История опия. Из истории мяса и мясной пищи
Введение …………………………………………………………………………………….с.3
Краткая история употребления алкоголя в России ……………………………………... с. 3
Государственное регулирование алкоголизма и его социальных последствий в современной России ………………………………………………………………………….с.5
Церковные инициативы по борьбе с проблемой алкоголизма в России …………………с.6
Социальное служение Церкви по борьбе с алкоголизмом в Приморской митрополии…с.10
Заключение……………………………………………………………………………………с.13
Использованные источники ………………………………………………………..………..с.14
Введение
Все источники единогласно свидетельствуют о том, что проблема алкоголизма в России относится к одной из самых актуальных социальных проблем и грозим перерасти в общенациональную катастрофу. В силу этого ей посвящаются исследования многих авторов, исследующих проблему с разных углов зрения, однако преследующих общую цель: составление наиболее полной картины современной реальности и выявление причин, приведших к этому положению с целью определения пути выхода из сложившейся ситуации. В данной работе осуществляется сопоставление государственной и Церковной деятельности , направленной на борьбу с алкоголизмом.
Краткая история употребления алкоголя в России
До XIV-XVI вв. проблема алкоголизма в России как таковая отсутствовала благодаря тому обстоятельству, что потребляемые напитки, такие как пиво, квас, медовуха и вино, которое, по византийской традиции разбавлялось в соотношении 1:2 содержали очень небольшую долю спирта.
Алкоголь употреблялся только по праздникам, изготавливался только для внутрисемейного употребления, а не на продажу. Процесс распития также сильно отличался от современного: чарка с медовухой пускалась по кругу, и каждый мог отпить всего один-два глотка.
С XIV в. начался ввоз спирта из-за границы, однако до второй половины XIX в. крепкий алкоголь стоил дорого и доступ к нему был ограничен. После того, как было налажено промышленное производство дешевой водки (В 1913 году 1 л водки стоит около 60 копеек при средней ежемесячной зарплате квалифицированных сотрудников в 30-50 рублей), масштабы употребления спиртного населения существенно выросли, что вынудило государство начать принимать различные ограничительные меры. В истории России было два периода полного «сухого закона» - 1914-1925 и 1985-1987 гг., однако за вторым из них, более или менее успешным и достаточно близким к нашему времени, последовал распад Советского Союза, сопровождавшийся многосторонними кризисными явлениями и вызвавшим небывалый рост потребления алкоголя на душу населения, достигшему к 2000 г. Отметки 15 л. И сохранив тенденцию к росту. Это практически в два раза выше того уровня, который Всемирная организация здравоохранения признала особо опасным для здоровья людей (8 л.а.а.). Описанные данные отражены в инфографике, приведенной ниже.
Статистика, касающаяся непосредственных социальных следствий алкоголизма, не менее прискорбна. Например: «Алкоголь - главный фактор катастрофической убыли населения России - около полумиллиона человек ежегодно. Каждая четвертая смерть в России прямо или косвенно связана с алкоголем - около 30% смертности среди мужчин и 15% среди женщин. Алкогольная смертность включает не только случайные отравления алкоголем, но и 2/3 смертей от несчастных случаев и насилия, 1/4 смертей от сердечнососудис-тых заболеваний и многое другое.
Злоупотребление алкоголем - главная причина того, что продолжительность жизни среди мужчин в России ниже, чем в десятках несравненно более бедных стран, таких как Йемен, Бангладеш, Мавритания, Гондурас, Таджикистан, Сенегал. Продолжительность жизни мужчин за последние десятилетия ни разу не достигала уровня 1964 года, когда она, единственный раз за всю историю России, превысила 65 лет. При нынешнем уровне смертности лишь 42% двадцатилетних мужчин имеют шанс дожить до шестидесяти. Особенно высокая смертность у молодого поколения мужчин от 15 до 30 лет - в 3,5 раза выше, чем у женщин в этом возрасте.
У двух третей умерших в трудоспособном возрасте россиян посмертное вскрытие обнаруживает повышенное содержание алкоголя в крови. По данным пресс-службы МВД, около 80% убийц в России нетрезвы в момент убийства. Такое же состояние выявляется и у около 40% самоубийц.
Алкоголизм - наиболее распространенная причина оставления детей и лишения материнских прав в РФ. Россия занимает первое место в мире по количеству брошенных детей. По данным исследований, у почти половины воспитанников детских домов в России наблюдаются признаки алкогольного синдрома плода.
Более 60% смертельно травмированных в ДТП в России погибают с повышенным содержанием алкоголя в крови. При этом официальная статистика по водителям, задержанным в состоянии алкогольного опьянения занижается на порядок.
Катастрофически высокий уровень алкогольных проблем в России ведет и к катастрофически высокой разводимости - по этому показателю Россия находится на втором месте в мире. Алкоголизация детей - более 80% подростков потребляют алкогольные напитки. Возраст приобщения к алкоголю по сравнению с советским периодом снизился с 17 до 14 лет. По данным Роспотребнадзора в России треть несовершеннолетних юношей и девушек выпивают ежедневно. Между тем доказано, что раннее приобщение к алкоголю увеличивает в 5-6 раз риск развития алкоголизма и насильственной смерти в будущем.
Экономические потери составляют не менее одного триллиона 700 миллиардов рублей в год. Они связаны с повышенной смертностью, потерей продолжительности здоровой жизни , утратой трудоспособности, со снижением производительности труда, затратами на лечение связанных с алкоголем заболеваний, с социальными выплатами государства инвалидам, сиротам, с ущербом от пожаров, ДТП, с расходами на содержание заключенных, на борьбу с преступностью и беспризорностью».
Моё употребление началось в возрасте 13- и лет. Попробовал марихуану и алкоголь в летнем оздоровительном лагере…
После этого, в школе (до 10- го класса), редко употреблял алкоголь, ещё реже курил марихуану. В 10- ом классе начал много пить. Пил практически каждый день. А вот уже в 11- ом пил ещё больше. Каждое утро начиналось с нескольких банок алкогольных коктейлей . Я не видел в этом проблемы и не придавал значения. Поступив в высшее учебное заведение и моё употребление спиртного участилось. Был отчислен после первого семестра, пошёл в армию. Там периодически употреблял «палёную» водку, марихуану и попробовал мускатный орех. Употреблял его (мускат) в огромных количествах.
