Как развивалась любовь андрея и наташи. «Странная любовь» Наташи и Андрея

Наташа стала для писателя воплощением высо­ких человеческих качеств: истинной любви и душев­ной красоты. Судьба свела Андрея и Наташу, они по­любили друг друга, но их взаимоотношения не были простыми.

Наташа всегда привлекала даже людей малозна­комых, встретившихся по воле судьбы. Автор много раз обращает внимание на то, что ее красота была скорее внутренней, чем внешней. Многие эпизоды романа рассказывают о том, как Наташа вдохновляет людей, делает их лучше, добрее, возвращает им лю­бовь к жизни.

Впервые Толстой знакомит нас с Андреем Болкон­ским в салоне Анны Павловны Шерер и описывает его внешность. Писатель много внимания уделяет выражению скуки и недовольства на лице князя. Ан­дрей Болконский получил хорошее образование о воспитанно. 10го отец сподвижник Суворова, сим­вол эпохи XVIII в.

Именно отец научил князя Болконского ценить в людях такие человеческие достоинства , как вер­ность чести и долгу. Князь Андрей - богато одарен­ная натура. Он живет в эпоху французской револю­ции и Отечественной войны 1812 г.

В такой обстановке князь Андрей ищет смысл жизни. Сначала это мечты о «своем Тулоне», мечты о славе. Но ранение на Аустерлицком поле приводит героя к разочарованию. Вообще, история его жиз­ни - это цепь разочарований: сначала в славе, затем в общественно-политической деятельности, и, нако­нец, в любви.

Любовь Наташи Ростовой и Андрея Болконского- самое пре­красное чувство в романе. Оно было подвергнуто многим жизненным испытаниям, но выдержало, выстояло, сохранило глубину и нежность. Вспом­ним встречу Наташи и Андрея на балу. Они поняли друг друга внезапно, с полувзгляда, почувствовали что-то, объединяющее их обоих, соединились их ду­ши. Князь Андрей помолодел рядом с Наташей. Он стал непринужденным и естественным рядом с нею. Почему же Наташа, глубоко любя Андрея, неожи­данно влюбляется в Анатоля? По-моему, героиня не заслуживает строгого осуждения. У нее изменчи­вый характер.

Она реальный человек , которому не чуждо все мирское. Ее сердцу присущи простота, открытость, влюбчивость, доверчивость. К тому же она была на­делена от природы редкой потребностью сильно ув­лекаться, ей постоянно нужно было тратить на что-то неиссякаемую душевную энергию. Разлука с Андре­ем стала слишком тяжелым испытанием для моло­дой девушки.

Наташа зачастую становилась загадкой для са­мой себя. Она порой не думала, что делала, а откры­валась навстречу чувствам, распахивая обнаженную душу.

Но настоящая любовь все-таки победила, просну­лась в душе Натащи немного спустя. Она поняла, что тот, кого она боготворила, кем восхищалась, кто был ей дорог, жил в ее сердце все это время. То было радо­стное и новое чувство, поглотившее Наташу цели­ком, вернувшее ее к жизни. Немалую роль, мне ка­жется, в этом возвращении сыграл Пьер. Наташа поняла и осознала свою вину перед Андреем и поэто­му в последние дни его жизни так нежно и трепетно заботилась о нем.
Князь Андрей умер, а Наташа осталась жить, и, по-моему, ее дальнейшая жизнь была прекрасна. И что же с того, что в ней угас прежний огонь? Она отдала его любимым людям, дав возможность другим согреться у этого огня.

июня 12 2011

Наташа Ростова и Андрей Болконский - одни из главных героев романа-эпопеи Л. Н. Толстого « и мир». Именно на жизненных исканиях Андрея Болконского, а также Пьера Безухова, построена сюжетная линия этого произведения. Наташа же стала для писателя воплощением истинных человеческих качеств: истинной любви и душевной красоты. Судьба свела Андрея и Наташу, они полюбили друг друга, но их взаимоотношения не были простыми. И об этих двух героях я и хочу написать свое сочинение. Сначала мне хотелось бы рассказать о каждом из этих героев в отдельности, а потом дать анализ истории их взаимоотношений.

Наташа была самой любимой героиней Льва Николаевича Толстого. Он воплотил в этой девушке самые лучшие черты . Толстой, видимо, не считал свою героиню расчетливой, приспособленной к жизни. Но ее простота, одухотворенность сердца побеждали отсутствие глубокого острого ума и соблюдение хороших манер.

