Композитор создатель жанра симфонической поэмы. Программный симфонизм в творчестве Ференца Листа

Симфоническая поэма

(нем. symphonische Dichtung, франц. poиme symphonique, англ. symphonic poem, итал. poema sinfonica) - одночастное программное симф. произведение. Жанр С. п. полностью сложился в творчестве Ф. Листа. От него исходит и само назв. "С. п.". Впервые Лист дал его в 1854 своей написанной ещё в 1849 увертюре "Тассо", после чего стал наз. С. п. все свои одночастные программные симф. сочинения. Назв. "С. п." указывает на связь в подобного рода произв. музыки и поэзии - как в смысле претворения сюжета того или иного лит. сочинения, так и в смысле подобия С. п. одноим. жанру поэтич. иск-ва. С. п. представляет собой осн. род симф. программной музыки. Сочинения типа С. п. порой получают и др. назв.- симфонической фантазии, симф. легенды, баллады и т.п. Близкие С. п., но обладающие специфич. чертами разновидности программной музыки - увертюра и симфоническая картина. Др. важнейшим родом симф. программной музыки является программная симфония, представляющая собой цикл из 4 (а иногда 5 и более) частей.
Листом написано 13 С. п. Наиболее известны из них - "Прелюды" (по А. Ламартину, ок. 1848, последняя ред. 1854), "Тассо" (по И. В. Гёте), "Орфей" (1854), "Битва гуннов" (по картине В. Каульбаха, 1857), "Идеалы" (по Ф. Шиллеру, 1857), "Гамлет" (по У. Шекспиру, 1858). В листовских С. п. свободно сочетаются разл. структуры, черты разл. инстр. жанров. Особенно характерно для них объединение в одночастности черт сонатного allegro и сонатно-симф. цикла. Осн. часть симф. поэмы обычно составляет ряд разнохарактерных эпизодов, к-рые с точки зрения сонатного allegro отвечают гл. партии, побочной партии и разработке, а с точки зрения цикла - первой (быстрой), второй (лирической) и третьей (скерцо) частям. Завершает произв. возвращение в сжатом и образно-трансформированном, сближенном по своей выразительности виде предыдущих эпизодов, к-рое с точки зрения сонатного allegro отвечает репризе, а с точки зрения цикла - финалу. Сравнительно с обычным сонатным allegro эпизоды С. п. более самостоятельны и внутренне завершены. Сжатое возвращение в конце того же материала оказывается мощным скрепляющим форму средством. В С. п. контраст между эпизодами может быть более резким, чем в сонатном allegro, a самих эпизодов может быть и более трёх. Это даёт композитору большую свободу воплощения программных замыслов, отображения разл. рода сюжетов. В соединении с подобного рода "синтетич." структурами Лист часто применял принцип монотематизма - все осн. темы в этих случаях оказываются свободными вариантами одной и той же ведущей темы или тематич. образования. Принцип монотематизма обеспечивает дополнит. скрепление формы, однако при последоват. применении может привести к интонац. обеднению целого, поскольку преобразованию подвергаются прежде всего ритмич. рисунок, гармонизация, фактура сопровождающих голосов, но не интонац. контуры темы.
Предпосылки возникновения жанра С. п. прослеживаются на протяжении многих предшествующих десятилетий. Попытки структурного объединения частей сонатно-симф. цикла предпринимались и до Листа, хотя нередко при этом прибегали к "внешним" способам объединения (напр., введение между отд. частями цикла связующих построений или переход attaca от одной части к следующей). Сам стимул к подобному объединению связан с развитием программной музыки, с раскрытием в произв. единого сюжета. Задолго до Листа появились и сонатно-симф. циклы, обладавшие чертами монотематизма, напр. симфонии, осн. темы всех частей к-рых обнаруживали интонац., ритмич. и т.п. единство. Одним из самых ранних образцов такой симфонии была 5-я симфония Бетховена. Жанр, на основе к-рого произошло становление С. п., - увертюра. Расширение её масштабов, связанное с прогрaммными замыслами, внутр. тематич. обогащение постепенно превращали увертюру в С. п. Важными вехами на этом пути являются мн. увертюры Ф. Мендельсона. Показательно, что и Лист создавал свои ранние С. п. как увертюры к к.-л. лит. произв., и первоначально они даже носили назв. увертюр ("Тассо", "Прометей").
