Сочинение Булгаков М.А. Мини-сочинение на тему «Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита Добро и зло мастер маргарита эссе
Реферат ученицы 11 класса посвящен исследованию соотношения добра и зла в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита". На протяжении всей своей истории развития люди всегда выделяли две противоборствующие силы: добро и зло. Соотношение этих сил в душе человека и в окружающем мире во многом определяло развитие как внешних, так и внутренних событий в жизни человека. Что же в конечном итоге победит: добро или зло? Можно ли однозначно разрешить этот философский вопрос? Одним из первоисточников этой темы можно назвать Библию, в которой «добро» и «зло» отождествляются с образами Бога и дьявола, вступающими в постоянное противодействие. На протяжении столетий философы, поэты и писатели, подхватив эту тему, пытались найти свой ответ на вопрос. Не стал исключением и Михаил Афанасьевич Булгаков, который, обращаясь к вечному вопросу бытия, переосмыслил его под воздействием исторических событий , происходящих в России в первой половине ХХ века, создал многоплановый роман «Мастер и Маргарита». Произведение вошло в золотой фонд русской и мировой литературы. Его читают, анализируют, им восхищаются, о нём спорят. Вот почему для исследования был выбран роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», а темой исследования стало соотношение добра и зла в романе.
Просмотр содержимого документа
«Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"»
Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова
Моя работа посвящена роману «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова. Это произведение о вечных проблемах бытия, о важнейших нравственных принципах человека и общества, о судьбах людей в обществе и истории. Многоплановый роман «Мастер и Маргарита» стал отражением эпохи первой половины ХХ века. Он вошел в золотой фонд русской и мировой литературы. Его читают, анализируют, им восхищаются, о нём спорят. Тема добра и зла красной нитью проходит через весь роман «Мастер и Маргарита». Эта тема волновала людей на протяжении столетий, волнует она людей и сегодня. Вот почему выбор был сделан в пользу этого романа, темой исследования стало соотношение добра и зла в романе.
В ходе работы предполагалось определить, насколько соотношение добра и зла происходит в пользу добра. Добро и зло не только философские, но и жизненные понятия. «Добро всегда побеждает зло» – гласят русские народные сказки . В реальной жизни , к сожалению, так происходит не всегда. Митинги и беспорядки в Украине, шокирующее происшествие в московской школе: это события сегодняшнего дня говорят о другом. Мы видим, что человеческий произвол и вседозволенность – это зло, которое творит сам человек, это зло доходит до крайностей и ведёт к непоправимым последствиям. Порой кажется, что миром овладело зло. Конечно, в мире много и добра. Хочется, чтобы именно добро играло в нашей жизни решающую роль . Что же в конечном итоге победит, добро или зло, или они сохранят равновесие?
Тема добра и зла в романе «Мастер и Маргарита» наиболее ярко проявляется в образах Иешуа и Воланда. Несомненно, добро предстаёт в образе Иешуа. Булгаковский Иешуа Га-Ноцри – это художественное осмысление евангельского образа Иисуса Христа. Но в отличие от Иисуса, герой не знает о своем божественном происхождении, он простой человек. Его истина заключается в том, что он всех называет «добрыми людьми», даже Марка Крысобоя, к которому, кажется, совсем неприменимы представления о гуманности. Он считает «добрым» и прокуратора, прощает его. Прощение – естественное свойство натуры Иешуа, живущей вне законов зла.
Понятие зла в романе воплощено в образе Воланда. Воланд – это дьявол, «князь тьмы», «дух зла и повелитель теней». Он тот, кто возглавляет мир потусторонних сил. Эпиграф к роману, заимствованный из Фауста Гёте, относится к Воланду, и очень ярко отражает сущность этого персонажа. В романе мы видим совершенно нетрадиционного дьявола, не существовавшего в литературе вплоть до этого момента. Желая зла, он все-таки приносит благо. Воланд – самый обаятельный персонаж в романе, который вызывает у читателя симпатию и улыбку.
Вначале я обратилась к ершалаимским главам романа, в ходе проведенного исследования, было выяснено , что Иешуа – носитель добра, символ нравственной стойкости и человечности. Понтия Пилата нельзя отнести ни к носителям зла, ни к носителям добра, потому, что он соединяет в себе оба начала, что также вполне может определять человеческую сущность. Образы Понтия Пилата и Иешуа дают возможность понять, что добро не всегда торжествует на земле, а борьба этих двух начал не всегда заканчивается победой добра.
