Произведения о войне. Произведения о Великой Отечественной войне
Военная проза - особый пласт художественной литературы. Специально к знаменательным майским дням «Фома» составил подборку из 10 книг разных лет о Великой Отечественной войне. Мы предлагаем вам прочесть произведения тех авторов, для которых война стала ключевым событием в их жизни и творчестве.
Василь Быков. «Сотников» (1969)
Сюжет повести «Сотников» Василю Быкову, участнику Великой Отечественной войны, подсказал его однополчанин, которого писатель считал погибшим. «Сотников» - это произведение о превратностях судьбы партизан на войне. Быкова интересуют вечные темы и вопросы о жизни и смерти, трусости и мужестве, предательстве и верности.
Цитаты
“Нет, наверно, смерть ничего не решает и ничего не оправдывает. Только жизнь даёт людям определенные возможности, которые ими осуществляются или пропадают напрасно. Только жизнь может противостоять злу и насилию. Смерть же лишает всего”
“Самое изнурительное на войне - неопределенность”
“Нельзя рассчитывать на то, что не заслужено”
Борис Васильев. «А зори здесь тихие…» (1969)
В этой повести писатель Борис Васильев, сам прошедший войну, рассказывает проникновенную и трагическую историю пятерых девушек-зенитчиц. Отважные героини во главе со своим командиром - старшиной Федотом Васковым - вступают в неравную схватку с немецкими диверсантами.
Цитаты:
«Война - это не просто кто кого перестреляет. Война - это кто кого передумает»
«Человек в опасности либо совсем ничего не соображает, либо сразу за двоих. И пока один расчет ведет, как дальше поступить, другой об этой минуте заботится: все видит и все замечает»
«Глупости не стоит делать даже со скуки»
Борис Полевой. «Повесть о настоящем человеке (1946)
Всемирно известная повесть Бориса Полевого, побывавшего на фронтах Великой Отечественной войны в качестве военного корреспондента, рассказывает о советском летчике Алексее Мересьеве, который был сбит в 1942 году в одном из воздушных боев. Летчик был ранен, потерял обе ноги, но поставил перед собой цель вернуться в строй и добился этого. Прототипом героя повести стал Герой Советского Союза летчик Алексей Маресьев.
Цитаты:
«Казалось, чем слабее и немощнее становилось его тело, тем упрямее и сильнее был его дух»
«Вся его воля, все неясные мысли, как в фокусе, были сосредоточены в одной маленькой точке: ползти, двигаться, двигаться вперед во что бы то ни стало»
Константин Симонов. «Живые и мёртвые» (1955–1971)
В грандиозной трилогии «Живые и мертвые» повествуется о событиях Великой Отечественной войны, начиная с ее первых дней. В основе романа - записки самого автора, сделанные им в разные годы , о судьбах людей, на которые повлияла война.
Цитаты:
«Иногда человеку кажется, что война не оставляет на нем неизгладимых следов, но если он действительно человек, то это ему только кажется»
«Все мы сейчас на войне одинаковые: и злые - злые, и добрые - тоже злые! А кто не злой, тот или войны не видал, или думает, что немцы его пожалеют за его доброту»
«Война каждый час разлучает людей: то навсегда, то на время; то смертью, то увечьем, то раной. И все-таки, как ни наглядишься на все это, но что она такое, разлука, до конца понимаешь, только когда она нагрянет на тебя самого»
Виктор Некрасов. «В окопах Сталинграда» (1946)
В годы войны писатель Виктор Некрасов служил на фронте полковым инженером и принимал участие в Сталинградской битве. Его повесть «В окопах Сталинграда» стала настоящим событием в мире литературы: трагическое повествование о жестоких и изнурительных боях стало произведением, положившем начало так называемой «окопной прозе». До Некрасова мало кто отважился так правдиво и подробно описать то, что происходило на фронте. Книга писателя восхитила читателей и критиков всего мира и была переведена на 36 языков.
Цитаты:
«На войне никогда ничего не знаешь, кроме того, что у тебя под самым носом творится. Не стреляет в тебя немец - и тебе кажется, что во всем мире тишь да гладь; начнет бомбить - ты уверен, что весь фронт от Балтийского до Черного моря задвигался»
«Самое страшное на войне - это не снаряды, не бомбы, ко всему этому можно привыкнуть; самое страшное - это бездеятельность, неопределенность, отсутствие непосредственной цели. Куда страшнее сидеть в щели в открытом поле под бомбежкой, чем идти в атаку. А в щели ведь шансов на смерть куда меньше, чем в атаке. Но в атаке - цель, задача, а в щели только бомбы считаешь, попадет или не попадет»
«Люся спрашивала тогда, люблю ли я Блока. Смешная девочка. Надо было спросить, любил ли я Блока, в прошедшем времени. Да, я его любил. А сейчас я люблю покой. Больше всего люблю покой. Чтоб меня никто не вызывал, когда я спать хочу, не приказывал…»
Даниил Гранин. «Мой лейтенант» (2011)
В своем романе Даниил Гранин ведет повествование от лица молодого лейтенанта Д., капитана, прошедшего войну и пожилого человека, который вспоминает все, что с ним случилось. Гранин, воевавший на протяжении всей Великой Отечественной войны в танковых войсках, рассказывал о замысле своей книги: «Я не хотел писать про войну, у меня были другие темы, но моя война оставалась нетронутой, она была единственная война в истории Второй Мировой войны, которая проходила два с половиной года в окопах - все 900 блокадных дней. Мы жили и воевали в окопах, мы хоронили наших погибших на кладбищах, пережили тяжелейший окопный быт».
