Сценки на праздник славянской письменности для детей. День славянской письменности - утренник
Сценарий праздника славянской письменности .
Каждый слушать их готов,
Сколько песен о России-
Столько в ополе цветов.
Песня. « Моя Россия.»
1.Россия моя, с чем тебя мне сравнить?
Без тебя мне не петь, без тебя мне не жить!
Россия моя, соловьиный рассвет,
Ранит душу мою твой березовый цвет.
Все, чем в мире живу,
Все, чем в жизни дышу,
Все, что было и есть я –Россией зову!
Ты мудра и добра,
И народы земли славят имя твое , славят думы твои!
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом –
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли.
(Мальчик Ваня разглядывает старославянский буквы, любуется ими.)
Ваня:
О, какие буквы дивные!
Красивые, видно старинные!
Были они когда-то важны,
Теперь уже никому не нужны.
(Под звуки танцевальной музыки вбегают буквы, У детей короны с буквами кириллицы.)
Ваня : (удивлённо) Вы кто?
Буквы:
Я буква ИЖИЦА.
Я ФИТА
Я ЮС МАЛЫЙ
Я ПСИ
А я ЯТЬ
Ваня:
Вы красивы и веет от вас стариной, но наш алфавит стал иной, мне очень жаль, что из нашего вы исчезли письма.
Буквы:
1: Что значит исчезли?
Что мы не важны,
А старые вещи вам не нужны?
Ваня:
Многие вещи стали редкостью,
Это память о наших предках.
2: Ну и мы такая же память,
Нас нельзя забыть и нельзя оставить,
Нас Пушкин, Лермонтов писал,
Мы светом грамоты их путь освещали.
3: Мы в старинных книгах живём.
И не только видом красивы.
Православный дух храним.
(Буквы уходят)
Ваня: Проходят времена, меняется человек.
Иной облик придаёт ему век.
Но жив православный народный дух
Благодаря деянию двух
Братьев славянских - Кирилла и Мефодия,
Память, о которых вечно в народе.
Сила деяния Кирилла и Мефодия,
Велика и бессмертна, как родной язык .
Ведущий:
Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя. ( звучит старинная азбука ) Название букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: "добро", "земля", "люди", "покой". Пусть эти старинные буквы сейчас оживут при помощи нашей большой волшебной Азбуки.
(Входят буквы).
Аз:
Здравствуйте, дети! Угадайте, какая я буква? Правильно, меня зовут "Аз".
Буки :
А теперь угадайте, как меня зовут? Верно, меня зовут "Буки". А теперь назовите нас по порядку.
Ведущий:
Получилось слово "Азбука". Вам, дорогие буквы, выпала большая честь стоять в начале нашего алфавита. В народе так и говорят: "Сначала "аз" и "буки", а потом и науки". С азов начинается путь каждого из вас в мир знаний.. А к нам спешит еще одна буква. Представьтесь, пожалуйста!
Веди :
Здравствуйте, дети! Меня зовут "Веди". Я все знаю, про все ведаю.
Ведущий:
Ну, тогда слушай мою загадку:
На полянке девчонки
В белых рубашонках,
В зеленых полушалках. (березы).
Глаголь:
Здравствуйте, дети! Я буква "Глаголь".
Ведущий:
Какое у тебя красивое имя ! А что оно обозначает? Как вы думаете, ребята? Глаголить - значит говорить. Но, прежде чем говорить, надо хорошенько: подумать. В народе говорили: "Молвишь - не воротишь, и дорого бы дал за словечко, да не выкупишь".
Ведущий :
Смотрите, к нам спешит еще одна буква!
Добро:
Добрый день, дети! Меня зовут "Добро".
Ведущий:
Какое у тебя доброе имя ! Доброта - лучшая черта характера человека.
Чтец:
Добрым быть совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта - не пряник, не конфета.
Чтец:
Только надо очень добрым быть,
Чтоб в беде друг друга не забыть.
И народы будут жить дружней,
Если будем мы с тобой добрей.
Ведущий: А к нам из азбуки идет новая гостья!
Люди :
Здравствуйте, дети! Я - буква "Люди".
Люди, вы в ладу живите,
Ласку и любовь несите.