Затем обратилась к московским главам романа, в результате пришла к выводу, что Мастер – носитель добра. Даже несмотря на то, что он отказался от борьбы, за свои страдания он заслужил если не свет, то покой. Его Маргарита – символ добра и милосердия. Через ее судьбу Булгаков представляет нам путь добра к истине с помощью чистоты сердца и горящей в нем огромной, искренней любви , в которой и содержится сила.
А Воланд – часть той силы, которая по идее должна совершать зло, но на самом деле творит добро. Он – вечно существующее зло, становящееся необходимым условием для проявления добра. Именно его образ отражает нравственные понятия Булгакова о том, что добро и зло творится руками самого человека. Все познания Воланда, поразительные по глубине идеи обнаружены из богатого опыта наблюдений над жизнью самим Булгаковым. Созданным образом Булгаков как бы заявил, что добро и зло в жизни неразделимы и являются вечными сущностями жизни.
И наконец, сопоставление добра и зла в двух пластах романа привело к выводу, что добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» существуют в неразрывном еди нстве. Если и в представлениях о мире и сформировалось противопоставление добра и зла как полярных начал, то также очевидно и то, что эти понятия могут существовать лишь относительно друг друга. При этом зло играет исключительно важную роль , так как только благодаря ему мы узнаем добро.
В ходе данного исследования проведен анализ глав романа «Мастер и Маргарита». Определено , что в романе добро и зло – это не два различных явления, противопоставленные друг другу, они представляют собой единую картину мира. Явления добра и зла ценны в своем единстве.
На основании результатов данного исследования доказано, что гипотеза не подтвердилась, потому что в этом романе мы увидели, что добро и зло находятся в равновесии без явного преимущества добра, а зло не всегда противопоставлено добру.
Как в романе, так и в нашей жизни нет, как преимущества добра, так и зла. Такое устройство понятий вовсе не снимает обязанности с человека стремления к добру. Все люди добрые, как утверждает Иешуа, только не все могут противостоять злу, найти в себе силы устоять перед искушением. Доброта – естественное свойство человеческой натуры , которое присуще каждому.
Добро и зло – категории нравственные. Человек волен выбирать, что ему по душе. Сделав выбор в пользу добра, он не только преображает мир, но и поддерживает его гармонию. Ведь многое от нас с вами зависит. Все в наших руках.
В целом, добро и зло в романе присутствуют в равной степени. Вступая на путь добра, герой романа приходит к добру. Именно к добру призывает нас роман «Мастер и Маргарита». Талант М. А. Булгакова вновь и вновь побуждает обращаться к гениальному, фантастическому и философскому роману «Мастер и Маргарита», шедевру русской и мировой литературы.
Шапкина Виктория
Проблема добра и зла - это вечная проблема , которая волнует человечество на протяжении веков. Автор исследования пытается разобраться, как соотносятся добро и зло в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита". Всегда ли торжествует добро и всегда ли зло несёт несчастье? Эти и другие вопросы затрагиваются в работе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Существует и другая оценка поступка героя. В.А. Чалмаев считает: «Даже после прощения Пилат не может освободиться от мысли о «прошлой казни», ищет подтверждение тому, что ее не было. Тем не менее, он уже неотделим от Иешуа. Он вечно будет воплощением «пилатчины», ухода от своей совести. Понтий Пилат получил свое наказание за трусость – бессмертие вечной вины». Отсюда осуждение как естественная реакция на действия Понтия Пилата. Однако стоит ли торопиться с осуждением героя, ведь в последней главе романа по просьбе Мастера и Маргариты Понтий Пилат получает освобождение и прощение, и вместе с Иешуа уходит по лунной дорожке. Мне почему мне всё-таки ближе оценка Л.М. Яновской, которая более точно, на мой взгляд, отражающей замысел самого писателя, избегающего категоричности.
