Замок Нойшванштайн. Полная история строительства

Замок Нойшванштайн — романтический замок баварского короля Людвига II около городка Фюссен и замка Хоэншвангау в юго-западной Баварии, недалеко от австрийской границы.

История замка
Замок Нойшванштайн расположен в Германии, близ городка Фюссен. Он был построен в 1869—1891 гг. королем Людвигом II, Баварским. Замок представляет собой место паломничества туристов со всего мира. Это даже не столько замок в привычном понимании этого слова людей X-XIII веков — это дворец, «дворец мечты» его создателя, который ему так и не удалось увидеть в полном своем великолепии.
Людвиг II, Баварский , основатель замка, провел свое детство в замке Хоэшвангау, построенном в 1832 г. его отцом, Максимиллианом II, Баварским. Стены Хоэшвангау были украшены сценами из средневековых легенд, включая и сказание о лебедином рыцаре Лоэнгрине. Максимиллиан II сделал лебедя лейтмотивом всего замка Хоэншвангау. Что касается Людвига, то в детстве он часто представлял себя на месте сказочных персонажей , особенно сильно будоражил его воображение Лоэнгрин. Людвиг II БаварскийЛюдвиг II БаварскийВ 1864 г. в возрасте 18 лет после неожиданной смерти отца Людвиг становится королем, не имея при этом никакого опыта как в жизни, так и в политике. В 1873 году он пишет: « Я стал королем слишком рано. Я еще многого не знал. Я только начал учить законы. Вдруг меня выдернули из-за моих книг и посадили на трон. Что ж я все еще продолжаю учиться… » Людвиг был одержим идеей святого царства Божей Милости. А в реальном мире он был конституционным монархом, правителем Баварии с правами и обязанностями и слишком малой свободой выбора.
В 1866 г. Бавария в союзе с Австрией терпит поражение в войне с Пруссией и вынуждена принять «оборонительный и оскорбительный союз», который отменяет право короля созывать армию в случае войны. С 1866 года Людвиг II перестает быть суверенным правителем. Людвиг начинает строить вокруг себя свой выдуманный мир, в котором он сможет чувствовать себя настоящим королем. В том числе начинается строительство замка Нойшванштайн. Чтобы укрыться от реальности он постепенно меняет свой режим и предпочитает спать днем, а бодрствовать ночью. « Прекраснейшее место, что можно найти , — писал Людвиг Рихарду Вагнеру, своему любимому композитору, — Здесь я построю замок в стиле старых немецких рыцарских крепостей… Моя крепость будет прекраснее и уютнее, чем Хоэншвангау ».
Раньше на выбранном месте строительства стоял замок Vorder-und-Hinterhohenschwangau, но к началу XIX в. от него остались одни руины.
Первый камень в основание «Нового Хоэшвангау» (имя «Нойшванштайн» замок получит после смерти Людвига) заложен 5 сентября 1869 года. Строительство замка шло не так быстро, как того хотелось королю. Разместить в горах столь сложный образец архитектуры было достаточно сложно. Огромное количество художников, архитекторов и мастеровых трудилось над воплощением идей и грез Людвига. Нереальные сроки, которые он порой ставил, требовали работы и днем и ночью. В ходе строительства король все более отдалялся от людей, поэтому план замка постоянно пересматривался. Например, была исключена комната для гостей и добавлен небольшой грот. Скромный зал для аудиенций превратился в Тронный зал. Уход от руководства Баварией не мог пройти незамеченным. Необдуманные поступки и плохое руководство землями привело к тому, что правительство объявило его сумасшедшим и сместило с должности в 1886 г. — хотя Баварская конституция того времени и не предполагала такой возможности. Людвиг был отправлен в Berg Palace. На следующий день после прибытия на место он погиб при загадочных обстоятельствах, утонув в озере Старнберг вместе со своим психиатром, который и объявил его сумасшедшим. В 1886 г. постройка замка еще не была завершена. Работа остановилась на главной башне, донжоне. Семь недель спустя смерти короля Людвига II, Баварского замок был открыт для посещения публики. Строительство замка Нойшванштайн было окончено лишь в 1891 г.
О Людвиге II и истории создания замка Нойшванштайн
В баварских Альпах, недалеко от австрийской границы, стоит Нойшванштайн - замок неземной красоты, его стройный силуэт с заостренными башенками на фоне неба и горных вершин - словно сбывшаяся наяву фантазия. Это самый знаменитый и по-настоящему “сказочный” замок баварского короля Людвига II. Недаром, именно Нойшванштайн впоследствии стал символом чудесного мира Уолта Диснея, киностудии и диснейлендов. Возводя этот замок, Баварский король Людвиг II был одержим идеей воплотить в жизнь свои представления о романтике, свои сказочные фантазии.
" Я хочу всегда оставаться тайной, как для себя, так и для других "
Эти слова будущий король Баварии Людвиг II сказал однажды своей гувернантке. Желание наследного принца сбылось. Его не понимали при жизни, смерть его была загадочна, а после смерти и подавно количество версий и объяснений его причудам только увеличилось. С детских лет Людвиг был погружен в себя, в свои мечты и фантазии. Детство Людвига прошло в родовом замке Хохеншвангау, который восстановил в готическом стиле его отец Максимилиан II Баварский на месте разрушенного замка Шванстайн. В Хоэншвангау Людвиг II познакомился с легендарным миром рыцаря Лебедя Лоэнгрина. Именно с этим героем впоследствии и отождествлял себя Людвиг II, страстный почитатель германской мифологии, человек впечатлительный и романтичный. Побывав на премьере одноименной оперы Ваг нера в 1858 году, он был вне себя от восторга. Людвиг с детства боготворил Вагнера, мистические оперы великого композитора заменяли будущему королю сказки. И когда в восемнадцатилетнем возрасте Людвиг унаследовал королевский трон, он сразу же пригласил Вагнера в Мюнхен. Композитор к этому времени находился в очень сложной финансовой ситуации. Молодой король заплатил за Вагнера все долги, приблизил его к себе, отдал на попечение композитора крупнейший оперный театр. Рыцарские романы и германская мифология - вот темы вагнеровских опер. В своих произведениях Вагнер с большим размахом переносил на сцену мир мифов и легенд. Людвиг распорядился начать строительство по-настоящему “старинного” рыцарского замка, стены которого он замыслил расписать сценами из опер любимого Рихарда Вагнера, а также картинами на темы германской мифологии.
Не случайно замок Нойшванштайн, несмотря на свои внушительные размеры, кажется театральной декорацией, ведь строился он под руководством знаменитых театральных художников Георга Дольмана и Кристиана Янка. Возведение замка началось в 1869 г. под строгим контролем самого короля. Мать короля была недовольна строительством нового замка, парламент страны пытался всячески сократить расходы на него, но Людвиг, несмотря ни на что, упорно шел к цели - воплотить в жизнь свои фантазии. Как только стало возможно, Людвиг перебрался жить в Нойшванштайн, фактически став там затворником. Камень основания "Нового Замка" был заложен 5 сентября 1869 года. Но пригодный для жилья дворец не возможно было построить так быстро, как ожидал король. Проект был слишком обширным, да и строительный участок на горе представлял трудности. Вначале построили Здание Ворот, и Людвиг II жил здесь в течение множества лет. Поскольку король все более и более избегал каких-либо контактов с внешним миром и сосредоточился на идее своего королевского достоинства, то и программа строительства изменялась. Комнаты для гостей были заменены в планах "мавританским Залом" с фонтаном, который фактически никогда не был построен. "Комната Письма" была преобразована с 1880 года в маленький грот. Скромный "Зал для приёмов" стал огромным Тронным залом. Замок больше не был предназначен для приемов и гостей, а превращался в памятник королевскому величию и копию легендарного замка Чаши Грааля. Начиная с 1875 года, Людвиг II ведет активную жизнь по ночам, часто прогуливаясь горами в карете или санках, сконструированных по последним технологиям того времени. Нередко король на такие прогулки надевал исторические костюмы . Одним словом, перевоплощался. Его фантазии также поддерживались частными представлениями в родовом замке: оперы и театральные постановки давались только для одного Людвига II.

