Кто такой художник конструктор. Должностная инструкция

Создавших узнаваемые объекты прошлого, дизайнерами? Мы спросили историка дизайна Артёма Дежурко, правильно ли использовать этот термин по отношению к художникам-конструкторам и как относиться к советскому дизайну.

Артём Дежурко

историк, преподаватель факультета
дизайна НИУ ВШЭ

Многие считают, что мы не можем называть Калашникова дизайнером. Но если бы мы писали о нём по-английски, то никто не мог бы придраться, потому что с точки зрения английского словоупотребления словом дизайнер обозначается именно то, что делал Калашников. Такая путаница происходит из-за того, как это слово понимается в русском языке. Оно появилось относительно недавно и может менять значение прямо сейчас, на наших глазах. Может быть, лет через 20 назвать Калашникова дизайнером не будет ошибкой. Однако пока русское слово «дизайнер» имеет более узкий смысл, чем английское. По-английски дизайном называется вообще проектирование любого типа, и поэтому дизайнером можно назвать каждого человека, который занимается проектированием.


Пехотинец стреляет из АК-47

Дизайнер - не обязательно официальное название профессии, но так как Калашников спроектировал автомат, он является его дизайнером. Разграничение между конструктором и дизайнером появилось в советское время , поэтому мы считаем, что дизайнер - это художник-оформитель. В СССР дизайном в отсутствие дипломированных специалистов занимались конструкторы. При промышленных предприятиях были конструкторские бюро, в которых и проектировались вещи. Правда потом, примерно в 1980-е годы, в эти бюро стали приходить дизайнеры, но они были младшими сотрудниками, их никто не слушал и им платили маленькую зарплату - в общем, эта профессия считалась непрестижной.

В Советском Союзе были и дизайнеры, которые называли себя именно так, хотя многие и считали их художниками-конструкторами

В общем, в Советском Союзе были и дизайнеры, которые называли себя именно так, хотя многие и считали их художниками-конструкторами. Примерно с начала 1960-х годов появились целые кафедры в вузах, которые готовили таких специалистов. Кроме того, был Научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ), то есть профессия дизайнера была институализирована. Также в СССР, да и во всём мире, очень классными дизайнерами были люди, которые профессионального образования не получили. В списке Look At Me много людей, которые не были профессиональными дизайнерами, - у них в трудовой книжке было написано другое, они могли быть архитекторами или инженерами, тем не менее они были дизайнерами по сути. Такая ситуация была не только в СССР - знаменитый дизайнер Арне Якобсен был архитектором по образованию, не считал себя дизайнером и даже протестовал против такого определения. Поль Хеннингсен был писателем, но иногда проектировал лампы - можно найти много таких примеров.


Мини-трактор «Сверчок», 1989 год, Дмитрий Азрикан

Советские дизайнеры знали о том, что происходит на Западе, они читали специальные журналы, в которых рассказывалось об этом. Кроме того, сотрудники ВНИИТЭ представляли СССР на Международном совете дизайнерских организаций (ИКСИД) , связывались с иностранными дизайнерами, привозили их в Советский Союз с лекциями, а также показывали за границей выставки советского дизайна. Неправильно думать, что, находясь здесь, они ничего не знали о происходящем за границей: как и советские кинематографисты, которые знали, кто такой Коппола, они были в курсе событий.

При этом нельзя обвинять советских специалистов в том, что они копировали работы западных коллег. В дизайне вообще много копирования, и довольно редко в истории дизайна происходят большие изобретения - это просто неправильная задача. Дизайнер не должен изобретать новую форму, он должен решать проблемы, которые перед ним стоят. Если результатом решения этой проблемы будет какая-то новая форма , это не хорошо и не плохо, просто так получилось. В Cоветском Союзе и вообще в любой стране массово производились вещи, дизайн которых можно счесть плагиатом, CCCР не отличался в этом смысле от западных стран.


ФЭД-3 - советский дальномерный фотоаппарат.
Производился с 1961 по 1979 год.

Что касается невоплощённых, «бумажных» проектов, то мне кажется, что дизайн - это в первую очередь вещи, конечный продукт, и какой бы хорошей ни была дизайнерская разработка на бумаге, она не имеет ценности, пока её не производят. Советская промышленность делала красивые вещи. Хотя это и происходило довольно редко (и чем позже, тем реже), но такие случаи были. Мне очень нравятся судна на подводных крыльях (например, «Тайфун» и «Колхида»), фотоаппараты «ЛОМО» и «Зенит» - они просто роскошные, их дизайн ценится не только в России, но и во всём мире.

UPD. Редакция приносит извинения читателям, в статью закралось несколько фактических ошибок. Уточняющий комментарий Артёма Дежурко:

«Я должен извиниться перед читателями статьи за многочисленные искажения в ней, которые появились по мере превращения моего монолога, записанного на диктофон, в текст. Это произошло по нескольким причинам, одна из которых, думается, - моё собственное косноязычие.

Во-первых, я считаю, что Калашникова дизайнером называть нельзя. Но русская фраза "Калашников - дизайнер АК-47", которая ошибочна, как по волшебству становится точной, если её перевести на английский: "Kalashnikov is the AK-47 designer". Ну, потому что русское слово "дизайнер" - не точный синоним английского designer. В нашем языке это только название профессии, а в английском design - слово старое и с множество значений: "рисунок", "проект", "замысел"; и сказать: такой-то designed что-то, он designer этой вещи - по-английски значит просто сказать, что он эту вещь спроектировал, или даже что он её придумал.

То, что в русском интернете Калашникова настойчиво называют дизайнером - на мой взгляд, следствие того, что молодые авторы, которые там пишут, двуязычны, и в их русском языке часто встречаются кальки с английского (а в их английском - наверняка много калек с русского).

Во втором абзаце - фактическая ошибка: я говорил, что дизайнеры в КБ стали приходить с начала 60-х годов, а в тексте написано, что с 80-х. Вообще, во втором абзаце я не нахожу ни одной своей мысли. Промышленный дизайнер в СССР - это совершенно та же профессия, что и в любой другой стране, а в тексте мне как будто приписывается мнение, что в СССР опять сделали что-то не так, как принято во всём мире.

