Сведения о хохломской росписи. Хохлома – Культурный мега бренд России

Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые родители! Россия славится своими древними традициями и народными промыслами. Мы с вами уже вели разговоры про невероятной красоты . Сегодня тема посвящена ещё одному старинному искусству . Будем изучать, что такое хохлома.

Уверена, во многих семьях найдётся хоть одна деревянная ложка, украшенная золотом, а может, сохранилась и другая посуда и даже мебель с узорами хохломы. В советские времена малыши рисовали свои первые рисунки дома или в саду за столиком, сидя на стульчике, расписанными ярко-золотыми узорами.

План урока:

Секрет появления хохломы

Хохломская декоративная роспись посуды и предметов мебели в золотом и красном стиле по чёрному фону родилась в 17 веке в городке Семёнов, расположенном в северной стороне от Нижнего Новгорода. Потому её некоторые ещё зовут семёновской росписью. Символ хохломского искусства – сказочная огненная украшенная цветами жар-птица.

Вокруг народного промысла ходит много легенд.

Так, по одной из них жил когда-то в лесу на берегу реки умелец, вырезавший из дерева плошки да ложки. А разукрашивал он их своими «золотыми руками», что казались они сделанными из золота. Узнал про такую красоту царь да рассердился, что такой посуды у него не было, отправил за умельцем в лес солдат. Да вот только никого они там не нашли. Пропал тот человек неведома куда, но передал своё умение местным крестьянам, дома которых век за веком наполнялись «золотыми» предметами быта.

Историки говорят, что хохломская роспись получила своё название от торговой деревушки, куда местные мастера носили на продажу свои великолепные изделия. Россия тогда только-только освободилась от татаро-монгол, стали обновляться церкви и широкое распространение получила иконопись. Вот она-то и стала прародительницей золотой хохломы.

Нижегородские земли постепенно заселялись, сюда пришли и старообрядцы, которые знали особый секрет золочения иконных досок с серебряным металлом и льняным маслом – олифой. Дерево икон покрывали серебряным порошком, затем сверху мазали олифой и ставили в печку. Из печки деревянная красота уже выходила золотая.

Появившееся дешёвое олово позволило обычным деревенским мастерам делать предметы быта. Расписная праздничная посуда начала изготавливаться по заказу и дарилась иноземным гостям. Помимо посуды, делали шкатулки и шкафчики, столы и стульчики. Попав на международную выставку в Париж, хохлома прославила нижегородских мастеров на весь мир.

«Бьём баклуши» и делаем «бельё»

Сейчас поясню, что это значит. Прежде чем что-то расписать хохломой, нужно это что-то создать.

На самом первоначальном этапе мы будем «бить баклуши» — именно так раньше на Руси назывался процесс изготовления деревянных заготовок будущего изделия.

Работа это ответственная да кропотливая, так как сначала топорами делаются нужных размеров бруски, а потом при помощи инструментов – тесла, резца и ножа – им придаётся форма ложки, миски, чашки и любого другого предмета. Важный секрет мастеров – дерево должно быть сырым, и лишь потом оно сушится. Вот так из баклуш получалось «бельё» — обработанное дерево с легким розоватым оттенком.

Высушенное «бельё» начинают грунтовать. Что это значит? Это второй этап подготовки изделия для художественной росписи. Сначала отшлифованное от шероховатостей при помощи шкурки «бельё» обмазывают несколькими слоями льняного масла, а потом на него наносят особый состав – вапу. Будущая красота после нанесения грунтовки становится похожа на коричневый глиняный предмет, так как в составе вапы – очищенная глина. Дерева из-под вапы не видно совсем.

Отгрунтованное изделие отправляется в печь, а потом снова шлифуется, чтобы оно стало гладким и глянцевым, а затем обмазывается олифой. Она пропитывает грунт и создаёт особую плёнку, к которой липнет металлический порошок – полуда. Раньше в качестве полуды служило олово, мы с вами об этом уже упоминали, а сегодня используется алюминий.

