Биография картины мона лиза. Леонардо да Винчи
Мона Лиза Леонардо да Винчи – одно из самых известных произведений живописи во всём мире.
В наше время эта картина находится в парижском Лувре.
Создание картины и изображённая на ней модель, были окружены множеством легенд и слухов, и даже сегодня, когда белых пятен в истории «Джоконды» практически не осталось, мифы и легенды продолжают ходить среди множества не особенно образованных людей.
Кто такая Мона Лиза?
Личность изображённой девушки на сегодняшний день вполне известна. Считается, что это Лиза Герардини – известная жительница Флоренции, принадлежавшая к аристократической, но обедневшей семье.
Джоконда – это, по всей видимости, её фамилия в замужестве; супругом её был успешный торговец шёлком Франческо ди Бартоломео ди Заноби дель Джокондо. Известно, что Лиза с мужем родили шестерых детей и вели размеренную жизнь, характерную для обеспеченных граждан Флоренции.
Можно думать, что брак был заключён по любви, но при этом имел и дополнительные выгоды для обоих супругов: Лиза вышла замуж за представителя более богатой семьи, а Франческо через неё породнился со старинным родом. Совсем недавно, в 2015 году, учёными была обнаружена и могила Лизы Герардини – возле одной из старинных итальянских церквей.
Создание картины
Леонардо да Винчи сразу взялся за этот заказ и отдавался ему полностью, в буквальном смысле с какой-то страстью. И в дальнейшем художник был тесно привязан к своему портрету, везде носил его с собой, а когда в позднем возрасте решил уехать из Италии во Францию, то вместе с несколькими избранными своими работами он захватил с собой и «Джоконду».
С чем было связано такое отношение Леонардо к этой картине? Есть мнение, что великий художник имел с Лизой любовную связь. Однако не исключено, что живописец ценил эту картину как пример наивысшего расцвета своего таланта: «Джоконда» действительно получилась необыкновенной для своего времени.
Мона Лиза (Джоконда) фото
Интересно, что Леонардо так и не отдал портрет заказчику, а увёз его с собой во Францию, где её первым владельцем стал король Франциск I. Возможно, такой поступок мог быть связан с тем, что мастер не закончил полотно к сроку и продолжал написание картины уже после отъезда: о том, что свою картину Леонардо «так и не окончил», сообщает знаменитый писатель эпохи Возрождения Джорджо Вазари.
Вазари, в своей биографии Леонардо, сообщает множество фактов о написании этой картины, однако не все они достоверны. Так, он пишет, что художник создавал картину в течение четырёх лет, что является явным преувеличением.
Пишет он также, что во время позирования Лизы в студии находилась целая группа шутов, развлекавших девушку, благодаря чему Леонардо удалось изобразить на лице её улыбку, а не стандартную для того времени грусть. Однако, скорее всего, рассказ о шутах Вазари сочинил сам для развлечения читателей, используя фамилию девушки – ведь «Джоконда» означает «играющая», «смеющаяся».
Однако можно отметить тот факт, что Вазари привлекала в этой картине не столько реалистичность как таковая, сколько удивительная передача физических эффектов и мельчайших деталей образа. Судя по всему, писатель описывал картину по памяти или же по рассказам других очевидцев.
Некоторые мифы о картине
Ещё в конце XIX века Грюйе писал, что «Джоконда» вот уже несколько столетий буквально лишает людей рассудка. Многие задумывались, созерцая этот удивительный портрет , из-за чего он оброс множеством легенд.
- По одной из них, на портрете Леонардо аллегорически изобразил… самого себя, что якобы подтверждается совпадением мелких деталей лица;
- По другой, на картине изображён юноша в женской одежде – например, Салаи, ученик Леонардо;
- Ещё одна версия говорит о том, что на картине изображена просто идеальная женщина , некий абстрактный образ. Все эти версии в настоящее время признаны ошибочными.
«Мо́на Ли́за», она же «Джоко́нда» (итал. Mona Lisa, La Gioconda, фр. La Joconde, полное название - «Портре́т госпожи́ Ли́зы дель Джоко́ндо», итал. Ritratto di Monna Lisa del Giocondo), - картина Леонардо да Винчи , находящаяся в Лувре (Париж, Франция), одно из самых известных произведений живописи в мире, которое, как считается, является портретом Лизы Герардини, супруги торговца шёлком из Флоренции Франческо дель Джокондо, написанным около 1503-1505 года.
