Происхождение и расселение восточных славян. Происхождение восточных славян

История праславян

Предками славян считаются племена, относящиеся к носителям балтославянских диалектов. Они еще задолго до нашей эры отделились от представителей германских языков и остались в восточной части Европы. По прошествии нескольких веков эти племена разделились: из балтославянского языка вышли два диалекта – славянский и балтский. Но процесс разделения не закончился. Носители балтского языка образовали три большие общности:

Западную (в нее вошли предшественники ятвягов, куршей и прусских племен);

Срединную (в ней оказались прародители литвы, жемайтов, латгалов и земгалов - литовская группа);

Днепровскую (к этой группе относят представителей голяди и прочих племен).

Славянский диалект в период IV-X вв. тоже не избежал разделения. Ученые выделяют три языковых области:

Южную (к ней относят прародителей современных народов Балканского полуострова, в том числе болгар, сербов и хорватов);

Западную (в эту область объединяют предков жителей центральноевропейской части континента: поляков и чехов со словаками);

Восточную (в этой группе оказались предки русского, украинского и белорусского народов, которые занимали восточную часть Европы).

Археологические исследования не позволяют точно дать ответ на вопрос о том, какие земли можно считать прародиной славянского этноса. По мнению одних, это территории между реками Висла и Неман, другие считают, что вместо Немана некой границей этих земель можно считать Одру, третьи находят приемлемыми рассуждения о зарождении славян в областях между Одрой и Днепром. Пролить некий свет на этот вопрос помогают исследования в области языкознания. Топонимический анализ названий объектов этой местности позволяет определить территорию прародины славян как земли Центральной и Восточной Европы, ограниченные Одрой с запада и Днепром с востока.

Большинство историков сходится в том, что предки славян произошли от племен, пришедших на эти земли из северных причерноморских областей еще за три тысячи лет до нашей эры. Эти племена занимались в основном земледелием и разводили скот.

Исследования, касающиеся предков славян, основываются на анализе нескольких археологических культур, среди которых: тшинецкая (найдена на территориях между Вислой и средней частью Днепра, датируется вторым тысячелетием до н. э.), лужицкая и поморская (сейчас относятся к польским территориям, датируются первым тысячелетием до н. э.). Также выводы ученых связаны с изучением среднеднепровской, чернолесской и позднезарубинецкой культур, открытых на территориях верхнего и среднего течения Днепра.

Письменные упоминания о славянских народах, которые можно считать достоверными, исследователи нашли в трудах Иордана – готского историка шестого столетия. Есть подобные свидетельства и у арабов, датируемые столетием позже. Примерно этим же периодом датируются и ранние древнерусские летописи, в которых описывалась история славян. Более ранние источники содержат информацию о племенах венедов и склавенов, но отнести их к славянскому этносу не позволяет неопределенность этих данных.

Славяне соседствовали со многими племенами, например вместе с северо-западными соседями – германцами и балтами – они образовывали одну индоевропейскую языковую группу. С северной и юго-западной стороны соседями были финно-угорские племена, а с южной – скифские племена, сарматы и фракийцы.

Общество славянского этноса

Расселение восточных славян происходило по двум направлениям:

Часть племен осваивала земли в бассейне Днепра, а затем продвинулась в сторону верхнего течения Волги;

Другая часть продвигалась в северном направлении до озера Ильмень, а затем заняла земли близ Белоозера и в бассейне Волги и Оки.

Поселения славянских племен преимущественно располагались близ рек и лесных массивов. Такой выбор мест жизни был обусловлен главными занятиями славян – земледелием и скотоводством. Земледелие в этих районах основывалось на применении лесного перелога. Участки земли освобождались от леса: вырубались деревья, затем выкорчевывали пни и остатки сжигали. После этого землю можно было распахивать и использовать несколько лет. Полученная от сожжения поваленных деревьев зола была прекрасным удобрением, которое позволяло получать в первые пару лет хороший урожай. Использовать такой участок можно было около четырех лет, затем он забрасывался, и работы начинались на другом участке. Заброшенный участок за пять лет успевал отдохнуть и набраться сил, но и не успевал вновь зарастать лесом. По прошествии этого периода на такой участок снова возвращались для ведения земледельческих работ. Выращивали в основном зерновые культуры, среди которых наибольшее значение имели рожь, овес, ячмень и пшеница.





Вторым по значимости стояло разведение скота, среди домашних животных преобладал крупный и мелкий рогатый скот. Также славянские племена охотились, ловили рыбу, а некоторые занимались еще и бортничеством – собиранием дикого меда. Все эти занятия были обусловлены окружающей природой – в распоряжении славян были леса для охоты, водоемы для рыбной ловли, луга для пастбищ.


С развитием производства железа и изделий из него, в этносе славян наметилось снижение значения родовых связей и распад сложившегося строя. Орудия труда со временем совершенствовались и теперь некоторые семьи могли сами обеспечить себя необходимыми продуктами. В итоге из-за этих процессов отдельные племена стали формироваться уже не по родовому, а по территориальному признаку. Такие формирования могли занимать земли площадью до нескольких десятков квадратных километров.

Так, в восточных части Европы, образовались десятки племен, среди которых были поляне (районы среднего течения Днепра), северяне (земли левого Приднепровья), тиверцы и белые хорваты (области по нижнему и верхнему течению Днестра соответственно), волыняне (прикарпатские земли), кривичи (верховья Волги и Двины), а также уличи, древляне, радимичи, вятичи (Окский бассейн) и словене (близ Ильменя).

Политическое устройство общества славян на рубеже VII-VIII вв. основывалось на демократии военного типа, когда все мужчины считались воинами и имели оружие. В решении общих проблем принимало участие все население, достигшее взрослого возраста. В военное время своим народом руководили князья, а в мирные годы эта роль отводилась старейшинам. Считается, что признаки государственности у славянских племен стали появляться примерно в X веке.


Земли, отделенные Саном на западе и Днепром на востоке, Припятью на севере и Карпатами на юге, имеют исключительное значение в древней истории Украины. Лингвистические и археологические исследования утверждают, что именно здесь находилась прародина славян. Как же формировался праславянский этнос, где находились источники его культуры.

К середине II тыс. до н.э. завершилось передвижения и расселения большинства индоевропейских племен. Пора спокойных и стабильных отношений, начали складываться новые этнические сообщества. Примерно с XVI в. до н.э., именно

во времена расцвета бронзового века , земли, расположенные к северу от Карпат, были заселены родственными между собой племенами, которых, по мнению многих ученых, уже можно считать праславянами, — предками восточных и западных славян, их происхождение связывают с консолидацией части племен, которые еще в начале П тыс. до н.э. отделились от большого индоевропейского массива. Праславяне говорили на одном или несколькими близкими языками, их материальная культура и верования имели много общих черт. Но новообразованная сообщество, которое археологи назвали тшинецкая — Комаровский культурой, не была однородной. Занимая большое пространство между реками Одером и Днепром, Припятью и Карпатами, она вобрала в себя различные этнические и культурные элементы других индоевропейских и неиндоевропейских племен. Так, в северной и северо — восточной частях ареала своего распространения, в бассейнах Припяти, Верхнего Днепра и Десны праславяне контактировали с прабалтов и праугро — финнами. Более юге, на Западном Подолье, Приднестровье и Углу была сильное взаимодействие с прафракийцямы, праиллирийцямы и индоиранцы. Часть этих племен, влившись в основной праславянский массив, была ассимилирована последние, но предоставила своеобразного окраску отдельным районам огромной праславянского сообщества. Историю праслевьян можно условно разделить на два периода: ранний и поздний.

