Взбранной Воеводе победительная…. Взбранной воеводе победительная молитва
В самом начале нового века в России произошел ряд чудесных событий. Одно из них произошло в Боголюбском монастыре, основанном на месте убиения святого благоверного князя Андрея Боголюбского, который являлся первым русским некоронованым царем. Он – один из немногих сподобился еще при жизни посещения Самой Пресвятой Богородицы . Он был убит, повторяя судьбу своих предков святых благоверных князей Бориса и Глеба и прообразуя будущую судьбу вечно гонимой вратами ада Святой Руси.
В судьбе России Андрею Боголюбскому принадлежит особое место. Взяв в руки чудотворный образ Божией Матери Владимирской, святой князь как бы благословил им отныне и до века главнейшие события русской истории. Спустя восемь столетий со дня гибели князя, в день его памяти, был убит и последний русский царь – святой мученик Николай Второй. Видимо не случайно, что в Боголюбово в самом начале ХХI века произошло следующее чудесное событие. По словам очевидцев, один паломник сфотографировал икону Божией Матери Ченстоховская, которой русские люди молятся о даровании им последнего русского царя. (Тропарь, глас 4. Непобедимая Победа, Владычеца Ченстоховская, древняго иже о нас благоволения Самозрительнице, будащего спасения Хранительнице, покоянием соделай ны достойная грядущему Царю.) Однако, вместо образа Богородицы Ченстоховская на фотографии проявился другой образ Богородицы в шлеме и кольчуге, в руке Она держит восьмиконечный русский крест. Извод иконы Богородицы Ченстоховская при этом сохранился. На лике сохранился шрам, как и у Ченстоховской иконы Божией Матери. Часть фрагментов фотографии как бы еще не сформировались, особенно в местах изображения кольчуги. Поэтому этот образ стали называть образом Богородицы Ченстоховская в броне или Взбранная Воевода.
По словам матушки В., подобный случай произошел и в Волгограде. Там при фотографировании иконы Божией Матери Одигитрии полученное изображение разделилось на две части, где на одной стороне было изображение фотографируемой иконы, а с другой стороны было изображение этой иконы, где Богородица тоже была в кольчуге и в шлеме, а Младенец был одет в красный хитон. При попытке отделить образ Богородицы в кольчуге от изображения Богородицы Одигитрии, изображение опять поделилось на два образа. Поэтому Волгоградский образ состоит из двух изображений: Богородицы Одигитрии и Богородицы в кольчуге.
Один из паломников в Почаевской Лавре видел подобный образ Богородицы в кольчуге и шлеме, только шлем Богородицы был дополнен защитным щитком от удара саблей по глазам.
Подобный случай был и в Киеве.
Кроме того, стало известно, что в Свято-Введенском Верхнетеченском женском монастыре Курганской епархии было явление в тонком сне одновременно двум схимникам Пресвятой Богородицы. В этом монастыре особо почиталась икона Богородицы Ченстоховская или Непобедимая Победа, был составлен особый акафист и постоянно читалась молитва о спасении России. Богородица вышла из иконы Богоматери Ченстоховской и стала как бы переоблачаться в шлем и кольчугу, а в руке она держала крест и дала повеление написать такую икону, как Она была явлена, и назвать этот образ Богородицей Русской. В этом монастыре была написана первая икона, тропарь и кондак и акафист. Впоследствии икона Богородицы была названа «Стой за Христа до мученического креста». Стоит отметить, что икона Богородицы Ченстоховская была передана Царице Елене во время обретения ею Животворящего Креста Господня, так что икона празднуется в один день с этим событием по церковному календарю (по новому стилю 19 марта).
Кондак, гл. 4
Пресвятая Дево Марие,/ сораспятая Сыну в Сердце Своем Мати Божия,/ Непобедимое из рода в род наше Оружие,/ неустрашимая Воительнице,/ Укрепи нас на брань против враг видимых и невидимых,/ за Святую Русь и веру Православную,/ и сподоби нас не устрашиться пострадать/ и даже положить живот свой / за Господа нашего Иисуса Христа.
Тропарь, гл. 4
Взбранная Воеводо духовного воинства Христианского,/ Несокрушимое по Бозе Основание нашего спасения,/ грозное устрашение враг видимых и невидимых,/ Пресвятая Владычице Богородице!/ Укрепи наш дух в стоянии за Веру Православную,/ даже до кончины мученической,/ за Господа нашего Иисуса Христа!
Списки с иконы из Курганской епархии и с явленного Боголюбского снимка стали почитаемы по всей России. Символическое значение брони, шлема, креста в руке Богородицы дано в двух посланиях апостола Павла. (Первое послание апостола Павла к Солунянам 5,8) «Ибо, когда будут говорить: мир и безопасность, тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут. Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать. Ибо все вы - сыны света и сыны дня: мы - не сыны ночи, ни сыны тьмы. Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться. Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облегшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения, потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа». (Послание апостола Павла к Ефесянам гл. 6 СТ.10 – 17) «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего примите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною, и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.»
В канун Первой мировой войной и революции на Всемирной выставке в Париже Россия представила скульптуру каслинского чугунного литья, названную «Россия». Она представляла женщину в шлеме, кольчуге с восьмиконечным русским крестом на груди пророчески державшей в правой руке меч, а левой рукой щитом заграждала царские регалии: корону, венец и державу, отдельно лежащие на колонне. Сегодня это скульптурное изображение можно увидеть в Екатерининском зале Кремля, в Государственной Думе, в некоторых музеях, на логотипах патриотических изданий. Это изображение стало архетипом русского общественного сознания.
Сейчас иконы Богородицы Русской приняты некоторыми воинскими подразделениями как святые хоругви. А многие воины носят с собой полиграфические иконы Богородицы Русской как личные святыни. Многие люди, обращавшиеся с молитвой к Пресвятой Богородице перед этим образом, замечали особую благодать вразумления в трудных обстояниях и защиту от опасности.
Р. Б. Игорь и Ольга Дрождины
в честь иконы ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ
«Стой за Христа до мученического креста»,
«Взбранная Воевода» или «Русская».
ТРОПАРЬ, гл. 4
Взбранная Воеводо духовного воинства христианского,/ Несокрушимое по Бозе Основание нашего спасения./ Грозное Устрашение враг видимых и невидимых,/ Пресвятая Владычице Богородице!/ укрепи наш дух в стоянии за Веру Православную/ даже до кончины мученической/ за Господа нашего Иисуса Христа!
КОНДАК, гл. 4
Пресвятая Дево Марие,/ Сораспятая Сыну в сердце Своем Мати Божия!/ Непобедимое из рода в род наше Оружие,/ Неустрашимая Воительнице!/ укрепи нас на брань против враг видимых и невидимых/ за Святую Русь и Веру Православную/ и сподоби нас не устрашиться пострадать/ и даже положить живот свой/ за Господа нашего Иисуса Христа!