Третий абзац в целом точно передаёт мои мысли, но первая фраза содержит ужасающую ошибку. "Художник-конструктор" и "дизайнер" - полные синонимы. Эти слова появились в СССР одновременно, в конце 50-х, и слово "дизайнер" стало общепринятым названием профессии среди самих дизайнеров, а "художник-конструктор" - её официальным, реестровым названием.

После трактора всё точно».

Редакция и впредь будет открыто рассказывать о собственных ошибках и меньше их совершать.

Код профессии по ОКПДТР - 274398

В профессии дизайнера объединяются функции инженера, художника, архитектора, маркетолога, эргономиста. Его цель - в промышленных изделиях, бытовых приборах, мебели, интерьерах квартир, офисов, жилых массивах и других объектах гармонически совместить полезность, удобство и красоту, обеспечив тем самым их высокие потребительские свойства, надежность, привлекательность, конкурентоспособность.

Дизайнер самостоятельно или совместно с другими специалистами совершенствует уже созданные объекты, участвует в проектировании, конструировании, опытной проверке новых. Основное внимание он уделяет как внешним характеристикам - форме, материалу, цвету (кузова автомобиля, салона самолета, телевизора, пылесоса и т.п.), так и компоновке, освещенности и оформлению, добиваясь их обзорности, доступности, рационального размещения, акцентирования цветом или другим способом всех, но особенно наиболее важных зон и элементов. Для выполнения этих задач он предлагает перспективные конструкторские, санитарно-гигиенические и эстетические решения. Кроме того, он изучает состояние и динамику спроса на продукцию различного назначения, выявляя причины ее недостаточной привлекательности. Работает он, как правило, индивидуально или в составе группы (бригады), в помещении, при необходимости в реальных условиях использования (испытания) объекта.

Дизайнеру необходимы: сочетание технической и художественной одаренности, практический интеллект, развитые наглядно-образное мышление и воображение, хороший эстетический вкус, настойчивость, самокритичность, общительность.

Родственные профессии: инженер-конструктор, художник-оформитель, преподаватель.

Художник-оформитель (росписи по дереву)

Код профессии по ОКПДТР – 274595

На предприятиях по выпуску художественных изделий выжигает и наносит рисунки различной сложности всеми видами росписи (хохломской, городецкой, загорской). Подготавливает изделия под живопись (грунтовка, перевод рисунка, выжигание), расписывает их, используя масляные и темперные краски, растительными и орнаментальными узорами. Выполняет роспись после выжигания по образцам рисунков, по собственным эскизам и композициям.



Рабочее место : в помещении. Режим труда: ненормированный. Профессиональные вредности: сильные запахи краски.

Должен знать: основы живописи, композиции рисунка на изделиях различных форм; приемы и особенности всех видов росписи на токарных изделиях и мебели, росписи с выжиганием; качество и свойства красок, растворителей, лаков, применяемых при росписи; приемы составления колеров. Должен уметь: выжигать и наносить рисунки различной сложности всеми видами росписи, выполнять роспись после выжигания по образцам рисунков, по собственным эскизам и композициям.

Профессионально важные качества : развитое эстетическое чувство, высокий уровень пространственного и творческого мышления , хорошо развитое образное воображение, высокая точность движений рук.

Родственные профессии : художник миниатюрной живописи, художник росписи по эмали, разрисовщик, мастер производственного обучения.

По этой специальности могут успешно трудиться лица, имеющие инвалидность в связи с заболеваниями сердечно-сосудистой и эндокринной системы.

Ч – ЧАСОВЩИК, Чокеровщик

ЧАСОВЩИК

Работает в мастерских по ремонту часов, ремонтных цехах часовых заводов. Часовщик высокой квалификации в мастерской самостоятельно выполняет все виды ремонтных операций: разборку механизма, выявление дефекта, промывку узлов и деталей, замену дефектных деталей, изготовление несложных деталей, сборку и регулировку часов.

На приемном пункте часовщик-приемщик по результатам осмотра часового механизма определяет неисправности и оформляет заказ для отправки в ремонтный цех. По возвращению отремонтированных часов из цеха перед выдачей заказчику заводит их и регулирует точность хода. Если нет необходимости в ремонте, часовщик-приемщик в присутствии заказчика сам исправляет мелкие неполадки и регулирует механизм. В ремонтном цехе часовщик выполняет следующие операции: разбирает часы и выявляет дефекты; моет детали и узлы механизма; подбирает детали и узлы, требующие замены, и изготавливает недостающие; собирает часовые механизмы и проверяет их работу. В процессе работы часовщик использует ручные инструменты (отвертки, пинцеты, лупу и др.), моечные машины, электронный измеритель точности хода и другие.



Работает часовщик в помещении. Характерна вынужденная рабочая поза - положение "сидя", часто длительное. Повышенной нагрузке подвергается зрение (работа с мелкими деталями, неравномерная нагрузка на оба глаза (вследствие использования лупы). Профессия имеет 2-6 разряды.

Для успешного освоения профессии необходимы определенные качества: хорошая осязательная и кинестетическая чувствительность, зрительно-двигательная координация на уровне движений рук, способность к устойчивой концентрации внимания в течение длительного времени, пространственное воображение , наглядно-образное мышление.

Должен знать: устройство часового механизма; технологию изготовления различных типов часов; последовательность операций сборки-разборки часов; основные виды неисправностей, способы их выявления и устранения; правила обработки изготавливаемых деталей; рецептуру моечных составов.

Должен уметь: осуществлять операции по ремонту часов в соответствии со своей квалификацией; пользоваться ручными инструментами и приборами, проводить их отладку и содержать в рабочем состоянии.

Работа не рекомендуется людям, страдающим заболеваниями опорно-двигательного аппарата, ограничивающими подвижность кистей рук, заболеваниями глаз, имеющим значительное понижение остроты зрения и слуха. В то же время по этой специальности могут успешно трудиться лица, имеющие инвалидность в связи с некоторыми заболеваниями сердечно-сосудистой и эндокринной систем.

Родственные профессии: мастер по ремонту радиоэлектронной аппаратуры и приборов, сборщик микросхем.

ЧОКЕРОВЩИК

( Код профессии по ОКПДТР - 195938)

Одна из самых востребованных профессий на лесозаготовительных предприятиях, в связи с чем на рынке труда сохраняется постоянная потребность в квалифицированных специалистах этого профиля.

