Сказочные иллюстрации. Иван Яковлевич Билибин
Б. Кустодиев. Портрет Ивана Билибина. 1901
Иван Яковлевич Билибин был настоящей звездой России начала ХХ века. Знаменитый график, прославленный журналом «Мир искусств», оформитель громких театральных постановок и иллюстратор лучших книжных новинок, он был человеком успешным, жил на широкую ногу, любил покутить и пошутить...
Родился он в 1876 году, в поселке Тарховка близ Петербурга, в семье военно-морского врача. Окончив гимназию с серебряной медалью, поступил на юридический, но параллельно занимался в рисовальной школе Общества поощрения художеств, а потом и у самого Репина, так что к моменту окончания университета уже был членом нового объединения художников «Мир искусства».
Кроме того, уже в 1899 году Билибин нашел свой, «билибинский» стиль. Случайно приехав в деревню Егны Весьегонского уезда Тверской губернии, он создаёт иллюстрации к своей первой книге «Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке».
Иван Царевич и Жар-птица. 1899
Безупречная тонкая черная линия контуров на его картинах проводилась не пером, а тончайшей колонковой кисточкой, и за четкость и твердость ее называли «стальной проволокой». В пределах четкого контура Билибин применял раскраску сплошными тонами — получалось как в витраже. Казалось, что всё, к чему прикасалась рука Билибина, становилось красивым, и билибинские сказки немедленно вошли в моду.
Так, как он, персонажей русских сказок не рисовал никто. Отточенная техника рисунка в его работах сочеталась с изяществом новомодного модернизма, при этом чувствовалось, что русские сказки — это для Билибина своё, родное.
Василиса Прекрасная. 1899-1900
Иллюстрации к русским сказкам и былинам шли одна за другой: народные сказки , сказки Пушкина... Мастерство подкреплялось великолепным знанием предмета: Билибин много времени проводил в этнографических экспедициях, где изучал первоисточники и собирал предметы старины. Билибинские сказки, прекрасно иллюстрированные, прекрасно изданные и при этом недорогие обрели всенародную известность. Они были достижением в области книжного оформления — настоящий ансамбль с типовой обложкой, буквицами, орнаментом. На обложках были три богатыря, птица Сирин, Змей Горыныч, избушка на курьих ножках, а по краям — цветочки, елочки, березки, грибы мухоморы... Книги с этими иллюстрациями выходили и пятьдесят, и сто лет спустя.
Параллельно Билибин много работал для театра. Он делал эскизы декораций и для «Золотого петушка» Римского-Корсакова (Московская опера Зимина), и для опер «Садко» и «Золотой петушок» (театр Народного дома в Петербурге), участвовал в оформлении «Бориса Годунова» для антрепризы Дягилева...
Б. Кустодиев. Портрет Ивана Билибина. 1914
Удивительно, что при такой любви к русской культуре женился Билибин на англичанке. Отец художницы Маши Чемберс был ирландец и звали его Джеймс Стивен Чемберс, а мать ее была чистая англичанка (Элизабет Мери Пейдж), однако Маша (Мария-Елизавета-Вероника) родилась в Петербурге и носила отчество Яковлевна. Родив двух сыновей, в 1911 году жена ушла от Билибина — не выдержала его запоев. Эта беда — пьянство — сопровождала художника всю жизнь, и спасаться от нее ему удавалось только работой.
Вторая его жена, гражданская, была тоже англичанкой, Рене О’Коннел. Ее Билибин однажды запечатлел в образе Стрельчихи в иллюстрациях к сказке «Поди туда — не знаю куда...»
Стрельчиха перед царем и свитой. Иллюстрация к сказке «Поди туда, не знаю куда»
Революцию Иван Яковлевич приветствовал. Почтенный художник, после смены власти он вошел в особое совещание по делам искусств и в Комиссию по охране памятников искусства и старины. Ходил на совещания, вел почти прежнюю жизнь, пил — благо, спиртное ему удавалось достать, а потом... потом Билибину большевики нравиться перестали и он уехал — и от большевиков, и от жены — в Крым, где у него был домик в дачном кооперативе художников и прочей интеллигенции Батилиман. Трудности смутного времени его почти не касались. Он немного рисовал, много гулял, любил разговаривать и пить на берегу с рыбаками.
Иван Билибин. О том, как немцы большевика на Россию выпускали. Плакат. 1917
Там же он влюбился в соседку по даче. Людмила Чирикова была почти на 20 лет моложе. Ее отец, писатель Евгений Чириков, отправился на Перекоп — выручать мобилизованного в белую армию сына-гимназиста, вместе с ним уехала жена. Вернуться в Новороссийск они не смогли: белые проигрывали Гражданскую войну, поезда перестали ходить. Билибин навещал оставшихся без поддержки Людмилу и ее сестру по два раза в день. Чтобы достать для них продукты, за бесценок продавал свои этюды. Но взаимности от Людмилы так и не добился.
И. Билибин. Крым. Батилиман. 1940
Вскоре родители сестер Чириковых покинули Россию. Девушки решили последовать за ними. И Билибин, чтобы быть рядом в Людмилой, оказался на борту парохода «Саратов», набитого бегущими из России людьми. 13 марта 1920 года пароход пришел в Египет, в порт Александрии. Бывшие петербургские дамы, офицеры, университетские профессора расселились в лагере беженцев.
Билибин быстро проявил купеческую смекалку. Он познакомился с соотечественниками из русского консульства, те познакомили его с заказчиками. Художник переехал из лагеря в город, стал вполне уважаемым человеком. Людмила Чирикова тоже нашла заработок — в составе русской труппы она танцевала в ночных клубах. В надежде завоевать ее сердце Билибин снял ей комнату, предложил работу своей помощницы.
И. Билибин. Египет. Пирамиды. 1924
Некоторое время Билибин живет работой, однако вскоре Людмила уезжает в Берлин к родителям, и художник снова начинает пить. Всё изменилось, когда внезапно в 1922 г. Ивану Яковлевичу пришло письмо из России, от подруги его бывшей жены, художницы Александры — точнее, как ее все называли, Шурочки — Щекотихиной. Шурочка была вдовой, работала на фарфоровой фабрике в Петрограде, жила с маленьким сыном в бывшем доме купцов Елисеевых, ставшем общежитием «Дома искусств». Здесь же жили поэты Осип Мандельштам и Владимир Ходасевич, прозаик Александр Грин, художник Мстислав Добужинский, повсюду стояли буржуйки, которые топились книгами и подрамниками.
Простое и доброе письмо Шурочки так тронуло истосковавшегося художника, что он отправил ей телеграмму: «Будьте моей женой. Жду ответа». Шурочка согласилась. В феврале 1923 года она с сыном прибыла в Александрию.
Александра Щекотихина-Потоцкая
Шурочка принесла Билибину успех: на него посыпались заказы. Сама она тоже не сидела без дела: оборудовала небольшую фарфоровую мастерскую и принялась торговать расписными сервизами. Продавала в том числе и тарелки с серпами и молотами: англичане охотно покупали революционную экзотику.
Билибин в 1920-е гг.
Вскоре супруги решили, что пора переезжать в Европу. Впоследствии Билибин был не очень доволен этим решением: в Европе его искусство было интересно в первую очередь таким же, как он, эмигрантам, а те в основном были людьми небогатыми. И хоть и жили они с женой на широкую ногу, держали ателье и даже построили небольшую дачу на берегу Средиземного моря , все чаще от Ивана Яковлевича можно было услышать, что жизнью в Париже он разочарован. В начале 1930-х он начинает тесно общаться с людьми из советского посольства, в 1935-м уже имеет советский паспорт, а в 1936-м вместе с женой и сыном приезжает в Ленинград.
Книга «Сказки избы». Русские народные сказки на французском языке . Париж. 1931 г.
Их хорошо приняли, дали квартиру на Гулярной улице, нынешней улице Лизы Чайкиной. Иван Яковлевич стал профессором графической мастерской при Академии, оформил «Сказку о царе Салтане» для Кировского театра, сделал иллюстрации к этой сказке и к «Песне о купце Калашникове» для издательства, был привлечен к декоративным работам для Дворца Советов в Москве. Шурочка вернулась на фарфоровый завод.
Когда началась война, Билибин отказался эвакуироваться и остался в голодном и холодном Ленинграде.
И. Билибин. Добрыня Никитич освобождает от Змея Горыныча Забаву Путятичну. 1941
По воспоминаниям художника А.И. Бродского, также жившего во время блокады в Ленинграде, однажды начальник городского отдела пропаганды полковник Цветков пообещал угостить Бродского и Билибина пшенной кашей и селедкой. Для этого им пришлось пересечь замерзшую Неву и идти два часа. Накормив гостей, полковник попросил Билибина надписать для него на память открытки с репродукциями билибинских акварелей. Надписи были такие:
«Какая в этих местах семга! Кто не пробовал свежей семги, тот не может себе представить, что это за божественная рыба! Писано в дни голодовки: декабрь 1941 г. Ленинград. И. Билибин»
«Эти бы грибки, да сейчас на сковородку со сметанкой. Эх-ма!.. 30.XII.1941».
Иван Яковлевич Билибин умер 7 февраля 1942 года, и похоронен без гроба, в братской могиле профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища.