Нойшванштайн
не только должен стать образцом идеального средневекового замка, но за средневековым обликом скрывалась современная технология комфорта. Действительно, на то время замок был оборудован «по последнему технологическому слову». Комнаты королевского места жительства оснащены горячим воздушным центральным отоплением. Проточная вода была доступна на каждом этаже, и кухня снабжалась и горячей, и холодной водой. Туалеты имели автоматическую систему слива. Для вызова слуг и адъютантов король пользовался электрической системой звонка. На третьих и четвертых этажах были даже телефоны. Чтобы аккуратно и вовремя подавать еду наверх, использовали подъемник. Технические новинки применялись и непосредственно в строительном процессе, например, подъемные краны работали на паровых двигателях. Одна из отличительных особенностей Нойшванштайн - большие оконные стекла. Окна такого размера был все еще редкостью в дни Людвига II.
В конце же жизни у Людвига стали проявляться явные признаки психического расстройства. 9 июня 1886 г. специальная государственная комиссия официально объявила короля душевнобольным. Буквально через три дня Людвиг отправился со своим личным врачом на прогулку, и вскоре их тела были найдены в озере Штарнбергзее. Тайна его смерти так и не раскрыта. У кромки воды, где нашли несчастного короля, установлен крест. Неподалеку от замка, над 90-метровой пропастью натянут подвесной мост, который Людвиг II назвал в честь своей матери, королевы Марии, принцессы Прусской. Первоначально этот мост был деревянным, но в 1866 г. его конструкция была заменена на современную, металлическую.
Особенности архитектуры
Замок Нойшванштайн представляет собой симбиоз трех различных, в плане использования, частей: это центральное строение замка - Палас и отходящие от него крылья. Левое носит название Kemenate Building (вход в замок), правое - Дом рыцарей. Внутреннее убранство грандиозного здания выполнено в невероятном смешении и многообразии стилей, принадлежащих к различным временным эпохам. В помещениях соседствуют мавританские, готические и, одновременно, барочные элементы, но ощущения безвкусной эклектической мешанины, как ни странно, не возникает. Всего замок насчитывает около 360 комнат и залов, но поскольку строительство в полном объеме так и не было закончено, окончательная отделка проводилась только в некоторых из них. Внутреннее убранство уже упоминавшегося Зала Певцов, стены которого отделаны фресками на мотивы оперы любимого композитора Людвига II - Вагнера, «Тангейзер». Центральная, самая большая фреска увековечила рыцаря Парсифаля в тот момент, когда он впервые увидел Священный Грааль. Роскошный узорчатый потолок зала отделан деревянными панелями с изображениями знаков Зодиака на них. И потолок, и стены, и Певческая аркада сооружения украшены также богатой орнаментальной росписью. В настоящее время в Зале певцов проводятся концерты классической музыки . Этот зал занимает весь четвертый этаж пятиэтажного Паласа.
Прямо на третьем этаже, расположилось искусственное вкрапление рукотворной дикой природы , которое должно было вызывать удивление у посетителей - находившаяся внутри замка пещера со сталактитами и сталагмитами. Изначально, для оживления интерьера и придания большего сходства с природой, здесь бил настоящий каскад воды. В наше время система подачи воды то ли сломалась, то ли отключена, никаких фонтанов либо водопадов в гроте больше нет. Еще одними, оставляющими богатые впечатления у туристов, помещениями третьего этажа являются спальня и личная молельня короля. Обе они выполнены в готическом стиле, а в спальне разместилась, пожалуй, самая главная достопримечательность замка - резная кровать владельца апартаментов. Для того чтобы представить себе ее роскошь и великолепие узорной росписи, достаточно сказать, что над изготовлением этого сооружения без отдыха трудились 14 резчиков по дереву в течение 4,5 лет. Стены спальни увешаны картинами на тему жизни Тристана и Изольды - легендарных влюбленных из средневековых европейских легенд. Персональная молельня короля примыкает к его спальне. Она посвящена ангелу-хранителю хозяина - причисленному к лику святых французскому королю Людовику Святому, в честь которого баварский монарх и был назван.
Тронный зал Нойшванштайна выполнен архитекторами Эдуардом Илле и Юлиусом Гофманом в стиле византийской пресыщенной роскоши. Длинные ряды колонн идут через весь двухъярусный зал с украшениями из имитации порфира и лазурита. Заканчивается помещение полукруглой позолоченной апсидой - местом расположения королевского трона. Девять мраморных ступеней ведут к подножию помоста, на котором трон, украшенный золотом и слоновой костью, и должен был располагаться. История распорядилась иначе - монарх умер прежде, чем символ власти был изготовлен и установлен в предназначенном ему месте. Купол апсиды украшен росписями на теологические темы. Здесь изображен Иисус Христос в окружении богоматери Марии и апостола Иоанна, а ниже расположились фигуры королей, причисленных к лику святых, среди которых уже упоминавшийся небесный покровитель Людвига - Людовик Французский. Дополняет интерьер величественная люстра, выполненная в виде византийской короны. Люстра сделана из позолоченной меди, рассчитана на 96 свечей и весит почти 2 тонны - 18 центнеров.
Еще одним полностью достроенным сооружением замка стала расположенная на первом этаже королевская кухня. Несмотря на стилизацию под средневековье, замок был инженирован по последнему слову технологий XIX века. Здесь были смонтированы великолепные системы водоснабжения и водоотведения, а система воздушного обогрева была для своего времени передовой. Вода для замковых нужд доставлялась из расположенного двумястами метрами выше источника, и поступала в помещения, как в знаменитых фонтанах Петродворца, самотеком, используя принцип сообщающихся сосудов. Возвращаясь к кухне, следует отметить, что сюда вода не просто подавалась, а подразделялась на холодную и горячую. Кухня снабжена не только плитами, печами и жаровнями для приготовления пищи, но и специально сконструированным механизмом, функцией которого была подача приготовленных блюд в королевскую столовую, дабы не отвлекать Его величество мельтешением слуг от возвышенных дум. Сама столовая декорирована дубовыми
панелями, по стенам развешаны картины художников Фердинанда Рилоти и Иосифа Айгнера, изображающими сцены легендарного песенного состязания миннезингеров в Вартбурге 1207 года.
Архитекторам Нойшванштайна великолепно удалось выполнить один из краеугольных задач архитектуры - привязать сооружение к окружающей местности, вписать отдельно стоящий замок в природу верхней Баварии. Возвышающийся на одинокой скале с крутыми склонами, Neuschwanstein выглядит тем, чем и должен казаться - неприступным средневековым оборонительным сооружением. Из окон замка открывается невероятно живописный вид на долину Хоэншвангау, который Людвиг планировал улучшить, выстроив выше в горах еще один псевдостаринный замок, предназначением которого было сделать вид из Нойшванштайна еще более живописным. К сожалению, этим планам не суждено было сбыться.
Замок в наши дни
Замок Нойшванштайн стал местом публичного посещения и достопримечательностью Баварии еще в 19 веке. С тех пор поток туристов в строение, предназначавшееся по замыслу заказчика для уединенных мечтаний и бегства от реалий мира, год от года становится все больше и больше. Ежегодно замок посещают более 1,3 миллиона туристов. По этому показателю «Лебединый камень» уступает только парижской Эйфелевой башне . Особенно велик приток посетителей в летнее время, когда через спальню мечтателя-одиночки проходит около 6000 посетителей в день. Труднодоступность и уединенное месторасположение сделали Нойшванштайн привлекательным для утилитарного его использования гитлеровской Германией. Здесь в конце второй мировой войны располагались золотые запасы Рейхсбанка, позже исчезнувшие в неизвестном направлении. Здесь же хранилась личная коллекция драгоценностей, произведений искусства и мебели, отобранных Адольфом Гитлером из общей массы ценностей, вывезенных захватчиками из Европы.

