Племя американских индейцев. Индейцы
На разных этапах освоения Североамериканского континента его заселяли представители разных народов , в 1 веке нашей эры сюда приплывали даже викинги, основали свое поселение, но оно не прижилось. После того как Колумб «открыл Америку», начался период европейской колонизации этих земель, сюда хлынул поток переселенцев из всех уголков Старого Света, это были испанцы, и португальцы, и англичане и французы, и представители скандинавских стран.
После захвата земель вытеснения с их территории коренного населения Северной Америки - индейцев, которые в начале европейской экспансии даже не владели огнестрельным оружием и были вынуждены под угрозой полного уничтожения уступить свои земли, переселенцы стали полновластными хозяевами обширных площадей Нового Света, обладающих огромным природным потенциалом.
Коренные народы Северной Америки
К коренным народам Северной Америки относят жителей Аляски и арктической части континента эскимосов и алеутов (северные регионы США и Канады), индейское население, в основном сосредоточенное в центральной и южной части материка (США, Мексика), также гавайский народ, живущий на острове Гавайи в Тихом Океане.
Считается, что эскимосы перебрались на территорию Северной Америки из Азии и далеких просторов Сибири в то время, когда еще Аляска и материк Евразия не были отделены друг от друга Беринговым проливом. Передвигаясь вдоль юго-восточного побережья Аляски, древние племена двигались вглубь Североамериканского континента, так около 5-ти тысяч лет назад эскимосские племена заселили арктическое побережье Северной Америки.
Эскимосы, жившие на Аляске, в основном занимались охотой и рыболовством, если позволяли погодные условия - собирательством. Охотились на тюленей, моржей, белых медведей и других представителей арктической фауны, например на китов, причем вся добыча использовалась практически без утилизации, в дело шло все - и шкуры, и кости, и внутренности. В летний период жили в чумах и ярангах (жилище из шкур животных), зимой в иглу (тоже жилище из шкур, но еще дополнительно утепленное блоками из снега или льда), занимались оленеводством. Жили небольшими группами, состоящими из нескольких родственных семей, поклонялись злым и добрым духам , был развит шаманизм.
Племена алеутов, жившие на Алеутских островах в Баренцевом море, издавна занимались охотой, рыболовецким промыслом и охотой на китов. Традиционное жилище алеутов - улягам, большая по размерам полуземлянка, рассчитанная на большое количество людей (от 20 до 40семей). Оно находилось под землей, внутри размещалось нары, отделенные занавесками, посредине стояла огромная печь, спускались туда по бревну, в котором были вырезаны ступеньки.
К моменту появления европейских завоевателей в Северной и Южной Америках насчитывалось около 400 индейских племен, имевших отдельный язык и знавших письменности. Впервые с коренными жителями этих земель столкнулся Колумб на острове Куба и, думая, что попал в Индию, назвал их «Los indios», с тех пор они и стали так называться - индейцы.
( Северный Индеец )
Верхняя часть Канады была заселена северными индейцами , алгонкинскими и атапасскими племенами, охотившимися на оленей-карибу и ловившими рыбу. На северо-западе континента жили племена хайда, салиши, вакаши, тлинкиты, занимались они рыболовецким промыслом и морской охотой, вели кочевой образ жизни, жили небольшими группами из нескольких семей в чумах. На калифорнийском побережье в мягких климатических условиях жили племена индейцев, которые занимались охотой, ловлей рыбы и собирательством, собирали желуди, ягоды, различные травы. Жили в полуземлянках. Восточную часть Америки заселяли индейцы Вудленда, это такие племена как крики, алгонкины, ирокезы (считались очень воинственными и кровожадными). Занимались оседлым земледелием.
В степных областях Североамериканского континента (прерии, пампасы) жили охотничьи племена индейцев, которые охотились на бизонов и вели кочевой образ жизни. Это племена апачи, осейджи, кроу, арикара, кайова и др. Были очень воинственны и постоянно конфликтовали с соседними племенами, жили в вигвамах и типи, традиционных индейских жилищах.
( Индейцы племени Навахо )
В южных областях Североамериканского континента жили племена навахо, пуэбло и пима. Считались одними из наиболее развитых, вели оседлый образ жизни, занимались земледелием, причем используя методы искусственного орошения (строили каналы и другие ирригационные сооружения), разводили крупный рогатый скот.
( Гавайцы даже отправляясь в лодке не забывают украсить себя и даже свою собаку национальными венками )
Гавайцы - коренное население Гавайских островов относятся к полинезийской этнической группе, считается, что первые полинезийцы приплыли на Гавайские острова с Маркизских островов в 300 году, а с острова Таити чуть позже (в 1300 году н.э). В основном поселения гавайцев размещались около моря, где они строили свои жилища с крышей из пальмовых веток и занимались рыбным промыслом, плавая на каноэ. К тому времени, когда Гавайские острова были открыты английским исследователем Джеймсом Куком, население островов насчитывало около 300 тысяч человек. Жили они большими семейными общинами - оханами, в которых существовало деление на вождей (алии) и общинников (макааинана). На сегодняшний день Гавайи входят в состав США, являясь 50-ым по счету штатом.
