Толстой на кавказе краткое сообщение. Военная и кавказская тема в творчестве толстого
Весной 1851 года 22-летний Лев Николаевич Толстой принял решение покончить со своей «безалаберной, без цели и без службы» жизнью в кругу великосветской молодёжи и вместе с братом Николаем Николаевичем, офицером артиллерии, уехал на Кавказ. 30 мая 1851 года они прибыли в станицу Старогладковскую.
Величественная природа Кавказа потрясла Льва Николаевича. «Вдруг он увидал, шагах в двадцати от себя, как ему показалось в первую минуту, чисто-белые громады с их снежными очертаниями и причудливую, отчётливую воздушную линию их вершин и далёкого неба. И когда он понял всю даль между им и горами и небом, всю громадность гор, и когда почувствовалась ему вся бесконечность этой красоты, он испугался, что это призрак, сон. Он встряхнулся, чтобы проснуться. Горы были всё те же».
Первыми впечатлениями об увиденном на Кавказе Толстой делится со своими московскими родственниками: «Здесь чудесные виды, начиная с той местности, где самые источники; огромная каменная гора, камни громоздятся друг на друга; иные, оторвавшись, составляют как бы гроты, другие висят на большой высоте, пересекаемые потоками горячей воды , которые с грохотом срываются в иных местах и застилают, особенно по утрам, верхнюю часть горы белым паром, непрерывно поднимающимся от этой кипящей воды. Вода до такой степени горяча, что яйца свариваются (вкрутую) в три минуты.
Женщины в большинстве красивы и хорошо сложены. Восточный их наряд прелестен, хотя и беден. Живописные группы женщин и дикая красота местности - прямо очаровательная картина, и я часто любуюсь ею».
В свои дневники и тетради Толстой записывал всё, что видел вокруг. Эти записи явились источниками будущих его произведений, стали настоящей энциклопедией о Кавказе тех лет. Историческая ценность многочисленных записей Толстого об увиденном на Кавказе состоит в том, что они выполнены лицом, непосредственно наблюдавшим описанные им события. Именно в этом и состоит особая значимость произведений Толстого, подарившего нам, его потомкам, в качестве драгоценного наследия бесценные сведения о событиях «дней минувших». Уже тогда писатель как бы предупреждал своих потомков об особенностях Кавказа и проживающих там народов, обращал внимание на проблемы взаимоотношений между ними. Уже тогда Толстой как бы предупреждал нас о том, что без справедливого разрешения этих проблем невозможно обеспечить стабильную и процветающую жизнь проживающих на Кавказе народов.
Во время пребывания на Кавказе Толстой в течение ряда лет проживал в станице Старогладковской. Именно там сформировался его особенный, «толстовский», взгляд на мир, позволивший ему затем создать литературные шедевры, признанные во всём мире. Станица вошла в историю ещё и тем, что являлась укреплением гребенских казаков.
«Станица была обнесена земляным валом и колючим терновником,- писал Толстой, - Выезжают из станицы и въезжают в неё высокими на столбах воротами с небольшою, крытою камышом крышкой, около которых стоит на деревянном лафете пушка, уродливая, сто лет не стрелявшая, когда-то отбитая казаками. Казак в форме, в шашке и ружье иногда стоит, иногда не стоит на часах у ворот, иногда делает, иногда не делает фрунт проходящему офицеру».
Читая подробно описанную дорогу между станицами, невольно ощущаешь, что это ты сам едешь по этой дороге, осматривая кордоны казаков и вышки с солдатами, что это ты сам въезжаешь через ворота в станицу и становишься участником её повседневной жизни.
«Дома казаков все подняты на столбах от земли на аршин и более, опрятно покрыты камышом, с высокими князьками. Все ежели не новы, то прямы, чисты, с разнообразными высокими крылечками и не прилеплены друг к другу, а просторно и живописно расположены широкими улицами и переулками.
Перед светлыми большими окнами многих домов, за огородками, поднимаются выше хат тёмно-зелёные раины, нежные светлолиственные акации с белыми душистыми цветами, и тут же - нагло блестящие жёлтые подсолнухи и вьющиеся лозы травянок и винограда.
На широкой площади виднеются три лавочки с красным товаром, семечком, стручками и пряниками, и за высокой оградой, из-за ряда старых раин, виднеется, длиннее и выше всех других, дом полкового командира со створчатыми окнами».
В описание станицы органически мягко и тепло вплетается обращение писателя к природе, как составной части повседневности размеренной и давно устоявшейся жизни казаков: «Был тот особенный вечер, который бывает только на Кавказе. Солнце зашло за горы, но было ещё светло. Заря охватила треть неба, и на свете зари резко отделялись беломатовые громады гор. Воздух был редок, неподвижен и звучен. Длинная, в несколько верст, тень ложилась от гор на степи».
Описание вечерней природы Толстой плавно переводит на описание вечерней жизни населения станицы: «...станица в эту пору вечера особенно оживляется. Со всех сторон продвигается пешком, верхом и на скрипучих арбах народ к станице. Девки в подоткнутых рубахах, с хворостинами, весело болтая, бегут к воротам навстречу скотине, которая толпится в облаке пыли и комаров, приведённых ею за собой из степи.
Сытые коровы и буйволицы разбредаются по улицам, и казачки в цветных бешметах снуют между ними. Слышен их резкий говор, весёлый смех и визги, перебиваемые рёвом скотины. Там казак в оружии, верхом, выпросившийся с кордона, подъезжает к хате и, перегибаясь к окну, постукивает в него, и вслед за стуком показывается красивая молодая голова казачки и слышатся улыбающиеся ласковые речи.
Визжат казачата, гоняющие кубари на улицах везде, где вышло ровное место. Через заборы, чтобы не обходить, перелезают бабы. Изо всех труб поднимается душистый дым кизяка. На каждом дворе слышится усиленная хлопотня, предшествующая тишине ночи».
На левом берегу Терека были в то время и другие станицы, между которыми в лесу была проложена дорога - кордонная линия. На правой «немирной» стороне Терека, почти напротив станицы Старогладковской, находилось чеченское селение Хамамат-Юрт. На юге, за Тереком, казацкие станицы граничили с большой Чечнёй. На севере - с Моздокской степью с её песчаными бурунами.