Избранной на Предвечном Совете быти Матерью Бога нашего/ и всего мира и сугубо рода христианского,/ чистотою Своею Херувимов и Серафимов превосшедшей,/ Пресвятой Богородице и Приснодеве Марии/ моление сие приносим в честь Ея иконы./ Ей же поклоняемся благоговейно,/ в покаянной радости усердно вопиюще:
Где умножается беззаконие, там преизобилирует Благодать Божия... Сгущается тьма предантихристова: любви несть, правда исчезе, ложь и вражда, гнев и ненависть посеяны в сердце людское. Брат восстает на брата, чада на родители, родители на чада. Уже и секира при корени, но Ты, Мати Божия, не престаеши подавать нам, утопающим во грехах, многоразличную помощь, и мы благодарно вопием Ти:
СПАСИ ны, на Святую Русь вновь призревшая;
СПАСИ ны, прощение грехов наших у Господа просящая;
СПАСИ ны, духовную крепость и мужество воинам Христовым подающая;
СПАСИ ны, Матернюю Любовь всегда нам являющая;
СПАСИ ны, Бога беспрестанно умилостивляющая;
СПАСИ ны, гнев Его на милость прелагающая;
СПАСИ ны, Стено наша Нерушимая;
СПАСИ ны, Победо наша Непобедимая;
СПАСИ НЫ, ВЗБРАННАЯ ВОЕВОДО, НА БРАНЬ ПРОТИВ ВРАГ ВИДИМЫХ И НЕВИДИМЫХ НАС УКРЕПЛЯЮЩАЯ.
Не единожды враг рода человеческого напрягал суетною свою силу супртив Святой Руси, но спасала Пресвятая Богородица православных христиан от погибели. Не Матерь ли Божия спасла Церковь русскую, да и саму Отчизну нашу от конечного истребления в годину последней мировой брани, устрашив через Илия, митрополита Гор Ливанских, безбожного правителя, повелев открыть храм и монастыри, вернуть с поля брани и из темниц служителей Божих, дабы пети им с верными: АЛЛИЛУИЯ, АЛЛИЛУИЯ, АЛЛИЛУИЯ, СЛАВА ТЕБЕ БОЖЕ.
С падения денницы не перестает духовная брань на земли. И паки Ты, о Мати Божия, Взбранная Воеводо, воздвизаеши нас, аки и святых сродников наших, супротив всякого зла и подаеши нам Крест. Мы же, принимая Его, с надеждой на Твою всесильную помощь вопием Ти:
СПАСИ ны, Крестами храмы, монастыри и люди Твоя просветляющая;
СПАСИ ны, Светом Христовым всех и вся озаряющая;
СПАСИ ны, из греховной тьмы наше Восстание;
СПАСИ ны, ратовать на мир, плоть и диавола, нам помогающая;
СПАСИ ны, телесных и душевных ран Исцеление;
СПАСИ ны, унывать и отчаиваться нам возбраняющая;
СПАСИ ны, Крест нести помогающая;
СПАСИ ны, Оружие наше Непобедимое;
СПАСИ НЫ, ВЗБРАННАЯ ВОЕВОДО, НА БРАНЬ ПРОТИВ ВРАГ ВИДИМЫХ И НЕВИДИМЫХ НАС УКРЕПЛЯЮЩАЯ.
Рабски припадая к Пречистым Стопам Твоим, Богородице, усердно и смиренно молим Тя: даруй нам токмо малую искру Твоей Любви, в коей несть страха, и Чистоты, дабы попалитися в нас всему нечистому, дабы пети нам свято: АЛЛИЛУИЯ, АЛЛИЛУИЯ, АЛЛИЛУИЯ, СЛАВА ТЕБЕ БОЖЕ.
Прорек Спаситель остатку верных: «Не бойся, малое стадо!» И паки рек: «Дерзайте, ибо Аз победил мир!» Сохрани, Мати Божия, сей остаток для Господа и сподоби на всяком месте пети Тебе сице:
СПАСИ ны, грядущих к Тебе не отвергающая;
СПАСИ ны, наше Освящение;
СПАСИ ны, молитвы Архангел и Ангел и всех Святых о нас приемлющая;
СПАСИ ны, рабов Твоих, аки чад, к Господу приводящая;
СПАСИ ны, Раю Словесный;
СПАСИ ны, угодников Божих Небесное Блаженство;
СПАСИ ны, кающихся грешников Прощение;
СПАСИ ны, из ада души изводящая;
СПАСИ НЫ, ВЗБРАННАЯ ВОЕВОДО, НА БРАНЬ ПРОТИВ ВРАГ ВИДИМЫХ И НЕВИДИМЫХ НАС УКРЕПЛЯЮЩАЯ.
Непреложны обетования Господни. Небо и земля прейдут, словеса же Божии не прейдут. Суждено в мир прийти антихристу, а после – Господу для Страшного Суда над сим мерзким беззаконником, его слугами и нераскаянными грешниками. О, Богоизбранная Мати! Отдали от нас то ужасное антихристово время, яко немощны есмы. Продли нам, многогрешным, век к покаянию, без коего не зрети нам Рая вожделенного, а во аде же не спети нам Богу: АЛЛИЛУИЯ, АЛЛИЛУИЯ, АЛЛИЛУИЯ, СЛАВА ТЕБЕ БОЖЕ.
Державная наша Владычице! Восстави Престол русских Царей. Яви сие чудо нам недостойным. Мы же будем благодарно пети Тебе:
СПАСИ ны, на Престол русский во дни смуты незримо восшедшая;
СПАСИ ны, Скипетр и Державу русских Царей приемшая;
СПАСИ ны, Святой Русью, Домом Своим, прикровенно правящая;
СПАСИ ны, тайне беззакония зде до конца совершитися возбраняющая;
СПАСИ ны, народ русский от духовной смерти прбуждающая;
СПАСИ ны, в храмы Божии все направляющая;
СПАСИ ны, ревность о Бозе в сердцах наших воспламеняющая;
СПАСИ ны, Небеси и земли Царице;
СПАСИ НЫ, ВЗБРАННАЯ ВОЕВОДО, НА БРАНЬ ПРОТИВ ВРАГ ВИДИМЫХ И НЕВИДИМЫХ НАС УКРЕПЛЯЮЩАЯ.
Заступнице наша, Царице Небесная! Вемы яко токмо престолоналедие сильно удержать Державу нашу от конечного крушения, и паче того – соделать богатой и непреоборимой от супостатов. Ибо всяк разумный отец потщится всеми силами утвердить свой дом и в благолепии передать его сыну – наследнику. Тем паче, Православный Царь , боящийся Бога, свое царство. Мати Божия! Расположи сердца непросвещенных и заблудших братий и сестер наших принятия духа неповрежденной Веры Православной, дабы уразумели спасительность для России законной царской власти и пели Богу: АЛЛИЛУИЯ, АЛЛИЛУИЯ, АЛЛИЛУИЯ, СЛАВА ТЕБЕ БОЖЕ.
Пресвятая Богородице! Восстави нам Удерживающего всякое зло, без меры умножившееся в Державе нашей Российстей, во избавление ея от жидомассонского христоненавистнического ига, дабы низвергнуть и изгнать из нея богоборцев разных мастей: колдунов и чернокнижников, сатанистов и деторастлителей, магов и гадателей и прочих, им же имя – легион. Вкупе с ними и изменникоа Веры Православной и Отечества нашего. Нас же сподоби невозбранно пети Тебе сицевая:
СПАСИ ны, Святую Русь возлюбившая;
СПАСИ ны, Домом Своим ея соделавшая;
СПАСИ ны, множество чудотворных икон в нем явившая;
СПАСИ ны, угодников Божих без числа зде открывшая;
СПАСИ ны, Веру Православную в стране Русской истребить до конца не попустившая;
СПАСИ ны, яко зеницу ока ея сохранившая;
СПАСИ ны, и новым родом сию Веру дарующая;
СПАСИ ны, ея ради и нас прощающая;
СПАСИ НЫ, ВЗБРАННАЯ ВОЕВОДО, НА БРАНЬ ПРОТИВ ВРАГ ВИДИМЫХ И НЕВИДИМЫХ НАС УКРЕПЛЯЮЩАЯ.
