Интегрированное занятие для детей подготовительной группы. «Путешествие в зимний лес» План-конспект музыкального занятия
Интегрированное занятие для детей подготовительной группы .
План-конспект музыкального занятия.
Тема: «Зимушка-зима»
Тип занятия: интегрированное.
Цель : Углубление восприятия музыки, через интеграцию различных видов искусств, организация музыкально-оздоровительной работы в ДОУ.
Задачи:
- Воспитательная - воспитывать в детях чувство прекрасного посредством воздействия музыки, поэзии и изобразительного искусства.
- Развивающая - развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной деятельности , используя здоровьесберегающие технологии.
- Обучающая - продолжать знакомить детей с инновационной деятельностью, которая способствует разностороннему и гармоничному развитию личности.
Предварительная работа:
- Чтение и заучивание стихов на зимнюю тематику, заучивание песен и танцев;
- Индивидуальная работа с детьми;
- Наблюдение за зимними явлениями в природе; рассматривание морозных узоров на окнах.
Оборудование и материалы:
- Музыкальный материал:
- «Февраль» из цикла «Времена года» (музыка П.И.Чайковского);
- «Зима» (музыка А. Вивальди);
- Физминутка «А на улице мороз»;
- «Потолок ледяной» (слова С.Островой, музыка Э.Ханок);
- «Вальс» из музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель» (музыка Г.Свиридова)
2. Раздаточный материал, ТСО:
- Бумажные резные снежинки, свечки, гуашь, листы картона, кисточки для каждого ребенка;
- Музыкальный центр, компьютер, мультимедийный проектор, фонограммы произведений;
Ход занятия:
Дети входят в зал.
Музыкальный руководитель : Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Сегодня такая замечательная погода! Светит солнышко! Так и хочется пожелать всем-всем: « Доброе утро !»
Валеологическая песенка – распевка с оздоровительным массажем «Доброе утро» ( Приложение №1)
М.р .: Дети, отгадайте загадку:
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
(Ответ: зима)
М.р.: Правильно, сегодня мы отправимся на прогулку в зимний лес . Пойдем по зимней тропинке и посмотрим вокруг, полюбуемся красотой.
Дети идут по кругу, высоко поднимая колени, тянут носочки. (Шагают через « сугробы»).
М.р .: Посмотрите, мы попали в сказочный зимний лес. Как здесь красиво! А что вы видите вокруг?
Дети : Снег, сугробы, деревья.
М.р.: А как вы думаете, кто здесь живет?
Дети : Медведи, зайцы, лисы и т.д.
М.р.: Давайте покричим «Ау!». Может, кто откликнется.
Упражнение «Ау» - основным элементом этого упражнения является скользящая (глиссирующая), восходящая интонация с резким переходом из одного регистра в другой. Основная цель этого упражнения – активизация фонационного выдоха, то есть связь голоса с дыханием, отличающимся по энергетическим затратам от речевого.
М.р .: Я не слышу ответа. А вы?
Дети : Нет.
Дети, по просьбе педагога, присаживаются на палас.
М.р.: Сегодня я хочу познакомить вас с музыкальным произведением П.И.Чайковского из цикла «Времена года». Композитор каждому месяцу года посвятил музыкальное произведение. Февраль – это последний месяц зимы. Музыка унесет нас далеко-далеко. Мы полетим над заснеженным лесом, вы услышите разговор снежинок с ветром. Хотите послушать? Слушайте!
Слушание музыки «Февраль» П.Чайковского из цикла «Времена года»
М.р.: Какая это музыка? О чем она вам рассказала? Что вы услышали или увидели? А сейчас мы попробуем выразить характер и настроение музыки словами. Вот снежинка, мы будем передавать её друг другу, и делиться своими впечатлениями.
Игра «Волшебный лес ». Дети, передавая снежинку, придумывают слова о зимнем лесе, опираясь на настроение прослушанной музыки. (Лес сказочный, хрустальный, звенящий, волшебный…)
Цель данной игры: активизация словаря, формирование навыков активного использования детьми всех частей речи.
М.р .: Многие композиторы, поэты, живописцы любили это время года за его волшебную красоту, чистые, яркие, сверкающие краски.
Звучит медленная музыка, входит воспитатель в костюме «Зимы». Здоровается с детьми.
М.р . читает стихотворение « Здравствуй, зимушка-зима!» Г. Ладонщикова:
Здравствуй, зимушка-зима!
Белым снегом нас покрыло:
И деревья и дома.
Свищет ветер легкокрылый -
Здравствуй, зимушка-зима!
Вьется след замысловатый
От полянки до холма.
