Дидактические игры по продуктивным видам деятельности. Дидактические игры по изобразительной деятельности
А.В.Боргуль Игры 02 Сен 2016
Игра - это работа ребенка, а игрушки - его инструменты. Игра детям нужна не меньше пищи и вашей любви. В игре ребенок изучает мир, поэтому для него необходимо создавать обучающую среду, с разными игрушками и занятиями. Важно также чтобы у ребенка было свое пространство, где он смог бы играть самостоятельно, складывать пирамидку, укладывать
«Угадай и расскажи»
Цель: Закрепить знания детей о народной игрушке , как об одной из форм народного декоративно-прикладного искусства; узнавать игрушку по изображению, уметь объяснить свой выбор, выделять элементы росписи, её колорит и композицию узора на изделии. Развивать эстетический вкус.
«Городецкие узоры»
Цель: Закреплять умение детей составлять Городецкие узоры, узнавать элементы росписи, запомнить порядок выполнения узора, подбирать самостоятельно цвет и оттенок для него, развивать воображение, умение использовать полученные знания для составления композиции.
«Распиши платок для мамы»
Цель:
«Художественные промыслы»
Цель: Закрепить знания детей о народных художественных промыслах; находить нужный промысел среди других и обосновать свой выбор.
«Собери гжельскую розу»
Цель: Закреплять умение детей составлять гжельскую розу способом аппликации по мотивам гжельской росписи, поддерживать интерес е гжельскому промыслу.
«Собери матрёшку»
Цель:
«Дорисуй узор»
Цель:
Ход игры:
«Найди друзей среди красок »
Цель:
Ход игры: на листах бумаги нарисованы силуэты предметов. Воспитатель дает задание найти среди предметов « друзей » желтой, зеленой, синей, красной красок. Дети находят предметы, которые отвечают определенному цвету, раскрашивают их.
«Составь натюрморт»
Цель:
Ход игры:
«Закончи картинку»
Цель: обнаружить уровень формирования восприятия и определения предмета за его частями, уметь его дорисовать; развивать фантазию, воображение.
Ход игры: на картинках частично нарисованы предметы (зайка, елка.). Нужно узнать предмет, дорисовывать части, которых не хватает, и раскрасить.
«Подготовим стол к празднику»
Цель: развивать умение подбирать оттенки к основным цветам, составлять красивую цветовую гамму .
Ход игры: перед детьми лежат разного цвет (красного, желтого, синего, зелёного) вырезанные бумажные скатерти и по 4 - 5 оттенков предметов бумажной посуды каждого цвета. Задание заключается в том, чтобы подобрать к основному цвету его оттенки. Предметы посуды подбирать так, чтобы цвет гармонировал со скатертью.
Настольная игра «Домино»
Цель: Закрепить знания детей о декоративно-прикладном искусстве – игрушке; умение находить нужную игрушку и обосновать свой выбор. Закрепить знание об изготовлении народной игрушки и особенности каждой. Воспитывать любовь к прекрасному.
«Распиши платок для мамы»
Цель: Закрепить знания детей об искусстве русской шали. Развивать у детей эстетический вкус, учить составлять простейшие узоры из различных декоративных элементов (цветов, листьев, бутонов, веточек и т.д.), умение подбирать цветовую гамму узора.
«Художественные промыслы»
Цель : Закрепить знания детей о народных художественных промыслах; находить нужный промысел среди других и обосновать свой выбор.
«Собери гжельскую розу»
Цель : Закреплять умение детей составлять гжельскую розу способом аппликации по мотивам гжельской росписи, поддерживать интерес е гжельскому промыслу.
«Собери матрёшку»
Цель: Закреплять знания детей о народной игрушке – матрёшке; умение собирать матрёшку из частей по способу мозаики. Выделять элементы украшения. Воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.
«Дорисуй узор»
Цель: игра направлена на развитие внимания и памяти детей, развитие чувства симметрии с последующим разрисовыванием.
Ход игры: на листе бумаги нарисовано начало узору. Детям нужно продлить узор дальше и раскрасить.
«Найди среди красок друзей»
Цель: обнаружить уровень знаний детей в выборе краски, которая отвечает цвету предмета; выполнить рисунок в цвете
Ход игры: на листах бумаги нарисованы силуэты предметов. Воспитатель дает задание найти среди предметов «друзей» желтой, зеленой, синей, красной красок. Дети находят предметы, которые отвечают определенному цвету, раскрашивают их.
«Составь натюрморт»
Цель: совершенствовать композиционные навыки, умение создавать композицию на определенную тему (натюрморт), выделять главное, устанавливать связь, располагая изображение в пространстве.