Пред Воскресением по Закону Божьему подобает быти Голгофе. Господь нам сие показал. Была она уже у Святой Руси, или еще будет – Бог весть! Укрепи нас, Царице Небесная, словом Сына Твоего: «Не бойтесь убивающих тело, душу же не могущих убить; бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геене /Мф. 10, 28/. Мы же, обновленные и ободренные, едиными усты и единым сердцем будем взывать к Богу: АЛЛИЛУИЯ, АЛЛИЛУИЯ, АЛЛИЛУИЯ, СЛАВА ТЕБЕ БОЖЕ.
С нами Бог! Разумейте языцы и покоряйтесь, яко с нами Бог! С нами Бог и Пресвятая Богородица, кто против нас?!.. Мало дано силы нашему времени, но сила Божия в немощи совершается, и на в силе Бог, но в Правде! Сохранить бы то, что имеем, наипаче же Веру Православную. Помози нам в сем, Пречистая, да благодарно будем пети Тебе:
СПАСИ ны, Церкви Торжествующей и Воинствующей Владычице;
СПАСИ ны, христианам православным вспомоществующая;
СПАСИ ны, непобедимыми их сотворяющая;
СПАСИ ны, на подвиг мученичества за Христа укрепляющая;
СПАСИ ны, сердца верных Храмом Божиим соделывающая;
СПАСИ ны, вечерю для Пресвятыя Троицы тамо уготовляющая;
СПАСИ ны, неустанно о нас пекущаяся;
СПАСИ ны, от козней вражиих нас защищающая;
СПАСИ НЫ, ВЗБРАННАЯ ВОЕВОДО, НА БРАНЬ ПРОТИВ ВРАГ ВИДИМЫХ И НЕВИДИМЫХ НАС УКРЕПЛЯЮЩАЯ.
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Молитвами Пречистыя Твоея Матери, Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, отжени от России дух антихриста, не попусти нам запечатлеться им и работать врагу, но даруй пети Тебе: АЛЛИЛУИЯ, АЛЛИЛУИЯ, АЛЛИЛУИЯ, СЛАВА ТЕБЕ БОЖЕ.
Царице наша и Мати, Пресвятая Дево Марие! Отжени от нас все козни диавольские, в сие тяжкое время не отрини наши молитвы и воздыхания сердечные против смертоносного и богомерзкого дуза антихриста, силящегося запечатлеть народ русский на служение себе и отвергнуть его от Благодать Бого Живаго и Истиннаго. Защити нас о коварства звериного, не попусти нас принять егоначертания и поклониться ему, но сподоби пети Тебе сице:
СПАСИ ны, дела вражия разрушающая;
СПАСИ ны, и нам побеждать его помогающая;
СПАСИ ны, Светом Христовым всяку тьму разгоняющая;
СПАСИ ны, Покровом Своим верных покрывающая;
СПАСИ ны, наше Прибежище;
СПАСИ ны, по Бозе наше Спасение;
СПАСИ ны, непрестанно к Нему о нас, грешных, Моление;
СПАСИ ны, наше Прощение;
СПАСИ НЫ, ВЗБРАННАЯ ВОЕВОДО, НА БРАНЬ ПРОТИВ ВРАГ ВИДИМЫХ И НЕВИДИМЫХ НАС УКРЕПЛЯЮЩАЯ.
Грядет неумолимо к нам кончина века, но никто, кроме Бога, не ведает ни дня, ни часа, егда сие будет. Мати Божия! Аще попустит Господь нам жить в последнии времена, сократи молитвами Твоими сии дни великой скорби. Помози нам пред близким, при дверех, Богом пети: АЛЛИЛУИЯ, АЛЛИЛУИЯ, АЛЛИЛУИЯ, СЛАВА ТЕБЕ БОЖЕ.
Во дни скорби той, якова не была от начала Творения, солнце померкнет, луна не даст света, звезды спадут с Небес. Буди нам тогда, Пресвятая Владычице, немерцающим Светом, мы же будем ублажать Тя словесы сими:
СПАСИ ны, Светом Христовым всю Вселенную озаряющая;
СПАСИ ны, ея Вечная Царице;
СПАСИ ны, красотой и чистотой все творение Божие превосшедшая;
СПАСИ ны, ни с кем не сравнимая;
СПАСИ ны, Богом паче всех возлюбленная;
СПАСИ ны, паче всех Им одаренная;
СПАСИ ны, Дщерь, Невесто и Мати Божия;
СПАСИ ны, Препрославленная и Преблагословенная;
СПАСИ НЫ, ВЗБРАННАЯ ВОЕВОДО, НА БРАНЬ ПРОТИВ ВРАГ ВИДИМЫХ И НЕВИДИМЫХ НАС УКРЕПЛЯЮЩАЯ.
Силен Бог отдалить приход антихриста в глубь веков. Господь, яко Царь царей, щедр и может даровать тысячу лет и паче. Своими грехами мы сами приближаем страшные времена... Даруй нам, Господи покаяние всецелое, приими его и песнь нашу хвалебную: АЛЛИЛУИЯ, АЛЛИЛУИЯ, АЛЛИЛУИЯ, СЛАВА ТЕБЕ БОЖЕ.
Витийствующий язык не может достойно восхвалити Тя, Богородице. Ты еси тот Плод, еже по псалмопевцу даде земля. Заступись за нас, грешных. Останови наше падение в пропасть. С сердечной болью молимтися: во дни оставления земли Божьей Благодатью окорми нас немощных. Кто и что мы без Бога и без Тебя?! Ничто! Прах земный!.. В трудные последние времена спаси тех, кто токмо призовет Имя Божие. А ныне, пока глаголют наша уста, сподоби пети тебе сице:
СПАСИ ны, верных, яко кокош птенцы своя под крыла собирающая;
СПАСИ ны, Сокровище наше неиждеваемое;
СПАСИ ны, Звездо незаходимая;
СПАСИ ны, Вода живая в знойной пустыне мира;
СПАСИ ны, непрестанное ангельское Пение;
СПАСИ ны, всех земных Похвало;
СПАСИ ны, Любы, всякое желание побеждающая;
СПАСИ ны, Радосте всех Радостей;
СПАСИ НЫ, ВЗБРАННАЯ ВОЕВОДО, НА БРАНЬ ПРОТИВ ВРАГ ВИДИМЫХ И НЕВИДИМЫХ НАС УКРЕПЛЯЮЩАЯ.
В назначенный Богом час восстанут от гробов все умершие от века. Кость соберется к кости, и облекутся оне плотию. Души войдут в воскресшие сии телеса, живые же изменятся и восстанут вси пред Господом на Страшный Суд . Тогда праведнии возрадуются, а грешнии восплачутся. А где обрящемся мы?.. Сподоби, Пресвятая Богородице, стати одесную Сына Твоего и Бога Иисуса Христа и вслед Тебе внимати в радость Его, велегласно поюще: АЛЛИЛУИЯ, АЛЛИЛУИЯ, АЛЛИЛУИЯ, СЛАВА ТЕБЕ БОЖЕ.
Кондак Пресвятой Богородице
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твой, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.