Мифы и факты

Вдали от шумных городов, почти у самой границы с Австрией, в 1869 году началось строительство под руководством мюнхенского театрального художника Кристиана Янка. Но из-за экстравагантных вкусов и причуд Людвига, этот процесс продвигался очень медленно. Так например, только над резьбой по дереву в одной лишь спальне короля 14 плотников работали 4,5 года.
Строительство замка было остановлено, когда Людвига удалили от власти из-за интриг в его собственном кабинете. Король редко касался государственных вопросов лично, и своими выходками заслужил славу безумца. К тому же страдал от галлюцинаций - к примеру, обедал с духом Людовика XIV . По баварским законам, король может быть отстранен от власти, если признан непригодным к управлению. И после доклада его кабинета в 1886 году, был свергнут. Людвига перевезли в замок Берг, где вскоре тот утонул в Штарнбергском озере. Однако, относительно этой таинственной смерти, признанной в то время самоубийством, предполагают, что кабинет не был доволен простым отстранением Людвига от власти.
В отличие от многих средневековых замков, где стены увешаны картинами, отображающими сцены охоты, родовые поместья, а также облики предыдущих властелинов замка, в Нойшванштайне в залах висят панно с мифическими героями, персонажами из древних легенд и скандинавского эпоса. Каждое панно при этом будто дополняет друг друга, создавая единое впечатление сумрака и ужаса. Такой интерьер замка породил немало легенд и мифов, которые приписывают сумасшествию Людвигу II, воздвигшему это несравненное по красоте и великолепию строение.
Добавляет ореол загадочности, нереальности замку и самоубийство короля, а также его лечащего врача после того как правитель был свергнут с трона. Утопленник будто решил навсегда остаться в творении своей буйной фантазии.

Сообщение Верлиока

Тихо засыпает замок на горе,
Башни, ров и стены в звездном серебре,..
Убаюкав флаги, ветер улетел,
Дремлет в арсенале полк мечей и стрел...
В кухне поваренок дремлет у печи,
Рядом с ним котенок ласково урчит,..
И в своих покоях спит седой барон -
О годах ушедших третий видит сон...

Рабочий кабинет короля оформлен в романском стиле. Созданные Иосифом Айгнером гобелены, филигранно вработанные в дубовую обшивку стен, иллюстрируют легенды о Тангейзере и состязании певцов в Вартбурге.
Зал певцов занимает всю восточную часть четвертого этажа. Несколько лет назад в этом великолепном зале стали проводить замечательные концерты.
В годы Второй Мировой Войны в замке хранились золотые запасы Рейхсбанка, которые пропали незадолго до окончания войны. По одной из версий золото было утоплено в озере Алат, недалеко от замка.

Главная сигнальная башня

Главный вход

Зал певцов занимает всю восточную часть четвертого этажа. Несколько лет назад в этом великолепном зале стали

проводить замечательные концерты.

Кухня замка

Люстры тронного зала

Мраморная лестница Тронного зала

Одна из галерей замка

Драгоценный канделябр в форме византийской короны из

позолоченной меди несет 96 свечей и весит 18 центнеров.

Рабочий кабинет короля оформлен в романском стиле. Созданные Иосифом Айгнером гобелены, филигранно вработанные в дубовую обшивку стен, иллюстрируют

легенды о Тангейзере и состязании певцов в Вартбурге

Щедро украшенная гостиная с расположенным спереди эркером, так называемом "лебединым" углом, посвящена образу лебединого рыцаря Лоэнгрина. Большие панно художников Гаушильда и фон Геккеля изображают сцены из легенды о Лоэнгрине. Кроме того, лебединый мотив возникает в резных украшениях деревянной обшивки и в

золотом шитье на шелковых обивках и портьерах.

Роспись купола Тронного зала

Тронный зал.Общий вид

Убранство кабинета короля

Неоготическая королевская опочивальня ослепляет изобилием резных украшений и орнаментов. Четырнадцать резчиков в течение четырех с половиной лет трудились над их изготовлением. Картинное убранство помещения посвящено в основном истории Тристана и Изольды, глубоко поразившей 20-летнего короля. К спальне примыкает маленькая молельня Людвига II, посвящённая Св. Людовику - королю Людовику Французскому - в честь которого был назван монарх. В разрисованный стрельчатый свод врезан

богато украшенный резьбой створчатый алтарь.

Фрески герба над входом

Фрески Тронного Зала

Сказочный вид Нойшванштайна вдохновил Уолта Диснея на создание Волшебного Королевства, воплощенного в известном мультфильме «Спящая красавица». На сегоднешний день Нойшванштайн самый посещаемый замок Германии, и одна из самых популярных туристических достопримечатель ностей мира. Каждый год свыше 1 млн. 300 тысяч посетителей проходят через ворота замка.

При первом взгляде на этот замок кажется, что кто-то забыл здесь свою игрушку — настолько нереальными кажутся башни Нойшванштайна цвета слоновой кости, парящие на фоне темно-зеленых елей. Хотя если подойти поближе — ощущение сказочности вряд ли отпустит, потому что станут видны ещё сотни мелочей, совершенно не вписывающиеся в реальность альпийских склонов, придающих фон этой немецкой сказке…

Попасть сюда можно, пройдя по тропинке, начинающейся у подножия другого живописного замка — Хоэншвангау . Там, где из леса внезапно возникает скала, а склон так крут, что кажется непреодолимым — там и стоит этот замок. К сожалению, сегодня сюда прибывают толпы туристов, а очередь желающих посетить это чудо растягивается на полкилометра — ведь этот замок является наиболее часто фотографируемым и наиболее посещаемым туристами в Баварии строением…

Летом экскурсии по замку немного короче, чем зимой, так как иначе просто невозможно было бы обслужить весь несметный поток туристов, жаждущих хоть на пару часов попасть в сказку. Поэтому лучше посещать осенью или даже зимой — виды открываются не менее зрелищные, а туристов в разы меньше)

Замок Нойшванштайнбыл возведён по указанию "сказочного короля" Любвига II, очень не любившего Мюнхен, но любившего строить, как писал Фейхтвангер, “в разных труднодоступных местностях дорогостоящие, роскошные замки”. И все его строения получались удивительно красивыми, как в сказке, за что короля и прозвали “сказочным”

В отличие от Людвига I и Максимилиана II, Людвиг II строил не для общественности, а для себя, и даже иногда подумывал о том, чтобы приказать снести построенный им замок после своей смерти

О своём собственном чудо-замке Людвиг II начал мечтать ещё в детстве. С раннего возраста он любил участвовать в театральных представлениях и наряжаться. Лето королевская семья проводила в Хохеншвангау, родовом имении Швангау, которое отец Людвига Максимилиан II приобрел в 1833 году. Сам немного романтик, Максимилиан для работы над проектом реставрации замка нанял не архитектора, а художника-сценографа

Строительство замка началось в 1869 году и продолжалось вплоть до 1886 года. Посвящён он был рыцарю Лоэнгрину и первоначально задумывался как трехэтажная готическая крепость. Кстати, Нойшванштайн буквально переводится как “Новый лебединый утес”

Постепенно проект претерпевал изменения, пока замок не превратился в пятиэтажное сооружение в романтическом стиле, что больше всего, по мнению Людвига II, соответствовало легенде

