Всем ли надо подавать милостыню? Должно ли быть рассуждение в милостыне.
Многие верующие, особенно живущие в городах, смущаются: давать ли тем, кто просит милостыню у храмов. Опыт жизни показывает, что таковые просящие в большинстве своем - профессионалы-попрошайки. Во всех ли случаях нам нужно безрассудно руководствоваться словами Христа: «Просящему у тебя дай» (Мф. 5:42), или все же следовать другому: «Будьте мудры, как змеи»(Мф. 10:16)? Всегда ли будет польза в подаче милостыни, или иногда не подать, и это будет лучше милостыни: не дать лихоимцу лихого имения?
Подойдите к любому архиерею, настоятелю храма или монастыря и попросите несколько миллионов. Даст ли? Скорее всего, нет. Дело даже не в том, что у самой Церкви средств мало. Даже если бы и были средства, то любой член Церкви задался бы вопросом: а зачем тебе? Будет ли польза? Не корыстно ли просишь?
Апостол Иаков пишет: «Прóсите, и не получаете, потому что прóсите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений.» (Иак. 4:3).
Итак, если и Бог не всем дает, нам ли всем давать? Знаю таких, которые имеют и квартиры, и пенсии, но сидят и попрошайничают, потому что одержимы пьянством или сребролюбием. Они лицемерно, притворно крестятся, а в храмах не бывают и не молятся ни в воскресенье, ни в великие праздники,- даже на Рождество и Пасху не заходят. Но ведь Господь попускает даже крайнюю бедность для того, чтобы смирить и призвать к Себе человека. «Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Есмь в скорби, и избавлю его и прославлю его.» (Пс. 90). Но до Бога таким людям нет дела. У них здесь, на паперти, свой бизнес.
Мой друг привез из Дивеева следующий рассказ.
Сидел он в Арзамасе на вокзале, ждал своего автобуса. В зал ожидания вошла семья: муж и жена с маленьким ребенком. Они имели жалкий вид, были плохо одеты. Через некоторое время они ушли и вернулись в другой, очень хорошей одежде. Сели рядом с моим другом. Тот вопросил их: что это, мол, за маскарад такой? От радости бесовской, от лихомства потеряв осторожность, его новые знакомые ответили: «А мы ездим в Дивеево и притворяемся нищими». Мужчина изображал калеку, женщина кормила грудью ребенка, у всех вызывая жалость. «Вот, - говорили они, - еще раз съездим и себе двухэтажный дом достроим». Друг мой был потрясен их ответом и сказал, что в этом доме они счастливо жить не будут… На это мужчина и женщина, озлобившись, стали его поносить, могла возникнуть драка. Не желая последнего, мой друг взял свои сумки и ушел от этих лженищих. И таких историй очень много. Не случайно начальство Дивеевского, Верхотурского и других монастырей запрещает давать милостыню рядом с монастырями . Они говорят (и совершенно справедливо, объективно оценивая ситуацию), что нищих у них нет; что те, кто нуждаются, могут потрудиться в монастыре и заработать. Говорят, что монастырь печется и о семьях нуждающихся, помогает. А сидящие и просящие у ворот и на папертях - ряженые профессионалы.
Другой мой друг как-то подал такому нищему милостыню. Затем подумал и спросил его: «Скажи честно, надо ли было тебе давать, или нет? Вот, я сам студент, живу в общежитии, у нас маленький ребенок , сами нуждаемся. Надо ли было тебе давать?» Тот подумал и ответил: «Да, лучше бы ты мне не давал…» Таких лихоимцев очень-очень много. Им предлагаешь, к примеру: возьми метлу, подмети у храма, и мы тебе заплатим. Взрослые, трудоспособные мужики отвечают: сам мети, не хочу. Или просят «на хлеб», предлагаешь: пойдем в магазин, купим, что нужно, - отвечают: сам иди, не хочу. Некоторым дают продукты, а они от них отказываются, или берут и после твоего ухода выбрасывают и снова просят, ожидая денег. Как противно видеть как «нищие» у храма из горлышка пьют спиртное, у храма же и блудят на газонах. Как-то у храма на Радоницу видел лежащую на асфальте женщину. В обеих руках ее были большие сумки, набитые едой. Я подошел посмотреть, жива ли, не надо ли помочь. И тут из кустов появляется улыбающаяся физиономия пьяницы средних лет: «Да ты ее не трогай, она пьяная», - сказала физиономия, - «Просто лишку хлебнула».
Просят также семьи таджикских цыган - люлли. Они сидят с детьми, даже с младенцами. Сидят и летом и зимой, но какое здоровье надо иметь, чтобы подолгу сидеть на морозе и просить, конечно одеты они соответственно… Наши семьи боятся заводить третьего или четвертого ребенка, потому что не на что будет кормить, одевать, учить. Но цыганки рожают, значит, их сборов вполне хватает, да и дети их с малолетства зарабатывают сбором милостыни. Как кукушки, подбрасывающие свои яйца в гнезда других птиц, они перекладывают содержание своих детей на плечи окружающих. Будут ли их дети учиться, честно работать? Легче быть наркокурьерами, заняться криминалом, изображать из себя нищих, но не работать. А где их мужчины, которые обязаны содержать своих жен и детей?
Мошенники-лихоимцы, лженищие бывают наглы и изобретательны. Не стесняются одеваться как священники или монахи в подрясник и скуфью, отпуская бороду.
Как-то мой друг подал щедро одной «старушке», стоящей в подземном переходе. Та, согнувшись, как крючок, опиралась на палку, лица не было видно за платком, надвинутым низко на глаза. Удаляясь от нее, почувствовал: что-то не то… Стал вспоминать все медленно, и в памяти всплыло: протянутая рука была не старческой, а рукой молодого человека , - парня или девушки. Бывают случаи, когда таких лженищих выгоняют из храма, за пределы церковной территории, на что эти наглецы обращаются в прокуратуру с жалобой на настоятеля храма, якобы нарушающего их «права человека».