Добрый сказочник Иван Яковлевич Билибин
Художники книги ХХ века
Евгений Немировский
Зачинатели «Мира искусства» симпатизировали Западу. Для Александра Николаевича Бенуа светом в окошке была Франция, а Константин Андреевич Сомов и Лев Самойлович Бакст вообще большую часть жизни провели в Париже. Если же говорить о временном ракурсе, то всем им импонировало галантное XVIII столетие. С Францией и XVIII веком многие связывали и идеи, привнесенные мирискусниками в русское искусство. Нашелся, однако, мастер, корнями связанный с «Миром искусства», который в творчестве своем всецело оставался в пределах России, ее быта и чаяний, ее прошлого и настоящего. Звали этого художника Иван Яковлевич Билибин.
Время, в которое ему довелось жить, было трудное и противоречивое: Кровавое воскресенье 9 января 1905 года, Ленский расстрел, Первая мировая война , Февральская революция с ее несбывшимися надеждами, захват власти большевиками, эмиграция... А с картинок, о которых пойдет речь ниже, встает незамутненная, прекраснодушная и бесконфликтная Русь. Эти картинки восхищают прозрачностью красок, теней здесь почти нет, штриховка минимальна.
Как и многие мирискусники, Билибин после революции оказался за пределами Родины, но не выдержал и вернулся домой. От почти неизбежных репрессий судьба его оберегла, однако блокаду он не пережил. Но обо всем по порядку.
Иван Яковлевич родился в Петербурге 4 (16) августа 1876 года. Отец был военным врачом. Но сын по его пути не пошел. Рисовать он начал еще в гимназии. «Насколько я себя помню, вспоминал он впоследствии, я рисовал всегда» . Кумирами были художники-передвижники. «Я рос в интеллигентной семье с либеральным оттенком, писал Билибин. С великим интересом ожидалась всегда передвижная выставка : что-то она даст в этом году? К другой, академической выставке, отношение было иное; не было ни предвкушения ее, ни той любви».
Обложка к «Сказке об Иване-царевиче», 1899
Азы изобразительного мастерства юный художник постигал в Рисовальной школе поощрения художеств, которую начал посещать в 1895 году. Но законченного художественного образования не получил. После гимназии он, по настоянию отца, поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета.
Все симпатии интеллигентной семьи были на стороне почтенного и слегка замшелого реализма. Иван Билибин полностью разделял их. В альбоме одного из друзей он записал: «Я, нижеподписавшийся, даю торжественное обещание, что никогда не уподоблюсь художникам в духе Галлена, Врубеля и всех импрессионистов. Мой идеал Семирадский, Репин (в молодости), Шишкин... Не исполню я этого обещания, перейду в чужой стан, то пусть отсекут мою десницу и отправят ее заспиртованную в Медицинскую академию» . На первом месте не Илья Ефимович Репин (18441930), а Генрих Ипполитович Семирадский (18431902), в своем творчестве реалистичный, даже натуралистичный, но весьма далекий от художников-передвижников. И это характерно.
Впрочем, со временем взгляды Ивана Билибина начинали меняться. Не последнюю роль сыграла поездка в Германию и Швейцарию летом 1898 года. В Мюнхене он посещал художественную студию А.Ашбе, по происхождению словенца, через которую в свое время прошли многие русские Игорь Грабарь, Мстислав Добужинский, Дмитрий Кардовский... Часто бывал в знаменитой мюнхенской пинакотеке, да и в других музеях и галереях, где его поразило и увлекло творчество мало известных в России Арнольда Бёклина (18271901) и Франца фон Штука (18631928). Но главное, он познакомился с новой журнальной иллюстрацией, представленной на страницах журналов «Югенд» («Молодость») и «Симплициссимус», с картинами мастеров направления, которое вскоре назовут «Сецессион».
Вернувшись в Петербург, Билибин поступил в Тенишевскую мастерскую, где преподавал Илья Ефимович Репин. Путь к новому искусству не был прямым и легким. Следует, однако, признать, что школу, техническую сторону мастерства учеба у Репина давала превосходную.
Заставка к статье «Народное творчество Севера» в журнале «Мир искусства», 1904
Билибин был молод, хорош собой и изобретателен на всяческие проделки, впрочем вполне безобидные. Один из его сокурсников впоследствии вспоминал, как впервые «увидел молодого, жизнерадостного, черноватого, с большой бородой для его лет, студентика с курьезной подпрыгивающей походкой, назывался он чаще всего Иван Яколич, а фамилию-то узнал после, и была она Билибин». И далее: «Вначале я отнесся к нему как-то недоброжелательно потому, что когда Репина не было в мастерской, то одним из первых застрельщиков по части острот, веселых разговоров и общих песенок за рисованием бывал часто Иван Яковлевич, но потом увидел, что это был милейший человек, очень веселый, общительный...» . В Тенишевской мастерской Иван Билибин познакомился с Марией Яковлевной Чемберс, впоследствии ставшей его женой.
Очаровательный портрет молодого художника рисует близко знавшая его Анна Петровна Остроумова-Лебедева (18711955): «Его появления были внезапны. Он был очень красив. При бледноматовой смуглой коже у него были синевато-черные волосы и красивые темные глаза. Билибин знал, что он хорош, и своими неожиданными нарядами удивлял товарищей. Он мне очень запомнился, когда приходил в ярко-синем сюртуке» .
Работу в мастерской Билибин совмещал с учебой в университете, окончив который в 1900 году, стал вольнослушателем Высшего художественного училища при Академии художеств. Ходил на занятия и в мастерскую гравера Василия Васильевича Матэ (18561917), где училась и Анна Остроумова, так как, по ее словам, «тогда уже интересовался гравюрой, офортом и вообще графикой».
Вскоре Иван Яковлевич пробует себя в иллюстрации. Интересуют его русские сказки. Тогда-то постепенно и происходит зарождение нового стиля, который можно назвать «билибинским». Конечно, у Билибина были предшественники и прежде всего Елена Дмитриевна Поленова (18501898). Но Иван Яковлевич все же пошел по собственному пути. Иллюстрации он на первых порах делал не по заказу, а, можно сказать, для себя. Но получилось так, что ими заинтересовалась Экспедиция заготовления государственных бумаг. Лучшая русская типография, основанная в 1818 году, печатала банкноты, кредитные билеты и прочую официальную продукцию, нуждавшуюся в специальных средствах защиты от подделки. Вопросы себестоимости и экономической целесообразности ее не занимали. Экспедицию щедро финансировало государство, нужды в средствах она не испытывала.
Но люди, которые руководили Экспедицией заготовления государственных бумаг, ее управляющий князь, но и известный ученый, академик Борис Борисович Голицын (18621916), инженер и изобретатель Георгий Николаевич Скамони (18351907), устали от однообразия официальной продукции.
Билибин делает иллюстрации к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке», к «Царевне-лягушке», к «Перышку Финиста Ясна-Сокола», к «Василисе Прекрасной». Все это были акварели. Но в Экспедиции заготовления государственных бумаг их решили воспроизводить хромолитографией. На дворе стоял ХХ век, и в полиграфии уже утвердилось господство фотомеханических способов репродуцирования, а Экспедиция будто бы возрождала стародавние репродукционные процессы.
Свои акварели Билибин показал в 1900 году на второй выставке «Мира искусства». Художник вроде бы пересматривает свои взгляды на сообщество, которое и Илья Ефимович Репин, и выдающийся критик Владимир Васильевич Стасов (18241906) трактовали как упадническое, декадентское. Слово «декадентство», происходящее от латинского decadentia, что значит «упадок», прилипло к новому художественному направлению . В советские времена декаденство стало клеймом, и в энциклопедиях определялось как «общее наименование кризисных явлений буржуазной культуры конца XIX-XX веков, отмеченных настроениями безнадежности, неприятия жизни», для которого «характерен отказ от гражданственности в искусстве, культ красоты как высшей ценности» . Декадентами именовали и Александра Блока, и Александра Бенуа. Как будто восторженное отношение к красоте это что-то неприличное и несовместимое с гражданственностью!
Любопытно, что В.В.Стасов в своем критическом разборе выставки «Мира искусства» противопоставил Билибина остальным ее участникам «декадентам», проведя параллели между этим художником и передвижником Сергеем Васильевичем Малютиным (18591937). «Не так давно, в 1898 году, писал Стасов, Малютин выставил около десятка иллюстраций к пушкинской сказке “Царь Салтан” и к поэме “Руслан и Людмила”... На нынешней выставке нет никаких иллюстраций г-на Малютина, но зато есть несколько превосходных подобных же иллюстраций г-на Билибина (10 картинок к сказкам “Царевна-лягушка”, “Перышко Финиста…” и к присказке:
Жил-был царь,
У царя был двор,
На дворе был кол,
На колу мочало,
Не начать ли сказку сначала?
Это все явления очень приятные и замечательные. Народный дух в творчестве новых наших художников еще не погиб! Напротив!» .
Акварель с царем, ковыряющим в носу, была репродуцирована Экспедицией заготовления государственных бумаг в особой технике альграфии плоской печати с алюминиевых пластин. Оттиски приложили к петербургскому журналу «Печатное искусство», пользовавшемуся большим авторитетом среди полиграфистов, но, к сожалению, выходившему недолго.