В районе станиц гребенских казаков «Терек, отделяющий казаков от горцев, течёт мутно и быстро, но уже широко и спокойно, постоянно нанося сероватый песок на низкий, заросший камышом правый берег и подмывая обрывистый, хотя и невысокий левый берег с его корнями столетних дубов, гниющих чинар и молодого подроста. По правом берегу расположены мирные, но ещё беспокойные аулы; вдоль по левому берегу, в полуверсте от воды, на расстоянии семи и восьми вёрст одна от другой, расположены станицы.»
Гребенцы - это старейшая казачья община, сформировавшаяся в конце 15-начале 16 веков в предгорьях Северо-Восточного Кавказа из переселившихся сюда донских казаков и беглых крестьян из областей Великого Московского княжества.
Сложившаяся община казаков заселила постепенно урочище Гребни вдоль реки Сунжи. Под давлением соседей - кумыков и чеченцев, которые стали нападать на городки казаков, отгонять их скот, лошадей и брать в плен не только мужчин, но и женщин и детей, гребенцы вынуждены были переместиться на левый берег Терека.
Новые земельные владения гребенцов лежали вдоль реки Терек, напротив впадения в него реки Сунжи, и представляли собой узкую полосу плодородной и лесистой земли: около 86 км в длину и 11-22 км в ширину. Занималось гребенское казачество земледелием, скотоводством, коневодством, рыболовством, виноградорством и виноделием.
После переселения гребенцов с правого берега на левый, из них было сформировано Гребенское казачье войско, входившее в состав иррегулярных войск Российской империи. В 1870 году из гребенцов был сформирован казачий полк в составе Терского казачьего войска.
Находясь на Кавказе, гребенцы, несмотря на удаление от России, сохранили в прежней чистоте русский язык и старую веру. Наиболее известное описание характера «воинственного, красивого и богатого староверческого русского населения, называемого «гребенскими казаками», дал Толстой. Описывая гребенцов, он отмечал их связи с горским населением.
«Живя между чеченцами, казаки перероднились с ними, и усвоили себе обычаи жизни и нравы горцев; ещё до сих пор казацкие роды считаются родством с чеченскими, и любовь к свободе, праздности, грабежам и войне составляют главные черты их характера. Щегольство в одежде состоит в подражании черкесу. Лучшее оружие казаки добывали у горцев, лучших лошадей покупали у них же»
Перенимая окружающую культуру горцев, «молодец казак, щеголяя знанием татарского языка и, разгулявшись, даже со своим братом говорит по-татарски. «Несмотря на то, этот христианский народец, закинутый в уголок земли, окружённой полудикими магометанскими племенами и солдатами, считает себя на высокой степени развития и признаёт человеком только одного казака, на всё же остальное смотрит с презрением». В своих произведениях Л. Толстой отмечал неприязнь гребенских казаков к российскому влиянию, которое «выражается только с невыгодной стороны: стеснением в выборах, снятием колоколов и войсками, которые стоят и проходят там».
Наблюдая за жизнью гребенцов, Толстой писал: «Казак, по влечению, менее ненавидит джигита-горца, который убил его брата, чем солдата, который стоит у него, чтобы защищать его станицу, но который закурил табаком его хату. Он уважает врага-горца, но презирает чужого для него и угнетателя-солдата. Собственно, русский мужик для казака есть какое-то чуждое, дикое и презренное существо, которого образчик он видел в заходящих торгашах и переселенцах-малороссиянах, которых казаки презрительно называют шаповалами».
В год прибытия Толстого на Кавказ там продолжалась война с горцами. Русские войска под началом князя А.И. Барятинского отвоёвывали всё новые районы, вынуждая горцев уходить в горы. Многие горцы упали духом и переходили на сторону русских. В качестве добровольца Толстой участвовал в боевых операциях. Он наблюдал жизнь солдат и офицеров, узнал войну, видел тяжёлые последствия набегов на горские аулы.
Толстой полюбил Кавказ и решил остаться здесь на военной или гражданской службе, «всё равно, только на Кавказе, а не в России». Более того, он настолько полюбил быт и свободную жизнь казаков, их близость к природе, что даже серьёзно стал думать «приписаться в казаки, купить избу, скотину, жениться на казачке».
Жизнь на Кавказе среди простых людей и богатой природы оказала на Толстого благотворное влияние . Он чувствует себя свежим, бодрым, счастливым и удивляется, как он мог так праздно и бесцельно жить раньше. Только на Кавказе ему стало ясно, что такое счастье. Счастье - это быть близким к природе, жить для других, - решает он. Толстому нравится и общий строй жизни казачества; своей воинственностью и свободой он казался ему идеалом для жизни и всего русского народа. Но как не восхищался он и людьми, и природой Кавказа, как не хотелось ему связать свою судьбу с этими людьми, он всё же понимал, что слиться с жизнью простого народа он не сможет.
В станице Старогладковской Толстому нравятся жизнь и быт казаков, никогда не знавших крепостного права, их независимый, мужественный характер, особенно у женщин. Он изучает самый распространённый среди горцев-мусульман кумыкский язык и записывает чеченские песни, учится джигитовать. Среди горцев Толстой находит много замечательных, смелых и самоотверженных, простых и близких к природе людей.
В офицерском обществе он чувствовал себя одиноко. Его больше привлекали солдаты, в которых он сумел оценить простоту, доброе сердце, стойкость и мужество. Но особенно привлекательна была для него вольная жизнь казаков, Он подружился со старым казаком - охотником Епифаном Сехиным, слушал и записывал его рассказы, казачьи песни. Черты характера этого человека Толстой запечатлел позднее в образе дяди Ерошки в «Казаках». Он говорит про него: «Это чрезвычайно интересный, вероятно, уже последний тип гребенских казаков. Он был огромного роста, с седою как лунь широкою бородой и широкими плечами, и грудью. На нём был оборванный подоткнутый зипун, на ногах обвязанные верёвочками по онучам оленьи поршни и растрёпанная белая шапчонка. За спиной он нёс через одно плечо кобылку и мешок с курочкой и кобчиком для приманки ястреба; через другое плечо он нёс на ремне дикую убитую кошку ; на спине за поясом заткнуты были мешочек с пулями, порохом и хлебом, конский хвост, чтоб отмахиваться от комаров, большой кинжал с порванными ножнами, испачканными старою кровью, и два убитые фазана». Толстой ходил на охоту с этим старым 90-летним казаком, что позволило писателю столь красочно описать его внешность и многочисленные охотничьи предметы.