Ранний период праславянского истории был временем первоначальной консолидации протословьянських, в основном индоевропейских племен. Этот довольно спокойный, без больших войн и вражеских вторжений период праславянского истории длился примерно 500 лет и занимал всю вторую половину II тыс. до н.э. (с XV ] по X в. до н.э.). Его археологическими соответствиями в Украине были тшинецкая, Комаровский и белогрудовской культуры.

Племена тшинецкая и комаровской культур жили тшинецкая в неукрепленных поселках, расположенных на высоких берегах рек и озер. Для строительства наземных и полуземляночного жилья широко использовали дерево. Деревянный каркас служил основой для стен из бревен или плота и двускатной крыши, крытого камышом. Земляной пол излагалась глиняными вальками и обмазывалась глиной. В жилищах проживало 10-15 человек, то есть одна большая семья. Такие жилища обнаружены на хорошо исследованном поселении восточнотшинецкой культуры вблизи с. Пустынка над Днепром на Черниговщине. Все поселение состояло из 35 жилых, хозяйственных и культовых зданий, которые были размещены вдоль берега двумя рядами, образуя улицу. На этом поселении проживало примерно 300 человек. Несколько иной тип жилья существовал на юге — на Поднестровье и Прикарпатье, где жили носители комаровской культуры. В с. Комаров вблизи Галича, над г. Луквой исследовано поселение, состоявшее из 20 наземных жилищ. Это были большие прямоугольной формы однокамерные помещения, основа которых излагалась из камня, а стены — из дерева. В одном из таких жилищ пол был покрыт плотным слоем глины, в углу находилась печь, а вдоль стен стояли большие сосуды, до половины вкопанные в землю. Вспомним теперь поселения и жилища первых земледельцев — трипольцев, и увидим много общего и в планировании и расположении поселков, и в конструкции жилищ, хотя эти две великие культуры отделены время в одну тысячу лет.

Праславяне были земледельцами и скотоводами. Эти две отрасли хозяйства были сбалансированными, что присуще украинской деревни и более позднего времени. Этому способствовали и природные условия. Климат был близок к современному — на смену холодному и сыром периода во второй половине III тыс. до н.э. и в начале II тыс. до н.э. в Европе наступил относительно сухой и теплый период, который длился в течение II тыс. до н.э. Край, где жили праславяне, был богат плодородные почвы и пышные луга, с севера подступали густые леса.

Земледелие было пахотным, с применением тягловой силы, очевидно, быков. Остатки деревянных рал пизньобронзовои суток найдены в торфовишах на Черниговщине и Сумщине. Выращивали пшеницу двух сортов, ячмень, просо. О занятиях земледелием свидетельствует большое количество земледельческих орудий: кремневых и бронзовых серпов, каменных и костяных мотыг, зернотерок, розтирачив, посуды для хранения зерна — зерновиков, многочисленные отпечатки зерен в глиняной обмазке, ярко выраженные земледельческие культы и верования.

Скотоводство было приселищним. Выращивали крупный рогатый скот, лошадей, свиней, коз. Домашние животные обеспечивали вспашку полей и перевозки грузов, давали кожу, мех и шерсть для одежды, молоко, сыр, масло и мясо для стола, рога и кости для орудий. Развитыми были прядение и ткачество — это подтверждено находками большого количества прясел и костяных гребней для расчесывания пряжи.

Существовало и общинное ремесло. Изготовлением каменных и кремневых орудий — серпов, топоров, тесла, наконечников стрел — занимались мастера -профессионалы. Часто их мастерские были узкоспециализированными — в них производили орудия только одного типа. Значительное место в хозяйстве занимало гончарство. Посуда, как и в прошлые эпохи, лепился вручную, без ротационного гончарного круга, но на твердой деревянной основе. Применялись особые технологические приемы: для увеличения температуры обжига примешивали в керамическое тесто толченый пережженный кремень или гранит, покрывали поверхность посуды тонким слоем особой глины, которая после обжига делала посуду водонепроницаемым. Обжигали посуду на открытом огне, хотя с доказательства существования простых гончарных печей. Керамика тшинецкая — комаровской культуры поражает богатством форм и орнаментации. Гончары изготовляли различного размера тюльпаноподибной горшки, миски, двуручные вазы, дзбанки, кружки, кубки. В эпоху бронзы уже исчезло замечательное искусство керамического росписи, которое существовало в энеолите. Появились новые способы орнаментации. Посуда теперь чаще украшают вытесненными в еще сырой поверхности горизонтальными и вертикальными полосами и насечками, заштрихованными треугольниками, косыми и волнистыми линиями, каннелюрами, изображениями круга и креста. Как и в предыдущие сутки, много орнаментальных мотивов мало магическое значение.

Хотя праславяне и пользовались бронзовыми орудиями и украшали себя бронзовыми и даже золотыми украшениями, местная металлообрабатывающая дело не получило е достаточного развития. А, может, и не было необходимости в этом — ведь недалеко, за Карпатами, существовал мощный карпато — дунайский металлургический центр, и большинство металлических изделий поступала путем обмена именно оттуда, от племен, которые были лучшими металлургами в эпоху бронзы во всей Европе.

Погребальные обряды в тшинецкая — Комаровский племен были разнообразными. Такое разнообразие вызвано тем, что праславяне как историческая общность сформировались из разных племен, среди которых были и потомки трипольцев, и племена культур шнуровой керамики, и прафракийци и неиндоевропейских племена. Над умершими насыпали курганы или прятали их на грунтовых могильниках, ничем на поверхности не обозначенных. Одновременно с захоронением умерших в скорченном или вытянутом положении существовала — и кремация (трупосожжения) — обряд, который был известен в нашей стране уже племенам трипольской культуры. Иногда покойников окружали своеобразной оградой из камней или толстых дубовых бревен. Советов с захоронением или над ним разжигали большие костры и насыпали могилу. Такие курганные могильники, которые были, очевидно, родовыми кладбищами, исследованы на Поднестровье (в селах Комаров, Вихторив, Буковна), в холме Карпат (в селах Стопчатов и Кульчицы), на Волыни (в селах Иванья, Дитиничи, Скирче). На грунтовых могильниках умерших хоронили в гробницах, сложенных из каменных плит. Праславяне верили в потусторонний мир и клали в могилу оружие и орудия, украшения и посуду с едой. Некоторые захоронения достаточно богатыми, возможно, ЦС захоронения родовой знати, например в Комарове, где в одном из курганов обнаружены остатки дубовой ящика, в которой лежали бронзовые шпилька, браслет и ожерелье с золотыми подвесками, или курганы с Иванья, где найдено парадное оружие: кинжалы, топоры, которые были отличия знатности и власти. Встречаются и гораздо скромнее захоронения, без украшений, оружия или орудий, даже без посуды. Например, в одном из курганов Комаровского могильника рядом со скелетом найдено только каменную зернотерку.

