"Концепция развивающего обучения Д. Б
Системы обучения, прошедшие проверку временем, вызывают доверие и уважение. Именно к таким образовательным методикам относится развивающая технология Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Сорокалетний «стаж» программы говорит о востребованности в начальной школе .
Суть развивающей системы обучения
Как уже понятно из названия, у истоков образовательной программы стоят психологи Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов. Целью их работы было выявление особенностей развития детей младшего школьного возраста с точки зрения психологии. Проведённые исследования (основанные на разработках Л.Н. Выготского) показали, что в этот период ребёнок развивается в большей степени под влиянием процесса обучения. Этот факт и был положен в основу педагогической системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.
Учёные сделали предположение (которое подтвердили затем экспериментальным путём), что логичнее и естественнее адаптировать не ребёнка к условиям образовательной системы , а методы и приёмы обучения изменять под наиболее гармоничные взаимоотношения взрослых и детей, школы и учеников.
1995–1996 учебный год стал временем признания системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова наравне с традиционной формой обучения и методикой Л.В. Занкова.
Особенностями педагогической технологии является следующее:
Педагогическая технология неизбирательная, она может быть применима к детям с разным уровнем интеллекта, личностных характеристик и имеющихся знаний.
Программа внедрена в школах России, Казахстана, Беларуси, Латвии, Украины. Страны дальнего зарубежья также заинтересованы подобной системой: Норвегия - страна, в которой учат детей с использованием принципов развивающего обучения не только в начальной школе, но и в средних, старших классах, колледжах и некоторых ВУЗах.
Преимущества и недостатки теории
Все участники учебного процесса получают определённые преимущества, связанные с особенностями преподавания и обучения по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.
Для школьников это заключается в следующем:

Для учителей, работающих по этой системе, открывается возможность организации увлекательных уроков для школьников, наблюдения за процессом становления индивидуального роста учеников и формирования их как самостоятельных личностей, а также более лёгкого получения высшей категории в результате успешного преподавания по технологии Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.
Родители, мечтающие вырастить умного и развитого ребёнка, могут не сомневаться, что система поможет им в воспитании мыслящего и равного собеседника, который не растеряется в критической или нестандартной ситуации и примет правильное решение.
Недостатками системы могут быть такие моменты:
- невозможность продолжения обучения по технологии в будущем (в среднем, старшем звене);
- сложность понимания основ системы для родителей, учившихся по традиционным методикам;
- низкий уровень владения учителем приёмами образовательной программы может привести к обратному результату - нежеланию учащихся посещать школу, невозможности получения должного эффекта.
Отсутствие балльной системы отметок может стать отталкивающим фактором для некоторых родителей, так как многие просто не понимают, как происходит оценивание знаний, действий и выступлений ребёнка.
Построение урока по технологии Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова
Уроки строятся на основе учебных пособий для учащихся по основным дисциплинам: русский язык, математика, литературное чтение , окружающий мир . В федеральном перечне учебников, рекомендованном Министерством образования и науки РФ, есть все издания развивающей системы Эльконина-Давыдова, кроме окружающего мира.
Разнообразные формы дискуссии, включённые в канву учебного процесса - одно из условий эффективного обучения по рассматриваемой технологии. Учащиеся во время «мирных» споров получают основные знания по предметам.
Главные особенности построения урока:

Камнем преткновения для многих в системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова стало отсутствие оценок в их традиционном понимании. Пятёрки, четвёрки, тройки, двойки не ставятся детям ни при каких обстоятельствах. Вместо этого ребёнок должен получить характеристику своих действий и знаний, выбора метода или способа решения поставленной проблемы или задачи. Учитель, оценивая сделанное задание по русскому языку, например, подробно пишет о том, где и какая буква пропущена, есть ли ошибки в словах. Очень часто преподаватель не указывает место ошибки, а предлагает ученику самостоятельно найти его.
Цель безотметочной системы состоит не в устранении двоек и троек как факта, а в прививании детям с начальной школы умения самостоятельно и объективно оценивать свою деятельность. Ученик вместе с учителем, одноклассниками или родителями (дома) должен научиться давать характеристику своих действий на уроке, оценивать те шаги, какие он предпринял для поиска верного решения , делать выводы и извлекать необходимое для неповторения ошибок.
Не стоит понимать отсутствие отметок буквально, заменяя балльную систему на выдачу наклеек, солнышек, флажков, открыток и тому подобных знаков.
Урок математики
Вот как может быть проведён урок математики в начальной школе по теме «Повторение измерения величин с помощью мерки и описание его стрелочной схемой», целью которого является анализ условий для построения числовой прямой. Занятие проводится в форме игры с применением методов наблюдения, поиска, общеклассной дискуссии.

Для снятия умственного напряжения на том или ином этапе урока проводится физкультминутка.
Пример занятия по русскому языку
Урок по теме «Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова по сильной позиции» проводится для контроля и оценки знаний учащихся.
