В каких произведениях русской литературы созданы образы защитников отечества и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением «бородино»? (егэ по литературе). Исследовательская работа на тему "образ защитника отечества в русской литературе" Ге

На уроке музыки мне предложили выбрать тему для проекта. Меня заинтересовала тема >, т.к. она выходила за рамки одного школьного предмета. Для исследований я выбрал личность Александра Невского. Его образ для меня очень интересен. Я родился 6 декабря. В этот день русская Православная Церковь отмечает память святого Благоверного князя Александра Невского, поэтому меня назвали Александром. После крещения святой Александр Невский стал моим духовным покровителем и его икона появилась в нашем доме. На уроках в школе я узнавал про Александра Невского - князя, защитника Отечества. Но я мало знал про него как про святого. Поэтому я решил работать над темой проекта >

В ходе работы над проектом область исследований пришлось расширить. Окончательно тему я сформулировал так: >.

После экскурса в историю я стал искать информацию, как представлен образ Александра Невского в произведениях музыки, живописи и литературы.

На уроках музыки я познакомился с кантатой Сергея Прокофьева > и узнал, что в её основу легла музыка к кинофильму Сергея Эйзенштейна 1938 г. >. Кантата стала самостоятельным музыкально - драматическим произведением композитора на стихи поэта В. Луговского в 1939 году.

Я узнал, что Сергей Прокофьев наблюдал съёмки фильма и под впечатлением увиденного писал музыку к некоторым эпизодам. Мне тоже захотелось посмотреть фильм С. Эйзенштейна. Я нашёл его в Интернете. Музыка и кадры фильма произвели на меня сильное впечатление. Оба произведения появились накануне Великой Отечественной войны и прозвучали как грозное предупреждение всем врагам нашей Родины. Образ Александра Невского продолжал быть защитником Отечества.

После этого я немного изменил формулировку темы проекта и расширил рамки исследований. Я стал искать кинофильмы об Александре Невском в Интернете. Я установил, что современные композиторы и кинематографисты тоже обращаются к образу Александра Невского. Я нашёл ещё два кинофильма.

Композитор Андрей Антоненко написал музыку к кинофильму режиссёра Игоря Каленова >.(2008г)

Композитор Владимир Лебедев написал музыку к кинофильму режиссёра Георгия Кузнецова >. (1991 г)

И музыка, и кадры фильмов вместе очень ярко создают образ Александра в разные годы его жизни. У режиссёра Игоря Каленова Александр совсем ещё молодой князь, который обращается за помощью к богу перед своей первой битвой, принёсшей ему известность и имя >. В фильме Сергея Эйзенштейна князь суров и величествен, мудр и опытен. Он великий полководец, одержавший блестящую победу на Чудском озере. В фильме Георгия Кузнецова показан конец жизни и кончина князя. Ему 43 года. Он любит и почитает церковь. Его уважают враги, поэтому боятся и ненавидят.

В литературе > я нашёл объяснения, почему князь Александр Невский был причислен к лику святых. Одной из причин были чудеса, связанные с его именем. В фильме Сергея Эйзенштейна это не отображено. В 1938 году это было невозможно. А в современных фильмах упоминаются эпизоды некоторых чудес, на основании которых он в последующем был причислен к лику святых. В музыкальных темах современных фильмов звучит церковная музыка. Музыка в этих трёх фильмах усиливает впечатление от увиденного на экране.

Я доволен, что посмотрел все три кинофильма. Они помогли мне ярче представить образ Александра Невского и глубже понять то, чего нет в школьных учебниках - суть его христианского подвига.

Потом я приступил к поиску в Интернете произведений живописи об Александре Невском. Я обнаружил, что образ Александра Невского нашёл отражение в творчестве живописцев М. Нестерова, Н. Рериха, В. Серова, Г. Семирадского, Ю. Терновской, П. Шамшина, В. Ходова, С. Присекина, В. Назарука, А. Кившенко, Н. Кочергина, А. Шмарина, П. Корина.

На этом этапе работы я столкнулся с проблемой - трудно сканировать иллюстрации из книг, которые находились ещё и в разных библиотеках.

Когда эта работа была сделана, возникла другая проблема - случайно была удалена вся информация. Поэтому я изменил свой первоначальный замысел. Я ограничился той информацией, которую нашёл в Интернете. В своей работе я упоминаю только те произведения живописи, которые иллюстрируют исторические события , связанные с Александром Невским.

Во время Невской битвы Александр ранил шведского полководца в лицо копьём. Это событие отражено в живописных полотнах . У Николая Рериха есть картина >.

После двух неудавшихся крестовых походов (шведских и немецких рыцарей) Папа Римский прислал Невскому послание, в котором предлагалось принять католическую веру и повиноваться Папе Римскому, на что Александр ответил: >.

Г. Семирадский создал картину >. Александр мудро вёл политику с Золотой Ордой, пытаясь облегчить жизнь своего народа под гнётом ига, заложил фундамент для освобождения от этого бремени. Невский несколько раз ездил в Золотую Орду. Во время последней поездки его отравили. По пути домой Невский умер. У Г. Семирадского есть картины > и >.

Александр Невский обращался к своей дружине со словами: >

Живописцы часто изображали Невского молящимся или рядом с ликом Спаса. Но чаще всего Невского изображали во время Ледового побоища.

В 1242 году дружина Невского остановила стальную лавину крестоносцев. И символический портрет князя художник П. Корин создал по заказу в 1942 году в дни борьбы с немецкими захватчиками. Этот портрет является частью триптиха. Художник изобразил князя далеко не юным, хотя ему было в этот период 22 года. Взгляд Александра сурово устремлён в сторону врага. Я узнал, что в феврале 1944 года огромную копию картины отвезли в разрушенный Новгород и установили рядом с дорогой, по которой шли войска на запад. Рядом с картиной - щит с надписью: >. Днём и ночью шли через Новгород наши войска на запад. Их встречал и провожал грозный, величественный святой Александр Невский, звал их на смертный бой с фашистскими захватчиками, вселяя в них веру и отвагу, давая им мужество и силу. Эта история иллюстрирует, как почитаем был народом Александр Невский.

Работая над проектом, я узнал, что Александр Невский был ангелом - хранителем Русской земли в течение многих веков. Нетленные мощи святого Благоверного князя были открыты перед Куликовской битвой в 1380 году. К молитвам святого защитника Отечества русские полководцы прибегали во все последующие века. Пётр I перенёс святые мощи Александра в Санкт - Петербург в 1724 году с целью защиты северной столицы силами небесного покровителя . > - с такими словами обращается русский народ, православная церковь к своему небесному покровителю.

Я исследовал историю орденов святого Александра Невского и Александра Невского.

Орден святого Александра Невского был учреждён Екатериной I по замыслу Петра I в 1725 году. На этом ордене Александр изображён на коне. Этим орденом награждены 3 тысячи человек, в том числе А.В. Суворов, М.И. Кутузов, Ф. Ушаков. Орден упразднён в 1917 году.

Перед лицом грозной опасности люди по - особенному воспринимали героическое прошлое своей страны. В июле 1942 года был учреждён боевой орден Александра Невского. Великий полководец >, чтобы помогать Родине одолеть врага.

За годы Великой Отечественной войны этим орденом награждены 42 тысячи командиров. Разработчик ордена Игорь Телятников изобразил на ордене актёра Николая Черкасова, сыгравшего роль князя в фильме С. Эйзенштейна >.

Следующим этапом моей работы был поиск информации о скульптурных и архитектурных произведениях . Я узнал, что скульптурные памятники Александру Невскому есть в городах Курске и Усть - Ижоре, Санкт - Петербурге, Порхове, Ростове на Дону, Нижнем Новгороде. На памятниках Александр Невский запечатлён в доспехах и шлеме, со щитом или мечом - как защитник земли Русской. Ему посвящены часовни и православные храмы во многих городах нашей страны: Северодвинске, Пскове, Владимире, Бийске, Новосибирске, Екатеринбурге, Ярославле, Астрахани, Ртищеве (Саратовской области). Святые мощи Александра Невского хранятся в специально построенной Александро - Невской лавре в Санкт - Петербурге. Погребальная рака Александра Невского хранится в Эрмитаже. Образ святого Александра Невского отражён в фресках, иконографической живописи.

Несколько лет назад я был в Санкт - Петербурге и видел раку Александра Невского. В храме Спаса на крови я увидел мозаичную икону святого князя. В следующее своё путешествие я обязательно постараюсь посетить Александро - Невскую лавру и музей религии.