После армии практически прекратил употребление всего. За исключением небольших доз алкоголя по праздникам. Поступил в другой ВУЗ.
Через некоторое время снова начал курить «траву» и «грубить» с пивом. После первого курса отчислился сам и начал работать. Сменил много мест работы, не задерживаясь ни на одной на долго. Курил всё больше.
После активного употребления «травки» попробовал спайс . Подсел на него. Последующие 8 месяцев я курил спайс каждый день, увеличивая дозу. Моя жизнь начала рушиться, но я по- прежнему полагал, что смогу сам бросить и всё нормализуется.
Как то мне предложили «соль» и я, не раздумывая её употребил. После эйфорического «прихода» я, с лёгкостью, отказался от спайса. Делал не большие перерывы в употреблении и, с каждым разом, увеличивал дозировку солей всех видов, которые мне только попадались. Через несколько месяцев этого стало мало и к солям прибавились LSD, кокаин, барбитураты, спайс и марихуана. Очень сильно похудел: галлюцинации и паранойя не покидали меня, от меня ушла девушка, мама выгнала из дома, друзья отвернулись. В попытке прекратить употребление я «лёг» в психиатрическую клинику.
После выписки практически сразу начал торчать снова в ещё больших количествах. Перерывов делать даже не пытался. Я понял, что не могу контролировать употребление наркотиков. Моя жизнь рушилась у меня на глазах. Я признал, что я наркоман. Это моя история употребления наркотиков и я чудом не дошёл до «иглы». День за днём я убивал себя, Пока практически полностью не потерялся во времени, лабиринтах разума и страхах. Я не мог справиться с навязчивой идеей употреблять, не важно что- лишь бы «пёрло». Каждое утро думал, что наступающий день будет последним на этом свете.
В конечном счёте я принял от мамы предложенную помощь, осознав, что больше не хочу существовать, а хочу жить!
По сравнению с возрастом человека современного типа — homo sapiens (не менее 40 тыс. лет) время потребления отдельными народами слабоградусного алкоголя, вроде пива, коротко: максимум 4-10 тыс. лет. Ещё короче время потребления крепкого алкоголя, типа водки, полученного путём перегонки — не более 500 лет. То есть потребление слабоградусных алкогольных изделий по времени составляет не более 10 — 25%, а крепких алкогольных изделий — не более 1,25% возраста «человека разумного».
C переходом к позднепервобытной производящей общине, с VIII-II тыс. до н. э., жители материка Евразия начали изготавливать и потреблять слабоградусные алкогольные изделия, полученные путём естественного сбраживания: пиво, мёд (как хмельной напиток), а позднее в южных районах и виноградное сухое вино. Открыв наркотические свойства алкоголя, первобытные люди стали принимать алкоголь в ритуальных, обрядовых целях на нечастых сезонных пирах, которые были необходимым условием поддержания дружественных межобщинных и внутриобщинных связей. Причём, приём алкоголя не являлся самоцелью, а был частью общего праздника, пить допьяна было не принято.
В Древней Греции пили мало, и только разбавленное вино, которое смешивали в соотношении 1:3, 1:4 (одна часть вина и три-четыре части воды). А если учесть, что крепость натурального вина не превышает 12-13%, то нетрудно подсчитать, что крепость вина, которое пили в те времена, не превышала 3-4 градусов. Кроме того, для повседневного употребления вино разбавляли даже в пропорции 1:20. Косвенными свидетельствами о характере употребления алкоголя в то время являются литературные памятники , эпитафии. Вот надпись на могильном камне (Каллимах, 310 — 240 гг. до н. э.): « Пьяницу Эрасиксена сгубили винные чаши: выпил несмешанными он сразу две чаши вина ».
Но даже тогда, когда вино было принято разбавлять водой, существовало пьянство и представление об опьянении, как о чём-то постыдном и недопустимом. В Древней Греции винопитие осуждали Гомер, Геродот, Каллимах, Полемон, Феокрит.
В Древнем Риме отношение к алкоголю поначалу также было сдержанным, существовало много запретов и ограничений: запрещалось пить вино мужчинам, не достигшим 30-летнего возраста, а женщинам — всю жизнь. Когда же пьянство захлестнуло Римскую Империю, она пала. Как римляне теряли города во время нашествий варваров, рассказано в ряде документов: уже враг стоит у стен, а отцы города покидают пирушку только тогда, когда враги уже по существу входят в город.
Вопреки расхожим представлениям, эпикурейцы как философское течение , прославляющее наслаждение жизнью, к алкоголю относились очень сдержанно, а сам Эпикур вел почти трезвый образ жизни. Абсолютно воздерживался от вина математик Пифагор и того же требовал от своих учеников. ; Добровольным безумием называли пьянство Аристотель и Сенека.
Во всех древних культурах безоговорочно запрещалось пить вино детям, а во многих — и женщинам.
Дистиллированный спирт из виноградного вина стали получать в VI-VII веках арабы и назвали его «аль коголь», что значит «одурманивающий». Первую бутылку дистиллированного спирта изготовил араб Рагез в 860 году. Перегонка вина в спирт сразу же резко усугубила пьянство. Те, кто первыми заглянули в алкогольную пропасть, первыми и осознали пагубные последствия алкоголя. Видимо, именно это и послужило поводом для запрета алкоголя основоположником ислама Мухаммедом (Магомет, 570-632). Этот запрет впоследствии был введён в свод мусульманских законов — Коран (VII в). С тех пор на протяжении 12 веков в мусульманских странах алкоголь не употребляли, а отступников жестоко карали.
Крепкий алкоголь также научились получать в средневековье в Западной Европе путём возгонки вина и других бродящих сахаристых жидкостей. Согласно легенде, одним из первых это первым сделал итальянский монах Валентиус. Испробовав вновь полученный продукт и придя в состояние опьянения, алхимик заявил, что открыл чудодейственный эликсир, делающий старца молодым, утомленного бодрым, тоскующего веселым. В 1260 году ирландские монахи научились дистиллировать хлебное вино, которое получило название «виски». С тех пор алкоголь быстро начал распространяться по всему миру. Особенно значительное распространение крепкий алкоголь в Европе получил после изобретения в начале XIX столетия «шнапса» — водки из картофеля.