Так всем ли давать? Не слышат они слов Св. Писания: «Смерть грешников люта» (Пс. 33), и «…лихоимцы Царства Небесного не наследуют» (1Кор. 6:10). Своими ушами я слышал, как одна грозила пожилому священнику, выгонявшему ее из храма, расправой: повесить его на его же кресте, висящем на груди. Знаю молодых, работоспособных женщин и мужчин, которые днем рядятся и просят милостыню, а вечером гуляют в совсем иной одежде, с пивом в руках и с бесовской радостью в душах.
«Завещаем же вам, братия,.. удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно… ибо мы не бесчинствовали у вас, ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работали ночь и день, чтобы не обременить кого из вас… чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам. Ибо, когда мы были у вас, то завещали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают…» (2Фес.3:6-11). Некоторые, получив отказ, могут задуматься: может, лучше заработать?
В XIX в. был открыт древний памятник церковной письменности, «Учение двенадцати апостолов», датируемый концом I -началом II в.н.э. На него ссылались святитель Климент Александрийский, святой Афанасий Великий включает его в список Богодухновенных книг. Изучение этого памятника входит и в семинарский курс патрологии. Напечатан он в 8-м томе « Настольной книги священнослужителя» и изобилует цитатами из Евангелий и Апостольских посланий. Вот что мы в нем находим касательно нашего вопроса: «Горе принимающему, ибо, если кто, имея нужду, принимает, тот будет неповинен ; если же кто принимает, не имея нужды, тот даст отчет, почему принял, и на что… Но и о сем так же сказано: пусть милостыня твоя запотеет (запреет) в руках твоих , пока ты не узнаешь, кому дать .» (гл. I ст. 5-6). На кого ссылается автор этого памятника? Вероятно, на слова Христа не вошедшие в Св.Писание, но передаваемые изустно. Подобные ссылки мы находим и у апостола Павла, так называемые аграфы.
Главу Х II приведу полностью: « 1 Всякий, приходящий во имя Господне, да будет принят, а потом, испытав его, вы узнаете (как поступить), ибо вы будете иметь разумение правого и ложного. 2 Если приходящий - странник, помогите ему, сколько можете, но он не должен оставаться у вас более двух дней, и то, если нужда оказалась. 3 Если же он пожелает поселиться у вас, то, если он ремесленник, пусть трудится и ест. 4 А если он не знает ремесла, то вы по своему усмотрению позаботьтесь о нем, но так, чтобы христианин не жил среди вас праздным. 5 Если же он не желает так поступать, то он христопродавец. Остерегайтесь таковых!»
Видим, что неизвестный апостол называет таких людей христопродавцами, уподобляя Иуде-предателю или торговцам именем Христовым.
Святитель Василий Великий пишет: «Нужна опытность, чтобы различить истинно нуждающихся от просящих по любостяжательности. Кто дает угнетенному бедностию, тот дает Господу, а кто дает всякому мимоходящему, тот бросает псу, который докучает своей неотвязностью, но не возбуждает жалость своей нищетой». Он же повторяет выше приведенные слова: « милостыня да запотеет в руках твоих, пока ты не узнаешь, кому даешь».
Иногда люди, подав милостыню, испытывают затем внутреннее смущение и смятение. Это оттого, что дал напрасно, не в пользу; это не от скупости и жадности, но это известие от Бога . Если же человек сделал доброе дело, то в сердце приходит великая, чистая радость и умиление, «душа поет». Напротив, вследствие недолжного поступка душа тяготится, смущается. Как же нам узнать, когда подавать милостыню, а когда нет? Необходимо молиться и рассуждать, просить совета у Бога. «Молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Лк.22:40), «Ибо без меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5), «Проси́́те и дастся вам» (Мф. 7:7). Если, помолясь, ум и сердце молчат, то проходи спокойно мимо; если требует дать, — дай, но спроси у Бога, сколько дать. Если сердце смущается, то не торопись подать. Можно спросить у людей, работающих в храме, или у священника, который в нем служит. Они в лицо знают прилепившихся к храму профессионалов-нищих. Господь устрояет так, чтобы люди научались и друг от друга.
Конечно, мы должны быть милостивы, и без этого нам не спастись. Милостыню нужно совершать разнообразно, и словом, и делом, и заботой о ближних, и делать это с радостью, с умом и рассуждением. И слова Христа «Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая.» (Мф. 6:3) обозначают не слепое и безумное делание (не напрасно нам дан ум и рассудок), но означают, что делание милостыни должно быть у нас таким естественным, как естественно, без задержки, руки справляются с привычным делом. И «руки» в этих словах Христа нужно понимать не только буквально, но и в переносном смысле, как образ действия. Сюда входит и доброе, любящее слово , утешение, мудрый совет, молитва. И это – милостыня, но без участия рук.
Если же хотите помочь материально, то проси́те у Бога, и ищите, кому можно дать и кто истинно нуждается. Много бедных семей, больных людей, брошенных детей. И чаще они нуждаются не столько в еде, одежде, но более в духовной помощи. Многие пребывают в неведении о Христе, о Церкви, о вечной жизни . Если не знаете, как правильно поступить, можно подойти к священнику, предложить свою помощь в тех социальных, миссионерских, душепопечительских проектах, в которых участвует тот или иной храм. Кто-то занимается с молодежью, в школах, в детдомах, кто-то посещает дома престарелых, больницы, тюрьмы, взаимодействует с правоохранительными органами, армией. Кто-то помогает в распространении и финансовой поддержке православных печатных изданий ; хорошо, если кто-то будет посильно помогать детям-инвалидам, откликнется на призывы участников проекта «Эра милосердия» или на подобные. Может быть, появится желание помогать восстанавливать и устраивать монастыри и бедные сельские храмы, где денег и помощников иногда очень не хватает. В общем, форм милостыни очень много.