Есть храмы и соборы Александра Невского и во многих городах за пределами России: Париже, Софии, Ялте, Таллине. Храм Александра Невского в Софии оформляли художники В. Васнецов и П. Корин. Мне было любопытно узнать, что этот храм болгарский народ возвёл в благодарность русскому народу за освобождение от монголо - татарского ига. Это говорит о том, что личность святого Благоверного князя Александра Невского была чтима во все времена не только на Руси, но и далеко за её пределами.

Затем я стал искать литературные произведения об Александре Невском. (Они указаны в источниках информации). Первое литературное произведение было написано в 13 веке - >.

К сожалению, мне не удалось ознакомиться со всеми художественными произведениями полностью, потому что не хватало времени.

Я ознакомился с поэтическими произведениями А. Майкова, М. Ломоносова, Н. Кончаловской, К. Симонова.

Александр Невский использовал свою княжескую власть на благо веры, он исполнил долг перед Отечеством. Благодаря ему Русь сохранила власть своих князей, православную веру, самостоятельность в отношении с другими странами. В своей политике относительно Орды Александр твёрдо наметил путь, по которому пошли его ближайшие потомки. Успехи сына Даниила Московского, внука Ивана Калиты и праправнука Дмитрия Донского, были бы невозможны без святого Александра. Он повлиял на судьбы будущих столетий России.

Русская православная церковь чествует Благоверного князя Александра ежегодно 6 декабря - День погребения в г. Владимире и 12 сентября - День перенесения мощей из Владимира в Санкт - Петербург. В последние годы появились новые памятные даты, связанные с Александром - Невским. 18 апреля отмечается День Воинской Славы России в честь победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере. В год 775 - летия со дня рождения Александра Невского был учреждён новый праздник >, который должен проходить раз в пять лет в областях, связанных с жизнью Александра Невского.

Исторически сложилось, что нашему народу веками приходилось вести борьбу с чужеземными захватчиками. Россия всегда славилась своими защитниками от простых солдат до генералов. Знаменитый полководец Александр Васильевич Суворов считал, что лучше русского солдата нет нигде в мире: «он и сам не пропадет, и товарища спасет, а где силы убудет, там он смекалкой дойдет».

О подвигах, о доблести, о славе защитников Отечества создано много произведений в различных видах искусства. Они прославляют величие и красоту, силу и мощь, благородство, доброту и душевное богатство русского человека.

В древнерусском искусстве – в первую очередь в иконе — заступников за Русскую землю олицетворяли Святые Георгий и Дмитрий Солунский, князья Борис и Глеб, Александр Невский.

До наших дней дошли древние былины, воспевающие мужество русских витязей и богатырей, среди которых наиболее известны Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. В изобразительное искусство они вошли с творчеством художников конца XIX – начала XX веков – Виктора Васнецова, Николая Рериха и Михаила Врубеля.

В эпоху Российской империи наша страна также не избежала войн – со шведами, турками, французами.

В изобразительном искусстве нашли отражение образы как выдающихся полководцев – Петра Великого, П. А. Румянцева, А. В. Суворова, В. А. Корнилова, так и менее известных героев . В период наполеоновских войн мастера академической школы Г. И. Угрюмов, А. И. Иванов и другие писали полотна на сюжеты из героического прошлого России.

Особое место в русском искусстве этой эпохи занимают графические и живописные портреты героев Отечественной войны 1812 года О. А. Кипренского.

Две мировые войны, выпавшие на долю России в XX веке , призвали художников вновь обратиться к теме защиты своего народа. А. А. Дейнека, В. А. Серов, Ю. И. Пименов, И. А. Серебряный, В. И. Мухина, В. В. Исаева, В. В. Лишев, Ю. М. Непринцев, Н. Н. Дормидонтов, А. Ф. Пахомов, Г. С. Верейский создавали свои произведения, воодушевленные подвигами соотечественников.

М.Б. Греков — создатель замечательной галереи картин, посвященных Первой Конной армии. На полотнах Грекова запечатлены яркие страницы Гражданской войны. Написанные по живым впечатлениям, они отличаются достоверной конкретностью. Это свидетельства художника-очевидца, изобразительная летопись народной борьбы за землю и волю. В картинах М. Б. Грекова «Тачанка» (1925), «Трубачи Первой Конной» (1934), «Знаменщик и трубач» (1934) созданы обобщенные, романтически-возвышенные образы, проникнутые пафосом победы Красной армии.

Основной задачей графического искусства времен Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. являлось отражение величия подвига народа и армии в борьбе с фашизмом, создание ярких образов , формирующих в людях патриотические чувства гражданина и воина, воспитывающих ненависть к врагу. Первыми «пошли в бой» такие оперативные жанры, как военно-политическая карикатура и плакат, рисунок. Плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага» появился на улицах Москвы уже на второй день войны. В названиях «Родина-мать зовет!», «За Родину!», «Стоять насмерть!», «Кровь за кровь!» звучали единственно нужные слова — призывы, которые шли от сердца, выражали мысли и чувства миллионов. Лаконичные, но емкие по содержанию, они призывали, воодушевляли, поднимали народ и вели на поле битвы. За этими листками последовали многочисленные плакаты И. Тоидзе, В. Иванова, Л. Голованова, А. Кокорекина, Н. Жукова, В. Климашина, В. Серова, Кукрыниксов, М. Черемных, В. Лебедева, А. Кокорина и многих других художников. Подкрепленные выразительным рисунком, они расходились огромными тиражами. Часто это был небольшой формат, рассчитанный для кабины танка и самолета, блиндажа или землянки, почтовой открытки. Плакаты «Родина-мать зовет!» И. Тоидзе, «Воин Красной Армии — спаси!» В. Корецкого и другие приобретали силу боевого приказа, их хранили в карманах гимнастерок, с ними шли в бой. Искусство плаката обрело грозную силу оружия в борьбе с врагом. Плакаты начала войны убеждали в справедливости войны, которую вели россияне, вселяли веру в победу. К примеру, в плакате В. А. Серова «Наше дело правое, победа будет за нами!» создан образ человека, немало повидавшего в жизни, с открытым и полным решимости лицом, уверенного в победе. В конце войны в плакате перед зрителем предстает уже воин-победитель, которому суждено было не только очистить от врага родную землю, но и освободить от фашизма всю Европу. Таков, например, плакат Л. Ф. Голованова «Дойдем до Берлина!» (1944) — один из самых популярных как в военные годы, так и позднее.

Графические работы художников в годы войны — это изобразительная летопись суровых, страшных и поистине героических лет. Но значение их этим не исчерпывается. В каждом из рисунков создан емкий и глубокий художественный образ , рождающий самые различные переживания: гнева и сожаления, гордости и радости, участия и надежды… В этом сила графического искусства, для которого главным оказалось раскрытие того истинно человеческого, что столь ярко проявилось в моральном облике наших сограждан во время войны. Среди фронтовых рисунков обращают на себя внимание портретные зарисовки командиров, рядовых, танкистов, связистов, медсестер, разведчиков. Этот ряд военных профессий можно было продолжать. Но главное в том, что перед нами предстают лица, в чертах которых нет ничего исключительного, в них — внутренняя сила и стойкость. Рисунки очень убедительные, живые, поскольку часто художники сами были участниками тех событий и создавали портреты фронтовиков непосредственно на передовой, в окопе или в минуты отдыха после боя.

Изобразительное искусство первого послевоенного пятилетия теснейшим образом связано с предшествующим периодом - периодом Великой Отечественной войны. Художники стремились запечатлеть важнейшие события исторической битвы за свободу, раскрыть глубокие причины, обеспечившие победу СССР, - высокие моральные качества советских людей . Годы тяжких страданий, пережитых в период Великой Отечественной войны, раскрыли новые, неведомые ранее глубины народного характера. Художники увидели героя в самом обыкновенном, рядовом советском человеке. Ведь в повседневной жизни так причудливо переплетаются обыденные, героические, поэтические моменты!

Советские люди проявили невиданное мужество и стойкость в борьбе. Их питала твердая вера в победу правого дела. Имена Зои Космодемьянской, Александра Матросова, героев-краснодонцев узнал весь мир. Но были еще миллионы безымянных борцов, подвиг которых также увековечен в искусстве.

Многие произведения искусства были связаны с непосредственными впечатлениями их авторов - участников войны. Так, например, возникла картина «Отдых после боя». Ее автор, бывший боец Ленинградского фронта, Ю. М. Непринцев изобразил в ней своих однополчан.