» Княжеский » захоронения открыто археологами на могильнике близ села Иванья на Волыни. Ученым удалось примерно реконструировать погребальный обряд. Сначала в большой могильной яме похоронили остатки кремации человека с посудой, бронзовыми и золотыми украшениями и прекрасным бронзовым кинжалом. В этой же яме, сбоку, захоронили останки кремации женщины, тоже с бронзовыми браслетами и посудой. Над ямой было разложено большой костер и осуществлено еще одно тилоспалсння — здесь найден обгоревший скелет взрослой женщины с бронзовыми браслетами на руках и ногах, булавкой на груди и миской у колен. А уже на пепелище похоронен скрюченными две молодые женщины с бронзовыми украшениями. Возможно, здесь был похоронен вождя рода или даже племени вместе с двумя женами и двумя рабынями. Описанное и другие подобные захоронения комаровской и тшинецкая культур является свидетельством ритуального убийства женщин на могиле мужа — патриарха.

Погребальные памятники тшинецкая и комаровской культур свидетельствуют о существовании у праславян одного из древнейших культов, возникший еще во времена родового строя — культа умерших, культа предков. Культ предков у праславян конце бронзового века становится насыщенным богатой обрядностью и продолжает существовать независимо от способа захоронения — то были обычные грунтовые могилы, или захоронения под курганами, или кремация. У праславян в тшинецкая и Комаривский культурах вновь возрождается тилоспалювальний погребальный обряд (кремация), который в III тыс. до н.э. был уступил ингумацийним (тилопокладним) погребением. Кремация как способ погребения человека имеет глубокие корни.

Одни ученые считают, что местом зарождения ритуала трупосожжения были Месопотамия и Палестина V — III тыс. до н.э., однако новые археологические исследования свидетельствуют, шо сожжение умерших практиковалось в Центральной Европе уже в VIII — VI тыс. до н.э., конце мезолитической и в начале неолита. Не исключено, что центра происхождения этого обычая не было, и он возник конвергентно в разных районах. Важно то, что формировался обряд кремации все же в среде земледельцев и уже существовал среди неолитического земледельческого населения на западе Украины в V тыс. до н.э. Именно в этом регионе, на Поднестровье, Закарпатье, Западной Волыни и Полесье, кремация последовательно практиковалась на протяжении всех эпох вплоть до раннего средневековья включительно. Возникновение обряда сожжения покойников, очевидно, связано с земледельческими культами солнца как основной життетворчои силы, огня — стихии, которая очищает и обеспечивает от зла ​​, и неба, где хранятся запасы еще одной жизненной стихии — воды и куда вместе с освобожденной от тела душой поднимается дым погребального костра. Но одновременно кремация могла иметь и другие основания — страх перед мертвыми и возможность того, что они будут вредить живым.

Кроме культа предков, который был частью религиозных представлений, в ранних праславян огромное значение имели земледельческие культы и верования. Это был целый комплекс обрядов, связанных с аграрной магией, культом огня, домашнего очага и домашних животных. Существовал летний, календарный цикл праздников. Действа происходили в особых, предназначенных для этого местах и зданиях. Такие здания -святилища обнаружены археологами на многих праславянских поселках Украины. Они отличались от остальных жилых и хозяйственных построек своей архитектурой. Внутри находились вещи, связанные с земледелием: серпы, зернотерки, обгоревшее зерно, глиняные модельки буханки хлеба, посуда особых форм , вылепленный из глины с примесью зерен и украшен растительным орнаментом. В других подобных культовых сооружениях находили человеческие кости, ямки с остатками кремации, кострища. Возможно, это были специальные храмы, » дома мертвых «, где над умершими совершали обряды, хранили их кремированы остатки, проводили поминальные пиры.

Обрядовые действа происходили в поселках не только в святилищах, но и на открытых больших жертвенниках на высоких берегах рек. Жертвенники выглядели круга, выложенного из каменных плит, что могло символизировать солнце. Внутри круга в углублении горели священные костры. Сюда приносили различные пожертвования, в том числе и животных.

У праславян, как и во многих других раннеземледельческих культур, существовал обычай совершать определенные культовые церемонии при закладке жилья, а также и всего поселения. Чаще всего это были жертвоприношения — археологами найдены горшки с пережженными костями, черепа, кости и скелеты животных, спрятанные под полом жилища. Осуществлялись и человеческие жертвоприношения, о чем также свидетельствуют археологические материалы, исторические письменные источники, а также легенды и сказки. Отголоски этого обряда, должен был обеспечить счастливую судьбу жилья и людей, которые будут жить в нем, существовали еще до недавнего времени в Украине, в частности на Гуцульщине.

Культы и верования ранних праславян, которые вобрали в себя основные земледельческие аграрно — магические представления трипольских племен и их потомков, в конце эпохи бронзы уже начали формироваться в сложную мировоззренческую систему — славянское язычество.

В конце II тыс. до н.э. в эпоху поздней бронзы праславяне уже полностью разделились на две части: западную — предков западных славян и восточную — предков восточных славян. Большая тщы донецком -Комаровский культура в Украине в XIII -XII вв. до н.э. перерождается в несколько отдельных новых культур. Одной из них была праславянский белогрудовской культура (название происходит от названия Билогрудивськош леса возле Умани). Носители этой культуры в XI — IX сг. до н.э. занимали лесостепную полосу Правобережной Украины от Збруча до Днепра, концентрируясь на Восточном Подолье в районе современного города Умани. Очевидно, здесь был центр племенного объединения. Так же, как и их предки, » билогрудивци » были земледельцами и скотоводами, имели подобное хозяйство и быт. Но больше стали использоваться бронзовые орудия, не только завезенные, но и изготовленные в местных мастерских. Исторически важное значение имеют обнаруженные на белогрудовской поселках следы железоделательного производства. Это уже свидетельствует о начале новой, железного века в Украине.

У племен белогрудовской культуры существовали выразительные культы солнца и огня, которые возникли в среде оседлых земледельческих племен еще со времен трипольской культуры. С этими культами связаны особые культовые сооружения — пепелища. Это большие, искусственно насыпаны холмы из пепла, расположенные неподалеку древних поселков на высоких, заметных местах, иногда на водоразделах. Здесь несколько раз в год при собрании всей общины разжигали огромные ритуальные костры в честь солнца (или персонифицированного бога солнца, аналогичного позднем Дажбогу). Праздники проходили в определенные дни — возможно, во время весеннего и летнего солнцестояния — на Ивана Купала. Зажигали костры от » живого огня», добытого трением, приносили жертвоприношения — в ​​пепелищах найдено особый вотивные посуда с изображениями креста в круге — древнего символа солнца и огня, ритуальные глиняные предметы: модельки буханок хлеба, зерен, фигурки животных. В жертву приносили животных и даже иногда людей — в пепелищах обнаружены человеческие кости и целые скелеты. Пережитки именно этих жертвоприношений до сих пор существуют в Украине в виде сжигания соломенных чучел на Купала.

