День славянской письменности культуры для дошкольников. Сценарий праздника в старшей группе "день славянской письменности и культуры"
Сценарий праздника славянской письменности и культуры в подготовительной к школе группе детского сада.
Программные задачи: Познакомить детей со славянскими просветителями, Кириллом и Мефодием; дать представление о славянской азбуке – кириллице; развивать речь, мышление, любознательность; воспитывать любовь к родному языку, к слову.
Зал украшен славянскими буквами, предметами русской старины
(перо, чернильница, настольная лампа или свеча)
Ход мероприятия.
Звучит колокольный звон .
1 чтец:
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их
добрым словом
-
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли:
Ведущий . Гой, вы славные наши гостюшки, разлюбезные, милые детушки! Расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили - были тогда добры молодцы, раскрасавицы - красны девицы. А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома - терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать.
А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием. Создали братья азбуку для славян.
Раздается колокольный звон.
2-й чтец
По широкой Руси - нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
3-й чтец.
Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных равноапостольных,
В Белоруссии, в Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии,
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.
4-й чтец.
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
5-й чтец.
Русоволосые и сероглазые,
Лицом все светлые и сердцем славные,
Древляне, русичи, поляне,
Скажите, кто вы?
Все
. Мы - славяне!
Ведущий Название букв напоминали людям о таких словах, которые забывать нельзя: "добро", "живете", "земля", "люди", "покой". Пусть эти старинные буквы сейчас оживут при помощи нашей большой волшебной Азбуки. Входят буквы.
Аз . Здравствуйте, дети! Правильно, меня зовут "Аз".
Буки . Меня зовут "Буки".
Ведущий . Получилось слово "Азбука". Вам, дорогие буквы, выпала большая честь стоять в начале нашего алфавита. В народе так и говорят: "Сначала "аз" и "буки", а потом и науки".
Веди . Меня зовут "Веди". Я все знаю, про все ведаю.
Глаголь. Я буква "Глаголь".
Глаголить - значит говорить.
Добро . Меня зовут "Добро".
Доброта - лучшая черта характера человека.
Добрым быть совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта - не пряник, не конфета.
Только надо очень добрым быть,
Чтоб в беде друг друга не забыть.
И народы будут жить дружней,
Если будем мы с тобой добрей.
Люди . Я - буква "Люди".
Люди, вы в ладу живите,
Ласку и любовь несите.
Лучистое солнце не делим на части,
И вечную землю нельзя разделить,
Но искорку счастья
Ты можешь, ты должен,
Ты в силах друзьям подарить.
Дети исполняют песню о дружбе.
Игра «Собери слова»
(дети делятся на две команды и собирают слова мир, мама)
Мудрецам давно известно:
Там, где умным мыслям тесно,
Нет ни зависти, ни скуки.
Мастера там на все руки.
Шить, варить и рисовать,
Звонко петь и танцевать.
Танец с буквами.
Ведущий: Славянские буквы изменились и на смену им пришёл русский алфавит
(выходят русские буквы)
Буква А:
Всем известна буква А.
Буква очень славная.
Да к тому же буква А
В алфавите главная.
Буква О:
Буква О - луна и солнце,
В доме круглое оконце,
И часы и колесо-
И это, кажется, не все.
Буква Б:
Веселый толстый клоун
Играет на трубе.
На этого пузатого
Похожа буква Б.
Буква В:
В - буква очень важная,
Воображала страшная.
Грудь колесом, живот надут,
Как будто нет важнее тут.
Ведущий: А сейчас отгадайте загадки.
Чёрные птички на каждой страничке
Молчат, ожидают, кто их отгадает.(буквы)
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
А называется строй...
алфавит
Самая первая, самая важная Эта буква в алфавите главная Айболита если встретишь, Тут же скажешь букву.. .а
Все барашки букву знают, Только чуточку смягчают. Известно мне да и тебе, Что эта буква - буква.. б.
Волку, волчонку и волчице
Немножко нужно подучиться.
Они совсем не знают, вот беда!
С какой же буквы начались их имена?
в
Иволга Иглой Играла,
Укололась, плакать стала.
Плачет иволга: «И-и»,
Плачет только буквой... («и»)
Есть она в любом кармане,
Есть она в любом кармане,
В сумке, в комнате, в руке,
Есть в кастрюле, есть в стакане,
И две целых в кошельке.
Без нее не даст корова
Нам парного молока.
Здесь загадано не слово,а всего лишь буква А
Ведущий:
Молодцы, ребята! Все загадки отгадали.
Русь талантами богата,
Русь талантами сильна.
Если будут петь девчата, -
Значит, будет жить она.
Девочки исполняют песню про буквы
Ведущий.
Два прихлопа, два притопа,
С каблука и на носок -
Сказки русские танцуют,
Выше нос и руки в бок!
Песня «Азбука»
Дети выносят плакаты с изображением алфавита.
6чтец.
Буква к букве - будет слово,
Слово к слову - речь готова.