Воинам, грудью прикрывавшим родную землю на тысячеверстных фронтах, помогал весь народ. Фронт и тыл были едины. Эта мысль нашла образное воплощение в картинах А. И. Лактионова «Письмо с фронта», Б. М. Неменского «Мать», «Сестры наши».

В первые послевоенные годы образ человека, вставшего на защиту Отечества, по-прежнему привлекал мастеров искусства. Отсюда — особый интерес к портрету. Художники стремились показать те черты в духовном облике людей, которые обнаружились в годы войны с особенной силой и отчетливостью: решительность, силу воли, особую собранность мыслей и чувств, продиктованную тяжелыми жизненными испытаниями.

«Портрет маршала Г. К. Жукова» (1945) кисти П. Д. Корина является лучшим произведением среди многих, посвященных этому человеку. Художник представил парадную трактовку образа, изобразив портретируемого в мундире со всеми наградами, в подчеркнуто позирующей горделивой позе. Живописная трактовка голубоватого мундира, отливающего блеском металла, вызывает ассоциации с доспехами былинного богатыря, легендарного рыцаря. Художник создал облик мужественного и сурового человека.

В 1967 году была учреждена Золотая медаль им. М. Б. Грекова за лучшие произведения в изобразительном искусстве на военную тему , и первым ею был награждён Пётр Кривоногов. Картина «Победа» этого художника стала своеобразным символом великой Победы над фашизмом.

    Подумайте, какой теме будет посвящен наш урок? (после ответа детей (?)

    (слайд 2) Подумайте, какому герою посвящено следующее произведение? Какой музыкальный жанр расскажет об этом герое? (?) (слушание Былины о Илье Муромце- 3 мин ). - Какой муз.жанр прозвучал? Назовите музыкальные особенности этого жанра (музыка близка звучанию народных песен, под сопровождение гуслей, древнее произношение слов). - Кто такой И.Муромец? Какие качества этого героя раскрывает былина? (характер музыки подчеркивает удаль, силу, смелость героя).

    ( слайд 3 )Илья Муромец не только былинный герой. Это реальный русский человек, защищавший Русь от татар. Это и русский святой. (?) Всю свою невиданную силу и героизм посвятил преподобный Илия Муромский не только защите земли русской, но и во славу Божию. (?)- Какой вид храмового искусства отражает образ святого?(икона преподобного И.Муромца). И это не единственный пример, когда православный воин становится бойцом духовного воинства, и вы еще в этом убедитесь. Как вы считаете, забыта ли в наше время память об этом герое? (Без прошлого у человека нет ни настоящего, ни будущего. Тем более, если это прошлое героическое).

    (слайд 4) Следующая страница истории нашего Отечества и следующий легендарный герой (картина Ю.Пантюхина «А.Невский»). - Какой герой изображен на картине? (после ответа (?) С какими историческими событиями связана жизнь этого человека? (Невская битва со шведами, Ледовое побоище с немцами-крестоносцами). Какие черты характера этого героя отразил художник? Так и хочется вспомнить слова А.Невского: «Кто с мечом к нам пойдет, от меча и погибнет!». О подвигах этого героя написано много произведений различных жанров. Я предлагаю посмотреть фрагмент фильма режиссера С.Эйзенштейна «А.Невский», снятый еще в 1938 году. Вам задание: - Какой исторический момент будет показан в фильме? Какую знакомую музыку вы услышите и кто ее автор? ( Показ фильма-3.00 ). ( слайд 5 ) (История войны с немцами, фрагмент кантаты С.Прокофьева «А.Невский») - Как музыка помогла передать содержание? - Какие качества русского характера, чувства людей отражены в этом фрагменте? (решительность, мужественность, смелость, любовь к Родине).

    (слайд 6) В 1941 году композитор С.Прокофьев на материалах музыки к фильму создает кантату «А.Невский». И одним из самых часто звучащих фрагментов этого произведения в годы ВО войны мы с вами только что слышали. Подумайте, почему композитор посвящает свое произведение не событиям реальной войны, а войны 13 века? Почему этот фрагмент кантаты был очень любим в годы ВО войны? (В годы ВО войны нужны были такие примеры, чтобы поддержать боевой дух советской армии . Схожесть исторического события - война с немцами). Чтобы почувствовать силу воздействия этой музыки на себе, давайте исполним фрагмент хора «Вставайте, люди русские» (исполнение фрагмента).

    (слайд 7) (слайд 8)

    (слайд 9) А теперь посмотрите на этот архитектурный памятник (храм Христа Спасителя). Кто знает, что это за здание, где оно находится? (после ответа (?) Храм Христа Спасителя - еще одна страница героического прошлого нашего народа. Кто из вас знает, какой исторической битве посвящено было строительство этого храма? (Храм Христа Спасителя был построен в благодарность за заступничество Всевышнего в тяжелый период истории России как памятник мужеству русского народа в борьбе с наполеоновским нашествием 1812 года).

    (?) Главная идея строительства этого храма-памятника была предельно ясно изложена словами царского Манифеста: "В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели…». Х Александр Павлович Лёвшин, Петр Федорович Шапошников ). Эпоха Отечественной войны показала невиданный духовный подъем и патриотические качества русского народа. В строительстве храмов-памятников отразилось одно из главных правил духовной жизни — благодарность Богу и воинам, пострадавшим за свой народ и за свою Родину, так как, говоря словами Евангелия, .

    (слайд 10) В 1882 г. к освящению Храма Х.Спасителя композитор П.Чайковский пишет муз. Произведение - Увертюру. Что такое «увертюра»? - Как вы думаете, какие события композитор положил в основу своей музыки? (События войны 1812г., подвиг народа.) - после ответа (?) Произведение получило название «Торжественная увертюра 1812 год». Первое исполнение этого сочинения состоялось 8 августа 1882 года, в год 70-летия победы над французами. Давайте послушаем коду произведения, а вы постарайтесь увидеть, какую картину композитор передал в своей музыке. Какие знакомые муз.интонации вы услышите в этом фрагменте? (?)(слушание фрагмента - 4.08

    Задание:

    (слайд 11) Кто помнит, где мы выступали? (Ответы детей.) А закончить наш урок мне хотелось бы исполнением песни «Вместе вся Россия и Отечество». (?)

    Домашнее задание:

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки "Образ защитника Отечества в искусстве. Диалог поколений"»

«Образ защитника Отечества в искусстве. Диалог поколений» . 5 класс.

Эпиграф: Скажи: какой ты след оставишь? След, чтобы вытерли паркет и посмотрели косо вслед, Или незримый прочный след в чужой душе на много лет? Леонид Мартынов

Цель: Познакомить учащихся с образом защитника Отечества в разных видах искусства.

Задачи урока:

    Образовательные :

Знакомство с понятием «увертюра»;

Закрепление понятий «былина», «кантата»;

Углубить знания о творчестве великих русских композиторов С. Прокофьева, П.Чайковского в воплощении целостного образа русского народа как защитника Родины;

Проводить анализ музыкальной формы, используя выразительные средства музыки: темп, регистр, тембр, мелодия, лад, интонация, динамика.

    Развивающие :

Прививать бережное отношение к истории своего народа;

Показать многомерность и гармоничность различных видов искусства для создания образа защитника Отечества.

    Воспитательные :

Воспитывать патриотические чувства детей: любовь к России, к ее истории, людям, культуре, гордость за героев Отечества;

Пробуждать чувство сопричастности ко всем событиям, происходящим в стране;

Тип урока: интегрированный урок.

Средства обучения:

    Музыкальный центр.

    Компьютер, презентация, видеофильм, CD.

    Репродукции картин русских художников, икон русских святых.

Ход урока .

(слайд 1 ) Звучит тропарь Кресту и молитва за Отечество.

Какое музыкальное произведение прозвучало? (молитва)

Почему вы так считаете? Какие особенности, характерные для молитвы, вы можете назвать? (хоровое исполнение на церковном языке, без музыкального инструмента). (♪)Посмотрите на русский перевод этой молитвы. ( Спаси, Господь, людей Твоих и благослови принадлежащих Тебе, помогая православным христианам побеждать врагов и сохраняя силой Креста Твоего святую Церковь Твою. ). О чем просят православные люди в этой молитве у Бога? ( Просят, чтобы Господь избавил православных христиан от бед и несчастий, даровал им благополучие в жизни, дал силу побеждать врагов государства, и охранял их Крестом Своим. Молитва о даровании побед православному воинству, о сохранении России - «Божьего достояния»).

