Режиссерская игра в детском саду старшая группа. Режиссерские игры: в младшей, дошкольной, подготовительной группе
Режиссёрская игра дошкольника – это индивидуальная игра, в процессе которой ребёнок создаёт игровые ситуации с игрушками, предметами – заместителями. В этой игре ребёнок может быть сам в роли, а может только регулировать взаимоотношения между игрушками, как режиссёр. В основе сценария игры лежит личный опыт ребёнка. Например: лечение в кабинете у доктора, празднование дня рождения. В сюжете могут быть знания, взятые из мультиков, книг, рассказов других людей. Например: игра в «школу» под влиянием рассказов брата и т.д. Сюжеты представляют собой цепочки действий. Например: одна кукла поёт в микрофон, другая – аккомпанирует, по окончании – обе кланяются, затем выходит новая певица. В режиссёрской игре речь – главный компонент. Она может быть дикторской – текст за кадром. Например: «День рождения куклы Маши» Мама сказала спасибо за подарки, гости стали садиться за стол ит.д. А также речь может быть оценочной. Например: гости хорошие, они принесли мне много подарков. В игре ребёнок говорит за каждого персонажа.
Преимущества игры.
- Режиссёрские игры позволяют ребёнку упражняться во взаимоотношениях, в общении в процессе действий с куклами. В отличии от партнёра, куклы не требуют от ребёнка высокого уровня общения – с ними проще.
- В режиссёрской игре не надо учитывать позицию партнёра, не надо под него подстраиваться. Здесь ребёнок остаётся самим собой, ему не надо подчиняться каким – то общим требованиям, он сам придумывает свои правила и сам их выполняет, проявляет своё творчество, свои знания.
Значение режиссёрской игры .
- Дети самореализуются;
- У детей активизируются речь, воображение, мышление;
- У детей проявляется самостоятельность, конструктивные способности (планирование деятельности), артистические способности.
Учёные показывают, что режиссёрская игра типична для детей: не посещающих дошкольное учреждение, часто болеющих, с выраженным дефектом речи, замкнутых и малоактивных, детей плохо адаптирующихся в дошкольном учреждении. Такие дети склонны к уединению, а потребность в игре выражается через режиссёрскую игру.
Режиссёрская игра проявляется в начале 4 года жизни. Она является предпосылкой сюжетно – ролевой игры . В основе игры личный опыт. Сюжет очень беден. Дети выполняют только хорошо знакомые действия (кормят куклу, укладывают её спать, стирают и т.д.) Чаще всего у детей 2 младшей группы всего два персонажа.
На 5 году жизни в основе игры появляются сюжеты сказок, мультиков, увеличивается количество персонажей. В речи появляются ролевые и оценочные высказывания (хитрая лиса, злой волк). На 4-5 году у дошкольников наступает период хорошей сюжетно-ролевой игры, но режиссёрская игра остаётся широко распространённой, т.к. имеет выше перечисленные преимущества.
В старшем возрасте происходит заметный рост игровых умений. Часто используются предметы-заместители, роль за игрушкой не фиксируется (н-р, собака может быть и львом и чудовищем), сюжет более богатый и динамичный, расширяется и активизируется словарь ребёнка.
Условия развития режиссёрской игры:
- У детей должны быть знания и впечатления об окружающей жизни;
- Должна быть хорошая предметно – развивающая игровая среда;
- Должно быть свободное время;
- Должны быть хорошо подобраны обучающие игры и упражнения (разнообразные виды театрализованных игр, пальчиковые игры). Например: игрушки « би-ба-бо» (одеваются на руку), игры-спектакли, настольный театр (плоскостной и объёмный), теневой театр, марионетки.
- У детей должен быть наглядный пример хорошо умеющего играть в режиссёрские игры воспитателя или другого ребёнка.
Таким образом, умелая организация режиссёрской игры, создание необходимых условий для её развития – способствуют усвоению детьми игровых умений и навыков, развитию личности ребёнка.
Режиссерская игра по русской народной сказке "Теремок" во второй младшей группе
Раздел программы: Ознакомление с художественной литературой и развитие речи.
Группа: II младшая.
Цель занятия: разыгрывание с детьми знакомой сказки «Теремок».
Задачи:
- Образовательные :
- учить детей разыгрывать сказку в ее целостной эстетической форме, не искажая композицию;
- учить воспроизводить действия персонажей сказки;
- учить детей быть актерами во время игры;
- совершенствовать звуковую культуру речи, повторяя звукосочетания;
- учить детей создавать на основе игровой мотивации из набора строительных элементов целостные постройки.
- Развивающие :
- развивать связную речь, сенсорные способности (цвет, форму);
- развивать у детей познавательные способности в процессе игры;
- развивать воображение, память, произвольное движение рук.
- Воспитательные :
- учить детей любить сказки и сопереживать их героям;
- учить детей, не боясь, входить в контакт со взрослыми.
Предшествующая работа:
- Знакомство с дидактическими играми: «Кто как кричит», «Кто в домике живет».
- Чтение простых кумулятивных сказок: «Колобок», «Три медведя», «Теремок», «Лиса, заяц и петух».
- Заучивание потешек, русских народных песенок.
- Загадывание загадок о животных.
Дидактический материал: ширма, игрушки, игровое поле
Технические средства обучения: аудиозапись с русскими народными мелодиями.
