А что будет если Ктулху проснется? Когда ктулху проснется Кто такие Другие.

Ктулху мифическое существо из повести Говарда Лавкрафта «Зов Ктулху». Как мем символизирует неведомую хрень и используется в самых различных ситуациях , в основном в онлайн-общении.

Происхождение

Ктулху впервые упоминается в рассказе американского фантаста Говарда Лавкрафта «Зов Ктулху» (1927), где описывается как существо исполинских размеров, имеющее голову с щупальцами, гуманоидное тело, покрытое чешуёй, и пару крыльев. Погребён под толщей воды в своём мёртвом городе-склепе посреди Тихого океана . Вероятно, персонаж был придуман под впечатлением от шумерского божества Энки и легенд о кракене.

Мем Ктулху, стал популярным в 2006 году, когда во время интернет-конференции президенту Владимиру Путину был задан вопрос «Как вы относитесь к пробуждению Ктулху?». Несмотря на то, что вопрос набрал почти 17 000 голосов и попал в топ, он так и не был задан. Но позже Путин все-таки на него ответил.

Говоря о своем отношении к Ктулху, президент заявил , что с подозрением относится “ко всяким потусторонним силам”, передает агентство РИА Новости.

“Если кто-то хочет обратиться к истинным ценностям, то пусть лучше почитает Библию, Талмуд или Коран. Будет больше пользы”, – сказал президент.

С тех пор Ктулху является предметом множества шуток, фотожаб, юмористических карикатур и иного креатива в интернете.

С Ктулху также связаны мемы «фхтагн» и «зохавать». Ктулху зохаваит фсех - эрратив фразы «Ктулху захавает всех», девиз культистов Ктулху, означающий неотвратимость конца человечества.

Некоторые связывают популярность Ктулху с сообществом в ЖЖ ru_unspeakable, в котором появился комикс с этим персонажем. Кроме того, популярность Ктулху возросла благодаря игре «Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth», созданной по рассказам Лавкрафта.

Значение

Мем Ктулху в широком смысле ассоциируется с любой неведомой сущностью или абстрактным явлением. Но в узком понимании Ктулху – символ апокалипсиса или Полного Пиздеца. Считается, что Ктулху дремлет, но когда он проснется, планете придет конец (привет, Пелевин).

Также легенда гласит, что сны людей – это мысли Ктулху, а наша жизнь это его сон. Когда божество проснется, мы исчезнем. Так что лучше не будить Ктулху.

Галерея

Мой старый интернет-приятель Скотт Уаринг (Scott C. Waring), все так же изучает спутниковые фотографии от компании DigitalGlobe. Напомню все они имеются в свободном доступе на сайте Google Earth . Конечно, простому обывателю все это кажется странным, но наслаждение от поисков на сайте очень сильное. Последователей Скотта уже десятки миллионов по всему миру. И в этот раза Скотт нашел нечто… Как считает Скотт Уаринг (Scott C. Waring), по координатам (даю их точно) 63°2"56.73"S,60°57"32.38"W около острова Обмана (Десепшн), расположенного рядом с Антарктидой. Из воды показалось тело огромного кальмара. На фотографии видна его голова. Размеры головы 30 метров в длину, ширина 15 метров. Видны щупальца в воде. Общая длина монстра будет около 100 метров (!) А может и много больше. Понятно, что таких титанов на Земле никогда не находили. Самый большой экземпляр, известный науке, длиной около 20 метров. Но и он считается огромным. Скотт пытается объяснить этот феномен. Но объяснить его нельзя. Чудовище видимое на спутниковым, сделанным в 2013 году, найдено впервые. Самое интересное, что сам участок воды небольшой. Значит чудовище искали специально. Мало верится в такое совпадение. Загадка только в том, что снимок попал в интернет. Обычно такие фотографии не публикуют.