И напевна, и стройна,
Музыкой звучит она.
7 чтец.
Так восславим буквы эти!
Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит!
8 чтец.
Мы Отчизне верно служим,
Ты - один из сыновей.
Так расти, чтоб ты был нужен,
Дорог Родине своей!
9 чтец.
Ждет тебя за труд награда -
Цель прекрасная вдали,
Но оглядываться надо
На пути, что мы прошли.
10 чтец.
Ничего нет лучше, краше
Милой Родины твоей!
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней!
16 чтец.
Вспоминай их добрым словом -
Слава им, борцам суровым,
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
Песня «Азбука к нам пришла»
Сценарий развлечения для детей подготовительной группы , посвященное Дню славянской письменности.
« О России петь - что весну встречать»
Цель: воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за страну, в
которой мы живем, уважение к народным традициям.
Звучит праздничный колокольный перезвон.
1- ведущий :
По широкой Руси нашей, матушке,
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных равноапостольных,
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
2-ведущий : Ребята! Сегодня мы празднуем День славянской письменности и
культуры, вспоминаем Кирилла и Мефодия - создателей
славянской азбуки. Они решили собрать все буквы, расположить
их в определенном порядке и записать в своей книге.
Книгу решили назвать « Азбука» по названию первых двух букв
«Аз» и « Буки». Так родилась азбука. , а порядок расположения
В России праздник был возрожден в1985
присвоен статус государственного. Было время, когда люди не
1-ведущий : Ребята, а вы знаете, как люди передавали друг другу различные
сообщения, когда не было букв? (ребята отвечают)
Дорога к письменности была длинной и трудной. Все началось,
как думают некоторые ученые, с медведей. Было это очень
давно. В те времена люди жили в пещерах, так как домов еще
не было.А в некоторых пещерах обитали медведи. Однажды
люди вытеснили их из какой-то пещеры, огляделись по сторонам
и увидели на стенах своих жилищ какие-то таинственные знаки.
Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили
когти о стену. Люди поняли, что по ровной поверхности можно
нацарапать изображение. Так возникла дорога к письменности.
Но дорога оказалась долгой.
2-ведущий: 10 лет назад в Москве в честь создателей Азбуки был открыт
памятник Кириллу и Мефодию, а сами они стали считаться
Звучит веселая музыка. Появляется Буквовешка.
Ведущий: Здравствуйте, вы кто?
Буквовешка: Здравствуйте, я Буквовешка! Я знаю все про буквы и пришел
к вам на праздник Дня славянской письменности, чтобы
поиграть с вами, познакомить вас с буквами.
Ведущий: Спасибо, Буквовешка, мы с удовольствием с тобой поиграем., ну
а буквы наши дети уже знают.
Буквовешка: Интересно! Я хочу проверить!
Проводится игра « Буква и слово»
Буквовешка показывает букву, дети называют ее и придумывают на эту букву слово.
Буквовешка: Надо же. И вправду знают буквы. Но у меня есть задание
потрудней. Угадайте, какую букву я не дописал?
Проводится игра «Недописанная буква»
Буквовешка показывает букву, у которой не хватает одного или несколько
Элементов. Дети называют варианты названия букв. Буквовешка хвалит детей.
Ведущий: Ну теперь ты убедился, что наши дети знают все буквы в
алфавите? И я предлагаю спеть всем вместе песню про
Исполняется песня « Алфавит» муз. Р. Паулса.
Буквовешка показывает буквы по порядку, дети называют, взрослые поют.
Буквовешка: Вы правильно назвали все 33 буквы. Но в древнем алфавите,
его называли кириллицей, буквы имели другие названия.
1-ребенок : Помним мы с детства знакомые звуки,
Вот это вот Аз, а это вот Буки,
Кириллу с Мефодием слава и честь,
За то, что славянская письменность есть.
2-ребенок : И ценит весь мир нашу культуру,
Читает взахлеб нашу литературу,
Пусть годы проходят, проходят века,
Культура славянская будет всегда!
Буквовешка : Правильно, ребята! Мы очень гордимся нашей письменностью.
Каждая буква неповторима и имеет свое имя: веди, люди,
буки, аз, земля. Названия букв должны были напоминать
людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро»,
« живете», « люди», «покой».
Слушайте и запоминайте названия некоторых букв:
А- «аз» , Б - «буки», В - «веди», Г - «глаголь» , Д - «добро». А
теперь повторите.
Проводится игра «Назови буквы кириллицы»
Буквовешка называет букву современного алфавита, дети дают ее старое название.
1- ведущий : Много тысяч лет тому назад наши предки стали украшать
стены своих жилищ различными рисунками. Так, на каменных
пещерах можно было увидеть множество изображений птиц,
зверей, людей, лодок. Такое письмо называлось пиктографией,
или рисуночным письмом.
2-ведущий: Ребята, а сейчас, в современной жизни , используются где-
либо пиктограммы, то есть рисунок - письмо?