Традиции и обычаи коренных народов
Северная Америка - огромный континент, ставший домом для представителей большого количества разных народностей, каждый из которых по своему самобытен и уникален, имеет свои собственные традиции и обычаи.
( Эскимос демонстрирует национальный танец )
Эскимосы живут небольшими семейными общинами, придерживаются принципов матриархата (главенство женщины). Муж входит в семью жены, если она умирает - муж возвращается в дом родителей, дети с ним не уходят. Родство считается по линии матери, браки заключаются в раннем возрасте по предварительной договоренности. Часто практикуется обычай временного обмена женами как дружеский жест или в знак особого расположения. В религии развит шаманизм, шаманы - руководители культа. Тяжелые природные условия , постоянная угроза голода и смерти в случае неудачи на охоте, ощущение полного бессилия перед мощью суровой арктической природы, все это заставляло эскимосов искать утешение и спасение в проведении обрядов и ритуалов. Широкой популярностью пользовались заговоренные амулеты, обереги, использование различных магических заклинаний.
Алеуты поклонялись духам умерших животных, особенно ими почитался кит, когда в селении умирал мужчина-охотник его хоронили в пещере, положив между двумя ребрами кита.
Индейские племена Северной Америки верили в сверхъестественное происхождение мира, который, по их мнению, создали таинственные силы, у племен сиу они назывались вакан, ирокезы говорили - оренда, алгонкины - маниту, а Китчи Маниту был тот самый верховный дух, которому все подчинялось. Сын Маниту Ва-са-ка из красной глины вылепил племя людей, обучил их охоте и земледелию охотиться, научил танцевать ритуальные танцы. Отсюда и особое почитание индейцами красного цвета, красной краской они натирали свое тело и лицо по особо торжественным случаям, как например девушки в племенах Калифорнии и Северной Дакоты на свадебной церемонии.
Также индейцы, пройдя путь развития многих народов мира, обожествляли природу и её силы, поклонялись божествам Солнца, Неба, Огня или Неба. Также они почитали духов, покровителей племен (различные растения и животные), которые носили название тотем. Такой дух-покровитель мог быть у каждого индейца, увидев его во сне, человек сразу возвышался в глазах своих соплеменников мог украсить себя перьями и ракушками. Кстати боевой головной убор из орлиных перьев надевался вождями и выдающимися воинами только в очень торжественных случаях, считалось, что он имеет большую духовную и лечебную силу. Также символом доблести любого мужчины воина считался специальный топорик с длинной рукоятью из рога оленя-карибу - томагавк.
( Древний почитаемый ритуал индейцев - трубка мира )
Одной из известных индейских традиций является древний ритуал раскуривания трубки мира, когда индейцы садились в большой круг и предавали друг другу своеобразный символ мира, благополучия и процветания - трубку мира. Начинал ритуал самый уважаемый человек в племени - вождь или старейшина, он раскуривал трубку, затягивался пару раз и предавал её дальше по кругу и все участники церемонии должны были сделать тоже самое. Обычно этот ритуал проводился при заключении мирных договоров между племенами.
Знаменитыми гавайскими традициями и обычаями считаются вручение цветочных гирлянд (лей), которые вручают вместе с поцелуем в щеку всем приезжим прекрасные девушки-гавайки. Потрясающие по красоте леи могут быть сделаны из роз, орхидей и других экзотических тропических цветов, причем снимать гирлянду по легенде можно только в присутствии того человека, который её подарил. Традиционное гавайское алоха, означает не только слова приветствия или прощания, оно отражает всю гамму чувств и переживаний, им можно выразить и сочувствие, и доброту, и радость, и нежность. Сами коренные жители островов уверены, что алоха, это не просто слово, а основа всех жизненных ценностей народа.
Культура острова Гавайи богата суевериями и приметами, в которые народ до сих пор верит, например, считается, что явление радуги или дождя это знак особого расположения богов, в особенности хорошо, когда свадьба проходит под дождем. А еще остров знаменит завораживающим танцем хула: ритмичные движения бедер, изящные пассы рук и уникальные костюмы (пышная юбка, сделанная из волокон пальмы рафии, венки из ярких экзотических цветов) под ритмичную музыку на барабанах и других ударных инструментах . В древние времена это был ритуальный танец, исполнявшийся исключительно мужчинами.
Современная жизнь народов Северной Америки
( Современные улицы США на месте бывших родных мест индейцев, коренных народов Америки )
На сегодняшний день общая численность населения Северной Америки составляет около 400 миллионов человек. Основная масса - потомки европейских переселенцев, в Канаде и США в основном проживают потомки английских и французских колонизаторов, южное побережье и страны Центральной Америки заселяют потомки испанцев. Также в Северной Америке проживает боле 20 миллионов представителей негроидной расы, потомки негров-рабов, когда-то завезенных с Африканского континента европейскими колонизаторами для работы на сахарных и хлопковых плантациях.