Людвиг II не жалел денег на воплощение в жизнь своих фантазий, поэтому для работы в Нойшванштайне и в других местах были наняты лучшие мастера, живописцы, скульпторы и резчики по дереву. К сожалению, его строительные проекты опустошали государственную казну и мешали исполнению его монарших обязанностей, что и стало впоследствии определяющим фактором в его судьбе

Замок Нойшванштайн стоит на месте двух крепостей — переднего и заднего Швангау. Людвиг II приказал на этом месте путём взрыва скалы опустить плато приблизительно на 8 м и создать тем самым место для постройки “сказочного дворца”

После строительства дороги и прокладки трубопровода, 5 сентября 1869 года, был заложен первый камень в фундамент огромного замка. Строительство было поручено придворному архитектору Эдуарду Риделю, а мюнхенский мастер Кристиан Янк воплощал его планы в художественные виды, так называемые “ведуты” (живописные изображения)

В 1869—1873 годах были построены ворота. Личные покои короля на третьем этаже, а также комфортабельные помещения на втором этаже способствовали удобству всего строения

Начиная с 1873 года строительные работы велись в очень напряжённом темпе. В 1883 году строительство дворца было завершено, была закончена также отделка 1, 2, 4 и 5 этажей. Весной 1884 года король уже мог жить в своих покоях на 4 этаже, где Людвиг II и провёл четверть всего времени за последние два года до своей смерти

Трудно себе представить, с какими проблемами тогда приходилось сталкиваться и какое количество стройматериала требовалось, ведь один только производитель цемента, Якоб Ланг из Шонгау, предоставил в 1872 году не менее 450 тонн цемента, а фирма "Унхох" в том же году поставила на стройплощадку 1 845 гектолитров извести

Для окон, выступов свода, колонн и капителей применялся Зальцбургский мрамор. Огромное количество стройматериала поднимали с западной стороны здания в вагонетках с помощью крана, работающего на паровой тяге — их доставляли и устанавливали в нужном месте с помощью специальной системы подъёмных блоков

В 1880 году на строительстве было задействовано 209 плотников, каменотёсов и подсобных рабочих

После смерти короля все строительные работы были приостановлены вследствие чего третий этаж замка и рыцарское помещение не были достроены, а главная 90-метровая башня замка с церковью в готическом стиле, которая должна была возвышаться над всеми строениями, не была построена вообще. Не была закончена и западная терраса, которая должна была вести к незаконченной купальне

При том, что издали замок кажется игрушечным — в реальности у него весьма внушительные размеры. Очевидцы утверждали, что над изготовлением резной деревянной кровати Людвига II в готическом стиле, увенчанной замысловатой и хрупкой деревянной резьбой, в течение четырех с половиной лет трудились пятнадцать мастеров-резчиков. Картинное убранство королевской спальни посвящено в основном истории Тристана и Изольды, глубоко поразившей 20-летнего короля. Одноименная опера Рихарда Вагнера была поставлена в 1865 году во время пребывания короля Людвига II в Мюнхене

К спальне примыкает маленькая молельня Людвига II. Она посвящена святому Людовику — королю Людовику Французскому — в честь которого был назван монарх. В разрисованный стрельчатый свод врезан богато украшенный резьбой створчатый алтарь

Замок производит впечатление театральной декорации, а отчасти и является ею, поскольку создавался под деятельным руководством мюнхенского театрального художника Кристиана Янка. В итоге, во внутреннем убранстве замка пересекаются различные архитектурно-художественные стили —сочетание мавританских, готических и барочных элементов: тут и колонны-сталактиты, и тронный зал в декадентско-византийском духе, и певческий зал с изысканным освещением, предназначавшийся для постановок вагнеровских опер. Каждый зал замка — это гимн операм Вагнера, героям германских легенд. Архитекторы Долльманн и Ридель создавали Нойшванштайн под впечатлением от замков на Рейне и цитадели в Нюрнберге. При этом все здание было оснащено самой передовой для того времени системой отопления, на кухне функционировал водопровод с холодной и горячей водой. К сожалению, замок так и не был завершен, поэтому сегодня можно осмотреть только четвертый и пятый этажи

На четвертом этаже находится сводчатый вестибюль в форме трапеции, пол которого сложен из двух миллионов камешков мозаики, изображающей животный и растительный мир . Всего в замке содержится более 360 залов, а обилие золота, украшений и лебедей создает тяжелую и помпезную атмосферу

Тронный зал Нойшванштайна напоминает зал в замке Грааль из oперы “Парсифаль”. Несмотря на то, что Тронный зал не был завершён, он является, без сомнения, самым впечатляющим внутреннем залом замка. В нём король хотел воспеть милость Бога. Базиликоподобная закладка со специальной нишей для трона должна была говорить о религиозной связи между Богом и королём. Планы помещения в роскошном византийском стиле были созданы Эдуардом Илле и Юлиусом Гофманом. Это двухъярусный зал с длинными рядами колонн, украшенный имитацией порфира и лазурита. Особенно красивым в этом зале является мозаичный пол работы Детона из Вены. На его поверхности виден небесный шар с изображениями животных и растений. Колонны нижней и верхней части тронного зала сделаны из искусственного мрамора. Нижняя часть колонн — пурпурного цвета, верхняя часть сделана из искусственного лазурита. Заканчивается Тронный зал полукругом позолоченной апсиды. Девять ступеней из каррарского мрамора ведут к помосту, где должен был встать трон из золота и слоновой кости. Однако этому уже не суждено было осуществиться… Под сияющим голубым небосводом купола восседает Христос, окруженный Марией и Иоанном, а ниже располагаются короли-святые: Казимир, Стефан, Генрих, Фердинанд, Эдуард и Людовик, выполненные рукой Вильгельма Хаусшильда. Справа и слева, рядом с мраморной лестницей, изображены 12 апостолов — носителей божией воли. Драгоценный канделябр в форме византийской короны из позолоченной меди весит 18 центнеров и вмещает 96 свечей

В гостиной (или Большом салоне) хранится символ легенды о Лоэнгрине, рыцаре-лебеде, с которым король любил себя сравнивать, - ваза в виде лебедя. Однажды, по недосмотру, в вазу налили воду, и вылить её оттуда можно было, только перевернув массивное произведение искусства. Но риск разбить чудесную вазу в таком случае был бы слишком велик, и тогда решили пожертвовать одной лебединой лапой, дабы спасти всю вазу от уничтожения и избавить её от уже изрядно протухшей воды. В итоге лебединая лапа была отколота и вода вылилась из образовавшегося отверстия, как из крана

В Зале Певцов при короле так никто и не спел — только в наше время здесь стали проводить замечательные концерты. С 1933 года в Нойшванштайне в рамках Вагнеровского фестиваля проходят концерты классической музыки. Сегодня они проводятся только в сентябре, при этом билеты раскупаются задолго до начала фестиваля. Зал Певцовявляется копией зала готического замка в Вартбурге. Потолок зала отделан деревянными панелями с узорами и изображениями знаков Зодиака. Чудесные орнаменты украшают и стены зала, а также Певческую аркаду. Прямо под Залом Певцов находится искусственный грот с подобающими в таких случаях сталактитами и сталагмитами. Сейчас в нем нет воды, хотя изначально здесь был небольшой каскад. Здесь же находятся королевские кухни — гигантские комнаты, где, кажется, и сейчас снуют многочисленные слуги и повара

На первом этаже расположена просторная королевская кухня с печами и жаровнями, разделочными столами и начищенной до блеска посудой. Чтобы не нарушать уединения короля во время трапезы, был сконструирован специальный механизм для транспортировки накрытого стола из кухни в столовую. Отделанное дубовыми панелями помещение столовой украшено картинами Фердинанда Рилоти и Иосифа Айгнера. Они изображают миннезингеров, а также сцены из легендарного песенного состязания в Вартбурге 1207 года

