Сочинение на тему «Проблема нравственного выбора в романе «Мастер и Маргарита. Творческие работы по литературе Нравственный выбор и образ мастера

Проблема нравственного выбора в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

«Мы вас испытывали,— ска-зал

Воланд,— никогда и ничего не

просите! Никогда и ничего, и в

особенности у тех, кто сильнее

вас. Сами предложат и сами все

М. Булгаков

В недавнем советском прошлом все у молодых лю-дей было заранее предрешено: школа, получение спе-циальности, работа до пенсии... Казалось бы, ни о ка-ком нравственном выборе речи не было. Хотя случа-лись из ряда вон выходящие случаи, когда добропорядочные граждане вызывали вдруг смуще-ние общественности. Таланты, конечно, всегда выде-лялись, но их всегда можно было «запретить», если их деятельность была неугодна. Но когда среди обы-вателей вдруг начинались распри — не иначе это были происки Воланда и его свиты, которые обнажали хан-жество и глупость. Стоило им объявиться в Москве, как начались необъяснимые происшествия и сму-щающие покой выходки. Такой необъяснимой вы-ходкой стало явление известного поэта Ивана Бездом-ного в ресторане с иконой и свечкой в руках. Он же был из атеистов. Как решительно он пересмотрел свои взгляды, критически взглянул на свое творчество, убедился в истине и «заболел» Понтием Пилатом. Он стал учеником мастера, посвятив себя истории. После встречи и разговора с Воландом Иван Бездомный, не выбирая выражений, обвинил поэта Рюхина в бездар-ности. У Рюхина после этого даже наблюдались муки совести, он почти осознал свою бездарность, но нена-долго. Его выбор уже сделан, зачем мучиться, если его ожидает спокойная жизнь. Воланд и его свита яви-лись из «тьмы» и вволю навеселились и наигрались над москвичами, которые основательно запутались в жизни.

Проблема нравственного выбора не стояла перед Мастером в пору, когда он еще был историком, выиг-равшим в лотерею большую сумму. «Выиграв сто ты-сяч, загадочный гость поступил так: купил книг, бро-сил свою комнату.... и нанял у застройщика, в переул-ке близ Арбата, две комнаты в подвале маленького домика в садике. Службу в музее бросил и начал сочи-нять роман о Понтии Пилате...» Встретив свою лю-бовь, свою верную, преданную, мудрую Маргариту, он стал творить самозабвенно и превратился в Масте-ра. Пройдя «все круги ада», заболев своим романом и заразив им свою подругу, он не выдержал. Все свои силы, весь талант он посвятил Понтию Пилату. Эта тема была вопиющей для того времени. Мастер испы-тал на себе все гонения общественности, он стал вра-гом и будущее для него было определено. В него все-лился страх, он возненавидел свой роман — он забо-лел.

Маргарита до встречи с Мастером ждала его, иска-ла... Она сразу поняла, что встретила своего единст-венного, и мир перестал существовать без него. Те-перь она живет только его интересами, его романом. В ту злополучную ночь Маргарита приняла решение все рассказать мужу и остаться с мастером навсегда. Но не успела. Как и следовало ожидать, зная нашу исто-рию, мастера арестовали. Она кляла себя за то, что ее не было в этот момент, хотя ничем бы не исправила си-туации. На мгновение она засомневалась, когда ее пригласили в гости к «иностранцу», но решимость восторжествовала, как только у нее появилась надеж-да на встречу с любимым. Решившись однажды, она уже ни в чем не чувствовала преград, для нее не стало ничего невозможного (выбор был сделан). Маргарита ни о чем не попросила Воланда, у нее гордый русский характер, как подобает королеве. Князь тьмы сам о ней побеспокоился. Маргарита добилась цели: мастер был с ней. Пытаясь вернуться в прошлое счастье, Мас-тер и Маргарита выбирают жизнь в том же подвальчи-ке. Опустошенные и раздавленные жизнью, они пони-мают, что как раньше уже не будет, но им определено быть вместе. Решение за них принимает тот, о ком ро-ман Мастера, за кого приняли они страдания. «Он не заслужил света, он заслужил покой»,— печальным голосом проговорил Левий. Может это и приговор Мастеру, но он настолько устал, что, действительно, приемлет только покой. Силы тьмы и света едины в своем стремлении помочь Мастеру за то, что он однаж-ды сделал свой нравственный выбор и принял за это боль, страдание и муку. Общество его «растоптало», пытаясь раздавить, унизить, изничтожить, тем са-мым доказывая себе, что все написанное — бред и аб-сурд. Погубить человека получилось, но его творение «не сгорело» даже в огне.

Мастер написал роман о Понтии Пилате, которому также пришлось сделать выбор и определить свою дальнейшую судьбу. Еще на первом допросе Иешуа прокуратор почувствовал, что им может быть совер-шена чудовищная ошибка. «Мысли понеслись корот-кие, бессвязные и необыкновенные: «Погиб!», потом «Погибли!» И какая-то совсем нелепая среди них о ка-ком-то бессмертии, причем бессмертие вызвало не-стерпимую тоску...» Понтии Пилат старается испра-вить ситуацию, спасти Иешуа, но доступными ему способами: чтобы не поколебалось его положение как прокуратора Иудеи, чтобы он ни в чем не пострадал. Небо не приемлет компромиссов, поэтому Пилат обре-чен на душевные страдания всю оставшуюся жизнь и после смерти. Еще «двенадцать тысяч лун он будет страдать и проклинать свою должность за одну луну когда-то».

Все герои романа М. Булгакова: жители и гости со-ветского города Москвы, Воланд со своей свитой и приглашенные к нему на бал, герои романа Мастера о Понтии Пилате — сделали свой выбор, определив свою судьбу. Все персонажи, даже мимолетно про-мелькнув на страницах романа, вырисовываются в характеры: они либо смешны и жалки, либо вызыва-ют уважение. «Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не суще-ствовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?» — издеваясь, рассуждает Воланд. Ка-ждому человеку рано или поздно приходится опреде-литься с понятием добра и зла, тем самым определить свое место в жизни — сделать свой нравственный выбор.

I. Вступление

Проблема нравственного выбора одна из центральных в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

II. Основная часть:

Всеобщие, вневременные, надклассовые вопросы нравственного выбора.

а) «Наказание совестью» за осуществленный нравственный выбор в «ершалаимских» главах;

б) Обнажение скрытых пороков человечества;

в) Параллели в изображении Ершалаима двадцатых годов I века и Москва двадцатых годов ХХ века;

г) Трагизм в изображении Маргариты – женщины, решающей вопрос нравственного выбора в порыве любви, сильной, всепобеждающей, в невыносимых условиях жизни;

д) Мастер – собирательный образ того, кто стремиться познать вечные законы нравственности.

III. Заключение булгаковского романа.

а) Вклад М. А. Булгакова в вечную тему , его новаторство;

б) Основные типы сознания героев романа;

в) Блестящее раскрытие проблем любви и равнодушия, трусости и раскаяния, добра и зла.

IV. Список используемой литературы.

У каждого писателя есть произведения, которые можно назвать главным трудом всей его жизни, его творческим завещанием. Для М. А. Булгакова таким произведением стал роман «Мастер и Маргарита». Свою главную книгу , называвшуюся тогда «Черный маг» или «Копыто инженера»,
Булгаков задумал и стал писать, по-видимому, зимой 1929 – 1930 годов. Последние вставки в роман он диктовал своей жене в феврале 1940 года, за три недели до смерти. Он писал «Мастера и Маргариту» в общей сложности более 10 лет. Одновременно с написанием романа шла работа над пьесами, инсценировками, либретто, но этот роман был книгой, с которой он не в силах был расстаться: роман – судьба, роман – завещание, который вобрал в себя почти все из написанных Булгаковым произведений.

О романе Булгакова исследователями разных стран написано очень много статей, критических заметок и еще, наверное, немало будет немало написано. Среди трактовавших книгу есть и такие, кто склонны были читать ее как зашифрованный политический трактат; иные истолкователи романа увидели в нем апологию дьявол, любование мрачной силой, какое –то особое, едва ли не болезненное пристрастие автора к темным стихиям бытия.

