Учение о бытии. Основные формы бытия
Онтология – это учение о бытии, раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности , категории сущего. Онтология выделилась из учений о бытии природы как учение о самом бытии еще в раннегреческой философии.
Бытие по Платону есть совокупность идей – умопостигаемых форм или сущностей, отражением которых является многообразие вещественного мира. Платон провел границу не только между бытием и становлением (текучестью чувственно воспринимаемого мира), но и между бытием и безначальным началом бытия (непостижимой основой, называемым им также «благо»).
Аристотель вводит ряд новых и значимых для позднейшей онтологии тем: бытие как действительность, божественный ум, бытие как единство противоположностей и конкретный предел «осмысления» материи формой.
Средневековые мыслители приспособили онтологию к решению теологических проблем. В зависимости от ориентации мыслителя понятие бытия могло отличатся от божественного абсолюта (тогда Бог мыслится как источник бытия) или отождествляться с Богом.
К 13 в. намечается разделение онтологической мысли на 2 потока: на аристотелевскую и августианскую традицию. Фома Аквинский(арист) вводит в средневековую онтологию различение сущности и существования, а также акцентирует момент творческой действительности бытия, сосредоточенной в полной мере в самом бытии и в Боге.
Философия нового времени концентрирует свое внимание на проблемах познания, однако онтология остается неизменной частью философской доктрины . Критическая философия Канта задает параметры новой онтологии, в которой способность выхода в измерение истинного бытия распределена между теоретической способностью, обнаруживающей сверхчувственное бытие как трансцендентную запредельность и практической способностью. В 19 в. характерно резкое падение интереса к онтологии. И только в кон.19 нач. 20в. неотемизм возрождает понятие онтологии.
Целесообразно выделить следующие формы бытия:
1) бытие вещей (тел), процессов. Б.
2) Б. второй природы – произведенных человеком вещей.
3) Б. духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объектированное (внеиндивидуальное) духовное;
4) Б. социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и процессе истории) и бытие общества.
Бытие каждого конкретного явления природы ограничено во времени и пространстве, оно сменяется их небытием, а природа в целом бесконечна во времени и пространстве, ее бытие есть диалектика преходящего и непреходящего. Первая природа является объективной и первичной реальностью.
«Вторая природа» - бытие вещей и процессов, произведенных человеком, - зависит от первой, но воплощает в себе единство природного материала , определенного духовного знания, деятельность конкретных индивидов и социальных функций , предназначения данных предметов.
Бытие отдельного человека представляет собой единство тела и духа. Человек для самого себя и первая, и «вторая природа». Бытие каждого конкретного человека есть взаимодействиемыслящей и чувствующей «вещи» как единства природного и духовного бытия и как социально-исторического существа. Его специфика проявляется, например, в том, что:
Без нормального функционирования в человеке его духовно-психической структуры человек не полноценен;
Здоровое тело является необходимой предпосылкой духовной, умственной деятельности;
Человеческая деятельность, телесные действия человека зависят от социальной мотивации.
Особое место среди других форм «бытия в мире» занимает «бытие духовного». Это человеческая культура.
Язык не только средство самовыражения индивида, но и высшая форма проявления объективного духа. Будучи средством общения, язык является эффективным инструментом освоения мира. Язык, связывая сознание и физическую реальность мира, в равной мере делает дух телесным, а мир духовным. Благодаря слову, физическая реальность открывается нашему познанию. История языка отражает социальную историю его носителя.
Заключает список бытие социального. Это процесс и результат жизни общества как саморазвивающейся системы, опирающейся на общественное производство, как совокупность четырех подсистем.они обеспечивают производство и воспроизводство человека.
В философии полагается, что природа и общество, человек и продукты его интеллектуальной деятельности, несмотря на очевидные различия между ними, сходны в том, что все они существуют, наличествуют и благодаря этому образуют целостное единство мира.
Стремясь понять мир как единое и многообразное целое, философы создали метафизику бытия. Бытиекак самая универсальная философская категория фиксирует реальное существование объектов как их важнейшее свойство, отвлекаясь при этом от всех других их свойств и особенностей. Бытие – это существование вообще, это совокупность всего существующего, это одинаковость всех объектов, ибо они все одинаково существуют.
Традиция, присущая классической форме философствования, представлять бытие как нечто единое восходит к древнегреческому натурфилософу Пармениду. Именно такое представление дало возможность философии занять особое место в культуре и сформировать только ей свойственный универсалистский тип мышления.
Идея единства, целостности бытия позволяет утверждать, что существуют и природные, и духовные начала. Осмысление того, как именно существуют различные целостности, входящие в единое бытие, привело к появлению в истории философской мысли двух направлений - материалистического и идеалистического. Материалистически ориентированные философы отождествляют бытие с чувственно воспринимаемой материей, с фактическим существованием физических явлений.