28 августа 1853 года Толстой начинает писать знаменитую повесть «Казаки», над которой работал в общей сложности около десяти лет с перерывами. Заглавие точно передаёт смысл и пафос произведения, в котором утверждается красота и значительность жизни. В повести простая, близкая к природе трудовая жизнь казаков показана как социальный и нравственный идеал . Труд - необходимая и радостная основа народной жизни , но труд не на помещичьей, а на своей земле. Так решил Толстой ещё в начале 60-х годов самый злободневный вопрос эпохи. Никто сильнее его не выразил в своём творчестве эту мечту русского мужика. Ни одно из произведений Толстого не проникнуто такой верой в стихийную силу жизни и её торжество, как «Казаки».
Первая часть повести «Казаки» была напечатана в журнале «Русский вестник» в 1863 году. В этом произведении писатель соединил описание прекрасной природы Кавказа, глубоко личные переживания её героя Оленина с величавой характеристикой целого народа, его быта, веры, трудов и дней.
Работая над «Казаками», Толстой по памяти восстанавливал свои кавказские впечатления, перечитывал кавказские дневники: и беседы с Ерошкой, и похождения на охоту, и любовь к казачке, и ночные стуки в окошко, и любованье казачьими хороводами с песнями и стрельбой, и мечты купить дом и поселиться в станице.
Большое внимание Толстой уделил фольклору и этнографии народностей Кавказа и казачества гребенских станиц. Их быт, нравы, история, народное творчество и язык запечатлены Толстым во многих подробностях и с поразительной художественной точностью.
В описаниях Толстого предстают очаровательные женщины гребенских казаков - сильные, свободные, поразительно красивые и независимые в своих действиях. Они являлись полными хозяйками в своём домашнем очаге. Толстой любовался их красотой, их здоровым сложением, их восточным изящным нарядом, мужественным характером, стойкостью и решительностью. В повести «Казаки» он писал: «Постоянный мужской, тяжёлый труд и заботы дали особенно самостоятельный, мужественный характер гребенской женщине и поразительно развили в ней физическую силу , здравый смысл , решительность и стойкость характера. Женщины большею частью и сильнее, и умнее, и развитие, и красивее казаков. Красота гребенской женщины особенно поразительны соединением самого чистого типа черкесского лица с широким и могучим сложением северной женщины. Казачки носят одежду черкесскую: татарскую рубаху, бешмет и чувяки; но платки завязывают по-русски. Щегольство, чистота и изящество в одежде и убранстве хат составляют привычку и необходимость их жизни».
Под стать казачкам и гребенские казаки и мужчины. Одного из них Толстой описал в образе молодого Лукашки: «...это был высокий, красивый малый лет двадцати... Лицо и всё сложение его выражали большую физическую и нравственную силу . Взглянув на его статное сложение и чернобровое умное лицо, всякий невольно сказал бы: «Молодец малый!».
В моей небольшой работе я отметила то сильное впечатление, которое оказал Кавказ на духовное состояние Толстого. Жизнь в станице Старогладковской позволила ему познать и великолепно описать историю гребенских казаков - относительно малочисленной общины русских людей, оказавшихся на окраине России в окружении враждебных горцев, но крепко сохранивших всё русское, православную веру и преданность своему Отечеству.
Учитывая современную действительность, я полагаю возможным сделать вывод о том, что проблемы Кавказа и его народов, на что указывал писатель, главным образом в районе Чечни и Дагестана, остаются и теперь неразрешёнными, справедливо не решёнными. Вроде бы удалось замирить очередную чеченскую войну, но напряжённость в отношениях между народами этого региона России сохраняется. Нападения боевиков на представителей власти, теракты, гибель людей не прекращаются. Население продолжает находиться в состоянии страха за свою жизнь.
Остаётся недовольным казачество Юга России за несправедливое отобрание у них земель в пользу чеченцев, за вынужденное переселение, за отсутствие поддержки в этом вопросе со стороны властей. Гребенских казаков чеченцы силой и угрозами изгнали из казачьих станиц, расположенных на левом берегу Терека. Теперь весь Шелковской район, его земли, включены в состав Чечни, а бывшие станицы гребенских казаков заселены чеченцами, в том числе и станица Старогладковская, где проживал Толстой во время своего пребывания на Кавказе. Да теперь это уже и не станицы, а Старогладковская уже не Старогладковская, а Старогладовская. Это не всё равно, так как название своё первоначальное станица получила по имени первого своего атамана - Гладкова. При государственной поддержке чеченцы построили там для себя добротные дома и обзавелись хозяйством. Тех, кто пытался сопротивляться, чеченцы нередко убивали, вырезали целые семьи казаков. Необходимо отметить, что казаки гребенские и Юга России не смирились и намерены возвратить себе свои исторические земли и станицы, где чеченцы никогда не проживали, но теперь живут на исконно казачьей земле! Перспективу этой загнанной вглубь проблемы можно только предполагать. При этом ясно одно, главное, - силовым путём её не решить!
Три года, проведенные молодым русским графом на Кавказе, стали не только важной вехой его личной эволюции, но и подарили миру величайшего прозаика и мыслителя.
Роль Кавказских гор как огромной кузницы художественных талантов трудно переоценить. Угодив сюда по своей или по чужой воле, из ее горнила выходили поэты, писатели и художники первой величины. В их творениях эта гордая земля обретала новую жизнь , заселялась героями эпохи и персонажами легенд, становилась центром магнетического притяжения.