( Индейские традиции поглотила урбанистичная культура выросших городов )
Индейское население, сохранившее свою популяцию около 15 миллионов человек (существенное снижение численности населения за счет болезней, различного рода ущемлений, а также полного вытеснения с коренных земель обитания в резервации), размещается на территории США (5 миллионов человек - 1,6% всего населения страны) и Мексики, разговаривают на своих языках и наречиях, чтут и хранят обычаи и культуру своего народа. По разным данным в доколумбовский период на территории Северной Америки проживало до 18 миллионов индейцев.
Алеуты, как и прежде, живут на островах Алеутского Архипелага, считаются исчезающей нацией, на сегодняшний день их популяция около 4-х тысяч человек, а в 18-ом веке достигала до 15 тысяч.
Все фильмы про индейцевПлемена Северной Америки
Индейские Племена Северной Америки - это коренные народы (жители) США.
Часть из них были начисто истреблены колонизаторами,
а оставшаяся малая часть до сих пор живет в резервациях!
Субарктическая зона:
кучины, коюконы, ингалики, танайна, танана, небесна, атна, невольники, догриб (собачьи рёбра), чипевайан, часть кри, инну и мн. др.
Северо-восточные леса:
гуроны, ирокезы, оджибве, оттава, майами, могикане, делавары, шауни и мн. др.
Юго-восточные леса:
чероки, чокто, чикасо натчез, крики, семинолы и мн. др.
Великие равнины:
черноногие, шайенны, команчи, пауни, сиу, арапахо, кайова и мн. др.
Северо-западное побережье:
тлинкиты, цимшианы, хайда, нутка, квакиутли, береговые сэлиши и др.
Пустыни юго-запада:
апачи, навахо, пуэбло (хопи, зуни и др.), пима, папаго и др.
Центральная Америка:
майя, сапотеки, пурепеча, ацтеки, тотонаки, миштеки
Южная Америка:
инки (кечуа, аймара), гуарани, мапуче, чибча (муиски), шипибо-конибо, теуэльче, варао, ботокудо и мн. мн. др.
Пять цивилизованных племён
Представители Пяти цивилизованных племён.
Портреты написаны в период 1775-1850.
Пять цивилизованных племён - пять индейских народов США:
чероки, чикасо, чокто, крики и семинолы - которые в начале XIX века уже усвоили многие обычаи и достижения белых поселенцев и установили довольно
хорошие отношения
с соседями.
Процесс культурной трансформации этих племён начали Джордж Вашингтон и Генри Нокс; при этом чероки и чокто успешно усвоили европейско-американскую культуру.
Вашингтон полагал, что индейцы имеют равные права с белыми, однако более примитивную
общественную организацию
. Он сформулировал принципы политики, поощряющей «обращение в цивилизацию», которую позднее продолжил Томас Джефферсон.
Чероки
Чероки - индейский народ в Северной Америке.
Когда-то чероки обитали по обоим склонам южных Аппалачей в области нынешних штатов Теннеси и Северной Каролины.
Первыми европейцами, которых увидели чероки, были испанцы. Это произошло в 1540 году, в составе испанской экспедиции участвовал знаменитый конкистадор Эрнандо де Сото.
В 1566 году испанцы вновь посетили земли чероки. Они содержали небольшие копи и плавильни в этом районе до 1690 года. Убедившись в отсутствии драгоценных металлов в землях чероки, испанцы потеряли к ним интерес.
К началу XIX века главенствующей религией чероки стало христианство. В конце XVIII — XIX века чероки сделали значительные культурные успехи, переменили кочевой образ жизни на оседлый, жили в современных по своему времени домах, занимались земледелием, скотоводством и ремеслами. В 1825—1826 годах вождь племени чероки — Секвойя (Джордж Гесс) утвердил на совете племени слоговую азбуку чероки, созданную им в 1821 году, а в 1828 начал издавать газету «Чероки Феникс» на языке чероки.
Богатые индейцы владели плантациями, вели аристократический образ жизни, владели сотнями чернокожих рабов. Чероки и другие цивилизованные племена создали первую в США сеть бесплатных школ. На Территории Чероки к середине XIX века действовало около 30 бесплатных школ, практически все учителя в школе были чероки. В целом Территории Чероки характеризовалась одним из самых высоких уровней образования среди территорий Северной Америки.
По примеру США чероки создали собственную конституцию, свод законов, выборное правительство и президента, называемого по традиции «Великим вождем». К 1850 году на «Территории чероки» проживало около 22 тыс. человек, из которых гражданами, обладающими правом голоса (мужчины-чероки), являлись 4 тысячи. Женщины и дети, белые (около 1 тыс. человек) и чернокожие рабы (около 4 тыс. человек) правом голоса не обладали.