Несмотря на ее внешность, некрасивость в детстве и юности (много раз Толстой подчеркивает беспощадно, что Наташа далеко не так красива, как, например, Элен), она привлекала, тем не менее, многих людей именно своими необычайными душевными качествами. Многие эпизоды романа рассказывают о том, как Наташа вдохновляет людей, делает их лучше, добрее, возвращает им любовь к жизни. Например, когда Николай Ростов проигрывает Долохову в карты и возвращается домой раздраженный, не ощущающий радости жизни, он слышит пение Наташи и, наслаждаясь умиротворяющим звучанием этого замечательного голоса, забывает все свои горести и тревоги. Николай чувствует, что сама прекрасна, что все остальное - мелочи, не стоящие внимания , а самое главное, что «…вдруг весь мир для него сосредоточился в ожидании следующей ноты, следующей фразы…» Николай думает: «Все это: и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь - все вздор, а вот она - настоящее…»

Наташа, конечно, помогала людям не только в трудных ситуациях . Она просто, уже одним своим существованием, приносила радость и окружавшим ее людям. Вспоминается в связи с этим зажигательная русская пляска в Отрадном. Или еще один эпизод. Опять Отрадное. Ночь. Наташа, душа которой полна светлых поэтических чувств, просит Соню подойти к окну, вглядеться в необыкновенную красоту звездного неба, вдохнуть запахи. Она восклицает: «Ведь этакой прелестной ночи никогда не бывало!» Но Соня не понимает оживленного, восторженного возбуждения Наташи. В ней нет такой божьей искры, которую воспел в любимой героине Толстой. Такая девушка не интересна ни читателю, ни автору. «Пустоцвет», - скажет о ней Наташа, и в этом будет самая жестокая правда о Соне.

Неудивительно то, что в Наташу были влюблены многие мужчины, в том числе, князь Андрей Болконский. Впервые Толстой знакомит нас с князем Андреем в салоне Анны Павловны Шерер и описывает его внешность. много внимания уделяет выражению скуки и недовольства на лице князя: у него был «усталый скучный взгляд», часто «гримаса портит его красивое лицо ». Андрей Болконский получил хорошее образование и воспитание. Его отец - сподвижник Суворова, символ эпохи XVIII века. Именно отец научил князя Болконского ценить в людях такие чело-веческие достоинства, как верность чести и долгу. Андрей Болконский с презрением относится к светскому обществу, потому что видит и понимает всю пустоту пред-ставителей «света». Людей, которые собираются в салоне А. П. Шерер, он называет «глупым обществом», так как его не удовлетворяет эта праздная, пустая, никчемная жизнь. Не зря он говорит Пьеру Безухову: «Жизнь, которую я здесь веду, эта жизнь не по мне». И еще: «Гостиные, балы, сплетни, тщеславие, ничтожество - вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти».

Князь Андрей - богато одаренная натура. Он живет в эпоху французской рево-люции и Отечественной 1812 года. В такой обстановке князь Андрей ищет смысл жизни. Сначала это мечты о «своем Тулоне», мечты о славе. Но ранение на Аустерлицком поле приводит к разочарованию. Вообще, его жизни - это цепь разочарований героя: сначала в славе, затем в общественно-политической деятельности, и, наконец, в любви.

Взаимоотношения Наташи и Андрея, думаю, составляют одни из самых трога-тельных страниц романа. Любовь Ростовой и Болконского - чувство, которое было подвергнуто многим жизненным испытаниям, но выдержало, выстояло, сохранило глубину и нежность. Вспомним встречу Наташи и Андрея на балу. Кажется, это любовь с первого взгляда. Точнее будет назвать это каким-то внезапным единением чувств и мыслей двух малознакомых людей. Они поняли друг друга внезапно, с полувзгляда, почувствовали нечто, объединяющее их обоих, некое единство душ. Князь Андрей словно помолодел рядом с Наташей. Он стал непринужденным и естественным рядом с нею. А ведь из многих эпизодов романа видно, что Болконский мог оставаться самим собою лишь с очень немногими людьми. Теперь хочется задать вопрос себе. Почему же Наташа, глубоко любя Андрея, неожиданно увлекается Анатолем Курагиным? Неужели у нее не хватило душевной прозорливости, чуткости, чтобы понять всю низость и этого человека?

По-моему, это довольно простой вопрос, и судить строго Наташу не стоит. У нее изменчивый характер. Толстой не пытается идеализировать свою любимую героиню: Наташа вполне земной , которому не чуждо все мирское. Ее сердцу присущи простота, открытость, непосредственность, влюбчивость, доверчивость.

Наташа явилась загадкой для самой себя. Она порой не думала, что делала, а от-крывалась навстречу чувствам, распахивая обнаженную душу. Но настоящая любовь все-таки победила, проснулась в душе Наташи немного спустя. Она поняла, что тот, кого она боготворила, кем восхищалась, кто был ей дорог, жил в ее сердце все это время. То было радостное и новое чувство, поглотившее Наташу целиком, вернувшее ее к жизни. Немалую роль, мне кажется, в этом «возвращении» сыграл Пьер. Она поняла и осознала свою вину перед Андреем, и поэтому в последние дни его жизни так нежно и трепетно заботилась о нем. Князь Андрей умер, а Наташа осталась жить, и по-моему, ее дальнейшая жизнь была прекрасна. Она смогла испытать большую любовь, создать великолепную семью, найдя в ней душевное успокоение.

