Зарождение джаза. История джаза: "чёрная музыка", завоевавшая весь мир
Что такое джаз, история джаза
Что такое джаз? Эти волнующие ритмы, приятная живая музыка, которая непрерывно развивается и движется. С этим направлением, пожалуй, не сравнится ни одно другое, и перепутать его невозможно с каким-либо другим жанром даже новичку. Причем, вот парадокс, услышать и узнать его легко, а вот описать словами не так просто, потому что джаз непрерывно развивается и понятия, характеристики, применяемые сегодня, через год или два уже устаревают.
Джаз – что это такое
Джаз – это направление в музыке, которое возникло в начале XX века. В нем тесно переплетаются африканские ритмы, обрядовые песнопения, рабочие и светские песни, американская музыка прошлых столетий. Другими словами, это полуимпровизационный жанр, появившийся в результате смешивания западноевропейской и западноафриканской музыки.
Откуда возник джаз
Принято считать, что появился он из Африки, об этом свидетельствуют сложные ритмы. Добавьте к этому еще и танцы, всевозможные притоптывания, хлопки и вот он регтайм. Четкие ритмы этого жанра в сочетании с блюзовыми мелодиями и дали начало новому направлению, которое мы называем джаз. Задавшись вопросом, откуда появилась все-таки эта новая музыка , любой источник даст вам ответ, что из песнопений чернокожих рабов, которых завезли в Америку еще в начале XVII века. Только в музыке они находили утешение.
Вначале это были чисто африканские мотивы, но спустя несколько десятилетий они стали носить больше импровизационный характер и обрастали новыми американскими мелодиями, в основном это были религиозные напевы – спиричуэлы. Позднее к этому добавились песни-жалобы – блюзы и небольшие духовые оркестры. Так и возникло новое направление – джаз.
В чем особенности джазовой музыки
Первая и самая важная особенность – это импровизация. Музыканты должны уметь импровизировать как в оркестре, так и соло. Еще одна не менее значимая черта – полиритмия. Ритмовая свобода, пожалуй, это главнейший признак джазовой музыки. Именно эта свобода вызывает у музыкантов ощущение легкости и непрерывного движения вперед. Вспомните любую джазовую композицию? Кажется, что исполнители легко наигрывают какую-то чудесную и приятную на слух мелодию, никаких строгих рамок, как в классической музыке, только удивительная легкость и расслабленность. Конечно, в джазовых произведениях, как и в классических есть свой ритм, размер и прочее, но, благодаря особому ритму, который называется свинг (от англ. качание) и возникает такое ощущение свободы. Что еще важно для этого направления? Конечно, бит или иначе регулярная пульсация.
Развитие джаза
Возникнув в Новом Орлеане, джаз стремительно распространяется, становясь все более популярным. Любительские коллективы, состоящие в основном из африканцев и креольцев, начинают выступать не только в ресторанах, но и гастролировать по другим городам. Так, на севере страны возникает еще один центр джаза – Чикаго, где особым спросом пользуются ночные выступления музыкальных коллективов . Исполняемые композиции усложняются аранжировками. Среди исполнителей того периода особо выделяется Луи Армстронг , который перебрался в Чикаго из города, где зародился джаз. Позднее стили этих городов были объединены в диксиленд, который отличался коллективной импровизацией.
Массовое увлечение в 1930-1940 годы джазом, привело к спросу на более крупные оркестры, которые могли исполнять различные танцевальные мелодии. Благодаря этому появился свинг, представляющий собой некоторые отклонения от ритмического рисунка. Он стал основным направлением этого времени и отодвинул на задний план коллективную импровизацию. Группы, исполняющие свинг, стали называться биг-бэнды.
Конечно же такой отход свинга от черт, присущих раннему джазу, от национальных мелодий, вызвал недовольство у истинных ценителей музыки. Именно поэтому биг-бэндам и исполнителям свинга начинает противопоставляться игра небольших ансамблей, в которые входили чернокожие музыканты. Таким образом, в 1940-е возникает новый стиль бибоп, ярко выделяющийся среди других направлений музыки. Ему были присущи невероятно быстрые мелодии, долгая импровизация, сложнейшие ритмические рисунки. Среди исполнителей этого времени выделяются фигуры Чарли Паркера и Диззи Гиллеспи.
