Преступление и наказание образ сони мармеладовой цитаты. Образ Сони в романе «Преступление и наказание
Соня Мармеладова - центральный женский персонаж романа Достоевского «Преступление и наказание». Её непростая судьба вызывает у читателей невольное чувство жалости и уважения, ведь чтобы спасти от голода свою семью, бедная девушка вынуждена стать падшей женщиной.
И хотя ей приходится вести аморальный образ жизни, в душе она остается чистой и благородной, заставляя нас задуматься о настоящих человеческих ценностях.
Характеристика главной героини
( Знакомство с Соней )
На страницах романа Сонечка появляется не сразу, а уже после совершения двух преступлений Радионом Раскольниковым. Он знакомится с её отцом, мелким чиновником и горьким пьяницей Семеном Мармеладовым и тот с благодарностью и слезами рассказывает о своей единородной дочери Соне, которая чтобы прокормить отца, мачеху и детей идет на страшный грех. Тихая и скромная Соня, не имея возможности найти другую работу, идет на панель и все заработанные деньги отдает отцу и его семье. Получив вместо паспорта так называемый «желтый билет», она имеет легальную возможность работать проституткой, и уже вряд ли когда-нибудь сможет бросить это страшное и унизительное ремесло.
Соня рано стала сиротой, отец женился и завел другую семью. Там вечно не хватало денег, дети голодали, а озлобившаяся мачеха устраивала скандалы и в отчаянии от такой жизни иногда попрекала падчерицу куском хлеба. Совестливая Соня не могла этого вытерпеть и решилась на отчаянный поступок, чтобы заработать денег для семьи. Жертвенность бедной девушки поразила Раскольникова до глубины души, и он был впечатлен этой историей еще задолго до самой встречи с Соней.
( Советская актриса Татьяна Бедова в образе Сонечки Мармеладовой, к/ф "Преступление и наказание" 1969 )
Впервые мы встречаемся с ней на страницах романа в день, когда её отец был раздавлен пьяным извозчиком. Это худенькая блондинка маленького роста , лет семнадцати-восемнадцати, с кроткими и замечательно красивыми голубыми глазами . Она одета в пестрый и немного нелепый наряд, прямо указывающий на род занятий. Робко как призрак она стоит на пороге каморки и не смеет туда зайти, потому-то её совестливая и чистая от природы натура заставляет чувствовать себя грязной и порочной.
Кроткая и тихая Соня, считающая себя великой грешницей, недостойной находиться рядом с обычными людьми , не знает как себя вести среди присутствующих, не смеет присесть рядом с матерью и сестрой Раскольникова. Её унижают и оскорбляют такие низкие и подлые люди как надворный советник Лужин и квартирная хозяйка Амалия Федоровна, а она все терпеливо и безропотно сносит, ведь не может постоять за себя и абсолютно беззащитна перед наглостью и хамством.
( Соня выслушивает Раскольникова, поняв, идет на помощь ему, к его покаянию )
И хотя внешне она выглядит хрупко и беззащитно, ведет себя как затравленный зверек, внутри Сони Мармеладовой спрятана огромная душевная сила, в которой она черпает силы, чтобы жить дальше и помогать другим жалким и обездоленным людям. Эта сила зовется любовью: к отцу, к его детям, ради которых она продала свое тело и погубила душу, к Раскольникову, за которым она отправляется на каторгу и терпеливо сносит его безразличие. Она не держит ни на кого зла, не обвиняет в своей искалеченной судьбе, всех понимает и прощает. Чтобы не осуждать людей и прощать их пороки и ошибки, нужно быть очень цельным, сильным и великодушным человеком, которым и является простая девушка со сложной судьбой , Соня Мармеладова.
Образ героини в произведении
Робкая и загнанная, осознающая весь свой ужас и позор положения, Соня ( в переводе с греческого её имя означает мудрость ) терпеливо и безропотно несет свой крест, не жалуясь и никого не обвиняя в такой судьбе. Её исключительная любовь к людям и пламенная религиозность дают ей силы вынести её тяжелое бремя и помочь нуждающимся добрым словом , поддержкой и молитвой.
Для неё жизнь любого человека священна, она живет по законам Христа и каждый преступник для неё несчастный человек, требующий прощения и искупления своего греха. Её сильная вера и огромное чувство сострадания заставили Раскольникова признаться в совершенном убийстве, затем искренне покаяться, прийти к Богу и это стало для него началом новой жизни и его полного душевного обновления.
