Сильная молитва Семистрельной Божьей Матери — Умягчение злых сердец. Об иконе Божией Матери «Умягчение злых сердец
Икону Божией Матери «Умягчение злых сердец » называют еще «Симеоново проречение». На ней символически изображено пророчество святого Симеона Богоприимца, произнесенное им в Иерусалимском храме в день Сретения Господня: И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец.
«Умягчение злых сердец» пишется с вонзенными в Ее сердце мечами - по три справа и слева, один снизу. Число «семь» в Священном Писании обычно означает полноту, избыточность чего-либо, а в данном случае - полноту и бескрайность того горя, печали и «болезни сердечной», которые испытала Богородица во время Ее земной жизни. Иногда на коленях Пречистой Девы пишется еще и Предвечный Младенец.
Выбор образа меча на иконе не случаен, поскольку он связан в человеческом представлении с пролитием крови.
Существует и другое толкование образа семи мечей, пронзающих грудь Пресвятой Богородицы . Семь стрел на иконе - это полнота скорби Божьей Матери. Но страдает Она теперь не оттого, что видит муки Сына, распятого на кресте, душу Пречистой пронзают острые стрелы наших грехов. Это - семь главных греховных страстей человека. Каждый проступок, каждое действие, которое спровоцировано злым чувством, недоброй мыслью, поворачивает в груди нашей самой первой Заступницы перед Богом те самые стрелы, или на других образах - мечи, причиняя боль любящему сердцу Матери. А Она, как мы помним, все равно готова молить Сына о каждом из нас, кто прибегает к Ее святому заступничеству.
Образ «Умягчение злых сердец» происходит, по всей видимости, из Юго-Западной Руси, однако исторических сведений о нем, к сожалению, нет; неизвестно даже, где и когда образ явился.
Празднование этому образу совершается в Неделю Всех святых (в 1-е воскресенье после Троицы) .
Икона Божией Матери «Семистрельная»
Очень близок к «Умягчению злых сердец» и другой чудотворный образ — икона Божией Матери «Семистрельная» . Разница между ними лишь в том, что на «Семистрельной» мечи пишутся иначе — три с правой стороны Пречистой и четыре с левой, а празднование ей совершается 13 августа по старому стилю .
По преданию, «Семистрельной» более 500 лет, однако особенности живописи и то, что она написана на наклеенном на доску холсте, говорят о более позднем происхождении - видимо, этот список был сделан в XVIII столетии с не дошедшего до нас оригинала.
Чудотворная икона Божией Матери «Семистрельная» северорусского происхождения. До революции она пребывала в Иоанно-Богословской церкви на берегу реки Тошни, неподалеку от Вологды. Предание об этой иконе похоже на многие подобные истории о явленных в видениях чудотворных Богородичных образах.
Некий крестьянин Кадниковского уезда много лет страдал от хромоты и уже отчаялся в возможности исцеления. Однажды в тонком сне Божественный голос повелел ему найти на колокольне Богословской церкви, где хранились ветхие иконы, образ Пресвятой Богородицы и с верой помолиться перед ним об исцелении своего недуга. Придя в храм, крестьянин не сразу смог исполнить то, что было указано ему в видении. Лишь после третьей просьбы крестьянина не верившие его словам церковнослужители позволили ему подняться на колокольню. Оказалось, что икона, покрытая сором и грязью, словно простая доска служила ступенькой лестницы, по которой поднимались звонари. Ужаснувшись этому невольному кощунству, священнослужители отмыли образ и отслужили перед ним молебен, после чего крестьянин обрел полное исцеление.
В 1830 году, когда большую часть Европейской России , в том числе и Вологодскую губернию, постигла страшная эпидемия холеры, жители Вологды обнесли «Семистрельную» икону торжественным крестным ходом вокруг города. После чего холера отступила так же внезапно, как и пришла.
После 1917 года чудотворный образ исчез из Иоанно-Богословской церкви, а в 1930 году в ней прекратились богослужения. В июле 2001 года приход церкви Иоанна Богослова вновь обрел жизнь, однако святыня в храм пока не вернулась.
Перед иконой Пресвятой Богородицы «Семистрельная», или «Умягчение злых сердец», молятся при вражде или гонениях, об умиротворении враждующих, а также в озлоблении сердца - о ниспослании дара терпения.
Икона Божией Матери «Жиздринская Страстная»
Существует также еще один Богородичный образ, имеющий свою особую историю, который непосредственно носит название «И Тебе самой душу пройдет оружие» (он же - «Жиздринская Страстная»). На этой иконе Пресвятая Богородица изображена в молитвенном положении; одной рукою Она поддерживает лежащего у Ее ног Младенца, а другой прикрывает Свою грудь от семи направленных в нее мечей.
Чудотворная «софринская» икона
Среди чудотворных списков иконы «Умягчение злых сердец» в настоящее время особым почитанием пользуется мироточивая икона, явленная в России в конце ХХ столетия. Эта икона, произведенная полиграфическим способом на предприятии Русской Православной Церкви «Софрино», была приобретена в обычной церковной лавке.