Кто-то (к примеру журналисты из « Комсомольской правды ») сравнивает чудовище с легендарным Кракеном. Кракен-легендарное мифическое морское чудовище гигантских размеров, головоногий моллюск, известный по описаниям исландских моряков, из языка которых и происходит его название. Первую подробную сводку морского фольклора о Кракене составил датский натуралист Эрик Понтоппидан, епископ Бергенский (1698-1774). Он писал, что кракен представляет собой животное «размером с плавучий остров». По сообщению Понтоппидана, кракен в состоянии схватить щупальцами и утянуть на дно даже самый крупный боевой корабль. Ещё более опасен для судов водоворот, который возникает при быстром погружении кракена на морское дно. В английском издании «St. James Chronicle» в конце 1770-х гг. приводилось свидетельство капитана Роберта Джеймсона и моряков его судна о виденном ими в 1774 году огромном теле до 1,5 миль в длину и до 30 футов в высоту, которое то появлялось из воды, то погружалось и наконец исчезло «при чрезвычайном волнении вод». Вслед за тем они нашли на этом месте такое количество рыбы, что заполнили почти весь корабль. Это показание было дано в суде под присягой. По мнению криптозоолога Михаила Голденкова, свидетельства о размерах кракена «с остров» и «тысячах щупальцев» указывают на то, что это не одно существо, которое при таких размерах было бы разорвано на куски волнами даже в слабый шторм, а стая гигантских головоногих, возможно, гигантских или колоссальных кальмаров. Более мелкие виды кальмаров часто являются стайными, что может указывать и на стайность бо́льших видов.

Но мне больше нравится другой легендарный обитатель океана. Это Ктулху. божество из пантеона Мифов Ктулху, владыка миров, спящий на дне Тихого океана, но тем не менее способный воздействовать на разум человека. Впервые упомянут в рассказе Говарда Лавкрафта «Зов Ктулху» (1928). Кстати, Говард Лавкрафт мой любимый писатель. На вид Ктулху разными частями тела подобен осьминогу, дракону и человеку: судя по барельефу Энтони Уилкокса, героя «Зова Ктулху», и таинственному древнему изваянию из рассказа, чудовище имеет голову с щупальцами, гуманоидное тело, покрытое чешуёй, и пару рудиментарных крыльев. Описание из вымышленного журнала Густафа Йохансена добавляет, что живой Ктулху хлюпает и истекает слизью при движении, а тело его зелено, студенисто и чудесным образом регенерирует с наблюдаемой быстротой. Точный рост его не указывается; Йохансен уподобил чудище «ходячей горе», большей, чем «легендарный Циклоп»; Ктулху (плывущий или же идущий по дну) «воздымался над нечистой пеной, как корма демонического галеона». Ктулху принадлежит роду Древних Богов. Он лежит во сне, подобном смерти, на вершине подводного города Р’льех посреди Тихого океана. «При верном положении звёзд» Р’льех появляется над водой, и Ктулху освобождается. О существовании прототипа Ктулху доподлинно неизвестно, однако нередко выдвигается гипотеза, что прототипом для него послужил Тангароа (Тангалоа, Каналоа) - полинезийское божество моря. В пользу этой гипотезы выдвигаются следующие аргументы: гавайцы представляют Тангароа в виде гигантского спрута или кальмара. Ктулху - инопланетное, совершенно чуждое людской природе существо, а вся история человечества есть лишь миг его сна. Почитатели Ктулху убеждены в великом могуществе своего идола, и гибель цивилизации представляется им весьма вероятным, хотя и незначительным, последствием пробуждения Ктулху. Описание Ктулху даны в «древнем» трактате Некрономиникон. Это вымышленная книга, придуманная Говардом Лавкрафтом и часто упоминаемая в литературных произведениях , основанных на мифах Ктулху. Согласно рассказу «Ведьмин Лог», в этой книге описаны все магические ритуалы , а также полная история Древних, которые постоянно вели ожесточённые войны. Некоторые верят в существование реального прообраза древней книги, автором которой является Абдул Альхазред, а также в то, что у выдуманного Лавкрафтом автора существовал исторический прототип . Я читал все варианты этого произведения. И мне кажется, что дьявольская магия этой книги гораздо древнее самого Лафкрафта. Ктулху описывается там не однократно. Так как он последний из мифических Богов, что, якобы, воевали в космосе за свое безраздельное могущество во всей Вселенной. Кстати, огромного кальмара автор находки нашел в ареолах «обитания» самого Ктулху. Южный океан-условное название вод трёх океанов (Тихого, Атлантического и Индийского), окружающих Антарктиду. Неофициально выделяемых иногда как «пятый океан», не имеющий, однако, чётко очерченной островами и континентами северной границы. Условная площадь 20,327 млн км² (если принять северной границей океана 60-й градус южной широты). Наибольшая глубина (Южно-Сандвичев жёлоб) - 8428 м. Интересно, что некоторые востоковеды считают, что Ктулху был верховным жрецом Древних. И есть легенда, согласно которой если маг вызовет его в неправильное время, то Ктулху поднимется из бездны Тихого океана и поразит человечество невиданной болезнью - приступами безумия, от которых не спасения никому. Снимок сделан 12 апреля 2013. Не надо напоминать, что случилось в Декабре 2013 года? Именно с 2013 года и началось это безумие, что очень скоро приведет мир на грань полного уничтожения.Так, что выходит сказки не такие уж и сказочные? Во всяком случает и Ктулху, и даже Кракен, имеют все основания быть правдой. И фотографии найденные Скоттом Уарингом (Scott C. Waring), это только доказывают? Так, видимо, все и есть.