Образ героини, ставший бессмертной классикой учит всех нас великой любви к ближнему, самоотдаче и самопожертвованию. Соня Мармеладова, любимая героиня Федора Михайловича Достоевского, ведь она воплотила на страницах романа его самые сокровенные мысли и идеальные представления о христианской религии . Жизненные принципы Сони и Достоевского практически идентичны: это вера в силу добра и справедливости, что всем нам нужно прощение и смирение, и самое главное это любовь к человеку, какие бы грехи он не совершил.
Соня Мармеладова играет важную роль в романе «Преступление и наказание». Первоначально героиня занимала второстепенное место в повествовании, однако Ф. М. Достоевский с помощью образа Сони выразил свои христианские мысли, что сделало образ героини действительно важным в идейном содержании.
Биография
Важна история жизни данного образа. Мармеладова Софья Семеновна родилась в бедной семье. На момент повествования героине было 18 лет. Матери Соня лишилась еще в детстве. Отец был человеком пьющим, из-за чего положение их семьи было крайне бедным. Первоначально вместе с семьей Соня живет в глубинке, а затем переезжает в Петербург, однако и там отец не может найти работу. Ради отца и его новой жены Катерины Ивановны, у которой было трое детей, Сонечка зарабатывает деньги сначала швеей. За работу она получала ничтожно мало, а иногда ей и вовсе не платили. Поэтому она приняла решение ради своей семьи пойти по « желтому билету », чего очень сильно стыдилась.
Судьба Сони тяжела и трагична. Однако героиня не опускает руки и продолжает проходить все испытания на своем пути. Встреча Сонечки с Родионом Раскольниковым имеет композиционное значение. Два важных персонажа в повествовании встречаются и оказывают друг на друга влияние. После признания Раскольникова в убийстве Соня отправляется за ним в Сибирь. Она счастлива, что через семь лет они будут вместе.
Характер
Анализ образа Сони невозможен без рассмотрения ее внутренних качества . Сонечка Мармеладова - чистая и милосердная девушка, которая способна к самопожертвованию ради каждого человека, близкого ей или малознакомого. Уже то, что она помогает пьющему отцу и Катерине Ивановне, которая не является ей настоящей матерью, говорит о том, что Соня добра и милосердна. Причем помогает людям героиня без каких-либо корыстных целей, от всего чистого сердца . Настоящим подвигом является ее желание помочь другим людям и ее способность к самопожертвованию.
Смирение - вот образ жизни героини. Однако нельзя назвать ее характер слабым, это по-настоящему один из самых сильных женских образов в русской литературе. Никакие жизненные препятствия не ломают Сонечку, она готова идти напролом.
Помогает выдержать все несчастия Соне ее вера в Бога. Она не ропщет на Бога из-за своего бедственного и трагичного положения, она верит в справедливость. Именно эта вера помогает Сонечке продолжать свой жизненный путь самой и светить своей человечностью другим людям.
Еще одним стимулом к жизни для Сони является любовь. Она искренна и добродушна.
Значение образа
Образ Сони имеет большое значение в романе «Преступление и наказание». Ее воздействие на образ Раскольникова действительно велико. Персонажи много времени проводят за разговорами, в которых находят утешение. Соня является поддержкой Родиона, благодаря ее нравственным качествам Раскольников «вдруг переменился»: «выделано-нахальный и бессильно-вызывающий тон его исчез».
Герой признается в убийстве старухи-процентщицы.
Сонечка не оставляет главного героя, она отправляется вместе с ним. Героиня даже в убийце смогла найти человека. Для Раскольникова она стала нравственным спасением, раскаянием за теорию. За характер и душевные качества ее любят все заключенные, она становится для них символом раскаяния и прощения. Так, роман Ф. М. Достоевского показывает, что Сонечка Мармеладова несет божественное начало, способное воздействовать на других людей.
Соня, подобно Христу, сознательно ведет себя к греху. Делает она это не из корыстных побуждений, а ради того, чтобы помочь своей семье. Ее падение - в то же время подвиг. Не каждый человек способен пойти на такой шаг, чтобы спасти близких людей.
Как и многие герои романа, Мармеладова имеет свою теорию - теорию Бога. Узнав о мировоззрении Раскольникова, она говорит ему, что не поддерживает его теорию, что в мире не может быть разделения на «право имеющих» и «тварей дрожащих», что все люди равны и что ни один человек не может вершить судьбу другого человека. Равны все люди, по мнению Сони, именно перед Богом.