Взбранной Воеводе – непобедимой Воеводе ( взбранный – непобедимый в бранях – сражениях). Победительная – победное (пение, то есть победную песнь). Яко избавльшеся от злых – так как избавились ( буквально: как избавившиеся) от зла (от бед). Благодарственная – благодарственное (благодарственную песнь). Восписуем Ти – воспеваем ( буквально: пишем) Тебе. Яко имущая державу – (Ты), как имеющая силу. Неневестная – не вступившая в брак (буквальный перевод греческого слова).
Акафист Пресвятой Богородице, начинающийся этим кондаком, написан в VII веке в Константинополе. Это – первый (и прекраснейший) из акафистов, ставший образцом для всех последующих. Все 12 икосов акафиста заканчиваются многократными «перепевами» Архангельского приветствия Пресвятой Деве – «радуйся!», заключительное из которых – Мы величаем небесную чистоту Неискусобрачной Девы, неизреченно родившей Христа Бога нашего, и в Своей чистоте «Честнейшая Херувим» Невеста Неневестная предстает пред нами как величайшая воительница с силами зла – Взбранная Воевода, имущая державу непобедимую.
Радуйся, Невесто Неневестная! Если мы обратимся к греческому языку, на котором написан акафист, то увидим, что все эти три слова, буквальной точностью переведенные на церковнославянский язык и вошедшие в наше религиозное сознание, должны были восприниматься греками несколько иначе, чем воспринимаем их мы.
Радуйся – приветствие Архангела Гавриила, донесенное до нас Евангелием, - и до Рождества Христова, и после него было на греческом языке обычным приветствием – тем же, что наше «здравствуй». В явлении Ангела, в его дивных и таинственных словах внутренний смысл приветствия, забываемый в обыденной жизни , конечно, обновился и засиял со всею силой; акафист Пресвятой Богородице (и всякий позднейший вдохновенно сочиненный акафист), весь пронизанный этим «радуйся!» и искрящийся радостью величания, также воскрешает дремлющее в обыденном языке значение греческого слова. Но в русском (и древнерусском) языке приветствовали друг друга не словом «радуйся», а словом «здравствуй» (в котором мы обычно забываем пожелания здоровья). «Радуйся» остается для нас словом всегда более насыщенным, особенным – осознанным словом о радости, неповторимым приветствием для пречистой Девы Марии и святых Божиих.
Невесто Неневестная – прямой, буквальный перевод двух греческих слов. Церковнословянскому невеста соответствует греческое слово «нимфа», которое означает не только девушку-невесту, но и новобрачную жену, и молодую женщину. Новый Завет (и греческий перевод Библии) придал этому слову огромную мистическую глубину: Невеста Агнца в Откровении Иоанна Богослова (Откр. 19, 7; 21, 22, 17) не только предназначена Ему, но и стоит с Ним в таинственном браке; это образ и Богоматери, и Церкви (в ней мы узнаем невесту Песни Песней и прочих книг Писания). А греческое слово, переведенное славянским словом неневестная – это отрицательная форма от первого слова, означающая «не вступившая в брак»; это слово было вполне обычно для греческого языка . Для греческого, но не для славянского! Ведь в славянском невеста – это именно не-ведомая, непознанная (то есть как раз то, чему соответствует греческое неневестная ) девушка, не вступившая в брак, хотя и предназначенная к нему; слово само несет в себе значение чистоты. Внутри славянского языка слово неневестная труднообъяснимо. Оно вносит новый оттенок смысла в выражение акафиста: Чистая Невеста, но – Неневестная, не обыкновенная, не сопоставимая ни с какой иной невестой.
Другие славянские эпитеты Богородицы, соответствующие слову Неневестная, - Неискусобрачная, Неискусомужняя.
Взбранной Воеводе победительная… Эти слова почти все мы привыкли на слух воспринимать как единое целое, поэтому не чувствуем структуру фразы (достаточно простую): (кому?) Взбранной Воеводе (мы) восписуем (что?) победительная благодарственная, то есть победную благодарственную песнь, (почему?) яко избавльшеся от злых – так как избавились от бед.
Преславная Приснодево, Мати Христа Бога, принеси нашу молитву Сыну Твоему и Богу нашему, да спасет Тобою души наша.
Все упование мое на Тя возлагаю, Мати Божия, сохрани мя под кровом Твоим.
Богородице Дево, не презри мене грешнаго, требующа Твоея помощи и Твоего заступления, на Тя бо упова душа моя, и помилуй мя.
Тобою – здесь: через Тебя, Твоим заступничеством. Под кровом – под покровом.
Молитвы «Преславная Приснодево…» и «Все упование мое…» - творения преподобного Иоанна Дамаскина.
Акафист Божией Матери Взбранной Воеводе - сильная помощь Богородицы
Молитвенное обращение к Божией Матери перед Ее иконой «Взбранной Воеводе» - просьба о защите. Узнайте больше об истории иконы и чудесах Богородицы
Что за икона "Взбранная Воевода"
Икона Божией Матери «Взбранная Воевода» - это извод, то есть дополненный список, с Ченстоховской иконы Богородицы, известной своими чудотворениями. Создан он был совсем недавно, в ХХI веке, по видению одному монаху. На иконе изображена Пресвятая Богородица в военном облачении, которое символизирует участие Божией Матери в битве со злыми силами за души человеческие.
Взбранная Воевода - икона Божией Матери, защищающая от любых опасностей
Полное название иконы - «Взбранное Воеводе победительная» - слова из древнего акафиста Божией Матери. Они означают, что Божия Матерь, как Женщина-воин, готова биться с дьяволом и его служителями - бесами, защищать верующих людей от колдовского воздействия магов, чародеев и экстрасенсов. Немало было в Великую Отечественную войну летчиц и партизанок - вот и сейчас Богородица воюет Своей Благодатью со множеством сатанинских сил за мир, за Россию и за душу каждого человека. В опасности обратитесь к Божией Матери с молитвой о защите - она обязательно придет на помощь.
Образ «Взбранной Воеводы» был явлен в 2004 году во сне игумену Серафиму, иноку Свято-Введенского Верх-Теченского женского монастыря Курганской епархии. Там и находится сейчас оригинал иконы. По иконографии ( внешнему виду иконы) это список с Ченстоховской иконы Богородицы, которая очень почитается в тех местах, только одета Богородица иначе - в древнерусское боевое облачение.
Икону «Взбранной Воеводе» еще называют «Русская Непобедимая Победа», на ней есть надпись, призывающая к верности Богу: «Стой за Христа до мученического креста».
Акафист перед иконой «Взбранная Воевода» - молитва о защите от злых сил и бед
Из церковные предания упоминают, что образ Божией Матери в доспехах существовал и раньше, а икона-прообраз «Взбранной Воеводы» - Ченстоховская - была создана еще при жизни Божией Матери евангелистом Лукой наряду с прославленными иконами Богородицы Одигитрией, Владимирской, Тихвинской… Несомненно, такой образ вдохновлял воинов на ратные подвиги за веру и Родину.
Память иконы «Взбранной Воеводе» совершается 19 марта, вместе с образом Божией Матери Ченстоховской. В этот день перед ней читается акафист, совершаются молебны.
при жизненных трудностях,
в бедах и несчастьях,
при порче, возможном воздействии экстрасенсов или колдунов,
в состоянии вражды, ссор в семье и на работе.
Читать онлайн акафист иконе Богородицы Взбранной Воеводе можно по тексту ниже. И акафист, и любые молитвы можно читать не только по молитвослову, но и с экрана телефона или компьютера - Церковь не запрещает этого.