Втирая полуду, мастер занимается лужением, и вот уже лужёная кружка или ложка кажутся сделанными совсем не из дерева, а отлитыми из металла, сверкая серебристым матовым блеском.

Всё, предмет готов для кисти мастера.

Какой бывает хохлома?

Для своей работы хохломские художники используют масляные краски и только тоненькие кисточки, которые часто делают для себя сами из хвостиков белки или из кусочка шерсти от овечки (называются они нежно «ляпушки»).

Среди традиционных хохломских элементов – лесные ягоды рябины и земляники, разные цветочки и веточки. Есть в хохломских рисунках птицы, рыбки и зверюшки.

В росписи используется только придающий теплоту красный, усиливающий сияние чёрный, оживляющий зелёный и добавляющее благородства золото. Лишь в редких случаях узор оживляют добавлением белой краски. У закруглённых предметов под хохломскую роспись нет резких контуров, все узоры рассеивают свет.

Хохлома бывает «верховая» и «под фон». Это две разные технологии росписи изделия.

Первая предполагает, что на покрытое серебром лужёное «бельё» наносятся красным и чёрным узоры. В верховом стиле росписи применяют разные орнаменты:

  • травка – это классика жанра, которая нам с детства знакома из луговых трав в виде тонких завитков, в которые художники вписывают ягодки, горошки и колоски,
  • узоры «под листок» или «под ягодку» — делается мастером широкими мазками кисти, среди популярных элементов встречаются ягоды и листья смородины, земляники, крыжовника, цветки колокольчика,
  • «пряник» — он может быть в виде круга, квадрата или ромба, в серёдку которого вписывается рисунок по подобию солнышка с лучиками, и кажется, что оно всё время движется, обычно такой орнамент рисуют внутри чашки или блюда.

Второй метод «под фон» заключается в том, что первоначально намечают контуры орнамента, а весь свободный от узоров фон заполняется чёрной краской . Получается, что рисуют не рисунок, а фон. Чаще всего в таком стиле росписи применятся элемент под названием «кудрИна» — это пышная роспись с круглыми и затейливыми завиточками, которые внешне похожи на кудряшки. Такой метод хохломы более трудоёмкий, ему ещё надо поучиться.

Из серебра – в золото

Итак будущее творение покрыто всё узорами мастера, на нём красуются лесные ягоды, среди ярких цветов ожили птицы, в осочке спрятались зверюшки. Но это ещё не та настоящая, знаменитая на весь мир хохлома! Только сейчас можно приступать к волшебству, чтобы мерцающее холодным серебром изделие засверкало благородным теплом золота.

Этой тайной владеют лачила и печник. Первый покрывает расписанный предмет нескольким слоями синтетического жёлтого лака, а второй отвечает за закаливание в печке при температуре до 180 градусов на протяжении трёх-четырёх часов.

И вуаля! Поставленное на «приготовление» в печь хохломское серебряное изделие достаётся на белый свет сверкающее золотом! Ох уж эти фокусники, лачила да печник!

Сегодня хохлома постепенно возвращается в наши дома в виде предметов быта и сувениров. Кроме того, хохломской узор становится визитной карточкой русского стиля в мировой моде. Орнаменты с хохломой модельеры начали вводить в свои новые коллекции при пошиве блузок и юбок, топов и брюк, даже в вечерних нарядах и спортивной моде есть это волшебство.

А хотите посмотреть, как можно расписать обычную деревянную разделочную дощечку? Это очень красиво и интересно)

А вы любите хохлому? Может, у вас детская мебель разукрашена золотом и на ней живут сказочные жар-птицы или в гардеробе поселилась брендовая одежда с хохломской росписью? В ожидании историй прощаюсь с вами до новых встреч.

Жду вас с нетрпением в нашей группе «Вконтакте» , присоединяйтесь, там весело)

Хохломская роспись имеет долгую историю – она возникла ещё в XVII в. в деревнях на левом берегу Волги.