(Да, к ним можно отнести знаки уличного движения, вывески, указатели, гербы городов, государств)
(ребята отвечают )
Конкурс « Нарисуй пословицу»
(Ребятам раздаются карточки с пословицами. Нужно проиллюстрировать пословицу, а зрителям отгадать ее)
Аз, буки и веди, страшат, как медведи.
Что написано пером, то не вырубишь топором.
Азбука - к мудрости ступенька.
Буквовешка: Ох и устал я что-то.
1-ведущий: А ты сядь, отдохни. А наши девочки - красавицы тебе
исполнят танец. Да не какой-нибудь, а славянский!
Исполняется хоровод под звуки славянской музыки.
Буквовешка: Да, славно девочки танцуют! Вижу вы не только буквы
Знаете, но еще и танцуете! А в школу вы идете? Тогда
Специально для вас я приготовил школьный кроссворд.
Отгадайте загадки, впишите ответы в горизонтальные клеточки,
И узнаете название самой первой школьной книги.
Вносится мольберт с нарисованной сеткой кроссворда и цветные маркеры.
Буквовешка : Итак, первый вопрос.
Отгадай, что за вещица:
Острый клювик, а не птица,
Этим клювиком она,
Сеет, сеет семена.
Не на поле, не на грядке-
На листах твоей тетрадки.
(ручка)
Хоть я и не прачка, друзья,
Стираю старательно я.
(резинка)
Слово вписывается в кроссворд, выделяется буква З.
С виду черные, кривые,
От рождения немые.
А как только встанут в ряд,
Сразу все заговорят.
( буквы)
Слово вписывается в кроссворд, выделяется буква Б.
Заливается звонок,
Начинается …
(урок)
Слово вписывается в кроссворд, выделяется буква У.
Я люблю прямоту,
Я сама прямая.
Сделать ровную черту
Всем я помогаю.
(линейка)
Слово вписывается в кроссворд, выделяется буква К.
Стоит дом, кто в него войдет,
Тот ум приобретет!
(школа)
Слово вписывается в кроссворд, выделяется буква А.
1-ведущий: Вот спасибо тебе, Буквоведушка! Многому ты научил наших
ребят! Очень интересно с тобой, но наш праздник подходит
2-ведущий: Братья Кирилл и Мефодий –гордость всего славянского
Мира. Они говорили: разве не для всех светит солнце,
Разве не для всех идет дождь, разве не всех кормит
Земля? Все люди равны, все люди – братья, все равны перед
Господом, и всем нужна грамота. Россия гордилась и будет
Гордится своей письменностью!
1-ребенок: О России петь - что стремиться в храм
По лесным горам, полевым коврам…
2-ребенок: О России петь - что весну встречать,
Что невесту ждать, что утешить мать..
3-ребенок : О России петь - что тоску забыть.
Что Любовь любить, что бессмертным быть!
1-ведущий: На Руси всегда была традиция отмечать праздники
танцами и песнями. Громче музыка играй, громче песню
Исполняется русская народная песня « Земелюшка - чернозем»
2-ведущий: На этом наш праздник, посвященный Дню письменности,
заканчивается. Спасибо за внимание.
Сценарий праздника славянской письменности.
Каждый слушать их готов,
Сколько песен о России-
Столько в ополе цветов.
Песня. « Моя Россия.»
1.Россия моя, с чем тебя мне сравнить?
Без тебя мне не петь, без тебя мне не жить!
Россия моя, соловьиный рассвет,
Ранит душу мою твой березовый цвет.
Все, чем в мире живу,
Все, чем в жизни дышу,
Все, что было и есть я –Россией зову!
Ты мудра и добра,
И народы земли славят имя твое , славят думы твои!
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом –
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли.
(Мальчик Ваня разглядывает старославянский буквы, любуется ими.)
Ваня:
О, какие буквы дивные!
Красивые, видно старинные!
Были они когда-то важны,
Теперь уже никому не нужны.
(Под звуки танцевальной музыки вбегают буквы, У детей короны с буквами кириллицы.)
Ваня : (удивлённо) Вы кто?
Буквы:
Я буква ИЖИЦА.
Я ФИТА
Я ЮС МАЛЫЙ
Я ПСИ
А я ЯТЬ
Ваня:
Вы красивы и веет от вас стариной, но наш алфавит стал иной, мне очень жаль, что из нашего вы исчезли письма.
Буквы:
1: Что значит исчезли?
Что мы не важны,
А старые вещи вам не нужны?
Ваня:
Многие вещи стали редкостью,
Это память о наших предках.
2: Ну и мы такая же память,
Нас нельзя забыть и нельзя оставить,
Нас Пушкин, Лермонтов писал,
Мы светом грамоты их путь освещали.
3: Мы в старинных книгах живём.
И не только видом красивы.
Православный дух храним.
(Буквы уходят)
Ваня: Проходят времена, меняется человек.
Иной облик придаёт ему век.
Но жив православный народный дух
Благодаря деянию двух
Братьев славянских - Кирилла и Мефодия,
Память, о которых вечно в народе.