В начале 30-х годов XIX века власти южных штатов при поддержке федерального правительства США решили ликвидировать индейские анклавы, а самих индейцев выселить на пустующие земли к западу от реки Миссисипи. Во время принудительной депортации в 1838 — 1839 годов, получившей название «Дорога слёз», погибло свыше 4 тысяч индейцев.
В 1889 г. допущена иммиграция в одной части их области (территория Оклахома); в 1891 г. открыта для иммиграции ещё другая часть. Входят в состав Пяти цивилизованных племён.
Происхождение
В 1880-х годах Гораций Гэль (H. Hale, «Indian migrations, as evidenced by language» в «American Antiquarian», 1883) высказал предположение, что чероки родственного происхождения с ирокезами. Сами чероки называют себя цалаги. Вероятно, они являются потомками аллигеви или таллигеви, о которых сохранились сведения в сагах ирокезов и алгонкинов. В 1826 г. вождь чероки Секвойя (или Джордж Гесс), изобрёл слоговое письмо из 85 знаков для черокского языка, которое широко распространилось среди этого племени и используется до сих пор.
Численность
Численость чероки в 1674 году составляла примерно 50 тыс. человек.
Эпидемии оспы сократили чероки наполовину. Переселение в Оклахому и гражданская война в США вновь сильно уменьшили численность народа. Перепись 1990 года показала 308 132 чероки, из них чистокровных — 15 тыс. человек.
Зарегистрированные члены племени чероки составляют ок. 250 000.
Чероки (язык)
Язык чероки - один из ирокезских языков, на котором говорят индейцы племени чероки. Единственный ещё употребляемый южноирокезский язык, использующий уникальную слоговую азбуку чероки, изобретённую Секвойей.
Известные представители
Секвойя (Джордж Гесс) — изобретатель черокской письменности
Стенд Уэйти — генерал армии конфедератов
Джон Росс — вождь племени в 1828—1860 годах
Знаете-ли вы, что:
Предки известных актеров:
Джонни Деппа, Квентина Тарантино, Кевина Костнера, Кэмерон Диас, Томми Ли Джонса, Тори Амос и Чака Норриса - индейцы племени чероки?
Апачи
Апачи (Apache)
- собирательное название для нескольких культурно родственных племён
североамериканских индейцев
, говорящих на апачских языках атабаскской ветви семьи на-дене.
Племена апачей ныне живут в резервациях в Аризоне, Нью-Мексико, Оклахоме.
Численность Всего: 56 060 (Аризона, Нью-Мексико, Оклахома)
Язык - апачские языки, английский
Религия - церковь коренных американцев, шаманизм, христианство
Расовый тип - американоиды
Родственные народы - навахо
Этнические группы - западные апачи, чирикауа, хикарилья, кайова-апачи, липаны, мескалеро
Историческая область расселения апачей и навахо в XVIII веке: навахо, западные апачи, чирикауа, мескалеро, хикарийя, липаны, кайова-апачи.
Языки. К апачским языкам относятся:
западные: навахо, западно-апачский, мескалеро-чирикауа апачи
восточные: хикарийя апачи, липан-апачи
равнинный (кайова) апачи
Язык навахо - самый распространённый из индейских языков США (178 000 носителей на 2000 г.), от него значительно отстаёт западный апаче (около 12 000 носителей).
Современные группы апачей.
Апачи делились на шесть народов:
Западные апачи
Чирикауа
Мескалеро
Хикарилья
Липаны
Кайова-апачи
Известные представители апачей:
Джеронимо. Имя чирикауа Гуяхле (Guyaale)
Военный предводитель чирикауа-апачей, который в течение 25 лет возглавлял борьбу против вторжения США на землю своего племени. В 1886 году был вынужден сдаться американской армии.
Дата рождения: 16 июня 1829
Место рождения: Аризона
Дата смерти: 17 февраля 1909 (79 лет)
Место смерти: Форт-Силл, Оклахома
Биография Джеронимо: на этой странице
Кочис
Кочис (1805 - 8 июня 1874) — вождь чоконенов, одной из групп чирикауа-апачей и лидер восстания, которое вспыхнуло в 1861 году. Кочис являлся наиболее значительной фигурой в истории Американского Юго-Запада в XIX веке и одним из величайших лидеров среди североамериканских индейцев. Округ Кочис в Аризоне назван в его честь.
Род деятельности: вождь чоконенов
Дата рождения: 1805 год
Место рождения: Новая Мексика
Дата смерти: 8 июня 1874
Место смерти: Территория Нью-Мексико
Биография Джеронимо: на этой странице
Коллекция всех художественных фильмов
про индейцев Апачей
Фотография Калифорнийских индейцев 1916 г.
Принадлежность к племени (графическое представление)
Тут все понятно:
племена индейцев - на самом верху, их силуэты - внизу под ними, расшифровка - справа.
Так вот выглядили индейские племена северной Америки.
Уклад жизни индейцев, история, войны с выдержанной исторической достоверностью
показана в коллекции фильмов -
Индейцы (Племена)
На последок: кто такой был Чингачгук?
