Экономические санкции – оружие, стреляющее в обе стороны. Экономические санкции против России: причины, анализ, списки, последствия
Были наложены Афинским морским союзом (Делосской симмахией) на город Мегару (входивший в Пелопонесский союз) в 432 году до н. э. с целью остановить практику приема в этом городе беглых афинских рабов и распашки священных приграничных территорий. Они известны под названием «мегарская псефизма». Эффективность санкций оказалась неочевидной. С одной стороны, мегарские купцы понесли большие потери, но с другой – были вынуждены обратиться к союзникам (в первую очередь к Спарте) за военной поддержкой. В результате начавшейся Пелопонесской войны Афины потерпели сокрушительное поражение, а Афинский союз был уничтожен.
В Средние века в Европе экономические санкции носили в основном локальный и кратковременный характер из-за постоянно меняющейся конфигурации торговых и военных союзов и изменений интересов отдельных правителей и влиятельных лиц. В XIX веке основным инструментом экономических санкций стали морские блокады – меры по предотвращению морской торговли отдельной страны с другими странами без объявления ей войны. В период с 1827 (первая известная морская блокада) по 1914 год была зафиксирована 21 блокада против Турции, Португалии, Нидерландов, Колумбии, Панамы, Мексики, Аргентины и Сальвадора. Организаторами блокад в основном становились Великобритания (12 раз) и Франция (11 раз), а также Италия и Германия (по три раза), Россия и Австрия (по два раза) и Чили.
Широкое распространение экономические санкции получили в XX веке с развитием международных торговых отношений. До начала Второй мировой войны коллективным экономическим санкциям подвергались Югославия, Греция, Боливия, Парагвай и Италия.
Во время холодной войны санкции были в основном неэффективными, т. к. не поддерживались либо Западным, либо Восточным блоками стран (с США и СССР в качестве лидеров соответственно). Единые санкции, поддержанные обоими блоками, были наложены лишь дважды: на Родезию и ЮАР, и в обоих случаях оказались недостаточно эффективными.
Один из наиболее известных примеров коллективных экономических санкций того времени – ограничение поставок в социалистические страны «стратегических» товаров и технологий, в первую очередь военных и компьютерных. Специально для контроля экспорта в страны Восточного блока в 1949 году был создан Координационный комитет (CoCom), в который вошли 17 государств, еще шесть стран сотрудничали с комитетом, формально в него не входя. Комитет прекратил свою деятельность в 1994 году.
Самый известный пример долгосрочных односторонних санкций – эмбарго США в отношении Кубы, начавшееся в 1960–1962 годах и продолжающееся до сих пор. Компаниям США запрещены любые экономические контакты с Кубой без специального разрешения, в том числе в третьих странах. По данным кубинских властей, прямой ущерб от эмбарго составил порядка 1 трлн долларов в текущих ценах. Тем не менее цель экономических санкций США – установление демократии на Кубе – не достигнута.
С 1990 года ООН начала более активно использовать международные экономические санкции против различных государств. Им подверглись: Ирак (с 1990), Югославия (1991–2001), Сомали (с 1992), Ливия (1992–2003), Либерия (с 1992), Ангола (1993–2002), Гаити (1993–1994), Руанда (1994–2008), Сьерра-Леоне (с 1997), Афганистан (с 1999), Эритрея и Эфиопия (с 2000), ДР Конго (с 2003), Кот-д’Ивуар (с 2004), Судан (с 2004), Ливан (с 2005), Иран (с 2006), КНДР (с 2006). В основном санкции носят частичный характер и ограничивают поставки в эти страны оружия и военного оборудования. В некоторых случаях используется замораживание зарубежных активов.
На современном этапе развития международных экономических отношений наиболее эффективным считается воздействие не на страны в целом, а на их отдельных руководителей: поиск и замораживание их иностранных активов, отказ в возможности инвестировать за рубежом, запрет на поездки. Жесткие экономические санкции, направленные на подрыв экономики страны, признаны негуманными, т. к. от них больше всего страдает население, в основном беднейшие его слои.
Санкции на 12 российских компаний, которые, с точки зрения Вашингтона, действуют вразрез с интересами национальной безопасности Соединенных Штатов. В черные списки попали компании "Аэрокомпозит", "Дайвтехносервис", Научно-производственное предприятие (НПП) "Гамма", научно-исследовательский институт "Вектор", компания Nilco Group, Обнинское научно-производственное предприятие "Технология", научно-производственное предприятие подводных технологий "Океанос", конструкторское бюро "Авиадвигатель", группа компаний "Инфотекс", компании "Сайрус Системс", Научно-производственная корпорация "Системы прецизионного приборостроения" и Воронежский НИИ "Вега". Для всех этих организаций теперь будет действовать так называемая презумпция отказа на экспорт им американской продукции двойного назначения. Среди причин введения ограничений: содействие "деятельности злонамеренных российских субъектов в киберпространстве", "поставки оборудования и оказание поддержки ВМФ России" и "поддержка российской военной аэрокосмической отрасли". Ожидается, что санкции будут введены в силу 26 сентября.
2 августа 2017 года президент США Дональд Трамп подписал закон "о противодействии противникам Америки посредством санкций" (CAATSA), который закрепил ограничительные меры в отношении России (а также Ирана и Северной Кореи), принятые предыдущими администрациями, и ввел дополнительные. Так, в российской части этого документа к требованиям наказать РФ за действия в Крыму и Донбассе добавились обвинения в нарушениях прав человека "на оккупированной территории", в поставках оружия сирийскому правительству, подрыве кибербезопасности США, вмешательстве в американские выборы 2016 года, в коррупции и проч. Закон предусматривает замораживание активов и усложнение процесса получения кредитов российскими предприятиями , а также распространяет действие санкций на физические и юридические лица третьих стран, сотрудничающие с компаниями из России или инвестирующие в проекты с российским участием более 33% (эти меры касаются проектов в любой стране мира, которые оформлены после 29 января 2018 года). Кроме того, закон лишил американского президента права смягчать и отменять санкции без одобрения Конгресса (ранее они вводились, корректировались и снимались указами президента).
В январе 2018 года в дополнение к закону (вступил в силу 29 января) был опубликован список, получивший в СМИ название "кремлевский". В него были внесены члены российского правительства , в том числе премьер-министр Дмитрий Медведев, руководство президентской администрации, руководители ряда госкорпораций и госбанков, а также бизнесмены, состояние которых, по данным американских источников, составляет $1 млрд и более - всего 210 человек. На них не распространяются какие-либо ограничения или запреты, но попадание в этот список может стать в будущем основанием для возможного введения санкций.
13 сентября 2018 года Дональд Трамп подписал указ об автоматическом введении санкций против иностранных физических лиц и компаний, уличенных в попытках вмешательства в промежуточные выборы в Конгресс в 2018 году, а 20 сентября - указ об ужесточении соблюдения режима американских санкций в отношении России в связи с "агрессией на Украине".
