Лапа грифона. Грифоны

Крылатый грифон - сказочное животное, символизирующее господство Солнца над двумя стихиями - землей и небом. Грифона изображают с туловищем царственного льва, головой и крыльями орла - царя птиц, и со змеиным хвостом, а змеи, как известно, повелители подземного царства . Символически крылатый грифон – это воплощение земной силы и божественного, небесного разума.

Терзание коня грифонами. Фрагмент царской пекторали - 4 век до н.э. Тольстая могила

О скифских грифонах стерегущих золото, древние греки узнали из рассказов Геродота (греч. Ἡρόδοτος, лат. Herodotus) Галикарнасского (484 — 425 до н.э.), совершившего путешествие по северным землям Понта Эвксинского (Чёрного моря). В своём монументальном труде «Истории» Геродот рассказывает о скифах и гиперборея « выше исседонов живут одноглазые мужи - аримаспы. Над ними живут стерегущие золото грифы , а выше этих - » (IV, 13.)

В сказании о грифонах стерегущих золото скифов Геродот добавляет: «Так вот и о них сведения есть, а о том, что находится выше них, исседоны говорят - там есть одноглазые люди и грифы, стерегущие золото. Переняв от исседонов, это рассказывают скифы, а у скифов позаимствовали мы, прочие, и называем их по-скифски аримаспами ; ведь словом «арима» скифы обозначают «одно», а словом «спу» - «глаз» . (IV, 27.)

В народных преданиях сохранились рассказы о грифонах, живших в древней Скифии, к северу от Чёрного моря , в местности, богатой золотом и драгоценными камнями. Грифоны выкапывали сокровища когтями и выстилали ими свои гнёзда. Одноглазые аримаспы мечтали отнять эти богатства и вели постоянные войны с грифонами.

Одноглазыми аримаспов называли потому, что они никогда не спали или спали в «пол глаза» и всегда были начеку, целились, закрыв один глаз, и всегда были готовы выстрелить из лука. Аримаспы передвигались на быстрых лошадях, но грифоны нападали на них, и терзали коней своими крепкими и острыми, как кинжалы, когтями.

Геродот рассказывает, что у скифского царя Скила «… в городе борисфенитов дом обширных размеров и богато устроенный, о котором я незадолго перед этим упоминал. Вокруг него стояли сфинксы и грифы из белого камня » . (IV, 78; 2)

Изображение крылатых грифонов очень часто встречается именно в произведениях скифского искусства. У крылатого грифона длинные уши и зоркие глаза, символ не дремлющей бдительности, и когтистые орлиные лапы, способные уничтожить всех врагов.

Символами царской власти во всех известных древних культурах были лев и орёл, а также объединивший эти образы – крылатый грифон, само воплощение Солнца.

Геродот пишет, что грифоны с львиными телами и орлиными крыльями и когтями, обитатели , они стерегут золото и сокровища Рипейских гор, ( Уральских гор ) от одноглазых аримаспов. (Herodot, IV. 13) На Ведическом санскрите - родном языке «Риг-Веды» слово «рипа» означает «горы» - Рипейские горы. Именно отсюда, с вершины Рипа орёл принёс Индре напиток бессмертия - Сому, об этом свидетельствуют древнеиндийские мифы.

Возможно, гораздо раньше, чем в мифах древней Греции, крылатый грифон появился в древних сказаниях народов Гипербореи , так как известно, что греческие боги, по преданию, и сами были гиперборейцами . Один из первых греческих богов Аполлон Гиперборейский , по эллинским преданиям, улетал на крылатом льве-грифоне на свою далёкую северную родину – Гиперборею, туда, где живёт счастье, где и идёт снег.

Известно, что наряду с другими сказочными животными, Грифон, по приданию, охранял золото Индии , страны связанной в древней истории с гиперборейцами. Флавий Филострат говорил о том, что грифоны, на самом деле, живут в Индии, их запрягают в колесницу Солнца.


Крылатый грифон, как символ царской власти , был охранителем сокровищ царя Митридата, покровителем столицы Боспорского царства, города Пантикапея (ныне Керчь). И сегодня в крепких орлиных когтях крылатого грифона хранится ключ от богатства, благополучия и процветания города Керчь. Крылатый грифон изображён и на современном гербе Крыма.

Изображения крылатого грифона – надёжного стража, охраняющего в трон можно увидеть на фресках в парадном зале . Известно, что возникшая на острове Крит, Минойская цивилизация (XVII-XVI века до нашей эры) — первая письменная цивилизация Европы, стала родоначальницей древнегреческой культуры.

Сказочный крылатый грифон, покровитель царской власти и хранитель сокровищ царского дворца Миноса, стал известен и в Спарте (VIII-VII века до нашей эры).

Крылатый грифон олицетворял проницательное и бдительное могущество недремлющего стража, охраняющего сокровища царского двора или некое тайное божественное знание царской власти.

Древнегреческие авторы полагали, что туловище грифона по размеру превосходило восемь львов, вместе взятых, и что он сильнее сотни орлов. Эсхил в трагедии « Прометей прикованный» (803 след.) называет грифонов « птицеклювыми собаками Зевса, которые не лают ».


Символически крылатый грифон связан с образом Солнца , поскольку и лев и орёл в мифах всегда неразрывно связаны с этим небесным светилом.
В древней Греции мы находим грифонов в скульптурных изображениях, на украшениях, на амфорах и фресках.

Грифон олицетворяет Солнце, силу, бдительность, быстрое возмездие, не даром грифоны впряжены в колесницу крылатой богини возмездия Немезиды (др.-греч. Νέμεσις), карающей человека за грехи, за нарушение общественных и моральных норм.


Грифон присутствует и в египетской мифологии на всём протяжении существования египетской цивилизации. Лев в египетской символике воплощает образ царя, и сокол - символ высшего бога Гора.


В мифологии древних шумеров грифонов представляли в виде огромной птицы – Анзуд, с головой льва, которая охотилась на оленей в мифе о Лугальбанде. Птица Анзуд в мифологии шумеров была, как и минойский грифон, посредником между земным и небесным миром, между людьми и богами.

Исидор Севильский связывает Грифона с образом Христа и говорит о том, что Христос есть лев – Солнце , управляющее и властвующее над всем миром, и орёл - поскольку после смерти своей Христос вознёсся на небеса.

Данте изображает грифона впряженным в церковную триумфальную колесницу. Соединение золотого орла и белого льва в образе Грифона, выражает единство божественного и человеческого начала.

По свидетельству Геродота до-скифским населением степной части Северного Причерноморья были .

О киммерийцах упоминает и Гомер в своей «Одиссее»: « Там страна и город мужей киммерийских. Всегдашний сумрак там и туман». В ассирийских архивах в 714 году до н.э. киммерийцев называют « гимирри » , а в Библии киммерийцев называют « гомер ».

В западной Европе киммерийцы появились в I столетии до нашей эры стали называть себя кимры — Cymru, что означает «соотечественники». Самоназвание древних жителей Уэльса (Wales) кельтов-валлийцев — кимры . Самоназвание скифов — сколоты — skolot или skolt, легко трансформируется в .

Известно, что король , то есть кимром , а значит потомком киммерийского племени. Рыцаря Артура , как и его отца, называли Пендрагон – «первый» или современного Уэльса изображён скифский крылатый грифон.

Скифы обладали уникальной материальной культурой, следы влияния которой обнаруживаются в русской культуре, а также в культуре большинства современных народов Европы.