Цитаты:
«Жизнь постигается, когда она проходит, оглянешься назад и понимаешь, что там было, а так живешь, не глядя вперед, откуда она приходит. У каждого время отсчитывается по собственным часам. У одного они спешат, у другого отстают, какое правильное - неизвестно, не с чем сверить, хотя циферблат общий»
«Смерть перестала быть случайностью. Случайностью было уцелеть»
«Я никогда не верил в Бога, знал всем своим новеньким высшим образованием, всей астрономией, дивными законами физики, что Бога нет, и тем не менее, я молился»
Вячеслав Кондратьев. «Сашка» (1979)
В повести Кондратьева заложен философский вопрос о ценности человеческой жизни. Писатель-фронтовик пишет о молодом человеке , вчерашнем школьнике Сашке, который попадает на фронт. В тяжелейших условиях, находясь лицом к лицу с врагом, которого он взял в плен, Сашка не теряет присущего ему милосердия, добра и сострадания.
Цитаты:
«Жизнь такая - откладывать ничего нельзя»
«Много, очень много видал Сашка смертей за это время - проживи до ста лет, столько не увидишь, - но цена человеческой жизни не умалилась от этого в его сознании...»
Борис Васильев. «В списках не значился » (1974)
Роман Бориса Васильева относится к особой ветви военной литературы, возникшей во второй половине ХХ века - лейтенантская проза. Эта книга - это правдивая и искренняя история молодого лейтенанта Николая Плужникова. В 1941 году, сразу после училища, он отправляется на место службы в Брестскую крепость. Так он оказался не значащимся в списках личного состава гарнизона крепости, которую защищает до самого последнего своего вздоха.
Цитаты:
«Человека нельзя победить, если он этого не хочет. Убить можно, а победить нельзя»
«Он остался в живых только потому, что кто-то погибал за него. Он сделал это открытие, не понимая, что это - закон войны. Простой и необходимый, как смерть: если ты уцелел, значит, кто-то погиб за тебя. Но тон открывал этот закон не отвлеченно, не путем умозаключений: он открывал его на собственном опыте, и для него это был не вопрос совести, а вопрос жизни»
«Он упал на спину, навзничь, широко раскинув руки, подставив солнцу невидящие, широко открытые глаза . Упал свободным и после жизни, смертию смерть поправ»
Светлана Алексиевич. «У войны - не женское лицо» (1985)
Книга лауреата Нобелевской премии по литературе (2015) Светланы Алексиевич посвящена героизму женщин, участвовавших в Великой Отечественной войне. «У войны не женское лицо …» - это разного рода беседы, воспоминания партизанок, лётчиц, медсестёр, подпольщиц, которые рассказывают о том, что им пришлось пережить в ужасные годы войны.
Цитаты:
«Кончилась война, у меня было три желания: первое - наконец я не буду ползать на животе, а стану ездить на троллейбусе, второе - купить и съесть целый батон, белый батон, третье - выспаться в белой постели и чтобы простыни хрустели»
«Все, что мы знаем о женщине, лучше всего вмещается в слово «милосердие». Есть и другие слова - сестра, жена, друг и самое высокое - мать. Но разве не присутствует в их содержании и милосердие как суть, как назначение, как конечный смысл? Женщина дает жизнь, женщина оберегает жизнь, женщина и жизнь - синонимы»
«Война кончилась, и мы вдруг поняли, что надо учиться, что надо замуж выходить, детей рожать. Что война - это еще не вся жизнь. И наша женская жизнь только-только начинается. А мы были очень уставшие, душой уставшие…»
«Мы стремились... Мы не хотели, чтобы о нас говорили "Ах, эти женщины!" И старались больше, чем мужчины, мы ещё должны были доказать, что не хуже мужчин . А к нам долго было высокомерное, снисходительное отношение: "Навоюют эти бабы..."»
Михаил Шолохов . «Судьба человека» (1956)
Рассказ «Судьба человека» основан на реальных событиях . В 1946 году Шолохов встретил бывшего военного, рассказавшего ему свою поразительную историю, которую писатель облек в художественное произведение. На долю главного героя рассказа, солдата Андрея Соколова, выпали тяжелейшие испытания. Оказавшись на фронте, он попадает в концлагерь, чудом избегает расстрела и совершает побег. На воле он узнает, что его почти вся его семья, кроме сына, погибла во время бомбежки, и возвращается на фронт. В самый торжественный для страны день 9 мая, Соколов получает известие о том, что его единственный сын умер. После войны Соколов усыновляет мальчика-сироту. Повесть Шолохова о том, что война не сломила дух человека и не убила в нем стремление жить и помогать другим.