Из окон замка и с площадки перед входом в него открываются виды на великолепные пейзажи Верхней Баварии

Кстати, частью живописного вида должен был стать ещё один замок выше в горах, план постройки которого так никогда и не был осуществлен

В конце-концов Баварское правительство решило избавиться от грандиозных строительных расходов чудаковатого короля, а, следовательно, и от него самого. В соответствии с разработанным в высших кругах планом, 9 июня 1886 года самый известный мюнхенский психиатр Бернард фон Гудден, запасшись подписями ещё троих врачей, никогда в глаза не видевших короля, объявил Людвига психически нездоровым. Людвиг прекрасно осознавал нависшую над ним опасность, но, тем не менее, предпочел идти навстречу своей гибели. Король под охраной был вывезен из Нойшванштайна в небольшой замок Берг на берегу озера Штарнберг. Там “больной” вел себя очень смирно, и его отпустили на прогулку в лодке в сопровождении доктора фон Гуддена, без охраны. Когда король и доктор не вернулись к ужину, их бросились искать. Тела были обнаружены через пару часов. Свидетелей происшествия найдено не было. Существует как минимум три версии того, что произошло в тот день на озере:

1. Официальная версия. Людвиг, не раз задумывавшийся о самоубийстве, считал, что лучший способ уйти из жизни - утопиться, так как тело при этом не калечится. В тот день он решился покинуть этот ненавистный ему мир, но доктор постарался помешать королю, за что поплатился жизнью…

2. Людвиг, будучи отличным пловцом, задумал сбежать, однако доктор активно возражал и был убит в жестокой схватке, а короля от холодной воды и пережитых впечатлений хватил удар…

3. И доктора, и короля утопили члены заговора от кабинета министров или родственники Людвига, желая привести к власти дядю Людвига, принца Луитпольда, в качестве регента при слабоумном наследнике престола принце Отто…

После гибели короля все работы по строительству и отделке интерьеров Нойшванштайна прекратились, замок был объявлен национальным достоянием и с тех пор бережно сохраняется, будучи особой гордостью баварцев, некогда погубивших мечтателя, построившего его…

Здесь завершился спектакль жизни Людвига II, здесь остановились работы вопреки воле короля и воле жителей близлежащей деревни…

По слухам, в годы нацизма в замке располагалось одно из “идеологических” подразделений третьего рейха, изучавшее оккультизм, нибелунгов, рунамы и германский дух. Но даже нацисты, жестоко преследовавшие все сексменьшинства, признавали — романтизм короля Людвига II выше всех его пороков

В конце Второй мировой войны в замке Нойшванштайн хранилась часть золота Рейхсбанка, а в последние дни войны золото было увезено в неизвестном направлении. По слухам, оно было утоплено в ближайшем озере Алат. В замке также хранились украденные драгоценности, картины, мебель, которые предназначались для личной коллекции Гитлера

Видом Нойшванштайна был некогда очарован Чайковский — и именно здесь, как полагают некоторые историки, у него родился замысел балета “Лебединое озеро”

Часто, вследствие высотного расположения, замок окутывает Альпийским туманом… В такие минуты кажется, будто он парит в пустоте…

Выше в горах над ущельем повис романтичный мостик Мариенбрюке. Подвесной мост, ещё более старый, чем Нойшванштайн, натянут на высоте 92 метра над 45-метровым водопадом. Первоначально деревянный мостик, замененный в 1866 году на современную металлическую конструкцию, он получил свое название в честь матери короля Людвига II, королевы Марии, принцессы Прусской. С этого мостика открывается впечатляющий вид на замок и окрестности, а также на 45-метровый водопад

Кстати говоря, замок Н ойшванштайн стал источником вдохновения при строительстве замка Спящей красавицы в

Рассказ про Нойшванштайн всегда начинается с истории его создателя — баварского короля Людвига II, одного из самых эксцентричных и несчастных монархов XIX века. Его жизнь была овеяна массой легенд и небылиц, а смерть до сих пор остается загадкой. « Хочу остаться тайной в вечности для себя и других », — писал Людвиг.

В большой степени так и произошло. Любопытную точку зрения на судьбу короля можно узнать из фильма Лукино Висконти «Людвиг», где играют любимец режиссера Хельмут Бергер (и он правда очень похож на портреты короля и замечательно передает его нервический темперамент) и Роми Шнайдер. Висконти снимал картину в том числе и в Нойшванштайне.

История замка Нойшванштайн

К политике и управлению Баварией король был равнодушен. Заняв престол совсем молодым человеком, он погрузился в куда более увлекательный для него мир. Людвиг II еще при жизни получил прозвище «сказочный король», хотя жил он не столько сказками братьев Гримм, сколько средневековыми легендами и мифами. Главное увлечение короля — рыцари Грааля из сказаний о короле Артуре. Больше других занимали его воображение Парсифаль и Лоэнгрин. Воспитанный в лесном уединении Парсифаль обнаруживал королевское происхождение и становился рыцарем. Лоэнгрин, он же Рыцарь Лебедя, прибывал к будущей возлюбленной по воде на лодке, запряженной лебедем, спасал ее, но она не могла сдержать любопытства о его происхождении и теряла любимого. По стране ходили слухи, будто ночами наряженный в рыцарский костюм Людвиг II разъезжает в санях, словно герои Круглого стола. Днем король спал, бодрствовал ночью. Считается, что род Виттелсбахов (Людвиг их наследник) происходит от рыцарей Швангау, а их резиденция находилась на месте, где король позже построит свой Нойшванштайн. Эмблемой рода Швангау был лебедь. Образ Рыцаря Лебедя всегда занимал Людвига и стал основой для строительства Нойшванштайна — «Нового лебединого утеса».

Истории рыцарей король черпал не только в сагах, но и внимая музыке главного кумира своей жизни — композитора Рихарда Вагнера, автора опер на основе средневековых легенд. Впервые принц Людвиг услышал «Лоэнгрина» Вагнера в 16 лет в Мюнхене и был очарован. Позже он станет меценатом Вагнера, а премьера «Парсифаля» состоится в баварской столице.

На высоте полета

Личное общение с композитором вдохновило на строительство нового масштабного замка в несусветном месте — на альпийском утесе вблизи двух горных озер, Альпзее и Шванзее (как раз Лебединого озера ). Утес, на котором стоит замок, днем будто утопает в облаках. Надо сказать, что Нойшванштайн не стал единственным «сказочным» творением короля. За свое правление он построил также замок Линдерхоф в стиле дворцов рококо, с гротом и озером в скалах, и пышный Херренкимзее в честь Людовика XIV. Но именно в «Лебединый утес» Людвиг вложил всю свою страсть к легендам и немыслимый бюджет баварского королевства.

В 1868 году он писал Вагнеру, что намерен возвести замок на месте Хоэншвангау, старой резиденции Виттельсбахов, на манер старинных рыцарских. Замок должен был напомнить композитору замки из опер «Тангейзер» и «Лоэнгрин». И Вагнер однажды смог бы трудиться в стенах Нойшванштайна и ставить там оперы.

Год спустя на развалинах рыцарского замка Швангау началось строительство. Первоначальный бюджет составил 3 миллиона золотых марок, но в итоге замок обошелся в 6 миллионов, погрузив короля в чудовищные долги, которые и привели его к гибели. Строительство затянется на 17 лет, амбициозные планы воплотятся лишь частично, после смерти Людвига работы будут остановлены.