Мифы и Легенды * Грифон (Gryphon)

Грифон (Gryphon)

Грифоны (Gryphon) · чудовищные птицы с орлиной головой и телом льва. От их крика вянут цветы и жухнет трава, а все живые существа падают замертво. Глаза у грифона с золотым отливом. Голова по размеру напоминала голову волка с огромным устрашающего вида клювом в фут длинной, крылья со странным вторым суставом, чтобы удобнее было их складывать.
Грифоны - "собаки Зевса" - стерегут золото в стране гипербореев, сокровища Рипейских гор, охраняя их от одноглазых аримаспов (Эсхил "Прометей прикованный", 803 след.). Также эти чудовищные быстрые птицы впряжены в колесницу Немесиды, что символизирует быстроту воздаяния за грехи.
Среди сказочных обитателей севера - исседонов, аримаспов, гипербореев, Геродот упоминает и грифонов (Herodot. IV 13).


Грифон - существо греческой мифологии , которое выглядело как полулев-полуорел со змеиным хвостом. Его образ олицетворял господство над стихией земли (лев) и воздуха (орел).
Символика этого мифического животного связана с образом Солнца, поскольку и лев и орел в мифах всегда неразрывно связаны с ним. Кроме того лев и орел связаны с мифологическими мотивами скорости (образ орла) и отваги (лев).
Функциональное назначение грифа - охрана, часто мы видим его в виде стража. В этом он схож с образом дракона. Как правило, охраняет сокровищ или некое тайное знание.
По словам одного из исследователей, охрана драгоценных камней и металлов, символизирующих сакральное начало в древнем мире , соответствует охране путей к бессмертию.
Грифон, скорее всего, имеет древне-восточные корни. Скорее всего, наряду с другими сказочными животными, он охранял золото Индии.

Мы видим его у древних шумер в мифе о Лугальбанде в виде огромной птицы Анзуд. Эта птица имела голову льва. Изображали охотящейся на оленей или других животных. Птица выполняла функцию посредника между небесным и земным миром, богами и людьми. Уже тогда в образ грифона была заложена амбивалентность.
Флавий Филострат говорил о том, что грифонов запрягают в колесницу Солнца и они на самом деле живут в Индии.
Грифона можно увидеть и в египетской мифологии, соединяя в себе льва (царя) и сокола (символ бога Гора). Это существо прослеживается на всем протяжении существования египетской цивилизации: в Древнем и Среднем царстве он символ - победоносного царя, шагающего по трупам врагов.
Грифон в греческой мифологии олицетворял проницательное и бдительное могущество. Тесно связан с богом Аполлоном, фигурирует как животное, которое бог впрягает в свою колесницу.
Некоторые из мифов говорят о том, что этих существ впрягали в повозку Немезиды - богини возмездия. Кроме того, грифоны вращали колесо судьбы, а с Немезидой были связаны генетически.
Эти мифологические животный широко представлены в различных культурах античности: о них говорит Геродот, их изображения обнаружены на памятниках периода доисторического Крита и в Спарте.
Геродот говорит о них как о чудищах, имеющих тело льва, крылья и когти орла. местом их проживания он называет крайний север Азии, где они охраняют залежи золота от сказочных аримаспов. Греки считали, что грифоны охраняют золото скифов.
Один из греческих авторов - Эсхил - дает им следующее определение: “птицеклювые собаки Зевса, которые не имею голоса”.
В дальнейшем их образ дополняется различными чертами : о них говорят как о сильнейших из зверей, подчеркивают их тесную связь с высшими божествами; грифоны строят гнезда из золота.
Этот образ проник из греческой мифологии в традиции христианства. Образ грифона тесно связан с образом Христа. Исидор Севильский говорит о том, что Христос есть лев, поскольку он управляет и имеет власть, и орел, поскольку после смерти своей Христос вознесся на небо.
Данте впрягает грифона в церковную триумфальную колесницу. Одна часть грифона - орел - золотая, другая - лев - алая и белая. Так, возможно, передается соединение в образе
божественного и человеческого начала.
Некоторые из исследователей говорят о том, что грифон является символом Папы, претворяющего божественную волю Господа на земле.

Грифон часто встречается в произведениях средневековых авторов. Однако его символика
неоднозначна. Противоречивость проявляется в том, что этот персонаж может ассоциироваться как с демоническим началом, так и с божественным. Соответственно неоднозначным является и выполняемая им функция: в одном случае грифон является символом воинственности и бдительность (геральдический грифон), а в другом - как элемент, соединяющий небо и землю.


Дуальность образа четко прослеживается в произведениях Средних веков: в одних вариантах - это символ Спасителя (поскольку грифон объединяет в своем образе земное (лев) и небесное (орел)), а в других - эти же черты переосмысливаются, и орел со львом становятся олицетворением кровожадности.
Неоднозначность содержания этого символа проявляется, например, у Данте. Изначально грифон играл роль демонического похитителя душ, но затем этот образ приобрел противоположное значение и стал воплощением двойственной - божественно-человеческой -природы Иисуса.
Архаичная связь грифона с Солнцем, которая наблюдается еще в древнеегипетских изображениях, четко прослеживается и в Средние века. Эта связь усиливается и укрепляется христианскими мотивами. Грифон приобретает черты борца с демоническими силами: он считался победителем василиска и змея, основных средневековых символов Сатаны.

Геральдический Грифон (Gryphon)

Это животное греческой мифология стало одним из ключевых элементов геральдической науки, как элемент соединяющий символику льва и орла.
Бёклер говорит, что грифон потому изображаются с орлиной головой, львиным туловищем длинным туловищем и орлиными когтистыми лапами, что должен обозначать союз ума и силы.

Борис Валледжо - Грифон и египтянка Дженис
(Gryphon and Egyptian Janice)


Мифы и Легенды * Грифон (Gryphon)

Грифон (Gryphon)

Грифоны (Gryphon) · чудовищные птицы с орлиной головой и телом льва. От их крика вянут цветы и жухнет трава, а все живые существа падают замертво. Глаза у грифона с золотым отливом. Голова по размеру напоминала голову волка с огромным устрашающего вида клювом в фут длинной, крылья со странным вторым суставом, чтобы удобнее было их складывать.
Грифоны - "собаки Зевса" - стерегут золото в стране гипербореев, сокровища Рипейских гор, охраняя их от одноглазых аримаспов (Эсхил "Прометей прикованный", 803 след.). Также эти чудовищные быстрые птицы впряжены в колесницу Немесиды, что символизирует быстроту воздаяния за грехи.
Среди сказочных обитателей севера - исседонов, аримаспов, гипербореев, Геродот упоминает и грифонов (Herodot. IV 13).

Грифон - существо греческой мифологии, которое выглядело как полулев-полуорел со змеиным хвостом. Его образ олицетворял господство над стихией земли (лев) и воздуха (орел).
Символика этого мифического животного связана с образом Солнца, поскольку и лев и орел в мифах всегда неразрывно связаны с ним. Кроме того лев и орел связаны с мифологическими мотивами скорости (образ орла) и отваги (лев).
Функциональное назначение грифа - охрана, часто мы видим его в виде стража. В этом он схож с образом дракона. Как правило, охраняет сокровищ или некое тайное знание.
По словам одного из исследователей, охрана драгоценных камней и металлов, символизирующих сакральное начало в древнем мире, соответствует охране путей к бессмертию.
Грифон, скорее всего, имеет древне-восточные корни. Скорее всего, наряду с другими сказочными животными, он охранял золото Индии.