Это заяц напечатал -
Здравствуй, зимушка-зима!
Мы для птиц кормушки ставим,
Насыпаем в них корма,
И поют пичуги в стаях -
Здравствуй, зимушка-зима!
Зимушка, дети про тебя такую добрую песенку знают! Слушай ее и подпевай нашим деткам.
Дети исполняют песню «Зимушка», слова и музыка С.Насауленко. «Ожидание чуда» Л.Гераскина.
Затем Кирилл Д. читает стихотворение :
Легким облачком над лесом
Проплывала сказка
И снежинками касалась
Веток елок ласково
Намела кругом сугробы
Белые, пушистые,
Спрятав все ходы и норы,
И дорожки быстрые,
Одарила белой шубкой
Всех зайчат-проказников…
Растворилась тайной хрупкой
Чистым зимним праздником.
Зима: По лесам и по полям
Я спешила в гости к вам.
По горам и тропинкам
Уложила я снежинки,
Соткала из них ковёр,
От моря до самых гор!
Вокруг снег лежит
Да мороз трещит.
Замерзли? А давайте, ребятишки, девчонки и мальчишки, погреемся немного! Повторяйте за мной!
Дети выполняют самомассаж с пением «А на улице мороз…»
(Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез).
Зима: Согрелись, мои ребятушки? Молодцы! Кто на морозе не сидит, тот никогда не замерзнет!
М.Р .: Ух, Зимушка! Отогрелись мы с ребятами! Давайте все сядем, отдохнем.
Релаксация «Снежинки» (Приложение №2)
Выключается в зале свет, на потолок проецируется изображение с движущимися снежинками. Дети слушают музыку «Вальс» Г. Свиридова.
Включается свет.
Зима: Какая красивая музыка, правда? (Ответы детей)
Ребята, а вы не будете против, если я приглашу вас в гости к себе в избушку?
Дети исполняют ритмический танец «Потолок ледяной» (Приложение №5)
Ребята заходят в деревянный домик.
М.р .: Посмотрите, ребята, у Зимушки в избушке на окошке узоры.
Зима: Кто же это на окне нарисовал узоры мне?
Не рисовал ни я, ни ты, откуда ж на окне цветы?
Ребенок:
Пока я спал, пока он спал,
Их Дед Мороз нарисовал.
На окно старик Мороз
Льдинкой росписи нанес.
Зима : Сейчас, ребята, мы посмотрим, какие узоры умеет Мороз рисовать.
М.р. показывает иллюстрации через мультимедиа. (Приложение №3)
М.р .: Давайте мы все вместе украсим узорами свои окна. А музыка поможет нам нарисовать красивые узоры.
Звучит «Зима» А.Вивальди.
Зима раздает детям маленькие свечки («льдинки»), дети на картонных листах рисуют узоры свечой, затем покрывают всю картину голубой гуашью. Свои «окна» дети дарят Зиме.
Источники, используемые педагогом при подготовке к занятию:
- Интернет-ресурсы;
- «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» автор – составитель О.Н. Арсеневская;
- Программа Power Point;
- «Ожидание чуда» Л.Гераскина;
- «Программа воспитания и обучения в детском саду» В.Гербова;
- «Методика по музыкальному воспитанию в детском саду» Н.Ветлугина.
Заявка на участие в муниципальном конкурсе
«Нестандартный урок 21 века»
Задачи:
Развивать творческие умения, фантазию в придумывании подражательных движений и статичных поз. Закреплять знания о признаках зимы, свойствах снега и льда. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на художественные произведения.
ХОД НОД:
Под лирическую музыку дети проходят в
музыкальный зал
и встают полукругом. Входит Зима.
Зима:
(
музыкальный руководитель
):
Я Зимушка-зима, люблю очень холода
Кто со мной будет играть, в чудесную сказку может попасть!
Зима: Добро пожаловать в моё царство. Сколько гостей ко мне пожаловало? А что вы знаете о зиме? Какую работу выполняю я? (Ответы детей) А теперь давайте споем мою любимую песню о зимних хлопотах.
ИСПОЛНЯЮТ ПЕСНЮ «ЗИМА»
Зима:
В царстве Зимы есть особые замечательные
музыкальные инструменты
. Как вы думаете, на что это похоже? (Играю на одном музыкальном инструменте, а ребята сопоставляют его с зимней приметой. Например, бубен – снежинки летят; звучание металлофона похоже – как будто лед блестит; колокольчик – бегут кони по снегу, сверкают сосульки; маракас – ветер шумит, вьюга, напоминает о метели и т.д.)