Сила деяния Кирилла и Мефодия,
Велика и бессмертна, как родной язык.
Ведущий:
Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя. ( звучит старинная азбука ) Название букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: "добро", "земля", "люди", "покой". Пусть эти старинные буквы сейчас оживут при помощи нашей большой волшебной Азбуки.
(Входят буквы).
Аз:
Здравствуйте, дети! Угадайте, какая я буква? Правильно, меня зовут "Аз".
Буки :
А теперь угадайте, как меня зовут? Верно, меня зовут "Буки". А теперь назовите нас по порядку.
Ведущий:
Получилось слово "Азбука". Вам, дорогие буквы, выпала большая честь стоять в начале нашего алфавита. В народе так и говорят: "Сначала "аз" и "буки", а потом и науки". С азов начинается путь каждого из вас в мир знаний.. А к нам спешит еще одна буква. Представьтесь, пожалуйста!
Веди :
Здравствуйте, дети! Меня зовут "Веди". Я все знаю, про все ведаю.
Ведущий:
Ну, тогда слушай мою загадку:
На полянке девчонки
В белых рубашонках,
В зеленых полушалках. (березы).
Глаголь:
Здравствуйте, дети! Я буква "Глаголь".
Ведущий:
Какое у тебя красивое имя ! А что оно обозначает? Как вы думаете, ребята? Глаголить - значит говорить. Но, прежде чем говорить, надо хорошенько: подумать. В народе говорили: "Молвишь - не воротишь, и дорого бы дал за словечко, да не выкупишь".
Ведущий :
Смотрите, к нам спешит еще одна буква!
Добро:
Добрый день, дети! Меня зовут "Добро".
Ведущий:
Какое у тебя доброе имя ! Доброта - лучшая черта характера человека.
Чтец:
Добрым быть совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта - не пряник, не конфета.
Чтец:
Только надо очень добрым быть,
Чтоб в беде друг друга не забыть.
И народы будут жить дружней,
Если будем мы с тобой добрей.
Ведущий: А к нам из азбуки идет новая гостья!
Люди :
Здравствуйте, дети! Я - буква "Люди".
Люди, вы в ладу живите,
Ласку и любовь несите.
Лучистое солнце не делим на части,
И вечную землю нельзя разделить,
Но искорку счастья
Ты можешь, ты должен,
Ты в силах друзьям подарить.
Ведущий:
Есть буквы шипящие,
Есть буквы свистящие,
И только одна из них - Буква рычащая.
Рцы:
Здравствуйте, дети! Я - буква "Рцы". Недаром я собой горжусь, ведь - я начало слова "Русь
Ведущий: Спасибо вам, буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости. Чтец:
Буква к букве - будет слово,
Слово к слову - речь готова.
И напевна, и стройна,
Музыкой звучит она.
Чтец:
Так восславим буквы эти!
Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит!
Чтец:
Мы Отчизне верно служим,
Ты - один из сыновей.
Так расти, чтоб ты был нужен,
Дорог Родине своей!
Чтец:
Ждет тебя за труд награда -
Цель прекрасная вдали,
Но оглядываться надо
На пути, что мы прошли.
Ведущий 2:
С детства мы привыкли к буквам нашего русского алфавита и не задумываемся о том, как нам удаётся сочетанием палочек и кружков передавать любые звуки и слова. Как же возникли наши буквы?
Ведущий 1: Как возник у каждого народа его родной язык?
Ведущий 2: У славянской письменности удивительное происхождение. Благодаря доставшимся нам от предков летописям, житиям святых и другим источникам, знают о начале славянской грамоты. Мы не только знаем время появления славянской азбуки, но и имена творцов славянской письменности и их жизнеописание.
3чтец.
Первоучители!
Старший брат – Михаил,
Младший брат – Константин,
Так в миру их тогда называли,
И болгарский язык понимали.
Ведущий 1: Родились они давным-давно, больше тысячи лет назад, в греческом городе Солуни (теперь Салоники, в Северной Греции).
Ведущий 2: В детстве оба ни в чем не знали нужды. Их отец был богат и знатен. Мальчики жили в огромном доме, где их окружала роскошь, а слуги спешили исполнить любое желание.
Отец их был греком, но мать-славянка говорила с детьми на родном славянском языке. Настало время мальчикам идти в школу. Сначала начал учиться старший брат, через несколько лет пошёл в школу младший.
Всё в школе казалось Константину очень интересным и удивительным, и он то и дело приставал к старшему брату с вопросами: А почему учитель всё время говорит по-гречески? А почему у славян нет своих книг? А Михаил отвечал: « Потому что писать на славянском языке нельзя.»
«Вот я вырасту и придумаю славянские буквы».-сказал Константин.
Прошли годы. Младший брат учился очень примерно и скоро стал самым лучшим учеником во всей школе. Его послали дальше, в столицу Византии, город Константинополь. Но и там, при дворе императора, он не забывал о своей мечте – создать азбуку славян.