Вслед за Листом к жанру С. п. обращаются и др. зап.-европ. композиторы, представители разл. нац. школ. В их числе - Б. Сметана ("Ричард III", 1858; "Лагерь Валленштейна", 1859; "Гекон Ярл", 1861; состоящий из 6 С. п. цикл "Моя родина", 1874-70), К. Сен-Сане ("Прялка Омфалы", 1871; "Фаэтон", 1873; "Пляска смерти", 1874; "Юность Геракла", 1877), С. Франк ("Золиды", 1876; "Джинны", 1885; "Психея", 1886, с хором), X. Вольф ("Пентесилея", 1883-85).
Важнейший этап развития жанра С. п. в зап.-европ. иск-ве связан с творчеством Р. Штрауса, автора 7 С. п. Наиболее значительные из них - "Дон Жуан" (1888), "Смерть и просветление" (1889), "Тиль Уленшпигель" (1895), "Так говорил Заратустра" (1896), "Дон Кихот" (1897). Рядом художеств. признаков С. и. обладают также его симф. фантазии "Из Италии" (1886), "Домашняя симфония" (1903) и "Альпийская симфония" (1915). Созданные Р. Штраусом С. и. отличает яркость, "броскость" образов, мастерское использование возможностей оркестра - как выразительных, так и изобразительных. Р. Штраус не всегда придерживается типической структурной схемы листовских С. п. Так, в основе его "Дон Жуана" лежит схема сонатного allegro, в основе "Тиля Уленшпигеля" - рондо-вариационная форма, в основе "Дон Кихота" - вариации (в подзаголовке произв. названо "симф. вариациями на тему рыцарского характера").
После Р. Штрауса в области С. п. успешно работали представители др. нац. школ. Я. Сибелиус создал ряд С. п. но мотивам нар. фин. эпоса "Калевала" ("Сага", 1892; "Куллерво", 1892; последняя - "Тапиоля" относится к 1925). 5 С. п. написал в 1896 А. Дворжак ("Водяной", "Полуденница", "Золотая прялка", "Голубок", "Богатырская песнь").
В 20 в. за рубежом, помимо Я. Сибелиуса, произв. в жанре С. п. создавали немногие композиторы - Б. Барток ("Кошут", 1903), А. Шёнберг ("Пеллеас и Мелисанда", 1903), Э. Элгар ("Фальстаф", 1913), М. Регер (4 С. п. по картинам Бёклина, 1913), О. Респиги (трилогия: "Фонтаны Рима", 1916; "Пинии Рима", 1924; "Праздники Рима", 1929). С. п. в зап.-европ. музыке внутренне видоизменяется; утрачивая черты сюжетности, она постепенно сближается с симф. картиной. Нередко в связи с этим композиторы дают своим программным симф. произв. более нейтральные названия (прелюд " Послеполуденный отдых Фавна", 1895, и 3 симф. эскиза "Море", 1903, Дебюсси; "симфонические движения" "Пасифик 231", 1922, и "Регби", 1928, Онеггера, и др.).
Рус. композиторы создали мн. сочинения типа С. п., хотя не всегда использовали для определений их жанра этот термин. Среди них - М. А. Балакирев (С. п. "Русь", 1887, в 1-й ред. 1862 наз. увертюрой "Тысяча лет"; "Тамара", 1882), П. И. Чайковский (С. п. "Фатум", 1868; увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта", 1869, 3-я ред. 1880; симф. фантазия "Франческа да Римини", 1870; (симф.) фантазия "Буря", 1873; увертюра-фантазия "Гамлет", 1885; симф. баллада "Воевода", 1891), Н. А. Римский-Корсаков ("Сказка", 1880), А. К. Глазунов ("Стенька Разин", 1885), А. Н. Скрябин ("Мечты", 1898; "Поэма экстаза", 1907; "Поэма огня", или "Прометей", с фп. и хором, 1910). В числе сов. композиторов, обращавшихся к жанру С. п., - А. И. Хачатурян (симфония-поэма, 1947), К. Караев ("Лейли и Меджнун", 1947), А. А. Муравлёв ("Азов-гора", 1949), А. Г. Свечников ("Щорс", 1949), Г. Г. Галынин ("Эпическая поэма", 1950), А. Д. Гаджиев ("За мир", 1951), В. Мухатов ("Моя родина", 1951).
Литература : Попова Т., Симфоническая поэма, М.-Л., 1952, М., 1963; Wagner R., Ober Fr. Liszt"s Symphonische Dichtungen, Brief an M. Wittgenstein vom 17. Februar 1837, в кн.: Wagner R., Gesammelte Schriften und Dichtungen, Bd 5, Lpz., 1898; Raabe P., Entstehungsgeschichte der ersten Orchesterwerke Fr. Liszts, Jena, 1916 (Diss.); Hcinrichs J., Ьber den Sinn der Lisztschen Programmusik, Bonn, 1929 (Diss.); Bergfeld J., Die formale Struktur der symphonischen Dichtungen Fr. Liszts, Eisenach, 1931; Mendl R., Art of symphonic poem, "MQ", 1932, v. 18, No 3; Wachten E., Das Formproblem in der sinfonischen Dichtungen von R. Strauss, В., 1933 (Diss.); Chantavoine J., Le poиme symphonique, P.. 1950; см. также лит. при статьях Программная музыка , Лист Ф. , Штраус Г.


