Военно-фашистский режим в японии. Установление фашистской диктатуры в Японии
Кризис 1929-1933 годов Япония преодолевала посредством милитаризации в экономике, то есть путем развития военного производства, что вело к увеличению роли военных в области политики. К середине 30-х годов в Японии образовались военно-фашистские группы.
Замечание 1
Цель японских фашистов состояла в ликвидации парламентского строя, установлении военной диктатуры.
Особенность японского фашизма
Базу идеологии фашистских настроений Японии составлял концепт японизма (ниппонизма), который определял особенную «божественную» миссию Япониского государства по установке социальной «гармонии», одной «семьи-государства» при главенстве императора и идеологию о лидерстве «высшей расы Ямато» в Азии.
В мае 1932 года и феврале 1936 года в стране произошли фашистские путчи. В 1940 году пост премьер-министра занял Коноэ, который являлся идеологом тоталитарного военно-фашистского режима. Важнейшие правительственные посты поручались им представителям концернов тяжелой промышленности. Политические партии, за исключением коммунистической, объявляли о самостоятельном роспуске. Многие их члены вошли в «Ассоциацию помощи трону». Местными органами ассоциации служили - соседские общины, численностью около 10-12 семей, они наблюдали за поведением соседей, а потом доносили обо всем замеченном. Вместо профсоюзов появились «общества служения отечеству через производство», куда рабочих загоняли с применением силы - взаимная слежка. Здесь имели место быть:
- строжайшая цензура;
- унификация прессы:
- шовинистическая пропаганда.
Ни о каких «свободах» не могло идти речи. Жизнь сферы экономики была подконтрольна специализированными ассоциациями финансистов и промышленников, которые наделялись всей полнотой административных полномочий.
Замечание 2
Парламент Японии, а скорее его остатки, утратил всяческую значимость. Члены его назначены правительством либо избраны по особым спискам, которые были составлены правительством.
Отличительные черты японского фашизма:
- в Германии и Италии фашистские партии брали под контроль армию, в Японии конкретно армия сыграла роль главной руках правящей политической силы;
- как в Италии, так и в Японском государстве фашизм не устранил монархии разница состоит в том, что король Италии не играл никакой роли, в то время как император Японии никоим образом не утрачивал собственной абсолютной полноты власти.
В период первой мировой произошел рост экономики Японии.
Политическая власть так и осталась полностью в руках императора, совета старейшин «генро», Тайного совета и правительства. В 1912-1926 годах престол занимал император Ёсихито с лозунгом правления «Тайсё» - великое правление.
В парламенте в 1918-1923 ггодов происходило следующее.
Сэйюка, иначе - Консервативная партия, то есть общество политических друзей, выражала интересы самураев, помещиков, крупного капитала, имела тесную связь с концерном Мицуи.
Кэнсэйкай, иначе - Либерально-консервативная партия, то есть общество конституционного правления, брала ориентиры основным образом на слои буржуазного населения, охраняла, защищала позиции концерна Мицубиси.
В 1918 году в Японском государстве неоднократно вспыхивали «рисовые бунты». Поводом к ним являлась необычайная дороговизна риса, которая была вызвана спекулятивными действиями. В результате в Японском государстве было образовано первейшее в истории этого государства - гражданское правительство.
После завершения первой мировой войны на Парижской конференции Японское государство добилось передачи ей германских владений в Китайском государстве, но в 1922 году в соответствии с решением Вашингтонской конференции вернула обратно Китаю.
В сентябре 1923 году на Японию обрушилось сильнейшее землетрясение, в результате чего жертвенность составила сто пятьдесят тысяч человек.
Эти два события использовались для преследования коммунистов и социалистов. Коммунистическая партия в Японском государстве была образована в июле 1922 года
Фашизация Японии
Причиной отставки гражданского правительства явился пришедший финансовый кризис в 1927 году. В июле 1927 года премьер-министр генерал Танака в секретном меморандуме излагал программу завоеваний Японским государством абсолютного господства над всем миром.
Кризис 1929-1933 годов Японское государство преодолевало за средства милитаризации экономической сферы, то есть усиленного развития военного производства, что вело к увеличению роли военных кругов в политической сфере. К середине 30-х годов в Японии сформировались военно-фашистские группировки.
Замечание 3
Целями японских фашистов являлись: любой ценой добиться ликвидации парламентской формы правления; добиться установления военного диктаторства и разрастания внешнеполитической экспансии.
Важнейшей собенностью японского фашизма являлась его идеология, базис которой составлял концепт японизма (ниппонизма), определявший особенную «божественную» миссию Японии по установке социальной «гармонии», единого «семьи-государства», управляемым императором и идея о лидирующих позициях «высшей расы Ямато» в Азии то есть в идеологии японских фашистов сливались национальная религия «синто» и идеи самурайского кодекса «бусидо». В Японии складывались следующие группировки фашизма:
- группировка императорского пути - генерал Араки;
- группировка контроля - генерал Тодзио.
В мае 1932 года и феврале 1936 года фашистская группировка императорского пути, поддержку которой оказывали «молодые офицеры», свершила неудачные попытки по устройству военного переворота. После подавления путчей правительства начали возглавлять лишь военные, а в 1940 году политические партии Японии были подвергнуты роспуску. В государстве устанавливался военно-фашистский режим.
Японский фашизм
В 1927 году в Японии произошла очередная смена правительства: вспыхнувший внутренний финансовый кризис привел к власти ярого милитариста - генерала Гиити Танака. Первым делом он. раздел алея с «левым» движением в стране: рабоче-крестьянским партиям был нанесен значительный урон. В этом же году генерал Танака представил вниманию императора секретный проект, согласно которому Япония должна была проводить политику «крови и железа» и сокрушить западные державы. Одним из пунктов этой программы было начало военных действий против Советского Союза. Меньше чем через год Танака приступил к реализации своего плана: началась интервенция в Китае. Эта попытка не увенчалась успехом и кабинет Танака был отстранен от правления. На смену ему пришли более мирно настроенные министры. Однако в 1931 году Япония вновь напомнила о себе: очередная попытка вернуть свое влияние в Китае вылилась в войну в Маньчжурии и ее захват. Следующим этапом стало нарушение принятых на Вашингтонской конференции обязательств. В 1936 году Япония официально завила о своем нежелании следовать договорам, что еще больше обострило ее отношения с Англией и США. Эти действия японского правительства поддерживались далеко не всеми его членами. Устав от бесконечных внешнеполитических маневров действующего правительства, фашистски настроенные политики предприняли попытку переворота - фашистский путч 1936 года. В итоге к власти пришел Коки Хирота. Создание правительства Хирота стало дальнейшим шагом по пути фашизации Японии, что на внешнеполитическом уровне привело к развертыванию японской агрессии. Дальнейшее развитие страны по этому направлению осуществлялось под руководством первого министра Фумиро Коноэ, тесно связанного держателями крупного капитала и с военно-фашистскими кругами. Именно его правительству принадлежит инициатива начала войны с Китаем.
