Что означало для долохова число 43. По тексту Л.Н.Толстого «Война и мир» Проигрыш Николая Ростова (Проблема влияния музыки на человека) (ЕГЭ по русскому)

Данный эпизод романа описывает момент « мирной жизни » в семье Ростовых. Мы видим, как молодежь этой семьи проводит свое время. Основными действующими лицами этого эпизода является Наташа Ростова и ее старший брат Николай.
Писатель подчеркивает, что вначале эти герои находились в кардинально противоположном расположении, состоянии духа. Наташа была полна радости, ощущения полноты жизни. К ней в очередной раз пришел Денисов, который ухаживал за девушкой. Наташа чувствовала, что нравится этому молодцеватому гусару: «Вот она я!» - как будто говорила она, отвечая на восторженный взгляд Денисова, следившего за ней». Все это добавляло радости, счастья, ощущения прелести жизни героине.
Николай же, наоборот, был в расстроенном состоянии – он проиграл большую сумму денег в карты, и все виделось ему в пессимистическом свете. Толстой показывает, что радостное состояние Наташи раздражает ее брата, он искренне не понимает ее, ему тяжело смотреть на этот молодой восторг: «И чему она радуется! - подумал Николай, глядя на сестру. И как ей не скучно и не совестно!»
Толстой с большим психологическим мастерством передает внутреннее состояние своего героя. Действительно, когда находишься на одном «полюсе чувств», понять и разделить другие эмоции, тем более, противоположные твоим, просто не под силу.
Такова была обстановка в комнате до главного события – пения Наташи. Основой момент данного эпизода, его кульминацией является воздействие голоса сестры, ее пения на состояние Николая. Сначала он просто рассеянно отметил про себя, что пение его сестры как-то изменилось. Но потом… весь мир сосредоточился для него на пении Наташи. Все заботы, невзгоды, печали отступили назад. Больше того, Николай вдруг осознал всю никчемность, пустоту, суетность своих забот: «Эх, жизнь наша дурацкая! – думал Николай. Всё это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь – всё это вздор... а вот оно настоящее...»
И, что самое интересное и важное, герой вдруг осознал, что он счастлив. И счастье его заключается в том, чтобы правильно взять ноту в такт Наташе, усилить ее пение, чтобы получилось хорошо, чтобы мелодия зазвучала еще более сильно, красиво.
В этом эпизоде писатель показывает нам силу воздействия искусства на человека, его эмоции, мировосприятие. Искусство каким-то тесным, почти мистическим способом связано с человеческой душой . Оно способно моментально сделать человека счастливым. Больше того, искусство может очистить душу человека, его сознание, показать, что ложно, а что истинно, способно направить жизнь человека в нужное русло.
Но все это возможно, конечно, при двух условиях, как мне кажется. Во-первых, произведение искусства должно быть исполнено искренне, по-настоящему, «с душой». Наташа Ростова была способна на это. И ее пение – это характеристика героини, ее внутреннего мира, ее натуры.
Во-вторых, человек, воспринимающий произведение искусства, также должен быть чист душой, искренен, в нем должен быть свет. Не думаю, что если бы Элен или Анатоль Курагины послушали пение Наташи, в их душе что-то шевельнулось или изменилось. А Николая это коснулось.
И еще одну важную мысль доносит до нас Толстой: «Можно зарезать, украсть и всё-таки быть счастливым...» Неоднозначное суждение, тем более, из уст Л.Н. Толстого, известного своей религиозностью. Думаю, с помощью этого парадокса писатель хотел подчеркнуть роль искусства в жизни человека, его силу и важность, способность затмить все в мире.
Таким образом, данный эпизод дает характеристику Наташе и Николаю Ростовым, их внутреннему миру, раскрывает мастерство Толстого-психолога, а также показывает роль настоящего искусства в жизни человека.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

1773 — 15 рублей | 2015 — 140 000 рублей

Вспомните Савельича из « Капитанской дочки »: именно он оценил заячий тулупчик, подаренный в 1773 году Петрушей Гриневым разбойнику Пугачеву, в 15 рублей. Савельич - крепостной холоп, работающий одновременно нянькой, охранником, интендантом, бухгалтером при Петруше. Для него он был настоящим экономистом.

Как пишет сам Гринев, Савельич был «и денег, и белья, и дел моих рачитель» (тут Пушкин цитирует современника Петруши - Фонвизина). С конца XVIII по начало XXI века представление о том, сколько должна служить одежда, сильно меняется. Заячий тулупчик того времени при правильном хранении и использовании служил и 20, и 30 лет, мундир - 10 лет и больше. В любом случае не будет большой неправдой сказать, что одежда носилась тогда примерно в десять раз дольше, чем сейчас.

Вот Савельич и лезет в девятой главе под руку к самозванцу Пугачеву с реестром белья, одежды и постели, утраченных Гриневым при взятии Белогорской крепости . В совокупной цене всех этих тряпок (это 90,5 рублей) знаменитый тулупчик составляет одну седьмую часть.

В расходах современных москвичей (а Гринев, несомненно, может ориентироваться в расходах на одежду на жителей столицы - он хоть и провинциал, но совсем не беден) одежда - это порядка 10-15% расходов, или около 100 тыс. современных рублей в год. Сейчас Гринев потратил бы на все утраченное около 1 млн руб. (покупать-то надо в 10 раз больше), а заячий тулупчик, исходя их этого, был бы эквивалентом 140 тыс. руб. И впрямь — дороговат подарок бродяге.

Выигрыш Германна

А.С. Пушкин «Пиковая дама»

ок. 1830 — 396 000 рублей | 2015 — 2 500 000 000 рублей

Германна почему-то принято причислять к кругу маленьких людей, которые все сплошь бедны, - но шутка Пушкина о маленьком капитале, который Германну достался от отца, обрусевшего немца, не более чем шутка.

Получив от призрака старухи указание на три верные карты, Германн в первой игре с Чекалинским ставит на карту, в этом случае тройку, «банковый билет» - 47 тысяч рублей. Очевидно, что это была не купюра с невероятным номиналом, а нечто вроде справки из банка о состоянии счета. Некруглость суммы первого дня игры - явное указание на то, что Германн ставит на карту весь свой «маленький капитал».

То есть Германн кто угодно, но не бедняк. Да и не пустили бы бедняка играть ни в конногвардейские казармы, ни в новенький, с иголочки, салон миллионера Чекалинского,- вопроса о том, кто такой этот Германн, у хозяина дома не возникло, Германну было предложено не церемониться.

На семерке герой выигрывает 96 тысяч рублей, а не обдернись пушкинский герой (об этом слове « Пиковой дамы » написаны десятки текстов), капитал его на третью ночь составлял бы 396 тысяч рублей.

Со времен Средневековья ко временам Пушкина обычный процент на капитал упал с 10-11% годовых до 4-5%: Германн, откажись он от идеи жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее, мог бы тратить в год около 2 тысяч рублей полученного дохода на капитал, даже не пускаясь в риски коммерческих предприятий. Мечта же Германна - иметь 15-20 тысяч рублей в год: десятые и сотые доли процента населения Российской империи могли похвастаться такими состояниями.

Сегодня нам несложно понять Германна: он желает из просто богатого человека, унаследовавшего какие-то жалкие 4-5 миллионов долларов в банке, иметь $40 млн, выиграв их у мультимиллионера Чекалинского. Или, если уж мы считаем на рубли, 2,5 млрд рублей. Чекалинский, кстати, проигрыша Германну на третий день опасался, но с ума бы, выиграй Германн, точно не сошел.

Но забудем на секунду о безумных мечтах Германна, вспомним о его реальных жалованье и карьере. Пушкин ничего о них не говорит; мы знаем, однако, что он инженер. В его времена это значило - военный инженер, скорее всего, выпускник Военно-инженерного училища в Санкт-Петербурге; ежегодный выпуск в те годы - не более 50 офицеров в год, редкая профессия . Вопрос большой карьеры для Германна - просто вопрос времени. Хотя в николаевской России более не жалуют деревнями, как при Екатерине, через 20 лет после 1830 года стать генералом для военного строителя с образованием и приумножить капиталы пусть не в десять, но в два-три раза - дело более чем обычное. Да и в современной России - тоже: военное строительство, система Спецстроя, не стало менее доходным: в XIX веке строили мосты, в XXI - космодром «Восточный», и никто не оставался внакладе. Так что свои $10 млн Германн имел бы в любом случае.