Полное название картины итал. Ritratto di Monna Lisa del Giocondo - «Портрет госпожи Лизы Джокондо». По-итальянски ma donna значит «моя госпожа» (ср. англ. «миледи» и фр. «мадам»), в сокращённом варианте это выражение преобразовалось в monna или mona. Вторая часть имени модели, считающаяся фамилией её мужа - del Giocondo, по-итальянски также имеет прямое значение и переводится как «весёлый, играющий» и соответственно la Gioconda - «весёлая, играющая» (ср. с англ. joking).
Впервые название «La Joconda» упоминается в 1525 году в списке наследства художника Салаи, наследника и ученика да Винчи, который оставил картину своим сёстрам в Милане. Надпись описывает её как портрет дамы по имени Ла Джоконда.
Ещё первые итальянские биографы Леонардо да Винчи писали о месте, которое занимала эта картина в творчестве художника. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся - как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». Он потратил на него значительное время и, покидая Италию в зрелом возрасте, увёз с собой во Францию в числе некоторых других избранных картин. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде».
Согласно Джорджо Вазари (1511-1574), автору биографий итальянских художников , который написал о Леонардо в 1550 году, 31 год спустя после его смерти, Мона Лиза (сокр. от мадонна Лиза) была женой флорентийца по имени Франческо дель Джокондо (итал. Francesco del Giocondo), на чей портрет Леонардо потратил 4 года, всё же оставив его неоконченным.
Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Эта неточность могла возникнуть только в том случае, если автор описывал картину по памяти или же по рассказам других. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». Также учёный пишет об ошибочном указании на неоконченность портрета - «портрет, несомненно, писался долго и был доведён до конца, что бы ни говорил Вазари, который в своей биографии Леонардо стилизовал его как художника, принципиально не умеющего окончить ни одну крупную работу . И не только был закончен, но и является одной из наиболее тщательно отделанных вещей Леонардо».
Интересен факт, что в своём описании Вазари восхищается талантом Леонардо передавать физические феномены, а не сходством между моделью и картиной. Как кажется, именно эта «физическая» особенность шедевра оставила глубокое впечатление у посетителей ателье художника и дошла до Вазари почти пятьдесят лет спустя.
Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →
С
амой бесценной картиной всего человечества, считают работу Леонардо
да Винчи "Мона Лиза". Работа создавалась на протяжении нескольких лет, она
уникальна. Картина всем настолько знакома, настолько глубоко запечатлелась
в памяти людей, что трудно поверить, что когда-то она выглядела
иначе.
Картину столь часто копировали и она оказала столь сильное
(возможно, даже слишком сильное) влияние на искусство, что очень трудно
взглянуть на нее непредвзятым взором, однако внимательное рассмотрение
цветных иллюстраций может привести к
удивительным открытиям
даже тех, кто
устал или же считает, что устал, от "Моны Лизы".
Можно выделить
четыре основных вопроса:
Гениальность создателя картины,
Леонардо да Винчи (1452-1519)
Совершенная техника исполнения, тайны,
которые до сих пор нераскрыты
Ореол загадочности женщины (которая
позировала)
История картины, которая является столь же удивительной
как детективная история.
П
ро гениальность можно говорить
долго, лучше прочитать биографию на этом сайте. Объективно, без
художественных домыслов. Хотя способности и были яркими, но главное это
огромная работоспособность и желание познать
окружающий мир
. Леонардо
изучал темы, которые тогда рассматривались как обязательными для
художника: математика, перспектива, геометрия и все науки наблюдения и
изучения естественной среды. Он также начал изучал архитектуру и
скульптуру. После завершения своего обучения, он начал свою карьеру как
живописец с портретами и религиозными картинами, получая заказы от богатых
граждан или монастырей. На протяжении всей жизни он развивал свои
технические и художественные таланты. Необычная способность заниматься
любой темой и в любой области жизни, он должен был быть
лучше известным
,
как талантливый инженер, чем как живописец, но он удивлял даже всех своих
современников, также как и жадным своим любопытством, с которым он
непрерывно изучал естественные явления: "Где моча прибывает?" … и это
притом, что его технические экспериментирования в живописи были не всегда
удачными.
Совершенная техника исполнения Мона Лизы
Д ля Леонардо да Винчи, поиск совершенства - истинная, навязчивая идея. В своих записных книжках, в которых светиться желание достигнуть совершенства, он писал: "Скажите мне, ну скажет ли кто мне, кто-нибудь закончил хоть что-нибудь до конца?"
Работа выполнена на
тонкой тополиной доске, которая теперь чрезвычайно хрупкая. Именно поэтому
работа храниться за стеклянной витриной с определенными параметрами
температурой и влажностью. Мона Лиза - идеальный портрет, благодаря тонким
эффектам света на лице и продуманным пейзажем (цветовая гамма, перспектива
пейзажа в сочетании с небом) в фоне картины. И самое сложное моделирование
лица, что получилось удивительно реалистически.