Начиная с 1950 г. джаз развивается по двум разным направлениям. С одной стороны, приверженцы классики вернулись к академической музыке, отодвинув в сторону бибоп. Возникший в результате этого кул-джаз стал более сдержанным и сухим. С другой стороны, вторая линия продолжила развивать бибоп. На этом фоне возник хард-боп, возвращающий традиционные фольклорные интонации, четкий ритмический рисунок и импровизацию. Этот стиль развивался совместно с такими направлениями, как соул-джаз и джаз-фанк. Они сильнее всего приблизили музыку к блюзу.
Свободная музыка
В 1960-е проводятся различные эксперименты и поиск новых форм. В результате появляется джаз-рок и джаз-поп, совмещающие два разных направления, а также фри-джаз, в котором исполнители вовсе отказываются от регуляции ритмического рисунка и тона. Среди музыкантов этого времени прославились Орнетт Коулман, Уэйн Шортер, Пат Метэни.
Советский джаз
Первоначально советские джазовые оркестры в основном исполняли модные танцы , такие как фокстрот, чарльстон. В 1930-е новое направление начинает приобретать все большую популярность. Несмотря на то что отношение советской власти к джазовой музыке было неоднозначным, ее не запрещали, но в то же время жестко критиковали, как принадлежность к западной культуре. В конце 40-х джазовые коллективы и вовсе подверглись гонениям. В 1950-е и 60-е годы возобновляется деятельность оркестров Олега Лундстрема и Эдди Рознера и все больше музыкантов увлекается новым направлением.
Даже сегодня джаз непрерывно и динамично развивается, появляется множество направлений и стилей. Эта музыка продолжает вбирать в себя звуки и мелодии со всех уголков нашей планеты, насыщая ее все новыми и новыми красками, ритмами и мелодиями.
Джаз — музыкальное течение, которое зародилось в конце 19 века в США. Пройдя путь от популярной музыки масс до высокоинтеллектуального искусства, джаз оказал и продолжает оказывать огромное влияние на музыкальные и культурные традиции всего мира.
В 20-е годы прошлого века джаз олицетворял собой популярную музыку в США, при этом он находился совершенно на другом конце шкалы музыкальных ценностей, противостоя коммерческой музыке. Пройдя на своем пути развития этапы мейнстрима, слияния с другими жанрами музыки разных культур , джаз в середине 20-го столетия принял современные формы , превратившись в музыку для интеллектуалов.
В настоящее время джаз относится к сфере высокого искусства , считается престижным музыкальным жанром , продолжая влиять на современную музыку , одновременно заимствуя из нее некоторые элементы для собственного развития (например, элементы хип-хопа и так далее).
История возникновения джаза

История возникновения джаза берет свое начало с конца 19-го века. По своей сути, джаз это соединение ряда музыкальных культур и национальных традиций африканских племен, привезенных в США в качестве рабов. Для джаза характерен сложный ритм африканской музыки и европейская гармония.
Зародился джаз в Новом Орлеане — городе на юге США. Первым общеизвестным стилем джаза был «новоорлеанский», который считают традиционным по отношению к другим направлениям. В первые два десятилетия 20-го века джаз был региональной музыкой. Постепенно он получил распространение по другим регионам США. Этому способствовали круизные пароходы, поднимавшиеся вверх по Миссисипи. Для увеселения публики на пароходах играли джазовые оркестры, музыка которых пришлась по душе широким слоям населения. Так, джаз постепенно попал и в другие , в частности Сент-Луис, Канзас-Сити и Мемфис.
Также музыканты из Нового Орлеана, игравшие джаз, отправлялись на гастроли по США, добираясь даже до Чикаго. Один из известных джазовых музыкантов того времени Джерри Ролл Мортон регулярно выступал в Чикаго с 1914 года. Немного позже в Чикаго переехал целый оркестр белых джазистов (диксиленд) под руководством Тома Брауна. К началу 20-х годов центр развития джаза в США переместился в Чикаго и появился новый стиль — «чикагский».