План работы:
I. Вводная часть. Дидактическая игра «Назови и скажи, кто как кричит» – 3 мин.
II. Основная часть. Режиссерская игра – 10 мин.
III. Заключительная часть. Строительство теремка – 4 мин.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Вводная часть
Дидактическая игра «Назови животных и скажи, кто как кричит».
Из-за ширмы появляется игрушка – мышка.
Воспитатель:
Ребята, кого вы видите?
Дети:
Мышку.
Воспитатель:
А как мышка пищит?
Дети:
Пи-пи-пи.
Воспитатель:
А вот и зайчик. Какого он цвета?
Дети:
Белого.
Воспитатель:
Прискакала лягушка и заквакала. Как она заквакала?
Дети:
Ква-ква-ква.
Воспитатель:
Молодцы. Но вот появилась хитрая
рыжая лиса
. Какая лиса появилась?
Дети:
Хитрая и рыжая.
Воспитатель:
А кто же еще там так громко воет?
Предлагаемые ответы детей:
Наверное, волк.
Воспитатель:
А давайте вместе посмотрим, кто сегодня еще пришел к нам в гости.
Дети смотрят за ширму и находят волка и медведя.
Воспитатель:
Так как выл волк?
Дети:
У-у-у.
Воспитатель:
А медведь как рычит?
Дети:
Р-р-р.
Воспитатель:
Вот сколько много зверей пришло к нам в гости. Давайте с ними поиграем. Я взяла мышку, значит, я буду «мышкой». А ты кем будешь?
Дети определяют себе роль согласно взятой игрушки.
II. Режиссерская игра
Воспитатель:
И вот все звери пошли в поле. Увидели домик. А как же называется этот домик?
Дети:
Теремок.
Воспитатель:
Поиграем в сказку «Теремок».
И начинает развивать сюжет, одновременно выполняя роль мышки.
Воспитатель: Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка (показывает). Увидела теремок, остановилась и спрашивает: Никто не отзывается. Вошла мышка в терем и стала в нем жить.
Воспитатель: Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает.
В это время ребенок показывает, как скакала лягушка по полю.
Ребенок – «лягушка»:
Терем-теремок, кто в тереме живет?
Воспитатель:
Я – мышка-норушка. А ты кто?
Ребенок – «лягушка»:
Я лягушка-квакушка.
Воспитатель:
Иди ко мне жить. Лягушка прыгнула в теремок и стали они жить вдвоем. Бежит мимо зайчик-побегайчик.
Ребенок показывает, как бежит по полю зайчик.
Ребенок – «зайчик»:
Терем-теремок, кто в тереме живет?
Воспитатель:
Я – мышка-норушка.
Ребенок – «лягушка»:
Я лягушка-квакушка.
Вместе:
А ты кто?
Ребенок – «зайчик»:
А я зайчик-побегайчик.
Вместе:
Иди к нам жить.
Воспитатель:
Заяц скок в теремок. И стали они жить втроем. Идет лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает.
Ребенок – «лисичка»:
Терем-теремок, кто в тереме живет?
Воспитатель:
Я – мышка-норушка.
Ребенок – «лягушка»:
Я лягушка-квакушка.
Ребенок – «зайчик»:
Я зайчик-побегайчик.
Вместе:
А ты кто?
Ребенок – «лисичка»:
А я лисичка-сестричка.
Вместе:
Иди к нам жить.
Воспитатель:
Лисичка забралась в теремок, и стали звери вчетвером жить.
Воспитатель:
Вот они все в тереме живут, песни поют. Но вдруг идет мимо медведь косолапый, увидел теремок, услыхал песни, остановился и заревел.
Ребенок – «медведь»:
Терем-теремок, кто в тереме живет?
Воспитатель:
Я – мышка-норушка.
Ребенок – «лягушка»:
Я лягушка-квакушка.
Ребенок – «зайчик»:
Я зайчик-побегайчик.
Ребенок – «лисичка»:
Я лисичка-сестричка.
Ребенок – «волк:
Я волк – зубами щелк.
Вместе:
А ты кто?
Ребенок – «медведь»:
А я медведь косолапый.
Вместе:
Иди к нам жить.
Воспитатель:
Медведь и полез в теремок. Лез, лез в теремок, никак не может влезть и говорит.
Ребенок – «медведь»:
Я лучше на крыше у вас жить буду.
Звери:
А ты нас не раздавишь?
Ребенок – «медведь»:
Нет, не раздавлю.
Вместе:
Ну, так влезай.
Воспитатель:
Влез медведь на крышу. И только уселся – трах – и раздавил теремок. Затрещал теремок и упал на бок. А звери выбежали все целы и невридимы.
III. Заключительная часть
Воспитатель:
Что же делать? Где мы будем жить?
Дети:
Мы построим
новый теремок
.
Воспитатель:
А из чего можно построить его?
Дети предполагают:
Из досок, бревен и т.д.
Воспитатель:
Давайте построим из кирпичиков. Неси, лягушка, кирпичик.
Все звери несут кирпичики.
Воспитатель : И построили новый теремок. Стали жить-поживать, песни распевать.
Конспект режиссёрской игры по сказке «Гуси лебеди» в средней группе
Программное содержание :
- Продолжать совершенствовать навыки детей в управлении настольными куклами, совершенствовать исполнительское мастерство, выразительность в передаче образов героев сказки.