Основой для архитектурного плана стали эскизы художника Кристиана Янка, сделанные по инструкциям Вагнера к «Лоэнгрину». Также облик замка определили средневековая крепость Вартбург и замок Грааля из «Парсифаля». Первоначальной идеей была неоготика, но в итоге замок выстроен в романском стиле. На строительство внешних стен пошли кирпич и альпийские породы камня. В оформлении использовались самые роскошные материалы — позолота, хрусталь, мрамор, драгоценные породы дерева, шелка. Окна декорированы витражами с гербами Виттельсбахов, Баварии и рыцарей Швангау — львы, лебеди и лилии, а стены и потолки расписаны фресками на мотивы опер Вагнера — «Зигурда», «Тристана и Изольды», «Тангейзера», а также, конечно, «Парсифаля» и «Лоэнгрина». И куда ни глянь, повторяется мотив лебедя: то умывальник в форме птицы, то рисунки на стекле, то в знаках королевской геральдики. Происхождение замка от легенд подчеркивали названия залов — Зал певцов, Тронный зал, Зал Грааля.

Несмотря на то что внешний облик и внутреннее убранство Нойшванштайна делали поклон давно минувшим временам, его оснащение было выполнено по последнему слову техники: современная кухня, горячий подогрев воздуха, рамы для окон из промышленной стали.

Чайковский и лебеди

Увлечение Людвига II музыкой привело к тому, что однажды у подножия замка оказался другой великий композитор эпохи. Петр Ильич Чайковский как раз раздумывал над новым балетом на тему романтизма. Вагнеровский «Лоэнгрин» о Рыцаре Лебедя дал первые идеи. Кроме того, Чайковский слышал про мецената Вагнера, мечтательного баварского короля, который выстроил в Альпах диковину, воплотившую в интерьере легенды о рыцарях Святого Грааля. Русский композитор в 1876 году отправился в Баварию, где после премьеры «Кольца Нибелунгов» познакомился с Вагнером. Чайковский успел навестить и Швангау, где воочию увидел Нойшванштайн, возвышающийся над неприступными Альпами и заповедными лесами. С разных сторон замок окружают озера, побольше Альпзее и маленькое Шванзее (Лебединое) с белыми лебедями. Справедливости ради надо заметить, что на композитора также повлияли немецкие волшебные сказки, записанные братьями Гримм, и немецкие легенды. Магический лес, неизменно присутствующий в мифах, дал толчок невероятной истории любви принца к озерной принцессе, превращенной в лебедя. Так появились Одетта, Одиллия, мрачный король Ротбарт и мечтательный принц Зигфрид.

Драматичный финал

Из-за строительства сказочных резиденций Людвиг влез в немыслимые долги — 14 миллионов золотых марок. В недостроенном Нойшванштанне, куда король предпочел полностью уединиться от государственных дел, он прожил всего 172 дня. Иностранные банки грозили банкротством короне, поэтому в 1886 году правительство объявило Людвига II сумасшедшим и отлучило от престола. Отправленного в ссылку в замок Берг короля через день нашли утонувшим в озере. Обстоятельства его гибели остались неясными. Спустя несколько недель прежде закрытый для публики замок стал доступным для посещения — власти хотели хотя бы частично компенсировать его гигантский бюджет. Сегодня 1.4 миллиона человек ежегодно приезжают воочию увидеть один из самых романтичных замков Европы.

А для мультипликаторов студии Walt Disney Нойшванштайн стал прообразом замка в фильме «Спящая красавица», с него же нарисована и знаменитая эмблема студии.

Адрес: Германия, Бавария, возле г. Фюссен
Начало строительства: 1869 год
Окончание строительства: 1886 год
Архитектор: Кристиан Жанк
Координаты: 47°33"26.8"N 10°44"58.9"E

В красивейшем уголке Баварских Альп на высоком холме, поросшем тёмно-зелёными елями, величаво возвышается замок Нойшванштайн. Его стройный силуэт с заострёнными, «игрушечными» башнями напоминает картинку из сказки.

Замок с высоты птичьего полёта

А всё потому, что его создатель Людвиг II воплотил в нём свои фантазии и мечты. Ещё с детства будущий король увлекался средневековыми легендами о рыцарях и древнегерманскими сагами, а с 16 лет он стал страстным поклонником творчества Рихарда Вагнера. Вступив на престол, Людвиг II сделал Вагнера своим фаворитом, предоставил в распоряжение композитора роскошную загородную виллу и под впечатлением от его опер решил построить замок.

Вид замка с моста Марии (Мариенбрюке)

Нойшванштайн — замок Рыцаря-Лебедя

Замок Нойшванштайн был воздвигнут в 1869—1886 годах в стиле рыцарской крепости. Неслучайно король назначил архитектором и руководителем работ театрального художника Христиана Янка. Прежде всего, Людвиг II добивался архитектурной живописности.

Название замка Нойшванштайн — «Новый лебединый камень» — связано с оперой «Лоэнгрин» Рихарда Вагнера, написанной по мотивам легенды о Рыцаре - Лебеде.

Вид замка с востока

Предание гласит, что однажды в герцогстве Брабант правитель умер без наследника. Дочь герцога Эльза боится, что королевство будет потеряно, но вдруг появляется рыцарь на лодке, запряжённой лебедем. Он женится на герцогине Эльзе, обещает защищать и любить её, а в ответ просит только одного — возлюбленная никогда не должна спрашивать о его происхождении. Много лет Рыцарь-Лебедь правит Брабантом, но однажды герцогиня задаёт запрещённый вопрос.

Вид на ворота замка и квадратную башню

Тут к рыцарю немедленно является лебедь и увозит его в неизвестные края, из которых он когда-то явился. Весь свой замок монарх украсил лебедями. Они повсюду — в виде ваз и настенной живописи, вышитые золотом на гардинах, высеченные на фасаде и вырезанные на деревянной обшивке. Лебедь стал символом замка ещё и потому, что он был изображён на гербе рода графов Швангау, из которого происходил Людвиг II.

Вид балкона на северо-западном фасаде замка

Тронный зал

В замке Нойшванштайн — более 360 залов, и каждый из них посвящён героям Вагнера. Самое внушительное помещение — это, конечно, Тронный зал, оформленный в византийском стиле. В нём король хотел воплотить «Зал Святого Грааля» из драмы Вагнера «Парсифаль».

Огромное помещение с высокими потолками поддерживают два ряда колонн. Нижний ряд пурпурных колонн отделан под порфир, а верхний ряд изготовлен из искусственного лазурита.

Вид на ворота из нижнего двора

Ступени мраморной лестницы, обрамлённые изображениями 12 апостолов, ведут к нише, где должен был стоять королевский трон, украшенный крестом и гербом Баварии. Но трон так и не успели изготовить. Росписи на стенах иллюстрируют раннехристианские сюжеты. На уровне галереи со вторым ярусом колонн подвешена огромная позолоченная люстра в форме византийской короны. Пол, выложенный мозаикой, изображает стилизованный растительный и животный мир .

Вид замка из внутреннего двора

Певческий зал

Певческий зал предназначался для постановок опер Вагнера. При жизни Людвига II в Певческом зале не было дано ни одного концерта, но зато в наши дни здесь ежегодно проводится фестиваль классической музыки. Это самый большой и пышно убранный зал с многочисленными полотнами и гобеленами, посвящёнными рыцарю Парцифалю. Парцифаль — герой средневековой легенды и одной из опер Вагнера, прошедший путь от наивного, не знающего жизни юноши до короля Грааля.

Тронный зал

На самой большой, центральной картине Певческого зала запечатлён кульминационный момент легенды, когда Парцифаль впервые попадает в замок Грааль.

Королевские покои

Резные дубовые панели, массивная деревянная мебель и расшитые шёлком портьеры (шторы) присутствуют во всех комнатах, составляющих королевские покои — в спальне, часовне, столовой, гостиной, рабочем кабинете.

Королевские покои

Весьма примечательна королевская опочивальня, выполненная в неоготическом стиле. Она изобилует резными украшениями и орнаментами, над изготовлением которых трудились 14 мастеров в течение 4,5 лет. На стенах висят картины, повествующие о трагической любви Тристана и Изольды. Оформление гостиной пронизывает лебединый мотив, её интерьер подчинён единому замыслу — легенде о Рыцаре-Лебеде.