Зима:
А какой инструмент не подходит для Зимы? (играю на барабане) Почему? (Ответы детей) Ребята, помогите мне изобразить на этих музыкальных инструментах моё зимнее царство. (Предлагаю сыграть на музыкальных инструментах под музыку)
ОРКЕСТР «ЗИМНИЙ ВЕЧЕР» К.Сорокина
Зима:
Я думаю, что теперь музыкальные инструменты должны отдохнуть, а мы отправимся с вами дальше! Вы любите зимние забавы? (Ответы детей) Я тоже люблю играть.
Очень я спешила к вам и в подарок снежки принесла!
В круг большой скорей вставайте и снежок не прозевайте!
ИГРА В СНЕЖКИ Н.Вересокиной
Зима: А какие ещё зимние забавы вы знаете? Вижу я, что все ребята любят играть, знают много зимних забав. Молодцы! А вот, что ещё случается зимой, нам Катя расскажет своим чудесным голосом!
ПЕСНЯ «ЗИМУШКА-ЗИМА» Л.Вахрушевой (соло)
Зима: Какая прекрасная песня! Спасибо тебе Катя! Угадайте ребята, кого я посылаю в Новогодний праздник к вам в гости? (Дед Мороза) Послушайте, что это за мелодия? (играю вступление знакомой песни, а дети угадывают).
ПЕСНЯ-ТАНЕЦ «ДЕД МОРОЗ НА ЕЛКЕ ЖИЛ»
Зима:
Как вы весело плясали и пели. Вижу, что вы не боитесь морозов. А какие бывают морозы в России? (Дети подбирают эпитеты) В каких городах побывали морозы зимой? (Называют города)
Зима:
Мальчики нам расскажут об этом, а девочки послушаю.
ПЕСНЯ «МАРШ ДЕДОВ МОРОЗОВ» М.Дунаевского (мальчики)
Зима: Девочки, скажите, как пели мальчики эту песню? Какой характер у неё? (бодрый, веселый, радостный, звонкий и т.д.) А я умею успокаивать морозы и когда я засыпаю, стоит безветренная и спокойная погода. Об этом лучше всего расскажет вам моя любимая музыка!
ПЕСНЯ «ЗИМНЯЯ СКАЗКА» (трио)
Зима: Чувствую я, что пора мне собираться, в настоящий зимний лес отправляться да новых сил набираться. Трёх белых коней я сейчас запрягу и песню веселую с вами спою!
ВЕСЕЛЫЙ ТАНЕЦ ПОД ПЕСНЮ «ТРИ БЕЛЫХ КОНЯ » Е.Крылатова
Зима:
Очень весело у вас, но настал прощанья час!
Моя метелица поможет вам отправиться домой!
До свидания, ребята! (Уходит под музыку.)
Название: Конспект музыкального занятия в подготовительной группе, зимой «В гостях у матушки – зимы»
Номинация: Детский сад,
Методические разработки
, Музыкальному руководителю
Должность: музыкальный руководитель
Место работы: МАДОУ
детский сад
комбинированного вида №99
Месторасположение: Томская область, г. Томск
Конспект музыкального интегрированного занятия в подготовительной группе «Зимушка – зима».
Цель:
воспитание эстетического отношения к природе путем интеграции поэзии, живописи и музыки
Задачи:
развивать умение передавать характер музыки через выразительное пение и музыкально – ритмические движения;
совершенствовать ритмический слух;
формировать у детей чувство эмоционального удовлетворения от
творческой деятельности
;
учить детей приемам самомассажа, психогимнастики, релаксации
Оборудование:
мультимедийный проектор, слайды с репродукциями картин русских художников и иллюстрациями по теме, елка, музыкальные инструменты,
музыкальный материал
, конверт с игрой «Ритмическое лото».
Ход занятия.
Дети входят в зал танцевальным шагом под музыку А. Вивальди «Зима» из цикла «Времена года» и образуют круг.Музыкальный руководитель. Пожелаем друг другу доброго утра.
Исполняется попевка – приветствие по принципу «эхо».
Тема нашего занятия сегодня – «Зима». И в начале его прозвучала музыка известного итальянского композитора Вивальди, которую мы будем слушать на протяжении всего занятия.
Все мы ждали с нетерпеньем день, когда придет сама
С первым снегом и метелью наша добрая зима.
Давайте наденем лыжи, возьмем в руки палки и отправимся на прогулку по зимним тропам под волшебные звуки музыки Вивальди.
Дети имитируют катание на лыжах.
Посмотрите на заснеженный лес, как он тих и молчалив…. На деревеньку вдали…
Лают собаки, лошади везут сани.. (слайд)
Дети останавливаются и располагаются по обе стороны экрана.