- Развивать устойчивый интерес к игре-драматизации, умение детей последовательно и выразительно пересказывать сказку;
- Закреплять умение бесконфликтно общаться в ходе подготовки к драматизации сказки.
Предварительная работа:
- чтение сказки «Гуси-лебеди», беседы по содержанию сказки;
- заучивание скороговорок на четкость дикции;
- дыхательные тренинги;
4. беседы на тему: «Запомни театральные слова», «Разные жанры сценической речи», « Второстепенные персонажи », «Интонация главных героев»;
5. подготовка реквизита.
Материал и оборудование: воздушный шарик ; реквизит для показа сказки: изба + задний план, куклы сестры и братца, печка, яблоня, речка, изображение леса, избушка Бабы-яги, отдельные деревья, гуси-лебеди, ежик.
Ход:
1.Игровая мотивация
Педагог : Ребята, к нам в окно залетел воздушный шарик, он так напуган. Говорит, что за ним гнались Гуси-лебеди, шипели, кричали. Ребята, может такое быть? Какую историю мы знаем про гусей-лебедей и можем рассказать Шарику? (сказка «Гуси-лебеди»)
Педагог (Шарику): А знаешь, Шарик, мы с ребятами не только её расскажем, но и сможем показать тебе в нашем театре. А ты удобно располагайся и смотри.
2. Организация настольного театра
Педагог: Ребята, прежде чем мы начнем показ, расскажите, кто участвует в спектакле? (режиссер, актеры,художник, музыканты и т.д.) Кто такой режиссер? (Он самый главный в театре, выбирает актеров, показывает куда расставить декорации, соблюдает последовательность событий и т. д).
Педагог: Вот сейчас мы и выберем режиссера.
Педагог и дети выбирают режиссёра
Педагог: А теперь режиссер раздаст карточки с символами героев сказки. В соответствии с вашими ролями, режиссер вас расставит на игровом столе. (карточки затем убираются в коробку).
3. Расстановка реквизита
Последовательность: изба + задний план, куклы сестры и братца, печка, яблоня, речка, изображение леса, избушка Бабы-яги, отдельные деревья, гуси-лебеди, ежик.
4. Показ сказки
Режиссёр : Итак, сказка начинается…Жили-были муж да жена. И были у них дочка Машенька да сынок Иванушка. Как-то раз родители уезжали в город и наказывали дочке, чтобы она не ходила со двора, не оставляла братца одного. За это они вернутся домой с подарками. Но не послушалась девочка родителей; как только они уехали, она посадила братца у окна, а сама побежала к подружкам. А тут налетели гуси-лебеди, подхватили Иванушку и улетели. Вот вернулась Машенька
А братца-то нет! Только метнулись вдали гуси-лебеди и пропали. Догадалась девочка, кто унес её братца. Бросилась Машенька искать-догонять их. А на пути у неё печка.
М.: Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
П.: Поешь моего ржаного пирожка, скажу.
М.: У моего батюшки и пшеничные не едятся.
Ничего не сказала ей печка. Побежала девочка дальше, на пути у неё яблоня.
М.: Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Я.: Поешь моего лесного яблочка, скажу.
М.: У моего батюшки и садовые не едятся.
Ничего не ответила ей яблоня. Побежала сестрица дальше. Повстречала молочную речку кисельные берега.
М.: Речка, речка. Скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Р.: Поешь моего молочка с кисельком скажу.
М.: У моего батюшки и сливочки не едятся.
Опять ничего не узнала Машенька. Бежит она дальше. Прибежала к дремучему лесу, как быть? Тут навстречу ей ёжик.
М.: Ёжик, ёжик, подскажи, куда гуси-лебеди улетели?
Ё.: Видел я этих разбойников, служат они Бабе, верно они утащили твоего братца, пойдем, покажу дорогу.
Показал Ёжик дорогу, а сам ушел в лес. В дремучем лесу стояла избушка Бабы-яги, а рядом на лавочке сидел её братец и играл яблочками. Схватила девочка Иванушку и бегом из леса. Заметила Баба-яга пропажу и послала помощников своих в погоню. Бежит Машенька, а тут речка.
М.: Речка, речка, спрячь нас.
Р.: Поешь моего молочка с кисельком.
Поели сестра с братцем, речка их и спрятала под крутым бережком. Полетали Гуси-лебеди, ничего не заметили, дальше полетели. Поблагодарили дети речку, опять побежали. А Гуси вернулись, догоняют Машеньку и Братца. В поле яблоня стоит, они к ней.
М.: Яблоня, яблоня, спрячь нас.
Я.: Поешьте моего лесного яблочка.
Съели дети по яблочку, укрыла своими ветками и листочками их яблоня. Полетали гуси над яблоней, ничего не заметили, прочь улетели. Бегут дети дальше, на пути им печка.
М.: Печка, печка, спрячь нас.
П.: Съешьте моего ржаного пирожка, спрячу.
Поели сестрица с братцем порожков. Спрятала их печка, полетали гуси над печкой, полетали-полетали, покричали-покричали, так ни с чем и вернулись к Бабе-яге. А Машенька с братцем вернулись домой, да вовремя. Тут и мать с отцом приехали подарки привезли. Вот и сказочке конец, а кто слушал- молодец!
