Выставка "Контрабанда. Три века под водой"

В Петербурге в Штаб-квартире Российского географического общества открылась выставка «Контрабанда. Три века под водой». На ней представлены удивительные артефакты, поднятые с судна, затонувшего в XVIII веке в Финском заливе.

Финский залив бережно хранит под толщей вод множество тайн и загадок истории. Ежегодно ученым удается с большим трудом выманить у него пару секретов, которые позже складываются в картину жизни и нравов, царивших несколько веков назад. К примеру, обнаружение обломков торгового судна XVII века неподалеку от острова Котлин вывело исследователей на громкое дело о контрабанде, расследовать которое пытались во времена правления Петра I.


Два «Архангела» купца Мейера

В конце ноября 1724 года южнее входа в пролив Бьёркезунд крестьяне заметили, как во льдах застряло и вскоре затонуло торговое судно. Экипажу удалось спастись и благополучно добраться до берега, но вот ценный груз ушел под воду вместе с кораблем.

Несмотря на мороз, в течение трех недель смельчаки из мызы Сааренпя ныряли в ледяную воду и поднимали на поверхность тюки с рогожей и кожей. «Улов» был богатым: одних мешков с кожей насчитывалось более трех сотен.

Через какое-то время права на затонувшее судно и все товары, поднятые из воды, заявил известный в то время голландский купец Герман Мейер. Он сообщил, что на дно ушло его судно «Архангел Гавриил», капитаном которого был Иоганн Шмит. Все бы ничего, да в таможенных реестрах корабль с таким именем не значился. Зато в документах упоминался «Архангел Рафаил», который заходил в Петербург 27 сентября, а покинул его 15 октября.

«Исследовав документы, мы выяснили: при прохождении таможни «Архангелом Рафаилом» было указано, что на борту находилось немногим более ста тюков кожи и 30 бочек сала. Однако, ныряя под лед, крестьяне подняли в три раза больше товара, при этом говорилось, что это лишь «малая толика груза». То есть корабль где-то находился до декабря и потом затонул. Есть предположение, что он заходил за Котлин, где загружались контрабандным грузом», - рассказывает Андрей Лукошков, историк, научный консультант экспедиции.


В официальных документах значилось, что на борту находятся около ста тюков кожи и 30 бочек сала.

По его словам, эта история дошла до Петра I, который потребовал расследовать дело. Жизнь Германа Мейера буквально висела на волоске: он был человеком Виллима Монса, камергера императорского двора, известного любовной связью с императрицей Екатериной. Когда Монса казнили, официальной версией было то, что он был признан виновным во взяточничестве и других противозаконных действиях. Расследование «махинаций» Монса могло бросить тень и на личность Мейера. Голландца спасло то, что вскоре Петр I заболел и умер, власть в стране сменилась и о его деле постепенно забыли.

Произошло это также благодаря тому, что купец выкупил спасенный груз за 1200 рублей - сумму превышающую стоимость товара раз в 100. Историки предполагают, что это была фактически взятка местным властям за молчание.

15 метров под водой

Почти три сотни лет любекский корабль, построенный в 1693 году, «спал» на глубине 15 метров, пока его не заметили исследователи.

Как поясняют участники экспедиции, организованной Центром подводных исследований Русского географического общества, в Финском заливе есть потенциально опасные места, где могут быть затопленные корабли. Изучая их, можно сделать много открытий. К примеру, в одном из таких мест и был найден «Архангел Рафаил». Правда, сначала исследователи заметили судно, а затем, поднимая документы, узнали его удивительную историю.


На затонувшем корабле водолазы обнаружили множество артефактов.

Как рассказал Сергей Фокин, исполнительный директор Центра подводных исследований РГО, работа на объекте длится уже несколько сезонов. В настоящее время раскопано меньше трети объекта.

«Экспедиционный сезон в Петербурге длится примерно с мая по сентябрь и регламентируется погодными условиями. В этом году мы работали с этим судном весь июль, у нас было примерно четыре недели полевых работ. Результаты находок сейчас в процессе консервации и реставрации. Одна из самых интересных находок этого лета - книга. Мы надеемся, что она в достаточно хорошем состоянии, чтобы восстановить текст. Предполагаем, что это библия», - рассказывает он.

По словам Сергея Фокина, главная сложность в работе - это сохранение артефактов и доставка их на поверхность для дальнейшей консервации и реставрации.