(♪)Вы услышали молитву, которая называется тропарь Кресту и молитва за Отечество. Она часто исполнялась солдатами перед важными сражениями. Русская Православная Церковь благословляла воинов на ратную службу, как в военное время , так и в мирное. Церковное благословение ободряло воинов. Так был воспитан русский народ. Так воспитывается русский солдат и сейчас. Эта молитва исполняется каждый день в православных храмах , а полковые священники благословляют русских воинов на службу.

Подумайте, какой теме будет посвящен наш урок? (после ответа детей (♪)

Образ защитника Отечества является одним из главных образов искусства. Сегодня наш урок мы проведем в форме музыкального журнала, пролистаем героические страницы истории нашей страны, познакомимся с произведениями разных видов искусства, в которых нашли свое отражение эти события, вспомним героев и выясним, какими качествами должен обладать защитник Отечества.

И я предлагаю вам окунуться в далёкое прошлое. (слайд 2) Подумайте, какому герою посвящено следующее произведение? Какой музыкальный жанр расскажет об этом герое? (♪) (слушание Былины о Илье Муромце- 3 мин ). – Какой муз.жанр прозвучал? Назовите музыкальные особенности этого жанра (музыка близка звучанию народных песен, под сопровождение гуслей, древнее произношение слов). – Кто такой И.Муромец? Какие качества этого героя раскрывает былина? (характер музыки подчеркивает удаль, силу, смелость героя).

( слайд 3 )Илья Муромец не только былинный герой. Это реальный русский человек, защищавший Русь от татар. Это и русский святой. (♪) Всю свою невиданную силу и героизм посвятил преподобный Илия Муромский не только защите земли русской, но и во славу Божию. (♪)– Какой вид храмового искусства отражает образ святого?(икона преподобного И.Муромца).И это не единственный пример, когда православный воин становится бойцом духовного воинства, и вы еще в этом убедитесь. Как вы считаете, забыта ли в наше время память об этом герое? (Без прошлого у человека нет ни настоящего, ни будущего. Тем более, если это прошлое героическое).

(слайд 4) Следующая страница истории нашего Отечества и следующий легендарный герой (картина Ю.Пантюхина «А.Невский»). – Какой герой изображен на картине? (после ответа (♪) С какими историческими событиями связана жизнь этого человека? (Невская битва со шведами, Ледовое побоище с немцами-крестоносцами). Какие черты характера этого героя отразил художник? Так и хочется вспомнить слова А.Невского: «Кто с мечом к нам пойдет, от меча и погибнет!». О подвигах этого героя написано много произведений различных жанров. Я предлагаю посмотреть фрагмент фильма режиссера С.Эйзенштейна «А.Невский», снятый еще в 1938 году. Вам задание: - Какой исторический момент будет показан в фильме? Какую знакомую музыку вы услышите и кто ее автор? ( Показ фильма-3.00 ). ( слайд 5 ) (История войны с немцами, фрагмент кантаты С.Прокофьева «А.Невский») – Как музыка помогла передать содержание? - Какие качества русского характера, чувства людей отражены в этом фрагменте? (решительность, мужественность, смелость, любовь к Родине).

(слайд 6) В 1941 году композитор С.Прокофьев на материалах музыки к фильму создает кантату «А.Невский». И одним из самых часто звучащих фрагментов этого произведения в годы ВО войны мы с вами только что слышали. Подумайте, почему композитор посвящает свое произведение не событиям реальной войны, а войны 13 века? Почему этот фрагмент кантаты был очень любим в годы ВО войны? (В годы ВО войны нужны были такие примеры, чтобы поддержать боевой дух советской армии. Схожесть исторического события – война с немцами). Чтобы почувствовать силу воздействия этой музыки на себе, давайте исполним фрагмент хора «Вставайте, люди русские» (исполнение фрагмента).

(слайд 7) Русский народ бережно хранит память об этом герое и святом Благоверном князе А.Невском, покровителем русского воинства. Еще Петром 1 был учрежден орден А.Невского, в годы ВО войны этот орден вновь стал боевой наградой. (слайд 8) Именем святого А.Невского названы и храмы. В частности, в г.Туле есть такой храм, где будущие солдаты получают благословение на службу в армии. Так, из поколения в поколение передаются заветы русского воинства.

(слайд 9) А теперь посмотрите на этот архитектурный памятник (храм Христа Спасителя). Кто знает, что это за здание, где оно находится? (после ответа (♪) Храм Христа Спасителя – еще одна страница героического прошлого нашего народа. Кто из вас знает, какой исторической битве посвящено было строительство этого храма? (Храм Христа Спасителя был построен в благодарность за заступничество Всевышнего в тяжелый период истории России как памятник мужеству русского народа в борьбе с наполеоновским нашествием 1812 года).

(♪)Главная идея строительства этого храма-памятника была предельно ясно изложена словами царского Манифеста: "В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели…». Х рам стал своеобразным музеем войны 1812 года, которая получила название Отечественной. На стенах храма были увековечены имена героев и события этой войны (Багратион Петр Иванович, Тучков Александр Алексеевич, Александр Павлович Лёвшин, Петр Федорович Шапошников ). Эпоха Отечественной войны показала невиданный духовный подъем и патриотические качества русского народа. В строительстве храмов-памятников отразилось одно из главных правил духовной жизни - благодарность Богу и воинам, пострадавшим за свой народ и за свою Родину, так как, говоря словами Евангелия, «нет большей любви, чем та, когда кто-либо отдает свою жизнь за своих ближних» .

(слайд 10) В 1882 г. к освящению Храма Х.Спасителя композитор П.Чайковский пишет муз. Произведение – Увертюру. Что такое «увертюра»? - Как вы думаете, какие события композитор положил в основу своей музыки? (События войны 1812г., подвиг народа.) - после ответа (♪) Произведение получило название «Торжественная увертюра 1812 год». Первое исполнение этого сочинения состоялось 8 августа 1882 года, в год 70-летия победы над французами. Давайте послушаем коду произведения, а вы постарайтесь увидеть, какую картину композитор передал в своей музыке. Какие знакомые муз.интонации вы услышите в этом фрагменте? (♪)(слушание фрагмента – 4.08 ) (картину победы русского войска, использовав эффект колокольного перезвона и пушечного салюта, звучит молитва, как благодарность Богу за победу в войне. Салюты пушек, музыка, звон колоколов всей Москвы, сливались в один мощный, молитвенный гимн). Есть такая традиция у православного человека: после благополучного завершения дела благодарить Бога за оказанную помощь. Храм-богатырь Христа Спасителя является сейчас не только историческим памятником для нового поколения, но и духовным центром всей России.

Сегодня мы говорили много о качествах защитника Отечества в прошлом. А какими качествами должен обладать современный защитник Родины? Выберите для себя правильный ответ из предложенных вам на листочках. ( Задание: ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ, ПОЧИТАНИЕ И ЗАЩИТА РУСКИХ СВЯТЫНЬ, ПРЕДАННОСТЬ СТРАНЕ, ЗАБВЕНИЕ РУССКИХ СВЯТЫНЬ, ПАМЯТЬ О ГЕРОИЧЕСКОМ ПРОШЛОМ СТРАНЫ, ЭМИГРАЦИЯ В ДРУГУЮ СТРАНУ. МУЖЕТВЕННОТЬ И ХРАБРОСТЬ, ГОТОВНОСТЬ ЗАЩИЩИТЬ РОДИНУ ОТ ВРАГОВ, ЛЕНЬ И ТРУСОТЬ, РЕШИТЕЛЬНОСТЬ И ОТВАЖНОСТЬ, ЖЕЛАНИЕ ПОСПАТЬ И ПОЕСТЬ, ГОТОВНОСТЬ ПОЖЕРТОВАТЬ ВО ИМЯ СВЯТОГО ДЕЛА).

Как вы думаете, как мы, сегодняшнее поколение, должны относиться к участникам ВО войны, участникам «горячих точек» в Афганистане, Чечне? В чем может проявляться наше внимание к ним? Давайте посмотрим фотографии нашего класса. (слайд 11) Кто помнит, где мы выступали? (Ответы детей.) А закончить наш урок мне хотелось бы исполнением песни «Вместе вся Россия и Отечество». (♪)

Домашнее задание: дома вместе со своими родителями ещё раз вспомните знакомые произведения искусства: стихи, рассказы, кинофильмы, песни, скульптуры, архитектурные памятники, которые созданы во славу побед защитников Отечества в войнах и различных сражениях.