Ведущий 1:
Старший из братьев, Мефодий, с ранних лет проявлял интерес к знаниям. Его наставляли в науках приглашенные отцом домашние учителя. Потом он поступил на военную службу и так хорошо справлялся со своими обязанностями, что скоро, несмотря на молодость, занял очень высокое положение. Сам византийский император покровительствовал способному юноше и назначил его правителем Македонии - подвластной Византии страны, основным населением которой были славяне.
Ведущий 2:
Жизнь обоих братьев складывалась так, что они могли бы стать более богатыми, чем их отец. Как люди, приближенные к императорскому дому, они бы ни в чем никогда не нуждались.
Ведущий 1: Однако оба брата выбрали другой путь. Они увенчали себя великой славой, но не как царедворцы или военачальники, а как проводники христианской веры и сеятели книжных знаний среди славянских народов.
1чтец.
В Новгороде Великом есть памятник, который называется « Тысячелетие России».
2чтец.
В этом удивительном памятнике предстают перед нами более ста выдающихся деятелей нашего Отечества,и наряду с Нестором Летописцем, Пушкиным, Достоевским и другими великими людьми, мы видим святых Кирилла и Мефодия. Кто они такие?
3чтец.
Святые братья Кирилл и Мефодий - просветители славян. Создатели славянской письменности!
Первоучители!
Славим Русь нашу святую! По великим именам
Православную, родную нашим мыслям и сердцам,
Как прошла ты сквозь тревогу, сквозь безграмотность, вражду?
Вразумил тебя Мефодий с Константином на молву!
4чтец.
Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных равноапостальных,
В Белоруссии,
В Македонии, В Польше, Чехии и Словакии.
5чтец.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.
1чтец.
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
(Колокольный звон.)
2чтец.
По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон расстилается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
(Хор исполняет тропарь св. Кириллу и Мефодию).
3чтец:
Самый младший брат, самый старший брат –
Это братья Кирилл и Мефодий;
Нам открыла история их имена,
А они начинали историю…
4чтец.
Старший брат – Михаил,
Младший брат – Константин,
Так в миру их тогда называли,
С детства слышали старославянский язык,
И болгарский язык понимали.
5чтец.
…
Шел девятый век,
Европейский мир перемены ждал,
Азиатский мир перемены ждал,
А
славянский мир
это предвещал
.
1чтец.
Жития рассказывают нам, что родились братья в городе Солуни. В этом городе было много славян, и поэтому почти все его жители знали славянский язык. Этот язык с раннего детства был знаком Кириллу и Мефодию.
Монах Кирилл и праведник Мефодий,
Два брата, что в Салониках родились,
Задумали букварь создать славянский,
Чтоб знал Писанье каждый славянин…
2чтец.
Старший брат Михаил по следам отца
Поступил на службу военную;
Прослужив много лет, он решил уйти
От житейских дел и от суеты –
В монастырь на Олимп, прославлять Творца,
Созидать красоту нетленную.
3чтец.
Младший брат Константин, не спеша, подрастал,
С детства
умные книги
жадно читал,
Христианских церковных отцов почитал,
Трепетал от великого Слова,
От Григория Богослова!
Там он принял святой монашеский сан
И с тех пор называться Мефодием стал,
Приступил к своей службе немедленно:
Впереди его подвиг пожизненный ждал
"Праздник
славянской письменности и культуры"
подготовительная к школе группа
Родные братья славяне, знатного происхождения. Они составили азбуку перевели с греческого на славянский язык священные и церковные книги, ввели у славян богослужение на их родном языке : претерпели за это много гонений от римских католиков. Св. Кирилл скончался в 869 г. в Риме, а св. Мефодий в 885 г. в сане архиепископа Моравского.
Праздник славянской письменности и культуры
Для детей шести-семи лет
Звучит веселый колокольный звон (грамзапись). Дети подготовительных к школе групп с цветами и ветками спокойным шагом змейкой идут по залу, останавливаются лицом к гостям, помахивают ветками и цветами. (Построение врассыпную)
Воспитатели в старинных русских костюмах входят в зал. встают позади детей.
1-й воспитатель.
Пo широкой Руси пашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За груды свои прославляются.
2-й воспитатель.
Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных равноапостольных,
В Белоруссии, Македонии.
В Польше, Чехии и Словакии.
3-й воспитатель.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.
4-й воспитатель.
Все народы, что пишут кириллицей.
Что зовутся издревле славянскими.
Славят подвиг первоучителей.
Христианских своих просветителей.
Дети выполняют упражнение с цветами и ветками на музыку
В. Моцарта (Дошкольное воспитание.- 1995.- №4.- С. 116).
Вновь звучит колокольный звон. Выходят дети старшей группы с ветками и цветами.
1-й воспитатель.
Русоволосые и сероглазые.
Лицом все светлые и сердцем славные,
Древляне, русичи, поляне.
Скажи re, кто вы? Дети. Мы - славяне!
2-й воспитатель.
Своею статью все пригожие.
Все разные и все похожие.
