Сочинение на тему «милосердие в произведении «Капитанская дочка. Тема чести и милосердия в повести А

Ответ оставил Гость

Все творчество Пушкина - высшее выражение ценностей общечеловеческих: любви, дружбы, чести, совести, справедливости, человеческого достоинства , милосердия.
Особенно проникнута духом милосердия повесть Пушкина " Капитанская дочка ". Ее можно назвать повестью о милосердии. Центральная сюжетная линия повести - история взаимоотношений Гринева и Пугачева - есть прежде всего история милосердия. С милосердия начинается эта история, им и кончается. Вспомним первую встречу Гринева с Пугачевым, когда Гринев приказывает отдать Пугачеву свой заячий тулуп. Савельич изумлен. И дело не только в том, что тулуп дорог. Подарок бессмыслен. "Зачем ему твой заячий тулуп? Он его пропьет, собака, в первом кабаке". Да не полезет этот юношеский тулуп на пугачевские "окаянные плечища!" И Савельич прав: тулуп трещит по швам, когда Пугачев надевает его... Однако пишет Пушкин:"Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком". Тут не в тулупе дело... Тут впервые промелькнуло между офицером Гриневым и беглым казаком Пугачевым нечто иное... В благодарности Гринева не просто благодарность. Тут жалость, милосердие и... уважение. Уважение к человеку и его достоинству. И человеку холодно. А человеку не должно быть холодно. Потому что он образ Божий. И мы не должны безразлично проходить мимо человека, которому холодно, потому что это кощунство. Все это почувствовал Пугачев. Потому и такое теплое напутствие Гриневу: "Спасибо ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей!" И завязались между героями отношения, где высший и низший едины, где нет ни господина, ни раба, где враги - братья. Чем можно ответить на милость, на милосердие? Чем его измерить? -Только милосердием же.
И через все остальные встречи Гринева и Пугачева основной темой идет именно тема милосердия. При занятии Белогорской крепости Пугачев, узнав Гринева, тут же помиловал его, спас от смертной казни. "Я помиловал тебя за твою добродетель", за то, что ты оказал мне услугу..." - говорит Пугачев Гриневу. Но сколь несоразмерны услуга и воздаяние: стакан вина, заячий тулуп и... жизнь, подаренная офицеру противного войска, с которым ведется война.
Пугачев должен был помиловать Гринева, потому что однажды Гринев разглядел человека в Пугачеве, и не может уже забыть этого Пугачев. Все в повести полно милосердием. Сама любовь Петра Андреевича Гринева и Марьи Ивановны Мироновой - не любовь - страсть, не любовь - восхищение, а христианская любовь, жаления. Любит и слезно жалеет Марью Ивановну, сироту, у которой не осталось никого близкого во всем мире, Гринев. Любит и спасает своего рыцаря от ужасной участи бесчестия Марья Ивановна.
Милосерден Гринев и к своему врагу (к Швабрину). Когда Гринев вырывает с помощью Пугачева Марью Ивановну из рук Швабрина, Гринев имеет достаточно оснований, чтобы ненавидеть изменника и насильника. Однако вот как кончается глава "Сирота". Напутствуемые доброй попадьей Гринев со своей любимой отбывают из крепости. "Мы поехали. У окошка комендантского дома я увидел стоящего Швабрина. Лицо его изображало мрачную злобу. Я не хотел торжествовать над униженным врагом и обратил глаза в другую сторону". Торжествовать над уничтоженным врагом согласно христианской морали, которой руководствуется Гринев, стыдно. Так как, пока жив человек, Бог надеется на него, на его исправление. Следует тем более надеяться и человеку. А устраивать "пир победителей" над поверженным противником - хамство. Потому и отворачивается Гринев. И в этом опять милосердие целомудренной души.

Аристотель говорил: «Великодушного человека отличает то, что он не ищет выгоды для себя, но с готовностью делает добро другим». Действительно, совершая бескорыстные поступки, мы ничего не просим взамен. В исторической повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» тема великодушия раскрыта наиболее полно, поэтому примеры из этого произведения помогут доказать любое утверждение о великодушии и мести.