О Билибине заговорили, подчеркивая своеобычие и оригинальность его таланта.
Много позднее, характеризуя творческую манеру художника, известный искусствовед и книговед Алексей Алексеевич Сидоров (18911978) писал: «Билибин с самого начала усвоил себе особую плоскостную систему рисунка и всей композиции, в основе своей составленной из линейного узорочья, стилизованного, скорее всего, по примеру северных, норвежских или финских художников, изображения в рамке, столь же стилизованно-орнаментальной, использующей мотивы русской народной вышивки и резьбы по дереву» .
Летом 1902 года Иван Яковлевич уезжает на русский Север, ездит по деревням Вологодской губернии. Патриархальный крестьянский быт , предметы утвари, будто бы сохранившиеся со времен древней Руси, дают ему богатейший материал для раздумий и для дальнейшего использования в художественной практике. Такие поездки стали для него нормой. В 1903 году он снова бродит по Вологодчине, посещает и Архангельскую губернию. А в 1904 году отправляется в Карелию.
В ноябре 1904 года выходит очередной номер журнала «Мир искусства», почти целиком посвященный Ивану Яковлевичу Билибину. Художник сам оформляет его, иллюстрирует и помещает в нем статью «Народное творчество Севера».
Черно-белые, графически очень точные рисунки, сделанные в северных русских селах, Билибин впоследствии публиковал и на страницах журнала « Народное образование ». Александр Николаевич Бенуа называл Билибина «одним из лучших знатоков русской старины» .
Книги, изданные Экспедицией заготовления государственных бумаг, разошлись по всей России, имели колоссальный успех и сделали имя художника знаменитым.
Содружество с лучшей российской типографией продолжалось. В 1904 году художник начинает иллюстрировать сказки Александра Сергеевича Пушкина. Билибин выбирает для них другой формат «альбомный», удлиненный по горизонтали. Многокрасочные иллюстрации соседствуют здесь с черно-белым орнаментальным убранством. Первой была «Сказка о царе Салтане», выпущенная в свет в 1905 году. За ней, в 1907 году, последовала «Сказка о золотом петушке». Работа над «Сказкой о рыбаке и рыбке» завершена не была.
На обороте титульных листов художник помещает черно-белые композиции, фактически играющие роль фронтисписов. В «Сказке о царе Салтане» это лебедь, голова которого увенчана короной. Картинка перекликается с изображением лебедя, на этот раз многокрасочным, на последней странице обложки. Вспомним, что лебедь играет далеко не последнюю роль в сказочном сюжете. В издании пять цельностраничных иллюстраций. На первой из них мы видим царя Салтана, стоящего «позадь забора» перед светлицей и слушающего разговор трех девиц на тему «Кабы я была царицей». Особенно хороша иллюстрация, на которой во всей своей неукротимости изображена морская волна «гульлива и вольна», несущая бочку с царицей и ребенком, растущим «не по дням, а по часам». В этом рисунке искусствоведы, с одной стороны, видели реминисценцию знаменитой «Волны» японского художника Хокусаи , а с другой, характеризовали билибинский стиль как «облагороженный русский лубок». Вообще же, по нашему мнению, поиски прототипов и проведение параллелей по отношению к глубоко оригинальным произведениям книжной графики задача неблагодарная.
Цельностраничные иллюстрации, несущие основную тематическую нагрузку в «Сказке о царе Салтане», дополнены рисунками, занимающими лишь часть полосы. На иллюстрации, размещенной по вертикали, царевич, «отрясая грезы ночи», видит большой сказочный город:
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.
А на горизонтально размещенном в верхней части полосы рисунке
Тридцать три богатыря,
В чешуе златой горя,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые.
Те же принципы оформления были сохранены Билибиным и в других пушкинских сказках. В «Сказке о золотом петушке» на обороте первой страницы обложки черно-белый «кот ученый», а на последней многокрасочный «золотой петушок». В самой же книге четыре цельнополосные иллюстрации, две из которых помещены на развороте.
Все эти работы способствовали тому, что за Иваном Яковлевичем Билибиным утвердилась слава первого на Руси художника книги. Мирискусник молодого поколения Дмитрий Исидорович Митрохин (18831073), рассказывая о другом мастере книги Георгии Ивановиче Нарбуте (18861920), писал в одной из своих статей: «Приехав в Петербург, он явился прямо к Билибину, наиболее “книжному” в то время (1906 год) художнику, поселился у него и начал работать для книги» .
Окончание в следующем номере
Потомок старинного купеческого рода, юрист-правовед, влюбленный в изобразительное искусство, Иван Билибин долго и упорно выстраивал свою творческую линию. Рисовальная школа Общества поощрения художеств, школа-мастерская Антона Ашбе в Мюнхене, занятия в Тенишевской мастерской у Ильи Репина дали Билибину профессиональную основу, но самобытным мастером он стал благодаря тщательно выстроенной индивидуальной программе. Художник не раз участвовал в археологических экспедициях по Русскому Северу, делал зарисовки деревянных изб и храмов, костюмов, вышивок, утвари, собирал иконы, лубки и пряничные доски, знал немало народных песен и частушек. Недаром авторитетный художественный критик Серебряного века Александр Бенуа, отмечая природный талант Билибина, замечал: «Его упорное изучение народных мотивов дает ему здоровую пищу: в то же время развивается в нем его красочность и воспитывается его техника».
«Только совершенно недавно, точно Америку, открыли старую художественную Русь, вандальски искалеченную, покрытую пылью и плесенью. Но и под пылью она была прекрасна…», - писал в начале ХХ столетия Иван Билибин (1876–1942), призывая отечественных мастеров возродить высокую культуру прошлого и на ее основе создать новый «большой стиль».
Борис Кустодиев. Портрет И.Я. Билибина, 1901
Петербургский эстет, страстный коллекционер предметов старины и искусства, человек артистичный по натуре, общительный и остроумный, Иван Яковлевич обрел славу книжного иллюстратора не только у взыскательной художественной элиты, но и у малосведущего обывателя. Выпущенные Экспедицией заготовления государственных бумаг тоненькие книжки-тетради «Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке», «Василиса Прекрасная», «Царевна-Лягушка», «Перышко Финиста Ясна-Сокола», «Марья Моревна», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Белая уточка», «Вольга» (1901–1903) удивляли необычным крупным форматом и продуманной до мелочей системой «красивой книги». Русские сказки и былины, оформленные в «билибинском» стиле обрели особую привлекательность, зритель был покорен эффектной подачей образов и красочной мощью.
Художник свободно передавал мрачную атмосферу волшебного мира , жутковатую ирреальность и ироничность бытовых сценок. Сакральная значительность соседствовала с забавными шутками в народном духе. Русская природа при всей узнаваемости обретала монументальность и многозначительность. Почитатели подмечали в композициях «хрустальную чистоту» визуальных решений и напевность фольклорных мотивов, тщательность отделки и любовь к деталям. «Все работы Ивана Яковлевича Билибина - будь то самая маленькая концовка - всегда сделаны с любовью, умом, культурой и с большим художественным подъемом и мастерством» , - отзывалась о товарище по искусству Остроумова-Лебедева. Искусствоведы анализировали четкость и жесткость контурного рисунка , выверенность композиций, эмоциональную напряженность цветовых пятен, лаконичность форм, изящество стилизаций и тягу к орнаментике.
Иллюстрация Ивана Билибина к «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина, 1904–1905 годы
Гравюра « Большая волна в Канагаве» Кацусики Хокусая, 1829–1832 годы
Внешняя простота его творческого метода обманчива. Проницательный зритель отметит в стиле Ивана Билибина влияния русской лубочной картинки и японской гравюры, живописных работ Виктора Васнецова, рисунков Обри Бёрдслея и Уильяма Морриса. Как человек эпохи модерна Билибин не мог пройти мимо синтеза декоративного и изобразительного искусства, а как член художественного объединения «Мир искусства» желал испытать свои силы в разнообразной творческой деятельности. Он был изобретателен и стремился к профессиональной безупречности, словно бы играючи конструировал сложные орнаменты, которые обрамляли его графические композиции. Неутомимый в работе, Иван Яковлевич оформлял книги, трудился в области театрально-декорационного искусства, выполнял рисунки для журналов, создавал эскизы плакатов и рекламных проспектов, игральных карт, открыток, почтовых марок, этикеток, экслибрисов. Популярность «билибинского» стиля породила немало эпигонов, но среди учеников художника оказался Георгий Нарбут, сумевший развить приемы наставника в оригинальную творческую манеру.
Иллюстрация Георгия Нарбута к русской сказке «Деревянный орел», 1909 год
Жизнь не баловала Билибина, были периоды неудач и творческих разочарований, были мучительные годы революции и гражданской войны , когда художник, потеряв все, оказался на чужбине без средств к существованию. В эмиграции он сумел не просто выжить, но обрел «второе дыхание», новые темы и выразительные средства. В его работах 1920-х–1930-х годов предстают таинственный Египет и экзотический Восток, рыцарская культура и карнавальная пышность барокко. Чуткий ко всему новому, художник использует в своих произведениях элементы и стилистику ар-деко. Добившийся признания у взыскательного европейского зрителя, он вернулся на родину, преподавал, работал как художник театра, иллюстрировал книги. Мысли о творчестве не оставляли его до последних дней , до гибели в блокадном Ленинграде.