Первые санкционные списки были опубликованы в октябре и декабре 2017 года и вступили в силу вместе с законом CAATSA. Затем появились списки, составленные на основании разных статей этого закона в связи с обвинениями в угрозе национальной безопасности США, вмешательстве в американские выборы, кибератаках и проч. В частности, в них числятся концерны "Калашников" и "Ижмаш", корпорация "МиГ", компании "Сухой" и "Вертолеты России", оборонные предприятия "Опытное конструкторское бюро "Новатор". В черный список занесены Олег Дерипаска и глава "Газпрома" Алексей Миллер, глава ВТБ Андрей Костин, владелец "Реновы" Виктор Вексельберг, бизнесмены Игорь Ротенберг и Сулейман Керимов (многие фигуранты этих списков уже находятся под действием других видов санкций).
Последний раз санкционный список был расширен 20 сентября 2018 года. Госдепартамент внес в него еще 27 российских должностных лиц и 6 структур, которые якобы "действуют в интересах оборонных и разведывательных секторов России". Среди них "Частная военная компания Вагнера", OOO "Оборонлогистика", Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина, бизнесмен Евгений Пригожин, ряд сотрудников ГРУ и начальник этой структуры Игорь Коробов.
Введение
санкция эффект экономический кризис
Первые санкции против России были введены еще 6 марта 2014 года, но они имели более символический характер и были похожи больше на недружественный жест со стороны Запада, чем на реальный удар по экономике. Следующие этапы ограничений для Российской Федерации стали намного более существенными и способны нанести серьезный урон российской экономике уже в среднесрочной перспективе. Под действия санкций попали государственные чиновники, крупнейшие банки, предприятия энергетической и оборонной сферы, помимо этого со стороны европейских, американских, японских, канадских и австралийских компаний было принято решение об ограничении поставок технологий, вооружения, полезных ископаемых и прочих товаров на российский рынок.
Историческое значение санкций
Экономические санкции - это (economic sanctions) действия, предпринимаемые одной страной или группой стран и направленные против экономических интересов другой страны или группы стран, обычно с целью добиться проведения в этой стране (странах) социальных или политических изменений. Как правило, в санкции принимают форму ограничений на импорт или экспорт или на проведение финансовых операций . Они могут касаться каких-либо определенных товаров или операций либо выражаться во всеобъемлющем запрете на торговлю. Существуют противоречивые мнения по поводу эффективности введения санкций. Скептики подчеркивают, что эти санкции легко преодолимы и часто оказываются более болезненными для тех, кто их вводит, а не для тех государств, на политику которых стремятся таким образом повлиять. Кроме того, санкции наносят ущерб самой стране, которая их вводит, так как эта страна теряет экспортные рынки или поставщиков сырья. В довершение всего страна, против которой введены санкции, может сама применить ответные санкции.
Санкции против других стран существуют уже сотни лет. Государства всегда пытались влиять на своих соседей, используя непрямые методы воздействия. Но история показывает, что санкции часто лишь усугубляли проблемы, которые были призваны решить. Первый известный пример использования экономических санкций был зафиксирован в Древней Греции . В 423 году до нашей эры Афины, доминировавшие в Элладе, запретили купцам из области Мегара посещать свои порты и рынки. Это привело к началу кровавых Пелопонесских войн. В эпоху империй введение санкций объяснялось меркантильными причинами: державы пытались подавить международную торговлю и накопить как можно больше денег для казны. Первая санкция привела к кровавой войне в Греции. Борясь с Великобританией, император Франции Наполеон Бонапарт установил «континентальную блокаду», запретив европейским странам, оккупированным Францией или зависимым от нее, приобретать британские товары.
Таким образом, изучение исторические фактов относительно применения экономических санкций, позволяет мне сделать вывод, что использование подобных методов часто приводит ко многим конфликтам и войнам. Я считаю, что свободная торговля, как обратная ситуация запретам и ограничениям, выгодна всем и продавцам, и покупателям.
Так называемый «Список Магнитского» был принят в США одновременно с отменой поправки Джексона-Вэника. Связанный с ним закон установил санкции в отношении официальных лиц РФ, причастных или даже просто имеющих отношение (по мнению США) к гибели юриста Сергея Магнитского.
В список попали несколько десятков фамилий чиновников из МДВ, ФСБ, ФНС, Арбитражного Суда, Генпрокураторы и ФСИН. Им был запрещен въезд на территорию США, а их денежные и имущественные активы, если таковые имелись, были заморожены. Все выводы о причастности тех или иных лиц были сделаны без расследования и без суда.
Сергей Магнитский проходил свидетелем и обвиняемым по делу экономических преступлений фонда Hermitage Capital Management. В ходе расследования он умер в изоляторе «Матросская тишина» при неизвестных обстоятельствах. После неоднократных проверок российских правоохранителей нарушений выявлено не было, данная смерть признана несчастным случаем.
В декабре 2012 года Россия приняла ответный пакет мер против США, а точнее против американских официальных лиц, причастных к нарушениям прав и свобод граждан Российской Федерации. Эта инициатива получила неофициальное наименование Закон Димы Яковлева по имени приёмного ребёнка из России, погибшего в США по неосторожности родителей. Одним из основным пунктов закона стал запрет на усыновление российских детей гражданами США, что было обосновано большим числом смертей приёмных детей из России, а также нежеланием властей США расследовать данные случаи и наказывать виновных.
Санкции по ядерному оружию (2016-н.в.)
2016
В июле 2016 года США ввели санкции против нескольких десятков иностранных предприятий, в числе которых оказались пять российских оборонных предприятий. По мнению американских властей данные компании нарушают американски закон о нераспространении ядерного оружия в отношении Ирана, Северной Кореи и Сирии.
2017
25 марта 2017. США ввели санкции против восьми компаний из России согласно американскому закону о нераспространении оружия массового поражения, касающегося Сирии, Ирана и КНДР.
Санкции в связи с украинским кризисом
Россия и страны, которые ввели против неё санкции в связи с Украинским кризисом
Предшествующие события:
Госпереворот на Украине
Воссоединение Крыма с Россией
Война на Юго-Востоке
Санкции, введённые в связи с Украинским кризисом, являются наиболее масштабными за всю историю России по количеству стран-участников. Инициатором введения санкций выступили США, главной целью которых была изоляция России на мировой арене и удар по возрождающейся российской экономике. Позднее, под мощнейшим американским экономическим и политическим давлением к ограничительным мерам присоединился Евросоюз, хотя некоторые европейские страны высказались против подобных мер. Все понимали, что пострадает не только Россия, но и страны Запада, которые связаны с Россией тесными экономическими связями. Санкции поддержали также страны-сателлиты США, такие как Австралия, Япония, Канада, а также страны-кандидаты в члены Евросоюза.
Принятые меры ограничивают доступ российских банков и компаний к рынку капитала Евросоюза, а также затрагивают российскую сырьевую сферу, авиастроение и оборонный комплекс. Были также составлены списки российских граждан, которые, по мнению Запада, причастны к событиям на Украине. Попавшим в эти «чёрные списки» запрещено посещать страны, которые ввели санкции. Кроме того, принадлежащие этим лицам капиталы и активы, если таковые будут найдены, подлежат заморозке.