Министерство культуры Российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Хабаровский государственный институт искусств и культуры"

(ФГБОУ ВПО "ХГИИК")

Факультет искусств


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

дисциплина: Теория и технология музыкального образования

на тему: Образы защитников отечества в музыкальном искусстве


Выполнила: Касаткина А.Н.

Студентка: 418 гр.

Проверила: Захарченко В.C.


г. Хабаровск 2014 г.


Введение

2. Отображение темы защиты Отечества в вокальных произведениях крупной формы

Заключение

Информационные источники

Приложение

Введение


Актуальность .

История русского народа богата интересными, значительными событиями, которые становятся знаменательными вехами в развитии общества. Если страницы этой истории отображены в искусстве - в музыке, то воздействие их на умы и души молодого поколения сильнее, а связь с настоящим крепче. В этом историческом прошлом - истоки общественной и культурной жизни каждой нации. Невозможно осмыслить в полной мере современность без обращения к историческому опыту народа.

Цель : раскрыть тему защиты Отечества в русской музыке XIX и XX века.

Задачи исследования :

. Выявить примеры темы защиты Отечества в песнях. (на уроках музыки)

2. Рассмотреть примеры темы защиты Отечества в вокальной музыке.

. Исследовать примеры отображения темы защиты Отечества в инструментальных произведениях.

Практическая значимость.

Данная работа может быть использована на уроках мировой художественной культуры , искусства, на уроках музыки в школе, а так же для подготовки внеклассных мероприятий.

Темой всей четверти по предмету "Музыка в школе" может быть выбрана "Героика в музыке". (2 урока - героические образы в песнях; 2 урока - в вокальных произведениях крупной формы; 2 урока - в инструментальной музыке).

Как итог, для обобщения изученного материала можно организовать итоговое мероприятие, в виде внеклассного часа, мини-концерта, посвященного 23 февраля, 9 мая.

1. Отображение темы защиты Отечества в песнях Великой Отечественной войны


Урок 1 (вступление)

презентация

картинки

аудиозапись "три танкиста"

Во время войны любили и ценили песню. "В ночи песня - свет, в жару - тень, в мороз - телогрейка", - говорит народная пословица, сложенная в эти годы. На фронте и в тылу звучало тогда множество песен, помогавших бороться против фашизма. Среди них было немало старинных народных песен, которые обрели новую жизнь в это грозное время. Продолжали петь в эти годы со старыми или обновлёнными текстами и песни, созданные до войны. Но как бы хороши они не были, как бы ни переделывали их на новый лад , а всё же грозная военная пора потребовала своих песен, и они стали появляться. Так началось создание "песенной летописи" Великой Отечественной войны.

(На примере песни "Три танкиста")

"Три танкиста". ( описание - история)

Шёл 1938 год. Фашисты оккупировали Австрию, а на Дальнем Востоке Япония, захватив Центральный Китай и Маньчжурию, сделала пробное провокационное нападение на границе нашей Родины. Нападение это, как известно, закончилось для самураев печально. Советские танкисты разгромили и полностью уничтожили несколько японских дивизий. Один из этих героев-танкистов, участник знаменитой битвы у озера Хасан, и был задуман как основной герой весёлой музыкальной кинокомедии "Трактористы". Было решено начать фильм с песни. Режиссёр (Иван Пырьев) пригласил к себе поэта Бориса Ласкина и сказал ему, что нужна песня, в которой нашла бы отражение тема подвига славных героев-танкистов, участников боёв на Хасане.

(Плюс в том, что параллельно идет знакомство с песнями, с историей, с режиссерами того времени, с композиторами)

"Мне никогда не приходилось бывать на границе, не видел я боевых действий наших танкистов, хотя в армии к тому времени уже успел отслужить и поэтому определённое представление об этом грозном роде войск у меня было, - вспоминал Борис Ласкин. И начали складываться строчки:


На границе тучи ходят хмуро,

Край суровый тишиной объят.

У высоких берегов Амура

Часовые Родины стоят…"


С готовым текстом Ласкин отправился к братьям Покрасс (композиторы-песенники того времени (картинка-портрет). "Этому трудно поверить, - говорил он потом, - но песня была готова через 30-40 минут". Задорная, зажигательная и очень мелодичная она стала лейтмотивом картины. В дни Великой Отечественной войны на фронте бытовало немало переделок и вариантов этой замечательной довоенной песни:


Расскажи-ка, песенка-подруга, Не одну фашистскую гадюку

Как дерутся с чёрною ордой Укротили силой огневой

Три танкиста, три весёлых друга , Три танкиста, три весёлых друга,

Экипаж машины боевой. Экипаж машины боевой.


После рассказа и прослушивания песни, учитель предлагает детям приступить к ее разучиванию. На интерактивной доске спроецирован текст песни, также текст представлен ученикам на каждой парте.

( Лучше всего песню "Три танкиста" разучивать под баян. Впоследствии можно выбрать трех солистов, это может послужить предметом мотивации учащихся.)

Урок 2 (на примере песни "Катюша")

"Катюша". Песню "Катюша" поэт Михаил Исаковский написал в Москве, но задумал в родном краю , в небольшом посёлке на берегу речки Угры, что протекает на Смоленщине. И когда рука выводила строку "выходила на берег Катюша", Михаилу Васильевичу виделась его родная маленькая Угра. Вскоре композитором Матвеем Блантером была написана и мелодия.

Во время войны каждый солдат, певший "Катюшу", испытывал такое чувство, будто это к нему лично обращён призыв сберечь родную землю. Удивительный случай произошел с песней во время войны на переднем крае обороны. Немцы, находившиеся в окопе, завели патефон, и зазвучала песня "Катюша". Наши солдаты некоторое время были в оцепенении. Как бы дразня их, немцы завели песню во второй раз.

Братцы! - вдруг вскричал молоденький солдат. - Да ведь это наша "Катюша" у немцев в плену!

Не бывать тому! - воскликнул другой, и несколько солдат бросились в атаку на вражеский окоп. Немцы не успели опомниться, как в короткой схватке наши бойцы захватили патефон с пластинкой и благополучно вернулись. Теперь уже из нашего окопа звучала "Катюша".

( Задать учащимся вопрос: "А знаете ли вы кто или что носит имя "Катюша" кроме названия песни и, конечно кроме имени?", рассказать про боевое оружие).

Вскоре немцы познакомились с ещё одной "Катюшей". Только на этот раз её "исполняли" реактивные миномёты, установленные на машинах. Это грозное оружие, наводившее страх на врагов, артиллеристы прозвали ласковым девичьим именем.

защитник отечество песня музыкальный

Многие песни военных лет - это эпические повествования или баллады о героях, рассказы об их подвигах. Лучшие из них посвящены морякам, партизанам.


. Отображение темы защиты Отечества в вокальных произведениях крупной формы


Урок 3 (портрет композитора М.И. Глинки, Ивана Сусанина)

Михаил Иванович Глинка родился 20 мая 1804 года В Новоспасском Смоленской губернии. На фортепиано М. Глинка стал играть уже в десятилетнем возрасте. С 1817 года обучался в Благородном пансионе при педагогическом институте в Санкт-Петербурге. Закончив пансион всё время уделял музыке. Тогда же были созданы первые сочинения. Стремился расширить бытовой жанр музыки. После путешествия на Кавказ отправляется в Италию, Германию. Под влиянием итальянский композиторов Беллини, Доницети меняет свой музыкальный стиль . В Берлине велись работы над полифонией, композицией, инструментальной музыкой . Вернувшись в Россию Глинка с усердием работал над национальной оперой "Иван Сусанин". Следующая опера - "Руслан и Людмила" в 1842 году. Многие произведения были написаны во время заграничных поездок. С 1851 года в Петербурге преподавал пение, под его влиянием формировалась классическая музыка. Уехав в Берлин в 1856 году, Глинка скончался там в феврале 1857. Песен и романсов Глинки насчитывается около 20, также 6 симфонических произведений , камерно-инструментальных, 2 оперы. Музей Глинки расположен в Новоспасском селе. (на примере хора "Славья")

Опера "Иван Сусанин" ("Жизнь за Царя") М.И. Глинки была впервые поставлена 9 декабря 1836 года. Главное чувство, рождаемое этой музыкой, - чувство Родины. Велико было воодушевление композитора показать страницы нашей истории, грани народной жизни , русский национальный характер. Глинка явился первопроходцем, создававшим совершенно новый образный мир , раскрывая его новым музыкальным языком - русским.