Гонорар Левши за работу над блохой

Н.С. Лесков «Левша»

1826 — 100 рублей | 2015 — 800 000 рублей

По сути тульский косой Левша - инженер на оборонном предприятии. Судьба российского оборонно-промышленного комплекса русскую литературу, по крайней мере до изобретения соцреализма, почти не беспокоила - да и Николай Лесков не то чтобы задумывался о том, сколько стоит ОПК российскому бюджету. Но повесть создал весьма актуальную и по сей день.

Итак, сюжет таков. Молодой сотрудник оборонного предприятия в г. Туле получает от смежников из группировки войск на Северном Кавказе важное задание: продемонстрировать для высшего государственно-партийного руководства превосходство отечественных технологий в ОПК над западными. Задача блестяще решается, и инженера отправляют в Великобританию для дальнейшего обучения. Большого интереса к британской промышленности Левша не проявляет (хотя кое-что важное примечает), а по дороге обратно вообще впадает в запой.

Инженера в белой горячке, с переломом черепа и, видимо, с крупозной пневмонией отправляют в районную клинику. Его сообщение государственно-партийному руководству об уникальном британском ноу-хау, позволяющем существенно улучшить кучность стрельбы стрелкового оружия, до главнокомандующего не доносится. Итог - проигранная Крымская война.

Известно, что атаман Платов выдал левше 100 рублей за подковы, приделанные этой нимфозории в российской оружейной столице. Поэтому интересно, как чувствовал себя Левша в Лондоне с таким капиталом. 100 рублей - это около 16 британских фунтов того времени, то есть заработная плата беднейших британцев (более 50% населения страны) за 7-8 месяцев. Так что при том, что Альбион тогда был примерно в три раза более богат, чем Россия, Левша в Лондоне, выпивая с полшкипером, должен был чувствовать себя вполне платежеспособным по мировым меркам пьяницей.

А чем были бы 100 рублей для Левши в России? Качественных данных о том, сколько в то время в России было рабочих, а тем более инженеров, не существует (вероятно, порядка 150-200 тысяч - и 4-5 тысяч инженеров на всю страну), но, в отличие от Британии, они по доходам от крестьян не отличались. 100 рублей позволили бы Левше, кабы не его лондонский загул, не работать дома 3-4 года, сохраняя привычные траты.

В пересчете на среднюю зарплату в Туле в 2014 году - порядка 25 тыс. руб.- на руки Левша получил от Платова за подковку блохи примерно 800 тыс. руб. текущими рублями.

Взятка Хлестакову от Городничего

Н.В. Гоголь «Ревизор»

1831 — 200 рублей | 2015 — 200 000 рублей

Райцентр - средоточие русской жизни, а город, которым управляет Антон Сквозник-Дмухановский, есть райцентр. Традиционно в России завышают статус города, в котором без денег в гостинице обнаруживает себя Хлестаков, однако уезд в нынешнем понимании - это муниципальный район или округ, а не область.

Если это понять, то многое становится на свои места. В райцентрах, умеющих жить в мире с областным начальством, но до паники боящихся всего с федерального уровня, появление человека, знакомого с начальниками департаментов Минфина, помощниками аудиторов Счетной палаты, рядовыми сотрудниками Генпрокуратуры - это всегда чума на горизонте. А что если он действительно следователь Следственного комитета или сотрудник управления внутренней политики АП? Ведь сядем же все - и «Почта России», и МЧС, и соцзащита.

Поэтому, когда Хлестаков (сейчас бы он, конечно, намекал на службу в ФСБ или ФСО - так ставки выше) впервые просит у Антона Антоновича взаймы, тот может лишь вздохнуть с облегчением. 200 рублей ассигнациями (вчетверо меньше, чем серебром) - неужели это большая взятка? Продовольственный минимум в России тогда обеспечивался доходом в 1,5-2 рубля серебром в месяц: если считать этот минимум для регионов РФ сейчас равным 7-8 тыс. руб. (это обычно так), то Хлестаков, поиздержавшийся в дороге, немедленно получил взаймы на мелкие расходы теперешние 200 тыс. руб.

Для людей, которые фиктивно выписывают стройматериалы на строительство городского моста на 20 тыс. рублей (сейчас это 15-20 млн руб.), это, в сущности, ерунда. Но рассказы Хлестакова о том, сколько он получает авансами у издателя Смирдина за свои сочинения ($700-800 тыс. на теперешние деньги, да столько сейчас и Гоголю в «Эксмо» не дали бы!), показывают, что и о настоящих деньгах 23-летний чиновник из Санкт-Петербурга уже слышал. Ну и, как мы помним, взаймы он взял не только у городничего, так что «вместе за тысячу перевалило».

Но и сейчас в райцентре взятки больше 1,5-2 млн рублей не получишь. Именно такие суммы теперь обыкновенно фигурируют в уголовных делах о региональном взяточничестве. Чтобы заработать в провинции состояние, нужно быть частью процесса региональной коррупции,- ревизор же может рассчитывать разве что на неделю роскошной жизни.

За столько Раскольников убил старушку-процентщицу

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

1865 — 317 рублей | 2015 — 320 000 рублей

Добыча Раскольникова - 317 руб. 60 коп.: именно столько было в кошельке старухи-процентщицы, помещенном им под приметный камень после двойного убийства и ограбления.

Точные статистические данные по беднейшим слоям населения мы имеем только по 1901 году. Раскольников, учившийся ранее на юриста, входит в нижний дециль населения по доходам: в начале XX века это мастеровые, рабочие, нищие, арестанты. За 50 лет национальные доходы в России увеличились на 60%, вряд ли мы ошибемся, сказав, что со времен Раскольникова до начала нового века доходы беднейших слоев населения России увеличились до статистически зафиксированного 161 руб. в год с суммы, которую он на самом деле в год имел,- это 100 руб.

Итак, старуха-процентщица хранила в кошельке трехлетние доходы Раскольникова. В 2013 году, согласно исследованию Института социологии РАН, 23% беднейших людей России имели медианный доход в месяц около 8,8 тыс. руб. Трехлетние доходы Раскольникова сейчас составляли бы 320 тыс. современных рублей.

Столько Настасья Филипповна бросила в камин

Ф.М. Достоевский «Идиот»

1868 — 100 000 рублей | 2015 — 8 000 000 000 рублей

«Идиот» сплошь проложен купюрами: «рубли» упоминаются там вразнобой в семи десятках мест, а «миллионы» - еще в трех десятках. Между тем речь идет о второй половине 1860-х годов. Общество после отмены крепостного права перемешалось так, что два (якобы) миллионных наследства лечившегося в Швейцарии в неврологической клинике князя Мышкина мешаются то с четвертными, то с четырьмя сотенными, то с тремя рублями, то с двумя тысячами,- и обладатели всех этих сумм так перемешаны друг с другом, что цена денег решительно неопределима.

Так же не определить и место князя Льва Николаевича в этой новой России . Если хотя бы отчасти верно то, что пишут о Мышкине в газетных пасквилях (а пишут там, что у него около 30 млн рублей состояния), он - один из 1,5 тыс. русских людей, на долю которых приходилось около 6-7% национального дохода России. Сейчас годовые денежные доходы всей 145-миллионной России - порядка 40 трлн. рублей, то есть, если слухи правдивы, князь - обладатель эквивалента нынешних $35 млрд. Впрочем, сам Мышкин говорит, что на деле у него на самом-то деле в восемь-десять раз меньше, то есть, порядка $4 млрд сегодня.

То есть абсолютно не интересующийся деньгами идиот Мышкин все-таки знает, сколько их у него. Поэтому 100 тысяч рублей, которые Настасья Филипповна бросила на сожжение в камин, - сумма хоть и очень немалая при любом рассмотрении, но Мышкина, на этот камин смотрящего, не изумляющая. В загоревшейся пачке (как мы помним, ее вытащили почти не пострадавшей) примерно в 30 раз меньше, чем у него есть: по нынешнему счету - около $130 млн наличными. Сейчас бы такое ни в какой камин не влезло: 8 млрд рублей.