В чём именно состоит причастность России, внятно обосновать никто так и не смог. Не были приведены доказательства российского военного вторжения, поставок оружия или иной деятельности, которая бы дестабилизировала обстановку на Украине, тогда как факт дестабилизации ситуации в результате финансовой и политической поддержки Евромайдана странами Запада является вполне очевидным.
Примечательно, что новый пакет ограничительных мер был принят сразу после начала Минского перемирия, на котором, при посредничестве России, удалось добиться почти полного прекращения боевых действий на Донбассе и частичного отвода войск. Данный факт окончательно подтвердил, что антироссийские санкции были введены не ради Украины, а против России, в надежде обострить протестные политические процессы внутри страны, в ходе которых сменилась бы власть на более приемлемую для США.
Санкции США 2014 года
США ввели первый ограничительный список высокопоставленных российских и украинских политиков, которым запрещается въезд на территорию США, а их финансы и имущество блокируются в случае нахождения в американской юрисдикции.В Вашингтоне заявили, что санкции будут расширены, если Россия не прекратит попытки дестабилизации обстановки. Другими словами, от России потребовали не вмешиваться в украинский переворот, хотя сами США и Евросоюз активно поддерживали свержение легитимной власти президента Януковича. Российские политики, попавшие в санкционный список, иронично заявили, что ни финансов, ни имущества за пределами России не имеют, а также не собираются посещать США. Всего в список попали 11 человек, в том числе спикер Верховного совета Республики Крым Владимир Константинов, легитимный президент Украины Виктор Янукович и премьер-министр Крыма Сергей Аксёнов. В тот же день страны Евросоюза договорились о введение аналогичных санкций. В их список вошли политики из России и Крыма (всего 21 человек).
Канада вслед за США ввела визовые ограничения для высокопоставленных представителей России и Крыма. Ранее канадский премьер-министр Стивен Харпер уже заявил, что Канада приостанавливает военное сотрудничество с РФ.
После завершения воссоединения Крыма с Россией, власти США, не ожидавшие такого развития событий, поспешно заносят в санкционный список ещё 19 российских граждан. В их число вошло несколько бизнесменов, которые не имеют отношения к политике. По мнению Госдепа, они являются приближёнными к Владимиру Путину. Таким образом власти США планировали надавить на президента России через его окружение.
Евросоюз, вслед за США, перешёл на второй уровень санкций. В новый список вошли 12 граждан России и Украины. В их числе Дмитрий Рогозин, Сергей Глазьев, Валентина Матвиенко, Сергей Нарышкин, Елена Мизулина, Владислав Сурков, Дмитрий Киселёв.
Канада расширила свой санкционный список ещё на несколько граждан России. В их число вошли депутаты Госдумы Владимир Жириновский и Алексей Пушков.
США ввели пакет санкций против крымской нефтегазовой компании «Черноморнефтегаз» и добавили в санкционный список ряд крымских чиновников.
Власти США в очередной раз расширили свой санкционный список на 7 граждан и 17 госкомпаний РФ. Белый дом без всяких доказательств обвинил России в несоблюдении «Женевских конвенций», а также в разжигании конфликта на востоке Украины.
Канада ввела пакет антироссийских санкций, в него вошли 16 российских банков и юридических лиц . Премьер-министр Канады Стивен Харпер заявил, что новые ограничения вводятся по причине оккупации Россией Крыма. Волеизъявление самих Крымчан Харпер в расчёт не принимает.
В тот же день ЕС внёс в свой ограничительный список ещё 15 граждан России.
ЕС расширил санкционный список ещё на 13 человек, а также заморозил активы двух компаний из Севастополя и Крыма — «Феодосии» и «Черноморнефтегаза».
Канада ввела дополнительные санкции против 6 граждан России. В их число вошли начальник российского генштаба Валерий Герасимов и командующий вооружёнными силами Донецкой народной республики Игорь Стрелков.
Канада ввела дополнительные экономические санкции и расширила свой ограничительный список на 11 граждан РФ.
США расширили санкционный список гражданами РФ, которые ранее были внесены в ограничительный список ЕС. Кроме этого санкции распространились на ДНР и ЛНР.
Также новый пакет санкций был введён против российских оборонных и сырьевых предприятий: «Алмаз-Антей», Уралвагонзавод, НПО Машиностроения, концерн «Калашников» (бывший «Ижмаш»), «Созвездие», «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ), «Базальт», Конструкторское бюро приборостроения, «Роснефть», «Новатэк», нефтяной терминал Феодосии, «Внешэкономбанк», «Газпромбанк». Санкции против российских банков запрещают им получать американские кредиты более чем 90 дней.
Канада повторила действия США и ввела пакет санкций против российских оборонных и сырьевых предприятий.
ЕС расширил свой санкционный список ещё на 15 имён и 18 юридических лиц.Среди них глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров и заместитель секретаря Совета безопасности Борис Грызлов.
ЕС заявил, что согласовал новый пакет ограничительных мер, которые вступят в силу с 1 августа.
Минфин США ввёл санкции против нескольких российских банков и Объединённой судостроительной корпорации РФ.
ЕС обнародовал имена 8 человек и 3 юридических лиц, которые включили в санкционный список днём ранее. Среди них глава МВД Крыма и несколько российских бизнесменов.
Канада расширила санкционный список ещё на 19 граждан России и Украины и 5 наиболее крупных российских банков. Также в список попали ряд лиц из органов власти ДНР и ЛНР, а также командиров воинских формирований ополчения «Восток» и «Армия Юго-Востока». Затронули канадские санкции и крупные корпорации Крыма.
К санкциям против России присоединилась Норвегия, поддержав ограничительный пакет Евросоюза от 31-го июля.
Верховная Рада Украины приняла закон о санкциях против России, который позволяет вводить более 20-ти ограничительных мер, одним из видов которых является прекращение транзита энергоресурсов. Также был составлен список из 172 физических и 65 юридических лиц, против которых предлагается ввести персональный ограничительные меры.
ЕС обнародовал новые санкции против России, и это на фоне относительного успеха Минского перемирия. Данный шаг показался ряду экспертов абсолютно абсурдным и нелогичным. Новый пакет ограничил доступ российским компаниям к финансовым капиталам ЕС, при этом кредиты частным лицам и компаниям будут выдаваться на срок не более 30 дней. Кроме этого в запретный список ЕС попали ещё 24 гражданина РФ. Таким образом, всего в индивидуальный санкционный список попали 119 человек.
Канада ввела новый пакет санкций против российских научных предприятий и запретила выдавать кредиты российским компаниям на срок более 30 дней.
Сенат США принял закон о санкциях против России, который разрешает вводить президенту страны новые санкции с целью давления на Россию. Барак Обама подписал данный закон 18 декабря, но при этом заявил, что новые ограничительные меры пока применяться не будут.
ЕС принял новый пакет санкций в отношение Крыма, которые начнут действовать с 20 декабря. После этой даты все инвестиции в Крым и Севастополь считаются незаконными.