Данная теория показывает героиню как настоящего христианина, что и пытался передать Ф. М. Достоевский.
Веря в Бога, Соня не призывает Раскольникова к этому, она хочет, чтобы он сам дошел до веры. Персонаж постепенно приходит к выводу, что ее убеждения - это теперь и его убеждения.
Значение Сони не только в том, что она ведет Родиона по верному пути к Богу, но и в том, что героиня является выразителем идей самого Федора Михайловича Достоевского, для которого религия занимала важное место в жизни. Образом Сонечки Мармеладовой он показал идеальный женский образ , чья вера способна возродить не только себя, но и других людей.
Данная статья рассматривает образ Сони Мармеладовой, ее значение в произведении, также статья поможет написать сочинение «Соня Мармеладова».
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
Тест по произведению
Роман «Преступление и наказание» написан Достоевским после каторги, когда убеждения писателя приняли религиозную окраску. Поиски правды, обличение несправедливого устройства мира, мечта о «счастье человечества» в этот период сочетались в характере писателя с неверием в насильственную переделку мира. Убежденный, что ни в каком устройстве общества невозможно избегнуть зла, что зло исходит из души человека, Достоевский отвергал революционный путь преобразования общества. Поднимая вопрос лишь о нравственном усовершенствовании каждого человека, писатель обратился к религии.
Родион Раскольников и Соня Мармеладова - два главных героя романа, предстающие как два встречных потока. Их мировоззрение составляет идейную часть произведения. Соня Мармеладова - нравственный идеал Достоевского. Она несет с собой свет надежды, веры, любви и сочувствия, нежности и понимания. Именно таким, по мнению писателя, должен быть человек. Соня олицетворяет собой правду Достоевского. Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Она твердо убеждена в том, что никто не может добиваться счастья, как своего, так и чужого, путем преступления. Грех остается грехом, кто бы и во имя чего бы его ни совершил.
Соня Мармеладова и Родион Раскольников существуют в совершенно разных мирах . Они, как два противоположных полюса, но не могут существовать друг без друга. В образе Раскольникова воплощена идея бунта, в образе Сони - идея смирения. Но каково содержание и бунта, и смирения - тема многочисленных споров, не прекращающихся и в настоящее время.
Соня - высоконравственная, глубоко верующая женщина. Она верит в глубокий внутренний смысл жизни, ей непонятны идеи Раскольникова о бессмысленности всего существующего. Она видит во всем предопределение Бога, верит, что от человека ничего не зависит. Ее истина - Бог, любовь, смирение. Смысл жизни для нее заключается в великой силе сострадания и сочувствия человека человеку.
Раскольников же страстно и беспощадно судит мир разумом горячей бунтарской личности. Он не согласен мириться с жизненной несправедливостью, и отсюда его душевные мучения и преступление. Хотя Сонечка, также как и Раскольников, переступает через себя, она все же переступает не так, как он. Она приносит в жертву себя другим, а не губит, не убивает других людей. И в этом воплотились мысли автора о том, что человек не имеет права на эгоистическое счастье, он должен терпеть, и через страдание достигать истинного счастья.
По мысли Достоевского, человек должен чувствовать ответственность не только за собственные поступки, но и за всякое зло, совершающееся в мире. Вот почему Соня чувствует, что и она виновата в совершенном преступлении Раскольникова, вот почему так близко к сердцу она принимает его поступок и разделяет его судьбу.
Именно Соне открывает Раскольников свою страшную тайну. Ее любовь возродила Родиона, воскресила его к новой жизни. Это воскрешение выражено в романе символически: Раскольников просит Соню прочитать из Нового завета евангельскую сцену воскрешения Лазаря и смысл прочитанного соотносит с собой. Тронутый сочувствием Сони, Родион второй раз идет к ней уже как к близкому другу, сам признается ей в убийстве, пытается, путаясь в причинах, объяснить ей, зачем он это сделал, просит ее не оставлять его в несчастье и получает от нее наказ: идти на площадь, целовать землю и каяться перед всем народом. В этом совете Сони отражена мысль самого автора, стремящегося подвести своего героя к страданию, а через страдание - к искуплению вины.