Гостиная

Нойшванштайн — сказка с грустным концом

Дворец замка Нойшванштайн стал излюбленной резиденцией Людвига II. Но счастье короля длилось недолго: прожив в Нойшванштайне всего 170 дней, он был взят под домашний арест и перевезен в замок Берг. Врачи объявили Людвига II «неизлечимо душевнобольным», обвинив его в фанатичном увлечении Вагнером и в том, что он потратил огромное количество денег на строительство «никому не нужных» замков и влез в долги.

Замок Нойшванштайн (Бавария)

В баварских Альпах, недалеко от австрийской границы, стоит Нойшванштайн (Neuschwanstein; вариант написания - НЕЙШВАНШТЕЙН), замок неземной красоты, его стройный силуэт с заостренными башенками на фоне неба и горных вершин - словно сбывшаяся наяву фантазия. Это самый знаменитый и по-настоящему "сказочный" замок баварского короля Людвига II. Недаром, именно Нойшванштайн впоследствии стал символом чудесного мира Уолта Диснея, киностудии и диснейлендов. Возводя этот замок, Баварский король Людвиг II был одержим идеей воплотить в жизнь свои представления о романтике, свои сказочные фантазии.
Но сначала несколько слов о трагической судьбе самого короля.

О Людвиге II и истории создания замка Нойшванштайн


"Я хочу всегда оставаться тайной, как для себя, так и для других"
Эти слова будущий король Баварии Людвиг II (1864-1886гг.) сказал однажды своей гувернантке. Желание наследного принца сбылось. Его не понимали при жизни, смерть его была загадочна, после смерти…, а после смерти и подавно количество версий и объяснений его причудам только увеличилось. Каждый турист в королевском замке Нойшванштайн сегодня видит то, что ближе ему по восприятию: кто трагедию одинокого романтика, кто - галлюцинации безумного, а кто - банальные чудачества богача.
С детских лет Людвиг был погружен в себя, в свои мечты и фантазии. Детство Людвига прошло в родовом замке Hohenschwangau (Хохеншвангау), который восстановил в готическом стиле его отец Максимилиан II Баварский на месте разрушенного замка Шванстайн (Schwanstein). Как видим, в названиях всех замков центральным сохраняется слово «schwan», лебедь. Лебедь был геральдической птицей древнего рода графов Швангау, преемником которых считал себя король Максимилиан II. Он также украсил новый замок изображениями сцен из средневековых легенд и рыцарских романов, объединив, таким образом, идеализированную старину с конкретной местной традицией.


В Хоэншвангау Людвиг II познакомился с легендарным миром рыцаря Лебедя Лоэнгрина. Именно с этим героем впоследствии и отождествлял себя Людвиг II, страстный почитатель германской мифологии, человек впечатлительный и романтичный.
Побывав на премьере одноименной оперы Вагнера в 1858 году, он был вне себя от восторга. Людвиг с детства боготворил Вагнера, мистические оперы великого композитора заменяли будущему королю сказки. И когда в восемнадцатилетнем возрасте Людвиг унаследовал королевский трон, он сразу же пригласил Вагнера в Мюнхен. Композитор к этому времени находился в очень сложной финансовой ситуации. Молодой король заплатил за Вагнера все долги, приблизил его к себе, отдал на попечение композитора крупнейший оперный театр.


Рыцарские романы и германская мифология - вот темы вагнеровских опер. В своих произведениях Вагнер с большим размахом переносил на сцену мир мифов и легенд.
Тем временем Людвиг распорядился начать строительство по-настоящему "старинного" рыцарского замка, стены которого он замыслил расписать сценами из опер любимого Рихарда Вагнера, а также картинами на темы германской мифологии.
Король писал Вагнеру: «…Мое намерение - восстановить былое королевское величие в замке, возведенном в подлинном стиле старых замков немецких рыцарей… Местоположение будущего дворца - одно из самых красивых. А сам он, надеюсь, будет пригоден для жилья через три года. Вас я намерен поселить в нем в качестве многоуважаемого гостя. Замок станет святым храмом для божественного друга…Он каждой своей деталью будет более красивым и комфортным, чем Хохеншвангау внизу».


На горе Югенд, в одном из самых живописных уголков, были руины двух маленьких замков. Это место выбрал Людвиг II для строительства своего «Нового замка Хохеншвангау» (это только после смерти короля он стал называться Нойшванштайн).

Наверное, не случайно замок Нойшванштайн, несмотря на свои внушительные размеры, кажется театральной декорацией, ведь строился он под руководством знаменитых театральных художников Георга Дольмана и Кристиана Янка. Возведение замка началось в 1869 г. под строгим контролем самого короля. Мать короля была недовольна строительством нового замка, парламент страны пытался всячески сократить расходы на него, но Людвиг, несмотря ни на что, упорно шел к цели - воплотить в жизнь свои фантазии. Как только стало возможно, Людвиг перебрался жить в Нойшванштайн, фактически став там затворником.
Камень основания "Нового Замка" был заложен 5 сентября 1869 года. Но пригодный для жилья дворец не возможно было построить так быстро, как ожидал король. Проект был слишком обширным, да и строительный участок на горе представлял трудности. Вначале построили Здание Ворот, и Людвиг II жил здесь в течение множества лет. Поскольку король все более и более избегал каких-либо контактов с внешним миром и сосредоточился на идее своего королевского достоинства, то и программа строительства изменялась. Комнаты для гостей были заменены в планах "мавританским Залом" с фонтаном, который фактически никогда не был построен. "Комната Письма" была преобразована с 1880 года в маленький грот. Скромный "Зал для приёмов" стал огромным Тронным залом. Замок больше не был предназначен для приемов и гостей, а превращался в памятник королевскому величию и копию легендарного замка Чаши Грааля. Начиная с 1875 года, Людвиг II ведет активную жизнь по ночам, часто прогуливаясь горами в карете или санках, сконструированных по последним технологиям того времени. Нередко король на такие прогулки надевал исторические костюмы. Одним словом, перевоплощался. Его фантазии также поддерживались частными представлениями в родовом замке: оперы и театральные постановки давались только для одного Людвига II.


Нойшванштайн не только должен стать образцом идеального средневекового замка, но за средневековым обликом скрывалась современная технология комфорта. Действительно, на то время замок был оборудован «по последнему технологическому слову». Комнаты королевского места жительства оснащены горячим воздушным центральным отоплением. Проточная вода была доступна на каждом этаже, и кухня снабжалась и горячей, и холодной водой. Туалеты имели автоматическую систему слива.


Для вызова слуг и адъютантов король пользовался электрической системой звонка. На третьих и четвертых этажах были даже телефоны! Чтобы аккуратно и вовремя подавать еду наверх, использовали подъемник. Технические новинки применялись и непосредственно в строительном процессе, например, подъемные краны работали на паровых двигателях. Одна из отличительных особенностей Нойшванштайн - большие оконные стекла. Окна такого размера был все еще редкостью в дни Людвига II.


То, что король практически забросил государственные дела, отказывался жениться ради продолжения рода, был нелюдим - все это настроило против него и семью, и высший свет . Еще когда король был молод, его поведение, манера одеваться, вообще образ жизни многим казались по меньшей мере странными. В конце же жизни у Людвига стали проявляться явные признаки психического расстройства. 9 июня 1886 г. специальная государственная комиссия официально объявила короля душевнобольным. Буквально через три дня Людвиг отправился со своим личным врачом на прогулку, и вскоре их тела были найдены в озере Штарнбергзее. Тайна его смерти так и не раскрыта. У кромки воды, где нашли несчастного короля, установлен крест. Но, без сомнения, лучшим памятником Людвигу II Баварскому являются его восхитительные замки и прежде всего - Нойшванштайн.