США и Канада вслед за ЕС ввели пакет санкций против Крыма и Севастополя с целью полной финансовой и экономической блокады полуострова. Весь экспорт услуг, технологий и товаров попал под запрет, а американские инвесторы не смогут вести в Крыму никакую деятельность. Новый пакет также предоставляет министру финансов США право применять санкции против частных лиц и компаний, работающих в Крыму. Примечательно, что незадолго до этого Обама заявил, что наложенные на Кубу санкции не принесли результата и наносили ущерб самим Штатам (санкции против Кубы действовали более полувека, с 1960 г.). Таким образом президент признал политику санкций ошибочной, но от новых ограничений против России не отказался.
Страны ЕС договорились о продлении антироссийских санкций, введённых в марте 2014 года, до декабря 2015 года.
Греция заставила убрать фразу о новом пакете антироссийских санкциях из заявления глав МИД ЕС. Однако главы МИД стран ЕС ранее договорились о продлении уже введённых санкций против России на полгода. Вскоре стало известно, Россия рассмотрит вопрос о предоставлении финансовой помощи Греции.
Санкции США 2015 года
ЕС, несмотря на мирные соглашения по Украине, подписанные в Минске, расширил санкционный список на 19 физических и 9 юридических лиц, из которых 5 граждане России. Из граждан Новороссии в список попал известный ополченец Арсений Павлов с позывным «Моторола», а также главнокомандующий «народной милицией» ЛНР Сергей Игнатов и министр юстиции ЛНР Александр Шубин.
Президент США Барак Обама продлил действие своего указа от 6 марта 2014 года о введении режима чрезвычайной ситуации в отношении России. Согласно его заявлению Россия своей позицией по украинскому кризису создаёт ситуацию, при которой имеется «необычная и экстраординарная угроза безопасности и внешней политике США». Таким образом действие американских санкций в отношение РФ продлено ещё на год. Но по прежнему никаких конкретных претензий или доказательств присутствия российских военных на территории Донбасса предъявлено не было.
Швейцария, на фоне продления антироссийских санкций со стороны США и относительного перемирия в Новороссии, внесла в санкционный чёрный список ещё 28 граждан РФ. Новые ограничительные меры вступают в силу с 18:00 того же дня. Ранее Швейцария подержала санкции ЕС принятые 27 августа 2014 года против Крыма и Севастополя, которые запрещают любую инвестиционную деятельность в регионе.
США расширила санкционный чёрный список граждан по украинскому кризису ещё на 14 лиц, 5 из которых граждане РФ, остальные граждане Украины представляющие правительство Виктора Януковича и самопровозглашённые республики ДНР и ЛНР. Кроме того санкции были наложены на российскую организацию Евразийский союз молодёжи и троих её лидеров (Александр Дугин, Павел Каниищев, Андрей Коваленко), а также Российский национальный коммерческий банк (РНКБ), который ведёт свою деятельность в Крыму.Заместитель главы МИД РФ Сергей Рябков в комментарии о новых санкциях заявил, что они в первую очередь связаны с выходом России из специальной консультативной группы по ДОВСЕ.
Совет Евросоюза принял решение о продление санкций в отношение России до 15 сентября 2015 года. Постановление вступает в силу 14 марта. Всего, на данный момент , ограничения распространяются на 150 частных лиц и 37 организаций. См. список.
Австралия ввела новый пакет экономических санкций против России. По заявлению руководства страны ограничительные меры полностью повторяют санкции Евросоюза и США принятые в 2014 году. Ограничения касаются импорта или экспорта оружия, поставку оборудования для добычи нефти, а также ограничены инвестиции в Крым и Севастополь.
Росфинмониторинг ввёл банковские санкции против 41 страны — банки обязаны сообщать о всех операциях клиентов, которые являются резидентами стран, принявших антироссийские санкции, поддерживающих терроризм и не борющихся с коррупцией.
Норвегия вслед за Евросоюзом расширила санкционный список против российских и украинских граждан на 19 физических и 9 юридических лиц.] В новую редакцию «чёрного списка» внесены 5 россиян, это зам. министра обороны РФ Анатолий Антонов, первый зам. министра обороны РФ Аркадий Бахин, депутаты Гос. думы Иосиф Кобзон и Валерий Рашкин, а также начальник главного оперативного управления российского Генштаба Андрей Картаполов.
США открыли жителям Крыма доступ к бесплатным веб-сервисам, который был ограничен с введением антироссийских санкций. Запрет будет снят на ряд сетевых функций таких как: обмен мгновенными сообщениями, чаты и электронная почта , социальные сети , обмен фотографиями и фильмами, просмотр веб-страниц и блогов, но только при условии что такие услуги доступны на безвозмездной для пользователя основе.
Европейские санкции против России были продлены до 31 января 2016 года. В ответ Россия продлила на год ответные ограничения против стран принявших санкции.
К продлению антироссийских санкций от 22 июня 2015 года присоединились ещё шесть стран Европы, это Албания, Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Черногория и Украина. Также к ограничениям против Крыма, от 19 июня, присоединилась Грузия.
США ввели новый пакет санкций против против ещё 11 граждан России и Украины, а также 15 компаний. По заявлению американских властей это связано с деятельностью данных лиц в крымском регионе. Среди юридических лиц, под действие новых санкций попали также компании Финляндии и Кипра, что вызвало некоторое непонимание между этими странами и США.
США ввели новые санкции против российский компаний. В «черный список» включены тульское Конструкторское бюро приборостроения, компания «Катод», «НПО машиностроения», корпорация «МиГ», «Рособоронэкспорт». В то же время страны ЕС решили продлить санкции против РФ до марта, а Совет национальной безопасности Украины расширил перечень лиц, против которых вводятся санкции.
Украина ввела новый пакет санкций против России сроком на один год. В запретный список попали 400 физических и 90 юридических лиц из России и частично других стран. Российские авиакомпании «Аэрофлот», её три дочерние авиакомпании — «Донавиа», «Оренбургские авиалинии» и «Россия», а также десяток других, попавшие под санкции, не смогут летать на Украину с 25 октября.
Евросоюз смягчил часть антироссийских санкций против российских космический предприятий, необходимых ЕС для реализации своей космической программы.
Информационное агентство Reuters сообщило о том, что лидеры стран Запада договорились на саммите G20 в Турции о продлении санкций против России на полгода.
США ввели новый пакет санкций против России. Под ограничительные меры попали 34 физических и юридических лица из России и Украины, которые по мнению американских властей причастны либо оказывали содействие при вмешательстве во внутренние дела Украины. В список внесены дочерние компания банка ВТБ и Сбербанка за рубежом, негосударственные пенсионные фонды (НПФ) Сбербанка, ВТБ, банк ВТБ24, а также винодельческие компании из Крыма и Ялтинская киностудия.
Санкции США 2016 года
Президент США Барак Обама продлил санкции против России по украинскому кризису на неопределённый срок. В указе президента говорится, что действия России на Украине продолжают представлять «необычайную и чрезвычайную угрозу национальной безопасности и зарубежной политике США».
Канада расширила список антироссийских санкций на четырнадцать компаний и пять физических лиц, активы которых будут заморожены, а въезд на территорию страны запрещён.