Музыкальная энциклопедия . - М.: Советская энциклопедия , Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .

Смотреть что такое "Симфоническая поэма" в других словарях:

    Жанр симфонической программной музыки. Одночастное оркестровое произведение, в соответствии с романтической идеей синтеза искусств допускающее разнообразные источники программы (литература, живопись, реже философия или история). Создатель жанра Ф … Большой Энциклопедический словарь

    Это понятие появилось в музыкальном искусстве в 1854 году: венгерский композитор Ференц Лист дал определение «симфоническая поэма» своему оркестровому сочинению «Тассо», первоначально задуманному как увертюра. Этим определением он хотел… … Музыкальный словарь

    - (нем. symphonische Dichtung) жанр симфонической музыки, выражающий романтическую идею синтеза искусств. Симфоническая поэма представляет собой одночастное оркестровое произведение, допускающее различные источники программы (литература… … Википедия

    Жанр симфонической программной музыки. Одночастное оркестровое произведение, в соответствии с романтической идеей синтеза искусств допускающее разнообразные источники программы (литература, живопись, реже философия или история). Создатель жанра … … Энциклопедический словарь

    Оркестровое сочинение, в котором составные части находятся в тесной неразрывной связи. С. поэма пишется на программу, для которой выбирается какое нибудь поэтическое произведение. Программа влияет и на форму подобного рода С. произведения, не… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Симфоническая поэма для 100 метрономов произведение Дьёрдя Лигети (1962). Пьеса «исполняется» сотней метрономов, заранее запрограммированных на воспроизведение заданного темпа и музыкального размера. Все метрономы начинают играть… … Википедия

    - … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Так говорил Заратустра (значения). Так говорил Заратустра (нем. Also sprach Zarathustra) симфоническая поэма немецкого композитора Рихарда Штрауса. Написана в 1896 году под впечатлением … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Остров мёртвых … Википедия

Это понятие появилось в музыкальном искусстве в 1854 году: венгерский композитор Ференц Лист дал определение «симфоническая поэма» своему оркестровому сочинению «Тассо», первоначально задуманному как увертюра. Этим определением он хотел подчеркнуть, что «Тассо» - не просто программное музыкальное произведение . Чрезвычайно тесно связано оно с поэзией своим содержанием. В дальнейшем Лист написал еще двенадцать симфонических поэм.
Самая известная среди них - «Прелюды». В основе ее стихотворение французского поэта-романтика Ламартина «Прелюды» (точнее «Прелюдии»), в котором вся жизнь человеческая рассматривается как ряд эпизодов - «прелюдий», ведущих к смерти. В творчестве Листа сложилась и форма, наиболее характерная для симфонической поэмы: свободная, но с явными чертами сонатно-симфонического цикла (см. рассказ о симфонии), если его исполнять без перерыва между частями. В разнохарактерных эпизодах симфонической поэмы есть сходство с основными разделами сонатной формы: главной и побочной партиями экспозиции, разработкой и репризой. А в то же время отдельные эпизоды поэмы могут восприниматься как части симфонии. После Листа многие композиторы обращались к созданному им жанру. У классика чешской музыки Бедржиха Сметаны есть цикл симфонических поэм, объединенный общим названием «Моя Родина».
Очень любил этот жанр немецкий композитор Рихард Штраус. Широко известны его «Дон-Жуан», «Дон-Кихот», «Веселые проделки Тиля Уленшпигеля». Финский композитор Ян Сибелиус написал симфоническую поэму «Калевала», в основе которой, в качестве литературного источника , лежит финский народный эпос. Русские композиторы своим оркестровым сочинениям подобного типа предпочитали давать иные определения: увертюра-фантазия, симфоническая баллада, увертюра, симфоническая картина. Жанр симфонической картины, распространенный в русской музыке, имеет некоторые отличия. Его программность не связана с сюжетом, а рисует пейзаж, портрет, жанровую или батальную сцену. Всем, наверное, знакомы такие симфонические картины, как «Садко» Римского-Корсакова, «В Средней Азии » Бородина, «Баба-Яга», «Кикимора» и «Волшебное озеро» Лядова. Еще одна разновидность этого жанра - симфоническая фантазия - также любимая русскими композиторами, отличается большей свободой построения, часто - присутствием в программе фантастических элементов.