Произведения Билибина были популярны в Советском Союзе, для многих он и сегодня является идеальным художником книги, лучшим иллюстратором русских народных сказок. И пусть исследователи говорят о противоречиях и ограниченности «билибинского» стиля, поклонников творчества Ивана Яковлевича не становится меньше. А это значит, работает созданная мастером модель, в которой переплавились воедино тщательно собранные этнографические материалы, принципы оформления книги как единого ансамбля, эстетика модерна, ясность стилевых приемов и оригинальность авторских решений. И, несомненно, искренняя любовь художника к народному искусству, его вера в «голос крови», который поможет обрести мощь и выразительность «большого стиля».
Иван Яковлевич Билибин
Ива́н Я́ковлевич Били́бин (4 (16) августа 1876 - 7 февраля 1942) - русский художник, книжный иллюстратор и театральный оформитель, участник объединения «Мир искусства».
Иван Билибин родился 4 (16) августа 1876 в посёлке Тарховка (близ Петербурга), в семье военно-морского врача Якова Ивановича Билибина. Его прадед был крупным промышленником,владел в Калуге полотняно-парусной фабрикой и крупным Черепетским чугунолитейным заводом. Отец художника, Яков Иванович, тайный советник, главный врач военно-морского госпиталя. Мать, Варвара Александровна, из семьи морского инженера, была ученицей композитора А.Рубинштейна. Иван начал рисовать очень рано и сам говорил об этом так:
-Насколько я себя помню, я рисовал всегда.
В 1888 г. поступил в 1 -ю Санкт-Петербургскую классическую гимназию, которую окончил с серебряной медалью в 1896 г. В 1900 г. окончил юридический факультет Петербургского университета.
В 1895-1898 гг. занимался в рисовальной школе Общества поощрения художеств. В 1898 г. два месяца учился в мастерской художника Антона Ашбе в Мюнхене. Несколько лет (1898-1900 гг.) занимался под руководством
Ильи Репина
в школе-мастерской княгини Марии Тенишевой, затем (1900-1904 гг.) под руководством Репина в Высшем художественном училище Академии художеств.
Иван Яковлич, как сам себя называл, был проказливый весельчак, забавник, шутник, стихотворец, певец, с этакой подпрыгивающей походкой. Он был душой любой компании.
Билибин успешно посещал занятия, но работу на звание художника представлять не стал. Иван Яковлевич завоевал известность благодаря иллюстрациям к детским книгам сказок. Уже первая из них "Сказка об Иван-царевиче, Жар-птице и Сером волке" стала событием в мире графики.
Для билибинского рисунка характерно графическое представление. Начиная работу над рисунком, Билибин набрасывал эскиз будущей композиции . Чёрные орнаментальные линии чётко ограничивают цвета , задают объём и перспективу в плоскости листа. Заполнение акварельными красками чёрно-белого графического рисунка только подчёркивают заданные линии . Для обрамления рисунков Билибин щедро использует орнамент .
Процесс выполнения его графического рисунка был похож на труд гравёра. Сначала он набрасывал эскиз на бумаге, уточнял композицию во всех деталях на кальке, а затем переводил на ватман. После этого колонковой кистью с обрезанным концом, уподобляя её резцу, проводил по карандашному рисунку проволочный контур тушью . Так родился "билибинский" стиль.
Книжки Билибина похожи на старинные рукописи, ведь художник продумывает не только рисунки, но и все декоративные элементы: шрифты, орнаменты, украшения, инициалы.
Жил преимущественно в Санкт-Петербурге. После образования художественного объединения «Мир искусства» становится активным его членом.
В 1899 году Билибин случайно приезжает в деревню Егны Весьегонского уезда Тверской губернии. Здесь он впервые создаёт иллюстрации в ставшем впоследствии «билибинском» стиле к своей первой книге «Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке».
В 1902, 1903 и 1904 г. Билибин посещает Вологодскую, Олонецкую и Архангельскую губернии, куда его командирует этнографический отдел Музея Александра III для изучения деревянной архитектуры.

Художественный талант Билибина ярко проявился в его иллюстрациях к русским сказкам и былинам, а также в работах над театральными постановками. С 1899 по 1902 г. он создаёт серию из шести «Сказок», изданных Экспедицией заготовления государственных бумаг, затем то же издательство выпускает сказки Пушкина с иллюстрациями Билибина. В частности, появились «Сказка о царе Салтане» (1905) и «Сказка о золотом петушке» (1910). В 1905 г. издана иллюстрированная Билибиным былина «Вольга», а в 1911 г. - сказки Рославлева в издательстве «Общественная Польза». К тому же «сказочному» стилю с древнерусскими орнаментальными мотивами относится постановка оформленной Билибиным оперы «Золотой Петушок» в 1909 г. в театре Зимина в Москве.
В духе французской мистерии представлено им «Чудо св. Теофила» (1907), воссоздающее средневековую религиозную драму; Испанией XVII века вдохновлены эскизы костюмов к драме Лопе де Вега «Овечий источник», к драме Кальдерона «Чистилище св. Патрика» - театральная постановка «Старинного Театра» в 1911 г. Шутливой карикатурой на ту же Испанию веет от водевиля Фёдора Сологуба «Честь и Месть», поставленного Билибиным в 1909 г.
Заставки, концовки, обложки и другие работы Билибина встречаются в таких журналах начала XX века, как «Мир Искусства», «Золотое Руно», в изданиях «Шиповника» и «Московского Книгоиздательства».
Во время революции 1905 года художник создаёт революционные карикатуры.
С 1907 года Билибин преподает класс графического искусства в школе Общества поощрения художеств, продолжая преподавание до 1917 г. Среди его учеников в школе были Георгий Нарбут, Константин Елисеев, Л. Я. Хортик, А. Розилехт (August Roosileht), Николай Кузьмин, Рене О’Коннель, К. Д. Воронец-Попова.
В 1912 году группа московских и петербургских интеллигентов покупает
земельный участок
на Южном берегу Крыма в Батилимане для постройки дач. Билибин был одним из компаньонов, другими пайщиками стали писатели Владимир Короленко, Александр Куприн, Сергей Елпатьевский, Евгений Чириков, художник Владимир Дервиз, профессора Абрам Иоффе, Владимир Вернадский, Михаил Ростовцев. По жребию Билибину достался отрезок земли у самого моря, на котором уже стоял рыбачий домик. К домику была пристроена мастерская. После этого ежегодно по окончании занятий в школе ОПХ Билибин отправлялся в Батилиман и возвращался в Петербург осенью к началу занятий.
В 1915 году он участвует в учреждении Общества возрождения художественной Руси наряду со многими другими художниками своего времени.
После Февральской революции Билибин нарисовал рисунок двуглавого орла, который использовался в качестве герба Временного правительства, а с 1992 г. этот орёл располагается на монетах Банка России.
Иван Яковлевич был выдвинут в академики Академии художеств, но утверждения пройти не успел. Не удивительно - на дворе стоял 1917 год. Билибин расстается со своей второй женой Рене О’Коннель. Революция. Интеллигенция встретила ее восторженно. Художник в стороне не остался, он начинает сотрудничать в журнале "Жупел". Очень широкий общественный резонанс имела карикатура Билибина, помещенная в третьем номере журнала. На ней в окружении императорских регалий был изображен осел, у подножия которого сидели два грифона - символ дома Романовых, резко контрастировала с изображением животного - олицетворения глупости.
К Билибину на квартиру явились жандармы, после тщательного обыска арестовали его. Редакция была разгромлена и весь материал увезен. Его затем отпустили и вскоре Билибин, уехал прочь от всей этой заварухи в Крым поселок Батилиман,
где живёт до сентября 1919 г.,
надеясь переждать там смутное время. В том же поселке жил со своей семьей писатель Евгений Николаевич Чириков, знакомый художнику по Петрограду. На фото сестры Людмила и Варвара.
Одна из дочерей Чирикова, Людмила, брала в свое время у Билибина уроки рисования. В Батилиман Иван Яковлевич приехал один. Задолго до этого он порвал со своей женой, распался и гражданский брак. Билибин и Людмила Чирикова ходили вместе на этюды , и художник, что не мудренно, влюбился в свою юную ученицу. Людмила Чирикова была самой обычной девушкой, русской барышней из хорошей, интеллигентной семьи. Высокая и статная, скуластая, с большими глазами, очень немногословная. Увы, она не отвечала ему взаимностью, но и не отталкивала его...
До декабря 1919 г. Биибин находился в Ростове-на-Дону, затем с отступлением белой армии попадает в Новороссийск.
Большевики захватывали власть, белый фронт трещал. Евгений Чириков, отец Людмилы, работал в агентстве белой армии, надо было бежать из России. Чириковы-старшие эвакуировались из Крыма, и его дочери засобирались вслед за родителями, за Людмилой потянулся и Билибин. Скорее всего в своем добровольном заточении Билибину трудно было разобраться в сущности тех громадных перемен, которые произошли в стране, он не понял их сути и в 1920 году, увлекаемый волной беженцев, покидающих Россию.