Мы видим его у древних шумер в мифе о Лугальбанде в виде огромной птицы Анзуд. Эта птица имела голову льва. Изображали охотящейся на оленей или других животных. Птица выполняла функцию посредника между небесным и земным миром, богами и людьми. Уже тогда в образ грифона была заложена амбивалентность.
Флавий Филострат говорил о том, что грифонов запрягают в колесницу Солнца и они на самом деле живут в Индии.
Грифона можно увидеть и в египетской мифологии, соединяя в себе льва (царя) и сокола (символ бога Гора). Это существо прослеживается на всем протяжении существования египетской цивилизации: в Древнем и Среднем царстве он символ - победоносного царя, шагающего по трупам врагов.
Грифон в греческой мифологии олицетворял проницательное и бдительное могущество. Тесно связан с богом Аполлоном, фигурирует как животное, которое бог впрягает в свою колесницу.
Некоторые из мифов говорят о том, что этих существ впрягали в повозку Немезиды - богини возмездия. Кроме того, грифоны вращали колесо судьбы, а с Немезидой были связаны генетически.
Эти мифологические животный широко представлены в различных культурах античности: о них говорит Геродот, их изображения обнаружены на памятниках периода доисторического Крита и в Спарте.
Геродот говорит о них как о чудищах, имеющих тело льва, крылья и когти орла. местом их проживания он называет крайний север Азии, где они охраняют залежи золота от сказочных аримаспов. Греки считали, что грифоны охраняют золото скифов.
Один из греческих авторов - Эсхил - дает им следующее определение: “птицеклювые собаки Зевса, которые не имею голоса”.
В дальнейшем их образ дополняется различными чертами: о них говорят как о сильнейших из зверей, подчеркивают их тесную связь с высшими божествами; грифоны строят гнезда из золота.
Этот образ проник из греческой мифологии в традиции христианства. Образ грифона тесно связан с образом Христа. Исидор Севильский говорит о том, что Христос есть лев, поскольку он управляет и имеет власть, и орел, поскольку после смерти своей Христос вознесся на небо.
Данте впрягает грифона в церковную триумфальную колесницу. Одна часть грифона - орел - золотая, другая - лев - алая и белая. Так, возможно, передается соединение в образе
божественного и человеческого начала.
Некоторые из исследователей говорят о том, что грифон является символом Папы, претворяющего божественную волю Господа на земле.

Грифон часто встречается в произведениях средневековых авторов. Однако его символика
неоднозначна. Противоречивость проявляется в том, что этот персонаж может ассоциироваться как с демоническим началом, так и с божественным. Соответственно неоднозначным является и выполняемая им функция: в одном случае грифон является символом воинственности и бдительность (геральдический грифон), а в другом - как элемент, соединяющий небо и землю.

Дуальность образа четко прослеживается в произведениях Средних веков: в одних вариантах - это символ Спасителя (поскольку грифон объединяет в своем образе земное (лев) и небесное (орел)), а в других - эти же черты переосмысливаются, и орел со львом становятся олицетворением кровожадности.
Неоднозначность содержания этого символа проявляется, например, у Данте. Изначально грифон играл роль демонического похитителя душ, но затем этот образ приобрел противоположное значение и стал воплощением двойственной - божественно-человеческой -природы Иисуса.
Архаичная связь грифона с Солнцем, которая наблюдается еще в древнеегипетских изображениях, четко прослеживается и в Средние века. Эта связь усиливается и укрепляется христианскими мотивами. Грифон приобретает черты борца с демоническими силами: он считался победителем василиска и змея, основных средневековых символов Сатаны.

Геральдический Грифон (Gryphon)

Это животное греческой мифология стало одним из ключевых элементов геральдической науки, как элемент соединяющий символику льва и орла.
Бёклер говорит, что грифон потому изображаются с орлиной головой, львиным туловищем длинным туловищем и орлиными когтистыми лапами, что должен обозначать союз ума и силы.

Борис Валледжо - Грифон и египтянка Дженис
(Gryphon and Egyptian Janice)

Оригинал записи и комментарии на

Многие мифологические создания неразрывно связаны с религией. Птица грифон сохранила свой божественный статус после прихода христианства. Связано это с особенным значением существа в культурах разных народов.

Птица Грифон встречается в языческих и христианских мифах

Общая характеристика

Во многих странах особое почтение оказывали крылатым мистическим созданиям, т. к. способность летать позволяла им напрямую контактировать с небесными божествами. Грифоны разных мифологий могут отличаться друг от друга по внешнему виду, способностям и характеру.

Внешний вид

Облик создания сочетает в себе черты орла и льва. Также тело грифона имеет такие особенности строения:

  1. Корпус и задние лапы животного - львиные. Голова и передние лапы принадлежат орлу.
  2. Шерсть золотистая, с красным оттенком. Оперение белое или сизое.
  3. В некоторых легендах вместо хвоста у грифона ядовитая змея.
  4. Широкий размах крыльев, в несколько раз превышающий длину тела.
  5. На голове два характерных перьевых завитка.
  6. Глаза цвета золота.

В легендах Месопотамии и Ближнего Востока грифоны выглядели как львы с орлиными крыльями. На шее животных часто изображали золотую корону - символ власти и богатства.

Способности

Мистическое происхождение наделило грифонов множеством умений.

  1. Огромная сила. Согласно легендам, создания нападали на скот и могли унести лошадь или корову.
  2. Всезнающе око. Взглянув один раз человеку в глаза, грифон мог осудить его или наградить в зависимости от поступков.
  3. Устрашающий крик. Боевой клич волшебного существа уничтожал все живое на несколько миль.

Значение существа

В независимости от культуры, грифон означает двойственность. Это связано с внешним видом создания - лев, царь земли, отвечает за материальный мир и орел, повелитель неба, несет в себе духовное начало. Подобная дуальность оставила сильный отпечаток и на характере полуптицы - ее изображают одновременно и кровожадным чудовищем, и справедливым судьей.

Древний Египет

В египетской мифологии грифон выглядел как лев с крыльями сокола. Его голову украшала роговидная золотая корона. Такие создания прислуживали богу неба Гору и несли его волю людям. Существа олицетворяли солнце, песок и справедливость.

В период расцвета Древнего Царства полуорлы-полульвы приобрели иное значение - они сопровождали воителей, обеспечивая им победу. Часто существ изображали идущими перед многочисленной армией.

В поздний период этих созданий приравняли к небесным судьям, задачей которых являлось наказание грешников. Гор насылал своих слуг на богохульников и чужеверцев.

Популярным персонажем Древнего Египта является Сфинкс. С классическими грифонами его роднит должность хранителя сокровищ и внешний вид . Сфинкс обитает в пустынях и охраняет древние реликвии фараонов.

Случайным путникам чудовище загадывает загадки. За правильный ответ путешественника ждет вознаграждение, в то время как неверное решение позволяет демону растерзать человека.

Древняя Греция

Греческая культура характеризует грифонов как могущественных созданий, проницательных и справедливых. Эти существа символизируют борьбу плоти и духа. В мифах Греции грифоны обладали разумом, который могли затмить животные инстинкты.

Согласно легендам, грифоны являлись крылатыми псами Зевса. Громовержец насылал этих созданий на греческих врагов и использовал в качестве вестников. Согласно другим источникам, крылатый лев служил ездовым животным богу Аполлону. Также существуют изображения богини справедливости Немезиды, чью колесницу по небу везут полульвы-полуорлы.

В греческих легендах эти создания впервые представлены в качестве хранителей золота. Древний философ Геродот упоминал в трактатах, что такие живут в северной Азии и стерегут золотые копи гипербореев от местного населения.