Окончанием эпохи чистого джаза принято считать 1928 год, начало Великой депрессии в США. В этот период без работы осталось много людей, в том числе и музыканты джазовых ансамблей. Сам джаз как музыкальное направление прекратил свое существование в чистом виде, оставшись только в некоторых городах юга страны.
В чикагский период развития джаза популярность получил один из главных джазовых музыкантов — Луи Армстронг.

На смену чистому джазу пришел свинг — разновидность джазовой музыки, которую исполняли большие ансамбли по 10 и более человек, биг-бэнды. Свинг — оркестровый стиль музыки. Он получили широчайшую популярность по всей стране. В этот период джаз стали слушать и играть практически в каждом городе США. Свинг имеет большую танцевальную направленность, чем джаз в чистом виде. Именно поэтому его популярность была более широкой. Эпоха свинга длилась с начала 30-х до середины 40-х годов 20-го столетия. Наиболее популярным исполнителем свинга в США был оркестр под управлением Бенни Гудмана. Кроме того, популярными также были оркестры с участием Луи Армстронга, Дюка Эллингтона, Гленна Миллера и других джазменов.
Свою популярность свинг потерял в тяжелое военное время . Связано это было с нехваткой кадров для комплектования огромных биг-бэндов и экономической нецелесообразностью таких коллективов.
Свинг оказал большое влияние на дальнейшее развитие джаза, в частности на бибоп, блюз и поп-музыку.
Спустя 15 лет свинг возродился усилиями Дюка Эллингтона и Каунта Бэйси, воссоздавших свои биг-бэнды эпохи расцвета стиля. Кроме того, на возрождение свинга повлияли Фрэнк Синатра и Нэт Кинг Коул.
Бибоп

В начале 40-х в США в джазовой среде возникает новое направление — бибоп. Это быстрая и сложная музыка, которая характеризуется импровизациями, основанными на высоком мастерстве исполнителей. Среди основателей стиля — Чарли Паркер, Диззи Гиллеспи, Телониус Монк и другие. Бибоп это своеобразная реакция джазовых музыкантов на популярность свинга и попытка защиты своих композиций от переигрывания дилетантами путем усложнения музыки.
Бибоп считается авангардным направлением джаза, сложным для восприятия публики, привыкшей к простоте свинга. Еще одним отличием является ориентация на солиста, его виртуозное владение своим инструментом. Бибоп по своей натуре — полностью антикоммерческое направление. В это время происходит смещение акцентов развития джаза от популярной музыки в сторону музыки для избранных.
Бибоп дал современному джазу небольшие оркестры, так называемые комбо, состоявшие из трех человек. Также он открыл такие имена, как Чик Кориа, Майкл Легран, Майлз Дэвис, Декстер Гордон, Джон Колтрейн и другие.
Дальнейшее развитие джаза

Бибоп не сменил свинг, он существовал параллельно с музыкой биг-бэндов, трансформировавшейся в мейнстрим. Знаменитые оркестры существовали и в послевоенное время. Их музыка получила новое развитие, впитав лучшие традиции других джазовых стилей и течений, а также популярной музыки разных . В настоящее время во всем мире известны выступления оркестров Линкольн-центра, Карнеги-Холла, а также Чикагского джазового ансамбля и Смитсоновского оркестра.
Другие стили джаза
Джаз постоянно трансформировался под влиянием других музыкальных направлений, образуя новые течения:- кул-джаз — полная противоположность бибопа воплотилась в кул-джазе, отрешенный и «холодный» звук которого впервые воплотил в музыке Майлз Дэвис;
- прогрессив-джаз — получил развитие параллельно с бибопом, он также был попыткой отхода от музыки биг-бэндов путем усовершенствования композиций;
- хард-боп — разновидность бибопа с большей опорой на блюз, получил свое развитие на северо-востоке США (Детройт, Нью-Йорк, Филадельфия), композиции более жесткие и тяжелые, однако не менее агрессивные и требовательные к мастерству исполнителей;
- модальный джаз — эксперименты Майлза Дэвиса и Джона Колтрейна с подходом к мелодии джаза;
- соул-джаз;
- джаз-фанк;
- фри-джаз — новаторское движение, одно из самых противоречивых направлений в джазе, основателями считаются Орнетт Коулман и Сесил Тэйлор, характеризуется изменениями в структуре и чувстве музыкальной составляющей, отказом от последовательности аккордов, а также атональностью;
- фьюжн — слияние джаза с разными направлениями музыки — поп, рок, соул, фанк, ритм-н-блюз и другие повлияли на возникновение стиля фьюжн или джаз-рок;
- постбоп — дальнейшее развитие бибопа минуя фри-джаз и другие джазовые эксперименты;
- эйсид-джаз — новое понятие в джазовой музыке, джаз с примесью фанка, хип-хопа и грува.