Понтий Пилат и Иешуа ведут дискуссию о добре и зле. Иешуа верит в добро, в предопределенность исторического развития , ведущего к единой истине. Пилат убежден в неискоренимости зла в человеке. Может быть, ошибаются оба? Путь по лунной дорожке стал итогом в споре Пилата и Иешуа, который навечно их сблизил; так зло и добро слились воедино в человеческой жизни .
Итак, в ершалаимских главах романа Иешуа – носитель добра, символ нравственной стойкости и человечности. А Понтия Пилата нельзя отнести ни к носителям зла, ни к носителям добра, потому, что он соединяет в себе оба начала, что также вполне может определять человеческую сущность. Образы Понтия Пилата и Иешуа дают возможность понять, что добро не всегда торжествует на земле, а борьба этих двух начал не всегда заканчивается победой добра.
Вывод Воланда известен: человеческая природа не может так быстро перемениться, все осталось по-прежнему. Визит Воланда, как и гениальный роман Мастера, угадавшего события двухтысячелетней давности, не смогли ничего изменить в современной Москве. Такой вывод делает Булгаков.
Были ли прототипы у Воланда? Скорее всего, нет, потому что сам писатель подчеркивал в письме С. Ермолинскому: «У Воланда никаких прототипов нет, очень прошу тебя, имей это в виду» .
Изображение дьявола в русской и мировой литературе имеет многовековую традицию. Не случайно в образе Воланда сочетается черты героев многих литературных источников . Так например, имя Воланда и эпиграф к роману заимствованы из «Фауста» Гёте.
Воланд наделен всезнанием. Он видит будущее и прошлое, знает мысли своих героев, их намерения и переживания. И здесь нет ничего сверхъестественного, потому что он творец всего этого мира. Я согласна с мнением В.В. Петелина в том, что если «…снять всю внешнюю мишуру, все эти превращения, фантастические картины, все эти одежды, годные только для маскарада, то перед нами предстанет сам Булгаков, тонкий и ироничный».
Именно таким тонким и ироничным предстает передо мной
М. А. Булгаков как автор романа.
Все, на что обращает свой взгляд Воланд, предстает в своем истинном свете. Воланд не внушает и не сеет зла, он не лжет и не искушает. «Он всего лишь вскрывает зло, разоблачая, сжигая, уничтожая то, что действительно ничтожно», - говорит Л.М. Яновская. И я согласна с этим компетентным мнением.
Таким образом, в московских главах романа Мастер – носитель добра. Даже несмотря на то, что он отказался от борьбы, за свои страдания он заслужил если не свет, то покой. Его Маргарита – символ добра и милосердия. Через ее судьбу Булгаков представляет нам путь добра к истине с помощью чистоты сердца и горящей в нем огромной, искренней любви, в которой и содержится сила.
А Воланд – часть той силы, которая по идее должна совершать зло, но на самом деле творит добро. Он – вечно существующее зло, становящееся необходимым условием для проявления добра. Именно его образ отражает нравственные понятия Булгакова о том, что добро и зло творится руками самого человека. Все познания Воланда, поразительные по глубине идеи обнаружены из богатого опыта наблюдений над жизнью самим Булгаковым. Созданным образом Булгаков как бы заявил, что добро и зло в жизни неразделимы и являются вечными сущностями жизни.
В этом варианте Бог приказывал сатане и, следовательно, отвечал за все зло мира. В окончательном виде «вина» Бога снимается, князь тьмы получает свое царство в полную власть, и былое распоряжение становится всего лишь просьбой даровать мастеру покой (однако не свет). Здесь зло следует логике парадокса Гёте: желая зла, зло все-таки (иногда) приносит благо. Эта парадоксальная роль делает тьму если не светом, то очищающим огнем.
Нигде в романе не говорится о каком-либо «равновесии» добра и зла, света и тьмы, или о приоритете добра. Эта проблема явно определена, но окончательно не решена автором ни в пользу добра, ни в пользу зла.
Итак, добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» существуют в неразрывном единстве. Если в дуалистических представлениях о мире и сформировалось противопоставление добра и зла, как полярных начал, то также очевидно и то, что эти понятия могут существовать лишь относительно друг друга. При этом зло играет исключительно важную роль, так как только благодаря ему мы узнаем добро, а еще точнее – зло ведет нас к добру. В романе «Мастер и Маргарита» добро и зло – это не два различных явления, противопоставленные друг другу, они представляют собой единую картину мира. Явления добра и зла ценны в своем единстве.