Зоветесь ныне россияне.
Издревле кто вы?
Дети. Мы - славяне.
3-й воспитатель.
Мы чтим березы белоствольные.
Мы любим песни наши вольные,
Зовемся Любы. Ольги, Ани.
Надежды, Веры...
Дети. Мы - славяне.
Снова звучит колокольный звон. Дети ставят цветы в вазы перед картиной с изображением святых Кирилла и Мефодия и встают вместе с воспитателями широким полукругом у центральной стены зала. Девочки с ветками перестраиваются в четыре круга по четыре человека в каждом и опускаются на одно колено, спиной друг к другу.
Звучит мелодия песни «Россия - Родина моя" В. Мурадели. Девочки исполняют упражнение с ветками. Остальные дети поют, чуть-чуть покачиваясь в такт музыке. В конце упражнения девочки ставят ветки в вазы, все дети садятся на места
1-й воспитатель (с большим свитком в руках). Гой, вы славные наши гостюшки, разлюбезные, милые детушки, расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили-были тогда добрые молодцы . раскрасавицы красные девицы. А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. Вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием. Долго речь они русскую слушали, а потом ее стали записывать. И придумали они буквицы, а из них и составили азбуку.
Раскрывает свиток и показывает его всем детям. Звучит фрагмент хора «Славься» М. Глинки из оперы «Иван Сусанин».
1-й воспитатель. Как называется эта азбука, дети? Дети. Кириллица!
1-й воспитатель. А почему она так названа? (По имени Кирилла, одного из ее создателей) Посмотрите повнимательней на эти буквы кириллицы! Не напоминают ли они вам уже знакомые буквы? (Дети называют известные им буквы.)
1-й воспитатель. Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя. Послушайте, как звучит старинная азбука! (Читает отдельные буквы). Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «живете», «земля», «люди», «покои». Пусть эти старинные буквы сейчас оживут при помощи нашей большой волшебной азбуки.
Двое детей берут в руки листы с изображением букв кириллицы и прячутся за книгой. Звучит фрагмент хора «Славься» М Глинки. В
дальнейшем эта музыка сопровождает появление каждой буквы. Выбегает ребенок, держа перед собой лист с нарисованной буквой.
1-й ребенок.
Здравствуйте, дети! Угадайте, какая я буква? (Дети отвечают) Правильно, меня зовут «аз»! Назовите слова, которые начинаются с меня. (Дети отвечают)
2-й ребенок (выбегает из книги).
А теперь угадайте, как меня зовут? (Дети отвечают) Верно. Меня зовут «буки». Вспомните, сколько хороших, вкусных слов начинается с моей буквы! Назовите их! (Дети называют)
1-й и 2-й ребенок Дети, назовите нас по порядку!
Дети. Аз, буки.
Воспитатель. Получилось слово «азбука». Вам, дорогие буквы, выпала большая честь стоять в начале нашего алфавита. В народе так говорят: сначала аз и буки, а потом и науки. С познания азов начинается путь каждого из вас в мир знаний! А к нам спешит еще одна буква (Выбегает ребенок из книги.) Представьтесь, пожалуйста.
3-й ребенок.
Здравствуете, Дети. Меня зовут буква «веди». Я все знаю, про все ведаю!
Воспитатель.
Ну тогда слушай мою загадку Тает снежок
Ожил лужок.
Лень прибывает.
Когда это бывает?
Ребенок Весной!
Воспитатель. Давайте послушаем песню «Вот и весна» в исполнении солистов нашего детского сада!
Выходят дети. Воспитатель дает им маракасы, на которых они играют, когда звучат вступление, проигрыши и заключение (приложение 2).
Воспитатель. Продолжим знакомство со славянской азбукой. (Выходит еще один ребенок)
4-й ребенок.
Здравствуйте, дети! Я букса «глаголь».
Воспитатель. Какое красивое у тебя имя! А что оно значит? Как вы
думаете, ребята? (Ответы детей бывают разные, например, они могут
назвать и «глаголики» любимое печенье, и «глагол» - часть речи)
Глаголить - значит «говорить». Но прежде, чем говорить, надо
хорошенько... подумать. В народе говорит: «Молвишь, не воротишь, и дорого бы дал за словечко, да не выкупишь». Вот и тебе, уважаемая (глаголь), надо послушать загадку, подумать и дать правильный ответ.
Гигант по морю синему
Не торопясь плывет,
Громадное животное
С названьем... кашалот!
Исполняется песня Р. Паулса «Кашалотик» (Дошкольное воспитание.- 1994 Ns 12 С. 107), в конце которой дети пляшут свободно, кто в парах, кто по одному, кроме тех детей, которые играют на
маракасах.
Воспитатель. (смотрите, к нам спешит еще одна буква.
5-й ребенок. Добрый день, дети! Меня зовут буква «добро».
Воспитатель. Какое у тебя доброе имя! А ведь доброта - это лучшая черта характера человека.
Ребенок.
Доктора не боитесь, дети,
Смело к доктору идет.