Молитвами Пресвятой Богородицы да хранит Вас Господь Иисус Христос!
Смотреть видео акафиста перед иконой Божией Матери Взбранной Воеводы:
Греческий оригинал
греч. Τῇ ὑπερμάχῷ στρατηγῷ τὰ νικητήρια,
ὡς λυτρωθεῖσα τῶν δεινῶν εὐχαριστήρια,
ἀναγράφω σοι ἡ πόλις σου, Θεοτόκε
ἀλλ" ὡς ἔχουσα τὸ κράτος ἀπροσμάχητον,
ἐκ παντοίων με κινδύνων ἐλευθέρωσον,
ἵνα κράζω σοί: Χαῖρε Νύμφη ἀνύμφευτε.
Церковнославянский перевод
гл 8
Взбра́нной Воево́дѣ побѣди́тельная,/ я́ко изба́вльшеся от злыхъ,/ благода́рственная воспису́емъ Ти раби́ Твои, Богоро́дице,/ но яко иму́щая держа́ву непобѣди́мую,/ от вся́кихъ насъ бѣдъ свободи́, да зове́мъ Ти:// Ра́дуйся, Невѣсто Неневѣстная!
Русский перевод (Николая Нахимова)
Тебе, высшей Военачальнице, избавившись от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь. Ты же, имеющая силу непобедимую, освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе: радуйся, Невеста, в брак не вступившая!
Русский перевод (митрополита Филарета)
Бранноподвизающейся за нас военачальнице дары победные и, как избавленные от бед, дары благодарственные приносим Тебе, Богородице, мы, рабы Твои: но Ты, как имеющая державу непреоборимую, освободи нас от всяких опасностей, да взываем Тебе: радуйся, Невеста неневестная!
Русский перевод (о. Амвросия, в миру Д. А. Тимрота)
Тебе, Высшей Обороняющей нас Военачальнице / за избавление от страшных бед / учреждаем Тебе торжества победы благодарственные / мы, рабы Твои, Богородица! / Но Ты, как имеющая власть необоримую, / от всяческих опасностей нас освободи, / да взываем Тебе: / Радуйся, Невеста, брака не познавшая!
Немного о смысле:
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твой, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.
Взбранной Воеводе – непобедимой Воеводе (взбранный – непобедимый в бранях – сражениях). Победительная – победное (пение, то есть победную песнь). Яко избавльшеся от злых – так как избавились (буквально: как избавившиеся) от зла (от бед). Благодарственная – благодарственное (благодарственную песнь). Восписуем Ти – воспеваем (буквально: пишем) Тебе. Яко имущая державу – (Ты), как имеющая силу. Неневестная – не вступившая в брак (буквальный перевод греческого слова).
Акафист Пресвятой Богородице, начинающийся этим кондаком, написан в VII веке в Константинополе. Это – первый (и прекраснейший) из акафистов, ставший образцом для всех последующих. Все 12 икосов акафиста заканчиваются многократными «перепевами» Архангельского приветствия Пресвятой Деве – «радуйся!», заключительное из которых – Радуйся, Невесто Неневестная! Мы величаем небесную чистоту Неискусобрачной Девы, неизреченно родившей Христа Бога нашего, и в Своей чистоте «Честнейшая Херувим» Невеста Неневестная предстает пред нами как величайшая воительница с силами зла – Взбранная Воевода, имущая державу непобедимую.
Радуйся, Невесто Неневестная! Если мы обратимся к греческому языку, на котором написан акафист, то увидим, что все эти три слова, буквальной точностью переведенные на церковнославянский язык и вошедшие в наше религиозное сознание, должны были восприниматься греками несколько иначе, чем воспринимаем их мы.
Радуйся – приветствие Архангела Гавриила, донесенное до нас Евангелием, - и до Рождества Христова, и после него было на греческом языке обычным приветствием – тем же, что наше «здравствуй». В явлении Ангела, в его дивных и таинственных словах внутренний смысл приветствия, забываемый в обыденной жизни, конечно, обновился и засиял со всею силой; акафист Пресвятой Богородице (и всякий позднейший вдохновенно сочиненный акафист), весь пронизанный этим «радуйся!» и искрящийся радостью величания, также воскрешает дремлющее в обыденном языке значение греческого слова. Но в русском (и древнерусском) языке приветствовали друг друга не словом «радуйся», а словом «здравствуй» (в котором мы обычно забываем пожелания здоровья). «Радуйся» остается для нас словом всегда более насыщенным, особенным – осознанным словом о радости, неповторимым приветствием для пречистой Девы Марии и святых Божиих.
Невесто Неневестная – прямой, буквальный перевод двух греческих слов. Церковнословянскому невеста соответствует греческое слово «нимфа», которое означает не только девушку-невесту, но и новобрачную жену, и молодую женщину. Новый Завет (и греческий перевод Библии) придал этому слову огромную мистическую глубину: Невеста Агнца в Откровении Иоанна Богослова (Откр. 19, 7; 21, 22, 17) не только предназначена Ему, но и стоит с Ним в таинственном браке; это образ и Богоматери, и Церкви (в ней мы узнаем невесту Песни Песней и прочих книг Писания). А греческое слово, переведенное славянским словом неневестная – это отрицательная форма от первого слова, означающая «не вступившая в брак»; это слово было вполне обычно для греческого языка. Для греческого, но не для славянского! Ведь в славянском невеста – это именно не-ведомая, непознанная (то есть как раз то, чему соответствует греческое неневестная) девушка, не вступившая в брак, хотя и предназначенная к нему; слово само несет в себе значение чистоты. Внутри славянского языка слово неневестная труднообъяснимо. Оно вносит новый оттенок смысла в выражение акафиста: Чистая Невеста, но – Неневестная, не обыкновенная, не сопоставимая ни с какой иной невестой.
Другие славянские эпитеты Богородицы, соответствующие слову Неневестная, - Неискусобрачная, Неискусомужняя.
Взбранной Воеводе победительная… Эти слова почти все мы привыкли на слух воспринимать как единое целое, поэтому не чувствуем структуру фразы (достаточно простую): (кому?) - Взбранной Воеводе (мы) восписуем (что?) - победительная благодарственная, то есть победную благодарственную песнь, (почему?) - яко избавльшеся от злых: так как избавились от бед. Вот и вся премудрость!
Пресвятая Богородица, спаси нас!
Все о религии и вере - "молитва к богородице взбранная воеводой" с подробным описанием и фотографиями.
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.
Перевод: Тебе, высшей Военачальнице, избавившись от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь. Ты же, имеющая силу непобедимую, освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе: радуйся, Невеста, в брак не вступившая!
Преславная Приснодево, Мати Христа Бога, принеси нашу молитву Сыну Твоему и Богу нашему, да спасет Тобою души наша.
Перевод: Преславная Вечнодева, Матерь Христа Бога, принеси нашу молитву Сыну Твоему и Богу нашему, да спасет через Тебя души наши.
Все упование мое на Тя возлагаю, Мати Божия, сохрани мя под кровом Твоим.
Перевод: Все упование мое на Тебя возлагаю, Матерь Божия, сохрани меня под кровом Твоим.
Богородице Дево, не презри мене, грешнаго, требующа Твоея помощи и Твоего заступления, на Тя бо упова душа моя, и помилуй мя.
