Воспитание поликультурной личности. Педагогические условия формирования поликультурной личности студентов языковых специальностей вузов

Специфика Казахстана определяется полиэтническим и многоконфессиональным составом населения. В РК проживает представителей более 130 национальностей.

Вот почему нам нужна модель образования, ориентированная на сохранении самобытности этнических групп. Одновременно освоение ценностей и стандартов других культур важно, что при этом не утрачивается этническая идентичность и обеспечивается ими общегосударственных ценностей.

Стратегия этнокультурного образования направлено на реализацию двух взаимосвязанных целей, этническая идентификация и государственная интеграция.

Этнокультурная идентичность народа складывается в результате знания событий своей истории, культуры, верности сложившимся духовным ценностям, почитания национальных героев. Они формируются в процессе свободного и добровольного жизнетворчества нации.

Государственная интеграция – фундаментальная и стратегическая цель этнокультурного образования. Именно государственность и есть основное условие возможности этнической идентификации народа, населяющего РК.

Этнокультурная и государственная идентичность могут быть достигнуты наиболее эффективно через систему образования.

Этнокультурное образование – это образование, направленное на сохранение этнокультурной идентичности личности путём приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры.

3. Формирование поликультурной личности

В качестве основных задач этнокультурного образования выдвигаются:

- воспитание поликультурной личности : создание условий для идентификации (отождествление, опознание) личности со своей исконной культурой и усвоения других культур. Ориентация на диалог культур, их взаимообогащение.

- формирование многоязычного индивида : подготовка граждан, способных эффективно общаться на родном, государственном и русском языках. В реальной практике речь может идти об эффективном владении 3-4 и более языками. Необходимой предпосылкой становления в РК системы этнокультурного образования является создание этнокультурного образовательного пространства.

Поликультурная личность – это индивид, ориентированный через свою культуру на другие. Глубокое знание собственной культуры для него – фундамент заинтересованного отношения к другим, а знакомство со многими – основания для духовного обогащения и развития.

Важно и другое: есть ли у конкретного индивида потребность в своей национальной культуре и языке, есть ли у него стремление овладеть ими и желание идентифицировать себя со своим народом. Государство должно оказывать всестороннюю помощь и создавать стимулы к овладению родным языком. Однако, решающее значение имеет позиция личности.

4. Этнокультурное образовательное пространство.

Под понятием подразумевается культурная почва, поле для развития этнических культур, материальные условия развития национально-культурных общностей.

Этнокультурное образовательное пространство – это семья, материнская школа, детские дошкольные учреждения, школы, вузы, национально- культурные центры , кружки и курсы.

В этнокультурном образовании выделяют 3 типа образования:

1.Пропедевтика;

2.Обучение;

3.Погружение в практику;

Лекция 5. Профессиональная компетентность педагога

Цель: Выявление особенностей профессиональной компетентности педагога

Задачи:

    Раскрыть сущность понятия «Профессиональная компетентность»

    Познакомить с психолого-педагогическими знаниями, умениями

План

    Понятие «Профессиональная компетентность».

    Психолого-педагогические знания, умения

    Структура педагогической компетентности педагога как совокупность педагогических умений.

    Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство педагога

Основные понятия: Педагогическая компетентность; аналитические, прогностические, проективные, рефлексивные умения

Литература:

    Мижериков В.Б., Ермоленко В.А. Введение в педагогическую деятельность. - М., 2002.

    Роботова В.А. Введение в педагогическую деятельность. - М., 2006

    Понятие «Профессиональная компетентность»

Компетентность – личные возможности должностного лица, его квалификация (знания и опыт), позволяющие ему принимать участие в разработке определённого круга решений или решать самому вопросы благодаря наличию у него определённых знаний и навыков.

Если говорить о профессиональной компетентности педагога, то в содержание этого понятия вкладывают личные возможности учителя, воспитателя, педагога. Позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи, формируемые им самим или администрацией образовательного учреждения. Необходимым для решения тех или иных педагогических задач предполагается знание педагогической теории. Умение и готовность применять её положения на практике.

Таким образом, под педагогической компетентностью учителя можно понимать единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.

    Психолого-педагогические знания, умения. Психолого-педагогические и специальные знания – важное, но недостаточное условие профессиональной компетентности учителя, так как многие теоретико–практические и методические знания являются только предпосылкой интеллектуальных и практических умений и навыков. Структура профессиональной компетентности педагога понимается через педагогические умения, которые он приобретает, а так умения раскрываются через совокупность последовательно разворачивающихся действий (част которых может быть автоматизирована до навыков, основанных на теоретических знаниях и направленных на решение педагогических задач.

В.А. Сластёнин все педагогические умения объединяет в четыре группы:

    Умение «переводить» содержание объективной педагогической действительности, объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи, т.е. изучение (диагностика) личности и коллектива для определения уровня их готовности к овладению новыми знаниями и проектирование их развития на основе диагностики, выделение приоритетных образовательных, воспитательных и развивающих задач;

    Умение выстроить и реализовать логически завершённую педагогическую систему (от планирования образовательно–воспитательных задач, отбора содержания образовательного процесса до выбора форм, методов и средств его организации);

    Умение выделять и устанавливать взаимосвязи между различными компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие; создавать необходимые материальные, материально-психологические, организационные, валеологические и прочие условия, обеспечивать связи школы со средой; активизировать личность школьника, развит его деятельность таким образом, чтобы переводить его из объекта в субъекта воспитания; организовывать совместную деятельность и т.д.;

    Умение учитывать и оценивать результаты педагогической деятельности, т.е. осуществлять самоанализ и анализ образовательного процесса, и результаты деятельности учителя, а также определять следующий комплекс приоритетных педагогических задач.

Неотъемлемой составляющей профессионализма и педагогического мастерства принято считать его профессиональную компетентность. Понятие «компетентность», характеризующее сплав теоретической и практической готовности человека к выполнению какой-либо деятельности широко используется сегодня в теории и практике общего и профессионального образования.

А.К Маркова выделяет несколько видов профессиональной компетентности, наличие которых означает зрелость человека в профессиональной деятельности:

    специальная компетентность-владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;

    социальная компетентность - владение профессиональной совместной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего труда;

    личностная компетентность - владение способами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;

    индивидуальная компетентность - владение способами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессионально-личностному росту, самоорганизации и самореабилитации.

Своеобразие педагогической деятельности делает недопустимым наличие лишь узкоспециальной компетентности, профессионализм учителя определяется сочетанием всех видов профессиональной компетентности.

Кроме того, компетентность педагога можно рассматривать как единство общей компетентности, необходимой для человека независимо от его профессии, компетентности в сфере той науки, основы которой он преподает, и психолого-педагогической компетентности.

Существуют различные подходы к определению структуры профессиональной компетентности. Один из них связан с раскрытием структуры профессиональной компетентности через систему педагогических умений учителя, другой-с выделением отдельных компетентностей в соответствии с ведущими видами профессиональной деятельности педагога в сферах: самостоятельной образовательной и преподавательской деятельностях; воспитательной деятельности. Научно-методической и научно- исследовательской деятельностях; социально-педагогической и культурно- просветительской деятельностях; коррекционно-развивающей деятельности; управленческой деятельности.

Независимо от видов деятельности педагога компетентность в каждой из них включает два основных компонента: 1) систему знаний, определяющих теоретическую готовность учителя; 2) систему умений и навыков, составляющих основу его практической готовности к осуществлению профессиональной деятельности.

Обобщенные требования к уровню теоретической и практической готовности педагога содержатся в квалификационной характеристике выпускника, получившего специальность «учитель», представленной в государственном стандарте профессионального высшего образования .

Требования к теоретической готовности педагога.

Специфика педагогической деятельности требует от учителя владения системой общекультурных и общенаучных, специальных, психолого-педагогических знаний. Педагог основной и средней школы имеет дело с той возрастной группой учащихся, которая обладает достаточно разнообразными общими и складывающимися профессиональными интересами. Эффективное педагогическое взаимодействие, установление межличностных отношений с ними возможно только в результате наличия у него широкого кругозора, общей эрудиции, компетентности в различных областях - социальной, культурной, научной, технической, на основе которых и формируется творческая, духовно богатая личность, привлекающая молодежь, притягивающая ее к себе. Кроме того, профессионализм и педагогическое мастерство преподавателя определяется глубиной его знаний в сфере преподаваемой им предметной области.

Успешное осуществление профессиональной деятельности предусматривает овладение наставником основами общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач: знания второго государственного языка Республики Казахстан - русского, на котором ведется преподавание; знания об общих законах мышления и способах оформления его результатов в письменной и устной речи; знания основ философии, объясняющие наиболее общие законы природы и бытия человека, обеспечивающей осознание смысла собственной жизни и профессиональной деятельности ; знания о мировой и отечественной истории и культуре, формах и методах научного познания и их эволюции, роли науки в развитии общества; знания основ экономической и социальной жизни общества. Независимо от специфики преподаваемой дисциплины педагог должен знать основы права и ведущие правовые документы , определяющие социальную и образовательную политику государства: Конституцию и законы Республики Казахстан, решения правительства РК и органов управления образованием по вопросам образования, Конвенции о правах ребенка. Для обеспечения защиты жизни и здоровья детей он обязан знать: возрастную физиологию и основы школьной гигиены, правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Компетентность в сфере самостоятельной образовательной деятельности обеспечивается знанием основ научной организации труда, способов поиска, обработки, хранения и использование информации, современных информационных образовательных технологий, способов организации самостоятельной работы, соблюдения режима труда и отдыха.