Другие греческие ученые утверждали, что крылатые львы охраняют золотые рудники Скифии. Позднее местом обитания грифонов стали считать Индию.

Любовь к золоту символизировала у эллинов борьбу материального с духовным. По греческим легендам, существа обладали золотыми когтями и строили свои гнезда из золота и драгоценных камней.

Древний Рим

Римляне переняли легенду о грифоне от греков, наделив созданий такими чертами, как горделивость и благородство. Лучшие войны Древнего Рима украшали свои шлемы изображением полуптицы-полульва.

Римские правители первыми стали использовать на своих гербах этих созданий, чтобы подчеркнуть свою связь с богами. Позже этот обычай перешел в другие европейские культуры.

Грифоны Древнего Рима

Скифская мифология

В религиях древних скифов полуорлы-полульвы являлись свирепыми чудовищами. Им были присущи подозрительность и мстительность. За воровство драгоценных камней из гнезда человека до конца дней преследовал разгневанный хозяин.

В скифской культуре изображение грифонов наносили на мечи и наконечники стрел. Скифские войны надеялись заполучить свирепость этих созданий в бою. Также рисунки существ наносили на стены, чтобы защитить свой дом от посягательств чужеземцев.

Славянская мифология

В славянской культуре полуорел-полулев представлен мудрым стражем Рипейских гор. Все пути, ведущие в Ирийский сад или к Алатырской горе, также стерегут эти создания.

В некоторых легендах чудовища охраняют сады с молодильными яблоками, которые даруют вечную жизнь и абсолютную власть. характеризовали полульва-полуорла как хранителя знаний и тайн.

Часто орнамент летописей сопровождался изображением этих крылатых существ. Славянский народ верил, что эти создания допускают к священным знаниям избранных людей - живущих ладно и справедливо. Тех, кто шел путем кривды, грифоны ослепляли острыми когтями и лишали языка в наказание.

Славянские грифоны охраняли сад с молодильными яблоками

Христианство

Могущественный грифон настолько нравился народу, что мифическое создание включили и в религиозные писания. В христианских источниках это существо символизирует воскрешение и связь между богом и людьми.

Православие

В православных канонах грифона отождествляют с Христом. Согласно писанию, Сын Божий властвует как лев, над всем живым и мертвым, и вознесся на небо после воскрешения, словно орел.

Крылатое создание также охраняет врата Эдема и . В некоторых источниках грифоны - карающая длань Господа, несущая разорение прислужникам Сатаны.

Католичество

Католики связывают двойственность грифона с Папой Римским. Данте описывал полульва-полуорла, как связующее звено между землей и небом. Создание взлетало к господу за приказаниями и спускалось к людям, чтобы озвучить Его волю.

Красный и золотой (белый) окрас существа совпадают с цветами одеяний католических священников. Алый цвет символизирует плоть и человеческие желания, а золото и белый отвечают за божественное происхождение души.

Согласно некоторым католическим источникам, грифон запряжен в колесницу церкви. Он призван не только поддерживать связь между богом и Папой, но и следить за благочестием церковнослужителя.

В геральдике

Грифона часто играл роль геральдического символа. Его изображение использовали с разными целями:

  1. На монетах создание чеканили для приумножения богатства. Древние торговцы использовали золотые монеты с изображением полульва-полуорла в качестве подтверждения честности сделки.
  2. Монархи украшали королевские гербы этим существом, чтобы подчеркнуть божественность своего происхождения.
  3. Воины рисовали полульва-полуорла на щитах и выбивали на рукояти меча для получения зоркого ока в битве. Считалось, что изображение существа не позволит солдату несправедливо убить человека.

Грифон – популярный геральдический мотив

Мифические аналоги

Сочетание животного и птицы - не редкость в мифологии. Существует множество созданий, которые схожи с грифоном внешне и также стерегут богатства:

  1. Гиппогрифы - ближайшие родственники грифона. В кельтской мифологии эти полуорлы-полукони являлись ездовыми животными для Богов. Также, по легенде, эти существа охраняли королевские реликвии.
  2. Грифобаран - скифский аналог грифона. Совмещает в себе тело барана и орлиную голову, увенчанную рогами. Это создание выполняло функции стража золотых рудников.
  3. Ханьшоу - китайский грифон. Сочетает в себе черты орла и тигра. Согласно мифологии, является духом ветра и любит охотиться на домашний скот.
  4. Тяньма - в обладает телом собаки и крыльями орла. Тяньма - наблюдатель за человеческими поступками, небесный судья. Благодаря белой масти существо часто сливается с облаками, чтобы неустанно смотреть за миром людей.
  5. Биби - крылатая китайская лисица с птичьей головой, дух засухи. Летом создание летает над рисовыми полями, иссушая посевы. Умилостивить Биби можно только золотыми монетами.
Небесные жители страны Фэнтези. Грифон.

Сообщение Верлиока

Грифон - фантастическое, мифическое существо , полуорел-полулев , с длинным змеиным хвостом. Он символизирует господство над двумя сферами бытия: землей (лев) и воздухом (орел). Образ грифона объединял символику орла (быстрота) и льва (сила, отвага). Сочетание двух главнейших солнечных животных указывает на общий благоприятный характер существа - грифон олицетворяет Солнце, силу, бдительность, возмездие. Грифоны, в греческой мифологии чудовищные звери с изогнутым орлиным клювом на птичьей голове и телом льва.
Древнегреческие авторы полагали, что туловище грифона по размеру превосходило восемь львов, вместе взятых, и что он сильнее сотни орлов. Грифон способен был поднять и унести в свое гнездо лошадь с всадником или пару волов в одной упряжи. В Греции грифон символизировал могущество, уверенное в своей силе, но при этом проницательное и бдительное. Грифон фигурирует в качестве животного, наездником которого выступает Аполлон. Эти чудовищные быстрые птицы также были впряжены в колесницу богини возмездия Немезиды, что символизирует быстроту воздаяния за грехи. Будучи воплощением Немезиды, они вращали колесо судьбы.

Первое дошедшее до нас упоминание о грифонах принадлежит Геродоту (V век до нашей эры). Он пишет, что это чудовища с львиными телами и орлиными крыльями и когтями, которые живут на крайнем севере Азии в Гиперборее и охраняют от одноглазых аримаспов (сказочных обитателей севера) месторождения золота. Эсхил называет грифонов "птицеклювыми собаками Зевса, которые не лают". Греки полагали, что грифоны были стражами золотых копий скифов. Более поздние авторы добавляют массу подробностей в описание грифонов: это самые сильные из зверей (за исключением львов и слонов), свои гнезда они строят из золота, с героями и богами в конфликты не вступают.
В древнегреческой культуре изображения грифонов встречаются на памятниках искусства доисторического Крита (XVII-XVI века до нашей эры), а затем в Спарте (VIII-VII века до нашей эры).

Грифон - крылатые чудовища с львиным туловищем и головой орла, стражи золота. В частности известно что охраняют сокровища Рипейских гор. От его крика вянут цветы и жухнет трава, а если есть кто живой то все мертвыми падают. (греч.) (слав.)

Глаза у грифона с золотым отливом. Голова по размеру напоминала голову волка с огромным устрашающего вида клювом в фут длинной. Крылья со странным вторым суставом, чтобы удобнее было их складывать.
В славянской мифологии все подходы к Ирийскому саду, Алатырской горе и яблоня с золотыми яблоками.стерегу т грифоны, василиски. Кто эти золотые яблочки попробует - тот получит вечную молодость и власть над Вселенной. А саму яблоню с золотыми яблоками стережет дракон Ладон. Ни пешему, ни конному нет сюда прохода.