Смотреть значение Симфоническая Поэма в других словарях

Поэма Ж. — 1. Повествовательное художественное произведение в стихах. // Название крупных произведений в стихах или прозе, отличающихся глубиной содержания и широким охватом событий.........
Толковый словарь Ефремовой

Поэма — (по), поэмы, ж. (греч. poiema - творение). 1. Повествовательное художественное произведение в стихах (лит.). Эпическая поэма (изображающая какие-н. крупные события в жизни человечества,........
Толковый словарь Ушакова

Поэма — -ы; ж. [греч. poiēma]
1. Большое лирико-эпическое произведение в стихах. Лирическая, эпическая п. Дидактические поэмы Буало. // Прозаическое произведение , построенное по........
Толковый словарь Кузнецова

Поэма — Заимствование из французского, где роете восходит к латинскому роета от греческого poiema, образованному от глагола poiein – "делать, творить".
Этимологический словарь Крылова

Ироикомическая Поэма — русское название бурлеска.

Поэма — (греч. poiema) - 1) поэтический жанр большого объема,преимущественно лироэпический. В древности и средние века поэмой называютмонументальный героический эпос (эпопею) -........
Большой энциклопедический словарь

Симфоническая Музыка — музыкальные произведения, предназначенные дляисполнения симфоническим оркестром. Включает крупные монументальныепроизведения и небольшие пьесы. Главные жанры: симфония,........
Большой энциклопедический словарь

Симфоническая Поэма — жанр симфонической программной музыки. Одночастноеоркестровое произведение, в соответствии с романтической идеей синтезаискусств допускающее разнообразные источники........
Большой энциклопедический словарь

Поэма — - поэтический жанр большого объема, преимущественно лиро-эпический. В древности и средние века П. называли монументальный героический эпос.
Исторический словарь

поэма О Версонских Вилланах — стихотворное произведение сер. 13 в. о зависимых крестьянах аббатства Сен-Мишель в деревне Версон (Нормандия). Написана на старофранц. яз. Эсту ле Гозом. Содержит описание........

поэма О Невинном Страдальце — вавилонская поэма. Сохранилась в копии из Апплурской б-ки царя Ашшурбанипала (7 в. до н.э.), где она была переписана с оригинала, находившегося в б-ке Ниппурского храма.........
Советская историческая энциклопедия

Московская симфоническая капелла — хор. коллектив, существовавший в Москве в 1905-14. Основатель и рук. В. А. Булычёв. Деятельность М. с. к. носила просветительский характер. Публич. выступлениям предшествовала........
Музыкальная энциклопедия

Поэма — (франц. poиme, греч. poinma, от poieo - делаю, творю).
1) Инстр. пьеса лирико-драм. или лирико-повествоват. характера, отличающаяся свободой построения и эмоциональной насыщенностью.........
Музыкальная энциклопедия

Симфоническая картина — род симфонического, б. ч. одночастного программного произведения (см. Программная музыка). С. к. близка к симфонической поэме; в отличие от последней, С. к. обычно не связана........
Музыкальная энциклопедия

Симфоническая музыка — музыка, предназначенная для исполнения симф. оркестром; наиболее значительная и богатая область инстр. музыки, охватывающая и крупные многочастные произв., насыщенные........
Музыкальная энциклопедия

Симфоническая поэма — (нем. symphonische Dichtung, франц. poиme symphonique, англ. symphonic poem, итал. poema sinfonica) - одночастное программное симф. произведение. Жанр С. п. полностью сложился в творчестве Ф. Листа. От него........
Музыкальная энциклопедия

Симфоническая фантазия — (нем. symphonische Fantasie, франц. fantasie symphonique, англ. symphonic fantasia) - род симф. одночастного программного произведения (см. Программная музыка), орк. разновидность фантазии. Может рассматриваться........
Музыкальная энциклопедия

Личность Симфоническая — - сообщество с личностными чертами . Л.Карсавин считал симфоническими личностями народы, социальные группы , церкви, человечество в целом и описывал весь тварный мир........
Философский словарь

ПОЭМА — ПОЭМА, -ы, ж. 1. Большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему. Эпические поэмы Гомера, и. Пушкина ""Цы-ганы"". 2. перен.........
Толковый словарь Ожегова

Симфоническое творчество Листа.