И только благодаря толстовской прозе литературный Кавказ стал совсем другим - фокус внимания переключился с романтической мифологии на суть человеческого бытия. Бытия хрупкого и трепетного, но уничтожаемого чуждыми ему политическими амбициями и «государственными интересами».
Толстой на склоне лет говорил, что его жизнь можно разделить на семь периодов, и тот, который он провёл на Кавказе, был одним из самых главных. Хотя, на первый взгляд, в мае 1851 года 23-летний помещик оказался здесь почти случайно. Так и не окончив университетского курса, без должности, без определенных занятий, чуть не проиграв в карты половину наследства, Лёвушка внял уговорам старшего брата Николая - артиллерийского офицера - и отправился «за компанию» к месту службы последнего, за Кавказский хребет.
Да и действительно, жить здесь можно было гораздо экономнее, чем в Москве или Петербурге. К тому же само собой исчезало бремя хозяйственных забот, тяготивших юного владельца Ясной Поляны.
Но Толстой не был бы Толстым, если бы просто сбежал от тягот и неудобств, не имея в виду настоящей и серьезной цели. В дневнике, который он вел всю жизнь, подвергая свои поступки и побуждения беспощадному самоанализу, было дано немедленное объяснение кавказскому вояжу:
«Ехал для того, чтобы быть одному, чтобы испытать нужду, испытать себя в нужде, чтобы испытать опасность, испытать себя в опасности, чтобы искупить трудом и лишениями свои ошибки, чтобы вырваться сразу из старой колеи, начать все снова - и свою жизнь и свое счастье».
Не по Марлинскому
Станица Старогладковская на левом берегу Терека, куда прибыли братья, поначалу сильно разочаровала Льва Николаевича. Позднее он с изрядной долей самоиронии признается, что в своих представлениях о Кавказе, как и большинство соотечественников, находился под гипнотическим влиянием повестей Марлинского и романтических поэм Лермонтова. Его воображению представлялись безупречные ледяные вершины, скалы, бурные потоки, воинственные горцы в бурках и с кинжалами, чинары и голубоглазые черкешенки.
Ожидания были обмануты - ничего из этого набора штампов в станице гребенских казаков не оказалось. Как не обнаружилось и необходимых удобств в съемной квартире, куда определили Льва и Николая. В письме к любимой троюродной тетушке Татьяне Александрове Ергольской Толстой писал:
«Я ожидал, что край этот красив, а оказалось, что вовсе нет. Так как станица расположена в низине, то нет дальних видов».
Впечатление о Кавказе «исправилось» через неделю, когда Николаю было приказано отправиться в Старый Юрт - укрепление под Горячеводском - для охраны и прикрытия больных в лагере. Здесь жадному до новизны Толстому открылись и огромные каменные горы, и источники, в которых «яйца свариваются вкрутую в три минуты», и красивые татарки в «прелестных восточных нарядах». Татарами, подражая терским казакам, русские офицеры называли всех горцев-мусульман, несмотря на то, что в мирном ауле жили чеченцы.
А летом того же года Лев Николаевич принял первое боевое крещение - участвовал вместе с братом в набеге на горцев. Он не имел офицерского звания, а был всего лишь волонтером, вольноопределяющимся: формально Толстой продолжал состоять на гражданской службе в канцелярии Тульского дворянского собрания. Только в октябре ему удастся сдать экзамен на фейерверкера артиллерийской батареи, получив унтер-офицерский чин, и лишь в январе 1854-го, перед началом Крымской кампании, - на прапорщика.
Во время своего дебютного военного похода будущий автор «Войны и мира» впервые увидел вблизи будничную жизнь солдат и офицеров. Наблюдал с изумлением, как накануне битвы отряд спокойно расположился на отдых у ручья. После записал в дневнике то, что поразило его больше всего: «Ни в ком не мог заметить и тени беспокойства перед боем».
Через барьеры
После того как Толстому стал открываться настоящий Кавказ, решительно потеснив размалеванный бутафорский образ, увиделась ему с новой стороны и казачья станица Старогладковская. Гордые, свободные люди , никогда не знавшие крепостного права, их удаль, воинская стать и независимый нрав очаровали русского барина, который, казалось, еще вчера изо всех сил старался казаться «комильфо» и в кругу себе подобных подвергал насмешкам тех, в ком не было «светскости».
Теперь он вспоминал об этом со стыдом и омерзением. Настоящая, подлинная жизнь была здесь, на фоне первозданной природы, вдали от мертвящих условностей цивилизации.
«Все у вас фальчь!» - говорил новый приятель Толстого, 90-летний казак Епифан Сехин, и Лев Николаевич не мог с ним не согласиться. Бесконечные байки старого казака, совместная охота на кабанов были ему стократ интереснее пустых светских бесед. Не удивительно, что колоритный новый знакомец станет впоследствии прототипом обаятельнейшего толстовского персонажа - дяди Ерошки из повести «Казаки».
С Епифаном Сехиным был знаком и брат Льва Николаевича, Николай Николаевич. Брат писателя и сам недурно владел пером - в очерке «Охота на Кавказе» он дал дяде Епишке весьма любопытную характеристику:
«Это чрезвычайно интересный, вероятно, уже последний тип старых гребенских казаков. Епишка, по собственному его выражению, был молодец, вор, мошенник, табуны угонял на ту сторону, людей продавал, чеченцев на аркане водил; теперь он почти девяностолетний одинокий старик. Чего не видел человек этот в своей жизни! Он в казематах сидел не однажды, и в Чечне был несколько раз. Вся жизнь его составляет ряд самых странных приключений: наш старик никогда не работал; самая служба его была не то, что мы теперь привыкли понимать под этим словом. Он или был переводчиком, или исполнял такие поручения, которые исполнять мог, разумеется, только он один: например, привести какого-нибудь абрека, живого или мертвого, из его собственной сакли в город; поджечь дом Бей-булата, известного в то время предводителя горцев, привести к начальнику отряда почетных стариков или аманатов из Чечни; съездить с начальником на охоту… Охота и бражничание - вот две страсти нашего старика: они были и теперь остаются его единственным занятием; все другие его приключения - только эпизоды».