Почти трезвой была Древняя Русь. Существует миф о том, что пьянство является старинной традицией нашего народа. Русский историк и этнограф профессор Н.И. Костомаров (1817-1885) доказал, что в Древней Руси пили очень мало. Аналогичные выводы делает Иван Прыжов в своей фундаментальной работе «История кабаков в России в связи с историей русского народа». Он указывает, что русские пили в основном слабоградусные «напитки». Лишь на избранные праздники варили медовуху, брагу или пиво, крепость которых не превышала 5-10 градусов. Чарка пускалась по кругу, и из неё каждый отпивал несколько глотков. Пить допьяна было не принято. Как говорится в русских сказках: «И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».В будни никаких спиртных «напитков» не было, и пьянство считалось величайшим позором и грехом. Крепость сухих вин, завозимых из Византии, была тоже невелика — от 9 до 14 градусов. Более того, в домосковской Руси вино было принято разбавлять водой, как в Греции и Византии (1:3 или 2:5). Все «напитки» были домашнего производства и не являлись предметом коммерции.
Согласно исследованию Н.П. Загоскина (1851-1912), в России пили мало и в средние века. По Устюжской Уставной грамоте 1614 года населению дозволялось варить и держать в домах крепкие пития на 4 праздника: Великий День (Пасха), Дмитриевскую субботу, Николин день и на Масленицу. А в Пермской Уставной грамоте 1553 года даже указывалось, что разрешение варить хмельные пития распространялось лишь на «лучших людей», чтоб « порухи меж ними и убийства не было ».
Б. Кутырев провёл исследование по двум книгам — «Сказание о русской земле» Нечволодова (1913) и «Иностранцы о древней Москве, XV-XVII века (сборник архивных материалов) и приводит следующие высказывания иностранцев о нравах на Руси.
Барбаро Иосафат, венецианский купец и дипломат, был на Руси в 1436-1452 гг.:
« Великий князь Иоанн издал запрещение изготовлять брагу и мёд и употреблять цветы хмеля в чём бы то ни было. Таким образом, обратил их к хорошей жизни ».
Сигизмунд Герберштейн, австрийский дипломат в России:
« …русским, за исключением немногих дней в году, запрещено пить мед и пиво, а телохранителям одним только предоставлена полная свобода пить, и поэтому они отделены от сообщения с остальными, чтобы прочие не соблазнялись ».
Александр Гваньини, комендант Витебска 1569-1587 гг.:
«Василий III построил слободу «Наливки» для солдат своей гвардии и других иноземных солдат — поляков, немцев, которые по природе своей любят пьянствовать».
Матфей Меховский, польский епископ (начало XVI в.):
« Во избежание пьянства, царь запрещает под страхом лишения жизни, держать в домах мёд и другие опьяняющие напитки, кроме двух-трёх раз в году, с разрешения государя ».
Климент Адамс, мореплаватель. Был в России в 1553-1554 гг.:
« На пиру у царя в честь английского посольства было 100 человек гостей. Обед кончился, когда были уже зажжены свечи (потому что наступила ночь). И царь простился с обедавшими, назвав всех по именам ».
(Попрощаться по именам с сотней гостей, из которых многие иностранцы, под силу только трезвому человеку!).
Михалон Литвин:
« В Московии же нет нигде шинков, и если у какого-нибудь домохозяина найдут хоть каплю вина, то весь его дом разоряется, имения конфискуются, прислуга и соседи, живущие на этой же улице, наказываются, а сам хозяин навсегда сажается в тюрьму.
Так как московитяне воздерживаются от пьянства, то города их изобилуют прилежными в разных родах мастерами… ».
Нечволодов: « Под влиянием татарского ига стало заметно усиливаться общее огрубление нравов, образованность падала, а развивались пьянство и любовь к грубым зрелищам, между прочим, к кровавым кулачным боям ».
В.В. Похлёбкин, историк и этнограф, автор фундаментальной работы «История водки» указывает, что в целом виноделие, медоварение и пивоварение на Руси, как и в других странах, носили « патриархальный (домашний или общинно-артельный характер, были тесно связаны с религией и ритуальными обычаями, восходящими к языческому культу предков и загробных верований», «использовались для важных, государственных, торжественных, религиозно-политических целей… Поэтому все эти «напитки» рассматривались не просто как алкогольные, но в первую очередь как священные…, а потому традиционно не связывались с фискальными (финансовыми — прим. автора) интересами классового государства ».
Если русские традиционно пили мало, то откуда тогда взялся миф об «извечном русском пьянстве»? По мнению доктора политических наук В. Мединского, этот миф был сочинен нашими европейскими соседями, которые пили куда больше, чем русские, но которых сильно беспокоила растущая мощь России. Поэтому они стали внушать, что это русские — пьяницы, а не они, тем самым программируя на пьяное поведение своих соперников.
XIV-XV вв. явились переломными в производстве алкоголя в России. В 1386 году русские впервые ознакомились с виноградным спиртом, ввезенным из Кафры (Крым) генуэзскими купцами.
На Руси сырьём был не виноград, а зерновые. Создание винокурения на Руси В.В. Похлёбкин связывает с периодом апогея экономического развития сельского хозяйства, когда появились излишки хлеба в результате применения трёхполья, т. е. в 40—70-е гг. XV века. Предположительно хлебное вино впервые стали выкуривать в Московском государстве. Однако в XV-XVI вв. словом «водка» обозначали лекарства в аптеке — настои, отвары, водка значит «разбавленная водой». Закономерно, что хлебное вино, разбавленное водой, тоже стали называть водкой. Но лишь в XVIII веке это слово стало впервые употребляться в официальном языке. Получается, что слово «водка» для обозначения алкогольного изделия применяется немногим более 200 лет. А история того изделия, которое называется водкой сегодня (чистый спирт, разбавленный водой), согласно недавнему исследованию Б.В. Родионова, вообще началась лишь в 1895 году с введением государственной питейной монополии.
Винокурение стало одним из технических открытий феодального общества — оно возникло в эпоху перехода от патриархальщины к рыночно-денежному хозяйству. На смену бесконтрольному производству домашних «напитков» приходит жёсткая, беспощадная, скрупулёзно проводимая «государственная регалия» на выделку хлебного спирта. Появляется государственная монополия на производство и сбыт , ведь сырьё крайне дешёвое, и в отличие от напитков, получаемых натуральным путём, производство спирта значительно дешевле и прибыль в десятки и сотни раз перекрывает стоимость сырья. Так было положено начало пьяной традиции в России: пьянство стало насаждаться «сверху». ;
При Иване III организуются первые кабаки. Корчмы , где можно было не только выпить, но и поесть, уничтожаются, вместо них создаются кабаки — исключительно питейные заведения. При Иване Грозном продажа водки разрешена только опричникам царя. В царевых кабаках должны были пить крестьяне и посадские. А власть имущим было дозволено «курить» вино для домашнего употребления.