Но, на мой взгляд, центральными в романе являются вопросы нравственного характера . Так и Т. Лесский писал в своей статье о романе: «… бесспорно, лучшее произведение Булгакова. Это к тому же итоговое его произведение по отношению ко всему, что он написал, как бы резюмирующее представление писателя о смысле жизни, о борьбе доброго и злого в истории и нравственном мире человека».

Поднимая вопросы нравственности. Михаил Афанасьевич заставляет нас задуматься над вечными вопросами бытия, переосмыслить их. «Мастер и Маргарита» явился романом – предупреждением о том, что нравственные проблемы придется решать каждому, что человеку необходимо совершенствоваться, что правильный или неправильный (жизнь рассудит!) нравственный выбор делает каждый человек, а определенные моменты

жизненных испытаний, что анализировать прожитые годы мы обязаны. Об этом задумалась и я, начиная работу над данным исследованием.

Уйдя от нас, Мастер оставил нам свой роман как напоминание о том, что наши нравственные проблемы решать нам самим. И одни люди «прозревают», заглядывают «внутрь» себя, живут под лозунгом: «Не обманывай хоть себя!» А другие не утруждаются «самопокаянием», отметают законы нравственности, живут по принципу: «главное, чтобы мне было хорошо…», не ранят себя сомнением, берегут свое здоровье. Так роман «Мастер Маргарита» обращен и к тем, и к другим.

Это произведение настолько глубокое и богатое, что «исчерпать» его невозможно. О его проблематике много написано, но, несомненно, роману предстоит еще долгая жизнь, на протяжении которой будут открываться все новые стороны великолепной книги.

Цель данной работы – исследовать проблемы нравственного выбора, перед которым автор ставит практически каждого своего героя, указать значимость этого выбора в раскрытии главной произведения.

Добро и зло… Понятие вечные и неразделимые. Пока жив человек, они будут бороться друг с другом.

Об этом роман «Мастер и Маргарита», который по праву считается лучшим произведением Михаила Афанасьевича Булгакова. Бесспорно, это одно из самых интересных и захватывающих произведений литературы XX века.

Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» посвящен борьбе добра и зла. Автор в одной книге описывает события двадцатых годов ХХ века и события библейских времен. Действия, происходящие в разное время, объединены одной идеей – поисками истины и борьбой за нее.

В романе, помимо прочих проблем, затронута проблема нравственного выбора и личной ответственности за этот выбор. Булгаков заставляет своих героев выбирать и с помощью этого раскрывает личность персонажа.

Выбирать в романе приходится всем: от Иешуа до Мастера.

В «ершалаимских» главах наиболее острое звучание приобретают главные темы произведения: тема нравственного выбора, наказание совестью. И, прежде всего, подобному испытанию подвергается Иешуа. Его схватили за речи против существующей власти. Он мог бы сохранить себе жизнь, опровергнув донос, но Иешуа говорит правду и непреклонно отстаивает свободный выбор человека. Его не могут насильно заставить изменить этому выбору, подвергая казни. По-человечески Иешуа страдает и физически почти сломлен ударами кентуриона Крысобоя, чувствует жестокость власти. И, тем не менее, духовно он бесстрашен, потому что убежден в своей правоте и том, что люди изменяются к лучшему. Иешуа простил трагическую ошибку прокуратора. Морально Понтий Пилат был ведь на его стороне, но Иешуа сам подписал себе приговор, сказав, что любая власть является насилием и что настанет время, когда никакая власть не станет нужна. Тем самым, мне кажется, он показал прокуратору и всем остальным, что, в частом случае, он против и их власти, против «великой и прекрасной власти императора Тиберия», этого Пилат не смог ему простить, даже если бы очень захотел, ведь эти крамольные слова слышал не только он.

И если бы прокуратор Иудеи пропустил слова Иешуа мимо ушей, то навлек бы на себя подозрения в инакомыслии. Этот сильный и властный человек был поставлен перед нравственным выбором: отправить Иешуа Га – Ноцри в Кесарию, то есть оправдать, признав душевнобольным и невменяемым, или же утвердить приговор. Пилат уже придумал мотив оправдания наивного и несчастного странствующего философа, но он не верил в предсказанное Иешуа царство истины и справедливости, не верил в то, что ему воздастся за доброе дело.

Для Пилата государство кесаря – непререкаемое земное совершенство жизни, которому он служит и поклоняется, и он не может переступить через свою должность, долг службы императорской власти. Над всеми персонажами «ершалаимских» глав витает тень императора Тиберия. Трусость Пилата проистекает из ложной идеи высшей ценности государства. Власть как выражение этой ценности разрушительно влияет на человеческие добродетели, искажает их. Власть держится в страхе. Прокуратор Пилат, возбудитель страха, становится его носителем, когда отдает Иешуа на заклание. Гордыня Пилата в том, что он – игемон , убежденный во властном превосходстве над «обвиняемым» Иешуа. Поэтому – то он встал на сторону зла и трусости, утвердив смертный приговор.

Прокуратор думает исправить трагическую ошибку убийством предателя Иуды, но ничего исправить нельзя. Вину можно искупить только страданием.

Иешуа казнен. Почему же мучается прокуратор? Почему ему снится сон, будто он не послал на казнь бродячего философа и целителя, будто они идут вместе по лунной дорожке и мирно беседуют, и он, «жестокий прокуратор Иудеи, от радости плакал и смеялся во сне»? По мысли диакона Андрея Кураева, «Пилат мучительно пытается убедить себя в том, что он не делал той подлости, которая принесла ему слишком страшную популярность… Он более всего в мире «ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу». 1

Могущество Понтия Пилата оказалось мнимым. Он трус, верный пес кесаря. Совесть мучает его. Ему никогда не будет покоя – он понимает, что прав Иешуа. У Иешуа остался ученик и последователь – Левий Матвей. Он продолжит дело своего Учителя. В евангельской легенде заложены вечные истины, которые, будучи забытыми, непременно напомнят о себе.

Философские, этические вопросы, поставленные в евангельском сюжете, легко проецируются на московские главы. И в них, в истории Мастера и Маргариты, изображении действительности 30 – х годов «читаются» раздумья автора над вопросами о добре и зле, истине, совести, назначении человека, то есть всеобщие, вневременные, надклассовые нравственные вопросы человеческого бытия.

Герои и времена как будто разные, а суть одна. Вражда, недоверие к инакомыслящим, зависть царствуют в мире, который окружает Мастера.

Не случайно там появляется Воланд. «Так кто же ты, наконец? – Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Воланд – это художественно переосмысленный автором образ Сатаны.

Воланд – трагическое существо, образ чрезвычайно возвышенный, эстетизирован в романе. Он единственный герой, кто обладает сверхчеловеческим знанием и проницательностью, способностью незаметно внушать и читать чужие мысли. Как «дух зла и повелитель теней» Воланд в _____________________________

1. Диакон Андрей Кураев. «Мастер и Маргарита»: за Христа или против? – изд. «Русская Православная Церковь », 2004,стр.63.

булгаковском романе не подвластен неумолимым законам времени и пространства и не подвержен смерти.

Сатана и его помощники обнажают сущность явлений, высвечивают, усиливают, выставляют на всеобщее обозрение всякое зло. Фокусы в Варьете, проделки с подписывающими бумагами пустым костюмом,

таинственное превращение советских денег в доллары и прочая чертовщина

это обнажение скрытых пороков человека.

Но не только евангельские герои отвечают за свои грехи. Хотя они далеко не такой тяжести, как преступление Иешуа. Стоило Берлиозу только подумать о том, чтобы сообщить, куда следует, о явной ненормальности

встретившегося ему иностранца – собеседника, и его судьба уже была предрешена. Но он ведь мог этого не делать. Но он сделал свой нравственный выбор, поступил самоуверенно, за что и поплатился головой.

Конферансье Бенгальского постигла та же участь. А за что? Всего лишь за напрасную болтовню, без которой он вполне мог бы и обойтись, но не захотел…

Буфетчика Андрея Фокича сгубила жадность. Воланд предсказал ему смерть через девять месяцев в первой поликлинике МГУ и посоветовал потратить отложенные деньги и доживать жизнь со всеми удовольствиями. Но Андрей Фокич захотел пожить подольше, потратить деньги на лечение. Это ему не удалось: деньги пропали в сломанном доме. Ответственность за это он понес только перед собой: ведь хуже-то он сделал только себе.