Цитата:
«Били за то, что ты - русский, за то, что на белый свет еще смотришь, за то, что на них, сволочей, работаешь. Били и за то, что не так взглянешь, не так ступнешь, не так повернешься. Били запросто, для того, чтобы когда-нибудь да убить до смерти, чтобы захлебнулся своей последней кровью и подох от побоев. Печей-то, наверное, на всех нас не хватало в Германии»
Валентин Катаев. «Сын полка» (1945)
Эта повесть адресована молодым читателям. Писатель рассказывает историю мальчика Вани Солнцева, который воюет на фронте наравне со взрослыми солдатами. Валентин Катаев показывает, что героизм, смелость и воля присущи даже самым юным участникам Великой Отечественной войны.
Цитаты:
«Раз человек молчит, значит, не считает нужным говорить. А раз не считает нужным, то и не надо. Захочет - сам расскажет. И нечего человека за язык тянуть»
«Победа или смерть!» - говорили наши люди в те годы. И шли на смерть, чтобы другие, оставшиеся в живых, победили. Это была справедливая борьба за счастье и мир на земле»
Подготовила Ася Занегина
Больше 70 лет назад закончилась самая страшная в истории России война. Постепенно забывается ужас и боль, уходят последние свидетели, которые могли бы рассказать молодому поколению , как жили, страдали, сражались их предки.
Остаются только фильмы и книги про войну 1941-1945 года, задача которых показать правду и донести, что такое не должно повториться. Сейчас снова заговорили о войне, способной стать решением политических или экономических проблем.
Война ничего не решает! Она приносит разрушения, мучения и смерть. Книги о войне 1941-1945 года — это книги памяти мирному населению, солдатам и офицерам, погибшим или получившим ранения, их стойкости, мужеству и патриотизму.
Героизм людей, охранявших Брестскую крепость от фашистов в далёком 1941-м году, долгое время не предавался огласке. И лишь кропотливая работа Сергея Смирнова смогла воссоздать все события страшной обороны. Защитники Родины сражались в бесконечных боях за право жить.
Пронзительная повесть Б. Васильева о военном лихолетье наполнена бесконечной отвагой молодых девчонок, не давших немецким солдатам взорвать стратегически важный участок железной дороги. Юные героини даже умирая сражались за голубое небо над своей головой!
Фронтовая поэма «Василий Теркин» посвящена нелёгкой жизни и героической защите советских солдат родной земли от фашистских оккупантов. Василий – «душа компании», отважный воин и находчивый человек. Он воплощает в своём образе лучшее, что есть в русских людях!
В драматической повести М. Шолохова описаны реальные трудности, с которыми столкнулись советские солдаты во время отступления с Дона в 1942-м. Отсутствие опытного командира и стратегические ошибки при наступлении на неприятеля усугублялись ненавистью казаков.
В документальном романе Ю. Семёнов раскрывает нелицеприятную правду о попытках создания военного союза Германия-США. Автор разоблачает в книге совместную деятельность немецких фашистов и «продажных» американских силовиков во время войны в лице Исаева-Штирлица.
Ю. Бондарев участвовал во многих кровопролитных боях против фашистских захватчиков. В повести рассказывается о предателе-полковнике, который в ходе военной операции неожиданно решил бросить свои батальоны на произвол судьбы, оставив их без огневого тыла за спиной…
В основу повести легли беспредельный героизм и самоотверженность Алексея Маресьева – русского лётчика, провернувшего в воздухе множество блестящих военных операций. После тяжелейшего боя полевые врачи ему ампутировали обе ноги, но он всё равно продолжал воевать!
В основу военного романа легла история реально существовавшей тайной организации «Молодая гвардия», участники которой боролись против гитлеровских приспешников. Имена погибших краснодонских ребят навсегда вписаны кровавыми буквами в русскую историю…
У весёлых и молодых ребят из 9 «Б» только что начались каникулы. Они хотели купаться и загорать жарким летом, а после, осенью, гордо пойти в десятый класс. Они мечтали, влюблялись, страдали и жили полной жизнью . Но внезапно начавшаяся война разрушила все надежды…
Жаркое южное солнце, пенистые морские волны, созревающее фруктово-ягодное раздолье. Беззаботные мальчишки впервые влюблялись в красивых девчонок: трогательные поцелуи и прогулки под луной за руку. Но в окна домов неожиданно заглянула «несправедливая» война…
Виктор Некрасов являлся участником Великой Отечественной Войны: он без прикрас смог описать тяжёлые будни передового фронта. В середине 42-го года наши бойцы потерпели поражение под Харьковом и волею судьбы оказались в Сталинграде, где произошла жесточайшая битва…
Синцовы – обычная семья, беззаботно отдыхающая на симферопольском побережье. Счастливые, они стояли возле вокзала и ожидали попутчиков до санатория. Но как гром среди ясного неба по радио прозвучала весть о начале войны. А ведь «там» осталась их годовалая малышка…
«Солдатами не рождаются» — это вторая книга из трилогии «Живые и мертвые». 1942 год. Война уже «заползла» во все дома необъятной страны, на передовых фронтах идут ожесточённые бои. И когда враги слишком близко подошли к Сталинграду, произошла переломная битва…
Наступило лето 1944 года, ставшее, как оказалось после, последним для кровопролитной войны. Вся мощная армия СССР сначала неуверенными шажочками, а потом размашистыми шагами весело и под бравурную музыку шагает к великой победе, сметая на своём пути всех врагов!