Чокеровщик подает трос и чокеры (специальные крючья на конце троса) к хлыстам (стволам деревьев без сучьев) и деревьям, надевает на них чокеры и прикрепляет к тяговому тросу лебедки или трактора. Обрубает сучья и вершины, мешающие чокеровке и формированию воза. Собранные пачки древесины с помощью лебедки втаскивает на трелевочный трактор. Отцепляет и снимает чокеры с хлыстов и деревьев. Участвует в монтаже и демонтаже трелевочных и погрузочных установок.

Работают чокеровщики в составе лесозаготовительной бригады. В связи с большой физической нагрузкой работают чокеровщиками мужчины. Профессия имеет 4-й разряд.

Чокеровщик должен знать: правила чокеровки, отцепки хлыстов и деревьев, способы формирования их в пачки; систему сигнализации; грузоподъемность тросов и блоков; способы сращивания чокеров, тросов и стропов.

Чокеровщику необходимо иметь следующие важные качества : точный глазомер, быструю реакцию, правильную координацию движений, развитое конструктивное воображение, оперативное мышление, внимание, аккуратность. Работа чокеровщика требуеткрепкого здоровья, выносливости, хорошего зрения и слуха.

При выборе этой профессии противопоказаны прогрессирующие заболевания суставов и позвоночника, грыжи, болезни сердечно-сосудистой системы неблагоприятного течения (эндартериит, варикозное расширение вен нижних конечностей, тромбофлебит, геморрой, ишемическая болезнь сердца), бронхиальная астма и другие часто обостряющиеся хронические болезни легких.

Ш –ШВЕЯ, ШТУКАТУР-МАЛЯР

ШВЕЯ

Код профессии по ОКПДТР – 196019

Профессия швеи является одной из самых распространенных в легкой промышленности. Hа швейных предприятиях пошив изделий бытового и технического назначения ведется на швейных машинах разнообразной конструкции поточным методом; детали передвигаются с помощью транспортера от одной машины к другой в определенной последовательности. Швея в соответствии с технологией пошива и принятым на предприятии разделением труда выполняет различные по сложности и видам работы: от заготовки мягкой тары и притачивания фабричной марки до втачивания рукавов в пройму, подворотника, воротника и другие операции. Каждая швея выполняет несколько операций или даже одну, но должна уметь выполнять любую.

Главное в работе швеи - скорость и точность. Она зрительно контролирует качество шва, длину стежка, частоту строчки, параллельность швов, у нее должен быть развит глазомер, правильное цветоощущение, так как ей приходится различать не только основные цвета, но и оттенки одного цвета. Большое значение имеет способность работать стабильно в течение определенного времени в условиях производственного шума. Hаилучших результатов добиваются швеи, которые обладают усидчивостью, аккуратностью, сосредоточенным вниманием, высокой степенью согласованности движений рук.

Должна знать: устройство обслуживаемых машин, способы регулирования натяжения нити и частоты строчки; пошивочные свойства тканей, трикотажа, меха; ассортимент пошивочных изделий, способы их обработки; технические условия на выполняемые операции; последовательность обработки деталей изделия при поточном методе.

Профессия имеет разряды: в швейном производстве 1-5-й; в меховом - 1-4-й; в трикотажном, текстильной галантереи и других производствах текстильной промышленности - 1-3-й.

Профессия швеи не подходит людям с плохим зрением, нарушением цветоощущения, хроническими заболеваниями глаз неблагоприятного течения (например, глаукомы), а также лицам, страдающим заболеваниями, сопровождающимися приступами головокружения и потерей сознания.

Родственные профессии: вышивальщица, закройщик, портной, преподаватель в училище, школе на курсах кройки и шитья.

ШТУКАТУР-МАЛЯР

Штукатур – 197276, Маляр - 134506

Штукатур-маляр работает в строительных организациях. Роль его в строительстве очень велика, ведь он выполняет отделочные работы и от их качества зависит красота здания, его внешний вид , уют и комфорт внутренних помещений . Объем рабочих операций, выполняемых штукатуром-маляром, очень большой. Он оштукатуривает поверхности конструкций и частей зданий и сооружений - стены, потолки, пилястры, колонны, балки, фасады, купола, арки различных очертаний. Подготавливает поверхность под штукатурку (выравнивает, насекает поверхность механизированным инструментом, прибивает драночные щиты). Готовит растворы для различных видов штукатурки, размечает поверхность под оштукатуривание, механизированным инструментом или вручную наносит штукатурку, отделывает поверхность после оштукатуривания. Окрашивает детали, а также поверхности из металла и других материалов (после очистки, расшивки трещин) при помощи механизированных шпателей, окрасочных агрегатов и других инструментов и приспособлений. Отделывает поверхности с выполнением лакировки, полировки, художественной живописи, а также под дерево, мрамор и камень. Реставрирует художественные надписи, росписи и рисунки.

Работа штукатура-маляра связана с выполнением большого количества часто повторяющихся движений и требует довольно существенного статического и динамического напряжения рук, особенно велика такая нагрузка при оштукатуривании стен и потолков. Чтобы уметь подбирать оттенки, которые гармонировали между собой и соответствовали бы назначению окрашиваемых поверхностей, мастер должен обладать правильным цветовосприятием, иметь художественный вкус и хорошую память на цветовые оттенки. Особенно важна для маляра аккуратность, так как его работа завершает труд всего коллектива строителей.

Должен знать: виды и свойства материалов и растворов, применяемых при штукатурных работах; физико-химические свойства красящих материалов; приемы разметки и разбивки наружных и внутренних поверхностей зданий; технологию и способы декоративного, художественного оштукатуривания и выполнения штукатурок специального назначения; способы выполнения лакокрасочных покрытий деталей и поверхностей из различных материалов, режимы их сушки; правила наладки обслуживаемого оборудования; рецепты составления красок, лаков, шпаклевок; требования к качеству выполняемых работ.

Профессия имеет 1-6-й разряды.

Профессия штукатура-маляра требует крепкого здоровья, выносливости, при выборе этой профессии противопоказаны : болезни суставов и позвоночника (выраженный полиартрит, остеохондроз), заболевания сосудов (тяжелый эндартериит, варикозное расширение вен нижних конечностей, тромбофлебит, геморрой), бронхиальная астма и другие хронические болезни легких, некоторые виды кожных болезней и заболеваний, сопровождающихся приступами головокружения и потерей сознания.