Система психолого-педагогических знаний, необходимых любому учителю, включает в себя несколько блоков. Прежде всего, он должен владеть психологическим знаниями о возрастных и индивидуальных особенностях школьников, основных психических процессах и психологических механизмах, лежащих в основе воспитания и обучения. Учителю необходимо знание особенностей педагогической деятельности, ее структуры, требований, которые она предъявляет к личности педагога, основ профессионально-личностного самовоспитания и саморазвития.

Он должен владеть системой методологических и концептуальных знаний, помогающих ему осознанно строить педагогический процесс; о сущности образования как социального явления; о месте и роли общего и педагогического образования в системе непрерывного образования; о функциях образования, основных тенденциях, направлениях и перспективах его развития: о современных подходах к обучению и воспитанию т.д.

Для осуществления преподавательской деятельности ему необходимо знание следующих психолого-педагогических основ обучения:

    сущности процесса обучения, его закономерностей и принципов;

    особенностей и структуры учебной деятельности учащихся и способов ее организации;

    психологических основ процесса усвоения;

    способов проектирования учебного процесса, отбора содержания обучения, адекватных форм, методов и средств обучения , современных педагогических технологий;

    требований к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений;

    средств обучения и их дидактических (обучающихся) возможностей;

    сущности, видов и способов организации самостоятельной работы учащихся, контроля и учета результатов обучения;

    способов диагностики и анализа результатов своей педагогической деятельности.

Наконец, он должен иметь представление о психолого-педагогических основах общения, а для выполнения функции классного руководителя -знать теоретические основы процесса воспитания и способы организации воспитательного процесса, обладать знаниями в других сферах своей профессиональной деятельности: научно-методической, социально-педагогической, коррекционно-развивающей, управленческой.

В соответствии со спецификой преподавательской деятельности учителя - предметника он должен глубоко разбираться в своей предметной области знания и в методике преподавания. Особенностью профессиональных знаний учителя является их комплексный характер, так как профессиональная компетентность и педагогическое мастерство во многом зависят от способности синтезировать знания из различных областей науки и практики и превращать их в личностное достояние, делать инструментом своей педагогической деятельности и профессионально- личностного самосовершенствования.

Действенность профессиональных знаний, перевод их в практическую деятельность во многом определяются степенью овладения педагогом комплексом умений (освоенных способов деятельности) и навыков (автоматизированных умений), педагогических технологий и техник, формирующихся на основе данных знаний.

Требования к практической готовности педагога.

Многообразие выполняемых педагогом профессиональных функций и видов деятельности отражается в перечне содержащих в квалификационной характеристике умений, которыми он должен владеть. Выпускник педагогического вуза обязан уметь:

Осуществлять процесс обучения учащихся средней школы с ориентацией на задачи обучения, воспитания и развития личности школьника и с учетом специфики преподаваемого предмета;

    стимулировать развитие внеурочной деятельности учащихся с учетом психолого-педагогических требований, предъявляемых к образованию и обучению;

    систематически повышать свою профессиональную квалификацию, выполнять методическую работу в составе школьных методических объединений и в других ее формах;

    выполнять работу классного руководителя, поддерживать контакт с родителями учащихся и оказывать им помощь в осуществлении семейного воспитания;

    выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья, учащихся в образовательном процессе;

    решать организационно- управленческие задачи.

Для организации самообразования и совершенствования методического мастерства учителю необходимо: ориентироваться в новейшей специальной и психолого-педагогической литературе, владеть различными способами познания и освоения окружающего мира, методами поиска, обработки и использования информации, уметь интерпретировать и адаптировать ее для учащихся.

Основу профессиональной компетентности педагога составляет его практическая готовность к самоорганизации своей деятельности, которая складывается из умения планировать свою деятельность, правильно распределять свое время и находить оптимальные способы ее организации,умений самоконтроля, самоанализа и самооценки ее результатов.

Более подробная система действий педагога, овладение которыми обеспечивает его готовность к выполнению профессиональной деятельности, выстраивается система педагогических умений, представляющих собой освоенные педагогом способы данных деятельностей. Системы гностических, прогностических, проектировочных, рефлексивных и аналитических умений, которые формируются в процессе соответствующей деятельности на основе аналогичных педагогических способностей, составляет в своей совокупности педагогическую технологию учителя.

Понятие « педагогическая технология» многозначно. Рассматривается как компонент педагогического мастерства и основа профессиональной компетентности учителя, педагогическая технологи включает в себя систему умений, обеспечивающих проектирование и осуществление педагогического процесса в определенной последовательности действий, процедур. Педагог строит, учебно-воспитательную деятельность технологично в том случае если он понимает, логику и структуру данной деятельности, отлично видит и выстраивает все ее этапы, владеет умениями, необходимыми для организации каждого этапа.

Для любых видов деятельности преподавателя (преподавательской, воспитательной, социально-педагогической, коррекционно-развивающей и т.д) технологическая цепочка действий выглядит следующим образом:

    диагностика (изучение и анализ) педагогической ситуации (обучающей, воспитывающей, ситуации межличностного и группового взаимодействия);

    целеполагание - постановка целей(обучения, воспитания) и их конкретизация в системе задач;

    выбор соответствующего содержания, форм и методов, создание условий педагогического взаимодействия;

    Организация педагогического взаимодействия (обучающего, воспитывающего);

    обратная связь, оценка текущих результатов деятельности и их коррекция;

    итоговая диагностика, анализ и оценка результатов педагогического взаимодействия;

    постановка новых целей и задач.

Умение строить педагогический процесс предполагает владение учителем педагогической техникой - способами и средствами управления собой и воздействия на других, направленных на организацию педагогически целесообразного взаимодействия с учениками.

Первая группа средств педагогической техники связана с психотехническими умениями, обеспечивающими владение собой, свои телом, способами релаксации (расслабления для снятия физического и психологического напряжения, способами эмоциональной само регуляции, вытеснения отрицательных эмоций и замены их положительными, способами создания рабочего творческого самочувствия и т.д.

Вторая группа содержит вербальные (словесные.) и невербальные средства, позволяющие эффективно воздействовать на окружающих, к которым относятся:

Техника речи - ее эмоциональность, образность, интонационная выразительность, ритм и темп, точность и языковая грамотность, четкость, дикция; невербальные средства - владение мимикой, жестами, движениями, способствующими адекватной передаче мыслей и чувств.

Педагогу недостаточно хорошо знать способы и приемы педагогического воздействия и взаимодействия, их необходимо уметь использовать, соответствующим образом инструментировать с помощью вербальных и невербальных средств. А.С Макаренко писал, что он сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками, когда научился делать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. Достижение раскованности, свободы, внешней поведенческой выразительности, владение мимикой и движениями требует от педагога такой же работы над собой, как и от актера. Именно поэтому разработанная К.С Станиславским система психотехнической подготовки актера с успехом используется для отработки педагогической техники. Помочь преподавателю в ее совершенствовании могут современные технические средства - видео-аудиозапись занятий, которые обнаруживают недочеты, не осознаваемые в процессе самой деятельности.

Безусловно, педагогическая техника, выполняет служебную роль и не поможет человеку, не обладающему другими свойствами: ярко выраженной направленностью на взаимодействие с учениками, глубоким профессиональными знаниями, развитыми педагогическим способностями и умениями.

Общие и профессиональные знания, умения, педагогическая технология и техника в их единстве составляю основу профессиональной компетентности учителя, но его педагогическое мастерство далеко не исчерпывается ими. Понятие «мастерство» характеризует высший уровень профессионализма, который не сводится к ремесленничеству, добросовестному выполнению всех инструкций и предписаний. Оно отражает специфику педагогической деятельности как искусства, как творческого процесса, в котором огромную роль играют гибкость и спонтанность учителя, готовность «к изящному исполнению педагогических процессов» (Ш.Амонашвили), к созданию «неструктурированных ситуаций» (А.Маслоу), стимулирующих открытое выражение им и его учениками собственных идей, мыслей, чувств, обеспечивающих расширение степеней из свободы. Способность к импровизации и озарению, созданию для учеников эмоционально интеллектуального поля напряжения, в котором происходит проживание и осознание ими бытия, те. вывод их на уровень процессуального сознания и открытие для себя мира как бы впервые, не заменить никакими технологиями. В первую очередь это требует изменения сознания и мировоззрения самого учителя, разрушения его механистичности, однолинейности, ориентации лишь на предметный мир». Мастерство - это великое чудо, которое рождается мгновенно. Когда педагог во что бы то ни стало должен найти оригинальное решение, обнаружить педагогический дар, веру в бесконечные возможности человеческого духа» – пишет Ю. Азаров.

Педагогическое мастерство обусловлено всей культурной эволюцией педагога как личности и поэтому всегда единично, уникально, проявляется у каждого педагога-мастера совершенно индивидуально, оригинально. В процессе всей жизни и педагогической практики складывается собственный профессиональный почерк, индивидуальный стиль деятельности учителя, в котором целостно и своеобразно отражается все составляющие его педагогического мастерства.