«Само судно лежит неглубоко, для погружения условия несложные. Трудность в этом объекте - это необходимость работать аккуратно и скрупулезно. Объекты здесь тонкие - ткань, кожа, дерево… Это не пушки, которые можно зацепить краном и поднять на поверхность», - пояснил он.


Главная сложность в работе - это сохранение артефактов и доставка их на поверхность.

Чтобы добраться до находок, водолазам приходится расчищать все чуть ли не кисточками, прибегая к помощи инжектора, который отсасывает поднимающуюся в воде муть.

То, что было поднято на поверхность в 2014, 2015 и 2016 годах, представлено сейчас на выставке «Контрабана. Три века под водой». Глава Центра подводных исследований предполагает, что работы на «Архангеле Рафаиле» хватит еще лет на 5.

Варежки, шляпа и шерстяные чулки

Как считает археолог, реставратор, водолаз-исследователь Роман Прохоров, некоторым объектам повезло «с условиями хранения».

«Есть целый ряд сухопутных предметов, которые сохранились значительно хуже этих, пролежавших несколько веков в воде. Например, было сухо, кислород, бактерии - и ткани от времени просто рассыпаются в руках. С тканями, поднятыми с борта судна XVII века, нам откровенно повезло», - говорит он.

На выставке посетители могут увидеть фетровую шляпу с шелковым бантом, кожаный башмак, шерстяные чулки или морские двусторонние рукавицы.


К вещам в XVIII веке относились очень бережно.

«Когда я изучаю ткань под микроскопом, то вижу, что волокно было поедено в свое время насекомыми. Чулки штопались, варежки зашивались. Люди старались носить вещи как можно дольше, сохраняя их, не то, что сейчас. К примеру, возьмем представленный на выставке ботинок. В те годы не было у обуви понятия правой или левой ноги. Они были одинаковые. Когда человек снашивал каблук, он просто переставлял пряжки и менял ботинки местами», - рассказывает реставратор.

Одними из удивительных находок с «Архангела Рафаила» стали шерстяной кафтан и штаны, пропитанные дегтем. Во время крушения одна из бочек лопнула и залила вещи. Вероятно, благодаря этой случайности вещи «законсервировались» и дошли до наших дней в прекрасном состоянии. После механической и химической очистки дегтя, артефакты представили на всеобщее обозрение в Государственном Эрмитаже.

Тысячи загадок истории

Ученые отмечают, что база данных по кораблекрушениям в Финском заливе и Северо-Западном регионе насчитывает около 11 тысяч случаев. За 15 лет работы на дне Финского залива, рек и Ладожского озера было найдено более 500 объектов. Это и самолеты, и лодки, и военные корабли с торговыми судами. Многие из них ждут своего часа.


Реставрация предметов, поднятых из воды, требует максимально бережного обращения.

К примеру, в паре сотне метров от «Архангела Рафаила» на глубине 60 метров затоплен фрегат «Олег». По словам Сергея Фокина, он интересен тем, что затонул стремительно из-за неудачного маневра на учениях.

«Были корабельные маневры, в ходе которых «Олег» столкнулся с плавучей батареей. Получив пробоину, он затонул практически мгновенно для корабля такого размера. Экипаж практически весь спасся, но при этом в спешке оставил все вещи. Там на дне до сих пор покоятся бумаги, сабли, полковая касса, полковая утварь. Корабль до сих пор не уничтожило штормами. Он практически цельный, как готовый подводный музей», - рассказывает он.

В Большом зале Штаб-квартиры Русского географического общества в Санкт-Петербурге проходит выставка «Контрабанда. Три века под водой».

Одной из морских тайн стало меньше. Специалисты Центра подводных исследований Русского географического общества обнаружили на дне Финского залива немецкое судно конца XVII века «Архангел Рафаил», затонувшее в 1724 году с грузом контрабанды на борту. Захватывающая история этой находки предстанет перед посетителями выставки «Контрабанда. Три века под водой».

На экспозиции можно будет увидеть уникальные артефакты, поднятые со дна моря и получившие вторую жизнь благодаря мастерству реставраторов.

Контрабандный груз, посуда, инструменты, личные вещи и даже еда экипажа — все эти свидетели подлинной жизни судна расскажут о вкусах своих владельцев и их современников, о мореплавании и законах морской торговли, полной секретов и интриг.


Посетители выставки не только познакомятся с укладом жизни на европейском судне петровского времени, но и смогут с помощью аудиовизуального сопровождения экспозиции погрузиться на дно моря и окунуться в мир увлекательной профессии подводного археолога. Оригинальный современный дизайн выставочного пространства поможет сохранить в памяти образ «Архангела Рафаила» и находок, поднятых из морских глубин .