Педагог : Вот какая поучительная сказка о том, как важно слушаться родителей. Понравились тебе, Шарик, наши артисты? Артистов попросим на поклон.
Воспитатель и дети вместе складывают реквизит на место и играют с шариком.
Конспект режиссерской игры
для детей старшего дошкольного возраста:
«Мишкин День Рождения»
Цели:
- Воспитывать дружеские взаимоотношения у ребят в процессе игры
- Формировать навык ребят действовать по готовому сюжету, строить диалоговое общение с партнером
- Развивать конструктивные способности (планирование деятельности).
- Развивать умение подбирать игровой материал, распределять игрушки
- Развивать интерес к режиссерским играм
- Обогащать игровой опыт детей, опыт взаимодействия с игрушками.
- Активизировать речь детей, воображение, мышление.
Оборудование: конверт с письмом, игрушки (медведь, заяц, лиса, пчелы, улей) ,
моно поля (цветочная поляна, лес), мелкий конструктор, кукольная посуда
Ход игрового взаимодействия:
Ребята играют в группе. Входит воспитатель, в руках у него конверт
Воспитатель : Ребята, сегодня к нам в группу пришло письмо. Хотите его прочитать?
Дети: Да!
Дети садятся рядом с воспитателем на ковре.
Воспитатель : Это письмо нам прислали ребята старшей группы из детского сада. Вот,что они пишут:
«Здравствуйте ребята! Мы в детском саду очень любим играть. У нас есть много интересных игрушек. Вчера мы придумали интересную историю.
У медведя Топтыгина было день рождения! Он пригласил на праздник своих друзей - зайку и лисичку. Друзья стали думать, что подарить Мишке на День рождения! Зайка сказал: « Придумал! А давай мишке подарим мед!» Лиса спросила: « А где мы его найдем?» Тогда заяц ответил « Мы сходим на цветочную поляну и попросим пчел собрать цветочный нектар, а потом сделать мед». Веселые зайка и лиса отправились через лес на цветочную полянку. Когда звери пришли на полянку, они увидели пчел, которые кружили над цветами. И тогда лисичка спросила у пчелы « Здравствуйте! А вы не могли бы дать нам немного меда в подарок нашему другу?»
Пчела ответила: « С удовольствием». Все пчелы дружно принялись собирать нектар. Потом они сделали из него мед и отдали зайцу с лисой. Звери поблагодарили пчел и отправились в гости к медведю. Мишка был очень рад такому подарку. Он усадил гостей за стол и стал угощать сладостями. Замечательный получился день рождения!!!»
Ребята, а у вас может получиться такая история? Есть ли у вас такие игрушки? Напишите нам, пожалуйста, ответ!
Воспитатель : Ребята, как вы думаете, а у нас с вами может получиться такая игра? Есть ли у нас такие игрушки?
Дети : Да! У нас есть такие игрушки!
Воспитатель: Ребята, давайте сначала определим, что нам нужно для игры и где с вами мы будем играть?
Дети определяют удобное место для игры (либо стол, или ковер и пр.)
Дети: Для игры нам нужны игрушки - заяц, медведь, лиса, пчелы. Еще нужен улей, цветочная поляна и пр.
Дети подбирают соответствующее оборудование. Далее происходит проигрывание предложенной ситуации.
После игры воспитатель совместно с детьми оценивает игру
Воспитатель: У вас все получилось замечательно! Вы отлично со всем справились! Вам понравилась эта игра? А как вы думаете, интереснее играть одному или с друзьями?
Ответы детей
После игры (или на следующее утро) воспитатель с детьми пишут ответ на письмо.
Конспект режиссерской игры «Поиск внучки Машеньки» в подготовительной группе детского сада
Цель занятия:
Развивать у детей интерес к режиссерским играм, помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между ребятами выбравшими определённые роли.
Развивать умение подбирать игровой материал, распределять игрушки.
Обогащать игровой опыт детей, опыт манипулирования игрушками.
Развивать творческие способности детей.
Активизировать диалогическую речь детей, воображение, мышление.
Воспитывать дружеские взаимоотношения у ребят в процессе игры.
Материал:
Ширма, куклы «би-ба-бо», пальчиковый театр , фигурки животных, декорации деревьев, разные домики.
Предварительная работа:
Изготовление и подбор необходимых атрибутов для игры, сюжетно-ролевые игры, дидактическая игра «Дикие животные и их детеныши», инсценирование сказок.
Ход:
Ребята, сегодня мы с вами будем сочинять сказку. Как вы думаете, чем сказка отличается от рассказа? /В рассказе все действия происходят на самом деле, по настоящему, а в сказке могут быть разные приключения, и даже растения и животные могут разговаривать/.
Вот перед вами разные театры : пальчиковый, настольный, «би-ба-бо», маски разных животных, игрушки; декорации, ширма.
Хорошо подумайте, кто какую сказку может придумать и показать остальным ребятам.
Пожалуйста, Саша. Выбирай себе героев. /Дедушка, бабушка, внучка,матрешка, белка, заяц с зайчиком, сорока, баба Яга /.
«Однажды внучка Машенька вместе со своей подружкой матрешкой пошли в лес за ягодами. Обещали бабушке с дедушкой быстро вернуться, как только наберут ведерко ягод. Прошло уже много времени, а их все нет и нет. «Видно что-то с ними случилось?» - подумали они и решили пойти их искать. Дорога дальняя, внучка давно ушла, голодная, наверное, нужно взять какую-нибудь еду, ну, морковку, орешки, конфеты, например.