- В начале занятия учитель предлагает ученикам, взявшись за руки, поприветствовать друг друга искренними улыбками и пожеланиями успехов.
- Детям демонстрируются слайды с темой, планом и целями урока. Школьники могут работать самостоятельно, парами или группой. Им предлагается написать родственные слова к слову «гриб», затем поменяться местами с соседом по парте и проверить работу друг друга.
- Преподаватель подводит детей вопросами к актуальности использования родственных слов для проверки слабых позиций по сильным. Ученики в течение занятия выполняют соответствующие задания, выведенные на слайдах.
- Продолжение урока осуществляется в групповом режиме. Школьники из разных команд проверяют работу друг друга и оценивают её с помощью установленных заранее знаков.
- В конце занятия учащиеся обсуждают итоги работы и качество полученных знаний, благодарят тех, кто помог им справиться с заданиями.
Динамическая пауза может быть направлена на спортивные события того или иного временного периода, происходящие в стране или за рубежом. Чаще всего это имитационные упражнения или небольшие физкультминутки.
Не возбраняется парная работа на уроках и совместное обсуждение
Литературное чтение
Урок по теме «Капризное настроение» проводится по комбинированному принципу (в форме занятия-наблюдения).
- Учитель цитирует высказывания Жан-Жака Руссо о талантливых детях, призывая и своих учеников ощущать себя такими.
- Ребятам предлагается вспомнить сказку «Цветик-семицветик» Валентина Катаева. Педагог активизирует учащихся, предложив им оценить настроение цветика-семицветика, изображение которого выводится на экран. Школьники отвечают: радостное, грустное, весёлое, скучное и так далее.
- Дети вместе с преподавателем обсуждают, как можно было догадаться об этом, и приходят к выводу, что при помощи цвета. Ученики (по заданию учителя) самостоятельно сопоставляют карточки разных оттенков и словесного обозначения настроения, затем все вместе смотрят на доску и сравнивают полученные результаты.
- Педагог при помощи записи плача ребёнка и чтения стихотворения Агнии Барто «Девочка-рёвушка» создаёт проблемную ситуацию , предлагая школьникам самим придумать название произведения. Ученики вспоминают правильное и называют другие известные стихи автора.
- Потом все открывают учебники и читают самостоятельно рассматриваемое стихотворение и выбирают непонятные термины и незнакомые слова. Учитель и ребята стараются разъяснить эти понятия для всех. Преподаватель по наводящим вопросам активизирует работу детей в направлении определения главного героя, её поведения, и призывает найти подтверждение этому в тексте. Восклицательный знак помогает учащимся понимать интонационные акценты настроения и требований капризной девочки.
- В заключении урока педагог предлагает школьникам оценить музыкальные произведения из мультфильмов, выделив подходящий фрагмент для капризного настроения, и подвести итог занятия, отвечая на вопросы преподавателя.
Во время урока можно предложить прочитать стихотворение по ролям, придумать изображения лица цветика-семицветика для отображения его капризного настроения. Можно создать мини-театры и инсценировать произведение, а затем дать оценку выступления каждой группы с аргументацией мнений.
Окружающий мир
Занятие, рассматривающее свойства воздуха, может быть построено так:

Родителям о программе Эльконина-Давыдова
Образовательнаяпрограмма
Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова для начальных классов
Родители детей, которые пойдут в первый класс, часто озадачены вопросом- какую модель обучения выбрать и какправильно выбрать. Начнут ли их первоклассникиучитьсяпо традиционной моделиилипоразвивающей?Конечно, особенноважновыбратьподходящуюшколу ипрограмму, посколькуучебный процессссамого первого классаопределитв дальнейшемотношение ученикакобучениюв школе. По мнениюмногих (и педагогов, и родителей), не нужно класть всю важностьтолько лишьнапрограмму обучения. Так жеочень важно выяснить,насколько школа финансируется, какие учителя там работают. Обязательнопослушайтеотзывыродителейучеников, которые уже поучились в этой школе достаточно: нравится ли им учиться, даютсяли твердые базовыезнания. Ивсеравно, учительвысокогоуровняв хорошей, комфортной школеобучит ученика всему, чтонужно по программе, ау плохого учителя даже лучшая модель образованиямногого детямнедаст.
Существуют два типа моделей обучения - традиционныйиразвивающий. Традиционныепрограммы -
«Перспектива»,
«Начальнаяшкола ХХI века»,
«Планета знаний»,
«Перспективная начальнаяшкола»,
«ШколаРоссии», «Школа 2100»,«Гармония»,
«Классическая начальная школа».