  1. Петр Андреевич Гринев – главный герой произведения. В самом начале молодой человек выглядит легкомысленным, но благородным: он честно отдает Зурину проигранные сто рублей, хотя Савельич пытается его отговорить. Более того, он приглашает Пугачева, который во время снежной бури проводил их до постоялого двора, выпить чаю и дарует ему свой заячий тулуп, потому что тот «одет слишком легко». Юноша мог на словах отблагодарить вожатого, однако ему хотелось сделать приятное тому, кто помог ему в трудной ситуации . Когда Петр взрослеет, его доброта превращается в великодушие. Он спасает Марью из плена Швабрина, рискуя жизнью и карьерой. Как мы видим, человек не рождается обладателем великой души, он становится им со временем.
  2. После дуэли Гринев просит за своего соперника, Швабрина, чтобы его отпустили из-под ареста, хотя тот говорил много гадких слов о его возлюбленной и даже сильно ранил его. Но главный герой не отличался злопамятностью, к тому же он сблизился с Машей и, чувствуя себя очень счастливым, не хотел оставлять какие-либо недомолвки и негативные эмоции. Юноша понимал мотивы конкурента и решил его простить: «В клевете его видел я досаду оскорбленного самолюбия и отвергнутой любви и великодушно извинял своего несчастного соперника». В поведении героя мы видим истинное великодушие, которым он отвечает на месть Алексея. Только так можно победить месть, остановив ее круговорот среди людей. Нельзя отвечать злом на зло, иначе оно никогда не остановится. Петр избавил себя от тяжести мщения и стал счастливым.
  3. Безусловно, одним из бескорыстных и великодушных персонажей в повести является Савельич. Он любит своего молодого господина, прощает ему все его обидные слова , не доносит на него, хотя тот совершает много опрометчивых поступков (проигрывает деньги, отдает хороший тулуп, ввязывается в поединок). Великодушие Савельича настолько велико, что оно перерастает в готовность пожертвовать собой ради барина: слуга просит Пугачева помиловать «барского дитятю» и повесить вместо него самого Савельича. Возможно, добродетель дядьки отразилось на характере воспитанника, который не держит зла на людей и готов отдать свою жизнь за других. Очевидно, что человека можно научить доброте, милосердию и великодушию, показывая ему достойный пример для подражания. Это не так сложно, зато очень важно.
  4. Пугачев, хоть и кажется главным отрицательным героем в повести, тем не менее, совершает великодушные поступки. Во время казни он не сразу узнает Гринева, но, увидев Савельича, вспоминает доброту юного дворянина и решает его помиловать. Когда Петр Андреевич отказывается целовать ему руку, он не злится и только усмехается: «Его благородие, знать, одурел от радости». Пугачев прекрасно понимает, что тот не воспринимает его как царя, но он помнит доброе к себе отношение и оправдывает офицера перед мятежниками. Эта черта характера обеспечивает герою популярность в народе, ведь он ввязался в эту войну, чтобы помочь всем угнетенным и бедным людям отстоять свои права. Общество всегда ценит великодушие, поэтому оно идет за бунтовщиком, несмотря на его незаконный статус. А вот Екатерина Вторая – мстительная императрица. Она готова обрушить все кары на провинившихся подданных. Видимо, из-за этого простые люди сочувствуют мятежникам и идут против царицы.
  5. После откровенного разговора, в ходе которого главный герой признается, что не нарушит клятву и не присоединится к восстанию, самозванец дарует ему свободу. Его впечатляет честность юноши, и он великодушно его отпускает, больше не пытаясь переманить на свою сторону. Главарь мятежников, хоть и жестокий мужчина, способен на великодушные поступки и не боится осуждения соратников. Кроме барина, он помиловал Савельича, который в лицо называет Пугачева злодеем и перед тем, как покинуть осажденную крепость, требует денег за украденное имущество и дарованный ранее тулуп. Слуга поступает безрассудно – ему просто повезло, что «Пугачев был, видно, в припадке великодушия» и не приказал его повесить. Очевидно, великодушие вовсе не означает доброту. Мятежника никак нельзя назвать добряком, он идет к власти по трупам. Однако душа у него действительно полна величия, ведь он жертвует собой, защищая интересы народа. Как мы видим, доброта – это свойство характера, которое проявляется в отношении к миру, а великодушие – разовое проявление благородства души, это всегда поступок.
  6. Когда офицер возвращается в Белогорскую крепость за Марьей Мироновой и прямо говорит, что она его невеста, которую обижают, Пугачев сразу заявляет, что накажет подчиненных за подобный проступок. Даже после того, как он узнал, что Маша – капитанская дочка, он понимает, почему его обманывали, и не отказывается от своего предыдущего решения – помиловать и отпустить влюбленных. Самопровозглашенный царь, как его описывает Пушкин, верен своему слову; это же качество он ценит в Гриневе, поэтому относится к нему с великодушием победителя. Очевидно, что этому свойству души есть место на войне, оно и только оно может примирить враждующие стороны.
  7. Тема мести в мировой литературе не всегда трактуется с негативной точки зрения (например, кровная месть часто приравнивается к подвигу), однако в «Капитанской дочке» она ни при каких обстоятельствах не имеет оправданий. Пушкин на нескольких примерах показывает, что из-за мести страдают не только честь и достоинство, но жизнь людей. Наиболее полно это раскрывается в поступках Алексея Ивановича Швабрина.