Лучистое солнце не делим на части,
И вечную землю нельзя разделить,
Но искорку счастья
Ты можешь, ты должен,
Ты в силах друзьям подарить.
Ведущий:
Есть буквы шипящие,
Есть буквы свистящие,
И только одна из них - Буква рычащая.
Рцы:
Здравствуйте, дети! Я - буква "Рцы". Недаром я собой горжусь, ведь - я начало слова "Русь
Ведущий: Спасибо вам, буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости. Чтец:
Буква к букве - будет слово,
Слово к слову - речь готова.
И напевна, и стройна,
Музыкой звучит она.
Чтец:
Так восславим буквы эти!
Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит!
Чтец:
Мы Отчизне верно служим,
Ты - один из сыновей.
Так расти, чтоб ты был нужен,
Дорог Родине своей!
Чтец:
Ждет тебя за труд награда -
Цель прекрасная вдали,
Но оглядываться надо
На пути, что мы прошли.
Ведущий 2:
С детства мы привыкли к буквам нашего русского алфавита и не задумываемся о том, как нам удаётся сочетанием палочек и кружков передавать любые звуки и слова. Как же возникли наши буквы?
Ведущий 1: Как возник у каждого народа его родной язык?
Ведущий 2: У славянской письменности удивительное происхождение. Благодаря доставшимся нам от предков летописям, житиям святых и другим источникам, знают о начале славянской грамоты. Мы не только знаем время появления славянской азбуки, но и имена творцов славянской письменности и их жизнеописание.
3чтец.
Первоучители!
Старший брат – Михаил,
Младший брат – Константин,
Так в миру их тогда называли,
И болгарский язык понимали.
Ведущий 1: Родились они давным-давно, больше тысячи лет назад, в греческом городе Солуни (теперь Салоники, в Северной Греции).
Ведущий 2: В детстве оба ни в чем не знали нужды. Их отец был богат и знатен. Мальчики жили в огромном доме, где их окружала роскошь, а слуги спешили исполнить любое желание.
Отец их был греком, но мать-славянка говорила с детьми на родном славянском языке. Настало время мальчикам идти в школу. Сначала начал учиться старший брат, через несколько лет пошёл в школу младший.
Всё в школе казалось Константину очень интересным и удивительным, и он то и дело приставал к старшему брату с вопросами: А почему учитель всё время говорит по-гречески? А почему у славян нет своих книг? А Михаил отвечал: « Потому что писать на славянском языке нельзя.»
«Вот я вырасту и придумаю славянские буквы».-сказал Константин.
Прошли годы. Младший брат учился очень примерно и скоро стал самым лучшим учеником во всей школе. Его послали дальше, в столицу Византии, город Константинополь. Но и там, при дворе императора, он не забывал о своей мечте – создать азбуку славян.
Ведущий 1:
Старший из братьев, Мефодий, с ранних лет проявлял интерес к знаниям. Его наставляли в науках приглашенные отцом домашние учителя. Потом он поступил на военную службу и так хорошо справлялся со своими обязанностями, что скоро, несмотря на молодость, занял очень высокое положение. Сам византийский император покровительствовал способному юноше и назначил его правителем Македонии - подвластной Византии страны, основным населением которой были славяне.
Ведущий 2:
Жизнь обоих братьев складывалась так, что они могли бы стать более богатыми, чем их отец. Как люди, приближенные к императорскому дому, они бы ни в чем никогда не нуждались.
Ведущий 1: Однако оба брата выбрали другой путь. Они увенчали себя великой славой, но не как царедворцы или военачальники, а как проводники христианской веры и сеятели книжных знаний среди славянских народов.
1чтец.
В Новгороде Великом есть памятник, который называется « Тысячелетие России».
2чтец.
В этом удивительном памятнике предстают перед нами более ста выдающихся деятелей нашего Отечества,и наряду с Нестором Летописцем, Пушкиным, Достоевским и другими великими людьми, мы видим святых Кирилла и Мефодия. Кто они такие?
3чтец.
Святые братья Кирилл и Мефодий - просветители славян. Создатели славянской письменности!
Первоучители!
Славим Русь нашу святую! По великим именам
Православную, родную нашим мыслям и сердцам,
Как прошла ты сквозь тревогу, сквозь безграмотность, вражду?