Как происходит очищение грешника в аду?
По учению Святой Церкви, когда Церковь молится за усопшего, родные подают милостыню, поминают его в своих домашних молитвах, человек постепенно переходит из одного слоя в другой. И по усиленной молитве Церкви эта душа может быть избавлена от адских мук.
Что значит "отдать десятину"Богу?
Мы должны постоянно обновляться, делиться с ближними. Любой сосуд, наполненный водой или вином, жаждет обновления: воду из него выливают, а потом наливают новую. Если его не трогать, вода позеленеет, испортится, станет непригодной.
В Священном Писании сказано, что десятую часть от своих трудов надо отдавать Господу. Господь в наших десятинах не нуждается. В них нуждаемся мы сами, для нашего обновления. Апостол Павел говорит: "Дающего рука не оскудеет". Слова апостола уже две тысячи лет остаются в силе. Чем больше отдаем от себя, тем больше получаем от Бога.
Если человек скупой, ему трудно с этим смириться. Мы часто таким советуем: "Отдавай для начала ненужные вещи. Начни с этого. А привыкнешь, жалко не будет, и с дорогими для тебя вещами легко расстанешься. У тебя не будет пристрастия ни к чему."
Нужно душу раскрыть в добре. Это самое главное. Для этого и существует "десятина". Отдавайте ее Господу. Как сделать это?
Если вы знаете человека, стоящего на улице с протянутой рукой, который собирает не на выпивку, а на самом деле терпящего нужду, надо ему помочь. Через руки вдов, сирот, бедных Сам Бог принимает. Можно отдавать десятину на стройку храма, монастыря, на восстановление церковных зданий, больниц, православных школ. Человек везде может проявить свою любовь к Богу и ближнему.
Как понять слова Писания "давать только правой рукой "?
Господь говорит: "... пусть левая рука твоя не знает, что делает правая" (Мф.6,3). Эти слова означают, что мы не должны хвалить себя за подаяние, хвалиться перед людьми своими добрыми делами . Рассказал кому-то - можешь это доброе дело потерять. Если принял похвалу здесь - там, на Небе, награды не жди.
Надо подавать от сердца, с любовью, с участием и состраданием. Нельзя жалеть! И когда вас вдруг обворуют, тоже не жалейте и воров не ругайте. Не будете роптать, это засчитаются вам на Небе как милостыня.
Одна женщина продала квартиру и какие-то денежки отдала в монастырь. Живут вместе с сыном в монастыре. А сыночек начал пить все больше и больше... Уговоры безполезны. Дошло до того, что на монастырском МАЗе ударил чью-то машину. Женщина попала в реанимацию, еще один пассажир руку поломал. Машина их пришла в полную негодность, и монастырская крупного ремонта требовала. А все почему? Укорили, что "мы, продав квартиру, дали денежки на монастырь, а нам здесь и уголочка свободного нет, где бы отдохнуть, полечиться." Укорили Господа: "Мы дали, а у нас ничего!" А Господу такая жертва не угодна!
Дали с любовью - и забудьте об этом. Господь умножит это добро во много раз, когда наша душа выйдет из тела.
Всякая ли милостыня принимается Господом?
Милостыня, как и жертва, может быть разная. Когда израильский народ сорок лет шел по египетской пустыне, пророк Моисей поднялся в горы для молитвы Богу. А люди в это время отлили из золота тельца и поклонялись ему. Все израильтяне сняли тогда с себя золотые кольца, украшения и пожертвовали на этого идола. Но Господу эта жертва не была угодна.
Из Ветхого Завета мы знаем и другой случай, когда израильский народ жертвовал золото и серебро для построения храма. Это было Господу угодно.
У нас у ворот монастыря стоят люди, собирают деньги. Мимо проходят люди, верующие и прохожие, и подают им. И некоторые из этих нищих напиваются и палками начинают гонять друг друга, избивать. Такая милостыня не приносит добра. Если хочешь помочь человеку, страдающему страстью винопития, лучше дай ему хлеба, продуктов, одежду, помоги его детям.
Есть люди, которые имеют острую нужду, но стесняются просить. Они с утра до вечера работают, но получают гроши, а то и вовсе без работы, инвалиды. Вот таким людям надо помогать.
Когда мы даем милостыню нуждающемуся, Сам Христос принимает ее.
Одному благочестивому старцу, когда он раздал все свое имущество, говорили: "Что ж ты себе ничего не оставил?" Он им отвечал: "Милые мои, как вы не поймете? Когда человек переезжает из одного дома в другой, он все богатство берет с собой. Настает время моего перехода в тот мир. Так и я. Все богатство через руки вдов, сирот, ближних передаю для себя в тот мир".
Почему милость фарисея не угодна Богу?
Фарисеи считали себя праведными, но эта праведность была Господу неугодна. И Господь говорит: "Не будьте как фарисеи". Что делали фарисеи? Они приходили в людное место, на площадь, в рожок созывали нищих. Все, кто хотел получить милостыню, к ним бежали. Фарисеи вытаскивали котомочку с деньгами и перед всем народом раздавали милостыню.
Господь запретил делать добрые дела напоказ, сказав: "Когда молишься, войди в комнату твою (т.е. внутрь себя) и, помолись Отцу твоему, Который в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" (Мф.6,6). И о посте Господь предупреждал, что не надо поститься только внешне, чтобы все видели и знали, что ты постишься. Так делали фарисеи, в посты они ходили с унылыми, постными лицами. Раньше постились во вторник и четверг, потому фарисей, пришедший с мытарем в храм, говорил: "Пощусь два раза в неделю" (Лк.18,12). Подвиги надо совершать тайно, только для Бога.
Скажу из опыта. Когда новоначальные только начинают читать каноны, акафисты, стоит им похвалиться, мигом теряют способность к усердному молению. Молитва не идет. И они не могут ее восстановить, потому что нас только благодать Господня поддерживает. Святитель Иоанн Златоуст говорит: "Если благодать Божия нас не сохранит, сами мы не сможем ничего сделать".