В идеалистической философии бытие понимается самостоятельным и независимым от материи и трактуется либо как бесконечная совокупность идей, составляющих интеллект божества и являющихся творческим прообразом всего существующего, либо как чистая длительность, принимающая разнообразные формы, либо как нечто обобщенное и отвлеченное от заполняющих сущее качеств и количеств.
Аристотель, пытаясь преодолеть противопоставление бытия материи бытию идей, предложил различать разные уровни бытия: от чувственно-конкретного до всеобщего. А Гегель, различая реальное и действительное («разумное») бытие, утверждал, что они выступают лишь разными сторонами единого бытия. Действительное он считал воплощением деятельности разума, подчеркивая, что «все действительное разумно, все разумное действительно». Действительное он относил к сущности бытия, оно являет собой основную, фундаментальную сторону бытия. Под реальным Гегель понимал явления, факты, события, которые множественны, случайны, поверхностны и проявляются наличным образом. Они представляют собой внешнюю, несущественную сторону бытия. Марксистская философия также признает единство разных уровней бытия, но утверждает при этом первичность материального бытия.
Учение о бытии дает представление о богатстве мира, о разных, но взаимосвязанных его формах. К основным формам бытия относятся: материальное бытие, бытие человека, социальное бытие и идеальное бытие.
Материальное бытие – это, во-первых, бытие природы как целого, а также ее состояний, явлений и процессов. Во-вторых, это бытие вещей, созданных человеком.
Бытие человека представляет собой и сложный внутренний мир человека, и его взаимодействия со всем тем, что составляет природные и социальные условия его жизни.
Социальное бытие предстает как мир духовно-практической деятельности людей и их взаимоотношений. Оно включает в себя индивидуальное бытие человека в обществе и историческом процессе и бытие общества.
Идеальное бытие порождено интеллектуальной деятельностью человека и присутствует во всех актах человеческой деятельности . Это мир человеческих чувств, мыслей, образов и идей, это феномены личного и общественного сознания.
Каждая из основных форм бытия в человеческом опыте предстает в виде конкретных типов бытия: механического, физического, химического, биологического, социального. Основание и внутреннее содержание этих типов составляют простейшие формы бытия, то есть формы бытия отдельных предметов, явлений, процессов, состояний.
Даже краткая характеристика основных форм проявления бытия дает представление о том, что бытие предполагает взаимодействие и переплетение двух видов реальности: природы и общества, с одной стороны, и человеческого сознания , с другой стороны.
Другими словами, различают два вида бытия: объективную и субъективную реальности. Под объективной реальностью понимается существование, независимое от человеческого сознания. Она охватывает собой не только материально-предметный мир, но и объективизированный мир человеческого духа. Субъективная реальность формируется через гносеологическое отношение субъекта к объекту и не может существовать вне человеческого сознания.
Особым миром измененного состояния человеческого сознания является виртуальная (мнимая) реальность. Термин «виртуальная реальность» происходит от латинского слова «virtualis», что означает «возможный; такой, который может или должен появиться при определенных условиях». Это слово использовалось в философии еще средневековым мыслителем Дунсом Скоттом. Однако широкую известность понятие виртуальной реальности обрело в современную эпоху, эпоху персональных компьютеров и Интернета.
Сегодня виртуальная реальность понимается как возможно более полная имитация в чувственном восприятии человека объективного мира. Человек может попасть в виртуальную реальность, погружаясь в созерцание, например, картины или кинофильма, или увлеченно читая книгу. Однако в этом случае его активность ограничивается ролью зрителя, слушателя, читателя. Развитие компьютерной техники создало новое качество восприятия виртуальной реальности. Виртуальная реальность теперь не просто имитирует объективную реальность, но и изменяет ее в зависимости от тех или иных действий человека, который получил возможность активно и самостоятельно действовать в виртуальном мире. Наиболее глубокий уровень вовлеченности в такой мир дают компьютерные игры . В них реальность не только изменяется, но и ограничивается. В любой игре, даже с самыми непредсказуемыми участниками, существует некий предел, за который игра не может выйти. Кроме того, время в виртуальной реальности выступает как дискретное и обратимое. Игру всегда можно сохранить, можно вернуться к тому фрагменту, который был сохранен ранее, и пройти тот или иной сюжет заново с учетом своего, но уже нового опыта.
Модель реальности, которая формируется компьютерными средствами , создает убедительную иллюзию присутствия и действия человека в ней, хотя на самом деле эта реальность вторична по отношению к объективной реальности. Виртуальная реальность является результатом человеческого воображения. Она существует только до тех пор, пока активна порождающая ее субъективная реальность.