Украинский президент Пётр Порошенко подписал указ о вступление в законную силу санкций в отношении россиян, которые причастны к делам украинской лётчицы Надежды Савченко, а также режиссёра Олега Сенцова и его подельника Александра Кольченко.
США впервые отменили часть санкций против Крыма.
Законопроект, предусматривающий ужесточение санкций против России, одобрил комитет палаты представителей конгресса США.
Украина внесла в свой санкционный список ещё 250 физических и 46 юридических лиц из России.
Правительство США расширило список российских физических и юридических лиц, в отношении которых действуют односторонние американские экономические санкции из-за конфликта на Украине. Список лиц и компаний, к которым будут применяться разного рода ограничения, пополнился 17 фамилиями и 19 компаниями.
Министерство торговли США расширило список российских компаний к которым будут применены санкции. По некоторым данным новые ограничительные меры коснутся 81 компанию и организацию, из них 7 находятся в Крыму. В то же время американские власти отменили часть санкций против Рособоронэкспорта, которые затрагивают контракты на техническое обслуживание вертолетов Ми-17 в Афганистане.
Власти Евросоюза в очередной раз продлили санкции против 146 граждан и 37 юридических лиц России и Украины.
США ввели новые персональные санкции против граждан России в связи с украинским кризисом. Под ограничительные меры попали шесть депутатов Госдумы от Крыма: Руслан Бальбек, Константин Бахарев, Андрей Козенко, Павел Шперов, Дмитрий Белик и Светлана Савченко.
Швейцария расширила персональные санкции против Российских граждан, в связи с украинским кризисом. В новый ограничительный список вошли шесть человек, являющихся депутатами Госдумы VII созыва от Крыма и Севастополя.
Канада ввела санкции против 6 российских депутатов Госдумы от Крыма. В заявлении говориться, что власти Канады считают эту территорию вместе с Севастополем «аннексированной» и не признают её частью России.
Президент США Барак Обама ввёл санкции против ФСБ, ГРУ, еще ряда российских организаций, а также шести физических лиц, объяснив это якобы имевшими место кибератаками на избирательную систему США со стороны России. Также США решили выслать 35 российских дипломатов и закрыть доступ к двум объектам, используемым российскими работниками (в Нью-Йорке и Мэриленде) — по словам представителя США, это сделано в ответ «на кампанию притеснения американских дипломатов в Москве со стороны властей России».
Санкции США 2017 года
Действующий президент США Барак Обама подписал указ о продлении на год санкций против России из-за ситуации в Крыму и на Украине.
США в очередной раз расширили список антироссийских санкций. Под ограничения попали 19 организаций и 19 человек из России и Донбасса, в том числе заместитель министра экономического развития РФ Сергей Назаров.
Евросоюз официально продлил на полгода экономические санкции против России «из-за недостаточного выполнения ею Минских соглашений».
Президент России Владимир Путин подписал указ о продлении ответных мер на санкции Запада до 31 декабря 2018 года.
Президент США Дональд Трамп подписал закон об ужесточении санкционного режима в отношении трех стран: России, Ирана и КНДР. Документ стал результатом активной и продолжительной работы членов обеих партий в Конгрессе, он был принят подавляющим числом голосов. Ограничения коснутся сотрудничества ВС России и США, а также спецслужб и военно-промышленных комплексов двух стран, получения российской экономикой , прежде всего энергетическими компаниями, кредитных средств на Западе. В текст также вошло положение о том, что политика США должна в том числе заключаться в противодействии строительству трубопровода «Северный поток — 2». Лица, инвестирующие в энергетический сектор в России, также могут попасть в черные списки.. Кроме того, закон обязывает предоставить администрацию президента в течении полугода, а затем ежегодно доклады по России для Конгресса, в том числе определение всех значимых политических и экономических акторов внутри России, суммы их активов, их иностранных деловых связей, влияния на экономику США. В докладе будут указаны возможные последствия наложения санкций на каждое из указанных юридических или физических лиц.
Евросоюз расширил список антироссийских санкций из-за скандала с поставками турбин Siemens в Крым. В список лиц, подпадающих под ограничительные меры, были добавлены три российских гражданина и три компании.
Министерство финансов США ввело очередные ограничительные меры против России, запретив физическим и юридическим лицам в своей юрисдикции сотрудничать с компаниями из РФ в глубоководных, арктических и сланцевых энергетических проектах. Запрет касается всех физических и юридических лиц, которые США уже внесли или могут внести в список антироссийских санкций.
Правительство Канады ввело санкции против 30 граждан России. Как отмечается в документе, ограничительные меры связаны с законом «О жертвах коррумпированных иностранных правительств», который аналогичен американскому «акту Магнитского».
Санкции США 2018 года
США расширили санкции против России из-за ситуации на Украине. В черный список внесли 21 гражданина России и Украины (в основном из непризнанных республик ЛНР и ДНР), а также 21 компанию.
Минфин США опубликовал незасекреченную часть «Кремлёвского доклада», в которой попали попали представители президентской администрации, включая Дмитрия Пескова и Владислава Суркова, а также российские бизнесмены. Всего в список попали имена 210 человек поделённые на 4 части — «Президентская администрация», «Кабинет министров», «Другие высокопоставленные политические лидеры » и «Олигархи». В список также попали все члены российского правительства, включая главы правительства Дмитрия Медведева.
США расширили санкции против России. Ограничения ввели в соответствии с принятым в прошлом году законом «О противодействии противникам Америки через санкции» (CAATSA). В список попали лица и компании, обвиненные Вашингтоном во вмешательстве в американские выборы. Всего в этот список внесли 13 человек и три компании. Также под ограничения попали ФСБ и ГРУ и шесть сотрудников этих ведомств, которых Вашингтон считает ответственными за атаку вируса NotPetya. Активы фигурантов списка будут заморожены на территории США, а гражданам и постоянным жителям страны запретят вести с ними какие-либо дела.
США, Канада, Норвегия, Албания, Македония, Украина и 14 стран Евросоюза (Франция, Польша, Чехия, Литва, Эстония, Дания, Италия, Нидерланды, Германия, Финляндия, Румыния, Хорватия и Латвия) высылают ряд российских дипломатов под предлогом дела об отравлении экс-сотрудника ГРУ Сергея Скрипаля. Соединенные Штаты должны будут покинуть шестьдесят человек (48 сотрудников дипломатической миссии и еще 12 сотрудников миссии ООН). Кроме того, Вашингтон закрывает российское генконсульство в Сиэтле. Этот шаг в Белом доме объяснили «близостью генконсульства к одной из баз подводных лодок ».
Вашингтон внес в список санкций 38 российских бизнесменов, официальных лиц и компаний. В список вошли в том числе бизнесмены Олег Дерипаска и Игорь Ротенберг, а также глава «Газпрома» Алексей Миллер, секретарь Совета безопасности Николай Патрушев, глава ВТБ Андрей Костин, руководитель Роскомнадзора Александр Жаров, директор Росгвардии Виктор Золотов и другие. Всего — семь российских бизнесменов и 17 чиновников. Перечень пополнили 14 компаний, 12 из которых — частные («Агрохолдинг Кубань», B-Finance Limited, EN+ Group, «Ренова», «Газпром бурение», «ЭнПиВи Инжиниринг», «Ладога Менеджмент», «ГАЗ», «Русал», «Базовый элемент», «Евросибэнерго», «Русские машины»), две — государственные («Рособоронэкспорт» и «Российская финансовая корпорация»)
Экономические санкции представляют собой распространенный инструмент, применяемый в геополитике странами или блоками стран с целью повлиять на оппонентов.