В наши дни широкое применение как у ученых (теоретиков и практиков),так и у учителей (скорее практиков) имеет понятие «компетентность».Может быть, оно «пришло» в современные учебники педагогики из современной же жизни, а потом «ушло» обратно из учебника в жизнь.

Компетентность - личные возможности должностного лица, его квалификация(знания и опыт), позволяющие ему принимать участие в разработке определенного круга решений или решать самому вопросы благодаря наличию у него определенных знаний и навыков.

Если говорить о профессиональной компетентности педагога то в содержании этого понятия вкладывают личные возможности учителя, воспитателя, педагога, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи, формируемые им самим или администрацией образовательного учреждения. Необходимым для решения тех или иных педагогических знание педагогической теории, умение и готовность применять ее положение на практике.

Таким образом, под педагогической компетентностью учителя можно понимать единство его теоретический и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.

Содержание психолого-педагогических знаний опре6деляется государственным образовательным стандартом высшего педагогического образования и конкретизируется в соответствующих учебных программах и планах к ним. На кафедрах педагогики педагогических университетов разрабатываются и апробируются показатель готовности выпускников к осуществлению практической педагогической деятельности.

Психолого-педагогические и специальные (по тому или иному предмету) знания - важное, но недостаточное условие профессиональной компетентности учителя, так как многие теоретико-практические и методические знания являются только предпосылкой интеллектуальных и практический умений и навыков.

Структура профессиональной компетентности педагога понимается через педагогические умения , которые он приобретает, а умения раскрываются через совокупность последовательно разворачивающихся действий (часть которых может быть автоматизирована до навыков), основанных на теоретических знаниях и направленных на решение педагогических задач.

Педагогическая же задача есть часть педагогической деятельности, и вне зависимости от уровня обобщенности педагогической задачи цикл ее решения сводится к триаде - «мыслить -действовать-мыслить» и совпадают с компонентами педагогической деятельности и соответствующими им умениям.

В.А Сластенин все педагогические умения объединяет в четыре группы:

    умение «переводить» содержание объективной педагогической действительности, объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи, т.е. изучение (диагностика) личности и коллектива для определения уровня их готовности к овладению новыми знаниями и проектирование их развития на основе диагностики, выделение приоритетных образовательных, воспитательных и развивающих задач;

    умение выстроить и реализовать логически завершенную педагогическую систему (от планирования образовательно-воспитательных задач, отбора содержания образовательного процесса до выбора форм, методов и средств его организации);

    умение выделять и устанавливать взаимосвязи между различными компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие; создавать необходимые материальные, материально-психологические, организационные, валеологические и прочие условия, обеспечивать связи школы со средой; активизировать личность школьника, развивать его деятельность таким образом, чтобы переводить его из объекта в субъекты воспитания; организовывать совместную деятельность и т.д.;

    умение учитывать и оценивать результаты педагогической деятельности, т.е. осуществлять самоанализ и анализ образовательного процесса, и результаты деятельности учителя, а также определять следующий комплекс приоритетных педагогических задач.

Что представляет собой содержание теоретической готовности учителя, педагога? Она проявляется в обобщенном умении педагогически мыслить, что в свою очередь предполагает наличие аналитических, прогностических, проективных и рефлексных умений.

Аналитические умения представлены такими частными умениями, как:

    анализировать педагогические явления, т.е. расчленять их на составляющие части (условия, причины, мотивы, средства, формы проявления и т.д.);

    осмысливать каждый элемент педагогического явления в связи с целым и во взаимодействиями с другими элементами;

    находить в педагогической теории положения , выводы, закономерности, соответствующие рассматриваемым явлениям;

    правильно диагностировать педагогическое явление;

    формулировать приоритетные педагогические задачи и находить оптимальные способы их решения.

Прогностические умения связаны с четким представлением в сознании учителя (который является субъектом управления) цели своей деятельности в виде предвидимого им результата. Педагогическое прогнозирование опирается на достоверное знание сущности и логики педагогического процесса, закономерностей возрастного и индивидуального развития учащихся. Оно выводит на правильное управление учебно- воспитательным процессом. В состав педагогических умений педагога входят:

    формулировка диагностируемых образовательных целей и задач;

    отбор методов их достижения;

    предвидение возможных отклонений при достижении результата, нежелательных явлений и выбор способов их преодоления;

    мысленная проработка структуры и отдельных компонентов образовательного процесса;

    предварительная оценка затрат средств, труда и времени участников образовательного процесса;

    конструирование содержания взаимодействия участников образовательного процесса.

В зависимости от объекта прогнозирования прогностические умения объединяются в три группы:

1) прогнозирование развития коллектива(его уровня, динамики, структуры, системы взаимоотношений; изменение положения актива и отдельной личности в коллективе и т.д.);

2) прогнозирование развития личности (интегративных личностных качеств, чувств, воли, поведения, возможные отклонения в развития и поведении личности; трудности в установлении контактов и взаимоотношениях со сверстниками);

3) прогнозирование педагогического процесса(образовательных, развивающихся и воспитательных возможностей содержания образования, затруднений учащихся в учении и других видах деятельности; прогнозирование результатов использования тех или иных методов, средств и приемов образования).

Педагогическое прогнозирование требует от учителя овладения такими педагогическими (прогностическими одновременно) методами, как моделирование, выдвижение гипотезы, мысленный эксперимент и т.д.

Проективные умения могут реализовываться при разработке проекта образовательного процесса. Они включают умения:

Вычленять поле образовательных проблем;

Обосновывать способы их поэтапной реализации;

Планировать содержание и виды деятельности участников образовательного процесса с учетом их потребностей, возможностей (материальных в том числе), интересов, средств, опыта и собственных качеств личности;

Определять форму и структуру образовательного процесса в зависимости от сформулированных педагогических задач и особенностей участников;

Определять отдельные этапы педагогического процесса и задачи, характерные для них;

Планировать индивидуальную работу с учащимися для оказания своевременной дифференцированной помощи, для развития способностей;

Отбирать формы, методы и средства обучения и воспитания для получения качественного педагогического результата;

    планировать системы приемов, направленных на стимулирование активности школьников и сдерживание негативных проявлений в их поведении;

    планировать развитие воспитательной среды и связей школы с родителями и общественностью.

Планирование требует от педагога овладения рядом узко методических умений, которые обычно приобретаются в практической деятельности.

Рефлексивные умения связаны с контрольно-оценочной деятельностью педагога, направленной на себя.

Рефлексия может пониматься как специфическая форма теоретической деятельности, направленная на осмысливание и анализ своих собственных учительских действий. Рефлексия - это не просто знание или понимание субъектом педагогической деятельности самого себя, но и выяснение того, насколько и как другие участники образовательного процесса (учащиеся, коллеги, родители) знают и понимают его как педагога, его личностные особенности, эмоциональные реакции, профессиональные способности и возможности. Педагогу очень важно установить, в какой мере полученные (положительные или отрицательные) результаты являются следствием его собственной деятельности.

Итак, возникает необходимость в анализе собственной деятельности. При этом мы определяем следующее:

    правильность сформулированных целей, их преобразование, (конкретизация) в те или иные задачи;

    адекватность решаемых приоритетных задач необходимым условиям;

    соответствие содержания деятельности воспитанников поставленным задачам;

    эффективность применявшихся методов, приемов и средств педагогической деятельности;

    соответствие применявшихся организационных форм возрастным особенностям учащихся, уровню их развития, содержанию образования в той или иной образовательной области;

    причины успехов и неудач, ошибок и затруднений в ходе реализации поставленных задач обучения и воспитания;

    целостный опыт своей педагогической деятельности и его соответствие критериям и рекомендациям, предлагаемым современной наукой.

Организационная (организаторская) деятельность педагога связана с включением учащихся в различные виды деятельности и организацией деятельности коллектива, превращающей его из объекта в субъект образования.

К группе общепедагогических организаторских умений относят к мобилизационные, информационно-дидактические, развивающиеся и ориентационные.

Мобилизационные умения - это умения учителя:

    привлекать внимание учащихся, развивать у них устойчивый интерес к учению;

    формировать потребность в знаниях;

    формировать учебные навыки и обучать приемам научной организации учебной деятельности;

    формирование у учащихся активное, творческое отношение к явлениям окружающей действительности путем создания и решения проблемных ситуаций;

    разумно использовать методы поощрения и наказания,

    создавать атмосферу сопереживания и др.

Информационно-дидактические умения -умения, связанные не только с непосредственным изложением учебной информации, но и с методами ее получения и обработки. Это умения и навыки работы с печатными источниками информации, библиографиями, умения добывать информацию из всевозможных источников и перерабатывать ее применительно к целям и задачам образовательного процесса.

В ходе обучения группа информационно -дидактических умений проявляются в собственно дидактических умения :

    доступно, с учетом специфики предмета, уровня обученности (подготовленности) учащихся, их жизненного опыта и возраста излагать учебный материал;

    используя различные методы обучения их сочетания (рассказ, объяснение, беседа, проблемное обучение и др.) логически правильно выстроить процесс преподавания и усвоения учебной информации учащимся;

    доступно, лаконично и выразительно формулировать вопросы;

    Эффективно использовать ТСО, средства наглядности, ЭТВ;

    оперативно диагностировать характер и уровень усвоения учащимися учебного материала ;

    оперативно изменять (в случае необходимости) логику и способ обучения учащихся.