"Блажены милостивый, ибо они помилованы будут " (Мф.5,7),- говорит Священное Писание . Что нужно делать сейчас, чтобы быть помилованным в будущем?
К блаженной Сарре пришла одна сестра и говорит: "Помолись обо мне, госпожа моя". Отвечает ей блаженная: "Ни я не помилую тебя, ни Бог, если ты сама не будешь миловать себя, творя добродетели, как завещали нам святые отцы".
Для того, чтобы быть помилованным Богом, человек должен быть добрым душой, сострадательным и милосердным ко всем людям, исполняя самую главную заповедь: "Любить Бога и любить ближнего". Как можем мы доказать, что любим Бога? Только через любовь к ближнему.
Интересен пример жизни одного человека. Он приобретает много книг, можно сказать, он в них утонул. Видя, что он много читает, а на деле знания никак не проявляет, сказал:
Ты как монах Мних: он имел много книг, спал на них и не знал, что в них.
А он спрашивает:
Почему? Я все знаю...
Ответь, какая у тебя душа? Ты внутренне закрыт, зажат. Даже грехи пишешь сжато-сжато, на каждой строчке, пропуска между словами не оставляя. Твоя внутренняя зажатость отражается даже на манере твоего письма.
И так в каждом деле.
Получает он около четырехсот рублей. Говорю:
Десятую часть надо отдавать Господу. А ведь никому копейки не дал.
А мне целый месяц надо жить!
Но Господь сказал, что десятую часть надо Богу отдать. Это не я придумал. И апостол Павел говорит, что "дающего рука не оскудеет". Ты в это веришь?
А почему десятую часть не отдаешь?
Но мне же не хватит на месяц!
Господу что от тебя, в первую очередь, надо? Чтобы ты внутренне раскрылся в добре, не был зажатым, жадным.
И сколько ему примеров приводили - до него не доходит. Говорит: "У меня денег нет!" Стал ему рассказывать о людях, как они работали над искоренением жадности. Господь их не оставлял, помогал. Например, епископ Вонифатий был с детства очень добрый, милосердный к нищим, к убогим, ко всем, кто имел в чем-то нужду. Всем все раздавал. Однажды его мать заходит в амбар, а пшеницы нет! Все раздал! Она стала плакать, причитать:
Как же мы теперь целый год проживем? Ведь ничего не осталось!
Он утешал ее, просил, чтобы она не плакала, была спокойна. Отправил ее домой, сам встал в амбаре на колени, поднял руки и говорит:
Господи, Ты же видишь, что я все это делаю ради Христа. Утешь мою мать!
И Господь наполнил амбар, он стал полон пшеницы. Когда мать снова туда вошла, посмотрела, упала на колени!
Господи, прости!
Господь никогда никого не оставляет... ...Продолжая вразумлять моего знакомого, говорю:
Когда к нам на территорию люди приходят, просят помощи, смотрим, какие они. По нескольку человек каждый день приходят, и все разные. Говорят: "Я не ел двое-трое суток". - "Подожди, сейчас тебя накормят". У некоторых действительно острая нужда. Им даем поесть, денег куда-то доехать. И происходит чудо: Господь возвращает эти деньги, преумноженные в несколько десятков раз.
Показал ему их:
Видишь деньги? Мы их даем, и они возвращаются.
Господь сторицей возвращает.
А у меня нет денег, чтобы раздавать.
Ты начни с малого. Начнешь с малого, Господь пошлет тебе через разных людей . И продукты, если ими будешь делиться, преумножатся. Чем больше будешь давать, тем больше Бог будет посылать для твоего существования. Так исполняются слова "дающего рука не оскудеет", "блаженнее давать, нежели брать".
Один монах жил, спасался. И пришел к нему нищий, просил:
Дай мне ради Христа одежду, я полностью износился.
Монах снял с себя старую одежду , надел новую, а нищему отдал то, что снял. Потом зашел к себе и говорит:
А ведь он просил "ради Христа". Что ж я Христу даю старую одежду, ношенную, а себе новую оставил. Нет, я догоню, отдам ему эту!
Догнал, отдал ему новую одежду , сам же снова надел старую. Нищий, просивший одежду, продал ее. Одежда пошла по рукам, перепродавалась. Однажды монах на рынке в городе увидел ее на торгу. Опечалился духом, пришел домой и стал сокрушаться: "Господи, я согрешил, одежду отдал, а он ее продал и, видать, пропил. Я соблазнил человека новой одеждой". Господь его утешил. Слышит монах во сне голос: "Брат, проснись". Пришел он в себя и увидел Христа, стоящего перед ним в его одежде. Спросил Он монаха:
Это твоя одежда? Ты ее дал нищему?
Когда ты одежду давал нищему, Я принял ее, и сей час она на Мне. Не скорби. Ты сделал доброе дело.
Когда мы даем что-то ради Христа, то должны жертвовать с любовью. Нельзя жить только для себя, пора начать отдавать, чтобы душа раскрылась в добре.
Насколько важна милостыня тяжело больного, лежащего на смертном одре человека?
Вспоминаю, у нас в Троице-Сергиевой Лавре жил благочинный - отец Феодорит, сердечник; у него был инфаркт. Еще при жизни он постарался из своей кельи все раздать. Какие книги у него были - он монахов вызвал и каждому дал книгу, чтобы те, читая вспоминали его. Своими руками при жизни все-все раздал.
Очень важно, когда человек при жизни распределяет свое имущество между родственниками, ближними: и дом, и квартиру, и вещи. Если он этого сделать не успевает, зачастую ближние начинают делиться и судиться. Человека еще не похоронили, а скандалы огнем полыхают, все переругались. Тут уже не до похорон.
Бывает, человек не успел все раздать, тогда родственники должны с пониманием отнестись к этому: раздать вещи нуждающимся, чтобы молились о упокоении его души. Милостыня избавляет человека от многих грехов.