Хороша зимняя погода! Зимушка – зима пришла, много снега принесла.
И морозы, и метели, и забавы, и веселье! (слайд)
Вот забава, так забава – поиграем в снежки!
Дети имитируют игру в снежки. Речевая игра «Мы в снежки играем смело, ах, какое это дело….».
Мы не боимся холодов, зимою закаляемся,
Зимой играем мы в снежки, на саночках катаемся (слайд).
Слышите, бубенцы.. Это сани едут по дороге, колокольчики звенят. Покажите, как звенят.
Упражнение на мелкую моторику «Колокольчик» (Д /в 9/98)
А вон заяц на пригорке сидит, ушами шевелит, лапки греет (слайд).
Упражнение на мелкую моторику «Зайчик».
В деревне весело стучат топоры да молотки.
Упражнение на мелкую моторику «Молоточек и топорик».
Здравствуй, в белом сарафане из серебряной парчи!
На тебе горят алмазы, словно яркие лучи.
Здравствуй, русская молодка, раскрасавица – душа,
Белоснежная лебедка, здравствуй, матушка – зима! (слайд)
Какие удивительно – яркие образы зимы представил нам поэт Вяземский! Давайте и мы с вами это радостное настроение передадим при исполнении наших оркестровых пьес.
Дети берут музыкальные инструменты. Исполняются: «Полька» М. Глинки, русские народные мелодии: «Плясовая», «Я на горку шла».
За окном искрится снег, слышен говор, слышен смех.
А у нас тут хоровод, каждый смело в пляс пойдет!
Послушайте задание, как сейчас будете танцевать. Девочки будут кружиться, когда услышат звуки вальса. А мальчики станут танцевать, выставляя ногу на пятку, когда зазвучит плясовая. Если вы услышите польку, то все выполняют подскоки по кругу.
Музыкально – дидактическая игра «Три танца». В конце дети возвращаются на свои места.
Белый снег пушистый в воздухе кружится.
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле забелело,
Точно пеленою все его одело (слайд).
Посмотрите, на ладошку снежинка упала. Подуем на нее. Следите за моей рукой, чтобы правильно делать вдох и выдох.
Дыхательное упражнении «Снежинка» (М. Ю.Картушина).
Много снежинок закружилось, настоящая метель!
Фонопедическое упражнении «Метель» (М. Ю Картушина).
А сейчас – небольшая песенка…
Логоритмическая распевка «Закружились, завертелись белые снежинки…»
Чародейкою зимою околдован лес стоит –
И под белой бахромою, неподвижною, немою
Чудной жизнью он блестит (слайд).
Мы исполним песню о зиме. Не забывайте про правильное интонирование, мягкую атаку звука и правильно делайте вдох.
Исполняется «Зимняя сказка» (А. Усачев, А. Пинегин).
Продолжая слушать музыку Антонио Вивальди мы выполним массаж биологически активных зон и упражнение на снятие напряжения, чтобы всегда быть здоровыми и веселыми.
Посмотрите, под елкой лежит какой – то конверт… На конверте написано, что в нем находится задание для смелых и умных детей. Посмотрим?
Детям раздаются ритмические карточки, на которых нарисованы ритмические схемы. Детям предлагается «прочитать» ритм и прохлопать. Остальные дети должны отгадать попевку. Игра «Ритмическое лото».
Далее музыкальный руководитель рассказывает небольшие истории для выполнения психогимнастики: «Круглые глаза», «Карлсон», «Раздумье», «Нежданная радость», «Грязь», «Битва». Например, мальчик очень удивился, когда увидел, как по полу движется коробка…. Какие у него были глаза?
А сейчас я загадаю вам загадку:
Черно – белея шалунья, попрыгунья, стрекотунья.
Любит зиму, и не зря не летит в теплые края (слайд)
Правильно, сорока. Поиграем в игру.
Детская подвижная игра «Сорока».
Наступает новый год . Что он людям принесет?
Для каждого, кто трудится, кто честен, добр и смел
Пускай желанье сбудется, чего б он не хотел (слайд).
Мы пожелаем друг другу в наступающем году много – много доброты, ласки и тепла. Давайте будем чуть добрее.. А что такое доброта? …
Дети исполняют танец под музыку песни «Что такое доброта?
После танца музыкальный руководитель предлагает послушать « Лунную сонату » Бетховена, свободно расположившись на ковре. Закрыть глаза, представляя что – нибудь приятное. В конце занятия дети пропевают «До свидания» и выходят из зала.