Ход игры: в конверте находятся изображения разных овощей, фруктов, а также разных ваз, тарелок, блюд, корзинок. Детям нужно выбрать предметы и создать свой натюрморт.
Текстовая HTML-версия публикации
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ Методическое пособие Составила Н.А.БайдюковаАктуальность: В этом методическом пособии представлена коллекция дидактических игр, которая разработана и изготовлена на основе интеграции познавательной и художественно-продуктивной деятельности детей дошкольного возраста в целях развития мышления средствами изобразительного творчества. Иногда объяснить ребенку какой-то материал бывает очень сложно. И конечно еще сложнее объяснить его так, чтобы он его запомнил. И здесь на помощь воспитателю приходят дидактические игры. Они применяются в воспитательно-образовательном процессе с самого начала обучения ребенка в различных образовательных областях. Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка. Я предлагаю вашему вниманию примеры таких игр, которые я использую в своей работе. Дети активно включаются в дидактическую игру уже на этапе ее подготовки (изъявляют желание вместе с педагогом создавать дидактический материал) и тем самым осмысленно, творчески, индивидуально решают познавательные задачи. Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами: (игрушками, природным материалом ), настольно-печатные и словесные игры. В
играх с предметами
используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.
В играх решаются задачи на сравнение, квалификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: дети упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку(цвету, форме, назначению и другим), что очень важно для развития отвлечённого, логического мышления. Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как малыши ещё не могут находить едва заметные различия между предметами. В средней группе в игре используются такие предметы, в которых разница становится менее заметна. В играх с предметами дети выполняют задания, требующие запоминания окраски предметов, различие в цветах.
Настольно-печатные игры
– интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. Подбор картинок по парам
.
Самое простое задание в такой игре– нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые по цвету, оттенку, или две куклы одетых в одинаковые по цвету, окрасу платья.
Словесные игры
построены на словах и действий играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющие представления о предметах, углублять знания о них. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи, описывают предметы, находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным свойствам, признакам, и т.д.. С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребёнок преодолевает легко, не замечая, что его учат. В словесных играх развивается внимание, сообразительность, быстрота мышления, выдержка, чувство юмора.
Дидактические игры по цветоведению: Издавна цвет считался одним из важных свойств предметов и явлений окружающей жизни. Уже в древнем мире люди пытались определить воздействие цвета на человека. Считалось, что цвет влияет на настроение и самочувствие человека, что он может не только радовать, но и вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски или грусти. Одни цвета успокаивают нервную систему, (зелёный, синий, голубой), другие, наоборот, раздражают, возбуждают (красный, оранжевый, пурпурный, жёлтые цвета). Иными словами, каждый цвет оказывает на нас определённое эмоциональное воздействие.
Д/И «Собери Гусеничку»
Цель:
Развивать чувство цвета.
Материал:
Мордочки Гусеницы основных цветов (красный, зелёный, синий,
жёлтый), круги различных оттенков основного цвета.
Задание:
Несколько вариантов игр, для
разного возраста
. Можно собрать гусеничку из
холодных (или тёплых) цветов; или начиная с самого
тёмного цвета
до
самого светлого. Ещё один вариант: среди множества цветов нужно найти и
его оттенки.
Д/И «Снеговик и Солнышко»
Цель:
Развивать чувство цвета. Уточнить с детьми понятия «теплые и
холодные цвета»
Материал:
Изображение Снеговика и Солнышка, цветные круги в тёплой и
холодной цветовой гамме.
Задание:
Подобрать любимые цвета Снеговика (холодные) и Солнышка (тёплые).
Д/И «Составь букет для Алёнушки и Снегурочки»
Цель:
Уточнить с детьми понятия «теплые и холодные цвета»; продолжать
учить составлять картинку, используя при этом теплую и холодную цветовую
гамму.
Материал:
2 картинки с изображением Алёнушки и Снегурочки, Цветные
круги или цветы в тёплой и холодной цветовой гамме.
Задание:
Внимательно рассмотрев картины, по сигналу педагога положить
рядом с персонажем круги, (цветы) придерживаясь соответствующёй цветовой
гаммы.
Д/И «Попугай художник»
Цель:
Уточнить с детьми название цвета; продолжать учить сравнивать и
находить одинаковый цвет.
Материал:
картинка с изображением попугая, цветные капельки.
Задание:
Внимательно рассмотрев картину, необходимо найти капли краски
одинакового цвета с перьями попугая.
Д/И «Волшебная палитра»
Цель:
Развивать чувство цвета.
Материал:
Гуашь. Палитра.
Задание:
Педагог предлагает детям поиграть с палитрой и красками.