Вразумил тебя Мефодий с Константином на молву!
4чтец.
Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных равноапостальных,
В Белоруссии,
В Македонии, В Польше, Чехии и Словакии.
5чтец.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.
1чтец.
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
(Колокольный звон.)
2чтец.
По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон расстилается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
(Хор исполняет тропарь св. Кириллу и Мефодию).
3чтец:
Самый младший брат, самый старший брат –
Это братья Кирилл и Мефодий;
Нам открыла история их имена,
А они начинали историю…
4чтец.
Старший брат – Михаил,
Младший брат – Константин,
Так в миру их тогда называли,
С детства слышали старославянский язык,
И болгарский язык понимали.
5чтец.
…
Шел девятый век,
Европейский мир перемены ждал,
Азиатский мир перемены ждал,
А славянский мир это предвещал
.
1чтец.
Жития рассказывают нам, что родились братья в городе Солуни. В этом городе было много славян, и поэтому почти все его жители знали славянский язык. Этот язык с раннего детства был знаком Кириллу и Мефодию.
Монах Кирилл и праведник Мефодий,
Два брата, что в Салониках родились,
Задумали букварь создать славянский,
Чтоб знал Писанье каждый славянин…
2чтец.
Старший брат Михаил по следам отца
Поступил на службу военную;
Прослужив много лет, он решил уйти
От житейских дел и от суеты –
В монастырь на Олимп, прославлять Творца,
Созидать красоту нетленную.
3чтец.
Младший брат Константин, не спеша, подрастал,
С детства
умные книги
жадно читал,
Христианских церковных отцов почитал,
Трепетал от великого Слова,
От Григория Богослова!
Там он принял святой монашеский сан
И с тех пор называться Мефодием стал,
Приступил к своей службе немедленно:
Впереди его подвиг пожизненный ждал
Сценарий праздника славянской письменности и культуры в подготовительной к школе группе детского сада.
Программные задачи: Познакомить детей со славянскими просветителями, Кириллом и Мефодием; дать представление о славянской азбуке – кириллице; развивать речь, мышление, любознательность; воспитывать любовь к родному языку, к слову.
Зал украшен славянскими буквами , предметами русской старины
(перо, чернильница, настольная лампа или свеча)
Ход мероприятия.
Звучит колокольный звон .
1 чтец:
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом -
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли:
Ведущий . Гой, вы славные наши гостюшки, разлюбезные, милые детушки! Расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили - были тогда добры молодцы, раскрасавицы - красны девицы. А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома - терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать.
А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием. Создали братья азбуку для славян.
Раздается колокольный звон.
2-й чтец
По широкой Руси - нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
3-й чтец.
Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных равноапостольных,
В Белоруссии, в Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии,
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.
4-й чтец.
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
5-й чтец.
Русоволосые и сероглазые,
Лицом все светлые и сердцем славные,
Древляне, русичи, поляне,
Скажите, кто вы?
Все
. Мы - славяне!
Ведущий Название букв напоминали людям о таких словах, которые забывать нельзя: "добро", "живете", "земля", "люди", "покой". Пусть эти старинные буквы сейчас оживут при помощи нашей большой волшебной Азбуки. Входят буквы.
Аз . Здравствуйте, дети! Правильно, меня зовут "Аз".
Буки . Меня зовут "Буки".
Ведущий . Получилось слово "Азбука". Вам, дорогие буквы, выпала большая честь стоять в начале нашего алфавита. В народе так и говорят: "Сначала "аз" и "буки", а потом и науки".
Веди . Меня зовут "Веди". Я все знаю, про все ведаю.
Глаголь. Я буква "Глаголь".
Глаголить - значит говорить.
Добро . Меня зовут "Добро".
Доброта - лучшая черта характера человека.
Добрым быть совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта - не пряник, не конфета.
Только надо очень добрым быть,
Чтоб в беде друг друга не забыть.
И народы будут жить дружней,
Если будем мы с тобой добрей.
Люди . Я - буква "Люди".
Люди, вы в ладу живите,
Ласку и любовь несите.