Заключение
В ходе проведенного исследования, проанализировав ершалаимские главы романа, выяснено, что Иешуа – носитель добра, символ нравственной стойкости и человечности. Понтия Пилата нельзя отнести ни к носителям зла, ни к носителям добра, потому, что он соединяет в себе оба начала, что также вполне может определять человеческую сущность. Образы Понтия Пилата и Иешуа дают возможность понять, что добро не всегда торжествует на земле, а борьба этих двух начал не всегда заканчивается победой добра.
Определено, что в московских главах романа Мастер – носитель добра. Даже несмотря на то, что он отказался от борьбы, за свои страдания он заслужил если не свет, то покой. Его Маргарита – символ добра и милосердия. Через ее судьбу Булгаков представляет нам путь добра к истине с помощью чистоты сердца и горящей в нем огромной, искренней любви, в которой и содержится сила.
А Воланд – часть той силы, которая по идее должна совершать зло, но на самом деле творит добро. Он – вечно существующее зло, становящееся необходимым условием для проявления добра. Именно его образ отражает нравственные понятия Булгакова о том, что добро и зло творится руками самого человека. Все познания Воланда, поразительные по глубине идеи обнаружены из богатого опыта наблюдений над жизнью самим Булгаковым. Созданным образом Булгаков как бы заявил, что добро и зло в жизни неразделимы и являются вечными сущностями жизни.
Сопоставление добра и зла в двух пластах романа привело к выводу, что добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» существуют в неразрывном единстве. Если в дуалистических представлениях о мире и сформировалось противопоставление добра и зла как полярных начал, то также очевидно и то, что эти понятия могут существовать лишь относительно друг друга. При этом зло играет исключительно важную роль, так как только благодаря ему мы узнаем добро, а еще точнее – зло ведет нас к добру. В романе «Мастер и Маргарита» добро и зло – это не два различных явления, противопоставленные друг другу, они представляют собой единую картину мира. Явления добра и зла ценны в своем единстве.
Гипотеза не нашла своего подтверждения, потому что в этом романе мы увидели, что добро и зло находятся в равновесии без явного преимущества добра, а зло не всегда противопоставлено добру.
Список использованной литературы
- Абрагам П. Павел Флоренский и Михаил Булгаков. Философские науки. 1990.
- Абрагам П.Р. Роман «Мастер и Маргарита» М.Булгакова в аспекте литературных традиций . - М., 1989
- Белобровцева И., Кульюс С. Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Комментарий / И.Белобровцева, С.Кульюс. – М., 2007.
- Булгаков М.А. Собрание сочинений. В 5 т. Т. 5. Мастер и Маргарита. - М., 1992.
- Булгаков М.А. Неизвестный Булгаков. М., 1993.
- Булгаков М.А. Великий канцлер: Черновые редакции романа "Мастер и Маргарита" / Публ., вступит.ст. и коммент. В. Лосева. М., 1992.
Порой жизнь бывает крайне непростой и непонятной. К сожалению, для правильных поступков не предусмотрены инструкции, поэтому такие вопросы, как «прощать — не прощать?» или «мстить – забыть?» становятся риторическими. Это стало почвой для многих литературных произведений , в частности, роман «Мастер и Маргарита» пропитан философией жизни и «напичкан» вопросами о человеческой добродетели.
- (Можно ли оправдать жестокость?). «Мастер и Маргарита» — роман, осветивший всевозможные философские темы и затронувший проблемы человеческой жизни. Произведение начинается с рассказа о двух приятелях — Берлиозе и Иване Бездомном, спорящих о вере людей, а точнее, о существовании Бога. В ход их беседы включается таинственный незнакомец, пытающийся рассудить господ в столь тонком вопросе . Однако товарищи проявили упрямство и отказались поверить в существование высших сил . Спустя совсем немного времени Берлиоз попал под трамвай. Мораль, заключенная устами Воланда: «Каждому воздастся по его вере». Можно ли считать это жестокостью со стороны Сатаны, и, если да, то оправданной ли? С его стороны, он заслуженно наказал неверующих, преподал урок. С этого урока началась месть Воланда людям – таким грешным и безбожным. Упрекнуть его можно лишь в радикальности принятых мер , но ведь нельзя не согласиться, что наказания были заслуженными.