Смешивая краски можно получать различные оттенки цветов. Можно
предложить изобразить, как светлеет небо на рассвете, с помощью синей и
белой красок. Разбеливать синюю краску нужно на палитре, постепенно
добавляя белила и последовательно нанося мазки на лист бумаги.
Главное – добиться, чтобы оттенки изменялись как можно равномернее.
Предложить детям нарисовать, как заходит солнце (от оранжевого к
красному цвету), как желтеют листья осенью (от зелёного к жёлтому).
Д/И «Веселая палитра»
Цель:
Развивать чувство цвета.
Материал:
Карточки с предметами. Палитры с оттенками цветов.
Задание:
Назови каждую картинку и покажи на палитре ее цвет.
Подбери все пары: лимонный - лимон...(и т.д.) А теперь попробуй угадать,
как можно назвать другие цвета. Найди среди картинок морковку и
на палитре подходящий. Как называется этот цвет? (Оранжевый.) Но можно
сказать и по-другому - морковный. Покажи на палитре свекольный цвет.
Сиреневый. Оливковый. Если трудно, сравнивай с изображениями плодов,
цветов. Как бы ты назвал цвет сливы? (Фиолетовый, или иначе - сливовый.)
Чем
желтый цвет
отличается от лимонного? (Лимонный - это оттенок
желтого с легкой примесью зеленого.)
Дидактические игры на развитие творческого
воображение:
Д/И «Волшебные картинки»
Цель:
Учить детей создавать образы на основе схематического изображения
предмета.
Материал:
Лист бумаги с незаконченным изображением. Цветные карандаши.
Задание:
Дорисуй картинку. Отметить наиболее
интересные картинки
, когда
ребята придумывают что- то своё, непохожее на другие картинки.
Д/И «Чудесный лес»
Цель:
Научить детей создавать в воображении ситуации на основе их
схематического изображения.
Материал:
Листы бумаги, на которых нарисовано несколько деревьев и в
разных местах расположены неоконченные, неоформленные изображения.
Цветные карандаши.
Задание:
Педагог раздает детям листы бумаги и предлагает нарисовать лес,
полный чудес, а затем придумать и рассказать про него историю.
Д/И «Угадай, что получится?»
Цель:
Развивать воображение, фантазию, творчество.
Материал:
Лист бумаги, карандаши.
Задание:
Педагог предлагает кому-то первому из детей начать изображать
предмет (линию), но не полностью. Следующий ребёнок говорит, что это,
может
быть,
и
дорисовывает
ещё
одну
линию.
Следующий
должен
придумать ещё что-нибудь и дорисовать в соответствии со своим замыслом.
Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих уже не сможет
изменить
рисунок
по-своему.
Выигрывает
тот,
кто
внёс
последнее
изменение.
Д/И «Чего на свете не бывает?»
Цель:
Материал:
Цветные карандаши. Бумага.
Задание:
Педагог предлагает ребёнку нарисовать то, чего на свете не бывает.
Затем
просит
рассказать,
что
он
нарисовал
и
обсудить
рисунок:
действительно ли то, что на нём изображено, не встречается в жизни.
Д/И «Что это может быть?»
Цель:
Развивать воображение.
Материал:
Гуашь. Палитры.
Задание:
Педагог предлагает детям нарисовать сладкое, круглое, ароматное,
свежее,
душистое,
солёное,
зелёное
и
т.д. Игру
можно
повторять
неоднократно, используя каждый раз новый материал.
Д/И «Симметричные предметы»
Цель:
Закреплять
с
детьми
представление
о
симметричных
предметах,
знакомство с профессией гончара.
Материалы:
Шаблоны
кувшинов,
ваз
и
горшков,
разрезанные
по
оси
симметрии.
Задание:
У гончара разбились все горшки и вазы, которые он изготовил для
продажи
на
ярмарке.
Все
осколки
перемешались.
Надо
помочь
гончару
собрать и «склеить» все его изделия.
Д/И «Расскажи об их настроении»
Цель:
Развивать восприятие, внимание, воображение.
Материал:
Иллюстрации с изображением лиц людей, выражающих различные
эмоциональные состояния. Бумага. Цветные карандаши.
Задание:
Педагог
предлагает
посмотреть
на
картинку,
изображающую
лицо
человека и рассказать о его настроении. Предложить детям нарисовать лицо –
загадку. Игру можно повторять с разным материалом.
Д/И «Поможем художнику»
Цель:
Развивать творческое воображение.
Материал:
Цветные карандаши. Бумага.
Цель:
Педагог
предлагает
детям
нарисовать
необычную
машину,
на
которой
можно попасть в
волшебную страну
. Нарисовать и рассказать о своей машине.