Долго длилось жесточайшее Сталинградское сражение, в котором полегло много русских солдат. Они пытались отстоять Родину и в конце концов им это удалось! Немецкая оккупантская группировка «Дон» потерпела сокрушительное поражение, что повлияло на исход войны…
В «Блокадной книге» задокументированы воспоминания сотен людей, переживших нескончаемые 900 дней, наполненные страданиями и борьбой за жизнь в городе, окружённом фашистскими оккупантами. «Живые» подробности запертых в клетке людей не могут оставить равнодушным…
Савка Огурцов ведёт совершенно
удивительную жизнь
! Он учится в Школе юнг, расположенной на печально известных Соловецких островах. Каждый день герой автобиографической книги проживает с приключениями. Но когда пришла война – пришлось неожиданно повзрослеть…
Случайная встреча с бывшим однополчанином, давно числившимся в списках без вести пропавших, заставила В. Быкова переосмыслить взгляд на некоторые вещи. Знакомый боец был долгие годы в плену у фашистов, активно сотрудничая с ними и надеясь когда-нибудь сбежать…
Немецких оккупантов смогли победить сильные духом русские люди. Советский писатель Д. Н. Медведев был командиром крупнейшего партизанского отряда, отчаянно борющегося с фашизмов. В книге описаны простые жизненные истории людей, находящихся во вражеском тылу.
Аты-баты шли солдаты – Борис Васильев
В 1944 году произошёл кровавый бой, унёсший жизни восемнадцати молодых мужчин. Они отчаянно сражались за Родину и пали геройской смертью. Через три десятка лет их повзрослевшие дети проходят по дороге отцовской славы, ни на миг не забывая страшную жертву родителей…
Наступила осень 1941 года. Семья Богатько проживает на тихом хуторке недалеко от крупного селения. Однажды к ним в дом заявляются фашисты по приводу полицаев. Петрок надеется уладить с ними дело миром, но Степанида настроена резко отрицательно против чужаков…
Великая Отечественная Война унесла жизни свыше двух миллионов белорусов. Об этом и пишет Василь Быков, восхваляя бессмертные подвиги обычных граждан, борющихся за право проживать в свободной стране. Их героическую смерть всегда будут помнить ныне живущие люди…
На северо-западном фронте наши бойцы участвовали в сражениях за освобождение Прибалтики и части Белоруссии. Однажды в 1944 году русские контрразведчики обнаружили тайную группировку фашистов под кодовым именем «Неман». Теперь её нужно быстро уничтожить…
Нисон Ходза сумел доступным для детей языком написать удивительные, радостные и трагичные события блокадного Ленинграда. Маленькие жители захваченного города вместе со взрослыми наравне шли по «дороге жизни», питаясь крохами хлеба и работая на промышленность…
Русские солдаты ожесточённо боролись за Брестскую крепость, навсегда павши смертью храбрых. Эти каменные стены видели слишком много горя: теперь их окружает блаженная тишина. Николай Плужников − последний защитник, сумевший продержаться почти год против немцев…
Принято считать, что «у войны не женское лицо», но разве это так? С. Алексеевич собрала множество историй о жизни в военном лагере от фронтовичек, не забывая и про содействие тыла в победе. За четыре страшных года Красная Армия приняла более 800.000 красавиц и комсомолок…
М. Глушко повествует о страшной молодости, выпавшей на её долю в лихие военные годы. От имени 19-летней Ниночки раскрывается весь ужас фашисткой оккупации, не «показывающийся» девчонке некоторое время. Беременная, она желает только одного: родить здорового ребёнка…
Трагичную судьбу артистки Гули Королевой знали все дети Советского Союза. Активистка, комсомолка и спортсменка ушла на фронт почти через год после начала войны, навсегда простившись с Ёжиком и родными. Её четвёртой, посмертной, высотой стал холм в селе Паньшино…
Писатель Василь Быков ежедневно видел тяготы войны с фашистами. Слишком многие
отважные люди
кинулись в омут с головой и не вернулись никогда. Неизвестность будущего заставляет героев произведения страдать от безнадёжности и бессилия, но всё-таки они выстояли!