Наружное убранство ворот.

Неподалеку от замка, над 90-метровой пропастью натянут подвесной мост, который Людвиг II назвал в честь своей матери, королевы Марии, принцессы Прусской.



Neuschwanstein from Mary"s Bridge


Первоначально этот мост был деревянным, но в 1866 г. его конструкция была заменена на современную, металлическую.


Озеро, вид с галереи замка.


Интерьеры замка.


Внутреннее убранство замка, его интерьеры впечатляют, пожалуй, не меньше, чем его внешний облик.
Каждый зал замка - это гимн операм Вагнера, героям германской мифологии.
Здесь Вы увидите сочетание сразу нескольких архитектурно-художественных стилей, мавританских, готических и барочных элементов: колонны-сталактиты, тронный зал в византийском духе, певческий зал с изысканным освещением, предназначавшимся для постановок опер Вагнера. При этом здание было оборудовано современной системой отопления, в кухне имелся водопровод с горячей и холодной водой. Вот уж действительно, Людвиг II Баварский во многом опередил свое время!

Вестибюль.



К королевским покоям ведедет вестибюль замка. Его стены украшены изображениями из древнейшего издания Саги о Зигфриде. На картине слева: «Регин кует для Сигурта меч Грам». Мраморный портал ведет в Тронный зал.

Тронный зал.



План его разработан Эдуардом Илле и Юлиусом Гофманом.
Под сияющим голубым куполом потолка, словно под небосводом, восседает Христос, окруженный Марией и Иоганнесом, а также рядом возведенных в святые королей. Это Казимир, Штефан, Генрих, Фердинанд, Эдуард и св. Людовик.


На переднем плане - драгоценный канделябр в форме византийской короны из позолоченной меди, предназначенный для 96 свечей. Весит этот драгоценный канделябр 18 центнеров.


Мозаичный пол, созданный венским мастером Дермонтом, изображает стилизованный растительный и животный мир. Зал заканчивается полукругом позолоченной апсиды.


Девять ступеней из белого мрамора Каррара, обрамленные изображениями 12 апостолов, ведут к помосту, где, согласно первоначальному замыслу, должен был стоять трон из золота и слоновой кости. Увы, этому уже не суждено было осуществиться.


Вид на зал с тронного возвышения.


Зал певцов.



Corridor by the singers hall


Безусловно, центральное место замка - это так называемый Зал певцов. Это самый большой, высокий и богато убранный зал с бесчисленными деталями росписей, посвященных главному герою этого зала - Парсифалю. Парсифаль — юноша, проходящий путь от наивности к идеалам рыцарства, любви и еще выше - к обретению святого Грааля. Кульминацией легенды о Парсифале является момент, когда герой попадает в Замок Грааля. Именно эпизод, когда Парсифаль впервые видит Грааль, изображен на центральной, самой большой картине Зала певцов.

Спальня.



Королевская спальня выделяется изобилием резных украшений и великолепным убранством. В отличие от преобладающего в других помещениях романского стиля, здесь царят новоготические формы. Над их созданием трудились четырнадцать резчиков на протяжении четырех с половиной лет. Драгоценнейшей филигранью украшено ложе монарха. В убранстве помещения использованы картины из истории о Тристане и Изольде, которая так глубоко потрясла двадцатилетнего короля, услышавшего музыкальную драму Рихарда Вагнера. Первое исполнение оперы состоялось в 1865 г., в присутствии короля Людвига II в Мюнхене. Над балдахином умывального столика изображен сюжет «Тристан и Изольда в саду замка Корнвалль». Справа над кроватью - «Прощание Тристана с Изольдой». Умывальник снабжался проточной водой, которая подавалась от источника, расположенного выше замка. Из балконного окна спальни открывается изумительный вид на девственно-романтичное ущелье Пеллат с водопадом 45-метровой высоты.

Гостиная.



Щедро украшенная гостиная с расположенным спереди эркером, так называемым "лебединым" углом, посвящена образу лебедя-рыцаря Лоэнгрина, такому дорогому для короля Людвига II. Большие панно художников Гаушильда и фон Геккеля изображают сцены из легенды о Лоэнгрине: "Чудо Грааля" и "Прибытие Лоэнгрина в Антверпен". Лебединый мотив присутствует и в резных украшениях деревянной обшивки, и в золотом шитье на шелковых обивках, и в портьерах.

Столовая.



Отделанное дубовыми панелями помещение столовой украшено картинами Фердинанда фон Пилоти и Йозефа Айгнера. На них запечатлены изображения миннезингеров («певцов любви»), а также сцены легендарного состязания певцов в г. Вартбурге в 1207 г. Свод арки над правой дверью украшен портретом Вольфрама фон Эшенбаха, автора «Парсифаля» и «Лоэнгрина». Слева, над служебной дверью - Готтфрид фон Штрассбург, автор любовной драмы «Тристан и Изольда». Эскизы для оформления помещения разработаны Юлиусом Гофманном. Настольная статуя из позолоченной бронзы, высотой более метра, изображает «Зигфрида в бою с драконом». Это - дар мюнхенских скульпторов Людвигу II.

Рабочий кабинет.


Рабочий кабинет короля выполнен в романском стиле и представляет богатую событиями и мифами историю Вартбурга. Темой легенды о Тангейзере и состязания певцов в Вартбурге объединены гобелены работы Иосифа Айгнера, вмонтированные в обшивку из дубовых панелей, которая покрыта тонкой чеканкой. На поверхности арки рядом с дверью изображен Тангейзер, кающийся перед папой Урбаном IV. Над увенчанным башенкой стенным шкафом - в нем хранились планы замка - изображен Тангейзер в Хёрзель-берге в объятиях Венеры.

В рабочем кабинете столешница обтянута тяжелым зеленым шелком, расшитым золотом, из него же сделаны портьеры. Женщины нескольких баварских деревень в течение многих лет выполняли по эскизам художников и самого короля эти великолепные вышивки. Украшенные шитьем ширмы отделяли кабинет от небольшой домашней молельни. Ревностный католик, Людвиг многие часы проводил в молитве, соблюдал посты, практиковал медитации.
Письменные принадлежности также изысканны: чистое золото, слоновая кость и драгоценные камни. Везде и на всем - изображение лебедя.

Часовня.



К спальне примыкает небольшая молельня Людвига II. Она посвящена Людовику Святому - королю Франции Людовику IX, в честь которого получил свое имя монарх. В расписной стрельчатый свод встроен створчатый алтарь, украшенный богатой резьбой. На картине в средней части триптиха изображен Людовик Святой. Витраж боковой стены: «Людовик Святой принимает последние утешения» создан в придворной художественной мастерской Майера.

Комната для одевания.



Комната для одевания, выдержанная в строгом оформлении дубовыми панелями, чудесным образом переходит в стилизованную беседку Настенная живопись повествует о поэзии и жизни Вальтера фонд дер Фогельвейде и Ганса Сакса. После картин из «Зигфрида» в вестибюле, после мотивов «Тристана» в спальне нас встречает здесь мир «Мейстерзингера» в избранных сценах из представления. Роспись стен принадлежит кисти Эдуарда Илле, ученика Морица фон Швинда. Над умывальником, украшенным гарнитуром из метлахской майолики работы Виллероя и Боха: «Вальтер поет при дворе герцога Вельфа». На стене напротив: иллюстрация к знаменитому стихотворению Вальтера «Под липами...» На столике стоит шкатулка с драгоценностями короля.

Кухня.



Кухня замка полностью сохранилась и подкупает и своей функциональностью, и поразительным для того времени техническим оснащением: проточной горячей и холодной водой и автоматическим вращением вертелов для жаркого.


Музыкальная комната.


просмотров
просмотров