Святые отцы говорят, что можно спастись только милостыней, не имея каких-то других особых добродетелей. Так ли это?
Милостыня покрывает множество грехов. Тот, кто раскрылся в добре и всем помогает, уподобляется Христу. Ведь Господь наш - Сама Любовь, Добро, Милосердие, Источник жизни.
Конечно, в нас живут человеческие страсти. Бывает, что-то жалко отдать. Святые отцы учат так: если человеку не хочется чем-то делиться с ближним, если он жадный, то избавляться от этого порока нужно постепенно, начиная отдавать те вещи, которые не нужны. Начать с этого. А когда привыкнем отдавать ненужное, легче будет отдавать и самое любимое, нужное.
Как-то поздравляли одного батюшку и подарили ему хорошие часы. Настольный будильничек в форме яйца. Сверху открывается и звонит. Очень приятные часы, всем понравились. А потом был день Ангела у нашего архиерея. Священник подумал: "Что же подарить? Надо же самое хорошее, самое ценное... Ну-ка, отдадим эти часы". Когда их владыке дарили, он сказал священнику:
Какие прекрасные, дорогие часы ... Пусть они у Вас останутся...
Знаете, Владыко, - ответил тот, - нам надо учиться ни к чему не сердцем не пристращаться. Жалеть ничего не надо. Господь не оставит: надо иметь будильник, пошлет.
Что интересно? Через два дня к священнику пришли гости и, поздравляя, подарили часы. Тоже будильник, как бы позолоченный, лучше, чем первый.
Таких случаев каждый православный христианин может вспомнить немало. Апостол Павел говорит: "Дающего рука не оскудеет". Блаженнее давать, нежели брать.
Обращаясь к жизни подвижников, видим: они всем творили добро. В этом раскрывали свою душу, любя Бога и ближнего. Одному благочестивому старцу прихожанка дала миску ягод. Он принял, поблагодарил и передал другому брату. Тот другому... Так эти ягоды обошли всю братию и вернулись к этому же старцу. О чем это говорит? Все они единого духа - Духа Христова. Дух Христов всех объединяет в любви, всех собирает в единое Тело Христово - Церковь. А Глава этого Тела - Сам Христос. Этим Духом богата и сильна Церковь.
Обычно говорят: "Как ни ступил, так грех сделал". Но можно жить и иначе: как ни ступил, так доброе дело сделал. Можно всем помогать и словом, и делом. Если нечего нам ближнему дать, у нас есть силы, бьется сердце, течет кровь. Можно пойти в больницу, в дома престарелых ухаживать за больными, за инвалидами. Слово утешения будет им приятнее, чем безликая "забота государства". Слово тоже может быть милостыней. И молитва тоже милостыня. Даже наша добрая мысль о дурном человеке , сожаление о его падении тоже своего рода милостыня.
Человек через милостыню внутренне начинает уподобляться Богу, исцеляется от страстей. Милостыня покрывает множество грехов.
Сейчас такое тяжелое время . Творить материальную, денежную милостыню не каждому по силам...
Есть такая притча. Один человек сказал своему другу: "Я желаю видеть царя, проводи меня к нему". Друг отвечал: " Пойду с тобой только половину пути". Тогда он обратился к другому другу: "Пойдем со мной к царю Второй отвечал: "Я могу провести тебя только до царского дворца". Обратился он к третьему: "Проведи меня к царю". Третий ответил: "Я доведу тебя до дворца, введу во дворец, скажу о тебе царю и представлю тебя ему".
Святые отцы так толкуют эту притчу. Первый друг - это подвижничество, которое доводит до истинного пути. Второй друг - это чистота, которая достигает до небес. А третий - это милостыня, которая с дерзновением приводит к Самому Царю - Господу.
Милостыня спасает. В одном селе жила благочестивая вдова. Она давала стол и кров всем, кто нуждался в нем. И дети у нее были благодетельные, богобоязненные. Когда проезжали по своим торговым делам купцы, все останавливались у нее. Был большой двор , была большая хорошая баня. Дети распрягали лошадей, кормили, поили их, купали в реке. Баню для купцов топили, чай готовили. Уезжая, купцы сердечно благодарили за приют. Были поля у этой вдовы, и сажали там не только для себя, но и для нищих, убогих, сирот. И благодать Господня почивала на этом доме. Бог хранил от всех врагов видимых и невидимых.
Ехали однажды купцы и издалека увидели: село горит. Многие дома занялись. Что делать? Их немного, все дома не потушить. И решили: поедем скорее, поможем вдове, что нас принимала. Спасли ее дом, хозяйство. Так Господь за добрые дела оградил ее от большой беды.
А в другой семье дети не сохранили родительского благословения принимать в дом всех нуждающихся. После смерти родителей перестали делиться хлебом со страждущими, с разбором давали - кому дать, а кого отослать ни с чем. Божие благословение отошло от дома: поля перестали родить, продукты иссякли, животные перестали плодиться. Разъехались дети из родительского дома в разные стороны, чтобы не умереть с голода.
Так и наша Россия. Пока была верна Господу, народ хранил веру православную, все страны кормила хлебом. А когда пришло время испытаний, народ отступил от Бога, обнищала Россия и духом, и хлебом. Встала на колени с протянутой рукой.
Сеют хлеб на полях с матом, и убирают так же. У комбайнера под сиденьем всегда бутылка, редко кто без "горючего" обходится. Поэтому благословение Божие и отошло от полей. Приобретают технику, химические удобрения, на них надеются, а не на Бога... А когда дожди идут, вода с полей с минеральными удобрениями сливается в реки и рыба исчезает. Говорят, сейчас в Волге в воде вся таблица Менделеева. Так пришла Россия к нищете.