3 мая 1998 года ее владелица Маргарита Воробьева заметила, что по поверхности иконы стекает миро. История мироточения и кровоточения просто потрясает. В 1999 году перед взрывами домов в Москве на Иконе изменился лик Богородицы, под глазами появились темные круги , в квартире стало пахнуть ладаном. 12 августа 2000 года, в день гибели подводной лодки «Курск», на Иконе Богоматери появились крохотные кровоточащие ранки. С тех пор образ мироточит и кровоточит постоянно. Она мироточит так обильно, что миру собирают литрами. А кровоточит в преддверии трагических событий, при этом проведенная экспертиза показала, что кровь человеческая, первой группы…
Именно ЖИВАЯ Божия Матерь по-разному встречает приходящих к Ней на поклон людей, кого-то исцеляя, кому-то помогая, иные даже не могут подойти к Семистрельной Иконе... например, в подворье Оптиной пустыни, в Ясенево, где образ нередко бывает по воскресеньям, замечена одна женщина, она всегда просит мужчин, чтобы подвели ее приложиться к Иконе насильно. Вырываются же все одержимые с нечеловеческой силой, и сами не могут приблизиться к святыне. Зато с каждым разом сопротивление ослабевает.
Более того, Божия Матерь сама выбирает себе дорогу… неоднократно Ее просто не могли довезти до места назначения, как говорится «плутали в трех соснах» и забывали дорогу туда, где до этого бывали множество раз… «не идет Икона»…
Сотни верующих приходят молиться пред этим образом, прося умягчить сердца врагов, облегчить страдания родных и близких, и получают утешение. Не вспомнить всех удивительных свидетельств и сотворенных Иконой Божией Матери чудес и не перечислить имена всех исцелившихся больных и получивших умиротворение просящих.
Для ее хранения в подмосковной деревне Бачурино была построена часовня (Адрес: Московская область, Ленинский район , д. Бачурино. Проезд: 3 км от МКАД по Калужскому шоссе до поворота на с/х Коммунарка (после здания «Мострансгаз»)). На протяжении 15 с лишним лет хранителем иконы является муж Маргариты Сергей.
Храм-часовня в честь Иконы Божией Матери (Умягчения злых сердец), д.Бачурино
Мироточивая икона посетила многие епархии России, а также неоднократно была за границей - в Белоруссии, на Украине и в Германии. Многие люди, с любовью и благоговением поклонявшиеся этому образу Царицы Небесной, засвидетельствовали случаи исцелений и чувство особой духовной радости, которое они ощущали от прикосновения к святыне. 27-29 января 2009 года мироточивая икона Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец» пребывала в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя города Москвы на Поместном Соборе Русской Православной Церкви. В присутствии этой святыни, а также чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, состоялись избрание и интронизация нового Предстоятеля Русской Православной Церкви - Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Как свидетельствуют очевидцы, после избрания 16-го патриарха Московского и всея Руси Кирилла икона Божией Матери «Умягчение злых сердец», находящаяся на аналое в Храме Христа Спасителя, обильно замироточила.
Сейчас известная на весь мир икона практически без перерывов находится в паломничествах по всему миру от США до Австралии, от Афона до Дальнего Востока . И везде, где появляется эта икона, происходят чрезвычайные события и чудеса: икона щедро изливает свое цельбоносное миро, начинают мироточить другие иконы, люди исцеляются от неизлечимых болезней и происходит нескончаемое чудо умягчения злых сердец.
В Мурманском храме младенец, которого мама приложила к иконе, неожиданно громко и ясно произнес: «Она плачет!» И все встало на свои места. Воистину «устами младенца глаголет истина», ибо стало понятно, свидетелями чего мы являемся, зачем нам дано это чудо, что именно изливает нам образ Царицы Небесной в виде этого кристально чистого и благоухающего мира. Это слезы Божьей Матери. Она плачет о нас. Об ожесточении наших сердец. О мире, отступающем от Ее Сына - Христа Бога нашего.
19 марта (по новому стилю) Церковью празднуется явление иконы Пресвятой Богородицы « Умягчение злых сердец ». Впервые увидела ее в частном собрании рогожского старообрядца в 1990-е гг. Тип иконы — Одигитрия. Она была «украинских писем»: лик Богоматери круглый, с мягкими чертами лица, также был круглолиц и Богомладенец с книгой в руке. Их одежды багрового цвета были богато украшены жемчугом и золотным шитьем, а на груди Богоматери висел медальон с Крестом. Но все ли мы знаем об этой иконе? И почему существует две разные иконографии с одним и тем же названием? Эти вопросы давно меня мучили, и, наконец, пришло время разобраться, в чем же тут дело.