Из книги Третий Проект. Том I `Погружение` автора Калашников МаксимРусско-японский «динамит» Есть события начала ХХ века, во всей полноте открывающие нам всю глубину болезни, охватившей внешне процветающую Российскую империю . Эти события камня на камне не оставляют от лакированной картинки «земли обетованной», показывая все: и накал
Из книги Фюрер как полководец автора Дегтев Дмитрий Михайлович
Японский ветер Малоизвестно, что химическое оружие во время Второй мировой войны активно применялось союзниками нацистской Германии – японскими войсками. Основным подразделением, отвечавшим за испытания и использование отравляющих веществ, был специальный отряд
автора Хорев Валерий Николаевич
Глава 4. Японский дамаск Я любуюсь мечом Юаня трех сяку длиной. Когда он рубит-это подобно Разрубанию весеннего ветерка Сверканием молнии. Бакко, XIII
Из книги Оружие из дамаска и булата автора Хорев Валерий Николаевич
Японский вариант Такие поковки никогда не обладают нарочито усложненным, спутанным рисунком так называемого «дикого дамаска», в общем-то, характерного для ручной работы. Их красота проявляется в максимально отчетливой «фанерной» текстуре, образованной толстыми
Из книги Русско-японская война. В начале всех бед. автора Уткин Анатолий Иванович
Японский флот Нация мореходов была способна к самостоятельному плаванию и легко черпала резервы среди живущего у моря населения. При этом, являясь своего рода «жертвами» изоляции, японцы начали строить современный флот значительно позже России. Русские моряки уже имели
Из книги Тайны древних цивилизаций. Том 1 [Сборник статей] автора Коллектив авторов
Из книги История Дальнего Востока. Восточная и Юго-Восточная Азия автора Крофтс Альфред
Англо-японский союз Англия, потерпевшая неудачи в начале Англо-бурской войны и встревоженная усилением флота немецкого адмирала Тирпица, была готова отказаться от своей традиционной политики «блестящей изоляции». Европа не проявляла больших симпатий. США были
Из книги Император, который знал свою судьбу. И Россия, которая не знала… автора Романов Борис Семёнович
Японский отшельник Теракуто В 1890–1891 годах наследник престола Николай Александрович совершал путешествие на Восток. Египет, Индия, Цейлон, Индонезия, Сиам, Китай. В апреле 1891 года в Японии, во время посещения кладбища русских моряков под Нагасаки старый японец, хранитель
Из книги Два лица Востока [Впечатления и размышления от одиннадцати лет работы в Китае и семи лет в Японии] автора Овчинников Всеволод Владимирович
Японский «проект Эн» Летом 1942 года, в то самое время, когда Гитлеру было доложено, что создание атомной бомбы потребует не месяцев, а лет, штаб японского императорского флота провел совещание с учеными о возможности военного применения атомной энергии.В разгар
Из книги Величайшие воздушные асы XX века автора Бодрихин Николай Георгиевич
Лучший японский ас Тецузо Тэцу ИВАМОТО (Tetsuzo Iwamoto) - второй по официальной результативности ас Японии - 94 победы: 80 - во Второй мировой войне и 14 - в Китае.Т. Ивамото родился в Шинаме, префектура Хоккайдо, 15 июня 1916 года в семье муниципального полицейского. Окончил
Из книги Россия и Япония: Узлы противоречий автора Кошкин Анатолий Аркадьевич
Японский вариант «блицкрига» В соответствии с решением императорского совещания от 2 июля 1941 г. генеральный штаб армии и военное министерство Японии разработали комплекс широких мероприятий, направленных на форсирование подготовки к проведению наступательных
Из книги 50 великих дат мировой истории автора Шулер Жюль
Японский империализм За несколько десятилетий Япония становится мощной державой, обладающей современной армией и морским флотом, финансовым и промышленным капиталом, который стремится к экспансии.Она вступает, почти одновременно с великими европейскими державами и
Из книги Памятное. Книга 2. Испытание временем автора Громыко Андрей Андреевич
Японский феномен Мало найдется людей, кого не интересовала бы Япония. В современном мире она в известном смысле феномен. После Второй мировой войны эта страна совершила в экономике и технике настоящий прыжок. Разные тому имеются толкования и объяснения. Причем люди
автора Малышев Владимир
Японский «пояс шахида» Знаменитое сегодня на Ближнем Востоке оружие смертника-самоубийцы, так называемый «пояс шахида», террористы впервые пытались применить в Петербурге еще в начале прошлого века. А изготовлен он был по инструкции, переведенной на русский язык
Из книги Мифы и загадки нашей истории автора Малышев Владимир
Японский след В результате следствия выяснилось, что взрывчатка была доставлена из Финляндии, а инструкция по изготовлению «живой бомбы» разработана и переведена на русский язык капитаном японской разведки Тано еще в 1904 году, незадолго до начала Русско-Японской войны.
Из книги Ввысь к небесам [История России в рассказах о святых] автора Крупин Владимир Николаевич
Правящие классы Японии в особой степени, как мы ужа знаем, тяготели к военно-монархической диктатуре. Иначе и быть не могло, поскольку конкурентная способность японской промышленности обеспечивалась низким жизненным уровнем рабочего, который удавалось удерживать благодаря совсем уж нищенскому существованию японского крестьянина, соглашавшегося на любую работу и за любую плату.
В то время как 74 % крестьян владели 22% земли, кучке помещиков принадлежало 42% Четыре млн. крестьянских хозяйств имели крошечные наделы (по 0.5 Га) или вовсе не имели земли. Понятно, почему крестьяне устремлялись в города. Экономические и политические интересы тесно связывала японские монополии с помещиками и профессиональной военщиной.
Союз этот преследовал две главные цели: обуздание рабочего класса и крестьянства, с одной стороны, завоевание внешних рынков для японской промышленности - с другой. Деревня, жившая натуральным хозяйством почти не покупала изделий промышленности. Внутренний рынок был поневоле узким. Превратить натуральное крестьянское хозяйство в товарное могла бы только земельная реформа, но ее не хотели помещики.
С помещиками, с реакционным дворянством вообще не хотели ссориться капиталисты: и те и другие имели общего врага - пролетариат и крестьянство.
Выходом из этой ситуации признавалось завоевание чужих территорий, завоевание внешних рынков. Отсюда выдвижение военной силы, агрессивная внешняя политика, отсюда указанный выше союз.
Ни одно из крупных империалистических государств не осуществляло столь робко и столь непоследовательно немногие либеральные реформы, как Япония.
В 1925 году здесь вводится «всеобщее» мужское избирательное право, при этом права голоса были лишены военнослужащие, студенты, лица, на не имеющие годичного ценза оседлости, пользующиеся благотворительностью, и, наконец, главы знатных фамилий (чтобы последние на смешивались с прочими гражданами). От кандидата в депутаты был потребован крупный залог в размере 2 тыс. иен., поступавший в казну, если оказывалось, что кандидат не набрал минимума голосов. Среди других либеральных реформ отметим введение суда присяжных.
И нигде - вплоть до установления военно-монархической диктатуры - не осуществлялась в таких масштабах, как в Японии борьба с рабочим движением.
В 1928 году японское правительство запрещает все сколько-нибудь левые организации. Тысячи рабочих и крестьян были брошены в тюрьмы. Специальный указ устанавливал длительное тюремное заключение для рядовых коммунистов и смертную казнь для активистов компартии.
В 1938 году японский парламент принимает пресловутый «закон о всеобщей мобилизации нации», разрешавший предпринимателям удлинять по своему усмотрению рабочий день и снижать заработную плату . Забастовки были объявлены преступлением. Конфликты между рабочими и капиталистами передавались на окончательное решение арбитражной секции «особой полиции»..
Парламент Японии играл ничтожную роль. Нижняя палата его собиралась не более чем на три месяца в год. Остальные 9 месяцев правительство (пользуясь правом издавать указы) законодательствовало само.
Конституция не устанавливала ответственности правительства перед парламентом, вследствие чего палата не располагала средством для эффективного влияния на политику. В то же время правительство, прибегнув в императорскому указу, могло в любой момент распустить палату.
Поощряемые крупным капиталом, в стране множились и крепли разного рода фашистские организации. Одна из них, объединявшая «молодое офицерство», но руководимая генералами требовала ликвидации парламента и партийных кабинетов. Она хотела установления военно- фашистской диктатуры во главе с императором.
Во всем этом была своя закономерность. Последовательное усиление роли военных в определения политики, их проникновение на все важные посты в государственном аппарате служили, хотя и своеобразно, целям подчинения японской государственной машины кучке наиболее крупных, наиболее агрессивных монополий, жаждавших войны вовне и сохранения зверских форм эксплуатации внутри страны.
Уже в 1933 году Япония выходит из Лиги наций и вторгается в Китай, намереваясь превратить его в колонию. Она дважды делает попытку вторжения на территорию СССР: первый раз у озера Ханка, второй - у озера Хасан, но каждый раз с огромным для себя уроном.
Лелея заветный план порабощения Азии и Океании. Япония вступает в союзе гитлеровской Германией. Заимствуя у последней лозунги “нового порядка“, “избранной расы” и “исторической миссии”, Япония готовилась к переделу мира с тем, чтобы “великая нация” получила «великую территорию».
Фашизация японского государственного строя получила свое развитие с началом второй мировой войны и в ходе ее.
В 1940 году японские правящие круги, но в особенности генералитет, сделали премьер-министром принца Коноэ, бывшего идеологом тоталитарного военно-фашистского режима. Наиболее важные посты в правительстве были поручены представителям концернов тяжелой промышленности.
На заводах и фабриках создавались вместо запрещенных профсоюзов “общества служения отечеству через производство”, куда рабочих загоняли силой. Здесь точно так же добивались взаимной слежки и слепого повиновения.
Непременным элементом “новой политической структуры” сделались унификация прессы, строжайшая цензура, шовинистическая пропаганда. Ни о каких «свободах» не могло быть и речи.
Экономическая жизнь контролировалась специальными ассоциациями промышленников и финансистов, наделенных административными полномочиями. Это называлось «новой экономической структурой». Японский парламент, вернее то, что от него осталось, потерял всякое значение. Члены его назначались правительством или (что то же самое) избирались по особы спискам, составленным правительством.
Так получили свое выявление основные признаки фашизма. Но были и некоторые отличия:
а) В Германии и Италии фашистские партии контролировали армию, в Японии именно армия играла роль главной руках Вящей политической силы;
б) как и в Италии, так и в Японии фашизм не ликвидировал монархии; разница в том, что итальянский король не играл ни малейшей роли, тогда как японский император нисколько не утратил своей абсолютной власти, ни своего влияния (сохранились и все связанные с монархией учреждения вроде Тайного совета и пр.).
Японский фашизм выступал в специфической форме военно-монархической диктатуры.
82. Конституція Японії 1947 р.
Либерально-демократические преобразования в области государственного строя были утверждены новой конституцией.
Работа над проектом будущей японской конституции началась весной 1946 г. была поручена оккупационными властями дворцовым кругам. Политические партии, с их диаметрально противоположными идейными позициями, подготовили свои проекты, центральное место в которых занял вопрос об отношении к императорской власти. Если консервативная партия дзиюто, например, настаивала на сохранении императорской власти, ограниченной только в праве на издание чрезвычайных указов и пр., то радикальные требования японских коммунистов сводились к установлению в Японии "народной республики".
