Смысл названия драмы А. Островского "Гроза"

В пьесах Островского отразилась, словно в зеркале, вся жизнь русского купечества. Драма “Гроза” показывает читателю достоверную картину трагедии, которую можно считать совершенно обыденным явлением для купеческой среды. Быт и нравы русского купечества были способны довести человека до нравственной и физической гибели, и Островский в своих произведениях показывает все ужасные в своей обыденности и типичности обстоятельства, сопутствующие подобной трагедии. Один из жителей города, Кулигин, говорит: “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!”. Жестокость настолько тесно вплетена в жизнь города и его обитателей, что никому даже в голову не приходит противиться и негодовать по этому поводу. Все окружающие вынуждены мириться с существующими порядками и нравами. Единственное, что в городе есть светлого, чистого и прекрасного, - это изумительно красивая природа. Не случайно в самом начале произведения отдается дань этой вечной красоте, не зависящей от злобы и жестокости людей. Кулигин говорит о красоте родной природы: “Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу и все наглядеться не могу”.

Волга символизирует собой свободу, а любой человек в городе Калинове зависит от окружающих, от жестоких нравов и чужого мнения, зачастую несправедливого. Именно поэтому в воздухе явно ощущается какая-то духота. В природе такое встречается перед началом грозы.

“Темное царство” старается поработить всех, кто имеет хотя бы малейшие предпосылки к тому, чтобы думать или действовать самостоятельно. Все подчиняются, поэтому такие представители “темного царства”, как Кабанова и Дикой, могут беспрепятственно устанавливать свои порядки.

Кабаниха - на редкость отвратительный персонаж, она жестока, властолюбива, но при этом глупа и ограниченна. Она лицемерна, в ее душе нет ни жалости, ни сострадания к окружающим. Про нее говорят, что она - ханжа, “нищих оделяет, а домашних заела совсем”. Кабаниха постоянно упрекает всех вокруг за то, что они не проявляют к ней должной почтительности и уважения. Впрочем, и уважать ее совершенно не за что. Кабанова настолько донимает своих домочадцев, что они тихо ненавидят ее. Иначе к ней относиться просто нельзя.

Кабанова требует, чтобы все ей повиновались. В глубине души она чувствует, насколько непрочной является ее власть над окружающими. И это заставляет ее еще в большей степени злиться и ненавидеть всех вокруг. Она тоже несчастная жертва “темного царства”. Возможно, в молодости она была иной, но существующие порядки привели к тому, что она превратилась в злобное и жестокое существо.

Кабаниха не может понять даже членов своей собственной семьи, среди которых постепенно устанавливаются иные отношения, нежели те, к которым она привыкла. Марфе Игнатьевне трудно понять, что каждый человек - это целый мир, целая Вселенная. И поэтому каждый человек имеет право на собственную жизнь, которая строится по иным принципам, нежели те, которые проповедует она.

Кабанова считается в городе уважаемой и влиятельной женщиной. Она и купец Дикой составляют “цвет” городской знати. Немудрено, что в городе царит такая удушающая атмосфера, ведь все порядки устанавливают такие ограниченные и злобные люди. Достаточно посмотреть, как купец Дикой относится к окружающим: он присваивал деньги своего племянника, оставшегося сиротой. И он всячески шантажирует племянника, угрожая, что он не получит свои деньги, если не будет к нему достаточно почтителен и послушен его воле. Дикой не платит денег крестьянам, он унижает людей, растаптывая их человеческое достоинство. Дикой и Кабаниха - одного поля ягоды. Они крайне эгоистичные люди, которые ценят только себя, а окружающих стараются не брать в расчет.

Катерина изначально представляется обладательницей совершенно противоположных качеств, чем те, которые свойственны представителям купеческой среды. Катерина мечтательна и нерасчетлива Несмотря на то что она выросла в такой же купеческой семье, к ней родители относились совершенно иначе. Катерина сама вспоминает с грустью о своем девичестве: “Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала...”. Катерину выдают замуж насильно, как, впрочем, и было принято в купеческом обществе того времени. Она не питает никаких чувств к своему мужу, поэтому сама жизнь в доме Кабановых угнетает ее. Катерина мечтает о свободе, о радости, о настоящей, полной событиями жизни. А ей приходится прозябать в атмосфере всепоглощающей тупости, ханжества и фальши.