В старообрядчестве и новообрядчестве (да простят мне читатели столь условные термины) под одним и тем же названием почитаются две совершенно разные по иконографии иконы. В староверии икона «Умягчение злых сердец» восходит к древней, написанной, по преданию, евангелистом Лукой. Она позднее получила название «Ченстоховской», что отсылает нас к истории Польши. К слову сказать, кровь русского человека — река национальностей, и аз, многогрешная, не исключение. Влился в мою реку, якобы, и ручеек из польской крови. Может, поэтому Матка Боска Ченстоховска, как называют поляки самую почитаемую на их родине икону Богоматери, так притягивает к себе? А еще ее называют «Черная Мадонна» из-за почерневшего от времени лика.
Удивительно, но икона почитается и католиками, и православными. Краткая история образа такова. Святая равноапостольная Елена получила древнюю икону в дар. Она привезла ее в Константинополь и установила в часовне царского дворца, где святой лик простоял пять столетий. В конце XIII века с великими почестями образ был перенесен на Русь двоюродным братом Александра Невского князем Перемышльским, Холмским, Галицким и Волынским Львом Даниловичем (что документально не подтверждено). Однако святыня уже тогда прославилась чудесами. Когда земли западной части Украины отошли к Польше, князь Владислав Опольский во время осады замка Белз татарами обратился за помощью к чудесному образу. Он вынес его на стену замка, и на татар, по легенде, спустилось густое облако. Перепугавшись, татары бежали. Затем Владислав во сне увидел образ Богородицы, которая просила его перенести икону в окрестности Ченстохова и поместить на Ясную гору. По указанию Девы Марии князь вывез туда икону в 1382 году. С тех пор и до сего дня Ченстоховская икона Божьей Матери там и находится.
Некоторые считают, что популярностью данного образа в среде староверов мы обязаны ветковцам. Как известно, старообрядцы бежали в XVII в. от правительственных гонений в Польшу и поселились на Ветке — городе на р. Сож (ныне Гомельская обл.), в землях, принадлежавших Халецким и другим представителям польской шляхты. Икона очень полюбилась русским людям. Она писалась, например, ярославскими иконописцами Романова-Борисоглебска. В статье Татьяны Игнатовой о выставке « » в Российской академии художеств говорится о ведущем художнике того времени Максиме Федоровиче Архиповском. В частности, приводится его иконный образец Богоматери «Умягчение злых сердец» начала XIX века.
Иначе выглядит икона «Умягчение злых сердец», почитаемая в новообрядческой среде и называемая «Семистрельная». Икона изображает Богоматерь без Младенца, с семью стрелами в руках, прижатых к груди. Мечи трактуются как символ печали и сердечных мук, которые испытывала Богоматерь в земной жизни. По преданию, икону в XVIII в. обрел хромой крестьянин из Кадниковского уезда Вологодской губернии. Во сне он увидел Богоматерь, велевшую отыскать Ее икону на колокольне Иоанно-Богословской церкви, расположенной на берегу р. Тошни. Преодолевая боль, крестьянин поднимался на колокольню, а когда споткнулся и перевернул последнюю ступень, то обнаружил икону Божией Матери с семью стрелами.
Чаще всего говорят о католических корнях данной иконографии, восходящих к юго-западной части Руси, что особенно видно, например, на иконе «Васильковская». Сказание об этой иконе гласит, что однажды некий слепец Василий был брошен в лесу своей дочерью. Заблудившись, он прилег и заснул. В тонком сне ему явилась Богоматерь, повелевшая раскопать меж листьев, на которых он лежит, ямку, в которой Василий найдет воду. Богородица повелела ему омыть этой самой водой глаза, и тогда он прозреет. Так Василий и сделал, и тотчас прозрел. Тут он увидел в кустах икону с образом Пречистой, именно такой, в котором Она явилась ему во сне. Иконография этой иконы отличается от Семистрельной: здесь изображен один меч, вонзенный в середину груди Богоматери. На Ее голове корона, плат накинут на голову по образу западноевропейских Мадонн.
Но вернемся к Ченстоховской иконе. Как мы уже говорили, образ из Ченстоховы — это тип Одигитрии. Как считают ученые, он является списком с константинопольской иконы, написанной в XII веке. В 1430 году икона «получила рану» от иконоборцев-таборитов — последователей Яна Гуса. Через четыре года икону написали на старой доске, изобразив на щеке Богоматери рану от меча. Принадлежавший ордену паулинов монастырь на Ясной горе в 1621-1633 гг. был огражден мощными стенами. Именно благодаря этому шведы, вторгшиеся в Польшу в 1655 году, не смогли взять Ченстоховскую крепость, несмотря на то, что уже взяли Варшаву и Краков. Неудачная осада крепости стала переломом в военных действиях — шведы потерпели поражение. 1 апреля 1656 г. польский король Ян Казимеж торжественно провозгласил Богоматерь Ченстоховскую покровительницей и заступницей Польши, «Польской королевой».