Развитие виртуальных технологий влечет за собой опасность того, что виртуальная реальность станет для человека иллюзорной заменой реальной жизни и превратит его в придаток компьютера. На эту опасность обратили внимание авторы фильма «Матрица». Персонажи фильма так погрузились в виртуальный мир , что полностью утратили ощущение реальности. Их жизнь превратилась в иллюзию, тщательно смоделированную сверхмощными компьютерами, для которых они выступают в качестве энергетического сырья.
В силу того, что бытие может проявляться как объективная, так и субъективная реальность, онтология как учение о бытии разрабатывалась и разрабатывается в двух формах: объективного бытия и субъективного бытия. Онтологические концепцииобъективного бытия характеризуются стремлением познать универсальные связи и отношения и место в них человека, в то время как в онтологических концепцияхсубъективного бытия внимание акцентируется на исследовании психики, интимных душевных и духовных процессов.
Лекция 3. БЫТИЕ, ФОРМЫ БЫТИЯ
Онтология как учение о бытии.
Формы бытия.
Материя и ее свойства.
Диалектика и ее законы.
Сознание. Структура и функции сознания.
Общественное и индивидуальное сознание.
1.Онтология как учение о бытии
Учение о бытии – онтология - один из центральных разделов философии. А сама проблема бытия одна из главных, фундаментальных в философии, именно с нее начиналось становление философии. Философия в первую очередь заинтересовалась онтологией, пытаясь понять сущность бытия, его основу, а потом уже расширила свой предмет и включила в себя гносеологию (учение о познании), логику, учение о человеке, об обществе, иные философские проблемы.
Многие философы высказывались о бытии. У греческих материалистов бытие совпадало, с одушевленным вещественным Космосом. У Платона бытие – это мир бессмертных идей. В средневековой философии господствовала концепция несотворенного (Бога) и сотворенного бытия (природа). В эпоху Нового времени, Просвещения развивался культ материального бытия. По Лейбницу, бытие – это воплощение деятельности духовных монад («монада» – духовная сущность, частица, представляющая собой «сжатую Вселенную»). Бытие у Гегеля – ступень восхождения абсолютного Духа. У Маркса и Энгельса бытие – материальная жизнь общества, природа («бытие» и «материя» совпадают). В «Философии жизни» В. Дильтея бытие является особым способом выражения жизни. Экзистенциалист Ж.П. Сартр выделяет «бытие для себя» (самосознание) и «бытие в себе» (материальное бытие). В философской герменевтике «дом Бытия – это язык».
Бытие – это все сущее, все то, что реально существует. Бытие – это все, что схватывается связкой «быть». Вещи, жизнь растений, животных и людей, а так же наши страдания, мысли и чувства, все это реально существует, а стало быть, является частью бытия. Философская категория бытия обозначает бесконечное множество материальных и идеальных объектов. Но категория бытия схватывает также и то, что объединяет объекты, выражает единство многообразного: природного, социального и духовного. Бытие есть всеединая целостная действительность, совокупное целое всего, что есть.
Таким образом, бытие – это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.
2.Формы бытия.
Философское познание бытия включает осмысление основных форм бытия, их диалектики. Целесообразно выделить следующие формы бытия.
1. Бытие природы, Вселенной (материальное бытие) . Это – объективная реальность с ее состояниями, системами, законами и процессами. Бытие природы есть и будет существовать вечно, вне и независимо от человеческого опыта и сознания. Бытие природы включает: сложившееся косное, дожизненное бытие; живое, органическое бытие; бытие в форме самоосознающей жизни – высший продукт вселенского развития. Человек и его дух существуют благодаря этой непреходящей Природе.
2. Бытие общества (общественное бытие) . Бытие общества – сложнейшая материально-разумная действительность, собственно человеческий мир . Этот мир имеет свою качественную специфику, законы собственного существования и развития. Бытие общества и бытие природы единородны, нерасторжимы. Не только природа продолжается в «мире людей», но и мир людей в природе.
3. «Вторая», очеловеченная природа . Это – бытие произведенных людьми вещей, систем, предметов культуры. Весь мир «второй природы» – машины, города, ландшафты, статуи, храмы, коммуникационные системы, бытовые вещи и т. д. – все это продукты человеческой деятельности, «окаменелости» человеческого разума. Эта форма бытия основана на законах природы и общественной жизни , она зависима от человека.