Свекровь пытается унизить Катерину, а той только и остается, что терпеть. Катерина нежна и мечтательна, она страдает от отсутствия любви и заботы. Ей скучно, тоскливо и грустно. Она абсолютно несчастна Муж Катерины - безвольный и слабый человек, Катерина его не любит, а он даже не пытается защитить свою жену от злобной и несправедливой свекрови.

Любовь к Борису является для Катерины уходом от серости и однообразия повседневной безрадостной жизни. Катерина не может отказаться от своего чувства. Ведь любовь - единственное, что есть у нее чистого, светлого и прекрасного. Катерина - человек открытый и прямодушный, поэтому она не может скрывать свои чувства, приспосабливаясь к царящим в обществе порядкам. Катерина больше не может оставаться в этом городе, снова терпеть унижения свекрови. И она принимает решение уехать с любимым человеком. Но он отказывается: “Нельзя мне, Катя. Не по своей воле еду: дядя посылает”. Катерина с ужасом понимает, что ей снова придется жить с мужем и терпеть порядки Кабанихи. Душа Катерины не выдерживает. Она решает броситься в Волгу и обрести свободу в смерти.

Катерина расстается с жизнью в тот момент, когда над городом разразилась гроза. Гроза в природе радикальным образом меняет атмосферу, пропадает жаркое и удушающее марево. Смерть Катерины явилась для общества той же самой грозой, которая заставила людей иначе взглянуть на собственную жизнь. Теперь даже Муж Катерины понимает, кто виноват в смерти женщины. Он обвиняет в трагедии собственную мать: “Маменька, вы ее погубили! Вы, Вы, Вы...”.

Смерть Катерины явилась тем знаком, который заставил очнуться окружающих, открыть глаза, долгое время закрытые пеленой лжи, лицемерия и ханжества. Самодурство, равнодушие и людское безразличие к чужой судьбе губит людей не только физически, но и духовно. Драма носит название “Гроза” потому, что в данном произведении гроза является не только природным, но и социальным явлением. В городе назревала взрывоопасная ситуация, и наконец она произошла - под влиянием среды и окружающих людей несчастная женщина добровольно рассталась с жизнью.

Драма А.Н.Островского "Гроза" одно из самых известных произведений писателя. В нём присутствует множество тем: и любви, и свободы, и крепостничества. И, конечно, главная мысль, которая красной нитью проходит через всё произведение отражена в названии пьесы.

Гроза - это и природное явление, и нависшая над городом опасность, и символ эпохи.

С самого начала повествования, в первом действии, мы слышим разговор двух героев о нравах Калинова. Кудряш и Кулигин являются второстепенными персонажами, но несмотря на это они несут важную смысловую нагрузку. Их беседа завязана вокруг Дикого. Этот герой одарён автором говорящей фамилией, действительно, ему как будто чужды человеческие понятия. Этот герой своеобразная гроза для всех домашних, а также для дворовых людей, внезапный его гнев держит в страхе всю округу.

Ещё один эпизод, в котором присутствует Дикой и один из героев, которые первыми появляются на сцене, Кулигин. В этом эпизоде Кулигин просит денег у Дикого для постройки часов и громоотвода, герой хочет сделать что-то полезное и хорошее, хоть как-то пошевелить закостенелое общество. Но он получает отказ, оказывается глупость и недальновидность Дикого ещё более глубока, чем нам может показаться, он категорически против сооружения, ведь гроза, по его мнению, посылается людям в наказание, а часы и вовсе не нужны (отсутствием часов автор, вероятно, подчеркивает то, что развитие Калинова отстаёт, образование отсутствует и до сих пор царят грубые крепостные порядки).

Главная героиня произведения Катерина живет с мужем в доме его матери Кабанихи. Кабановы, такова их говорящая фамилия, и она не требует лишних разъяснений. Свободолюбивая Катерина томится под гнётом этой жестокой женщины, настоящей грозы для всего своего дома. Лишь благовоспитанность и мудрость Катерины позволили ей долгое время продержаться под её властью, но только внешне, внутренне же героиня всегда остаётся свободной.