Формально Конституция была принята японским парламентом и утверждена Тайным советом как измененная старая Конституция. Возможность такого изменения была предусмотрена в ст. 7 Конституции 1889 г. Но это была принципиально новая Конституция, впервые в истории государственного развития страны построенная на принципах парламентской демократии.
В 1947 г. конституция вступила в действие.
В преамбуле Конституции был закреплен принцип народного суверенитета, но наследственная императорская власть была сохранена под давлением прежде правых сил и определенных социально-психологических факторов, консервативного монархического сознания большинства японцев, особенно в сельской местности. Сохранение монархии предполагало вместе с тем радикальное изменение роли и места императора в государстве.
Конституция сохраняла династическую преемственность императорского трона. Согласно ст. 1, император является "символом государства и единства народа". Такая формула монархии не встречается ни в одной из современных конституций, что давало возможность некоторым японским государствовед говорить о том, что в Японии фактически установлена не монархия, а республика.
В явном противоречии со ст. 4 Конституции, который отказывает императору в праве осуществлять государственную власть, за ним был закреплен ряд конституционных полномочий: в духе английского конституционализма он по представлению парламента назначает премьер-министра; по представлению кабинета министров назначает главного судью Верховного Суда; по совету и с одобрения кабинет осуществляет: промульгация (официальное опубликование) поправок к конституции, законов, правительственных указов и договоров, созыв парламентских сессий, роспуск палаты представителей, объявление всеобщих выборов, подтверждение назначений и отставок министров и других высших должностных лиц, подтверждение всеобщих и частных амнистий, пом " якшення наказаний и некоторое другое.
Конституция установила вместо полуабсолютистской парламентскую монархию. Парламент при этом была отведена роль "высшего органа государственной власти и единственного законодательного органа страны". Согласно этому были ликвидированы органы, стоящие ранее над парламентом, - Тайный совет и др. Сразу же после вступления Конституции в силу из нее была изъята статья о пожизненном сохранении за представителями знати их титулов.
Японский парламент состоит из палаты представителей и палаты советников (ст. 42). Первая (нижняя) палата переизбирается целиком каждые 4 года, но может быть распущена досрочно. Срок полномочий членов палаты советников - 6 лет с переизбранием половины советников через каждые 3 года. Установленный Конституцией порядок выборов палаты советников (ст. 45,46) делает ее состав более стабильным по сравнению с нижней палатой. Предполагается парламентская неприкосновенность.
Обе палаты создаются на основе всеобщих и прямых выборов при сохранении относительно высокого возрастного ценза (активное избирательное право предоставляется японским гражданам с 20 лет, пассивное - с 25 лет в нижнюю и с 30 лет - в верхнюю палату), ценза оседлости, а также требования внести залога кандидатом в депутаты. Эти условия вместе с
мажоритарной системой
выборов, установлением в законодательном порядке завышенного представительства от избирательных кругов с преимущественно сельским населением подрывают "всеобщий" и "равный" характер выборов в Японии.
Исполнительная власть вручается Кабинету министров, который должен ее осуществлять в рамках Конституции и законов, принятых парламентом. Премьер-министра выдвигает парламент из числа своих членов и далее уже номинально назначается императором. Премьер-министр как глава исполнительной власти наделяется важными правомочиями по формированию кабинета, а соответственно и по определению его политики. Он назначает министров и может по своему усмотрению отстранить их от должности, выступает в парламенте по вопросам внутренней и внешней политики, вносит в парламент проект бюджета, имеет право законодательной инициативы, руководит всеми звеньями исполнительной власти и контролирует их.
Конституция предусматривает достаточно большой список полномочий и самого Кабинета: проведение законов в жизнь, руководство внешней политикой, заключение международных договоров, организация и руководство гражданской службой и пр. Среди особых полномочий Кабинета следует выделить его право на издание правительственных указов в целях проведения в жизнь Конституции и законов. Правительству запрещено при этом издавать лишь указы, которые предусматривают уголовное наказание.
Принцип разделения властей, модифицированный вариант американской системы сдержек и противовесов, особенно отчетливо проступает в японской Конституции и в процедуре импичмента, которая может быть применена в отношении судей, и в полномочиях судов решать вопрос о конституционности любого закона парламента или указа исполнительной власти.
Судебная власть находится у Верховного Суда, состоит из Главного судьи и установленного законом числа судей и судов низшей инстанции. Главный судья Верховного Суда назначается императором по представлению кабинета министров. Остальные судьи назначаются Кабинетом из списка лиц, предложенных Верховным Судом. Этот суд как высшая инстанция имеет полномочия решать вопрос о конституционности любого закона и нормативного акта. Судьи независимы, действуют согласно "голоса своей совести" (ст.. 76) и подчиняются только закону. Исполнительные органы не вправе вмешиваться в деятельность судей. Общегражданские суды распространяют свою компетенцию и на представителей исполнительной власти, дела о которых находились ранее в ведении административных судов. Какие бы то ни было "особые суды" запрещаются
Японская Конституция провозгласила также как важной социальной обязанности государства "прилагать усилия для подъема и дальнейшего развития общественного благосостояния, социального обеспечения, а также народного здравия" (ст. 25). При этом право собственности закреплено в Конституции "в рамках закона, с тем, чтобы оно не противоречило общественному благосостоянию" (ст. 29).
Конституция впервые в истории Японии закрепила также автономию местных органов управления. Органы местного самоуправления получили право в пределах своей компетенции издавать постановления, взимать налоги, управлять своим имуществом и делами.
83. Становлення і розвиток сучасних правових систем: англосаксонська і континентальна.
В XVIII-XIX вв. в связи с образованием ряда новых государств в Америке (США) и в Европе (Бельгия, Италия и т. д.), с завершением территориального раздела мира и образованием колониальных империй, с распространением рыночных структур по всему земному шару капитализм превратился в мировую систему , определяющую последующий ход развития человеческой цивилизации. Интернационализация экономической и политической жизни имела своим результатом растущее взаимодействие правовых систем различных стран, преодоление их былой самоизоляции.
В связи с широкими процессами рецепции и трансплантации права на базе английской и французской национальной правовой системы сложились так называемые мировые системы (семьи) права - англосаксонская и континентальная (романо-германская). Эти структурные общности представляли собой две большие группы национальных правовых систем, различающихся по своей внутренней структуре и внешним юридическим характеристикам.
Особенно тесно связано с колониальной политикой образование англосаксонской системы права. Большое значение колониального фактора в истории этой системы во многом определяется тем, что английское право, уникальное по способам своего формирования, содержанию и форме, обладающее большим потенциалом саморазвития, было тем не менее слишком традиционным, национальным, а потому сложным и недоступным для рецепции, для более или менее широкого восприятия в других странах мира. В итоге англосаксонская правовая семья превратилась в мировую систему не в результате рецепции трудных для понимания английских правовых форм, а путем их трансплантации или насильственного внедрения в процессе колониальной экспансии.
На начальных этапах английской колониальной экспансии были выработаны две судебные доктрины, способствовавшие именно трансплантации, а не рецепции английского права. Согласно первой из этих доктрин, англичанин, отправляющийся за границу, "берет с собой" английское право. Тем самым, английский суд как бы гарантировал англичанину, находящемуся в английских колониях ("за морями"), сохранение всех свобод и демократических институтов, которые существовали в самой метрополии. Эта доктрина стала следствием обобщения правового опыта, накопленного в первых королевских колониальных хартиях.
Согласно второй доктрине, сформулированной в 1693 г. судьей Холтом, в случае освоения англичанами "незаселенных" земель местное индейское и иное туземное население не должно было приниматься во внимание как "нецивилизованное". В этих колониях считались действующими все законы Англии. Термин "законы Англии" в колониальной практике подразумевал не только статуты, но и "общее право" и "право справедливости", т. е. прецедентное право, которое вводилось в судах, создаваемых английскими колонистами.
В конце XIX в. в связи с окончательным разделом Африки английские законы, а также прецедентное право были введены специальными правительственными актами в африканских колониях (в 1874 г. - в Гане, в 1880 г. - в Сьерра-Леоне, в 1897 г. - в Кении и т. д.).
В XIX в. законодательство, вводящее в колониях английское право, довольно четко указывало и пределы применения его источников. Так, например, Ордонанс 1874 г. для Золотого Берега (Гана) постановил, что в колонии действует "общее право, справедливость и статуты общего характера , которые действовали в Англии на 24 июля 1874 г.", то есть на момент издания Ордонанса. Там же указывалось, что "во всех вопросах, в которых имеется конфликт или расхождение между нормами справедливости и нормами общего права, относящимися к одному и тому же вопросу, предпочтение должно отдаваться нормам справедливости". Подобные положения предусматривались в законодательстве, изданном для других колоний. В Либерии, основанной неграми - переселенцами из США, английское "общее право" первоначально было позаимствовано в его американском варианте. В законе 1820 г. указывалось, что в стране вводится "общее право в том виде, в каком оно было преобразовано и действует в Соединенных Штатах". Правда, в 1824 г. новый закон говорил уже о действии "общего права и обычаев судов Великобритании и Соединенных Штатов", а в 1839 г. было постановлено, что в Либерии действуют "те части общего права, которые установлены в "Комментариях" Блэкстона, и поскольку они могут быть применены к условиям данного народа".