Фестивали джаза в США

В США, на родине джаза, проводятся различные фестивали, посвященные этому стилю музыки. Наиболее известным является «Ньюорлеанский фестиваль джаза», который проходит в конце весны в Новом Орлеане на площади Конго.
Джаз по праву считается наиболее сложной музыкальной формой для восприятия. Прослушивание джаза требует от мозга активной деятельности для определения всех музыкальных прогрессий и гармонических построений. Таким образом, джаз считается одним из инструментов, влияющих на интеллектуальные способности.
Джаз прежде всего это импровизация, жизнь, слова, эволюция. Реальный джаз обитает на Миссисипи, исходя от рук пианиста в баре Storyville, или от группы музыкантов, которые играют в тихом местечке,на окраинах Чикаго.
Настоящее место рождения
История джаза, является одной из самых оригинальных историй в музыки. Его персонажи и стили, его сильные индивидуальные черты, являются чрезвычайно привлекательными, хотя некоторые тенденции требуют повышенной готовности со стороны слушателей. Как когда-то заявил руководитель оркестра США Джон Филипп Соуза,джаз надо слушать ногами,а не головой.Но ведь это было в течение 30-х годов, с джаз-бандами из Нью-Орлеана - Бадди Болден - или мужчинами из Austin High в нелегальных барах Чикаго. Они играл музыку для танцев.
Однако начиная с 40-х годов, публика начала слушать джаз головой вместо ног. Появляются новые формы звучания – стараясь привлечь слушателя интеллектом, cool, free – остаются немного в стороне.Несмотря на плохие высказывания и выпады со стороны Соуза,публика воспринимает джаз ещё с большим энтузиазмом. В чем секрет, его большой жизнеспособности?
Если говорить о джазе, как – о афроамериканской музыке – значит многого не сказать.
Это - одна из форм индивидуального спонтанного выражения, который создается в момент.Это импровизация, свобода, песни протеста и маргинализации.Корнями джаза следует считать тёмнокожее рабство в государствах Юга, Северной Америки - при работе на хлопковых плантациях.Именно здесь взошли первые семена и ростки,здесь были заложены первые напевы и мелодии последнего популярного жанра в истории западной музыки. Вид городского выражения, который начал возрождаться в кафе темнокожих в Новом Орлеане в конце девятнадцатого и в начале ХХ веков.
Согласно статистическим данным, рынок африканских рабов был примерно 15млн. мужчин, женщин и детей, продаваемых в разных частях мира. Большая часть этих людей попала в Америку. Хлопковые плантации и табачные поля требовали большого труда. Чернокожий африканец был сильным и работал за небольшую заработную плату, питание и кров. Помимо этого, у них ничего не было, кроме памяти о незабываемых песнях и танцах родной Африки. Таким образом музыка, занимает центральное место в жизни раба,помогая преодолевать все невзгоды и страдания рабства. Это и есть главный багаж раба-ритм и мелодия.
Черные африканцы, обладающие большой религиозностью, христианство принял легко. Но,так как привыкшие начинать свои религиозные обряды с песен и танцев, они вскоре начали внедрять хлопки и ритмичные движения в свои заседания и обряды в лагерях Юга. Голоса темнокожих имели очень своеобразный тембр, пение мелодий действительно заставляло двигаться. Черные протестантские религиозные общины создавали свои гимны,где призывали к неповиновению.
В эти темы, молитвы и мольбы добавились песни о работе. Почему? Да потому что раб понял, что ему гораздо проще работать напевая.