Недавно проводили беседу с отдыхающими в санатории. В основном были там пожилые люди. Благодарили за то, что рассказали, как правильно молиться, креститься. Это понятно: к концу жизни человек волей-неволей задумывается о Боге. Процентов восемьдесят начали креститься. А потом двое старичков встали и говорят: "Все это брехня. Все Церковь врет!"
Да, Церковь "врет" уже семь тысяч пятьсот лет. И через это "вранье" люди спасаются и наследуют обители Рая. А вот та "правда", которую нам семьдесят лет навязывали, огромную массу людей спровадила в бездну. Все ушли в ад на вечные муки . За семьдесят лет этой "правды" пришли не к коммунизму, а к алкоголизму. И сейчас добивают Россию...
Можно ли помогать деньгами, заработанными не совсем честно, как бы "лукавыми "?
Деньги, заработанные нечестно, не имеют такой цены, как заработанная плата, поделенная с нуждающимися. Эти деньги, действительно, "лукавые". Когда человек трудился в поте лица, его кровные, "потовые" деньги и цену имеют особую.
Расскажу такую историю. Было это в прошлом веке. В одной семье сыну исполнилось восемнадцать лет. Отец был богатый, но говорит сыну:
Ты стал уже взрослый, надо тебе начинать трудиться.
И, посылая его в другой город, сказал:
Поработаешь там на заводе. И отцу денег привезешь.
Пора тебе самому зарабатывать.
Мать, имея слепую любовь к ребенку, дала ему с собой много денег:
Сынок, там себя не обижай, ни в чем себе не отказывай!
Через год он приехал. Отец спрашивает:
Ну, как, сыночек? Заработал?
Да, заработал.
И подает отцу деньги, что ему дала мать. Отец взял их и... в печь бросил! Сын даже не обратил на это никакого внимания.
Прошло еще время. Отец снова говорит:
Давай-ка, поезжай в город, еще потрудись. Денег ты много заработал. Мне нужны средства.
Сердобольной матери в это время не было дома. И сын без денег поехал в город. Через год приезжает изможденный, в изношенной одежде. Отец спрашивает:
Ну, как, сынок, денег заработал?
Он показывает отцу медяки.
Ну, что ж. Вижу, что потрудился. Взял их у сына и снова в печь бросил. Сын как бросится за ними в огонь:
Это мои деньги, заработанные потом, вот этими руками! Видишь, какие у меня руки?!
Вижу, сыночек! Они тебе достались не так просто. Теперь вижу, что ты действительно трудился.
Эти деньги особенно ценны, дороги. А шальные деньги, незаконные как приходят, так и уходят. Посмотрите на тех людей, которые постоянно воруют, хитростью отнимают деньги у людей. Им всегда мало. У них деньги не задерживаются. И духовно теряют они очень много, приобретая себе средства неправедным путем.
Когда мы даем милостыню человеку, то должны подавать с любовью. И настроить себя так: "Эту милостыню я даю Господу". Помните: Сам Господь через руки нищих, сирот, нуждающихся принимает ее у нас и во сто крат преумножает богатство дающего, говоря: "Дающего рука не оскудеет".
Есть большая разница и забытый ныне смысл в фразе, с которой подают милостыню. Если переставить слова местами, то получится следующее:
"Да оскудѣетъ рука моя" (клятва).
Ср." О, будочники и всѣхъ сортовъ квартальные добраго стараго времени! Да оскудѣетъ рука моя, если она напишетъ недоброе слово о васъ!" (Салтыковъ)
Подавайте побольше милостыни, говоря про себя: "Рука дающего да не оскудеет!" (Степанова)
" Рука дающего, да не оскуднеет " Я и не знала, что подавать милостыню надо очень аккуратно... т. е. не всем и не везде. Есть люди, наказанные Богом за грехи, а есть люди, которым ниспослано тяжкое испытание. Поэтому, проходя мимо, нужно вслушаться в себя и вопросить: "Этому подать?", и услышав голос своей души, услышим ответ, только будет он очень тихим, так что нужно быть внимательным.
Подавать можно, если нищие сидят, например: - у входа в храм, часовню, возле святых источников и святых мест; - у входа на базар; - на остановках.
Существует
золотое правило
: дается всегда на выходе, а на входе - ничего.
Нельзя подавать тем, кто сидит ниже уровня земли (в
подземных переходах
) и пьяным.
Также не следует подавать милостыню сидящим на перекрестках (конечно, не буквально на перекрестке), около аптек и медицинских учреждений (человек отдает свое здоровье), возле кладбищ и "нечистых мест", у почт, под священными деревьями (дуб, яблоня, осина), с табличками или с детьми (это
чистой воды
обман).
Детям до 15 лет давать только продукты, чтобы не развращать. Молодым и людям средних лет деньги давать с осторожностью (в случае злого умысла могут отобрать энергию, здоровье, жизненную силу).
Не следует подавать милостыню по средам - это день Меркурия (будут помехи в делах и торговле, ведь вы отдаете свой успех), в свои дни рождения и крестины.
Прежде чем дать милостыню, надо посмотреть на лицо просителя и его одежду. Если человек грязен и опустился, смотрит исподлобья, "птичьи" черты лица, одноглазый, сухорукий (если однорукий, одноногий - вначале вопросить себя, стоит ли давать? чаще будет ответ - нет), стоящим с шапкой в руке - не подавать.
Милостыню подавайте правой рукой, а что бы не перетянуть на себя несчастья от нищего, не следует передавать деньги ему в руки, а положите их в баночку или шапку, которые обычно у нищих в руках. И помните что деньги вообще не дают в руки. Шапка должна лежать на земле, рядом с ногами (в тонком мире мелкие медные деньги - это слезы, и когда человек наклоняется, с него в эту шапку все скатывается). Если нет возможности положить на землю, то воздержитесь от подачи милостыни. Давая милостыню шёпотом шепните: «Даю лишь дань, а своё оставляю себе!».