21 февраля 1920 г. на пароходе «Саратов» Билибин отплывает из Новороссийска. Так Иван Яковлевич оказался среди обезумевших людей. Н а пароходе вскоре начался тиф и капитан вынужден поднять особый, желтый флаг. И з-за наличия больных на борту пароход не высаживал людей в Константинополе или в Фамагусте на Кипре, а прибыл в Египет. 13 марта 1920 года путешествие подошло к концу, трехнедельный ужас закончился, и знаменитый художник Иван Яковлевич Билибин, лучший русский график и звезда "Мира искусств", прославившийся иллюстрациями к сказкам и оформлением спектаклей, запил...
Пароход "Саратов" встал у причала в Александрии, на берег спустили багаж - несколько тысяч беспорядочно сваленных в трюме тюков. Их разобрали пассажиры, в которых трудно было признать людей из приличного общества: профессора и предприниматели, офицеры и петербургские дамы. Они оголодали, обносились и скверно пахли. После карантина их ждал лагерь беженцев в Тель-эль-Кебире , будущее было туманным. Приехав в лагерь, он обменял золотые запонки на четыре бутылки кислого красного вина...
![]()
Тебе сорок четыре года, барышне, которую ты любишь, всего двадцать пять, и она относится к тебе как к старшему брату. Ты женат. Девять лет назад первая жена ушла от тебя, забрав двоих детей, и ты так и не смог добиться развода. В твоей жизни было две большие любви, и обе бросили тебя, не выдержав запоев. Ты часто увлекался женщинами - и это ни к чему путному не привело. И вот на пороге старости ты встречаешь человека, без которого не можешь жить, и бежишь за ним на край света, бросив всё... А ты ей не нужен! Это как стена: хочешь - молоти в нее кулаками, хочешь - бейся лбом...
Четыре бутылки красного он выпил за час, следующие две обошлись ему в золотую с сапфиром булавку для галстука. Прикончив и их он погрузился в воспоминания, которых сам же и желал... вот он снова вернулся домой, в Петербург, в дом номер 11 на Мытнинской набережной. Вот его мастерская, длинная узкая комната с дедовским письменным столом и множеством книжных шкафов.
Он хорош собой и имел
ошеломительный успех
у девушек.
Да и сам Иван Яковлевич был чрезвычайно влюбчив. Предметами его страсти всегда становились художницы...
Первая жена его, обрусевшая ирландка Мария Чемберс, была на два года старше Билибина.
Она делала тогда рисунки для детских книжек, талантливейший художник, но всю себя отдала семье. Родила в этом браке двух сыновей – Сашу и Ваню. Старший Саша, заболел в детстве скарлатиной и совсем не слышит...Семья обедает. Он хочет сказать что-нибудь доброе жене Марие, но у нее до того кислое лицо, что сам собой срывается вопрос:
- Сколько уксуса ты сегодня выпила?
Мария аккуратно кладет на стол ложку, встает и уходит, дети хмурятся... Он снова пьян... Все это было - и ему ничего не удалось изменить... В мае 1914 года Мария выехала в Швейцарию для лечения сына, затем в Англию. Больше она в Россию не вернулась...
Мария Яковлевна Чемберс (Чемберс-Билибина) (1874-1962). Художник, книжный график, театральный художник. Училась в Рисовальной школе Общества Поощрения художеств. С 1900 г. работала как книжный график. Выставлялась с 1909 г. Сестра театрального художника, графика Владимира Чемберса (1877-1934; с 1917 года жил в Англии). Жена Билибина с 1902 по 1911 г.Мать его сыновей Александра (1903-1972) и Ивана (1908-1993). В 1914 году уехала с детьми в Англию; в Россию с тех пор не возвращалась.
А это вторая, гражданская жена, Рене О’Коннель, бывшая его ученица.
Господи, до чего же она красива!... У них гости, на столе - бутылки и закуска. Гости хохочут. Рене недобро на него поглядывает. Он знает, в чем тут дело: веселый хмель у него быстро сменяется печальным, а потом и злым. Гости уйдут, а ей придется возиться с ним и завтра: он не остановится до тех пор, пока не выпьет все, до чего сможет добраться. Их ждет грандиозный семейный скандал, потом он станет просить у нее прощения... Надо остановиться, но он не может... Они заключили договор, по которому следовало, что если Иван Яковлевич в течение года не будет пить, то Рене с ним останется. Но Билибин не сдержал слова и она ушла... он так не хотел этого, но вино оказалось сильнее... А
дальнейшая судьба
Рене Рудольфовны сложилась трагически. После Билибина она вышла замуж, родились дочка и сын. В годы репрессий она сидела, была в ссылке. В это время сын был оставлен на поруки у одной её подруги в Ленинграде. Как только появилась возможность - она выписала сына, ещё подростка, к себе. Но получила сильнейший удар - мальчик совсем немного не доехал до неё на поезде - во время одной из остановок утонул, купаясь в реке. Так что она смогла встретить лишь его тело... Дочь страшно, трагически погибла во время блокады. Рене была очень красива, образованная, духовная, светлая и, не смотря на тяготы жизни, оставалась такой до конца своей жизни...
В 1912 году женился вторым браком на Р. Р. О’Коннель. Вторая жена - Рене Рудольфовна О’Коннель-Михайловская (урожд. О’Коннель; 1891-1981). Художник по фарфору, график. Родной дед художницы - ирландский патриот Даниэль О`Коннель. Родилась в Париже, приехала в Россию около 1910 г. Училась у Билибина в Рисовальной школе Общества Поощрения художеств. После окончания школы преподавала в ней. Работала художником на Императорском фарфоровом заводе (Государственный фарфоровый завод). Жена Билибина с 1912 по 1917 г. В 1922-1932 гг. работала на Ленинградском фарфоровом заводе им. М.В. Ломоносова. От второго брака, с Сергеем Николаевичем Михайловским (1885-1927), имела двоих детей, дочь Еву (1920-1942) и сына, погибшего по пути из Ленинграда к матери в Сибирь. В середине 1930-х гг. была репрессирована, до 1953 года находилась в ссылке. В ссылке вышла замуж в третий раз. После войны жила в Ленинграде. Работала в фарфоре и в 1950-е годы.
И вот снова любовь! Иван Яковлевич беспрерывно писал письма своей возлюбленной, даже когда она находилась рядом. Чувство не давало ему покоя. Он старался убедить ее разделить с ним жизнь:
![]()
- Пересмотрите, если хотите, еще раз мои карты. Мне 46 лет. Я хороший художник . Старость близка... Вас я носил бы на руках, старался бы, насколько могу, не ревновать, обрился бы, если бы, если хотите, совершенно отказался бы от вина, был бы Вам другом и учителем...
Но вся эта страсть оказалась напрасной...
Билибин спал на армейской брезентовой койке во временном лагере: англичане построили его для пленных турок, а потом поселили в нем русских эмигрантов.
Палатки были обнесены колючей проволокой, вокруг раскинулась пустыня. Около раскладушки валялись пустые бутылки, рядом с Билибиным сидел его приятель, журналист Александр Яблоновский. На полу пакетик с молотым черным кофе, рядом, вывезенная Яблоновским из Новороссийска чекушка водки, он собирался опохмелять друга. Билибин сопел и причмокивал, его друг готовил завтрак, взбивал в бульонной чашке четыре купленных у араба яйца. Билибин приподнялся и открыл глаза и потянулся за приготовленной
рюмкой, выпил, помотал головой и спросил:
- Где это мы находимся?
Яблоновский, похлопав друга по плечу, ответил:
- В гостях у египетского фараона Хеопса.
Кормили в палаточном лагере скверно, съездить в Каир можно было только с
разрешения коменданта и лишь в том случае, если у желающих были деньги.
Пассажиры "Саратова" быстро впадали в меланхолию и опускались, но вышедший наконец из запоя Билибин не собирался следовать их примеру. Он брал пропуска и ездил в Каир, где познакомился с людьми из российского
императорского консульства. Город весь состоял из квадратных белых или чуть желтоватых одно и двухэтажных домов, кажется, что он сложен как из кубиков.
С 1920 г. он живёт в Каире.
Трамвайчик прошел дребезжа по разбитым рельсам.
Кафе с открытыми верандами и батареями соблазнительных разноцветных бутылок в буфетах. Художник стойко противостоит соблазнам:
- Нет-нет! Сейчас слишком жарко. Я предпочел бы кофе...
Дела обстояли неплохо: консул устроил ему заказы на портреты и декоративные панно.
Билибин работает над эскизами панно и фресок в византийском стиле для особняков богатых греческих купцов. Изучает египетское искусство, сначала мусульманское и коптское, потом искусство Древнего Египта.
Художник получил авансы, приглядел жилье. Помогали ему в этом Людмила, ее сестра Валентина и давняя ученица Ивана Яковлевича Ольга Сандер.