Большое количество как явных, так и почти невидимых параллелей связывают изображение Ершалаима двадцатых годов I века и Москвы двадцатых годов ХХ века. Вот хотя бы некоторые из них:

    Внимательный читатель вряд ли пройдет мимо такой особенности романа, как сходность в описании двух городов, разделенных не только тысячами километров, но и двумя тысячами лет.

«тьма, пришедшая со Средиземного моря , накрыла ненавидимый прокуратором город. Исчезли висячие мосты, соединяющие храмы со страшной Антониевой башней, опустилась с неба бездна и залила крылатых богов над ипподромом. Хасмонейский дворец с бойницами, базары, караван-сараи, переулки, пруды… Пропал Ершалаим – великий город , как будто и существовал на свете» 1 . а теперь другое описание. «Эта тьма, пришедшая с запада, накрыла громадный город. Исчезли мосты, дворцы. Все пропало, как будто этого никогда не было на свете» 2 .

Отдельные детали, ритм, интонация фраз совпадают. Случайность? Но такой мастер, каким был Булгаков, вряд ли стал бы просто повторять найденный удачный прием и деталь.

2) Ощущаются параллели в системе персонажей, олицетворяющие, по мнению автора, троичность бытия, христианскую Троицу, и даже четырехмерный мир, включающий пространство театра. Однако пары большинства героев можно выделить довольно отчетливо:

Иешуа – Мастер;

Левий Матвей – Иван Бездомный;

Иуда – Алоизий Могарыч;

Каифа – Берлиоз.

Но есть герои, у которых нет пары в романе – например, Воланд. У Воланда в романе – важнейшая функция судьи, он наказывает. Воланд в этом искаженном мире лжи – едва ли не единственный поборник истины. Провоцируя, он дает право на свободное воление. Становится понятным смысл фокусов в Варьете. Здесь происходит испытание москвичей на алчность и милосердие. В конце представления приходит к выводу: «Ну что же… они – люди как люди. Любят деньги, из чего бы те ни были сделаны – из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…» 3 .

Если вдуматься поглубже, Воланду в Москве делать уже нечего, ему почти некого совращать на путь зла. Все и так ему преданы полностью. В Москве 30-х годов все также процветают воровство, доносительство, взяточничество.

_______________

1. Глинская И. Л. «Загадки известных книг», Москва, 1986, 12 стр.

2. Булгаков М. А. Собрание сочинений в пяти томах. Том первый. 54 стр.

3. Боборыкин В.Т. «Михаил Булгаков»- Москва, 1991,23 стр.

Остаются единицы колеблющихся в нравственном выборе пути. Одна из них – Маргарита, но, в конце концов, и здесь дьявол торжествует: Маргарита отдает ему душу, становится ведьмой. Интересно отметить, что «Маргарита стала ведьмой задолго до встречи с Воландом: что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонечек, что нужно было этой косящей на один глаз ведьме. Ах, право, дьяволу заложила бы душу, чтобы только узнать, жив он или мертв. Она кокетничает, когда говорит, «заложила бы душу» - ибо, похоже, она вообще не верит в существование души, оттого и мечтает о самоубийстве» 1 . Она получает возможность отомстить всем, кто мешал ее Мастеру жить и творить. Но все это не просто так. Она с лихвой заплатила дьяволу своей прежней жизнью, столь безрадостной и полной страданий.

Маргарита Николаевна – бесспорно, героиня булгаковского романа, выражающая единственную любовную линию . В сюжете второй части «Мастера и Маргариты» это центральная фигура . М.Булгаков создал женщину со свободной душой, импульсивной натурой, наградил ее душевной одаренностью. (В литературной генеалогии Маргариты просматриваются довольно близкие прототипы – Гретхен и королева Марго.) Мы воспринимаем восторг, радость, а то и горечь Маргариты – читатель ощущает ее человеческую природу сполна. Она наделена добродетелями сильной любви , сострадания, самопожертвования. Характерна отзывчивость Маргариты, жажда познания неожиданного, сверхъестественного.

Но и вина ее очевидна: добровольное общение с дьяволом и некоторое заискивание перед ним ради любви к Мастеру. Маргарита объясняет это так в разговоре с возлюбленным: «Конечно, когда люди совершенно ограблены,

как мы с тобой, они ищут спасения у потусторонней силы!»

Ее образ показывает трагедию женщины в порыве любви сильной и всепобеждающей, в невыносимых условиях жизни. Искушение дьяволом не в силах затмить эту любовь героини к Мастеру и его творению.

Героине приходится пройти сквозь трупный распад ада, чтобы обрести любимого. Отравители по любви и нелюбви, детоубийцы и корыстолюбцы,

_________________________________________________________________

1. Диакон Андрей Кураев. «Мастер и Маргарита»: за Христа или против? – изд. «Русская Православная Церковь», 2004,106 стр..

самоубийцы и тираны – население всех кругов Дантова «Ада» проходит перед Маргаритой, прикосновением своим пронзает ее: «Ноги Маргариты подгибались, каждую минуту она боялась заплакать. Наихудшие страдания ей причиняло колено, которое целовали» 1 . Воланд бестрепетно и даже с удовольствием рассматривает эту публику.

Его вдохновляет то, что совершается справедливое возмездие: «…каждому будет дано по его вере. Да сбудется же это!» 2

Маргарита непосредственна и любопытна. Порой она заражается великолепием бала и совершенством стрельбы Азазелло. «У нее была страсть ко всем людям, которые делают что-либо первоклассно». Но, впервые в жизни, видя убийство барона Майгеля, совершенное на ее глазах, она не в силах согласиться на смерть ненавистного Латунского, погубившего мастера: «- В сердце, - восклицала Маргарита, почему-то берясь за свое сердце.

В сердце! – повторила она глухим голосом…

Нет, умоляю вас, мессир, не надо в этого!»

Маргарита оказалась вне норм бесовской компании. К тому же «гордая женщина» ничего не просит для себя и хочет лишь избавить Фриду от нескончаемой пытки. Воланд поражен мужеством Маргариты и ее достоинством: «Мы вас испытывали… никогда и ничего ни просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и

сами все дадут». И хотя Воланд предостерегает Маргариту от милосердия,

которое совершенно неожиданно и коварно «пролезает в самые узенькие

щелки», он не только исполняет ее обещание пощадить Фриду, но, не желая «наживаться на поступке непрактичного человека в праздничную ночь», требует, чтобы Маргарита выразила желание для себя. Таким образом, побеждает здесь не жестокая справедливость, а человечность. И это шаг в сторону пушкинского мироотношения. Она может наслаждаться местью, громя квартиру Латунского, может испытывать блаженство от насыщения на пиру Воланда, может быть обольщена поклонением всех и свободной игрой своих сил в полете. Но это не наслаждение властью, а радость свободы, не разнузданность бесовского шабаша, а обретение достоинства.

__________________________________________________________________

1. Сарнов Б. М. «Каждому – по его вере» - Москва, 1997, 5 стр.

2. Соколов Б. В. «Булгаковская энциклопедия» - Москва, 1997, 37 стр.

Союз с нечистой силой заключен, чтобы вернуть мастера и его роман к жизни.

Роман о Пилате – плод их любви вдохновенной: «Ведь ты знаешь, что я всю жизнь вложила в эту твою работу». Воланд избавляет Мастера и чудесно спасает рукопись, начинается как будто новая идиллия в подвальчике. Но расплата за «сделку с дьяволом» велика и оборачивается для Маргариты самопожертвованием во имя любви и уходом вместе с Мастером в иной мир.

А как все начиналось? Как по волшебному мановению, приходит любовь, появляется Маргарита, в которой Мастера «поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах». Для Мастера любовь не наслаждение только, но спасение другого человека. И Маргарита подтверждает это, говоря, что если бы этого не произошло, она отравилась бы, потому что жизнь ее пуста. Подлинность этой любви, мгновенно понятая Мастером, не мешает ему, однако, сравнивать ее с катастрофой: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила сразу нас обоих. Так поражает молния, так поражает финский нож!» 1

И сознавая истинность этой любви, Мастер делает свой нравственный

выбор: отказывается от нее, не желая губить Маргариту, искажать ее той тьмой, которая охватила его душу после сожжения романа, отягощать ее связью с неизлечимо больным человеком. Мастер благороден, он не может переступить нравственного закона и предпочитает гибнуть сам, но не мучить других. Однако основа отказа от любви – неверие в свое выздоровление.