Для оркестра Листом написано 13 симфонических поэм и 2 симфонии : «Данте» (I часть – «Ад», II часть – «Чистилище») и «Фауст» (I часть – «Фауст», II часть – «Гретхен», III часть «Мефистофель»). Лист создает новый жанр – симфоническую поэму . Симфоническая поэма – это одночастное программное произведение в свободной форме. У Листа лишь последняя симфоническая поэма «От колыбели до могилы» имеет 3 небольшие части, которые идут без перерыва. В симфонических поэмах Лист часто использует сонатную форму, нередко сочетает ее с другими принципами формообразования (вариации , рондо). Иногда эта одночастность, как в сонате h-moll, «вбирает» в себя элементы сонатно-симфоническог цикла (то есть отдельные разделы сонатной формы можно сравнить с частями цикла)

Возникновение жанра симфонической поэмы было подготовлено предшествующим развитием музыкальных жанров. У ряда композиторов проявлялось тяготение к единству многочастного цикла, к объединению его сквозными темами, к слиянию частей (Бетховен, Мендельсон, Шуман). Предшественницей симфонической поэмы является программная концертная увертюра, например, увертюры Мендельсона, Бетховена. Не случайно, Лист в первых вариантах свои будущие симфонические поэмы назвал концертными увертюрами. Подготовили появление нового жанра и крупные одночастные произведения для фортепиано – фантазии, баллады Шуберта, Шумана, Шопена.

Все симфонические произведения Листа программны. Программа может выражаться по-разному: 1. Название.


2. Словесное изложение сюжета.

3. Эпиграф (отрывок из стихотворения).

Программы различны по содержанию :

а) образы античности - «Орфей», «Прометей»;

б) образы Родины – «Венгрия»;

в) образы, заимствованные из литературных произведений – «Тассо», симфония «Фауст» (Гете); «Мазепа», «Что слышно на горе» (Гюго); «Гамлет» (Шекспир); симфония «Данте» (Данте «Божественная комедия»);

г) обращался к живописи – «Битва гуннов» по картине немецкого художника Каульбаха, «От колыбели до могилы» по рисунку венгерского художника Зичи.

Сюжеты разнообразны, но все их объединяет героическая тема. Листа привлекали сюжеты, рисующие сильных духом людей, картины битв и побед, сюжеты, в которых ставятся общечеловеческие, философские вопросы.

Для Листа характерен определенный тип программности. Его программность и в фортепианной, и в симфонической музыке носит не последовательно-сюжетный, а обобщенный характер . Лист не передает в музыке последовательного развития сюжета. Он стремится выразить общую поэтическую идею, создать яркий образ центрального героя . И на его переживаниях сосредоточить внимание слушателя. Обычно его герой – носитель большой философской идеи . Главенство центрального образа порождает принцип монотематизма – когда все произведение основано на видоизменении одной темы, мотива. Например, симфонические поэмы «Прелюды», «Тассо», «Мазепа». Благодаря этому создается единый, но одновременно и многогранный, изменчивый образ героя. Различные варианты одной темы (порой контрастные), словно показ различных сторон характера героя.

«Прелюды».

«Прелюды» - одна из лучших симфонических поэм Листа. Музыка была задумана в 1844 году, как увертюра к четырем мужским хорам на текст стихотворения французского поэта Жозефа Отрана «Четыре стихии» (Земля, Ветры, Волны, Звезды). В 1848 году увертюра была закончена, но не издана. Лист неоднократно перерабатывает увертюру и на ее основе создает симфоническую поэму. В качестве программы к этой поэме решает взять стихотворение Ламартина «Прелюды» из цикла «Новые поэтические размышления». Пишет несколько вариантов программы. Сначала очень подробную, с поэтическими цитатами, постепенно сокращает, при этом все больше отдаляясь от первоисточника (программа в учебнике стр. 159).Основная идея произведений Листа и Ламартина получилась различной. У Ламартина – пессимистическая. Человеческая жизнь – это ряд прелюдий к смерти. У Листа – оптимистическая, жизнеутверждающая, образ смерти отсутствует. Человек, ищущий, борющийся, переживающий счастье и горе, приходит в конце концов к утверждению своего могущества, величия.

Написана поэма в сонатной форме со вступлением и зеркальной репризой . Зеркальная реприза обусловлена идейным замыслом – в конце победа торжества, величия духа. А эти образы выражает главная партия , поэтому она помещена в конце произведения как вывод. «Прелюды» - это яркий пример монотематизма . Из начальной попевки, всего из трех звуков (до, си, ми), вырастут темы вступления, главной, связующей партий, основное зерно ощущается и в побочной партии.

Вступление . Во вступлении дана основная интонация произведения. Это тема-вопрос, звучит затаенно, приглушенно, вкрадчиво у струнных, затем у деревянных духовых.


Экспозиция. Главная партия - C-dur, торжественная, мощная, образ гордого, могущественного человека (тромбоны, флейты, контрабасы, виолончели). Тема вырастает из основного мотива вступления.