Своеобразно складывалась правовая система в английских колониях в Южной Африке. Эти колонии расширялись по мере захвата бурских республик, в которых действовало голландское (так называемое римско-голландское) право. Основные черты этого права определились еще в XV- XVII вв. В начале XIX в. в самой Голландии право было преобразовано по французскому образцу (на основе кодексов Наполеона), но в колониях (в Индонезии, в Южной Африке и т. д.) оно действовало главным образом в первоначальном виде. Голландские власти в случае пробелов в колониальном законодательстве допускали ссылки даже на римское право.
Ориентация на английское право сохранилась в самоуправляющихся колониях и после принятия в 1865 г. английским парламентом "Акта о действительности колониальных законов". Формирующееся в доминионах национальное законодательство базировалось на основных принципах англосаксонской правовой системы, то есть на судебном прецеденте и общем праве.
Английское право было положено в основу кодификации отдельных отраслей и институтов права, которая проводилась в ряде колоний. Так, в Индии уже в 30-х гг. XIX в. специальная комиссия под руководством известного английского юриста Маколея составила проект уголовного кодекса. Он был утвержден Законодательным советом при вице-короле Индии лишь в 1860 г., вскоре после подавления национального восстания 1857 г., в связи со стремлениями англичан укрепить колониальный правопорядок. Этот кодекс испытал на себе известное влияние и французского законодательства, а также заимствовал ряд положений из индусского и мусульманского права, но в целом по своему духу он соответствовал английской правовой системе. В 1859 г. был принят кодекс гражданского судопроизводства, а в 1861 г. - кодекс уголовного судопроизводства Индии. В 60-х гг. в Индии был принят также ряд кодифицированных актов в сфере гражданского права (Акт о наследовании 1863 г., Акт о договорах 1866 г.). На основе английского права (проект Стифена) был принят в 1892 г. уголовный кодекс Канады. В конце XIX - начале XX в. индийские колониальные кодексы были распространены Англией на ряд других колоний (Аден, колонии в Восточной Африке - Сомали, Кения и др.).
Континентальная система (семья) права складывалась в отличие от англосаксонской системы под непосредственным влиянием правовой системы Франции, и особенно наполеоновской кодификации, осуществленной еще в начале XIX в.
Континентальная система права в своем развитии рано вышла за рамки Европейского континента. В силу влияния римско-испанских правовых традиций ее уже в XIX в. восприняли практически все латиноамериканские республики, где рецепция французского и римского права была особенно глубокой. Основные элементы структуры и отдельные положения континентальной системы были трансплантированы в XIX и в начале XX в. в многочисленные африканские и азиатские колонии Франции, Бельгии, Голландии, Германии. Во второй половине XX в., когда эти колонии получили независимость, их правовые системы оказались "привязанными" к романо-германской правовой семье.
Романо-германская (континентальная) правовая семья имеет ряд структурных и технико-юридических особенностей, которые восходят еще к римскому праву и к средневековым правовым традициям. В странах континента в отличие от Англии решающую роль в создании права играла не судебная практика, а законодательные и иные нормативные акты королей, в том числе основанные на римском праве. Революции, прокатившиеся в конце XVIII - начале XIX в. по Европейскому и Американскому континентам, содействовали дальнейшему росту авторитета закона. Он превратился в главный источник права и стал при этом основным системообразующим фактором в континентальной правовой семье. Именно закон, а не судебная практика выступил как инструмент в создании единого национального правового порядка и единого режима законности.
Другая специфическая черта континентальной системы - это кодификация, которая рассматривалась как необходимое условие отраслевой организации правовых норм. В кодификациях, осуществленных в XIX в. в рамках континентальной системы права, было реализовано пожелание Вольтера, высказанное им еще в XVIII в.: "Давайте сделаем все законы ясными, единообразными и точными". В кодификационных работах особенно ярко отразился присущий XIX в. экономический и политический либерализм, который предполагал сначала установление общих рамок правового здания, а затем - минимальное государственное вмешательство в частную правовую сферу. Кодексы, по замыслу юристов XIX в., должны были дать четкое определение границ запрещенного и дозволенного.
Континентальная система права отличается от англосаксонской системы не только по своим источникам, но и по внутренней структуре, по основным правовым институтам, конструкциям, по юридической технике. Сама правовая норма рассматривается как абстрактное предписание, как выс-шее правило поведения для граждан и государственных органов. Многие структурные особенности права континентальной системы проистекают еще из переработанного применительно к новым условиям римского права. Так, для стран континентальной системы, как и для римского права, ха-рактерно деление права на публичное и частное. Первое связано с публичным, общественным интересом и соединяет частных лиц под эгидой государственной власти в единый коллектив "ради блага всего общества". Второе ориентировано на отдельных индивидов и связывает частных лиц в процессе защиты своих личных интересов, в том числе от не требующегося в этой сфере государственного вмешательства.
Фашистское государство Япония
Введение
Социально-экономические и политические изменения в Японии после первой мировой войны
Внутренняя политика Японии после первой мировой войны
Установление фашистской диктатуры в Японии
Внешняя политика Японии в период установления фашистской диктатуры
Заключение
Список литературы
Введение
Концепция «японского фашизма» была сформулирована в первой половине 1930-х годов коминтерновскими идеологами (К.Б. Радек, О.В. Куусинен, Г.М. Димитров) и японскими коммунистами во главе с С. Носака. Развитая после второй мировой войны идеологами КПЯ (ё. Кодзаи, С. Хаттори и др.) и «левыми» интеллектуалами во главе с М. Маруяма она долгое время оказывала сильное влияние как на японскую общественно-политическую мысль и историографию, так и на изучение Японии за ее пределами. Концепцию Маруяма творчески развил и дополнил историк общественной мысли Японии Б. Хасикава.
Политологическое исследование фашизма в Японии, понимаемой как составная, но самостоятельная и полноценная часть глобального явления, приведет к более глубокому осознанию закономерностей глобальных политических и социальных процессов, к приращению концептуального понимания следующих базовых проблем всемирной политической, идеологической и интеллектуальной истории XIX-XX вв.: 1) происхождение, причины, характер и последствия революционных (в противоположность эволюционным) преобразований в традиционном обществе1 (на примере Мэйдзи исин в позднетокугавской Японии); 2) реакция зрелого традиционного общества на интернационализацию и глобализацию, на «искушение глобализмом» (3); 3) процесс формирования контр-элиты, от духовной к политической (завершенный; процесс на примере «школы национальных наук» и «школы Мито» во второй половине XVIII - первой половине XIX вв. и незавершенный на примере радикального национализма, национального и государственного социализма в первой половине XX в.); 4) сочетание духовных и материальных факторов в политике (на примере императорской системы, «государственного организма» и «государственного Синто» второй половины XIX - первой половины XX вв.)
Таким образом, основная цель реферата состоит в том, чтобы изучить становление фашизма в Японии
Поскольку рассматриваемая проблематика затрагивает большой комплекс политических, идеологических и социальных проблем, то были поставлены следующие конкретные задачи:
Изучить историю Японии накануне установления фашизма
Проанализировать истоки и ход возникновения фашизма в Японии
Рассмотреть исторически сложившуюся ситуацию в Японии после первой мировой войной.
1. Япония
Правящие классы Японии в особой степени, тяготели к военно-монархической диктатуре. Иначе и быть не могло, поскольку конкурентная способность японской промышленности обеспечивалась низким жизненным уровнем рабочего, который удавалось удерживать благодаря совсем уж нищенскому существованию японского крестьянина, соглашавшегося на любую работу и за любую плату. В то время как 74% крестьян владели 22% земли, кучке помещиков принадлежало 42% земли. Четыре млн. крестьянских хозяйств имели крошечные наделы (по 1/2 га) или вовсе не имели земли. Понятно, почему крестьяне устремлялись в города. Экономические и политические интересы тесно связывали японские монополии с помещиками и профессиональной военщиной. Союз этот преследовал две главные цели: обуздание рабочего класса и крестьянства, с одной стороны, завоевание внешних рынков для японской промышленности - с другой. Деревня, жившая натуральным хозяйством, почти не покупала изделий промышленности. Внутренний рынок был поневоле узким. Превратить натуральное крестьянское хозяйство в товарное могла бы только земельная реформа, но ее не хотели помещики. С помещиками, с реакционным дворянством вообще не хотели ссориться капиталисты: и те и другие имели общего врага - пролетариат и крестьянство. Выходом из этой ситуации признавалось завоевание чужих территорий, завоевание внешних рынков. Отсюда выдвижение военной силы, агрессивная внешняя политика, отсюда указанный выше союз.
Ни одно из крупных империалистических государств не осуществляло столь робко и столь непоследовательно немногие либеральные реформы, как Япония.