Мастер бывает непосредственен и пылок, щедр и увлечен, когда речь заходит о сокровенном, о Пилате и Воланде. Мастер радуется своей художественной интуиции, узнав в пересказе Ивана свидетельство Воланда о Понтии Пилате: «Тогда гость молитвенно сложил руки и прошептал: «О, как я угадал! О, как я угадал!.. Но до чего мне досадно, что встретились с ним вы, а не я! Хоть все и перегорело и угли затянулись пеплом, все же клянусь, что за эту встречу я отдал бы связку ключей Прасковьи Федоровны, ибо мне больше нечего отдавать. Я – нищий!» 2

__________________________________________________________________

1. Соколов Б. В. «Три жизни Михаила Булгакова» - Москва, 1997, 56 стр.

2. Боборыкин В.Т. «Михаил Булгаков» - Москва,1991, 26стр.

Мастер стал нищим не только по реальному положению писателя в советской Москве. Он сжег свою рукопись и отказался и от своего имени, и от любви Маргариты. Мастер с ужасом вспоминает литературный мир , в который ему пришлось вступить с написанным романом.

Хрупкая душа его не выдержала пошлого московского существования. Он был сломлен ужасом окружавшей его жизни, замкнулся в себе.

Маргарита в романе совершает путь, противоположный Мастеру: от отчаяния и тревоги, тоскливого ощущения пустоты жизни она движется к вере в нее и свои силы, к всепобеждающей любви. Сознавая превосходство вкуса Мастера, она послушна ему и бросает желтые цветы в канаву. Влюбленная в роман, созданный Мастером, она настаивает на печатании его и винит себя в том, что не предусмотрела дурных последствий. Трепещущая от боли за случившееся, она хочет спасти Мастера: «Я тебя вылечу, вылечу,-

бормотала она, впиваясь мне в плечи, - ты восстановишь его». 1 «Она полна решимости» спасти роман и освободить свою жизнь от лжи, которую Маргарита считает виновницей беды. Действительно, необходимость подчиняться обстоятельствам, возвращаться к мужу, который не сделал ей никакого зла, но которого она не любит, заставляет Маргариту оставить Мастера в тот момент, когда его нельзя покидать, когда он заболевает и ему кажется, «что какой-то гибкий и холодный спрут своими щупальцами подбирается непосредственно прямо к…сердцу». 2 Маргарита наделена спасительной энергией любви, как Маша Миронова в « Капитанской дочке » А.С.Пушкина, добившаяся у императрицы оправдания Гринева. Маргарита готова умереть, чтобы спасти возлюбленного, и смерть предпочитает тоске. Она борется с любовью и не может ее победить: «Ты разлюбил меня? Нет, я почему-то этому не верю… Тогда, прошу тебя, отпусти меня, дай мне наконец свободу жить, дышать воздухом!.. Нет, ты уйди из моей памяти, тогда я стану свободна!» Но любовь не оставляет ее: «Ах, право, дьяволу заложила бы душу, чтобы только узнать, жив он или нет?» 3 И Дьявол не замедляет явиться.

___________________________________________

    Акимов В.М. «На ветрах времени» - Ленинград, 1991, 25 стр.

    Боборыкин В.Т. «Михаил Булгаков» - Москва,1991, 5 стр.

    Сарнов Б.М. «Каждому - по его вере» - Москва, 1997, 29 стр.

Волшебство романа Булгакова основано на реализации внутренних желаний человека. «Я погибаю из-за любви», - говорит Маргарита.

Маргарита в романе является носительницей огромной, поэтической и вдохновенной любви, которую автор назвал «вечной».

Маргарита в романе попадает в положение Фауста. Не найдя в реальной жизни возможности быть счастливой, «она сперва долго плакала, а потом стала злая», по ее собственному признанию четырехлетнему мальчику, которого она по-матерински утешает. Злость Маргариты побуждается только в мести Латунскому, да и этом она не может найти удовлетворения:

«Разрушение, которое она производила, доставляло ей жгучее наслаждение, но при этом ей все время казалось, что результаты получаются какие-то мизерные». В Маргарите есть раздражение, но нет зла, и потому ее трудно считать ведьмой, хотя она сама себя так называет. Крем Азазелло, лишив ее земного притяжения, дает ей свободу, и Маргарита наслаждается этим объятием с лунным миром. Ее озорство – месть скучной жизни. «Громовой, виртуозный и обезумевший вальс сопровождает полет, который кажется сказочным праздником в духе гоголевской «Ночи перед Рождеством» Но человеческой меры вещей Маргарита не теряет, даже будучи совершенно свободной и невидимой, все же и в наслаждении нужно быть благоразумной». 1 В самых невероятных ситуациях встречи с сатаной и дьявольского бала Маргарита «не теряет самообладания и не исповедуется перед Воландом, за что автор называет ее умницей:

Может быть, у вас есть какая-нибудь печаль, отравляющая душу тоска?

Нет, мессир, ничего этого нет, - отвечала умница Маргарита, - а теперь, когда я у вас, я чувствую себя совсем хорошо». 2

Никого не оставляет равнодушным история Мастера и Маргариты.

Предыстория Мастера в романе бедна сведениями. Известно, что он историк, был на службе в музее. Его оставила жена, имя которой Мастер не может вспомнить.

______________________________________________

    Соколов Б.В. «Три жизни Михаила Булгакова» - Москва, 1997, 69стр.

    Шнейберг Л.Я., Кондаков И.В. «От Горького до Солженицына» - Москва, 1995, 126стр.

Булгаков выдвинул в герои личность творца – уникальную, единственную, неповторимую личность художника.

Мастером движет жажда познания. Он пытается проникнуть в глубину веков, чтобы разобраться в вечном. Как и Фаусту, познание ему дает Сатана. «Мастер – гадает, Воланд – видит. Мастер отсылает Ивана за продолжением к Воланду («ваш знакомый с Патриарших прудов сделал бы это лучше

меня»). Воланду же ни к чему ссылка на Мастера». 1 Явно просматривается параллель между Мастером и Иешуа. Не зря слово «Мастер» пишется с большой буквы, а судьба этого человека трагична, как и у Иешуа. Мастер – это собирательный образ того, кто стремиться познать вечные законы нравственности.

Мастер вслед за Воландом – другой полюс в романе, другой тип творческого сознания, очень близкого романтической традиции. Он возвышен своим призванием. Трагедия личности мастера глубоко патетична, она в нравственной ответственности за сотворенное слово, за слово, написанное и произнесенное.

Устойчивое чувство Мастера – страх. Герой подавлен, «маловерный, несчастный человек». В Мастере пропадает способность творить, и это самое страшное, что происходит с ним. Он перестает исполнять свой художественный долг: «У меня нет больше фамилии, я отказался от нее, как и вообще от всего в жизни. Забудем о ней. У меня нет больше мечтаний и вдохновения тоже нет». Поведение Мастера определяет не стечение обстоятельств, а следование своему нравственному выбору. Мастер устанавливает историческую истину, создавая роман об Иешуа и Понтии Пилате. Читая этот роман, Мы понимаем, почему « рукописи не горят». Мастер в своем романе вернул человеку веру в высокие идеалы и в возможность восстановить истину, вопреки тем, кто не хочет с ней считаться. Поэтому Мастер не герой, он лишь служитель истины. Подобно римскому прокуратору, в условиях тоталитарного государства , от которого нельзя спастись, он падает духом, отказывается от романа, сжигает его. Маргарита

________________________________________

1. Диакон Андрей Кураев. «Мастер и Маргарита»: за Христа или против? – изд. «Русская Православная Церковь», 2004,45 стр.

входит в жизнь Мастера, когда он утратил веру в свои силы и сжег рукопись.

И вот у Мастера появляется шанс возродиться к новой жизни. Он чуть ободрен встречей с Маргаритой. Маргарита борется за Мастера. Согласившись стать королевой на Великом балу полнолуния, она при помощи Воланда возвращает Мастера. Вместе с ним под раскаты очищающей грозы она переходит в вечность.