Царь Алексей Михайлович Тишайший вел переговоры с Яном Казимежем и выступил на его стороне против шведов. Вероятнее всего, именно в XVII веке об иконе и ее чудесах узнали и на Руси, т.е. до раскола и появления ветковцев в Польше. Исследователь древнерусской живописи Ирина Бусева-Давыдова указывает, что списки с польской святыни стали появляться у нас в 1670-е гг. Так, в обширный свод сказаний о чудотворных иконах, составленный сторожем Кремлевского Успенского Собора Симеоном Моховиковым в 1715-1716 гг., включено сказание о Ченстоховском образе. Последнее, в свою очередь, заимствовано им из книги украинского писателя и проповедника Иоанникия Голятовского «Небо новое с новыми звездами», вышедшей в Киеве в 1665 г. Бусева-Давыдова подчеркивает, что гравюра Григория Тепчегорского, сопровождавшая текст, была исполнена с неизвестного польского оригинала, изображавшего Богоматерь на стенах Ченстоховской обители. Так иконография польской иконы укоренилась в русской иконописи.
На вопрос, почему старообрядцы чаще икону называют не Ченстоховской, а «Умягчение злых сердец», исследовательница отвечает, проанализировав семейный образ Богоматери середины XVIII в. Икона принадлежала Варваре Ивановне Челищевой — двоюродной племяннице императрицы Елизаветы Петровны. На ней имеется надпись:
Идеже бо Творящеся Железо от блата; Дева Вселися Дражайша Злата. Да людемъ Жестокия Нравы умягчаетъ; И железные К Богу Сердца обращаетъ.
По-русски это звучит так:
Там, где от болота творится железо, поселилась Дева, которая дороже золота, чтобы умягчать людям жестокие нравы и обращать к Богу железные сердца.
Эти строки взяты из Дмитрия Ростовского. Дело в том, что в 1687 году в местечке Рудня Могилевской епархии, где шла выплавка болотной руды, была обретена чудотворная икона Богоматери Рудненской, являвшаяся списком с Ченстоховской иконы. Дмитрий Ростовский на обретение иконы откликнулся «эпиграммой», слова из которой приведены нами выше. В Малороссии и западнорусских землях иконы с одной и той же иконографией зачастую имели разные названия. Так за Ченстоховской укрепилось название «Умягчение злых сердец».
С мягкой иронией Бусева-Давыдова отмечает, что тема «умягчения злых сердец» для простого русского человека всегда была актуальной. В каноне за единоумершаго есть пронзительные слова:
Молим Тя, безначальне Отче и Сыне и Душе Святыи, злобою душу злобнаго мира озлобленную и к Тебе Зиждителю, пришедшую, во адово дно не отрини, Боже Спасе наш.
Это троекратное повторение о злобе ввергает в тяжелые размышления. В каноне иконе Пресвятой Богородице «Умягчение злых сердец» есть много умилительных просьб «спасти от злых человек ». Действительно, два качества в людях неизменно пугают — злоба и жадность, однако куда страшнее наблюдать эти страсти в себе. Искренно молясь канон, мы не только призовем к себе в защитники от замышляющих нам зло людей и духов злобы поднебесной Саму Богоматерь, мы просто станем добрее…
События из истории иконыТочное происхождение иконы «Умягчение злых сердец» окутано неизвестностью – предполагается, что она пришла откуда-то из Юго-Западной Руси, а туда, возможно, и с Запада, поскольку известно почитание этого образа в католицизме. Иначе эту икону называют «Симеоново проречение», исходя из текста Евангелия от Луки о праведном Симеоне Богоприимце – старце, которому было открыто, что он не уйдет из жизни, пока не увидит Младенца–Мессию. И когда на сороковой день после рождения Христа Его принесли в храм, то туда по зову Божию пришел и Симеон. Взяв на руки Сына Божия, он произнес слова, которые стали известны как молитва Симеона Богоприимца и звучат на каждой вечерней службе: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу твоему с миром…» После этого, благословив Святую семью – Марию-Богородицу и святого Йосифа, старец обратился к Марии со словами, которые и стали «Симеоновым проречением». В нем он предрек раздоры между последователями Христа и фарисеями, страдания самого Господа на Кресте и то, что душу Пречистой также пронзят боль и страдание за сына и весь род человеческий во всей полноте. На полноту Её горестей символически указывает число семь (знак полноты чего-либо) – количество стрел (или мечей), изображенных на иконе.
С сюжетом этой иконы, происходящим от «Симеонова проречения», часто связывают еще одну икону – «Семистрельную». Разница с «Умягчением злых сердец» заключается в композиции иконы: на иконе «Умягчение…» стрелы пишутся по три справа и слева и одна снизу, а на «Семистрельной» – три с правой стороны и четыре с левой.
Икона «Семистрельная» пришла с Русского Севера, из Вологодчины. Ее первое местонахождение – Иоанно-Богословская церковь на берегу реки Тошни, что течет недалеко от Вологды, притока реки, название которой носит и город. По преданию, этой иконе более полувека, но, по всей вероятности, это более поздний список с первоначального, поскольку писан на холсте, наклеенном на доску, что свойственно приемам иконописи, возникшим примерно в XVIII веке, а первоначальный образ утрачен.