Во главе царевых кабаков были поставлены целовальники. Их называли так, потому что они «целовали крест и клялись, что весь доход будут направлять в казну». Работа целовальника была выборной, считалась повинностью и не оплачивалась. Со временем в сознании народа сложился образ целовальника, умеющего грабить не только для государства, но и для себя.
Целовальникам были даны большие права. Малейший недобор угрожал им царевой немилостью, а увеличение сбора сулило почести. За недобор денег в казну миряне подвергались правежу — избиению тростью. Каждый подвергался правежу ежедневно до тех пор, пока не выплачивал долга.
Как отмечал Э.И. Дейчман, в кабаках XVII века висело объявление: « По указу царя и великого князя Алексея Михайловича всея Руси… питухов от кабаков не отзывать, не гоняти — ни жене мужа, ни отцу сына, ни брату, ни сестре, ни родне оной, покуда оных питух до креста не пропьется ». Получается, что пьянство насаждалось сверху из корыстных побуждений — пополнить казну. Фактически для крестьян и посадских людей был введён дополнительный налог. Однако это было только начало спаивания.
Значительный вклад в насаждение пьяных традиций в России внёс Пётр I. Образ настоящего «европейского времяпровождения» сформировался у этого царя ещё в юном возрасте и позже вылился во «Всепьянейший Собор» с его пьяными ассамблеями и принудительным пьянством, которое часто заканчивалось под столом. Собор был своего рода « общественной организацией », устав которой лично подписал Петр. Главное требование устава было: « Быть пьяным во все дни и не ложиться трезвым спать никогда ». Низости, творимые Петром и его сподвижниками, историки сравнивают с бесчинствами безбожников в 1920-е гг., когда безбожники с черепами на палках бегали по храмам, матом орали в церкви и блевали на алтарь. Трезвых, как страшных грешников , при Петре торжественно отлучали от всех кабаков в государстве, а еретиков, борцов с пьянством, предавали анафеме.
Винокурение и насаждение пьянства сразу же привели к социальным последствиям — росту пьянства, возникновению новых, более свободных моральных норм и отношений, к возникновению новых конфликтных ситуаций , росту городского нищенства.
Особенно безудержной алкогольной эксплуатации наш народ стал подвергаться в первой половине XIX века, когда появилось фабричное производство водки и когда повсюду были открыты кабаки с продажей водки днем и ночью. Тогда-то и появилась проблема не просто пьянства, а алкоголизма, что вылилось в конечном итоге в массовое трезвенническое движение и установление «сухого закона» («право местного запрета») (1914-1925 гг.).
Следующая волна спаивания народа приходятся на конец 20-30-х гг. ХХ столетия после снятия всех ограничений на производство и продажу алкоголя (после отмены «сухого закона»). В сороковые годы роковую роль в распространении пьянства сыграли наркомовские 100 граммов на фронте во время Великой Отечественной войны : многие бывшие фронтовики стали алкозависимыми.
И новая волна спаивания — в 60-е гг., когда в средствах массовой информации развернулась лживая пропаганда «умеренного», «культурного» потребления алкогольных изделий. Одновременно был запущен эффективный экономический механизм спаивания. Алкогольно-табачная выручка стала распределяться не через центральный бюджет, а уходила в местный, что «вдохновило» местные власти на наращивание более лёгкого и куда более прибыльного производства алкоголя и табака по сравнению с другими товарами. Как грибы после дождя, стали расти на всем пространстве СССР и, особенно в России, спиртзаводы. Повышенное предложение при поддержке пропаганды «умеренных» доз и привело к стремительному росту пьянства.
Наконец, последняя волна спаивания, самая беспрецедентная за всю историю России, началась после поражения горбачёвской антиалкогольной кампании в 90-е гг. XX и первое десятилетие XXI веков.
Сравним данные о потреблении алкоголя в дореволюционной России, СССР и современной России в течение XX в. (в литрах абсолютного — 100-процентного — алкоголя на душу населения в год). Используются расчёты видного советского социолога И.А. Красноносова и современного исследователя эпидемиологии потребления алкоголя и его последствий, доктора медицинских наук А.В. Немцова:
Из приведённых данных видно, что в 1914 году, когда российское общество считало алкогольную ситуацию настолько чрезвычайной, что это вынудило царя Николая II ввести «право местного запрета», в России пили в 3-4 раза меньше, чем в 2009 году!
Таким образом, легенда о том, что мы «всегда так пили», даже с учётом последних трёх-четырёх «пьяных» десятилетий, не соответствует действительности.
Табак
Обычай курить табак впервые появился в цивилизациях, практикующих человеческие жертвоприношения и магические ритуалы . Считается, что новейшая история табака началась в 1492 году и неразрывно связана с именем Христофора Колумба. Главной целью экспедиции Колумба было открытие новых торговых путей, желание разбогатеть. Колумб был адмиралом испанского флота, и в своих поисках новых путей к Индии, по ошибке «открыл» Америку. Но по дороге в Америку он попал со своей командой на группу островов, которая получила название Западно-Индийские острова.
Когда он высадился на эти острова, то обнаружил, что аборигены, которых Колумб называл индейцами, курят внушительных размеров трубки, скрученные из листьев какого-то растения, выпуская изо рта клубы дыма. Это были первобытные «сигары», которые сами индейцы называли «Табаккос».
Поначалу табак курили сами моряки, а также портовые проститутки, криминальные элементы, портовые рабочие.
Вскоре табак стало популярным и среди высших классов испанского и португальского общества, и связана эта популярность, прежде всего с именем Жано Нико, сына бедного нотариуса, который благодаря своему трудолюбию и талантам попал в португальский двор. Экспериментируя с выращиванием табака в садах Лиссабонского двора, он стал изучать лечебные свойства свежих табачных листьев. Он вылечил одного из своих знакомых, страдающих болезнями носа, компрессами из свежих табачных листьев, затем даму с дефектами кожи тем же способом избавил от абсцесса на щеке. Путь к известности для Нико был открыт.