В 1925 году здесь вводится "всеобщее" мужское избирательное право. При этом права голоса были лишены военнослужащие, студенты, лица, не имеющие годичного ценза оседлости, пользующиеся благотворительностью, и, наконец, главы знатных фамилий (чтобы последние не смешивались с прочими гражданами). От кандидата в депутаты был потребован крупный залог в размере 2 тыс. иен, поступавший в казну, если оказывалось, что кандидат не набрал минимума голосов. Среди других либеральных реформ отметим введение суда присяжных. И нигде - вплоть до установления военно-монархической диктатуры - не осуществлялась в таких масштабах, как в Японии, борьба с рабочим движением. Например, на закон "Об охране общественного спокойствия" 1925 года, установивший многолетние каторжные работы за участие в организациях, ставивших цепью уничтожение частной собственности и изменение политического строя . В 1928 году японское правительство запрещает все сколько-нибудь левые организации. Тысячи рабочих и крестьян были брошены в тюрьмы. Специальный указ устанавливал длительное тюремное заключение для рядовых коммунистов и смертную казнь для активистов компартии.
В 1938 году японский парламент принимает пресловутый "закон о всеобщей мобилизации нации", разрешавший предпринимателям удлинять по своему усмотрению рабочий день и снижать заработную плату. Забастовки были объявлены преступлением. Конфликты между рабочими и капиталистами передавались на окончательное решение арбитражной секции "особой полиции".
Парламент Японии играл ничтожную роль. Нижняя палата его собиралась не более чем на три месяца в год. Остальные 9 месяцев правительство (пользуясь правом издавать указы) законодательствовало само. Конституция не устанавливала ответственности правительства перед парламентом, вследствие чего палата не располагала средствами для эффективного влияния на политику. В то же время правительство, прибегнув к императорскому указу, могло в любой момент распустить палату. Поощряемые крупным капиталом, в стране множились и крепли разного рода фашистские организации. Одна из них, объединявшая "молодое офицерство", но руководимая генералами, требовала ликвидации парламента и партийных кабинетов. Она хотела установления военно-фашистской диктатуры во главе с императором.
В 1932 году "молодое офицерство" учинило настоящий военный мятеж. Вместо того чтобы усмирить его участников, правительство пошло навстречу их требованиям: партийный кабинет был устранен, а на его место пришли генералы и адмиралы.
Во всем этом была своя закономерность. Последовательное усиление роли военных в определении политики, их проникновение на все важные посты в государственном аппарате служили, хотя и своеобразно, целям подчинения японской государственной машины кучке наиболее крупных, наиболее агрессивных монополий, жаждавших войны вовне и сохранения зверских форм эксплуатации внутри страны.
Уже в 1933 году Япония выходит из Лиги наций и вторгается в Китай, намереваясь превратить его в колонию. Она дважды делает попытку вторжения на территорию СССР: первый раз у озера Ханка, второй - у озера Хасан, но каждый раз с огромным для себя уроном. Лелея заветный план порабощения Азии и Океании, Япония вступает в союз с гитлеровской Германией. Заимствуя у последней лозунги "нового порядка", "избранной расы" и "исторической миссии", Япония готовилась к переделу мира с тем, чтобы "великая нация" получила "великую территорию".
Фашизация японского государственного строя получила свое развитие с началом второй мировой войны и в ходе ее. В 1940 году японские правящие круги, но в особенности генералитет, сделали премьер-министром принца Коноэ, бывшего идеологом тоталитарного военно-фашистского режима. Наиболее важные посты в правительстве были поручены представителям концернов тяжелой промышленности.
Вслед за тем начинается создание так называемой новой политической структуры. В осуществление этого плана политические партии (за исключением, разумеется, коммунистической) объявили о самороспуске. Все вместе они составили "Ассоциацию помощи трону" - государственную организацию , финансируемую правительством и им же руководимую.
Органами ассоциации на местах служили так называемые соседские общины - средневековый институт, возрожденный реакцией. Каждая такая община объединяла 10-12 семей. Несколько общин составляли "ассоциацию улицы", поселка и т.д. Ассоциация помощи трону предписывала членам общины следить за поведением соседей и доносить о всем замеченном. Одна община должна была следить за другой. На заводах и фабриках создавались вместо запрещенных профсоюзов "общества служения отечеству через производство", куда рабочих загоняли силой. Здесь точно так же добивались взаимной слежки и слепого повиновения.
Непременным элементом "новой политической структуры" сделались унификация прессы, строжайшая цензура, шовинистическая пропаганда. Ни о каких "свободах" не могло быть и речи. Экономическая жизнь контролировалась специальными ассоциациями промышленников и финансистов, наделенных административными полномочиями. Это называлось "новой экономической структурой". Японский парламент, вернее то, что от него осталось, потерял всякое значение. Члены его назначались правительством или (что то же самое) избирались по особым спискам, составленным правительством. Так получили свое выявление основные признаки фашизма.
Но были и некоторые отличия:
а) в Германии и Италии фашистские партии контролировали армию; в Японии именно армия играла роль главной руководящей политической силы;
б) как и в Италии, так и в Японии фашизм не ликвидировал монархии; разница в том, что итальянский король не играл ни малейшей роли, тогда как японский император нисколько не утратил своей абсолютной власти и своего влияния - (сохранились и все связанные с монархией учреждения вроде Тайного совета и пр.).
Японский фашизм выступал в специфической форме военно-монархической диктатуры.
2. Социально-экономические и политические изменения в Японии после первой мировой войны
фашизм япония диктатура политика
При наименьших по сравнению с другими воюющими странами военно-материальных затратах японский империализм получил в ходе первой мировой войны едва ли не наибольшие выгоды и приобретения (германские владения в Китае и Тихом океане , уступки от Пекина по 21 японскому требованию, источники сырья и рынки сбыта японских товаров в Азии в связи с отвлечением западных конкурентов из этого региона на период войны в Европе). За годы войны резко вырос экономический потенциал Японии (ВНП с 13 до 65 млрд. иен, металлургия - в 2 раза, машиностроение - в 7 раз).
Только после окончания первой мировой войны выяснилось, насколько сильно экономический скачок разбалансировал сложившуюся в стране социально-экономическую и политическую структуру и соотношение сил Японии с другими Державами в АТР и на Дальнем Востоке. Резко изменилось в пользу буржуазии соотношение сил внутри буржуазно-помещичьего блока. Изменился баланс сил внутри буржуазного класса: старые концерны, экономическая мощь которых покоилась на легкой и обрабатывающей промышленности, оттесняются на второй план молодыми концернами, мощь которых резко выросла на базе развития ВПК и тяжелой промышленности. Старые концерны выступали за осторожно негативную внешнюю политику и экспансию в традиционном северном направлении на материк/Манчжурия, Монголия, Сибирь). Новые концерны предпочитали экспансию в Китай и страны южных морей. Внутрибуржуазная борьба по определению направления экспансии проявилась в размежевании в вооруженных силах на старых офицеров (в основном Сухопутных войск) и молодых офицеров быстро растущих ВВС-ВМС. Молодое офицерство пропагандировало активную, позитивную внешнюю политику в южном направлении, которая неизбежно должна была привести к столкновению Токио с ведущими империалистическими западными Державами (США, Англией, Францией, Голландией).
С окончанием первой мировой войны западные державы вновь обратили внимание на район Дальнего Востока и начали вытеснять Японию с захваченных ею позиций: японский экспорт стал неуклонно сокращаться, Токио пришлось отказаться от ряда территориальных военных приобретений, Пекин при поддержке других держав аннулировал свои уступки по 21 японскому требованию, Англия отказалась от продления столь выгодного Токио англо-японского Союза, на Вашингтонской конференции западные державы поставили пределы росту японской морской мощи. Потерпев неудачу в своей интервенции в Приморье, Япония не смогла удержаться даже на Северном Сахалине. Советско-японский Пекинский договор юридически ограничил возможности японской экспансии на материке ставшими уже узкими для нее рамками Портсмутского мира. Вынужденная сдача японских внешнеполитических позиций, легко приобретенных за годы первой мировой войны, породила агрессивную радикально-националистическую реакцию в значительной части японского общества, особенно среди молодого офицерства.
3. Внутренняя политика Японии после первой мировой войны
В сложной внутриполитической обстановке послевоенной Японии Токио направлял ход перемен в нужное русло политикой кнута и пряника . С одной стороны, новые избирательные законы увеличили число легальных участников политической жизни с 1,5 млн. до 12 млн. чел. мужского населения. С другой стороны, параллельно демократизации избирательного процесса увеличивались возможности Правительства оказывать на широкие массы политико-идеологическое воздействие, в т. ч. в националистическом духе. Для пресечения нежелательных тенденций общественного развития правящие круги прибегали к испытанной тактике массовых и тайных репрессий ( дело Котоку 1911 г., подавление рисовых бунтов 1918 г., обвинение левых в мародерстве во время землетрясения 1923 г., арест и убийство 6 тыс. левых в день бури 15 марта 1928 г. и т. д.). В 20 гг. был ужесточен Закон об опасных мыслях усилением меры наказания с 10 лет заключения до смертной казни. Политика сочетания уступок и репрессий изуродовала общественно-политический процесс, способствовала усилению правоэкстремистских тенденций практически во всех слоях японского общества. Жестко подавляемое рабочее и социалистическое движение не смогло стать преградой правому экстремизму во внутренней и внешней политике страны.