Леонардо выполнял
многослойную живопись с потрясающим терпением и виртуозностью: после
подготовки деревянной панели с несколькими уровнями покрытия (уже в то
время было множество способов грунтования дерева), он прежде всего рисовал
общую композицию, фон, после чего наносятся тонкие слои (масло с
добавлением скипидара, что давало ему возможность работать на уровнях
прозрачного цвета). Это позволяло бесконечно слой за слоем
реконструировать лицо, да к тому же в
определенных местах
умело усиливать,
либо уменьшать эффекты света, прозрачности и оттенков на лице. Леонардо
называл этот метод сфумато ("sfumato"), по другому, более известному нам
названию, лессировка. Лессировкой называются тонкие, прозрачные и
полупрозрачные слои масляных и иных красок, наносимые на другие, хорошо
уже просохшие такие же краски, для придания последним желаемого
интенсивного и прозрачного тона. Сколько было нанесено лессировок,
определить просто не возможно. Эта методика позволила достигнуть
невероятной имитации плоти. Так же роль играет постепенный переход
человеческого тела во мрак. Прекрасным получился и ее задний план. Все
детали тут чрезвычайно точны, а вершины гор и вода: кости и кровь земли -
вызывают в памяти романтические представления о земле на следующий день
после дня Творения.
В течение
дальнейшей жизни
, Леонардо был
действительно известен очевидным своим талантом к подражанию природе, к
совершенству природы и когда его первый биограф, живописец Вазари, описал
Мона Лизу, он, прежде всего, настаивал на реализме работы: "Её прозрачные
глаза имели искрящийся из жизни: окруженный красноватыми и мертвенно
бледными оттенками, они были ограничены ударами плетью, чье выполнение
требовало самой большой деликатности". Ресницы выполнены, местами более
толстыми или более редкими, что наводит на размышление, они не могли быть
более натуральными. Нос, с его проработанными тонкими, розовыми ноздрями,
кажется непременно живым. [...] В области горла, внимательный наблюдатель
может уловить биение вен ". Что касается
цветовой гаммы
лица, то малиновые
тона, о которых упоминает Вазари, теперь совершенно не просматриваются.
Темная лакировка изменила соотношение цветов и создала смутный подводный
эффект, который еще усугубляется тем слабым светом, который слабо льется
на картину из потолочных окон Большой галереи в Лувре. К тому же в наше
время "Мона Лиза" выглядит не так (по композиции), как тогда, когда вышла
из рук Леонардо. Когда-то слева и справа на картине были нарисованы
невысокие колонны, теперь обрезанные. Глядя на них, становилось ясно, что
дама сидит на балконе, а вовсе не подвешена в воздухе, как это иногда
кажется. Эти изменения, однако, скорее досадны, чем трагичны: шедевр
сохранился, и мы должны быть благодарны, что он в таком прекрасном
состоянии.
Через "сфумато" Леонардо смог достичь и одной из его
первичных артистических целей, каково выразилась главным образом
индивидуальность его модели: "Хороший живописец выставляет по существу две
вещи: индивидуальность и точку своего мнения", сказал Леонардо. Нарисовать
душу в первую очередь, а не тело, это фактически основная цель его работы
и "сфумато", подчеркивает тайну работы: "погружающий вещи в свет должен
погрузить их в бесконечность".
Здесь важен и вопрос, до какой степени
реалистична картина по отношению к модели. В настоящее время невозможно
узнать, это копия с существовавшей женщины или Леонардо да Винчи
идеализировал портрет, или он полностью изобразил тип универсальной
женщины.
Мона Лиза не была, как многие считают, идеалом красоты
для Леонардо: его идеал скорей просматривается в ангеле из "Мадонны в
скалах". Все же Леонардо наверняка должен считать Мону Лизу особым
человеком: она произвела на него столь сильное впечатление, что он
отказался от других
выгодных предложений
и в течение трех лет работал над
ее портретом. Портрет отразил своеобразный человеческий
характер.