Родственные профессии: маляр по металлу, мастер производственного обучения, художник-оформитель.

Э – ЭКОЛОГ, Экономист, Экономист по труду, ЭЛЕКТРОМОHТЕР ПО РЕМОHТУ И ОБСЛУЖИВАHИЮ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАHИЯ, ЭЛЕКТРОГАЗОСВАРЩИК.

ЭКОЛОГ

Эколог организует защиту жизни и здоровья людей, животного и растительного мира от последствий нерационального и бесконтрольного использования достижений науки и техники. Он обеспечивает поддержание равновесия между природоохранными мероприятиями и потребностями научно-технического и экономического развития страны, акцентирует в этих целях внимание на соблюдении и совершенствовании технологических режимов, культуры производства, правил транспортировки опасных веществ , приемов самозащиты граждан.

Путем наблюдений, опросов, с помощью приборов и других методов эколог проводит анализ состояния воды, земли, воздуха, растений, животных, а также влияния природной среды и продуктов питания на здоровье и самочувствие людей, их генетический аппарат. Выявляет и классифицирует действующие и потенциальные источники экологической опасности, определяет ее происхождение, характер, степень, масштабы, реальные и прогнозируемые последствия. С учетом текущих и перспективных экологических нормативов и регламентов разрабатывает комплекс природоохранных мероприятий, добивается их реализации, контролирует результаты в соответствии с законодательными актами.

Консультирует работодателей по вопросам профилактики экологических рисков, уменьшения затрат на штрафные санкции. Координирует свои действия с органами санитарно-гигиенического надзора, комитетом по химическому и биологическому оружию, органами федерального надзора по ядерной и радиационной безопасности. Через средства массовой информации разъясняет и пропагандирует цели и значение природоохранной деятельности.

Экологу необходима хорошая подготовка в археологии, биологии, медицине, социологии, истории, литературе, общая ориентация в вопросах техники и технологии, экономики труда, рыночных отношений, правоведения. Желателен практический опыт в одной или нескольких указанных областях.

Труд эколога сложный и напряженный; работа с документами сочетается с разъездами, организацией практических мероприятий. Ему необходимы устойчивая социально-нравственная мотивация, наблюдательность, эмоционально-волевая устойчивость, принципиальность, высокая физическая выносливость.

Эта деятельность противопоказана людям, страдающим заболеваниями сердечно-сосудистой и нервной систем, психическими недугами.

Родственные профессии: работа в учреждениях санитарно-гигиенического, метеорологического профиля, научных и учебных заведениях.

ЭКОНОМИСТ

( Код профессии по ОКПДТР - 277288)

Работает в плановых, финансовых и статистических органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях. Решает задачи, связанные с планированием, организацией и анализом хозяйственной деятельности предприятий и учреждений, организацией труда работников на производстве. Проверяет оформление отчетности по отдельным видам бухгалтерского учета , технико-экономические расчеты по планированию, материально-техническому снабжению, сбыту, материальным и трудовым затратам. Осуществляет оперативный учет выполнения работ и контроль расчетов с заказчиками, составляет документы периодической отчетности. Анализирует действующие формы первичных документов и отчетности. Разрабатывает предложения по их совершенствованию. В вычислительных (информационно-вычислительных) центрах участвует в составлении проектов механизации счетной обработки задач различных типов, в разработке и нормативов материальных и трудовых затрат, в определении стоимости работ и цен на услуги. Формулирует экономическую постановку задач, исследует возможность использования готовых проектов , алгоритмов и программ готовых задач. В научно-исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях собирает научно-техническую информацию, систематизирует и обобщает статистические материалы и другие данные по теме (заданию) в целом и по ее отдельным этапам. Рассчитывает материальные и трудовые затраты проводимых исследований, определяет их экономическую эффективность.

Должен знать: дисциплины общетеоретического и общеэкономического цикла, основы экономики управления и планирования отраслей народного хозяйства, статистику и бухгалтерский учет, экономико-математические методы изучения хозяйственных процессов, методы анализа хозяйственной деятельности предприятий, разработки перспективных и годовых планов работы порядок составления отчетности об их выполнении, методы и средства выполнения экономических расчетов и вычислительных работ; технические средства и технологию сбора, передачи и обработки информации; методы планирования и организации научных исследований и разработок, определения их экономической эффективности; основы проектирования механизированной обработки информации и программирования; методы расчета объемов выполненных работ, определения их стоимости; принципы научной организации труда, экономику и организацию производства. Должен иметь высшее образование.

Экономисту необходимы склонность к работе с числами, высокий уровень сосредоточенности и распределения внимания, развитые счетно-аналитические способности, хорошая оперативная память, выдержка, усидчивость, аккуратность, устойчивость к монотонии.

Профессия экономиста не рекомендуется людям, имеющим плохое зрение, серьезные психические недуги. В то же время по этой специальности могут успешно трудиться лица, имеющие инвалидность в связи с поражением опорно-двигательного аппарата, эндокринной системы, нарушением слуха.

Близкие профессии (специальности): налоговый инспектор, бухгалтер, преподаватель в учебном заведении, финансист.

Экономист по труду

( Код профессии по ОКПДТР - 203369)

На предприятиях участвует в разработке планов по труду и заработной плате , по научной организации труда. Изучает эффективность действующих форм и систем заработной платы, готовит предложения по их совершенствованию. Разрабатывает проекты положений о премировании персонала предприятия, определяет размеры премий, проверяет обоснованность выплаты доплат и надбавок. Составляет штатное расписание , следит за соблюдением штатной дисциплины, расходованием фондов заработной платы, правильным соотношением роста производительности труда и заработной платы, тарификацией работ и рабочих. Ведет учет показателей по труду и заработной плате.

Должен знать: трудовое законодательство, экономику и организацию труда и производства, порядок тарификации работ и рабочих и установления окладов служащим, методы учета и анализа показателей по труду и заработной плате, основы технологии производства. Должен иметь высшее или среднее специальное образование.