Быстрые темпы промышленного развития Японии и концентрация внимания на отраслях ВПК способствовали появлению на его предприятиях довольно многочисленного отряда рабочего класса, находящегося в положении рабочей аристократии и носителя реформистской и националистической идеологии. Для большей же части пролетариата мелких и средних предприятий, за счет сверхэксплуатации которой обеспечивались быстрые темпы роста экономики, характерны анархо-синдикалистские настроения и выступления, не опасные для режима в принципе.
Созданная в 1922 г. КПЯ вынуждена была изначально бороться в первую очередь со своими оппонентами внутри рабочего движения (против парламентских иллюзий реформистов с одной стороны, против анархо-синдикализма с другой стороны - анархисты, к тому же, не желали признания СССР из-за диктатуры пролетариата ). Идейно-организационная раздробленность рабочего движения привела к аналогичному положению и в КПЯ, борьбе ликвидаторов и леваков в ее руководстве. Подпадая под действие Закона об опасных мыслях, КПЯ работала в условиях крайней конспиративности, препятствовавшей расширению влияния партии в массах. Масштабы репрессий были столь велики (за 1928-33 гг. по подозрению в коммунистической деятельности арестовано 62 тыс. человек), что с 1935 г. КПЯ уже не представляла из себя единой организованной силы. Поскольку правящие круги Японии видели в КПЯ единственную реальную опасность своему внутреннему и внешнеполитическому курсу, они применяли против нее особо жестокие методы подавления (член ЦК КПЯ Сеити Исикава после 20-летнего тюремного заключения умер от истощения с весом 33,7 кг при росте 170 см). С другой стороны, тайная полиция содействовала проникновению в руководство КПЯ с последующим переходом сначала на позиции национального социализма , а затем и проводников идей японского фашизма, ряда деятелей (Манабу Сано, Садатика Набэяма). Сочетание вышеуказанных объективных и субъективных факторов не позволило КПЯ мобилизовать широкие народные массы, чтобы преградить путь войне и фашизму.
4. Установление фашистской диктатуры в Японии
Постановка вопроса о японском фашизме может вызвать возражение, поскольку в научной и политической литературе давно утвердился термин японский милитаризм . Этот узкий термин существенно обедняет и явно недостаточно объясняет сущность и содержание процессов, происходивших в этой стране в к. 20 - первой пол. 40 гг. Между тем уже в 30 гг. были исследования военно-фашистского движения в Японии и специфики японского фашизма (например, монография О. Танина и Е. Иогана с предисловием К. Радека 1933 г. издания). В последние десятилетия все чаще говорится об организациях фашистского типа и толка, однако проблема явно нерешительно ставится и заслуживает специального изучения
Фашистская диктатура, как форма реакционного господства крупного капитала, устанавливается в нескольких случаях. В первом случае (классический германский фашизм) фашистская диктатура устанавливается для достижения двух целей (ликвидация левой опасности внутри страны, мобилизация людских и материальных ресурсов на внешнюю экспансию). Во втором случае фашизация является средством борьбы с левыми без целей внешней экспансии (Португалия, Испания, Чили). Японский фашизм представляет собой третью его разновидность, преследующую цель обеспечения внутренних условий для внешней экспансии в отсутствие серьезной опасности слева и для превентивной ее ликвидации.
Ряд современных авторов отмечает бросающуюся в глаза аналогию между Германией и Японией в межвоенный период, несмотря на всю разницу между ними в культурно-политических традициях. Обе страны после первой мировой войны были лишены многого из того, чем ранее обладали (Германия после поражения, Япония - после победных захватов). Молодое офицерство Японии требовало и добивалось фактически того же и теми же методами, что и германские нацисты (ставки на культ силы, вседозволенности и национальной исключительности, диктатуры внутри страны и внешней экспансии высшей арийской и расы Ямато ). В то же время, следует отметить специфические особенности фашизма японского типа:
во-первых, его идейную раздробленность, отсутствие азбуки фашизма типа Майн Кампф , единой целостной идеологии, идеологов фашизма типа Гитлера и Розенберга. Японский фашизм более национален и в большей степени базируется на традиционных шовинистическо-монархических культах о божественном происхождении Императора и предназначении расы Ямато идти по императорскому пути Кадо, чтобы накрыть все восемь углов света японской крышей Хакко Иццу (при этом цель оправдывает все применяемые средства). Знаменем японского фашизма была не партия, а Император.
во-вторых, его организационную раздробленность: не было единой Партии, но существовали несколько десятков правонационалистических организаций типа партий и еще большее количество религиозно-этических обществ.
в-третьих, были существенные отличия в самом процессе установления фашистской диктатуры. В Германии это произошло одномоментно с приходом НСДАП к власти и сломом прежней государственной машины. Фашизация Японии происходила не путем прихода к власти какой-либо партии (хотя молодые офицеры и концерны и играли ее роль) и слома старого госаппарата, а путем постепенного усиления элементов диктатуры в рамках существующей государственной машины без ее слома. В отличие от Германии диктаторская инициатива исходила не извне, но изнутри государственных структур (часть офицерского корпуса).
Растянутость процесса фашизации Японии обусловлена вышеуказанными двумя особенностями местного фашистского движения. Среди молодых офицеров наблюдалось соперничество двух группировок. Первая из них умеренно фашистская , известная как Группа контроля (Тосэйха). Ее целью было постепенное и методичное усиление влияния молодых в Вооруженных силах, и Армии в государстве. Сторонников другой организации молодых офицеров Кадоха (Группа Императорского пути ) не устраивал принцип постепенности захвата власти. Стремясь ускорить этот процесс, бешеные из Кадохи прибегали к самой беззастенчивой социальной демагогии: натравливали рабочих на старые концерны, у которых на гражданских предприятиях была низкая зарплата, и приобретали ореол борцов против капитализма ; нападали на буржуазные партии, не желавшие установления диктатуры, под лозунгом Пусть каждый убьет по одному партийному активисту . Впоследствии министр иностранных дел Мацуока представится Сталину, как моральный коммунист . Не ограничиваясь демагогическими призывами, кадохи перешли к индивидуальному террору против умеренных министров и членов Тосэйха (ими был убит лидер группы контроля генерал Нагано, преемником которого стал небезызвестный генерал Тодзио). Кадоха даже строили планы захвата Императора и установления правления страной от его имени.
Раздоры в стане правонационалистов могли поставить под угрозу все их планы. Доказательством этому послужили итоги выборов 1936 и 1937 г.: большинство избирателей выступили против сил войны и фашизма. Стало ясно, что демократической процедурой к руководству страной прийти не удастся. Это побудило членов обеих фашистских группировок к объединению усилий при ведущей роли Тосэйха и переходу к новому этапу агрессии на материке как поводу для закручивания гаек внутри страны. Вместо ликвидированных партий и профсоюзов была создана военизированная организация типа фашистской Партии Ассоциация помощи трону , которая ввела в стране тотальную политико-идеологическую систему жесткого контроля всех сфер жизни общества.
5. Внешняя политика Японии в период установления фашистской диктатуры
В 1927 г. главой правительства Японии стал близкий к молодым офицерам генерал Танака, попытавшийся проводить позитивную внешнюю политику. На так называемой Восточной конференции представителей Армии, монополий и дипломатов в 1929 г. был принят меморандум Танака - план завоевания Японией мирового господства в 7 этапов (Манчжурия, Монголия, Китай, советский Дальний Восток , страны Южных морей, Европа, США). Появившиеся в последние годы утверждения, что указанный документ на самом деле фальшивка ИНО НКВД, сути дела не меняют - ибо первые шаги Японии на материке удивительно совпадают с очередностью этапов, намеченных Меморандумом. В 1931 г. японские войска захватили Манчжурию и провозгласили марионеточное государство Манчжоу-Го во главе с последним китайским императором Пу И. В 1937 г., вдохновленная репрессиями Сталина против командных кадров РККА, японская военщина распространила агрессию на остальной Китай. В 1938-39 гг. проводилось зондирование прочности советской обороны на Хасане и Халхин-Голе. С заключением Антикоминтерновского Пакта и сопутствующих ему военных договоренностей сложилась агрессивная ось Берлин - Рим - Токио. Были разработаны планы ведения войны против СССР (Оцу, Кантокуэн). Вплоть до августа 1939 г. все западные державы подталкивали Японию к агрессии в северном направлении, и в Токио склонялись к этому по идеологическим и вполне прагматическим соображениям. Была даже определена линия разграничения зон германской и японской оккупации по широте Омска.
Заключение советско-германского Пакта о ненападении (без предварительного извещения Токио Берлином о его подготовке) заставило японское руководство пересмотреть приоритеты своей экспансии. Поскольку в Токио не собирались воевать с СССР в одиночку, получив уроки Хасана и Халхин-Гола, началась соответствующая перестройка военной промышленности Японии в пользу усиления ее авиации и флота для операций против западных держав в АТР. Желая обеспечить себе тылы с Севера, Япония пошла на подписание 5 апреля 1941 г. Пакта о нейтралитете с СССР, не известив об этом предварительно Берлин. Таким образом, советская дипломатия заключением столь критикуемых ныне Пактов 1939 г. и 1941 г. разъединила Берлин и Токио, развела их агрессивные устремления по разным направлениям, превратила японо-германский альянс фактически в бездействующий и обезопасила СССР от войны на два фронта.