Если подаёте вечером, кладите деньги на землю, нищий сам их поднимет. Если вы уверены, что просящий пропьёт деньги, то не давайте их. Давая деньги на пропой вы можете привязать себя к «запойному месту».
Подавать следует средними и мелкими монетами, предпочтительно 5 коп, можно купюры с единицами и нулями (1, 10, 100 руб.). Нельзя подавать монеты с четным числом - 50 коп, разве только на церковь.
Подавать следует, не касаясь руки просящего. Если просят у какого-либо учреждения, например ЗАГСа, особенно с утра, строго определенную сумму мелких монет, это означает, что Всевышний специально послал этого человека, чтобы он забрал все грехи дающего, после чего подавший милостыню спокойно и надежно выйдет замуж или женится, и будет счастлив в браке.
Или, например, кто-то подходит и просит купить букетик цветов на вокзале за определенную сумму, тогда надо купить, и тогда в дороге у вас не будет никаких проблем и вы избежите крупных неприятностей.
Уходя с базара можно подать собирающим милостыню у входа на базар, если они сидят на корточках, на подстилке или стуле, а шапка лежит недалеко от ног.
Подающий сидящему на ящике скоро сам "сыграет в ящик".
Особо пристального внимания заслуживает милостыня, подаваемая в церкви. В церкви милостыню не давать никому. Просящим на монастырь подавать только в притворе церкви. Подавший на выходе из церкви оставляет все свои беды и грехи, снимает с себя груз, а подавший на входе - оставляет его себе, внося в храм и вынося оттуда обратно. Можно подать милостыню, если в ряду сидит
нечетное число
просителей (если четное - подаешь мертвым) - в этом случае желательно подать всем понемногу, если не в ряд - кому сочтешь нужным.
Существует также милостыня в скрытой форме. Например, отказ от сдачи в магазине. В данном случае продавец, получивший милостыню от покупателя, может взять себе его кармические болезни.
Православная вера строится на любви к Богу и людям. Истинный христианин всегда найдет повод, чтобы протянуть руку помощи. Поэтому необходимо научиться жертвовать своим временем и оказывать материальную поддержку нуждающимся людям. Почему надо подавать? Как правильно подавать милостыню? Кому лучше оказать помощь - близкому человеку или постороннему нищему? Давайте подробно разберем эти вопросы.
Почему надо подавать милостыню?
Во всей святоотеческой литературе, мы видим примеры, которые обязывают нас поступать так же. Главный фундамент православной веры - это жертвенность, строящаяся на любви.
- Давай как надобно и, во-первых, давай с приветливым взором от доброго сердца, а не с сожалением и как бы поневоле: не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог (2 Кор. 9, 7).
- Как посеешь, так и пожнешь: посеешь щедро, много и пожнешь; посеешь скупо, мало и соберешь. Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет (2 Кор. 9, 6).
- Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его (Притч. 19, 17).
Примеров того, что милостыню стоит подавать, можно привести бесконечное множество. Подавая милостыню, мы можем отмолить не только свои грехи, но и помочь нашим живым и усопшим близким. Подавая милостыню, даже через силу, мы смягчаем свое сердце. А только в добром сердце может существовать Святой Дух, одна из составляющих Божественной Троицы.
Необходимо жертвовать «за здравие» или « за упокой». Лучше если помощь будет оказана нищему человеку. Часто таких людей можно встретить около церкви. Некоторые правила:
- рассчитайте дома, сколько вы готовы отдать;
- если вы намерены пожертвовать крупную сумму , лучше ее раздать всем нищим по чуть-чуть;
- если финансовая помощь небольшая, выберете одного человека, которому нужна ваша помощь. Кому дать, вам подскажет сердце;
- подавая, попросите помолиться о здравии или об упокоении, назовите имя человека, ради которого совершается жертва;
- не обязательно подавать деньги, это могут быть продукты или вещи.
Часто люди, побирающиеся около церкви, выглядят непривлекательно. Это и грязная одежда, устойчивый запах перегара, внешние увечья, странное поведение . Помните, что вы жертвуете Богу! Отбросьте в сторону внутренние предрассудки, не осуждайте таких людей. Зачастую среди этих нищих встречаются люди, «выброшенные» жизнью, упавшие на самое дно. Причин этому может быть много: и беспризорное детство, когда человек не научился жить по-другому, и болезни физического и психического свойства. «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные», - говорил Бог. И если Он так решил, имеем ли мы право сомневаться.
Кому лучше оказать помощь?
Часто мы думаем, что помощь близким людям - это и есть наша милостыня. К сожалению, это не так. Помогая родному человеку , мы не очищаем свое сердце. Помочь родственникам проще всего. Это уже изначально заложено в нас. Пожертвование будет полным, если в душе мы чуть-чуть пожадничаем, понервничаем, но в результате все равно дадим. Это значит, мы смогли побороть своего внутреннего «жадину».
Однако подавая чужим людям, не забывайте о родных. Присмотритесь, может, какому-либо дальнему родственнику требуется ваша помощь. Это может быть не только финансовая поддержка . Например, посетите пожилую родственницу, наведите у нее порядок, принесите с собой что-либо вкусненькое, да и просто поговорите по душам. Пожертвуйте ради этого своим личным свободным временем . Это тоже будет милостыня в глазах небесного Отца.
Сомневаетесь в рациональном использовании ваших средств нищим человеком, пожертвуйте деньги в церковь. Часто сами и православная община при храме опекают нуждающихся людей, помогают продуктами, одеждой и медикаментами. В любом случае деньги пойдут «на дело».
Как правильно подавать милостыню, решает для себя каждый человек самостоятельно. В этом должно помочь сердце православного христианина . Постарайтесь не обходить стороной попавшего в беду человека, присмотритесь к своим соседям и будьте готовы всегда протянуть руку помощи.
Советы иерея Андрея Чиженко.
Милосердие – очень важное дело в жизни православного христианина. Оно по своему значению для души человека приравнивается к молитве. Молитва же и милостыня суть два крыла, возносящие нашу душу к Богу.