- (Ложная доброта, превратившаяся в жестокость) Может ли доброта обернуться жестокостью? Да, если обратиться к роману Булгакова «Мастер и Маргарита». Воланд – воплощение Сатаны, он на протяжении всей книги даёт людям жизненные уроки. Стоит вспомнить эпизод из театра Варьете. Воланд решил изучить изменившуюся натуру москвичей, и его свита обнажила человеческие пороки своими фантастическими фокусами. Во время этого представления граждане были в буквальном смысле щедро осыпаны деньгами, женщины одарены последними моделями платьев и самыми модными аксессуарами. Сатана не скупился на такие подарки, которые полностью подчеркнули меркантильность и скупость людей. Жадность, с которой они пытались ухватить «лакомый кусочек», превратила их в животных, которые готовы грызться за желаемую вещь. За своё поведение жадные москвичи поплатились сполна: были раскрыты грешные похождения зрителей, деньги превратились в пыль, а женщины и вовсе оказали обнаженными на улицах города. Воланд проучил поколение, испортившееся квартирным вопросом. Отсюда необходимо вынести, что доброта, воплощенная в поступке, нередко имеет под собой совершенно иные мотивы. Нередко именно она является орудием изощренной жестокости, которой так знаменит Сатана.
- (Доброта невозможна без самопожертвования) Что такое доброта? Я думаю, это качество включает в себя такой элемент, как готовность к самопожертвованию. К примеру, главная героиня романа «Мастер и Маргарита», отличающаяся добросердечием, оказалась в довольно непростой жизненной ситуации , со своими проблемами и вопросами без ответов. Ей явно нужна была помощь высших сил, чтобы разобраться в сложившейся обстановке. К её счастью, если так можно сказать, она оказывается интересна явившемуся в город Сатане – Воланду. Она удостаивается чести быть приглашённой на его Великий бал, да ещё и в качестве королевы. По соглашению с дьяволом, в конце бала девушка имела право на просьбу, которую неоспоримо должен был исполнить Воланд. Оказавшись на торжестве нечистых сил, Маргарита заполняет своё одиночество и страх новыми знакомствами. Так, на её пути встречается порочная Фрида, тронувшая героиню своей печальной историей. Жертва страдает от мстительного испытания за свой грешный поступок – она удушила своего нежеланного новорождённого ребёнка. Маргарита настолько проникается судьбой новой знакомой, что в конце бала использует свою просьбу на спасение Фриды от мук. Попросив не за себя, а за другого человека, Маргарита обескуражила участников бала, да и многих читателей. Вместо своего счастья она выбрала помощь нуждающемуся человеку, такая доброта с её стороны заслуживает отдельного поклона. Таким образом, готовность к самопожертвованию – это основной элемент доброты, без которого проявление данного качества невозможно.
Вечное противостояние добра и зла освещается практически в каждой книге русской литературы. Роман «Мастер и Маргарита» не стал исключением. Добро в этом произведении освещает путь истины, а зло - наоборот, оно способно увести человека в невидимые дали.
Булгаков был уверен, что именно религия, вера Бога помогает заблудшему человеку найти свой истинный путь. Его персонажи помогают осознать позицию Булгакова.
В рамках «романа в романе», который написал Мастер, его герой Иешуа предстаёт перед безжалостным судьёй. В данном эпизоде идёт не совсем тема добра и зла, скорее тема предательства самого добра. Но отчего же? Прокуратор прекрасно осознавал, что обвиняемый, который стоял перед ним, не совершал преступных деяний, но тем не менее приказал казнить его. Он раб государственной системы, и таких же рабов Булгаков отобразил в Москве (например, Босой).
Иешуа - это воплощение добра и сочувствия, он был проницательным, щедрым, бескорыстным. Даже страх перед смертью не заставил его отречься от своих воззрений. Он верил, что в человеке всё равно преобладает его доброе начало.
Его противопоставление - Воланд - считал наоборот, что в человеке преобладает именно зло и корысть. Он находил в людях их пороки, грешные слабости, высмеивая их разными способами . Он вместе со своей свитой избавлялся от тех, кто отступал от добра, кто был развращён, высмеивая таких людей.