Зоенька и Шурочка – две дочери Любови Космодемьянской, погибшие за веру в победу Красной Армии над гитлеровским режимом. В удивительно светлой книжке каждый читатель проследит всю жизнь девочек с самого рождения и до их мучительной смерти от рук немецких фашистов…
Матерь человеческая
Матерь человеческая – это олицетворение Женщины, склонившейся над своим Дитя. Писатель все четыре года фашисткой оккупации прошагал военным корреспондентом. Его настолько сильно взволновала история одной женщины, что он её навсегда запечатлел в своей книге…
Отважная девочка Лара Михиенко стала символом бесстрашности и мужества партизанских отрядов в Великой Отечественной Войне! Она хотела мирной жизни и совсем не хотела воевать, но проклятые фашисты пробрались в её родную деревню, «отрезав» от близких людей…
Многих девушек призывали в Советскую Армию для борьбы с фашизмом. Это случилось и с Ритой: придя домой после тяжёлого дня на заводе, она обнаружила страшную повестку. Теперь совсем молодая девчонка стала минёром и «воспитательницей» подрывной служебной собаки…
Сын всесоюзного детского писателя Николай Чуковский написал памятную повесть о блокаде Ленинграда и лётчиках 16 эскадрильи, стремившихся уничтожить как можно больше гитлеровцев. Товарищи на земле и в небе – они жили обычной жизнью и совсем не хотели умирать!
Как часто мы восхваляем подвиги одних людей, забывая про великие свершения скромных и малозаметных при жизни личностей. Хороня в одном селе П. Миклашевича как народного учителя, люди совсем позабыли о Морозе – другом учителе, который хотел в войну спасти детей от немцев…
Ивановский видел, как к нему медленно приближалась тяжёлая повозка, нагружённая фашистскими оккупантами. Тихой и ясной ночью он хотел лишь одного: дожить до рассвета, и поэтому как можно крепче прижимал к себе спасительную округлость – смертоносную гранату…
В. Астафьев участвовал во многих сражениях Красной Армии против немецких приспешников фашизма. Но только одну вещь он пытался всегда понять: почему царствует жестокость и миллионы людей умирают за тиранию? Он вместе с другими солдатами сопротивлялся смерти…
В последней части трилогии, вышедшей уже после смерти Сталина, В. Гроссман резко критикует его годы власти. Писателю ненавистен советский режим и нацизм Германии. Он обличает классовую жестокость, повлекшую за собой самую страшную войну в истории человечества…
Писатель Валентин Распутин пытался понять, почему некоторые солдаты из многомиллионной Советской Армии предпочитали дезертировать с поля боя, чем умереть
храброй смертью
. Андрей вернулся в родные края сбежавшим воином: он мог доверить свою жизнь только жене…
В основу известной повести Э. Володарского легло военное положение реально существовавших штрафбатов в рядах Красной Армии. Там служили не герои народа, а дезертиры, политические заключённые, уголовники и прочие элементы, которые советская власть хотела убрать…
Фронтовик В. Курочкин в своей самой известной книге вспоминает страшные военные годы, когда батальонные ряды шли в неизвестность, чтобы достойно сражаться с фашистами. Все страницы произведения пронизывает идея гуманизма: люди на Земле должны жить мирно…
В 1917 Алёшка радовался пушистым снежинкам и белому снегу. Его отец – офицер, без вести пропавший в 1914 году. Мальчишка видит колонны раненных фронтовиков и завидует героической смерти солдат. Он ещё не знает, что и сам станет великим офицером совсем в другой войне…
В. Некрасов –
советский писатель
и фронтовик, прошедший всю Великую Отечественную войну. В своей повести про Сталинград он снова и снова возвращается к самым страшным мгновениям жизни советских солдат, ведших ожесточённые кровопролитные битвы за великий город…
Вторую часть цикла о войне С. Алексеевич посвятила воспоминаниям тех, кто в 1941-1945 году был ещё совсем маленьким ребёнком. Несправедливо, что эти невинные глаза видели так много горя и наравне со взрослыми боролись за свою жизнь. Их детство было захвачено фашизмом…
Володя Дубинин – обычный мальчишка из крымского города Керчь. Когда пришла страшная война , он решил создать свой партизанский отряд и вместе со взрослыми истреблять немецких оккупантов. Его короткая жизнь и героическая смерть легли в основу грустной повести…
Беспощадная война многих детей сделала сиротами: их родители безвестно отсутствовали или пали в сражениях. Ванечка тоже лишился своего отца, стрелявшего что есть сил в ненавистных фашистов. Когда он вырос, то пошёл учиться в военное училище, чтобы почтить память папы…
Александр – опытник разведчик Красной Армии. По приказу командира герой пересёк границу и втёрся в доверие гитлеровцев, назвав себя Иоганном Вайсом. Прошёл множество иерархичных ступенек и наконец добрался до «верхушек» фашисткой власти. Но остался ли он прежним?
Автобиографичное произведение «Взять живым» раскрывает работу советской разведки, «выпытывающей» страшные планы немецких фашистов. Читатель также узнает про тайные спецоперации и засекреченные сведения, которые разведчики хорошо охраняли от народного врага…
Летом 1944 года двум разведывательным частям Советской армии была дана задача: отыскать военные укрепления фашистов, их провиант и оружейные склады. И герои книги смело устремились навстречу опасности, честно выполняя свой долг перед разрушенной Родиной…
В. Пикуль в своей «морской» военной книге пишет про героические действия Северного флота, оборонявшего ледяную степь от фашистских захватчиков территории. Смелые разведчики рисковали жизнью для того, чтобы проникнуть во вражеский стан, оставляя на берегу любимых…
Много десятилетий отдаляют нас от страшных событий 1941-45 годов, но тема человеческих страданий в годы Великой Отечественной войны никогда не утратит своей актуальности. Об этом нужно помнить всегда, чтобы подобная трагедия никогда больше не повторилась.