Простота этих фраз, вероятно, объясняется их плохим знанием языка колонистов и была разработана в энергичной поэзии и нежности. Как утверждает Жан Кокто, стихи блюз это - последнее появление автоматически популярной поэзии.А блюз как жанр, как правило, джаз.
Соединенные Штаты,в поисках культуры.
Джаз для США является одной из лучших своих визитных карточек , и все музыкальные историки согласны с их наиболее весомым вкладом в мировую культуру.
Этот процесс культурной самобытности, является относительно коротким. Начался следующий этап : независимость колоний. Но... , что они имели для создания их культурного наследия? С одной стороны, европейское наследие коренных народов: потомки старых поселенцев, недавние иммигранты, с другой стороны, черный американский гражданин, после столь долгого рабства. А где раб,там и музыка.Отсюда и делается вывод что негритянская музыка в некоторой степени была более популярна,во всяком случае на Юге.
Официальная защита и признание.
Правители поняли что это новое музыкальное явление. Тем временем, Государственный департамент взял под свой контроль и даже организовал, международные гастроли "джазменов" американцев. Louis Armstrong, Duke Ellingtong, Dizzy Gillespie, Jack Teagarden, Stanz Getz, Keith Jarrots и др. продемонстрировали стиль во всем мире. Выступали перед королями и королевами, Луи Армстронг был принят Папой Римским в Ватикане, Бенни Гудмен и его оркестр, гастролировали в России в течение лета 1962 года. Овации были оглушительными, даже Никита Хрущёв аплодировал стоя.
Естественно, что блюз развивался,таким образом создавая свой собственный язык: Джаз. Какой такой язык? Использование ритмической настойчивости, необычных инструментальных тембров,сложные соло - импровизации,которые трудно найти в других видах музыки, это и есть язык джаза,его душа. Все пронизано
волшебным словом
: swing.Как говорил Duke Ellingtong -" Swing Это то, что выходит за рамки своей собственной интерпретации,его не существует в музыкальном тексте, он проявляется только в постоянном исполнение.
На самом деле, джаз был и является одним из самых распространённых способов понимания черной американской музыки. Музыки, которая выражает любовь и печаль, описывает жизнь героев, горечи и разочарования каждого дня. Ранний джаз был некоим эмоциональным клапаном разочарования, черного мужчины в мире белых людей.
Радость жизни Нью-Орлеана
Название - Нью-Орлеан - это магический ключ, который помогает нам находить, узнавать и любить джаз. В этом городе построенном и обжитом главным образом французскими и испанскими иммигрантами, атмосфера отличалась от других государств (штатов). Культурный уровень был выше - многие его жители были аристократы, больше буржуа со старого континента - более высокие заработки и конечно, хорошие рестораны и
красивые дома
. Всё что привозилось со старой Европы - деликатная мебель, хрусталь, серебро, книги, ноты и различные инструменты для осветления теплых весенних вечеров, клавиши, скрипки, флейты, и т.д. всё это попадало в первую очередь в Нью-Орлеан. Город был окружён высокими стенами для отражения нападения индейцев, защищал город гарнизон
французских солдат
, которые конечно же имели свой оркестр, для исполнений военных маршей. Благодаря этим стечениям обстоятельств Новый Орлеан стал более веселым и уверенным.
Он считался толерантным городом,во всех аспектах, включая его отношения с чернокожими.
Гражданская война
принесла большие изменения в стране. Чернокожим отменили рабство,они стали перебираться в города на работу а вместе с ними и музыка.
В Новом Орлеане, бывшие рабы наконец приобрели возможность купить то, что они видели в музыкальных магазинах. До этого они сами делали собственные инструменты с тыквы, кости, терки, металлических чаш. Теперь, в дополнение к своим банджо и гармошкам, они могли приобрести тромбоны, горны, кларнеты, барабаны. Проблема заключалась в том, что бывшие рабы не имели ни малейшего представления, о партитурах,сольфеджио,нотах, не знали о какой-либо музыкальной техники.Они просто чувствовали музыку и могли импровизировать.
Проблема незнания решалась с трудном. Но они понимали что играть нужно так же как и петь,что
музыкальный инструмент
должен быть продолжением голоса.И началось обучение.