Развивающие умения предполагают:

    определение «зоны ближайшего развития» (Л.С Выготский) отдельных учащихся, класса в целом;

    создание специальных условий и проблемных ситуаций для развития познавательных процессов, воли, чувств учащихся;

    стимулирование познавательной самостоятельности и творческого мышления , потребности в установлении логических(от частного к общему, от вида к роду, от предпосылки к следствию, от конкретного к абстрактному) и функциональных (от причины к следствию, от цели к средству, от качества к количеству, от действия к результату) отношений;

    постановку вопросов, требующих применения ранее усвоенных знаний;

    индивидуальный подход к учащимся.

Ориентационные умения учителя связаны с формированием морально-ценностных установок воспитанников и их научного мировоззрения; с формированием устойчивого интереса к учебной деятельности, науке, производству и профессиональной деятельности, соответствующей склонностям и возможностям детей; с организацией совместной творческой деятельности в целях развития социально значимых качеств личности.

Коммуникативные умения учителя - это взаимосвязанные группы перцептивных умений , собственно умений педагогического (вербального) общения и умений и навыков педагогической техники.

Перцептивные умения учителя - это умения, которые проявляются на начальном этапе общения. Умения понимать других людей (учащихся, учителей, родителей). Для реализации этих умений на практике необходимо знание ценностных ориентаций другого человека, которые находят выражение в его идеалах, потребностях, интересах, в уровне притязаний. Кроме того, необходимо знать имеющиеся у человека представления о самом себе, что он принимает в себе. Что не принимает (основы Я-концепции личности).

В.А. Сластенин представляет совокупность перцептивных умений как следующий взаимосвязанный ряд. Это умения:

    воспринимать адекватно, интерпретировать сигналы от партнера по общению, получаемые в ходе совместной деятельности;

    глубоко проникать в личностную суть других людей;

    устанавливать индивидуальное своеобразие другого человека;

    на основе быстрой оценки внешних характеристик человека и манер его поведения определять его внутренний мир, направленность и возможные будущие действия;

    определять, к какому типу личности и темперамента относится человек;

    по незначительным признакам улавливать характер переживаний, состояние человека, его причастность или непричастность к тем или иным события;

    находить в действиях и других проявлениях человека признаки, отличающие его от других и самого себя в сходных обстоятельствах в прошлом;

    видеть главное в другом человеке, правильно определять его отношение к социальным ценностям, учитывать в поведении людей «поправки» на воспринимающего, противостоять стереотипам восприятия другого человека (идеализация, «эффект ореола») и т.д.

Данные о других людях, полученные в результате перечисленных выше «включенных» учителем перцептивных умений могут стать предпосылками успешного педагогического общения на всех этапах педагогического процесса в будущем.

Считается, что собственно умения педагогического (вербального) общения связаны со следующим:

А) Осуществлением коммуникативной атаки, другими словами привлечение к себе внимание четырьмя способами (по В.А Кан-Калику), а именно:

    речью (вербальным обращением к учащимся);

    паузами в речи с активным внутренним общением (требование внимания);

    развешиванием наглядных пособий, таблиц, записями на доске и т.д. (использование знаково-двигательного варианта);

    смешанным вариантом, включающим в себя элементы трех предыдущих.

В) Установлением психологического контакта с классом, способствующего эффективной передаче и восприятию информации, проявляется в умениях учителя:

Создавать обстановку коллективного поиска, совместной творческой деятельности;

Вызывать настроенность воспитанников на общение с педагогом и предметом, который он преподает.

С) Управлением общением в педагогическом процессе, которое предполагает органично и последовательно действовать в публичной обстановке, т.е. умение общаться на людях. К данной группе умений относятся умения:

    организовать совместную с учащимися творческую деятельность;

    целенаправленно поддерживать общение введением элементов беседы, риторических вопросов;

    распределять и поддерживать внимание;

    выбирать наиболее подходящих по отношению к классу и отдельным учащимся способ поведения и общения, который готовил бы их к восприятию информации, снимал психологический барьер, приближал ученика к учителю;

    анализировать поступки воспитанников, видеть за ними мотивы, которыми они руководствуются, определять их поведение в различных ситуациях;

    создавать опыт эмоциональных переживаний учащихся, обеспечивать атмосферу благополучия в классном коллективе.

Д . Установлением эмоциональной обратной связи в процессе общения, что в свою очередь достигается (проявляется) следующими умениями:

Улавливать по ведению учащихся, их глазам и лицам общий психологический настрой класса:

Чувствовать момент изменения в эмоциональных состояниях при общении с учащимися класса;

Своевременно видеть выключение отдельных учащихся из общей деятельности и по мере возможности включать их в деятельность вновь.

Педагогическая техника - это комплекс умений, необходимых учителю в его деятельности для эффективного взаимодействия с людьми в любых ситуациях (речевые умения, пантомимика, умение управлять собой, доброжелательный оптимистический настрой, элементы умений актера и режиссера) (по Л.И. Рувинскому).

Педагогическая техника предполагает совокупность двух групп умений: а) группа умений, связанная с управлением своим поведением (мимикой, пантомимикой эмоциями, настроением, вниманием, воображением, голосом, дикцией);

б) группа умений, связанных с умением воздействовать на личность и коллектив (дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные умения, приемы управления общением, организацией КТД) (по И.А Зязюну).

Педагогическая техника может быть представлена следующими умениями и навыками (по В.А Мижерикову и М.Н. Ермоленко):

Выбора правильного тона и стиля в обращении с воспитанниками и другими субъектами педагогического взаимодействия;

Управления их внимание;

Чувством темпа;

Владения словом, правильными дикцией, дыханием, мимикой и жестикуляцией (т.е развитой культурой речи);

Управления своим телом, умением снимать мышечное напряжение;

Регулирования своего психологического состояния (взывания) « по заказу» чувства удивления, радости, гнева и т.д.);

Владения техникой интонирования для выражения разных чувств;

Умения расположить к себе собеседника;

Образной, красочной передачи информации.

Лекция 6. Педагогическая профессия и её назначение в обществе

Цель: сформировать понятие «учитель новой формации» и изучить требования к нему в современном обществе .

План.

    Социальное назначение труда учителя.

    Учитель в условиях коренного изменения социально-экономического устройства общества.

    Требования к современному учителю, его права и общности, отраженные в Законе РК «Об образовании», в «Концепциях развития образования в РК», в «Государственной программе развития образования в РК на 2005-2010 годы».

Литература:

1. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность. –М., 2002.

2. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность.- М., 2004.

3.Смитенина В. А. Педагогика.- М., 2000.

4.Государственная программа развития образования на 2005-2010 г.г. «Казахстанская правда» 16. 10. 04. г.

5.Концепция высшего педагогического образования – газета Казахстанская правда от 18. 08. 2005 г.

6.Закон РК «Об образовании». –Астана, 2007.

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматриваются вопросы педагогические условия формирования поликультурной личности студентов языковых специальностей вузов, а именно организация процесса для достижения положительного результата, изучение деятельности взаимодействующих сторон, влияния различных факторов на успешность решения проблемы.

ABSTRACT

This article discusses the pedagogical conditions for the formation of the multicultural personality of language academic program students of higher education institutions, namely, the process organization for achieving a positive result, studying the activities of the interacting parties, the influence of various factors on the success of problem solving.

В свете перемен, происходящих в нашей стране, внедрения государственной программы полиязычия поднимаются многие вопросы. В эпоху глобализации и интенсивно растущих контактов в экономической, политической и других сферах жизнедеятельности растет роль языка международного общения, на роль которого в последние десятилетия «вырвался» английский язык. Английский язык является языком, на котором разрабатываются компьютерные программы, экономические и правовые документы. Также, учитывая, что в Казахстане живут представители более 100 национальностей и этнических групп, надо признать, что полиязычие – необходимость и объективная реальность. Язык является средством общения, обмена информацией.

Как отмечают исследователи, связи языка с культурой и историей народа многомерны и многообразны. Так, выдающийся немецкий ученый В.фон Гумбольдт рассматривал язык как объединенную духовную энергию говорящего на нем народа, как своеобразную концентрацию мыслей и чувств каждого этноса , А.А.Потебня видел в языке способ духовной консолидации этноса, единственный признак, по которому мы узнаем народ . На взгляд некоторых исследователей, определяющим фактором социально-политического развития общества в различных странах мира является билингвизм и полилингвизм, которые заключаются в массовом использовании двух и более языков в процессе общения, когда человек, в зависимости от того, с кем и где общается, переходит с одного языка на другой.

Как мы уже сказали, язык и общество, язык и культура неразрывно связаны и выступают как две взаимосвязанные стороны одного явления. Что же подразумевается под термином «культура» в определениях ученых?

В философской и культурологической мысли можно отметить следующие основные тенденции на пути поиска ведущего принципа в определениях данного понятия:

Определения культуры через результаты человеческой деятельности;

Определение культуры на основе процесса этой деятельности;

Определения, рассматривающие культуру как систему коммуникаций;

Определения системного характера. (Быстрова А.Н.)