Анжела Джанмурзаева
Конспект интегрированного музыкального занятия в подготовительной группе
« Хрустальная зима »
Интеграция образовательных областей : «Художественное творчество» «Чтение художественной литературы » , «Коммуникация» , « Музыка » .
Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, музыкально – художественная , продуктивная.
Цель :На примере произведений о зиме показать детям взаимосвязь музыки , живописи и поэзии. Вызвать у детей эмоциональный отклик на музыкальные , поэтические и художественные образы.
Обучение детей нетрадиционной технике рисования, уточнить и обобщить знания о зиме.
Программные задачи :
1. Обучающая :
Учить прижимать капустный лист к цветной бумаге и наносит оттиск на бумагу;
Познакомить с приемом – отпечаток (оттиск) капустным листом и рисование ватной палочкой;
Закреплять певческие навыки выразительного исполнения песен.
2. Развивающая :
Обогащать музыкальные впечатления детей , вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки ;
Развивать воображение, фантазию, умение активно и самостоятельно воплощать свой творческий замысел в художественной деятельности ( музыкально-пластической , танцевальной импровизации, рассказе, рисовании);
Развивать танцевальное творчество ; учить придумывать движения, составлять композицию танца, проявляя оригинальность и самостоятельность в творчестве.
Развивать слуховое внимание , логическое мышление, творческие способности детей.
Развивать у детей ритмическое, темповое и звуковысотное восприятие.
Развивать творческую индивидуальность.
Развивать мелкую моторику рук.
Способствовать развитию детского творчества при самостоятельном выполнении работы.
3. Воспитательная :
Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю через изобразительное искусство , музыку , поэзию.
Воспитывать интерес к отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности.
Воспитывать аккуратность при работе с красками.
Техника : учить рисовать пипеткой, равномерно распределяя капли краски на снежинке.
Оборудование :мольберт, султанчики, иллюстрации с изображением зимы, проигрыватель, гуашь голубого цвета ; вырезанные снежинки; баночки с водой, влажные салфетки, снежный ком с сюрпризом внутри.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Музыкальный руководитель : Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Сегодня такая замечательная погода! Светит солнышко! Так и хочется пожелать всем- всем : «Доброе утро!»
В круг широкий вижу я
Встали все мои друзья
Мы сейчас пойдем направо
А теперь пойдем налево
В центр круга соберемся
И на место все вернемся
Все друг другу улыбнемся,
Все в сборе - дети, взрослые
Мы можем начинать
Но прежде надо дружно
Всем здравствуйте сказать.
М. р.: Дети, отгадайте загадку :
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
(Ответ : зима )
Просмотр видео слайда (зимние забавы) .
М. р.: А вы хотите, чтобы у нас была такая зима ? Чтобы и нам так было весело? Я предлагаю вам закрыть глаза и послушать музыку зимы (звук метели, хруст снега ) .
Откройте глаза и обратите внимание на экран. Что видите на экране?
Ответы детей : зимнюю картину.
М. р.: вы почувствовали, что стало холоднее?
Дети : Да!
М. Р. Оденемся потеплее.
Игра-массаж “ Собираемся в путь”
С помощью имитации
Наденем тёплые штанишки, носки (легкое поглаживание ног) ; наденем свитера (поглаживание рук, живота) ; наденем валенки (поглаживание ног от пальцев до колена) ; наденем шапки (поглаживание головы, легкий массаж, имитация завязывания) ; застегнём пуговицы на пуховиках (точечные движения от шеи до живота, завяжем шарфы.
Теперь мы уже оделись и готовы к зимней прогулке . Пойдем по зимней тропинке. Дети идут по кругу под музыку , высоко поднимая колени, тянут носочки. (По кругу расставлены «сугробы» , подушки накрытые тканью).

2. Основная часть.
У каждого времени года есть свои 3 месяца. А вы знаете зимние месяца? Назовите их пожалуйста.
Ответы детей : (по одному)
Декабрь, январь, февраль.
А какой сейчас месяц зимы? (Февраль) . Это начало, середина или конец зимы? (Конец)
М. р.: Сегодня я хочу познакомить вас с музыкальным произведением П . И. Чайковского из цикла «Времена года» . Композитор каждому месяцу года посвятил музыкальное произведение . Какая зима бывает в декабре ?
Реб. (С. Ясмина) :В декабре дни бывают хмурыми и бессолнечными, редко проглядывает солнышко.
М. р.: Послушайте, как композитор Чайковский выражает признаки зимы этого месяца в музыке ?
«Декабрь»
М. р.: А как вы думаете, чем отличается зима в январе от декабря ?
Реб. (Дамир) : В январе лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег.