В марте 2014 года США, Евросоюз, Австралия, Япония и Канада ввели первые санкции против России из-за присоединения Крыма . Сначала ограничительные меры касались отдельных граждан, которые, по мнению западных стран, способствовали нарушению территориальной целостности Украины, затем санкционные списки пополнили российские компании.
Ранее Запад уже пытался повлиять на политику СССР посредством экономических и политических ограничений.
О том, какие санкции вводились против СССР, - в материале ТАСС.
Вскоре после прихода к власти большевиков в октябре 1917 г. государства Антанты (Великобритания, Франция, США и др.) ввели против Советской России (с 1922 г. - СССР) экономическую блокаду, полностью прекратив с ней всякие экономические отношения.
Основанием для таких мер послужило начало в декабре 1917 г. переговоров между советским правительством и Германией о заключении сепаратного мира (Брестский мир подписан 3 марта 1918 г.), национализация предприятий, принадлежащих иностранному капиталу, и отказ от выплат по долгам Российской империи.
В декабре 1917 г. торговые отношения с Советской Россией прекратили США, в 1918 г. к ним присоединились Англия и Франция. После завершения Первой мировой войны и заключения Версальского мирного договора (28 июня 1919 г.) Верховный совет Антанты объявил о полном запрещении всех форм экономических связей с Советской Россией. К экономической изоляции РСФСР подключилась и Германия, вынужденная исполнять решения стран-победителей. Блокада начала действовать с 10 октября 1919 г. и продолжалась до 16 января 1920 г. Санкции Антанты оказали серьезное влияние на внешнюю торговлю РСФСР: если в 1918 г. ее оборот составлял 88,9 млн руб., то в 1919 г. - 2,6 млн руб.
Антидемпинговые меры и другие санкции против СССР в начале 1930-х гг.
В июле 1930 г. США обвинили СССР в демпинге (сознательном занижении цен на свои товары) при поставках в Соединенные Штаты спичек, угля, асбеста, марганца и других товаров и ввели протекционистские меры (ввозные пошлины и др.).
В 1931 г. Соединенные Штаты запретили импорт советских пиломатериалов из четырех зон европейской части СССР - Кольского полуострова, Карельской автономной республики, Северной области и Зырянской автономной области - в связи с тем, что в этих регионах использовался принудительный труд заключенных.
3 октября 1930 г. Франция обвинила СССР во вмешательстве в свои внутренние дела, в частности в финансировании подрывной деятельности компартии. В качестве санкционных мер была введена система лицензирования советских товаров, что привело к их удорожанию и потере конкурентоспособности. В том же году аналогичные меры против советской продукции ввели Югославия, Венгрия, Бельгия и Румыния.
20 октября 1930 г. Совет народных комиссаров СССР принял постановление "Об экономических взаимоотношениях со странами, устанавливающими ограничительный режим для торговли с СССР". Внешнеторговым организациям было запрещено размещать заказы и производить закупки в подвергнутых санкциям странах и фрахтовать их суда. Было максимально сокращено использование портов этих стран для транзитных и реэкспортных операций через СССР.
Ограничения на торговлю с Францией были отменены в 1931 г. в связи с денонсацией французским парламентом декрета от 3 октября 1930 г. Эмбарго в отношении США снято после официального установления советско-американских дипломатических отношений 16 ноября 1933 г.
В результате антидемпинговых мер общий оборот советский внешней торговли упал с 1,6 млрд руб. в 1930 г. до 1,5 млрд в 1931-м. Советский экспорт за этот период также снизился с 812,7 млн до 636,1 млн руб.
Санкции Великобритании против СССР
В марте 1933 г. советские власти арестовали несколько британских инженеров, работавших на строительстве электростанций в СССР, по обвинению в шпионаже и саботаже. Великобритания потребовала немедленного освобождения своих граждан. Однако советский суд признал пятерых британцев виновными, двое из них были заключены под стражу, остальные высланы из страны на родину. В ответ 26 апреля 1933 г. Великобритания ввела эмбарго на импорт из Советского Союза различных видов зерна, хлопка, леса и нефтепродуктов вплоть до освобождения своих граждан. На следующий день СССР закрыл транзит британских товаров через свою территорию, советским организациям было запрещено размещать заказы в Великобритании, использовать британские порты и т. п. После непубличных переговоров, начатых по инициативе советской стороны, 1 июля 1933 г. британские граждане были освобождены и высланы на родину, взаимные санкции отменены. Согласно советским статистическим данным, объем советско-британской торговли в 1933 г. упал почти в два раза по сравнению с 1932 г.: с 1 млн руб. до 515 тыс. руб.
2 декабря 1939 г. администрация президента США Франклина Рузвельта объявила так называемое "моральное эмбарго" на торговлю с СССР. Одной из причин его введения стали бомбардировки жилых районов Хельсинки советской авиацией. В связи с этим в рамках эмбарго был установлен запрет на поставки в СССР авиатехники, а также материалов для авиапромышленности, таких как алюминий, молибден и авиабензин. "Моральное эмбарго" было отменено в январе 1941 г., когда в США стали рассматривать СССР в качестве потенциального союзника против гитлеровской Германии.
Советско-финская война также привела к исключению СССР из Лиги Наций (США, Германия, Италия и Япония на тот момент не входили в организацию). Соответствующую резолюцию Совет Лиги принял 14 декабря 1939 г.
Согласно советским статистическим данным, советско-финская война не оказала
негативного влияния
на внешнеторговый оборот СССР. Объем торговли с США в 1939 г. составлял 66,1 млн руб., в 1940 г. возрос до 95,3 млн руб. Общий оборот советской внешней торговли также увеличился - с 271,4 млн руб. в 1939 г. до 485,2 млн руб. в 1940-м.
Ограничение экспорта в СССР и соцстраны
С началом холодной войны США стали применять новый тип экономических санкций против СССР и стран социалистического блока. Они были направлены на перекрытие доступа к передовым технологиям и высокотехнологичной продукции. В марте 1948 г. Министерство торговли США ограничило экспорт стратегических материалов, оборудования и вооружений в СССР и соцстраны Восточной Европы. В 1949 г. эти ограничения были закреплены в Законе об экспортном контроле (Export Control Act).