Наташа Ростова очень любила свой семейный очаг и детей. И что же с того, что в ней угас прежний огонь? Она отдала его любимым людям, дав возможность другим согреться у этого огня.

Такова история этих двух героев, о которых мы узнали со страниц великого романа Л. Н. Толстого «Война и мир».

Эпохальное произведение «Война и мир» раскрывает перед читателем не только реальные картины исторических событий первой четверти XIX века в России, но и отражает широкую палитру многообразия отношений между людьми. Роман Толстого можно смело назвать произведением идей, ценность и объективность которых является актуальным и в наши дни. Одной из проблем, которые поднимаются в произведении, является анализ сущности понятия любви. В произведении автор решает вопросы прощения неверности, самопожертвования ради любимого человека и многие другие, объединенные темой любви. Главная любовная история, в которой олицетворен идеал искреннего чувства, отражена в отношениях Наташи Ростовой и Андрея Болконского в романе «Война и мир» Толстого.

Идеалы любовных и семейных отношений

По замыслу Льва Николаевича Толстого понятие любви и брака в прозаическом произведении несколько разграничены. На примере отношений Пьера и Наташи писатель олицетворяет в романе идеал истинного семейного счастья, гармонии отношений между людьми, доверия, спокойствия и уверенности в супружеском союзе. Идея простого человеческого счастья и обретения гармонии в простоте является основной в произведении Льва Николаевича и реализуется через изображение семейных отношений Безуховых.

Взаимоотношения Наташи и Андрея символизируют любовную линию романа. Между ними нет ни тени тех понятий, которые идеализирует автор в конце произведения на примере семьи Безуховых. Именно это позволяет предположить, что понятие любовь и семья для Толстого несколько иные. Семья дарит человеку уверенность, стабильность и спокойное счастье. Любовь же, по Толстому, способна как окрылить, так и уничтожить личность, изменить ее внутренний мир , отношение к окружающим и полностью повлиять на жизненный путь . Именно эти чувства коснулись героев Андрея и Наташи. Их отношения – далеко не идеальны, однако являются олицетворением символа настоящей любви в романе «Война и мир».

Отражение войны на жизнях людей

На примере отношений между Болконским и Наташей автор изображает одно из трагических последствий такого явления, как война. Если бы не участие Андрея в боевых действиях и его ранение во время Бородинского сражения, возможно, именно эти герои стали бы олицетворением не только настоящей любви в романе, но и могли бы символизировать идеал семьи. Однако по замыслу Толстого, героям не было дано такого шанса. В романе «Война и мир» любовь Наташи и Андрея, завершившаяся смертью Болконского, – один из сюжетных и идейных приемов изображения драматизма и трагизма войны.

История отношений

Встреча этих героев изменила жизни их обоих. В сердце угрюмого, скучного, неулыбчивого и разочаровавшегося в жизни, обществе и любви Андрея возродилась вера в прекрасное, желание жить и быть счастливым. Сердце живой и чувственной Наташи, открытое к новым эмоциям и чувствам, также не устояло перед судьбоносной встречей, и было отдано Андрею. Они полюбили друг друга практически с первого взгляда. Их обручение стало логическим продолжением романтического знакомства, окрылившего Андрея и подарившего ему веру в новую жизнь.

Каким болезненным стало его разочарование в своей избраннице, когда неопытная и незнающая жизненных законов и людской жестокости Наташа не устояла перед соблазнами светской жизни и запятнала чистое чувство к Андрею своим увлечением Анатолем Курагиным. «Наташа не спала всю ночь; ее мучил неразрешимый вопрос, кого она любила: Анатоля или князя Андрея?» Несмотря на сильные чувства к Наташе, Андрей не может простить ей это предательство. «И из всех людей никого больше не любил я и не ненавидел, как её», говорит он своему другу Пьеру.

Трагизм финала – суть авторского замысла

Крушение надежд и жизненных планов приводит его к настоящему отчаянию. Не обошло это чувство и бедную Наташу, которая, осознав свою ошибку, корит и мучает себя за то, какую боль она причинила любимому человеку. Однако Толстой своим настрадавшимся героям решил подарить последний миг счастья. После ранения на Бородинском сражении Андрей Болконский и Наташа встречаются в госпитале. Былое чувство вспыхивает с гораздо большей силой. Однако жестокость реальности не позволяет героям быть вместе из-за серьезного ранения Андрея. Автор лишь дарит возможность Андрею провести последние дни рядом с любимой женщиной.

Важность умения простить и быть прощенным

Такой сюжетный замысел реализует Лев Николаевич Толстой с целью провозглашения идеи о важности умения простить и заслужить прощение. Несмотря на трагические события, которые разлучили молодых людей, они пронесли это чувство до конца жизни. Динамические и не всегда идеальные отношения этих героев романа «Война и мир» являются еще одним аспектом идейного замысла писателя. Несмотря на то что в романе «Война и мир» Болконский и Наташа олицетворяют идеал любовных отношений , они достаточно приближены к реальной жизни , в которой есть место недопониманию, обидам, изменам и даже ненависти. Любовная история Андрея и Наташи, автор намеренно придает им неидеальный оттенок. Эпизод, связанный с изменой невесты, и расставание героев придают особой реалистичности как героям произведения, так и всему роману.