Перевод: Богородица Дева, не презри меня, грешного, требующего Твоей помощи и Твоей защиты, ибо на Тебя уповает душа моя, помилуй меня.
Кондак Богородице Взбранной Воеводе
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся Невесто Неневестная.
Тебе, Высшей Обороняющей нас Военачальнице, за избавление от страшных бед учреждаем Тебе торжества победы благодарственные мы, рабы Твои, Богородица! Но Ты, как имеющая власть необоримую, от всяческих опасностей нас освободи, да взываем Тебе: Радуйся, Невеста, брака не познавшая!
Этот кондак был написан в 626 году в благодарность Пресвятой Богородице за освобождение Константинополя от осады. С тех пор Богородицу повсеместно славят как защитницу от бед.
Тел.: +7 495 668 11 90. ООО «Рублев» © 2014-2017 «Рублев»
Авторизуйтесь
Молитва к богородице взбранная воеводой
Кондак Пресвятой Богородице
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твой, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.
Взбранной Воеводе – непобедимой Воеводе ( взбранный – непобедимый в бранях – сражениях). Победительная – победное (пение, то есть победную песнь). Яко избавльшеся от злых – так как избавились ( буквально: как избавившиеся) от зла (от бед). Благодарственная – благодарственное (благодарственную песнь). Восписуем Ти – воспеваем ( буквально: пишем) Тебе. Яко имущая державу – (Ты), как имеющая силу. Неневестная – не вступившая в брак (буквальный перевод греческого слова).
Акафист Пресвятой Богородице, начинающийся этим кондаком, написан в VII веке в Константинополе. Это – первый (и прекраснейший) из акафистов, ставший образцом для всех последующих. Все 12 икосов акафиста заканчиваются многократными «перепевами» Архангельского приветствия Пресвятой Деве – «радуйся!», заключительное из которых – Мы величаем небесную чистоту Неискусобрачной Девы, неизреченно родившей Христа Бога нашего, и в Своей чистоте «Честнейшая Херувим» Невеста Неневестная предстает пред нами как величайшая воительница с силами зла – Взбранная Воевода, имущая державу непобедимую.
Радуйся, Невесто Неневестная! Если мы обратимся к греческому языку, на котором написан акафист, то увидим, что все эти три слова, буквальной точностью переведенные на церковнославянский язык и вошедшие в наше религиозное сознание, должны были восприниматься греками несколько иначе, чем воспринимаем их мы.
Радуйся – приветствие Архангела Гавриила, донесенное до нас Евангелием, – и до Рождества Христова, и после него было на греческом языке обычным приветствием – тем же, что наше «здравствуй». В явлении Ангела, в его дивных и таинственных словах внутренний смысл приветствия, забываемый в обыденной жизни, конечно, обновился и засиял со всею силой; акафист Пресвятой Богородице (и всякий позднейший вдохновенно сочиненный акафист), весь пронизанный этим «радуйся!» и искрящийся радостью величания, также воскрешает дремлющее в обыденном языке значение греческого слова. Но в русском (и древнерусском) языке приветствовали друг друга не словом «радуйся», а словом «здравствуй» (в котором мы обычно забываем пожелания здоровья). «Радуйся» остается для нас словом всегда более насыщенным, особенным – осознанным словом о радости, неповторимым приветствием для пречистой Девы Марии и святых Божиих.
Невесто Неневестная – прямой, буквальный перевод двух греческих слов. Церковнословянскому невеста соответствует греческое слово «нимфа», которое означает не только девушку-невесту, но и новобрачную жену, и молодую женщину. Новый Завет (и греческий перевод Библии) придал этому слову огромную мистическую глубину: Невеста Агнца в Откровении Иоанна Богослова (Откр. 19, 7; 21, 22, 17) не только предназначена Ему, но и стоит с Ним в таинственном браке; это образ и Богоматери, и Церкви (в ней мы узнаем невесту Песни Песней и прочих книг Писания). А греческое слово, переведенное славянским словом неневестная – это отрицательная форма от первого слова, означающая «не вступившая в брак»; это слово было вполне обычно для греческого языка. Для греческого, но не для славянского! Ведь в славянском невеста – это именно не-ведомая, непознанная (то есть как раз то, чему соответствует греческое неневестная ) девушка, не вступившая в брак, хотя и предназначенная к нему; слово само несет в себе значение чистоты. Внутри славянского языка слово неневестная труднообъяснимо. Оно вносит новый оттенок смысла в выражение акафиста: Чистая Невеста, но – Неневестная, не обыкновенная, не сопоставимая ни с какой иной невестой.
Другие славянские эпитеты Богородицы, соответствующие слову Неневестная, – Неискусобрачная, Неискусомужняя.
Взбранной Воеводе победительная… Эти слова почти все мы привыкли на слух воспринимать как единое целое, поэтому не чувствуем структуру фразы (достаточно простую): (кому?) Взбранной Воеводе (мы) восписуем (что?) победительная благодарственная, то есть победную благодарственную песнь, (почему?) яко избавльшеся от злых – так как избавились от бед.
Преславная Приснодево, Мати Христа Бога, принеси нашу молитву Сыну Твоему и Богу нашему, да спасет Тобою души наша.
Все упование мое на Тя возлагаю, Мати Божия, сохрани мя под кровом Твоим.
Богородице Дево, не презри мене грешнаго, требующа Твоея помощи и Твоего заступления, на Тя бо упова душа моя, и помилуй мя.
Тобою – здесь: через Тебя, Твоим заступничеством. Под кровом – под покровом.
Молитвы «Преславная Приснодево…» и «Все упование мое…» – творения преподобного Иоанна Дамаскина.
Акафист Пресвятой Богородице “Взбранной Воеводе”
Среди множества молитвословий, используемых православными христианами для обращения к Божественным Силам, многие часто выбирают акафисты. Это особое песнопение, текст которого наполняет душу теплом, радостью и Божьей любовью. Именно поэтому их чтение так полюбилось верующим людям. Наиболее древним и известным из всех текстов является акафист Пресвятой Богородице «Взбранной Воеводе».
Что такое акафист
В переводе с греческого языка сам термин означает пение, во время которого не сидят. По форме представляет собой благодарственно-хвалебное обращение к Господу Богу, Его Пресвятой Матери или какому-либо святому.
Интересно. Первым из написанных канонических акафистов был именно текст «Взбранной Воеводе», обращенный ко Пресвятой Богродице.
Именно на основе этого хвалебного обращения к Божьей Матери со временем стали составляться другие песни, обращенные уже и к самому Господу Богу, и к его святым. Особую любовь чтение акафистов снискало именно на Руси - наш народ жадно впитывал радость, исходившую из этих текстов. Примечательно, что во время гонений на церковь, когда нельзя было достать никакой церковной литературы, сборники акафистов переписывались православными христианами вручную и бережно хранились.
По своей структуре акафист представляет собой большое произведение , состоящее из более чем 20 частей - кондаков (коротких вводных строф) и икосов (более длительных и развернутых текстов). В каждом хвалебном песнопении есть свой припев, который постоянно повторяется. В обращении к Пресвятой Богородице это кондак «Взбранной Воеводе победительная…», по первой строчке которого и было названо все песнопение.
По смыслу данная песнь делится на две части:
- повествовательно-историческая, в которой рассказывается о рождении Иисуса Христа;
- нравоучительная, в которой воспевается похвала Божьей Матери и ее величие.
Важно. Именно хвалебное пение «Взбранной Воеводе» входит в богослужебный круг и читается на службе Великого поста.