4. Бытие человека, личности (человеческое бытие) . Бытие отдельного человека существует в трех измерениях: 1) как жизнь отдельной биологической особи, принадлежащей к виду « Хомо сапиенс » («человек разумный»); 2) как социально-историческое существо (как совокупность, система социальных связей и отношений); 3) как духовное существо (ценностно-смысловое измерение человеческой жизни, сознания и деятельности). Бытие человека нельзя оторвать от окружающей среды , от общества и Вселенной. Сущностные, закономерные связи природного и социального бытия трансформируются в законы человеческого поведения, смыслы и ценности человеческой жизни. Человек существует в единстве с природой обществом и историей. Он – центр деятельности, реализации (объективации) смыслов и ценностей. Человек существует в единстве его телесной, социальной, душевной и духовных форм жизни.
5. Бытие духа и сознания (духовное бытие) . Эта форма бытия представляет собой существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия.
Все указанные формы бытия диалектически взаимосвязаны, существуют в единстве.
С понятием «бытие» тесно связано понятие «реальность». Выделяют следующие виды реальности:
1. Объективная реальность или ноуменальное бытие (от слова «ноумен» - вещь сама по себе) – реальность, существующая независимо от сознания того, кто наблюдает ее со стороны.
2. Субъективная реальность или феноменальное бытие (от слова «феномен» - явление данное в опыте) – это кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект.
3.Материя и ее свойства .
Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие. Философское, всеобщее понятие материи дать чрезвычайно трудно. Материя – это субстрат объективной реальности, формирующийся в результате полевых, информационных взаимодействий и воспринимаемый нами в виде вещей, предметов и тел. Нет необходимости сводить все сущее, всю объективную реальность, все проявления бытия к «голой» материи. Материя, энергия и информация – атрибуты объективной реальности. Они существовали и будут существовать вечно. Все состояния мира и ресурсы развития мира существуют и изменяются совместно, т. е. в единстве этих трех категорий. Провести этот философско-научный взгляд на все состоянии и уровни организации материи чрезвычайно трудно. Но именно он коренным образом меняет миропредставление, взгляды на структуры и процессы во всей Вселенной, включая и наш социокультурный мир.
Стало привычным, аксиоматическим утверждение, что движение есть способ существования материи. Под движением понимаются любые изменения в мире – физические, химические, биологические, социальные, информационные и др. Нет материи без движения, как движения без материи. Термин «развитие» также является емким. Под развитием понимается поступательные, необратимые изменения состояний материи от простых к более сложным, одним словом, синтетический процесс повышения сложности и эффективности материальных систем. Появление живых существ, социальной жизни и одухотворенного человека – результаты развития Вселенной.
Новейшие научные представления позволяют по-новому взглянуть на формы движения материи. Известно, Ф. Энгельс (в «Диалектике природы») выделил пять форм движения материи :
1) механическую (перемещение тел в пространстве),
2) физическую (электрические, тепловые и др. процессы),
3) химическую (атомный и молекулярный обмен, химические реакции),
4) биологическую (обмен белковых тел, жизненные процессы в биосистемах),
5) социальную (процессы изменения и развития в обществе).
Такая классификация при всех ее положительных моментах явно устарела. Современные философы и ученые говорят об информационной, кибернетической, геологической и галактических формах движения материи. Обсуждая формы движения материи, нужно всегда учитывать их диалектику, т. е. взаимодействие форм движения материи. Общество и человек, например, наглядно демонстрируют взаимодействие многих форм движения материи. Но нельзя сложные формы (социальную, биологическую) сводить, редуцировать к простейшим формам движения материи – механической, физической, химической. Такая операция сведения одних форм движения материи к другим (простейшим) называется механицизмом или редукционизмом. Но каждая форма движения материи, подчиняясь своим собственным законам, опирается на материальный субстрат, информацию и законы низших форм движения материи. Например, человек – это клеточка (социальная, биологическая) мироздания, но ее нельзя вырвать из системы энерго-информационных связей со всей Вселенной. Механизмы переработки информации и управления в природе и социальной сфере выступают и двигательной силой поступательного движения и развития.
Учение о формах движения материи имеет прежде всего огромное мировоззренческое значение. Оно дает синтез представлений о материи. В методологии познания оно служит руководством при решении многих философских и научных проблем (например, при решении проблемы соотношения биологического и социального в структуре способностей человека и самой личности, в частности, в личности преступника, проблемы взаимосвязи биосферы и социосферы, при решении экологических и политологических проблем).
Категории пространства и времени обозначают основные формы существования материи. Пространство – это протяженность и порядок сосуществования объектов природного и социального мира. Время – длительность, последовательность и порядок смены процессов и событий бытия. Обеспечивая общий взгляд на мир, отождествление и различение отдельных явлений действительности, категории пространства и время имеют решающее значение для построения картины мира.