Ни у кого не было ни гроша, но были молодость и энтузиазм! Как то вечером кто-то стал царапать в дверь. Открыв ее, Билибин увидел нечто лохматое, похожее на муфту, явно просившее о помощи. Так в Мастерской появилась собака. А еще через несколько дней эта Муфта залезла ночью в шкаф, который так красиво покрасили, и родила в нем двух щенят, которых быстро окрестили: Хеопс и Клеопатра, несмотря на их явное дворняжье происхождение. В честь их рождения Билибин закатывает банкет с вином и богатым столом, созывая всех своих приятелей из русской колонии...
Поступил заказ. Билибин выбрал старый стиль икон XV века, и заказчики, которые не очень то образованные люди, были недовольны, так как ожидали слащавый стиль XIX века. И хотя они все же заплатили, но, как говорил Билибин, "довели меня до точки", и он хорошенько запил. Нанял верблюда и стал разъезжать на нем по мусульманскому Каиру и по близлежащей пустыне. Работа остановилась на две недели. Конечно же его окружению не нравились и раздражали его запои, но найти Ивану Яковлевичу оправдание можно.Чужая обстановка, тяжелый климат - кондиционеров тогда ведь не было, напряженная работа и, несмотря на окружение друзей и помощников, одиночество в
неразделенной любви
к Людмилице - все это определенно создавало почву для того, что сейчас мы именуем стрессом. Выпивка и неизбежно сопровождавший ее простой в работе, стресс этот снимали и художник вновь принимался за творчество.
- О, звезда моего сердца! О, гранатовое дерево в полном цвету! О, источник жизни в пустыне моего сердца!- на восточный лад очередной раз объяснялся он Людмиле.
Но она молчит...
- Подождите, Людмилица, право же, а вдруг в моих-то садах и летает эта самая Синяя птица , и поет она так, что Вам будет понятен каждый звук ее песни, потому что наша песня у нас с Вами общая. Так захотел Бог, ибо вдохнул в Вас тот же огонь, что и в меня.
И снова "нет"!
Родители её обосновались в Европе, скоро Людмила уедет к ним. Их роман заканчивается, толком так и не начавшись. Муфта умерла, а щенки выросли и ведут себя в доме как хозяева. Время от времени приходят письма из России: брат пишет, что он теперь один из первых людей в своем университете... К сердцу подступает тоска, и он чувствует, что вот-вот сорвется. Тут еще грусть о Людмиле, накладывается огорчение от неудачного разговора с заказчиком и он заходит в кафе, выпивает рюмку водки, затем просит другую... А через неделю в письме к Людмилице рассказывает о том, что снова сорвался.
"Милая и дорогая Людмилица, пишите мне и не сердитесь на мои излияния. Ведь Вы же их и так прекрасно знаете. Разве ново то, что я люблю Вас до отдачи за Вас своей жизни, а Вы меня не любите; и я это знаю".
Билибин кается неспроста, ему так хочется, чтобы она его пожалела... Вскоре Иван Билибин замечает, что его жизнь разламывается на две части. Одна - реальная, проходящая в Каире, а другая сосредоточилась в письмах:
"Милая и дорогая и единственная моя Людмилица.
Я много писал Вам в эти дни писем, но все рвал. Иногда мне кажется, что я неимоверно запутался и попал в непроходимый тупик, а иногда мне кажется, что я поступил правильно. Когда от Вас долго не бывало писем, я всегда находился в тревожном состоянии. Так было и тут. Два вторника прошли без писем, на третий приходит почтальон и приносит мне небольшое письмецо от Шурочки Щекотихиной, написанное самыми нежными словами. Через час приходит другой почтальон и приносит открытку от Вас, где Вы пишите о возобновлении Вашей дружбы с Дроздовым. У меня просто замерло сердце, и я решился, что вообще, кончено дело..."
"...если так случится, что мы больше никогда не увидимся, помните, что где бы я ни был, когда я буду умирать и не смогу говорить, я помашу Вам, как старый пес, своим мохнатым хвостом".
Навеян он был смертью собаки - Хеопсика. Когда умирал его верный пес, завидев хозяина, он все же нашел в себе силы поприветствовать его, слегка помахав хвостом... Злясь и тоскуя, он медленно вползает в новый запой. Хмельной и полубезумный от тоски, ответил Шурочке телеграммой:
"Будьте моей женой. Жду ответа".
Вскоре пришел ответ:
"Согласна при условии не разлучаться с сыном".
Вот и всё!...
В их развеселой компании Шурочка держалась особняком. Она училась в Обществе поощрения художеств, где он преподавал, позже у них приключился короткий, совсем мимолетный роман. Она была девицей красивой, похожей на индийскую танцовщицу-баядерку, но неразговорчивой и застенчивой.
Затем она вышла замуж за человека из их компании, родила ему сына и через несколько лет осталась вдовой... Он окончательно растерялся. Билибин спрашивал у Людмилицы совета, вновь делал ей предложение. Говорил, что Шурочка, как и он, устала от жизни, и они могут сделать друг друга счастливыми. Но ради Людмилы он махнет рукой на всё это. Он просил девушку поскорее ему ответить... Впрочем, к тому времени новая невеста любвеобильного Билибина уже была на пути из Питера в Египет...
В феврале 1923 г. Билибин женится на художнице Александре Васильевне Щекатихиной-Потоцкой, приехавшей к нему в Каир вместе с сыном Мстиславом.
Третья жена - Александра Васильевна Щекатихина-Потоцкая (урожд. Щекатихина; 1892-1967). Художник по фарфору, живописец, график. Родилась в Александровске (Запорожье). С 1908 года жила в Петербурге. Училась в Рисовальной школе Общества Поощрения художеств в 1908-1913 годах С 1915 года участвовала в выставках. С 1918 года и на протяжении всей жизни (с перерывами) работала художником на Императорском фарфоровом заводе (Государственный фарфоровый завод). От первого брака с юристом Николаем Филипповичем Потоцким (1881-1920) имела сына Мстислава (1916-1998). Жена Билибина с февраля 1923 года. С этого времени жила вместе с ним в Египте, потом во Франции; в 1936 году вернулась с ним в Ленинград, продолжила работу на заводе.
Впереди была долгая жизнь. Она оказалась вполне счастливой: Щекатихина-Потоцкая и Билибин пришлись друг другу, как две части единого целого. Вскоре выяснилось, что Шурочка бережлива, деспотична и ревнива: в доме на улице Антик-хана установились новые порядки.
Выписанная из Петрограда жена взяла в свои руки хозяйство. Билибин на время перестал пить. К тому же после приезда Шурочки на него посыпались заказы. Она была довольно известной художницей, в Петербурге работала на государственном фарфоровом заводе. В Каире Шурочка оборудовала небольшую фарфоровую мастерскую и принялась торговать расписными сервизами.
Летом 1924 г. путешествует с семьёй по Сирии и Палестине. В октябре 1924 г. поселяется в Александрии. У Билибина отлично прошла выставка в Александрии.
Дела шли хорошо, и тогда Шурочка решила, что им надо жить в Париже. В августе 1925 г. Билибин переезжает в Париж. Они приехали туда обеспеченными людьми, с большим багажом и солидной суммой заработанных в Египте... В это время он готовит блистательные декорации к постановкам русских опер, художника приглашают оформить балет Стравинского «Жар-птица» в Буэнос-Айресе и ряд опер в Брно и Праге. Билибин пытается вернуться к искусству книги, он создает иллюстрации к французским переводам русских сказок. Выполняет иллюстрации к русским сказкам, сказкам братьев Гримм, сказкам Тысячи и одной ночи. Но спрос на то, что ему было близко, не велик. Художник начинает осваивать французскую тему, и это ему удается. И все же работы было мало, да и резонанс был не тот, что в России. А тут еще экономический кризис: русская эмиграция обнищала, художники стали бедствовать. Билибин мог хорошо устроиться в Чехословакии, но в Праге он запил. У него открылась выставка в Голландии, но больших денег она не принесла, он запил и в Амстердаме...
Он скучал по России.
- Я уже несколько лет мечтаю вернуться на родину и работать для нее по моей специальности...Жить здесь, в погрязшей в кризис культурной Европе, трудно, главным образом, морально. Ассимилироваться с другим народом я не мог...
С годами Билибин примиряется с советской властью. В 1935-1936 гг. он участвует в оформлении советского посольства в Париже, создаёт монументальное панно «Микула Селянинович».
В сентябре 1936 года желание Билибина осуществилось. Художник возвращается на теплоходе «Ладога» в Россию, в Ленинград... Тем временем день ото дня набирает скорость маховик сталинских репрессий . Его жертвами стали многие вернувшиеся из эмиграции деятели культуры. Билибину сказочно повезло - репрессии обошли его стороной. Он завязывает связи с советскими издательствами, возвращается к старой, до боли близкой теме. Билибин преподаёт во Всероссийской Академии художеств, продолжает работать как иллюстратор и художник театра.
С 1937 по 1942 г. жил и работал в доме № 25 (кв. 46) по Гулярной улице г. Ленинграда (нынешняя ул. Лизы Чайкиной), о чём говорит мемориальная доска на этом доме.