Столько Николай Ростов проиграл Долохову

Л.Н. Толстой «Война и мир»

1806 — 43 000 рублей | 2015 — 70 000 000 рублей

Безусловно, отец Николая, граф Илья Андреевич, до ухода в отставку пребывал на госслужбе - и, исходя из его окружения, сейчас местом его работы, аналогичным XVIII веку , была бы администрация президента РФ.

Мир Ростовых - это мир нескольких сотен фамилий, владеющих и управляющих большей частью страны. В этом круге, например, Пьер Безухов и князь Василий ждут большого наследства - «сорок тысяч душ и миллионы», это заведомо больше того, на что сможет когда-либо рассчитывать Николай Ростов. Между Николаем и Пьером тот барьер, который отделяет в Москве 2015 года очень богатых людей от людей из списка Forbes. У Ростовых максимум десять тысяч душ и сотни тысяч рублей годового дохода.

Разумеется, в то время вельможи были богаче: русская знать в начале 1800-х имела сто-, а то и двухсотлетнюю историю, тогда как постсоветская - в лучшем случае 30 лет. Но принципы те же - браки внутри своего круга, приумножение семейных состояний выдающимися представителями фамилии и расточение обычными. И, разумеется, мы знаем, что отнюдь не каждый человек, делавший карьеру в администрации президента Бориса Ельцина в 1990-х, имеет сейчас бизнес стоимостью $150-200 млн: чаще это $30-50 млн.

Илья Ростов дает сыну Николаю на несколько месяцев на расходы 2 тыс. руб.- сейчас это были бы $50 тыс. Проигрывает Николай Долохову в 20 раз больше - то есть около $1 млн. Понятно, что Илья Андреевич за несколько дней соберет эту сумму и окончательно она семейство Ростовых не разорит.

В банке, который обслуживал бы Ростовых в XXI веке, знали бы: бесспорно, это все еще очень богатые люди.

Столько было обещано тому, кто вспомнит лошадиную фамилию

А.П. Чехов «Лошадиная фамилия»

Ок. 1880 — 5 рублей | 2015 — 10 000 рублей

Отставной генерал-майор Булдеев в «Лошадиной фамилии» совсем не похож на представителей блестящей аристократии начала XIX века, метавших банк на тысячи империалов. Но у Булдеева есть большой дом , и пять рублей, которые он обещает тому, кто вспомнит фамилию бывшего акцизного чиновника из Саратова,- для него точно не деньги. Ведь акцизный умеет заговаривать зубы даже на расстоянии!

Но что такое пять рублей для тех, кто толпами ходит за приказчиком Иваном Евсеичем, который, собственно, и должен вспомнить лошадиную фамилию акцизного? Дом Булдеева - это пара десятков людей, мини-предприятие по обслуживанию отставного высокопоставленного военнослужащего и его семьи. Обычное дело, это и сейчас так же устроено со многими отставными генералами в провинции, может быть, дворни чуть меньше.

Согласно «Опыту исчисления народного дохода» Степанова, изданному в 1906 году, средний ежемесячный доход прислуги и поденщиков в России в 1901 году, не так далеко отстоящем от времен Булдеева, составлял 10 руб. 43 коп. Заработная плата провинциального парикмахера или сантехника не из лучших составляет сейчас порядка 20-25 тыс. руб. Тому, кто вспомнит фамилию Якова Овсова, мог бы достаться приз примерно в 10 тыс. руб.

Но не достался: Булдеева вылечил земский врач, чей годовой доход в конце XIX века составлял 1200-1500 рублей в год.
Сейчас бы это были 150-190 тыс. руб. О заработках саратовского народного целителя Овсова неизвестно.

Столько общественных денег растратил брат Лары

Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»

1910 — 700 рублей | 2015 — 750 000 рублей

«Родя! Нет, ты с ума сошел! Соображаешь ли ты, что говоришь? Ты проиграл семьсот рублей? Родя! Родя! Знаешь ли ты, в какой срок обыкновенный человек, вроде меня, может честным трудом выколотить такую сумму?»

Так говорила юная Лара, будущая Лариса Антипова, своему брату Родиону, проигравшему почти эту сумму общественных денег в карты. Лара - дочь инженера-бельгийца и обрусевшей француженки: жив был бы отец, не пришлось бы Родиону пугать сестру, что застрелится.

Отец, работавший на Урале, получал тогда никак не меньше, чем сегодня иностранные специалисты-буровики в Тюмени. Но отца больше нет, а Амалия Гишар, овдовевшая матушка Родиона и Лары, в 1910 году живет жизнью среднего класса, имея собственную швейную мастерскую в Москве. Доходы ее заведомо меньше доходов 10% богатейших людей в России в начале века: в среднем они составляли для этой группы в 1901-1904 годах 934 рубля в год. Напротив, беднейшие 10% в среднем зарабатывали максимум 214 рублей. Карточный долг Родиона - 700 рублей, то есть доход его семьи (забудем об альтернативных источниках средств Амалии Гишар, ведь речь о честном труде) примерно за два года.

Семья Гишар - довольно типичная семья малого предпринимателя: в современной России это именуется микропредприятием (до 15 наемных сотрудников), его годовой оборот предельно - 60 млн современных рублей в год; будем считать, что в случае с швейной мастерской матери Лары и Роди - 5 млн рублей. 400 тыс. руб. выручки в месяц, несколько наемных швей. Нормальной по нынешним меркам можно считать 15-процентную рентабельность этого бизнеса: за два года все доходы Гишар сейчас составили бы 750 тыс. рублей.

Столько Шариков украл у профессора Преображенского

М.А. Булгаков «Собачье сердце»

1924 — 2 червонца | 2015 — 5 500 рублей

Украденные два червонца положили начало грандиозной пьянке главного подопытного в булгаковском « Собачьем сердце ». Стоит поинтересоваться истинным размахом этой пьянки.

Термин «червонец » - типичный «ложный друг переводчика»: это не «десять рублей», а наименование денежного знака, такое же, как рубль или доллар, во всяком случае, подпись председателя правления Госбанка РСФСР в 1922 году ставилась на купюре, на которой черным по белому писалось: «Один червонец». Червонец был обеспечен золотом и, по существу, был привязан к царской золотой десятке (какое-то время он и обменивался на металлическую монету, аналогичную царскому «лобанчику»), рубль - нет. Курс рубля к червонцу колебался до следующий весны, и лишь в 1925 году действительно установлен был твердый и привычный курс, державшийся до последней эмиссии этой твердой валюты в 1937 году: за один червонец - десять обычных рублей. Но к этому моменту с Шариковым было уже покончено.

По крайней мере, на спиртное и закуску цены 1924 года выставлялись в рублях, а не в червонцах. Рубли были у крестьян, основных производителей самогона и поставщиков спиртного в Москве. Госмонополия на водку введена только в 1925 году. Критикуемая Преображенским «рыковка» появилась в декабре 1924 года, стоила она рубль пять копеек за пол-литра - самогон же, по многочисленным сведениям, был вдвое дешевле. Так или иначе, на украденные два червонца Шариков в состоянии был приобрести около 15 литров водки с неприхотливой закуской. И можете не сомневаться: раз был в состоянии, следовательно, приобрел.

Минимальная цена водки (а Шариков с друзьями, безусловно, употребляли самую дешевую) в 2015 г. составляет 185 руб. за поллитровку. Таким образом, сейчас на те же цели без пяти минут сотрудник подотдела очистки коммунхоза на застолье, стоившее в 1924 году два червонца, потратил бы порядка 5500 руб.

Зарплата машинистки Васнецовой, которая чуть не вышла замуж за Шарикова, соблазнившись его обеспеченностью, составляла 4,5 червонца в месяц - 12 750 современных рублей. За операцию на дому по вставлению пожилой даме яичников обезьяны Филипп Филиппович Преображенский просил, по-нашему, 137 500 руб.

Столько Коровьев дал Никанору Босому в валюте

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Ок. 1930 — $400 | 2015 — $9 000 рублей

Никанор Босой, замглавы МУП УК «ЖКХ-сервис» ЦАО г. Москвы. Напрасно вы полагаете, что глава жилтоварищества Босой, которому в «Мастере и Маргарите» Коровьев дает взятку в 400 рублей (они обращаются в $400 в сортирной вентиляции - отличный курс!),- персонаж простой и юмористический.