Чингачгук, Великий (Большой) Змей
- герой произведений Фенимора Купера, принадлежит к литературному типу «благородный дикарь».
Происходит из племени североамериканских индейцев могикан. Чингачгук - мудрый и храбрый воин. Он добр и справедлив, его уважают друзья и боятся враги.
Вот что сказано в книге «Последний из могикан» о происхождении его имени:
«Конечно, имя Чингачгук, что значит «Великий Змей», не означает, что он и в самом деле змея; нет, его имя говорит, что ему известны все извороты, все уголки
человеческой природы
, что он молчалив и умеет наносить своим недругам удары в такие мгновения, когда они совсем этого не ожидают»
В книге «Последний из Могикан» умирает его единственный сын - Ункас. И именно Чингачгук становится последним из Могикан, последним вождем и последним представителем некогда могущественного, но ныне вымершего племени.
Фильмы про Чингачкука и другие фильмы про индейцев
с Гойко Митичем в главной роли -
В своей "Энциклопедии индейских войн 1850-1890 гг" Грегори Ф. Мично приводит интересные данные о том, какие племена оказали самое серьезное сопротивление армии США. Впрочем, под "армией" он вполне справедливо понимает не только войска Федерального правительства, но и территориальные части времен Гражданской войны (именно такой полк, кстати, несет ответственность за знаменитую резню на Сэнд-Крик), войска Конфедерации и всякого рода военизированные формирования, находившиеся на государственной службе , вроде Техасских рейнджеров, волонтеров и т. д. В качестве показателя "опасности" Мично предложил достаточно убедительный критерий: отношение числа потерь убитыми и ранеными, понесенных армией в сражениях с племенем (или племенным союзом) к собственно числу боевых столкновений. Разного рода набеги на гражданских, убийства белых женщин и скальпирование их детей сюда не вошли.
Итак, на первом месте - Кикапу (Kickapoo) . Формально они занимают эту позицию вполне справедливо: 100 убитых и раненых у армии на 5 боев. Соотношение - 20 . Однако, на самом деле их можно смело исключить из таблицы. Кикапу были одним из "цивилизованных" племен, живших в резервации. Они действительно очень старались стать "хорошими индейцами" - учили английский, осваивали земледелие и скотоводство, словом, были абсолютно мирным народом. Однако, когда началась Гражданская война , племя, опасаясь, что мужчин отправят воевать за Конфедерацию, решило эмигрировать к родне в Мексику. ну, примерно как большая часть советских саамов в 1944-1945. Но если саамов никто не трогал, то Кикапу не повезло забрести в Техас. Вернее, миновать Техас им было сложно, но они шли абсолютно законно, имели все бумаги в порядке и полагали, что им ничего не грозит. Они ошибались. Командир одного из отрядов Техасских волонтеров полагал что хороший индеец - это исключительно мертвый индеец. Разведчики предупреждали его, что кочующие в Мексику индейцы - это не команчи, а дружественные и абсолютно мирные Кикапу, которых до этого даже самый предвзятый расист не мог обвинить в нападениях на белых. Но командир ответил, что де в его понимании мирных индейцев быть не может, и приказал напасть на лагерь. Нападение было произведено в лучших традициях техасских псевдовоенных идиотов: вразнобой, без разведки и толпой. При этом первыми под огонь попали женщины и дети. Кикапу несколько раз на хорошем английском пытались обратиться к техасцам, но всех парламентеров те убивали. Когда из лагеря выехал мужчина с двумя детьми за спиной (так он пытался показать, что не хочет боя), его пристрелили, а потом убили детей. Тут Кикапу, какими бы мирными они ни были, несколько озверели. С винтовками у них все было в порядке, поэтому в последовавшем бою волонтеры потеряли убитыми и ранеными около 100 человек. Кикапу могли бы перебить всех, но когда техасцы сбежали, индейцы поспешили снять лагерь и устремились к границе. Так Техас на ровном месте нажил еще одного врага. Да, все сочные подробности об убийстве женщин и детей происходят как раз от уцелевших волонтеров, которые, не стесняясь в выражениях, рассказывали, какой замечательный у них командир. Оставшиеся 4 сражения произошли уже в 80-е годы 19-го века, когда армия США ходила через границу в Мексику наказывать Кикапу за набеги, и в конце концов вернула их в резервацию. в США. Эти стычки были в одни ворота
На втором месте - мои любимые Не Персе (Nez Perce) .
Сражений и стычек - 16, потери армии убитыми и ранеными - 281 человек.
Соотношение - 17,5
. Все сражения и потери армия понесла во время так называемой "Войны Не Персе" лета 1877 года, когда четыре клана племени Не Персе и один клан племени Палуза отказались отправиться в резервацию в Орегон и три месяца бегали от армии США, нанося последней адские потери. Пикантность заключалась в том, что они при этом гнали стада и вообще путешествовали с семьями - детьми, женщинами и стариками. Американцы с некоторой гордостью говорят, что тактику Не Персе они изучают в военных училищах до сих пор, как понятный и хорошо исследованный образцовый пример
партизанской войны
. Как-нибудь я про них напишу.
