Развить левое полушарие у левши

Долгое время считалось, что асимметрия полушарий проявляется только в доминировании той или другой руки. Поэтому под правшами или левшами понимали именно право- и леворуких людей. Однако исследования показали, что дело обстоит сложнее — левши и правши отличаются и другими качествами. Доминирование может по-разному распределяться между парными органами (руками, ногами, глазами, ушами) человека. То есть он может быть праворуким, но в то же время левоногим и левоглазым. Комбинация соотношений доминирования между разными парными органами образует профиль асимметрии. Это понятие ввели российские ученые Т.Доброхотова и Н.Брагина. они обнаружили, что у здоровых людей встречаются четыре профиля асимметрии, причем полные правши составляли менее 40%. Ни одного полного левши не нашлось. Среди частичных левшей у подавляющего большинства было лишь одно проявление левшевства, в три раза меньше людей с двумя признаками и совсем мало – с тремя.

Левши и правши в зависимости от доминирования рук и ног

Интересно, как связана частота леворукости, то есть предпочтения левой руки при совершении сложных и требующих усилий манипуляций, с другими характеристиками. Так, известно, что леворукими чаще бывают мужчины. Левшество встречается чаще среди транссексуалов и гомосексуалистов, чем среди лиц с обычной сексуальной ориентацией. Инженеры бывают леворукими реже, чем артисты и художники. Много левшей среди занимающихся игровыми видами спорта и совсем нет среди стрелков и штангистов. Особенно большое количество левшей отмечено среди каратистов и борцов.


Левоногость проявляется в преобладании левой ноги по частоте использования, скорости иточности движения, длине шага, лучшему произвольному контолю при регуляции движений. Для определения ведущей ноги можно использовать простые способы : подпрыгивать на одной ноге, вставать коленями на стул и затем принимать обычную позу, делать поочередно шаг вперед, шаг назад. Нога, совершающая движение первой во всех этих действиях, считается ведущей. Именно ведущая нога при закидывании ноги на ногу почти всегда оказывается сверху.

При движении без ориентиров левоногие отклоняются вправо за счет большей длины шага левой ноги и в конце концов делают круг по часовой стрелке, правоногие – наоборот против часовой стрелки. Кстати, с этим обстоятельством связывают хождение по кругу заблудившихся в лесу или в степи. Если у людей в более старшем возрасте леворукость встречается реже, то левоногость – чаще. Возможно, это связано с практиковавшемся в прошлом переучивании маленьких левшей в школе.

Левши и правши в асимметрии зрения и слуха

Доминантность в зрении точно определяется лабораторными методами, но есть и более простые способы проверки. Например, прицеливаемся мы обычно ведущим глазом, им же что-либо рассматриваем в подзорную трубу или глядим в калейдоскоп. А при просьбе моргать одним глазом закрываем неведущий.

Асимметрия слуха проявляется в восприятии звуковой информации, способности определять источник звука. Ее распознавание также требует лабораторных исследований, но представление о ведущем ухе может дать и простое наблюдение. При длительном разговоре по телефону человек обычно прикладывает трубку к тому уху, которое является доминирующим, особенно если плохо слышно. Чтобы услышать тиканье часов, мы тоже их подносим к ведущему уху. Если говорят шепотом, то человек поворачивается к собеседнику более чуткое ухо. Доминирование левого уха встречается намного чаще, чем леворукость, оно в большинстве случаев сочетается с праворукостью и может быть единственным признаком левшества.

Существуют ли некие общие для всех левшей особенности психики, отличающие их от правшей? Сравнение правшей и левшей попознавательным способносям не выявило серьезных различий. Однако при повышенной нагрузке, в стрессовых условиях у левшей обнаружили ошибки восприятия в форме зеркального отражения , появлении пространственных иллюзий.



Существуют данные, что левши и правши отличаются эмоциональностью. Левши эмоциональнее правшей, обладают большими творческими, прежде всего художественными способностями. Левшами были многие гении и исторические личности . Среди них художники Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Пабло Пикассо, властители и полководцы Александр Македонский, Юлий Цезарь, Карл Великий, Наполеон Бонапарт, писатели Льюис Кэрролл и Николай Лесков, ученые Иван Павлов, Джеймс Максвелл, Анри Пуанкаре, музыкант Пол Маккартни.

Возможно, разница в точках зрения на левшинство связана с более значительной выраженностью интеллектуальных различий среди левшей – от гениальности до дефектов развития, а также с разнообразием профилей асимметрии у левшей.

Левшей в мире становится больше с каждым годом. Это можно объяснить тем, что сейчас уже не борются с леворукостью. Ведь, по существу, такая борьба – это борьба с самой природой, а значит, переучивание левши – это насилие, которое негативно отражается на его психическом и физическом здоровье . Родителям ребенка-левши необходимо понимать, что такая его особенность обусловлена особым устройством головного мозга.