Вспомним отрывок Евангелия, который читается в Неделю о страшном Суде (см. Мф. 25: 31–46).
Каким методом Спаситель нас будет судить? «Обогрели ли мы… Накормили ли мы… Напоили ли мы… ближнего своего. И если мы это сделали, то обогрели, накормили, напоили самого Христа».
Бог есть любовь, и вера без дел мертва, говорят нам святые апостолы. И овеществленным проявлением-подтверждением любви как раз и являются дела милосердия. Копеечка, хлебушек, одежда – все это проявления нашей любви. Когда мы жертвуем собой (своими деньгами, продуктами, иными материальными средствами) для ближнего своего, то являемся проводниками Божественной любви и тем самым соединяем себя с Господом, Который также милосерд и посылает дожди на всех – и добрых, и злых. Мы уподобляемся Ему. И в этом, конечно же, наше главное делание как православных христиан.
Вспомним житие святого апостола Фомы. Он раздал все деньги индийского царя нищим и тем самым построил ему в рае прекрасный дворец.
Примерно то же происходит и с нами. На самом деле, помогая ближним, мы помогаем сами себе, ведь наши добрые дела милосердия это, как говорит одна моя прихожанка, «щабельки (ступеньки) на небо».
Кроме того, дела милостыни имеют еще один смысл. Они не дают нам душевно, чувственно, сердечно зациклиться на мирских вещах, не позволяют прикипеть к ним сердцем. Не дают, образно выражаясь, стать такими, как Голлум из романа Толкина «Властелин колец», чтобы у нас не образовывалось своих «прелестей» из дач, домов, автомобилей и прочего. А значит, отрывая что-то от своего заработанного материального «пирога», мы тем самым спасаем свою бессмертную душу.
Конечно же, часто на этот счет (и у меня в том числе!) возникает много сомнений…
Идет цыганка по вокзалу, просит милостыню: ребенку, на операцию и прочее. Или стоит нищий у входа в метро. И ты знаешь, что нищенство – это бизнес, который имеет свою развитую инфраструктуру. Там есть свои «короли» и «солдаты», снимающие «сливки», и простые «работники» в виде цыганки или одноного инвалида, стоящего у входа в метро. У каждого из них, быть может, своя «такса» и «дань», которую он должен отдать «солдату», а тот «королю». Часто человек, который нуждается, не выйдет просить, потому что ему стыдно.
Но мне кажется, что Господь упредил нас от подобных мыслей, потому что если анализировать все с практически-земной точки зрения, то тогда никому ничего не нужно давать. Ведь если под этим диавольским осуждающим микроскопом рассматривать другого человека, то в нем найдется СТОЛЬКО изъянов! И, конечно, он не будет заслуживать нашей милости.
Думаю, Господь упредил нас от этого. Вспомним Евангелие от Матфея: «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:3, 4).
В первую очередь Спаситель предостерегает нас от тщеславия. На мой взгляд, еще и от чрезмерного рассуждения «давать-или не давать», «достоин-не достоин». Лучше в какой-то момент, мне кажется, не рассуждать, а просто дать и пройти мимо, поучаствовать своей посильной лептой в жизни другого человека, тем более что мы ее до конца не знаем. А может быть, мы в этот момент спасли человека от смерти!
И произошло великое таинство любви: соединение двух сердец союзом милосердия.
В одном из произведений Сергея Довлатова есть строки о том, что милосердие важнее правды.
Я тоже так думаю, дорогие братья и сестры. Конечно же, это сказано не о Божественной правде, а о земной, материальной. Ведь, в сущности, небесная правда и есть милосердие. Сам мир, сама планета Земля и пришествие Христово – это копеечка, брошенная в шляпу страждущего человечества.
Вспомним толкование притчи о блудном сыне : Ветхий и Новый Завет сравниваются с двумя монетами, которые милосердный самарянин (сам Бог!) дал хозяину гостиницы.
Поэтому мы должны уподобляться Богу и в меру своих сил делиться с ближним в первую очередь своей любовью.
Но следует помнить также и о разновидности «псевдорелигиозного» жульничества. Мошенничество на религиозной почве довольно распространено. Человек может отрастить бороду, купить подрясник, сделать себе ящик для пожертвований и стать, например, на вокзале, собирая деньги на несуществующий храм.
Поэтому, дорогие братья и сестры, помощь храмам и монастырям должна быть адресной. Все нужно точно проверить, чтобы не стать жертвой аферистов. Лучше всего самому съездить в этот монастырь или храм и втайне опустить в карнавку деньги. Как правило, ящички для пожертвований стоят на территории обителей или храмов и редко расположены за их пределами. Если же вы все-таки решились подойти к человеку в подряснике и с карнавкой на вокзале, то расспросите, откуда он, посмотрите его документы. У священника обязательно должно быть удостоверение или справка от епархиального архиерея. В принципе, как и у монаха (монахини).
То же касается и пожертвований по безналичному расчету через интернет больным людям. Мне кажется, это лучше делать на проверенных официальных сайтах, чтобы также не стать жертвой мошенников.
Все нужно делать с рассуждением. К примеру, в моем приходе находится психиатрическая больница . Наш храм также жертвует ее пациентам продукты и одежду. Представители медперсонала заведения попросили меня, чтобы я ни в коем случае не давал пациентам деньги – они их могут потратить с большим вредом для себя. Продукты – да. Но деньги – ни в коем случае.
То же может, к примеру, касаться и алкоголика или наркомана. В какой-то момент лучше купить ему булку хлеба и кусок колбасы, чем дать деньги.
Но, дорогие братья и сестры, будем творить дела милосердия. Как говорил святой первоверховный апостол Павел о словах Господа нашего Иисуса Христа: «Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20:35).
И кто знает, может быть, на Страшном суде эта вовремя поданная копеечка или кусок хлеба избавят нас от ада…
Иерей Андрей Чиженко