Д/И «Придумай сам»
Цель:
Развивать воображение, фантазию.
Материал:
Бумага. Краски. Палитры. Фломастеры.
Задание:
Педагог предлагает ребенку представить, что он прилетел на другую
планету и нарисовать то, что он мог бы там увидеть. Когда рисунок будет готов,
можно предложить ребенку придумать историю.
Д/И «Веселый гном»
Цель:
Научить детей создавать образы на основе восприятия схематического
изображения предмета.
Материал:
Картинка с изображением гнома с мешочком в руках и несколько
вырезанных из бумаги мешочков разной формы, которые можно накладывать на
рисунок и менять в руках у гнома.
Задание:
Педагог показывает детям картинку и говорит, что в гости к детям
пришел гном; он принес подарки, но что дети должны угадать и нарисовать.
Д/И «Перевертыши»
Цель:
Учить
детей
создавать
в
воображении
образы
предметов
на
основе
восприятия
схематических
изображений отдельных деталей
этих
предметов.
Материал:
Карандаши. Листы бумаги с изображением половинки предмета.
Задание:
Педагог предлагает детям пририсовать к фигурке все, что угодно, но
так, чтобы получилась картинка. Затем надо взять еще одну карточку с такой же
фигуркой, положить ее вверх ногами или боком и превратить фигурку в другую
картинку. Когда дети выполнят задание – взять карточки с другой фигуркой.
Д/И «Составь портрет»
Цель:
Закреплять
знания
о
жанре
портрета.
Развивать
чувство
пропорции.
Материал:
Разнообразные
модификации
частей
лица.
Бумага.
Цветные
карандаши.
Задание:
Педагог предлагает детям из
разных частей
лица составить портрет.
Определить настроение и нарисовать портрет.
Д/И «Подводный мир»
Цель игры:
Закреплять знания детей об обитателях
подводного мира
. Учить
детей
внимательно
рассматривать
форму,
окраску,
особенности
строения
подводных
обитателей.
Учить
создавать
многоплановую
композицию
на
подмалевке. Развивать мелкую моторику. Активизировать словарь детей.
Материал:
Иллюстрации с изображением обитателей подводного мира. Бумага.
Акварель.
Задание:
Вместе с педагогом дети вспоминают, кто живет в морях и океанах,
уточняют строение тела и окраску. Затем на подмалевках дети создают картину
подводного мира, располагая предметы многопланово. Фишку получает тот
ребенок, у которого получилась более
интересная картина
, тот, кто использовал
много деталей для создания картины подводного мира.
Д/И «Кто нарисует больше предметов овальной формы?»
Цель:
Закреплять умение детей быстро находить сходство овалов,
расположенных горизонтально, вертикально или по диагонали, с целыми
предметами
растительного мира
или их частями, дорисовывать изображения.
Материал:
Карточки с изображениями овалов в разном положении, карандаши
цветные и простые, фломастеры, мелки.
Задание:
Педагог предлагает детям нарисовать овалами не менее 5 изображений
растений, раскрасить их соответствующим цветом, комбинируя при этом
различный изобразительный материал для полноты сходства с оригиналом.
Д/И «Витражи»
Цель:
Развивать воображение, чувство цвета и формы.
Материал:
Бумага. Фломастеры. Цветные карандаши. Гуашь.
Задание:
Педагог предлагает детям с закрытыми глазами нарисовать линиями
изображение на листе бумаги. Затем рассмотреть получившееся изображение,
придумать, на что оно похоже и раскрасить его красками.
Игры на развитие
мелкой моторики
рук
1.
Самомассаж пальцев и ладоней с помощью шестигранного
карандаша
Карандаш в руках катаю, (
Прокатываем карандаш между ладонями
)
Между пальчиков верчу. (
Прокатываем карандаш между указательным и
большим пальцами).
Непременно каждый пальчик (
Прокатываем карандаш между большим и
средним пальцами)
Быть послушным научу, (
Прокатываем между большим и безымянным
пальцами, а затем между большим пальцем и мизинцем)
Упражнение проделывается левой и правой рукой.
2.
Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик погулять»
Раз, два, три, четыре, пять (
Удары по столу пальчиками обеих рук.
Левая начинает с мизинца, правая - с большого пальца
)
Вышел дождик погулять. (
Беспорядочные удары по столу пальчиками
обеих рук)
Шел неспешно, по привычке,
(«Шагают» средним и указательным
пальцами
обеих рук по столу)
А куда ему спешить?
Вдруг читает на табличке: (Ритмично ударяют то ладонями, то
кулачками по столу)
«По газону не ходить!»