Лучистое солнце не делим на части,
И вечную землю нельзя разделить,
Но искорку счастья
Ты можешь, ты должен,
Ты в силах друзьям подарить.
Дети исполняют песню о дружбе.
Игра «Собери слова»
(дети делятся на две команды и собирают слова мир, мама)
Мудрецам давно известно:
Там, где умным мыслям тесно,
Нет ни зависти, ни скуки.
Мастера там на все руки.
Шить, варить и рисовать,
Звонко петь и танцевать.
Танец с буквами.
Ведущий: Славянские буквы изменились и на смену им пришёл русский алфавит
(выходят русские буквы)
Буква А:
Всем известна буква А.
Буква очень славная.
Да к тому же буква А
В алфавите главная.
Буква О:
Буква О - луна и солнце,
В доме круглое оконце,
И часы и колесо-
И это, кажется, не все.
Буква Б:
Веселый толстый клоун
Играет на трубе.
На этого пузатого
Похожа буква Б.
Буква В:
В - буква очень важная,
Воображала страшная.
Грудь колесом, живот надут,
Как будто нет важнее тут.
Ведущий: А сейчас отгадайте загадки.
Чёрные птички на каждой страничке
Молчат, ожидают, кто их отгадает.(буквы)
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
А называется строй...
алфавит
Самая первая, самая важная Эта буква в алфавите главная Айболита если встретишь, Тут же скажешь букву.. .а
Все барашки букву знают, Только чуточку смягчают. Известно мне да и тебе, Что эта буква - буква.. б.
Волку, волчонку и волчице
Немножко нужно подучиться.
Они совсем не знают, вот беда!
С какой же буквы начались их имена?
в
Иволга Иглой Играла,
Укололась, плакать стала.
Плачет иволга: «И-и»,
Плачет только буквой... («и»)
Есть она в любом кармане,
Есть она в любом кармане,
В сумке, в комнате, в руке,
Есть в кастрюле, есть в стакане,
И две целых в кошельке.
Без нее не даст корова
Нам парного молока.
Здесь загадано не слово,а всего лишь буква А
Ведущий:
Молодцы, ребята! Все загадки отгадали.
Русь талантами богата,
Русь талантами сильна.
Если будут петь девчата, -
Значит, будет жить она.
Девочки исполняют песню про буквы
Ведущий.
Два прихлопа, два притопа,
С каблука и на носок -
Сказки русские танцуют,
Выше нос и руки в бок!
Песня «Азбука»
Дети выносят плакаты с изображением алфавита.
6чтец.
Буква к букве - будет слово,
Слово к слову - речь готова.
И напевна, и стройна,
Музыкой звучит она.
7 чтец.
Так восславим буквы эти!
Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит!
8 чтец.
Мы Отчизне верно служим,
Ты - один из сыновей.
Так расти, чтоб ты был нужен,
Дорог Родине своей!
9 чтец.
Ждет тебя за труд награда -
Цель прекрасная вдали,
Но оглядываться надо
На пути, что мы прошли.
10 чтец.
Ничего нет лучше, краше
Милой Родины твоей!
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней!
16 чтец.
Вспоминай их добрым словом -
Слава им, борцам суровым,
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
Песня «Азбука к нам пришла»
Тематическое развлечение
для детей старшего дошкольного возраста.
«Праздник славянской письменности и культуры»
Цель: Знакомить дошкольников со славянской культурой.
Задачи: 1. Развивать познавательный интерес, расширять кругозор.
2. Пополнить словарь детей новыми словами "кириллица", «Русь», славяне.
3. Воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма, гордости за страну, в которой мы живём, уважение к народным традициям.
Звучит праздничный колокольный звон. Воспитатели и дети в народных костюмах заходят в зал останавливаются лицом к гостям.
Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, но не по городам и странам, а в путешествие во времени. Мы заглянем в далекое прошлое нашей страны.
Мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия! Много лет назад Россия называлась иначе – Русь, а населяли её славяне, наши далекие предки. Это люди, которые жили много-много лет тому назад, это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек.
Ребёнок: По широкой Руси нашей, матушке, колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий за труды свои прославляются.
Выходит Сказитель:
Гой вы, славные наши гостюшки, разлюбезные милые детушки. Расскажу я вам о святой Руси, о далёких временах , вам неведомых.