У же около 400 лет учёные-гуманисты , историки, фольклористы, филологи, археологи, палеозоологи упражняются в попытках объяснения происхождения образа грифонов, он ещё остаётся в существенных чертах загадочным и неясным. За столетия было выдвинуто немало догадок и гипотез о формировании этого образа: его объявляли полностью выдуманным, выводили от птиц, от вымерших видов животных, от тапиров, искали его корни в ассирийской, скифской, египетской культурах, наконец, в 1993 г. исследователь Э.Мэйор заявила, что проблема решена: образ грифонов произошёл от наблюдения останков протоцераптоса в пустыне Гоби.
Этимология слова
Слово "грифон" происходит от греческого "Γρυψ", которое, наиболее вероятно, произошло от греческого Γρυπος — "изогнутый" или "искривлённый". Однако, учитывая восточное происхождение этого вымышленного существа, существуют теории о происхождении греческого слова от ассирийского "*k"rub" — "сказочное существо", от которого в свою очередь произошло и древнееврейское слово "keˇrûb" (херувим). Возможно, что происхождение слова связано и с древнеперсидским "giriften" — "хватать"

В современном искусствоведении значение лексемы "грифон" значительно шире, чем в литературе. Грифоном может называться не только существо с львиным туловищем и крыльями и головой орла, а и другие комбинации этих животных. Различают "львиных грифонов", т.е. существ с телом льва, крыльями, иногда передними лапами как у орла, но с головой льва, и "орлиных грифонов", т.е. классических грифонов, с телом льва, крыльями и головой орла. В наиболее широком смысле, слово "грифоны" может употрбляться практически ко всем соединениям четвероного животного с птицей не поддающимся однозначной идентификации. Именно это следует иметь ввиду читая, что первые изображения грифонов встречаются уже в III тысячелетии до нашей эры.Конечно, не всех существ, сочетающих черты птицы и четвероногого причисляют к "грифонам", существуют и вполне определённые образы чётко отделяемые от грифонов, вроде Имдугуда — "грифона наоборот".

Наиболее вероятная прародина грифонов, как признаёт большинство исследователей — Передняя Азия. Прототип их образа следует искать в религиозном искусстве Вавилонии и Ассирии. На образ грифонов повлияла иконография т.н. karubu (аккад. "заступник"), которые изображались в виде быков с человеческой головой или крылатых львов. Неизвестна мифология, связанная с этими существами, но, вероятно, они выполняли охранные функции. В пользу этого говорит и одна из вероятных гипотез о происхождении слова "грифон" от "*k"rub". Замена львиной или человеческой головы на орлиную произошла уже, видимо, в Ассирии. "Вавилон знал крылатого льва с длинными заострёнными ушами, орлиными лапами и хвостом; Ассирия иногда заменяла львиную голову головой орла с гребнем." (178: с.305). Для ассирийских орлиноголовых грифов характерна короткая грива (часто перьевая) и изображение птичьей головы на кончике хвоста. Иногда прототипами грифонов считаются существа, бронзовые статуэтки которых были найдены в комплексах так называемых луристанских бронз VIII-VI вв. до н.э. (иногда этот комплекс отождествляют со скифской или киммерийской культурой, иногда с касситами), хотя они обладают рядом отличительных свойств — часто изображаются с рогами. Они довольно близки к персидским изображениям грифонов, которые также изображались со спиралевидными рогами, львиным туловищем и, часто, с задними лапами как у птиц в противоположност ь ассирийским. Эти персидские грифоны, среди которых "львиные грифоны" были более распространены, широко представлены в сохранившихся памятниках древней Персии. Г.А.Пугаченкова выдвигала предположение, что подобные существа до насаждения маздеизма при Дарии и Ксерксе олицетворяли дэвов — злых духов, святилища которых уничтожались при учреждении культа Ахурамазды. Появление же этих существ, несущих охранительную функцию, например, в царском дворце в Сузах, означает, с одной стороны переосмысление этого образа, с другой — живучесть суеверий и представлений народа. Известны грифоны в древнеалтайском искусстве, этот образ был распространён у скифов.

Следует сказать немного и о грифонах в Древнем Египте. Действительно, сочетание четвероногого кошачьего и птицы имеет место в египетском искусстве. В виде подобных существ могли изображаться фараоны, попирающие лапами своих врагов, однако в основном они изображались с человеческой головой. Грифоноподобные существа, иногда действительно очень напоминающие греческие изображения, появляются в Египте в эпоху Нового Царства, но их появление, вероятно, также объясняется переднеазиатским влиянием. Нельзя не вспомнить также и о существах, чья роль, возможно, перекликалась с переднеазиатским и karubu, а внешний вид иногда весьма напоминает грифонов — это сфинксы.

Изображения грифонов в греческом искусстве изображения были достаточно устойчивыми и обладали рядом характерных черт . Хотя иногда говорят об изображениях грифонов в крито-микенском искусстве, например о грифонах на фресках Кносского дворца, но они имеют очень мало общего с образом грифона в греческом искусстве, появившимся в VII в. до н.э. Обычно грифоны изображались в греческом искусстве с львиным телом, крыльями и орлиной головой, а также, довольно часто, с раскрытой пастью и характерным, загнутым вверх языком. Они также имели торчащие вверх уши (иногда этот тип обозначают как "ушастый грифон") и шишку, хохолок, или своеобразный рог между глазами и ушами. Определённые детали греческих грифонов, — торчащие уши и хохолок находят аналогии в древнеалтайском искусстве, хотя, прямые аналогии ввиду значительных отличий в изображении затруднительны. В свою очередь, такая деталь как хохолок встречается в переднеазиатских и персидских изображениях, но также обладает рядом отличий — например хохолок часто изображается как часть гривы, а у греческих грифонов выглядит скорее как костяной нарост. Наиболее ранние греческие изображения относятся примерно к середине VII в. до н.э. — это изображение грифона с детёнышем из Олимпии на Пелопоннесе, бронзовые головы грифонов с острова Самос. Для античности характерен набор сюжетов в которых появлялись грифоны. Наиболее часты одиночные изображения грифонов, но довольно распространён и сюжет борьбы грифонов с аримаспами, который наиболее характерен для греко-скифского искусства. Интересно, что последний сюжет появляется около VI в. до н.э. и неизвестен ранее. Кроме этого грифоны периодически изображаются запряжёнными в колесницы, управляемые различными божествами, наиболее часто Аполлоном. Имеется несколько уникальных изображений грифона в древнегреческом искусстве — в первую очередь это бронзовый рельеф, изображающий грифона с детёнышем из Олимпии (Пелопоннес), датируемый 630 г. до н.э. Иногда считается, что он находился в храме Зевса в Олимпии, но постройка этого храма относится к V в. до н.э., так что это изображение могло быть только перенесено туда. Хорошо известно изображение двух грифонов на т.н. ликийском саркофаге.
В целом надо заметить, что образ грифона в древнегреческом искусстве был вполне самостоятельным и обладал набором уникальных свойств, что делает довольно затруднительным определение его происхождения. Классический образ грифона — существа с телом льва, крыльями и головой орла — несомненно окончательно сложился в древнегреческой культуре. Именно к греческому языку (с оговорками) восходит имя "грифон", в греческой культуре сложился однозначно идентифицируемый визуальный образ грифона, и, наконец, именно в древнегреческой литературе появляются первые описания этого существа. Всё это позволяет однозначно идентифицировать этот образ и отличать его от своих предшественников или сходных образов. Однако нет никаких сомнений, что прототип грифона стоит искать на Востоке — в культурах Ассирии, Вавилона и Древнего Египта.