Кто на третьем месте? Ну конечно же, несравненные
Модоки (Modocs)
.
Эти зайчики обладают уникальным достижением за всю историю индейских войн - убили больше солдат, чем потеряли воинов. Сражений - 12, потери армии - 208,
соотношение - 17,5
. Подробней напишу потом.
Четвертое место - ну, тут ничего удивительного.
Это Сиу (Sioux)
.
Боев - 98, потери армии - 1250,
соотношение - 12,7
. Литтл-Бигхорн, конечно, тут играет немалую роль, но общее количество потерь, понесенных армией, впечатляет.
Пятое место -
Юты (Ute)
.
Боев - 10, потери - 105,
соотношение - 10,5
. Правда, надо отметить, что в отличие от 2-4 мест, они сражались не столько с регулярной армией, сколько с разного рода военизированными мормонскими формированиями. Хоть и официальными.
Шестое заслуженное место -
Паюты (Paiute)
.
33 схватки, потери армии - 302,
соотношение - 9,2
. На Паютах следует остановиться особо. Эти племена охотников и собирателей презирались абсолютно всеми - белыми, которые дали им насмешливое название "диггеры" из-за того, что выкапывание съедобных корешков доставляло значительную часть съестных припасов племени. Соседними индейцами за то, что Паюты были бедны, не имели лошадей и ружей. Ружья и лошади к ним действительно попали очень поздно, и во время войны Снэйков лук и стрелы долго были основным оружием Паютов
И все же диггеры сумели за себя постоять, как никто другой. Эта война велась в
тяжелые времена
1864-1868 гг, обе стороны не знали пощады, и военных преступлений против Снэйков армия совершила куда, как больше, чем против других, более известных племен (и при этом Паюты считали, что синие солдаты - весьма гуманный народ, по сравнению с гражданскими!) Просто этот конфликт мало известен. В результате войны погибла половина племени. Остальные, впрочем, примирились с белыми и потом жили сравнительно неплохо.
Остальные племена распределяются так:
Племя Сражения Потери армии Соотношение
Рог (Rogue) 23 196 8,5
Чейены (Cheyenne) 89 642 7,2
Шошоны (Shoshone) 31 202 6,5
Арапахо (Arapaho) 6 29 4,8
Команчи (Comanche) 72 230 3,1
Кайова (Kiowa) 40 117 2,9
Хуалапай (Hualapai) 8 22 2,7
Апачи (Apache) 214 566 2,5
Навахо (Navajo) 32 33 1
Обратите внимание, в своих работах Ю. Стукалин писал, что Апачи де на голову превосходили степных индейцев в тактике партизанской войны, и вообще были куда опаснее. Практика показала, что в реальности сиу взгрели синих солдат куда сильнее, чем южные индейцы.
Для нас 9 мая – это, конечно, прежде всего день Великой Победы . Но это не единственный праздник, отмечаемый в мире в этот день. Например, в США 9 мая – день индейцев. Как же живется индейцам в современной Америке?
Американские индейцы добились многого, отстаивая свои права на земли и полноценную роль в обществе. Но, из-за долгого истребления коренных американцев пострадала целостность их культуры. В наши дни индейцы всеми силами стараются сохранить и возродить свои традиции и язык. Старшее поколение борется за то, чтобы их дети и внуки могли совмещать современный образ жизни и культурные традиции своего народа.
Индейцы очень хорошо осознают свою духовную связь с предками, обращаются к ним за помощью и поддержкой. Для индейцев нет смерти отдельного человека: предки живут в них, а они будут продолжать жить в потомках.
(Всего 19 фото)
1. Одной из традиций индейцев является встреча различных племен раз в год на празднике «Пау Вау», во время которого представители каждого племени садятся в круг и поют межплеменную песню. На фото: Парни из Сейнт Пол, штат Миннесота, во время ежегодного праздника Кий-Йо Пау-уау в одном из университетов Монтаны в городе Миссула, штат Монтана.
2. Пока родители заняты своими делами во время ярмарки племени Кроу, юные индейцы развлекаются тем, что ныряют в реку Литл Бигхорн, около которой в 1876г. происходило легендарная битва между индейцами и кавалеристами США. Битва закончилась тем, что индейцы уничтожили 5 напавших на них рот американского полка.

3. Даже юные умеют легко управляться с лошадьми. На фото: Юные члены племени купают лошадей в реке Литл Бигхорн, во время ярмарки Воронов в Кроу Эджкенси, штат Монтана.
4. Место закладки фундамента одного из корпусов университета, который будет заниматься исследованием культуры коренных народов Америки, освещается на местный лад и посыпается табаком.
5. Шаманизм и тотеизм остались лишь у племен, которые живут в малодоступных районах США. В настоящее время среди верующих индейцев в большей степени распространены католики, мормоны, адвентисты и пятидесятники. На фото: Дженис Сингер во время службы пятидесятников в Резервации племени Воронов.