Собрали дед с бабкой корзину с угощением и отправились в дорогу. Шли, шли, наконец, впереди показался густой лес. Зашли они в чащу, огляделись, везде высокие деревья, стали кричать Машеньке, чтобы она отозвалась. А вместо ответа на их головы шишки посыпались, они только головы уворачивать успевали. Наконец, они смогли посмотреть наверх, и увидели, что на сосновой ветке сидит белочка и держит в лапке шишку.
-«Ты почему бросаешься на нас шишками, белочка? – спросил дед.
- «А вы почему кричите в лесу? Вы меня и моих бельчат напугали, разве вы не знаете, что в лесу нужно вести себя тихо.
- «Прости, нас белочка. Мы извиняемся перед тобой, но у нас горе большое: внучка с матрешкой потерялись в лесу, вот мы их и зовем. А ты их не видела?».
- «Нет, не видела. А вот спросите сороку- белобоку, она все новости лесные знает, везде летает».
- «Спасибо, белочка, вот твоим бельчатам орешки от нас». /Спасибо/
- «Сорока-сорока, не видела ли ты нашу внучку с ведерком, она за ягодами пришла?»
- «Видела, они такие маленькие, как же вы их отпустили одних: у нас в лесу страшно, и волк может поймать, да и баба Яга не дремлет. Они были здесь, а потом нашли маленького зайчика, он под деревом сидел и плакал, домой дорогу не мог найти. Вот они и решили его к зайчихе отнести. Так что, хоть они и маленькие, но добрые, в беде друзей не бросают.Идите мимо сломанной сосны вон к той березе, а потом под горку, там под кустами увидите домик зайчихи. Поторопитесь». /Спасибо/.
Пошли дед с бабой дальше, а на улице уже темнеет, страшновато становится, но что делать? Прошли мимо сосны, миио березы, спустились под горку, смотрят, виднеется домик. Подошли к нему, заглянули в окно, а там сидят зайчата с мамой-зайчихой за столом, а перед ними листок капусты. Постучали в окно дед с бабой, зайчата прижались к маме, трясутся.
- «Не пугайтесь, зайчатки, это дед с бабой, внучку свою ищем. Вы не видели их?»
- «Как же, конечно, видели, они нашего зайчика привели, и ягодками нас угостили, а сами тоже домой торопились. Спасибо вам за внучку. Добрая она у вас. А теперь идите вдоль речки, только осторожно, там баба Яга живет». /Спасибо, зайчиха, вот вам морковку для зайчат/.
Пошли они дальше мимо речки, увидели домик на курьих ножках. Подошли тихо-тихо, заглянули в окно, а там на скамейке сидят связанные Машенька да Матрешка и плачут. А баба Яга печку топит, хочет сварить их да съесть. Достала она чугунок, хотела воды налить, да воды не хватило, взяла ведро и пошла на речку за водой. Пока она ходила, дед с бабой зашли, развязали Машеньку с матрешкой и бегом оттуда. А баба Яга вернулась, смотрит, а детей-то нет, села в ступу и полетела за ними.
Дед с бабой бегут, дети за ними, под кустиками прячутся, себя не показывают. Баба Яга мимо пролетела, их не увидела.
Вернулись они домой, радостные, счастливые, хоть и без ягод, и без ведерка. Вот так закончилась эта сказка».
Режиссерские игры в детском саду – это развлечение дошкольников, при котором ребенок самостоятельно разрабатывает план действий, продумывает сценарий игры, придумывает главных и второстепенных героев , дает им имена. Он выбирает, чем закончится игра, составляет правила. Малыш играет роль каждой игрушки.
Игра, в которую ребенок играет в присутствии опытных профессиональных педагогов , рассказывает о его эмоциональном состоянии , уровне интеллекта и развития, о переживаниях и стремлениях.
Режиссерскими играми малыш занимается с рождения. Каждый родитель наблюдал, как дети управляют куклами, которым дают имена, строят между ними диалоги и составляют продуманный сюжет игры. Дети, которые научились ходить, берут с собой в постель мягкие игрушки, укладывают спать, катают на машинках или водят на прогулку.
Театрализованные постановки в детском саду помогают педагогам понять, в какой семейной обстановке живет малыш. Если он в процессе игры создает конфликты, то, скорее всего, семейная обстановка неспокойна.
Значение режиссерских игр для дошкольников
Сущность режиссерских игр в дошкольном учреждении (ДОУ) состоит в таких целях:
- Обучение детей свободному открытому общению.
- Стимулирование дошкольников первыми вступать в диалог.
- Обучение детей формулировке предложений, осмысленному и точному выражению мыслей.
- Обучение детей внимательно слушать собеседника.
- Формулировка самостоятельности у дошкольников, способности делать выбор.
В ДОУ обычно находятся декорации, с помощью которых дети и воплощают сценарий, который придумали самостоятельно. Постановки для дошкольников важны, потому что при их отсутствии малыш не сможет в полной мере социализироваться и стать полноценным членом общества.
В каждом дошкольном учреждении имеется картотека театрализованных игр, с помощью которой воспитатели занимаются развитием детей.