Широко распространённое мнение о том, что грифон обычно считался положительным образом и символизировал Христа, или по крайней мере позитивные для христианина ценности, не выдерживает никакой критики. Скорее всего этому стереотипу мы обязаны не столько символизму Средневековья, столько Данте, авторам XVII-XVIII вв. и геральдике. Для уяснения некоторых вопросов, связанных с символическим значением грифонов в христианской культуре, нам придётся обратится к самой главной для каждого христианина книге — Библии.

В Вульгате два раза упоминаются грифоны, однако в Средние века на это не очень обращали внимание — по крайней мере не часто упоминали об этом, рассказывая о грифонах (среди приведенных отрывков можно вспомнить только Бартоломея Английского), и, похоже, это известие не сильно повлияло ни на фактическое знание, ни на символическое толкование грифонов. Грифоны встречаются в Вульгате в книгах Левит и Второзакония в параллельных местах, где идёт речь о пищевых запретах для иудеев (Лев.11.13, Втор.14.12. — для удобства читателя все ссылки на Библию, если текст в данном случае не расходится с латинским вариантом, даются на русский синодальный перевод), причём упоминаются они среди нечистых птиц, т.е. запрещённых к употреблению в пищу. На самом деле, в еврейском тексте имелась ввиду, видимо, какая-то разновидность орла или кречета.

Как таковые грифоны в Библии отсутствуют, однако там встречаются некоторые явно родственные образы. Конечно же, это образ крылатого льва, хорошо известный в христианской символике, так как часто именно в таком обличье выступал один из евангелистов, по наиболее распространённой трактовке — Марк. Эпизод в Новом Завете, давший возможность подобной трактовке находится в Откровении Иоанна Богослова (Откр.4.6-8). Хотя здесь имеются ввиду херувимы, так как образ четырёх животных безусловно навеян видением Иезекиля, а именно образом меркабы, небесной колесницы несущей ковчег (Иез.1), образ крылатого льва, вполне мог повлиять на символику или моральную трактовку грифонов. Довольно интересен и тот факт, что книга Иезекиля была написана во время Вавилонского пленения и впитала в себя образность вавилонского религиозного искусства , в котором крылатые львы и другие подобные им существа не были редкостью. Интересен ещё один образ крылатого льва в Библии, на этот раз в книге Даниила (Дан.7.2-4):

Грифо́ны — вымышленные крылатые существа, наполовину львы, наполовину орлы. Имеют острые когти и белоснежные или золотые крылья.

Этимология
Слово происходит от лат. grȳphus и через него от греч. γρύψ. По одной из гипотез, греческое название восходит к др.-евр. «керуб» (см. херувим). Согласно другой гипотезе, оно происходит от греческого γρυπός («крючконосый»).

Античные авторы:
Впервые их упоминает поэт VI в. до н. э. Аристей из Проконнеса, а также Эсхил (Прометей 803) и Геродот (История IV 13).
Грифонов связывают также с некоторыми образами скифского « звериного стиля ».

Средневековая символика
Считалось, что родом они из Индии, где они охраняли огромные сокровищницы с золотом.

Эти мистические существа символизируют власть над небом и землей, силу, бдительность и гордыню. Грифон также стал атрибутом богини возмездия — Немезиды: её часто изображали в колеснице запряженной грифонами.

Первоначально в образе грифона изображали сатану, завлекающего людские души в ловушку, в дальнейшем это животное стало символом двойной (божественной и человеческой) природы Иисуса Христа. Таким образом грифон стал ещё и врагом змей и василисков.

Грифон в геральдике:

Геральдический грифон
Грифон на гербе республики АлтайГрифон — часто встречающаяся негеральдическая фигура на гербах. Символизирует могущество, власть, бдительность, быстроту и силу.
Мужской вариант грифона (англ. male gryphon) изображался бескрылым и с пучками алых шипов (обозначающих солнечные лучи ), иногда даже с рогами или бивнями.
В геральдике существует образ морского грифона (англ. sea-griffin), обозначающего связь армигера с водой. Такой грифон бескрыл и имеет рыбий хвост вместо львиной части тела.
Грифон обитает на далёких островах Индийского океана. У него тело льва, а голова и крылья-орла. Грифон имеет особый дар: находить сокровища, и поэтому его гнездо обычно выстлано золотом. Рядом с ядом когти грифона меняют цвет, а при сжигании серы из его ушей вместе с омелой выделяется целительный дым.
Грифон изображён на гербе рода Романовых.

Грифон в современной культуре
В мультфильме "Волшебный меч: В поисках Камелота" Грифон, имеющий кошачьи глаза и уши, работает на главного антагониста.

Грифон — популярный персонаж произведений жанра фэнтези.

В серии романов о Гарри Поттере название факультета Гриффиндор в переводе с французского означает «золотой грифон». Кроме того, у кабинета профессора Дамблдора есть латунный молоток в виде грифона, чтобы стучать им в дверь.
Грифоны использовались для атаки на замок в фильме Хроники Нарнии: Принц Каспиан.
Грифон — популярный юнит в компьютерных стратегиях: Warcraft; HOMM, начиная с первой части; King"s Bounty; Disciples — юниты ближнего боя, ассоциирующиеся с расой эльфов.
Gryphon - английская рок-группа.
В Украине спецподразделени е судебной милиции называется "Грифон"

Грифон — мифическое существо с головой, когтями и крыльями орла и телом льва. Он символизирует господство над двумя сферами бытия: землей (лев) и воздухом (орел). Сочетание двух главнейших солнечных животных указывает на общий благоприятный характер существа — грифон олицетворяет Солнце, силу, бдительность, возмездие.

В мифах и легендах разных традиций грифон выступает в роли стража. Он, подобно дракону, охраняет пути к спасению, располагаясь рядом с Древом Жизни либо иным подобным символом. Он стережет сокровища или сокровенное, тайное знание.

Образ грифона имеет древневосточное происхождение, где вместе с другими фантастическими животными он должен был, как считалось, охранять золото Индии. По мнению Флавия Филострата (ІІІ в.), «грифоны действительно обитают в Индии и почитаются посвященными Солнцу — потому индийские ваятели изображают колесницу Солнца запряженной четверкой грифонов».

В древнеегипетской традиции грифон объединил в своем образе льва, олицетворяющего царя и сокола, который был символом бога неба Гора. В эпоху Древнего царства грифон являлся символом победоносного властителя, который шагает по трепещущим телам своих врагов. Грифон появляется и в Среднем царстве: его изображение, подвешенное перед повозкой, ведет солдата к победе. В поздний период грифон считается «могущественным животным» и символом воздаваемой справедливости; в эпоху Птолемеев и Рима в образе грифона изображались боги Гор и Ра.

В древнегреческой культуре изображения грифонов встречаются на памятниках искусства доисторического Крита(XVII-XVIв. в. до н.э.), а затем в Спарте(VIII-VIIв .в. до н.э.). Первое дошедшее до нас упоминание о грифонах принадлежит Геродоту (V в. до н.э). Он пишет, что это чудовища с львиными телами и орлиными крыльями и когтями, которые живут на крайнем севере Азии и охраняют от одноглазых аримаспов (сказочных обитателей севера) месторождения золота. Эсхил называет грифонов «птицеклювыми собаками Зевса, которые не лают». Греки полагали, что грифоны были стражами золотых копий скифов. Более поздние авторы добавляют массу подробностей в описание грифонов: это самые сильные из зверей (за исключением львов и слонов), свои гнезда они строят из золота, с героями и богами в конфликты не вступают.