Несколько деревень освоили это ремесло, а вот сбыт продукции происходил в основном в Хохломе – отсюда и пошло общее название этого художественного промысла.

Понятие «Хохлома» многозначно: это не только название деревни, но и название вида промысла, и все изделия этого промысла, и вид росписи.

В настоящее время центром Хохломы считается город Семёнов в Нижегородской области.

Художественное объединение «Хохломская роспись»

В 1925 г. в Семёнове была создана артель «Кустарь-художник», с 1931 г. это артель «Экспорт». В 1960 г. предприятие стало называться фабрикой «Хохломская роспись», а в 1970 г. фабрику «Хохломская роспись» переименовали в художественное объединение.

Хохлома: семёновская матрёшка

Ещё в 1922 г. появилась на свет традиционная русская сёменовская матрёшка. Она отличается жёлто-красным фоном и ярким букетом цветов на фартуке. На сегодняшний день художественная фабрика отправляет на экспорт более 60 % своей продукции.

Версии и легенды

Когда и где возникла хохломская роспись, более или менее известно. Но главный вопрос : как она возникла? Что послужило толчком к созданию этого яркого и неповторимого колорита, этого сверкающего золотого фона?

И вот здесь мы узнаём, что существует несколько версий и легенд на эту тему. Перескажем одну из легенд.

В давние-давние времена жил в Москве один мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но ещё больше любил вольную жизнь. Однажды тайно покинул он царский двор и перебрался в глухие леса.

Срубил мастер себе избу и стал заниматься любимым делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота русской земли. Так и появились первые хохломские чаши.

Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Приезжали люди полюбоваться работой мастера, многие оставались жить рядом. Дошла слава мастера и до грозного государя. Велел он отряду стрельцов найти и привести беглеца. Узнав о надвигающейся беде, собрал мастер односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда царские посланники вошли в село, увидели они, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Изба сгорела, а мастера нигде не нашли. Но остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя жар пламени и черноту пепелища. Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор хохломские краски напоминают всем о счастье свободы, о жаре любви к людям и о жажде красоты.

Эту легенду рассказывают по-разному, но если вы очень любознательны, то можете найти и прочитать её в сборниках легенд и сказок Нижегородской области.

Можно ли верить легенде? Как знать. Но ведь искусство Хохломы сохранилось с тех древних времён, а это возможно только в том случае, если мастерство передаётся от учителя к ученику, дальше и дальше.

А вот другая легенда.

Замечательный иконописец Андрей Лоскут бежал из Москвы, недовольный церковными нововведениями патриарха Никона. Поселился он в глуши Заволжских лесов и стал расписывать деревянные поделки, писать иконы по старому образцу.

Узнал об этом патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Но Андрей отказался подчиниться и сжёг себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство. Искрами изошёл, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски Хохломы.

Существуют и другие версии происхождения этого промысла. Например, вот эта.

Уникальный способ окраски деревянной посуды «под золото» в лесном Заволжье и само рождение промысла приписывают старообрядцам. Старообрядцы отвергают предпринятую в 1650-1660-х годах патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой провозглашалась унификация богослужебного чина Русской церкви с греческой церковью. Эта реформа вызвала раскол в Русской церкви. Старообрядцы подвергались гонениям, поэтому они прятались в глухих лесах в Заволжье. Среди старообрядцев было много иконописцев, мастеров книжной миниатюры. Они привезли с собой древние иконы и рукописные книги , принесли тонкое живописное мастерство, каллиграфию свободного кистевого письма и образцы богатейшего растительного орнамента.

И. М. Баканов «Хохломские художники за работой»

А местные мастера хорошо владели токарным делом, передавали из поколения в поколение искусство изготовления посуды, узорной резьбы по дереву.