Игры в младшей группе
Воспитанники младшей группы дошкольного учреждения не способны воплотить с помощью декораций ситуацию, предложенную воспитателем. Поэтому предоставьте им свободу действий, предварительно показав собственный пример управления персонажами.
В младшей группе поиграйте в такие игры:
- Воспроизведение сказки «Колобок». Задача педагогов – самостоятельно сделать из бумаги или ткани персонажей. Заинтересуйте детей, проведя показательное выступление. Воспроизведите сказку, озвучивая героев правдоподобно, называйте их по именам и говорите разными голосами. Когда вы покажете детям выступление, предложите им поиграть в эту же игру. Если вы их заинтересовали, они охотно будут импровизировать, наделяя героев другими особенностями характера.
- Игра для второй младшей группы «Превращение». Возьмите предмет, который знают дети. Посадите малышей в круг и передавайте предмет по очереди каждому. Когда он окажется у него в руках, тот должен поступить с предметом по-своему. Например, ручка станет отверткой, палкой, щеткой, градусником, расческой, мяч – яблоком, камнем или колобком, книжка – шоколадкой и т. д.
Дошкольники умеют импровизировать, но для этого им нужен пример старшего товарища. Перед тем как вовлекать в игровой процесс детей, покажите, как правильно играть на своем примере.
Игры для средней группы
Дошкольники 4–5 лет уже знают свойства окружающих предметов, им известны сказки, они осознают последствия некоторых своих действий. Для них подойдут игры:
- Разыграйте сюжет сказки «Маша и медведь». Выберите детей, которым подойдет роль Маши, медведя, введите второстепенные роли: зайчик, ежик и т. д. Дети будут импровизировать, поскольку сказка им уже знакома, но воспитатели должны мотивировать их. Оденьте ребят в подходящие костюмы и в ходе игры рассказывайте сюжет сказки, чтобы малыши не запутались. Вы выступаете в роли ведущего.
- Играйте с ребятами, сидя в кругу. Попросите представить себя в роли зайчика (или другого персонажа) и рассказать о себе. Поработайте так с каждым малышом в группе.
С помощью таких упражнений ребята средней группы научатся совмещать слова и действия, работать в команде и формулировать мысли при ведении диалога.
Игры для детей старшей группы
Игры для старших дошкольников учат ребят не только говорить как персонажи, но и чувствовать их эмоции. Дети осознают, что они должны правдоподобно изобразить доверенного ему персонажа.
Театрализованные игры для старшей группы:
- Попросите ребят разбиться на пары. Одному ребенку в паре дайте волшебную палочку (любой подходящий предмет). Пусть он спросит у друга: «Что я могу сделать, чтобы тебе было хорошо?» и коснется его волшебной палочкой. Тот отвечает, чего бы он хотел. Например: «Станцуй» или «Спой». Тут у малышей неограниченный выбор. Позже ребята меняются ролями.
- Разбейте детей на 2 команды. Одна команда будет изображать животных. Каждый малыш должен двигаться, кричать и вести себя как животное в зоопарке, в то время как вторая группа будет ходить по импровизированному зоопарку и фотографировать животных. Позже команды меняются ролями.
- Начертите на полу или на асфальте полосу шириной не более 40 см. Объясните ребятам, что это мост, через который нужно пройти, чтобы не упасть в глубокий овраг. Идти по мосту могут 2 человека с разных сторон, чтобы он не перевернулся. Ребята самостоятельно договариваются, в каком темпе они идут и на середине моста аккуратно обойти друг друга.
Старшие дошкольники учатся договариваться между собой с помощью режиссерских постановок, взаимодействовать и находить компромисс.
Игры для подготовительной группы
Ребята, которые скоро пойдут в школу, уже многое умеют и знают. Игры для них направлены на закрепление социальных навыков и на обучение общения со взрослыми. Они являются продолжением режиссерских игр старшей группы. В подготовительной группе играйте с детьми в такие игры:
- Воспитатель соединяет правую ладонь с левой ладонью ребенка, а левую ладонь – с правой ладонью малыша. В таком положении пара обходит препятствия в помещении. Препятствиями выступают столы, стулья, подушки и т. д.
- Попросите ребят нарисовать картинку, в которой воплощен сюжет их любимой сказки. После этого ребенок рассказывает, что он нарисовал и объясняет историю, которую он запечатлел на рисунке.
- Посмотрите с ребятами мультфильм, который длится до 5 минут. Заранее подготовьте костюмы и другие реквизиты. После просмотра предложите ребятам сыграть мультфильм. Распределите между ними роли, оденьте их в костюмы и дайте детям возможность импровизировать.
Условия успешной постановки
Чтобы заинтересовать дошкольников, нужно:
- Создавать у них положительные впечатления о жизни.
- Создать комфортные условия, обеспечив реквизитами и костюмами.
- Дать ребятам время на импровизацию.
- Показать пример интересной постановки.
Воспитатели – это не только ведущие, они обеспечивают
полное руководство
над играми детей, чтобы ребята не вступали в
конфликтные ситуации
. Цель упражнений – научить детей жить среди людей в комфорте, а не в напряжении. Правильно воплощенные постановки развивают ребенка как сильную личность.
иришка Тотмина
Конспект режиссерской игры для подготовительной группы «День рождения мамы»
г. Славянск -на- Кубани.