Термин «развивающегообучения» ввел психолог В.В.Давыдов. Развивающее обучение отличается оттрадиционного обучения объяснительно - сообщающего типа характером преподавания. Одна из развивающих программ обучения- система психологов Даниила БорисовичаЭльконинаи Василия Васильевича Давыдова. Многие (и педагоги, иродители) называют ее гениальной, поскольку она согласована (внутри системы)и непротиворечива.Еще эту систему называют « безотметочным оцениванием», методы и приёмы, заложенные в этой системе, приводят к мощнейшемуразвитию ученика,поскольку ученик трудитсяне на результат (оценку), а на свой личныйрост и достижениевысоких результатов в образовании, и, чтоочень важно, оценивает себя сам.
В особенностях этой системы можно выделить плюсы и минусы.
Плюсы:
1) В системе уходят от обычной цели ученика на хорошую оценку , на уроках создаются условия длястремлений учащегося к обучению, к его росту, достижению больших успеховв учебе, к развитиюумений, навыков, получению глубоких знаний. Например, ученик что-то не помнит, ноон определеннодолжен знать, гдеи каксамостоятельно найти ту необходимую информацию, чтобывспомнить. Иеще, учащиеся по этой системе знают, почему при умножении двух определенных чисел (например,2умножить на 5) получаемименно столько (будет 10, а не 16).
2) Много внимания уделяют теорииилогическомупостроению.
3) СистемаЭльконина и Давыдовабудет интереснародителям, которые хотят развивать ихребенка ина способность анализировать, и, болеетого, на умение глубокомыслить, необычно от сверстников.
4) Вучебном процессе много внимания уделяют росту нормальной самооценки уребенка – посредством своей самооценкиученикужев начальных классахначинает познаватьиреагироватьнаокружающих,внешниймирвокругнего,потом выбирает тех (например,друзей-одноклассников), которые равны ему, исходяиз егосамооценки, его умений и
возможностей. Так жепрограммаучит критически оценивать собственные действия (самокритика)и действия своихсверстников, одноклассников. К примеру,в 1-мкласседетиучатся выбирать критерии, спомощью которыхонисами будут оценивать свои выполненныезадания.Некоторыеизкритериев:насколькоаккуратнонаписанозадание, какправильнонаписаны буквыв соединениис другими буквамив слове,какправильно написаныцифры ит.п.Далееужев 3-мклассеученикиболее самостоятельноопределяюткритерии,покоторым будутоцениватьсвоиработы.
5) Вэтой программеввыполненных работахученика оценивается каждое его усилие.
6) Оценивают преимущественно шкалами.
Например, урокрусского языка -ученикам заданоподчеркнутьвсе гласные буквы, которые смягчаютилипридают твердостьсогласным буквам,а затем оценивают своиработы таким образом:втетрадяхна полях страницы чертят линию (наподобиешкалы) иставятна нейгалочкуиликрестик, который, по их мнению, обозначает, какони справилисьсзаданием.Наихшкале, чем выше поставлен крестик, темлучшеониоценивают своивыполненные работы. Апотомучитель тут женаихшкале проставляетсвоиоценки-галочки,иученикивместе с учителем делают анализ поставленныхзнаковна шкалах.
7) Личная самооценка ученикадолжна предшествовать оценке учителя. Оценка учителя преждевсегопомогает ему создатьсвою собственную нормальнуюсамооценку, не заниженнуюине завышенную.
8) Еслипрограмма преподносится ученикам так, как это былозаложено авторами-психологами, дети,у которыхвначалебыл даже небольшоймотивкучебе,начинают ходитьвшколус интересом, на урокахвсе понимать, хотявозможноине сразу.
Минусы:
1) Уровень преподаваемых предметоввпрограмме Эльконина и Давыдова– очень высокий и сложный.
2) Эта программане сочетается с другими программами обучения и существует мнение, что впоследствиивболее старших классах переводить ребёнка в другую школу с другой программой нерекомендуется. Если есть возможность (в старших классах этойпрограммой обычно не обучают),выбирайте эту систему обученияс 1-гопо 11-ый классы.
3) Может пугать отсутствиеклассической системы оценивания - пятибалльной системы. Однакомногиеспециалистыговорят, что обучение контролируется. Учитель дает нужные рекомендацииродителям и собирает своего рода портфолио, «дело»творческих работ ученика.Вместоклассического дневника это портфолио служит показателемуровня успеховребенкав обучении.
4) По этой системе уже с 1-го класса изучают принципы строения языка, как и откуда произошличисла ит. п.Понимать причиныопределенно поможетпри заучивании правил, и все же,необходимоли этознать детям с такоговозраста, вопрос, пожалуй, спорный,и каждый родитель пусть решает сам.
5) Особое внимание уделяют развитию работыв команде, навыковобщения.Например, ученикисами проводят своиисследованиячего-либо, разделившись на группыпо5 - 7 человек,далеевместес учителем обсуждают то,к какимвыводамони пришли,изатемделают общийвывод. Нотакие женавыкиработыотрабатываютсяипри обучениипо другим системам.
Кслову.