В образе Сони автор воплотил самые лучшие качества человека: жертвенность, веру, любовь и целомудрие. Находясь в окружении порока, вынуждаемая жертвовать своим достоинством, Соня смогла сохранить чистоту души и веру в то, что «нет счастья в комфорте, счастье покупается страданием, человек не родится для счастья: человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием». Соня, «преступившая» и загубившая душу свою, «человек высокого духа», одного «разряда» с Раскольниковым, осуждает его за презрение к людям и не принимает его «бунта», его «топора», который, как казалось Раскольникову, был поднят и во имя нее. Героиня, по мысли Достоевского, воплощает народное начало , русскую стихию: терпение и смирение, безмерную любовь к человеку и Богу. Столкновение Раскольникова и Сони, мировоззрение которых противопоставлено друг другу, отражает внутренние противоречия, тревожившие душу писателя.
Соня надеется на Бога, на чудо. Раскольников же уверен, что Бога нет и чуда не будет. Родион беспощадно раскрывает перед Соней тщетность ее иллюзий. Он говорит Соне о бесполезности ее сострадания, о безрезультатности ее жертв. Не позорная профессия делает Соню грешницей, а напрасность ее жертвы и ее подвига. Раскольников судит Соню с иными весами в руках, чем господствующая мораль, он судит ее с иной точки зрения, чем она сама.
Загнанная жизнью в последний и уже совершенно безвыходный угол, Соня и перед лицом гибели пытается что-то предпринять. Она, как и Раскольников, действует по закону свободного выбора. Но, в отличие от Родиона, Соня не разуверилась в людях, она не нуждается в примерах, чтобы установить, что люди по природе своей добры и заслуживают светлой доли. Только Соня способна сострадать Раскольникову, так как ее не смущает ни физическое уродство, ни уродливость социальной судьбы. Она проникает «сквозь коросту» в суть людских душ, не спешит осуждать; чувствует, что за внешним злом таятся какие-то неизвестные или непонятные причины, приведшие ко злу Раскольникова и Свидригайлова.
Соня внутренне стоит вне денег, вне законов терзающего ее мира. Как сама, по своей воле, пошла она на панель, так сама же, по своей твердой и несокрушимой воле, она не наложила на себя рук.
Перед Соней вставал вопрос о самоубийстве, - она обдумала его и выбрала ответ. Самоубийство, в ее положении, было бы слишком эгоистическим выходом - оно избавило бы ее от позора, от мучений, оно бы вызволило ее из зловонной ямы. «Ведь справедливее, - восклицает Раскольников, - тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить! - А с ними-то что будет? - слабо спросила Соня, страдальчески взглянув на него, но вместе с тем как бы вовсе и не удивившись его предложению». Мера воли и решимости у Сони была выше, чем это мог предположить Родион. Чтобы удержаться от самоубийства, ей нужно было больше стойкости, больше опоры на саму себя, чем для того, чтобы броситься «головой в воду». От воды ее удерживала не столько мысль о грехе, сколько «о них, своих». Соне разврат был горше смерти. Смирение не предполагает самоубийства. И это показывает нам всю силу характера Сони Мармеладовой.
Натуру Сони можно определить одним словом - любящая. Деятельная любовь к ближнему, способность отзываться на чужую боль (особенно глубоко проявившаяся в сцене признания Раскольникова в убийстве) делают образ Сони «идеальным». Именно с позиций этого идеала в романе и произносится приговор. В образе Сони Мармеладовой автор представил пример всеобъемлющей, всепрощающей любви, заключенной в характере героини. Любовь эта не завистлива, не требует ничего взамен, она даже какая-то невысказанная, ведь Соня никогда не говорит о ней. Она переполняет все ее существо, но никогда не выходит наружу в форме слов, только в виде поступков. Это безмолвная любовь и от этого она еще прекрасней. Даже отчаявшийся Мармеладов преклоняется перед ней, даже сумасшедшая Катерина Ивановна падает перед ней ниц, даже вечный развратник Свидригайлов уважает Соню за это. Не говоря уже о Раскольникове, которого эта любовь спасла и исцелила.
Герои романа остаются верны своим убеждениям, несмотря на то, что вера их различна. Но оба они понимают, что Бог един для всех, и он укажет истинный путь каждому, кто ощутит его близость. Автор романа, путем нравственных исканий и размышлений, пришел к мысли о том, что каждый человек, который приходит к Богу, начинает по-новому смотреть на мир, переосмысливает его. Поэтому в эпилоге, когда происходит нравственное воскрешение Раскольникова, Достоевский говорит о том, что «начинается новая история , история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью».