Многое в жизни Катерины связано с грозой. Она боиться этого природного явления, падает в обморок, её интуиция подсказывает ей, что должно произойти что-то, что решит её судьбу. И она признается в своём поступке с Борисом, и понимает: больше жить в доме Кабановых она не может. Ведь Кабаниха стала грозой не только для неё, но и для сына. Он бежит из дома, чтобы провести на свободе несколько дней.

Что касается Катерины, то и саму её можно назвать грозой для устаревших устоев калиновцев. В финале она как будто бросает вызов рабству и угнетению, которое царит в городе. На протяжении всего действия чувствуется напряжение, гроза нависла над самодурами Калинова.

Многое указывает на то, что власти Кабанихи и Дикому угрожает опасность. Кудряш отказывается подчиняться им, а в конце исчезает вместе с Варварой, которая также только создаёт видимость подчинению Кабанихе, но на деле же занимается тем, что считает нужным.

И, конечно, слова Кулигина в конце пьесы утверждают в мысли о том, что недолговечна власть Диких и Кабановых, гроза надвигается на них. Кулигин напоминает им, что телом Катерина может принадлежать им, но душой она свободна.

Смысл названия этой пьесы очень многозначителен. Много раз она встречается как природное явление, находит отражение в образах и характерах персонажей и сама словно является действующим лицом. Вся атмосфера произведения отражена в названии замечательной и до сих пор популярной и любимой пьесы А.Н.Островского "Гроза".

Смысл заглавия, названия пьесы Островского Гроза

А.Н. Островский является одним из самых выдающихся писателей XIX века, его произведения рассказывают нам о борьбе человечности, доброты, отзывчивости с подлостью, алчностью и злобой. Автор в каждом своей книге показывает добрых, наивных героев, сталкивающихся с жестокой реальностью мира, которая приводит их к полнейшему разочарованию в жизни, убивает всё хорошее, что в них есть.

"Гроза" - вершина творческих исканий драматурга. Ведь эта пьеса положила начало такой монументальной теме, которую в последствии не раз как основную в своих произведениях использовали различные писатели современники и последующих веков. Что же так впечатляет читателей на протяжении трех веков?

Катерина в переводе с греческого значит "чистая", Островский повествует нам о том, как прогнившие до самых костей люди вокруг угнетают ее и загоняют в угол, потому что чувствуют в ней силу и понимают, она для них начало конца.
Эту хрупкую, наивную девушку не назовешь волевой или сильной, она не совершила подвига, напротив, ее поступок можно воспринять, как слабость, но смерть героини стала протестом против существующего порядка, своим примером она развязала руки всем угнетенным. Ее образ - "лучик света", символ борьбы с жестокими, эгоистичными людьми, ломающими жизни всех вокруг, то есть с "темным царством".

В последние дни, недели своей жизни Катерина жутко боялась грома, считая, что на ее голову снисходит божье наказание за грехи, она была настолько непорочная, что не понимала, гроза пришла убить не ее, молнии и гром раскалывают на части мир тех, кто обижал ее, мраку пришел конец.

Катерина сыграла роль солдата, который бежит впереди всех с флагом, призывая бороться, роль солдата, который пробуждает силу и сопротивление в душах. Ведь после ее смерти запротестовали все молчавшие и терпевшие до этого. Кабанов наконец-то осознал и понял, в случившемся виновата его мать тиран, но и его совесть не спокойна, потому что он не смог предотвратить трагедии. Кудряш и Варвара решают бежать, оставить позади Дикого и Кабаниху, жизнь которых станет невыносимой, если им будет некого притеснять и не на кого будет вылить свою грязь.

Гроза, несущая смерть темному царству, прежним ужасным устоям - вот главный смысл и значение пьесы Островского.

У Александра Николаевича избитая и банальная тема борьбы добра со злом показана в совершенно уникальном свете и воспринимается достаточно остро. Я считаю это очень важное произведение, которое стоит прочесть каждому.