Токарный цех

Так лесное Заволжье стало настоящей художественной сокровищницей. Фактически здесь соединились два промысла: пластика токарной посуды (резных форм ковшей, ложек) и иконописное мастерство. Здесь родился секрет изготовления «золотой» посуды без применения золота.

Обилие леса, близость Волги, которая была главной торговой артерией Заволжья, способствовали развитию промысла. Через прикаспийские степи хохломская посуда доставлялась в Среднюю Азию , Персию, Индию. Европейцы также охотно скупали заволжскую продукцию. Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома – здесь был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома».

Но существует и другая версия: имитацию позолоты на дереве нижегородские ремесленники использовали в окраске деревянной посуды ещё до появления старообрядчества. В крупных нижегородских ремесленных селах Лысково и Мурашкино, в заволжском «селишке Семёновское» изготовлялась деревянная посуда (братины, ковши, блюда для праздничного стола ), окрашенная с применением оловянного порошка. Считают, что этот способ существовал до хохломского.

Но, как бы то ни было, мы имеем сейчас неповторимую и непревзойдённую декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красными, зелёными и золотистыми тонами по чёрному фону. Хохлому знают и ценят во всём мире.

Современные центры хохломской росписи

В Семёнове школу хохломской росписи основал Георгий Петрович Матвеев (1875-1960) .

У хохломской росписи в настоящее время два центра: фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись» в городе Семёнов Нижегородской области и деревня Сёмино Ковернинского района Нижегородской области, где действует предприятие «Хохломский художник». Оно объединяет мастеров деревень Ковернинского района: Сёмино, Кулигино, Новопокровское и др. В данный момент предприятие испытывает большие трудности. В Сёмино расположено также предприятие ООО «Промысел», которое вот уже 19 лет занимается выпуском деревянных шкатулок с хохломской росписью.

В Семёнове помнят и уважают Матвеева. В его память установлен бюст, а одна из центральных улиц города носит его имя.

Бюст Г. П. Матвеева в г. Семёнове

ХОХЛОМА - СТАРИННЫЙ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ПРОМЫСЕЛ

Хохлома́ — старинный русский народный промысел , родившийся в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Хохлома (откуда и появилось название росписи), Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области.

Золотая Хохлома!