Сюжетом для оперы послужило предание о героическом подвиге костромского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина в 1612 году, в трудное для России время оккупации её иностранными захватчиками. Польские войска были уже изгнаны из Москвы, но отдельные их отряды ещё бродили по стране. Один из таких отрядов забрел в село Домнино, где жил Иван Сусанин. Сусанин согласился стать проводником, но завел отряд поляков в непроходимые дебри и болота и сам погиб там.

Подвиг костромского крестьянина вдохновлял поэта-декабриста К. Рылеева, написавшего думу "Иван Сусанин". И Рылеев, и Глинка в героическом поступке простого человека усматривали проявление силы и патриотизма всего русского народа, готового отдать жизнь во имя свободы родной земли.

( Сказать детям, что одной из самых важных частей любого произведения является заключительная часть - (т.е. эпилог). Эпилогом оперы М.И. Глинки "Иван Сусанин" является хор "Славься". (прослушать аудиозапись)

(После прослушивания и беседы о характере, об образах, игра "Композитор")

Учащимся предлагают побывать в роли композиторов и составить ритмический рисунок хора с помощью нотных длительностей.

( "Чтобы вам было легче, давайте прохлопаем этот ритмический рисунок", учащиеся делятся на группы и составляют ритмический рисунок для слов хора)

Длинные нотки будут красные, короткие синие (или наоборот)

"Пожалуйста, прикрепите ваши ритмические рисунки к нотному стану на доске. Каждая группа вывешивает свой такт. Всего тактов четыре".

(группы проверяют правильность ритмического рисунка у своих товарищей)

После того, как учащиеся справятся с заданием, учитель предлагает исполнить заключительный хор из оперы "Иван Сусанин

"Славься". Этот гениальный хор воплотил в себя богатырский образ народа - победителя, который в трудный момент для Руси, собрался вместе и победил врага. Музыка хора многогранна и обобщает гимнообразные интонации, народно-песенные, торжественные, эпические, героические, исторические. Мелодия хора плавная, в ней есть поступенное движение и обороты, напоминающие колокольный перезвон. Скачок на б. сексту вверх объединяет его с хором "Родина моя". В гармонии "Славься" - диатонические аккорды, плагальные обороты и использование побочных ступеней. В хоре упругие ритмические акценты, симметрическое строение, а фанфарные возгласы придают черты военного шествия. Хор "Славься" особенно торжественный, когда исполняется тремя хорами и двумя оркестрами, (духовой оркестр - на сцене). К ним присоединяются колокола, а в оркестровой партии звучит триольное сопровождение. В хоровых партиях звучат ликующие подголоски, в которых слышатся интонации из женского хора интродукции. В финале дважды упоминается героический поступок Сусанина "Запомнит весь русский народ…". Эти фразы выделяются гармоническими сдвигами. Так Глинка выразил мысль, что подвиг Сусанина совершен ради народа и остается бессмертным.

Урок 4

( на примере произведения С.С. Прокофьева "Александр Невский")

(портрет композитора, картинка Александр Невский)

Анализ музыкального произведения С.С. Прокофьева. Сопоставление его с картиной П. Корина "Александр Невский".

"Наш урок начался с музыки С.С. Прокофьева кантата "Александр Невский" хор "Вставайте, люди русские!"

Краткая биография композитора

Сергей Прокофьев родился 11 апреля 1891 года в селе Сонцовка Екатеринославской губернии. Музыкой увлекся с детского возраста. В 5 лет он начал играть на фортепиано, а чуть позже сочинять первые пьесы. Первые оперы созданы в 9-летнем возрасте. Обучался Прокофьев у лучших преподавателей Петербургской консерватории. Впервые выступил со своими произведениями в 1908 году, а начиная с 1918 года много гастролировал по Европе, Америке, Японии. Среди известных сочинений композитора "Повесть о настоящем человеке", "Мадаллена", "Война и мир", балеты "Золушка", "Ромео и Джульетта". Написал много вкально-симфонических произведений, инструментальных концертов . В 1947 году получил звание народного артиста РСФСР. Скончался композитор 5 марта 1953 году в Москве.

Кантата - вокально-инструментальное произведение, для солистов, хора и оркестра.

(прослушивают хор)

Внимательно посмотрите на репродукцию картины Павла Корина "Александр Невский" (картина)

Вопросы и задания:

Каков характер музыки? Какими словами можно охарактеризовать главную интонацию мелодии? (Мужественная, маршевая, призывная. Музыка выражает непобедимую мощь и суровое величие. Мужские и женские голоса звучат в унисон, что характерно для эпического повествования).2 . Какие краски использовал художник? (Суровые, мрачные т.к. время было суровое).3 . Соответствует ли характер музыки с изображенным образом на картине? 4. Почему, глядя на картину, можно сказать, что Александр Невский - русский воин? (Пейзаж с русскими церквями, боевое русское знамя).5 . Что вы знаете об Александре Невском? Почему его так называют?

Князь Александр Ярославович - один из почитаемых и любимых в народе героев-защитников земли Русской, полководец. Он одержал победу со своей дружиной над шведскими войсками на реке Неве, за что и получил имя - Александр Невский. А еще он разбил немецких рыцарей на льду Чудского озера, освободив Новгородские земли . Это было в XIII веке.6. Повторное слушание фрагмента кантаты. Постарайтесь представить себе образ русского война, защитника Отечества. Русские композиторы в своем творчестве неоднократно обращались к теме защитника Родины.

( Для анализа образа героя (как итог) выполнить задание по табличке (карточка)

( Описание)

Кантата "Александр Невский" С.С. Прокофьева написана на тексты поэта Владимира Луговского и самого композитора. Она предназначена для меццо-сопрано, смешанного хора и оркестра. Кантата возникла из музыки к одноименному фильму, который был поставлен в 1938 году выдающимся советским кинорежиссером Сергеем Михайловичем Эйзенштейном.

Семь частей кантаты "Александр Невский" - семь ярких, красочных музыкальных картин, словно выхваченных из отдаленной эпохи; и вместе с тем каждая из них - определенный этап в развитии общей идеи произведения. С великолепной правдивостью выразил композитор психологическую суть двух противостоящих сил. Это не просто красочные обобщенные портреты. А два непримиримо враждебных мира, противопоставленных на поле сражения: Русь и ее поработители - сначала татаро-монголы, затем тевтонские псы-рыцари. Музыкальные характеристики и тех и других необычны ярки, психологически точны, конкретны.

Образ Руси - народные хоры, лирическое соло женского голоса, чисто инструментальные эпизоды - все пронизано интонациями, близкими к народной русской песенности. Чувства, выраженные музыкой, очень разнообразны. Крестоносцы же обрисованы музыкой менее разнообразной - в основном зловещей, агрессивной, все это создает образ тревожно - жуткий, лишенный человеческого тепла. В эпилоге кантаты - "Въезд Александра Невского во Псков" - звучит торжественно и величаво хор, прославляющий победителей. Здесь, знакомые образы предстают как бы укрупненными, еще более значительными и звучат солнечно, ликующе. Горделивую радость за свою историю, за ее героев рождает эта музыка. Огромна сила ее художественного и эмоционального воздействия.


3. Отображение темы защиты Отечества в инструментальных произведениях


Урок 5

Седьмая ("Ленинградская") симфония Д. Шостаковича

Сегодня в классе будет звучать музыка советского композитора Д.Д. Шостаковича (1906-1975). Краткая биография композитора.Д. Шостакович - один из крупнейших композиторов современности. Жанровый диапазон творчества велик. Он сочинил 15 симфоний, оперы: "Нос", "Леди Макбет Мценского уезда" ("Катерина Измайлова"), "Игроки" (окончена Кши ? штофом Ме ? йером), балеты: "Золотой век" (1930), "Болт" (1931) и "Светлый ручей" (1935), 15 струнных квартетов, квинтет для фортепиано и струнных, ораторию "Песнь о лесах", кантату "Над Родиной нашей солнце сияет", кантату "Казнь Степана Разина", концерты и сонаты для различных инструментов, романсы и песни для голоса с фортепиано и симфоническим оркестром, оперетту "Москва, Черемушки", музыку к кинофильмам.

(Слушание симфонии - эпизод нашествия)

Вопросы: Что вы чувствовали, когда слушали фрагмент симфонии?

Какой образ создаёт музыка?

Сколько образов было?

Как развивалась главная тема в "Эпизоде нашествия"?