Но почему же сатана вызывает только улыбку и положительные эмоции? Ответом на вопрос служит эпиграф к роману, где как раз говорится, что зло совершает вечно благо. В этом романе Воланд - это вершитель судеб, он выступает за равновесие между злом и добром, пытаясь восстановить его. Однако его поступки всё равно нельзя назвать добрыми, ведь только при помощи зла он показывает людям на собственные пороки.
Добром в романе также выступает чувство между Мастером и Маргаритой. Их любовь показывает, на что готов пойти человек, как меняется он и мир вокруг с помощью такой силы. В Москве находилась нечистая сила, появился шабаш, творилась тёмная магия. И вроде всё пошло не так, ведь это любви помогла нечистая сила. Однако любовь сама по себе есть божественный дар, что доказывает, что любовь - это проявление добра и самоотдачи.
Роман полон не только загадок, но и ценностей. Булгаков красочно описал нечистую силу , ставя её на передний план , однако здесь всё же преобладает чистая и светлая любовь , всепоглощающая и всепрощающая. Добро выставляется в романе как сила созидания, которую ничто не может извратить или уничтожить.
Ещё одной главной мыслью автора становится сцена с балом сатаны. То есть человек должен пройти через все ужасы, круги ада, чтобы осознать одну простую истину : любовь - это единственная дорога, которая сделает его не только счастливым, но и также повелителем собственной жизни. Он же не станет рабом, коим был прокуратор, он будет по-своему свободен.
Макиевская Кьяра
Кьяра очень любит роман Булгакова "Мастер и Маргарита". Она прошлась по всем булгаковским местам в Москве, была на спектаклях по этому роману.Я рада, что у меня есть ученики, трепетно относящиеся к нашей классической литературе,понимающие её прелесть и достоинства. Я счастлива, что у меня есть думающие и размышляющие ученики.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сочинение ученицы 11 класса Макиевской Кьяры на тему «Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова»
В романе "Мастер и Маргарита" М.А. Булгаков поднимает множество интересных, актуальных и важных для общества проблем. В своём произведении автор задумывается о роли
настоящей любви
в жизни и творчестве, о храбрости и трусости, об истинных и ложных жизненных ценностях, о вере и безверии и о многих других вечных вопросах, но больше всего в романе меня заинтересовала проблема добра и зла.
В отличие от многих других классических авторов М.А. Булгаков не проводит очевидную и четкую грань между добром и злом, подчеркивая неоднозначность данной проблемы. М.А. Булгаков наводит читателя на эту мысль ещё с самой первой страницы романа, а именно с эпиграфа, представленным цитатой из "Фауста": "Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо".
Именно эта фраза замечательно характеризует образ одного из
ключевых героев
романа - Воланда. Воланд является булгаковской интерпретацией Сатаны, настоящим представителем зла, но можно ли утверждать, что Воланд является самым страшным злом, описанным на страницах произведения? С первых глав у читателя может создаться именно такое представление, но с каждой
новой страницей
и каждым новым эпизодом образ Воланда раскрывается все сильнее и сильнее. В основном из московских глав мы узнаем, что в действительности Воланд не совершает никаких жестоких злодеяний, он лишь обнажает истинный облик москвичей, срывает с них маски и демонстрирует все их главные пороки: алчность, зависть, жадность, лицемерие, жестокость и эгоизм. Автор наглядно показывает это в эпизоде сеанса
чёрной магии
в театре Варьете, где Воланд и его свита проводят череду своеобразных фокусов, в ходе которых открываются
истинные лица
москвичей. Тогда Воланд отметит: "Они - люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны... ну, что ж... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних...
квартирный вопрос
только испортил их..."
В то же время некоторых героев Воланд не просто проучил, а смог научить чему-то важному, повлиять на судьбу и поменять жизнь в лучшую сторону. Сразу же вспоминается история жизни поэта Ивана Бездомного. Встреча с Воландом повлекла за собой для Ивана множество бед, главной из которых стало пребывание в больнице для душевнобольных, однако именно там судьба Ивана колоссально меняется, ведь там он знакомится с Мастером. Мастер стал для Бездомного мудрым учителем, способным научить Ивана различать ложные и истинные
жизненные ценности
и сумевшим помочь ему выбрать верный жизненный путь.