Так, если опираться на определение, приведенное в «Философском словаре», «в понятии культуры фиксируется как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качественное своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития, в рамках определенных эпох, общественно- экономических формаций, этнических и национальных общностей...»

Для раскрытия явления неоднородности, разнообразия культур в обществе используются термины «поликультурность», «мультикультурализм», «многокультурность» (реже).

Три взаимосвязанных, но, тем не менее, отличительных, референта мультикультурализма и связанного с ним многогранного прилагательного, которые можно выделить в публичных дебатах и дискуссиях:

Демографически-описательное использование происходит там, где термин «многокультурность» используется для обозначения существования этнически или расово разнородных сегментов в населении общества или государства. Это представление о том, что такие различия имеют некоторое социальное значение - прежде всего из-за воспринимаемых культурных различий, хотя они часто связаны с формами структурной дифференциации. Точные этнические группы, которые существуют в государстве, значение этничности для социального участия в общественных институтах и процессы, посредством которых этническая дифференциация строится и поддерживается, могут значительно различаться между отдельными государствами и со временем.

В программно-политическом использовании «мультикультурализм» относится к конкретным видам программ и политическим инициативам, призванным реагировать на этническое разнообразие и управлять им. Именно в этом использовании «мультикультурализм» впервые получил свою оценку и признание после того, как он был рекомендован в докладе Королевской комиссии по двуязычию и бикультурализму за 1965 год. В этом докладе рекомендовалось заменить мультикультурализм политикой в области культуры, основанной на британских и французских хартийных группах, вокруг которых политика этнического разнообразия в канадском обществе была организована на протяжении более века. С тех пор его использование быстро распространилось на демографически-описательное и идеологически-нормативное использование.

Идеолого-нормативное использование мультикультурализма - это тот, который порождает наибольший уровень дебатов, поскольку он представляет собой лозунг и модель политического действия, основанного на социологическом теоретизировании и этико-философском рассмотрении места тех, кто имеет культурно отличные идентичности в современном обществе.

Мультикультурализм подчеркивает, что признание существования этнического разнообразия и обеспечение прав отдельных лиц на сохранение своей культуры должно сочетаться с обеспечением полного доступа к конституционным принципам и общепринятым в обществе ценностям, их участия и приверженности этим принципам. Признавая права отдельных лиц и групп и обеспечивая их справедливый доступ к обществу, сторонники мультикультурализма также утверждают, что такая политика приносит пользу как отдельным лицам, так и более широкому обществу, уменьшая давление на социальные конфликты на основе неблагоприятных условий и неравенства. Они также утверждают, что мультикультурализм является обогащением для общества в целом. Тесные параллели между этим идеологически-нормативным использованием мультикультурализма и взглядами Организации Объединенных Наций на культурное разнообразие ясны.

Цели и задачи поликультурного образования, как правило, различаются между образовательными философами и либеральными политическими теоретиками. Образовательные философы могут спорить о сохранении культуры меньшинств, поощряя развитие автономии у детей и вводя их в новые и разные идеи. Эта форма воздействия помогла бы детям мыслить более критически, а также побуждать их к более открытому мышлению. С другой стороны, политический теоретик может выступать за модель поликультурного образования, которая оправдывает социальные действия. Таким образом, студенты оснащены знаниями, ценностями и навыками, необходимыми для того, чтобы вызывать и участвовать в социальных изменениях , которая приводит к справедливости, то есть справедливому отношению к другим пострадавшим и исключенным из процесса или ограниченным в правах этническим группам, вовлекая и их в образовательный процесс. При такой модели преподаватели будут выступать в качестве агентов таких изменений, продвигая соответствующие демократические ценности и давая им возможность действовать. Поликультурное образование имеет множество других достижений и целей, которые необходимо выполнить:

Содействие развитию гражданского общества

Создание правильной исторической оценки

Повышение самооценки учащихся, не относящихся к основному течению/ этносу

Увеличение разнообразия студенческих контактов

Сохранение культуры меньшинств

Развитие автономии личности

Содействие социальной справедливости и равенству

Предоставление студентам возможности экономически преуспеть в интегрированном, поликультурном мире.

Поликультурная личность – это личность, являющаяся субъектом полилога культур, имеющая активную жизненную позицию, обладающая развитым чувством эмпатии и толерантности, эмоциональной устойчивостью, умением жить в мире и согласии с людьми как представителями разных культурных групп, способная к успешному самоопределению и продуктивной профессиональной деятельности в условиях культурного многообразия общества.

Поликультурное образование представляет собой набор стратегий и материалов в области образования, которые были разработаны для оказания помощи учителям в решении многих вопросов, связанных с быстро меняющейся демографией их учеников. Он дает студентам знания об истории, культуре и вкладах различных групп ; Он предполагает, что будущее общество является плюралистическим. Он основан на знаниях из разных областей, в том числе по этническим и женским исследованиям, но также переосмысливает содержание соответствующих академических дисциплин.

Поликультурное образование, также рассматриваемое как способ обучения, пропагандирует такие принципы, как включение, разнообразие, демократия, приобретение навыков, исследование, критическая мысль , ценность перспектив и саморефлексия. Он поощряет учащихся к тому, чтобы они вносили аспекты своей культуры в педагогический процесс и, таким образом, позволяли преподавателям поддерживать интеллектуальный и социальный / эмоциональный рост студента.

Было установлено, что поликультурное образование эффективно содействует достижению образовательных успехов среди студентов-иммигрантов – это особенно важно в эпоху интернационализации образования. Таким образом, это также объясняется реформаторским движением для трансформации образования. Трансформация в этом контексте требует изменения всех переменных в вузе, включая политику, отношение преподавателей, учебные материалы, методы оценки, консультирование и стили обучения. Поликультурное образование также связано с вкладом студентов в эффективные социальные действия.

Для изучения состояния изучаемой проблемы нами был проведен диагностический эксперимент. На базе университета было проведено исследование с целью определения уровня сформированности поликультурной личности, в котором приняли участие 67 студентов специальности «Иностранный язык: два иностранных языка». Почему мы выбрали студентов языковых специальностей? Язык и культура неразрывно связаны. Невозможно изучать язык, заостряя свое внимание только на лингвистических аспектах, системе, структуре языка, не касаясь культуры страны изучаемого языка и не вовлекая в познавательный процесс студентов, изучающих литературу, культуру и традиции страны изучаемого языка. При изучении языков происходит обмен и диалог культур. И чем глубже проникают в этот процесс учащиеся, тем эффективнее будет результат. Познавая и язык, и культуру другой страны и своей многонациональной страны одновременно, приобщаясь к культуре, традициям других народов, личность обогащает свой внутренний мир , расширяет свой кругозор, повышает свои уровни информированности, чувство эмпатии, толерантности, сопереживания, эмоциональное восприятие окружающего мира.

Мы провели анкетирование студентов языковых специальностей с первого по четвертый курсы университета. Результаты анкетирования с целью определения уровня информированности студентов в отношении феномена культуры, особенностей развития глобального мира , принципа поликультурности (когнитивный уровень) свидетельствуют о том, что только 26 % респондентов имеют высокий уровень информированности, 31 % – средний уровень и 43 % – низкий уровень.

Рисунок 1. Уровни сформированности поликультурной личности

Четкое представление об общем уровне поликультурной направленности дает совокупность критериев, среди которых уровень толерантности и эмпатические способности личности. Для диагностики эмпатических способностей мы использовали тест диагностики социальной эмпатии.

На основе полученных нами данных можно отметить, что 55 % студентов специальности «Иностранный язык: два иностранных языка» имеют низкий уровень эмпатии, 31 % – средний и только − 24 % студентов высокий уровень эмпатии. Результаты свидетельствуют о неумении большинства респондентов проявлять сочувствие, сопереживание коммуниканту, окружающим. В большинстве случаев им не свойственны отзывчивость и внимание к проблемам других людей. Как было отмечено выше, эмпатия лежит в основе аффективного компонента в структуре поликультурной личности и тем самым характеризует общий уровень развития указанного качества.

Рисунок 2. Уровни эмпатии

Так, опираясь на указанные характеристики, мы провели диагностику сформированности коммуникативной толерантности. Анализ полученных нами данных позволил нам сделать вывод о том, что подавляющее большинство студентов не умеют скрывать или сглаживать неприятные чувства, возникающие при общении с некоммуникабельными партерами, не готовы принять и понять индивидуальность собеседника, большинство респондентов не умеют прощать ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные неприятности.

Диагностика данных показывает невысокие, даже низкие показатели. Для формирования поликультурной личности с высоким уровнем развития коммуникативных компетенций, когнитивного, мотивационно-аффективного и поведенческого компонентов, необходимо создать соответствующие педагогические условия, которыми могут быть:

1) надлежащий подбор тематики и структурирование содержания учебного материала на иностранном языке на основе социокультурного подхода и принципа профессиональной направленности;

2) использование интерактивных форм и методов в процессе обучения иностранному языку (дискуссии, ролевые игры , драматизирование, презентации, интернет-коммуникация, проектные технологии);

3) гуманизация взаимодействия субъектов образовательного процесса: взаимодействие преподавателя и студентов на диалогической основе, в рамках сотрудничества и сотворчества.