Никанор - человек, занимающий крайне прочное социальное положение . В Москве ранних 30-х обедать в «маленькой столовой» отдельной квартиры мог себе позволить лишь тот, кому в Москве 2010-х обед готовит и подает прислуга, а не жена. О тяжести квартирного вопроса в сталинской уже Москве мы знаем, в частности, из описанных в романе литераторских распрей - некоммунальное жилье доставалось лишь самым доверенным. (В отношении Осипа Мандельштама сомневались, сомнение было истолковано в пользу подследственного. Квартиру дали - и чем он отплатил? «Присевших на школьной скамейке / Учить щебетать палачей» - ничего себе благодарность за отдельную жилплощадь!)

К тому же надо понимать: Никанор не просто глава жилтоварищества. Дом, которым он управляет, в сущности, кооперативный (это еще нормально для начала 30-х), потому и можно сдавать в нем квартиры иностранцу. Поэтому 400 рублей взятки (а в сущности, и не взятки, а просто подарка Босому) никак не большие деньги. Обычные. Легальный доход за месяц, не больше. $400 - это уже другое дело. Даже пачка выходит солидная: купюру номиналом более $20 в те времена в Европе мало кто видел, кроме банкиров, скорее всего, это были купюры по $5 и $10, самые ходовые у настоящих валютчиков. В североамериканских Соединенных Штатах эти деньги в качестве суперинтенданта жилого кондоминиума Босой заработал бы за три-четыре месяца - в Нью-Йорке годовая зарплата лица тех же занятий составляла в 1932 году $1,5 тыс. Но не надо и преувеличивать. По курсу $400 того времени с учетом инфляции в США - это сейчас $9 тыс.: дома не купишь.

Тот, кто собирается писать о Толстом, словно предупрежден самим автором и в то же время направлен. Как «словами» сказать о «Войне и мире»? А ведь критике приходится делать именно это, — она должна передать смысл литературного произведения «другими словами». Но смысл в романе рождается из сцепления образов, эпизодов, картин, мотивов, деталей. Это тот «лабиринт сцеплений», в котором, как говорит Толстой, и заключается сущность искусства; дело критики — «руководить читателя» в этом лабиринте, найти путеводную нить, которая бы повела по миру романа, открывала нам этот мир. Но прежде надо в него войти.

Мы раскрываем «Войну и мир» и смотрим знакомый текст. Может быть, минуя предварительные « общие слова », попытаться прямо через текст войти в мир сцеплений романа Толстого? Может быть, та или эта страница, тот или другой эпизод вернее и непосредственнее введут нас в книгу, во внутреннюю связь ее, чем предварительные общие рассуждения?

Вот на раскрытой нами странице — одна из «мирных», «семейных» картин, так памятных всем, кто знает «Войну и мир». Николай Ростов возвращается домой после крупного проигрыша Долохову. Он обещал заплатить...

завтра, дал честное слово и с ужасом сознает невозможность его сдержать.

Николаю в его состоянии странно видеть обычный мирный уют: «У них все то же. Они ничего не знают! Куда мне деваться?» Наташа собирается петь, это непонятно и раздражает его: чему она может радоваться, пулю в лоб, а не петь. Словно не два часа, а целая вечность прошла с тех пор, как Николай с Наташей и всеми своими был вместе в театре, до того как поехал к Долохову. Тогда он был, как обычно, в своей атмосфере, среди близких людей, теперь он от них отделен случившейся с ним бедой и сквозь эту беду воспринимает привычную обстановку . Как на каждом шагу у Толстого, нас в этой сцене поражает та достоверность, с которой передано психологическое состояние , знакомое любому из нас: когда сильное переживание, большая радость или большое несчастье, создает дистанцию между нами и окружающими вещами и заставляет их видеть по-новому.

Но психологическая верность — не самоцель для художника. Не ради нее одной написаны эти страницы; поражая нас и завладевая нашим вниманием, она ведет нас вместе с Николаем Ростовым к открытию. Николай слышит голос сестры, и вдруг что-то неожиданное совершается с ним: «Вдруг весь мир для него сосредоточился в ожидании следующей ноты, следующей фразы, и все в мире сделалось разделенным на три темпа... Эх, жизнь наша дурацкая! — думал Николай. — Все это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь — все это вздор... а вот оно — настоящее...»

Требования чести — все для Ростова, они в общем и целом определяют всю его жизнь, но в эту минуту, слыша Наташу, он остро чувствует их условность, они кажутся вздором: задрожала терция, и тронулось что-то лучшее в душе Ростова. «И это что-то было независимо от всего в мире и выше всего в мире. Какие тут проигрыши, и Долоховы, и честное слово!.. Все вздор! Можно зарезать, украсть и все-таки быть счастливым...»

Николай, только что бывший самым несчастным человеком, переживает минуту самого полного счастья. «Давно уже Ростов не испытывал такого наслаждения от музыки, как в этот день» — и это несмотря на подавленное состояние; а впрочем, верно ли, что «несмотря»? Не потому ли как раз, что утрачено равновесие, поколеблен привычный строй отношения к жизни, его обычная норма? Толстой в «Войне и мире», как правило, представляет события и картины в восприятии кого-либо из персонажей, пользуясь его «субъективной призмой». Так и здесь: пение Наташи мы «слышим» вместе с Николаем Ростовым. И не потому ли в такой убедительности и силе нам предстает значительность и важность настоящего — могущество музыки, обаяние молодого голоса, в котором «незнание своих сил» и «не обработанная еще бархатность», — что впечатления эти преломлены в потрясенном сознании Николая? Для него в катастрофическом ви́дении, в эти мгновения посетившем его, ценности жизни встали в иное соотношение, чем всегда. В Николае есть музыкальность и поэтичность, и эти «ростовские» качества обычно в нем хорошо совмещаются,уживаются мирно с безусловной приверженностью «дворянской чести» и всем вообще правилам поведения, принятым в его социальном кругу. Он человек крепко регламентированный, и его музыкальность нисколько не подрывает в нем тех основ, на которых стоит его жизнь. «Все понимает и чувствует понемногу», — сказано о Николае в первоначальных набросках характеристик героев под рубрикой «Поэти[ческое]» .

Но сейчас он не чувствует «понемногу». Переживание музыки в эту минуту — не приятное удовольствие, а экстаз, в котором смешались восторг и отчаянье. Ростову является музыка в той ее силе, которую знал и чувствовал, как немногие, сам Толстой. Музыка дает наслаждение, но за это хочет от человека чего-то, требует жизненного решения, развивая для этого в нем энергию сверх обычного.

Своим несчастьем Николай расторможен для восприятия этой музыки. Патриархальная гармония нарушена в нем, он в разладе с обычным Ростовым , с тем, что для него является смыслом жизни. Важность и обязательность кастовых регламентаций вдруг исчезает в потоке нахлынувшего и поднявшего его над самим собой отчаянно-счастливого: «Эх, жизнь наша дурацкая!» То, что было всегда безусловно, ощущается относительным и незначащим, зато настоящее безусловное отпадает от разных мнимостей. Настоящее открывается через разлад, через кризис .

Очень для Николая драматична эта минута острой и яркой радости: она на фоне перевернувшего его потрясения, она и вышла из этого потрясения, ее бы не было без него.

«Все это вздор... а вот оно — настоящее...» Память ставит рядом другой эпизод, другие страницы книги — размышления Пьера Безухова, когда он направляется к Бородинскому полю с намерением участвовать в сражении. Пьер испытывает при этом «приятное чувство сознания того, что все то, что составляет счастье людей, удобства жизни, богатство, даже самая жизнь, есть вздор, который приятно откинуть в сравнении с чем-то... С чем, Пьер не мог себе дать отчета, да и не старался уяснить себе...».

Случайность ли то сходство выражений, в которых Николай и Пьер уясняют себе свое состояние? Ситуации, в которых находятся тот и другой, кажется, несоизмеримы по значимости: бытовой эпизод и момент решающего напряжения сил всего народа в грозный 1812 год.