Предание об обретении исходного образа таково. Некий крестьянин, проживавший в Кадниковском уезде Вологодчины, много лет мучился неизлечимой хромотой. Однажды он задремал и сквозь дрему услышал голос, который велел ему отыскать образ Богоматери на колокольне той самой Иоанно-Богословской церкви. Три раза просил крестьянин позволить ему взойти на колокольню, помолиться перед тем образом, поскольку там хранились обветшалые иконы, но ему не верили и только на третий раз разрешили подняться. И тут, споткнувшись, он взглянул под ноги и на пошатнувшейся и затем случайно перевернутой ступени увидел богородичный образ! Оказалось, что когда-то кощунственным образом из доски, на которой была писана икона, сделали одну из ступеней лестницы. По ней из года в год поднимались священники и звонари, наступая на образ Пречистой, обращенный при вделывании в лестницу ликом вниз.
Икона была загрязнена, покрыта мусором. Служители церкви пришли в ужас от такого святотатства, вынули икону из лестницы, отчистили ее и с молитвами поместили в церкви. Крестьянин также сердечно помолился перед ней и получил исцеление своего недуга.
Если продолжить разговор о современном нам обретении одного из списков иконы «Умягчение злых сердец», то известно событие, которое произошло во время Великой Отечественной войны на юге от Воронежа, в Белогорье, которое так названо по белым известняковым скалам на правобережье Дона, где, как известно, воевали союзные итальянские войска фашистской коалиции. В декабре 1942 года солдаты из взвода одной из горно-стрелковых частей нашли в разбитом бомбой доме икону «Умягчение злых сердец», которую передали капеллану 1 по имени Поликарпо из Вальданьи.
Как говорили жители этих мест, икона ранее принадлежала пещерному Воскресенскому Белогорскому мужскому монастырю близ Павловска, что недалеко от Воронежа. Итальянцы назвали ее «Madonna del Don» – «Донская мадонна», но эта икона не имеет ничего общего с образом, известным как Донская Богоматерь. В январе 1943 года итальянские войска были разбиты. Отец Поликарпо забрал эту икону при отступлении с собой на родину, где в Местре – на материковой части Венеции – была выстроена для нее часовня. Сюда много лет приходят родственники и близкие погибших в России в Великую Отечественную войну итальянских солдат.
На юго-западе Калужской губернии известна икона того же типа, она находилась в городе Жиздра. По соборной описи в ее названии значатся слова из «Симеонова проречения»: «И Тебе самой душу пройдет оружие», и празднование ее совершается также 13/26 августа. Здесь еще один вариант написания: в отличие от иконы «Умягчение злых сердец» и «Семистрельной» на этой иконе Богоматерь поддерживает лежащего у Ее ног Младенца одной рукой, другой – прикрывает грудь от направленных на Нее семи мечей.
Какое чудо произошло
Со времени чудесного обретения иконы, ее версии «Семистрельная» на Вологодчине прошло немало лет, об этом событии стали забывать. Однако в 1830 году в Вологодской губернии началась эпидемия холеры, которая выкосила огромное количество жителей. Святыня тогда была перенесена в Вологду в летнюю церковь Дмитрия Прилуцкого на Наволоке. Православные вологодцы обнесли икону крестным ходом вокруг города, и эпидемия прекратилась так же внезапно, как началась.
В память о чудесном прекращении страшной эпидемии жителями Вологды был заказан новый список с чудотворной иконы, который поставлен в Дмитриевской церкви, и от него также стали происходить чудеса исцеления.
Спустя век, в 1930 году, по понятным причинам богослужения в церкви прекратились. Когда в 2001 году они возобновились, чудотворной иконы там уже не было. Возможно, настанет время, и эта икона вновь явится миру, которому следует помнить, что наша нетерпимость, наш вечный поиск повода для мелкой и крупной розни – не более чем ссора братьев и сестер перед светлым ликом общей Матери, вечно молящей о нас Сына Своего.…
Чудеса иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец» в наше время
В настоящее время есть мироточивая икона Божией Матери «Семистрельная» в храме Архангела Михаила при клиниках на Девичьем поле (город Москва, м. «Спортивная», «Фрунзенская»).
В июне 2008 года образ Богоматери «Умягчение злых сердец» привезли на некоторое время из Москвы в Рязань. Лик Пречистой, говорили свидетели, был покрыт благоухающими струями мира. Ранее, в 2004 году, чудотворная икона была привезена в Толгскую обитель, и там она, при служении молебнов, источала ароматное миро, благоухание которого также разливалось по всему храму.