Современная философия и наука все больше склонны рассматривать Вселенную как самоорганизующуюся систему, важнейшим элементом которой является мыслящий человек . Поэтому фундаментальные знания о материи и разумной Вселенной должны быть регуляторами этического поведения людей, инструментами созидания осмысленного социального бытия.
Диалектика, ее законы.
Мир, окружающий нас, бесконечно сложен и бесконечно разнообразен. В этом мире все взаимосвязано. Он не стоит «на месте», а постоянно изменяется и развивается. Диалектика – это и есть понимание мира как непрерывно развивающегося, единого в своих проявлениях, всеобщих связях и законах. Диалектика как составная часть философии имеет огромное мировоззренческое, познавательное и методологическое значение. Без диалектики невозможно объяснить механизмы и закономерности развитая самых разнообразных систем (биологических, социальных и др.), аномальные явления в научной, идеологической и социальной практике, философские заблуждения.
Диалектика – учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. Диалектическая картина мира – это особый высокоорганизованный вид знаний, их синтез путем широких философских обобщений на базе интегративных понятий, касающихся всех форм бытия (и материи), с учетом иерархии бытия и принципа историзма. Категория развития – центральная в диалектике.
Ключевая проблема диалектики – проблема развития – и сейчас остается недостаточно познанной, мировоззренчески освоенной. Только синтез современных знаний о закономерностях развития мира позволит нам увидеть эту проблему в новом свете.
В учебной и монографической философской литературе обсуждаются в основном четыре трактовки развития: 1) развитие как процесс необратимых качественных изменений; 2) развитие как бесконечное движение от простого к сложному, от низшего к высшему; 3) развитие как «борьба противоположностей», разрешение противоречий; 4) развитие как фактор мирового круговорота материи.
Диалектический подход к исследованию развития заключается в поисках источника и движущих сил этого развития ( закон взаимодействия противоположностей ); в объяснении механизмов развития ( закон перехода количественных изменений в качественные ); и, наконец, в выявлении направленности развития ( закон отрицания отрицания ). Единство этих законов проявляется в том, что любой предмет или явление есть некоторое качество, представляющее собой единство противоположных тенденций и сторон. В результате количественного накопления противоречивых тенденций и свойств внутри этого качества возникает противоречие, требующее своего разрешения, преодоления. Развитие предмета осуществляется через отрицание данного качества некоторых прежних свойств. И характер качества, и форма разрешения противоречий, и направленность развития целого довольно сильно разнятся, в зависимости от того, имеем ли мы дело с неорганической природой или сферой человеческого духа. Однако эти различия вовсе не исключают принципиального номологического единства между ними.
Закон единства и борьбы противоположностей . Этот закон означает, что всем вещам, системам и процессам в мире свойственно «раздвоение единого» на противоположные взаимодействующие части, их столкновение и «борьба» обуславливает всякое изменение и развитие вещей, процессов и систем. Хотя этот закон можно было бы именовать законом взаимодействия противоположностей, учитывая, что противоположности бытия могут и не «бороться» друг с другом, а гармонично друг друга дополнять и обогащать. Закон именуется как «основной закон диалектики», он выражает суть, «ядро» диалектики. Считается, что «закон единства и борьбы противоположностей» является источником самодвижения и развития явлений природы и общества.
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений гласит, что при постепенном накоплении количественных изменений на определенном этапе (при разрыве меры) вещь превращается в другую или новое качество, влекущее за собой и новые количественные характеристики. Этот закон вскрывает наиболее общий механизм развития. Согласно этому закону, переход количества в качество сопровождается скачком, перерывом постепенности. Однако процессы развития и самоорганизации биологических и социальных систем не всегда согласуются с концепцией скачка. Скачок, как он описан в философской литературе, связан со структурной перестройкой вещи, «развязыванием» старых связей и «завязыванием» новых. Но эти ломки структуры не применимы к самоорганизации развивающихся систем, тем более систем витального, органического плана. Можно привести немало примеров и «затухания» скачков, преобладание эволюционных, а не революционных процессов в развитии. Развитие высокоинтегрированных и управляемых систем может осуществляться и без скачков. В марксистской диалектике, наряду с абсолютизацией «борьбы противоположностей» произошла и абсолютизация «скачка».