Но несоизмеримости этой на самом деле нет для Толстого. Для него предметы и эпизоды в романе не распределяются по степени значительности в зависимости от того, изображают ли они домашний быт или историческое событие . В «Войне и мире» Толстой как раз развенчал историю, отделенную от простого быта людей, и всю вообще искусственную иерархию исторической и частной жизни как явлений высшего и низшего ранга. У Толстого, опровергающего привычку расценивать вещи по рангам, привитую людям официальным обществом, принципиально соизмеримы и равноценны в своей значительности сцены семейные и исторические, и само разделение это еще очень внешнее, хотя оно и напрашивается.

«Жизнь между тем, настоящая жизнь людей с своими существенными интересами здоровья, болезни, труда, отдыха, с своими интересами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, дружбы, ненависти, страстей шла, как и всегда, независимо и вне политической близости или вражды с Наполеоном Бонапарте, и вне всех возможных преобразований».

Существует, по Толстому, единая жизнь людей, ее простое и общее содержание, коренная для нее ситуация, которая может раскрыться так же глубоко в событии бытовом и семейном, как и в событии, которое называется историческим. Эпизоды «Войны и мира» связаны между собой прежде всего не единством действия, в котором участвуют одни и те же герои, как в обычном романе; эти связи имеют вторичный характер и сами определяются другой, более скрытой, внутренней связью. С точки зрения поэтики романа, действие в «Войне и мире» очень несосредоточенно и несобранно. Оно расходится в разные стороны, развивается параллельными линиями ; связь внутренняя, составляющая «основу сцепления», заключается в ситуации, основной ситуации человеческой жизни , которую вскрывает Толстой в самых разных ее проявлениях и событиях.

Эта глубинная ситуация проступает и в состоянии Николая, когда он в потрясении слышит голос сестры, и в состоянии Пьера накануне Бородина. Поэтому сходство самих выражений в их внутренней речи — совсем не случайное совпадение.

Пьер с самого начала войны 1812 года полон предчувствия надвигающейся грозной и вместе спасительной катастрофы. Он с нетерпением ищет ее признаков и всеми силами души призывает эту страшную грозовую тучу, которая должна «созреть, разразиться и вывести его из того заколдованного, ничтожного мира московских привычек, в которых он чувствовал себя плененным, и привести его к великому подвигу и великому счастию». Пьер, влачащий жизнь «отставного, добродушно доживающего свой век в Москве камергера», вовлеченный в нее в момент духовного тупика «силой обстановки, общества, породы», — Пьер жаждет катастрофы как изменения всей этой жизни, в которой он пришел к безнадежной потерянности. Надвигающееся страшное событие должно разрубить тот жизненный узел, в котором запуталось его личное существование. Ужас и ожидание счастья соединяются для Пьера в предчувствии освобождения: оно должно не прийти, но разразиться .

Свобода, соединенная с катастрофой, великим кризисом, — такова ситуация «Войны и мира». И для того чтобы эту ситуацию выразить, Толстому стал нужен 1812 год. Но не чисто исторический интерес привел писателя к полувековой давности событию: Толстому необходимо было понять и выразить свою современность, свою в высшей степени катастрофическую и кризисную эпоху, которую открыли 60-е годы, когда был написан роман.

Том II

Часть первая

Приезд Николая Ростова с Денисовым в Москву в от-пуск. Он берет с собой Денисова, который ехал в отпуск в Во-ронеж. Нетерпение Николая по мере приближения к Москве и к дому. Встреча с родными и Соней. Николай не успева-ет добежать до гостиной, как все начинают его обнимать, це-ловать, кричать, плакать. Соня, которой теперь было уже 16 лет, смотрела на Николая, не спуская глаз и затаив ды-хание. Встреча Ростовыми Денисова. Его встретили так же, как и Николая, те же счастливые лица обернулись к нему. Наташа даже поцеловала друга брата. Денисова отправили в отдельную комнату, а Ростовы в диванной окружили Нико-лая и стали расспрашивать обо всем. Разговор Николая с На-ташей на другое утро. Их разговор пошел о Соне. Наташа го-ворит, что Соня любит его, а его оставляет свободным. Нико-лай осознает, что Соня красива, он может на ней жениться, но кругом еще столько соблазнов, неизведанного! Николай в свою очередь спрашивает Наташу о Борисе, но та говорит, что никогда не пойдет ни за кого замуж, а станет танцовщи-цей. Соня и Николай встречаются, говоря друг другу «вы», но глаза говорят «ты». Графиня опасается любви Николая к Соне, которая может поломать ему карьеру.

Времяпрепровождение Николая Ростова в Москве. Он был одним из лучших женихов Москвы. Он ездит к дамам, дирижирует мазурку на бале у Архаровых. О Соне он вспоми-нает как о ребячестве, от которого он был теперь далек. За-боты старого графа Ильи Андреевича Ростова по устройству обеда в честь Багратиона в Английском клубе. Он был в нем со дня основания клуба старшиной. Разговор старого графа с сыном и Анной Михайловной о Пьере. Она рассказывает, что Пьер теперь очень несчастлив: Элен изменяет ему с Долохо-вым. Описание настроения в Москве по получении известия об Аустерлицком сражении . Сначала все пришли в недоумение, ведь Москва привыкла к победам. Но потом нашли причины такого поражения, которые состояли в измене австрийцев, плохом продовольствии, неспособности Кутузова и молодо-сти государя, который по наивности поверил плохим людям . Но русские солдаты были героями, особенно Багратион. При-чины выбора Багратиона героем Москвы. Он не имел связей в Москве и был никому не знаком. В его лице отдавали честь простому русскому солдату, кроме того, таким образом вы-сказывалось нерасположение и неодобрение Кутузову. Все говорили о подвигах русских солдат, о Берге, который, ранен-ный в правую руку, взял шпагу в левую. Про князя Андрея говорили только те, кто его знал, что он рано умер и оставил беременную жену.

Английский клуб перед обедом в честь Багратиона. Члены клуба и гости. Денисов, Ростов и Несвицкий. Тол-ки в кружках стариков. Растопчин рассказывал о том, как русские были смяты бежавшими австрийцами. Валуев рас-сказывает, что Уваров был прислан из Петербурга, чтобы узнать мнение москвичей об Аустерлице. Приезд и встре-ча Багратиона. Багратион был в узком мундире с русскими и иностранными орденами. Старый Ростов преподносит Ба-гратиону на серебряном блюде стихи, написанные в честь героя. Чтение стихов, сочиненных в честь героя. Начинает-ся ужин, в продолжение которого постоянно пьют за здоро-вье государя, Багратиона и других лиц.

Мрачное настроение Пьера Безухова во время обеда и мысли по поводу измены жены. Пьер сидит на обеде на-против Ростова и Долохова. Пьер думает о тех слухах, ко-торые дошли до него о связи Элен с Долоховым. Веселое оживление Николая Ростова во время обеда. Ростов подза-доривает Пьера, чтобы тот пил за здоровье императора. До-лохов предлагает тост за красивых женщин и их любовни-ков, за жениных мужей. Столкновение Пьера с Долоховым и вызов на дуэль. Ростов соглашается быть секундантом До-лохова. Разговор Долохова о тайне дуэли. Долохов говорит, что нужно идти на дуэль с твердым намерением убить про-тивника, и тогда все будет хорошо. Настроение Пьера. За время бессонной ночи Пьер был полностью уверен в винов-ности своей жены и невиновности Долохова, которому сей-час незачем было беречь честь чужого для него человека, то есть Пьера. Безрезультатные попытки секунданта Пьера — Несвицкого и секунданта Долохова — Денисова примирить противников.

Дуэль. Противники имели право, не доходя до барьера, стрелять кто когда захочет. Выстрел Пьера и ранение До-лохова. Пьер держит пистолет в вытянутой правой руке, а левую отставил при этом назад. Делает выстрел и от не-привычного и неожиданного сильного звука вздрагивает. Долохов ранен в левый бок. Долохов, теряя силы, не хочет закончить на этом дуэль и стреляет, но мимо. Ростов и Де-нисов везут Долохова к матери. Долохов всю дорогу повто-ряет, что убил мать, она не перенесет того, что ее сын ранен. Он просит Ростова поехать вперед и подготовить мать. Ро-стов с удивлением узнает, «что Долохов, этот буян, бретер-Долохов, жил в Москве со старушкой матерью и горбатой сестрой и был самый нежный сын и брат».