Таким образом, поликультурное образование наиболее успешно реализуется в рамках вузовского подхода с перестройкой не только учебной программы, но и организационной и институциональной политики.

К сожалению, большинство учебных заведений не готовы к осуществлению поликультурного образования в своих стенах. Поликультурное образование требует сотрудников, которые не только разнообразны в плане возраста (старшее мудрое поколение и молодое энергичное поколение профессорско-преподавательского состава), ученых степеней (от магистров до докторов наук), но и культурно компетентны. Педагоги должны знать, реагировать и охватывать различные убеждения, взгляды и опыт. Они также должны быть готовы и готовы решать вопросы, вызывающие споры. К этим вопросам относятся, но не ограничиваются, такие как расизм, сексизм, религиозная нетерпимость, классицизм, эйджизм и т. д., то есть все, что может заинтересовать юное поколение, вызвать их вопросы, споры или интерес.

Для успешного решения многих проблем и формирования поликультурной личности необходимо подходить разнопланово и творчески к педагогическому процессу , охватывая такие стороны как:

Интеграция разнообразного списка литературы, который демонстрирует универсальный человеческий опыт в разных культурах , мировую классическую сокровищницу достижений;

Поощрение участия студента в жизни сообщества и социальной активности личности;

Выход за рамки учебника и порой учебного материала, дополняя учебную программу текущими событиями и новостями за пределами учебника, таким образом, вы можете провести параллели между отдаленным опытом прошлого и сегодняшним миром.

Создание поликультурных проектов, которые требуют от студентов выбрать фон за пределами их собственных знаний и умений, развивая новые способности в себе;

Предложите вашему вузу пройти профессиональное обучение без отрыва от работы в области поликультурного образования в аудитории, или очень актуальное в наше время дуальное образование, вовлекая студентов в сферу будущей деятельности.

Мы продолжаем работу по исследованию и разработке педагогических условий формирования поликультурной личности студентов языковых специальностей вузов.


Список литературы:

1. Быстрова А.Н. Мир культуры (Основы культурологии). Учебное пособие . 2-е издание, исправленное и дополненное.
(Москва: Издательство Федора Конюхова; Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2002)
2. Гумбольдт В. Об изучении языков, или план систематической энциклопедии всех языков// Гумбольдт В. Язык и философия культуры. - М.,1985
3. Иванова Л.В., Агранат Ю.В., Иванова Л.В. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ // Фундаментальные исследования . – 2013. – № 1-1. – С. 82-84;
4. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. -М., 2002,-С. 130.
5. Потебня А.А. Мысль и язык. Киев,1993.
6. Снитко Е.С., Маймакова А. Понятие родного языка и его интерпретация в современной лингвистике
7. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. - 445 с.

Языкознание

ЯЗЫКОЗНАНИЕ

ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ЛИЧНОСТЬ В МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

А. С. Айткалиева

В настоящей статье рассматриваются актуальные проблемы воспитания поликультурной личности. Особое внимание обращается на необходимость соизучения языка и культуры как основного фактора формирования поликультурной личности в межкультурной коммуникации.

Ключевые слова: поликультурная личность, межкультурная коммуникация, патриотические чувства, интернациональное сознание, межнациональное общение, благоприятные социальные условия, многоязычье, жайлау, кыстау, кшз yS, шацырак, кереге, босага, Yлкен ys, отау, дружба, единство, уважение, национальная культура, духовное наследие, способ познания окружающего мира, межкультурный диалог.

Комплексная Программа воспитания Республики Казахстан нацелена на воспитание поликультурной личности, индивида с развитым лингвистическим и историческим сознанием; на знание родного и государственного языков; на знание истории, культуры, традиции, быта, духовных качеств своего и других народов, населяющих страну; на знание общечеловеческих ценностей. Решение данных задач возможно лишь при участии самой личности и её активной жизненной позиции, со сформированным мотивом к учению. Личность, которая познала себя, своё место в обществе, свой уровень владения устной и письменной речью, может оказать влияние на других.

Формирование поликультурной личности в условиях межкультурной коммуникации Республики Казахстан предполагает, прежде всего, воспитание у молодого поколения патриотических чувств и интернационального сознания на основе развития и совершенствования двуязычия и многоязычия. В этой связи, безусловно, является актуальным и важным наряду с родным языком обеспечить формирование гармоничного трёхъязычия.

Lingua mobilis №2 (28), 2011

Как указывает Библер В.С., одна из актуальнейших задач современного высшего образования - формирование полилингвальной личности . Умение осознавать принадлежность к собственной национальной культуре и, понимая это, уважать самобытность культуры своего собеседника, т.е. умение участвовать в межкультурном диалоге необходимо для успеха во многих жизненных ситуациях.

В эпоху социальных потрясений, научно-технического переворота, активизирующих общественные отношения , происходят значительные изменения языковых процессов. Язык, как и любое средство коммуникации, находится в постоянном изменении. Необходимость интеграции нашего государства в мировое сообщество создает благоприятные социальные, морально-психологические условия для развития этноязыковых процессов, служит основой формирования культуры межнационального общения. Всё большая открытость нашей страны, развитие и укрепление межгосударственных политических, экономических и культурных связей , интернационализация всех сфер жизни в нашей стране способствует тому, что реально востребованным в нашей стране становится многоязычие. Незнание языков обречёт будущее поколение на потерю конкурентоспособности на рынке труда как за пределами, так и внутри страны, на изоляцию, ограниченную дееспособность, невозможность полноправно участвовать в диалоге культур.

В Республике Казахстан, являющейся многонациональной страной с ярко выраженной поликультурой, ведущее место принадлежит государственному, т.е. казахскому языку. Изучение казахского языка обусловлено двойственной природой языка в целом. С одной стороны, язык - это система знаков и правил, а с другой - речь, речевая деятельность. Вместе с тем изучение языка неразрывно связано с культурой его носителей. Это определяет основные содержательные линии владения данным языком: формирование умения владения языковыми средствами; формирование способности общаться на языке; формирование знаний о реалиях быта, обычаях, традициях казахского народа.

Знание культуры также расширяет кругозор самостоятельно изучающего второй (неродной) язык, развивает любознательность, повышает интерес к объекту изучения. Соизучение языка и культуры - это необходимые факторы повышения мотивации в процессе усвоения любого языка .

В условиях усвоения казахского языка как неродного он представлен как средство межкультурного взаимодействия, необходимого как

Языкознание

для профессиональной деятельности, так и для интеллектуального развития человека современного информационного общества.

Экстралингвистические единицы предусматривают определённые сферы и ситуации общения, темы, речевые намерения. К этно-кулкгуроведческим единицам относятся слова, словосочетания, фразеологизмы, формулы речевого этикета, тексты. Речевые единицы -это предложения, сложное синтаксическое целое, текст.

Самым ценным, познавательным и мотивирующим средством, на наш взгляд, является познание слов и выражений, относящихся к реалиям быта, традиций и культуры, одним словом, познание духовного наследия казахского народа. В этом плане наибольший интерес представляет понятие «шацырак».

Среди астрономов есть понятие, что юрта - обсерватория степняков. Это мнение отчасти связано с такими элементами юрты, как шацырак - крыша, тундш - «в общем понимании как верх, потолок». Шацырак располагается в юрте в верхней центральной части и символизирует основу дома, семьи.

В центре под самым шаныраком находился очаг. Почему? Действительно, это было удобно и безопасно. Кроме того, казахи в древности поклонялись огню. Дух огня считался хранителем дома, он и очищал его от злых духов. С огнем связан и обряд очищения животных. Во время кочевки с кыстау (зимовки) на жайлау (летнее пастбище) разводили два больших костра и прогоняли между ними весь скот. Только лошадь не подвергалась этому обряду, так как считалась священным животным. Огонь был символом солнца, потому что раньше солнце и небо были главным божеством, которому поклонялись казахи. Так, весной, когда появлялся первый кумыс, хозяйки, прежде чем налить его и выпить, делали земной поклон солнцу, благодаря его за то, что он согревает землю, дает жизнь растительности, которой питаются лошади. Кумыс - национальный напиток, который готовится из кобыльего молока, по специальному рецепту и, являясь лечебным средством, оказывает на здоровье человека исцеляющее воздействие. Это доказано медицинской наукой и практикой.

Два круга - круг солнца над миром, круг юрты - шацырак дополняют друг друга. Ведь и дастархан у казахов тоже имеет форму круга. Даже одно из самых любимых ласкательных слов у казахов «Айна-лайын». Откуда же произошло это название? Оказывается, когда заболевал в семье ребенок, отец ходил вокруг ребенка по кругу, приговаривая «Айналайын», что означало «Я хожу вокруг тебя, замыкая круг,

Lingua mobilis №2 (28), 2011

защищая тебя от всех болезней, изгоняя их». Так, обряд очищения, защиты и помощи превратился постепенно в ласкательное слово.

Мы убедились, что юрта - это очень интересное и уникальное жилище. Китайский поэт Бо - Цзюн, живший в 772 - 846 гг., был настолько поражен юртой, что повез ее к себе на Родину и, поставив его перед дворцом, посвятил ей стихотворение:

Шерсть собрали с тысячи овец,

Сотни две сковали мне колец.