Справедливо осудив «бунт» Раскольникова, Достоевский оставляет победу не за сильным, умным и гордым Раскольниковым, а за Соней, видя в ней высшую правду: лучше страдание, чем насилие, - страдание очищает. Соня исповедует нравственные идеалы , которые, с точки зрения писателя, наиболее близки широким народным массам: идеалы смирения, всепрощения, молчаливой покорности. В наше время, вероятнее всего, Соня стала бы изгоем. И не каждый Раскольников в наши дни будет мучиться и страдать. Но совесть людская, душа человека жили и будут жить всегда, пока «мир стоит». В этом и заключается великий бессмертный смысл сложнейшего романа, созданного гениальным писателем-психологом.
Материалы о романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Мармеладова Софья Семеновна (Соня) – персонаж романа Достоевского «Преступление и наказание». Впервые мы знакомимся с ней заочно, при разговоре отца девушки с Раскольниковым.
Действие происходит в распивочной. Затем, несколько дней спустя, Родион встречает ее пьяной. Не зная, что это и есть Соня, он уже хочет помочь ей. О каком духовном облике может идти речь? Как и в других произведениях автора, не все так просто. Ее жизнь – запутана и полна трагизма. Но, прежде чем перейти к теме духовного подвига Сони Мармеладовой, стоит обратить внимание на ее семью.
Семья Сони Мармеладовой
Соня рано осталась без матери. Возможно, это и сыграло главную роль в ее судьбе. На момент знакомства она живет с отцом (Семеном Захаровичем), мачехой (Катериной Ивановной) и троими ее детьми, оставшимся от первого брака.
Отец Сони Мармеладовой
Отец Сони, Мармеладов Семен Захарович – некогда уважаемый человек, титулярный советник. Сейчас – обычный алкоголик, который не в состоянии обеспечить семью. Мармеладовы находятся на грани. Со дня на день они рискуют остаться не то, чтобы без куска хлеба, а и без крова над головой. Хозяйка комнаты, которую снимает семья, то и дело грозится выгнать их на улицу. Соня чувствует ответственность за своего отца, ведь он вынес все ценные вещи, даже одежду своей супруги. Не в силах смотреть на происходящее, она решает позаботиться о семье сама. И выбирает для этого не самую достойную профессию. Но слово «выбирает» не совсем подходит к этой ситуации. А был ли у нее выбор? Скорее всего, нет! Именно в этом и заключается духовный подвиг Сони Мармеладовой . Обладая милосердным характером, она жалеет своего отца. По-своему. Не понимая, что он является причиной всех ее бед, она дает ему денег на водку.
Мачеха Катерина Ивановна
Мачехе Сони всего 30 лет. Что заставило ее выйти замуж за пятидесятилетнего Мармеладова? Не что иное, как нищенское положение. Мармеладов сам признается, что не пара такой гордой и образованной женщине. Он нашел ее в таком бедственном положении, что просто не мог не пожалеть ее. Будучи офицерской дочерью, она также сделала духовный подвиг , согласившись выйти замуж за Мармеладова во имя спасения своих детей. Родственники отказались от нее и не оказывали никакой помощи. как нельзя лучше описал жизнь самых бедных слоев населения России тех времен: с какими трудностями они столкнулись, что им пришлось пережить и т.д. Катерина Ивановна – женщина с высшим образованием . Она обладает чрезвычайным умом и бойким характером. В ней прослеживаются черты гордости. Именно она подтолкнула Соню стать девицей легкого поведения. Но и этому Достоевский находит оправдание. Как и любая другая мать, она не в состоянии выносить плач голодных детей. Одна, сказанная сгоряча фраза, становится роковой в судьбе ее падчерицы. Сама Катерина Ивановна и подумать не могла, что Соня всерьез воспримет ее слова. Но, когда девушка вернулась домой с деньгами, и легла на кровать, накрывшись платком, Катерина Ивановна становится перед ней на колени и целует ее ноги. Она плачет навзрыд, прося прощение за падение падчерицы. Конечно, читатель может задаться вопросом: а почему она сама не пошла на этот путь? Не все так просто. Катерина Ивановна больна туберкулезом. Чахоткой, как его называли в то время. С каждым днем ей становится все хуже и хуже. Но она продолжает выполнять свои обязанности по дому – готовить, убирать и обстирывать всех членов своей семьи. На тот момент ее падчерице было 18 лет. Катерина Ивановна понимала, какую жертву ей пришлось принести ради абсолютно чужих для нее людей. Можно ли этот поступок назвать духовным подвигом Сони Мармеладовой? Конечно, да. Мачеха никому не позволяла плохо отзываться о ней, она ценила ее помощь.