Подвиг - очень глубокое слово, скрывающее в себе так много. Для обычных гражданских людей оно не совсем понятно. Однако, военнослужащие и спасатели знают ему цену. Так как ежедневно сталкиваются с опасностью, очень часто лицом к лицу со смертью

  • Подколесин в пьесе Женитьба Гоголя сочинение

    В произведении Гоголь создает образ крупного чиновника, но обычного и нерешительного человека. Решив жениться, тот собирается кардинально изменить свою жизнь, но боится этого, что создает ряд комических ситуаций.

  • Смысл названия драмы А.Н. Островского “Гроза”

    А.Н. Островский - крупнейший драматург второй половины 19 века. В его пьесах отражены практически все стороны русской жизни. Он один из первых дал широкое описание купечества в России. Свою драму “Гроза”, Александр Николаевич написал под впечатлением от путешествия по Волге. Эту пьесу можно смело назвать жемчужиной русской литературы. В ней главное место занимает описание быта и нравов купечества, но и роль пейзажа тоже немаловажна.

    Сама драма начинается с рассказа Кулигина о красоте природы в городе Калинове: “... Вот братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и всё наглядеться не могу”. Но это великолепие нарушено жестокими нравами и какой-то духотой перед началом грозы. Кулигин говорит: “ Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!” Порядки в Калинове устанавливают два главных и богатых человека, по словам Добролюбова, представители “темного царства”: Кабанова и Дикого. Кабанова - “ханже, нищих оделяет, а домашних заела совсем” - говорит Кулигин в разговоре с Борисом. И правда, при первом появлении Марфы Игнатьевны на сцене мы слышим властные интонации хозяйки дома, привыкшей к беспрекословному повиновению. Она донимает близких не столько бранью, сколько вечными упреками за непочтительность, непослушание. Кабанова гневается, так как чует ее сердце какое-то неблагополучие вокруг, какие-то веяния, ей глубоко враждебные. Даже в своей семье, где безропотно ей подчиняются, она видит пробуждение новых чувств, новых отношений, несмотря на то, что ее сын Тихон говорит: “Да я маменька и не хочу своей волей жить.”

    Кабанова является самой влиятельной женщиной в городе, ей даже подчиняется сам Дикой - знатный купец Калинова. Они оба злые, жестокие люди, но Дикого отличает беспридельная жадность. Он прибрал к рукам деньги собственного племянника и говорит, чтобы тот подчительнее к нему относился, если хочет получить их обратно. Крестьянам, Савел Прокофьевич денег совсем не платит. Кулигин рассказывает о мужиках, которые пришли к городничему жаловаться, “что Дикой ни одного из них путем не разочтет”. Также, как и Кабаниха, он получает удовольствие, унижая людей, подчиняя их своей воле. Нужно отметить, что Дикой боится Марфу Игнатьевну, Савел Прокофьевич позволяет себе повысить голос на Кабаниху и в ответ слышит: “Ну ты не очень горло-то распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога!”

    В драме на путь борьбы с самодурством встает Катерина - невестка Кабановой, девушка из купеческой семьи, которая насильно была выдана замуж. Она с нежностью и грустью вспоминает о своих деньках, проведенных в родительском доме, о прошедшем беззаботном времени: “Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала...” После замужества Катерина оказалась в неволе, ее светлая и чистая душа все время тянулась на свободу, она хотела вырваться из крепких тисков свекрови. И несмотря на все то, что ей приходилось терпеть, она говорила: “А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержать меня никакой силой”. Тяжело Катерине в доме Кабановой, стремящейся привести к полной покорности домашних и прежде всего своеправную Катерину. Но чем больше унижают ее, тем сильнее пробуждается порыв к свободе, любви и счастью. Полюбить Тихона она не может, он не способен защитить свою жену от нападок своей матери, так как сам является орудием в ее руках. Поэтому в чувстве к Борису выражается и смертельная тоска от однообразной жизни, и горячие желание воли, простора. Полюбив всей душой, Катерина не хочет и не может притворяться да обманывать, то есть приспосабливаться к “темному царству”.

    Она делает попытку найти помощь, поддержку у любимого человека: “Возьми меня с собой отсюда” - просит она Бориса и слышит в ответ: “Нельзя мне Катя. Не по своей воле еду: «дядя посылает”. Таким образом для Катерины осталось два выхода: один - жить с мужем, покоренной и растоптанной, другой - уйти из жизни. Она выбрала последний - освобождение ценой смерти.