ЭЛЕКТРОМОHТЕР ПО РЕМОHТУ И ОБСЛУЖИВАHИЮ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАHИЯ ( Код профессии по ОКПДТР - 198616)

Электромонтер работает на тех предприятиях народного хозяйства, где есть электрооборудование. Он разбирает, ремонтирует, собирает, устанавливает и центрирует электрооборудование, электрические машины и электроаппараты различных типов и систем. Осуществляет наладку, ремонт и регулировку схем технологического оборудования, электрических схем автоматических линий, электрических и электронных приборов. Обслуживает ультразвуковые, электронные, электроимпульсные установки, устройства релейной защиты, автоматического включения резерва, схемы на транзисторных и логических элементах. Проверяет классы точности измерительных трансформаторов. Выполняет работы по ремонту, монтажу и демонтажу кабельных линий.

Должен знать: электрические схемы, способы и правила проверки на точность электрических машин, электроаппаратов, приборов и автоматических линий;схемы телеуправления и автоматического регулирования и способы их наладки; правила обслуживания ультразвуковых, электроимпульсных и электронных установок; методы комплексных испытаний электромашин, электроаппаратов и приборов; правила составления электрических схем и другой технической документации на электрооборудование в сети электропитания. Профессия имеет 1-6-й разряды, для 6-го разряда требуется среднее специальное образование.

При выборе этой профессии необходимо знать, что для электромонтера опасны заболевания, сопровождающиеся приступами головокружения и потерей сознания, а также очень важно иметь хорошее зрение и слух.

Родственные профессии: слесарь по ремонту и наладке электрооборудования, слесарь по ремонту автомобилей (со специализацией – наладка электрооборудования), слесарь по ремонту технологического оборудования.

ЭЛЕКТРОГАЗОСВАРЩИК ( Код профессии по ОКПДТР - 197562)

Двадцатый век называют атомным, космическим, веком химии. В неменьшей степени можно назвать его веком сварки. Различные способы сварки, применяемые в современном производстве, позволяют соединять детали различной толщины - валы мощных турбин и спирали электронных ламп, неоднородные металлы с неметаллами (например, сталь и стекло). Сварщик - профессия, необходимая во всех отраслях народного хозяйства, поэтому сохраняется постоянно высокий уровень потребности в специалистах этой профессии. Сварщик осуществляет ручную электродуговую и газоэлектрическую сварку деталей, узлов и трубопроводов из сталей, чугуна, цветных металлов и сплавов, экспериментальных конструкций из металлов и сплавов с ограниченной свариваемостью, а также из титана и титановых сплавов, особо ответственных конструкций в блочном исполнении во всех пространственных положениях сварного шва; электродуговую воздушную строжку (строгание) деталей из мало- и высокоуглеродистых, легированных, специальных сталей и чугуна. Заваривает дефекты деталей машин, механизмов и конструкций, наплавляет детали, узлы и инструменты. Готовит изделия под сварку, зачищает швы после сварки, обеспечивает защиту обратной стороны сварного шва в процессе сварки в защитных газах.

Должен знать: основы электротехники; режимы сварки и правила их регулирования; механические и технологические свойства свариваемых материалов; марки и типы электродов; виды сварных соединений, типы швов и способы их испытания; виды дефектов, способы их предупреждения и устранения, правила техники безопасности при обслуживании электросварочной аппаратуры. Профессия имеет 1-6-й разряды.

Работа сварщика относится к категории профессионально вредных из-за отрицательного действия на организм человека сварочных аэрозолей, поэтому существует перечень ограничений для приема на работу и обучение по специальности. К ним относятся хронические заболевания легких, в том числе туберкулез; заболевания глаз и кожи; стойкое понижение слуха и плохое зрение, а также заболевания, сопровождающиеся приступами головокружения и потерей сознания.

Родственные профессии: слесарь по ремонту автомобилей, сварщик ручной сварки, электросварщик на автоматических машинах.

Ю – ЮРИСКОНСУЛЬТ

ЮРИСКОНСУЛЬТ

( Код профессии по ОКПДТР - 279315)

Юрисконсульт работает на предприятиях и в организациях различной ведомственной принадлежности, в производственной и непроизводственной сфере, в юридических консультациях . Содержанием труда юриста является толкование и применение законов, обеспечение законности, установление фактов правонарушений, оказание юридической помощи населению.

На предприятиях и в организациях главным образом осуществляет претензионно-исковую деятельность. Участвует в рассмотрении дел в суде в качестве представителя истца или ответчика. Анализирует и обобщает результаты рассмотрения дел в суде. Ведет учет и хранение находящихся в производстве и законченных исполнением судебных и арбитражных дел.

Осуществляет справочно-информационную работу по законодательству и нормативным актам, делает записи об их отмене, изменениях, дополнениях. Проверяет и визирует выпускаемые руководством предприятия нормативные материалы на предмет их соответствия государственных и ведомственным нормативным актам. Участвует в разработке и осуществлении мероприятий по укреплению договорной, финансовой и трудовой дисциплины, обеспечению охраны собственности предприятия, борьбе с хищениями и растратами. В юридических консультациях оказывает консультационную помощь физическим лицам по вопросам гражданского, административного, трудового, уголовного законодательства. Помогает в составлении правовых документов.

Юрисконсульту необходимо знание гражданского, финансового, трудового, административного, уголовного права, основ управления экономикой, производственно-хозяйственной деятельности предприятия, осведомленность в вопросах социологии, психологии и этики, навыки ведения справочно-информационной и архивной работы с помощью ЭВМ.

Для успешной деятельности необходимы: хорошая оперативная память, развитое вербально-логическое мышление, эмоционально-волевая устойчивость, общительность, находчивость, ответственность, организованность.

Родственные профессии (специальности): адвокат, народный судья, прокурор, следователь, преподаватель юриспруденции.

Художник-конструктор (дизайнера)

I. Общие положения

1. Художник-конструктор (дизайнер) относится к категории специалистов.

2. На должность:

Художника-конструктора (дизайнера) назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (художественно-конструкторское) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (художественно-конструкторское) образование и стаж работы в должности техника-конструктора I категории не менее 3 лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием ;

Художника-конструктора (дизайнера) III категории - лицо, имеющее высшее профессиональное (художественно-конструкторское) образование и опыт работы по специальности, приобретенный в период обучения, или стаж работы на инженерно-технических должностях без квалификационной категории;

Художника-конструктора (дизайнера) II категории - лицо, имеющее высшее профессиональное (художественно-конструкторское) образование и стаж работы в должности художника-конструктора III категории не менее 3 лет;

Художника-конструктора (дизайнера) I категории - лицо, имеющее профессиональное (художественно-конструкторское) образование и стаж работы в должности художника-конструктора II категории не менее 3 лет.