Дождь вздохнул тихонько: (
Часто и ритмично бьют в ладоши
)
- Ох! (Один хлопок)
И ушел
. (Ритмичные хлопки по столу)
Газон засох.
3. Пальчиковая гимнастика «Рыбка»
Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть.
(Сложенными вместе ладонями
дети изображают, как плывет рыбка.)
Рыбка, рыбка, озорница, Мы хотим тебя поймать. (
Грозят пальчиком
)
Рыбка спинку изогнула,
(Медленно сближают ладони.)
Крошку хлебную взяла.
(Делают хватательное движение обеими руками.)
Рыбка хвостиком махнула,
(Снова изображают, как плывет рыбка.)
Рыбка быстро уплыла.
(Снова «плывут».)
4. Пальчиковая гимнастика «Подарки»
Дед Мороз принес подарки:
(Дети «шагают» пальчиками по столу.)
Буквари, альбомы, марки,
Кукол, мишек и машины,
Попугая и пингвина,
Шоколадок полмешка (
На каждое произнесенное название подарка загибают
по одному пальчику сначала на правой, потом на левой руке
)
И пушистого щенка
! (Делают из пальчиков
правой руки
мордочку щенка,
согнуты средний и указательный пальчики - «ушки».)
Гав! Гав!
5. Самомассаж пальцев и ладоней рук
Раз, два, три, четыре, пять -Вышли пальцы погулять
.(Поочередно соединять
пальцы подушечками) (Хлопки в ладоши).
Этот пальчик самый сильный
Самый толстый и большой
Этот пальчик для того, Чтоб показывать его
Этот пальчик самый длинный
И стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный,
Избалованный он самый.
А мизинчик, хоть и мал,
Очень ловок и удал.
Раз, два, три, четыре, пять -
Вышли пальцы погулять.
Погуляли, погуляли
И домой пришли опять
(Поочередный массаж пальцев от
основания к ногтю по внешней стороне левой руки (При повторении-
правой руки) начиная с большого.)(Интенсивно растереть кисти (Энергично
встряхивать кистями рук.)
Художественное слово:
Волшебник
Владимир Данько
Волшебник кисточкой взмахнул -
И ожил лист бумажный:
Донёсся грома дальний гул,
И дунул ветер влажный.
И вот уж ливень грозовой
На сад цветущий льётся!
И человечек, как живой!
Под зонтиком Смеётся!..
Я рисую осень.
Я рисую осень.
Жёлтые листочки.
Из лесу приносят
Рыжие грибочки.
Веточка рябины,
Будто бы заря.
Вот какие краски,
Краски сентября.
Окуну я в осень
Кисточку свою.
Осень золотая,
Я тебя люблю.
Мы идём по парку.
Всюду листопад.
Осени багряной
Каждый очень рад.
Литература:
Бондаренко А.К. «Дидактические игры в
детском саду
»: Книга для
воспитателя детского сада.– 2-е издание,доработанное– М.;
Просвещение,1991 г.
КомароваТ.С.,Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном
творчестве.– М., Педагогическое общество России,2002 г.
Лыкова И.А.Программа художественного воспитания,обучения и развития
детей2-7 лет «Цветные ладошки». – М.,«Карапуз-Дидактика»,2006 г.
Под редакцией Н.П. Сакулиной и Н.Н. Поддьякова.Сенсорное воспитание
в детском саду, (Методические указания), - М.,«Просвещение»,1969 г.
Дидактические игры по изодеятельности для дошкольников.
На сайте "Страна Мастеров" есть очень интересная страничка Сергеенко Елены. Из её работ я предлагаю вашему вниманию подборку дидактических игр по изодеятельности на развитие восприятия цветовых оттенков, логического мышления, творческого воображения.
1.Работаю в детском саду почти 20 лет. За это время накопилось много дидактических игр по изодеятельности, сделанных своими руками. Эти игры можно применять в индивидуальной работе с детьми, закреплять пройденную тему и в диагностике. Предлагаю Вам несколько игр. Игры на развитие цветовидения. Собираем букет для Снегурочки (холодные) и для Солнечного Лучика (тёплые).
2.Игра "Собери гусеничку". Несколько вариантов игр, для разного возраста. Можно собрать гусеничку из холодных (или тёплых) цветов; или начиная с самого тёмного цвета до самого светлого.
3.Ещё один вариант: среди множества цветов найти зелёные и его оттенки (для маленьких детей).
4.Похожая игра. Подобрать любимые цвета Снеговика (холодные) и Солнышка (тёплые).
5.А это - карточки - арифметические примеры на составление дополнительных цветов из основных.