Слушание произведения Чайковского «Январь»
М. р.: Февраль – это последний месяц зимы. Кто хочет рассказать нам об этом месяце?
Реб. (Амир) : В феврале бывают метели и вьюги наметают высокие сугробы.
М. Р.: Я предлагаю вам послушать музыку ,которая унесет нас далеко-далеко. Мы полетим над заснеженным лесом, вы услышите разговор снежинок с ветром.
Слушание музыки «Февраль» П. Чайковского из цикла «Времена года»

М. р.: Мы послушали три произведения композитора Чайковского из цикла «Времена года» . А сейчас мы попробуем выразить характер и настроение музыки словами . (Ответы детей)
М. р.: Не только композиторы очень часто в своих произведениях любят рассказывать нам о зиме, но и поэты. Кто хочет рассказать стихотворение о зиме?
Асадулаева Амина : «Волшебный сарафан» (С. Дрожжин)
Вот уже наземь ложится туман,
И надевает зима сарафан .
Белый и лёгкий этот наряд,
Даже пушистый он, говорят.
Греет он травы, греет цветы,
И удивительной он красоты.
Тот сарафан называют снежком
Или же зимним пушком.
Хабиева Хадижат : «Зимой» (С. Дрожжин)
Мороз в окно глядит и дышит
И на стекле узоры пишет,
А против мёрзлого окна,
Дыханьем Дедушки Мороза
В парчу и жемчуг убрана,
Стоит кудрявая берёза.
Модик : « Зима пришла » (В,Фетисов)
Ночью ветер волком выл
И по крышам палкой бил.
Утром глянули в окно,
Там – волшебное кино;
Раскатала белый холст,
Набросала светлых звёзд
И папахи на дома
Нахлобучила зима .
М. р.: Холодно, морозно нынче во дворе,
Так всегда бывает зимою в феврале,
Что же детям делать, как же им гулять?
Просто надо в игры зимние играть!
Игра «Перенеси снежки»

Красоту природы можно выразить не только словами и музыкой , но и в танце.
Я предлагаю станцевать вам импровизированный танец под музыку Свиридова «Метель. Вальс» и создать образы, где мальчики будут зимние деревья, а девочки снежинки.
(Детям раздают султанчики и «дождик» , дети исполняют импровизацию под музыку Свиридова «Метель. Вальс» .

По окончании музыки дети садятся на стульчики и убирают атрибуты.
Молодцы ребята вы замечательно танцуете.
3. Рассматривание одной из картин.
Давайте полюбуемся на картину : Ивана Вельца «Иней» .
Из чего нам понятно, что изображена зима ?
Что изобразил художник?
Какого цвета краски использовал художник?
Какие мысли и желания возникают у вас, когда вы глядите на эту картину?
Ребята, но ведь мы и сами можем передать характер, настроение зимы. Давайте сами попробуем нарисовать картину на зимнюю тему.
4. Объяснение.
Посмотрите, что необычного лежит у вас на столах? (пипетка, краска и блеск)
Её можно приобрести в аптеке, чтобы капать в ушко, глазки, носик. Но вы знаете, что пипетками можно и рисовать. Обратите внимание, у вас на столах лежат снежинки.
Сегодня мы с вами попробуем украсить снежинки с помощью краски и пипетки. Посмотрите, как выполняется работа по этой технике. (показ муз. руководителем, как нужно пользоваться пипеткой)
Но сначала подготовим пальчики к работе .
5. Пальчиковая гимнастика
Закрутились, завертелись белые снежинки.
(фонарики)
Вверх взлетели белой стаей легкие пушинки.
(руки вверх-вниз, шевеля пальцами)
Чуть затихла злая вьюга – улеглись повсюду.
(руки вниз)
Заблистали словно жемчуг – все дивятся чуду.
(пальцы в щепотку, разжать)
Заспешили на прогулку дети и старушки.
(пальцами одной руки проходим по ладони другой)
6. Выполнение работ детьми.
Ребята, с чего мы начнем работать? А теперь, ребята, давайте приступим к работе (дети работают под музыку «Рисуем» ).


7. Анализ работ
Пока ваши работы подсушатся, я предлагаю исполнить вам известную песню « Хрустальная зима » , которую мы разучили на музыкальном занятии .
Исполнение песни « Хрустальная зима »
9. Итог занятия
Наши работы уже подсохли. Давайте соберём все свои снежинки на одной большой бумаге и посмотрим, какая композиция у нас получилась. Давайте придумаем название нашей композиции.
Дежурные убирают использованные салфетки в одну чашку. Дети садятся на свои места.