Вход свободный.

Режим работы:

  • с 11:00 до 18:30.

Во время проведения мероприятий Лектория выставка не работает.

Балтийское море хранит много секретов, но лишь единицы становятся раскрытыми. Таким стало небезызвестное судно «Архангел Рафаил», пролежавшее на дне Финского залива почти 300 лет. Вчера удивительные находки с корабля представили публике. Игорь Яснитский > Санкт-Петербург 8(812)33-22-140 Культура

Тайна, ставшая явной

Часть контрабандного груза, посуда, одежда и личные вещи экипажа, рабочий и измерительный инструмент – все эти предметы предстали на выставке «Контрабанда. Три века под водой», прошедшей вчера в Петербурге в большом зале Штаб-квартиры Русского географического общества. После трехсотлетнего молчания они ведут свой неспешный рассказ о жизни на судне и о своих владельцах и современниках.

Балтийское море три века хранило эту тайну, и, наконец, позволило подводным археологам заглянуть в прошлое. Специалисты центра подводных исследований Русского географического общества обнаружили корабль на дне Финского залива еще в 2002 году. Все началось с найденного кирпича. По отметке на нем стало понятно: найденный корабль построили на немецком заводе в Любеке в конце 17 века. Оказалось, что это нашумевший в петровские времена «Архангел Рафаил».

– Корабль вышел из Петербурга в октябре, а в начале декабря его нашли закованным и раздавленным во льдах Финского залива. Вскоре после находки появились предположения, что он занимался контрабандой, – рассказывает директор по научной работе национального центра подводных исследований РГО Андрей Лукошков.

Спасибо преступникам

Как впоследствии выяснилось, так оно и было. Выйдя за линию таможенной границы, предприимчивый капитан Ян Шмидт встал на якорь. 40 дней трюмы корабля заполнялись контрабандным товаром, который подвозили на лодках.

Но осуществить задуманное команде помешала русская природа. В заливе встал лед, сначала пленивший корабль, а потом раздавивший его борта. Спасаясь кто как мог, члены экипажа бросили не только товар, но и личные вещи.

Расследованием этой истории занялся департамент контрабанды и лично Пётр Первый. Только его неожиданная смерть приостановила следствие. И лишь спустя почти три века тайна стала явной. Сегодня, оставляя за скобками оценку нравственного облика контрабандистов 18 века, подводные археологи не находят слов, чтобы отблагодарить их.

– Конечно, для нас такая находка – большая удача, и мы должны быть благодарны этим воришкам, – смеется Андрей Лукошков.

Редкая удача

Спасибо надо сказать и Финскому заливу. Его мутная слабосоленая вода препятствовала попаданию солнечных лучей на судно и стала для него прекрасным консервантом. Кроме того, в этой части залива почти нет подводных течений. Все эти факторы позволили сохранить корабль и вещи в почти не тронутом виде. На выставке представлены личные вещи, посуда, оружейный ящик, обувь и одежда.

– Мы нашли варежку с двумя большими пальцами с обеих сторон. Возможно, это было нужно, чтобы надевать ее в спешке, а может быть и для чего-то другого, – рассказывает водолаз-исследователь Игорь Галайда.

Но главный экспонат – дорогой европейский кафтан начала 18 века. По счастливой случайности он сохранился практически в первозданном состоянии. При крушении его залило дегтем из упавшей бочки. Это позволило пролежать ему 300 лет под водой и не потерять ни одной пуговицы.

Позади три сезона экспедиций и более сотни поднятых артефактов. Многие до сих пор находятся на реставрации, а часть передана на хранение в Эрмитаж. Но водолазные работы на «Архангеле Рафаиле» ещё не закончены. В ближайшее время к ним присоединятся специалисты из Германии – для них находка представляет невероятный интерес. Это неудивительно – ни один из затонувших немецких кораблей не находится в таком хорошем состоянии. Да и вообще, если представить, сколько секретов за всю историю мореплавания накопило Балтийское море и учесть, что явными становятся лишь единицы, можно представить радость исследователей, обнаруживших столь интересную находку.

13 октября — ИА « News » . Раскопки затонувшего на Балтике в начале XVIII века немецкого торгового судна «Архангел Рафаил» начались в 2014 году. За три сезона команде водолазов-исследователей удалось размыть более восьми метров внутреннего пространства корпуса корабля. Всего найдено 267 артефактов, часть которых представлена на выставке. Инструменты, оружейные ящики, предметы гардероба, посуда и другие вещи, принадлежавшие экипажу затонувшего корабля, были подняты со дна Финского залива, а затем прошли необходимые процессы консервации и реставрации.