Мозг человека разделен на два полушария, выполняющих определенные, отличные друг от друга, функции. Правое полушарие головного мозга осуществляет контроль и управление левой стороной тела человека, а левое правой стороной . Кроме того, левое полушарие отвечает за логику , счет, обработку информации, а правое – за творчество, интуицию, эмоции. Чаще всего, преобладает какое-то одно полушарие мозга. При более активном левом полушарии, больше развита правая рука, если же доминирует правое полушарие мозга, развивается леворукость. Естественно, ребенок-левша и праворукий ребенок отличаются друг от друга не только тем, какой рукой им удобнее действовать.

Как и в каком возрасте родители могут определить преобладание правой или левой руки у своего малыша?

В основном, доминантность руки у ребенка полностью формируется к четырем-пяти годам. В более раннем возрасте малыш может поочередно действовать то правой, то левой рукой. Но к четырех-пятилетнему возрасту родители должны понять кто их ребенок: левша или правша? Ведь с этого времени начинается интенсивная подготовка к школе, и неправильные действия педагогов детского сада , попытки переучивания ребенка-левши могут привести к печальным последствиям: тяжелым стрессам, нежеланию малыша заниматься, переутомлению, детским страхам .

Наблюдательные родители легко заметят, какой рукой чаще всего действует их малыш во время игры, принятия пищи, осуществления гигиенических процедур. Чтобы окончательно убедиться в правильности определения преобладающей руки, можно предложить ребенку проделать несколько заданий и отметить для себя какой рукой малыш чаще всего выполняет активные действия.

  1. Дайте ребенку несколько небольших коробочек (можно использовать спичечные коробки) и попросите найти спрятанный в одной из них небольшой предмет – конфетку, игрушку из киндер-сюрприза, яркую наклейку.
  2. Предложите малышу отрыть закручивающиеся крышечки на баночках из-под витаминов или детского питания.
  3. Попросите ребенка помочь вам протереть пыль с различных поверхностей.
  4. Пусть ваш малыш построит колодец из брусочков конструктора или спичек.
  5. Попросите ребенка кинуть поочередно несколько небольших мягких игрушек в стоящую поблизости корзину или коробку. В эту же игру можно поиграть на улице, предложив малышу попасть камешком в начерченный на земле круг.
  6. Завяжите несколько неплотных узелков на толстых шнурках и попросите ребенка их развязать.
  7. Понаблюдайте за тем, какой рукой ребенок собирает свои игрушки с пола в коробку.

Такие игровые тесты нужно провести несколько раз, чтобы избежать случайностей. Результаты лучше всего записывать для того, чтобы легче было проанализировать свои наблюдения и сделать выводы. Помимо левшей и правшей есть также люди, у которых одинаково хорошо развиты обе руки, их еще называют амбидекстрами. Но такие люди – большая редкость. Если результаты выполненных ранее заданий не дают четкого представления о леворукости или праворукости вашего малыша, попросите его что-нибудь нарисовать, раскрасить картинку, обвести фигурку, вырезать силуэт и т.д. При этом обратите внимание на то, какой рукой ребенок берет карандаши и ножницы, лучше рисует, заштриховывает, вырезает. Если вы в процессе своих наблюдений определили, что у вас растет леворукий малыш, не стоит огорчаться, нужно просто подстроиться под некоторые его особенности.

Психологические особенности ребенка-левши

  • Так как у левшей больше развито правое полушарие головного мозга, они более чувствительны и ранимы, чем дети-правши. Поэтому воспитывая такого ребенка, следует избегать крика, чересчур эмоциональных сцен, стараться ограждать малыша от просмотра душераздирающих телепередач, фильмов ужасов и даже некоторых мультфильмов, которые могут вызвать у него бурное переживание.
  • Ребенок-левша обладает обостренным чувством справедливости, поэтому наказывая его за провинность, вы должны быть уверены в своей правоте. К тому же в семье, где есть леворукие дети, недопустима «политика двойных стандартов» - когда одному члену семьи все сходит с рук, а другого за те же проступки наказывают.
  • Помните, что ребенок-левша наделен богатым воображением, часто фантазирует, сочиняет небылицы. Это вовсе не означает, что у вас растет врунишка, просто малышу нужно как-то реализовать свой творческий потенциал . Направьте энергию малыша в нужное русло и, возможно, в будущем он станет выдающимся писателем , артистом или художником.

Постарайтесь наладить контакт с воспитателями детского сада, а в последствии и с учителями вашего ребенка. Ведь переучивание леворукого ребенка, попытки заставить его действовать правой рукой могут привести к тяжелым последствиям: нарушению сна, потере аппетита, головным болям и болям в животе, недержанию мочи (при чем не только ночью, но и днем), заиканию, нервным тикам , повышенной возбудимости или, напротив, вялости, заторможенности и т.д. Мудрый педагог с пониманием отнесется к леворукости малыша, и ваш ребенок избежит психологических травм.

просмотров
просмотров