Закон отрицания отрицания . Этот закон выражает направленность, поступательность процесса развития, объясняет возникновение нового при повторяемости некоторых элементов старого. Основные категории, характеризующие закон, – отрицание, преемственность, развитие. В процессе развития системы каждая более высокая ступень отрицает предыдущую и вместе с тем сохраняет все ее положительные, «жизненные» стороны в своей структуре и своем содержании. Марксистская диалектика абсолютизировала момент отрицания в развитии (новое может возникнуть только на «костях», на пепелище старого). Но в таком случае трудно сохранить жизнеспособность, преемственность системы. Скорее, старое должно вытесняться новым без существенных разрушений и, безусловно, отжившее должно отрицаться. В законе «двойное отрицание» символизирует способ жизнеутверждения нового. Социализм, отрицая капитализм, должен был как бы отрицать самого себя, подобрать все положительное содержание своего предшественника. Только в этом случае он бы уцелел, стал высшим цветом цивилизации. Но этого не произошло. Были нарушены механизмы преемственности в развитии. К сожалению, в социальной жизни (в мыслях и действиях людей) нередко преобладают «пустые», «зряшные», деструктивные отрицания. Так демократическая перестройка в СССР вылилась в сплошные отрицания: разрушение государственного управления, народнохозяйственного комплекса, социальной политики , правовой и моральный нигилизм и многое другое. Если от старого не оставить «камня на камне», то не на чем будет и возводить новое. Диалектическое отрицание предполагает преемственность, связь нового со старым.
В качестве наглядной модели закона «отрицания отрицания» используется «расширяющаяся вверх спираль». При таком изображении каждый цикл выступает как виток в развитии, а сама спираль – как цепь циклов. Этот образ удачно схватывает общее направление развития (оно идет по спирали, не по прямой линии), «как бы возврат к старому», но на более высоком уровне.
Всеобщие закономерности бытия отражают и категории диалектики. Категории – наиболее общие понятия, выражающие существенные связи и отношения в мире. Диалектика действительности «схватывается» в системе взаимосвязанных и соотносительных парных категориях: «причина–следствие», «форма–содержание», «сущность–явление», «необходимость–случайность» и др. Сетка диалектических категорий позволяет объяснять противоречивый объективный мир в его взаимообусловленности, закономерных связях и развитии.
Элейская школа , получила свое название от города Элей. Основоположники: Ксенофан, Парменид, Зенон . Ксенофан -главный труд «О природе». Первоначалом мира он считал землю, полагая, что «все рождается из земли и все в землю уходит».
Окаменелости морских животных, обнаруженные в горах, свидетельствуют, что жизнь зародилась в воде, а по мере отступления воды она развивалась и на земле.
Ксенофан отвергал антропоморфизм (приписывание мифическим существам свойств человека) в отношении к богам, говоря, что люди создают богов по своему образу. На самом же деле, Бог есть абсолютный, вечный и бесконечный космос, полагал Ксенофан, придерживаясь позиции пантеизма (когда Бог сливается с природой). Он - шаровидное телесное, неподвижное, неизменное существо и, в то же время, не конкретно-чувственный образ, а понятийная конструкция. Отсюда мир есть воплощение свойств Бога, а Бог - это атрибут мира.
В теории познания Ксенофана можно отнести к сторонникам рационализма, так как он по сути отрицал значение чувственного познания, считая, что чувственная данность - это мир явлений, который есть видимость. Познать же сущность мира возможно только мыслью.
Парменид. В противоположность Гераклиту, который утверждал, что все меняется, Парменид говорил, что ничто не меняется. Характеризуя свойства бытия, он отмечает, что: а) бытие не возникло и никогда не погибнет, так как оно имеет вневременную природу; б) бытие единственно и целостно; в) бытие совершенно и неподвижно.
Бытие, считал Парменид, есть то, что охватывается мыслью. Мыслимое существует, а мысль без бытия - ничто. Небытие (ничто) не существует, так как о нем нельзя мыслить и говорить. Таким образом, нельзя признавать одновременно бытие и небытие.
Гносеология Парменида строится на том, что истина доступна только размышлению. Разум, управляя чувствами, может достигнуть истины. При этом, хотя роль чувств в познании не отрицается, подчеркивается, что они не отражают всей полноты мира. Различаются также понятия «истина» и «мнение». Мнение - это внутренне противоречивая чувственная видимость. Истина - мыслимый мир, мир единого и вечного бытия.
Элейцы считаются родоначальниками рационализма, так как они подошли к понятийному отражению действительности. Они первые поняли, что процесс познания есть переход от чувств к разуму, но рассматривали эти ступени познания в значительной степени обособленно друг от друга, противопоставляя их. Разум, это «путь истины», считали они, так как только он дает истинное знание; чувства же дают только «путь мнения».