Профессионалы отмечают, что сроки консервации могут доходить до полугода и во многом зависят от размера и материала, из которого изготовлен найденный предмет. Особенно трудно сохранить ткани, однако с этой задачей удалось справиться. Например, среди уникальных артефактов — кафтан и штаны пассажира судна. А от разрушения их спас деготь, разлившийся во время крушения. В бочке с этим «природным консервантом» кафтан отправился на реставрацию к специалистам Государственного Эрмитажа и был полностью восстановлен, включая все 90 декоративных пуговиц. Особого внимания среди экспонатов выставки в штаб-квартире Русского географического общества заслуживают и уникальные шляпа и ботинок, которые были также приведены реставраторами в идеальное состояние.

— Подводная археология-это не только приключения, но и наука и достаточно кропотливый труд, — справедливо отметил по этому поводу археолог, реставратор, водолаз-исследователь ЦПИ РГО Роман Прохоров. — Мы четвертый год «копаем» этот корабль. Работаем по 6-7 часов каждый день под холодной водой без перерыва. Используем специальную технику, которая требует от человека множество навыков и специальностей. И я хочу подчеркнуть, что это труд целой команды: нужно организовать весь процесс, отработать под водой, обработать предметы, затем отвезти их в музей, где они будут также доработаны и выставлены. Кроме всего прочего, нам очень помогают реставраторы высочайшего класса: Эрмитаж и Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени И.Э. Грабаря.

Об истории «Архангела Рафаила» известно, что он вышел из Санкт-Петербурга в Любек в октябре 1724 года, уплатив пошлину за небольшое количество товара. Однако за линией таможенной границы судно остановилось и затем больше месяца простояло на якоре западнее острова Котлин, принимая контрабандный груз с лодок. По словам историка, научного консультанта Центра подводных исследований РГО Андрея Лукошкова, корабль ушел, имея на борту около 120 тюков кожи, а крестьяне, которые ныряли со льда после его потопления, вытащили уже 350 тюков, и притом было сказано, что это только малая толика груза. В ноябре начавшиеся морозы сковали корабль льдом, в результате чего он был оставлен экипажем. Как утверждают исследователи, это было судно голландского купца Германа Мейера, которое погибло в конце ноября, имея на борту гораздо больший груз. Хотя российские власти открыли специальное следствие по делу о крушении, расследование не было завершено — вероятно, из-за смерти императора Петра Великого в январе 1725 года.


Спустя почти три века, специалистов Центра подводных исследований заинтересовали несколько дел, найденных в Российском государственном архиве Военно-морского флота. По ним выходило, что в петровские времена в Балтийских водах льдами было раздавлено судно с названием то ли «Архангел Гавриил», то ли «Архангел Рафаил». Благодаря материалам удалось установить предполагаемый район гибели и найти останки деревянного судна. Никаких внешних признаков , по которым получилось бы идентифицировать найденное судно, не существовало. Поэтому был проведен радиоуглеродный анализ древесины, показавший предполагаемое время вырубки корабля. С учетом времени на сушку древесины, это вполне мог оказаться известный в немецких архивах «Архангел Рафаил», построенный в Любеке в 1693 году. Вторым подтверждением стала находка на судне блюда с изображением библейского Архангела Рафаила и цифрами «1696».

— То, что мы сейчас открываем здесь, — есть некая квинтэссенция нашей работы, — подчеркнул на открытии выставки исполнительный директор ЦПИ РГО Сергей Фокин. — Любая наша деятельность направлена на прирост совокупного знания, которое без конкретного адресата не имеет большого смысла . И сегодня мы хотим привнести некоторую часть весьма специфичного знания по истории, по подводной археологии, которая пока еще является молодой наукой и находится в стадии формирования. Однако ей уделяется пристальное внимание, недаром в рамках грядущего Международного культурного форума в стенах Русского географического общества будет проводиться отдельная секция по сохранению подводного культурного наследия , и эта выставка является ее составной частью . Здесь представлены плоды трех сезонов экспедиций, работы ведутся до сих пор и не останавливаются. К сожалению, мы можем показать не все экспонаты, а только те, которые прошли полный процесс консервации и реставрации, — отметил Фокин.

Выставка «Контрабанда. Три века под водой» продлится в штаб-квартире Русского географического общества до 31 января. После этого все экспонаты будут переданы Музею истории Кронштадта.









просмотров
просмотров