Круглый остов из прибрежных ив Прочен, светл, удобен и красив.

В северной прозрачной синеве Воин юрту ставил на траве,

А теперь, как голубая мгла,

Вместе с ним она на юг пришла.

Юрту вихрь не может покачнуть,

От дождя её твердеет пруть.

Нет в ней ни застенков, ни углов,

Но внутри уютно и тепло.

Удалившись от степей и гор,

Юрта прибрела ко мне во двор.

Шацырак является главным элементом и основой кшз YЙ - юрты. Кшз YЙ является жилищем казахов, духовным наследием, древним памятником и показателем национальной культуры. Кшз YЙ ассоци-рует историю казахского народа, обычаи и традиции, многвековой жизненный опыт, способ познания окружающего мира. Только лишь на примере кшз Yй можно увидеть шедевры архитектуры, строительства, художественного искусства, прикладного искусства , резьбы по дереву и т. д. Кшз YЙ была создана для кочевого образа жизни так, что и складывается быстро, и ставится быстро. Ещё одна особенность кшз уй - в ней зимой тепло, а летом прохладно. Через его покрытия не проходит дождь. Остов юрты и дверь изготавливают из высушенных в тени тонкой березы и тополя. Вышедшие из строя части остова могут быть заменены, а шацырак никогда не обновляется, потому что шацырак для казаха самое ценное и святое понятие. Оно означает «семья», «род», «поколение». Отчий дом называют «кара шацырак», что символизирует в этой «юрте родилось и выросло не одно поколение, нашли место в жизни сыновья и дочери». Когда

Языкознание

создается новая семья, старейшина, благославляя молодых, говорит: «Шацырагыц бик болсын! Босагац 6epiK болсын! Керегец кец болсын!» Это напутствие к светлому будущему. «Алтын шацырак» означает Родину и родные просторы. «Шацырак кетердЬ означает создали семью. <^лкен шацырак - Yлкeн YЙ» - юрта, где живут родители. «Отау Yft» - юрта, где живут молодые .

Шацырак изображен в государственном гербе Республики Казахстан. Он символизирует дружбу, единство и взаимопонимание между народами, проживающими в Казахстане.

В современных условиях воспитание поликультурной личности -это прежде всего высокая культура политического мышления, межнационального общения, умение адекватно оценивать события внутренней и международной жизни общества, а также уважительное отношение к истории, культуре и языку всех народов, населяющих Республику Казахстан. Одним из основных законов Казахстана является Закон о языках, где ясно видна политика государства по отношению к языкам. Ежегодно 22 сентября проходит как День языков народов Республики Казахстан. 21 февраля традиционно является Днем родного языка. Современное поликультурное воспитание должно не только опираться на сравнительно - сопоставительный анализ различных этнокультур, но использовать и подход, позволяющий проследить этапы формирования системы духовно - нравственных ценностей, увидеть специфические явления в развитии опреде-леного типа культуры, почувствовать «духовный стиль» и выявить изменения в развитии данной этнокультуры.

Таким образом, мы можем заключить, что соизучение языка и культуры является основным фактором формирования поликультурной личности в условиях межкультурной коммуникации.

Список литературы

1. Библер, В. С. Философскопсихологические предположения Школы диалога культур. М., 1998.

2. Дмитриев, Г. Д. Многокультурное образование. М. : Народное образование, 1999.

3. Кенжеахметов, С. К. Жет казы-на. Алматы: «Атамура», 2006.

List of literature

1. Bibler, V. S. Filosofsko-psiholog-icheskie predpolozhenija Shkoly dialoga kul"tur. M., 1998.

2. Dmitriev, G. D. Mnogokul"turnoe obrazovanie. M. : Narodnoe obra-zovanie, 1999.

3. Kenzheahmetov, S. K. Zheti

Приёмы формирования поликультурной личности

На уроках русского языка

Актуальность поликультурного развития личности обусловлена динамическими изменениями в жизни современного общества, поликультурностью информационного, экономического, правового пространства. Не случайно в докладе международной комиссии ЮНЕСКО о глобальных стратегиях развития образования в ХХI веке подчеркивается, что «образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить свое место в мире, и с другой - привить ему уважение к другим культурам».

Поликультурное образование и воспитание актуальны и для многонациональной, многоконфессиональной России – страны со множеством разнообразных культур и проблем в межкультурных отношениях. В данных условиях возникает социальная потребность в формировании поликультурной личности, т.е. «человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умения жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований». Исходя из этого, определяются и задачи поликультурного образования в России:

Глубокое и всестороннее овладение учащимися культурой своего собственного народа, что является непременным условием интеграции в другие культуры;

Формирование у учащихся представлений о многообразии культур в мире и России, воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим прогресс человечества и условия для самореализации личности;

Создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов;

Развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур;

Воспитание учащихся в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.

Задачи поликультурного воспитания решаются в школах нашей республики через систему воспитательной работы, организацию внеурочной деятельности, систему дополнительного образования, а также средствами школьных предметов, в том числе русского языка и литературы. В своей практике формирование поликультурной личности осуществляю в первую очередь через серию уроков развития речи, на которых наряду с коммуникативными задачами решаю и культурологические.

Я придерживаюсь точки зрения многих ученых-методистов о том, что поликультурная личность – это индивид, ориентированный через свою культуру на другие. Глубокое знание собственной культуры – это фундамент заинтересованного отношения к другим культурам, а знакомство со многими национальными художественными культурами – основание для духовного обогащения и развития. Поэтому на уроках развития речи широко использую материал о культуре тувинского и русского народов, об их традициях и обычаях.

Так, на уроке «Письмо», образовательная цель которого заключалась в ознакомлении пятиклассников со структурой письма и правилами его написания, использовала материал о тувинских национальных музыкальных инструментах. В начале урока была создана проблемная ситуация, когда 5-классники должны были помочь друзьям написать ответное письмо КИДовцам из Хакасии об игиле. Учащиеся в игровой форме познакомились с музыкальными инструментами. Тексты об игиле, мелодия, исполненная на нем, сам инструмент, который дети увидели не из зрительного зала, а потрогали руками, стали основой для создания собственного высказывания об этом удивительном инструменте. Предлагаю фрагмент урока:

« Учитель: А теперь начнем наш разговор об игиле.

Давайте прочитаем текст, который на ваших партах.

Игил – двухструнный смычковый инструмент длиной около 1 метра. Корпус – хааржак – полый деревянный ящик овальной формы, обтянутый кожей. В него вставлена деревянная шейка с двумя колками. Струны настраивались в кварту и квинту.

Какие чувства и эмоции вызвал у вас этот текст? Является ли он описанием? К какому стилю относится?

Как вы думаете, ребята, прочитанный текст можно озаглавить «Удивительный инструмент»?

- Действительно, прилагательное удивительный выражает наше отношение к инструменту, чего нет в тексте. К какому стилю должен относиться текст, в котором автор выражает свое отношение к описываемому предмету? Давайте прочитаем второй текст и выполним задания к нему.

Игил иногда называют тувинской скрипкой. Его протяжный, плачущий звук веками сопровождал кочевников-животноводов. Этот музыкальный инструмент всегда олицетворялся с любимым домашним животным тувинцев - лошадью. Его струны в старину изготавливали из волос конского хвоста. Конец струнного лада традиционно украшался фигурой коня.

Что нового вы узнали об игиле?

Как вы думаете, ребята, почему игил называют тувинской скрипкой? Чем они схожи и чем отличаются?

- Давайте прослушаем два музыкальных фрагмента и попробуем угадать, какой музыкальный инструмент используется?

Можно ли, сравнивая музыкальные инструменты, говорить о том, что один лучше, а другой хуже?»

Уроки развития речи дают большой простор для творчества как учителя, так и учащихся. Например, при изучении темы «Описание животного» можно провести очень занимательный урок, посвященный лошади. Ролевая игра, позволяющая задать проблемную задачу, вовлекает в ее решение всех учащихся. Подготовленные дети играют сценку, где в дежурную часть полиции обращается старик с заявлением о пропаже лошадей. Но дежурный полицейский не знает лошадиных мастей, а старик-хозяин плохо говорит по-русски. И вот тут-то при обращении к учащимся выяснилось, что они затрудняются назвать масти лошадей даже по-тувински, не говоря уже о русском языке. Красочная презентация с изображением лошадей позволит школьникам запомнить масти животных на тувинском и русском языке. После словарной работы учащиеся, выступающие в роли следователей или в роли пострадавших, составляют текст официально-делового стиля речи, содержащий описание лошади. Лишь после этого переходят к работе над текстом художественного стиля. На этом этапе желательно использование отрывков из произведений русских и тувинских писателей, а также пословиц, поговорок, загадок о лошади. Мы должны помнить, что фольклорные произведения являются одним из источников и средств поликультурного воспитания. При изучении устного народного творчества возможны и необходимы сравнения некоторых традиций и устоев различных народов. А на данном уроке дети путем сопоставления пословиц, загадок делают вывод об отношении русских и тувинцев к лошади. И такой диалог культур послужит подлинной основой взаимопонимания, установления уважения не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов, понимания многообразия духовного и материального мира, явится средством формирования умения жить в многонациональной стране.