Во время пребывания иконы в Толгском женском монастыре также происходили чудесные явления. Например: некая прихожанка со слезами радости на глазах поведала о чудесном обращении к Богу ее горячо любимой дочери. «Дочь моя, - говорила она, - посещала несколько лет секту “Новое поколение”. Она сердилась, когда я говорила ей о Толгском монастыре и чудотворной иконе. Все-таки я уговорила ее посетить Толгский женский монастырь . При первом посещении монастыря она осталась равнодушна, а на иконы и святыни вообще не обратила внимания. Милостью Царицы Небесной мне удалось уговорить ее поехать в Толгский монастырь, когда в нем пребывала икона Божией Матери “Умягчение злых сердец”. Чудотворный мироточивый образ подействовал на мою дочь потрясающе. Она как бы медленно приходила в себя и вдруг сказала: “Мама, а ведь я некрещеная”. После чего она покрестилась и стала ходить в православную церковь . Я очень благодарна Матери Божией за это великое чудо, так как Она возвратила мне любовь и понимание моей дочери. Мне хочется пожертвовать на украшение этой дивной чудотворной иконы самое дорогое, что у меня есть, - обручальное золотое кольцо ». Такими словами закончила она свой рассказ и отдала хранителям иконы свою драгоценность, которая теперь украшает образ “Умягчение злых сердец”» 2 .
«Поразительная история произошла у меня с иконой Богородицы “Умягчение злых сердец”, – рассказывает автор проекта «Иконы XXI века» Кристина Кондратьева. – Ее написал Юрий Кузнецов для одной женщины по просьбе ее дочери. Икона была заказана к определенному числу, но написана была раньше. У икон свои сроки... C оказией икону очень быстро передали мне в Москву. Так как график дел у меня достаточно плотный, я в течение двух дней не успевала или забывала на нее посмотреть. И вот на третий день вспомнила. А настроение было в тот момент хуже некуда. Бывает... Открываю я упаковку, вижу икону и... Слезы как хлынут! А с ними вышла и заноза, которая в сердце была да ныла. И так легко на душе и светло стало, что в этот же момент решила я, что и мне эта икона очень нужна. Образ написан так, будто говорит Богородица: "Что же вы так? Не нужно". И вроде не просит ни о чем, не укоряет, а сердце само как будто мягчает. А главное – злость, гнев, обида – все проходит. Остается только... да на самом деле ничего не остается, спокойствие одно. В этом образе все сказано. Посмотрите на него, и Вы все почувствуете, и слова будут лишними. Вот уж воистину “умягчение злых сердец”...»
Значение иконы
О какой бы из икон, которые восходят по событийности к «Симеонову проречению», мы бы не говорили, великое значение этой иконы состоит в том, что она – призыв самой Божией Матери к милосердию. Испытавшая великую меру материнского страдания на земном пути, Пречистая и сегодня – страдает. Она взяла в усыновление род людской, а этот род никак не может примириться внутри себя. Более того, он ищет и находит все новые и новые поводы к войнам, раздорам, недружелюбию, нетерпимости, формы противостояния, иногда совершенно нелепые. Этот трогательный и трагический образ страдающей Матери всех послан людям в надежде, что они, воочию увидев, как страдает Она, отдавшая на Распятие Своего невинного Сына, взошедшего на казнь ради искупления грехов человечества, остановятся, задумаются.
Что, в сущности, происходит? Человечество получило искупление грехов через Его Распятие, но не перестало лелеять свои пороки. И каждый проступок, каждое действие, которые спровоцированы злым чувством, недоброй мыслью, поворачивает в груди нашей самой первой Заступницы перед Богом те самые стрелы, или на других образах – мечи, причиняя боль любящему сердцу Матери. А Она, как мы помним, все равно готова молить Сына о каждом из нас, кто прибегает к Ее святому заступничеству. И если поглубже, подольше подумать об этом перед Ее иконой «Умягчение злых сердец» , то можно поверить, что эти мысли переродятся в чувства, способные смягчить самые жесткие души.
_______________________________
1 Капеллан – католический священник, сопровождающий войска в военных походах
2 Пример взят с сайта газеты «Царские врата», №4, 2005; http://bogolub.narod.ru
В жизни человека часто возникают сложные периоды, и сил на то, чтобы справиться со всеми невзгодами и проблемами, просто не хватает. В таких ситуациях многие обращаются за помощью к Высшим силам. Огромной силой обладает молитва Божьей Матери «Умягчение злых сердец». Она помогает людям справиться как с физическими, так и с душевными проблемами. Произносить ее принято перед иконой, которая имеет такое же название.
На иконе изображена Богородица, у которой в руках находится семь мечей, символизирующие собой самые важные и смертельные человеческие грехи. Мечи расположены так: три с правой и с левой стороны, и один направлен вниз. Есть также очень похожая икона, которая называется «Семистрельная». На нем также изображена Богородица с мечами, но у нее они расположены по-другому: с одной стороны три, а с другой четыре. Икона «Умягчение сердец» является отражением сильных страданий, которые испытывает Богородица за своего Сына на протяжении всей жизни. Поэтому было выбрано именно семь мечей, поскольку это число символизирует собой полноту чего-либо, в данном случае страданий.
Молитва «Умягчение злых сердец»
Молитвы перед этим образом помогают признать свои ошибки и искупить за них вину.
В чем еще помогает молитва Богородице «Умягчение злых сердец»:
- Основное предназначение этого образа заключается в избавлении человека от плохих мыслей и совершения различных злодеяний.