В тексте советско-японского Пакта о нейтралитете, вступившего в силу 25 апреля 1941 г. на пятилетний срок, говорилось: Если одна из Договаривающихся Сторон подвергнется агрессии со стороны третьей или третьих стран, то другая Договаривающаяся Сторона обязуется сохранять нейтралитет в течение всего конфликта . Предусматривалась также возможность продления Пакта на второй пятилетний срок, если за год до истечения первого срока действия Пакта не имеется заявления одной из Сторон о желании его денонсировать.
Заключение
Главной движущей силой консервативно-революционного движения в Японии предвоенного периода стала армия, политическая роль которой непрерывно возрастала. В силу совершенно особого положения, которое занимала японская армия в государстве и обществе, любые процессы, происходившие в ней или связанные с ней, приобретали исключительное значение.
Радикальные круги офицерства (в меньшей степени, генералитета) пришли к пониманию необходимости радикальных внутриполитических преобразований, причем многие трактовали их в консервативно-революционном ключе и находили единомышленников в среде консервативных революционеров из гражданских лиц (Окава, Кита, Татибана, Акамацу). Наиболее радикальное, точнее, экстремистское крыло «молодого офицерства», расположенное к применению тактики «прямого действия», сосредоточило внимание на «негативной» стороне дела, призывая разрушить существующий в стране порядок (они называли это «конструктивной деструкцией») и не имея четкой позитивной программы действий на случай взятия власти. Тупиковость такого подхода показали военные мятежи 15 мая 1932 г. и 26-29 февраля 1936 г.
Они не только окончились неудачей, но дискредитировали идею преобразований, осуществляемых революционным, насильственным путем, в глазах как правящей элиты, так и большинства населения страны. В то же время необходимость в радикальных реформах - прежде всего в политической сфере - становилась все более явной. Политическая система Японии продолжала развиваться по авторитарному пути, и кульминацией этого процесса стало создание в 1940 г. «новой политической структуры» - массового, парагосударственного политического образования общенационального масштаба - и Ассоциации помощи трону (АПТ) как его основы. Они должны были включить в себя все существовавшие в стране партии, общественные и политические организации, профсоюзы и т.д. и стать, таким образом, костяком единого «государственного организма», политическим эквивалентом кокутай. Однако, АПТ с самого начала была ареной борьбы радикальных реформаторов и консервативных революционеров против бюрократов, которая окончилась победой последних в 1941 г. В результате «новая политическая структура» полностью утратила реформаторский потенциал и никакой заметной роли в политической жизни страны более не играла.
В Японии второй половины 1920-х - начала 1940-х годов существовали несомненные предпосылки для реализации консервативной революции в виде единого политического движения национального масштаба или в виде совокупности эффективных радикальных политических и социальных реформ. Ни в той, ни в другой форме консервативная революция не состоялась, но оказала значительное воздействие на всю жизнь страны - сначала как движение за Сёва исин», потом как концепция «новой политической структуры» и попытки ее реализации.
После поражения Японии во второй мировой войне и последовавших за этим демократических реформ, проведенных по планам и под руководством американских оккупационных властей, роль консервативной революции в политике и идеологии Японии сошла на нет. Радикально-националистическое движение, отказавшееся от любых планов «национальной реконструкции», маргинализировалось и утратило политическое значение, идеологический и социальный престиж. Что же касается политики и идеологии консервативного крыла правящей элиты (консерваторы 1950-х годов и неоконсерваторы 1980-1990-х годов), то оно полностью порвало с идеями и традициями консервативной революции, ориентируясь на интернационализацию и глобализацию, на стратегическое партнерство с США и подчинение их курсу, на «общечеловеческие ценности» либерального типа. Именно это является основой той либерально-консервативной ортодоксии, которой руководствуется современный японский истеблишмент и которая полностью противоположна консервативной революции, как в политике, так и в идеологии.
Список литературы
1. Брюсов В. Новая эпоха во всемирной истории // «Русская мысль», 2003, № 6.
. ВКП(б), Коминтерн и Япония, 1917-1941. М„ 2001.3. (Генон Р. Кризис современного мира. М., 2001.
. История войны на Тихом океане. Пер. с яп. ТТ. I-V. М., 2006
. . Катаяма Сэн. Фашизм в Японии 11 Мировой фашизм. М.-Пг., 2003.
. . Ким Р.Н. О фашизме в Японии // «Новый Восток», 2003, № 4.
. Коваленко И.И. Япония. Очерки истории. М., 2007.
. Ковапьчук М.К. Правительственный кризис 1873 г.: внутриполитические и внешнеполитические причины // Япония. Ежегодник. 2001/2002.
. Латышев И.А. Внутренняя политика японского империализма накануне войны. М., 2005.
. Лемин И.М. Пропаганда войны в Японии и Германии. М., 2008.
. Лосев А.Ф. Фашизм. М., 2010
. Мазуров И.В. Японский фашизм. М., 2006.
. Михайлова Ю.Д. Фашизм в Японии. М., 2008.
. Михайлова Ю.Д. Японская национальная идея и Мотоори Норинага: вымысел или реальность // «Восток», 2005, № 4.
. 28. Молодяков В.Э. Образ Японии в Европе и России второй половины XIX начала XX веков. М.-Токио, 2006.
. Молодяков В.Э. «Инцидент 26 февраля» шестьдесят лет спустя // Япония. 19951996. Ежегодник. М., 2006.
. Молодяков В.Э. Рихард Зорге воин Евразии (к 100-летию со дня рождения) // «Знакомьтесь-Япония», № 13, 2006.
. Молодяков В.Э. Метафизика «государственного организма» (учение о кокутай и японская Традиция)//«Знакомьтесь-Япония», №17, 2007.
. Молодяков В.Э. Три интернационализации Японии // Япония и глобальные проблемы человечества. М., 2009.
. Молодякова Э.В., Маркарьян С.Б. Японское общество: книга перемен. М., 2006.
. . Нагата X История Японии. М., 2001.
. Конрой Т. Японская угроза. М., 2004.
Репетиторство
Нужна помощь по изучению какой-либы темы?
Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку
с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.
Япония вышла из первой мировой войны, увеличив свои колониальные владения за счет захвата германских колоний на Тихом океане. Рост промышленности, особенно военной, стимулировал усиление позиций крупных финансово-промышленных концернов «дзайбацу». Вместе с тем сохранение феодальных пережитков в сельском хозяйстве, обрекавшее крестьян-арендаторов на крайне скудное существование, сдерживало развитие внутреннего рынка. Не менее тяжелым было положение и городских трудящихся.
Социально-экономические и политические противоречия достигли особой остроты в период кризисов 20-х -- начала 30-х годов. Выход из создавшегося положения правящие круги видели в ужесточении военно-полицейского режима в стране и активизации колониальной экспансии. Подготовка к новой большой войне стала определяющим фактором государственной жизни.
Временная послевоенная стабилизация японского капитализма сменилась экономическим кризисом 1927 г., не успев выйти из которого, Япония была ввергнута в мировой экономический кризис конца 20-начала 30-х гг. Этот кризис оказался сокрушительным для страны. Он затронул и промышленность, и сельское хозяйство.
В обстановке экономических потрясений, роста классовых противоречий и усиливающихся разногласий в самом правящем лагере финансовая олигархия делает ставку на сильную власть, на рвущуюся к установлению открытой диктатуры военщину, которая резко критикует парламентские буржуазно-помещичьи партии - Минсэйто и Сэйюкай - за неспособность навести в стране "твердый порядок".
После периода относительной либерализации политического режима, с конца 20-начала 30-х гг. начинается поворот Японии к фашизму, закончившийся установлением в годы второй мировой войны монархо-профашистской диктатуры.
Одновременно с проведением либерально-демократической реформы в Японии в период между двумя мировыми войнами была издана серия антиконституционных законов, которые обеспечивали фашизацию государственного строя этой страны. Новые законы были направлены против рабочего и демократического движения (о принудительном арбитраже в трудовых конфликтах, об охране порядка полицией на предприятиях во время стачки и др.).
В 1925 г. был принят закон об охране общественного спокойствия. Основная направленность закона была сформулирована в первом его параграфе: "Лица, создающие организации, имеющие целью изменение государственного строя или уничтожение системы частной собственности, сочувствующие этому и вступившие в эти организации, подлежат наказанию каторжными работами или тюремным заключением сроком до 10 лет".
В 1928 г. императорский указ за принадлежность к коммунистическим организациям устанавливал смертную казнь. Эти законы были первым шагом по пути фашизации Японии.
В 1931 г. в Японии был принят Закон о картелях (он был принят на 5 лет, но в 1936 г. продлен еще на пятилетие), предусматривающий обязательное соглашение между крупными фирмами о квотах производства, о контроле над распределением продукции и установлением цен; в 1933 г. - Закон о создании полугосударственного треста, в руки которого переходило все производство чугуна и 50% стали.