Во Франции, после ранней смерти своего сына пришла к власти Екатерина Медичи. Страдая мигренями, она обратилась к Нико, и тот рекомендовал ей растертые в порошок листья табака в качестве нюхательного средства. Лечение королеве помогло, и вскоре весь королевский двор стал нюхать табак вне зависимости от мигрени и прочих недомоганий.
Екатерина Медичи оказала Нико огромную поддержку в его табачных начинаниях, табак стали выращивать во всех королевских садах, а потом и по всей Франции, а оттуда распространился на всю Европу.
В XVIII веке сигары были популярны уже при всех дворах Европы.
Русской царице Екатерине II присылали сигары, украшенные шелковыми ленточками, чтобы её пальчики не впитывали табачный запах и не желтели, касаясь табачных листьев.
Как видно из выше изложенного, распространению табака способствовала вера в его целебные свойства, а также мода на его употребление, которую ввели королевские особы. В наши дни табак успешно применяют в борьбе с огородными и садовыми вредителями, а свежие литья табака поедают даже животные. Но табак становится опасен, когда в высушенном виде превращается в табачный дым или применяется для рассасывания во рту.
Табак в России был под запретом вплоть до правления Петра I, который, находясь в Европе, сам пристрастился к табаку, вернувшись, разрешил его свободный ввоз и продажу.
По мере распространения табака предприимчивые люди быстро смекнули, что на табаке как веществе, вызывающим зависимость, можно неплохо зарабатывать, что и стало главной движущей силой по его дальнейшему распространению.
Распространению табакокурения в России в ХХ столетии способствовали русско-японская, Первая и Вторая мировые войны.
Размер папиросы в Первую мировую войну соответствовал калибру патрона, чтобы в случае необходимости быстро перестроить производство одного средства массового уничтожения на другое с наименьшими затратами.
Во время Второй мировой войны Адольф Гитлер так формулировал свою политику в отношении ненавистных ему славянских народов: «Никаких прививок, никакой медицины, никакого образования, только водка и табак».
На рубеже тысячелетий на Западе табачному капиталу пришлось изрядно потесниться после серии успешных судов против табачных фирм, которые провели обычные граждане. По утверждению главного санитарного врача России Геннадия Онищенко, Западная Европа планирует к 2020 году полную ликвидацию производства и продажи сигарет. Курение всё больше становится сомнительной привилегией «неполноценных» народов.
Изгоняемые из США и Европы, табачники нашли рынок сбыта в России. С начала 90-х годов началось небывалое распространение курения табака в России, и Россия стала одной из самых курящих стран мира. Производство сигарет в России только с 1995 по 2007 гг. выросло с 250 до 400 миллиардов штук.
Табакокурение в истории Европы и особенно России является относительно недавним приобретением и насчитывает всего несколько веков. Не курили известные герои русской литературы Онегин и Печорин. Ещё в конце XX столетия почти не курили российские женщины , а в школах курили в основном только «трудные» дети. Разговоры о том, что мы всегда так курили, — опасный миф, который дезориентирует общественное мнение и мешает принять адекватные меры в борьбе с курением табака.
Наркотики
Выводы к главе 3
- История человечества значительно древнее, чем история алкоголя. Потребление слабоградусных алкогольных изделий по времени составляет не более 10-25%, а крепких алкогольных изделий — не более 1,25% возраста «человека разумного».
- Когда были обнаружены свойства некоторых веществ изменять сознание, они были тотчас взяты под контроль вождями племен, жрецами, шаманами. Первоначально наркотики применялись только в религиозных культовых и медицинских целях. Социальная история наркотиков начинается позже и первое время ограничивается ритуальным употреблением в честь различных значимых событий: смены времён года, удачной охоты, сбора урожая и т.п.
- Распространению наркотиков часто способствует слепая вера людей в безобидность их употребления и их мифические целебные свойства. Распространению наркотиков нередко способствуют и заблуждения интеллектуалов, которые спешат поделиться своими «открытиями» с остальным миром.
- Социальная история всех «легальных» и «нелегальных» наркотиков свидетельствует, что они нередко становятся средствами манипулирования людьми, экономической и политической эксплуатации. Как правило, насаждение пороков начинается «сверху».
- Главный исторический урок состоит в том, что насаждение наркотиков всех мастей и видов, держится на лжи и обмане, целью которой является эксплуатация, стремление жить за чужой счёт.
Меня зовут Миша. Я наркоман. Мне 26 лет. Начал употреблять наркотики я с 14-ти лет. Сейчас мне уже 26. Проупотреблял наркотики 11 лет.
Скажи, в каком возрасте ты попробовал первый раз наркотики?
В 14 лет. Это именно химические наркотики.
И как развивалось? Прошел очень длительный срок времени. Ты можешь рассказать, как развивалась эта болезнь? Что происходило в твоей жизни?
Сначала это было «розовое» употребление. Я употреблял наркотики, чтобы как-то лучше чувствовать себя, более раскрепощено, более комфортно как бы, находить общий язык с другими людьми. Мне давал наркотик какую-то свободу, как я тогда думал. В дальнейшем, когда это уже переросло в более зависимость такую, которая уже начала мне причинять ущерб, я и себе начал причинять ущерб, и семье, своим людям. Я обманывать начал, воровать, даже не воровать, а крысить деньги.
У родителей?
У родителей, да. Причем у меня была такая иллюзия, что во дворе среди друзей крысить - это как бы плохо, а у родителей это в порядке вещей. Только потому что я понимал, что родители мне ничего не сделают за это.
Крысить - это обманывать на доверии, да?
Да. Что я не понесу никаких последствий. Ну, и у меня, вообще, в жизни была такая как бы идея попробовать все наркотики в мире. Я пошел учиться в морское училище. Ходил в море два года. И везде, где я выходил в чужих странах, первым делом я искал какое-то вещество, чтобы попробовать.
Что самое тяжелое было за эти годы? Какие последствия тяжелые были у тебя? Потому что ты говорил, было «розовое» употребление. А потом?
Самые тяжелые последствия - наверное, это перед попаданием в реабилитационный центр. Это самое такое тяжелое, когда последние эти наркотики. Название можно говорить, нет?
Да, да.
Соль, спайс. Я уже помню, что, я понимал, что я схожу с ума. Я понимал, что что-то не то. У меня были и глюки, и все, короче.
А долго ты употреблял эти современные наркотики?