Как же объяснить, почему Мастер в финале романа удостаивается «покоя», но не «света»? Для этого сравним судьбу и жизненную позицию двух художников – М. А. Булгакова и созданного его воображение героя. Между ними много общего: вера в высокое предназначение литературы, внутренняя независимость, высокая образованность (историк по образованию, Мастер владеет пятью языками), талантливость, мастерское владение словом. Литературным подвижничеством была нелегкая судьба каждого из них. А различие? На вопрос Воланда о будущем Мастер отвечает: «У меня больше нет никаких мечтаний и вдохновения тоже нет…, ничто меня вокруг не интересует… меня сломали, мне скучно и я хочу в подвал», а о своем произведении говорит: «Он мне ненавистен, этот роман… я слишком много испытал из-за него» 1 . вот эта нравственная сломленность под влиянием суровых испытаний, отказ от своего призвания, таланта – то главное, что отличает героя и автора, который до последних дней жизни боролся за свое произведение – продолжал над ним работать без малейшей надежды увидеть его напечатанным, мечтал, чтобы оно дошло, если не до современников, то хотя бы до потомков.

Мастер «не заслуживал света». Он «награжден» долгожданным покоем. Нас не оставляет ощущение вины Мастера, едва не приведшей его во «тьму» вслед за Бегемотом, Коровьевым-Фаготом, Азазелло. Наше внимание сосредотачивается на том главном, что составляло дело жизни Мастера, - на романе о Понтии и Пилате. Ведь это было созданием еще свободного художника , не отравленного страхом и безволием. Как оценили роман перед

выбором последней награды? «Ваш роман прочитали», - заговорил Воланд. «Приговор Мастеру выносит Иешуа. Персонаж судит своего автора. Но автор __________________________________________________________________

1. Шнейберг Л. Я., Кондаков И. В. «От Горького до Солженицына» - Москва, 1995, 123 стр.

не один: есть соавтор – Воланд. Иешуа – создание не только Мастера, но и Воланда. Поэтому Воланда он просит о покое для Мастера» 1 .Именно знакомство с содержанием произведения мотивирует отказ «наградить» Мастера «светом». Роман о Пилате представлял собой еще одну попытку создать апокрифический вариант (который с момента жизни апостолов!) евангельских событий. Наивный Мастер, он-то думал, прошептав Ивану Бездомному, - «О, как я угадал! О, как я угадал!» - что свидетельство сатаны может быть до конца истинным. В его душе не возникло и тени сомнения в написанном. Он «проявил неспособность воспринять благодать, - и это его второй и более тяжкий грех» 2 .

Что же спасло Мастера от посмертной «тьмы», остается догадываться читателю. Может быть, сила любви Маргариты или экзистенциальное нежелание жить под искушением среди царящего в мире зла? Скорее всего, творческая воля художника при написании романа все-таки не дала «духу зла» «совершенно исказить Лик христов» героя.

Значительное значение булгаковского романа восходит к нравственным заповедям древнего мира, к фольклорным формулам справедливости с их прозрачной символикой – бесы, жертвоприношение, распятье. Вклад Булгакова в вечную тему, его новаторство прослеживаются на каждой странице «Мастера и Маргариты»: прямо – в декларациях Мастера, Иешуа, Воланда, Пилата, косвенно – в сатирических эпизодах, утверждающих авторский идеал. Свобода человеческого духа и духовность нравственного выбора неизменно волнует автора. Образы персонажей романа невозможно свести к определенным типам: они собирательные. Бесспорными представляются автобиографичность образа Мастера и значительное проецирование образа Маргариты на Е.С.Булгакову. Образы романа перекликаются друг с другом. Зеркальная симметрия связывает Понтия Пилата и Воланда, Ивана Бездомного и Левия Матвея, Низу и Маргариту. Многие взгляды, поступки, проблемы аналогичны У Иешуа и Мастера, Мастера и Понтия Пилата. __________________________________________________________________

1. Диакон Андрей Кураев. «Мастер и Маргарита»: за Христа или против? – изд. «Русская Православная Церковь», 2004,111 стр..

2. Сарнов Б. М. «Каждому – по его вере» - Москва, 1997, 25 стр.

Представители духовного начала (которое, по Булгакову, бессмертно) сосуществуют, признавая положение, друг друга в космической иерархии: Иешуа по отношению к Воланду, Воланда – к Иешуа и Мастеру, Мастера – к Бездомному.

С помощью средств фантастики и гротеска автор сумел возвести свои персонажи на высшую степень типизации, создать художественные типы – ярко индивидуализированные (Понтий Пилат), философски значимые (Воланд). Каждый значимый тип несет в себе противоречие и в то же время выражает определенную идею. Типы произведения Булгакова имеют гипотетический характер и усиливают философскую значимость всей художественной системы романа. Центральные персонажи являются не столько характерами, сколько типами персонифицированного сознания. Бессмертие служит для писателя предметом дискуссии. На отношение к идее бессмертия строятся все основные типы сознания героев романа: эстетическое Мастера, эмоциональное Маргариты, «государственное» Пилата, массовое сознание и, наконец, сознание нравственного абсолюта Иешуа.

Однако наличие подобной структуры не приводит к превращению персонажей в носителей авторских идей. Все действующие лица – это живые люди с яркими портретными характеристиками и другими запоминающимися качествами.

Ни один из главных героев не вызывает отрицательного отношения. Даже Воланд, который традиционно должен внушать страх, вызывает скорее улыбку и сочувствие тому, как ловко он выводит на чистую воду людей, подобных Берлиозу, Лиходееву или Босому. Все главные герои вызывают несомненную симпатию, не являясь в тоже время идеальными.

В романе Булгакова живет глубокая вера в нравственные непреложные законы. Вслед за Кантом писатель считает, что нравственный закон заключается внутри человека, не должен зависеть от религиозного страха перед грядущим возмездием. Проблема любви и равнодушия, трусости и раскаяния, добра и зла раскрыты во всем блеске его мастерства. Они присутствуют в обрисовке каждого из центральных образов.

Ромар Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» - размышления над тем, что человеческую судьбу и сам исторический процесс определяют непрерывный поиск истины, следования высоким идеалам добра и красоты. По мнению автора, человек несет ответственность за все добро и зло, которые совершаются на земле.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Акимов В. М. «На ветрах времени» - Ленинград, 1991.

    Боборыкин В. Т. «Михаил Булгаков» - Москва, 1991.

    Булгаков М. А. «Собрание сочинений в пяти томах. Том первый».

    Галинская И. Л. «Загадки известных книг» - Москва, 1986.

    Диакон Андрей Кураев. «Мастер и Маргарита»: за Христа или против? «Русская Православная Церковь», 2004.

    Сарнов Б. М. «Каждому – по вере» - Москва, 1997.

    Соколов Б. В. «Булгаковская энциклопедия» - Москва, 1997.

    Соколов Б. В. «Три жизни Михаила Булгакова» - Москва, 1997.

    Шнейберг Л. Я., Кондаков И. В. «От Горького до Солженицына» - Москва, 1995.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №32»

Г. ЭНГЕЛЬСА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ.

ЛИТЕРАТУРА

ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

Ученицы 11а класса

Алхазовой Алены Дмитриевны

Учитель: Слепухина

Татьяна Михайловна.