6. Общая численность коренных американцев по данным на начало 21 века превышает 60 млн. человек, что не так уж и мало. Но встреча соплеменников на дороге все равно может считаться поводом, чтобы остановиться и поговорить. На фото: Клинтон Бёрд достает сигарету, чтобы угостить своего друга Кортни Стюарта и обсудить новый центр кузовного ремонта автомобилей в их районе.
7. Очень живописна природа мест резерваций индейцев. Создается ощущение, что пейзажи остались такими же, какие были до прихода белого человека . На фото: Лошади племени недалеко от места битвы при Литл Бигхорн.
8. Из поколения в поколение передается искусство изготовления национальных одежд индейского народа. На фото: Ревонна Джой Аламо ждет, пока ее отведут обратно в лагерь после ярмарочного парада.
9. Для сохранения языка часть предметов в школе может преподаваться детям на индейском. На фото: Ученица школы языкового погружения во время занятия в Арли, штат Монтана.
10. Традиционные конкурсы танцев, костюмов и различные состязания на ярмарке во время праздника «Пау Вау» помогают сохранить культурное наследие индейцев. На фото: Юные танцоры выстроились в ожидании оценки их танцев во время празднования Кий-Йо Пау-уау.
12. А мамы для своих чад готовы стараться изо всех сил. И в костюмах маленьких индейцев может присутствовать много ручной работы . На фото: Бобби Сокс, Скользящая по льду, готовит своего внука к параду.
13. Ярмарочное родео – зрелище захватывающее, в котором решаются участвовать только настоящие смельчаки. На фото: Бык сбросил со своей спины Мисио Флореса во время ярмарочного родео, едва выскочив из ворот.
14. Праздничный стол даже у индейцев - участь прекрасного пола. Пока готовятся индейские и не очень индейские блюда есть возможность завести женский разговор.
15. Индейцы совсем не собираются отказываться от всего нового, что может предоставить им современное общество . На фото: Шестилетняя Маэ Биг Мэн слушает музыку и играет с куклой, сидя на крыльце своего дома, а ее сестра осваивает схемы вышивки крестом , в городе Нардин, штат Монтана.
16. И главное их достоинство - умение поддержать родственные и дружеские связи, традиции и обряды в современном суетливом мире. На фото: Семьи, друзья и родственники Скота Рассела по клану собрались на праздник у Кроу Эдженси во время выборов главного представителя племени, штат Монтана.
19. Выдержка и внутренняя сила и умение чувствовать внутреннюю связь со своим родом, которая воспитывается в юных индейцах с детства, помогает им успешно выступать не только в классических, но и в современных видах спорта. На фото: Николас Баррера и Тим Лусеро в местном скейт-парке города Биллингз, штат Монтана.
Коренные жители Америки - индейцы. Они отличаются неповторимой и трагичной судьбой . Ее неповторимость заключается в том, что этот народ сумел пережить период заселения материка европейцами. Трагичность связана с конфликтом между индейцами и представителями белой расы. Где живут индейцы в настоящее время? Как складывается их жизнь? Рассмотрим детальнее.
Экскурс в историю
Для того чтобы окунуться в жизнь индейцев, необходимо для начала осознать, кто они такие. В первый раз в Европе о них услышали только на рубеже пятнадцатого и шестнадцатого веков, еще со школьного курса истории многие помнят знаменитое путешествие Христофора Колумба, когда в поисках Индии он достиг берега Америки.
Мореходы сразу окрестили местное население краснокожими, а по названию местности - индейцами. Хотя это был совершенно иной материк, отличный от того, который хотели найти. Так название закрепилось и стало общим для огромного количества народов, населявших два континента. Тогда бы на вопрос о том, где живут индейцы, любой образованный европеец ответил бы, что в Индии.
Для жителей Европы, безусловно, найденный материк был ценной находкой, дорогой в Новый свет. Однако для множества индейских племен, проживающих на этих землях порядка сорока тысяч лет, такое знакомство было совсем не нужно. Прибывающие европейцы не желали закрепить отношения или привнести что-то новое в жизнь коренного населения - они лишь вероломно забирали земли, тем самым отталкивая законных обитателей далеко вглубь государства, занимая и обустраивая пригодные для европейской жизни территории.
Со временем племена индейцев и вовсе были оттеснены за край своего первоначального места обитания, а их территории заселили европейцы, прибывшие из-за океана в поисках Индии.
Девятнадцатый век в истории индейцев
К середине XIX века Новые Земли были настолько колонизированы европейцами, что вольных земель, пригодных для проживания краснокожих практически не осталось. Где же проживали индейцы в этот период времени? Именно в тогда появляется понятие резервации земель. Резервированные земли представляли собой территории, плохо подходящие для осуществления сельского хозяйства . Такие земли были не нужны европейцам, поэтому их отдавали местным племенам.