Исполняется песня «Как лечили бегемота» (муз. М. Матвеева, ел. Е. Ружанцева.).
Четверо детей:
бегемот - мальчик с перевязанной щекой, скрипач-кузнечик в
зеленом фраке и два доктора в белых шапочках - инсценируют песню. Остальные дети имитируют игру на скрипке и подпевают вторую часть припева.
Воспитатель. Из «Азбуки» к нам идет новая гостья!
6-й ребенок
Здравствуйте, дети, я буква «люди»!
Люди, вы в ладу живите.
Ласку и любовь несите.
Лягушонок - да и тот
Без любви не подрастет!
Дети старшей группой исполняют песенку лягушат и инсценируют её (по выбору музыкального руководителя).
Дети старшей группы уходят из зала.
Воспитатель. Знакомьтесь, к вам идет новая буква.
7-й ребенок. Здравствуйте, дети, меня зовут «мыслете». Воспитатель. Какая мудрая буква к нам явилась!
1-й ребенок.
Мудрецам давно известно:
Там, где умным мыслям тесно,
Нет ни зависти, ни скуки,
Мастера там на все руки
Шить, варить и рисовать.
Чисто петь и танцевать!
Воспитатель. Танцевать и мы любим и приглашаем всех ребят на танец «Сударушка» (Музыка и движение. Сост. С. Бекина и др.- А/. 1983). Воспитатель.
Есть буквы шипящие,
Есть буквы свистящие,
И только одна из них -
Буква рычащая.
8-й ребенок Здравствуйте, дети, я буква «рцы». Недаром я собой горжусь, ведь я начало слова «Русь».
Воспитатели и дети водят хоровод под русскую народную песню «На
горе - то калина», играют в народную игру по выбору детей (см. сборник игр «Раз. два, три. четыре, пять, мы идем с тобой играть»). Воспитатель.
Русь талантами богата,
Русь талантами сильна.
Если будут петь девчата. Значит, будет жить она.
Девочки-солистки запевают русскую народную песню «Ой, вставала я ранешенько». Мальчики играют в проигрыше на ложках, трещотках.
Воспитатель. Спасибо вам, буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости. Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию, что они подарит нам славянскую азбуку . 44 буквы-сестрицы смотрят на вас с этого старинного свитка и приглашают к дальнейшему знакомству. Но это будет в следующий раз. А теперь, кириллицы, встречайте современную русскую азбуку.
Двое детей выносят плакат с изображением алфавита.
1-й ребенок
Буква к букве - будет слово,
Слово к слову - речь готова.
И напевна, и стройна.
Музыкой звучит она.
2-й ребенок.
Так восславим буквы эти!
Пусть они приходят к детям
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит!
Вес дети встают врассыпную и исполняют песню «Алфавит» (муз. Р. Паулса, ел. И. Резника Дошкольное воспитание.- 1994.- № 3. С. 92).
Анна Петришенко
Занятие с детьми старшего
дошкольного возраста
«День славянской письменности и культуры»
Цель: Воспитывать любовь к Родине, уважение к народным традициям.
Задачи:
Дать знания о Кирилле и Мефодии, как основоположниках славянской письменности.
Познакомить со старославянским алфавитом;
Формировать у детей представления о сходстве и различии современной и славянской азбук;
Формировать нравственно-эстетическое отношение к окружающему миру.
Методы и приемы:
Активация деятельности различных анализаторов:
словесные ( художественное слово , беседа, вопрос-ответ, вопросы проблемного характера)
игровые (подвижные, сюрпризный момент)
практические (занимательные упражнения, чтение пословиц, стихотворений, динамическая пауза, рефлексия)
Оборудование: Демонстрационный: Азбука, компьютерная презентация; камень; мелки восковые, листы бумаги; выставки книг.
Музыкальное оформление: музыкальное сопровождение
Предварительная работа.
Познавательное развитие:экскурсия в библиотеку, рассматривание книг
Речевое развитие: разучивание стихотворений и пословиц по теме занятия
Ход НОД:
Воспитатель:
(Показывает детям Азбуку.)
Что это? (книга, Азбука, учебник)
Для чего она нужна? (дети учат по ней буквы, учатся читать)
Все буквы вместе как называются (алфавит)
Алфавит – наш лучший друг , знают все на свете!
Букв есть множество вокруг, учат их все дети.
Зачем нам нужны буквы? (мы можем общаться друг с другом на расстоянии- написать письмо, узнать новое из книг и журналов)
А как появились буквы? Сейчас я расскажу о том, как появилась письменность.