Дети Катерины Ивановны
Что касается детей Катерины Ивановны, то их было трое. Первая – Поля, 10 лет отроду, второй – Коля 7 лет, и третья – Лида 6 лет. Катерина Ивановна – женщина с непростым характером. Она бойкая и эмоциональна. Соне не раз перепадало от нее, но она продолжает уважать ее. Детей Катерины Ивановны Соня воспринимает не как сводных, а как собственных, родных по крови братьев и сестер. Они любят ее не меньше. И это также можно назвать духовным подвигом Сони Мармеладовой. Катерина Ивановна относится ко всем с сильной строгостью. Она не выносит плача, даже если дети плачут от голода. В разговоре с Раскольниковым Мармеладов упоминает, что и им, бедным детишкам, сильно перепадает от матери. Раскольников сам убеждается в этом, когда ненароком попадает в их дом. Испуганная девочка стоит в углу, маленький мальчик плачет навзрыд, как будто его только что сильно избили, а третий ребенок спит прямо на полу.

Соня Мармеладова обладает милой внешностью. Она худа, светловолоса и голубоглаза. Раскольников находит ее совсем прозрачной. Соня носила одежду двух видов. Для недостойной профессии она всегда одевала свое неприличное платье. Впрочем, это были те же лохмотья. Это было разноцветное платье с длинным и нелепым хвостом. Огромный кринолин загромождал весь проход. Соломенная шляпка была украшена ярко огненным пером. На ногах были светлые ботинки. Сложно и представить себе более нелепый образ. Она была унижена и разбита и стыдилась своего внешнего вида . В обычной жизни Соня одевалась скромно, в ничем не привлекающую к себе внимания одежду.
Комната Сони Мармеладовой
Для того чтобы оценить духовный подвиг Сони Мармеладовой, стоит ознакомиться и с ее комнатой. Комната… Это слово слишком величественно для того помещения, в котором она обитала. Это был сарай, убогий сарай с кривыми стенами. Три окна открывали вид на канаву. В ней почти не было мебели. Из немногих предметов интерьера – кровать, стул и стол укрытый синей скатертью. Два плетеных стула, простенький комод… Это все, что было в комнате. Пожелтевшие обои говорили о том, что зимой комната становилась сырой и неуютной. Автор подчеркивает то, что у кроватей не было даже занавесок. Соня была вынуждена переехать сюда после того, как стала на неправедный путь. Жить с семьей было неприлично, так как все стыдили их за это и требовали хозяйку дома немедленно выселить Мармеладовых.
Что объединяет Соню Мармеладову и Раскольникова
Родион Раскольников и Соня Мармеладова – два главных героя произведения «Преступление и наказание» . Их объединяет одно – нарушение законов Божиих. Это две родственных души. Она не может оставить его в одиночестве и отправляется на каторгу вслед за ним. Это еще один духовный подвиг Сони Мармеладовой. Сам Раскольников невольно ассоциирует Соню со своей сестрой, которая решает выйти замуж за престарелого господина во имя спасения своего брата. Во всем произведении прослеживается готовность женщин жертвовать собой. В то же время автор пытается подчеркнуть духовную несостоятельность мужчин. Один – пьяница, другой – преступник, третий – чрезмерно жаден.
В чем именно заключается духовный подвиг Сони Мармеладовой
На фоне остальных персонажей произведения Достоевского Соня является воплощением самопожертвования. Раскольников во имя справедливости не замечает ничего происходящего вокруг. Лужин пытается воплотить идею капиталистического хищничества.
Почему Соня Мармеладова решилась на духовный подвиг и занялась проституцией? Ответов много. Прежде всего, для того, чтобы спасти умирающих от голода детей Катерины Ивановны. Подумать только! Каким чувством ответственности должен обладать человек перед абсолютно чужими людьми, чтобы решиться на такое! Второе – это чувство вины за собственного отца. Могла ли она поступь по-другому? Вряд ли. За всю историю никто не услышал от нее слов осуждения. Она никогда не просит большего. Каждый день наблюдая, как дети страдают от голода, видя, что у них нет самой необходимой одежды, Соня понимает, что это обычный тупик.