Описывая взаимоотношения Андрея и Наташи, автор демонстрирует, что перед читателем находятся обычные люди , которые могут допустить ошибку, будь то измена, гордыня или ненависть. Благодаря такому изображению взаимоотношений главных героев любовной линии романа-эпопеи читатель обретает возможность ощутить реальную жизненную историю , верить и сопереживать персонажам, прочувствовать весь трагизм и несправедливость такого социального явления, как война, что является одной из основных идей произведения и сочинения на тему: «Наташа Ростова и Андрей Болконский в романе «Война и мир».

Тест по произведению

Галина Ребель

Как она могла?!
Наташа Ростова и Андрей Болконский

Круг первый - житейский, эмпирический.

Предлагаемый на этом уровне ответ очевиден и всем известен: любовь зла, и, в отличие от сказки, где героиня неизменно воссоединяется с принцем, пусть до поры до времени скрывающимся под маской дурака, жизнь чаще всего происходит по романной формуле: «Все смешалось в доме Облонских».

Круг второй - психологический.

Наташа, как известно, изначально не понимала, почему ее свадьба с Болконским откладывается на целый год : «Да отчего ж год? Отчего ж год?»; «Я умру, дожидаясь года: это нельзя, это ужасно!».

Немаловажную роль в ее нетерпении играет сама атмосфера дома Ростовых: «“Лови минуты счастия, заставляй себя любить, влюбляйся сам! Только это одно есть настоящее на свете - остальное все вздор. И этим одним мы здесь только и заняты”, - говорила эта атмосфера».

И вот Наташа, казалось бы, поймавшая желанное счастье, не может им насладиться - она извелась в ожидании («Дайте мне его, дайте, мама, скорее, скорее»); ее томят предчувствия и распирает жажда жизни («Ах, поскорее бы он приехал. Я так боюсь, что этого не будет! А главное: я стареюсь, вот что! Уже не будет того, что есть во мне»); она оскорблена скандальной выходкой старика Болконского и холодностью княжны Марьи; она изнемогает от потребности любить и чувствовать себя любимой («…ей нужно теперь, сейчас нужно было обнять любимого человека и говорить и слышать от него слова любви, которыми было полно ее сердце»), - но князя Андрея все нет и нет, и тут рядом оказывается неотразимый красавец Анатоль, пронзающий ее тем самым «восхищенным, ласковым взглядом», которого она ищет и ждет.

Под этим странным, завораживающим, гипнотизирующим взглядом затаенное, отложенное до возвращения жениха, непонятное ей самой желание вырывается наружу, реальный Анатоль заслоняет идеального Андрея, и Наташа вдруг ловит себя на том, что между нею и Курагиным «совсем нет той преграды стыдливости, которую всегда она чувствовала между собой и другими мужчинами». К тому же «под сенью этой Элен» все казалось «ясно и просто»…

Подчеркнем, что во всем этом наборе причин, провоцирующих Наташин срыв, ее жених фигурирует в качестве величины отрицательной: он отсутствует , и его отсутствие - важнейшее в ряду событий, ведущих к Наташиной измене и крушению его собственных надежд.

Значит ли это, что Наташа - жертва обстоятельств?

Психология, как говорил герой Достоевского, - «палка о двух концах». С одного конца вроде бы получается, что - жертва. Однако зайдем с другого конца и сравним между собой два Наташиных самоопределения.

Первое из них возникло под впечатлением только что сделанного Болконским предложения:

«Неужели это я, та девочка-подросток (все так говорили обо мне), - думала Наташа, - неужели я теперь с этой минуты жена , равная этого чужого, милого, умного человека , уважаемого даже отцом моим? Неужели это правда? Неужели правда, что теперь уже нельзя шутить жизнию, теперь уж я большая, теперь уж лежит на мне ответственность за всякое мое дело и слово?»

Второе - реакция на «страстное, любовное» письмо Анатоля, написанное, между прочим, Долоховым, но Наташа об этом не знает. В ответ на изумление Сони - «Как же ты год целый любила одного человека и вдруг…» - Наташа говорит: «Мне кажется, я сто лет люблю его. Мне кажется, что я никого никогда не любила прежде его. Да и не любила никого так, как его. Ты этого не можешь понять, Соня <…>. Мне говорили, что это бывает, и ты, верно, слышала, но я теперь только испытала эту любовь. Это не то, что прежде. Как только я увидела его, я почувствовала, что он мой властелин, а я раба его и что я не могу не любить его. Да, раба! Что он мне велит, то я и сделаю. Ты не понимаешь этого».