    Писатель вводит также антитезу «великодушие – мстительность». На примере большинства героев он показывает, как благие поступки положительно влияют и на характер человека, и на его судьбу: Гринев прошел все испытания с честью, вернулся домой и женился на Марье; Пугачева, который был пойман и казнен, жалели и поминали добрым словом ; про Швабрина же все забыли, и читатель не знает о его дальнейшей жизни после ареста. Таким образом, Пушкин призывает быть милосердными и в любой ситуации не забывать о чести и великодушии.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Наверное всем известен афоризм « Человеческая душа потемки», и наверное многие поспешат согласиться с ее смыслом. А действительно, что мы знаем о душе другого человека, мы можем лишь догадываться о причинах его поступков и действий. Возможно мы оцениваем их действия отклоняясь от собственной точки зрения на этот счет. Сколько лет прошло, а человечество до сих пор не смогло найти ключик к душе человека. Может это к лучшему. ведь так у нас появляется возможность быть настоящим и живым, хотя бы внутри своих мыслей.

Существует большое количество ценностей и знаний, которые изменялись из покон веков. Но есть в нашем мире и неизменные вещи, сюда я отнесу чувства. Каждый из нас является их обладателями, в этом и есть вся человеческая сущность. Мы постоянно испытываем то, радость, то боль, то угрызение совести. Они помогают нам жить и в то же время могут сгубить наши судьбы. Но есть чувства, которые не свойственны некоторым людям. Происходит это из-за того, что они притупляют их еще в зародыше. Сюда я могу отнести и милосердие, качество, которым обладает маленькое количество людей. Милосердие в наше время кажется чем-то нереальным и очень редким. Бывает так, что неприятный на вид человек, грубый и местами злой, оказывается милосердным к другим, и мы никогда не сможем отличить того человека, кто обладает этим качеством. Быть милосердным, значит помогать людям, прощать их поступки.
Тема милосердия очень обширна, ее обсуждали и поэты и писатели, к ней прибегали художники о нем слагали песни музыканты. Но более обширно и красочно, конечно же описали ее писатели в своих произведениях. Одним из таких стал всеми нам известный А.С.Пушкин, его произведения это всегда история и мораль, которые переплетаются между собой неотрывной нитью. В своей повести «Капитанская дочка» он поднимает много проблем, но одной из главной все же остается тема милосердия. Ему удалось раскрыть ее сразу на нескольких персонажах, показывая тем самым, какие люди способны обладать этим редким качеством. Встреча Гринева и ПУгачова начинается и заканчивается милосердием. Первым проявляет его, на тот момент еще бродяга Пугачев, он помогает заблудшим путникам выбраться из природной западни. В благодарность ему, Гринев решает подарить мужчине свой тулуп, здесь мы так же видим отблески милосердия, на которые способно добро сердце главного героя. Но как мы знаем из повествования, на этом история этих двоих не заканчивается. Еще ни раз они столкнуться друг с другом.
Когда Пугачев уже начинает свой бунт, и добирается до крепости, где служит Гринев, он совершает не свойственный грабителям и убийцам поступок. Увидев своего старого знакомого он решает смиловаться над ним, терпит отказ принять величие Пугачева. и пусть когда то Гринев выручил Пугачева, но ведь он человек не высокой морали и ему не свойственно уважение и чувство долга. В этом случае Пугачев проявляет милосердие, которое совсем не свойственно его образу, он отпускает парня. Но на этом милосердие Пугачева не заканчивается. Когда Швабрин покушается на честь Марии Мироновой, Пугачев сами лично вырывает ее из рук своего подопечного и отдает Гриневу. Он не может забыть поступка парня, ведь Гринев смог разглядеть в нем душу, понять его чувства и страхи.
Пушкину удалось показать милосердие в грозном и безжалостном убийце. Он дал людям понять, что этим качеством может обладать каждый человек, независимо от свой наружности. Будь он жестокий или злой, милосердие это светлый лучик, который хоронит в его сердце любовь к людям. Понять чем живет другой человек очень сложно, но есть вещи, которые сразу же бросаются нам в глаза. Милосердие это дар божий, которым должен обладать каждый человек. Ведь это не трудно быть добрым и временами жертвовать собой во благо других людей.

В наше время, к сожалению, вечные ценности стали менее значимыми и даже могут вызывать насмешку или иронию, на место любви к ближнему приходит душевная черствость. В обществе идет процесс дегуманизации человека. В стране неуклонно растет количество негативных поступков, совершаемых детьми, появляется все больше детей проблемных, а ведь они – наше будущее, будущее России. Поэтому-то на современном этапе нравственное воспитание становится наиболее важным в учебно-воспитательном процессе. Становится жизненно необходимо воспитывать в детях положительные качества личности, учить их разбираться в жизненных ситуациях и правильно оценивать свое поведение. Задача педагога - помочь детям ответить на сложнейшие философские вопросы: зачем жить? и как жить? А задача эта, как оказалось, далеко не простая. Как поселить в сердце ребенка добро, милосердие, бескорыстие, любовь к ближнему?