Читатели, проникаясь рассказом, зачастую верят, что все они реальны. Так и случилось у Говарда Лавкрафта.

На сегодняшний день, одним из самых загадочных персонажей, пожалуй, является мифическое существо Ктулху. Действительно ли это миф? Или он существует?

Внешность и способности

Ктулху – это божество, спящее на дне Тихого океана. Первое упоминание о нем появляется в книге «Зов Ктулху», написанной в 1928 году Говардом Лавкрафтом. В созданном авторе мире Ктулху – Зверь Миров.

Внешность Зверя Миров весьма специфичная и пугающая: он одновременно похож на осьминога, человека и дракона. Голова со щупальцами, тело гуманоида, покрытое чешуей, а на спине расположены крылья.

Персонажи книги добавляют, что Ктулху во время движений производит хлюпающие звуки, а слизь, стекающая по нему, имеет зеленый цвет , как и его тело, студенистое и желеобразное. Особенностью мифического чудовища является его невообразимо быстрая регенерация.

Рост Ктулху не уточняется, но его сравнивали с «ходячей горой», а если он шел или плыл по дну, то его тело высоко возвышалось над водой.

Ктулху обладает необычной способностью: он может воздействовать на разум людей. Но будучи погруженным в глубокий сон под толщей вод Тихого Океана в руинах города Р’льех, его способности заглушаются, и он способен проникать в сновидения людей, наводя ужас и страх. Некоторые от таких кошмаров сходят с ума.

При верном положении звёзд» Р’льех появляется над водой, и Ктулху освобождается.

Появление Ктулху и города Р’льех

Откуда же он взялся? Как оказался на нашей планете? Мифы, посвященные появлению Ктулху, рассказывают историю его появления.

Он был рожден в мире Вурл, находящемся в 23 туманности. Превратившись в зеленую двойную звезду Хотх/Ксот, произвел соитие с существом Идх-йаа. Благодаря этому союзу появились Великие Древние: Гхатанотхоа, Йтхогтха, и Тсог-Оммога.

Путешествуя, Ктулху и его потомство полетели на Юггот, после чего оказались на Земле.

Хотя в некоторых источниках сообщается, что потомками Ктулху считается все население Р’льеха, в цикле новелл Лина Картера, последователя Говарда Лавкрафта, говорится только о 4 Древних:

  • Первым считается существо Гхатанотхоа/Гатанотоа , упомянутое в рассказе Лавкрафта «Вне времен». Оно обладало способностью превращать все в камень, едва взглянув.
  • Йтхогтха – это смесь жабы и человека гигантских размеров. Один-единственный глаз и множество щупальцев украшали его голову.
  • Тсог-Оммога – третий потомок, порожденный Великим. Коническое туловище с головой , зубы-бритвы и щупальца, четыре руки.
  • Другой последователь Лавкрафта, Брайан Ламли, дополнил список потомков еще одним. Ей оказалась тайная дочь Ктулла , которая скрывается ото всех, потому что имеет особую миссию. Она должна возродить отца, если он погибнет, выносив его реинкарнацию.