    После того, как Катерина ушла из жизни, жители города Калинова увидели все, происходящее у них. Даже послушный и покорный сын Кабанихи Тихон прозрел, он осмеливается обвинить мать в смерти своей любимой жены, склоняясь над ее безжизненным телом: “Маменька, вы ее погубили! Вы, Вы, Вы...” Жители города Калинова как бы сами создали эту трагическую ситуацию, не сумев, побоявшись вовремя выступить против самодурства и зла!

    "Гроза" явилась вершиной творчества А.Н. Островского. В плане художественной выразительности "Грозу" можно сравнить с другими крупными и значительными произведениями русской и мировой литературы.
    У больших художников порой возникает желание при создании своего основного произведения как бы выйти за рамки обозначенной темы. Так, например, когда Гоголь работал над "Мертвыми душами", ему хотелось изобразить "всю Русь, хотя бы с одного боку". Это ни что иное, как попытка выйти за границы узкой темы. Точно также и в "Грозе" Островский, быть может, невольно обратился к вопросу, который по своей сути выходит далеко за рамки изображаемых событий.
    Драматург обратился к вопросу о том, как вести себя человеку в "грозовых" условиях, как ему быть, если он чувствует в себе присутствие ярких душевных сил, если ему хочется приобщиться к чему-то чистому, совершенному, тем более, когда он наделен характером и не терпит унижения. Как ему жить в этом мире, где господствуют жестокие нравы, ложь и покорность? Вот вопрос, поставленный Островским. Он, как мы знаем, не нашел на него ответа, и это не его вина. Но заслуга Островского как драматурга в том, что он показал драму трагического несоответствия душевной чистоты, совести, красоты с тяжелой силой человеческого самодурства, лжи и нравственного притеснения.
    В пьесе все подчинено раскрытию этой драмы не как частного случая, а как события, имеющего глубокий нравственный, психологический и общественный смысл.
    Символично название пьесы - "Гроза". Это прежде всего гроза внутри человеческих общественных отношений. Один идет против другого, а все - против одного. В этом обществе господствует закон джунглей - каждый сам за себя. Никому в принципе нет дела до того, что творится вокруг. Люди начинают интересоваться окружающим только в том случае, если происходящее так или иначе касается их самих.
    Практически на глазах всего бульвара Кабаниха ругается с сыном и невесткой, кричит на всю улицу, несправедливо обвиняя их чуть ли не во всех смертных грехах. И никому совершенно нет до этого дела. В доме Тихона всем заправляет его мать, а сам он ни ступить, ни молвить против нее не смеет. Практически такая же ситуация наблюдается в доме Дикого, который тиранит не только своих родных, но и наемных работников. Поэтому символ грозы приобретает здесь второе значение - это еще и гроза семейной жизни. В самом деле, жизнь Катерины в доме мужа наполнена ощущением приближающейся катастрофы. Еще до того, как она познакомилась с Борисом, Катерина чувствовала, что недолго задержится на этом свете, что и ее коснутся раскаты грозы, что над ее головой сгущаются тучи.
    Наконец, третий смысл названия пьесы. Гроза - это еще и символ наказания за неправедное, с частным нарушением моральных законов, житие. Кроме того, это наказание Катерине за свершенный ею грех. Ведь, что там ни говори, но измена супружескому долгу всегда считалась на Руси грехом. А Катерина к тому же еще и очень религиозна. Поэтому она очень мучится своим поступком, что и составляет подлинную и неразрешимую драму.
    Конечно, нам вполне понятен порыв молодой женщины, попытка яркой личности прорваться к светлому началу. Катерина пытается найти себя в любви к Борису и через это состояние ощутить хотя бы кусочек счастья. Но эта попытка сильной личности отстоять себя приводит к греху.
    Утеснение со стороны жестокой человеческой среды порождает у даровитых натур желание преодолеть притеснение, отстоять свое право на счастье. Однако пути к его достижению оказываются ложными. В таком положении как раз и очутилась Катерина.
    Ключ к разгадке характера Катерины, а с ним и символа грозы дает нам седьмое явление первого действия. Здесь еще совершается экспозиция, самая завязка драмы.
    Вспомним знаменитый монолог Катерины ("Почему люди не летают...") и весь дальнейший разговор с Варварой. Этот эпизод раскрывает Катерину как натуру поэтическую, прекрасную, которая никак не согласуется с окружающим миром. И мы понимаем, что такую возвышенную душу так или иначе ждет беда. Возникает как бы предощущение грозы. Это ощущение укрепляется в нас после встречи Катерины с выжившей из ума барыней.
    Катерина и без того осознает всю греховность своей любви, а тут еще эта сумасшедшая начинает обвинять ее в человеческом беспутстве, в опошлении красоты... Конечно, мы понимаем, что ее слова не относятся именно к Катерине, и раньше эта сцена воспринималась как характеристика темной, невежественной среды. Но при этом затмевался и символический смысл слов старухи.
    Красота как средство удовлетворения личных интересов не только грех, но и разрушение человека. Такая красота бездуховна и приводит к трагической развязке.
    Что касается Катерины, то она воспринимает старуху как олицетворение темной стороны судьбы. И потому девушка принимает решение покончить с собой, прежде чем ее постигнет расплата. Она хотела очиститься, а очищение она видела в приближении к Богу.
    Может показаться странным, что Катерина отважилась на подобный поступок - ведь самоубийство не меньший грех, чем измена. Но мне кажется, что душа, любящая и много страдавшая в этой жизни, заслуживает прощения. И оказалось, что своим решительным движением, стремлением идти на судилище, героиня частично искупила свой грех.
    Отсюда еще один смысл названия: гроза - это не только наказание, это и очищение. Ведь после грозы воздух становится свежее, земля чище. А значит, и порыв Катерины не остался незамеченным. Возможно, кого-то из жителей Калинова он заставит задуматься. А вместе с ними и нас.