Толстой настолько полюбил быт и свободную жизнь казачества, что всерьез думал, как и его герой Оленин, «приписаться в казаки, купить избу, скотину, жениться на казачке». Мечты не осуществились: невидимые барьеры между русским графом и «детьми природы» оказались слишком прочны. Многие искренние порывы Льва Николаевича станичники воспринимали как господскую блажь и случайный каприз.
Однако весь строй жизни казаков еще долго казался ему идеалом для жизни русского народа. В 1857 году Толстой писал: «Будущность России - казачество: свобода, равенство и обязательная военная служба каждого».
Брат и друг
Живя в Старом Юрте, Толстой крепко сдружился с чеченским юношей Садо Мисорбиевым. Как-то граф защитил его от карточных шулеров, которые во время игры пользовались тем, что чеченец не умеет считать и записывать. Благодарный Садо подарил Льву Николаевичу кошелек: это был первый шаг, который делается на пути к куначеству.
В остроумном французском письме к Татьяне Александровне Ергольской Толстой подробно описал обряд, который он прошел, чтобы стать кунаком Садо:
«По известному обычаю этой нации отдаривать я подарил ему плохонькое ружье, купленное мною за 8 рублей. Чтобы стать кунаком, то есть другом, по обычаю, во-первых, обменяться подарками и затем принять пищу в доме кунака. И тогда становятся друзьями на живот и на смерть, и о чем бы я ни попросил его - деньги, жену, его оружие, все то, что у него есть самого драгоценного,- он должен мне отдать, и равно я ни в чем не могу отказать ему. - Садо позвал меня к себе и предложил быть кунаком. Я пошел. Угостив меня по их обычаю, он предложил мне взять, что мне понравится: оружие, коня, чего бы я ни захотел. Я хотел выбрать что-нибудь менее дорогое и взял уздечку с серебряным набором; но он сказал, что сочтет это за обиду, и принудил меня взять шашку, которой цена по крайней мере 100 рублей серебром. Отец его человек зажиточный, но деньги у него закопаны, и он сыну не дает ни копейки. Чтобы раздобыть денег, сын выкрадывает у врага коней или коров, рискует иногда двадцать раз своей жизнью, чтобы своровать вещь, не стоящую и 10 рублей; делает он это не из корысти, а из удали… У Садо то 100 рублей, а то ни копейки. После моего посещения я подарил ему Николенькины серебряные часы , и мы сделались закадычными друзьями. Часто он мне доказывал свою преданность, подвергая себя разным опасностям для меня; у них это считается за ничто - это стало привычкой и удовольствием».
Садо не зря называл себя кунаком Толстого. Однажды, когда за ними погнался отряд горцев, юноша уступил русскому другу свою лошадь - более быстроходную и выносливую, а сам отвлек внимание погони на себя.
В другой раз чеченец спас Толстого от верного позора - неуплаты карточного долга . Азартность не раз играла с корифеем русской словесности злую шутку: в юности он проиграл в карты главное строение Ясной Поляны - горячо любимый дом, в котором прошло его детство. Вместо 5000 рублей ассигнациями сосед Горохов в счет уплаты долга прихватил все здание: разобрал его по кирпичику да и увез за 30 верст.
На этот раз Садо удалось отыграться за своего кунака. Толстой сидел без денег в Тифлисе, когда чеченец принес его брату Николаю Николаевичу разорванный вексель на пятьсот рублей, давеча проигранных Лёвушкой офицеру Кноррингу. Это было недвусмысленное освобождение от долга. «Будет ли доволен брат мой?» - радостно спрашивал Садо.
Без барабанного боя
В течение кавказского периода, с 1851-го по 1854 год, Толстой написал вещи, которыми сразу заявил о себе как новая надежда русской литературы, мастер зрелый и уверенный. С небольшими интервалами в журнале «Современник» вышли повесть «Детство», рассказы «Набег», «Рубка леса», «Разжалованный», «Записки маркера».
Было ясно, что молодой автор не ищет - он уже нашел. Полностью лишенную подражательства литературную манеру Толстого отличало пристальное внимание к внутренней жизни человека. Он открыл русскому читателю то, что ранее было невыражаемо словами: диалектику души.
Литературоведы уверяют, что в ранних кавказских очерках Толстого уже видна рука создателя романа-эпопеи «Война и мир». Фирменный стиль сказывается в характере изображения батальных сцен и особой военной среды.
От детских понятий о войне как о «молодечестве», с которыми писатель приехал на Кавказ, он постепенно приходит к ее интерпретации как братоубийственной бойни, общего бедствия, противоестественного для человека состояния. Впрочем, пацифистские идеи ничуть не отменяли личного мужества артиллериста Толстого: за военные заслуги он дважды представлялся к Георгиевскому кресту, хотя ни разу его не получил. В первый раз - из-за мелкого дисциплинарного нарушения, во второй - потому что уступил его старому солдату.
«Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звездным небом ? - спрашивает рассказчик в «Набеге». - Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных? Все недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой - этим непосредственнейшим выражением красоты и добра».
Но и перед лицом зла и смерти не блекнут лучшие человеческие проявления. Толстой первым из «военных писателей» сумел разглядеть колоритные типажи русских солдат, изобразить их живые физиономии, передать подлинный язык. Он объяснил, что такое настоящая храбрость и чем она отличается от показной удали и романтической экзальтации.
«В русском, настоящем русском солдате, - пишет Толстой в «Рубке леса», - никогда не заметите хвастовства, ухарства, желания отуманиться, разгорячиться во время опасности: напротив, скромность, простота и способность видеть в опасности совсем другое, чем опасность, составляют отличительные черты его характера».
Образ капитана Хлопова из «Набега» воплощает лучшие черты русского офицерства. Чуждый внешним эффектам и браваде, он спокойно выполняет военное ремесло, не дергая попусту солдат, которые и без того отлично знают свое дело, а только покрикивая на них, если они без причины высовываются под неприятельские пули:
«Он был точно таким же, каким я всегда видал его: те же спокойные движения, тот же ровный голос, то же выражение бесхитростности на его некрасивом, но простом лице ; только по более, чем обыкновенно, светлому взгляду можно было заметить в нем внимание человека, спокойно занятого своим делом. Легко сказать: таким же, как и всегда. Но сколько различных оттенков я замечал в других: один хочет казаться спокойнее, другой суровее, третий веселее, чем обыкновенно; по лицу же капитана заметно, что он и не понимает, зачем казаться».