В Тихом Океане они построили гигантский каменный город.

В разных источниках в зависимости от транскрипции и произношения название города читается как Р’Льех/Р’Лиех/Р’Лайх.

Правда, сообщается, что до прихода Ктулху, на Земле миллионы лет обитали Старшие Существа.

Они сопротивлялись его могуществу, но после войны, в ходе которой были разрушены все города Старших Существ, обе стороны договорились о мире.

Долгое время они жили в городе спокойно. Но неожиданно он погружается под воду, запирая Ктулху на глубине Тихого Океана.

Почему так произошло, никому не известно. Но самой очевидной причиной считается месть Старших Существ за причиненную обиду.

Время от времени город появлялся над водой, но затем снова погружался на дно.

Поклонение необычной статуэтке

В 730 году арабским путешественником и оккультистом Абдуллой ибн-Хазредом (или Абдула Алхазреда) выпускается книга «Китаб аль-Азиф». Казалось бы, как связаны мифы и книга, вышедшая так давно?

Оказывается, путешественник нашел группу сект, культом которой было поклонение Старшим Богам, стремясь помочь им в подчинении Земли.

Ктулху во всей этой истории является первосвященником. Сектанты верили, что он покоится на дне океана и ожидает момента пробуждения. Как только Ктулху проснется, он свершит пробуждение Старейших.

Все это могло остаться легендой арабского путешественника, не имея никакого подтверждения, если бы не экспедиция в Арктику, совершенная Принстонским университетом в 1860 году.

Отправившись в Исландию и Гренландию, они искали древние стоянки викингов, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу об открытии Америки скандинавами.

Во время экспедиции на западном побережье Гренландии было обнаружено вымирающее племя эскимосов.

Объектом их поклонения был дьявол – Торнасуку. Созданный культ пугал людей. Соседние племена боялись их, стараясь держаться подальше.

Рисунок статуэтки Ктулху

Профессор — антрополог Джоэл Корн смог разузнать у главного шамана об их обрядах.

В племени хранилась статуэтка, сделанная из черно-зеленого камня, возвышающаяся на пьедестале.

Они устраивали ритуальные танцы во время восхода Солнца после затяжной зимы, совершали жертвоприношения.

Особое внимание профессор обратил на слова песнопений культа, которыми сопровождались их ритуалы. Это был другой язык, ранее неизвестный.

Шаман согласился перевести песню, и оказалось, что она посвящена могущественному Ктулху.

Наступает 1908 год. Именно тогда интерес к необычному существу возвращается.

В лесах Луизианы была обнаружена секта, которая подозревалась в человеческих жертвоприношениях. Объектом их поклонения была та же статуэтка, обнаруженная во время экспедиции Принстона.

Идентифицировать ее смог профессора Уильям Чаннинг Уэбб, который принимал участие в той самой экспедиции. Выходило, что секта эскимосов не была единственной.

Полицейский, принимавший участие в поимке участников культа, зафиксировал ритуальное песнопение, которое впоследствии оказалось тем самым песнопением эскимосов. Пойманные сектанты много рассказывали о Старейших Богах и Ктулху, который спал в склепе на дне моря.

«Ph’nglui mglw’nafh Cthulhu R’lyeh wgah’nagl fhtagn» на русском языке звучит как «В своём доме в Р’Лайх мёртвый Ктулху ждёт во сне».

В то время Говард Филлипс Лавкрафт находился в Новом Орлеане и слышал эту историю. Он изобразил статуэтку Ктулху в своих рисунках. Именно эта новость, услышанная им от профессора, легла в основу книг.

Город Р’льех в Тихом океане

Говард Лавкрафт в истории про Ктулху описал не только историю его появления, но и указал координаты, где мог располагаться город Р’Льех.

Разумеется, никто не принимал это всерьез, до тех пор, пока не обнаружились странные руины. В результате сейсмической активности они поднялись посреди Тихого Океана.

Лавкрафт ошибся не намного: он указывал 47° 9′ южной широты и 126° 43′ западной долготы. Руины же были обнаружены в районе 47 градусов 9 минут южной широты и 126 градусов 43 минут западной долготы.