Настроение Пьера после дуэли. Его мысли о своей же-нитьбе и отношениях с женой. Он думает о том, что убил любовника жены и как он мог до такого докатиться. Он обвиняет себя также в том, что женился на Элен, не любя. Он вспоминает, что Элен никогда не хотела от него иметь детей. В итоге Пьер приходит к выводу, что никогда не лю-бил Элен, потому что она развратная женщина, но он всегда боялся сам себе признаться в этом. Решение уехать в Пе-тербург. Пьер больше не мог оставаться с Элен под одной крышей, не мог представить, как он будет теперь с ней гово-рить. Приход к Пьеру Элен и объяснения по поводу дуэли.

Она спрашивает Пьера, что тот хотел доказать этой нелепой дуэлью. Он услышал, что Долохов — любовник Элен, и по-верил. Но на это нет оснований. Пьер, по ее мнению, дока-зал только, что он дурак, а об этом и так все знали. Взрыв гнева Пьера и его разрыв с женой. В Пьере взыграла кровь его отца, он с криком «Вон!» выгоняет Элен. Она вовремя выбегает из комнаты, иначе неизвестно, что бы Пьер мог с ней сделать. Через неделю Пьер оставляет Элен доверен-ность на управление большей частью своего имения, и один уезжает в Петербург.

Получение в Лысых Горах известия об Аустерлицком сражении и смерти князя Андрея. Но тело Болконского не было найдено, а потому у родных оставалась надежда, что он был поднят местными жителями . Войдя к отцу в при-вычный час, княжна Марья застает его в непривычном для него настроении и понимает, что произошло что-то страш-ное. Старый князь сообщает о смерти князя Андрея княжне Марье. Она, вспоминая брата таким, каким видела его в по-следний раз, думает о том, верил ли он в последние минуты своей жизни в Бога, в вечной ли обители покоя он теперь. Старый князь негодует по поводу этой войны, на которой убили его сына и русскую славу. Он говорит княжне Ма-рье, чтобы та подготовила Лизу к известию. Она несколь-ко раз старается подготовить Лизу, но всякий раз начинает плакать. В итоге она решает ничего не говорить маленькой княгине о смерти Андрея до тех пор, пока та не родит. Ста-рый князь посылает чиновника в Австрию разыскать след сына. Князь с каждым днем становится все слабее и слабее, хотя старается вести прежний образ жизни. Марья молится за брата как за живого и каждую минуту ждет его возвра-щения.

Начало родов маленькой княгини. Настроение княж-ны Марьи. Она очень нервничает из-за Лизы, старается молиться, но понимает, что молитва не помогает. Приход к ней няни Прасковьи Савишны. Настроение старого кня-зя и обитателей лысогорского дома. Все в доме молчало, не было слышно смеха, все притаилось в ожидании того, что должно было свершиться с маленькой княжной. Старо-му князю, до сих пор не отошедшему от горя, ничего не сообщали. Раздается голос, что кто-то едет по проспекту, наверное, доктор, за которым посылали. Неожиданный приезд князя Андрея в Лысые Горы. Встреча его с княж-ной Марьей. Сначала княжна Марья не может поверить, что приехал брат, это слишком необыкновенно. Но потом показываются из темноты фигура и лицо Андрея. Это был он, «но бледный и худой и с измененным, странно смяг-ченным, но тревожным выражением лица». Княжна Ма-рья потеряла от радости дар речи. Князь Андрей обнимает сестру.

Князь Андрей на половине жены. Он останавливает-ся около кровати княгини, лицо которой как бы говорило: «Я никому не сделала зла, за что же я страдаю?» Приезд князя Андрея не имел никакого отношения к ее страдани-ям. Настроение князя Андрея. Рождение сына и смерть ма-ленькой княгини. Когда заплакал ребенок, князь Андрей сначала думает, зачем принесли к Лизе ребенка? И толь-ко потом понимает, что это его ребенок родился. Он плачет, как ребенок. Он заходит в комнату маленькой княгини, та лежит мертвая на том же месте, где он видел некоторое время назад. Встреча князя Андрея с отцом. Старый князь старческими руками обнимает сына и рыдает. Отпевание княгини. На отпевании лицо княгини как будто говорило: «Ах, что вы со мной сделали?» И князь Андрей чувствует какую-то вину, которую ему не поправить и не забыть. Кре-щение маленького князя Николая. Князь Андрей не при-нимает участия в крещении, так как боится утопить малы-ша. Крестным отцом становится старый князь Болконский.

Служба Николая Ростова адъютантом при московском генерал-губернаторе. Сближение Николая с Долоховым во время его выздоровления после дуэли. Суждение матери До-лохова о сыне и Долохова о себе. Мать говорит, что Доло-хов слишком чист и благороден душой для нынешнего раз-вращенного времени. Это высокая, небесная душа , которую немногие понимают. Сам Долохов говорит, что его считают злым, ну и пусть, ему нет до этого никакого дела. Он никого не хочет знать, кроме тех, кого он любит, а за них он жизнь отдаст. Он ищет женщину, которая будет обладать небесной чистотой и преданностью, но такую пока не встречал. Но на-деется встретить такое существо, которое возродит его и воз-высит. Атмосфера любви в доме Ростовых. В их доме собира-ется много молодежи, которая находится в том возрасте, ког-да больше ничего и не интересует. Среди молодежи был и До-лохов, от которого все были без ума, кроме Наташи, которая считала, что Долохов был злым и в дуэли с Пьером был не прав. Долохов влюбляется в Соню. Соня знала об этом и вся-кий раз краснела при Долохове. Ростову это не совсем по душе, и он реже бывает дома. Разговоры о новой войне с На-полеоном. Николай Ростов вновь собирается на войну.

Обед Ростовых на третий день Рождества 1806 г. Осо-бенная напряженность любовной атмосферы в доме. Ростов, приехавший домой после очередной гулянки, замечает напряженность, которая царит между Соней, Долоховым и Наташей. Наташа сообщает Николаю о предложении Долохова Соне и об ее отказе. Поначалу у Ростова что-то оборвалось в груди, он даже обозлился на Соню. Но Ната-ша говорит, что Соня отказала, сказав, что любит другого. Но Наташа понимает, что Николай никогда не женится на Соне. Разговор Николая с Соней о предложении Долохова. Николай говорит Соне, что любит ее, как никого другого, но не так, чтобы что-либо ей обещать, а потому советует по-думать над предложением Долохова. Соня отвечает, что лю-бит Николая как брата и всегда будет его любить, а больше ей ничего и не надо.

Бал «подростков» у Иогеля. На этих балах многие хо-рошенькие девушки нашли женихов и вышли замуж, а потому бал у Иогеля имел успех. Особенное оживление Ната-ши и Сони на этом балу. Соня была горда предложением, сделанным ей Долоховым, и своим отказом. Наташа была влюблена во всех, находящихся на этом балу. Денисов и На-таша танцуют мазурку. Денисов всегда великолепно танце-вал мазурку, Наташа, сама того не понимая, отдалась вся танцу. К концу танца все были восхищены умением Дени-сова и грацией Наташи.

Долохов несколько дней не появляется у Ростовых, но потом присылает Николаю записку, что устраивает про-щальную пирушку по случаю своего отъезда в армию. Про-щальная пирушка Долохова перед отъездом в армию. Встре-ча Николая Ростова и Долохова после отказа Сони. Доло-хов встречает Николая холодным взглядом. Долохов мечет банк. Он предлагает Ростову поставить деньги. Ростов ви-дит, что Долохов находится в том же состоянии, что было у него перед дуэлью с Пьером, и тогда, когда как бы соску-чившись от жизни, Долохову требовалось каким-нибудь жестоким поступком избавиться от этой скуки. Николай са-дится за карточный стол. Начало его проигрыша Долохову. Сначала Николай ставит 5 рублей, затем все больше и боль-ше. Он ставит те деньги, которые ему дал отец с просьбой не тратить много, так у них уже почти нет денег.