Да, я употреблял где-то месяцев 9, почти год. И последние 6 месяцев я употреблял вообще как бы без каких-то ремиссий, регулярно прямо. Я только отрубался, когда спал, я их не употреблял и все. Что и привело меня к постоянному чувству страха. Я не понимал, чего я боюсь, но что-то постоянно боюсь. И употребить уже больше я не мог, чтобы достичь какого-то результата эйфорического. Потому что я боялся, что я вообще сойду с ума, спрыгну с крыши или еще что-то. Ну, и как бы не употреблять тоже не мог, потому что психологически это было очень тяжело.
Что происходило с тобой в это период: друзья у тебя, девушка, с учебой с твоей, с работой? Как жизнь складывалась, когда ты употреблял? С твоими близкими, с мамой, с папой. Хотелось бы, знаешь, без приукраски, как оно есть.
Я понял. Ну, с родителями. С отцом я вообще не разговаривал, вообще не разговаривал. У меня вообще с ним никакого контакта не было, потому что он говорил мне, что я наркоман, что со мной все понятно. Мамой я манипулировал как бы. Но я помню, что моя мама плакала, я видел это. Я просто работал у нее на работе и поэтому как бы я и работал, что у меня была директором моя мама. Я приходил туда на работу уже в таком состоянии чисто ради того, чтобы выпросить денег на наркотики или обмануть, выдумать какую-то историю. Я помню, даже как-то я приехал домой, у меня замки поменяли дома, я домой не смог попасть. И жил уже непонятно где так, по квартирам, по друзьям, в машине. С девушкой, у меня была жена. Она меня пыталась положить в «ковалевку», еще куда-то там к наркологам. Но я ей сказал, что нет, я не буду. Я тогда верил, что я смогу сам, что еще не все так плохо. Она ушла от меня. Мы развелись и все. Я перестал общаться с друзьями, которые не употребляют наркотики, просто потому что мне было стыдно с ними общаться. Я вообще, помню, смотрел на себя в зеркало, смотрел и думал: в кого я превратился? Страшно было смотреть на себя в зеркало. Я общался только с людьми, которые употребляют наркотики. Нашел себе девушку такую. Хотя раньше я считал, что это ненормально - общаться с девушкой и давать ей наркотики. В общем, плавно в моей жизни наркотик занял первое место. Я переступил все свои ценности, какие-то убеждения, жизненные принципы. Ради наркотиков я в принципе был готов на все. Единственная цель была - это достать наркотик.
Можно ли в современном российском обществе представить себе человека, который бы в течение своей жизни ни разу не сталкивался бы с проблемой пьянства? К огромному сожалению, вряд ли. Прямо или косвенно, но алкоголь прочно вошел в нашу жизнь и убираться из нее в ближайшем будущем не собирается. Ведь даже если человек совершенно не пьет сам, то избежать контакта с пьяными практически невозможно: с одинаковой вероятностью с ними можно столкнуться и в общественном транспорте, и в местах общественного отдыха, и во дворе, рядом с детской площадкой.
Пьянство в России давно перестало быть проблемой отдельно взятой семьи и стало проблемой общества. Да и может ли быть иначе, если средь бела дня на улице часто можно натолкнуться на мирно или не совсем мирно почивающее на земле тело, перебравшее хмельного напитка. А о совершенных в пьяном угаре преступлениях не слышал, наверное, только глухой.
Зачем человек пьет?
Любому человеку, если только он не алкоголик в запое, чтобы выпить, нужен какой-нибудь побудительный мотив. Поэтому он придумал себе несколько удобных оправданий “на все случаи жизни”, чтобы в любой момент можно было опрокинуть рюмку-другую.
Самым универсальным оправданием является утверждение, что алкоголь повышает аппетит, взбадривает, поднимает настроение, способствует более оживленному общению в компании. Поэтому почти на всех празднованиях спиртное льется рекой. Но “развязывая” человеку язык, выпитое спиртное туманит ему разум, поэтому не случайно, что большинство преступлений, совершенных под воздействием алкоголя, приходится именно на такие разудалые застолья.
В холода люди зачастую пропускают рюмочку, чтобы согреться. Алкоголь действительно имеет свойство расширять кровеносные сосуды и увеличивать кровообращение, вследствие чего человеку становится теплее. Но беда в том, что русская душа очень часто не приемлет слова “довольно”. Поэтому “между первой и второй перерывчик небольшой”, а там третью “за милых дам” грех не выпить до дна, а в конечном результате такой “сугрев” заканчивается в больнице с отмороженными руками-ногами, а то и похуже – в морге.
Также часто любители выпить оправдываются тем, что в небольших дозах спирт имеет лечебные свойства при простуде, сердечно-сосудистых заболеваниях и болезнях желудочно-кишечного тракта. Причем нередко это в частных беседах подтверждают и сами врачи. Но так ли это на самом деле? В медицине спирт используют только как дезинфицирующее средство, и ни один врач официально не выпишет больному рецепт на спиртное для приема внутрь.
Ведь еще при жизни знаменитого врача И.И. Пирогова (1810-1881 гг.) на одном из съездов врачей была принята резолюция, что в человеческом организме нет ни одного органа, которому алкоголь был бы полезен, и что у алкоголя нет ни одного воздействия на человеческий организм, которое невозможно достичь другими лечебными средствами, менее разрушительными и надежными и полезными для организма.
Употребление хмельных напитков в древней Руси
Очень часто можно услышать, что русский народ – самый пьющий народ в мире и что эта национальная особенность заложена в русских генах издревле. Часто это даже служит причиной своеобразной гордости. Но так ли это на самом деле?
В языческую эпоху употребление хмельных напитков на Руси было в основном на праздниках (пиры, тризны, игрища). Основным сырьем для хмельных напитков в то время был мед, поэтому хмельные напитки были скорее бодрящими, чем опьяняющими: брага, медовуха, пиво. С Х века к ним добавилось и пришедшее из Византии виноградное вино.
Прием хмельных напитков обычно сопровождался обильной трапезой, поэтому особого ущерба для здоровья не представлял. Помните окончание многих народных сказок ? “И мы там были, мед-пиво пили, по усам текло, а в рот не попало”.
В одной из первых древнерусских литературных памяток, “Повести временных лет”, креститель Руси, великий князь Киевский Владимир, выбирая, какую религию принять языческой Руси, сразу же отверг мусульманство, обосновав это такими словами: “Руси есть веселие пити, не можем без того быти”.