Зенон, еще Аристотелем был назван изобретателем диалектики, так как великолепно владел искусством «опровергать (противника) и посредством возражений ставить его в затруднительное положение». Являясь представителем субъективной диалектики, Зенон считал, что существует лишь то, что можно логически доказать. Он сформулировал сорок апорий (неразрешимых затруднений), многие из которых получили широкую известность. Так, например, его апория «Пшеничное зерно» направлена против чувственного восприятия. Когда падает одно зерно, говорит Зенон, мы не слышим звука. А если высыпаем зерна из мешка, то слышен шум. Таким образом, возникает вопрос: производит ли шум одно зерно или нам кажется, что шумит высыпаемый мешок зерна? Чувственное восприятие в данном случае ведет к противоречию. Разум же это противоречие разрешает. Он, вопреки нашим чувствам, говорит: одно зерно производит шум во столько раз меньший, во сколько одно зерно меньше мешка зерна. Отсюда Зенон делает вывод, что разум является орудием достижения истины, которая доступна только мышлению.
Зенона занимали также вопросы пространства, движения. Так, его апория «Стрела» указывает на мнимость чувственных впечатлений. В ней говорится о том, что, прежде чем стрела, выпущенная из лука, пролетит какое-то расстояние, она должна пролететь половину этого расстояния. Но для того, чтобы пролететь и эту половину, она должна пролететь половину половины. Рассуждая дальше таким образом, Зенон утверждал, что стрела никогда не начнет движение и всегда будет тождественна своему месту (пространству). «Движущееся тело не движется ни в том месте, где оно есть, ни в том, где его нет». Так внутренняя противоречивость логических следствий из данных апорий делает понятие движения «мнением», т.е. видимостью, а не реальностью.
В подтверждение этой мысли Зенон приводит и другую апорию «Ахиллес и черепаха». Ахиллес догоняет черепаху, которая двинулась в путь раньше его. Пока он какое-то время преодолевает первоначально разделявшее их расстояние, черепаха за это время отойдет на новое расстояние. Рассуждая таким образом, он приходит к логическому выводу, что они никогда не окажутся в одной точке. Разум говорит, что самое быстрое никогда не догонит самое медленное. Отсюда делается вывод, что движение не истинно.
Атомистика Демокрита
Демокрит за свою жизнь он написал около 70 сочинений. В отличие от элеатов Демокрит признает существование двух начал: бытия и небытия. Он исходил из чувственного опыта, на основании которого делал вывод, что существуют и тела, и пространство (пустота). Пустота отделяет одно тело от другого. Это означает, что бытие множественно, а не едино, как утверждают элеаты. Космос является единением тел и пустоты. Бытие делимо до тех пор, пока не исчерпана пустота.
Пустота у Демокрита выступает как средство различения и разграничения вещей, поэтому она присутствует как внутри сложных вещей, отделяя составные элементы (атомы) друг от друга, так и вне вещей, будучи их вместилищем. Пустота позволяет вещам и их элементам двигаться, перемещаться.
Исчерпание пустоты свидетельствует о том, что существуют атомы (неделимые частички), «невидимые по причине их малости». Поэтому они постигаются только умом, а не чувствами. Атом, по Демокриту, неделим как физическое тело, однако он делим как математическая величина . Атом обладает основным свойством - неделимостью, т.е. он неизменен и тождествен самому себе.
Демокрит впервые рассмотрел движение как способ бытия материальных тел, указав на то, что атомы находятся в вечном движении. Он выделил три формы движения:
1) хаотичное перемещение.
2) вихревой поток, где атомарный вихрь создавал условия для соединения однородных атомов и разъединения разнородных. В процессе атомарного вихря образуется мироздание.
3) испарение предметов космоса. Таковыми являлись запахи.
Демокрит полагал, что все происходящее в мире имеет свою причину, поэтому любое явление происходит с необходимостью. Случайные, беспричинные события он считал выдумкой людей, порожденной незнанием подлинных причин происходящего. Если раскрыть причину явления, то кажущаяся случайность превращается в необходимость, считал Демокрит. Обнаружение, выявление подлинных причин происходящего, по его мнению, является главной целью познания.
Демокрит дал развернутое представление о процессе познания, выделив в нем чувственную и рассудочную сторону и определив их соотношение. Познание, говорил он, идет от чувств к разуму. Чувственное познание есть результат воздействия атомов. Различие чувственных образов обусловлено различием форм, строением атомов. Рациональное познание есть, по Демокриту, продолжение чувственного. Разум - это более тонкий зрительный орган, т.е. это своеобразное «логическое зрение». Демокрит не делает различия между материальным и идеальным. Душа человека есть соединение легковозбуждающихся сферических и гладких атомов, которые являются божественными.
В этике Демокрит придерживается принципа: «душа - лежбище судьбы» и назначение ее - развить свой потенциал в счастливом или несчастливом направлении. Жизнь человека есть прежде всего удовлетворение телесных потребностей.