Фантастическая сцена битвы тигрицы и грифона изображена на предметах скифского искусства VII в. до н. э. На одном из конских головных уборов из первого Пазырыкского кургана изображен львиный грифон, сражающийся с тигром. На золотых украшениях «сарматского звериного стиля» представлена сцена терзания: орлиный грифон и другое фантастическое существо нападают на хищника кошачьей породы — «пантеру».

В средневековом церковном искусстве грифон становится очень распространенным персонажем и, будучи образом амбивалентного характера, с одной стороны, символизирует Спасителя, а с другой — тех, кто подавлял и преследовал христиан, поскольку являет собой сочетание хищного орла и свирепого льва. Представляемый первоначально в качестве дьявола-похитите ля душ, уже у Данте грифон становится символом двойственной природы Христа — божественной (птица) и человеческой (животное) вследствие владычества его на земле и на небе. Солнечная символика обоих животных, составляющих грифона, укрепляет эту положительную трактовку . Поэтому грифон считается победителем змея и василиска, воплощающих демонов дьявольского толка. Само вознесение на небо Иисуса Христа символически связывается с грифонами.

В средние века грифон стал излюбленным геральдическим зверем, где он символизирует объединенные качества орла и льва — бдительность и отвагу. Бёклер (1688 г.) расшифровывает грифона так: «Грифоны изображаются с туловищем льва, головой орла, длинными ушами и когтистыми орлиными лапами, что должно значить соединение ума и силы».

Слово “грифон” (или “гриффин”, как еще иногда называют этого зверя) происходит от греческого grops (латинское gryphos). Вполне вероятно, что это слово происходило от другого греческого термина — grupos, что значит “изогнутый”, “кривой”. Некоторые исследователи высказывали предположение, что grupos было позаимствовано из восточных языков: возможно, от ассирийского k’rub, то есть “фантастическое крылатое существо”, или еврейского kerub, “крылатый ангел”.

Впервые объявившись в Древней Ассирии, грифон вскоре стал известен от Гималаев и Китая на Востоке до побережья Ирландии на Западе. Самое древнее из известных сегодня изображений грифона обнаружено возле города Шуша (на территории современного Ирана). Этот зверь был запечатлен на печати, сделанной около 3000 года до н.э.

Грифоны были издавна известны и в Египте. Во времена Пятой династии сам фараон изображался в виде грифона, повергающего наземь врага (это символизировало мощь правителя). Египетское влияние прослеживается в минойской культуре, которая наделяла грифона качествами великолепного воина.

Задолго до появления первых письменных упоминаниях о грифоне он изображался на изделиях из слоновой кости, камня, бронзы, шелка (например, на монетах из Абдеры, с острова Телос). Его можно было встретить везде: начиная от ваз во дворцах и заканчивая мозаикой в усыпальницах (наиболее характерный пример — рельеф во дворце царя Капара Гудзана, 870 год до н.э.)

На территории Греции грифоны встречаются на памятниках искусства доисторического Крита (17-16 века до нашей эры), а затем в Спарте (8-7 века до нашей эры). Греки ассоциировали их, прежде всего, с богами: Дионисом, Немезидой и Аполлоном. Последний нередко изображался верхом на грифоне или же едущим в колеснице, запряженной грифонами.

В средние века грифона часто можно было увидеть на гербах, стенах соборов, на страницах манускриптов. В наши дни этот зверь оживает на страницах книг и пленках кино.

Сам облик грифона и его нрав в разных культурах представлялся неодинаково. Чаще всего задняя часть туловища у него львиная, хотя могли быть и другие варианты: пантера, собака. Хвост был похож на драконий или змеиный. Передняя часть туловища — птичья, но иногда на голове грифона можно было заметить уши (что, по-видимому, должно было свидетельствоват ь об отменном слухе животного). В ряде случаев клюв грифона украшали мелкие, но очень острые зубы. На голове грифона обычно красовались небольшие рога или хохолок. Шею украшал ряд шипов или пышная грива

Из-за существенных различий во внешности каждого грифона этих существ даже пытались классифицировать . Средневековый немецкий ученый Х.Принц разделил их на три вида: грифон-птица, грифон-змея и грифон-лев. Но другие авторы того времени оспаривали такое разделение, ведь последние два экземпляра обычно изображались с телом, покрытым чешуйками, а значит, являлись родственниками драконов. Считалось, что только грифона-птицу можно отнести собственно к грифонам.
Нрав грифонов тоже был различен (в зависимости от конкретной культуры и мифологии). В целом, грифон представлял собой гордого, храброго и свободолюбивого зверя, не признающего чьего-либо господства. Все эти качества сделали его едва ли не лучшим стражем, в качестве которого он и выступал во многих легендах и мифах (например, греки считали грифонов стражами золота гипербореев).

Первое письменное упоминание о грифоне принадлежит древнегреческому автору Аристею из Проконнеса, жившему в 7 веке до н.э. Он описал свое путешествие вглубь Центральной Азии, куда писатель отправился в поисках сказочного народа гиперборейцев и святилища Аполлона (почитавшегося ими как повелитель света и тьмы). В своих странствиях Аристей встретил племя иммедонийцев, которые сообщили ему, что к северу от их владений находится горная цепь , где текут золотоносные реки, а обитающие там одноглазые люди — аримаспы — то и дело похищают сокровища у быстрых и злобных монстров, стерегущих его. Неизвестно, как называли этих монстров сами иммедонийцы, но Аристей именует их грифонами, ведь к тому времени в Греции уже сложились некоторые легенды об этих животных.

Геродот (5 век до нашей эры) в своей “Истории” описывает чудовищ с львиными телами и орлиными крыльями и когтями, которые живут на крайнем севере Азии и охраняют от одноглазых аримаспов месторождения золота.

Эсхил называет грифонов “птицеклювыми собаками Зевса, которые не лают”. Более поздние исследователи полагались в дальнейшем именно на этих авторов, считая их очевидцами того, о чем они писали.

Правда, чем больше проходило времени, тем сведения о грифонах становились все более запутанными и противоречивыми. Сам Аристей несказанно бы удивился, узнай он, что люди средневековья верили в существование грифонов во многом благодаря его сочинениям. Ведь Аристей никогда не утверждал, будто видел грифона воочию. Но, как бы то ни было, этот зверь продолжал появляться в средневековых бестиариях вместе с другими, как реальными, так и вымышленными животными.

Бестиарии обычно разделяли зверей на “добрых” и “злых”. Грифона часто относили к последним, хотя многие авторы наделяли его и положительными качествами. Предполагалось, что грифон был символом знания, поскольку ему было известно, где отыскать золото.

Также в средневековье считалось, что грифон косвенным образом символизирует двойственную природу Христа — божественную (птица) и человеческую (лев).

Знаменитый итальянский путешественник Марко Поло (1254-1324), совершивший в 13 веке свой грандиозный поход через Центральную Азию в Китай, предпринял попытку отыскать реальные подтверждения существованию грифонов. Он пытался найти их на Мадагаскаре, услышав о птицах, “по строению своего тела напоминающих орла колоссального размера”. Поло действительно отыскал их, но они не имели ничего общего с грифоном, ведь путешественник отлично представлял себе, как должен выглядеть “настоящий грифон”.