(Походу познакомить учащихся с новой музыкальной формой)

"Мы уже говорили с вами, уже встречались, с различными формами в музыке. Есть ещё одна форма, основанная на повторности, но не точной, а видоизмененной. Это форма вариаций. Сущность её в том, что первоначальная тема, связанная с каким-либо образом, развиваясь, показывает образ в динамике. Тема зарождается, она, как правило, ещё относительно проста и даётся в своём чистом виде. Затем вступают всё новые и новые вариации, и каждая открывает нам ещё неведомую грань этого образа, который становится всё ярче, объёмнее, определеннее".

На форме вариации основан и "Эпизод нашествия".

Форму этого эпизода образуют одиннадцать вариаций, выстраиваемых композитором именно по линии нарастания бездушной, мертвой, страшной силы. Мелодия эпизода в ходе вариаций не изменяется, что в данном случае может быть трактовано как проявление тупости и несгибаемости, характеризующие звериный облик жестокого врага. Первоначальная тема почти карикатурна: в ней звучит и ритм марша, и джазовые интонации, и мотивы пошлой песенки.

( Можно показать на инструменте первоначальное проведение главной темы, фрагмент.)

(После беседы об образе музыки, можно включить видео, для наиболее лучшего представления)

Учитель просит охарактеризовать звучание, развитие, определить музыкальный образ.

Спросить у учащийся может кто-то вспомнить похожее музыкальное произведение по строению и развитию.

Задание - (можно на доске, можно, как карточки раздать, слова и дать задание учащимся, чтобы нашли противопоставление им.)

Противопоставления:

· мир созидание творчества разума - мир разрушение и жестокости

· человек - варвар

· добро - зло

· мир - война

Спросить у детей, на каком образном конфликте основан эпизод (На конфликте Родины и тему фашистского нападения)

Знаменитый "эпизод фашистского нашествия" - потрясающая картина вторжения разрушительной силы, схватка советского народа с фашизмом, борьба двух миров. Сначала издалека, чуть слышно, затем все ближе и громче доносится мерный рокот походного барабана. Зловещая маршевая дробь создает настороженную атмосферу тревожного ожидания. На фоне несмолкающего отрывистого барабанного "топота" возникает острогротескная, сухая, отрывистая тема, нарочито примитивная, мертвенно-тупая, словно автоматизированная, лишенная живых человеческих интонаций. Тупая, назойливая маршевая тема вражеского нашествия проходит двенадцать раз (основная тема и одиннадцать оркестровых вариаций) всё в одной и той же неизменной тональности ми-бемоль мажор, типичной для военной духовной музыки.

( Описание)

Седьмая симфония Шостаковича - одно из наиболее значительных произведений Шостаковича. История мирового искусства еще не знает подобного примера, когда величественное, монументальное произведение рождалось бы под непосредственным впечатлением только что происходящих событий. Обычно крупные сочинения вынашиваются долго, сосредоточенно. Здесь же оказалось достаточно одного месяца, чтобы чувства и мысли миллионов его современников, воплотились в совершенные формы и высокохудожественные образы.

Конкретное историческое событие - борьба с фашизмом - приобретает в этой музыке обобщенную трактовку. Главный образ симфонии - образ Родины, образ народа. И мелодии, характеризующие его, - широкие, напевные - напоминают русские народные песни . Общее содержание симфонии - противопоставление и борьба двух непримиримых враждебных образов-антиподов, которые носят определенный характер.

В симфонии 4 части, каждая из них, как бы дополняет предыдущую.

Скрипки рассказывают о безбурном счастье. В этом благополучии из темной глубины неразрешенных противоречий возникает тема войны - короткая, сухая, четкая, похожая на стальной крючок. Тема войны возникает отдаленно и вначале похожа на какую-то простенькую и жутковатую пляску, на приплясывание ученых крыс под дудку крысолова. Как усиливающийся ветер, эта тема начинает колыхать оркестр, она овладевает им, вырастает, крепнет. Это движется война. Она торжествует в литаврах и барабанах, воплем боли и отчаяния отвечают скрипки. Но человек сильнее стихии. Струнные инструменты начинают бороться. Гармония скрипок и голоса фаготов, могущественнее грохота кожи, натянутой на барабаны. И скрипки гармонизируют хаос войны, заставляют замолкнуть ее рев. Слышен только раздумчивый и суровый - после стольких потерь и бедствий - человеческий голос фагота. Перед умудренным в страданиях взором человека - пройденный путь, где он ищет оправдания жизни.

Заключительная часть симфонии летит в будущее. Перед слушателями раскрывается величественный мир идей и страстей. Ради этого стоит жить и бороться. Вся гигантская четырехчастная симфония стала великим памятником подвигу Ленинграда.

После куйбышевской премьеры симфонии прошли в Москве и Новосибирске под управлением Мравинского, но самая замечательная, поистине героическая состоялась под управлением Карла Элиасберга в осажденном Ленинграде. Чтобы исполнить монументальную симфонию с огромным составом оркестра, музыкантов отзывали из военных частей. Некоторых перед началом репетиций пришлось положить в больницу - подкормить, подлечить, поскольку все простые жители города стали дистрофиками. В день исполнения симфонии - 9 августа 1942 года - все артиллерийские силы осажденного города были брошены на подавление огневых точек врага: ничто не должно было помешать знаменательной премьере. И белоколонный зал филармонии был полон. Бледные, истощенные ленинградцы заполнили его, чтобы услышать музыку, посвященную им. Динамики разносили ее по всему городу.

Общественность всего мира восприняла исполнение Седьмой как событие огромной важности. Вскоре из-за рубежа стали поступать просьбы выслать партитуру. Между крупнейшими оркестрами западного полушария разгорелось соперничество за право первого исполнения симфонии. Выбор Шостаковича пал на Тосканини. Через мир, охваченный огнем войны, полетел самолет с драгоценными микропленками, и 19 июля 1942 года Седьмая симфония была исполнена в Нью-Йорке. Началось ее победное шествие по земному шару.

Урок 6. А.П. Бородин "Богатырская симфония" (портрет композитора, картинки богатырей)

Знакомство на уроке с богатырской темой в русской и советской музыке А.П. Бородин.

Начать путь урока можно с вопроса: "Назовите известных Вам Богатырей?"

Ответ: Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич, Святогор.

(карточки "характеристика богатырей")

(Ученикам будет необходимо вставить пропущенные слова (так они наглядно запомнят или вспомнят их характеристики)

(раздаются карточки)

"Богатырская тема" с давних пор звучала в русском искусстве. Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве , в поэзии, литературе, музыке, живописи, кино. Это от того, ребята, что с древних времён со всех концов на Русь нападали враги, пытаясь завладеть нашими землями, поработить наш народ. И Образ богатыря родился в русском искусстве, как образ могучего защитника Родины, в котором так нуждалась земля-матушка".

Русский художник, Виктор Михайлович Васнецов горячо любил родину и гордился ею. Всем известна картина "Три Богатыря" ( учитель показывает).

Перед нами Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович.

Когда Васнецов завершил свою работу над картиной "Три богатыря", он говорил, что ему хотелось написать так, чтобы картина " звучала как музыка, пелась как былина, волновала, как родная песня " . И получилось именно так.

Русский композитор Бородин А.П. написал симфонию, которая называется "Богатырской". Недаром А.П. Бородина называют богатырем русской музыки.

Краткая Биография А.П. Бородина.

Александр Порфирьевич Бородин родился 31 октября (12 ноября) 1833 года В Петербурге. В 1856 году окончил медико-хирургическую академию, имел степень доктора медицины. В детстве увлекался игрой на виолончели, флейте, фортепиано и сочинял как любитель. Творческая активность возросла благодаря сближению с Балакиревым и участию в деятельности его кружка "Могучей кучки". В своей Первой симфонии (1867) Бородин выступил как убежденный приверженец "новой русской музыкальной школы ". В те же годы появилась серия его романсов эпического и лирического склада. Исполнение Первой симфонии принесло композитору общественное признание. Тогда же были задуманы опера "Князь Игорь", Вторая симфония, впоследствии В.В. Стасов метко назвал её "Богатырской" (1876 г.). Написаны Первый и Второй струнный квартет, романсы. Последние крупные сочинения Бородина симфоническая картина "В средней Азии " (1880) и незаконченная Третья симфония (1887). Скончался Бородин 15 (27) февраля 1887 года в Петербурге.

"Чтобы продолжить разговор о симфонии давайте ее послушаем"

( Слушание фрагмента богатырской симфонии Бородина)

После прослушивания спросить у детей есть сходство произведения с картиной Васнецова? В чем оно заключается? (музыка наполнена силой, мужественностью, звучит сурово и мощно).

Учитель: Что можно сказать о характере и качестве главной темы?