Для реализации ограничительных мер в 1949 г. по инициативе США был создан Координационный комитет по экспортному контролю (КОКОМ; Coordinating Committee for Multilateral Export Controls, COCOM), который осуществлял надзор за поставкой товаров и технологий западных государств СССР и его союзникам. В КОКОМ входили 17 стран (США, Канада, Австралия, Япония, Великобритания, Бельгия, Дания, Франция, ФРГ, Греция, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Испания, Турция). Еще шесть государств сотрудничали с комитетом (Австрия, Финляндия, Ирландия, Новая Зеландия , Швеция и Швейцария), формально не являясь его членами. Комитет разработал стратегию "контролируемого технологического отставания", согласно которой техника и технологии могли продаваться в социалистические страны не раньше чем через четыре года после их серийного выпуска. КОКОМ вел три списка товаров и технологий: первый с полным запретом на экспорт, второй с экспортом в ограниченном количестве и третий без ограничений экспорта, но с контролем за их конечным использованием. Любое из государств-участников комитета могло наложить вето на сделку по продаже, предложенную другим участником комитета. КОКОМ прекратил свою деятельность в 1994 г.
Самым громким случаем нарушения ограничений, наложенных КОКОМ, стала продажа в 1982-1984 гг. японской компанией Toshiba совместно с норвежской Kongsberg Gruppen фрезерных станков с программным управлением. С их помощью советской промышленности удалось создать новый тип лопастей для подводных лодок, которые значительно снизили уровнем шума и, соответственно, возможность обнаружения субмарин противником.
Закон об оборонной взаимопомощи и контроле
В 1951 г. США ужесточили экономические ограничения для экспорта в социалистические государства в связи с войной в Корее (1950-1953), где СССР поддерживал Северную Корею (КНДР), а западные государства – Южную.
В том же году Соединенные Штаты расторгли соглашение с советским правительством о торговле 1937 г., лишив СССР режима наибольшего благоприятствования. В результате таможенные тарифы на советские товары выросли в 4,6 раза по сравнению с уровнем налогообложения товаров других стран. Американский Конгресс принял Закон об оборонной взаимопомощи и контроле (Mutual Defense Assistance Control Act). Согласно этому документу, США могли отказать в экономической поддержке (например отменить режим наибольшего благоприятствования в торговле) любому государству, которое не присоединится к эмбарго против СССР и "находящихся под его влиянием" стран и продолжит поставки им стратегических товаров. Однако впоследствии, под давлением своих европейских союзников, США внесли в данный закон множество поправок и исключений, которые привели к тому, что акт фактически не действовал.
Статистические данные показывают, что с 1947 г. объем советско-американской торговли начал резко сокращаться. В 1946 г. он составлял 303,9 млн руб., в 1947 г. - 170 млн, в 1948 г. - 119 млн руб. В 1951 г. этот показатель упал до 24,3 млн руб., в 1952 г. - до 16,2 млн. Медленный рост начался только с 1955 г., отметка в 100 млн руб. была преодолена только в 1964 г. В эти же годы оборот внешней торговли СССР с "промышленно развитыми капиталистическими странами" Запада в целом рос, пережив лишь небольшое сокращение в 1949-1951 гг. В 1947 г. он составлял 459,1 млн руб., в 1948 г. - 679 млн, в 1949 г. - 565,8 млн, в 1951 г. - 576,8 млн, а в 1952 г. уже 734,5 млн руб.
Эмбарго НАТО на поставку труб большого диаметра для трубопровода "Дружба"
С 1955 по 1965 г. СССР нарастил экспорт нефтепродуктов практически в десять раз. В 1959 г. в Праге руководители стран - членов Совета экономической взаимопомощи (СССР, Венгрия, Чехословакия, Польша и ГДР) подписали соглашение о строительстве нефтепровода "Дружба", который должен был связать СССР и соцстраны Восточной Европы.
Строительство началось в 1960 г. и завершилось в 1964 г., с 1969 г. велось расширение системы трубопровода, а в 1974 г. построена его вторая нитка. Позднее, в начале 1970-х гг., с помощью системы трубопроводов "Дружба" был налажен экспорт советских нефти и газа в капиталистические государства, в первую очередь в Западную Германию. Одной из проблем при строительстве был недостаток и низкое качество отечественных труб большого диаметра, производство которых в СССР только началось. Поэтому Советский Союз организовал закупку таких труб в Западной Европе . В октябре 1962 г. три крупные германские фирмы Mannesmann, Hoesch и Phoenix-Rheinrohr подписали контракт на их поставку в СССР. Также заказы были сделаны в Италии и других западноевропейских государствах.
США расценили активное продвижение СССР на нефтегазовом рынке как "военную угрозу". Для противодействия строительству нефтепровода американская администрация организовала давление на своих союзников по НАТО через структуру Комитета экономических советников альянса. В ноябре 1962 г. подготовленный США проект эмбарго на поставку труб большого диаметра в СССР был одобрен Североатлантическим советом НАТО (за - 13 из 15 стран-участниц). При этом эмбарго носило рекомендательный характер. Поначалу Германия и Франция разорвали свои соглашения о поставке 40-дюймовых труб в СССР, что привело к задержке строительства трубопровода на один год. Первая очередь "Дружбы" была построена из труб, произведенных в СССР. Позднее, под давлением европейских производителей, запрет на поставку труб большого диаметра в СССР был полностью снят. В феврале 1970 г. Карл Шиллер, министр экономики ФРГ, и Николай Патоличев, министр внешней торговли СССР, подписали контракт на поставку советского природного газа в Западную Германию – около 3 млрд куб. м в год. Со своей стороны Германия через компанию Mannesmann оплачивала полученное топливо поставками 1,2 млн тонн труб большого диаметра, необходимых для строительства газопровода. Поставки по контракту начались 1 октября 1973 г.
Поправка Джексона - Вэника к Закону о торговле США
В 1974 г. в обеих палатах американского парламента рассматривался Закон о торговле.
По инициативе сенатора Генри Джексона и члена Палаты представителей Чарльза Вэника в закон была внесена поправка, отменяющая режим наибольшего благоприятствования в торговле, а также предоставление кредитов и кредитных гарантий для стран, которые ограничивают право своих граждан на эмиграцию. Кроме того, поправкой предусматривалось применение дискриминационных тарифов в отношении товаров, импортируемых в США из стран с нерыночной экономикой.
Поводом для введения данных мер послужил указ Президиума Верховного Совета СССР от 3 августа 1972 г., согласно которому граждане, выезжающие на постоянное место жительство за рубеж и имеющие высшее образование, должны были возместить государству затраты на их обучение в вузах. Наибольшее сопротивление данная мера встретила среди советских еврейских активистов, выступавших за свободу эмиграции в Израиль.
Закон о торговле вступил в силу после его подписания президентом США Джеральдом Фордом 3 января 1975 г. Поправка вошла в документ как ст. 2432 ("Свобода эмиграции в торговых отношениях Восток - Запад"). Под действие санкций, помимо СССР, попали Китай, Вьетнам и Албания.
С 1989 г. на действие поправки Джексона - Вэника в отношении СССР был наложен мораторий, в связи с разрешением на свободную эмиграцию из СССР. В 2002 г. США официально признали РФ "страной с рыночной экономикой". 21 ноября 2012 г. поправка Джексона - Вэника была официально отменена в отношении России Конгрессом США.
По данным советской статистики, объем торговли между СССР и США в 1975 г. составлял 1,6 млрд руб., в 1976 г. - 2,2 млрд, в 1977 г. - 1,5 млрд руб.