Обычай устраивать пепелища был известен и южным соседям праславян — пивничнофракийським племенам, которые жили за Днестром и Прутом.

Праславянские пепелища были проявлением древнего, общего для индо — европейцев культа священного очага и солнца, отголоски которого сохранился во многих европейских народов до сих пор.

Теги: ,

Отнесение к этой общности отдельных групп языков является спорным. Немецкий ученый Г. Краэ пришёл к выводу, что в то время как анатолийские, индоиранские, армянский и греческий языки уже отделились и развивались как самостоятельные, италийские, кельтский, германский, иллирийский, славянский и балтский языки существовали только в виде диалектов единого индоевропейского языка. Древнеевропейцы, обитавшие в средней Европе севернее Альп, выработали общую терминологию в области сельского хозяйства , социальных отношений и религии. Известный российский лингвист, академик О. Н. Трубачёв на основе анализа славянской лексики гончарного, кузнечного и прочих ремёсел пришел к заключению, что носители раннеславянских диалектов (или их предки) в то время, когда формировалась соответствующая терминология, находились в тесных контактах с будущими германцами и италиками, то есть индоевропейцами Центральной Европы. Ориентировочно обособление германских языков от балтского и праславянского произошло не позднее VII в. до н. э. (по оценкам ряда лингвистов - гораздо ранее), но в самом языкознании практически отсутствуют сколько-нибудь точные методы хронологической привязки к историческим процессам.

Раннеславянская лексика и места обитания праславян

Делались попытки установить славянскую прародину по анализу раннеславянской лексики. По мнению Ф. П. Филина славяне как народ развились в лесной полосе с обилием озёр и болот, вдали от моря, гор и степей:

«Обилие в лексиконе общеславянского языка названий для разновидностей озёр, болот, лесов говорит само за себя. Наличие в общеславянском языке разнообразных названий животных и птиц, живущих в лесах и болотах, деревьев и растений умеренной лесостепной зоны, рыб, типичных для водоёмов этой зоны, и в тоже время отсутствие общеславянских наименований специфических особенностей гор, степей и моря - все это даёт однозначные материалы для определенного вывода о прародине славян… Прародина славян, по крайней мере в последние столетия их истории как единой исторической единицы, находилась в стороне от морей, гор и степей, в лесной полосе умеренной зоны, богатой озёрами и болотами…»

Более точно пытался локализовать прародину славян польский ботаник Ю. Ростафинский в 1908 г.: « Славяне общеиндоевропейское название тисса перенесли на вербу, иву и не знали лиственницы, пихты и бука. » Бук - заимствование из германского языка. В современную эпоху восточная граница распространения бука приходится приблизительно на линию Калининград-Одесса, однако изучение пыльцы в археологических находках указывает на более широкий ареал бука в древности. В бронзовый век (соответствует среднему голоцену в ботанике) бук прорастал практически на всей территории Восточной Европы (кроме севера), в железный век (поздний голоцен), когда по мнению большинства историков формировался славянский этнос, остатки бука обнаружены на большей части России, Причерноморье, Кавказе, Крыму, Карпатах. Таким образом вероятным местом этногенеза славян могут быть Белоруссия и северная и центральная части Украины. На северо-западе России ( Новгородские земли ) бук встречался ещё в средние века. Буковые леса в настоящее время распространены в Западной и Северной Европе, на Балканах, Карпатах, в Польше. В России бук встречается в Калининградской области и северном Кавказе. Пихта в естественной среде обитания не растёт на территории от Карпат и восточной границы Польши до Волги, что также позволяет локализовать родину славян где-то на Украине и в Белоруссии, если верны предположения лингвистов о ботаническом лексиконе древних славян.

Во всех славянских языках (и балтском) есть слово липа для обозначения одного и того же дерева, откуда следует предположение о перекрытии ареала распространения липы с родиной славянских племён, но из-за обширного ареала этого растения локализация размывается на большей части Европы.

Балтский и древнеславянский языки

Карта балтийских и славянских археологических культур III-IV вв.

Следует отметить, что районы Белоруссии и северной Украины относятся к зоне широкого распространения балтской топонимики. Специальное исследование российских филологов, академиков В. Н. Топорова и О. Н. Трубачёва показало, что в Верхнем Поднепровье балтские гидронимы зачастую оформлены славянскими суффиксами. Это означает, что славяне появились там позже балтов. Данное противоречие снимается, если принять точку зрения некоторых лингвистов на выделение славянского языка из общебалтского.

С точки зрения лингвистов по грамматическому строю и прочим показателям древнеславянский язык был ближе всего к балтским языкам. Общими являются, в частности, многие слова, не отмечаемые в других индоевропейских языках, в том числе: roka (рука), golva (голова), lipa (липа), gvězda (звезда), balt (болото) и др. (близкими являются до 1 600 слов). Само название балтские выводятся из индоевропейского корня *balt- (стоячие воды), имеющего соответствие в русском болото . Более широкое распространение позднего языка (славянского по отношению к балтскому) считается лингвистами закономерным процессом. В. Н. Топоров полагал, что балтские языки наиболее близки к исходному индоевропейскому языку, в то время как все другие индоевропейские языки отошли в процессе развития от изначального состояния. По его мнению протославянский язык представлял собой прабалтийский южно-периферийный диалект, который перешёл в праславянский приблизительно с V в. до н. э. и затем развился самостоятельно в древнеславянский язык .

Данные археологии

Изучение этногенеза славян с помощью археологии наталкивается на следующую проблему: современной науке не удаётся проследить до начала нашей эры смену и преемственность археологических культур, носителей которых можно было бы уверенно отнести к славянам или их предкам. Отдельные археологи принимают некоторые археологические культуры на рубеже нашей эры за славянские, априори признавая автохтонность славян на данной территории, даже если её населяли в соответствующую эпоху другие народы согласно синхронным историческим свидетельствам.

Славянские археологические культуры V-VI вв.

Карта балтийских и славянских археологических культур V-VI вв.

Появление археологических культур, признанных большинством археологов славянскими, относится лишь к -VI векам , соответствуя следующим близким культурам, разделённым географически:

  • Пражско-корчакская археологическая культура : ареал протянулся полосой от верхней Эльбы до среднего Днепра, соприкасаясь на юге с Дунаем и захватывая верховья Вислы. Ареал ранней культуры V века ограничен южным бассейном Припяти и верховьями Днестра, Южного Буга и Прута (Западная Украина).

Соответствует местам обитания склавинов византийских авторов. Характерные признаки: 1) посуда - горшки ручной лепки без украшений, иногда глиняные сковороды; 2) жилища - квадратные полуземлянки площадью до 20 м² с печами или очагами в углу или же срубные дома с печью в центре 3) погребения - трупосожжения, захоронение останков кремации в ямках или урнах, переход в VI веке от грунтовых могильников к курганному обряду погребения; 4) отсутствие инвентаря в погребениях, встречаются лишь случайные вещи; отсутствуют фибулы и оружие.