3. Назначение на должность художника-конструктора (дизайнера) и освобождение от нее производится приказом директора предприятия.

4. Художник-конструктор (дизайнер) должен знать:

4.1. Нормативные акты, методические материалы по художественному конструированию и правовой охране промышленных образцов.

4.2. Перспективы технического развития предприятия.

4.3. Тенденции совершенствования проектируемых изделий.

4.4. Техническую эстетику и эргономику.

4.5. Методы художественного конструирования и художественно-графических работ.

4.6. Технологию производства, принципы работы, условия монтажа и технической эксплуатации разрабатываемых изделий.

4.7. Действующие в отрасли и на предприятии стандарты, технические условия, касающиеся художественно-конструкторских разработок.

4.8. Единую систему конструкторской документации.

4.9. Единую систему технологической документации.

4.10. Требования, предъявляемые к разработке и оформлению художественно-конструкторской документации.

4.11. Технические характеристики и свойства материалов, применяемых в проектируемых конструкциях.

4.12. Основные требования, которые необходимо учитывать в процессе проектирования изделий (функциональные, технико-конструктивные, эргономические, эстетические и др.).

4.13. Методы проведения технических расчетов при художественном конструировании.

4.14. Основы стандартизации и патентоведения.

4.15. Порядок проведения художественно-конструкторской экспертизы проектов изделий, критерии эстетической оценки их качества.

4.16. Порядок аттестации качества промышленной продукции.

4.17. Технические средства , применяемые при проектировании.

4.18. Порядок оформления заявок на промышленные образцы.

4.19. Передовой отечественный и зарубежный опыт художественного конструирования.

4.20. Основы экономики, организации труда и управления.

4.21. Основы трудового законодательства.

4.22. Правила внутреннего трудового распорядка .

4.23. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

5. Художник-конструктор (дизайнер) подчиняется непосредственно(руководителю конструкторского подразделения; инженеру-конструктору; иному должностному лицу).

6. На время отсутствия художника-конструктора (дизайнера) (болезнь, отпуск, командировка, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

II. Должностные обязанности

Художник-конструктор (дизайнер):

1. Разрабатывает художественно-конструкторские проекты изделий (комплексов) производственного и бытового назначения, обеспечивая высокий уровень потребительских свойств и эстетических качеств проектируемых конструкций, соответствие их технико-экономическим требованиям и прогрессивной технологии производства, требования эргономики.

2. Осуществляет отбор и анализ патентной и другой научно-технической информации, необходимой на различных стадиях (этапах) художественного конструирования.

3. Изучает требования, предъявляемые заказчиками к проектируемым изделиям, технические возможности предприятия для их изготовления.

4. Проводит сравнительный анализ аналогичной отечественной и зарубежной продукции, оценку их эстетического уровня.

5. Участвует в выполнении отдельных стадий (этапов) и направлений научно-исследовательских и экспериментальных работ, связанных с решением художественно-конструкторских задач, в составлении технических заданий на проектирование и согласование их с заказчиками, в разработке художественно-конструкторских предложений.

6. Осуществляет с использованием новых информационных технологий поиск наиболее рациональных вариантов решений, конструкционно-отделочных материалов и деталей внешнего оформления, объемно-пространственное и графическое проектирование, детализацию форм изделий, разрабатывает компоновочные и композиционные решения, подготавливает данные для расчетов экономического обоснования предлагаемой конструкции.

7. Разрабатывает необходимую техническую документацию на проектируемое изделие (чертежи компоновки и общего вида , эскизные и рабочие чертежи для макетирования, демонстрационные рисунки, цветографические эргономические схемы, рабочие проекты моделей), участвует в подготовке пояснительных записок к проектам, их рассмотрении их и защите.

8. Выполняет работу, связанную с проектированием форм сопроводительных документов , упаковки и рекламы конструируемых изделий.

9. Подготавливает материалы для проведения работ по стандартизации в области художественного конструирования.

10. Осуществляет контроль за соответствием рабочих чертежей изделия и технологической оснастки художественно-конструкторскому проекту, особенно деталей и узлов, которые могут повлиять на удобство эксплуатации и внешний вид конструкции, а также авторский надзор за реализацией художественно-конструкторских решений при проектировании, изготовлении, испытаниях, доводке опытных образцов изделий и подготовке технической документации для серийного (массового) производства, вносит в нее необходимые изменения.

11. Участвует в оформлении заявок на промышленные образцы, в подготовке материалов для художественно-конструкторской экспертизы проектов и представления вновь освоенных изделий на аттестацию и сертификацию.

12. Изучает передовой отечественный и зарубежный опыт в области художественного конструирования с целью использования его в практической деятельности.

13. Подготавливает отзывы и заключения на рационализаторские предложения и изобретения, касающиеся разрабатываемых конструкций изделий, проекты стандартов, технических условий и других нормативных документов по художественному проектированию.

14. Ведет картотеку внедренных проектов, образцов применяемых материалов.

15. Оформляет документацию на законченные художественно-конструкторские разработки, составляет отчеты о результатах выполненных работ.

III. Права

Художник-конструктор (дизайнер) имеет право:

1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей должностной инструкций обязанностями.

3. Сообщать непосредственному руководителю о всех выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей недостатках в производственной деятельности предприятия (его структурных подразделениях) и вносить предложения по их устранению.

4. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя от руководителей подразделений предприятия и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - то с разрешения руководства).

6. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.

IV. Ответственность

Художник-конструктор (дизайнер) несет ответственность:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с

Руководитель структурного подразделения

(подпись)
(фамилия, инициалы)
00.00.00

СОГЛАСОВАНО:

Начальник юридического отдела

(подпись)
(фамилия,инициалы)
00.00.00

С инструкцией ознакомлен:

(подпись)
(фамилия, инициалы)
00.00.00

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность Художника.
1.2. Художник назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом Генерального директора.
1.3. Художник подчиняется непосредственно Генеральному директору , Заместителю Генерального директора.
1.4. На должность Художника назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или начальное профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 2 лет.
1.5. Художник должен владеть компьютером на уровне уверенного пользователя.
1.6. Художник должен знать:
- постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы,
касающиеся работы предприятия торговли;
- правила и методы организации обслуживания покупателей;
- основы организации рекламы;
- порядок оформления помещений и витрин;
- основы эстетики и социальной психологии;
- законодательство о труде;
- права и обязанности работников и режим их работы;
- Правила внутреннего трудового распорядка;
- правила и нормы охраны труда;
- правила техники безопасности, производственной санитарии и гигиены, противопожарной безопасности, гражданской обороны.
1.7. Художник должен обладать коммуникабельностью, должен быть энергичен и позитивно настроен.
1.8. В период временного отсутствия Художника его обязанности возлагаются на ___________________________.