"Зерновое эмбарго" США
В 1975 г. между СССР и США был заключен долгосрочный договор, согласно которому Соединенные Штаты обязались поставлять 8 млн тонн зерна в Советский Союз. В 1979 г. Министерство сельского хозяйства США разрешило продать СССР в 1980 г. 17 млн тонн зерна свыше этой нормы. 4 января 1980 г., в ответ на ввод советских войск в Афганистан 25 декабря 1979 г., президент США Джимми Картер объявил о расторжении зернового контракта на поставку 17 млн тонн. Он пообещал, что предназначенное для СССР зерно будет выкуплено государством у американских фермеров по рыночным ценам, после чего его излишки направят в бедные страны и на производство биотоплива. Помимо ограничений на продажу зерновых, в январе 1980 г. была прекращена выдача лицензий на продажу высоких технологий СССР, ограничен экспорт американских товаров, заморожены все совместные культурные и экономические мероприятия , а советским судам было запрещено заниматься рыбным промыслом в водах США.
Согласно данным американских исследователей, зерновое эмбарго не достигло своей цели. СССР приобрел зерно в Аргентине, Канаде, Испании, Австралии, которые не поддержали позицию США. При этом американское правительство потратило более 2 млрд долларов на то, чтобы выкупить продукцию своих фермеров. В апреле 1981 г. новый президент США Рональд Рейган объявил об отмене эмбарго.
Бойкот московской Олимпиады
20 января 1980 г. президент США Джимми Картер заявил о бойкоте летней Олимпиады в Москве (19 июля - 3 августа 1980 г.) в качестве ответной меры на введение советских войск в Афганистан в декабре 1979 г.
26 января это решение утвердил Национальный олимпийский комитет США. Весной того же года американские власти призвали поддержать это решение своих союзников по НАТО, а также другие государства. В общей сложности в бойкоте участвовала 61 страна из числа приглашенных, среди них были Западная Германия, Япония, КНР, Канада, Норвегия, Аргентина и др.
Спортсмены ряда стран выступали под флагами своих национальных олимпийских комитетов или под флагом Международного олимпийского комитета (Австралия, Испания, Дания и др.).
В США в Филадельфии 16-17 июля 1980 г. прошли так называемые Олимпийские игры бойкота (Olympic Boycott Games), в которых приняли участие спортсмены из 29 стран, отказавшихся от участия в московских Играх. В качестве ответной меры Советский Союз и страны социалистического лагеря бойкотировали летние Олимпийские игры 1984 г. в Лос-Анджелесе (США).
Санкции, введенные против СССР администрацией Рональда Рейгана
В годы президентства Рональда Рейгана отношения между США и СССР обострились, Соединенные Штаты ввели целый ряд экономических санкций против Советского Союза. Первый пакет был объявлен президентом Рейганом 29 декабря 1981 г. Формальным поводом для этого послужило обвинения в том, что СССР принимал участие во "введении чрезвычайного положения в Польше" 13 декабря и репрессиях "по отношению к польскому народу".
Главным решением администрации Рейгана стал запрет на поставку американскими компаниями в СССР электронного и нефтегазового оборудования. Этот шаг должен был воспрепятствовать строительству советского экспортного газопровода Уренгой - Помары - Ужгород, в котором участвовали европейские компании и банки (Deutsche Bank, Creusot-Loire, Mannesmann, John Brown Engineering и др.). США рассматривали этот проект как угрозу своей национальной безопасности, так как он вел к энергетической зависимости западноевропейских государств от СССР.
В июне 1982 г. власти США ужесточили эмбарго, распространив запрет не только на продукцию американских фирм, но и на оборудование, производимое их филиалами за рубежом и иностранными компаниями по американским лицензиям. Это решение привело к конфликту между США и их западноевропейскими союзниками. В июле-августе 1982 г. западногерманское, французское, британское, итальянское правительства поддержали своих производителей, объявив американские санкции незаконными. После того как европейские компании поставили в августе 1982 г. нефтегазовое оборудование в СССР, США ввели против них специальные санкции (Creusot-Loire, Mannesmann, John Brown Engineerin и др.). В результате переговоров с представителями европейских правительств президент США Рональд Рейган 13 ноября 1982 г. объявил об отмене эмбарго на поставку нефтегазового оборудования в СССР. В итоге строительство газопровода Уренгой - Помары - Ужгород завершилось в 1984 г. Однако под давлением санкций масштаб проекта был сокращен: вместо двух запланированных линий газопровода была проложена только одна, построенная частично из советских материалов и оборудования.
Для компенсации вынужденной отмены части санкций против СССР Рональд Рейган подписал в ноябре 1982 г. секретную директиву NSDD-66 (National Security Decision Directive; документ, устанавливающий главные направления внешней и оборонной политики). Она предусматривала расширение списка экспортных ограничений в отношении СССР в рамках КОКОМ, оказание давления на европейских союзников с тем, чтобы они выделяли кредиты СССР только по рыночным курсам, развитие сферы альтернативной энергетики, чтобы уменьшить зависимость Европы от поставок советского природного газа.
Согласно данным советской статистики, объем торговли между СССР и США в 1979 г. составлял 2 млрд 837 млн руб., в 1980 г. он сократился почти в два раза до 1 млрд 502 млн руб. В 1981 и 1982 гг. наблюдался рост (1,8 млрд и 2,2 млрд руб. соответственно), в 1983 г. последовало падение до 1,9 млрд руб., а в 1984 г. - вновь значительный рост до 3,1 млрд руб. В этот же период отмечался постоянный рост торгового оборота между СССР и "промышленно развитыми капиталистическими странами". В 1979 г. объем торговли между ними зафиксирован в размере 25,8 млрд руб., в 1980 г. - 31,6 млрд, в 1981 г. - 35,4 млрд, в 1982 г. - 37,7 млрд, в 1983 г. - 38,3 млрд, в 1984 г. - 40,9 млрд руб.
Санкции против "Аэрофлота"
В декабре 1981 г. президент США Рональд Рейган заявил о том, что "Аэрофлоту" будет запрещено совершать полеты в воздушном американском пространстве. Эта мера вступила в силу с 5 января 1982 г.
Дальнейшие санкции против советской авиакомпании были введены в сентябре 1983 г., после того как советские системы ПВО сбили Boeing 747 южнокорейской авиакомпании Korean Air Lines, который вторгся в воздушное пространство СССР и не отвечал на предупредительные сигналы.
Федеральное управление гражданской авиации США закрыло авиалинию R-20 для гражданской авиации, что, по сути, означало блокаду авиасообщений с СССР. В течение двух месяцев отменялись рейсы "Аэрофлота" и воздушное пространство между США и СССР было перекрыто, однако под давлением американских авиакомпаний, потерявших один из кратчайших маршрутов между Аляской и Восточной Азией, сообщение было открыто уже 2 октября.
С 12 сентября 1983 г. в Соединенных Штатах был введен запрет на продажу билетов на рейсы "Аэрофлота". Были закрыты представительства компании в Вашингтоне и Нью-Йорке, запрещены контакты американских авиакомпаний с "Аэрофлотом". Возобновление воздушного сообщения между СССР и США состоялось только в апреле 1986 г.