  • Пеньковская археологическая культура : ареал от среднего Днестра до Северского Донца (западный приток Дона), захватывая правобережье и левобережье средней части Днепра (территория Украины).

Соответствует вероятным местам обитания антов византийских авторов. Отличается так называемыми антскими кладами, в которых находят бронзовые литые фигурки людей и животных, расцвеченные эмалями в специальных выемках. Фигурки по стилю аланские , хотя техника выемчатой эмали пришла вероятно из Прибалтики (наиболее ранние находки) через провинциально-римское искусство европейского Запада. По другой версии эта техника развилась на месте в рамках предшествующей киевской культуры. От пражско-корчакской культуры пеньковская отличается, кроме характерной формы горшков, относительным богатством материальной культуры и заметным влиянием кочевников Причерноморья. Археологи М. И. Артамонов и И. П. Русанова признавали булгар -земледельцев основными носителями культуры, по крайней мере на её начальной стадии.

  • Колочинская археологическая культура : ареал в бассейне Десны и верховьев Днепра (Гомельская область Белоруссии и Брянская область России). Примыкает на юге к пражской и пеньковской культурам. Зона смешивания балтских и славянских племён. Несмотря на близость к пеньковской культуре В. В. Седов относил её к балтской на основании насыщенности местности балтскими гидронимами , но другие археологи не признают данный признак этноопределяющим для археологической культуры.

Во II-III вв. славянские племена пшеворской культуры из Висло-Одерского региона мигрируют в лесостепные районы междуречья Днестра и Днепра, заселенные сарматскими и позднескифскими племенами, принадлежавшими к иранской языковой группе. Одновременно происходит перемещение на юго-восток германских племён гепидов и готов , в результате чего от нижнего Дуная до Днепровского лесостепного левобережья складывается полиэтничная черняховская культура с преобладанием славян. В процессе славянизации местных скифо-сарматов в Приднепровье формируется новый этнос, известный в византийских источниках как анты .

Внутри славянского антропологического типа классифицируются подтипы, связанные с участием в этногенезе славян племён различного происхождения. Наиболее общая классификация указывает на участие в формировании славянского этноса двух ветвей европеоидной расы: южной (относительно широколицый мезокранный тип, потомки: чехи, словаки, украинцы) и северной (относительно широколицый долихокранный тип, потомки: белорусы и русские). На севере зафиксировано участие в этногенезе финских племён (в основном через ассимиляцию финно-угров в процессе экспансии славян на восток), придавших некоторую монголоидную примесь восточнославянским лицам; на юге присутствовал скифский субстрат, отмеченный в краниометрических данных племени полян. Однако не поляне, а древляне определили антропологический тип будущих украинцев.

Генетическая история

Генетическая история отдельного человека и целых этносов отражена в разнообразии мужской половой Y-хромосомы , а именно её нерекомбинирующей части. Группы Y-хромосомы (устаревшее обозначение: HG - от англ. haplogroup) несут информацию об общем предке, но в результате мутаций видоизменяются, благодаря чему по гаплогруппам , или, другими словами, по накоплению той или иной мутации в хромосоме , удается проследить этапы развития человечества. Генотип человека, как и антропологическое строение, не совпадает с его этнической идентификацией, но скорее отображает миграционные процессы больших групп населения в эпоху позднего палеолита , что позволяет сделать вероятные предположения по этногенезу народов на их самой ранней стадии образования.

Письменные свидетельства

Славянские племена впервые появляются в византийских письменных источниках VI века под именем склавинов и антов . Ретроспективно в этих источниках анты упомянуты при описании событий IV века . Предположительно к славянам (или предкам славян) относятся венеды , о которых, без определения их этнических признаков , сообщали авторы позднеримского времени ( -II вв.). Более ранние племена, отмеченные современниками в предполагаемом ареале формирования славянского этноса (среднее и верхнее Поднепровье, юг Белоруссии), могли внести вклад в этногенез славян, но степень этого вклада остаётся неизвестной из-за недостатка сведений как по этнической принадлежности племён, упомянутых в источниках, так и по точным границам обитания этих племён и собственно праславян.

Археологи находят географическое и временное соответствие неврам в милоградской археологической культуре VII-III вв. до н. э., ареал которой распространяется на Волынь и бассей реки Припяти (северо-запад Украины и южная Белоруссия). По вопросу этнической принадлежности милоградцев (геродотовских невров) мнения учёных разделились: В. В. Седов относил их к балтам , Б. А. Рыбаков видел в них праславян. Существуют также версии об участии скифов-земледельцев в этногенезе славян, основанные на предположении, что их название несёт не этнический (принадлежность к ираноязычным племенам), а обобщающий (принадлежность к варварам) характер.

В то время, как экспедиции римских легионов приоткрыли цивилизованному миру Германию от Рейна до Эльбы и варварские земли от среднего Дуная до Карпат , Страбон в описании Восточной Европы к северу от Причерноморья пользуется легендами, собранными ещё Геродотом . Критически осмысливающий доступные сведения Страбон прямо заявил о белом пятне на карте Европы к востоку от Эльбы, между Балтикой и горной цепью Западных Карпат. Однако он сообщил важные этнографические сведения, связанные с появлением в западных областях Украины бастарнов .

Кто бы этнически не были носители зарубинецкой культуры, их влияние прослеживается в ранних памятниках киевской культуры (сначала классифицировалась как позднезарубинецкая), раннеславянской по мнению большинства археологов. По предположению археолога М. Б. Щукина именно бастарны, ассимилируясь с местным населением , могли сыграть заметную роль в этногенезе славян, позволив последним выделиться из так называемой балто-славянской общности:

«Часть [бастарнов] вероятно, осталась на месте и наряду с представителями других «постзарубинецких» групп могла принять затем участие в сложном процессе славянского этногенеза, привнося в формирование «общеславянского» языка некие «кентумные» элементы, которые и отчленяют славян от их балтских или балто-славянских предков.»

«Отнести ли певкинов, венедов и феннов к германцам или сарматам, право, не знаю […] Венеды переняли многое из их нравов, ибо ради грабежа рыщут по лесам и горам, какие только ни существуют между певкинами [бастарны] и феннами. Однако их скорее можно причислить к германцам, потому что они сооружают себе дома, носят щиты и передвигаются пешими, и притом с большой быстротой; все это отмежевывает их от сарматов, проводящих всю жизнь в повозке и на коне.»

Некоторые историки строят гипотетические предположения, что возможно Птолемей упомянул среди племён Сарматии и славян под искажёнными ставане (южнее судинов) и сулоны (на правобережье средней Вислы). Предположение обосновывается созвучием слов и пересекающимися ареалами обитания.

Славяне и гунны. V век

Л. А. Гиндин и Ф. В. Шелов-Коведяев считают наиболее обоснованной славянскую этимологию слова страва , указывая на его значение в чешском «языческий погребальный пир» и польском «погребальный пир, поминки», при этом допуская возможность готской и гуннской этимологии. Немецкие историки пытаются вывести слово strava от готского sûtrava, означающего кучу дров и возможно погребальный костёр.