2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

2.1. Художник:
2.1.1. Создает информационные, коммерческие, торговые объявления.
2.1.2. Создает рекламные буклеты, плакаты, стенды, панно.
2.1.3. Дает рекомендации по оформлению торговых, административных, служебных помещений, размещению рекламы.
2.1.4. Контролирует проведение и проводит сам оформительские работы в помещениях предприятия.
2.1.5. Производит распечатку ценников. Контролирует читаемость ценников на расстоянии.
2.1.6. Анализирует опыт других предприятий торговли в художественном оформлении помещений, размещении рекламы.
2.1.7. Бережет имущество предприятия.
2.1.8. Не разглашает информацию и сведения, являющиеся коммерческой тайной предприятия.
2.1.9. Не дает интервью, не проводить встречи и переговоры, касающиеся деятельности предприятия, без разрешения его руководства.
2.1.10. Соблюдает требования по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии.
2.1.11. Способствует созданию благоприятного делового и морального климата на предприятии.
2.1.12. Соблюдает трудовую и производственную дисциплину, правила и нормы охраны труда, требования производственной санитарии и гигиены, требования противопожарной безопасности, гражданской обороны.
2.1.13. Исполняет распоряжения и приказы администрации предприятия.
2.1.14. Информирует руководство об имеющихся недостатках в работе предприятия, возможных мерах по их ликвидации.
2.1.15. На работе имеет опрятный внешний вид.

3.1. Художник имеет право:
3.1.1. Давать распоряжения и предпринимать соответствующие действия по устранению причин, создающих препятствия для осуществления художником своих функциональных обязанностей.
3.1.2. Вносить предложения администрации предприятия по улучшению работы, относящейся к функциональным обязанностям художника и всего предприятия в целом.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

4.1. Художник несет ответственность за:
4.1.1. Невыполнение своих функциональных обязанностей.
4.1.2. Недостоверную информацию о состоянии выполнения полученных заданий и поручений, нарушение сроков их исполнения.
4.1.3. Невыполнение приказов, распоряжений администрации предприятия.
4.1.4. Нарушение Правил внутреннего трудового распорядка, правил противопожарной безопасности и техники безопасности, установленных на предприятии.
4.1.5. Разглашение коммерческой тайны.
4.1.6. Утрату, порчу и недостачу товаров и иных материальных ценностей в соответствии с действующим законодательством.

5. УСЛОВИЯ РАБОТЫ

5.1. Режим работы Художника определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными на предприятии.

При проектировании продукции, непосредственно поступающей в потребление (суда, кабины и автомобильные кузова, предметы народного потребления ), к проектированию привлекаются художники-конструкторы (дизайнеры),


Для выполнения опытно-конструкторских работ привлекаются ведущие конструкторы , конструкторы 1, 2 и 3 категорий, техники-конструкторы , старшие техники-конструкторы , художники-конструкторы, технологи 1 и 2 категорий, а также рабочие-экспериментаторы. Их привлечение к тем или иным работам обусловлено сложностью и степенью новизны проектируемых изделий.

Работы по эстетике конструирования ведут художники-конструкторы (дизайнеры) и скульпторы, которые совместно с конструкторами строят специальные модели (в натуральную величину или уменьшенные), используя различные материалы. Моделирование позволяет отработать компоновку, пропорции, цветовую гамму , удобство расположения органов управления.

ХУДОЖНИК-КОНСТРУКТОР (ДИЗАЙНЕР)

Художник-конструктор (дизайнер) I категории высшее профессиональное (художественно-конструкторское) образование и стаж работы в должности художника-конструктора II категории не менее 3 лет.

Художник-конструктор (дизайнер) II категории высшее профессиональное (художественно-конструкторское) образование и

Художник-конструктор (дизайнер) III категории высшее профессиональное (художественно-конструкторское) образование и опыт работы по специальности, приобретенный в период обучения, или стаж работы на инженерно-технических должностях без квалификационной категории.

Художник-конструктор (дизайнер) высшее профессиональное (художественно-конструкторское) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (художественно-конструкторское) образование и стаж работы в должности техника-конструктора I категории не менее 3 лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием , не менее 5 лет.

Технологи, участвуя вместе с конструкторами в выборе вариантов , заботятся о лучших предпосылках для использования рационального членения и компоновки будущей конструкции, лучших предпосылках для использования стандартных и унифицированных узлов, типовых технологических процессов , ограничении номенклатуры конструкционных материалов. Художник-конструктор формирует требования технической эстетики и эргономики, разрабатывает варианты художественно-конструкторского решения.

Техническая эстетика - научное направление , изучающее закономерности художественного конструирования технических изделий. Художник-конструктор работает вместе с инженером-конструктором на всех этапах проектирования. По мере продвижения по этапам роль художественного конструирования возрастает. Особенно она заметна на этапе выбора основных параметров и разработки эскизного проекта . Инженер-конструктор добивается высоких технических показателей машины, а художник-конструктор стремится выразить в ее форме назначение и особенности работы, добивается целостности и гармоничности в восприятии.

Подход к форме изделия как к объемно-пространственной структуре, состоящей из материально заполненного пространства и пустот. Художник-конструктор рассматривает изделие как некую абстрактную скульптуру. При этом он одновременно учитывает как функциональное назначение изделия, так и художественный замысел.

В итоге еще раз отметим, что специфика показателей качества современных изделий по своей широте не вписывается в традиционную область профессиональных знаний инженера-конструктора . Для успешного проектирования необходима совместная работа инженера-конструктора , инженера-технолога , психолога и художника-конструктора.