Жили – были тогда добры молодцы, раскрасавицы красные девицы. А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки.
Славяне были крепкими, выносливыми, трудолюбивыми. Каждый их день был полон трудовых забот. В те времена лес был полон дичи, реки богаты рыбой. Мужчины были охотниками и рыболовами, а женщины готовили пищу, разводили огороды, ткали, шили и пряли. Славяне много трудились, но любили, и веселиться, любили петь песни и водить хороводы. Но одно огорчало славян – не было у них грамоты, азбуки, не знали они букв и не могли ни писать ни читать. И тогда отправились они к царю со словами: «Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь мы не знаем ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые могли бы нам рассказать о книжных словах и о смысле их»
Тогда вызвал царь Михаил двух ученых братьев – Кирилла и Мефодия, и уговорил их царь и послал их в славянскую Землю (показ слайдов с комментариями).
Буквы выцарапывали специальными заостренными палочками. Потом книги изготавливались из телячьей кожи. Над созданием книг трудилось много мастеров, это был очень тяжелый труд, поэтому книга была дорогой и ценной (показ слайдов).
Еще в старые времена славянские народы праздновали память святых братьев, однако позже празднование было забыто. Теперь этот праздник возвратился в России и в других славянских государствах. Этот праздник отмечается 24 Мая и носит название – День славянской письменности и культуры. В этот день вспоминают братьев – Кирилла и Мефодия, создателей азбуки. В их честь в Москве поставили памятник.
Показ слайдов (памятник Кириллу и Мефодию в Москве)
Наша азбука удивительна! И сейчас она поражает нас простотой и удобством. А сколько замечательных книг написано и напечатано. Из книг мы узнаём много интересного об истории нашей России.
Ведущий : В монастырской келье узкой, в четырех глухих стенах,
О земле о Древнерусской быль записывал монах.
Он писал зимой и летом, озаренный тусклым светом.
Он писал из года в год про великий наш народ.
(Сказитель садится на лавку, имитирует игру на гуслях.)
Сказитель : Возьму я гусли звонкие, да настрою их на старинный лад.
Заведу старину стародавнюю, бывальщину о делах славных русских богатырей.
Синему морю на тишину, а всем добрым людям на послушание.
Из того ли из города, из Мурома, из того ли из села, да Карачарова
Выезжает добрый молодец, славный богатырь – Илья Муромец («выезжает» богатырь).
Сказитель: Услыхал старый казак Илья Муромец да про сильного,
Могучего богатыря Добрыню Никитича, и решил испытать его силу богатырскую;
Вот поехал Илья во чисто поле,
А навстречу ему молодой богатырь Добрыня Никитич скачет (« скачет Добрыня Никитич»).
Илья Муромец: Здравствуй – ка, добрый молодец!
Ты скажи-ка про свою родину, да про Отчизну!
Добрыня : А как скажет тебе про то моя палица тяжёлая,
Как отсеку тебе да буйну голову!
Сказитель: Соскочили они да с добрых коней, схватились во схваточку боротися,
Двое суток боролись, а на третьи сутки запросил Добрыня прощения:
Добрыня: Не моги меня казнить – моги миловать.
Назовёмся – ка мы братьями крестовыми, будем ездить по чисто полю,
Биться с нечистью басурманскою, да охранять нашу мать-землю.
Сказитель : Много времени прошло иль мало - про то неведомо…
А только родился на Руси ещё один богатырь - Алёша Попович.
(появляется Алёша Попович)
Сказитель: Рос он не по дням, а по часам.
В ту пору повадился на Русь Тугарин – царь похаживать:
Земли русские жечь, девушек в плен уводить.
А Алёша Попович горяч был, закричал он громким голосом:
Алёша Попович : Уж ты, гой еси, дружина храбрая!
Двум смертям не бывать, а одной не миновать.
Напустимся мы на рать - силу несметную, освободим от напасти Русь – матушку!
Сказитель: Услыхал о том Илья Муромец,
В Киев - град с Добрыней приехали, на большом пиру побраталися
Богатыри меж собой: старшим назвали Илью Муромца,
Средним – Добрыню Никитича, младшим – Алёшу Поповича.