Одна из самых известных росписей в России. Пожалуй, не, найдется человека, который не держал в руках расписанную деревянную ложку или не видел прекрасные и удивительно богатые по рисунку хохломские изделия. Но откуда появилась эта сказочно красивая роспись? Какой умелец придумал наносить серебро на дерево, а затем покрывать его лаком, добиваясь золотого свечения? Этому и посвящен материал, собранный в данном параграфе.
Роспись деревянной посуды появилась на Руси давно — в XVI в. Выпускали ее в больших количествах, сотнями, тысячами штук, так как дерево быстро изнашивалось, а в быту посуда необходима. Продавалась она "у Макария", в Москве и в Устюге Великом.
Зарождение хохломского промысла искусствоведы относят ко второй половине XVII века.
Впервые упоминание об этом селе встречается в документах XVI века. Еще при Иване Грозном о Хохломе знали как о лесном участке под названием «Хохломская Ухожея» (Ухожея — место, расчищенное от леса под пашню).
Деревянная посуда с самых древних времен была у русского человека в большом употреблении: ковши и скобкари в форме плывущей птицы, круглые братины, обеденные миски, ложки разных форм и размеров найдены в археологических раскопках еще X—XIII веков. Есть образцы, которые датируются несколькими тысячелетиями.
В стародавние времена в дремучих заволжских лесах близ торгового села Хохлома первые поселенцы, скрывавшиеся от преследования были «утеклецами», т. е. беглецами, укрывшимися здесь от гонений за «старую веру», от царского произвола, помещичьего гнета. Среди них были и художники, и мастера рукописной миниатюры. На скудной земле прокормиться крестьянским трудом было нелегко, и беглые люди приноровились расписывать деревянную посуду, которую здесь исстари точили местные мастера. Неведомая ранее роспись сказочно преобразила скромную кухонную утварь. Но особенно красивы и неповторимы были различные поставцы, чаши и братины, выходившие из-под кисти одного знаменитого мастера. Казалось, что его роспись впитала в себя солнечные лучи — золотистые, которые бывают в полдень, и красные — киноварные на зорьке.
В народе поговаривали, что расписывал художник свою посуду не простой, а волшебной кистью, сплетённой из солнечных лучей . Яркая, праздничная посуда полюбилась не только жителям в округе, слава о ней разнеслась по всей Руси. Увидев хохломскую посуду, царь сразу же догадался, кто её расписывает, и послал в заволжские леса стражников. Предупреждённый живописец успел скрыться, но он обучил премудростям необыкновенного ремесла местных жителей и оставил им краски и волшебную кисть. Таково старое предание о зарождении яркого и самобытного искусства хохломской росписи, которую часто называют золотой, пламенной, или огненной. И это не случайно; искусство Хохломы не могло бы родиться без огня, без закалки изделий в русской печи.
Эта легенда объясняет, каким образом между заволжскими и северными старообрядцами возникла тесная связь, которая оказала большое влияние на искусство Хохломы.
Близость к большой реке и ярмарке создавали благоприятные условия для занятия различными промыслами и торговлей. На берегу реки устраивались ярмарки, на которые привозили товары с севера и с юга России. Территория края была похожа на большую мастерскую. Жители Заволжских деревень, разбросанных в Нижегородской и Костромской губерниях, занимались различными промыслами. Крестьяне, производившие одни и те же вещи, селились рядом в близлежащих деревнях, и каждую неделю сбывали выработанную продукцию в крупном торговом селе. Сюда свозили изделия со всей округи. Приезжали из Костромы и Ветлуги, привозили разнообразные предметы с росписью и резьбой. Но особым спросом пользовался щепной товар - деревянные ложки, чашки, миски. Красильщики на таких ярмарках покупали деревянные заготовки и продавали свои изделия. Токари и ложкари обменивали свой товар на дерево для дальнейшей работы. Готовую продукцию покупали купцы, грузили её на телеги летом и сани зимой и везли на ярмарку «к Макарию».


















Новогодние шары с росписью хохломой.

Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и черным цветом по золотому фону.
Роспись выглядит ярко, хотя фон чёрный. Используются такие краски как... красный, жёлтый, оранжевый, немного зелёного и голубого, и конечно чёрный фон. Очень часто используется золотой цвет.Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери





Хохлома является стародавним народным промыслом, который зародился в округе Нижнего Новгорода в XVII веке. Хохломская роспись представляет собой один из видов декоративной росписи, которая наносится на деревянные изделия – чаще всего это и мебель.

Хохломская роспись выполняется черными (киноварь и сажа) и красными красками на золотистом фоне, или наоборот – на черном фоне присутствует золотистый рисунок. Для оживления узора допускается использование желтых, коричневых и зеленых цветов. Интересно, что при выполнении на дерево наносят вовсе не золотой порошок, а серебряный оловянный, после чего дерево покрывают специальным составом и несколько раз обрабатывают в печи, получая, таким образом, медово-золотистый цвет, который придает легким деревянным изделиям эффект массивности. Традиционными элементами хохломской являются веточки и цветы, ягоды земляники и рябины. Нередко встречаются звери, птицы и рыбы.

Как появилась хохломская роспись

История возникновения хохломской росписи до сих пор остается загадкой. Существует множество теорий и версий возникновения хохломы, но наибольшее распространение получили следующие две теории. По одной из них считается, что первыми начали окрашивать деревянную посуду «под золото» старообрядцы, жившие в лесном Заволжье, и хохломская , как промысел зародилась именно у них.

В давние времена в небольших деревушках, скрытых в глухомани лесов, проживало немало утеклецов – людей, которые спасались от гонения за «старую веру». Многие из этих старообрядцев были иконописцами или мастерами книжной миниатюры, которые привезли с собой рукописные книги с яркими картинками, древние , каллиграфию кистевого письма, тонкое живописное мастерство и богатейшие образцы растительного орнамента.