Тайна идентичности модели
С
ложно
идентифицировать личность изображенную на портрете. Есть несколько спорных
мнений, что на портрете:
Изабелла из Эсте (имеется рисунок
показывающий её)
Хозяйка Джулиано ди Медичи
Просто идеальная
женщина
Молодой юноша в женском одеянии
Автопортрет
В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его усадьбе. Описание этого визита было сделано секретарем кардинала Антонио де Беатисом: "10 октября 1517 года монсиньор и иже с ним посетили в одной из отдаленных частей Амбуаза мессэра Леонардо да Винчи, флорентийца, седобородого старца, которому более семидесяти лет, - самого превосходного художника нашего времени. Он показал его превосходительству три картины: одну с изображением флорентийской дамы, писанную с натуры по просьбе брата Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи, другую - святой Иоанн Креститель в молодости и третью - Святая Анна с Марией и младенцем Христом; все в высшей степени прекрасные. От самого мастера в связи с тем, что у него в то время была парализована правая рука , уже нельзя было ожидать новых хороших работ". Первое утверждение относительно личности для портрета Мона Лиза, "некая флорентийская дама", по мнению большинства исследователей, - это "Мона Лиза". Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий Джулиано Медичи не имел никакого отношения к Моне Лизе. Но вполне вероятно, что секретарь, перегруженный работой и впечатлениями, обронил имя Медичи по небрежности.
Более
позднее, второе утверждение Визари, он писал, что Мона Лиза (сокращение от
мадонна Лиза) была третьей женой флорентийского богача по имени Франческо
ди Бартоломее дель Джиокондо (откуда пошло второе название картины
"Джиокондо").
Мы знаем, что она женилась на дель Джиокондо в 1495, но
мы фактически не имеем никакого доказательства, что она могла быть хозяйка
Медичи. Когда Мона Лиза впервые начала позировать Леонардо, ей было около
двадцати четырех лет - по понятиям того времени, возраст, приближающийся к
среднему. Портрет удался - по словам Вазари, это была "точная копия
натуры". Но Леонардо превзошел возможности
портретной живописи
и сделал из
своей модели не просто женщину, а Женщину с большой буквы. Индивидуальное
и общее слились здесь воедино. Взгляд художника на Женщину может не
совпадать с общепринятыми мнениями. Позже анонимное заявление создает
прецедент, что Мона Лиза портрет Франческо дель Джиокондо, т.е. появилось
высказывание (идея), что это - портрет мужчины (позже создавалось много
обнаженных копий, где художники пытаются импровизировать то с женским, то
с мужским полом).
Наконец, в более поздних упоминаниях, примерно с
1625г., по мнению большинства исследователей портрет стали называть
Джиоконда.
Даже сегодня, мы не обладаем никакими заключительными
доказательствами личности женщины, показанной Леонардо. Леонардо смотрит
на свою модель с тревожащей воображение бесчувственностью: Мона Лиза
одновременно кажется сладострастной и холодной, прекрасной - и даже
отвратительной. Картина невелика, однако производит впечатление
монументальной. Этот эффект достигается с помощью соотношения фигуры и
заднего плана. Монументальность значительно усиливает то смешанное чувство
очарования и холодности, которое вызывает Мона Лиза: веками мужчины
смотрели на нее с восхищением, замешательством и ещё чем-то, близким к
ужасу. Леонардо полностью освободил себя от доказательств личности и
портретного сходства, с кого написан был портрет. Для нас портрет остается
шедевром кисти Леонардо.
Детективная история истории Мона Лизы
М
она Лиза
ещё долго была бы известна только тонким знатокам изобразительного
искусства, если бы не её исключительная история, которая сделала ей
всемирную известность.
Мона Лиза получила всемирную славу не только
из-за качеств работы Леонардо, которые впечатляют художественных любителей
и профессионалов, долго оставались бы только для тонких знатоков
искусства, если бы ее история также не была бы исключительна.
С
начала шестнадцатого столетия картина, приобретенная Франциском I
непосредственно из рук Леонардо да Винчи, после смерти Леонардо оставалась
в королевской коллекции. С 1793 была помещена в
Центральном Музее
Искусств
в Лувре. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достоянии
национальной коллекции. Она изучалась историками, копировалась
живописцами, копировали её часто, но 21 августа 1911 года картина была
похищена итальянским живописцем, Vincenzo Peruggia, с целью возвратить её
на историческую родину.
После полицейского допроса всех
подозреваемых, живописца Cubist, поэта Guillaume Apollinaire (в тот день
он призывал сжечь весь Лувр) и многих других, картину нашли только спустя
два года в Италии. Её осмотрели и обработали реставраторы и с почестями
повесили на место. На протяжении этого времени Мона Лиза не сходила с
обложек газет и журналов всего мира.
С тех пор, картина стала
объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики.
В двадцатом
столетии картина почти не покидала Лувр. В 1963 побывав в США и 1974 в
Японии. Поездки только закрепили успех и ее славу.
История картины «Мона Лиза» волнует не одно человеческое поколение. Леонардо да Винчи начал работу над своим бессмертным шедевром около 1503 года. Художник рисовал портрет жены богатого флорентийца по имени Франческо Джокондо. Девушку звали Мона Лиза. Второе название полотна - "Джоконда" - как-то ближе широкой аудитории.