Любые другие акафисты не входят в состав Литургии, а читаются только лишь на молебнах. Естественно, что очень часто православные христиане читают эти тексты дома, в личной молитве.
Как правильно и в каких случаях читать акафист «Взбранной Воеводе»
Как уже было сказано, данный хвалебный текст раз в году читается на Литургии Великого поста. Каждый православный христианин может в этот день посетить свой храм и постоять на службе. Кроме того, практикуются заказные молебны с чтением акафистов, которые можно заказывать в храмах. Конечно же, заказав службу, очень желательно присутствовать на ней лично.
Помимо церковного чтения, текст можно читать и дома. Обычно для этого берется благословение у духовника или приходского священника, который к тому же расскажет, сколько дней нужно читать. Акафисты могут читаться как разово (например, в день соответствующего праздника), так и длительно (к примеру,40 дней). К длительному чтению прибегают тогда, когда есть какая-либо особая нужда или просьба, с которой обращаются к Божьей Матери.
Также не стоит забывать, что чисто механическая вычитка текста не несет никакой духовной пользы человеку. Молитва только тогда будет услышана и исполнена Господом Богом, когда она идет от чистого сердца и с искренней верой. Для этого необходимо стараться исправить свою жизнь согласно Заповедям Божьим и христианскому вероучению.
Что касается обстоятельств, в которых читается похвала Пресвятой Богородице «Взбранной Воеводе», то они могут быть практически любыми. С любой бедой, сложными жизненными обстоятельствами , скорбью можно обращаться к Деве Марии. Не стоит забывать и об обратном - получив просимое или благодеяние по молитве к Господу и Его Матери, можно прочесть священный текст с благодарностью.
Видящи Святая Себе в чистоте, глаголет Гавриилу дерзостно: преславное твоего гласа неудобоприятельно души Моей является: безсеменнаго бо зачатия рождество како глаголеши, зовый: Аллилуиа.
Разум недоразумеваемый разумети Дева ищущи, возопи к служащему: из боку чисту, Сыну како есть родитися мощно, рцы Ми? К Нейже он рече со страхом, обаче зовый сице: Радуйся, совета неизреченнаго Таиннице; радуйся, молчания просящих веро. Радуйся, чудес Христовых начало; радуйся, велений Его главизно. Радуйся, лествице небесная, Еюже сниде Бог; радуйся, мосте, преводяй сущих от земли на небо. Радуйся, Ангелов многословущее чудо; радуйся, бесов многоплачевное поражение. Радуйся, Свет неизреченно родившая; радуйся, еже како, ни единаго же научившая. Радуйся, премудрых превосходящая разум; радуйся, верных озаряющая смыслы. Радуйся, Невесто Неневестная.
Сила Вышняго осени тогда к зачатию Браконеискусную, и благоплодная Тоя ложесна, яко село показа сладкое, всем хотящим жати спасение, всегда пети сице: Аллилуиа.
Имущи Богоприятную Дева утробу, востече ко Елисавети: младенец же оноя абие познав Сея целование, радовашеся, и играньми яко песньми вопияше к Богородице: Радуйся, отрасли неувядаемыя розго; радуйся, Плода безсмертнаго стяжание. Радуйся, Делателя делающая Человеколюбца; радуйся, Садителя жизни нашея рождшая. Радуйся, ниво, растящая гобзование щедрот; радуйся, трапезо, носящая обилие очищения. Радуйся, яко рай пищный процветаеши; радуйся, яко пристанище душам готовиши. Радуйся, приятное молитвы кадило; радуйся, всего мира очищение. Радуйся, Божие к смертным благоволение; радуйся, смертных к Богу дерзновение. Радуйся, Невесто Неневестная.
Бурю внутрь имея помышлений сумнительных, целомудренный Иосиф смятеся, к Тебе зря небрачней, и бракоокрадованную помышляя, Непорочная; уведев же Твое зачатие от Духа Свята, рече: Аллилуиа.
Слышаша пастырие Ангелов поющих плотское Христово пришествие, и текше яко к Пастырю видят Сего яко агнца непорочна, во чреве Мариине упасшася, Юже поюще реша: Радуйся, Агнца и Пастыря Мати; радуйся, дворе словесных овец. Радуйся, невидимых врагов мучение; радуйся, райских дверей отверзение. Радуйся, яко небесная срадуются земным; радуйся, яко земная сликовствуют небесным. Радуйся, апостолов немолчная уста; радуйся, страстотерпцев непобедимая дерзосте. Радуйся, твердое веры утверждение; радуйся, светлое благодати познание. Радуйся, Еюже обнажися ад; радуйся, Еюже облекохомся славою. Радуйся, Невесто Неневестная.
Боготечную звезду узревше волсви, тоя последоваша зари, и яко светильник держаще ю, тою испытаху крепкаго Царя, и достигше Непостижимаго, возрадовашася, Ему вопиюще: Аллилуиа.
Видеша отроцы халдейстии на руку Девичу Создавшаго руками человеки, и Владыку разумевающе Его, аще и рабий прият зрак, потщашася дарми послужити Ему, и возопити Благословенней: Радуйся, Звезды незаходимыя Мати; радуйся, заре таинственнаго дне. Радуйся, прелести пещь угасившая; радуйся, Троицы таинники просвещающая. Радуйся, мучителя безчеловечнаго изметающая от начальства; радуйся, Господа Человеколюбца показавшая Христа. Радуйся, варварскаго избавляющая служения; радуйся, тимения изымающая дел. Радуйся, огня поклонение угасившая; радуйся, пламене страстей изменяющая. Радуйся, верных наставнице целомудрия; радуйся, всех родов веселие. Радуйся, Невесто Неневестная.
Проповедницы богоноснии, бывше волсви, возвратишася в Вавилон, скончавше Твое пророчество, и проповедавше Тя Христа всем, оставиша Ирода яко буесловна, не ведуща пети: Аллилуиа.
Возсиявый во Египте просвещение истины, отгнал еси лжи тьму: идоли бо его, Спасе, не терпяще Твоея крепости, падоша, сих же избавльшиися вопияху к Богородице: Радуйся, исправление человеков; радуйся, низпадение бесов. Радуйся, прелести державу поправшая; радуйся, идольскую лесть обличившая. Радуйся, море, потопившее фараона мысленнаго; радуйся, каменю, напоивший жаждущия жизни. Радуйся, огненный столпе, наставляяй сущия во тьме; радуйся, покрове миру, ширший облака. Радуйся, пище, манны приемнице; радуйся, сладости святыя служительнице. Радуйся, земле обетования; радуйся, из неяже течет мед и млеко. Радуйся, Невесто Неневестная.
Хотящу Симеону от нынешняго века преставитися прелестнаго, вдался еси яко младенец тому, но познался еси ему и Бог совершенный. Темже удивися Твоей неизреченней премудрости, зовый: Аллилуиа.
Новую показа тварь, явлься Зиждитель нам от Него бывшим, из безсеменныя прозяб утробы, и сохранив Ю, якоже бе, нетленну, да чудо видяще, воспоем Ю, вопиюще: Радуйся, цвете нетления; радуйся, венче воздержания. Радуйся, воскресения образ облистающая; радуйся, ангельское житие являющая. Радуйся, древо светлоплодовитое, от негоже питаются вернии; радуйся, древо благосеннолиственное, имже покрываются мнози. Радуйся, во чреве носящая Избавителя плененным; радуйся, рождшая Наставника заблудшим. Радуйся, Судии праведнаго умоление; радуйся, многих согрешений прощение. Радуйся, одеждо нагих дерзновения; радуйся, любы, всякое желание побеждающая. Радуйся, Невесто Неневестная.