В обоих случаях Наташа очень точно формулирует суть происходящего с ней, а тем самым и принципиальную разницу между своими переживаниями в связи с Болконским и в связи с Курагиным.

Князь Андрей дает ей ощущение собственной значимости ( жена , равная уважаемому всеми человеку) и ответственности перед собой и другими людьми.

Анатоль превращает ее в рабу , лишенную своей воли, готовую на все, - и разбуженное им сексуальное влечение оказывается (в данном случае на время) сильнее, непреодолимее того высокого, прекрасного чувства, которое внушает князь Андрей.

Прежде чем делать печальные выводы о непобедимой греховной природе человека вообще и порочности Наташи в частности, стоит внимательно прислушаться к еще одному ее высказыванию: «Отчего же бы это не могло быть вместе? <…> Тогда только я бы была совсем счастлива, а теперь я должна выбрать, и ни без одного из обоих я не могу быть счастлива». Об этих горячечных мыслях героини сказано, что они приходили к ней «в совершенном затмении», а между тем в затмении - то есть почти бессознательно, без специальных усилий разума - Наташа угадала важнейшее условие счастья: необходимость гармонии между чувственной и нравственной, сексуальной и духовной сторонами любви, которые для нее в этот момент олицетворяли разные мужчины - в том и была суть разыгравшейся драмы - и которые впоследствии сольются для нее в Пьере Безухове.

Получается, что Наташино затмение , так тяжко пережитое ею самой и так трагично - князем Андреем, было неизбежным этапом на ее пути к счастью?

Круг третий - контекстуальный.

Читатель абсолютно точно знает, что Анатоль Курагин - дурак, но не потому, что читатель столь проницателен и вынес этот вердикт сам, а потому, что автор сообщает ему это прямым текстом, да еще неоднократно повторяет. Но ведь Наташа смотрит на Анатоля изнутри романа, а не извне, она не читает роман, а живет в нем - она не знает того, что знает об Анатоле читатель, и здесь кроется уже другая проблема - проблема психологии восприятия текста, а не психологии героя произведения. То, что нам, приобщенным к авторскому всеведению, кажется очевидным, совершенно не очевидно живущим своей жизнью героям.

К тому же не стоит забывать, что в ловушку прельстительной Анатолиевой красоты до Наташи попадает княжна Марья - умница и книжница, воспитанная строгим отцом Николаем Андреевичем Болконским, почитающая за идеал своего брата, выросшая в атмосфере требовательной любви и эмоционального аскетизма.

Никакой установки на ловлю счастья в доме Болконских нет и в помине - здесь главенствуют разум, воля и труд. Но вот в этом огражденном от светской пошлости и суеты замке появляется Анатоль - и рушатся незримые стены, и пленница княжна жаждет быть освобожденной этим ослепительным - даже взглянуть ему в лицо боится - красавцем, и предается волнующим мечтам: «Красивое, открытое лицо человека, который, может быть, будет ее мужем, поглощало все ее внимание. Он ей казался добр, храбр, решителен, мужествен и великодушен. Она была убеждена в этом. Тысячи мечтаний о будущей семейной жизни беспрестанно возникали в ее воображении».

Старый князь оскорблен поведением дочери, так простодушно и откровенно потянувшейся к «этому дурню»: «Первый встречный показался - и отец и все забыто, и бежит, кверху чешется и хвостом винтит и сама на себя не похожа!» В этой обиде и негодовании читается все тот же вопрос: как она может? - который уже в этом случае, предваряющем Наташину ситуацию, во многом обнаруживает свою бессильную неправомочность.

Правда, переживания княжны не столько чувственного, сколько социально-психологического свойства и, между прочим, очень похожи на то, что думает Наташа, глядя на князя Андрея.

Княжна Марья: «Неужели он мой муж, именно этот чужой, красивый, добрый мужчина…»

Наташа: «…неужели я теперь с этой минуты жена , равная этого чужого, милого, умного человека, уважаемого даже отцом моим?»

Очевидно, что умная княжна Марья заблуждается относительно Анатоля гораздо сильнее, чем не удостоивающая быть умной Наташа: Наташа инстинктивно откликается именно на то, что и способен предложить Анатоль, а в княжне Марье, в силу ее болконской породы , инстинктивные порывы приглушены, непосредственное, чувственное переживание жизни во многом замещено умствованием по ее поводу, она придумывает Анатоля, в то время как Наташа чувствует его.

Примечательно, что судьбы Болконских относительно Ростовых Толстой решает методом рокировки: князь Андрей теряет Наташу, а княжна Марья становится женой Николая, то есть слияние с ростовской породой Болконским «показано», жизненно необходимо - тем более остро и болезненно встает вопрос: почему же это не произошло в случае князя Андрея и Наташи?