Изготовление лодок методом выдалбливания не является способом, присущим исключительно славянам. Термин моноксил встречается у Платона , Аристотеля , Ксенофонта , Страбона . Страбон указывает на выдалбливание как способ изготовления лодок в древности.

Славянские племена VI векa

Отмечая близкую родственность склавинов и антов , византийские авторы не привели никаких признаков их этнического разделения, кроме разных мест обитания:

«У обоих этих варварских племен вся жизнь и законы одинаковы […] У тех и других один и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга […] И некогда даже имя у склавен и антов было одно и то же. В древности оба эти племени называли спорами [греч. рассеянными], думаю потому, что они жили, занимая страну „спораден“, „рассеянно“, отдельными поселками.»
«Начиная от места рождения реки Вистулы [Вислы], на безмерных пространствах расположилось многолюдное племя венетов. Хотя их наименования теперь меняются соответственно различным родам и местностям, всё же преимущественно они называются склавенами и антами.»

В «Стратегиконе», авторство которого приписывают императору Маврикию (582-602 гг.), содержатся сведения о местах обитания славян, согласующиеся с представлениями археологов по ранне-славянским археологическим культурам:

«Селятся в лесах или около рек, болот и озер - вообще в местах труднодоступных […] Реки их впадают в Дунай […] Владения славян и антов расположены сейчас же по рекам и соприкасаются между собой, так что между ними нет резкой границы. Вследствие того, что они покрыты лесами, или болотами или местами, поросшими камышом, то вообще часто бывает, что предпринимающие экспедиции против них, тотчас же на границе их владений принуждены остановиться, потому что все пространство перед ними непроходимо и покрыто дремучими лесами.»

Война готов с антами произошла где-то в Северном Причерноморье в конце IV века , если привязываться к смерти Германариха в 376 году . Вопрос об антах в Причерноморье осложняется точкой зрения некоторых историков, которые видели в этих антах кавказских аланов или предков адыгов . Однако Прокопий расширяет ареал обитания антов до мест к северу от Азовского моря, хотя и без точной географической привязки:

«Народы, которые тут живут [Северное Приазовье], в древности назывались киммерийцами, теперь же зовутся утигурами. Дальше, на север от них, занимают земли бесчисленные племена антов.»

Прокопий сообщил о первом известном набеге антов на византийскую Фракию в 527 году (первый год правления императора Юстиниана I).

В древнейшем германском эпосе «Видсиде» (содержание которого восходит к -V вв.) в списке племён северной Европы упоминаются винеды (Winedum), но нет других названий славянских народов. Германцы знали славян под этнонимом венды , хотя нельзя исключить ситуации, что название одного из балтских прибалтийских племён, пограничных германцам, было перенесено ими в эпоху Великого переселения народов на славянский этнос (как это произошло в Византии с русами и этнонимом скифы ).

Письменные источники о происхождении славян

Цивилизованный мир узнал о славянах, отрезанных до того воинственными кочевниками Восточной Европы, когда они вышли к границам Византийской империи . Византийцы, последовательно отбивавшие волны варварских нашествий, возможно не сразу идентифицировали славян как отдельный этнос и не сообщали легенд о его возникновении. Историк 1-й половины VII века Феофилакт Симокатта называл славян гетами (« так в старину называли этих варваров » ), очевидно смешивая фракийское племя гетов со славянами, занявшими их земли на нижнем Дунае.

Древнерусский летописный свод начала XII века «Повесть временных лет » находит родину славян на Дунае, там, где их впервые зафиксировали византийские письменные источники:

«Спустя много времени [после библейского Вавилонского столпотворения] сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи - лутичи, иные - мазовшане, иные - поморяне. Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота , от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя , назывались своим именем - славянами.»

Независимо этой схеме следует и польская летопись «Великопольская хроника», сообщая о Паннонии (римская провинция, прилегающая к среднему Дунаю) как родине славян. До развития археологии и лингвистики историки соглашались с дунайскими землями как местом возникновения славянского этноса, но теперь признают легендарный характер этой версии.

Обзор и синтез данных

В прошлом ( советская эпоха ) были распространены две основных версии этногенеза славян: 1) так называемая польская, выводящая прародину славян в междуречье Вислы и Одера; 2) автохтонная, под влиянием теоретических воззрений советского академика Марра . Обе реконструкции априори признавали славянскую природу ранних археологических культур на территориях, населённых в раннем средневековье славянами, и некоторую изначальную древность славянского языка, самостоятельно развившегося из праиндоевропейского. Накопление данных в археологии и отход от патриотически обусловленной мотивации в исследованиях привели к развитию новых версий, основанных на выделении относительно локализованного ядра формирования славянского этноса и распространении его путём миграций на сопредельные земли. Академическая наука не выработала единой точки зрения на то, где именно и когда произошёл этногенез славян.

Исследования генетиков также подтверждают прародину славян на Украине.

Как происходила экспансия ранних славян из региона этногенеза , направления миграции и расселение в центральной Европе прослеживаются по хронологическому развитию археологических культур. Обычно начало экспансии связывают с продвижением гуннов на запад и переселением германских народов в сторону юга, связанным в том числе с изменением климата в V веке и условиями сельскохозяйственной деятельности. К началу VI века славяне вышли на Дунай, где дальнейшая их история описана в письменных источниках VI века .

Вклад других племён в этногенез славян

Скифо-сарматы оказали некоторое влияние на формирование славян в силу длительного географического соседства, но их влияние согласно данным археологии, антропологии, генетики и лингвистики в основном ограничилось словарными заимствованиями и использованием лошадей в хозяйстве. Согласно данным генетики не исключены общие отдалённые предки у каких-то кочевых народов , именуемых общим названием сарматы , и славян в рамках индоевропейской общности, но в историческое время эти народы эволюционировали независимо друг от друга.

Вклад германцев в этногенез славян по данным антропологии, археологии и генетики незначителен. На рубеже эр регион этногенеза славян (Сарматия) был отделён от мест проживания германцев некой зоной «взаимной боязни» по словам Тацита . Существование необжитой области между германцами и праславянами Восточной Европы подтверждается отсутствием заметных археологических памятников от Западного Буга до Немана в первые века н. э. Наличие схожих слов в обоих языках объясняется единым происхождением из индоевропейской общности бронзового века и близкими контактами в IV веке после начала миграции готов от Вислы на юг и восток.

Примечания

  1. Из доклада В. В. Седова «Этногенез ранних славян» (2002 г.)
  2. Трубачев О. Н. Ремесленная терминология в славянских языках. М., 1966.
  3. Ф. П. Филин (1962 г.). Из доклада М. Б. Щукина «Рождение славян»
  4. Rostafinski (1908 г.). Из доклада М. Б. Щукина «Рождение славян»

Рассмотрим тему: Праславяне - происхождение и расселение. Как и откуда произошли предки славян? Кто стал прародителем самых первых людей?

Вопросы, на которые до сих пор нет точного ответа. И очень много заблуждений, которые периодически выдавались за истину.

Одна из теорий происхождения человека, выдвинутая в 1871 году Чарльзом Дарвином, в нашей стране считалась научно доказанной. И именно поэтому изучалась как основная в курсах биологии в школах и вузах. В профильных вузах по учебникам даже изучался «Дарвинизм». Найдя много общих признаков у человека и человекообразных обезьян, Дарвин сделал вывод, что человек произошел от обезьяны.