Из опыта педагогов начальных классов г. Москвы:
«Шкалыпри оценивании нужно постоянно менять, они должныодновременноопределять успехии«пробелы» учениковв обучении.Ивсе же шкальная система хороша при оцениваниив самом началеобучениявначальной школе,кконцуначальной школы дети хотят уже другими способами оценивать себя, своиработы.Потому мы всвоей школестали такжевводитьи балльную,ноне пятибалльнуюсистему. Ставим разное количество баллов. К примеру, на уроке математикив3-мклассеученикив течение 15 минут решаютуравнения, договорившись с учителем заранее, сколько балловбудет использоватьсяпри оценивании этойработы.Решив 6 уравнений, ученикставитсебе12баллов».
«Наш многолетнийопыт обучениядетей этим«безотметочным обучением»всамом деле дает нампричинызаявлять, что приумеломипрофессиональномпреподаванииэтой технологией уучеников уже к концу обученияв начальной школе появляются твердаяспособность достаточно (адекватно) оцениватьсвои знанияи возможности,навыкисамоконтроля, а так жепри обученииотделять ужеизвестноеучеником отещенеизвестного.Удетейсохраняетсяинтерескучебе,чтопредельно важно.Мы утверждаем, что обучениепо ЭльконинуиДавыдовуприносит хорошиерезультатыипосле начальнойшколы (в основной школе),поэтомумыиспользуемэту программуобычно до 7- го класса».
Введение……………………………………………………………………3
- Основные характеристики системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова……4
- Основные положения учебно-методического комплекта (авторы В.В. Репкин и др.) «Русский язык» в свете требований ФГОС……………...6
Заключение………………………………………………………………..11
Список использованной литературы………………………………….....12
Введение.
Современный этап педагогической практики – это переход от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, формирующий широкий спектр личностных качеств ребенка. Важным становятся не только усвоенные знания, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала учащихся.
На сегодняшний день существуют два типа моделей обучения - традиционный и развивающий. Традиционные программы: «Перспектива», «Начальная школа ХХIвека», «Перспективная начальная школа», «Школа России», «Школа 2100», «Гармония», «Классическая начальная школа». Обучение по двум программам - автора Л.В.Занкова и авторов Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова - считается развивающим.
Родители детей, которые пойдут в первый класс, часто озадачены вопросом - какую модель обучения выбрать и как правильно выбрать. Начнут ли их первоклассники учиться по традиционной модели или по развивающей?
Термин «развивающего обучения» ввел психолог В.В.Давыдов. Развивающее обучение отличается от традиционного обучения объяснительно - сообщающего типа характером преподавания. Одна из развивающих программ обучения - система психологов Даниила Борисовича Эльконина и Василия Васильевича Давыдова. Многие называют ее гениальной, поскольку она согласована и непротиворечива. Еще эту систему называют « безотметочным оцениванием», методы и приёмы, заложенные в этой системе, приводят к мощнейшему развитию ученика, поскольку ученик трудится не на результат, а на свой личный рост и достижение высоких результатов в образовании, и, что очень важно, оценивает себя сам.
- Основные характеристики системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.
Системой, ставшей популярной в московских школах, является теория учебной деятельности и методов начального обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Система Эльконина-Давыдова разрабатывалась с 1958 г. на базе экспериментальной школы № 91 Российской академии образования. Особенностью этой психолого-педагогической концепции являются разнообразные групповые дискуссионные формы работы, в ходе которой дети открывают для себя основное содержание учебных предметов. Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем. В отличие от традиционной, эмпирической системы в основу изучаемых курсов положена система научных понятий. Отметок детям в начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создает атмосферу психологического комфорта . Домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках.
Дети не переутомляются, их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями. В результате обучения по системе Эльконина-Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин. Обучение проводится в рамках обычных школьных программ , но на другом качественном уровне. В настоящее время разработаны и практически применяются программы по математике, русскому языку, литературе, естествознанию, изобразительному искусству и музыке для начальной школы и программы по русскому языку и литературе для средней школы.
В системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова обучение строится в соответствии с тремя принципами:
1. Предметом усвоения являются общие способы действия - способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям. Программа устроена так, что в каждом последующем разделе конкретизируется и развивается уже освоенный способ действия.
2. Освоение общего способа ни в коем случае не может быть его сообщением - информацией о нем. Оно должно быть выстроено как учебная деятельность, начинающиеся с предметно-практического действия. Реальное предметное действие в дальнейшем свертывается в модель-понятие. В модели общий способ действия зафиксирован в «чистом виде».
3. Ученическая работа строится как поиск и проба средств решения задачи. Поэтому суждение ученика, отличающееся от общепринятого, рассматривается не как ошибка, а как проба мысли.
Следование указанным принципам позволяет достичь основной цели обучения - формирования системы научных понятий, а также учебной самостоятельности и инициативности. Ее достижение оказывается возможным поскольку знания (модели) выступают не как сведения об объектах, а как средства их отыскания, выведения или конструирования. Ученик научается определять возможности и ограничения своих действий и искать ресурсы их осуществления.