    В пьесах Островского отразилась, словно в зеркале, вся жизнь русского купечества. Драма Гроза показывает читателю достоверную картину трагедии, которую можно считать совершенно обыденным явлением для купеческой среды. Быт и нравы русского купечества были способны довести человека до нравственной и физической гибели, и Островский в своих произведениях показывает все ужасные в своей обыденности и типичности обстоятельства, сопутствующие подобной трагедии. Один из жителей города, Кулигин, говорит: Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!.

    Жестокость настолько тесно вплетена в жизнь города и его обитателей, что никому даже в голову не приходит противиться и негодовать по этому поводу. Все окружающие вынуждены мириться с существующими порядками и нравами. Единственное, что в городе есть светлого, чистого и прекрасного, это изумительно красивая природа. Не случайно в самом начале произведения отдается дань этой вечной красоте, не зависящей от злобы и жестокости людей. Кулигин говорит о красоте родной природы: Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу и все наглядеться не могу. Волга символизирует собой свободу, а любой человек в городе Калинове зависит от окружающих, от жестоких нравов и чужого мнения, зачастую несправедливого. Именно поэтому в воздухе явно ощущается какая-то духота. В природе такое встречается перед началом грозы. Темное царство старается поработить всех, кто имеет хотя бы малейшие предпосылки к тому, чтобы думать или действовать самостоятельно. Все подчиняются, поэтому такие представители темного царства, как Кабанова и Дикой, могут беспрепятственно устанавливать свои порядки. Кабаниха на редкость отвратительный персонаж, она жестока, властолюбива, но при этом глупа и ограниченна. Она лицемерна, в ее душе нет ни жалости, ни сострадания к окружающим. Про нее говорят, что она ханжа, нищих оделяет, а домашних заела совсем. Кабаниха постоянно упрекает всех вокруг за то, что они не проявляют к ней должной почтительности и уважения. Впрочем, и уважать ее совершенно не за что. Кабанова настолько донимает своих домочадцев, что они тихо ненавидят ее. Иначе к ней относиться просто нельзя. Кабанова требует, чтобы все ей повиновались. В глубине души она чувствует, насколько непрочной является ее власть над окружающими. И это заставляет ее еще в большей степени злиться и ненавидеть всех вокруг. Она тоже несчастная жертва темного царства. Возможно, в молодости она была иной, но существующие порядки привели к тому, что она превратилась в злобное и жестокое существо. Кабаниха не может понять даже членов своей собственной семьи, среди которых постепенно устанавливаются иные отношения, нежели те, к которым она привыкла. Марфе Игнатьевне трудно понять, что каждый человек это целый мир, целая Вселенная. И поэтому каждый человек имеет право на собственную жизнь, которая строится по иным принципам, нежели те, которые проповедует она. Кабанова считается в городе уважаемой и влиятельной женщиной. Она и купец Дикой составляют цвет городской знати. Немудрено, что в городе царит такая удушающая атмосфера, ведь все порядки устанавливают такие ограниченные и злобные люди. Достаточно посмотреть, как купец Дикой относится к окружающим: он присваивал деньги