Богатыри: А теперь поедем мы на заставе богатырской стоять,
Станем землю русскую от недругов оборонять! (богатыри кланяются)
Сказитель: На том былина и кончилась, а над Русью-матушкой взошло ясно солнышко –
Всем добрым людям на радость, да на веселье.
Ведущий: А теперь давайте вспомним, что славяне любили не только учиться, трудиться, но и веселиться!
Детьми исполняется хоровод «На горе то калина».
Ведущий; Русоволосые, сероглазые, лицом все светлые и сердцем славные.
Древляне, русичи, скажите, кто мы?
Дети (хором) Мы – славяне!
Своею статью все пригожие, все разные и все похожие,
Зовёмся ныне россияне, издревле кто мы?
Дети (хором) Мы – славяне!
Мы чтим берёзы белоствольные, мы любим песни наши вольные.
Зовёмся Маши, Юли, Тани скажите, кто мы?
Дети (хором) Мы – славяне!
Ведущий: Русь талантами богата, Русь талантами сильна.
Если будут петь ребята, значит, будет жить она.
Звучит песня «Пошла, млада за водой».
Ведущий: теперь, ребята, встречайте современную азбуку.
Звучит «Величальная».
(Двое детей заносят плакат с изображением современного алфавита).
Ребёнок: Буква к букве – будет слово. Слово к слову – речь готова.
И напевна, и стройна, музыкой звучит она.
Ребёнок: Так восславим буквы эти! Пусть они приходят к детям.
И пусть будет знаменит наш славянский алфавит!
Ребёнок:
Два брата, Кирилл и Мефодий, спасибо
хотим вам сказать,
За буквы,
что очень нужны нам, чтоб научить нас
читать.
Праздник продолжается на улице:
Проводятся
русские
народные игры
и хороводы.
Рисование красками на мольбертах на тему «Украсим сарафан»
Чаепитие
Праздник Дня славянской письменности и культуры в старшей группе детского сада
Цель: воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за страну, в которой мы живём, уважение к народным традициям.
Задачи:
Познакомить со старославянским алфавитом;
Формировать нравственно-эстетическое отношение к окружающему
Миру;
Звучит праздничный колокольный звон.
Воспитатель:
По широкой Руси нашей, матушке,
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных равноапостольных,
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
Сегодня мы поговорим о нашей истории, о возникновении славянской письменности. Ежегодно 24 мая России отмечается День славянской письменности и культуры. Без культуры, грамоты, письменности не может жить нация, народ, государство.
Тома в обложке синей,
Знакомые тома,
В них бьётся пульс России,
В них вечна жизнь сама.
Страница за страницей…
На всё найдёшь ответ.
Нет, им не запылиться
И через много лет.
Письменность – это настоящее сокровище, которым овладел человек.
Так в древности, люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать.
(Демонстрация наскальных рисунков)
Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди. Это первые шаги человека к созданию письменности. Постепенно люди стали заменять рисунки символами.
(Демонстрация наскальных символов-букв)
Надписи делались на камнях, скале, на доске. Конечно, переносить такие «письма» на расстояния было неудобно, и понять эти знаки можно было по-разному.
Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность.
(Иллюстрация с изображением Кирилла и Мефодия)
Ввы видите изображение двух братьев в монашеском одеянии. Это Кирилл (в миру Константин) и Мефодий (в миру Михаил). Родом из города Солуни (Салоники), который находится в Греции. Просветители славян, создатели славянской азбуки, проповедники. Они были очень образованными людьми. Происходили из благочестивой славянской семьи, их отец был военачальником. Кирилл начал посещать школу с 8 лет, осваивал греческий, латинский языки . Кирилл и Мефодий участвовали в боевых походах, выполняли дипломатические миссии, переводили книги, были отправлены с просветительской миссией в Моравию. Но просвещение славян оказалось невозможным без книг на их языке. Поэтому Кирилл и Мефодий приступили к созданию славянской азбуки. 24 мая 863 года братья огласили изобретение славянского алфавита.