- Основные положения учебно-методического комплекта (авторы В.В. Репкин и др.) «Русский язык» в свете требований ФГОС
Учебно-методический комплект по русскому языку для начальной школы составлен в соответствии с разработанной авторами программой обучения русскому языку (система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова), реализующей как познавательную, так и социокультурную линии.
Работая с учебниками, учащиеся усваивают основные понятия науки о языке, что позволят осознать наиболее общие закономерности родного языка – как общественного явления и как особой системы – и на этой основе овладеть приемами анализа языка, т.е. научиться его изучать. Содержание учебников ориентировано на формирование в процессе усвоения знаний учебной деятельности ребенка – системы учебных и познавательных мотивов, умений принимать и сохранять учебные цели, моделировать, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат, определять границы своих собственных знаний. В процессе такого обучения у младших школьников формируются устойчивые познавательные интересы , развиваются их творческие способности, в том числе способность мыслить, воспитывается интерес к учению, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях общения, желание и умение учиться, т. е. создаются условия для становления и развития личности ребенка.
Познавательная линия в содержании учебников органично связана с социокультурной . Овладение знаниями в области русского языка отвечает задачам речевого развития и формирования коммуникативных компетенций учащихся. На основе глубоких знаний о языке младшие школьники учатся использовать языковые средства осознанно, оценивать их соответствие языковым нормам, а также с точки зрения уместности в различных ситуациях речевого общения , что способствует развитию чувства языка как условия речевой, а значит, и общей культуры человека.
Таким образом, обучение искусству связной речи в основных ее формах предстает в учебниках как самостоятельная, хотя и органично связанная с познавательной задача. Предпосылкой для ее успешного решения является также то, что обучение русскому языку по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова организовано как коллективно распределенная деятельность, подчиненная задачам формирования у школьников универсальных умений и навыков учебного сотрудничества (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение точно и полно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, доказательно отстаивать свою точку зрения, договариваться, распределять работу, получать общий результат , оценивать свой вклад в совместную работу и др.). Такой подход отвечает требованиям стандарта, касающимся решения ряда практических задач, необходимого для достижения поставленных целей.
Все учебники для 1-4 классов (включая Букварь) в анализируемом УМК имеют диалогический характер – каждая учебная задача возникает к нем как результат дискуссии между сквозными персонажами и формулируется в виде вопроса. Предполагается, что сюжеты проблемных ситуаций, предваряющих постановку учебной задачи, могут быть использованы учителем в качестве некоего сценария на уроках соответствующего типа. Коллективно-распределенный характер учебной деятельности, использование учебного диалога как основной формы урока, задаваемой стилем изложения материала в данном УМК, ставит ученика перед необходимостью участия в обсуждении возникшей задачи и путей ее решения, т.е. порождает содержательные мотивы общения на уроке. Развертывающаяся на этой основе общеклассная дискуссия ставит учащихся в ситуацию конкретной коммуникативной задачи , успешное решение которой требует учета и адекватной оценки всей совокупности условий общения, выбора соответствующих языковых средств , умения правильно использовать их. Вместе с тем, все более глубокое осознание языковых значений и средств их выражения в процессе изучения курса способствует интенсивному развитию «чувства языка», которое становится одним из существеннейших факторов развития речи .
Задача начального обучения русскому (родному) языку - формирование у детей умений читать и писать, различных речевых (коммуникативных) умений. Данная образовательная система в этом отношении призвана обеспечить выделение, анализ, содержательное обобщение и последующую конкретизацию объективных оснований действий чтения, письма, коммуникативно-речевых.
В качестве предмета усвоения в программе положен фонематический принцип письма, который вводит детей в теорию родного языка. В программе русского языка выделена система понятий, раскрывающая содержание фонематического принципа письма и опирающихся на эти понятия способов осуществления орфографического действия. Сущность ведущего принципа русского письма раскрывается в данном курсе в связи с осознанием учащимися существенных для языка отношений между звуковой оболочкой слова и его лексическим значением , а также между звуковой оболочкой слова и его буквенной записью.
Структура параграфа - основного компонента учебника в анализируемом УМК – последовательно отражает структуру учебной деятельности и воспроизводит ее основные звенья: момент постановки задачи, этапы поиска общего способа ее решения, освоение данного способа и его конкретизацию на широком практическом материале , контроль и оценку. Поэтому в каждом параграфе учебников для 1-4 классов четко выделены:
- мотивационный материал, предваряющий основную часть параграфа, в котором представлена проблемная ситуация в виде сюжета с участием сквозных персонажей;
- система основных заданий, отражающих понятийную логику параграфа, выполнение которых приведет учащихся к решению поставленной учебной задачи ;
- блок упражнений и заданий, содержащих отработочный и конкретизирующий найденный способ материал;
- разноуровневые контрольные задания, предназначенные для самостоятельного контроля и оценки ребенком своего владения открытым в данном параграфе способом, новыми знаниями.