Режиссерские игры в подготовительной группе " День рождения мамы "
Цель :
Развивать у детей интерес к режиссерским играм , помочь создать игровую обстановку. Развивать умение подбирать игровой материал. Обогащать творческие способности детей. Активизировать диалогическую речь детей, воображение, мышление. Воспитывать дружеские взаимоотношения у детей в процессе игры .
Задачи :
Развивать умение следить за сюжетом, не упуская важных деталей.
Развивать монологическую речь, развивать камуникативные навыки,
Учить детей внимательно слушать рассказы детей, дополнять и оценивать их.
Формировать активность, самостоятельность.
Воспитывать любовь к отечественному кинематографу.
Материал :
Банты и кукла, кепка и машинка, муляжи цветов, муляжи овощей и фруктов, цветов, детская посуда, игрушечная кухня, листы для рисования, цветные карандаши, фломастеры.
Предварительная работа : Подбор необходимых атрибутов для игры .
Здравствуйте ребята, я пришла к вам в гости чтобы посмотреть есть ли среди вас будущие актеры, а как это проверить? Нужно просто поиграть! Но, прежде чем начать игру предлагаю вам внимательно прослушать мой рассказ.
День рождения .
Вы помните, что у мамы завтра день рождения ? - спросил Петя братика Рому и сестричку Лизу. Петя был старшим братом и следил за тем, чтобы все было в порядке.
Рома кивнул головой. Лиза виновато улыбнулась : она была еще маленькая и, конечно, забыла про мамин праздник.
Давайте решим, что мы подарим нашей маме,- предложил Петя.
Хорошо, - согласились Рома и Лиза. им стало очень интересно, что же они вместе выбирут.
Давайте подарим маме игрушечную машину, -сказал Рома. - Я недавно видел одну красивую машину в магазине. Отличная машина! Я думаю, ее надо подарить маме. Мы с мамой будем вместе играть! Мы сможем перевозить грузы из одной комнаты в другую.
Нет, нет, маме совсем не нужна машина, - возразила Лиза. - Лучше подарим маме куклу. ЕЕ можно укладывать спать и причесывать ей волосы. А еще она может говорить "мама". Она как раз подойдет нашей маме!
Петя сначала рассмеялся, потом нахмурился :
Вы это здорово придумали -подарить маме то, что хотите сами! Но в таком случае вы дарите подарки не маме, а себе. Да хотите еще, чтобы мама с вами играла! Это самый настоящий эгоизм.
А что такое эгоизм?- поинтересовалась Лиза.
Эгоизм- это когда ты заботишься только о себе и не думаешь о других, любишь только одного себя. - Пояснил Петя.
Нет, мы не любим только себя, мы любим маму!- закричали Лиза и Рома. А Лиза даже всхлипнула и добавила : Маму жалко!
Хорошо, строго сказал Петя. - Даю вам вторую попытку. Ну- ка подумайте хорошенько, чем мы можем порадовать нашу маму.
Рома задумался, Лиза вздохнула.
Ну ладно,- Петя улыбнулся,- я вам помогу. Наша мама любит цветы! Так?
Да, да! - обрадовались дети. - Давайте подарим маме цветы. Они такие же красивые, как наша мама. Папа поможет нам их выбрать!
А еще мы можем для мамы что- нибудь нарисовать для мамы нарисовать , - добавил Рома.
И спеть маме песенку, - захлопала в ладоши Лиза.
И вот наступил мамин день рождения . На столе стояли цветы. на стене висели яркие рисунки. Дети очень старались, им очень хотелось, чтобы их рисунки маме понравились. Лиза нарисовала маму в нарядном платье. Вот такую! Рома нарисовал машину. У нее в кузове лежал огромный торт. Вот такой! Торт занимал весь кузов!
А Петя нарисовал всю семью вместе : это мама, это папа, это Лиза, это Рома, а это вот и он сам, Петя. А это их любимые кошка Мяука и черепашка Чапа. И сейчас все они были вместе. Нарядные Петя, Рома и Лиза дружно пели песенку, которую сами сочинили. Мама была счастлива : ведь она получила самые лучшие в мире подарки!
На день рожденья маме
Устроим праздник сами!
Подарим маме розы
И нежные мимозы,
Мы их поставим в вазу.
Ах, как красиво сразу!
Суть нашей игры заключается в том , что вам нужно проиграть этот рассказ или придумать свой, какой подарок можно подарить маме.
Прежде чем вы начнете игру, давайте вспомним кто такой Петя?
Что хотел подарить Рома, а что Лиза?
Покажите, какие лица были у ребят когда Петя сообщил им о дне рождении мамы ?
Какими стали их лица когда Петя рассказал им об эгоизме?
Теперь режиссер распределит между вами роли. Подходите к столу и выбирайте необходимые костюмы для своего героя и нужные принадлежности.
(Дети распределяют между собой роли и выбирают костюмы и начинают играть.)
Итог игры :
Ребята, понравилась ли вам наша игра?
Что понравилось? Что было трудно?
Кому удалось соблюдать все правила в игре?
Давайте похлопаем друг другу за наш актерский успех!
Мне очень понравилось, вы все молодцы.
Публикации по теме:
Действующие персонажи: Взрослые: Ведущая Дед Мороз Кикимора Леший Вьюга Дети: Снеговик Снегурочка Снежинки Лешие Бабки-Ёжки.