Уже современники мастера оценили портрет в наивысшей степени. Популярность изображения была настолько огромной, что в дальнейшем о его написании сочинялись легенды и выдвигались различные теории.
Как она выглядит
Как выглядит «Мона Лиза»? Описание следующее: бессмертное творение имеет размеры 77 на 53 см. Картина написана маслом на доске из тополя. На ней изображена женщина, которая сидит в кресле. Она расположилась на фоне пейзажа. В ее портрете зрителя притягивает облик - ее необыкновенный, будто бы постоянно следящий за созерцателем взгляд, который излучает разум и волю. Но еще большую загадку представляет собой всемирно известная улыбка Джоконды. Она еле уловима, а ее смысл, кажется, ускользает от человека, рассматривающего картину. Именно эта неуловимость привносит в образ нечто, порождающее желание вглядываться в него вновь и вновь.
В мировом искусстве найдется очень мало портретов, которые смогут сравниться с «Моной Лизой» силой выражения человеческой индивидуальности, переданной в единстве интеллекта и нрава. Там, где находится картина «Мона Лиза», витает дух тайны и загадочности. Известный портрет да Винчи отличается от всех остальных запечатленных изображений периода кватроченто необычной интеллектуальной заряженностью.
От «Джоконды» исходит чувство силы, которое является органическим сочетанием ощущения личной свободы и внутренней собранности. Улыбка женщины никоим образом выдает пренебрежения или превосходства. Ее воспринимают как результат полного самообладания и спокойной самоуверенности.
Всемирная слава
«Мона Лиза» (оригинал) была бы еще долго известна только искушенному и тонкому знатоку изобразительного искусства , если бы с ней не произошла одна удивительная история , принесшая полотну всемирно известную популярность.
С самого начала XVI столетия шедевр сберегался в королевской коллекции. Сюда он попал благодаря который купил его после кончины Леонардо. В 1793 году изображение поместили в Лувре. Большинство людей знают этот музей как место, где находится картина «Мона Лиза». Но речь сейчас не об этом.
Итак, «Джоконда» стала шедевром национального значения и постоянно находилась только в Лувре. В 1911 году (21 августа) сотрудник музея Винченцо Перуджа, мастер по зеркалам из Италии, похитил портрет. Однозначно никому так и не удалось выяснить истинную цель содеянного преступления. Может быть, Винченцо намеревался вернуть полотно на его историческую родину. Через два года в Италии картина была найдена. Обнаружить изображение помог сам Перуджа: он откликнулся на газетное объявление и решил продать «Мону Лизу». В начале января 1914 года «Джоконда» возвратилась в Лувр.
Тайна личности
Тяжело идентифицировать особу, изображенную на полотне. По этому поводу представлено много спорных гипотез. Исследователи расходятся во мнениях. Приверженцы разных теорий выдвигают следующие утверждения относительно личности Моны Лизы: одни из них уверены, что это Изабелла из Эсте. Вторые - что на картине молодой человек в одежде женщины. Третьи склонны к тому, что это супруга знатного флорентийца дель Джокондо. Еще говорят, что это обыкновенная или собственный автопортрет да Винчи.
Тайна «Моны Лизы» остается неизвестной и сегодня. В 1517 году великого мастера посетил кардинал Луи Арагонский. Секретарь монсеньора описал эту встречу. Он записал, что Леонардо да Винчи продемонстрировал Луи три своих картины. На одной была изображена флорентийская дама, которую написали с натуры по прошению Джулиано Медичи. На второй был изображен лик молодого И третье полотно оказалось портретом и Марии с новорожденным Иисусом.
Некоторые историки утверждают, что флорентийской дамой была именно Мона Лиза. Но, может быть, это был и какой-либо иной портрет, с которого нет никаких копий и даже не осталось свидетельств о нем. Поэтому Медичи не мог иметь ничего общего с «Моной Лизой».
Как найти картину
Где находится картина «Мона Лиза», известно всем жителям нашей планеты. Она сберегается в Лувре. Каждый из музейных указателей ведет именно к этому полотну. Японское телевидение в королевском дворце выкупило под портрет целый зал. А само изображение покрывает толстая броня. Рядом с портретом постоянно находится пара охранников, сюда устремляется несчетное число посетителей. «Джоконду» вы можете увидеть только в Лувре, и нигде больше. В середине прошлого века шедевр дважды вывозился из музея, но руководство учреждения приняло решения никогда больше не транспортировать «Мону Лизу» за его пределы. Та часть Лувра, которая носит название Denon (Денон), седьмой зал живописи Италии, может похвастаться тем, что на его стене висит лик самой знаменитой женщины в истории искусства.