Давно древние люди передавали друг другу информацию, рисуя животных, сцен охоты на скалах и камнях. Это были первые шаги человека к созданию письменности. (Слайд)
Позже люди стали заменять рисунки символами. Что бы информация сохранилась дольше, первобытные люди выбивали выбивать силуэты животных и символы на скалах острым камнем. (Слайд)
Вот и у нас есть камень из прошлого. Давайте как древние люди попробуем оставить какое-нибудь послание. (В зале большой камень. Дети на нем пытаются высечь знак)
Легко ли написать сообщение и доставить его по назначению? (нет, он тяжелый, выбивать рисунок трудно и долго)
Правильно, поэтому люди стали писать на том материале, который легче найти или изготовить. Люди стали писать заострёнными палочками – их называли писало. Вместо бумаги использовали восковые дощечки и кору берёз – бересту. (Слайд)
Шло время. На смену им пришла гусиные перья и бумага (Слайд)
Послушайте историю появления азбуки.
Давным- давно наши предки обрабатывали землю, вели хозяйство, строили дома, ткали холсты, вышивали, а книг читать и письма писать не умели. В те времена жили два брата проповедника. Кирилл и Мефодий. Младший брат Кирилл решил написать книги, понятные славянам, но для этого нужно было придумать славянские буквы. Это и сделали братья. В их азбуке было 44 буквы. (слайд)
В честь просветителей Кирилла и Мефодия был учреждён праздник – День славянской письменности и культуры. Каждый год, 24 мая во всех славянских странах торжественно прославляют святых Кирилла и Мефодия. (слайд)
Первыми славянскими азбуками стали Глаголица и Кириллица. Название азбуки «Глаголица» происходит от слова ГЛАГОЛ, что обозначает «речь». А «Кириллица» названа в честь её создателя- Кирилла . Позже эта азбука стала основой для русского алфавита (слайды) .
Книги на Руси делали из пергамента: специально обработанной кожи овцы. На одну книгу иногда уходило до 30 шкур животных - целое стадо! Вот почему книги стоили дорого и покупали их только очень богатые люди. (слайд)
Обычные письма писали на более дешевом материале бересте. Знаки наносились костяным стерженьком. Берестяные новгородские грамоты подтвердили предположение, что уже в Древней Руси было немало умевших писать и читать. (слайд)
Рефлексия.
Давайте, ребята, и мы напишем послание в прошлое.
(раздаем бумагу и восковые мелки)
С появлением древнерусского алфавита, стали писаться книги. В основном это были церковные книги, поучения и научные труды . (слайд)
Каждая буква в старорусском алфавите имеет свое имя: аз, буки, веди, земля.
Названия букв напоминали людям о таких словах, как: «добро», «живете», «земля», «люди», «покой»
Физминутка
Ребята, а у вас есть имена? Давайте поиграем?
У кого имя начинается на букву «А» - потопаем, у кого имя начинается на «Б»- хлопаем, все остальные попрыгаем…
Первая бука древнего алфавита называлась «Аз» вторая - «Буки». Попробуйте их сложить и посмотрите, что получится. (дети складывают написанные на бумаге слоги)
Получилось слово «АЗБУКА».
В народе так и говорят: «Сначала «аз» да «буки», потом и науки». Именно с азов начинается путь каждого из нас в мир знаний.
Ребята, а Вы знаете пословицы о пользе учения?
(Дети читают пословицы на усмотрение педагога)
Не пером пишут - умом.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Побольше грамотных, поменьше дураков.
Кто хочет много знать, тому мало надо спать.
Идти в науку – терпеть муку.
Божьей волей свет стоит, наукой люди живут.
Без муки нет и науки.
Ничего не мыслить – век киснуть.
Прошло много времени, прежде чем человек придумал печатный станок . Первым в России печатные книги издал Иван Фёдоров. Это было более 400 лет назад. (слайд)
Первый букварь был написан и напечатан в 1574 году. Он был без картинок и совсем не был похож на букварь, по которому учим алфавит сейчас. Славянские буквы гораздо сложнее и труднее русских, для их запоминания нужно было больше времени и усилий, чем для запоминания русских. «Азбуку учат – на всю избу кричат» Послушайте, как в старину учили грамоту.
«Как церковный грамотей в старину учил детей» (дети читают стих)
В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк, –
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – Глаголь.
И учитель для науки
По субботам их порол.
Вот какой чудной вначале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали –
Из гусиного крыла!
Шло время и из алфавита трудные буквы исключили, другие заменили. И наш алфавит теперь выглядит так (слайд)
А буквы мы учим теперь вот по такому букварю (слайд)
(Дети читают стихи)
Буквы каждому нужны,
Буквы каждому важны,
Формируем из них слово,
А из слова будет речь!
Люди б не умели,
Если б не было букв,
Не было б общенья.
Два брата Кирилл и Мефодий,
Спасибо хотим вам сказать
За буквы, что очень нужны нам,
Мы бесконечно благодарны святым Кириллу и Мефодию за то, что они создали славянскую азбуку. Сейчас мы даже не можем себе представить, как бы мы обходились без книг. Из книг мы познаём много нового и интересного, книга нас многому учит. Перед тем как книга приходит в наш дом, многие люди вкладывают свой труд для создания этой книги, об этом мы с вами уже говорили на других занятиях, а сейчас мы предлагаем вам рассмотреть книги.
(дети приглашаются на выставку книг)