С 1938 г. законодательным путем вводится государственный контроль над финансами, торговлей, транспортом, рабочей силой, сферами распределения продукции. По существу, уже в это время японское правительство начинает проводить мероприятия, которые в дальнейшем стали основой экономической политики профашистского режима.
В 1931 г. Япония оккупировала Северо - Восточный Китай, где было образовано марионеточное государство Маньчжоу-Го, на территории которого была расквартирована японская Квантунская армия. В 1937 г. началась агрессия Японии в отношении Китайской республики, втянувшая страну во II мировую войну.
Милитаризация экономики, связанная с усилением политики военных авантюр в Китае, подготовкой войны с СССР, сопровождалась постепенным установлением государственного контроля над производством.
Ярким показателем фашизации Японии становятся бурный рост профашистских организаций, создававшихся при прямой поддержке правящей верхушки, и усиление их политического взаимодействия.
Для решения своих задач ультраправые, ультранационалистические организации используют традиционный тэнноизм, что приводит к упрочению его главных идейных позиций, ставших стержнем профашистско-монархической идеологии милитаристской Японии. Вместе с тем в тэнноизм вносятся и новые идеи, органически сочетающиеся со старыми, - идеи расового превосходства японцев, оправдывающие их право на господство над всеми другими народами и расами. Культ императора эклектически увязывается с заимствованными у Европы идеями создания "нового порядка" и пр.
В 1932 и 1936 гг. происходят первые попытки фашистских переворотов, подавление которых свидетельствовало о не устраненных еще противоречиях в правящем лагере. Временная консолидация буржуазно-помещичьих партий в Японии в 1937 г. на базе подавления левых сил и признания военной программы открыла путь не только к "большой войне", но и к окончательному установлению профашистского, открыто террористического режима.
В 1937--1939 и 1940--1941 гг. на посту министра-президента был принц Коноэ -- сторонник тоталитарного строя, ставленник милитаристов и «дзайбаиу». Его правительство, состоявшее из представителей армии и флота, а также крупнейших концернов «Мицубиси», «Мицуи», «Сумитомо», объявило о создании «новой политической структуры». Всем легальным политическим партиям было «предложено» самораспуститься Милехина Е.В. История государства и права зарубежных стран.- М.,2000..
Условия военного времени привели к деформации конституционного строя Японии. Устанавливается военно-фашистская диктатура с террористическим политическим режимом.
Характерно, что этот режим не был следствием государственного переворота, не сопровождался существенной перестройкой государственного аппарата. Он был введен конституционным правительством путем создания "новой политической структуры". В соответствии с ней вместо распущенных партий и организаций создавалась единая для всей страны полуобщественная, полугосударственная организация "Ассоциация помощи трону" (АПТ), состоящая на государственном бюджете и возглавляемая премьер-министром. На местах - в префектурах, уездах, городах и селах функционировали местные отделы АПТ. Её основные подразделения возглавляли представители военной и гражданской бюрократии, а также пользующиеся доверием руководители самораспустившихся партий.
Первичной ячейкой АПТ являлась "соседская община", объединявшая 10-12 семей. Каждые 30-40 общин объединялись в "ассоциацию" улицы или села, подчинявшуюся местному отделу АПТ. Члены "общины" обязаны были следить за настроением и поведением соседей и представлять в полицию соответствующую информацию.
В это время не только сохранялась сильная монархическая власть, такие феодальные атрибуты японской монархии, как Тайный совет, Министерство императорского двора, но и достиг своего апогея тот фанатичный культ императора, который упорно насаждался вместе с активизацией милитаристских, крайне агрессивных кругов.
"Новая политическая структура", олицетворявшая монархо-профашистский режим в Японии, не была фашистской партией. Она представляла собой разветвленную полицейско-бюрократическую сеть органов "движения помощи трону", начиная от верхушечной "Ассоциации помощи трону" и кончая сельскими отделениями движения.
Во главе "Ассоциации помощи трону" стоял министр-президент, ее верхние этажи заполнялись министрами, генералами, адмиралами, высшими чиновниками . Через губернаторов префектур и мэров городов, а также сельских старост Ассоциация включала всю бюрократию, а через общество резервистов - всю военщину.
В состав Ассоциации вошли на правах коллективных членов бывшие партии, различные общества и союзы. Взамен распущенных профсоюзов были созданы «общества служения отечеству», возглавляемые назначаемыми правительством должностными лицами Меняйло Д.В. Государство и право стран Древнего Востока. - Белгород,2008..
"Ассоциация помощи трону" объединяла различные верноподнические по отношению к императору и правительству общественные организации. Это ассоциации женщин, молодежи, рабочих, интеллигенции и т. д. В итоге все население страны было включено в военно-бюрократическую структуру, призванную организационно и идеологически обеспечить выполнение правительственного курса: "Императорский путь и создание самопроцветающей Азии".
С помощью этих организаций в невиданных даже для Японии масштабах устанавливается режим всеобщей полицейской слежки, подавления инакомыслия, усиливается культ императора, пропагандируется шовинизм. В итоге фактически все взрослое население страны было включено в глобальную военно-бюрократическую структуру, призванную организационно и идеологически подготовить население к войне.
"Самораспустившиеся" буржуазно-помещичьи партии были также включены в "новую политическую структуру" путем создания в 1942 г. "Политической ассоциации помощи трону", которая объединяла большинство депутатов парламента, весь актив партий Сэйюкай и Минсейто.
Женщины принудительно объединялись в "Женскую ассоциацию обороны родины", в "Общество женщин-патриоток", писатели и работники печати - в "Патриотический союз работников печати и литературы" и пр. Жестоко были подавлены все ранее созданные организации рабочих, распущены профсоюзы, вместо которых было сформировано "Общество служения отечеству" во главе с правительственными чиновниками. Законами 1938, 1939 гг. "О всеобщей регистрации и всеобщей мобилизации" был запрещен самовольный переход рабочих с одного предприятия на другое.
В условиях существования "новой политической структуры" был пересмотрен в сторону дальнейшего ужесточения, вплоть до применения смертной казни, Закон "Об охране порядка". В 1941 г. был принят также Закон "Об обеспечении национальной обороны", согласно которому преследовалось всякое "распространение сведений, наносящих вред общественному спокойствию и порядку". Под такие действия могли быть подведены любые проявления общественного недовольства. Вводилась система повальной полицейской слежки, возрождалась с этой целью сеть таких средневековых учреждений, как сельские соседские общины, которые через местные ячейки "Ассоциации помощи трону" получили ряд административных и полицейских функций.
"Моральному воспитанию" в духе тэнноизма подвергалось все население, особенно армия. Под контроль "Ассоциации помощи трону" были поставлены все средства массовой информации. Для пропаганды великодержавных идей в 1941 г. была создана массовая националистическая организация "Восточноазиатская лига великой Японии". Своеобразной "библией" тэнноизма стала в это время брошюра изданная в 1937 г. Министерством просвещения, "Основные принципы императорского пути". Состоящая из канонизированных идеологических требований, предъявляемых к "подданным великой Японской империи", основанная на признании "божественного" происхождения императорской династии, "вечной, как Небо и Земля", она использовалась в качестве основы "морального воспитания", обучения в школах, университетах и пр. Не случайно из всех официальных издании по тэнноизму директивой штаба оккупационных властей от 15 декабря 1945 г. эта брошюра была запрещена для дальнейшего распространения.
"Новой политической структуре" соответствовала "новая экономическая структура", которая служила полному подчинению японской экономики задачам усиления военной мощи, готовности к войне. В соответствии с "новой экономической структурой" в основных отраслях промышленности, в торговле, финансах создавались "контрольные ассоциации", принудительно объединявшие все предприятия той или иной отрасли или района. Их возглавляли назначаемые правительством из представителей крупного корпоративного капитала президенты, которым вверялся контроль над производством, сырьем, ценами, право регулировать распределение рабочей силы и пр., что на практике привело к установлению военно-каторжного режима труда для рабочих, лишению их каких бы то ни было легальных возможностей отстаивать свои права.
В их ведение передавалось решение важнейших вопросов производства и сбыта: распределение сырья, энергоносителей, рабочей силы, определение цен, основных условий труда, зарплаты и др. Забастовки объявлялись государственным преступлением. Общества служения отечеству включались в «новую экономическую структуру». Продолжительность и интенсивность труда рабочих резко возросли. Таким путем и экономика страны была милитаризована. В декабре 1941 г. Япония, которая уже вела агрессивную войну с Китаем, внезапно напала на американскую военно-морскую базу Пирл-Харбор и начала войну с США, а вскоре и с другими государствами -- членами антигитлеровской коалиции.
В годы войны четко проявилась тенденция к сращиванию функций административного, полицейского и военного аппаратов. Усиление централизации местного управления сопровождалось созданием надпрефектурных органов, возглавляемых сначала губернаторами крупных префектур, а затем генеральными комиссарами, командующими войсками округов. Деятельность полиции поддерживалась военной жандармерией, военизированными отрядами, создаваемыми по образцу штурмовых отрядов нацистской Германии История государства и права зарубежных стран. Часть 2 .Учебник для вузов. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О. А.- М.- Издательство НОРМА, 1996..