Художник-конструктор (дизайнер)

Работы по эстетике конструирования ведут художники-конструкторы (дизайнеры) и скульпторы, которые совместно

Для ликвидации разрыва между трудом и красотой в 20-е годы был создан ряд организаций, занимавшихся проблемами промышленного искусства. Были основаны художественно-промышленный подотдел при отделе изобразительных искусств Наркомпроса, руководимого А.В.Луначарским, Высшие художественно-технические мастерские, где выпускали художников-конструкторов. Институт художественной культуры . . Проекты тех лет (мебель, посуда, одежда) - пример творческого подхода к разработке форм массовой промышленной продукции.

Эстетические требования предполагают соответствие формы изделий духовным потребностям общества и человека, общественным и личным эстетическим идеалам, стилистическому направлению, прогрессивным вкусам, демократичной моде. Художник-конструктор, работая вместе с инженером, экономистом и психологом и создавая изделия с высокими эстетическими свойствами, повышает тем самым потребительскую ценность таких изделий.

Дизайнер (художник-конструктор) 6-13

Дизайнер (художник-конструктор)

Для того чтобы правильно решать те задачи, которые встают перед художником-конструктором при эстетической отработке конструкции , совершенно обязательным для него является учет основных требований композиции . К ним следует отнести

В некоторых случаях форма изделия существенно влияет на технические показатели (например, самолет, гребной винт, сверло и т. д.) форму изделия определяет в основном инженер-конструктор , добиваясь гармоничности за счет активного воздействия на окружающую среду . Иначе обстоит дело в тех случаях, когда форма издел ия не связана тесным образом с техническими показателями . Художнику-конструктору открывается широкое поле деятельности. Эстетические показатели тем выше, чем в большей степени в форме изделия реализуются общие принципы композиции. Под композицией понимается как процесс достижения целостности и гармоничности в форме, так и результат этого процесса. К основным принципам композиции относятся следующие 1) принцип повторяемости (техническое изделие в целом и отдельные его части должны повторять один определенный элемент формы этот элемент определяется господствующей в соответствующий момент времени модой) 2) принцип соподчиненности (в технической форме должна ясно восприниматься соподчиненность, выделяться главные и подчиненные элементы) 3) принцип соразмерности (части технической формы и вся она в целом должны быть соизмеримы с определенной мерой) 4) принцип равновесия (форма изделия должна восприниматься зрительно уравновешенной относительно пространственных осей) 5) принцип единства (означает взаимосвязь всех предыдущих принципов, порождающую новое качество композиции-ее целостность).

Особыми комплексами выделены программы художественного и эргономического конструирования. Они представляют художнику-конструктору возможность отработать форму объекта, не прибегая к макетированию (за счет аксонометрических и изометрических изображений, пропорционирования и масштабирования, цветового решения).

Аналогичный порядок действует при премировании таких специалистов, как художники-конструкторы и художники-модельеры , дессинаторы, колористы, скульпторы, модельеры, начальники художественных мастерских и лабораторий. Эти и другие работники аналогичных профессий, как правило, премируются по разработанным для них положениям.

Без совместного труда конструктора, технолога, экономиста, художника, физиолога невозможно создание совр. конструкции машин с красивыми внешними формами. Так, специалисты Ленинградского станкостроительного з-да им. Ильича с помощью художников-конструкторов усовершенствовали внутришлифоваль-ный полуавтомат для заводов шарикоподшипниковой пром-сти. Новый станок меньше размером, отличается от старого четкостью и плавностью линий- Отдельные узлы его упрощены. Такой станок легче монтировать и обслуживать. Он более надежен и безопасен в работе, на 0,5 т легче и на 500 руб. дешевле старого.

Художники-конструкторы Пражского института промышленного дизайна продемонстрировали значительные эстетические возможности промышленных изделий крупносерийной продукции (например, кресел дизайнера А.Шумана, отмеченных в 1977 г. золотой медалью международной ярмарки товаров широкого потребления в Брно и премией Государственного дизайнерского конкурса "Лучшее изделие 1979г.") и небольших серий изделий , предназначенных для этого здания. Это керамические емкости для зеленых насаждений , форма, цвет и размер которых меняется в зависимости от назначения и занимаемого в архитектурном пространстве места, столовая стеклянная посуда со знаком Дворца, светильники, скатерти и салфетки, а также кресла для Зала съездов (архитекторы И.Карлик, дизайнер А.Шуман) с выдвижными столиками-пюпитрами и с системой кондиционирования и радиофикации (синхронный перевод на 12 языков) и др.

Серьезные шаги к сближению красоты и стандарта были сделаны в начале нашего века немецким архитектором и художником-конструктором П.Беренсом (1868 - 1940 гг.), которого по праву считают родоначальником современного промышленного дизайна. Высококачественная форма образцов промышленных изделий, спроектированных Беренсом в 1907 - 1914 годах для электрического концерна АЭГ в Берлине (в том числе электрических утюгов, вентиляторов, электроламп), десятилетиями повторялась массовыми тиражами.

Эту точку зрения не разделяют мастера дизайна. Так, выдающийся итальянский дизайнер Э.Соттсас - создатель в высшей степени простых и элегантных пишущих машинок - считает чрезвычайно важным, чтобы художник-конструктор в своей деятельности отбросил индивидуальные вкусы, порождающие визуальный хаос, и исходил в первую очередь из рационализации труда людей, которые будут пользоваться машинкой.

Художника-конструктора часто называют дизайнером от английского слова "индастриал дизайн", указывающего на проектирование изделий, изготовляемых промышленными методами. Наилучшая форма промышленных изделий, их структура, упаковка, документация, оформление изделий, - все это является результатом труда художника-конструктора. Прежде чем создать макет будущего изделия дизайнер собирает необходимую информацию о существующих аналогичных изделиях, осуществляет их критический анализ, а затем выполняет художественное исполнение своего проекта красками, гипсом, пластилином и др.

Вынашивание творческих замыслов дизайнера обязательно предполагает согласование их с замыслами других участников коллектива, так как оригинальная форма изделия может с точки зрения экономиста оказаться нерентабельной, или трудно осуществимой в данных производственных условиях с точки зрения технолога. Дизайнер должен учитывать многие соображения экономического и технологического характера. Художник должен хорошо чувствовать пропорции изделия, видеть красоту линий, не забывая о рабочей функции изделия, оно должно быть не только красивым, но и удобным в употреблении. Работа художника сопровождается постоянным творческим поиском, ему необходимо иметь хорошее зрение, прекрасный глазомер, твердую руку.

просмотров
просмотров