По «Программе по русскому языку» Г.Н.Никольской, Н.М.Хасанова в требованиях к связной речи в 9 классе учащиеся должны уметь описывать памятник. Для описания я выбрала мемориальный комплекс на Пискаревском кладбище и памятник павшим воинам в пгт Каа-Хем. В начале урока учащимся был предложен документальный фильм о блокаде Ленинграда, затем была проведена работа по тексту «Памятники – это наша история» о Пискаревском кладбище. Языковой материал, предложенный в учебном пособии «Практикум по развитию речи» под редакцией Г.Г. Городиловой и А.Г.Хмары, позволяет поэтапно подвести учащихся к созданию собственного текста – описания памятника. А экскурсия на памятник, около которого школьники бывали не раз во время празднования Дня Победы, заставляет по-новому взглянуть на него. Обращение к памятникам истории, объединенных темой Великой Отечественной войны, позволяет решить ряд воспитательных задач: от формирования эстетического вкуса (умения оценивать памятники как произведение искусства) до чувства патриотизма.

Таким образом, можно сделать вывод, что уроки развития речи позволяют учителю формировать у школьников не только коммуникативную, но и культуроведческую компетентность. При этом необходимо подталкивать учащихся к самостоятельному поиску информации

Формирование поликультурной личности можно проводить на уроках русского языка, используя культурологически информативный текст, предложенный в учебнике, или подобранный самим учителем. При подборе культурологически информативных текстов для комплексно-тематических уроков важно руководствоваться следующими основными критериями. Во-первых, как считает К.З. Закирьянов, текст должен быть эмоциональным, должен отражать подлинные культурные ценности русского народа, своим содержанием знакомить учащихся с культурой русского, родного и других народов, воспитывать уважительное отношение к ним. Во-вторых, текст должен быть насыщен языковыми единицами и явлениями, которые будут изучаться на уроке, и, в-третьих, текст должен быть оптимального объёма.

Специфику анализа текста в полиэтнической школе составляют работа со словами-концептами и сравнительно-сопоставительный анализ фактов русского и родного языков, отражающих реалии культуры двух народов. Такой диалог языков - диалог культур поможет учащимся осознать общие и национально-специфические свойства языков, самобытность национальных культур, отраженные в русском и родном языках. При работе со словами-концептами целесообразными будут исторический, культуроведческий и этимологический комментарии, привлечение разных словарей (толковых, фразеологических, культуроведческой лексики, эмоционально-экспрессивных слов и оборотов речи и пр.), репродукций картин и др. Использование таких приёмов облегчает овладение русским языком учащимися-билингвами, способствует расширению их словаря, развитию у них представлений об общечеловеческих ценностях. Желательно, чтобы задания к текстам в зависимости от степени подготовки, склонностей, способностей учеников по возможности были дифференцированными или индивидуализированными. Подобные задания к культурологически информативному тексту создают ситуацию выбора и успешности обучения и тем самым стимулируют у школьников познавательную деятельность, положительную мотивацию и интерес к изучению русского языка, русской культуры.

Знакомство учащихся с языком, культурой, бытом других народов позволит на практике сформировать принцип бесконфликтного взаимопонимания и сотрудничества. А расширение знаний учащихся о народах, живущих рядом, дает возможность формировать взаимную терпимость и естественную готовность к продуктивному межнациональному и межкультурному взаимодействию


  • Два эпизода окончательно дорисовывают эту замечательную личность: во-первых, отношения его к женщине, которая ему нравится; во-вторых - его смерть.
  • Именно в семье формируется характер и развивается личность человека.
  • Каждый участник в день взвешивания должен предоставить в мандатную комиссию документ (копию), удостоверяющий личность.
  • Как я смогу познать Бога и мою глубинную личность, если я даже не уверен, что верю в существование этих вещей?
  • Под поликультурной личностью понимается индивид, ориентированный через свою культуру на другие. Глубокое знание собственной культуры для него - фундамент заинтересованного отношения к другим, а знакомство со многими - основание для духовного обогащения и развития.

    Важно и другое: есть ли у конкретного индивида потребность в своей национальной культуре и языке, есть ли у него стремление овладеть ими и желание идентифицировать себя со своим народом. Государство должно предусмотреть конкретные пути формирования каждого из этих трех факторов, оказывать всестороннюю помощь и создать стимулы к овладению родным языком и культурой. Однако решающее значение имеет позиция личности.

    Поликультурная личность должна обладать прежде всего целостным мировоззрением. Это означает, что знания и умения у такого индивида сформированы в систему, позволяющую отразить сложный, взаимосвязанный и взаимообусловленный характер связей и отношений в мире, социуме, культуре. Целостность - параметр высокоразвитого и рационально организованного мировоззрения.

    Поликультурная личность - индивид с развитым лингвистическим сознанием. Знание родного и государственного языков, изучение иностранного языка расширяют кругозор личности, содействуют ее многогранному развитию, способствуют формированию установки на толерантность и объемное видение мира.

    Поликультурная личность - индивид с рельефным историческим сознанием. Именно историческое сознание есть основа и этнического, и общегосударственного сознания. Национальный менталитет, складывающиеся у этноса за тысячелетнюю историю мифы, символы, образы, стереотипы могут быть познаны только через знание истории народа.

    Знание истории народов, населявших страну, истории государства порождает чувство исторической преемственности, исторических корней, ощущение причастности к истории земли, общности судеб народов, живущих бок о бок многие годы и века.

    Подобное объемное историческое сознание возникает, если всемирная и отечественная история преподаются не как история постоянных войн, набегов и вражды, а как история торговли и ремесла, строительства городов и дорог, история развития народов и межэтнических контактов, диалога культур, междинастических браков и т.д. Например, очень показательной могла бы стать в этом отношении "История Великого шелкового пути".

    История Казахстана значима тем, что позволяет формировать историческое сознание как этническое, так и общегосударственное. Она должна освещаться полнокровно, без каких бы то ни было неточностей и искажении, восприниматься как история всех народов, живших и поныне живущих на этой древней земле.

    Особое место в изучении истории должна занимать история культуры. Этот предмет в наибольшей степени отвечает задачам формирования поликультурного индивида. И если он преподается как история искусств, история мировой и национальной философии, история обычаев и традиций, история национальной одежды и моды и т.д., то ведет к воспитанию многомерной, духовно развитой личности, ценящей и знающей национальную и мировую культуру.

    Государственное образование не ставит целью формирование религиозного сознания, но вправе дать знание истории мировых религий. Религия есть неотъемлемый компонент духовности народа, без представлений о религиозных ценностях, имеющих нравственное и эстетическое значение, знание народа будет неполным, ущербным. Тем более, что обращение к мировым религиям показывает не только различие, но и общность нравственных устремлений, духовных исканий, эстетических норм народов, населяющих наше государство.

    Поликультурная личность наряду с историческим должна обладать выраженным географическим сознанием, сознанием планетарным, и в то же время сознанием родного края, малой родины, родной земли, родного очага. Такое сознание формируют не только география, но и страноведение, этнография, экологические дисциплины, поскольку близки по смысловой направленности к проблемам этноса и культуры, к охранительной традиции, присущей этнокультурному образованию. Речь идет о новых направлениях науки и образования, таких, как экология культуры, экология этноса, экология человека, экология духа, экология нравственности и др. Они определяют такие качества поликультурной личности, как чувство Земли как общего дома, и Казахстана как общей родины, чувство ответственности за общий дом и за природу страны.

    Вклад в формирование поликультурной личности должны вносить и не перечисленные здесь предметы. Например, при изучении естественных наук желательно уделять внимание фактам и явлениям, связанным с Казахстаном, обращать особое внимание на вклад ученых Казахстана в развитие этих наук. Это позволит сформировать и чувство казахстанского патриотизма, и чувство гордости за народ, за этнос.

    Поликультурная личность должна обладать и достаточно ярким художественно-эстетическим сознанием: развитым воображением, утонченными чувствами, тягой к прекрасному, способностью ценить красоту, художественным вкусом, умением разбираться в произведениях искусства, что воспитывается театром, кино, телевидением, литературой, уроками музыки, живописи.

    Особенность художественно-эстетического сознания в том, что оно нередко получает воплощение в практике художественного творчества, в игре на музыкальных инструментах, пении, рисовании и т.д. Поэтому оно наиболее отвечает целям этнокультурного образования. Его формирование позволяет индивиду ощутить личную причастность к культуре народа, национальная идентификация получает индивидуальную окраску.

    Интегрирующей составной поликультурной личности должно стать правовое сознание личности, формируемое всей практикой соблюдения и применения в государстве Конституции и законов Республики Казахстан, иных нормативных правовых актов, а также фактическим состоянием удовлетворенности закрепляемых ими прав и свобод граждан.

    Одной из главных целевых характеристик индивидуального правосознания казахстанца в системе этнокультурного образования является осознание каждым индивидом того объективного фактора казахстанской государственности, что принадлежность к любой национальности не прибавляет ему никаких прав и свобод, как и ни в коей мере не должна отнимать их у него. В гражданине любой национальности подлинный патриот Казахстана видит только равноправного себе индивида.


    | 2 | | |
    просмотров