Связующая партия – C-dur – E-dur, показывает образ героя с другой стороны, лирическая, мягкая. Это мечты о счастье, любви, грезы юности (виолончель). Основной мотив трансформируется, создается яркий контраст главной партии.

Побочная партия – E-dur, лирический образ любви. Вальсообразная, мелодия широкого дыхания. Сначала звучит затаенно у валторн, альтов с сурдинами. Затем разрастается, захватывает большой диапазон, вступает весь оркестр. Хотя эта тема непосредственно не вырастает из основного зерна, но и в ней улавливается вопросительная интонация темы вступления.

Разработка. В разработке 2 раздела. Первый раздел – буря, разрушающая счастье человека, все бурлит, слышны завывания ветра. Постепенно все стихает. Второй раздел – Allegro pastorale. Это светлое воспоминание о любви среди бурь и невзгод. Герой ищет забвение на лоне природы. Гобой нежно поет тему – один из вариантов связующей партии. Валторна, гобой, кларнет и флейта имитируют перекличку пастушеских свирелей, покой, идиллия. Затем появляется тема побочной партии.

Реприза зеркальная .Темы появляются в обратной последовательности – сначала связующая и побочная, затем главная партия. Лирические темы связующей и побочной партий изменяются, они приобретают характер торжественного марша. Как вывод звучит главная партия, грандиозно, величественно она завершает поэму.

Таким образом, большое симфоническое произведение выросло из одного тематического зерна, из короткой вопросительной интонации. «Прелюды» - это яркий пример листовского монотематизма.

симфоническая поэма

жанр симфонической программной музыки. Одночастное оркестровое произведение, в соответствии с романтической идеей синтеза искусств допускающее разнообразные источники программы (литература, живопись, реже философия или история). Создатель жанра - Ф. Лист.

Википедия

Симфоническая поэма

Симфони́ческая поэ́ма - жанр симфонической музыки, выражающий романтическую идею синтеза искусств. Симфоническая поэма представляет собой одночастное оркестровое произведение, допускающее различные источники программы (литература и живопись , реже - философия или история ; картины природы). Симфонической поэме свойственно свободное развитие музыкального материала , сочетающее различные принципы формообразования, чаще всего сонатность и монотематизм с цикличностью и вариационностью.

Возникновение симфонической поэмы как жанра связывается, прежде всего, с именем Ференца Листа, создавшего 12 произведений этой формы в 1848 - 1881 гг. Некоторые исследователи, указывают, однако, на относящееся к 1846 г. сочинение Сезара Франка «Что слышно на горе» , основанное на стихотворении Виктора Гюго и предшествовавшее сочинению Листа на ту же основу; поэма Франка, однако, осталась неоконченной и неопубликованной, и вновь композитор обратился к этому жанру значительно позже. В качестве непосредственного предшественника Листа называют Феликса Мендельсона, прежде всего его увертюру «Гебриды» (1830 - 1832).

После Листа в этом жанре работали многие другие композиторы - М. А. Балакирев, Х. фон Бюлов, Дж. Гершвин, А. К. Глазунов, А. Дворжак, В. С. Калинников, М. Карлович, С. М. Ляпунов, С. С. Прокофьев, С. В. Рахманинов, А. Г. Рубинштейн, К. Сен-Санс, Я. Сибелиус, А. Н. Скрябин, Б. Сметана, Й. Сук, З. Фибих, С. Франк, П. И. Чайковский, М. К. Чюрлёнис, А. Шёнберг, Э. Шоссон, Д. Д. Шостакович, Р. Штраус, Дж. Энеску и другие.

«Поэма» для скрипки с оркестром Э. Шоссона также написана под влиянием жанра симфонической поэмы.

«Хореографическая поэма» « Вальс » М. Равеля представляет собой симфоническую поэму, предполагающую возможность сценического воплощения.

Наиболее радикальное переосмысление жанра симфонической поэмы предложил Д. Лигети в Симфонической поэме для 100 метрономов.