Эту же идею выдвигали и обосновывали до Ч. Дарвина и другие ученые.

В 1735 шведский ученый Карл Линней, создал классификацию известных к тому времени научному миру всех животных и растений, объединив их в соответствии с определенными признаками в общие группы. Линней не стал грешить против известных ему фактов и поставил человека в отряд приматов, вместе с обезьянами и лемурами. Приверженцами этой идеи были и такие известные естествоиспытатели, как Ж. Б. Ламарк (1809) и Ж. Бюффон (1749).

Есть одно существенное «НО», которое не позволяет все эти предположения считать научно обоснованной теорией. До сих пор отсутствует самое главное доказательство этой теории – так и не найдено переходное звено от обезьяны к человеку разумному. Скорее всего, эту теорию можно пока считать только научной гипотезой.

Для объяснения теории Дарвина в советское время широко использовалась, так называемая, трудовая теория. Согласно ей - труд превратил обезьяну в человека. Оно и понятно, ведь нужно было быстро поднимать целину, строить БАМ, осваивать Север и т. д. Даже среди пионеров в те годы самой популярной была такая речевка: «Только тех, кто любит труд, пионерами зовут!»

Мифы

Ну а как же мифы, легенды, придания разных народов объясняли происхождение человека. Ведь этот вопрос не мог не занимать умы людей…

Многие народы мира отождествляли себя с природой, и в своих легендах описывали своих предков в виде самых различных животных и птиц. Это и индейские племена Южной и Северной Америки, некоторые нынешние жители Севера, папуасы Новой Гвинеи. Египтяне и азиатские шумеры считали, что человек был создан Богом из глины. Некоторые народности российского Севера также в своих сказаниях обосновывают, что древние люди были созданы из камней, костей и травы.

Индийская мифология считает создателем рода человеческого высшее божество Брахму. Китайцы в своих легендах своей прародительницей считают богиню Нюйва.

И в Библии также говорится о создании Богом человека на 6-й день сотворения им мира. Из ребра самого первого человека на Земле – Адама, Богом была создана Ева. По библейской версии именно Адам и Ева считаются прародителями рода человеческого.

От кого же произошли предки славян?

В сохранившихся славянских мифах, сказках и легендах - нашей прародительницей считается сама Земля. По божественному замыслу и исполнению самые первые славяне были созданы из земли и камней, им была дана способность мыслить, иметь силу и желание изменяться. Недаром все славяне называют землю - Земля-Матушка.

Что произошло потом?

По народным поверьям славян считалось, что мир состоит из трех частей. В первой части мира жили Боги – светлые и темные, во второй части мира жили люди, а в третьей - самые разные духи и существа, такие, как Домовой и другие. Причем самым обычным делом были в те стародавние времена

браки между Богами и земными людьми. Об этом могут поведать очень много сказок, собранных в книгах-сборниках «Боги и люди». Отсюда можно предположить, что в современных славянах очень много божественной сущности.

Верить ли сказкам?

Можно по-разному относиться к мифам, легендам и сказкам, но бесспорен тот факт, что они являются исторической памятью многих и многих поколений. И не смотря на какие-то ошибки в их устной передаче при пересказах, которые несколько исказили первоначальную информацию, все же можно проследить историю появления на Земле и расселения по ней наших предков - славян. Но это только одна из версий. Праславяне, происхождения и расселение их по Земле имеет несколько разных трактований в литературе.

Историография о прародине славян

Первым, кто попытался ответить на вопросы: откуда, как и когда появились славяне, на своей исторической территории был монах Киево-Печерской лавры Нестор – автор «Повести Временных Лет» (далее по тексту «ПВЛ» – С. Ф.). Нестор определил территорию славян по верхнему течению Дуная (отсюда и упоминание в летописи римской провинции Норик – «…Норики – это и есть славяне»). Именно с Дуная и начался процесс расселения славян, то есть славяне не были исконными жителями своей земли, речь идет об их миграции. Следовательно, киевский летописец явился родоначальником так называемой «миграционной» теории происхождения славян, известной в историографии как «дунайская». Она была весьма популярна в сочинениях средневековых авторов: польских и чешских хронистов XIII XIV вв.

Это мнение долгое время разделялось и историками XVIII – начала XX вв. (С. М. Соловьев, В. О. Ключевский и т. д.). Например, В. О. Ключевский считал, что славяне переселились с Дуная в Прикарпатье, и история России начинается в VI веке на северо-восточных предгорьях Карпатских гор, где образовался обширный военно-политический союз во главе с дулебами (волынянами), которых, согласно рассказам Нестора в ПВЛ, притесняли авары (обры). Отсюда восточные славяне в VII VIII вв. расселились на восток и на северо-восток до Ильмень-озера. Таким образом, В. О. Ключевский видит восточных славян сравнительно поздними пришельцами на своей земле. Сторонники дунайской версии происхождения славян есть и среди современных историков (Кобычев В. П.).

Большинство современных отечественных историков склонны искать славянскую прародину в гораздо более северных широтах (Шахматов, Гумилев, Паранин и т. д.). При этом одни полагают, что территория, на которой славяне сформировались в особую этническую общность, находилась в Среднем Поднепровье и Поприпятье, другие считают таковой междуречье Вислы и Одера.

К эпохе средневековья восходит зарождение и распространение еще одного варианта миграционной теории происхождения славян – «скифо-сарматской», впервые зафиксированной «Баварской хроникой» в XIII веке, воспринятой западными историками XIV XVIII вв. Согласно их представлениям, предки славян продвинулись из Передней Азии вдоль Черноморского побережья на север и осели под этнонимами «скифы», «сарматы», «аланы» и «роксоланы». Постепенно славяне из Северного Причерноморья расселились на запад и юго-запад.

В начале XX века вариант, близкий к скифо-сарматской теории, предложил российский историк А. И. Соболевский. По его мнению, названия рек, озер, гор в пределах расположения древних поселений русского народа якобы показывают, что русские получили эти названия от другого народа, который был здесь ранее. Такой этнической предшественницей славян на территории Восточно-Европейской равнины была группа племен иранского происхождения (скифского корня). Позже эта группа ассимилировалась с жившими далее к северу предками славяно-балтийцев и дала начало славянам где-то на берегах Балтики, откуда затем славяне и расселились по исторической территории.

Иной вариант миграционной теории предложил выдающийся российский историк и языковед А. А. Шахматов. Первой прародиной славян был бассейн Западной Двины и Нижнего Немана в Прибалтике. Отсюда славяне, приняв от кельтов имя венедов, продвинулись на Нижнюю Вислу, откуда только что перед ними ушли в Причерноморье готы (рубеж II III вв.). Следовательно, здесь (Нижняя Висла) была вторая прародина славян. Наконец, когда готы ушли из Причерноморья под давлением гуннов, то часть славян – восточная и южная их ветви, двинулась на восток и юг в Причерноморье и образовала здесь племена восточных и южных славян. Таким образом, по этой «прибалтийской» теории славяне были пришлым населением на территории, на которой позднее образовали свои государства.