Духовный подвиг Сон Мармеладовой заключается в ее готовности принести себя в жертву. Ее образ и нравственные соображения близки народу, поэтому автор не осуждает ее в глазах читателя, а пытается вызвать сочувствие и сострадание. Она наделена такими чертами, как смирение и всепрощение. Но именно главная героиня спасает душу того самого Раскольникова и тех, кто был на каторге вместе с ним.
Соня Мармеладова является прекрасным сочетанием Веры, Надежды и Любви. Она никого не осуждает за совершенные грехи и не призывает искупить их. Это самый светлый образ! Духовный подвиг Сони Мармеладовой заключается в том, что она сумела сохранить чистую душу. Несмотря на процветание позора, подлости, обмана и злобы.
Она заслуживает самой высокой человеческой оценки. Сам называет пару Сони и Раскольникова никак иначе, как блудница и убийца. Ведь именно так они и выглядят в глазах богатых людей. Он пробуждает их к новой жизни. Их воскрешает вечная любовь.
© Vsevolod Sakharov . All rights reserved.
Соня Мармеладова. Характеристика и образ сочинение
План
1. Ф. М. Достоевский и его “Преступление и наказание ”.
2. Соня Мармеладова. Характеристика и образ
2.1. Трудная юность.
2.2. Любовь к людям.
2.3. Вера в Бога.
2.4. Знакомство с Раскольниковым.
3. Мое отношение к героине.
Ф. М. Достоевский - талантливый создатель сложных психологических произведений . Его главные герои - яркие противоречивые личности, с непростой судьбой и тяжелыми жизненными обстоятельствами . Сам писатель прожил трудную неординарную жизнь, перенес каторгу и заточение, разочарования и личные трагедии. Испытав многие страдания и горести, Достоевский постарался в своем творчестве отразить собственные размышления и выводы, которые он вынес из пережитого.
Свой роман “Преступление и наказание” Федор Михайлович задумал в ссылке, а приступил к его написанию после нескольких страшных событий, которые принесли ему неимоверные боль и страдания, - смерти жены и брата. Это были годы одиночества и борьбы с гнетущими мыслями. Поэтому невыразимой реалистичной тоской и жизненной грустью проникнуты строки его философско-психологичного романа.
Соня Мармеладова - центральная фигура этого произведения. Она предстает перед читателями кроткой и испуганной девушкой, худой и бледной, в дешевом ярком наряде. Несмотря на свою молодость - Сонечке нет и восемнадцати лет, - она уже достаточно увидала и испытала в этой жизни. Героиня перенесла смерть матери и потерю спокойного обеспеченного существования.
Отец ее - мелкий чиновник, женился на женщине с тремя детьми. Но не это стало трагедией в жизни девочки. Слабость и пристрастие отца к выпивке - вот то, что причиняет страдания всей его семье. Мармеладов неоднократно терял работу из-за пьянства и несколько раз брался за ум. Но, обладая малодушием и бесхарактерностью, он скатывался все ниже и ниже - в бездонную пропасть нищеты, порока и немощи, увлекая за собой близких ему людей.
Мачеха Сони - несчастная, больная чахоткой женщина, уже не может бороться с мужем и вести достойный образ жизни. Видя, как голодают ее дети и в каких обносках они ходят, чувствуя, что слабеет и теряет здоровье, Катерина Ивановна становится злобной и затравленной. Сонечка, глядя на скудость и нищету, в которую погружаются ее близкие, на болезненность мачехи и заброшенность маленьких детей, решается пожертвовать собой во спасение других. Она идет на панель.
Девушке нелегко дается такой поступок. Придя в первый раз с непристойной работы, она отдает все деньги Катерине Ивановне и ложится на постель, отвернувшись от всех к стене. Не слышно, но горько плачет Соня по своей невинности, а мачеха “весь вечер в ногах у ней на коленках простояла, ноги ей целовала”. Отец же в это время, наблюдая за падением дочери, лежал в стороне мертвецки пьяный.
Тяжело было Сонечке жить в таких условиях, не ощущая ни сострадания, ни поддержки, ни нежности, ни тепла. Но не озлобилась девушка в своих страданиях, не ожесточилась… Чтобы она ни делала, все делала из любви к людям, к своим родным. Никогда Соня не осуждала отца за его пьянство и слабоволие, никогда слова плохого о нем не сказала. Хотя это была явная вина Мармеладова в том, что его семья бедствует, и что его дочь вынуждена была продавать себя и кормить его детей. Но Сонечка не винила ни отца, ни мачехи за свою искалеченную молодость, а кротко и покорно жертвовала собой.