Влиянию симфонической поэмы подверглись в своем развитии и другие жанры -

Это понятие появилось в музыкальном искусстве в 1854 году: венгерский композитор Ференц Лист дал определение «симфоническая поэма» своему оркестровому сочинению «Тассо», первоначально задуманному как увертюра. Этим определением он хотел подчеркнуть, что «Тассо» -- не просто программное музыкальное произведение. Чрезвычайно тесно связано оно с поэзией своим содержанием. В дальнейшем Лист написал еще двенадцать симфонических поэм. Самая известная среди них -- «Прелюды». В основе ее стихотворение французского поэта-романтика Ламартина «Прелюды» (точнее «Прелюдии»), в котором вся жизнь человеческая рассматривается как ряд эпизодов -- «прелюдий», ведущих к смерти. В творчестве Листа сложилась и форма, наиболее характерная для симфонической поэмы: свободная, но с явными чертами сонатно-симфонического цикла (см. рассказ о симфонии), если его исполнять без перерыва между частями. В разнохарактерных эпизодах симфонической поэмы есть сходство с основными разделами сонатной формы: главной и побочной партиями экспозиции, разработкой и репризой. А в то же время отдельные эпизоды поэмы могут восприниматься как части симфонии. После Листа многие композиторы обращались к созданному им жанру. У классика чешской музыки Бедржиха Сметаны есть цикл симфонических поэм, объединенный общим названием «Моя Родина». Очень любил этот жанр немецкий композитор Рихард Штраус. Широко известны его «Дон-Жуан», «Дон-Кихот», «Веселые проделки Тиля Уленшпигеля». Финский композитор Ян Сибелиус написал симфоническую поэму «Калевала», в основе которой, в качестве литературного источника, лежит финский народный эпос. Русские композиторы своим оркестровым сочинениям подобного типа предпочитали давать иные определения: увертюра-фантазия, симфоническая баллада, увертюра, симфоническая картина. Жанр симфонической картины, распространенный в русской музыке, имеет некоторые отличия. Его программность не связана с сюжетом, а рисует пейзаж, портрет, жанровую или батальную сцену. Всем, наверное, знакомы такие симфонические картины, как «Садко» Римского-Корсакова, «В Средней Азии» Бородина, «Баба-Яга», «Кикимора» и «Волшебное озеро» Лядова. Еще одна разновидность этого жанра -- симфоническая фантазия -- также любимая русскими композиторами, отличается большей свободой построения, часто -- присутствием в программе фантастических элементов.

  • - Госуда́рственная академи́ческая симфони́ческая капе́лла Росси́и Образована в 1991 на основе Государственного Камерного хора СССР и Государственного симфонического оркестра Министерства культуры СССР. В составе...

    Москва (энциклопедия)

  • - Моско́вская симфони́ческая капе́лла концертно-просветительская организация в 1905—14. Основатель и руководитель — хоровой дирижёр и композитор В.А. Булычёв...

    Москва (энциклопедия)

  • - ПОЭМА - слово греческое и таит в себе древнее значение - «творение, создание» - и не потому только, что она повествует о делах, «творениях» людских, но и потому, что сама она есть «действо песенное», «обработка...

    Словарь литературных терминов

  • - лиро-эпический жанр . Основными чертами поэмы является наличие развернутого сюжета, масштабность изображаемых явлений и проблем, широкое развитие образа лирического героя ...

    Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • - - лиро-эпический жанр: крупное или среднее по объему стихотворное произведение, основными чертами которого являются наличие сюжета и образа лирического героя: например: Дж. Байрон "Паломничество Чайльд-Гарольда",...

    Словарь литературоведческих терминов

  • - ПОЭ´МА - большое многочастное стихотворное произведение эпического или лирического характера. Форма П. на протяжении всей истории литературы претерпела значительные изменения и поэтому лишена устойчивости...

    Поэтический словарь

  • - хор. коллектив, существовавший в Москве в 1905-14. Основатель и рук. В. А. Булычёв. Деятельность М. с. к. носила просветительский характер. Публич...

    Музыкальная энциклопедия

  • - ...

    Музыкальный словарь

  • - род симфонического, б. ч. одночастного программного произведения. С. к. близка к симфонической поэме...

    Музыкальная энциклопедия

  • - музыка, предназначенная для исполнения симф. оркестром; наиболее значительная и богатая область инстр...

    Музыкальная энциклопедия

  • - - одночастное программное симф. произведение. Жанр С. п. полностью сложился в творчестве Ф. Листа. От него исходит и само назв. "С. п."...

    Музыкальная энциклопедия

  • - - род симф. одночастного программного произведения, орк. разновидность фантазии. Может рассматриваться и как разновидность жанра симфонической поэмы...

    Музыкальная энциклопедия

  • - оркестровое сочинение, в котором составные части находятся в тесной неразрывной связи. С. поэма пишется на программу, для которой выбирается какое-нибудь поэтическое произведение...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - музыка, предназначенная для исполнения симфоническим Оркестром . К С. м. относят и сочинения, в которых привлекаются хор, певцы-солисты, но инструментальное начало господствует...

    Большая Советская энциклопедия

  • - СИМФОНИЧЕСКАЯ музыка, музыка, предназначенная для исполнения симфоническим оркестром...

    Современная энциклопедия

  • - сущ., кол-во синонимов: 1 электронная музыка...