Контрольные задания намеренно включены в учебник, т.е. в обязательную часть комплекта, чтобы у каждого ребенка была возможность самопроверки в индивидуальном режиме. В методическом пособии для учителя предлагается второй вариант контрольных заданий по каждому разделу. С помощью контрольных заданий учебника можно проверить не только усвоение ребенком нового изученного материала, но и уровень сформированности у него компонентов учебной деятельности ( универсальных учебных действий ).
В учебниках для 1-4 классов рассматриваемого УМК имеется специальный раздел « Для любознательных », расширяющих лингвистический кругозор ребенка. В блоке упражнений также содержатся факультативные упражнения, с помощью которых учащиеся могут получить ответы на многие вопросы, возникающие у них по ходу изучения основного материала учебника. Эти упражнения имеют специальную маркировку. Предполагается, что дети могут обращаться к этим упражнениям по собственному желанию или использовать их для подготовки общеклассных проектов.
В учебниках также маркированы упражнения, специально предназначенные для самостоятельной работы, упражнения для организации работы в классе в групповой форме - что создает условия для формирования умения учащихся вести диалог , обосновывать свою точку зрения . Отдельной маркировкой отмечены упражнения, которые рекомендуется выполнять в классе под руководством учителя – в них, как правило, содержится какое-то уточнение, новый ракурс изучаемого способа или понятия.
Сказанное позволяет сделать вывод о том, что характеризуемый учебно-методический комплект может быть использован для обучения младших школьников русскому языку в переходный период как отвечающий в целом новым стандартам начального образования.
Заключение.
Основой концепции Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова является теория учебной деятельности и ее субъекта, то одна из главных общих целей заключается в потребности к самоизменению. Чтобы у школьников формировалась полноценная учебная деятельность, они должны систематически решать учебные задачи, главная способность которых состоит в том, что при их решении школьник побуждается к поиску, он ищет и находит общий способ подхода ко многим частным задачам. Усвоение теоретических знаний требует анализа школьниками существенных отношений изучаемых предметов и явлений. Поиск этих отношений предполагает выполнение школьниками анализа, планирования и рефлексии содержательного характера. Поэтому при усвоении теоретических знаний возникают условия развития именно этих мыслительных действий как важных компонентов теоретического мышления. Младший школьник в роли субъекта выполняет собственную учебную деятельность первоначально с другими и с помощью учителя. При этом он должен знать о своих ограниченных возможностях , стремиться и уметь преодолевать свою ограниченность, это означает, что ребенок должен рассматривать основание собственных действий и знаний, то есть рефлексировать.
Как отмечает В.В. Давыдов, приобретение потребности в учебной деятельности соответствующих мотивов способствует укреплению желания учиться, овладения учебными действиями формирует умение учиться. Выполняя учебную деятельность первоначально совместно, проводя диалоги, дискуссии о выборе лучшего пути поиска, в процессе которых и возникают зоны ближнего развития, школьники поддерживают друг друга в принятии и решении задачи. Иными словами, на первых этапах учебная деятельность выполняется коллективным субъектом. Постепенно ее начинает выполнять каждый, становясь индивидуальным ее субъектом.
Список использованной литературы.
- Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск: Пеленг, 1992.
- Калмина Н.И. Иду на урок, Омск: изд-во ООИПКРО, 2002
- Селевко Г.К. Современные педагогические технологии. М.: Народное образование , 1998
Система Эльконина-Давыдова известна в педагогической системе более 50 лет .
Еще в далеком 1958 году Эльконин открыл на базе учебного учреждения № 19 экспериментально-исследовательскую лабораторию под названием «Психология младшего школьника».
В 1976 году данное учреждение приняло запрос от Минпросвещения РСФСР, который предполагал разработку содержания совершенно новой начальной системы образования.
В широкую педагогическую практику система Эльконина-Давыдова была введена в 1991 году . Через три года по инициативе В.В. Давыдова была организована Международная ассоциация «Развивающее обучение», объединяющая педагогов единомышленников, специалистов по развивающему обучению и руководителей школ нового типа.
В 1996 году система Эльконина-Давыдова получила статус государственной системы . Теперь данная система стала на один уровень с классической системой образования и системой Л.В. Занкова .
Следует отметить, что педагогов и психологов лаборатории Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова в 1998 году наградили Премией Президента РФ за весомый вклад в развитие педагогической науки. Также создателям курса для начальной школы , под названием «Литература, как предмет эстетического цикла» , и педагогам школы № 91экспериментального типа вручили Государственную премию в области педагогики.
Для повышения уровня квалификации педагогов и обеспечения им поддержки в изучение и апробации новой методики был организован в 2000 году институт «Развивающее образование».