Может быть, князь не в последнюю очередь потому и выбрал православие, что православная церковь никогда не запрещала пить вино, хотя и требовала умеренности в выпитом. И пусть это шутка, но факт налицо: благодаря этой “Повести…” документальная история употребления хмельных напитков на Руси насчитывает более 1000 лет.
Историческая справедливость требует уточнить, что со времен Владимира Великого и вплоть до начала ХІV века на Руси пили или перебродивший мед, или хмельные напитки из сока винограда. Но поражает истинно русское разнообразие таких напитков: березовица, мед, сита, сикера, квас, вино!
Однако нет ни одного письменного свидетельства домосковской Руси, в котором бы говорилось, что пьянство приняло массовый характер, превратившись в социальную проблему. Употребление алкогольных напитков в то время было скорее ритуальным действием, производившимся по случаю важных событий: праздников, свадеб, поминок, т.е. было эпизодическим, к тому же с обильной и разнообразной закуской.
Патриархальный уклад жизни Киевской Руси сдерживал распространение пьянства. В те времена старики такими словами напутствовали молодежь: “Пейте вино веселия ради, а не для пьянства; пейте, да не упивайтесь”.
Может, поэтому в странах, где и в современном обществе сохранились и в наши дни древние традиции (Китай, Япония), нет столь ярко выраженной проблемы пьянства как социального явления, хотя алкогольные напитки в них не менее доступны, чем в России.
Московская Русь: начало пьянства
В первой половине ХІV века на Руси в повседневном обиходе появляются такие обозначения, как “вареное вино”, “горячее вино”, “хлебное вино”. Это уже не перебродившие мед или виноградный сок, а алкогольный напиток, полученный способом перегонки, или попросту самогон.
Когда в России начали гнать водку, точно не известно. Исторические документы свидетельствуют о том, что перерабатывать рожь и получать из нее ржаной спирт в России начали во временном промежутке с 1448 по 1474 г. Документально зафиксированный факт, что в 1533 г. в Москве по приказу Ивана Грозного был открыт первый в России “царев кабак”.
Однако напиваться каждый день в то время в нем было привилегией царских опричников. Простолюдинам разрешалось отвести душу только на Рождество, Дмитровскую субботу и Святую неделю. В другие дни попавшихся пьяниц били батогами, а “особо отличившихся” могли и в тюрьму посадить.
Пьянство как экономическое явление в России начинается с середины ХVІ века. В 1555 г. царь Иван Грозный шлет предписание своим наместникам повсеместно заводить “царевы кабаки”. Самое страшное то, что в этих кабаках высочайшим повелением разрешалось только лишь пить, а есть запрещалось. Нетрудно представить, как быстро в таком заведении человек пьянел и в хмельном угаре пропивал все ценное, что было при нем, а очень часто и на нем.
Если учесть, что к этому времени простолюдинам, крестьянам и посадским, запрещено было под страхом казни готовить дома традиционные для русского общества брагу, пиво и хмельной квас, не говоря уже о самогоне, то понятно, что такие кабаки изначально предназначались для простонародья.
Благодаря кабакам спаивание русского народа было поставлено на широкую ногу. Весь доход от торговли спиртным в этих кабаках поступал исключительно в царскую казну – это и было движущей силой питейной политики России в этот период.
Взошедший после смерти Ивана Грозного на престол Борис Годунов окончательно утвердил монополию государства в торговле водкой, уничтожив на всей территории Русского государства традиционные древнерусские корчмы, в которых прохожий мог не только выпить, но и поесть. В 1598 г. царским указом частным лицам, невзирая на социальное положение и прошлые заслуги, было запрещено торговать водкой.
Меньше чем через столетие пьянство стало настоящим бичом русского общества. Автор написанного в первой половине ХVІІ века «Описания путешествия в Московию» прусский ученый и дипломат Адам Олеарий поражался, что порок пьянства настолько распространен во всех сословиях московитов, как у духовных, так и у светских, среди мужчин и женщин, молодых и старых, что на валяющихся на улице в пыли пьяных никто уже не обращает внимание – настолько все привыкли к таким картинам.
Знакомая картина и в наши дни, не правда ли? Причина такого повсеместного пьянства была заложена в традиционных для русского народа радушии и гостеприимстве. На это прямо указывал в изданных в 1615 г. “Московских хрониках” шведский дипломат Питер Петрей. По его словам, тому, кто не пьет без остановки, не место среди русских. Если человек пьет меньше, чем русским бы хотелось, они таким человеком очень недовольны. Но если вы в состоянии выпить все, что вам нальют, русские к вам будут относиться, как к лучшему другу.
Исторический опыт борьбы с пьянством в России
В 1648 г. по многим крупным городам России прокатились “кабацкие бунты”. Их причиной стала неспособность простолюдинов платить в кабаках долги за выпитое. Да и в целях экономии качество продаваемых в этих кабаках водки стало отвратительным. О размахе и силе этих бунтов можно судить хотя бы по тому историческому факту , что для их подавления пришлось использовать войско.
Под влиянием патриарха Никона, имевшего огромное влияние на царя, царь Алексей Михайлович в 1652 г. созвал Земский собор, известный в истории России как “собор о кабаках”. После завершения собора выходит царский указ, которым ограничивалось число питейных заведений в городах. Также в этом указе были определены дни, в которые запрещалась продажа вина, общим числом более 180.
Получается, что, согласно этому Указу, русский человек полгода поневоле должен был соблюдать воздержание от спиртного. Также запрещалась продажа водки в долг и введена норма отпуска водки на одного человека – 1 чарка (в то время вмещала 143,5 г). К тому же цена на водку повышалась втрое.
По настоянию патриарха Никона особам “священнического и иноческого” чина продажа водки и вовсе была запрещена. Церковь на своих служениях значительно усилила проповеди о греховности и вреде пьянства. И такие меры дали положительный результат: отношение к пьяницам не только в церковных, но и в светских сословиях из иронично-дружелюбного превратилось в негативное.
Царский указ должен был неукоснительно выполняться. Но на историческую сцену вышла, как и не раз потом в дальнейшей истории России, очень мощная сила – экономическая выгода. Доход от водки стал к тому времени одним из главных источников пополнения царской казны. Сократить же потребление водки и при этом увеличить поступление в казну от ее продажи – задача непосильная даже для сегодняшних экономистов, что уж говорить о середине ХVІІ века!