ЭНГЕЛЬС, 2008

Добро и зло... Понятия вечные и неразделимые. Пока жив человек, они будут бороться друг с другом. Не всегда носителями добра и зла бывают разные люди , особой трагичности достигает эта борьба, когда она происходит в душе одного человека.
Роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” посвящен борьбе добра и зла. Автор в одной книге описывает события двадцатых годов нашего века и библейских времен. Действия, происходящие в разное время, объединены одной идеей - поисками истины и борьбой за нее.
Перенесемся в далекий Ершалайм, во дворец прокуратора Иудеи Понтия Пилата. “В белом плаще с кровавым подбоем” появляется он пред человеком лет двадцати семи, у которого “руки связаны за спиной, под левым глазом синяк, в углу рта - ссадина с запекшейся кровью”. Человек этот - зовут его Иешуа - обвиняется в подстрекательстве к разрушению ершалаимского храма. Арестант хотел было оправдаться; “Добрый человек! Поверь мне...” Но его “научили” соблюдать этикет: “Крысобой вынул бич и.., ударил арестованного по плечам... связанный мгновенно рухнул наземь, как будто ему подрубили ноги, захлебнулся воздухом, краска сбежала с его лица, и глаза обессмыслились...”
Трудно не согласиться с тем определением, какое дал себе прокуратор: “свирепое чудовище”. Понтий Пилат живет по своим законам: он знает, что мир разделен на властвующих и подчиняющихся им, что формула “раб подчиняется господину” незыблема. И вдруг появляется человек, который думает иначе: “... рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины”. Более того, этот “бродяга” смеет предлагать: “Мне пришли в голову кое-какие новые мысли, и я охотно поделился бы ими с тобой, тем более что ты производишь впечатление очень умного человека”. Он не боится возражать прокуратору и делает это столь искусно, что Понтий Пилат приходит на некоторое время в замешательство. У Иешуа своя жизненная философия: “... злых людей нет на свете, есть люди несчастливые”.
В невиновности арестанта прокуратор убедился сразу. Конечно, он чудаковат и наивен, его речи несколько крамольны, зато “бродяга” обладает чудесным свойством снимать головную боль, которая так мучает прокуратора! И у Понтия Пилата уже сложился план действия: он объявит Иешуа сумасшедшим и вышлет на остров в Средиземное море, туда, где находится его резиденция. Но это оказалось невозможным. Иуда из Кариафа представил такие сведения о “безумце”, что наместник кесаря не имел права не казнить его.
Прокуратор хотел и даже попытался спасти новоявленного “пророка”, но тот решительно не хотел отказываться от своей “истины”: “В числе прочего я говорил, что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть”. Всесильный прокуратор во власти страха теряет остатки гордого достоинства: “Ты полагаешь, несчастный, что римский прокуратор отпустит человека, говорившего то, что говорил ты? Или ты думаешь, что я готов занять твое место? Я твоих мыслей не разделяю!” Обнаруживается постыдное малодушие умного и почти всесильного правителя: из-за боязни доноса, боязни погубить собственную карьеру Пилат идет против своих убеждений, голоса человечности и совести. И Понтий Пилат кричит так, чтобы слышали все: “Преступник! Преступник! Преступник!”
Иешуа казнен. Почему же мучается прокуратор? Почему ему снится сон, будто он не послал на казнь бродячего философа и целителя, будто они идут вместе по лунной дорожке и мирно беседуют, и он, “жестокий прокуратор Иудеи, от радости плакал и смеялся во сне”? Могущество Понтия Пилата оказалось мнимым. Он трус, верный пес кесаря. Совесть мучает его. Ему никогда не будет покоя - он понимает, что прав Иешуа. У Иешуа остался ученик и последователь - Левий Матвей. Он продолжит дело своего Учителя. В евангельской легенде заложены вечные истины, которые, будучи забытыми, непременно напомнят о себе.
Большое количество как явных, так и почти невидимых параллелей связывают изображение Ершалаима двадцатых годов I века и Москвы двадцатых годов XX века. Герои и времена как будто разные, а суть одна. Вражда, недоверие к инакомыслящим, зависть царствуют в мире, который окружает Мастера. Не случайно там появляется Воланд. Воланд - это художественно переосмысленный автором образ Сатаны. Сатана и его помощники обнажают сущность явлений, высвечивают, усиливают, выставляют на всеобщее обо зрение всякое зло. Фокусы в варьете, проделки с подписывающим бумаги пустым костюмом, таинственное превращение советских денег в доллары и прочая чертовщина - это обнажение скрытых пороков человека. Становится понятным смысл фокусов в варьете. Здесь происходит испытание москвичей на алчность и милосердие. В конце представления Воланд приходит к выводу: “Ну что же... они - люди как люди. Любят деньги, из чего бы те ни были сделаны - из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну легкомысленны... ну, что ж... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их...”
Вечное стремление людей к добру неодолимо. Прошло двадцать веков, а олицетворение добра и любви - Иисус Христос - живо в душах людей. Мастер создает роман о Христе и Пилате. Христос для него - это мыслящая и страдающая личность, утверждающая достоинство бескорыстного служения людям, несущая непреходящие ценности в мир.
Очень интересна история Мастера и Маргариты. Мастером движет жажда познания. Он пытается проникнуть в глубину веков, чтобы разобраться в вечном. Как и Фаусту, познание ему дает Сатана. Явно просматривается параллель между Мастером и Иешуа. Не зря слово “Мастер” пишется с большой буквы, а судьба этого человека трагична, как и у Иешуа. Мастер - это собирательный образ того, кто стремится познать вечные законы нравственности.
Маргарита в романе является носительницей огромной, поэтической и вдохновенной любви, которую автор назвал “вечной”. И чем более непривлекательным, “скучным, кривым” предстает перед нами переулок, где эта любовь возникает, тем более необычным оказывается это чувство, вспыхнувшее “молнией”. Маргарита борется за Мастера. Согласившись быть королевой на Великом балу полнолуния, она при помощи Воланда возвращает Мастера. Вместе с ним под раскаты очищающей грозы она переходит в вечность.
Каждое поколение людей решает для себя нравственные проблемы. Одни иногда “прозревают”, заглядывают “внутрь” себя. “Не обманывай-то хоть сам себя. Никогда слава не придет к тому, кто сочиняет дурные стихи...” - безжалостно судит себя Рюхин. Другим не дано “прозреть”. Берлиозу, главе МАССОЛИТа, такая возможность уже не представится, он погиб страшной, нелепой смертью. Пройдя через страдания, очищается и поднимается на более высокую нравственную ступень поэт Иван Бездомный:
Уйдя от нас, Мастер оставил нам свой роман как напоминание о том, что наши нравственные проблемы решать нам самим.

Добро и зло… Понятия вечные и неразделимые. И пока жив человек, они будут бороться друг с другом. Добро будет «открываться» человеку, освещая ему путь к истине.

Не всегда носителями добра и зла бывают разные люди, особой трагичности достигает эта борьба, когда она происходит в душе человека.

Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» посвящён борьбе добра и зла. Автор в одной книге описывает события двадцатых годов нашего века и события библейских времён.

Действия, происходящие в разное время, объединены одной идеей - поисками истины и борьбой за неё. Перенесёмся в далёкий Ершалаим, во дворец прокуратора Иудеи Понтия Пилата. «В белом плаще с кровавым подобием» появляется он пред человеком лет двадцати семи, у которого «руки связаны за спиной, под левым глазом синяк, в углу рта - ссадина с запёкшейся кровью».

Человек этот - звали, его Иешуа - обвиняется в подстрекательстве к разрушению ершалаимского храма. Арестант хотел, было оправдаться: «Добрый человек! Поверь мне…» Но его «научили» соблюдать этикет: «Крысобой вынул бич и … ударил арестованного по плечам… связанный мгновенно рухнул наземь, как будто ему подрубили ноги, захлебнулся воздухом, краска сбежала с его лица, и глаза обессмыслились…»

Трудно не согласиться с тем определением, какое дал себе прокуратор: «свирепое чудовище». Понтий Пилат живёт по своим законам: он знает, что мир разделён на властвующих и подчиняющихся им, что формула «раб подчиняется господину» незыблема, значит, господин всех и вся.

И вдруг появляется человек, который думает иначе: «…рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины».

Более того, этот «бродяга» смеет предлагать: «Мне пришли в голову кое-какие новые мысли, и я охотно поделился бы ими с тобой, тем более что ты производишь впечатление очень умного человека».

Он не боится возражать прокуратору и делает это столь искусно, что Понтий Пилат приходит на некоторое время в замешательство. У Иешуа своя жизненная философия: «…злых людей нет на свете, есть люди несчастливые».

Арестант показался интересен. В его невиновности прокуратор убедился сразу. Конечно, он чудаковат и наивен, его речи несколько крамольны, но зато «бродяга» обладает чудесным свойством снимать головную боль, которая так мучает прокуратора!

И у Понтия Пилата уже сложился план действия: он объявит Иешуа сумасшедшим и вышлет на остров в Средиземное море, туда, где находится его резиденция. Но это оказалось невозможным.

Иуда из Кариафа представил такие сведения о "безумцы", что наместник кесаря не имел права не казнить его.