(Изображение:Азбука. Глаголица и Кириллица)
Глаголица и Кириллица – это первые славянские азбуки . Название азбуки «Глаголица» происходит от слова ГЛАГОЛ, что обозначает «речь». А «Кириллица» названа в честь её создателя. В Древней Руси глаголица использовалась для передачи церковных текстов и просуществовала 3 века, а в бытовой письменности использовали кириллицу. В кириллице 43 буквы, в последствии эта азбука стала основой русского алфавита.
(Изображение первых книг)
В 988 году в Киеве была открыта дворцовая школа «учения книжного». Возник новый центр книжной культуры, школа соединила Киевскую Русь с европейской цивилизацией.
Книги на Руси были очень дорогими. Их делали на пергаменте: кожу овцы вымачивали в извести, высушивали, потом втирали мёд.
(Изображение: Берестяные грамоты)
На Руси долго использовали и другой материал для письма – бересту. Знаки на бересту наносились костяным стерженьком.
С 10 века на основе глаголицы и кириллицы на древнерусском языке распространяется литература. Чаще всего это были церковные книги, поучения, учёные труды.
(Изображение:. АЗБУКА)
Внешний вид букв славянского алфавита помогает нам увидеть мир глазами наших предков. Каждая буква индивидуальна, неповторима и имеет свое имя: веди, люди, буки, аз, земля.
Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «живете», «земля», «люди», «покой».
«Аз» и «Буки». Получилось слово «АЗБУКА».
В народе так и говорят: «Сначала «аз» да «буки», потом и науки». Именно с азов начинается путь каждого из нас в мир знаний.
Ребята, послушайте пословицы о пользе учения.
- Кто хочет много знать, тому мало надо спать.
- Идти в науку – терпеть муку.
- Божьей волей свет стоит, наукой люди живут.
- Без муки нет и науки.
- Ничего не мыслить – век киснуть.
Всего 44 буквы-сестрицы смотрят на нас со старинного свитка. Именно они стали основой современной русской азбуки.
(Изображение:Памятники Кириллу и Мефодию)
В честь просветителей Кирилла и Мефодия был учреждён праздник – День славянской письменности и культуры. Этот праздник пришёл к нам из Болгарии, где этой традиции уже более 100 лет. И по сей день в канун праздника болгары возлагают цветы к памятникам Кириллу и Мефодию.
В нашей стране праздник стал отмечаться с 1986 г. В 1992 году скульптор В.Клыков создал памятник славянским просветителям, Кириллу и Мефодию, который установлен в Москве.
Русский язык.
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Он – язык луны и планет,
Наших спутников и ракет,
На совете за круглым столом
Разговаривайте на нём:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
24 мая весь наш народ отмечает Праздник славянской письменности и культуры. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия этого памятника установлена Неугасимая Лампада - знак вечной памяти . С тех пор каждый год 24 мая мы чествуем Кирилла и Мефодия.
Очень жаль, что Праздник славянской письменности мы стали отмечать с большим опозданием, потому что в других славянских странах этот день отмечается давным-давно, всенародно, очень красочно и по-настоящему празднично.
(38 слайд. Святые Кирилл и Мефодий)
Солунские братья Кирилл и Мефодий – гордость всего славянского мира . Они говорили: разве не для всех светит солнце, разве не для всех идет дождь, разве не всех кормит земля? Все люди равны, все люди – братья, все равны перед Господом, и всем нужна грамота. Православная церковь братьев Кирилла и Мефодия причислила к лику святых.
Два брата, Кирилл и Мефодий,
Спасибо хотим вам сказать
За буквы, что очень нужны нам
Чтоб научить нас читать.
Воспитатель 1. По широкой Руси нашей матушке
Колокольный звон разливается
Нынче братья Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
Воспитатель 2. Вспоминают Кирилла и Мефодия,
Братьев славных равноапостальных
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Воспитатель 1. Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.
Воспитатель 2. Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
Дети:
1. 1. Русоволосые, сероглазые,
Лицом светлые и сердцем славные,
Древляне, русичи, поляне,
Скажите, кто мы?
Мы – славяне! (хором)
2. 2. Своею статью все пригожие,
Все родные и все похожие,
Зовемся ныне россияне,
Издревле кто мы?
Мы – славяне! (хором)
3. 3. Мы чтим березы белоствольные,
Мы любим песни наши вольные,
Зовемся Маши, Юли, Тани,
Скажите, кто мы?