«Это писал Бог»
Кавказ продолжал подпитывать творчество Толстого долгие годы, если не всегда. Отложенным во времени плодом кавказского периода становятся «Казаки», увидевшие свет в 1863 году. На рубеже 19-го и 20-го веков написан «Хаджи-Мурат» - последняя большая повесть, опубликованная уже после смерти писателя.
«Это поэма о Кавказе, не проповедь, - пояснял Толстой американскому журналисту Джеймсу Крилмену в 1903 году. - Центральная фигура - Хаджи-Мурат - народный герой , который служил России, затем сражался против нее вместе со своим народом, а в конце концов русские снесли ему голову. Это рассказ о народе, презирающем смерть».
Работая над повестью почти через 50 лет после реальных событий , положенных в основу сюжета, писатель безоговорочно отрицает всякую войну, какими бы лозунгами она ни прикрывалась. Все люди - братья, и обязаны жить в мире. Война оказывается нужной лишь двум лицам - императору Николаю Павловичу и вдохновителю «священной войны» против иноверцев имаму Шамилю. И тот, и другой в изображении автора - жестокие, коварные, властолюбивые, безнравственные деспоты, одинаково резко осуждаемые Толстым.
По свидетельству поэта Николая Тихонова, когда повесть «Хаджи-Мурат» была переведена на аварский язык, ее прочитали те, кто еще помнил Шамиля. Они никак не могли поверить, что это написал граф, русский офицер.
«Нет, это не он писал. Это писал Бог», - говорили аварцы.
Такую силу проникновения не только в характер, но в сам строй души другого народа нельзя объяснить рационально. Это то, что называют тайной художника, которая сродни творению новых миров.
Но кроме зрелого толстовского гения во всех «кавказских» произведениях разных лет властно заявляет о себе удивительная энергетика молодости - молодости чувств и красок, свежесть и сила художественного высказывания. Это сделал Толстой, и это сделал Кавказ:
«Я стал тогда думать так, как только раз в жизни люди имеют силу думать. У меня есть мои записи того времени, и теперь, перечитывая их, я не мог понять, чтобы человек мог дойти до такой степени умственной экзальтации, до которой я дошел тогда. Это было и мучительное, и хорошее время . Никогда - ни прежде, ни после - я не доходил до такой высоты мысли, не заглядывал туда, как в это время, продолжавшееся два года. И все, что я нашел тогда, навсегда останется моим убеждением».
Ирина РОДИНА
для журнала «Вестник. Северный Кавказ»
Есть в жизни Льва Николаевича Толстого страницы, малоизвестные широкому кругу читателей. Одна из таких страниц – годы, которые писатель провел на военной службе, а ведь именно это время – одно из важнейших в становлении его как писателя и патриота.
Военной службе Толстой посвятил около пяти лет, из них два года семь месяцев провел на Кавказе. Уезжая из Ясной Поляны по приглашению старшего брата Николая Николаевича Толстого, который служил артиллеристом, Лев Николаевич не думал о военной карьере.
30 мая 1851 года Толстой приезжает в станицу Старогладковскую, расположенную на левом берегу Терека. Льву Николаевичу было чуть больше двадцати лет, и, оказавшись в центре военных действий, он не может не принять участие в «деле» – набеге на горное селение. Молодой человек вел себя достойно и заслужил не только похвалу за храбрость от генерал-майора князя А.И.Барятинского, но и предложение поступить на
военную службу
. Для официального зачисления необходимы бумаги о
дворянском происхождении
Льва Николаевича и об увольнении с гражданской службы, но они затерялись где-то в недрах бюрократической машины Санкт-Петербурга. Это лишает Толстого возможности получения награды – солдатского Георгиевского креста, о котором молодой человек втайне мечтал и который считал наградой за храбрость на поле боя.
В письме в
Ясную Поляну
Толстой пишет: «В походе я имел случай быть два раза представленным к георгиевскому кресту и не мог его получить из-за задержки на несколько дней все той же проклятой бумаги. Список представленных к отличию был представлен 19-го, а 20-го была получена бумага. Откровенно сознаюсь, что из всех военных отличий этот крестик мне больше всего хотелось получить, и что эта неудача вызвала во мне сильную досаду». Несколько позднее, в 1853 году, случилось так, что Лев Николаевич сам отказывается от награждения. 17 февраля 1853 года батарея, в составе которой служил Толстой, принимала участие в нападении на аул Мазлагаш, а затем прикрывала отход отряда. Действия артиллерии были оценены очень высоко и на подразделение были выделены два Георгиевских креста. По мнению начальства, Лев Николаевич был достоин награды, но он отказался в пользу пожилого солдата Андреева. Награда давала тому ряд преимуществ, в том числе право на пожизненную пенсию.
Служба для Толстого не была обременительна, походы редки, учения и дежурства занимали не много времени. Он много путешествует: Кисловодск, Моздок, Кизляр, Владикавказ, общается с терскими казаками, свободолюбивыми и цельными людьми. Из письма домой: «Я чувствую, что здесь я стал лучше, я твердо уверен, что что б здесь ни случилось со мной, все мне во благо».
Еще в Москве Толстой задумал роман «Четыре эпохи развития», который, по замыслу автора, состоял из четырех частей: « Детство», «Отрочество», «Юность» и «Молодость». Но только на Кавказе замысел получает реальное воплощение. Первую часть «Детство» Лев Николаевич полностью переписал три раза и, не надеясь на успех, отправил рукопись в редакцию журнала «Современник». Повесть была напечатана в сентябре 1852 года и встречена очень тепло и читателями, и критиками. В дневнике Толстой записывает: «Надо работать умственно. Я знаю, что был бы счастливее, не зная этой работы. Но Бог наставил меня на этот путь, надо идти по нем».