Если военный оркестр проходил по улицам, негры всегда были в первом ряду и внимательно слушали.В церкви не пропускали ни одну строфу духовной музыки. Постепенно они смешивали некоторые биения в ладоши и добавив несколько тактов clapping (прослушивание ноги),они стали внедрять в блюз своё прошлое (рабство), таким образом стала возрождаться новая музыка,сделанная от души и очень поэтичная.
Применение этой музыки было использовано неграми на похоронах,так как являясь низшим классом общества, благотворительные организации или компании не очень поддерживали экономическое спокойствие
бывшим рабам
в
общественной жизни
, но когда речь шла о смерти они давали некоторые суммы денег.Таким образом родственники организовывали пышные похороны,которые сопровождались группой музыкантов и множественной поддержкой со стороны семьи, друзей и соседей.В долгой процессии до кладбища звучала медленная и печальная музыка.По возвращению тема менялась и игралась быстрая музыка, а точнее джаз-импровизации.Потому что
общее мнение
состояло в том, что умерший был на небе, и они должны радоваться вместе с Ним. Кроме того, из-за отсутствия релаксации после долгих вздохов и эмоций,окружение всегда требовало от музыкантов, чтобы заключительная часть церемоний всегда была весёлой.
Специалисты таким образом считают что на похоронах неграх, впервые начали играть джаз.
Джаз – направление в музыке, характеризующиеся соединением ритмичности с мелодичностью. Отдельной особенностью джаза является импровизация. Свою популярность музыкальное направление получило благодаря необычному звучанию и сочетанию нескольких совершенно разных культур.
История джаза началась в начале XX века в США. В Новом Орлеане сформировался традиционный джаз. Впоследствии во многих других городах стали зарождаться новые разновидности джаза. Несмотря на все многообразие звучания разных стилей , джазовую музыку можно сразу отличить от другого жанра благодаря ее характерным чертам .
Импровизация
Музыкальная импровизация – одна из главных особенностей в джазе, которая присутствует во всех его разновидностях. Исполнители создают музыку спонтанно, никогда не обдумывают заранее, не репетируют. Чтобы играть джаз и импровизировать, требуется опыт и умение в данной области музицирования. К тому же джазист должен помнить о ритме и тональности. Не малое значение имеют отношения между музыкантами в группе, потому что успех получаемой мелодии зависит от понимания настроения друг друга.
Импровизация в джазе позволяет каждый раз создавать что-то новое. Звучание музыки зависит только от воодушевления у музыканта в момент игры.
Нельзя говорить, что если в исполнении нет импровизации, то это уже не джаз. Этот вид музицирования достался джазу от африканских народов. Так как африканцы не имели понятия о нотах и репетиции, музыку передавали друг другу только путем заучивания ее мелодии и темы. И каждый новый музыкант уже мог играть одну и ту же музыку по-новому.
Ритм и мелодичность
Второй важной чертой джазового стиля является ритм. Музыканты имеют возможность спонтанно создавать звучание, так как постоянная пульсация создает эффект живости, игры, волнения. Ритм также и ограничивает импровизацию, требуя извлекать звуки согласно заданной ритмичности.
Как и импровизация, ритм пришел в джаз от африканских культур. Но именно эта черта является главной характеристикой музыкального течения. Первые исполнители свободного джаза полностью отказались от ритма, чтобы быть абсолютно свободными в создании музыки. Из-за этого новое направление в джазе на протяжении долгого времени не признавалось. Ритм обеспечивают ударные инструменты .
От европейской культуры джазу досталась мелодичность музыки. Именно сочетания ритмичности и импровизации с гармоничной и мягкой музыкой придает джазу необычное звучание.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Детская школа искусств №3 имени Василия Васильевича Андреева»
г. Тверь
Методическое сообщение на тему:
«Джаз - его истоки и развитие»
«Джаз»! Откуда пришло к нам это упругое, яркое название «джаз», и почему нам интересно слушать и играть джазовую музыку, а исполнение джаза требует и определённой исполнительской манеры, и хорошего чувства ритма, и увлечённого вслушивания и исполнения тех диссонансов, которыми изобилует джазовая музыка. Один из джазовых исполнителей Луи Амстронг выразил мнение многих любителей джаза: «В основе этой музыки лежит нечто такое, что можно почувствовать, но нельзя объяснить».