Особая роль в сохранении принадлежит литераторам, вместе с народом испытавшим весь ужас военного времени и сумевшим правдиво отобразить его в своих произведениях. Мастера слова полностью перечеркнули известные слова: «Когда пушки говорят, музы молчат».
Произведения литературы о войне: основные периоды, жанры, герои
Страшная новость 22 июня 1941 года болью отозвалась в сердцах всех советских людей, и первыми на нее откликнулись писатели и поэты. Более чем на два десятилетия тема войны стала одной из основных в советской литературе.
Первые произведения на тему войны были проникнуты болью за судьбу страны и наполнены решимостью отстоять свободу. Многие литераторы сразу же отправились на фронт в качестве корреспондентов и оттуда вели хронику событий, по горячим следам создавали свои произведения. Сначала это были оперативные, короткие жанры: стихотворения, рассказы, публицистические очерки и статьи. Их ждали с нетерпением и перечитывали как в тылу, так и на фронте.
Со временем произведения о войне становились объемнее, это были уже повести, пьесы, романы, героями которых становились сильные духом люди: простые солдаты и офицеры, труженики полей и заводов. После Победы начинается переосмысление пережитого: авторы хроникальных произведений пытались передать масштабы исторической трагедии.
В конце 50-х - начале 60-х годов произведения на тему войны пишут «младшие» писатели-фронтовики, побывавшие на передовой и прошедшие все тяготы солдатской жизни. В это время появляется так называемая «лейтенантская проза» о судьбе вчерашних мальчишек, оказавшихся вдруг перед лицом смерти.
«Вставай, страна огромная…»
Пожалуй, в России не найти человека, который не узнал бы призывных слов и мелодии «Священной войны». Эта песня была первым отзывом на страшное известие и стала гимном воюющего народа на все четыре года. Уже на третий день войны по радио прозвучали стихи А спустя неделю они уже исполнялись под музыку А. Александрова. Под звуки этой песни, наполненной необыкновенным патриотизмом и словно вырывавшейся из души русского народа, отправлялись на фронт первые эшелоны. В одном из них был другой известный поэт - А. Сурков. Это ему принадлежат не менее известные «Песня смелых» и «В землянке».
Прошли войну поэты К. Симонов («Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», «Жди меня»), Ю. Друнина («Зинка», «И откуда вдруг берутся силы…»), А. Твардовский («Я убит подо Ржевом») и многие другие. Их произведения о войне проникнуты болью народа, тревогой за судьбу страны и непоколебимой верой в победу. А еще теплыми воспоминаниями о родном доме и оставшихся там близких людях, верой в счастье и в силу любви, способной сотворить чудо. Солдаты знали их стихи наизусть и читали (или напевали) в короткие минуты между боями. Это вселяло надежду и помогало выжить в нечеловеческих условиях.
«Книга о бойце»
Особое место среди произведений, созданных в годы войны, занимает поэма А.Твардовского «Василий Теркин».
Она - прямое свидетельство всего того, что пришлось пережить простому русскому солдату.
Главный герой - это собирательный образ, в котором воплотились все лучшие качества советского воина: отвага и мужество, готовность стоять до конца, бесстрашие, человечность и вместе с тем необыкновенная жизнерадостность, которая сохраняется даже перед лицом смерти. Автор сам прошел всю войну в качестве корреспондента, поэтому хорошо знал, что видел и чувствовал человек на войне. Произведения Твардовского определяют «меру личности», как сказал сам поэт, ее душевный мир , который невозможно сломать в самых трудных ситуациях.
«Это мы, Господи!» - исповедь бывшего военнопленного
Воевал на фронте и побывал в плену Пережитое в лагерях и стало основой повести, начатой в 1943 году. Главный герой, Сергей Костров, рассказывает о настоящих муках ада, через которые пришлось пройти ему и его товарищам, попавшим в плен к фашистам (неслучайно один из лагерей имел название «Долина смерти»). Люди, измученные физически и духовно, но не потерявшие веры и человечности даже в самые страшные минуты жизни, предстают на страницах произведения.
О войне писали много, но мало кто из писателей в условиях тоталитарного режима рассказывал именно о судьбе военнопленных. К. Воробьев сумел выйти из уготованных ему испытаний с чистой совестью, верой в справедливость и безмерной любовью к Родине. Такими же качествами наделены его герои. И хотя повесть не была завершена, В. Астафьев справедливо отметил, что и в таком виде она должна стоять «на одной полке с классикой».