- Позволяет она оградиться самому и уберечь свой дом от прихода людей с плохими намерениями. Именно поэтому рекомендуется иметь в своем доме икону «Умягчение злых сердец».
- Молитва к иконе «Умягчение злых сердец» читается также в том случае, когда в отношениях с близкими людьми возникают конфликты и недопонимания. Многим известно, что Божья Матерь является главной защитницей семейного очага. Молитвенные обращения к ней помогают вернуть в семью гармонию, любовь и тепло. Стоит заметить, что помогают они как в отношениях между супругами, так и в тандеме родители-дети.
В православном молитвослове можно найти и Богородице «Умягчение злых сердец», который обладает огромной силой. Его можно читать не только для восхваления Божьей Матери, но и в сложных ситуациях , когда нужна помощь и поддержка.
Молитва не является простым набором слов и чтобы она дошла до Высших сил, необходимо учитывать некоторые правила произношения. В первую очередь это касается искренности, поскольку сказанные слова должны идти от сердца. Не менее важна непоколебимая вера в Бога и его силы.

- Лучше всего произносить слова перед иконой, стоя на коленях или сидя за столом. Необходимый образ можно найти в любой церковной лавке. Рекомендуется также перед иконой зажечь свечи.
- Важно, чтобы во время общения с Высшими силами ничего не отвлекало, причем это касается не только внешних раздражителей , но и собственных мыслей. Внимание должно быть сконцентрировано исключительно на молитве.
- Лучше всего, если во время произношения молитвы на теле будет крестик, а женщинам также рекомендуется надеть платок на голову.
- Начинать нужно с троекратного произношения молитвы «Отче наш», не забывайте после каждого раза .
- Лучше всего читать молитвы утром и делать это стоит каждый день.
Помните, что не стоит ожидать помощи на просьбы, которые связаны с какой-либо выгодой или корыстью. Не стоит просить и наказать врагов или других людей. Подобные обращения всегда остаются без ответа. Важно, чтобы человек раскаялся в своих грехах и очистился от всего груза на душе.
Богословие употребило священные поэтические изображения для описания умных сил, не имеющих образа, имея в виду наш разум, заботясь о свойственной ему и ему сродной способности возвышаться от дольнего к горнему и приспособляя к его понятиям свои таинственные священные изображения.
Святой Дионисий Ареопагит.
«О небесной иерархии»
«Умягчение злых сердец»… Сколько в одном названии этой иконы надежды - надежды на то, что будет когда-нибудь торжествовать правда на земле, что люди станут добры и милосердны, станут любить друг друга. И как трудно это в нашем ожесточенном мире, и подчас только вид чужого страдания способен смягчить наше собственное злое сердце…
Эту икону называют еще «Симеоново проречение». Как повествует евангелист Лука, праведному старцу Симеону Богоприимцу было предсказано Духом Святым, что не умрет он, пока не увидит Мессию. И вот когда родители на сороковой день после рождения Младенца принесли Его в Иерусалимский Храм, пришел туда «по вдохновению» и Симеон, взял Младенца на руки (откуда и прозвание Богоприимец) и произнес знаменитые слова, которыми с тех пор завершается каждая служба вечерни и известные как Молитва святого Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром…» После же он благословил святого Иосифа и Пречистую Матерь Спасителя и обратился к Марии с тем самым Симеоновым проречением: «се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - и Тебе Самой оружие пройдет душу, -да откроются помышления многих сердец». Подобно тому как Христа пронзят гвоздями и копием, так и душу Пречистой поразит некое «оружие» печали и сердечной боли, когда узрит Она страдания Сына; после же откроются скрытые доселе помышления (о Мессии) людей, которым предстоит сделать выбор: с Христом они или против Него. Такое толкование Симеонова пророчества и стало предметом нескольких «символических» икон Богородицы. Все прибегающие к ним с молитвою чувствуют, что при умягчении сердца облегчаются страдания душевные и телесные, и сознают: когда молятся пред этими образами за врагов своих, тогда смягчаются их враждебные чувства, уступая место милосердию, утихают междоусобная брань и вражда.
Образ «Умягчение злых сердец» происходит, по всей видимости, из Юго-Западной Руси, однако исторических сведений о нем, к сожалению, не было никогда и никаких; неизвестно даже, где и когда икона явилась. Пречистая «Умягчение злых сердец» пишется с вонзенными в Ее сердце мечами – по три справа и слева, один снизу. Число «семь» в Священном Писании обычно означает полноту, избыточность чего-либо, а в данном случае – полноту и бескрайность того горя, печали и «болезни сердечной», которые испытала Богородица во время Ее земной жизни. Иногда на коленях Пречистой Девы пишется еще и Предвечный Младенец.
Празднование этому образу совершается в Неделю Всех святых (в первое воскресенье после Троицы).
Очень близок к «Умягчению злых сердец» и другой чудотворный образ - икона Божией Матери «Семистрельная». Разница между ними лишь в том, что на «Семистрельной» мечи пишутся иначе - три с правой стороны Пречистой и четыре с левой, а празднование ей совершается 13 августа по старому стилю.