своего племянника, оставшегося сиротой. И он всячески шантажирует племянника, угрожая, что он не получит свои деньги, если не будет к нему достаточно почтителен и послушен его воле. Дикой не платит денег крестьянам, он унижает людей, растаптывая их человеческое достоинство. Дикой и Кабаниха одного поля ягоды. Они крайне эгоистичные люди, которые ценят только себя, а окружающих стараются не брать в расчет. Катерина изначально представляется обладательницей совершенно противоположных качеств, чем те, которые свойственны представителям купеческой среды. Катерина мечтательна и нерасчетлива Несмотря на то что она выросла в такой же купеческой семье, к ней родители относились совершенно иначе. Катерина сама вспоминает с грустью о своем девичестве: Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала. Катерину выдают замуж насильно, как, впрочем, и было принято в купеческом обществе того времени. Она не питает никаких чувств к своему мужу, поэтому сама жизнь в доме Кабановых угнетает ее. Катерина мечтает о свободе, о радости, о настоящей, полной событиями жизни. А ей приходится прозябать в атмосфере всепоглощающей тупости, ханжества и фальши. Све
    кровь пытается унизить Катерину, а той только и остается, что терпеть. Катерина нежна и мечтательна, она страдает от отсутствия любви и заботы. Ей скучно, тоскливо и грустно. Она абсолютно несчастна Муж Катерины безвольный и слабый человек, Катерина его не любит, а он даже не пытается защитить свою жену от злобной и несправедливой свекрови. Любовь к Борису является для Катерины уходом от серости и однообразия повседневной безрадостной жизни. Катерина не может отказаться от своего чувства. Ведь любовь единственное, что есть у нее чистого, светлого и прекрасного. Катерина человек открытый и прямодушный, поэтому она не может скрывать свои чувства, приспосабливаясь к царящим в обществе порядкам. Катерина больше не может оставаться в этом городе, снова терпеть унижения свекрови. И она принимает решение уехать с любимым человеком. Но он отказывается: Нельзя мне, Катя. Не по своей воле еду: дядя посылает. Катерина с ужасом понимает, что ей снова придется жить с мужем и терпеть порядки Кабанихи. Душа Катерины не выдерживает. Она решает броситься в Волгу и обрести свободу в смерти. Катерина расстается с жизнью в тот момент, когда над городом разразилась гроза. Гроза в природе радикальным образом меняет атмосферу, пропадает жаркое и удушающее марево. Смерть Катерины явилась для общества той же самой грозой, которая заставила людей иначе взглянуть на собственную жизнь. Теперь даже Муж Катерины понимает, кто виноват в смерти женщины. Он обвиняет в трагедии собственную мать: Маменька, вы ее погубили! Вы, Вы, Вы. Смерть Катерины явилась тем знаком, который заставил очнуться окружающих, открыть глаза, долгое время закрытые пеленой лжи, лицемерия и ханжества. Самодурство, равнодушие и людское безразличие к чужой судьбе губит людей не только физически, но и духовно. Драма носит название Гроза потому, что в данном произведении гроза является не только природным, но и социальным явлением. В городе назревала взрывоопасная ситуация, и наконец она произошла под влиянием среды и окружающих людей несчастная женщина добровольно рассталась с жизнью.