«На войне узнаешь людей по-настоящему…»
Настоящей сенсацией стала и повесть «В окопах Сталинграда» писателя-фронтовика В. Некрасова. Напечатанная в 1946 году, она поразила многих необычайной реалистичностью в изображении войны. Для бывших солдат это стало воспоминаниями о страшных, ничем не завуалированных событиях, которые им пришлось пережить. Те, кто не бывал на фронте, перечитывали повесть и поражались откровенности, с которой рассказывалось о страшных боях за Сталинград в 1942 году. Главное, что отметил автор произведения о войне 1941-1945 годов - это то, что она обнажила истинные чувства людей и показала их настоящую ценность.
Сила русского характера - шаг к победе
Спустя 12 лет после великой победы вышел рассказа М.Шолохова. Его название - «Судьба человека» - символично: перед нами проходит полная испытаний и нечеловеческих страданий жизнь обычного шофера. С первых же дней войны А. Соколов оказывается на войне. За 4 года он прошел через муки плена, не раз ходил на волосок от смерти. Все его поступки - свидетельство непоколебимой любви к Родине, стойкости. Вернувшись домой, он увидел лишь пепелище - это все, что осталось от его дома и семьи. Но и здесь герой смог устоять перед ударом: маленький Ванюша, которого он приютил, вдохнул в него жизнь и дал надежду. Так забота о мальчике-сироте притупила боль от собственного горя.
Рассказ «Судьба человека», как и другие произведения о войне, показал истинную силу и красоту русского человека, способность устоять перед любыми препятствиями.
Легко ли оставаться человеком
В. Кондратьев - писатель-фронтовик. Его повесть «Сашка», опубликованная в 1979 году, из числа так называемой лейтенантской прозы. В ней без прикрас показана жизнь простого солдата, оказавшегося в жарких боях подо Ржевом. Несмотря на то что это еще совсем юнец - всего два месяца на фронте, он смог остаться человеком и не уронить достоинства. Преодолевая страх перед близкой смертью , мечтая выбраться из пекла, в котором оказался, он ни на минуту не задумывается о себе, когда речь идет о жизни других людей. Его гуманизм проявляется даже в отношении к безоружному пленному немцу, в которого ему не позволяет стрелять совесть. Художественные произведения о войне, подобные «Сашке», повествуют о простых и отважных ребятах, делавших тяжелый в окопах и в сложных отношениях с окружающими и таким образом решавших судьбу собственную и всего народа в этой кровавой войне.
Помнить, чтобы жить…
Многие поэты и писатели не вернулись с полей сражений. Другие прошли всю войну бок о бок с солдатами. Они были свидетелями того, как ведут себя люди в критической ситуации. Одни смиряются или используют любые средства, чтобы выжить. Другие готовы умереть, но не потерять чувства собственного достоинства.
Произведения о войне 1941-1945 годов - это осмысление всего увиденного, попытка показать мужество и героизм народа, вставшего на защиту своего Отечества, напоминание всем живым о страданиях и разрушениях, которые несет борьба за власть и всемирное господство.
— В книге – не плакатно-глянцевая картинка войны. Фронтовик Астафьев показывает весь ужас войны, все то, что пришлось пройти нашим солдатам, перетерпеть и от немцев и от собственного руководства, которое часто ни во что не ставило человеческую жизнь. Пронзительно трагическое, страшное произведение не принижает, как считают некоторые, а наоборот, еще более возвышает подвиг наших солдат, которые победили в таких нечеловеческих условиях.
В свое время произведение вызвало неоднозначные отклики. Этот роман – попытка сказать всю правду о войне, сказать, что война была настолько бесчеловечной, жесткой (причем с обеих сторон), что писать роман о ней – невозможно. Можно только создать мощные фрагменты, которые приближаются к самой сути войны.
Астафьев в каком-то смысле ответил на вопрос, который очень часто звучит и в критике, и в читательских размышлениях: Почему у нас нет «Войны и мира» о Великой Отечественной? О той войне такого романа и нельзя было написать: слишком тяжела эта правда. Войну невозможно залакировать, покрыть глянцем, невозможно отвлечься от ее кровавой сути. Астафьев – человек, который прошел войну, был против подхода, при котором она становится предметом идеологической борьбы.
У Пастернака есть определение, что книга – кусок дымящийся совести, и больше ничего. Астафьевский роман заслуживает этого определения.
Роман вызывал и вызывает споры. Это говорит о том, что в литературе о войне точка никогда не может быть поставлена, и споры будут продолжаться.
«Ушел отряд». Повесть Леонида Бородина
Бородин был убежденным противником советской власти. Но при этом – патриотом, националистом в хорошем смысле этого слова. Для него интересна позиция тех людей, которые не принимали ни Гитлера, ни Сталина, ни советскую власть, ни фашистскую власть. Отсюда – мучительный вопрос: как этим людям находить во время войны правду? Мне кажется, он очень точно описал в своей повести и советских людей – обаятельных, невероятно симпатичных для читателя, — они коммунисты, верят в Сталина, но в них столько искренности, честности; и тех, кто Сталина не приемлет.