Она отдавала заработанные деньги тем, кто, по сути, были ей чужие, - мачехе и сводным братьям и сестрам. Несмотря на свою слабость и порочный образ жизни, девушка все также оставалась чистой душой и невинной сердцем, все также глубоко прощала и самоотверженно любила. Осознавая свой грех, она стеснялась себя и стыдилась. Она не могла даже сесть в присутствии обычных женщин, считая себя недостойной и оскверненной.
В то же время, Соня Мармеладова предстает перед нами не слабой безвольной героиней, а стойкой, мужественной и выносливой. Она могла бы наложить на себя руки от безысходности и отчаяния, как и сказал ей однажды Раскольников: “Ведь справедливее, тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить!” Но нет, девушка находит в себе силы жить дальше. Жить дальше и бороться. Бороться за нищее, убогое существование несчастных детей, многострадальной мачехи, жалкого отца.
Поддерживает Соню в такое нелёгкое для нее время не только любовь к ближним, но и вера в Бога. В вере она находит успокоение и умиротворение, именно она дарует девушке тихую радость и чистую совесть. Сонечка не фанатично набожна или показано благочестива, нет. Она любит Бога, она любит читать Библию, она находит отраду и благодать в своей вере. “Что бы я без Бога - то была?” - недоуменно восклицает главная героиня. Она благодарна создателю уже за то, что жива, за то, что может дышать, ходить, любить.
Испытывая смятение и смутное угрызение совести, Раскольников приходит к Соне и признается ей в преступлении. Необычный и удивительный происходит между ними разговор, который открывает перед нами новые прекрасные качества Сонечки Мармеладовой. Родион рассказывает ей о своей страшной теории и сознается в двойном убийстве. Сколько нежности, доброты и понимания выказывает бедная девушка к страдающему молодому человеку. Она не осуждает его, не отталкивает, а старается понять и протянуть руку помощи. “Нет никого несчастнее тебя в целом свете”, - искренне жалеет она Раскольникова.
Девушка видит его боль, его страдания, она старается осознать мотивы и побуждения ужасного поступка, а не спешит осудить или раскритиковать. Пытаясь вникнуть в теорию Раскольникова, Соня остается верной себе и своим принципам. “Это человек - то вошь?” - со страхом удивляется она и старается доказать любимому человеку, что жизнь, чья бы она ни была, - священна и неприкосновенна, что никакими доводами и объяснениями невозможно оправдать убийство.
Девушка побуждает Родина раскаяться и признаться во всём властям. Ей кажется, что таким образом он искупит свой страшный грех и найдет успокоение. А она, освященная и одухотворенная своей самоотверженной любовью, разделит с дорогим мужчиной его наказание: “Вместе! Вместе! - повторяла она как бы в забытьи и вновь обнимала его, - в каторгу с тобой вместе пойду!” Соня, прекрасная в своем самопожертвовании, сдержала обещание. Она последовала за Раскольниковым в ссылку, стойко терпела его холодность и черствость, нежностью своей старалась растопить лед в его душе и вернуть ему прежнюю жизнерадостность и бодрость. Очень хочется надеяться, что это у нее получилось, и что девушка сделала счастливым главного героя и сама обрела личное счастье.
Мое отношение к Соне Мармеладовой полно восхищения и удивления. Каким неподдельным благородством обладает эта девушка, вынужденная торговать собой, сколько в ней возвышенности и величия души! Она очень тонко чувствует людей, она свято верит в добро и чудеса, она готова жертвовать собой, лишь бы другим было хорошо. Обладая непритворной кротостью и нелицемерной любовью, имея искреннюю веру в Бога, Сонечка Мармеладова старается улучшить мир так, как может.
Благодаря ее стараниям и уговорам, перед Родионом открылся путь к раскаянию. А это значит очень многое - она спасла душу молодого человека . На примере Сони Мармеладовой я также увидела, что нельзя судить человека, какими бы ни были его дела и поступки. Не зная, что побуждает его поступать так или иначе, не зная его чувств, горестей и переживаний, не допустимо порицать или осуждать, чтобы ни произошло. Нужно всегда понимать, что даже у самого плохого поступка есть смягчающие обстоятельства, и что даже самый отъявленный грешник может быть заложником обстоятельств.