6.Примеры могут быть и на вычитание.
7.Другой вариант арифметических примеров.
8.Художник рисовал осень (или др. время года), разводил краски на палитре. По сочетанию красок надо найти эту палитру.
9."Назови цвета осени, лета..."
10.Для самых маленьких. 2 - 3 года.
11."Найди цвета, которыми нарисован петушок". Дети выбирают из предложенных цветных карточек цвета которые есть на петушке.
12.Игры на закрепление знаний жанров живописи.
13."Нарисуй портрет". Дети "рисуют" эмоции (радость, страх и т.д.)
14.Из предложенных карточек дети выбирают те, которые можно взять для рисования натюрморта (или пейзажа).
16."Собери натюрморт". дети выбирают предметы и красиво составляют натюрморт.
18.Игры по декоративно-прикладному искусству. Выбирают элементы городецкой росписи (здесь есть и не городецкие элементы) и
раскладывают узор на доске.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям обвести свою ладонь с раскрытыми пальцами. После завершения подготовительной работы он говорит: «Ребята, у вас получились похожие рисунки; давайте попробуем сделать их разными. Дорисуйте какие-нибудь детали и превратите обычное изображение ладони в необычный рисунок ». Фантазия ребенка позволит превратить эти контуры в веселые рисунки: в осьминога, ежа, птицу с большим клювом, клоуна, рыбу, солнце и т. д. Пусть малыш раскрасит эти рисунки.
"Подводный мир"
Цель игры: закрепить знания детей об обитателях подводного мира. Учить детей внимательно рассматривать форму, окраску, особенности строения подводных обитателей. Учить создавать многоплановую композицию на подмалевке. Развивать мелкую моторику. Активизировать словарь детей.
Ход игры: Вместе с педагогом дети вспоминают, кто живет в морях и океанах, уточняют строение тела и окраску. Затем на подмалевках дети создают картину подводного мира, располагая предметы многопланово. Фишку получает тот ребенок, у которого получилась более интересная картина, тот, кто использовал много деталей для создания картины подводного мира.
«Кто больше и быстрее нарисует кружочки»
Цель: упражнять детей с помощью рисования по трафаретам в изображении кругов
разной величины
, учить детей дорисовывать к кругам прямые линии, изображать яблоко и ягоды вишни.
Материал: трафареты с прорезями кругов разной величины, фломастеры, листы бумаги.
Ход занятия: Педагог предлагает рассмотреть трафареты, выделить большие и маленькие круги, показывает, как накладывать трафарет, как обводить. Можно предложить детям раскрасить круги, не снимая трафарета, закрашивание вести круговыми движениями, так, как рисуют клубочки ниток. Можно показать детям преобразование кругов в мячи путем деления круга двумя линиями: одна рисуется - слева - направо, а другая рисуется - справа - налево.
«Чудесный лес»
Цель: научить детей создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.
Материал: одинаковые листы бумаги, на которых нарисовано несколько деревьев и в разных местах расположены неоконченные, неоформленные изображения. Наборы цветных карандашей.
Ход игры: Взрослый раздает детям листы бумаги и предлагает нарисовать лес, полный чудес, а затем рассказать про него историю.
Дидактические игры по конструированию
«Геометрические фигуры»
Цель: ознакомление детей с основными геометрическими фигурами.
Материал: карточки с изображением домика, елочки, солнышка и т. Д. из
геометрических фигур
.
Ход игры. После беседы по картинкам попросите ребенка показать квадрат (треугольник, круг, прямоугольник), затем обвести карандашом фигуры, изображенные пунктирными линиями, после чего рас красить картинку. В процессе работы чаще повторяйте с ребёнком слова: "Шарик круглый, окно квадратное..."
«Сопоставь»
Материал: рисунки с изображением геометрических фигур и реальных предметов, хорошо знакомых дошкольникам.
Ход игры. Детям предлагают два рисунка, на одном изображены геометрические тела (куб, цилиндр, шар, конус и др.), на другом реальные предметы, хорошо знакомые дошкольникам, просят назвать, на какое геометрическое тело похож тот или иной предмет. Предложите ребятам поиграть в игру "На что похоже?" - отыскать в окружающем пространстве предметы, напоминающие знакомые им геометрические тела. Попросите детей показать и назвать круглые, квадратные, фигуры на одном и другом рисунке.
«Вспомни, на что похоже»
Цель игры: упражнять детей в назывании геометрических фигур.
Материал: карточки с изображением геометрических фигур.
Ход игры. Детям предлагают карточки с изображением строительных деталей. Воспитатель просит назвать деталь и вспомнить предметы, имеющие с ней сходство, обосновать при этом, почему он эти предметы указывает.