Приблизительное месторасположение города Р’Льех и звука «bloop»

Увы, изучить его не удалось, потому что он почти сразу же погрузился под воду.

С тех пор город Р’Льех считается реально существующим, хотя эта информация очень долго скрывалась государством.

Пугающее открытие, связанное с историей про Ктулху, принес 1997 год.

В области, указанной Лавкрафтом, как месторасположение города Р’Льех, были зафиксированы необычные звуки .

Подводные акустические сенсоры не ошибались, так как звук был воспроизведен несколько раз. Впоследствии ультранизкочастотный звук получил свое собственное имя — «Bloop».

Координаты звука почти совпадали с координатами Лавкрафта: примерно 50° южной широты и 100° западной долготы.

Влияние Ктулху

Несмотря на свою мифичность, Ктулху приобрел последователей по всей земле. Гаити, Луизиана, Юг Тихого Океана, Мехико, Аравия, Сибирь и Гренландия – вот список мест, где культ Ктулху был широко распространен.

В большинстве случаев культ является тайным или совсем исчез, но Гаваи полнятся легендами о Кана-лоа, злом боге-кальмаре.

Ритуалы, посвященные божеству, исполняются, как правило, рядом с океаном. Последователи устраивают жертвоприношения, танцуют и поют песню, которая была обнаружена еще у культа эскимосов в Гренландии.

Популярность историй про Ктулху была огромной. Его изображения разлетелись по всему интернету, став основой для смешных картинок . А самым необычным проявлением популярности стало появление ктулхуизма в России.

Это пародийная религия, утверждающая, что «Ктулху проснётся и «зохаваит фсех».
Ктулхианцы даже имеют свои «ритуалы»:

  • Жертвоприношения: необходимо «зохавать» что-то, при этом произнося «Зохавано во имя Ктулху!».
  • Подношения: если культист потерял какую-нибудь вещь, он обязан это считать подношением, сказав «Ктулху зохавал!».

Образ Ктулху стал не только объектом для юмора, но так же оставил глубокий в след в книгах разных авторов, кино, музыке и играх. Он лег в основу нескольких рассказов, стал прекрасным персонажем компьютерных и настольных игр .

Говард Лавкрафт создал невероятную историю с чудовищем, который до сих пор вызывает интерес у многих. Возможно, если бы не его книги, этот персонаж не приобрел бы такой популярности.

А насколько правдивы исследования секты эскимосов и существует ли культ Ктулху остается только догадываться.

Неспроста, главы государств засекречивают информацию о нем. Ведь остров в Тихом океане долгое время был государственной тайной.

Все, что нам остается – это гадать, пробудится ли ото сна Великий Ктулху, погребенный в руинах города Р’Льех.