Местные мастера в свою очередь непревзойденно владели токарным мастерством, передавая из поколения в поколение искусство объемной резьбы и навыки производства посудных форм. Так, в начале XVIII века лесное Заволжье превратилось в настоящую художественную сокровищницу. Хохломское искусство унаследовало от местных заволжских мастеров уникальные формы токарной посуды и гибкую пластику резных форм ложек и ковшей, а от иконописцев – мастерство живописной культуры, а также секрет создания «золотой» посуды без использования золота.

Однако существуют и другие документы, которые свидетельствуют о том, что имитация «позолоченного» дерева, очень близкая по духу хохломскому искусству, зародилась еще до появления старообрядчества в 1640-х годах. Еще в те времена ремесленники, проживающие в больших нижегородских селах Мурашкино и Лысково, а также в маленьком селишке Семеновское (ныне г. Семенов, являющийся одним из центров хохломы), изготавливали деревянную утварь – блюда, ковши, братины, окрашенные при помощи оловянного порошка. Считается, что этот способ окраски деревянной посуды сложился из местных поволжских традиций посудного ремесла и был прародителем хохломской .

Техника выполнения хохломской росписи

С чего начинается хохлома? С битья баклуш, но не в смысле ничего неделанья, а в смысле заготовки брусков из , ведь в стародавние времена баклушей назвали обрубок древесины, который чаще всего был изготовлен из липы, березы или осины. После того, как деревянная заготовка готова, мастер снимает с нее излишки древесины (раньше это делали вручную, сейчас используют токарный станок) и придает изделию нужную форму . Таким образом, получают неокрашенную основу или «бельё» - чашки, ложки, ковши, поставцы и др.

Всегда к месту в русском интерьере придутся сундуки, буфеты и шкафы-поставцы, украшенные хохломской росписью. Восхитительным образом будут выглядеть на полках чашки, блюда и ковши-лебеди. Замечательным является и тот факт, что посуда, украшенная хохломской росписью , может быть не только элементом декора, но и выполнять свое прямое предназначение. Детская комната, отмечает , является наилучшим местом для традиционных хохломских матрешек . А хохломское настенное панно украсит любую столовую или гостиную, взбодрив собой весь интерьер, независимо от того, в каком стиле он выполнен.

Введение.............................................................................................................. 2

Зарождение хохломской росписи...................................................................... 3

Периоды развития хохломского искусства....................................................... 7

Хохломская роспись во второй половине ХХ столетия................................. 17

Заключение........................................................................................................ 30

Список литературы........................................................................................... 31

Хохломская роспись по дереву, русский народный художественный промысел . Возник во 2-й половине 17 в. на территории современного Ковернинского района Горьковской области; название промыслу дало торговое с. Хохлома той же области - центр сбыта изделий хохломской росписи в 18 - начале 20 вв. Для хохломской росписи характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Выточенные из дерева предметы (преимущественно посуда) грунтовались раствором глины, сырым льняным маслом и порошком олова (в современных изделиях - алюминия), по слою которого выполнялся растительный узор в свободной кистевой манере письма, затем покрывались лаком из льняного масла (ныне - синтетическим) и закалялись при высокой температуре в печи. Для колорита хохломской росписи типично сочетание красного и чёрного цвета с золотистым. Распространены типы росписи - «верховая» (красным и чёрным на золотистом фоне) и «под фон» (золотистый силуэтный рисунок на цветном фоне). Угасавший в начале 20 в. промысел в современное время возродился; в 20-х - начале 30-х гг. мастера объединились в артели. В 1960-х гг. созданы фабрика «Хохломской художник» на родине промысла и производственное объединение «Хохломская роспись» в г. Семенове, ставшие центрами этого художественного промысла. Они выпускают посуду, ложки, мебель, сувениры и пр. Мастера: Ф. А. Бедин, А. Т. Бусова, О. Н. и С. П. Веселовы, Е. Н. Доспалова, З. Ф. Киева, О. П. Лушина, А. Г. и Ф. Н. Подоговы, А. П. Савинова, М. Ф. Синева, И. Е. Тюкалов и др.