Странное рождество видевше, устранимся мира, ум на небеса преложше: сего бо ради высокий Бог на земли явися смиренный человек, хотяй привлещи к высоте Тому вопиющия: Аллилуиа.
Весь бе в нижних и вышних никакоже отступи неописанное Слово: снизхождение бо Божественное, не прехождение же местное бысть, и рождество от Девы Богоприятныя, слышащия сия: Радуйся, Бога невместимаго вместилище; радуйся, честнаго таинства двери. Радуйся, неверных сумнительное слышание; радуйся, верных известная похвало. Радуйся, колеснице пресвятая Сущаго на Херувимех; радуйся, селение преславное Сущаго на Серафимех. Радуйся, противная в тожде собравшая; радуйся, девство и рождество сочетавшая. Радуйся, Еюже разрешися преступление; радуйся, Еюже отверзеся рай. Радуйся, ключу Царствия Христова; радуйся, надеждо благ вечных. Радуйся, Невесто Неневестная.
Всякое естество ангельское удивися великому Твоего вочеловечения делу; неприступнаго бо яко Бога, зряще всем приступнаго Человека, нам убо спребывающа, слышаща же от всех: Аллилуиа.
Ветия многовещанныя, яко рыбы безгласныя видим о Тебе, Богородице, недоумевают бо глаголати, еже како и Дева пребываеши, и родити возмогла еси. Мы же, таинству дивящеся, верно вопием: Радуйся, премудрости Божия приятелище, радуйся, промышления Его сокровище. Радуйся, любомудрыя немудрыя являющая; радуйся, хитрословесныя безсловесныя обличающая. Радуйся, яко обуяша лютии взыскателе; радуйся, яко увядоша баснотворцы. Радуйся, афинейская плетения растерзающая; радуйся, рыбарския мрежи исполняющая. Радуйся, из глубины неведения извлачающая; радуйся, многи в разуме просвещающая. Радуйся, кораблю хотящих спастися; радуйся, пристанище житейских плаваний. Радуйся, Невесто Неневестная.
Спасти хотя мир, Иже всех Украситель, к сему самообетован прииде, и Пастырь сый, яко Бог, нас ради явися по нам человек: подобным бо подобное призвав, яко Бог слышит: Аллилуиа.
Стена еси девам, Богородице Дево, и всем к Тебе прибегающим: ибо небесе и земли Творец устрои Тя, Пречистая, вселься во утробе Твоей, и вся приглашати Тебе научи: Радуйся, столпе девства; радуйся, дверь спасения. Радуйся, начальнице мысленнаго наздания; радуйся, подательнице Божественныя благости. Радуйся, Ты бо обновила еси зачатыя студно; радуйся, Ты бо наказала еси окраденныя умом. Радуйся, тлителя смыслов упраждняющая; радуйся, Сеятеля чистоты рождшая. Радуйся, чертоже безсеменнаго уневещения; радуйся, верных Господеви сочетавшая. Радуйся, добрая младопитательнице девам; радуйся, невестокрасительнице душ святых. Радуйся, Невесто Неневестная.
Пение всякое побеждается, спростретися тщащееся ко множеству многих щедрот Твоих: равночисленныя бо песка песни аще приносим Ти, Царю Святый, ничтоже совершаем достойно, яже дал еси нам, Тебе вопиющим: Аллилуиа.
Светоприемную свещу, сущим во тьме явльшуюся, зрим Святую Деву, невещественный бо вжигающи огнь, наставляет к разуму Божественному вся, зарею ум просвещающая, званием же почитаемая, сими: Радуйся, луче умнаго Солнца; радуйся, светило незаходимаго Света. Радуйся, молние, души просвещающая; радуйся, яко гром враги устрашающая. Радуйся, яко многосветлое возсияваеши просвещение; радуйся, яко многотекущую источаеши реку. Радуйся, купели живописующая образ; радуйся, греховную отъемлющая скверну. Радуйся, бане, омывающая совесть; радуйся, чаше, черплющая рaдocть. Радуйся, обоняние Христова благоухания; радуйся, животе тайнаго веселия. Радуйся, Невесто Неневестная.
Благодать дати восхотев, долгов древних, всех долгов Решитель человеком, прииде Собою ко отшедшим Того благодати, и раздрав рукописание, слышит от всех сице: Аллилуиа.
Поюще Твое Рождество, хвалим Тя вси, яко одушевленный храм, Богородице: во Твоей бо вселився утробе содержай вся рукою Господь, освяти, прослави и научи вопити Тебе всех: Радуйся, селение Бога и Слова; радуйся, святая святых большая. Радуйся, ковчеже, позлащенный Духом; радуйся, сокровище живота неистощимое. Радуйся, честный венче людей благочестивых; радуйся, честная похвало иереев благоговейных. Радуйся, церкве непоколебимый столпе; радуйся, Царствия нерушимая стено. Радуйся, Еюже воздвижутся победы; радуйся, Еюже низпадают врази. Радуйся, тела моего врачевание; радуйся, души моея спасение. Радуйся, Невесто Неневестная.
О, Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово! Нынешнее приемши приношение, от всякия избави напасти всех, и будущия изми муки, о Тебе вопиющих: Аллилуиа, aллилуиа, aллилуиа. (Kондак читается трижды)
Ангел предстатель с небесе послан бысть рещи Богородице: радуйся, и со безплотным гласом воплощаема Тя зря, Господи, ужасашеся и стояше, зовый к Ней таковая: Радуйся, Еюже рaдocть возсияет; радуйся, Еюже клятва изчезнет. Радуйся, падшаго Адама воззвание; радуйся, слез Евиных избавление. Радуйся, высото неудобовосходимая человеческими помыслы; радуйся, глубино неудобозримая и ангельскима очима. Радуйся, яко еси Царево седалище; радуйся, яко носиши Носящаго вся. Радуйся, Звездо, являющая Солнце; радуйся, утробо Божественнаго воплощения. Радуйся, Еюже обновляется тварь; радуйся, Еюже покланяемся Творцу. Радуйся, Невесто Неневестная.
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице; но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.
Молитва Пресвятой Богородице
О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, вышши еси всех Ангел и Архангел, и всея твари честнейши, помощнице еси обидимых, ненадеющихся надеяние, убогих заступнице, печальных утешение, алчущих кормительнице, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление.
О, Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице Владычице, милостию Твоею спаси и помилуй святейшия патриархи православныя, преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы и весь священнический и иноческий чин, и вся православныя христианы ризою Твоею честною защити; и умоли, Госпоже, из Тебе без семене воплотившагося Христа Бога нашего, да препояшет нас силою Своею свыше, на невидимыя и видимыя враги наша.
О, Всемилостивая Госпоже Владычице Богородице! Воздвигни нас из глубины греховныя и избави нас от глада, губительства, от труса и потопа, от огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани, и от напрасныя смерти, и от нападения вражия, и от тлетворных ветр, и от смертоносныя язвы, и от всякаго зла.
Подаждь, Госпоже, мир и здравие рабом Твоим, всем православным христианом , и просвети им ум, и очи сердечнии, еже ко спасению; и сподоби ны, грешныя рабы Твоя, Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего; яко держава Его благословена и препрославлена, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.