Из этой страны (Турции) совершают путешествия в Бактрию, где живет злобный и коварный народ, и в том краю есть деревья, дающие шерсть, как если бы они были овцами, и из нее делают ткани. Есть в этом краю “ипотаны”(гиппоп отамы), которые живут то на суше, то в воде. Они наполовину люди, наполовину лошади и питаются только человечиной, когда удается ее раздобыть.

Еще водится в том краю множество грифов, больше, чем в других местах; одни говорят, что у них перед туловища орлиный, а зад львиный, и это верно, они и впрямь так устроены; однако туловище грифа больше восьми львов, вместе взятых, и он сильнее сотни орлов. Гриф, разумеется, может поднять и унести в свое гнездо лошадь с всадником или пару волов, когда их в одной упряжи выводят в поле, так как когти на его лапах огромные, с туловище вола, из когтей этих изготовляют чаши для питья, а из его ребер — луки.

“Путешествия”, предположительно Джон Мандевилль

Согласно средневековым представлениям о мире, существование различных сказочных существ считалось фактом, не подлежащим обсуждению. Различным частям их тел приписывались чудодейственные свойства. Грифон не стал исключением. По преданию, если из его когтя сделать кубок, то он тут же поменяет цвет, когда в нем будет находиться яд. Получить такой коготь было, конечно же, непросто — он доставался человеку в качестве награды, если тот излечивал грифона от тяжкой хвори. Правда, история умалчивает о том, что случилось с теми, кому все же не удавалось вылечить этого зверя. В средние века было известно несколько таких кубков, хотя на поверку все они оказались сделаны из рогов вполне обычных животных.

Утверждали, что слепые прозревают, если поводить пером грифона по их глазам. А в нескольких ранних германских книгах по медицине упоминается, что если грифон положит голову на грудь женщине, страдающей бесплодием, она излечится от своего недуга.


В 17 веке появилось несколько объемистых трудов, в которых авторы попытались разобраться, где же кончается правда и начинается вымысел в бесчисленных описаниях невероятных существ. И уже в 1646 году сэр Томас Браун заявил, что грифон представляет собой не что иное, как сугубо символичное существо. Это можно считать закатом эпохи грифонов — очень скоро они окончательно “покинули” реальный мир, перейдя в сферу искусства и поэзии.

Несмотря на то, что эра грифонов давно прошла, они по-прежнему востребованы в современном искусстве : кино, живописи и литературе.

На кинопленке своенравное животное появляется достаточно редко, и последняя известная картина с его участием — “Гарри Поттер и Узник Азкабана” (хотя, по большому счету, там был показан не грифон, а гиппогриф). Клювокрыл получился одним из самых обаятельных героев третьего “Гарри Поттера”, и если бы существовал “Звериный Оскар”, его бы, безусловно, присудили именно этому существу.

Художники, работающие в жанре фэнтези, нередко обращаются к образу грифона. Его можно увидеть в работах таких мастеров, как Тим Хильдебрант (Tim Hildebrandt) и Борис Валледжо (Boris Vallejo). Ну, а те, кто хочет не просто посмотреть на грифона, но и почувствовать себя в его шкуре (или сидящим верхом, точнее, в перьях), могут поиграть в компьютерные игры , где грифон встречается не менее часто, чем единорог. Достаточно вспомнить стратегию “World of Warcraft” и известнейшую серию “Героев” (“Heroes of Might and Magic”).
Гриффин из настольного варгейма “Mage Knight” позволяет кататься на себе симпатичным девушкам.
В фантастической литературе грифоны появляются достаточно редко. Например — в саге “DragonLance” М. Уэйс и Т. Хикмэна. Там эти животные представлены упрямыми и своенравными, но все же подчиняющимися своим хозяевам. Также они присутствуют в романах Андрэ Нортон, Пирса Энтони и Клиффорда Саймака. Встречаются грифоны и в произведениях для детей: “Алисе в стране чудес” Льюиса Кэрролла и “Грифоне и младшем канонике” Фрэнка Стоктона.

Грифоны в пророчествах


Мишель Нострадамус (1503-1566) — известный астролог, ученый и пророк — использовал символический образ грифонов в своей 86-й центурии:

Подобно грифону, придет король Европы,

Сопровождаемый аквилонянами.

Он поведет большое войско красных и белых,

И выступит против короля Вавилона (X, 86).

Исследователи предполагают, что здесь идет речь о русском царе Александре I (грифон — герб дома Романовых), который возглавит армию коалиции европейских государств (красные и белые — англичане и австрийцы) и победит Наполеона. “Аквилоном” Нострадамус называл “область северного ветра” — т.е., скорее всего, Россию.

Нострадамусу также приписываются “сиксены” (пророческие четверостишия), которые на самом деле были написаны неким Винсентом Севом в 17 веке. В 29 и 56 сиксене опять упоминается грифон, однако, учитывая то, что эти предсказания Нострадамуса поддельные, вряд ли стоит искать в них тайный смысл.

Несмотря на свой весьма преклонный возраст , в течение которого грифоны известны людям, эти существа продолжают жить. Синтетический образ, в котором воплотились черты самых гордых и благородных животных — орла и льва — оказался настолько удачен, что сохранился до наших дней без каких-либо существенных изменений. В отличие от других представителей несуществующего зверинца, грифон настолько ярок, самобытен и величественен, что даже в наше время — эпоху компьютеров, космоса и международного терроризма — невольно хочется верить в правдивость древних легенд про прекрасное свободолюбивое существо с телом льва и крыльями орла.

Грифон
Сказочное животное с головой и когтями орла, телом льва, но без крыльев. Используется в геральдике. Символизирует солнце, небо, золотящийся свет рассвета, а также объединение свойств орла и льва. Как хранитель сокровищ, он означает бдительность и возмездие. На Востоке грифон разделяет с драконом символику мудрости и просвещения. В Древней Греции как солярное животное он посвящался Аполлону; как олицетворение мудрости - Афине; как символ возмездия - Немезиде. В христианстве грифон означает зло, уносящего души дьявола, а также тех, кто преследовал христиан. Позднее, согласно Данте, он стал символизировать две природы Христа и роль Папы как духовного и светского владыки.

ГРИФОН. Персонаж древнегреческой мифологии.

Грифон изображался чудовищем с телом льва и головой орла. Его называли собакой Зевса, так как считалось, что Грифон был впряжен в его колесницу. В Древней Греции изображения чудовища встречаются очень часто, их можно увидеть высеченными на колоннах зданий и старинных амфорах.
Грифонам приписывали многие лечебные свойства , например их перья якобы обладали способностью излечивать от слепоты. Из когтей чудовищ делали чаши, которые меняли цвет, если в них наливали отравленное вино.
Впервые древние греки узнали об этих существах из рассказов бродяги путешественника Аристия, который будто бы видел их во время шестилетнего путешествия по Азии, югу России, Кавказским горам. Несколько лет Аристий жил у исседонийцев - племени людей, в обычаи которых входило поедание своих родителей, чьи черепа они хранили всю жизнь.
Исседонийцы рассказали путешественнику о волшебной стране Гиперборее, в которой жили дикие племена одноглазых аримаспов. Их главными занятиями была обработка скудной горной земли и поиски золота.
В более высокогорных местах жили грифоны, которые охраняли большой запас золота от обитателей Гипербореи.
Они были настолько огромными и сильными, что приносили в гнезда целых быков. Вернувшись на родину, Аристий много рассказывал сородичам о таинственной стране и ее жителях.

просмотров
просмотров