В поисках ответа следует обратить внимание на еще одну жертву любовных перипетий - это Соня, обреченная автором на то, чтобы остаться пустоцветом, несмотря на свою преданную и верную любовь к Николаю Ростову. Можно, конечно, как это и делалось не раз, предположить, что тут сыграли свою роль социальные и материальные соображения (не героев, а автора относительно судеб героев), однако есть сущностные, глубинные мотивы такого сюжетного решения.

Вспомним, что говорит Наташа брату, после того как Соня продемонстрировала ему свою верность, отказав Долохову: «Знаешь, Николенька, не сердись; но я знаю, что ты на ней не женишься. Я знаю, бог знает отчего, я знаю верно, что ты не женишься». Мотивировка этого предчувствия возникает в другом месте - в тот самый момент, когда Наташа объясняет кузине свое состояние в связи с Анатолем и при этом перемежает признание оговорками: «Ты этого не можешь понять, Соня…»; «Ты не понимаешь этого». Действительно, не понимает. Соня спасает Наташу от безумного шага, но ее собственная неспособность отдаться чувству, забыться, увлечься или хотя бы вчуже понять это увлечение лишает ее полнокровной, гармоничной женственности, а вместе с тем и толстовского благословения. И именно поэтому она - бесприданница .

Княжна Марья и Наташа преодолевают искушение Анатолем, но само это переживание для каждой из них очень важно. Анатоль здесь не столько (точнее, не только) персона, индивидуальность, столько олицетворенный соблазн, зов природы, и, будучи отвергнут лично, он совершенно необходим концептуально: реакция на него, тяга к нему - это своеобразная женская инициация толстовских героинь, а благодаря созданной им перипетии Наташа в конце концов обретает искомую гармонию в Пьере, а княжна Марья - необходимое дополнение, гармонизирующее ее болконскую сущность, в Николае Ростове.

Роман «Война и мир» создавался Толстым в самый счастливый для него период. «Я теперь писатель всеми силами своей души, и пишу и обдумываю, как еще никогда не писал и [не] обдум[ывал]. Я счастливый и спокойный муж и отец, не имеющий ни перед кем тайны и никакого желания, кроме того, чтоб все шло попрежнему [так в оригинале - Г.Р.]» ; «Еще бы я не был счастлив! Все условия счастия совпали для меня» , - такими признаниями изобилуют письма и дневники 1863 г., когда начиналась работа над «Войной и миром». В результате получился самый счастливый роман во всей классической русской литературе. Однако в недрах гармонического мироустройства уже заданы те тенденции, которые в полную мощь развернутся и скажутся впоследствии - и это уже не внутрироманный, а надроманный контекст творчества Толстого в целом. Власть пола, на мгновение заявившая свои права на Наташу Ростову, отныне станет одной из главных тем толстовского творчества и судьбы. Из этого корня вырастет трагедия Анны Карениной, эту гидру пытается задавить Толстой «Крейцеровой сонатой», «Отцом Сергием», с этим врагом он ведет борьбу в собственной семейной жизни.

Круг четвертый - философский.

Как она могла? - это вопрос не только и, может быть, даже не столько о самой измене, сколько о том, как можно изменить ЕМУ, променять ЕГО на кого бы то ни было.

Поиски ответа тем более интересны, что князь Андрей Болконский, пожалуй, самый несовременный, самый непонятный сегодняшним подросткам толстовский герой.

То, что его жизненный путь - путь духовных исканий, стало бездумно повторяемым общим местом. Но как-то меньше замечается, что это путь трагических утрат: одна за другой испытываются на состоятельность и отвергаются владеющие им идеи; один за другим уходят из его жизни самые дорогие и необходимые ему люди: жена, отец, Наташа. В начале романа Болконский имеет все, о чем только можно мечтать: аристократическое происхождение, знатность, богатство, блестящее образование, замечательные способности, высокое положение в обществе, карьерные перспективы, семья - то, к чему человек обычно идет долго и трудно, ему дано изначально все и сразу. Но он движется не навстречу преуспеянию, а в прямо противоположном направлении: «эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь - не по мне!» И он уходит - от светского общества , от семьи, потом из армии, после очередного короткого обольщения - от государственной службы , от изменившей ему Наташи, от почетной адъютантской должности при Кутузове. Наконец, из жизни.

Почему? И что в этом контексте означает Наташина измена?

Для краткости и убедительности обратимся к нескольким ключевым эпизодам.

1. Под впечатлением от встречи в Отрадном, которой предшествовала не менее отрадная и благотворная встреча с Пьером в Богучарове, князь Андрей видит воскрешенный весной дуб - и все это вместе наконец-то вливается в его душу целительным потоком и впервые за все время нашего с ним знакомства он испытывает «беспричинное весеннее чувство радости и обновления» А на волне этого чувства происходит переосмысление случившегося ранее: «Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна - все это вдруг вспомнилось ему». Читатель обычно проскакивает эти строки, устремляясь к желанному итогу - воскрешению героя: «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год» и т.д. Но нас сейчас интересует не этот временный итог, а сам процесс, точнее - тот угол зрения, под которым рассматривает князь Андрей важнейшие эпизоды своей прошедшей жизни: в одном ряду лучших минут оказываются небо Аустерлица, Пьер на пароме, взволнованная красотой ночи девочка и - мертвое укоризненное лицо жены .