Ученики: Яркий, могучий, широкий, решительный, суровый, маршевый. Звучит в низком регистре у струнных, передает клич, призыв, воплощает неодолимую силу героев.

Учитель : Каков характер побочной темы?

Ученики: Певучая, светлая, распевная, близка народной песне , звучит у виолончелей. Это образ Родины

Учитель: Какая из тем рисует нам богатырский образ?

Ученики: Первая, то есть - главная.

Учитель: Делаем вывод, что в музыке переданы два образа: первый - это образ защитника, богатыря, а во второй передано чувство любви, заботы, трепетного отношения к Родине.

"Богатырскую" симфонию можно не только слушать, но и показать пластическими движениями выразительность музыки.

Предложить детям показать музыку пластическими движениями, пусть по очереди каждый по-своему попробует.

Те пластические движения, которые мы выполняли, попробуем изобразить графическими знаками. Они могут быть самыми разными, главное, эти знаки должны выражать характер произведения ( учитель показывает набор знаков - ученики выбирают )

Совместно пишут графическую партитуру (картинка)

Графическая партитура, пластические движения, картина Васнецова, симфония Бородина - всё это помогло выразить сущность богатырской натуры. Силу, волю, мужество.

Разучивание главной интонации (приемы распевок):

1) Прием "перекличка" - 2 группы по очереди,

) Прием "эхо" - сначала громко, затем тихо

( Описание)

Симфония № 2 " Богатырская" А.П. Бородина - одна из вершин его творчества. Она принадлежит к мировым симфоническим шедеврам, благодаря своей яркости, своеобразию, монолитности стиля и гениальному претворению образов русского народного эпоса. Первая часть была написана в 1870 году. Тогда же он показал ее своим товарищам - М. Балакиреву, Ц. Кюи, Н. Римскому-Корсакову и М. Мусоргскому, которые составляли так называемый балакиревский кружок или Могучую кучку . Горячий и скорый на громкие определения Владимир Стасов тут же назвал ее "Львицей". Мусоргский предложил для нее название "Славянская героическая". Однако Владимир Стасов, задумавшийся уже не над эмоциональным определением, а над названием, с которым музыка будет жить, предложил "Богатырская". Автор не стал возражать против такого толкования его замысла, и симфония осталась с ним навсегда.

В симфонии 3 части.

Первая часть основана на сопоставлении двух образов. Первый - могучая унисонная тема в исполнении струнных, словно втаптывающая, грузная и кряжистая. Ее дополняет, несколько смягчая суровость, более оживленный мотив, интонируемый деревянными духовыми. Побочная тема - широкая песенная мелодия в исполнении виолончелей, - рисует раздольную русскую степь. Разработка строится на чередовании героических, напряженных эпизодов, вызывающих ассоциации с боевыми схватками, былинными подвигами, с лирическими, более личными моментами, в которых побочная тема в результате развития приобретает ликующий характер. После сжатой репризы, в коде части с гигантской силой утверждается первая тема.

Вторая часть - стремительное скерцо, первая тема которого вырывается из глубины басов на фоне повторяемой валторнами октавы, а затем несется вниз, словно "не переводя дыхания". Вторая тема звучит несколько мягче, хотя и она сохраняет мужественный характер. В ее своеобразном синкопированном ритме слышатся звуки бешеной скачки степных коней по бескрайним просторам.

Третья часть, призванная, по словам самого Бородина, передать образ Бояна - легендарного древнерусского певца, - носит повествовательный характер и разворачивается в плавном, спокойном движении. Аккорды арфы имитируют перебор гусельных струн. После нескольких тактов вступления валторна запевает поэтическую мелодию, принадлежащую к лучшим страницам музыки композитора. Однако недолго спокойное повествование: новые мотивы вносят смутное ощущение угрозы, сгущаются, мрачнеют краски. Постепенно восстанавливается первоначальная ясность. Чудесным лирическим эпизодом, в котором основная мелодия звучит во всей полноте своего обаяния, заканчивается часть.

Повторение вступительных тактов переводит непосредственно в начинающийся без паузы финал. Его музыка захватывает своим размахом, блеском, жизнерадостностью и вместе с тем - величием. Основной музыкальный образ - главная тема сонатной формы - размашистая, буйно-веселая тема в остром синкопированном ритме, имеющая прообраз в народной хоровой песне "Пойду во Царь-город". Побочная тема более лирична и спокойна. Она носит характер славления и звучит сначала у кларнета соло, а затем у флейты и гобоя на фоне как бы "переливов гуслей звончатых". Эти три темы подвергаются разнообразной и мастерской разработке, начало которой отмечено сурово и мощно звучащим эпизодом в замедленном темпе. Затем движение все более оживляется, симфония заканчивается музыкой, полной молодецкой удали и неудержимого веселья.

Заключение


В суровое время, в годы войны песня стала мощным оружием, неотъемлемой частью быта на фронте и в тылу, звала в бой за Родину и получала отклик в сердцах каждого человека. Сколько их - прекрасных, незабываемых песен! В них отразились и трагические и счастливые страницы героических лет, сохранены для грядущих поколений легендарная храбрость и душевное мужество, оптимизм и великая человечность солдат.

Классическая музыка XIX и XX веков нерасторжима с жизнью народа, его историей. В вокальных произведениях крупной формы: операх "Иван Сусанин", "Князь Игорь", "Война и мир" отражены героические подвиги. Велико эмоциональное воздействие произведений русских композиторов, которым всегда была свойственна любовь к Родине, к народу, при отображении - тем государственного строительства, политического объединения или героической борьбы с иноземными поработителями.

В инструментальных произведениях воплотились и скорбные переживания, раздумья, и вера в безграничность духовных сил народа, непримиримость, неприятие зла. Благодаря этому нам ближе, понятнее становятся наши предки, которые в жестокой, трагической борьбе сохранили то самое святое, что теперь мы называем Родиной.

В заключение своей работы хочется подчеркнуть, что героико-патриотическое воспитание находит себе прочную основу во всём, что связано в искусстве с темой Родины, с любовью к родной земле, ко всему тому, что нам дорого, что мы проповедуем, на чём стоим, что и как защищаем, как поддерживаем идеи свободы, справедливости и торжества мира. Такой подход может послужить верным компасом учителю в его учебной и воспитательной работе с детьми на благородном и благодарном материале героико-патриотической музыке.

Обо всём этом в поэтической и музыкальной форме прекрасно сказано в песне В. Баснера на стихи М. Матусовского "С чего начинается Родина?. "

С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре, С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается С той песни, что пела нам мать.

С того, что в любых испытаниях У нас никому не отнять…

Многообразен мир чувств и мыслей, разнообразны исторические события, отображенные в этой музыке, различны средства музыкальной выразительности. Главным всегда оставалось одно: любовь к родной земле, к родному русскому народу.


Информационные источники


1.Вайдман П.Е. Чайковский. Жизнь и творчество русского композитора [Электронный ресурс]. - <#"center"> Приложение


"Три танкиста"

Музыка Дм. И Дан. Покрассов слова Б. Ласкина

На границе тучи ходят хмуро,

Край суровый тишиной объят.

У высоких берегов Амура

Часовые Родины стоят.

Там врагу заслон поставлен прочный,

Там стоит, отважен и силён -

У границ земли дальневосточной

Броневой ударный батальон.

Там живут - и песня в том порука -

Нерушимой крепкою семьей

Экипаж машины боевой.

На траву легла роса густая,

Полегли туманы широки,

В эту ночь решили вражьи стаи

Перейти границу у реки.

Но разведка доложила точно -

И пошёл, командою взметён,

По родной земле дальневосточной

Броневой ударный батальон.

Мчались танки, ветер подымая,

Наступала грозная броня.

И летели наземь вражьи стаи

Под напором стали и огня.

И добили - песня в том порука -

Всех врагов в атаке огневой

Три танкиста - три весёлых друга -

Экипаж машины боевой!


"Катюша"

Музыка М. Блантера Стихи М. Исаковского

Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой.

Выходила на берег Катюша

На высокий берег, на крутой.

Выходила, песню заводила

Про степного сизого орла,

Про того, которого любила,

Про того, чьи письма берегла.

Ой ты, песня, песенка девичья,

Ты лети за ясным солнцем вслед

И бойцу на дальнем пограничье

От Катюши передай привет.

Пусть он вспомнит девушку простую,

Пусть услышит, как она поет,

Пусть он землю бережет родную,

А любовь Катюша сбережет.

Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой.

Выходила на берег Катюша,

На высокий берег, на крутой.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

просмотров
просмотров