Выходит из печати «Набег», идет работа над «Отрочеством». Литература настолько увлекает Толстого, что он принимает решение выйти в отставку, но его планам не суждено сбыться. Начинается война с Турцией, отпуска и отставки запрещены. Лев Николаевич делает выбор – переводится в действующую армию. 19 января 1854 года Толстой покидает Старогладковскую. Впереди еще два года службы на самых опасных участках активных военных действий: оборона Севастополя, сражение на Черной речке. 27 августа 1855 года, в последний день штурма Севастополя войсками неприятеля, Толстой командовал пятью батарейными орудиями и, прикрывая отход войск, покинул город одним из последних.
За участие в обороне Севастополя Лев Николаевич был награжден орденом Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» и медалями «В память войны 1853-1856 гг.» и «За защиту Севастополя».
Кавказ навсегда остался в жизни и творчестве писателя. Вспоминая прошедшее время, Толстой пишет: «Действительно хорош этот край дикой, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противуположные вещи – война и свобода».
В апреле 1851 года Лев Толстой вместе с братом Николаем уехал из Ясной Поляны на Кавказ. Николай ехал на службу: он числился в артиллерийской бригаде, расквартированной на Тереке. С какой целью ехал Лев, было неясно: то ли просто проехаться, то ли служить в действующей армии. О неопределенности цели свидетельствует и то, что Толстой не подготовил нужных документов . На Кавказе это осложнило его зачисление на службу.
Путешествие было долгим - больше месяца.
Ехали через Москву, Казань, плыли по Волге до Астрахани.
Только к июню братья Толстые добрались до станицы Старогладковской - места службы Николая. Лев записал в дневнике:
Можно только поражаться глубине и постоянству толстовских сомнений в своем предназначении. Больше месяца, во все время путешествия, имея рядом такого умного собеседника, как брат Николай, который понимал «все тонкости жизни». Лев не пришел к однозначному ответу на вопрос: чем он будет заниматься на Кавказе и, главное, каково его будущее призвание?
У абсолютного большинства двадцатилетних людей если и появляются подобные мысли, то они связаны с поиском спасительного выхода из житейской пустоты. Природа толстовских сомнений иная. Они происходили не от слабости или растерянности перед многоликостью жизни. Это были сомнения человека, постоянно занятого размышлениями о смысле своего существования, о том, на что употребить огромные душевные силы, которые он в себе чувствовал.
Толстой не зря считал, что неполных три года, проведенные на Кавказе, были временем его наибольшего душевного роста; все выше становились его требования к себе.
Брат Николай часто и надолго уезжал по службе, и Лев оставался в одиночестве. Но он не жил в станице как скучающий путешественник. Даже развлечение охотой превращалось для него в наблюдение за природой и жизнью казаков. Впоследствии это отразилось в кавказских повестях и особенно в повести «Казаки», которую он писал с перерывами десять лет.
Он записывал казачьи песни, делая научные наблюдения, которые составили бы честь специалисту. Готовился к зачислению на службу в артиллерийскую бригаду и участвовал в качестве волонтера в операциях против горцев. (В январе 1852 года после экзамена на звание юнкера Толстой был зачислен на военную службу фейервейкером 4-го класса.) Изучал местные языки и говоры, много читал, переводил на русский язык «Сентиментальное путешествие» своего любимого писателя Стерна. И это далеко не полный перечень занятий Толстого.
В это время писались и по нескольку раз переписывались страницы повести «Детство». Работая над нею, Толстой заметил в дневнике:
«Слог слишком небрежен и слишком мало мыслей, чтобы можно было простить пустоту со-держания».
Если Толстой так относился к повести, признанной одной из лучших в русской литературе, то можно понять крайнюю степень его требовательности к себе и в дневниковых записях, и в повседневной жизни. Он хотел быть мужественным и храбрым и добился этого - окружающие почитали его за храбреца. На охоте подпускал огромного кабана на такое близкое расстояние, что от выстрела подгорала щетина. Участвовал в многочисленных операциях против горцев и однажды чуть не был убит снарядом, угодившим прямо в колесо пушки, которую он наводил.
Он всегда поступал согласно законам чести, но в мыслях и дневниках часто корил себя за трусость, бесхарактерность, лень. Можно улыбнуться, зная то, чего не знал молодой Толстой: что и восьмидесятилетним стариком он останется так же требователен к себе, так же будет корить себя за отступление от нравственных законов.
4 июля 1852 года Толстой отослал рукопись «Детства» в лучший журнал того времени - «Современник», который редактировал Некрасов. Письмо, которым сопроводил рукопись двадцатитрехлетний автор, заканчивалось словами:
«Я убежден, что опытный и добросовестный редактор - в особенности в России, - по своему положению постоянного посредника между сочинителями и читателями, всегда может вперед определить успех сочинения и мнения о нем публики. Поэтому я с нетерпением ожидаю вашего приговора. Он или поощрит меня к продолжению любимых занятий, или заставит сжечь все начатое».
С такой чистотой уверенности могут писать только гении.
В день своего рождения Толстой записал в дневнике:
«Мне 24 года, а я еще ничего не сделал. Я чувствую, что недаром вот уже восемь лет борюсь с сомнениями и страстями. Но на что я назначен? Это откроет будущность. Убил трех бекасов».
Будущность не заставила себя ждать: на следующий день Толстой получил ответ из «Современника». Некрасов стал первым из профессиональных литераторов, кто оценил толстовский талант. Вместе с перечислением достоинств присланного текста он сообщил о своем решении опубликовать повесть в ближайшем номере журнала. 6 сентября 1852 года, через два месяца после того, как Толстой отправил рукопись, «Детство» было опубликовано. Повесть была замечена критикой; Толстой с радостью читал одобрительные отзывы.
Впервые за время пребывания на Кавказе Толстому пришла мысль об отставке:
«Служба мешает двум призванием, которые я единственно сознал себе, особенно лучшему, благороднейшему, главному, и в том, в котором я более уверен найти успокоение и счастье».
Итак, после восьми лет сомнений и поисков, Толстой впервые твердо определил два главных своих призвания. Первым и главным была литература, вторым - улучшение жизни крестьян, о которых он не забыл на Кавказе.