На сегодняшний день актуальность и популярность системы Эльконина-Давыдова постоянно возрастает. Ведь основным идейным направлением системы является воспитание и развитие гармоничной , самостоятельной и ответственной личности .
Цели и задачи системы Эльконина-Давыдова
Младшая школа признана главным звеном в системе образования, так как направлена на развития интеллектуальных качеств ребенка, его психических процессов и способностей. Методику Эльконина-Давыдова называют прогрессивной в системе образования, так как она создает благоприятную психолого-педагогическую среду для развития и обучения ребенка. Школьники становятся основными фигурами учебной деятельности, которые постоянно стремятся к саморазвитию и самопознанию .
Для решения актуальных задач и целей педагогики система Эльконина-Давыдова видоизменяет классические формы и методы организации учебного процесса , а также его содержание. Особенно преображается тип взаимодействия между учащимся и преподавателем и особенности их сотрудничества в процессе обучения.
В связи с этим, важно сформировать правильный механизм учебного процесса, позволяющий ребенку ставить задачи и самостоятельно определять методы их решения .
Система Эльконина-Давыдова решает следующие задачи:
Организовать класс в единое учебное сообщество, деятельность которого направлена на совместное формирование целей и задач, а также нахождения способов и средств их решения в процессе групповой деятельности.
Внедрить в учебный процесс технологию оценивания без фиксирования конкретных оценок. Данная разработка создает условия для формирования и развития у младшего школьника понятия самооценки и самоконтроля своей деятельности.
Обозначить у младшего школьника его возрастные периоды, позволяющие сформировывать и применять необходимую для определенного этапа педагогическую методику для увеличения эффективности образовательного процесса.
Сформировать содержание предметных дисциплин через систему постановки определенных целей и решения учебных задач.
Перейти на новый тип взаимодействия между педагогом и классом, учителем и учеником, а также между учащимися.
Системы обучения, прошедшие проверку временем, вызывают доверие и уважение. Именно к таким образовательным методикам относится развивающая технология Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Сорокалетний «стаж» программы говорит о востребованности в начальной школе.
Суть развивающей системы обучения
Как уже понятно из названия, у истоков образовательной программы стоят психологи Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов. Целью их работы было выявление особенностей развития детей младшего школьного возраста с точки зрения психологии. Проведённые исследования (основанные на разработках Л.Н. Выготского) показали, что в этот период ребёнок развивается в большей степени под влиянием процесса обучения. Этот факт и был положен в основу педагогической системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.
Учёные сделали предположение (которое подтвердили затем экспериментальным путём), что логичнее и естественнее адаптировать не ребёнка к условиям образовательной системы, а методы и приёмы обучения изменять под наиболее гармоничные взаимоотношения взрослых и детей, школы и учеников.
1995–1996 учебный год стал временем признания системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова наравне с традиционной формой обучения и методикой Л.В. Занкова.
Особенностями педагогической технологии является следующее:
Педагогическая технология неизбирательная, она может быть применима к детям с разным уровнем интеллекта, личностных характеристик и имеющихся знаний.
Программа внедрена в школах России, Казахстана, Беларуси, Латвии, Украины. Страны дальнего зарубежья также заинтересованы подобной системой: Норвегия - страна, в которой учат детей с использованием принципов развивающего обучения не только в начальной школе, но и в средних, старших классах, колледжах и некоторых ВУЗах.
Преимущества и недостатки теории
Все участники учебного процесса получают определённые преимущества, связанные с особенностями преподавания и обучения по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.
Для школьников это заключается в следующем:

Для учителей, работающих по этой системе, открывается возможность организации увлекательных уроков для школьников, наблюдения за процессом становления индивидуального роста учеников и формирования их как самостоятельных личностей, а также более лёгкого получения высшей категории в результате успешного преподавания по технологии Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.
Родители, мечтающие вырастить умного и развитого ребёнка, могут не сомневаться, что система поможет им в воспитании мыслящего и равного собеседника, который не растеряется в критической или нестандартной ситуации и примет правильное решение.
Недостатками системы могут быть такие моменты:
- невозможность продолжения обучения по технологии в будущем (в среднем, старшем звене);
- сложность понимания основ системы для родителей, учившихся по традиционным методикам;
- низкий уровень владения учителем приёмами образовательной программы может привести к обратному результату - нежеланию учащихся посещать школу, невозможности получения должного эффекта.
Отсутствие балльной системы отметок может стать отталкивающим фактором для некоторых родителей, так как многие просто не понимают, как происходит оценивание знаний, действий и выступлений ребёнка.
Построение урока по технологии Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова
Уроки строятся на основе учебных пособий для учащихся по основным дисциплинам: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир. В федеральном перечне учебников, рекомендованном Министерством образования и науки РФ, есть все издания развивающей системы Эльконина-Давыдова, кроме окружающего мира.
Разнообразные формы дискуссии, включённые в канву учебного процесса - одно из условий эффективного обучения по рассматриваемой технологии. Учащиеся во время «мирных» споров получают основные знания по предметам.