Прокуратор хотел и даже попытался спасти новоявленного "пророка", но тот решительно не хотел отказываться от своей "истины": "В числе прочего я говорил, что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти.

Человек перейдёт в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть". Всесильный прокуратор во власти страха теряет остатки гордого достоинства: "Ты полагаешь, несчастный, что говорил ты? Или ты думаешь, что я готов занять твоё место? Я твоих мыслей не разделяю!" Обнаруживается постыдное малодушие умного и почти всесильного правителя: из-за боязни доноса, боязни погубить собственную карьеру Пилат идёт против своих убеждений, голоса человечности и совести. И Понтий Пилат кричит так, чтобы слышали все: "Преступник! Преступник! Преступник!" Иешуа казнён.

Почему же мучается прокуратор? Почему ему снится сон, будто он не послал на казнь бродячего, философа и целителя, будто они идут вместе по лунной дорожке и мирно беседуют, и он, "жестокий прокуратор Иудеи, от радости плакал и смеялся во сне?" Могущество Понтия Пилата оказалось мнимым. Он трус, верный пёс кесаря.

Совесть мучает его. Ему никогда не будет покоя - он понимает, что прав Иешуа остался ученик и последователь - Левий Матвей.

Он продолжит дело своего Учителя. В евангельской легенде заложены истины, которые, будучи забытыми, непременно напомнят о себе нравственной деградацией общества.

Но как связаны ершалаимские главы с основным содержанием романа? Большое количество как явных, так и тончайших параллелей связывают изображение Ершалаима двадцатых годов первого века и Москвы двадцатых годов двадцатого века.

Герои и времена, в них описанные, как будто разные, а суть одна. Вражда, недоверие к людям инакомыслящим, зависть царствует и в мире, который окружает Мастера.

Их обнажает Воланд. Воланд - это художественно переосмысленный автор образ Сатаны. Сатана и его помощники творят зло.

Их цель - обнажать сущность явлений, высвечивать, усиливать, выставлять на всеобщее обозрение негативные явления в человеческом обществе. Фокусы в Варьете, проделки с подписывающими бумагами пустым костюмом, таинственное превращение советских денег в доллары и прочая чертовщина - это обнажение скрытых пороков человека.

Становится понятным смысл фокусов в Варьете. Здесь происходит испытание москвичей на алчность и милосердие. В конце представления Воланд приходит к выводу: "Ну что же... они - люди как люди. Любят деньги, из чего бы те ни были сделаны - из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленные... ну, что ж... и милосердие иногда случится в их сердца... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их..."

Вечное стремление людей к добру неодолимо.

Прошло двадцать веков, а олицетворение добра и любви - Иисус Христос - жив в душах людей.

Мастер, главный герой романа М. Булгаков, создаёт роман о Христе и Пилате. Христос для него - это мыслящая и страдающая личность, утверждающая достоинство бескорыстного служения людям, несущая непреходящие ценности в мир.

Очень интересна история Мастера и Маргариты. Мастером движет жажда познания. Он пытается проникнуть в глубину веков, чтобы разобраться в вечном. Как и Фаусту, познание ему даёт Сатана.

Явно просматривается параллель между Мастером и Иешуа. В Мастере присутствует божество, его занимают вечные проблемы. Не зря его имя пишется с большой буквы, а судьба трагична, как и у Иешуа. Мастер - это собирательный образ человека, стремящегося познать вечные законы нравственности.

Маргарита в романе является носительницей огромный поэтической и вдохновенной любви, которую автор назвал "вечной". И чем более непривлекательным, "скучным, кривым" предстаёт перед нами переулок, где эта любовь возникает, тем более необычным оказывается это чувство, вспыхнувшее "молнией". Маргарита борется, при помощи Воланда возвращает Мастера. Вместе с ним под раскаты очищающей грозы она переходит в вечность.

Каждое поколение людей решает для себя нравственные проблемы.

Одни иногда "прозревают", заглядывают "внутрь" себя. "Не обманывай-то хоть сам себя. Никогда слава не придёт к тому, кто сочиняет дурные стихи..." - безжалостно судит себя Рюхин. Другим не дано "прозреть".

Для Берлиоза, главы МАССОЛИТа, такая возможность уже не представится, он погиб страшной, нелепой смертью. Пройдя через страдания, очищается и поднимается на более высокую нравственную ступень поэта Иван Бездомный.

Уйдя от нас, Мастер оставил нам роман как напоминание о том, что наши нравственные проблемы решать нам самим.

Нравственно - философская позиция.

"В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца написано в крутую колоннаду между крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат".

Так писал в романе "Мастер и Маргарита" Михаил Афанасьевич Булгаков, так начиналась книга Мастера, и так начинал рассказывать о Понтии Пилате двум несчастным писателям и атеистам Воланд, но всё по порядку.

Когда Булгаков начал писать роман "Чёрный Маг" (первоначальное название романа "Мастер и Маргарита"), он уже предполагал, что основную часть будет занимать рассказ о Понтии Пилате, рассказ о совести и власти, о мести и покое, об ожидании и прощении, и, наконец, о главном - о Вере и Боге.

Тема Понтия Пилата отображает в романе не сюжетную линию, а само восприятие и понимание писателем евангельских мотивов, сути Нового завета.

Булгаков как - то по-новому открывает нам эту тему. Осторожно, чтобы не испугать и не испортить ощущение важности образов, придуманных не им самим, он пытается преподнести нам образы спорные, сложные, но в то же время и простые, чтобы мы не мучились вопросами, на которого не в состоянии ответить.

Понтий Пилат предстаёт перед нами как человек, которого мучит совесть, за то, что ему дана безграничная власть карать и миловать людей. Его совесть - это головная боль, которая почти никогда не проходит. Это как бы наказание за его власть над людьми. Понтий Пилат обречён на одиночество.

Нет ни одного человека, которому он мог бы сказать правду. Нет ни одного ответа на вопросы, которые сжигают его мозг.

Он одинок и его друг - огромный преданный пёс, немой хранитель его души. Вечное одиночество, не только в жизни, но и на небесах. Вечное ожидание прощения. Вечная боль - плата за безверие.

"Добрый человек", так назвал Понтия Пилата "преступник" Иешуа Га-Ноцри. "Преступник назвал меня "Добрый человек", = говорит прокуратор, - Выведите его отсюда на минуту, объясните ему, как надо разговаривать со мной. Но не калечить". Понтий Пилат, привыкший к тому, что "все в Ершалаиме шепчут про него, что он свирепое чудовище" удивлён. Именно с этого момента, с этих слов в прокураторе что-то надламывается, происходит переоценка ценностей. Иешуа Га-Ноцри вдохнул в него веру, он стал для прокуратора совестью.

Понтий Пилат не мог смириться с гибелью Иешуа. За короткий срок общения с ним прокуратор понял многое и теперь жалел о том, что не сразу смог распознать в Иешуа товарища. Понтия Пилата охватила, жажда мести, хотя мстить надо было себе самому. Он отомстил. Но прощения и покоя в жизни не получил.

И уже там, где "...рядом с тяжёлым каменным креслом, на котором блестят от луны какие-то искры, лежит тёмная, огромная собака и так же, как и хозяин, беспокойно глядит на луну", прокуратор получает из рук Маргариты прощение.

Две тысячи лет ждал он этого дня, глядя на луну, вызывавшую в нём бессонницу.

"Свободен! Свободен! Он ждёт тебя". "Человек в белом плаще с кровавым подбоем поднялся с кресла, и что-то прокричал хриплым, сорванным голосом.

Нельзя было разобрать, плачет ли он или смеётся и что он кричит. Видно было только, что вслед за своим верным стражем по лунной дорожке стремительно побежал и он".

Так получил прощение и покой "...жестокий пятый прокуратор Иудеи всадник Понтий Пилат", берегись меня!" Из-за боязни доноса, боязни погубить свою карьеру, Пилат идёт против совести.

Он делает последние, жалкие попытки спасти несчастного, а когда это не удаётся, пытается хотя бы смягчить укоры совести.

Но нет, и не может быть морального выкупа за предательство. А в основе предательства, как это всегда бывает, лежит трусость: "Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков", - слышит Пилат слова Иешуа во сне. "Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок ", - вмешивается внутренний голос Пилата самого автора.