    1. Пьеса “Гроза” написана Островским в 1859 г., незадолго до реформы 1861 г. В этой драме автор ярко вырисовывает социально-бытовой и семейный уклад России того времени. На таком фоне зреет и...
    2. В “Лесе” Островского, как и во многих других произведениях, отражается авторский взгляд на окружающий его мир. Значительную роль для подобного обращения между автором и читателем играют ремарки. Многие великие произведения...
    3. Катерина – русский сильный характер, для которого правда и глубокое чувство долга превыше всего. В ней чрезвычайно развито стремление к гармонии с миром и свободе. Истоки этого – в детстве....
    4. Действие драмы происходит в вымышленном провинциальном городе Калинове. Его жители знать не знают других земель и стран. Даже о своем прошлом они сохранили смутные, утратившие смысл воспоминания: Литва к ним...
    5. Пьеса Островского была написана в 1859 году, во время подъема революционного движения масс, в эпоху, когда личность вставала на борьбу за свое раскрепощение. “Гроза”, по мнению Н. А. Добролюбова, “самое...
    6. “Бесприданница”- драма буржуазной эпохи, и это обстоятельство решающим образом влияет на ее проблематику и жанр. Здесь уже нет абсолютного противостояния героини и среды. Человеческая талантливость Ларисы, ее стихийное стремление к...
    7. Наиболее непосредственно и прямо цели А. Н.Островского, его идеология воплощаются в реалистических пьесах, овеянных в той или иной мере романтикой, в таких как “Доходное место”, “Гроза” и “Бесприданница” Здесь прекрасен...
    8. Перу русского драматурга А. Н.Островского принадлежит множество произведений, в том числе и драма в четырех действиях Бесприданница. Ее герои – Харита Огудалова – вдова, ее дочь Лариса, делец Кнуров, представитель...
    9. Странно, что великолепное, хоть и несколько наивное произведение Островского в последнее время все реже упоминается в школьных программах Вот так всегда: или восторгаемся по приказу вышестоящих, да еще и не...
    10. БОЛЬШОВ – герой комедии А. Н.Островского “Свои люди – сочтемся” (1849, первонач. назв. “Банкрот”). Б.- первый в череде созданных Островским образов купцов-самодуров. Гордей Торцов, Брусков, Дикой, Хрюков, Ахов, Воронцов, Курослепов,...
    11. Персонажи в пьесе “Гроза” живут в кризисном, катастрофическом состоянии мира. Мораль, которую представляет Кабаниха и Дикой, давно уже устарела. Люди, которых мы здесь видим, живут в благословенных местах: город стоит...
    12. В атмосфере “темного царства”, под гнетом самодурной силы тускнеют, чахнут живые человеческие чувства, слабеет воля, меркнет разум. Если же человек наделен энергией, жаждой жизни, то, применяясь к обстоятельствам, он начинает...
    13. Не зря в скупой авторской ремарке последнего действия пьесы “Гроза” написано: “Декорация первого действия. Сумерки”. Сумеречный мир предъявлен нам талантливым драматургом, мир, в котором “гроза” не способна развеять мрак иначе,...
    14. “Художественность, например, хоть бы в романисте, есть способность до того ясно выразить в лицах и образах романа свою мысль, что читатель, прочтя роман, совершенно так же понимает мысль писателя, как...
    15. Драма “Гроза” была написана Александром Николаевичем Островским в 1859 году после путе-шествия по Волге. Считалось, что прообразом Катерины послужила некая Александра Клыкова. Ее история во многом схожа с историей героини,...
    16. В “Бесприданнице” затронута проблематика произведений Островского предшествующих лет: изображен мир предпринимателей, их обычаи, законы, нравы; в дворянско-купеческой среде разыгрывается трагедия человека, живущего по законам “горячего сердца”. Но в “Бесприданнице” все...
    17. Русские писатели XIX века часто писали о неравноправном положении русской женщины. “Доля ты! – русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать!” – восклицает Некрасов. Писали на эту тему Чернышевский, Толстой,...
    18. Довольно часто кинорежиссеры ставят свои фильмы на основе классических произведений, так как именно в тех заключены основные уроки и ценности. Например, фильм Эльдара Рязанова “Жестокий романс” был поставлен по сюжету...
    просмотров
    просмотров