Глава XIV Материал с сайта

Сосредоточение игры на одном Ростове. Проигрыш Ро-стова растет, но он загадывает, что будет играть до тех пор, пока не проиграет 43 тысячи — число, полученное от сложе-ния его годов с годами Сони. Мысли Николая Ростова о сво-ем проигрыше. Он думает, что ведь Долохов понимает, что значит для Ростова этот проигрыш. Когда же началось это несчастье с ним? Ростов в этот момент ненавидел «красно-ватые, с короткими пальцами и с волосами руки» Долохова, которые имели над Николаем столько власти сейчас. Окон-чание игры — Николай проиграл Долохову сорок три ты-сячи рублей. Разговор Ростова с Долоховым об уплате дол-га. Долохов говорит Николаю, что причиной всему является Соня. Но Николай не дает ему закончить мысль, говорит, что отдаст завтра же долг и уходит.

Николай думает о том, как будет ужасно смотреть всем в глаза дома и просить денег. Приезд Николая домой. Моло-дежь дома Ростовых у клавикордов. Денисов поет сочинен-ное им стихотворение «Волшебница». Все в доме счастливы. Домашние замечают мрачное настроение Николая. Пение Наташи и мысли Николая под ее пение. Сначала Ростов ду-мает о том, как они все могут веселиться. И как не скучно и не совестно. Наташа начинала петь теперь не по-детски. И Николай замечает это. Он полностью попадает под влия-ние этого волшебного голоса и, сам не заметив, подхваты-вает песню и начинает петь вместе с Наташей. Теперь в его голове совсем другие мысли, он внезапно понимает, что есть на свете что-то, что выше проигрышей, долгов, карт, — есть что-то настоящее. А остальное всё вздор!

Объяснение Николая Ростова с отцом по поводу его про-игрыша. Николай говорит развязным тоном, за который сам себя ненавидит, что проиграл 43 тысячи. Но с кем этого не бывает! Граф, вероятно обиженный тоном сына, ничего не говоря, поворачивается, чтобы уйти. Ростов не выдержива-ет и со слезами кидается отцу на шею. Объяснение Наташи со старой графиней по поводу предложения, сделанного ей Денисовым. Графиня ошарашена предложением и говорит, чтобы Наташа сказала Денисову, что он дурак. Наташа гово-рит, что не хочет за него замуж, ей его жалко. Отказ графини Денисову и его отъезд в армию. Она объясняет Денисову, что Наташа еще слишком молода и что, ежели он действитель-но хочет на ней жениться, следовало бы сначала поговорить с ней, ее матерью. Жизнь Николая до отъезда в армию. Он проводит все время теперь дома. Соня старается показать Николаю, что его проигрыш — это подвиг, за который она еще больше его любит. Но Николай считает, что теперь он недостоин Сони. В конце ноября он уезжает, чтобы догнать свой полк, который находится в Польше.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • отъезд денисова и николая ростова в армию том 2 часть 1
  • объяснение Николая Ростова с отцом. Когда тот проиграл в карты
  • Краткое содержание романа «Война и мир» Л. Н. Толстого (Том II, часть первая)
  • проигрыш николая ростова долохову анализ
  • бал «подростков» у иогеля сочинение

Примерно по тому же сценарию, что и с Пьером, развивается «дружба» Долохова с Николаем Ростовым. Первоначальная идеализация и «не разлей вода» сменяется завистью и намеренным желанием разрушить его жизнь .

(на фото - Джей Джей Филд (?) в роли Долохова)

Пока Долохов отлеживается у матушки, его связь с Ростовым крепнет. И Долохов предстает перед ним совсем другим. «Настоящим», как ошибочно думает Ростов .

«Сам Долохов часто во время своего выздоровления говорил Ростову такие слова, которых никак нельзя было ожидать от него.

— Меня считают злым человеком , я знаю, — говаривал он, — и пускай. Я никого знать не хочу, кроме тех, кого люблю; но кого я люблю, того люблю так, что жизнь отдам, а остальных передавлю всех, коли станут на дороге . У меня есть обожаемая, неоцененная мать, два-три друга, ты в том числе, а на остальных я обращаю внимание только настолько, насколько они полезны или вредны. И все почти вредны, в особенности женщины ».

Итак, Николаю внушается, что он - «особенный», «один из очень немногих». Часто нарцисс в фазе идеализации противопоставляет нас «истеричкам и меркантильным сукам, которых сейчас 95%». А как еще он может относиться к «сукам»? Как и Долохов - «обращать внимание, насколько они полезны или вредны».То есть, пользоваться.

«Да, душа моя, — продолжал он, — мужчин я встречал любящих, благородных, возвышенных...»

(перебью Долохова, мне очень хочется спросить: кто они, эти мужчины? Фамилии можно назвать?)

«...но женщин, кроме продажных тварей — графинь или кухарок, все равно, — я не встречал еще. Я не встречал еще той небесной чистоты, преданности, которых я ищу в женщине. Ежели бы я нашел такую женщину, я бы жизнь отдал за нее. А эти!.. — Он сделал презрительный жест. — И веришь ли мне, ежели я еще дорожу жизнью, то дорожу только потому, что надеюсь еще встретить такое небесное существо, которое бы возродило, очистило и возвысило меня ».

Этот период общения Николая и Долохова можно назвать Обольщением. На этом этапе Долохов бессознательно идеализирует Ростова, исподволь завидуя ему как человеку с совсем иным устройством, человеку счастливому . И эта зависть усиливается, когда Николай вводит Долохова в свой дом. Он видит радостных, дружных людей, тепло относящихся друг к другу, естественных в выражении своих чувств. От наблюдательного взгляда психопата не укрываются особые отношения Николая и Сони, которые также становятся предметом его зависти. Он бессознательно стремится «стать Николаем» - чтобы полюбить Соню и стать любимым ею. Но он не Николай...

«Долохов, не любивший дамского общества, стал часто бывать в доме, и вопрос о том, для кого он ездит, скоро (хотя никто и не говорил про это) был решен так, что он ездит для Сони. И Соня, хотя никогда не посмела бы сказать этого, знала это и всякий раз, как кумач, краснела при появлении Долохова. Долохов часто обедал у Ростовых, никогда не пропускал спектакля, где они были, и бывал на балах y Иогеля, где всегда бывали Ростовы.

Он оказывал преимущественное внимание Соне и смотрел на нее такими глазами, что не только она без краски не могла выдержать этого взгляда, но и старая графиня и Наташа краснели, заметив этот взгляд ».

(что это за взгляд, знает каждый, кого идеализировал нарцисс)

«Видно было, что этот сильный, странный мужчина находился под неотразимым влиянием, производимым на него этой черненькой, грациозной, любящей другого девочкой».

И вот Долохов делает Соне предложение. Обратите внимание: нарциссы очень любят соблазнять женщин своих друзей. Сценарий «была тебе любимая, а стала мне жена». Логика такая: идеализируемый друг, которому завидует нарцисс, всяко выбирает «саааамое лучшее». Значит, его женщина становится объектом идеализации и зависти нарцисса. Параллельно здесь действует подспудное или даже вполне осознанное желание разрушить чужой брак, союз, которые вызывают зависть нарцисса.

Но Соня отказывает Долохову. Причем, отказывает, невольно попадая в самое уязвимое место нарцисса. Она говорит, что любит другого. Другого! Значит, кто-то лучше, умнее, красивее, достойнее этого охренительного Долохова. А кто этот «более лучший», Долохов без труда узнает.

В припадке нарциссического стыда он перестает ездить к Ростовым. За эти дни разгорается его ненависть к Николаю, и он решает ему отомстить. За что? Почему? Вряд ли на это ответит даже сам социопат. По большому счету, «ты виноват лишь тем, что хочется мне кушать».

«Два дня после этого Ростов не видал Долохова у своих и не заставал его дома; на третий день он получил от него записку. «Так как я в доме у вас бывать более не намерен по известным тебе причинам и еду в армию, то нынче вечером я даю моим приятелям прощальную пирушку — приезжай в Английскую гостиницу».

Разумеется, Ростов не ожидает подвоха от человека, которого считает другом. Даже то, что Долохов втайне от него наводил мосты с его девушкой, почему-то не смущает его. Видимо, он рационализирует поведение Долохова , рассуждая примерно так: «А что такого? Это личное, и он не обязан мне докладываться о своих чувствах. Почему он сватается к моей девушке, не поговорив со мной? А, тут тоже все просто! Конечно же, он не знает, что это моя девушка, я же ему ничего про Соню не говорил. Иначе бы он так не поступил. Это все просто недоразумение, над которым мы сегодня же посмеемся за бутылкой-пятой бургундского!»