Моими помощниками, проводниками к сердцу ребенка, стали, конечно, произведения русской классики – кладезь мудрости. Духовное становление невозможно без освоения бесценного наследия Пушкина, Лескова, Достоевского, Шмелева.… Произведения этих мастеров слова дают представление о христианских основах нравственности, о добре и зле, о чести и бесчестии, о милосердии...

Столько важного и нужного для душевного развития ребенка можно почерпнуть, например, из “Капитанской дочки” Пушкина!

Глубоко христианский, глубоко русский ответ дает писатель на жизненно важные вопросы: как жить в истории, особенно в смутные, переходные ее периоды? за что держаться? При внимательном прочтении повести, не без помощи учителя, дети понимают, что держаться надо за свою совесть, за честь в глазах Бога. “Держаться нужно за Бога, за милосердие”,- такой вывод делают ребята в конце изучения произведения.

Но тому предшествует трудная, кропотливая работа с текстом. Проанализировав все сцены встречи Гринева с Пугачевым, видим, что история, положенная в основу повести, начинается и заканчивается милосердием. Вспомним первую встречу Гринева с будущим самозванцем. Пугачев вывел заблудившегося во время бурана Гринева к постоялому двору. Гринев благодарит вожатого, предлагает ему чай, потом и стакан вина. Наутро Гринев еще раз благодарит Пугачева и хочет подарить ему полтину денег на водку. А когда Савельич не позволил ему этого, он придумывает отдать Пугачеву свой заячий тулуп. Подарок, на первый взгляд, бессмысленный. Савельич недоумевает: "Зачем ему твой заячий тулуп? Он его пропьет, собака, в первом кабаке". Однако, пишет Пушкин, “бродяга был чрезвычайно доволен подарком”. И мы догадываемся, что тут дело не только в тулупе...

В благодарности Гринева за то, что “вожатый” вывел его к постоялому двору не просто благодарность. Тут нечто большее: жалость, милосердие и уважение. Человеку холодно, а ему не должно быть холодно: он образ Божий. Мы не должны безразлично проходить мимо человека, которому холодно, это бесчеловечно. Все это и почувствовал Пугачев. Потому так и радуется он подарку: “Спасибо, ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей”. И не забудет, потому что на милость можно отвечать только милостью.

И через все остальные встречи Гринева и Пугачева основной темой идет именно тема милосердия. Народная мудрость гласит: “Кто добро творит, того Бог благословит”.

При занятии Белогорской крепости Пугачев, узнав Гринева, тут же помиловал его, спас от смертной казни. Позже в беседе наедине Пугачев говорит: “...я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я был скрываться от своих недругов”. Каким нравственным законом руководствуется Пугачев? Законом милосердия, которого нет выше и благороднее в этом мире. Разглядел однажды Гринев человека в Пугачеве, обратился к этому внутреннему человеку, и не может уже забыть этого Пугачев.

А, перелистав несколько страниц, становимся свидетелями еще одной удивительной сцены: Пугачев, атаман бунтовщиков, вызволяет Машу Миронову, дочь коменданта крепости, казненного во время приступа, из рук Швабрина и отпускает ее и Гринева со словами: “Казнить так казнить, жаловать так жаловать: такой мой обычай. Возьми себе свою красавицу; вези ее, куда хочешь, и дай вам Бог любовь да совет!”. Эти слова мы слышим от “злодея, обрызганного кровью стольких невинных жертв” Согласитесь, на такой поступок способен только человек, у которого не стерт образ Божий в душе.

Пушкин в "Капитанской дочке" предстает перед нами не просто мастером-художником, но и очень мудрым человеком с глубоким нравственным опытом. Главное внимание автора "Капитанской дочки" направлено на открытие внутреннего человека в человеке. Проникновенные диалоги главных героев повести представляют собой историю поисков той соборной истины, которая служит одновременно и мерилом истинности, и путем спасения. А ключом к этому царству истины выступает у Пушкина тема милосердия. Не случайно эта повесть является одним из самых христианских произведений в мировой литературе, именно от нее в русской литературе идет традиция проникновенных диалогов “святых и преступников”, стоящих перед лицом Бога.

Думаю, ребята, которые присутствовали на уроке, говорили о милосердии не пройдут мимо человека, нуждающегося в помощи, окажут ее больному и слабому, накормят бездомную собаку… А позже, отвечая на вечный вопрос: “Быть или не быть?”, примут правильное решение: быть человеком, жить духовно, “познавать Творца в творенье, видеть Духом, сердцем чтить…”

просмотров