Уже в те далекие времена, о которых мы пытаемся составить представление, по данным археологических раскопок , в Заволжье занимались изготовлением деревянной посуды. Дерево было самым удобным и доступным материалом для создания предметов быта. Из древесных стволов выдалбливали проворные челноки - "ботнички", вырезали фигурные ковши, украшая их ручки резными силуэтами коней, вытачивали разнообразные формы посуды.

Всем, кто селился в этих местах, приходилось заниматься ремеслами. Земли здесь были неплодородными, урожая до весны не хватало. Только лесные богатства да проворные руки спасали от голода и нужды. Близость великого волжского пути способствовала тому, что деревянную посуду здесь рано стали изготовлять для продажи.

Однако первые посудные промыслы Заволжья еще ничем не отличались от множества таких же производств, развивавшихся на территории нашей страны. Как и в других районах, местные мастера покрывали изделия льняным маслом или приготовленной из него олифой. Это придавало прочность деревянной посуде, она становилась и более красивой. Такой способ лакировки поверхности дерева не забыт и сейчас. Еще недавно его применяли при производстве самых дешевых чашек и солониц, служивших предметами повседневного хозяйственного обихода.

Когда же возникло искусство золотой Хохломы? Мы не располагаем данными, чтобы ответить определенно на этот вопрос. Вероятно, мастера Заволжья начали расписывать посуду задолго до того, как освоили технику "золотой" окраски. Еще в XIX веке наряду с "золоченой" деревянной посудой здесь изготовляли и дешевые чашки и солонки, поверхность которых украшалась только простейшими геометрическими узорами - розетками, ромбиками, спиралевидными завитками и волнистыми линиями , наносимыми штампиком или кистью.

Знакомясь с сохранившимися в музеях деревянными сосудами XV, XVI и XVII веков, изготовлявшимися при монастырях, мы не находим среди них изделий, поверхность которых была бы окрашена в золотистый цвет приемами, близкими Хохломе. Они похожи на хохломские лишь по форме, киноварному фону, а иногда и по украшающим их золотым пояскам, но пояски эти нанесены порошком твореного золота, который не применяли в Хохломе.

Самые близкие хохломской росписи приемы мы встречаем у иконописцев. Мастера древней Руси умели экономить дорогостоящий металл. Чтобы окрасить фон иконы в золотистый цвет, они использовали иногда не золото, а порошок серебра. После выполнения живописи икону покрывали лаком, приготовленным из льняного масла, и подвергали прогреванию в печи. Под влиянием высокой температуры пленка лака приобретала золотистый оттенок, а серебряный порошок, просвечивающий сквозь нее, делался похожим на золото. Особенно широкое распространение этот прием получил в XVII - XVIII веках , когда убранство русских храмов становится особенно богатым и пышным. В них создаются высокие золоченые иконостасы с большими иконами. В золотистый цвет окрашиваются киоты и церковная мебель. Приемы письма серебром вместо золота в это время стали известны широкому кругу русских иконописцев.

Наиболее вероятно, временем возникновения искусства хохломской росписи была вторая половина XVII и начало XVIII века, когда глухие керженские леса стали местом поселения старообрядцев, спасавшихся от преследования царского правительства и церковных властей. После церковных реформ здесь искали убежища противники патриарха Никона, вынужденные покинуть Москву и крупнейшие русские города. Спасаясь от расправы, бежали сюда и участники соловецкого старообрядческого бунта.