«Создай схему»
Цель игры: развитие логического мышления дошкольников.
Материал: плоскостные геометрические фигуры, фломастеры, листы бумаги, контурные схемы, строительные наборы.
Ход игры. Предложите детям выложить на бумаге из предварительно вырезанных картонных геометрических фигур различные несложные изображения построек (вид спереди), затем обвести все фигуры фломастерами - получатся схемы. Их можно использовать в качестве пособий по плоскостному моделированию (Детям
подготовительной группе
предлагают создавать контурные схемы, обводя не каждую геометрическую фигуру, а
общий контур
объединенных в модели фигур.) Затем дети получают задание разделить данные схемы, конкретизировать их (раскрасить). Усложнение: предлагается соорудить постройки по контурным схемам.
Дидактические игры по лепке
Формы
Цель: закрепить представление о плоских и объемных геометрических формах; направить инте¬рес на их сравнение и анализ сходства—различия; вылепить из теста объемные формы, глядя на их схематичное или неполное изоб¬ражение на плоскости; создать условия для экспериментирования с вылеп¬ленными формами развивать простран¬ственное мышление и воображение.
Материал. Вылепленные из теста формы и фигурки (объемные и рельефные); вырезанные из цвет¬ной плотной бумаги геометрические формы; рисун¬ки геометрических тел.
Варианты занятий. В зависимости от поставлен¬ной дидактической задачи, учитель демонстрирует детям те или иные геометрические формы, сообщает цель упражнения, объясняет
необходимые условия
или правила.
Вылепить три разных шара, которые могут быть разными по размеру, окраске или по двум признакам сразу. Во что можно превратить каждый из них и все вместе.
. Вылепить три разных круга. (Как можно это сделать?)
. Вылепить три разных кубика. (Во что можно превратить каждый из них и все вместе?)
. Вылепить три разных квадрата.
. Вылепить три разные пирамиды. (Во что можно превратить каждую из них и все вместе?)
. Вылепить три разных треугольника. (Как можно это сделать?)
. Вылепить несколько геометрических тел.
. Вылепить несколько геометрических фигур.
. Вылепить домик из нескольких форм.
. Слепить двух похожих цыплят, но из разных форм.
Змейка
Цель: развитие мелкой моторики детей.
Материал: пластилин, доска для лепки, стека
Ход игры. Предложите ребенку раскатать из яркого цветного пластилина длинный и тонкий валик, хвост заострить, голову приплюснуть. Вспомните, как шипит змея: «Ш-ш-ш». Ребенок может с помощью стеки передать особенности поверхности образа — прорезать штрихами «чешуйки»; нанести узор в виде прямых, волнистых, пересекающихся линий.
Несуществующее животное.
Цель: развитие воображения, развитие мелкой моторики.
Материал: пластилин, стека, доска для лепки
Ход игры. Взрослый просит ребенка представить далекие планеты, на которых обитают неведомые, фантастические животные. И также представить себе, что появился зоопарк, где можно посмотреть на этих животных. Взрослый предлагает ребенку придумать и слепить какое-нибудь необычное животное для этого зоопарка. Ребенок должен слепить воображаемое животное, дать ему название, рассказать историю о нем.
Загадки и отгадки.
Цель: развитие воображения.
Материал: пластилин, стека, доска для лепки.
Ход игры. Взрослый сообщает детям, что сейчас они будут слушать загадки и отгадывать их необычным способом — лепить отгадки, не произнося отгадку вслух. По очереди загадывает загадки и предлагает детям создавать отгадки в виде вылепленных фигур. Уточняет, что лепить можно как объемные, так и рельефные изображения. Ещё лучше постараться объединить отгадки в общую композицию. Во время одной игры можно предложить 2—5 загадок.
Дидактические игры по аппликации
Собери красивую пирамидку.
Цель: учить собирать пирамидку в определенном порядке (от темного оттенка к светлому).
Материал: на каждого ребенка пирамидка, состоящая из плосок трех (четырех) оттенков одного цвета.
Ход игры. Каждому ребенку предлагается составить пирамидку определнного цвета (от темного к светлому). Приклеить ее на свой листочек.
Дидактическая игра по художественно-эстетическому развитию для дошкольников 5-7 лет «Украсим сервиз»
Описание игры:
Дидактическая игра по художественно-эстетическому развитию «Украсим сервиз» комплексная, состоит из нескольких вариантов, позволяющих использовать её с детьми разного уровня развития, а также поддерживать длительную мотивацию детей к данной игре.
Возраст детей: Игра предназначена для детей от 5 до 7 лет.