Преподает в Академии художеств. Шурочка вернулась на фарфоровый завод. Всё сложилось хорошо и только бы жить и творить,но... Началась война, а вслед ужасающая блокада Ленинграда. Самая страшная первая блокадная зима 1941-1942 годов унесла жизни десятков тысяч ленинградцев. Иван Яковлевич отказался покидать родной город и до своих последних дней продолжал работать в осажденном Ленинграде. На предложение эвакуироваться в тыл художник ответил:
- Из осажденной крепости не бегут - ее защищают...
Профессор живописи Иван Яковлевич Билибин умер от голода и холода в блокадном Ленинграде 7 февраля 1942 года в больнице при Всероссийской Академии художеств. Ему было всего 66 лет. Последнее время он жил в подвале Академии художеств, так как его квартира от бомбежки стала нежилой. Похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища.
Последней работой знаменитого художника стала подготовительная иллюстрация к былине «Дюк Степанович» в 1941 г.
Жена его Александра Васильевна заболела воспалением легких, но сумела выжить. Во время войны она не прекращала работать, как и в послевоенные годы работала в основном над фарфоровыми сервизами для массового производства. Она принимала участие в выставках до начала 60-х. Ее не стало в 1967 году. А Людмила Чирикова, его Людмилица? В Европе она пробыла не долго. Уехала в Америку, где ей приходилось работать чертежницей, выполнять заказы театральных мастерских и текстильной фабрики. Художница жила в жаркой Флориде, в тихом городке, который назывался, удивительное совпадение, как ее родной город: Санкт-Петербург. Она с нежной теплотой всегда вспоминала Билибина:
- Еще в России, в день моих именин, Иван Яковлевич принес мне в подарок маленькую акварельную миниатюру в старинном стиле, где на ярко-синем фоне были изображены две белые розы и красное сердце с буквами И. Б., пронзенное стрелой. И хотя это было так давно, и миниатюра эта каталась со мной по разным странам много лет – она и по сей день излучает все то же тепло и радость...
Незадолго до смерти она отдала в Советский фонд культуры большую пачку писем Билибина к ней и свой портрет, выполненный этим удивительным мастером в Египте в дни их совместного изгнания.
Портрет этот теперь является одной из главных "жемчужин" московского Дома-музея Марины Цветаевой. Там же хранятся и письма художника к женщине, которую он так нежно и безнадежно любил. Людмила Евгеньевна умерла в США, так и не дожив до столетнего юбилея.
Произведения
Ивана Билибина
Книжная графика
- 1899 - «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке»
- 1899-1900, 1902 - «Василиса Прекрасная»
-
1899 - «Царевна-Лягушка»
- 1900 - «Перышко Финиста Ясна-Сокола»
- 1900-1901 - «Марья Моревна»
- 1901-1902 - «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
- 1902 - «Белая уточка»
- 1903 - былина «Вольга»
- 1904-1905 - «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина
- 1906 - «Сказка о золотом петушке» А. С. Пушкина
- 1908 - «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина
- 1908 - «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина
- 1911 - «Сказка о трех царских дивах и об Ивашке, поповском сыне» А. С. Рославлева
- 1919 - «Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что…»
- 1931 - Contes de l’Isba
- 1932-1933 - Tales of Russian Grandmother
- 1932 - Contes de la couleuvre
- 1934 - Le Tapis Volant (The Magic Carpet), Arabian Tales, Flammarion, Paris
- 1936 - Le farouche Abd-el-Kader
Театрально-декоративное искусство
- 1904 - Эскизы декораций и костюмов к опере «Снегурочка» . Пражский Национальный театр .
-
1907 - Эскизы декораций и костюмов к мираклю «Действо о Теофиле».
русский художник, книжный иллюстратор и театральный оформитель, участник объединения «Мир искусства»
Иван Билибин
Краткая биография
Ива́н Я́ковлевич Били́бин (16 августа 1876 - 7 февраля 1942) - русский художник, книжный иллюстратор и театральный оформитель, участник объединения «Мир искусства».
Источник сюжетов: национальный эпос, былины, сказки. Формальная интерпретация наследия искусства языческой и Древней Руси , а так же народного творчества. Сам Билибин назвал свою тягу к русскому народному творчеству - "голосом крови".
Билибин всегда и везде оставался одним из самых желанных воплотителей русской темы в искусстве книги и театральной живописи.
Родился 4 (16) августа 1876 года в посёлке Та́рховка (близ Петербурга), в семье военно-морского врача Якова Ивановича Билибина.
В 1888 году поступил в Первую Санкт-Петербургскую классическую гимназию, которую окончил с серебряной медалью в 1896 году. В 1900 году окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. В 1895-1898 годах занимался в рисовальной школе Общества поощрения художеств. В 1898 году два месяца учился в мастерской художника Антона Ашбе в Мюнхене. Несколько лет (1898-1900 гг.) занимался под руководством Ильи Репина в школе-мастерской княгини Марии Тенишевой, затем (1900-1904 гг.) под руководством Репина в Высшем художественном училище Академии художеств.
Жил преимущественно в Санкт-Петербурге. После образования художественного объединения «Мир искусства» становится активным его членом.
В 1899 году Билибин случайно приезжает в деревню Егны Весьегонского уезда Тверской губернии. Здесь он впервые создаёт иллюстрации в ставшем впоследствии «билибинском» стиле к своей первой книге «Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке».
1902-1904 гг. художник участвовал в археологических экспедициях по Русскому северу (прим. куда его командирует этнографический отдел Музея Александра III для изучения деревянной архитектуры.), побывал в отдаленных уголках Вологодской, Архангельской, Олонецкой и Тверской губернии, где он фотографировал и делал зарисовки с деревянных изб и церквей, костюмов, вышивок, утвари, предметов быта, собирал древнерусские иконы , русские лубки и пряничные доски, гравюры.
Художественный талант Билибина ярко проявился в его иллюстрациях к русским сказкам и былинам, а также в работах над театральными постановками. С 1899 по 1902 годы он создаёт серию из шести «Сказок», изданных Экспедицией заготовления государственных бумаг, затем то же издательство выпускает сказки Пушкина с иллюстрациями Билибина. В частности, появились «Сказка о царе Салтане» (1905) и «Сказка о золотом петушке» (1910). В 1905 году издана иллюстрированная Билибиным былина «Вольга», а в 1911 году - сказки Рославлева в издательстве «Общественная Польза». К тому же «сказочному» стилю с древнерусскими орнаментальными мотивами относится постановка оформленной Билибиным оперы «Золотой Петушок» в 1909 году в театре Зимина в Москве.
И. Я. Билибин. Эскиз костюма Командора к драме Лопе де Веги «Фуэнте Овехуна». Старинный театр. 1911
В духе французской мистерии представлено им «Чудо св. Теофила» (1907), воссоздающее средневековую религиозную драму; Испанией XVII века вдохновлены эскизы костюмов к драме Лопе де Вега «Овечий источник», к драме Кальдерона «Чистилище св. Патрика» - театральная постановка «Старинного Театра» в 1911 году. Шутливой карикатурой на ту же Испанию веет от водевиля Фёдора Сологуба «Честь и Месть», поставленного Билибиным в 1909 году.
Заставки, концовки, обложки и другие работы Билибина встречаются в таких журналах начала XX века, как «Мир Искусства», «Золотое Руно», в изданиях «Шиповника» и «Московского Книгоиздательства».
Во время революции 1905 года художник создаёт революционные карикатуры.
С 1907 года Билибин преподает класс графического искусства в школе Общества поощрения художеств, продолжая преподавание до 1917 году. Среди его учеников в школе были Георгий Нарбут, Константин Елисеев, Л. Я. Хортик, А. Розилехт (August Roosileht), Николай Кузьмин, Рене О’Коннель, К. Д. Воронец-Попова.
В 1912 году женился вторым браком на Р. Р. О’Коннель. В этом же году группа московских и петербургских интеллигентов покупает земельный участок на Южном берегу Крыма в Батилимане для постройки дач. Билибин был одним из компаньонов, другими пайщиками стали писатели Владимир Короленко, Александр Куприн, Сергей Елпатьевский, Евгений Чириков, художник Владимир Дервиз, профессора Абрам Иоффе, Владимир Вернадский , Михаил Ростовцев. По жребию Билибину достался отрезок земли у самого моря, на котором уже стоял рыбачий домик. К домику была пристроена мастерская. После этого ежегодно по окончании занятий в школе ОПХ Билибин отправлялся в Батилиман и возвращался в Петербург осенью к началу занятий.
В 1915 году он участвует в учреждении Общества возрождения художественной Руси наряду со многими другими художниками своего времени.
В марте 1916 года Билибин избирается председателем "Мира искусства" и до конца существования общества занимает этот пост.
В 1917 году общее собрание "Мира искусства" под председательством Билибина изюирает в члены Общества таких больших мастеров русского искусства, как Савинов, Лентулов, Арапов, Фальк, Голубкина, Куприн, Якулов.
В 1917 году Билибин расстается со своей второй женой Рене О’Коннель. После Октябрьской революции в сентябре 1917 года художник уезжает в Крым в Батилиман (свое Крымское имение), где живёт до сентября 1919 года.
После Февральской революции Билибин создал эскиз с изображением двуглавого орла, который использовался в качестве временного символа Российской республики. В 1992 году сходный рисунок художника был положен в основу эмблемы Банка России.