"...Престарелый Кастро припомнил отрывки устрашающих легенд, на фоне
которых блекнут все рассуждения теософов и которые представляют человека и
весь наш мир, как нечто недавнее и временное. Были эпохи, когда на земле
господствовали иные Существа, и они создали большие Города . Как рассказывал
бессмертный Китаец, останки этих Существ еще могут быть обнаружены: они
превратились в циклопические камни на островах Тихого океана. Все они умерли
задолго до появления человека, но есть способы, которыми можно их оживить,
особенно когда звезды вновь займут благоприятное положение в цикле вечности.
Ведь Они сами пришли со звезд и принесли с собой свои изображения,
Великие Старейшины, продолжал Кастро, не целиком состоят из плоти и
крови. У них есть форма -- ибо разве эта фигурка не служит тому
доказательством? -- но форма их не воплощена в материи. Когда звезды займут
благоприятное положение, Они смогут перемещаться из одного мира в другой, но
пока звезды расположены плохо. Они не могут жить. Однако, хотя Они больше не
живут, но Они никогда полностью не умирали. Все Они лежат в каменных домах в
Их огромном городе Р"льехе, защищенные заклятиями могущественного Цтулху, в
ожидании великого возрождения, когда звезды и Земля снова будут готовы к их
приходу. Но и в этот момент освобождению Их тел должна способствовать
какая-нибудь внешняя сила. Заклятия, которые делают Их неуязвимыми,
одновременно не позволяют Им сделать первый шаг, поэтому теперь они могут
только лежать без сна в темноте и думать, пока бесчисленные миллионы лет
проносятся мимо. Им известно все, что происходит во вселенной, поскольку
форма их общения -- это передача мыслей. Так что даже сейчас Они
разговаривают друг с другом в своих могилах. Когда, после бесконечного
хаоса, на Земле появились первые люди, Великие старейшины обращались к самым
чутким из них при помощи внедрения в них сновидений, ибо только таким
образом мог Их язык достичь сознания людей.
И вот, прошептал Кастро, эти первые люди создали культ вокруг маленьких
идолов, которых показали им Великие Старейшины: идолов, принесенных в давно
стершиеся из памяти века, с темных звезд. Культ этот никогда не прекратится,
он сохранится до тех пор, пока звезды вновь не займут удачное положение, и
тайные жрецы поднимут великого Цтулху из его могилы, чтобы оживить Его
подданных и восстановить Его власть на земле. Время это легко будет
распознать, ибо тогда все люди станут как Великие Старейшины -- дикими и
свободными, окажутся по ту сторону добра и зла, отбросят в сторону законы и,
мораль, будут кричать, убивать и веселиться. Тогда освобожденные Старейшины
раскроют им новые приемы, как кричать, убивать и веселиться, наслаждаясь
собой, и вся земля запылает всеуничтожающим огнем свободы и экстаза, До тех
пор культ, при помощи своих обрядов и ритуалов, должен сохранять в памяти
эти древние способы и провозглашать пророчества об их возрождении.
В прежние времена избранные люди могли говорить с погребенными
Старейшинами во время сна, но потом что-то случилось. Великий каменный город
Р"льех, с его монументами и надгробиями исчез под волнами; и глубокие воды,
полные единой первичной тайны, сквозь которую не может пройти даже мысль,
оборвали и это призрачное общение. Но память никогда не умирает, и верховные
жрецы говорят, что город восстанет вновь, когда звезды займут благоприятное
положение. Тогда из земли восстанут ее черные духи, призрачные и забытые,
полные молвы, извлеченной из-под дна забытых морей. Но об этом старый Кастро
говорить не вправе. Он резко оборвал свой рассказ, и в дальнейшем никакие
попытки не могли заставить его говорить. Странно также, что он категорически
отказался описать размеры Старейшин. Сердце этой религии, по его словам,
находится посреди безвестных пустынь Аравии, где дремлет в
неприкосновенности Ирем, Город Колонн. Это верование никак не связано с
европейским культом ведьм, и практически неизвестно никому, кроме его
приверженцев. Ни в одной из книг нет даже намека на него, хотя, как
рассказывал бессмертный Китаец, в "Некрономиконе" безумного арабского автора
Абдулы Альхазреда есть строки с двойным смыслом , которые начинающий может
прочесть по своему усмотрению, в частности такой куплет, неоднократно
являвшийся предметом дискуссий:
"Вечно лежать без движения может не только мертвый,
А в странные эпохи даже смерть может умереть"..."