Мы – славяне! (хором)
Песня «Родина».
Воспитатель 1. Гой, вы славные наши гостьюшки, разлюбезные милые детушки, расскажу я Вам о Святой Руси, о далеких временах, Жили-были тогда добры молодцы, раскрасавицы – красны девицы! Умели они пахать, да косить, дома-терема рубить. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать, да письма писать. В это же время жили-были два брата: ох и мудрые были. Старший – Мефодий, а младший – Кирилл. Мечтали они написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы.
Дети:
1. 1. В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
2. 2. Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.
Воспитатель 2. Спустя время братья создали азбуку, которую назвали Кириллицей. Каждая буква имела свое название: «Аз», «Буки», «Веди». Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «живете», «земля», «люди». (показать картинки букв).
Мальчик Ваня разглядывает старославянские буквы, любуется ими:
- О какие буквы дивные!
Красивые, видимо, старинные!
Были они когда-то важны,
Теперь уже никому не нужны.
Под музыку вбегают буквы (у детей короны с буквами кириллицы).
Ваня удивленно: -Вы кто?
Буквы:
1. Я – буква ижица,
2. Я – фита,
3. Я – кси,
4. Я – пси,
5. Я – ять.
Ваня: Вы красивы и веет от вас стариной,
Но наш алфавит стал иной.
Мне очень жаль и скорбно весьма,
Что из нашего исчезли вы письма.
Буквы:
1. Что значит исчезли?
Что мы не важны?
А старые вещи вам не нужны?
2. Керосиновая лампа тоже старье,
Но ты же не выбросил её.
Ваня: - Это ещё бабушкина мама при свете этой лампы прадедушке писала письма на фронт.
Буквы:
3. 1. Эти вещи стали редкость,
Это память о наших предках.
4. Ну и мы такая же память,
Нас нельзя забыть и нельзя оставить.
Нас Пушкин, Лермонтов писал,
И светом грамоты наш путь освещал.
5. 2. Мы в старинных книгах живем,
И не только видом красивы,
Православный дух храним,
На страже церкви нашей будем.
Воспитатель 1.
Священное писание
Библия – это книги Ветхого и Нового завета. В них указано, как жить, что значит
православным христианином
быть.
Уходят.
Песня «Бог любит всех людей».
Дети:
1. 1. В России, в Африке и в Англии.
Читают с радостью Евангелие.
Что лучше книжки нет на свете –
Об этом знать должны все дети.
А тем, кто любит слово Божье,
Господь всегда во всем поможет.
Разболелась голова!
Вместо «булка» - вышло «бука»,
Вместо «Мурка» - вышло «мука».
Вот мученье так мученье!
Не дается мне ученье.
Я не плачу, я креплюсь,
Часто Господу молюсь.
Песня «Положи свой камень».
1. 1. Богоматерь! Пречистая Дева!
Ты учила младенца Христа,
Вдохнови нас на доброе дело –
Звуки букв нам пошли на уста.
2. 2. Просвети, Богоматерь, народы,
У которых и книг ещё нет,
Дай им веру, любовь и свободу,
И ученья христианского свет.
3. 3. (Молитва «Богородице, Дево, радуйcя»)
Богородице, Дево, радуйcя, Благодатная Марие, Господь с Тобою: благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.»
Воспитатель 2. Русь талантами богата.
Русь талантами сильна.
Если будут петь ребята,
Значит будет жить она.
Песня «Весна».
Загадки: Не куст, а с листочками.
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает (книга).
Черный Ивашка,
Деревянная рубашка.
Где пройдется –
Там след остается (карандаш).
На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов – богатырей
Знает каждый грамотей (алфавит).
Черные, красивые, от рожденья все немые.
Станут в ряд – сейчас заговорят. (буквы)
Песня «Веснянка»
Воспитатель 1. А теперь встречайте современную азбуку (Двое ребят выносят плакат с алфавитом).
1. 1. Буквы каждому нужны,
Буквы каждому важны,
Формируем из них слово,
А из слова будет речь!
Люди б не умели,
Если б не было букв,
Не было б общенья.
3. 3. Два брата Кирилл и Мефодий,
Спасибо хотим вам сказать
За буквы, что очень нужны нам,