Оттенки и тени
Ученые всей планеты не могут успокоиться, пытаясь разгадать тайны портрета «Мона Лиза» (музей, где он находится, указан выше). Несколько лет назад они прибегли к использованию дабы понять, как мастер создавал тени на своем полотне. Филипп Уолтер и его коллеги исследовали семь картин да Винчи, среди которых была и «Джоконда». Рентгеновские лучи дают возможность изучить портрет, не повредив при этом слои краски.
В ходе исследований было установлено, что Леонардо пользовался популярной в его время техникой «сфумато». Она делала возможными мягкие переходы цвета или оттенков на полотне.
Самым шокирующим открытием Уолтера было то, что на картине невозможно увидеть ни одного отпечатка пальца или мазка. Все выполнено просто совершенно, а потому анализировать «Мону Лизу» невероятно трудно.
Ученые выяснили, что Леонардо обладал способностью наносить слои, толщина которых была всего два микрометра, а общая толщина шага не была больше 30-40 мкм.
Неоценимый шедевр
Сколько же стоит сейчас «Мона Лиза»? Цена ее не определяется в денежных знаках . Но легендарная «Джоконда» внесена в книгу рекордов Гиннеса как полотно, застрахованное на наибольшую сумму. В 1962 году она составляла сто миллионов долларов. Но сегодня Лувр тратит эти деньги не на страховку, а на охрану. Принимая во внимание произошедшую инфляцию, в 2006 году эта сумма приравнивалась бы уже к 670 миллионам американских долларов. Таким образом, изображение Моны Лизы является самым дорогим портретом на Земле.
Тайна, покрытая мраком
«Джоконда» вызывает кучу вопросов. Один из них - почему у женщины отсутствуют брови. Конец XV - начало следующего столетия известны тем, что в моде тогда были полностью удаленные брови. Так, можно сделать вывод, что дама, изображенная на полотне, следила за всеми тенденциями стиля, а потому брови у нее и были выщипаны. Но инженер из Франции Паскаль Коте утверждает, что брови все-таки были.
Воспользовавшись суперсовременным сканером, исследователь сделал копию полотна, на которой обнаружились следы бровей. Паскаль уверен, что эти штрихи были и изначально, но впоследствии стерлись.
Причинами этого могли стать чрезмерно усердные намерения сохранить шедевр. На протяжении пяти столетий полотно часто чистили, а потому мелкие элементы на нем вполне могли стереться.
Неудачную попытку реставрации «Моны Лизы» также называет Коте в качестве «пропажи» бровей. Но так и не ясно, как же все-таки могли они полностью исчезнуть.
Хоть одним глазком
Где находится картина «Мона Лиза» читателю уже известно. И, наверное, каждому человеку хочется хоть раз в жизни, издалека, но увидеть оригинал, который покорил мир. Этот портрет хранит столько тайн и загадок, что просто невозможно не попытаться разгадать хоть одну из них. Но это еще не удалось никому. Все они известны только Леонардо, который унес их с собой, оставив будущим поколениям лишь загадки и свой бесценный, бессмертный шедевр.
Введение……………………………………………………………………3
1. Биография художника…………………………………………………..5
2. Тайна идентификации модели Мона Лизы……………………………6
3. Техника исполнения Мона Лизы……………………………………...11
4. Композиция картины…………………………………………………..16
5. Любопытные факты……………………………………………………18
Заключение………………………………………………………………..20
Список источников и литературы……………………………………….21
Приложение……………………………………………………………….22
Введение
итал. Gioconda; Monna Lisa ) - портрет Лизы Герардини, супруги флорентийского торговца шелком Франческо дель Джокондо, молодой женщины, написанный итальянским художником Леонардо да Винчи около 1503 года. Картина является одним из самых известных произведений живописи в мире. Относится к эпохе Возрождения. Выставлена в Лувре (Париж, Франция).
итал. Ritratto di Monna Lisa del Giocondo - Портрет госпожи Лизы Джокондо.
Самой бесценной картиной всего человечества, считают работу Леонардо да Винчи "Мона Лиза". Работа создавалась на протяжении нескольких лет, она уникальна. Картина всем настолько знакома, настолько глубоко запечатлелась в памяти людей, что трудно поверить, что когда-то она выглядела иначе.
Картину столь часто копировали и она оказала столь сильное (возможно, даже слишком сильное) влияние на искусство, что очень трудно взглянуть на нее непредвзятым взором, однако внимательное рассмотрение цветных иллюстраций может привести к удивительным открытиям даже тех, кто устал или же считает, что устал, от "Моны Лизы".
Можно выделить четыре основных вопроса:
· Гениальность создателя картины, Леонардо да Винчи (1452-1519)
· Совершенная техника исполнения, тайны, которые до сих пор нераскрыты
· Ореол загадочности женщины (которая позировала)
· История картины, которая является столь же удивительной как детективная история.
Про гениальность можно говорить долго, лучше прочитать биографию на этом сайте. Объективно, без художественных домыслов. Хотя способности и были яркими, но главное это огромная работоспособность и желание познать окружающий мир. Леонардо изучал темы, которые тогда рассматривались как обязательными для художника: математика, перспектива, геометрия и все науки наблюдения и изучения естественной среды. Он также начал изучал архитектуру и скульптуру. После завершения своего обучения, он начал свою карьеру как живописец с портретами и религиозными картинами, получая заказы от богатых граждан или монастырей. На протяжении всей жизни он развивал свои технические и художественные таланты. Необычная способность заниматься любой темой и в любой области жизни, он должен был быть лучше известным, как талантливый инженер, чем как живописец, но он удивлял даже всех своих современников, также как и жадным своим любопытством, с которым он непрерывно изучал естественные явления: "Где моча прибывает?" … и это притом, что его технические экспериментирования в живописи были не всегда удачными.
1. Биография художника
Леонардо получил свою фамилию благодаря городку Винчи к западу от Флоренции, где, предположительно родился 15 апреля 1452 года. Он был незаконнорожденным сыном флорентийского нотариуса и крестьянской девушки, но воспитывался в доме и отца, поэтому получил основательное образование в чтении, письме и счете. В возрасте 15 лет он попал в ученики к одному из ведущих мастеров раннего Возрождения Андреа дель Верроккьо, а спустя пять лет вступил в гильдию художников. В 1482 году, будучи уже профессиональным художником, Леонардо переехал в Милан. Там он написал знаменитую фреску « Тайная вечеря » и начал вести свои уникальные записи, в которых он выступает больше в роли архитектора-проектировщика, анатома, гидравлика, изобретателя механизмов, музыканта. Долгие годы, переезжая из города в город, да Винчи был настолько увлечен математикой, что не мог заставить себя взять в руки кисти. Во Флоренции он вступил в соперничество с Микеланджело; кульминацией этого соперничества стало создание огромных батальных композиций, которые два художника написали для палаццо делла Синьория (также палаццо Веккьо). Французы, сначала Людовик XII, а затем Франциск I, восхищались произведениями итальянского Возрождения , особенно Тайной вечерей Леонардо. Поэтому неудивительно, что в 1516 Франциск I, хорошо осведомленный о разнообразных талантах Леонардо, пригласил его ко двору, который тогда располагался в замке Амбуаз в долине Луары. Леонардо умер в Амбуазе 2 мая 1519; его картины к этому времени были рассеяны в основном по частным собраниям, а записки пролежали в разных коллекциях почти в полном забвении еще несколько веков.
2. Тайна идентичности модели Мона Лизы
Личность, изображённую на портрете, сложно идентифицировать. До сегодняшнего дня по этому поводу было высказано много спорных и, подчас, абсурдных мнений:
Жена флорентийского торговца дель Джокондо
Изабелла Из Эсте
Просто идеальная женщина
Молодой юноша в женском одеянии
Автопортрет Леонардо
Загадка, по сей день окружающая незнакомку, притягивает в Лувр ежегодно миллионы посетителей.
В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. Описание этого визита было сделано секретарём кардинала Антонио де Беатисом: «10 октября 1517 года монсеньор и иже с ним посетили в одной из отдалённых частей Амбуаза, посетил мессира Леонардо да Винчи, флорентийца, седобородого старца, которому более семидесяти лет, - самого превосходного художника нашего времени. Он показал его превосходительству три картины: одну с изображением флорентийской дамы, писанную с натуры по просьбе брата Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи, другую - святой Иоанн Креститель в молодости и третью - Святая Анна с Марией и младенцем Христом; все в высшей степени прекрасные. От самого мастера, в связи с тем, что у него в то время была парализована правая рука, уже нельзя было ожидать новых хороших работ».
По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе».
Согласно Джорджио Вазари (1511-1574), автору биографий итальянских художников, Мона Лиза (сокр. от мадонна Лиза) была женой флорентийца по имени Франческо дель Джиокондо на чей портрет Леонардо потратил четыре года, всё же оставив его неоконченным.
Вазари высказывает очень хвалебное мнение о качестве этой картины: «Любой человек, желающий увидеть, как хорошо искусство может имитировать природу, может с лёгкостью в этом убедиться на примере головы, т. к. здесь Леонардо воспроизвёл все детали… Глаза наполнены блеском и влагой, как у живых людей… Нежный розовый нос кажется настоящим. Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица … Кто бы не смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бьется пульс…». Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму».
Может быть, эта история и соответствует действительности, но, скорее всего, Вазари просто добавил её к биографии Леонардо для развлечения читателей. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Эта неточность могла возникнуть только в том случае, если автор описывал картину по памяти или же по рассказам других. Картина была хорошо известна среди любителей искусства, хотя Леонардо уехал из Италии во Францию в 1516 году, взяв картину с собой. Согласно итальянским источникам она с тех пор находилась в коллекции французского короля Франциска I, однако остаётся неясным, когда и как она была им приобретена и почему Леонардо не вернул её заказчику.
Вазари, родившийся в 1511 году, никак не мог увидеть Джоконду своими глазами и был вынужден сослаться на информацию, данную анонимным автором первой биографии Леонардо. Именно он и пишет о маловлиятельном торговце шелками Франческо Джокондо, заказавшем у художника портрет своей третьей жены Лизы. Не смотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи всё же сомневаются в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500-1505). Утончённая техника указывает на более позднее создание картины. Помимо того, в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой Ангиари», что даже отказал княжне Изабелле д’Эстэ принять её заказ. Мог ли тогда простой торговец уговорить известного мастера написать портрет своей жены?
Интересен и тот факт, что в своём описании Вазари восхищается талантом Леонардо передавать физические феномены, а не сходством между моделью и картиной. Как кажется, именно эта физическая особенность шедевра оставила глубокое впечатление среди посетителей ателье художника и дошла до Вазари почти пятьдесят лет спустя.
Кто же такая Мона Лиза? Версий существует масса. Самая правдоподобная из них – вторая супруга флорентийского торговца шелком Франческо дель Джиокондо и мать пятерых детей. На момент написания картины (около 1503-1506 г.г.) девушке было по разным сведениям от 24 до 30 лет. Именно из-за фамилии мужа картина теперь известна под двумя названиями.
По второй версии, загадочная девушка вовсе не была ангелоподобной невинной красавицей. На момент написания картины ей исполнилось уже 40 лет. Герцогиня была незаконнорожденной дочерью правителя Милана - легендарного героя итальянского Возрождения герцога Сфорца и скандально прославилась своей распущенностью: с 15 лет она трижды была замужем и родила 11 детей. Умерла герцогиня в 1509 году, спустя шесть лет после начала работы над картиной. Версия эта подкрепляется портретом двадцатипятилетней герцогини удивительно похожей на Мону Лизу.
Часто можно слышать версию о том, что за моделью для своего шедевра Леонардо да Винчи далеко не ходил, а просто написал автопортрет в женской одежде. Эту версию сложно отвергнуть, ведь очевидная схожесть между Джокондой и более поздним автопортретом мастера есть. Более того, это сходство подтвердил компьютерный анализ основных антропометрических показателей.
Самая скандальная версия затрагивает личную жизнь мастера. Некоторые ученые утверждают, что моделью для картины послужил ученик и помощник да Винчи Джиана Джакомо, который находился рядом с ним в течение 26 лет и, возможно, был его любовником. В пользу этой версии приводят тот факт, что Леонардо оставил эту картину ему в наследство, когда скончался в 1519 году.
Однако сколько не разгадывай ребус мастера, все равно вопросов остается больше, чем ответов. Неопределенность в названии картины вызвала массу предположений относительно ее подлинности. Существует версия, что Современники неоднократно отмечали, что картина мастером окончена не была. Более того, Рафаэль, побывав в мастерской художника, сделал набросок с еще незавершенной картины. На эскизе оказалась всем известная женщина, по обеим сторонам от которой расположились греческие колонны. Кроме того, по свидетельствам современников, картина была больше и делалась на заказ как раз для мужа Моны Лизы Франческо дель Джиокондо. Автор передал незаконченную картину в руки заказчика, и она хранилась в семейном архиве на протяжении многих веков.
Однако в Лувре выставлено совершенно иное полотно. Оно меньше по размеру (всего 77 на 53 сантиметра) и выглядит вполне законченным без колонн. Так вот по мнению историков, на луврской картине изображена любовница Джулияно Медичи - Констанца Д’Авалос. Именно эту картину художник привез с собой во Францию в 1516 году. Он держал ее в своей комнате в поместье под городом Амбуаз вплоть до самой смерти. Оттуда картина в 1517 г. попала в коллекцию короля Франциска I. Именно эта картина называется «Мона Лиза».