"... движимые
любопытством, люди Йохансена мчались вперед на захваченной яхте, пока,
находясь в 47 градусах 9 минутах южной широты и 126 градусах 43 минутах
западной долготы, не наткнулась на береговую линию, где посреди липкой грязи
и ила обнаружили поросшую тростником каменную кладку, которая была не чем
иным, как материализованным ужасом той планеты -- кошмарным городом-трупом
Р"льехом, построенном в незапамятные доисторические времена гигантскими
отвратительными созданиями, спустившимися с темных звезд, Там лежали великий
Цтулху и его несметные полчища, укрытые в зеленых осклизлых каменных
усыпальницах, посылавшие те самые послания, которые в виде ночных кошмаров
проникали в сны чутких людей, а верных слуг призывали в поход с миссией
освобождения и возрождения своих повелителей. Обо всем это Йохансен и не
подозревал, но видит Бог, вскоре он увидел столько, что этою было вполне
достаточно!
Я предположил, что только самая верхушка чудовищной, увенчанной
монолитом цитадели, под которой лежал великий Цтулху, выступала над
поверхностью воды. Когда же я подумал о протяженности той части, что уходит
вглубь, у меня сразу же возникла мысль самоубийстве. Йохансен и его матросы
были охвачены благоговейным ужасом перед лицом космического величия этого
влажного Вавилона древних демонов, и, по всей видимости, без всякой
подсказки догадались, что это не могло быть творением нашей или же любой
другой цивилизации с планеты Земля. Трепет от немыслимого размера
зеленоватых каменных блоков, от потрясающей высоты огромного резного
монолита, от ошеломляющего сходства колоссальных статуй и барельефов со
странной фигуркой, обнаруженной в корабельном алтаре "Бдительной", явно
чувствуется в каждой строке бесхитростного повествования помощника капитана.
Не имея представления о том, что такое футуризм, Йохансен, тем не менее
приблизился к нему в своем изображении города. Вместо точного описания
какого-либо сооружения или здания, он ограничивается только общими
впечатлениями от гигантских углов или каменных плоскостей -- поверхностей
слишком больших, чтобы они были созданы на этой планете, вдобавок покрытых
устрашающими изображениями и письменами. Я упомянул здесь ею высказывания об
углах, поскольку это напомнило мне один момент в рассказе Уилкокса о его
сновидениях. Он сказал, что геометрия пространства, явившегося ему во сне,
была аномальной, неэвклидовой и пугающе наполненной сферами и измерениями,
отличными от привычных нам. И вот теперь малограмотный матрос почувствовал
то же самое, глядя на ужасную реальность. Йохансен и его команда высадились
на отлогий илистый берег этого чудовищного акрополя, и стали, скользя,
карабкаться вверх по титаническим, сочащимся влагой блокам, которые никак не
могли быть лестницей для смертных. Даже солнце на небе выглядело искаженным
в миазмах, источаемых этой погруженной в море громадой, а угроза и опасность
злобно притаилась в этих безумных, ускользающих углах резного камня, где
второй взгляд ловил впадину на том месте, на котором первый обнаруживал
выпуклость.
Нечто очень похожее на страх охватило всех путешественников еще до
того, как они увидели что-либо кроме камней, ила и водорослей. Каждый из них
убежал бы, если бы не боязнь подвергнуться насмешкам со стороны остальных, и
потому они только делали вид, будто что-то ищут -- как оказалось, совершенно
безрезультатно -- какой-нибудь небольшой сувенир на память об этом месте.
Португалец Родригес был первым, кто забрался на подножие монолита и
крикнул, что обнаружил нечто интересное. Остальные подбежали к нему и все
вместе с любопытством уставились на огромную резную дверь с уже знакомым
изображением головоногого дракона. Она была похожа, писал Йохансен, на дверь
амбара; они все сразу поняли, что это именно дверь из-за витиевато
украшенной перемычки, порога и косяков, хотя они не смогли решить;. лежит ли
она плоско, как дверь-люк, или стоит косо, как дверь внешнего погреба. Как
говорил Уилкокс, геометрия здесь была совершенно неправильной. Нельзя было с
уверенностью сказать, расположены море и поверхность земли горизонтально или
нет, поскольку относительное расположение всего окружающего
фантасмагорически менялось.
Брайден нажал на камень в нескольких местах, но безуспешно. Тогда
Донован аккуратно ощупал всю дверь по краям, нажимая на каждый участок по
отдельности. Он карабкался вдоль гигантского покрытого плесенью камня -- то
есть, можно было подумать, что он карабкается, если только вещь эта все-таки
не лежала горизонтально, Затем очень мягко и медленно панель размером в акр