Цель игры : приобщение к изобразительному искусству; развитие эстетического восприятия, образного представления , творческого воображения, художественного вкуса и чувства гармонии; содействие развитию самостоятельности и творческой активности детей; вызов радостного настроения, эмоционально-положительного состояния.
Задачи:
- расширять познавательные способности детей по оформлению чайного сервиза;
- развивать способность находить посуду к каждому отдельному набору;
- украшать предметы по образцу;
- обогащать представления детей о многообразии способов украшения;
- побуждать придумывать новые виды украшений для посуды;
Инициировать самостоятельный выбор детьми
художественных образов
и вариантов композиции;
- развивать умения украшать сервиз, учитывая выбранный стиль и сюжет;
- формировать интерес к рисованию и опыт
художественной деятельности
на основе освоения «языка искусства» и общей ручной умелости.
Материалы:
- карточки с изображением чайного сервиза;
- отдельные картинки с чайником, сахарницей, блюдцами и чашками из одинаковых сервизов;
- картинки с силуэтом посуды из чайного сервиза;
- разные украшения, вырезанные из бумаги и ткани (цветочки, кружки, квадраты, бабочки, бантики и так далее).
- ножницы, цветная бумага или картон, ткань для
самостоятельного создания
элементов декора;
- фишки за правильные ответы.
Ход игры:
1 вариант игры:
Дети рассматривают картинки чайных сервизов, имеющих
разный стиль
украшения и сюжет (с цветочками, с горохом, с животными). Детям предлагается назвать посуду, входящую в состав чайного сервиза (чашка, блюдце, заварочный чайник, сахарница). Затем воспитатель просит выделить основные признаки каждого набора (по цвету, сюжету, величине, расположению изображения). За правильные ответы дети получают фишку. Выигрывает тот, у кого к концу игры их будет больше.
Цель игры: знакомство с понятием сервиз, определение признаков его классификации, выделение художественно-эстетическим особенностей оформления посуды из одинакового сервиза.
2 вариант игры:
Перед детьми выкладываются предметы из разных чайных сервизов. Все предметы перемешаны и лежат в общей массе в центре стола. Дети самостоятельно отбирают предметы к одинаковым сервизам, объясняя при этом свои действия. Воспитатель просит некоторых детей рассказать о своём сервизе.
Цель игры: развитие способности классифицировать предметы по художественно-эстетическому оформлению; развитие мыслительных операций анализа, сравнения и обобщения; совершенствование умений рассуждать, доказывать, обосновывать свои решения.
3 вариант игры:
Дети украшают силуэт посуды по предложенным образцам, используя готовые украшения.
Цель игры: развитие способности оформления чайного сервиза по образцу.
В этом варианте игры дети постепенно начинают развивать фантазию, изменяя оформление предметов по
собственному желанию
(меняя цветовую гамму, расположение элементов декора).
4 вариант игры:
Дети украшают
чайный сервиз
, выкладывают орнамент по собственному замыслу, создавая оригинальные дизайнерские решения.
Цель игры: развитие творческого воображения по украшению предметов; закрепление знаний о том, что в одном сервизе посуда должно быть похожа по сюжету и по стилю оформления.
5 вариант игры:
Дети самостоятельно создают элементы декора для своего сервиза и украшают его.
Цель игры: развитие воображения по созданию украшений и использования их для оформления предметов; продолжение закрепления знаний о том, что в одном сервизе посуда должно быть похожа по сюжету и по стилю оформления.
Методическая ценность игры: Разработанная дидактическая игра «Украсим сервиз» соответствует ФГОС ДО. Она в игровой деятельности развивает творческий потенциал ребёнка, образное и ассоциативное мышление, самостоятельность и творческую активность. Её актуальность заключается в том, что в соответствии с ФГОС дошкольного образования в представленной игре решаются основные задачи художественно-эстетическое развития детей: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства ; становление эстетического отношения к окружающему миру; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной). В игре можно выделить и основные направления художественно-эстетического развития ФГОС ДО: приобщение к искусству; изобразительная и конструктивно-модульная деятельность.
В игре «Украсим сервиз» используются разнообразные средства реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»:
- организация атмосферы творчества и мотивация игры;
- доступные возрасту виды художественно-творческой деятельности;
- учёт индивидуальных особенностей детей;
- бережное отношение к процессу и результату детской деятельности.
Таким образом, игра способствует взаимосвязи художественно-продуктивной деятельности с другими видами детской творческой активности (игра и конструирование).
С помощью дидактической игры «Украсим сервиз» дети прежде всего учатся рисовать. Она развивает творческое начало в детях, так необходимое в жизни.