Между двумя разными культурами и менталитетами вечно возникали конфликты, которые порой перерастали в откровенные столкновения с жертвами и ранеными. По устному договору между европейцами и племенами индейцев было решено, что проживать в резервации индейцы имеют полное право и могут получать продукты питания и все необходимое от белых. Но такая благотворительность происходила крайне редко.
Соглашение также включало в себя разделение земли, таким образом, чтобы каждому индейцу было представлено 180 акров. Стоит напомнить, что земля эта было очень плоха для ведения сельского хозяйства. Девятнадцатый век стал переломным в судьбе индейцев - они потеряли права и почти половину своего материка.
Новая история: измененное отношение к индейцам
В первой половине двадцатого века законодательство Соединенных Штатов Америки сделало североамериканских индейцев гражданами государства. Спустя несколько десятилетий, такое действие со стороны властей стало огромным шагом на пути примирения между враждовавшими народами. Кардинально было пересмотрено отношение к этому народу.
Места, где проживают американские краснокожие, как и они сами, стали интересовать американцев не исходя из убеждений наживы, а из-за того, что это часть культурного наследия собственной страны. В США возник дух гордости за стойких коренных жителей. У большинства граждан стали зарождаться идеи поощрения индейцев за их терпимость, американцы жаждали исправить то несправедливое отношение, которое даровали их предки коренному населению Америки.
Где живут индейцы сегодня?
В настоящее время краснокожее население Америки проживает в двух главных географических областях материка - это Северная и Латинская Америка. Тут необходимо отметить, что Латинская Америка - не представляет только Южную - в ее состав также входит Мексика и ряд островов.
Стоит проанализировать географические особенности расселения индейцев отдельно.
Североамериканские индейцы
Где сегодня обитают индейцы Северной части Америки? Напомним, что данная территориальная область представляет собой два масштабных государства, а именно США и Канаду.
Области обитания индейцев:
- субтропики на представленной территории;
- прибрежные районы северо-западной части материка;
- Калифорния - это знаменитый штат, где живут индейцы;
- юго-восточная часть Соединенных Штатов;
- территория Великих равнин.
Основными видами деятельности индейцев является охота, рыбалка, собирательство и заготовка ценного меха. Более 60% современных индейцев проживают в крупных штатах и сельской местности по всей территории США. Остальные, как правило, живут на территориях государственной резервации.
Калифорния - известный район проживания индейцев
Западный кинематограф и популярная художественная литература очень часто рисуют картину проживания индейцев именно здесь - в Калифорнии. Это отнюдь не значит, что кантри-музыка и фильмы обманывают: такие же факты приводит и статистика.
Переписи населения Америки за прошлые десятилетий подтверждают, что большинство современных индейцев обитает в Калифорнии. Стоит заметить, что представители этой расы в данном мегаполисе уже давно смешались с остальным населением. За долгие годы большая часть из них утратили знание родного языка. Например, более 68% индейцев сегодня не знают ни одного языка, кроме английского. Лишь 20% отлично разговаривают на наречии собственного народа, как и на государственном.
Необходимо отметить, что калифорнийские краснокожие имеют определенные льготы, например, на образование и поступление в высшие учебные учреждения. Но предоставленными льготами большинство индейцев не пользуются. Сегодня среднее образование получают около 65% детей из индейских семей, а диплом бакалавра - всего 10%.
Места расселения индейцев в Латинской Америке
Имеются поселения индейцев в Южной Америке:
- Местность практически всей Латинской Америки заселена наследниками племен майя, ацтеков и тех, кто проживал на географической местности Центральной Америки до вторжения европейцев.
- Отдельное единство представляют собой индейцы бассейна Амазонки, главное отличие которых заключается в своеобразном поведении, сохранении традиций и коренных законов.
- Проживают на данной территории и такие общности, как индейцы Патагонии и Памп.
- Коренные жители Огненной Земли.
Перуанские индейцы
Перу - одна из латиноамериканских стран , которая находится на северо-западном тихоокеанском побережье Южной Америки. Чем значима для индейцев эта местность? Конкретно на территории государства размещалась столица одного из самых влиятельных стран коренных индейцев - Империи Инков. Индейцы Южной Америки до сих пор считают страну своей родиной.
Именно поэтому на территории Перу ежегодно проводятся феерические празднества в честь дня перуанских индейцев. Этот день представляет собой дату памяти и сохранения культурных традиций ушедших дней. День памяти индейцев - одно из самых красочных и знаменательных праздников для жителей города. Гостей и местное население ожидает большая ярмарка, демонстрация национальной кухни , интересный фестиваль и живая музыка в каждом уголке Перу.
В наше время выделить определенные географические зоны, где проживают индейцы, достаточно сложно. Большинство представителей народа живут сообща на своих оттесненных землях, сохраняя культурные традиции, вероисповедание и ценностные жизненные ориентиры. Другие же прочно ассимилировались с европейским населением, стали всецело придерживаться американских традиций и законодательства, проживать в мегаполисах. Большая часть последних забыла свой родной язык и историю великого народа.