Среди раскольников-переселенцев были иконописцы и мастера рукописной миниатюры. О высоком мастерстве этих художников свидетельствуют два киота конца XVII века, сохранившиеся в коллекциях Нижегородского художественного музея . Их роспись с типичными для XVII века растительными мотивами напоминает покровы из драгоценных золотых тканей. Формы фантастических цветов очерчены контурными линиями и искусно разделаны штрихом. На темно-красном фоне среди зелени блестят золотые стебли и лепестки, выполненные в той самой иконописной технике золочения дерева, которая близка Хохломе.

Старообрядцы-раскольники привозили с собой древние иконы, рукописные книги, богато украшенные миниатюрами и орнаментальными заставками, узорные ткани, ювелирные изделия. Далекая лесная глухомань Заволжья стала, таким образом, на рубеже XVII и XVIII веков богатейшей сокровищницей древнерусского искусства. Это не могло не отразиться на развитии местной художественной культуры.

На новых землях старообрядцы были вынуждены заняться ремеслом. В их скитах появились мастерские, в которых точили и расписывали посуду. Наиболее состоятельные переселенцы стали торговцами и скупщиками. Занявшись росписью токарной посуды, иконописцы могли применить известные им приемы окраски дерева в золотистый цвет с помощью серебра, позволившие местным мастерам тоже изготовлять оригинальные изделия , не знавшие конкуренции на рынках и ярмарках. Так, очевидно, и зародилось искусство золотой Хохломы.

В памяти старожилов края сохранились легенды о происхождении хохломской росписи, подтверждающие, что она была занесена иконописцами-старообрядцами. Беседуя с ними, можно в разных вариантах услышать рассказы о бежавших сюда сподвижниках атамана Разина, о приезде мастеров иконописного дела, спасавшихся от церковных гонений. Одна из легенд рассказывает о том, что среди скрывавшихся иконописцев был знаменитый мастер . Он построил дом в лесу на берегу реки и в нем начал красить посуду. Похожими на золотые были его узорные чаши. Верные люди помогали их продавать. Однако дознались в Москве, откуда привозят золоченые чаши, догадались, кто их расписывает. И вот двинулись на поиски мастера царские солдаты... Узнав об этом, призвал мастер мужиков из соседних деревень, показал им свое умение, отдал краски, кисти и исчез. Одни говорят, что это было на берегу Керженца, другие - на берегу Узолы. Может быть, такова была судьба не одного, а нескольких мастеров.

Вместе с техникой окраски в Хохлому проникли и рисунки орнамента, известные иконописцам. Истоки основных типов орнамента промысла можно увидеть в русском декоративном искусстве XVII - начала XVIII века. В это время особое распространение получает растительный орнамент, Приемы его исполнения были разнообразны. При росписи стен, мебели и бытовых вещей часто выполнялись травные рисунки, наносимые свободно кистью. Рисунок цветов и листьев завершали сочные мазки белил - оживки. Такой орнамент, связанный с традициями живописи древней Руси, послужил основой для формирования хохломских травных узоров.

В хохломской росписи нашли отражение и графические орнаменты с четкими линейными контурами и проработкой деталей штрихом. Они способствовали появлению рисунков в технике "под фон". Мотивы "кудрины" были подсказаны рисунками с завитками, украшавшими заставки рукописей. Многие особенности росписей Хохломы были результатом слияния в промысле двух традиционных линий русского декоративного искусства , одна из которых восходила к орнаменту иконописи и рукописной миниатюры, а другая к ремеслам древней Руси. В каждой из них по-своему проявлялись народные национальные особенности понимания орнамента, в каждой были профессионально сложившиеся приемы.

На основе этого наследия в Хохломе происходит формирование уже нового искусства, связанного в своих дальнейших судьбах с оформлением предметов народного быта.

Растительный орнамент, привнесенный в Хохлому иконописцами, претерпевает существенные изменения. Он становится значительно более лаконичным и четким. На характер его композиции большое влияние оказали традиции древнейшего геометрического орнамента, отличавшегося классически простыми и совершенными приемами построения узоров.

просмотров