До декабря 1919 он находится в Ростове-на-Дону, затем с отступлением белой армии попадает в Новороссийск. В феврале 1920 года ему пришлось бежать из охваченного паникой города.
И. Я. Билибин, плакат «О том как немцы
большевика
на Россию выпускали», 1917 год.
В эмиграции
21 февраля 1920 года на пароходе «Саратов» Билибин эвакуировался из Новороссийска. Из-за наличия больных на борту пароход не высаживал людей в Константинополе или в Фамагусте на Кипре, а прибыл в Египет, где русские беженцы были помещены английскими властями в лагерь в Тель-эль-Кебире. С 1920 года Билибин жил в Каире. В Египте он работал над эскизами панно и фресок в византийском стиле для особняков богатых греческих купцов. Изучал египетское искусство, сперва мусульманское и коптское, а затем искусство Древнего Египта.
В феврале 1923 года Билибин женился на художнице Александре Васильевне Щекатихиной-Потоцкой, приехавшей к нему в Каир вместе с сыном Мстиславом. Летом 1924 года путешествовал с семьёй по Сирии и Палестине. В октябре 1924 году поселился в Александрии.
В августе 1925 года Билибин переехал в Париж. В это время он готовил блистательные декорации к постановкам русских опер, художника приглашали оформить балет Стравинского «Жар-птица» в Буэнос-Айресе и ряд опер в Брно и Праге.
Выполнял иллюстрации к русским сказкам, сказкам братьев Гримм, сказкам Тысячи и одной ночи.
Масон, был посвящён в русской парижской ложе «Северная звезда». Затем стал членом-основателем другой русской ложи - « Свободная Россия », её обрядоначальник в 1932 году.
Со временем Билибин захотел вернуться на родину. В 1935-1936 годах он участвовал в оформлении советского посольства в Париже, создал монументальное панно «Микула Селянинович».
В СССР
В 1936 году художник на теплоходе «Ладога» вернулся в Советский Союз и поселился в Ленинграде. Он преподавал во Всероссийской Академии художеств, продолжал работать как иллюстратор и художник театра.
С 1937 по 1942 год жил и работал в доме № 25 (кв. 46) по Гулярной улице Ленинграда (нынешняя ул. Лизы Чайкиной), о чём говорит мемориальная доска на этом доме.
После начала Великой Отечественной войны отказался эвакуироваться и умер в блокадном Ленинграде 7 февраля 1942 года в больнице при Всероссийской Академии художеств. Последней работой знаменитого художника стала подготовительная иллюстрация к былине «Дюк Степанович» в 1941 году. Похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища.
Большое количество произведений Ивана Билибина находится в Ивангородском (Ленинградская обл.) городском музее.
Билибинский стиль
Для билибинского рисунка характерно графическое представление. Начиная работу над рисунком, Билибин набрасывал эскиз будущей композиции. Чёрные орнаментальные линии чётко ограничивают цвета, задают объём и перспективу в плоскости листа. Заполнение акварельными красками чёрно-белого графического рисунка только подчёркивают заданные линии. Для обрамления рисунков Билибин щедро использует орнамент.
Семья
- Первая жена - Мария Яковлевна Чемберс (Чемберс-Билибина) (1874-1962). Художник, книжный график, театральный художник. Училась в Рисовальной школе Общества Поощрения художеств. С 1900 году работала как книжный график. Выставлялась с 1909 года. Сестра театрального художника, графика Владимира Чемберса (1877-1934; с 1917 года жил в Англии). Жена Билибина с 1902 по 1911 годы. Мать его сыновей Александра (1903-1972) и Ивана (1908-1993). В 1914 году уехала с детьми в Англию; в Россию с тех пор не возвращалась.
- Вторая жена - Рене Рудольфовна О’Коннель-Михайловская (урожд. О’Коннель; 1891-1981). Художник по фарфору, график. Родной дед художницы - ирландский патриот Даниэл О`Коннел. Родилась в Париже, приехала в Россию около 1910 года. Училась у Билибина в Рисовальной школе Общества Поощрения художеств. После окончания школы преподавала в ней. Работала художником на Императорском фарфоровом заводе (Государственный фарфоровый завод). Жена Билибина с 1912 по 1917 годы. В 1922-1932 годах работала на Ленинградском фарфоровом заводе им. М. В. Ломоносова. В 1940 - 50 е гг. работала на ЗИК. От второго брака, с Сергеем Николаевичем Михайловским (1885-1927), имела двоих детей, дочь Еву (1920-1942, погибла в блокаду) и сына, погибшего по пути из Ленинграда к матери в Сибирь. В середине 1930-х годах была репрессирована, до 1953 года находилась в ссылке. В ссылке вышла замуж в третий раз. После войны жила в Ленинграде. Работала в фарфоре и в 1950-е годы.
- Третья жена - Александра Васильевна Щекатихина-Потоцкая (урожд. Щекатихина; 1892-1967). Художник по фарфору, живописец, график. Родилась в (Запорожье). С 1908 года жила в Петербурге. Училась в Рисовальной школе Общества Поощрения художеств в 1908-1913 годах С 1915 года участвовала в выставках. С 1918 года и на протяжении всей жизни (с перерывами) работала художником на Императорском фарфоровом заводе (Государственный фарфоровый завод). От первого брака с юристом Николаем Филипповичем Потоцким (1881-1920) имела сына Мстислава (1916-1998). Жена Билибина с февраля 1923 года. С этого времени жила вместе с ним в Египте, потом во Франции; в 1936 году вернулась с ним в Ленинград, продолжила работу на заводе. Овдовела в 1942 году.
Произведения
Книжная графика
- 1899 - «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке»
- 1899-1900, 1902 - «Василиса Прекрасная»
- 1899 - «Царевна-Лягушка»
- 1900 - «Перышко Финиста Ясна-Сокола»
- 1900-1901 - «Марья Моревна»
- 1901-1902 - «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
- 1902 - «Белая уточка»
- 1903 - Былина «Вольга»
- 1904-1905 - «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина
- 1906 - «Сказка о золотом петушке» А. С. Пушкина
- 1908 - «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина (неопубликован, сохр. неск. илл.)
- 1908 - «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина
- 1911 - «Сказки» А. С. Рославлева
- 1919 - «Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что…»
- 1931 - Contes de l’Isba (Сказки из избы)
- 1932-1933 - Francis Carpenter. Tales of Russian Grandmother (Сказки русской бабушки)
- 1932 - Contes de la couleuvre (Сказки ужихи)
- 1933 - Conte du petit poisson d’or (Сказка о золотой рыбке)
- 1934 - Le Tapis Volant (Летучий ковер)
- 1936 - Le farouche Abd-el-Kader
- 1936 - Adhémar de Montgon. Henri IV
- 1937 - «Русалочка»
- 1937 - M. Percheron. Moscou
- 1937 - А.Н. Толстой. «Петр Первый»
- 1939 - М. Ю. Лермонтов . «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Ивана Калашникова»
- 1940 - «Слово о стольном Киеве и о русских богатырях», сборник былин Н. В. Водовозова
Театрально-декоративное искусство
- 1904 - Эскизы декораций и костюмов к опере «Снегурочка». Пражский Национальный театр.
- 1907 - Эскизы декораций и костюмов к мираклю «Действо о Теофиле». Старинный театр. Петербург.
- 1908 - Эскизы русских костюмов к опере «Борис Годунов» антрепризы Дягилева в Париже.
- 1908 - Эскизы декораций и костюмов к комедии «Честь и месть». Театр «Лукоморье».
- 1909 - Эскизы декораций и костюмов к опере «Золотой петушок». Оперный театр Зимина в Москве.
- 1909 - костюмы для танц. сюиты «Пир» (Русские сезоны, балетм. М. М. Фокин)
- 1911 - Эскизы декораций и костюмов к комедии «Фуэнте Овехуна». Старинный театр.
- 1911 - Эскизы декораций и костюмов к драме «Чистилище Святого Патрика». Старинный театр.
- 1913 - Эскизы декораций и костюмов к опере «Аскольдова могила».
- 1913 - Эскизы декораций и костюмов к опере «Руслан и Людмила».
- 1914 - Эскизы декораций и костюмов к опере «Садко». Петербургский народный дом.
- 1923 - декорации и костюмы для балетов Н. Н. Черепнина, поставленных в 1923 труппой А. П. Павловой, - «Русская сказка» (балетм. Л. Л. Новиков) и «Роман мумии» (балетм. И. Н. Хлюстин)
- 1928 - Эскизы декораций и костюмов к опере «Сказка о царе Салтане». Театр Елисейских полей. Париж.
- 1930 - Эскизы декораций и костюмов к опере «Князь Игорь».
- 1930 - Эскизы декораций и костюмов к опере «Царская невеста».
- 1931 - Эскизы декораций и костюмов к опере «Борис Годунов».
- 1931 - Эскизы декораций и костюмов к балету «Жар-птица». Театр Колон. Буэнос-Айрес, балетм. Фокин
- 1934 - Эскизы декораций и костюмов к опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Брно.
- 1936 - Эскизы декораций и костюмов к опере «Сказка о царе Салтане». Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова.
- 1939 - Эскизы декораций и костюмов к пьесе «