Но давайте попробуем заглянуть в далёкое прошлое, откуда к нам пришёл джаз. И так… Начало XIX века. Америка была уже открыта, и Европа уже давно узнала об этом благодатном неизведанном крае. Страны Западной Европы Франция, Англия, Испания и др. захватывали земли этого континента, создавали там свои колонии, охраняли их форпостами. Многие тысячи европейцев переезжали, как тогда говорили из Старого света в Новый свет, осваивали эти земли, обзаводились хозяйством. Потребовалось много рабочих рук, чтобы работать на огромных плантациях сахарного тростника, работать на верфях реки Миссисипи, на стройках. И тогда с берегов Западной Африки в дельту реки Миссисипи в грязных трюмах кораблей сотнями везли африканских негров.
В Америке их использовали на самых тяжёлых работах. Часто везли их из разных племён, иногда им трудно было даже общаться между собой. И после тяжёлого трудового дня , в редкие часы отдыха они изливали боль рабского положения в своих песнях. Природная склонность к музыке, особое чувство ритма объединяло их. Аккомпанировали они себе ударами палок по ящикам, пустым бидонам, или просто хлопая в ладоши. Сначала это было похоже на ту далёкую родную музыку, на звучание тамтама, но постепенно память об африканской музыке стиралась, как стиралось всё то, чем раньше они жили. Рабы теряли не только обычное своё существование, свои семьи, но и своих богов, в которых они раньше верили. И миссионеры, которые переезжали с переселенцами и проповедовали христианство, стали обращать рабов в христианскую веру, обучали их религиозным песнопениям. Но негры пели их на свой лад, особым, характерным для них тембром голоса. Это была особая, ритмичная музыка, свойственная их натуре и темпераменту. Эти религиозные гимны, песнопения назывались спиричуэл-с.
Сейчас мы подошли к истокам джаза. Конечно, никто тогда не записывал нотами эти ритмичные негритянские песнопения. И кто их из негров знал? Не было и фонографов. Напевы переходили в изменённом импровизационном виде. Не менялся только текст.
1865 год. Рабство в Америке было отменено. Но несчастья негров с этим не закончились. Их отделяли на жительство в самые неблагоприятные грязные кварталы вдоль железнодорожных путей, на болотистых местах. Между негром и белым по-прежнему оставались отношения низшего к высшему. Понятно, что и музыка негров развивалась обособленно, где-то случайно она соприкасалась с жизнью белых. В этот период расцветает негритянская народная песня блюз. Возможно, слово «блюз» произошло от американского слова «blue», что значит синий, голубой, а этот цвет считается цветом меланхолии, тоски. Блюз – это жалоба, крик души негра, но эта музыка не слишком тосклива. Негр не любит стенать, страдать о своих несчастьях. Тот, кто поёт о своём горе, выпевает его в своих песнях. Тексты блюзов сочиняли сами исполнители. В них пели и о тяжёлой работе , и об обманутой любви, о нужде. Аккомпанировали негры себе на гитаре. Сначала это были самоделки - приспосабливали гриф и струны к старым ящикам из-под сигар. Если могли купить, то покупали настоящие гитары у белых. На основе спиричуэл-с и блюзов возникает джаз.
Если спиричуэл-с пели как в сельских, так и в городских церквях, а блюз возник в сельской местности , то джаз - это музыка оркестровая и появиться джаз мог только в большом городе, где у белых можно было приобрести настоящие европейские инструменты. И этим городом был New Orleans – Новый Орлеан. У негров появились свои духовые оркестры. Такие оркестры разъезжали по улицам, оповещали о балах, участвовали в народных празднествах. Иногда это был не один оркестр, и тогда начиналось соревнование. Вся эта музыка звучала в характерных негритянских ритмах, с необычным диссонирующем блюзовым звучанием, в непривычной для европейцев манере. В джазовом оркестре ровность темпа задает ритмическая группа: ударные, контрабас, который играет только пиццикато, гитара и банджо. Ударник – сердце оркестра, он задает живую пульсацию, как говорят джазмены: « Играет с хорошим свингом» , вдохновляет других музыкантов, которые на ходу импровизируют, сочиняют, неожиданно акцентируют на слабую долю – свингуют.