Пока Николай размышляет примерно в таком духе, Долохов ждет его, чтобы совершенно сознательно разорить. Он даже назначает себе символическую сумму, до которой доведет игру — 43 тысячи. 26 (возраст Долохова) +17 (возраст Сони).

«Светлый холодный взгляд Долохова встретил Ростова еще у двери, как будто он давно ждал его. Из-за улыбки его Ростов увидал в нем то настроение духа, которое было у него во время обеда в клубе и вообще в те времена, когда, как бы соскучившись ежедневною жизнью, Долохов чувствовал необходимость каким-нибудь странным, большею частью жестоким, поступком выходить из нее».

Потрясающе точное наблюдение! Николай интуитивно понимает, что для Долохова, мающегося скукой, наступил момент «адреналинчика». Только он еще не догадывается, кто назначен в жертву.

«— Так ты не боишься со мной играть? — повторил Долохов, и, как будто для того, чтобы рассказать веселую историю, он положил карты, опрокинулся на спинку стула и медлительно с улыбкой стал рассказывать: — Да, господа, мне говорили, что в Москве распущен слух, будто я шулер, поэтому советую вам быть со мной осторожнее ».

Психопат почти открытым текстом предупреждает об опасности , но многие ли, не набив шишек, прислушиваются к подобным заявлениям? Наоборот, такие слова подстегивают нас. Как же, как же, разве можно бояться играть с другом? Ведь это ж друууг! Уж он-то не обидит! А если я откажусь, то что он подумает? Что я доверяю не ему, а гнусным слухам? Нет-нет, своим отказом я нанесу ему великую обиду . Да и себя выставлю трусом.

Только в процессе игры до Ростова начинает доходить чудовищный смыл поступка «друга». В голове у него каша, он, точно так же, как и Пьер перед вызовом на дуэль, задает себе вопросы: за что? Что я ему сделал, кроме хорошего?

«И зачем же это он делает со мной?..» — думал и вспоминал Ростов. - «Ведь он знает, — говорил он сам себе, — что значит для меня этот проигрыш. Не может же он желать моей погибели? Ведь он друг был мне. Ведь я его любил ... Но и он не виноват; что ж ему делать, когда ему везет счастие?»

(опять попытка рационализации)

«И я не виноват, — говорил он сам себе. — Я ничего не сделал дурного. Разве я убил кого-нибудь, оскорбил, пожелал зла? За что же такое ужасное несчастие?»

Николай, не видя логики в поведении Долохова, силится понять, за какие грехи карма, Вселенная, провидение дает ему этот жестокий «урок». Разгадка, меж тем, проста: потому что. Потому что ты столкнулся с психопатом.

«— Послушай, Ростов, — сказал Долохов, ясно улыбаясь и глядя в глаза Николаю, — ты знаешь поговорку. «Счастлив в любви, несчастлив в картах». Кузина твоя влюблена в тебя. Я знаю.

«О! это ужасно — чувствовать себя так во власти этого человека», — думал Ростов. Ростов понимал, какой удар он нанесет отцу, матери объявлением этого проигрыша; он понимал, какое бы было счастье избавиться от всего этого, и понимал, что Долохов знает, что может избавить его от этого стыда и горя, и теперь хочет еще играть с ним, как кошка с мышью.

— Твоя кузина... — хотел сказать Долохов; но Николай перебил его. — Моя кузина тут ни при чем, и о ней говорить нечего! — крикнул он с бешенством».

Долохов и его матушка

Как мы помним, после дуэли с Пьером Николай Ростов везет раненого Долохова в Москву. Он впервые видит друга «с восторженно-нежным выражением лица»:

«Ростова поразило совершенно изменившееся и неожиданно восторженно-нежное выражение лица Долохова.
— Ну, что? как ты чувствуешь себя? — спросил Ростов.
— Скверно! но не в том дело. Друг мой, — сказал Долохов прерывающимся голосом, — Я ничего, но я убил ее, убил... Она не перенесет этого. Она не перенесет...
— Кто? — спросил Ростов.
— Мать моя. Моя мать, мой ангел, мой обожаемый ангел, мать.
И Долохов заплакал, сжимая руку Ростова. Когда он несколько успокоился, он объяснил Ростову, что живет с матерью, что ежели мать увидит его умирающим, она не перенесет этого. Он умолял Ростова ехать к ней и приготовить ее. Ростов поехал вперед исполнять поручение и, к великому удивлению своему, узнал, что Долохов, этот буян, бретёр-Долохов, жил в Москве с старушкой матерью и горбатой сестрой и был самый нежный сын и брат ».

"Николай Ростов был искренне удивлен, когда увидел, с какой настоящей теплотой Долохов относится к старухе-матери и сестре" , - пишет в сочинении школьник.

Вот из-за чего не складывается паззл! Да, Долохов жесток, порочен, но как же в эту картину уложить его трепетную нежность к матери и сестре?.. А ведь все просто: любить мать и сестру — не то же самое, что говорить, что любишь мать и сестру.

И вот тут настало время развенчать миф о любви Долохова к матушке, и тем более — к сестре. Достаточно сказать, что сестра вообще существует в виде тени, у нее в романе нет даже имени. Скорее всего, это забитое бесправное существо, "неудавшийся" ребенок (мало того, что девочка, да еще и горбунья), находящийся в полном рабстве у нарциссической мамаши. А свет в окошке Феденька, похоже, растился как кумир семьи и воспитывался в атмосфере дифирамбов, всепрощения и полного потворства любым его прихотям и капризам.

Итак, сестра - тень. Но и матушка всплывает лишь тогда, когда раненый Долохов вынужден отлеживаться у нее. В остальное время судьба этих "обожаемых" женщин мало занимает Долохова . Их в его жизни попросту нет.

Наверно, вам интересно, у какой матери мог вырасти такой сын. Толстой вкладывает в уста Марьи Ивановны Долоховой всего один монолог, но он весьма информативен:

«— Да, граф, он слишком благороден и чист душою , — говаривала она Ростову, — для нашего нынешнего, развращенного света. Добродетели никто не любит, она всем глаза колет. Ну, скажите, граф, справедливо это, честно это со стороны Безухова? А Федя по своему благородству любил его, и теперь никогда ничего дурного про него не говорит. В Петербурге эти шалости с квартальным, там что-то шутили, ведь они вместе делали? Что ж, Безухову ничего, а Федя все на своих плечах перенес!

Ведь что он перенес! Положим, возвратили, да ведь как же и не возвратить? Я думаю, таких, как он, храбрецов и сынов отечества не много там было. Что ж, теперь — эта дуэль. Есть ли чувства, честь у этих людей! Зная, что он единственный сын, вызвать на дуэль и стрелять так прямо! Хорошо, что Бог помиловал нас.

И за что же? Ну, кто же в наше время не имеет интриги? Что ж, коли он так ревнив, — я понимаю, — ведь он прежде мог дать почувствовать, а то ведь год продолжалось. И что же, вызвал на дуэль, полагая, что Федя не будет драться, потому что он ему должен. Какая низость! Какая гадость! Я знаю, вы Федю поняли, мой милый граф, оттого-то я вас душой люблю, верьте мне. Его редкие понимают. Это такая высокая, небесная душа..

Ну просто прелесть что такое. То ли апофигей загазлайченности собственным же сыночкой, то ли кривая перверзная логика нарциссихи. Как добродетелен и высок душой ее Федя — и как бессовестен граф Безухов, имевший наглость не понять шашней Долохова со своей женой! Ачотакова, «а у кого сейчас нет интриги».

А как вот такое может прийти в голову нормальному человеку : «И что же, вызвал на дуэль, полагая, что Федя не будет драться, потому что он ему должен. Какая низость! Какая гадость!»?

Мне видится, что очень кривые мозги у старушки Долоховой. Вот она, нарциссическая матушка в трех-пяти ярких мазках.

(В следующих постах я расскажу о прототипах Долохова. Среди современников, вдохновивших Толстого, выделяют троих таких людей).

просмотров
просмотров