Поэтому нет ничего удивительного в том, что царский указ строго соблюдался меньше 7 лет, а число кабаков, вопреки указу, так и не сократилось. Как и не раз потом в будущем, когда началось значительное уменьшение выручки от водки в казну, интересы государственной казны были поставлены выше интересов простого человека.
Все же следует заметить, что до царствования Петра І пьянство было распространено по большей части среди малоимущих классов, так как им приходилось свою потребность в спиртном утолять в силой навязанных кабаках. Среди аристократов и купечества пьяниц было сравнительно мало, не в последнюю очередь потому, что им было разрешено пить вино дома, где всегда присутствовала хорошая закуска.
Преимущества отрезвления народа
Если говорить о самом удачном опыте борьбы с пьянством в России, то это была кампания за трезвость, начатая в 1914 г. царским указом: на период мобилизации была запрещена продажа спиртного.
В дальнейшем право решать, торговать алкогольными напитками или нет, было передано на усмотрение местных общин. “Волею Государя право решения вопроса быть или не быть трезвости во время войны Нами было предоставлено мудрости и совести самого народа”.
Результаты такого решения стали неожиданностью даже для правительства России. Большинство регионов царский запрет поддержали. Статистика неумолима: за год употребление алкоголя уменьшилось в 24 раза – с 4,7 л/чел. в 1913 г. до 0,2 л/чел. в 1915 г.
Этот уникальный в истории человечества опыт отрезвления считавшегося безнадежной пьяницей многомиллионного народа дал поистине ошеломляющие результаты, напрочь опровергающие утверждение, что пьянство выгодно для государства.
Десятки и сотни миллионов рублей, прежде безнадежно тратившиеся на выпивку, поступили в сберегательные кассы и кассы взаимопомощи, значительно увеличилась покупательская способность населения, а производительность труда настолько возросла, что по экономическому росту Россия вышла в мировые лидеры. Появилась реальная возможность провести в ближайшем будущем крупномасштабные финансовые реформы. Но мировая война и последовавшая за ней революция не дали возможности их осуществить.
Социальная проблема пьянства в современной России
Сегодня это большая, глобальная проблема . Всемирная организация здравоохранения признала уровень в 8 литров потребления алкоголя на человека особо опасным для здоровья людей. И утешать себя ложной гордостью типа “что для русского хорошо, то для немца смерть” бесполезно и бессмысленно. Нужно смотреть правде в лицо – в современной России свирепствует эпидемия алкоголизма.
Нет никаких оснований говорить, что раньше тоже так было. Нынешние масштабы пьянства в России не идут ни в какое сравнение с тем, что было раньше. Статистика оперирует сухими цифрами. 0,2 л потребления алкоголя на душу населения в 1915 г. и 18 л чистого алкоголя на человека в 2010 г.
Меньше чем за сто лет количество потребляемого на человека алкоголя увеличилось в 90 (!) раз.
Россия давно и прочно занимает первое место в мире по потреблению алкоголя.
За этими цифрами стоят сотни тысяч разрушенных пьянством семей, миллионы искалеченных судеб. Ведь не только по уровню потребления алкоголя, но практически по всем связанным с алкоголем позициям: заболеваемости алкоголизмом, смертности от алкоголизма, преступлениям на почве злоупотребления алкоголем, женскому и подростковому алкоголизму – Россия в мировых лидерах.
Ежегодно в России непосредственно от пьянства умирает от 90 до 100 тыс. человек. Из них около 10 тыс. умирают от алкогольной болезни, около 35 тыс. – от отравления некачественным алкоголем. Около 25 тыс. погибают в авариях по вине пьяных водителей, и примерно сколько же – от рук пьяных преступников.
Маленький лучик надежды
В последние годы , если верить официальной статистике, наметилась тенденция к снижению этих показателей. Употребления алкоголя на душу населения в 2011-2013 годах стабилизировалось: официально – на уровне 8,9-9,1 литра чистого алкоголя, но по независимым исследованиям этот показатель находится в районе 13-15 л.
Немного снизились показатели заболеваемости и смертности от алкоголизма. Очень хочется верить, что это начало оздоровления нашего общества. Но успокаиваться еще слишком рано. Ведь в истории России есть множество примеров, когда начиналось все хорошо, а заканчивалось – как всегда. Очень не хотелось бы, чтобы так случилось и на этот раз.
Те же сухие цифры статистики свидетельствуют о том, что алкоголизм в последние годы имеет тенденцию к омолаживанию, т.е. алкоголизмом заболевает все больше молодых людей. А это будущее страны, причем в большинстве своем потерянное будущее.
Но все же хочется верить, что эти маленькие сдвиги обозначили точку поворота. И что объединенными усилиями правительства и широкой общественности удастся отвести от края алкогольной пропасти сотни тысяч, если не миллионы людей.
Главное – помнить, что нельзя позволять себе быть равнодушными. Ведь пока в наших душах живет любовь к ближнему, мы изменяем мир вокруг себя, делаем его хотя бы чуточку светлее и добрее и вместе с изменившимся миром изменяемся сами. Если же мы позволим нашим душам одеться в броню равнодушия, мир вокруг нас медленно умрет. И мы умрем вместе с ним.
Благодарим за отзыв
Комментарии
Megan92 () 2 недели назад
А у кого-нибудь получилось избавить мужа от алкоголизма? Мой пьет не просыхая не знаю уже что делать((думала развестись, но ребенка не хочется без отца оставлять, да и мужа жалко, так-то он отличный человек, когда не пьет
Дарья () 2 недели назад
Я столько всего уже перепробовала и только прочитав эту статью , у меня получилось отучить мужа от спиртного, теперь вообще не пьет, даже по праздникам.
Megan92 () 13 дней назад
Дарья () 12 дней назад
Megan92, так я же в первом своем комментарии написала) Продублирую на всякий случай - ссылка на статью .
Соня 10 дней назад
А это не развод? Почему в Интернете продают?
Юлек26 (Тверь) 10 дней назад
Соня, вы в какой стране живете? В интернете продают, потому-что магазины и аптеки ставят свою наценку зверскую. К тому-же оплата только после получения, то есть сначала посмотрели, проверили и только потом заплатили. Да и в Интернете сейчас все продают - от одежды до телевизоров и мебели.
Ответ Редакции 10 дней назад