясь референсами, вы быстро поймете, как именно рисовать некоторые детали. Голени задних лап у волка значительно короче, чем бедра, хотя на мультяшных картинках они нередко тонкие и длинные.

5. Форма головы

Опять же, на нужно понять, почему голова так выглядит, и так же понять изнутри. На иллюстрации показан череп и форма зубов. Верхняя челюсть всегда перекрывает нижнюю, т.е. при закрытой пасти верхняя челюсть накроет нижнюю, как крышка коробки, и верхние зубы будут наполовину закрывать нижние.

6. Форма лап

Тут у нас милая зарисовочка волчьих лап, поскольку не все художники понимают, как именно они устроены. Если вы хотите создавать реалистичные рисунки , нелишним будет порисовать разные лапы с фотографий.

7. А теперь быстро нарисуем лапу волка. Сначала набросок всей ступни, затем добавляем первый палец, а потом - остальные пальцы. В конце нарисуем когти.

8. Глаза волков очень четко очерчены. Радужка очень светлая, и зрачок отлично виден. А вот форма и цвет могут отличаться.

На этом наш краткий обзор волчьей анатомии окончен. Удачи в рисовании!

В учебнике описывается пластическая анатомия человека и животных. Автор книги художник с медицинским образованием, благодаря чему изложен только тот материал, который имеет практическую ценность для художников. Книга написана художником, имеющим высшее медицинское образование, благодаря чему изложен только тот материал, который имеет практическую ценность для художников; этим и особенно изложением методики изображения на анатомических основах книга выгодно отличается от других руководств того же профиля. Книга содержит большое количество изображений: построение и схемы работы суставов, мышц и других органов, примеры построения фигуры, предварительные пластические обзоры участков тела и анатомический обзор восьми человеческих фигур в разных позах , а также разбираются классические рисунки лучших мастеров русской школы. Данный учебник хорошая база для изучения курса. Предназначается для студентов, изучающих изобразительное искусство . Может быть полезен в практической работе художника и послужить самоучителем для лиц, не изучавших пластическую анатомию.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц 3-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО" Михаил Цезаревич Рабинович бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

просмотров
просмотров