Действие происходит на оккупированной территории, партизанский отряд должен вырваться из окружения, и помочь им может только человек, который стал работать немецким старостой и который раньше был владельцем поместья, где разворачивается действие. И в итоге он помогает советским солдатам, но для него это – не простой выбор…
Три эти произведения – Астафьева, Владимова и Бородина замечательны тем, что показывают очень сложную, не сводимую к единой плоскости картину войны. И во всех трех главным является любовь и знание, что наше дело было правое, но не на уровне примитивных лозунгов, эта правота – выстраданная.
«Жизнь и судьба» Василия Гроссмана.
— В этом романе дается вполне реалистичное описание войны и в то же время не просто «бытовые зарисовки». Это слепок с общества и эпохи.
Повести Василя Быкова
— Фронтовик Быков говорит о войне без лишних эмоций. Еще писатель одним из первых показал захватчиков, немцев не как абстрактных монстров, а как — обычных людей , в мирное время владеющими теми же профессиями, что советские солдаты, и это делает ситуацию еще более трагичной.
Произведения Булата Окуджавы
— Книга фронтовика Окуджавы «Будь здоров, школяр!» привлекает необычным, интеллигентским взглядом на ужасы войны.
— Трогательная повесть Булата Окуджавы “Будь здоров, школяр!”. Она написана неподдельным патриотом, который подделал себе паспорт: увеличил возраст, чтобы пойти на фронт, где стал сапером, был ранен… В советское время повесть выделялась своей искренностью, откровенностью и поэтичностью на фоне множества заидеологизированных штампов. Это одно из лучших художественных произведений о войне. И если уж заговорил об Окуджаве, то какие у него проникновенные и берущие за сердце песни о войне. Чего стоит «Ах, война, что ты сделала, подлая…»!
Военная проза и поэзия Булата Окуджавы связана с киносценариями. Тема: маленький человек и война. Человек, идущий вперед, не жалеющий «ни пуль ни гранат» и готовый «не постоять за ценой» – отдать жизнь за победу, хоть и очень хочется вернуться…
Повести: «Будь здоров, школяр!» «Уроки музыки». И, конечно, стихи, которые всем известны. Приведу только четыре, может быть не самых часто исполняемые.
Джазисты
С.Рассадину
Джазисты уходили в ополченье,
цивильного не скинув облаченья.
Тромбонов и чечеток короли
в солдаты необученные шли.
Кларнетов принцы, словно принцы крови,
магистры саксофонов шли,
и, кроме, шли барабанных палок колдуны
скрипучими подмостками войны.
На смену всем оставленным заботам
единственная зрела впереди,
и скрипачи ложились к пулеметам,
и пулеметы бились на груди.
Но что поделать, что поделать, если
атаки были в моде, а не песни?
Кто мог тогда их мужество учесть,
когда им гибнуть выпадала честь?
Едва затихли первые сраженья,
они рядком лежали. Без движенья.
В костюмах предвоенного шитья,
как будто притворяясь и шутя.
Редели их ряды и убывали.
Их убивали, их позабывали.
И все-таки под музыку Земли
их в поминанье светлое внесли,
когда на пятачке земного шара
под майский марш, торжественный такой,
отбила каблуки, танцуя, пара
за упокой их душ. За упокой.
Не верь войне, мальчишка,
не верь: она грустна.
Она грустна, мальчишка,
как сапоги, тесна.
Твои лихие кони
не смогут ничего:
ты весь — как на ладони,
все пули — в одного.
* * *
Ехал всадник на коне.
Артиллерия орала.
Танк стрелял. Душа сгорала.
Виселица на гумне…
Иллюстрация к войне.
Я, конечно, не помру:
ты мне раны перевяжешь,
слово ласковое скажешь.
Все затянется к утру…
Иллюстрация к добру.
Мир замешан на крови.
Это наш последний берег.
Может, кто и не поверит —
ниточку не оборви…
Иллюстрация к любви.
Ах, что-то мне не верится, что я, брат, воевал.
А может, это школьник меня нарисовал:
я ручками размахиваю, я ножками сучу,
и уцелеть рассчитываю, и победить хочу.
Ах, что-то мне не верится, что я, брат, убивал.
А может, просто вечером в кино я побывал?
И не хватал оружия, чужую жизнь круша,
и руки мои чистые, и праведна душа.
Ах, что-то мне не верится, что я не пал в бою.
А может быть, подстреленный, давно живу в раю,
и кущи там, и рощи там, и кудри по плечам…
А эта жизнь прекрасная лишь снится по ночам.
Кстати, и день рождения у Булата Шалвовича — 9 мая. Его наследие — мирное весеннее небо: война никогда не должна повториться:
«Опять весна на белом свете -
Бери шинель, пошли домой!»
P.S. Чудесным образом Булат Шалвович был крещен перед самым концом своей земной жизни. В крещении он Иоанн. Царство Небесное!
«Бойня номер пять, или Крестовый поход детей» Курта Воннегута
– Если говорить о Великой Отечественной как части Второй мировой войны. Автобиографический роман американского писателя – о бессмысленности, бездушности войны.