Демокрит был ярким сторонником демократии. Демократия должна поддерживаться самими гражданами, посредством созданных ими законов. Закон необходим, чтобы помочь счастливой жизни людей, поэтому повиновение закону - есть свидетельство добродетели человека. А высшей нравственностью Демокрит признавал «блаженное состояние духа», при котором душа пребывает в спокойствии и равновесии. Для него был характерен космополитизм: «Любая земная обитель открыта для мудреца: ибо отечество для доблестной и добродетельной души - весь универсум».
Умозрительная атомистическая концепция Демокрита имела историческое значение , так как в Новое время она была положена в основу естественнонаучной картины мира. Демокрита можно считать последним крупным греческим философом-натуралистом, ибо с его творчеством заканчивается натуралистический период древнегреческой философии.
Философское учение о бытии принято называть онтологией. Онтология включает в себя такие вопросы, как возник наш мир, каковы его характеристики и универсальные связи, по каким законам он развивается и куда направлено его развитие, что такое человек. Онтология стремится создать определенную картину мира, которая позволяла бы не только создать представление о мире в целом, но и выявила бы его скрытую сущность, глубинные причины.
Проблема бытия – одна из старейших в философии. Во всех известных нам развитых философских системах есть учение о бытии.
Впервые проблема бытия была затронута древнегреческим философом Парменидом. Для него бытие – это не какая-то отдельная вещь, а сама возможность существования вещей. Бытие, по Пармениду, не возникает и не уничтожается, оно всегда является неизменным, имеет форму шара или сферы, то есть имеет пространственные границы. Мысль – это всегда бытие. Таким образом, Парменид сформулировал проблему бытия как мысли, открыл способность мышления работать с идеальными объектами, со сверхчувственной реальностью (то есть реальностью, невидимой для чувственного зрения).
Другого мнения был Гераклит. Он утверждал, что бытие вечно, но оно находится в постоянном движении и изменении. Бытие одних вещей появляется в результате ухода других вещей в небытие. Вот эти философские категории и являются самыми общими понятиями онтологии до сих пор. Все, что существует – это бытие, то, что не существует – небытие (например, еще не зачатые и не родившиеся люди, не созданные предметы; люди, вещи, общества, государства, которые раньше были, а потом умерли, разрушившись, сейчас их нет, они находятся в небытии).
Платон противопоставлял два вида бытия – неизменные идеи и постоянно меняющуюся материю . Его ученик Аристотель называл четыре источника бытия любой вещи: форму, материю, цель и творца. В средние века учение Аристотеля было переосмыслено в духе христианства.
В XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс ввели понятие «общественное бытие», т.е. бытие человека среди людей, основанное на множестве общественных отношений , возникающих в процессе производства материальных и духовных благ, общения.
Как видим, отношение к бытию, его «прочтение» менялось со временем, с развитием науки, особенно быстро в XX в. Корректировалось и понимание онтологии, содержание проблем, составляющих ее предмет. Отношение к бытию связано с материалистическим или идеалистическим пониманием мира.
В философской литературе в качестве синонимов понятия «бытие» часто употребляется понятие «существование», но при этом надо учитывать, что понятие «бытие» шире, чем понятие «существование». Понятия «мир», «космос», «действительность», «реальность» также употребляются в качестве синонимов. Все существующее в мире имеет одну общую черту – оно есть, оно существует: галактики и планеты, растения, животные и люди, общество и культура. В то же время все существующее имеет разные способы и формы существования. В этом заключается философский принцип многообразия мира.
Выделяется три основных рода бытия: бытие неорганической природы, бытие живой природы и общественное бытие. Причем согласно материализму бытие живой природы предшествует общественному бытию, а бытие неживой природы – обоим другим родам бытия. В человеке проявляется единство всех трех родов бытия.
Каково же, таким образом, содержание философской категории «бытие»? Для этого выделим ряд положений:
Окружающий мир , предметы, явления реально существуют – они есть
Окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе
Материя и дух – единые, но, в то же время противоположные сущности, реально существуют – и материя и дух есть.
Эти положения обобщаются понятием субстанция – самостоятельная сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя (понятие противоположно акциденции – свойств, существующих в других).
Таким образом, бытие – это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.
Основными формами бытия являются:
- материальное бытие - существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира
- идеальное бытие – существование идеального как самостоятельной реальности – духовный мир , мир сознания, мир идей
- человеческое бытие – существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире
- социальное бытие – которое включает в себя бытие человека в обществе и бытие самого общества (его появление, развитие, существование).
Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие.
В истории философии были различные мнения о том, сколько же субстанций лежит в основе бытия.