Наступил XX век. Закончился период уличного джаза. Многие Ньюорлеанские музыканты стали покидать родные места в поисках работы. Они отправлялись вверх по Миссисипи в большие города Северной Америки. Прошло достаточно много времени, прежде чем джаз вышел на сцену, а пока место ему было в негритянских кварталах. Еще в конце ХIX века негритянских музыкантов было столько, что власти вынуждены были запретить им заниматься своей профессией где-либо, кроме ночных клубов, придорожных кафе, дешевых танцевальных залах, которые в то время открывались в больших количествах. Музыканты-джазмены создавали джаз-банды. В такой оркестр входили: трубач, тромбонист, кларнетист, банджист, контрабасист, ударник и пианист.
Но прежде, чем джаз вышел на эстраду ему предшествовало появление такого жанра, как кекуок и регтайм . Это музыка моторного характера, с характерным ритмом и связана она с появлением в Северной Америки увеселительных ночных заведений – танцзалов – дансингов . А неотъемлемой частью этих заведений было пианино. И кекуок, и регтайм – музыка исключительно для фортепиано. Что характерно для этой музыки? Ударные акценты на слабую долю, аккорды подражающие банджо. Регтайм в переводе «рваный ритм», хотя в среде американцев регтайм “to rag” означает дразнить, подшучивать. В то время в Америке самым популярным инструментом стало фортепиано, оно было в каждой семье, инструменты привозили из Европы; музыка кекуоков и регтаймов распространилась по всей стране. Создателем классического регтайма является американский композитор, музыкант, пианист, негр по происхождению - Скотт Джоплин. Издатель, который издавал его регтаймы, назвал их классическими потому, что они, конечно, возвышаются по своей художественной ценности над музыкой тех лет. Вот так спиричуэл-с, блюз и регтайм слились в то, что называется джазом.
Город Чикаго – на севере Америки – огромный промышленный центр. Подлинный джаз утвердился в негритянском квартале этого города. Здесь были лучшие джазовые оркестры. В Чикаго развивается производство пластинок и благодаря этому музыка, раньше звучавшая только в ночных клубах и танцзалах Америки, пришла в Европу и дошла до нашего времени. Какова судьба джаза в нашей стране? В 1922 году в Москве был организован первый джаз банд. Джаз в наше стране переживал и взлеты и падение, одно время он даже считался музыкой дурного тона, но время шло, создавались большие оркестры – биг бэнд. Композиторы создавали оранжировки замечательных песен советских композиторов в джазовом стиле. Звучал джаз-оркестр под управление Леонида Утесова,В.Кнушевицского, Олега Лундстрема, Ю.Саульского. Д.Шостакович сочиняет джазовую сюиту,И. Дунаевский – джазовую ропсодию. В 1938 году в Москве создается государственный джаз оркестр, руководителем которого был М.Блантер.
Когда-то наша великая поэтесса А.Ахматова написала: «Когда бы вы знали из какого сора растут иногда стихи». Так вот искусство джаза, которое сейчас числится элитарным, родилось и выросло даже не из «сора». Портовый, разноголосый, New Orleans породил ритмичную и почти непристойную музыку в негритянских кварталах. И в том, что за несколько десятилетий этот специфический жанр пробился в аристократы – заслуга буквально нескольких человек, правда они были настоящими мастерами: Луи Амстронг, Тедди Маккрей, Дюк Эллигтон, исполнители вокального джаза Бесси Смит, Элла Фитцджералд, американский композитор Джорж Гершвин.
Почему же мы все-таки любим джаз?
Потому, что в нем чувствуется свежесть гармоний, избыток жизненной силы, которые столь ярко выражены в нем.
Список использованной литературы
- Коллер Дж. Л. Становление джаза. М.: Радуга, 1984.
- Панасье Ю. История подлинного джаза. 2-е изд., - Л.: Музыка, 1979 .
- Баташев А.Н. Советский джаз. М., Музыка, 1972.