    Словарь синонимов

"СИМФОНИЧЕСКАЯ ПОЭМА" в книгах

Педагогическая поэма

Из книги Изюм из булки автора Шендерович Виктор Анатольевич

Педагогическая поэма Юный Константин Райкин, будучи человеком и темпераментным, и литературно одаренным, вел донжуанский дневник. Записывал, так сказать, свои впечатления от начинающейся мужской жизни.По всем законам драматургии, однажды Костя свой дневничок забыл, в

Поэма горести

Из книги На взмахе крыла автора Ставров Перикл Ставрович

Поэма горести Завешаны окна, и наглухо дверь. Довольно бравады и рвенье умерь. Довольно бравады - не надо, Цветы на обоях - рулады, Когда откровения птицами пели В слинявшем, дешевом последнем отеле. (Ну, разве что, за спину руки И маять отдельную скуку). Что

Поэма Ахмадулиной

Из книги Автопортрет: Роман моей жизни автора

Поэма Ахмадулиной Вскоре после высылки Сахарова ко мне во дворе подошла Белла Ахмадулина с вопросом: «Что делать?» Что она лично может сделать в этом случае? Я никогда не был и не хотел быть агитатором и не стал ее ни к чему призывать. Она спросила: может быть, ей поехать в

Поэма экстаза

Из книги Жизнь и необычайные приключения писателя Войновича (рассказанные им самим) автора Войнович Владимир Николаевич

Поэма экстаза Другой оратор был покрупнее объемом. И слова его звучали весомей.- Трамвай, о котором эти стихи, - сообщил он, - тот самый трамвай, на котором я каждый день езжу на работу. Он страшно гремит. Он обшарпанный. Пассажиров, как сельдей в бочке. Я всегда наступаю

Симфоническая сюита «Лола»

Из книги автора

Симфоническая сюита «Лола» Узнав от востоковеда и журналиста Рунова историю Хамзы, Козловский загорелся желанием писать о нем оперу. Рунов должен был сочинить либретто. Но, не справляясь сам, пригласил соавтора, и дело совсем развалилось. Между тем Козловский уже

РУССКАЯ СИМФОНИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Из книги Римский-Корсаков автора Кунин Иосиф Филиппович

РУССКАЯ СИМФОНИЧЕСКАЯ ШКОЛА Во второй половине шестидесятых годов многое меняется в деятельности и складе балакиревского кружка. Полудомашнее объединение любителей превращается в общественную силу, оспаривающую влияние у Русского музыкального общества или

ПОЭМА

Из книги Вопросы сюжетосложения. Выпуск 5 автора Коллектив авторов

II. Симфоническая личность

Из книги О личности автора Карсавин Лев Платонович

II. Симфоническая личность 15Выход за границы индивидуальной личности (§ 3) связан с проблемою знания. В решении этой проблемы полезно уяснить две основные установки: интуитивистическую и феноменалистическую (91-93). Утверждал, что личность познает инобыткый ей мир в Из книги Мировая художественная культура. XX век. Литература автора Олесина Е

«Симфоническая личность» (Л. П. Карсавин) Лев Платонович Карсавин (1882-1952) в своих трудах вслед за В. С. Соловьевым и многими другими русскими философами развивал идеи всеединства, выстраивая его как иерархию множества «моментов» различных порядков, пронизанную

«Поэма Горы» и «Поэма Конца» Марины Цветаевой как Ветхий Завет и Новый Завет

Из книги Собеседники на пиру [Литературоведческие работы] автора Венцлова Томас

«Поэма Горы» и «Поэма Конца» Марины Цветаевой как Ветхий Завет и Новый Завет Две пражские поэмы Цветаевой - едва ли не кульминационная точка ее творчества. Они принадлежат к числу высших достижений в жанре русской поэмы XX столетия - жанра, отмеченного такими вехами, как

Старая Европа Симфоническая картина

Из книги Заповедники души автора Егорова Елена Николаевна

Старая Европа Симфоническая картина Очарованье европейских городов - В старинных парков потаённых тропах, В величии соборов и дворцов - Свидетелей истории Европы, В нагромождениях чумных колонн, В журчанье мерном площадных фонтанов, В рельефном благолепии икон, В

35. Поэма Ли-си

Из книги Железная флейта (Тэттэки Тосуи) автора Автор неизвестен

35. Поэма Ли-си Ли-си, который 30 лет служил на горе Цу-ху, написал поэму: Тридцать лет я жил на горе Цу-ху, Дважды в день я принимал пищу простую, для того, чтобы питать свое тело, Я взбирался на горы и возвращался, чтобы упражнять свое тело, Никто из моих современников не

просмотров
просмотров