Итак, ребята, о каком времени года мы сегодня с вами говорили? Какие произведения слушали? Каким способом мы рисовали деревья? С помощью чего мы изобразили падающий снег? Выкатывают снежный ком (ком изготовленный в технике папье-машье) .
М. р.: Ребята, посмотрите, какой снежный ком к нам прикатился?
Встряхнуть. Ой, а там что-то есть.
М. р.: Я хочу, чтобы частичка нашего занятия осталась в вашем сердце, и чтобы вот этот необычный волшебный, снежный комочек вас порадовал (открываю снежный ком – достаю подарки для детей.

Интегрированное занятие для детей подготовительной группы.
«Путешествие в зимний лес»
План-конспект музыкального занятия.
Цель
: Углубление восприятия музыки, через интеграцию различных видов искусств, организация музыкально-оздоровительной работы в ДОУ.
Тема:
«Здравствуй, Зимушка-зима!»
Тип занятия
: интегрированное.
Задачи:
1. Обучающая- закреплять шаг галопа в парах, совершенствовать навыки махового движения, учить имитировать игровые действия.
2. Развивающая - развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровье сберегающие технологии.
3. Воспитательная - воспитывать в детях чувство прекрасного посредством воздействия музыки, поэзии и изобразительного искусства.
Предварительная работа
:
1. Чтение и заучивание стихов на зимнюю тематику, заучивание песен и танцев;
2. Индивидуальная работа с детьми:
3. Наблюдение за зимними явлениями в природе: рассматривание морозных узоров на окнах.
Оборудование и материалы:
Музыкальный материал:
- «Декабрь» из цикла «Времена года» (музыка П.И.Чайковского);
- «Зима» (музыка А. Вивальди);
- Физ. минутка «А на улице мороз»;
- «Марш» Ц. Пуни
- «Боковой галоп» муз. А. Жилина
- «Снежинки» муз. А. Стоянова
Раздаточный материал, ТСО:
- Бумажные резные снежинки, свечки, гуашь, листы картона, кисточки для каждого ребенка;
- Музыкальный центр, компьютер, мультимедийный проектор, фонограммы произведений;
Ход занятия
:
Дети заходят в зал и становятся в круг.
Муз. руководитель:
(поет)
Здравствуйте, ребята!
Дети:
(поют)
Здравствуйте!
Муз.руководитель
: У меня есть волшебная палочка. Мы будем передавать её по кругу, желая друг другу здоровья
(Педагог ласково пропевает имя стоящего справа от него ребёнка и передаёт ему палочку, и так по кругу).
М.р
.: Дети, отгадайте загадку:
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
(Ответ: зима)
М.р.:
Правильно, ребята. (поговорить о зиме) А вы хотите, чтобы сегодня мы отправились на прогулку в зимний лес? А давайте, полюбуемся красотой. Пойдем по зимней тропинке и посмотрим вокруг.
Дети идут по кругу, высоко поднимая колени, тянут носочки. (Шагают через
«сугробы») под музыку «Марш» Ц. Пуни
М.р.:
А сейчас по расчищенной тропинке.
Дети двигаются боковым галопом под музыку «Боковой галоп» муз. А. Жилина
М.р
.: Посмотрите, мы попали в сказочный зимний лес. Как здесь красиво! А что вы видите вокруг?
Дети:
Снег, сугробы, деревья.
М.р
.: А как вы думаете, кто здесь живет?
Дети
: Медведи, зайцы, лисы и т.д.
М.р
.: Ребята, посмотрите, у вас тоже есть волшебные палочки. Давайте мы с ними поиграем в игру «Весёлые палочки». Может быть, сама Зима нас услышит и придёт к нам в гости.
Дети играют в
ритмическую игру «Весёлые палочки»
.
Что- то не слышит нас Зима. Ребята, а вы хотите послушать красивую, зимнюю музыку? И Зима её услышит.
Дети, по просьбе педагога, присаживаются на палас.
М.р
.: Сегодня я хочу познакомить вас с музыкальным произведением П.И. Чайковского из альбома «Времена года». Композитор каждому месяцу года посвятил музыкальное произведение
.(вопрос детям)
Назовите мне зимние месяцы. Декабрь– это первый месяц зимы. Давайте послушаем, а потом вы скажите, что услышали, представили, пока звучала музыка. Музыка унесет нас далеко-далеко. Мы полетим над заснеженным лесом, вы услышите разговор снежинок с ветром. Хотите послушать? Слушайте! –
рассуждение, предложение детям.
Слушание музыки «Декабрь» П.Чайковского из цикла «Времена года»
М.р.:
Ребята, о чем вам рассказала эта музыка?