Писатель уверен, что подлее, страшнее открытого зла - соглашательство тех, кто зло понимает, готов осуждать его, способен ему препятствовать, но не делает этого из-за малодушия, трусости, привычки к комфорту, боязни за карьеру.

По Булгакову, трусость - главная причина социальных подлостей и зла. И наказан за подлость Понтий Пилат страшными муками совести.

Много беспокойных ночей терзается Пилат из-за того, что не пошёл тогда, четырнадцатого числа весеннего месяца нисана "на всё, чтобы спасти от казни решительно ни в чём не виноватого безумного мечтателя и врача".

Как считает писатель, совесть - это внутренний компас человека, его моральный суд над собой, моральная оценка своих поступков.

В евангельской легенде заложены вечные ценности.

Именно этими великими критериями может быть проведена моральная состоятельность любой эпохи, и М. Булгаков, руководствуясь этими высокими истинами, производит своеобразную моральную проверку нашего общества уже в 20-е годы нашего столетия, в годы непростые, противоречивые, когда человек как личность ничего не значил.

Вынужденный писать в стол, Булгаков все силы души отдал роману «Мастер и Маргарита», напечатать который он, увы, тоже не имел никакой надежды. Напряженная работа над романом возобновилась в середине 30-х гг. (Перемены в личной судьбе также способствовали этому: в октябре 1932 г. Булгаков развёлся со своей второй женой и женился на Елене Сергеевне Шиловской. В ней он обрёл свою последнюю возлюбленную и с неё списал главные черты своей Маргариты). «Мастер и Маргарита» - самое гениальное и самое неоднозначное из всех произведений Булгакова, в котором, как ни в каком другом советском романе, раскрыт противоречивый и трагический дух тоталитарной эпохи.

Булгаков писал его в разгул репрессий, когда один за другим были повержены, исключены из партии, лишились своих постов или были расстреляны многие его прежние враги: литературные чиновники, записные партийные критики и руководители культуры - все те, хулил и травил его долгие годы.

Он следил за этой дьявольской вакханалией с почти мистическим чувством, которое и нашло отражение в романе.

Главным героям его, как известно, является сатана, действующим под именем Воланд. Появившись в Москве, Воланд обрушивает всю свою дьявольскую силу на власть имущих, творящих беззаконие.

Он расправляется и с гонителями великого писателя - Мастера, жизнь которого имеет множество параллелей с жизнью самого Булгакова (хотя полностью отождествлять их было бы слишком прямолинейно).

Нетрудно, таким образом, понять, кто стоял за образом Воланда.

Философско-религиозная концепция романа очень сложна и ещё не разгадана до конца. Сам Булгаков был человеком далёким от ортодоксального православия. Бог, видимо, представлялся ему чем-то вроде всеобщего закона или неизбежного хода событий.

По свидетельству жены, он верил в Судьбу, Рок, но христианином не был. При создании образа Христа (в романе он выступает под именем Иешуа Га - Ноцри) Булгаков сознательно руководствовался апокрифическими источниками, а евангелия отбрасывал как ложные. («Уж кто- кто, - говорит Воланд Берлиозу, - а вы-то должны знать, что ровно ничего из того, что написано в евангелии, не происходило на самом деле никогда…» О том же говорит сам Иешуа).

В романе Мастера о Понтии Пилате есть суд, казнь и погребение Иешуа, но нет его воскресения. Нет Богородицы; сам Иешуа не потомок знатного еврейского рода, как в евангелии, - он бедный сириец, который не знает своего родства и не помнит своих родителей.

Никто не понимает Иешуа с его учением, что «злых людей нет на свете», даже его единственный апостол Левий Матвей.

Его попытка разбудить в людях их изначальную, добрую природу вызывает лишь всеобщее озлобление. Только Воланд понимает Иешуа, но не верит в возможность твёрдого обращения людей к добру.

Отнюдь не в новозаветной трактовке представлен и дьявол, который более похож на ветхозаветного Сатану из книги Иова.

В романе Булгакова Воланд - подлинный «князь этого мира». Нет даже намёка на какое-то соперничество его в этом смысле с Христом.

В нём олицетворена та сила, что «вечно хочет зла и вечно совершает благо». Эта строчка из «Фауста» Гетте (немецкий поэт вложил в её уста своего дьявола - Мефистофеля) взята Булгаковым в качестве эпиграфа к своему роману.

И в самом деле, Воланд в романе наказывает явных безбожников, его подручные заставляют платить по счетам плутов, обманщиков и прочих негодяев, на протяжении романа они не раз творят «праведный суд» и даже «добро».

И всё же Воланд остаётся дьяволом, демоном зла, который не хочет и не может дать людям благодати.

Затравленный, сломленный несправедливой советской критикой и жизненными невзгодами, Мастер находит в нем своего Спасителя. Но он получает от дьявола не свет, не обновление, а только вечный покой в потустороннем безвременном мире.

Исполненный глубокой философской грусти финал романа был в чем-то схож с концом самого автора. В 1939 г. у Булгакова открылся смертельный недуг - нефросклероз. Состояние его резко ухудшилось. В последние месяцы жизни он ослеп. В марте 1940 г. Булгаков скончался.

На своем жизненном пути мы сталкиваемся со множеством препятствий. Одно из них – нравственный выбор. Именно от него зависит дальнейшая судьба человека. Борьба с собственной совестью, предательство своих идеалов и эгоизм или защита своего слова и своих убеждений. Принимать такие решения, порой сложные, с непредсказуемым концом, может далеко не каждый.

Так, проблему нравственного выбора поднимает Михаил Афанасьевич Булгаков в своем романе «Мастер и Маргарита», перед многими героями которого стоит своеобразная дилемма. Например, прокуратор Понтий Пилат, являющийся персонажем романа, создателем которого был Мастер, должен решить, кого из четырех человек, приговоренных к смертной казни, помиловать. Сначала его выбор пал на бродячего философа Иешуа Га-Ноцри. Герой заинтересовал прокуратора – в отличие от остальных, он был занимательным собеседником, проповедующим такие истины, как «все люди добры», «говорить правду приятно», «настанет время, когда вместо государства настанет храм истины», «трусость – самый страшный порок».

Трое других людей, приговоренных к казни, были разбойниками и убийцами. Однако слово для государства страшнее, чем преступление. Слово, обличающее пороки, мешающее безграничному произволу власти. Именно власть боится потерять Понтий Пилат. Струсив, он буквально «умывает руки», приговаривая философа к смерти, и допускает ошибку. В наказание художник слова обрекает его на бессмертную жизнь в одиночестве. Авторская позиция такова, что эгоизм и предательство собственных идей должны быть наказаны. Ведь именно совесть является внутренним регулятором человека, именно она в конечном итоге властвует над ним.

Помимо Понтия Пилата, ошибку так же допускает и сам Мастер. Он отказывается бороться за свои идеи, сжигая не признанный обществом роман. Проповедуя в нем истины, он не может защитить их, не отвечает за собственные слова и принимает решение сдаться. Мир без борьбы – не жизнь, а существование и, отказавшись от нее, Мастер оказывается обреченным на вечный покой, не видя света. Он вновь со своей возлюбленной, однако ничего более не приносит ему счастья. Его долг, как писателя, нести миру правду, но отныне писать он будет лишь для себя и Маргариты. Его герой – духовный самоубийца, не исполнивший свой моральный долг, борьбу за правду, предавший свои принципы.

А Маргарита, возлюбленная Мастера, в свою очередь делает правильный выбор . На балу вместо того, чтобы требовать собственного благополучия, она проявляет милосердие к Фриде и просит, чтобы ей перестали приносить платок. «Никогда не просите для себя», - дает ей урок Воланд. Несмотря на то, что на пути к своему счастью, возвращению Мастера, она выбрала неверные средства (связалась с нечистой силой и не заслуживает света), героиня проявила сострадание к чужим несчастьям, что является основой человеческой жизни . Любовь Маргариты самоотверженна, она живет Мастером, готова на все ради него, но все равно остается гуманной.

Нельзя избежать нравственного выбора, и только от человека зависит, каким он будет. Судьба редко предоставляет вторые шансы, поэтому нужно жить в гармонии со своими принципами и идеалами, всегда вести внутреннюю борьбу и не поддаваться искушениям эгоизма и принятым в обществе правилам.

просмотров