Согласно миграционным теориям славяне изображались как довольно-таки поздние пришельцы на своей исторической территории ( VI VIII вв.). В противоположность миграционным теориям существовали и автохтонные теории (М. В. Ломоносов).

Предыстория славян уходит в глубокую древность. Их далекие предки существовали еще до того, как сложилась славянская общность. Именно они, отдельные предки протославян в результате своего сближения и дали славянство, и корни этого процесса прослеживаются с III тысячелетия до нашей эры. В славянской истории можно выделить три периода:

1. Протославянский период:

Предки протославян жили матриархатом, но уже владели навыками земледелия и скотоводства. Археологами установлено, что в рамках IV тысячелетия до нашей эры скотоводческо-земледельческие племена носителей Балкано-Дунайской культуры занимали области нижнего Днестра и Южного Буга. Следующим этапом славянской истории было расселение «трипольских» племен ( III тысячелетие до нашей эры). Это были племена с развитой для своего времени скотоводческо-земледельческим хозяйством, представители которых обитали в больших глиняных поселках (археологи называют их городами). На рубеже III II тысячелетия до н. э. у этих племен состоялся переход от неолитических орудий каменного века к обработке бронзы и плужному земледелию. Развитие скотоводства у трипольских племен привело к повсеместной борьбе за стада и пастбища и переходу к патриархату.

Пастушеские племена, носители культуры «шнуровой керамики и боевых топоров» в XVIII веке до нашей эры расселились на обширных пространствах Центральной и Восточной Европы от Рейна до Волги, достигнув на севере берегов Балтийского моря. Движение их приостановилось в XV веке до нашей эры. В это время предки славян, балтов и германцев представляли собой этническое единство. Если признать прародиной славян широкую полосу Центральной и Восточной Европы (в эпоху бронзы), то восточный предел ее образовывали Припять, Средний Днепр, верховья Днестра и Южный Буг. Эта праславянская земля совпадает с ареалом обитания тшинецкой культуры ( XV XII вв. до н. э.), которая в первом тысячелетии до нашей эры перешла к железу.

2. Праславянский период (конец I тысячелетия до н. э. – IV V вв. н. э.) – это время установления культурной и языковой общности славян при известном племенном своеобразии.

С VIII века до нашей эры первые историографы обратили внимание на южные районы Восточной Европы (Причерноморье), где античный мир вошел в контакт со скифами. Восточная группировка праславян, обитавшие в междуречье Днепра, Днестра и Буга, оказалась оторванной от основной этнокультурной праславянской общности, и попала в середине I тысячелетия до н. э. в ареал скифской культуры. Это и были те самые геродотовы «скифы-пахари» или «сколоты». Археологически их местопребывание соотносится с ареалом обитания подольской и милоградской археологическими культурами. Скифская культура разорвала непрерывность славянской тшинецкой культуры. Когда Скифская держава пала под ударами сарматов, менее всего пострадали племена западных и северо-западных славян междуречья Днепра и Днестра, которые быстро освободились от скифского господства, хотя влияние его на праславянскую культуру и было велико. Эта часть праславянства быстрее всех возродила традиции праславянской культуры и стадия праславянского единства продолжалась – пшеворская культура на западе и зарубинецкая культура на востоке (первая четверть первого тысячелетия нашей эры).

Племена зарубинецкой культуры сыграют важнейшую роль в восточнославянском этногенезе, но уже после Великого переселения народов IV V вв., когда гуннское нашествие изменило политическую карту Европы. Если у кельтов, фракийцев, германцев складывается государственность, то славяне живут родовым строем. Славяне распадаются на локальные группировки (данные археологии). Выдвижение семьи и образование территориально-соседской общины, то есть появляется социальная организация характерная для распада первобытнообщинного строя и формирования новых предгосударственных образований.

Представляется возможным, что после падения под ударами гуннов в середине первого тысячелетия нашей эры культуры славянской оседлости (черняховская культура), потомки носителей зарубинецкой культуры стали расселяться на юг. В области Среднего и Верхнего Поднепровья праславяне объединившись с северянами, бужанами и уличами (третья четверть I тысячелетия) создают одно из первых восточнославянских предгосударственных образований – «Русская земля», в которую вошли лежавшие рядом земли древлян, дреговичей, волынян (дулебов), хорватов.

В сложных условиях формировалась северная часть восточнославянского суперэтноса – вятичи, кривичи, словене новгородские – потомки носителей зарубинецкой культуры, которые включили в свой этногенез кроме славянского еще и балтийский и финно-угорский элементы. В VI VII вв. завершается период праславянской истории. Широкое расселение славян по территории Восточной Европы привело к культурной дифференциации славянского мира и членению единого языка. Происходит складывание современных славянских народов.

3. Славянский период (расширение племенных союзов и образование славянских государств – период с VIII по IX вв.).

Академик Б. А. Рыбаков склонен, на основании новейших археологических данных, объединить оба варианта прародины славян. По мнению ученого праславяне размещались в широкой полосе Центральной и Восточной Европы.

По мнению академика Б. А. Рыбакова славяне принадлежали к древнейшему индоевропейскому единству. Геометрический центр первоначального индоевропейского единства 4 – 5 тысяч лет тому назад находился на северо-востоке Балканского полуострова и в Малой Азии. В III II тысячелетии до нашей эры в северной половине Европы (от Рейна до Днепра) развивается пастушеское скотоводство. Борьба за пастбища в первой половине II тысячелетия до нашей эры приводит к широкому распространению по территории Восточной Европы пастушеских племен. К середине II тысячелетия до нашей эры расселение пастушеских племен прекращается. На первое место в экономике выходит земледелие, ведущее к оседлости. Осевшие племена образуют большие этнические массивы. Один из этих массивов – праславяне заселили территорию от Среднего Поднепровья на востоке до Одера на западе, от северных склонов Карпат на юге до широты Припяти на севере (тшинецко-комаровская культура XV XII вв. до н. э.).

По мнению Б. А. Рыбакова задолго до Киевской Руси приднепровская часть славянского мира дважды была накануне перехода от первобытнообщинного строя к классовому обществу и образованию государства.

Первый культурный и политико-экономический взлет славянского мира соответствует чернолесной археологической культуре ( X VII вв. до н. э.). Этим, кстати сказать, и объясняется появление в общеславянском фольклоре легенд о Змее Горыныче, которых можно идентифицировать с киммерийцами и скифами. Наследниками носителей чернолесной культуры Б. А. Рыбаков называет скифов-пахарей (сколотов) на среднем Днепре. Возможно, у них уже была и государственность, ибо они вели активную внешнюю торговлю и политику. Падение Скифии в III веке до нашей эры привело к падению и сколотских царств. На смену им пришла примитивная зарубинецкая культура.

Второй взлет славянского мира произошел в начале нашей эры в период со II по IV век, когда славяне Среднего Поднепровья и Причерноморья установили тесные экономические связи с Римской империей. Поступательное развитие славянского мира было нарушено вторжением гуннов.

просмотров
просмотров