Главные особенности построения урока:

Камнем преткновения для многих в системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова стало отсутствие оценок в их традиционном понимании. Пятёрки, четвёрки, тройки, двойки не ставятся детям ни при каких обстоятельствах. Вместо этого ребёнок должен получить характеристику своих действий и знаний, выбора метода или способа решения поставленной проблемы или задачи. Учитель, оценивая сделанное задание по русскому языку, например, подробно пишет о том, где и какая буква пропущена, есть ли ошибки в словах. Очень часто преподаватель не указывает место ошибки, а предлагает ученику самостоятельно найти его.
Цель безотметочной системы состоит не в устранении двоек и троек как факта, а в прививании детям с начальной школы умения самостоятельно и объективно оценивать свою деятельность. Ученик вместе с учителем, одноклассниками или родителями (дома) должен научиться давать характеристику своих действий на уроке, оценивать те шаги, какие он предпринял для поиска верного решения, делать выводы и извлекать необходимое для неповторения ошибок.
Не стоит понимать отсутствие отметок буквально, заменяя балльную систему на выдачу наклеек, солнышек, флажков, открыток и тому подобных знаков.
Урок математики
Вот как может быть проведён урок математики в начальной школе по теме «Повторение измерения величин с помощью мерки и описание его стрелочной схемой», целью которого является анализ условий для построения числовой прямой. Занятие проводится в форме игры с применением методов наблюдения, поиска, общеклассной дискуссии.

Для снятия умственного напряжения на том или ином этапе урока проводится физкультминутка.
Пример занятия по русскому языку
Урок по теме «Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова по сильной позиции» проводится для контроля и оценки знаний учащихся.
- В начале занятия учитель предлагает ученикам, взявшись за руки, поприветствовать друг друга искренними улыбками и пожеланиями успехов.
- Детям демонстрируются слайды с темой, планом и целями урока. Школьники могут работать самостоятельно, парами или группой. Им предлагается написать родственные слова к слову «гриб», затем поменяться местами с соседом по парте и проверить работу друг друга.
- Преподаватель подводит детей вопросами к актуальности использования родственных слов для проверки слабых позиций по сильным. Ученики в течение занятия выполняют соответствующие задания, выведенные на слайдах.
- Продолжение урока осуществляется в групповом режиме. Школьники из разных команд проверяют работу друг друга и оценивают её с помощью установленных заранее знаков.
- В конце занятия учащиеся обсуждают итоги работы и качество полученных знаний, благодарят тех, кто помог им справиться с заданиями.
Динамическая пауза может быть направлена на спортивные события того или иного временного периода, происходящие в стране или за рубежом. Чаще всего это имитационные упражнения или небольшие физкультминутки.
Не возбраняется парная работа на уроках и совместное обсуждение
Литературное чтение
Урок по теме «Капризное настроение» проводится по комбинированному принципу (в форме занятия-наблюдения).
- Учитель цитирует высказывания Жан-Жака Руссо о талантливых детях, призывая и своих учеников ощущать себя такими.
- Ребятам предлагается вспомнить сказку «Цветик-семицветик» Валентина Катаева. Педагог активизирует учащихся, предложив им оценить настроение цветика-семицветика, изображение которого выводится на экран. Школьники отвечают: радостное, грустное, весёлое, скучное и так далее.
- Дети вместе с преподавателем обсуждают, как можно было догадаться об этом, и приходят к выводу, что при помощи цвета. Ученики (по заданию учителя) самостоятельно сопоставляют карточки разных оттенков и словесного обозначения настроения, затем все вместе смотрят на доску и сравнивают полученные результаты.
- Педагог при помощи записи плача ребёнка и чтения стихотворения Агнии Барто «Девочка-рёвушка» создаёт проблемную ситуацию, предлагая школьникам самим придумать название произведения. Ученики вспоминают правильное и называют другие известные стихи автора.
- Потом все открывают учебники и читают самостоятельно рассматриваемое стихотворение и выбирают непонятные термины и незнакомые слова. Учитель и ребята стараются разъяснить эти понятия для всех. Преподаватель по наводящим вопросам активизирует работу детей в направлении определения главного героя, её поведения, и призывает найти подтверждение этому в тексте. Восклицательный знак помогает учащимся понимать интонационные акценты настроения и требований капризной девочки.
- В заключении урока педагог предлагает школьникам оценить музыкальные произведения из мультфильмов, выделив подходящий фрагмент для капризного настроения, и подвести итог занятия, отвечая на вопросы преподавателя.
Во время урока можно предложить прочитать стихотворение по ролям, придумать изображения лица цветика-семицветика для отображения его капризного настроения. Можно создать мини-театры и инсценировать произведение, а затем дать оценку выступления каждой группы с аргументацией мнений.
Окружающий мир
Занятие, рассматривающее свойства воздуха, может быть построено так:
