Авторское отношение к героям преступление и наказание. Отношение Достоевского к герою романа “Преступление и наказание” Раскольникову

Отношение к Герою романа «Преступление и наказание» Родиону Раскольникову

Отношение к Герою романа «Преступление и наказание» Родиону Раскольникову не может быть однозначным, с одной стороны, это чуткий, способный на самопожертвование человек, с другой - бунтарь, совершающий аморальный поступок. Поэтому я симпатизирую ему, как думающему не глупому человеку и не приемлю аморальность его целей и способа их достижения.

Кумиры, идолы Раскольникова -великие гении, вершители судеб человечества. Чтобы стать одним из них, герою надо принять на себя все грехи людские и тем изжить их.

Раскольникова очень увлекал Наполеон, как идеал сильной личности . Сознание своего превосходства явилось благоприятной психологической почвой для развития его притязаний на власть над людьми.

Студент Раскольников выстроил свою жестокую философию, Которая заключалась в следующем: все люди подразделяются на две категории: «твари дрожащие», безропотно принимающие порядок вещей, и «творцы истории», « сильные мира сего», люди нарушающие моральные нормы и общественный порядок, ген за счет попрания первых последними.

Идеалом «сверхчеловека» у Раскольникова является Наполеон. Для героя Достоевского это личность, действующая по правилу «все дозволено», человек, могущий пожертвовать всем ради достижения собственной выгоды. Это гений, который уверен, что имеет право распоряжаться человеческой судьбой , сотнями жизней. Он, не задумываясь, посылает тысячи людей на гибель в Египет, оставляет свою армию замерзать в снегах России без тени жалости и сожаления. Таков кумир Раскольникова. Молодой человек завидует способности императора перешагнуть через всех и все, его равнодушию, спокойствию, хладнокровию.

Мечты Раскольникова о наполеоновской власти над людьми не был выражением только его индивидуалистического самоутверждения. Эту власть он предполагал использовать во имя общего блага. Раскольников мечтает управлять людьми, направить свои силы на преобразование мира к лучшему.

Его преступление парадоксально смыкается с величайшей жертвой .. Старуха- процентщица действительно пала жертвой не убийцы, а принципа.

Для Раскольникова убийство старухи есть самопроверка героя: выдержит ли он идею о праве сильной личности на кровь, является ли он избранным, исключительным человеком, Наполеоном: «Я просто убил; для себя убил, для себя одного».

Раскольников совершил преступление потому, что он человек, Не проверял ли Достоевский героя на прочность из-за того, что увидел себя в осужденном убийце? Не хотел ли убедиться в том, смог бы он, автор, совершить преступление?

Но стремясь стать Наполеоном Раскольников волнуется, переживает из-за матери, старается уберечь сестру Дунечку от брака с подлецом Лужиным, испытывает страшные угрызения совести

Таким образом Раскольников потерпел неудачу. Его поступок приводит к нарушению моральных норм и краху нравственных ценностей. Однако он путем тяжких испытаний пришел к осознанию тщетности и ничтожества избранного идеала, к горькому разочарованию в Наполеоне.

Его спасла одна и та же сила - любовь и соединение с вечным. Любовь Сони преображает Раскольникова, приобщает его к вечным нравственным ценностям . Он приходит к признанию нравственного закона, как общеобязательного и объективно существующего, что приводит к разочарованию в кумире.

Достоевский показал, что сама идея «наполеонизма» глубоко бесчеловечна, эгоистична, буржуазна и антидемократична по своей сущности».

Раскольников, в романе, сознательно неприятен всем. В его поведении акцент поставлен на моментах, возмущающих нравственное чувство. Со злостью сопротивляясь человечному в себе, он пытается его задушить, терзая себя и близких. Мы неприемлем героя в этой абсолютной, опустошающей вражде к миру. Автор же больше симпатизирует ему, нетерпеливому мыслителю и философу, не докапывающемуся до корня лежащих перед ним противоречий.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru


Роман Достоевского «Преступление и наказание» является одним из наиболее интересных произведений 19 века. В нем мы узнаем, несомненно, новые черты «сильных личностей», воплощенных в Родионе Раскольникове.

Наполеоновские идеи Раскольникова были последовательно раскрыты Федором Михайловичем в его произведении. Возможно ли счастье одних людей, после уничтожения других? – таков главный вопрос в романе. По мнению Родиона – возможно. Но Достоевский опровергает это утверждение. По ходу повествования мы ясно осознаем, что не может быть в мире

Гармонии, если страдают невинные люди.

Герой полностью находиться во власти писателя, поэтому античеловеческие идеи Раскольникова потерпели неудачу. Но, не смотря на полное отчуждение этой теории, Достоевский проявляет жалость к своему герою, восхищаясь его способностью бунтовать. Ведь тема бунта давно владела писателем и, наконец, нашла свое воплощение в данном романе.

Бунт героя порожден социальным неравенством в обществе. После разговора с Мармеладовым, герой окончательно убеждается в своем желании совершить преступление. Наличие богатства – вот что может помочь человеку, считает Родион. Судьба

Же Мармеладова опровергает это утверждение. Не смотря на обилие денежных средств , он так и не смог выбраться со дна жизни.

Раскольниковым движет желание установить справедливость, а осуществить он может это, только совершив злодеяние. Стараясь раскрыть эту тему более широко, писатель создает героев-двойников Родиона. Не даром здесь подчеркивается их идеологическое сходство.

Раскольников считает, что переступать закон могут лишь избранные. Но писатель так не считает, он против убийств. Со временем, эту аксиому познает и Родион, но в отличие от Достоевского познание пришло слишком поздно.

К чему же в результате приходит главный герой, считая себя в праве уничтожать «ненужных» людей? Одних людей он относит к высшей расе, других – к низшей. Его волнует вопрос о собственном положении в иерархии людей. Родион мечтает обрести власть, совершая безнравственные поступки, убивая других.

Достоевский, проповедуя христианство, вносит в роман образ Сони – полную противоположность Раскольникову. Писатель понимает «полное счастье» в уничтожении своего «я», в служении людям. Это воплотил он в Сонечке Мармеладовой. Автор противопоставляет ее образ и образ Родиона, сталкивая бунтарский дух и смирение. Всепрощающая любовь Сони убеждает Раскольникова принять страдания. Он признается в преступлении, но нисколько не раскаивается. Настоящее раскаяние приходит к нему только на каторге.

Произведение остается актуальным, и по сей день. Достоевский, предостерег человечество от опасностей революционных бунтов, провозгласил ценности человеческой личности.

Для меня герой романа Ф. М. Достоевского - один из серьезных образов в русской литературе. Несомненно, Раскольников - личность, но отношение к нему зависит от умения думать, анализировать все, что рассказал автор о своем герое. Роман вызывает нескончаемые размышления и споры. Содержание такого произведения, как «Преступ­ление и наказание», неисчерпаемо, его образы емки и относятся к разряду «вечных».

Причины этого многообразны: «болезненность» социальных проблем , к которым обращается писатель, особенности внутреннего мира главного героя. Читая роман, мы вместе с Достоевским проходим трудный путь исканий и раздумий. Личность Расколь­никова рождает так много вопросов, что выразить определенно свое отношение к ней очень трудно. ,

В психологическом портрете Раскольникова на первое место выдвинуты те черты, которые рождены общественным положением бедного студента (он мнителен, самолю­бив, мрачен, угрюм). Можно сказать, что в этом проявляются особенности социальной психологии людей бедных, обездоленных. Желание и умение писателя углубиться в подспудные процессы сознания приводят его к интересному приему самооткрытия Раскольникова - к передаче снов. В них болезненные переживания Родиона предстают в обнаженном виде. Какие нестандартные определения дает писатель: «он был задавлен бедностью», «изуродован нищетой», «удручен бедностью». Эта характеристика понятна читателю, в том числе и современному. Но люди ищут друтой выход, а не тот, который выбрал Раскольников по «заблуждению мысли», по нелепости придуманной теории на право сильного человека решать вопросы так, как это ему кажется правильным. К со­жалению, и сегодня можно найти людей, оправдывающих Раскольникова. «Почему бы и нет, - говорят они. - Почему не отобрать деньги у негодяя, не убить подлеца, чтобы вытащить из нищеты хороших людей ? А то, что при этом убита ни в чем не повинная Лизавета, так это случайность. Издержки». К чему приводит такая философия, нам рассказал Федор Михайлович.

Роман дает понимание главного: за преступление следует наказание, более страшное, чем арест, ссылка. Наказание это - муки совести. Преступить закон - значит выклю­чить себя из жизни, из ее течения. Содеянное стало непреодолимой преградой между Раскольниковым и всеми окружающими его людьми.

Мне понятны вопросы, которые волновали главного героя Достоевского: почему умные и благородные должны влачить жалкое существование, а ничтожные и подлые живут в роскоши и довольстве? Почему страдают невинные дети? Но то, что сделал Раскольников, проблемы ведь не решает. Права Соня Мармеладова, когда говорит о том, что не во власти человека судить, «кому жить, а кому не жить». Несомненно и то, что Родион Раскольников - человек честный, мыслящий, умеющий чувствовать чужие страдания. И это меня в нем привлекает. На сделку с совестью он не пошел. В рассуждениях о праве сильной личности он допустил много ошибок. Очевидно, это всегда будет угнетать его, даже после тех семи лет, которые осталось ему провести на каторге. Но осознал ли он, искупил ли полностью свою вину? Я думаю, что нет. И это отталкивает меня от него.

Мое отношение к Родиону Раскольникова и его «теории»

Ф. Достоевский принадлежал к числу величайших русских писателей-реалистов XIX столетия. Он завоевал мировое признание и осуществил большое влияние на развитие русской и европейской литературы . Художник трагического стиля, тонкий психолог, он чрезвычайно глубоко вошел в противоречие мысли, сознания всей духовной жизни современного ему человека. В своих социально-философских «романах-трагедиях» Достоевский с пронзительной искренностью изобразил боль и бессилие униженных «маленьких людей». Он написал много интересных произведений . На уроке зарубежной литературы мы ознакомились с романом « Преступление и наказание ». Это один из наиболее значительных и совершенных художественных полотен писателя , в котором он задумал «проверить все вопросы», а в образе главного героя показать «одного из членов «нового поколения»».

«Все вопросы» - это наболевшие социальные проблемы (рост бедности, преступность, положение вдов и сирот, ростовщичество). Главный герой романа - бывший студент Раскольников Родион Романович - изображенный писателем на изломе судьбы. Раскольников - бедный студент. Родиону не хватает денег даже на пищу. Он ходил к ростовщице Алене Ивановне, чтобы заложить какую-то ценную вещь под проценты. Закладывая вещи, Родион надеялся получить деньги, чтобы хватило на жизнь. Но ростовщица давала очень мало денег. Это бесило Родиона. Долго думая, он создает теорию сильной личности. Раскольников поделил людей на две категории: сильных и слабых. При этом себя относил к сильным личностям. Он решает убить старую ростовщицу и забрать деньги и ценные вещи. Тщательно готовится к убийству, обдумывает каждый свой шаг, переживает. И вот он это делает: убивает Алену Ивановну. Но все выходит не так, как он планировал. На месте преступления его застает сестра старухи - Лизавета.

И он убивает ее как нежелательного свидетеля. Родиону выпала тяжелая судьба. Он страдает за бедных, помогает им, но становится убийцей. Осуществив преступление, почти покончив со своими сомнениями: «Или тварь я дрожащая, или право имею» - Родион вычеркнул себя из жизни, достойной человека! Раскольников мучается и со временем понимает, что теория сильной личности терпит крах, так как она ошибочная. Ему стало страшно жить.

Он прячет деньги и ценные вещи и не пользуется ими, так как понимает, что, убив старуху, стал преступником - и только. Раскольников больше не может страдать, поэтому сознается, что преступление совершил он. Родион - не сильная личность и сделал большую ошибку. Я думаю, что убийство - это не путь решения проблем. Решить сложные вопросы можно было бы другим путем, а убийство - это не выход!

Родион Раскольников был чутким человеком, иногда до самоотречения. Мы знаем это, так как на его суде были свидетели, которые это подтвердили, приводя конкретные примеры. Я не хочу их здесь пересказывать. Однако это не помешало Родиону совершить именно то, что он совершил. Так как у него была теория, которую он считал правильной и хотел доказать. А отсюда и его эксперимент. Родион Раскольников вдобавок имел новые идеи в общественных науках, где все эксперименты строятся на людях. («По окончании эксперимента подопытные животные были забиты»). Допускаю, что затруднительное материальное положение не было главной движущей силой опыта Раскольникова . Если бы это было так, он бы забрал награбленное имущество, каким бы разнервничавшимся он не был. И не деньги ему были нужны. Не согласны? Ну, пусть будет по-вашему, но не только деньги. Просто научный работник проверял на себе истинность своих предположений. Мы все знаем, как пропасть зовет к прыжку, и если мы здоровы, то противостоим этому чувству. Но, если учитывая какие-то обстоятельства, наше сопротивление становится меньшим, чем соблазн, мы прыгаем… т.е. проводим свой эксперимент.

Что в гипотезе Раскольникова касалось именно его? Прежде всего, он не мог ставить эксперимент на другом человеке, так как нужно было выяснить, является ли он, бывший студент Раскольников, сверхчеловеком. Любой, положительный или отрицательный, результат, полученный на другом подопытном, ничего не дал бы, так как характеризовал бы подопытного, а не Родиона. Болезненное состояние, в котором находился главный герой, уменьшило тормозные процессы в мозгу Раскольникова, так, как это делает алкоголь. «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке». Но горячечное состояние отнюдь не обозначилось на интеллектуальной деятельности. Убийца хорошо распланировал и даже сделал «пробу» своего преступления, он изобрел средство спрятать топор, но в то же время сознает чудовищность этого поступка. Считаю, не безумец делает это дело, а человек проникновенного ума. И вот дело сделано, и Порфирию Петровичу не найти вещественных доказательств.

Следователю здесь нечего делать, он привык к убийствам из ревности, с корыстной целью. А здесь научный эксперимент - никаких оснований для преступления. Перед нами преступление, которое будет раскрыто только в случае признания самого Родиона Романовича. Некоторые люди сочувствуют ему через ту моральную пытку, которую он вынужден пережить, когда выяснилось, что он не сверхчеловек. Да, он в самом деле страдает, но что мне до этого? Ему же никого не жаль, и он никому не сочувствует. Сколько видим его в романе, он всегда кого-то тиранит, например, несчастную Сонечку. Снова эксперимент? Повторяю, его мучает не совесть за двумя утерянными душами, кем бы он ни были, а разочарование в себе.

Раскольников не вызывает у меня ни симпатии, ни сочувствия. Каждый человек имеет право на собственные мысли, и прежде чем воплощать их в жизнь, нужно заранее продумать: не будет ли эта работа опасной для настоящего, а еще больше для грядущих поколений. Этого не делал и не хотел делать Раскольников. Ну, и как я должен относиться к таким людям?

На вопрос Можете помочь???помогите найти отношение Достоевского к идеи Раскольникова (роман "преступление и наказание") заданный автором Екатерина Иванова лучший ответ это Основным смыслом содержания романа является полная невозможность найти выход из жизненных тупиков, из капканов, расставленных человеку капиталистическим обществом. Главный герой романа Достоевского Родион Раскольников задавлен бедностью. Его матери и сестре грозят голод и нищенское существование.
Родион Раскольников верит в то, что может прорваться к тем, кто имеет право на свободу и власть. Трагедия героя начала вершиться в том Петербурге, который отворачивается от «маленьких» и задавленных тяготами жизни людей, которые существовали, как и Раскольников, в бедности, в голоде и ужасных, нечеловеческих условиях. В такой нездоровой, губительной атмосфере рождались страшные мысли, разворачивались человеческие драмы и происходили низкие преступления.
Раскольников мучится от бессилия. Сначала он замыкается в себе «как черепаха в своем панцире, пытаясь решить вопросы устранения «несправедливости окружающей жизни» . В результате этих усилий и рождается «идея» , смысл которой заключается в том, что одни будут «обыкновенными» рабами, подчиняющимися другим, «необыкновенным» . Эти, вторые, имели право беспрепятственно переступать через норму морали, через чужую кровь. Эта теория стара, как мир. Взаимосвязь между целью и средствами, которые могут быть употреблены для достижения этой цели, исследовалась давно. Квинтэссенцией теории Раскольникова стал лозунг иезуитов: «Цель оправдывает средства» . Но, по мнению писателя, живой жизненный процесс, т. е. логика жизни, всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию - и самую передовую, революционную, и самую преступную. Значит, жизнь делать по теории нельзя.
Герой Достоевского не хочет больше терпеть унижения и бедность, он намерен переступить через правила уродливого устройства современного ему общества, для которого характерно отсутствие равноправия и сострадания. Одной из причин появления теории героя и, соответственно, совершенного им убийства является факт, что Раскольников не может смотреть на страдания людей, живущих еще хуже, чем он сам, доведенных до отчаяния. Однако есть еще одно обстоятельство, толкнувшее героя на преступление: Родион Раскольников хочет стать «особенным» человеком, одним из тех, кто, по его мнению, ведет массы к светлой жизни.
Теория Раскольникова бесчеловечна, и автор прямо указывает на то, что подобный взгляд на жизнь делает его героя не лучше Лужина, Свидригайлова и им подобных. Теория Раскольникова - теория Наполеона, продиктованная жаждой иметь неограниченную власть. Она похожа на взгляды Ницше, который создал теорию «белокурых бестий» , «суперчеловеков» , которым все позволено. Позднее она послужила основой для создания фашисткой идеологии, которая, став господствующей идеологией Третьего рейха, принесла неисчислимые бедствия всему человечеству. Эта теорию в основе своей построена на неравенстве людей, на избранности одних и унижении других. Раскольников идет на преступление и совершает убийство старухи-процентщицы, а потом лишает жизни ее ни в чем не повинную сестру. После случившегося Раскольников сам не свой: несколько дней он находится в состоянии забытья-полукошмара, ему представляются страшные картины убийства. Герой ищет в своей душе нравственное оправдание своему поступку. Таким образом он пытается уговорить себя «усыпить» свою совесть.
Достоевский разоблачает антигуманность теории Раскольникова и наказывает героя. Писатель заставляет Родиона Раскольникова убедиться в ложности избранного пути. Автор показывает, что идея о праве сильной личности на преступление ведет не к возвышению, а к разрушению души, к деградации. Герой опустошил себя убийством, словно «ножницами отрезал себя от всего и всех» . Расчет убийства оказался неверным, так как вместо одного человека Раскольников вынужден уничтожить двух, а потом косвенно убил и свою мать. Нет, не получилось у Раскольникова стать Наполеоном. И автор приводит героя и читателя к выводу о том, что распоряжаться человеческими судьба

просмотров
просмотров