2. Любовь к Наташе становится для князя Андрея именно таким моментом - откровением о себе самом: «он удивлялся, как на что-то странное, чуждое, от него не зависящее, на то чувство, которое владело им». Но Пьер - единственный, кому Болконский поверял свои переживания, кто хорошо знал и глубоко понимал его - предугадывает таящуюся в самом Болконском угрозу счастью и настоятельно советует: «Милый друг, я вас прошу, вы не умствуйте, не сомневайтесь, женитесь, женитесь и женитесь… И я уверен, что счастливее вас не будет человека».

Не умствуйте… Это все равно, что предложить князю Андрею: не дышите. «…я думаю и не могу не думать» - это крест, и счастье, и условие существования, и стержень личности. В том-то и дело, что лучшие минуты его жизни - те, когда застопорившаяся мысль прорывается сквозь завесу невнятицы и открывает - пусть даже ценой страданий и потерь - новые горизонты смыслов. Важен даже не итог, важен самый этот момент перехода из тьмы к свету. «Весь мир разделен для меня на две половины: одна - она и там все счастье, надежда, свет; другая половина - все, где ее нет, там все уныние и темнота…», - так переживает он свою любовь, но, в отличие от Наташи, не спешит к обладанию светом, к материализации счастья - он умеет быть счастлив «умозрительно», умеет, опять-таки в отличие от своей невесты, выразить себя в письмах и даже в состоянии «любовной восторженности» не утрачивает способности рассуждать - в частности об обязанностях перед отцом: «Мне ничего от него не нужно, я был и буду всегда независим, но сделать противное его воле, заслужить его гнев, когда, может быть, так недолго осталось ему быть с нами, разрушило бы наполовину мое счастье». Это не холодное, догматическое умствование - это справедливая мысль, согретая чувством и, в свою очередь, освещающая и облагораживающая его. Но…

3. Он сам все объяснит Пьеру при последнем свидании: «Я вижу, что стал понимать слишком много. А не годится человеку вкушать от древа познания добра и зла… Ну, да ненадолго!» Бремя неусыпной мысли оказывается непосильным.

Он ведь и Наташу не может простить не потому, что жесток, а потому, что его чувства всегда под контролем мысли, потому что простить можно душой, сердцем, одно чувство вытесняется другим (так Пьер, проникшись к Наташе жалостью, забывает о своем отвращении к ней, которое испытал, когда узнал об измене; так сама Наташа при известии о гибели Пети забывает свое горе и кидается спасать от смертельного удара мать) - а ум выстраивает логическую цепочку, перебирает-проверяет ее звенья и вновь и вновь упирается в неправомерность, неправильность случившегося, в невыносимое - как она могла?

4. Но именно в напряженной работе мысли - притягательная сила личности Болконского. Если бы он остался жив, то, несомненно, к лучшим минутам своей жизни причислил бы момент ранения на Бородинском поле.

Толстой оставляет своего героя с его полком в резерве не потому, что князь Андрей призван продемонстрировать «пример самопожертвования и христианско-буддийского непротивления на поле боя» . Хорош бы он был как военный человек и патриот, если бы занимался такими демонстрациями в момент, когда решается судьба Отечества. «…война так война, а не игрушка», - говорит он Пьеру накануне Бородинской битвы, исполненный решимости «казнить» неприятеля, покусившегося на его родину и его дом. Но Толстой оставляет его лицом к лицу со смертельной опасностью в ситуации вынужденного бездействия, потому что это позволяет обнажить не только человеческую сущность, но и самый механизм существования князя Андрея в мире.

Перед тем, как рядом с ним упала граната, Болконский «ни о чем не думал», а только старался «удержаться от созерцания ужаса того положения», в котором он оказался вместе со своим полком. Но вот случилось страшное, и есть считанные секунды на то, чтобы кинуться прочь, припасть к земле, защититься, спастись, и в таких случаях люди действуют, как правило, мгновенно и бессознательно - а князь Андрей смотрел на вертящуюся перед ним гранату и «стоял в нерешительности». Так это выглядело со стороны. На самом деле в нем совершалась главная его работа: он - думал, по-новому вглядываясь в открывшееся ему в этот момент новое мироощущение: «Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух…». «Он думал это» - вместо того, чтобы подчиниться инстинкту самосохранения, и думал о том, что на него смотрят, и, через какое-то время очнувшись за чертой, за которой его, прежнего, больше уже не будет, он все-таки додумает то, что открылось ему в момент смертельной угрозы: «Что-то было в этой жизни, чего я не понимал и не понимаю».

«Ты всем хорош, André, но у тебя есть какая-то гордость мысли, <…> и это большой грех», - говорила ему сестра перед его первой войной. «Ах, Мари, Мари, он слишком хорош, он не может, не может жить…» - вторит ей через годы Наташа. Избыточность болконской сущности, болконского умствования в князе Андрее приобретает, по Толстому, несовместимый с жизнью характер.