(ответы детей).
Что вы услышали или увидели?
(ответы детей).
А сейчас мы попробуем выразить настроение
музыки словами. Вот снежинка, мы будем передавать её друг другу, и делиться своими впечатлениями.
Игра «Волшебный лес».
Дети, передавая снежинку, придумывают слова о зимнем лесе, опираясь на настроение прослушанной музыки. (Лес сказочный, хрустальный, звенящий, волшебный…)
Цель данной игры
:
активизация словаря, формирование навыков активного использования детьми всех частей речи.
М.р
.: Многие композиторы, поэты, живописцы любили это время года за его волшебную красоту, чистые, яркие, сверкающие краски.
Звучит медленная музыка, входит воспитатель в костюме «Зимы». Здоровается с детьми.
Ребёнок читает стихотворение « Здравствуй, зимушка-зима!» Г. Ладонщикова:
Здравствуй, зимушка-зима!
Белым снегом нас покрыло:
И деревья и дома.
Свищет ветер легкокрылый -
Здравствуй, зимушка-зима!
Вьется след замысловатый
От полянки до холма.
Это заяц напечатал -
Здравствуй, зимушка-зима!
Мы для птиц кормушки ставим,
Насыпаем в них корма,
И поют пичуги в стаях -
Здравствуй, зимушка-зима!
Муз. рук.:
Зимушка, дети про тебя такую добрую песенку знают! Слушай ее и подпевай нашим детям.
Дети с движениями исполняют песню «Зимняя песенка», слова и музыка М. Красева
Затем ребёнок читает стихотворение:
Легким облачком над лесом
Проплывала сказка
И снежинками касалась
Веток елок ласково
Намела кругом сугробы
Белые, пушистые,
Спрятав все ходы и норы,
И дорожки быстрые,
Одарила белой шубкой
Всех зайчат-проказников…
Растворилась тайной хрупкой
Чистым зимним праздником.
Зима
: По лесам и по полям
Я спешила в гости к вам.
По горам и тропинкам.
Уложила я снежинки,
Соткала из них ковёр,
От моря до самых гор!
Вокруг снег лежит,
Да мороз трещит.
- Замерзли? А давайте, ребятишки, девчонки и мальчишки, погреемся немного! Повторяйте за мной!
Дети выполняют самомассаж с пением «А на улице мороз…»
А на улице мороз!
А ну-ка все взялись за нос,
По коленкам постучали,
Головою покачали,
По плечам похлопали,
И чуть-чуть потопали!
(Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез).
Зима
: Согрелись, мои ребятушки? Молодцы! Кто на морозе не сидит, тот никогда не замерзнет!
М.Р
.: Ух, Зимушка! Отогрелись мы с ребятами! Давайте все сядем, отдохнем.
Релаксация
«Снежинки»
муз. А Стоянова
Выключается в зале свет, на потолок проецируется изображение с движущимися снежинками.
Включается свет.
Зима:
Какая красивая музыка, правда?
(Ответы детей)
Ребята, а вы не будете против, если я приглашу вас в гости к себе в избушку?
Дети исполняют «Танец вокруг ёлки» чешская народная музыка
Ребята подходят к деревянному домику.
М.р
.: Посмотрите, ребята, у Зимушки в избушке на окошке узоры.
Зима
: Кто же это на окне нарисовал узоры мне?
Не рисовал ни я, ни ты, откуда ж на окне цветы?
Ребенок:
Пока я спал, пока он спал,
Их Дед Мороз нарисовал.
На окно старик Мороз
Льдинкой росписи нанес.
Зима
: Сейчас, ребята, мы посмотрим, какие узоры умеет Мороз рисовать.
М.р
.
показывает иллюстрации через мультимедиа.
М.р
.: Давайте мы все вместе украсим узорами свои окна. А музыка поможет нам нарисовать красивые узоры.
Звучит «Зима» А.Вивальди
.
Зима раздает детям маленькие свечки («льдинки»), дети на картонных листах рисуют узоры свечой, затем покрывают всю картину голубой гуашью. Предлагает рассказать, что они нарисовали. Свои «окна» дети дарят Зиме.
Музыкальный руководитель: вывод по занятию
-
Какая музыка помогла нам разрисовать узоры?
- С помощью каких движений мы путешествовали по зимнему лесу?
- Какую песню мы исполнили для Зимы?
Дети отвечают на вопросы.
Музыкальный руководитель прощается с детьми, используя музыкальную распевку. Дети с воспитателем уходят в свою группу.
Музыкальный руководитель Русакова А.Г.