Также нельзя не отметить роль зла и нечистых сил в жизни Мастера и Маргариты. Ведь в конечном итоге Воланд помог влюблённым воссоединиться и обрести покой и счастье, для Мастера и Маргариты Воланд и его свита по-настоящему "совершили благо".
Интересен и тот факт, что и добро в понимании М.А. Булгакова не так уж однозначно. Например, если вспомнить жизненный путь Маргариты, нельзя не обратить внимание на то, что жизнь её не была праведной, ведь Маргарита не была верной женой, согласилась стать настоящей ведьмой, гневно и беспощадно отомстила
литературным критикам
и приняла помощь от самого Сатаны, однако несмотря на все эти факты Маргарита представляется нам исключительной и
идеальной женщиной
, в душе которой есть место искренней любви, милосердию и храбрости. Маргарита обладает верными взглядами на жизнь, она ценит духовность, а не что-то материальное и пустое. На страницах романа среди москвичей возможно найдётся множество порядочных семьянинов и сдержанных и
интеллигентных людей
, однако этого совершенно недостаточно для того, чтобы считаться человеком, несущим в себе лишь добро, особенно если за маской порядочности и интеллигенции скрываются ненависть и зависть, именно поэтому Маргарита значительно сильнее располагает к себе читателя, нежели, к примеру, члены МАССОЛИТа.
Проблема неоднозначности добра и зла также поднимается автором и на ершелаимских страницах романа. В ершелаимских главах ещё сильнее ощущается условность таких понятий, как "
добрый человек
" и "
злой человек
". С первого взгляда может показаться, что нельзя рассуждать о доброте Понтия Пилата, ведь он не смог найти в себе смелости побороть страх перед ответственностью из-за своей должности, вследствие чего Иешуа приговорили к смертной казни. Понтий Пилат всей душой ощущал, что Иешуа невиновен, но он не смог помешать исполнению приговора. Из-за Понтия Пилата умер невиновный человек, казалось бы, как можно после этого искать что-то светлое в его душе? Но, раскаявшись, Понтий Пилат смог обрести прощение и свободу. Его неравнодушие и муки совести означали наличие света и чистоты в душе, именно поэтому Понтий Пилат все-таки смог взойти на лунную дорогу и проследовать по ней вместе с Иешуа и своим самым дорогим земным существом - любимым псом.
В то же время сразу хочется обратиться к образу Иуды. И на его душе лежит
тяжкий грех
за смерть Иешуа, разница лишь в том, что Иуда не сожалел о содеянном, в его сердце не было места милосердию и совести, ради денег он смог легко обречь человека на смерть и дальше думать о своей личной жизни, строить планы и жить спокойной и
довольной жизнью
. Равнодушие и жестокое хладнокровие - вот что отличает Иуду от Понтий Пилата. Именно поэтому Иуда не заслужил спасения и был лишён своей жизни.
Таким образом, по мнению М.А. Булгакова, нельзя разделять мир на добро и зло,
хороших людей
и плохих. Жизнь невероятно сложна, поэтому нельзя судить о человеке, не попробовав разобраться в его характере, ничего не узнав про его судьбу и прошлое. Устами Воланда в разговоре с Левием Матвеем А.М. Булгаков выразил очень важную мысль: "Ты произнес свои слова так, как будто ты не признаешь теней, а также и зла. Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь
земной шар
, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом?" М.А. Булгаков отмечает важность и зла, и добра в жизни людей, ведь одинаково в жизни важны как и свет, так и тень. Добро и зло являются неотъемлемыми частями жизни всех людей в целом, а в отдельности - души каждого человека, но лишь сам человек способен выбрать путь, по которому ему предстоит идти. Именно поэтому М.А. Булгаков не даёт четких ответов и не внушает какую-то определенную точку зрения, в романе "Мастер и Маргарита" он лишь показывает возможные дороги на
жизненном пути
, а читатель самостоятельно должен сделать выводы для себя лично. Именно поэтому спустя столько лет роман "Мастер и Маргарита" остаётся таким же актуальным и интересным для людей, ведь каждый читатель способен найти и увидеть в нем часть себя, после чего он уже никогда не сможет остаться равнодушным к великому творению М.А. Булгакова.