«Семистрельная» - северорусского происхождения: она пребывала в Иоанно-Богословской церкви на берегу реки Тошни, что неподалеку от Вологды впадает в одноименную реку. Крестьянин Кадниковского уезда много лет страдал от хромоты, и никто не мог ему помочь. Но вот однажды в тонком сне некий голос повелел ему найти на колокольне Богословской церкви, где хранились ветхие иконы, образ Пречистой и помолиться перед ним об исцелении. Крестьянин несколько раз просил пустить его на колокольню, но его словам не верили. Лишь на третий раз позволили ему подняться на колокольню. Оказалось, что икона, покрытая сором и грязью, служила ступенькой лестницы, и звонари ходили по ней, словно по простой доске. Ужаснувшись невольному кощунству, церковнослужители отмыли икону и отслужили перед ней молебен, после которого крестьянин обрел исцеление. Прошло еще немало лет, сменились поколения, об этом чуде стали уже забывать, но вот в 1830 году Вологодскую губернию, как и большую часть Европейской России, постигла страшная эпидемия холеры. Во время нее святыни из Тошни были перенесены в Вологду и поставлены в «холодной» (летней) церкви Дмитрия Прилуцкого на Наволоке - в вологодском Заречье, справа от главного городского моста. Обратились тогда христолюбивые жители Вологды к «Семистрельной» и вместе с иными святынями обнесли ее торжественным крестным ходом вокруг города. Холера отступила также внезапно, как и пришла. Согласно преданию, этому образу было более пятисот лет, однако особенности живописи и то, что он написан на наклеенном на доску холсте, свидетельствуют о его гораздо более позднем происхождении - видимо, этот список был сделан в XVIII столетии с не дошедшего до нас изначального образа. В память же о чудесном избавлении Вологды от холеры горожане заказали и поставили в Дмитриевской церкви список с «Семистрельной», от которого со временем также стали происходить чудеса. Богослужение здесь прекратилось в 1930 году, возобновилось 13 июля 2001 года, однако святыни в храме не осталось.
Во время Великой Отечественной войны на юге Воронежской области, в местности, известной как Белогорье (от меловых скал на правом берегу Дона близ города Павловска), стояли воевавшие на стороне нацистов итальянские горнострелковые части. Во второй половине декабря 1942 года солдаты из взвода лейтенанта Джузеппе Перего нашли в разрушенном от бомбежек доме икону «Умягчение злых сердец», которую они передали своему военному священнику - капеллану отцу Поликарпо из Вальданьи. По словам местных жителей , эта икона происходила из пещерного Воскресенского Белогорского мужского монастыря близ Павловска. Итальянцы называли ее «Madonna del Don» («Донская Мадонна»; не следует путать этот образ с Донской Богоматерью). После Острогожско-Россошанского наступления советских войск в январе 1943 года остатки разбитого итальянского корпуса покинули пределы нашей страны. Капеллан Поликарпо взял «Донскую Мадонну» с собой в Италию, где в Местре (материковая часть Венеции) специально для нее была выстроена часовня, до сих пор остающаяся местом массового паломничества родных и близких итальянских солдат, погибших в России.
Наконец, еще одна чудотворная икона подобного же типа пребывала в соборе города Жиздра на юго-западе Калужской губернии, близ брянских земель, и была известна как «Страстная» или «И Тебе самой душу пройдет оружие», как значилось в соборной описи. Праздование ей совершалось также 13 августа – в один день с «Семистрельной» и с гораздо более распространенной «Страстной» иконой совсем иного вида (подлинный чудотворный образ находился в московском Страстном монастыре; на нем возле лика «Одигитрии» были изображены два Ангела с орудиями страстей Господних - крестом, губкою и копием). В отличие от таких страстных, на жиздринской иконе Пречистая написана в молитвенном положении; одной рукою Она поддерживает лежащего у Ее ног Младенца, другою же прикрывает Свою грудь от семи направленных в нее мечей.
Тропарь, глас 4
Умягчи наша злая сердца, Богородице, и напасти ненавидящих нас угаси, и всякую тесноту души нашея разреши, на Твой бо святый образ взирающее, Твоим страданием и милосердием о нас умиляемся и раны Твоя лобызаем, стрел же наших, Ты терзающих, ужасаемся. Не даждь нам, Мати Благосердая, в жестокосердии нашем и от жестокосердия ближних погибнути, Ты бо еси воистину злых сердец Умягчение.
Молитва
О многостральная Мати Божия, Превысшая всех дщерей земли, по чистоте Своей и по множеству страданий, Тобою на земли перенесенных, приими многоболезненныя воздыхания наша и сохрани нас под кровом Твоея милости. Инаго бо прибежища и теплого предстательства разве Тебе не вемы, но, яко дерзновение имущи ко Иже из Тебе Рожденному, помози и спаси ны молитвами Своими, да непреткновенно достигнем Царствия Небеснаго, идеже со всеми святыми будем воспевать в Троице Единому Богу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
26 / 08 / 2005