начала опускаться вниз и они поняли, что она балансировала в неустойчивом
равновесии, Донован соскользнул вниз вдоль косяка, присоединился к своим
товарищам, и теперь они все вместе наблюдали за странным снижением
чудовищного резного портала. В этом фантастическом мире призматического
искажения, плита двигалась совершенно неестественно, по диагонали, так что
все правила движения материи и законы перспективы казались "нарушенными.
Дверной проем был черным, причем темнота казалась почти материальной.
Через какие-то мгновения этот мрак вырывался наружу, как дым после
многовекового заточения, а по ": мере том как он вплывал в сморщенное
горбатое небо на хлопающих перепончатых крыльях, на глазах у них стало
меркнуть солнце. Из открывшихся глубин поднимался совершенно невыносимый
смрад, а отличавшийся острым слухом Хоукинс уловил отвратительный хлюпающий
звук, доносившийся снизу. И вот тогда, неуклюже громыхая и источая слизь,
перед ними появилось Оно и наощупь стало выдавливать Свою зеленую,
желеобразную безмерность через черный дверной проем в испорченную атмосферу
ядовитою безумною города.
В этом месте рукописи почерк бедняги Йохансена стал почти
неразборчивым, Из шести человек, не вернувшихся на корабль, двое умерли тут
же, на месте -- по его мнению, просто от страха. Существо описать было
невозможно -- ибо нет языка, подходящего для передачи таких пучин кричащего
вневременного безумия, такого жуткого противоречия всем законам материи,
энергии и космического порядка. Шагающая или точнее, ковыляющая горная
вершина. Боже праведный! Что же удивительного в том, что на другом конце
земли выдающийся архитектор сошел с ума, а бедный Уилкокс, получив
телепатический сигнал, заболел лихорадкой? Зеленое, липкое порождение звезд,
пробудилось, чтобы заявить свои права. Звезды вновь заняли благоприятное
положение, и то, чего древнему культу не удалось добиться всеми своими
ритуалами, было по чистой случайности осуществлено кучкой совершенно
безобидных моряков. После миллиардов лет заточения великий Цтулху был вновь
свободен и жаждал насладиться этой свободой.
Трое были сметены гигантскими когтями прежде, чем кто- то из них
пошевелился. Упокой Господь их душу, если где -- нибудь в этой Вселенной
есть место для упокоения. Это были Донован, Гуэрера и Энгстром. Паркер
поскользнулся, когда оставшиеся в живых, потеряв голову от страха, неслись к
лодке по гигантским ступеням, покрытым зеленой коркой, и Йохансен уверял,
что Паркер был словно проглочен каменной кладкой. В конце концов до лодки
добежали только Брайден и сам Йохансен: они отчаянно начали грести к
"Бдительной", а чудовище шлепнулось в воду и теперь, теряя время,
барахталось у берега.
Несмотря на явную нехватку рабочих рук им удалось запустить
"Бдительную" и отплыть. Медленно набирая ход, яхта начала вспенивать эту
мертвую воду, а между тем, возле каменных нагромождений гибельного берега,
который никак нельзя было назвать землей, титаническое Существо что-то
бормотало и пускало слюни, как Полифем, посылающий проклятия вслед
удаляющемуся кораблю Одиссея. Затем великий Цтулху, многократно более
мощный, чем легендарные Циклопы, начал преследование, поднимая гигантские
волны своими космическими гребками. Брайден потерял рассудок.
С того момента он все время только смеялся с короткими паузами до тех
пор, пока смерть не настигла его. Йохансен же почти в полном отчаянии бродил
по палубе, не зная, что
предпринять.
Однако Йохансен все-таки не сдался. Зная, что Существо без труда
настигнет "Бдительную", даже если двигаться на всех парах, он решился на
отчаянный шаг: установив машину на самый полный, взлетел на мостик и резко
развернул штурвал. Поднялись мощные волны и закипела соленая вода . Когда же
машина вновь набрала полные обороты, храбрый норвежец направил нос корабля
прямо на преследующее его чудовищное желе, возвышавшееся над грязной пеной
кормой дьявольского галеона. Чудовищная верхняя часть головоногого с
развевающимися щупальцами поднималась почти до бушприта стойкой яхты, но
Йохансен вел корабль вперед.
Раздался взрыв, как будто лопнул гигантский пузырь, за ним --
отвратительный звук разрезаемой титанической медузы, сопровождаемый
зловонием тысячи разверстых могил.
За один миг корабль накрыло едкое и ослепляющее зеленое облако, так что
была видна лишь яростно кипящая вода за кормой; и хотя -- Боже
всемилостивый! -- разметавшиеся клочья безымянного посланца звезд постепенно
воссоединялись в свою тошнотворную первоначальную форму, дистанция между ним
и яхтой стремительно увеличивалась.
Все было кончено... "

©Говард Лафкрафт. Зов Ктулху

просмотров
просмотров