«Что-то», чего он не понимал, и есть сама жизнь вне каких бы то ни было рациональных обоснований, не поддающаяся гордой мысли, не измеряемая, не описываемая ею. Персонифицированным воплощением этой жизни и является Наташа Ростова, которая, по словам Пьера, не удостоивает быть умной.

А князь Андрей, как и герой Достоевского, не мог полюбить жизнь больше, чем смысл ее. И поэтому он теряет - сначала Наташу, а потом и саму жизнь .

В дневнике Толстого, в ходе работы над романом, появляется запись: «Всё, всё, что делают люди - делают по требованиям всей природы. А ум только подделывает под каждый поступок свои мнимые причины, который для одного человека называет - убеждения - вера и для народов (в истории) называет идеи. Это одна из самых острых и вредных ошибок. Шахматная игра ума идет независимо от жизни, а жизнь от нее» .

Одержимый «шахматный игрок» Наполеон подвергается в толстовском романе абсолютному и беспощадному разгрому.

На князя Андрея за неистребимое пристрастие к умствованию накладывается предсмертная епитимья в виде толстовской философии любви, в которой действительно сочетаются христианские и буддийские мотивы. Но - «всё, всех любить, всегда жертвовать собой для любви, значило никого не любить, значило не жить этою земною жизнию».

А пленяет читателя и остается у него в памяти князь Андрей, живущий трудною земною жизнью , - раздражительный и нежный, счастливый и отчаявшийся, томимый тоской по идеалу и упрямо устремленный к разгадке смысла бытия.

Да, по логике толстовского романа не годится вкушать от древа познания добра и зла, ибо, как сказано в эпилоге, «если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, - то уничтожится сама возможность жизни».

Но разве сама эта романная логика не гордыней человеческой мысли порождена?

О месте князя Андрея в типологии героев русской литературы см.: Ребель Г.М. Герои и жанровые формы романов Тургенева и Достоевского. (Типологические явления русской литературы XIX века). Пермь: ПГПУ, 2007. С. 31 - 49.

Главные герои известного всем романа "Война и мир" Толстого - Андрей Болконский и Наташа Ростова. Какую роль они сыграли в жизни друг друга? Именно этот вопрос возникает у читателя, когда он первый раз узнает об их встрече. Но не будем торопиться. До того, как Андрей встретил Наташу, автор впервые представляет нам героя в салоне Анны Шерер, за увлекательной беседой с другом - Пьером Безуховым. Благодаря этому эпизоду читатель может сделать вывод, что для главного героя жизнь в придворном обществе - отвратительна и угнетает его своей "скучностью". Андрей считает, что окружающие его люди интересуются только сплетнями, балами, собственным самолюбием и тщеславием. Болконский в разговоре с Пьером утверждает, что такая жизнь его не устраивает, он хочет перемен, из за чего идет на войну. Еще не осмысливший настоящую истину жизни, персонаж мечтает о славе, подвигах, внимания его кумира и идеала - Наполеона.

Он ждет своего "Тулона". И только Аустерлицкое сражение смогло полностью перевернуть мировоззрение Болконского, заставив его понять, что жизнь не строится на жажде славы, жизнь - это любовь к близким и родным, это жизнь ради жены, детей, родителей, друзей... К сожалению, жизнь беспощадна в своих уроках, и Андрея стороной не обошла - во время родов умерла княгиня Лиза. Моментально на князя обрушились мучительные мысли о бессмысленности существования, о бренности жизни, о бесполезности надежд на счастье, что порождает в нем внутреннию пустоту, заставляя задуматься о том, что жизнь кончена.

Именно в этот переломный момент возникает она - Наташа. Первая встреча героев осуществилась в Отрадном, куда героиня приехала по делам, связанным с опекунством. Андрей успевает услышать как по детски Наташа удивляется и обсуждает лунную ночь и ее красоту, и эта юная девушка начинает, сама того не зная, покорять сердце молодого князя.

Постепенно Наташа стала внедряться в жизнь Андрея, разговор у дуба, первый бал, первый танец - все это убеждает Болконского в том, что жизнь продолжается и его счастье еще ждет своего часа.

Но, как я и говорил, жизнь беспощадна в своих уроках - свадьба откладывается на год, Андрей уезжает на фронт, а Наташа уходит к Курагину. Обостренное этим событием одиночество Болконского и разочарование обрушиваются на героя.

Любовь всполыхнула в сердце раненого физически и душевно Андрея в момент, когда смертельно раненый, Болконский каким то чудом встречает Наташу и ее нового избранника, которого, к моему удивлению, он прощает.

Ростова сыграла огромную роль в жизни Болконского. Именно благодаря ей Андрей переосмыслил все свое существование и нашел окончательный смысл жизни.

просмотров
просмотров