Но Толстой понимал и чувствовал, что возвращаться в Ясную Поляну, вести сравнительно спокойную жизнь ему еще рано. Его душа требовала жизненных впечатлений.
После первого литературного успеха Толстой оставался на Кавказе еще полтора года. Поняв свое призвание, оставался в той жизни, видеть и знать которую необходимо художнику так же, как рыбе плавать в воде. Как писатель он был признан не только другими, но и, что для Толстого всегда было важнее всего, самим собой.
«Сейчас лежал я за лагерем. Чудная ночь! Луна только что выбиралась из-за бугра и освещала две маленькие, тонкие, низкие тучки; за мной свистел свою заунывную, непрерывную песнь сверчок; вдали слышна лягушка и около аула то раздастся крик татар, то лай собаки; и опять все затихнет, и опять слышен только свист сверчка и катится легенькая, прозрачная тучка мимо дальних и ближних звезд. Я подумал: пойду опишу я, что вижу. Но как написать это? Надо пойти, сесть за закапанный чернилами стол, взять серую бумагу, чернила; пачкать пальцы и чертить по бумаге буквы. Буквы составят слова, слова - фразы; но разве можно передать чувство. Нельзя ли как-нибудь перелить в другого свой взгляд при виде природы? Описание недостаточно. Зачем так тесно связана поэзия с прозой, счастье с несчастьем? Как надо жить? Стараться ли соединить вдруг поэзию с прозой, или насладиться одною и потом пуститься жить на произвол другой?»
Как назвать эту цитату? Пейзажной зарисовкой? Рассуждением на тему творчества? Размышлением, по словам современного писателя Андрея Битова, «на границе поэзии и прозы»? Как незаметно и органично молодой Толстой переходит от впечатлений к описаниям, к мыслям, к вопросам, в одном звучании которых таится притягательная сила!
Эти слова объясняют состояние Толстого в последний год перед отъездом с Кавказа. Он видел жизнь, ощущал ее жаркое дыхание - и сразу же отвечал ей и поведением, и внутренней напряженной работой. В нем умещалось все: и стремление послужить так, чтобы не стыдно было вернуться домой, и жажда новых впечатлений (которых, впрочем, было в избытке - однажды, например, уходили с приятелем от двух десятков чеченцев и чудом успели доскакать до крепости Грозной), и огромная работоспособность, поражающая людей конца двадцатого века. Толстой-военный служил, воевал, играл с сослуживцами в карты - что всегда вызывало запоздалое раскаяние, не говоря уже о больших материальных издержках. Толстой-писатель за этот короткий срок «запустил» всю свою будущую творческую лабораторию. В это время он писал повесть «Отрочество», рассказы «Набег», «Записки маркера», «Рубка леса», роман «Беглец», «Роман русского помещика» и многие другие произведения. Все это было частью завершено, частью только начато. Количество же набросков, зарисовок и записей в дневнике - огромно.
Толстой на Кавказе
Два с половиной года провел Л. Н. Толстой на Кавказе. В возрасте 23 лет, в мае 1851 года с братом Николаем Николаевичем, командиром двадцатой артиллерийской бригады прибыли они в станицу Старогладковcкую на левом берегу Терека. Через год из-за болезни Лев Николаевич отправляется в Пятигорск . В первый же день он записывает в дневник: «В Пятигорске музыка, гуляющие, и все эти бывало бесмысленно-привлекательные предметы не произвели никакого впечатления». .
Но он много бродит по окрестностям, восхищается снеговыми вершинами, занимается творчеством, много размышляете себе. Во время своего пребывания в Железноводске он записывает: «Мне кажется, что все время моего пребывания здесь вголове моей перерабатывается и приготовляется много хорошего (дельного и полезного), не знаю, что выйдет из этого».
В августе 1852 года Толстой покидает Пятигорск, чтобы в июле следующего, по приглашению брата, вышедшего к тому времени в отставку, снова приехать на Кавказские Воды.
Он посещает Кисловодск, Ессентуки, Железноводск, много читает, плодотворно трудится, философствует. Лев Николаевич Толстой не только лечился, он много работал. Именно в Пятигорске он закончил свой самое первое литературное произведение – повесть «Детство». Он переписывал её 4 раза. А потом записал, что она ему не нравится и что вряд ли понравится кому. Преувеличенная строгость к самому себе отличала Толстого уже в юности так же, как и неукротимое желание к духовному совершенствованию, философскому переосмыслению действительности. Именно во время второго приезда в Пятигорск он принял решение уйти в отставку и полностью посвятить себя литературе. Отсюда, из Пятигорска, он отправил в самый лучший журнал того времени «Современник» свою повесть «Детство», где она и была опубликована. Так Пятигорск стал колыбелью литературного творчества Толстого. Работая над повестью, он задумал ещё одно произведение. Сначала у него было такое название «Письма с Кавказа». Позже оно оформилось в первый его кавказский рассказ «Набег».
В это время Лев Николаевич начал работать и над повестью «Отрочество». Здесь же, на Кавказских Минеральных Водах, он задумал написать произведение, в котором бы отразились его впечатления от Кавказской войны. В будущем эта повесть получит название «Казаки». Считается, что он писал его в прекрасном зелёном уголке Триер – это парк Кирова. А в середине прошлого века он находился за чертой города. Пятигорчане гордятся тем, что их малая родина столь прочно связана с именем великого писателя.
Начинается война с Турцией, надежды на отставку не сбываются. Он покидает Пятигорск 8 октября 1853 года, а в начале 1854 года уезжает в Крым. На Кавказе он больше никогда не будет, но через полтора года запишет в дневнике: «Я начинаю любить Кавказ, хотя посмертной, но сильной любовью».
Толстой на склоне лет говорил, что его жизнь можно разделить на 7 периодов, и тот, который он провёл на Кавказе, был одним из самых главных. Это была пора раздумий о смысле жизни, о своём месте в этом мире.
Читать на тему
:
Памятник Толстому в Пятигорске (Статьи)
Два Кавказских года Льва Толстого (Статьи)
«Дорогие гости Пятигорска» (Библиотека)
(«Малознакомый Кисловодск»)