Конспект НОД «День рождения села Александровского» для детей подготовительной к школе группы МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
Конспект режиссерской игры в разновозрастной группе «Гуси-лебеди» Конспект режиссерской игры в разновозрастной группе «Гуси -Лебеди». Тема: «Гуси -Лебеди». Цель: обогащение содержания режиссерских.
Конспект занятия по режиссерской деятельности «Мой первый мультфильм» в подготовительной к школе группе Конспект занятия по режиссерской деятельности «Мой первый мультфильм» в подготовительной к школе группе. Воспитатель д/с №3 г. Славянска.
Режиссерская игра дошкольника- это игра в процессе которой ребенок создает игровые ситуации с игрушками. Предметно-игровая среда для режиссерских.
Текстовая часть публикации
Конспект режиссерской игры в старшей группе
«День рождения»
Цель:
1.
Закреплять нормы этического поведения в различных ситуациях.
2.
Развивать способность индивида воспринимать и учитывать в
своем поведении состояния, желания и интересы других детей.
3.
Воспитывать у детей сообразительность, умение правильно
повести себя в разных ситуациях.
Оборудование: коробка цветная, разные предметы для игры в театр.
Ход игры:
- Ребята, посмотрите, какую большую красивую коробку я вам
принесла. Давайте вместе посмотрим, что же в ней (открываем
коробку). Сколько разных вещей здесь! Кому нужны эти вещи?
(актерам, клоунам, артистам) Мы сегодня будем артистами в театре.
Давайте, представим, что сегодня у вас день рождение, и вы ждете
друзей. И вдруг к вам постучали в дверь. А как узнать, что это
пришли ваши друзья. Вдруг это совсем
незнакомый человек
. Как вы
поступите в такой ситуации? (посмотрю в глазок, спрошу «Кто
там?», позвоню маме и спрошу, кто должен прийти)
- Молодцы, значит, дверь чужим мы открывать не будем. А давайте
с вами разыграем эту ситуацию. (Дети разыгрывают ситуацию)
- А теперь представьте, что гости уже пришли, вы их впустили. Они
дарят вам подарки, а как вы поведете себя в этой ситуации? (надо
сказать спасибо, я очень рад, мне приятно получать от вас подарки)
- Молодцы ребята, вы выбрали
хороший вариант
. Давайте обыграем
эту ситуацию (дети разыгрывают ситуации).
- Ну, а как вы будете выглядеть, когда будете встречать гостей? Как
вы оденетесь в свой день рождение? (наденем праздничную
одежду)
- Правильно, нужно быть нарядным и красивым.
- Ребята, а как вы будете развлекать гостей на своем дне рождении?
(ответы детей, обыграть одну ситуацию)
- Вот уже праздник подходит к концу, гостям пора расходиться по
домам. Как вы будете провожать гостей?
Проводите до дверей и попрощаетесь;
Проводите гостей и поблагодарите их за то, что они пришли, а
потом попрощаетесь;
Не пойдете провожать гостей, а останетесь сидеть на своем
месте
(дети выбирают правильный ответ, воспитатель предлагает обыграть
эту ситуацию)
- Молодцы! Вот мы и побывали на дне рождении. Понравилось ли
вам? Какое у вас было настроение? Что вы чувствовали? (ответы детей)
- А сейчас можно поиграть самостоятельно.
Игра «Веселый Старичок - Лесовичок»
Цель: учить пользоваться разными интонациями.
Воспитатель читает стихотворение, Старичок-Лесовичок произносит свои слова по тексту с разной интонацией, дети повторяют.
Воспитатель: Жил в лесу старичок маленького роста
И смеялся старичок чрезвычайно просто:
Старичок-Лесовичок:
Ха-ха-ха да хе-хе-хе,
Хи-хи-хи да бух-бух-бух
Бу-бу-буда, бе-бе-бе,
Динь-динь-динь, да трюх-трюх!
Воспитатель: Раз, увидя паука, страшно испугался,
Но, схватившись за бока, громко рассмеялся:
Старичок-Лесовичок:
Хи-хи-хи да ха-ха-ха,
Хо-хо-хода гуль-гуль-гуль!
Ого-го-го, да буль-буль-буль.
Воспитатель: А увидя стрекозу, страшно рассердился,
Но от смеха на траву так и повалился:
Старичок-Лесовичок:
Гы-гы-гы да гу-гу-гу,
Ого -ro-ro да бах-бах-бах!
Ой, ребята, не могу!
Ой, ребята, ах-ах-ах!
(Д.Хармс) Игра проводится несколько раз.
Игра на имитацию движений
Воспитатель обращается к детям:
— Вспомните, как ходят дети?
Маленькие ножки шагали по дорожке. Большие ножки шагали по дорожке.
(Дети сначала идут маленькими шагами, затем большими — гигантскими шагами.)
— Как ходит Старичок-Лесовичок?
— Как ходит принцесса?
— Как катится колобок?
Закипело!
В пантомиме участвуют все дети. Перед началом можно вспомнить и спросить детей, видели ли они, как «убегает» из кастрюли молоко. Стихотворение читается несколько раз, уточняются движения и мимика. Детей можно разделить на подгруппы: зрители и актеры. Затем дети меняются.
Воспитатель собирает детей около себя и предлагает вспомнить сказку «Колобок». Некоторые сценки из сказки можно проиграть. А затем детям предлагается следующий вариант разыгрывания: все роли в сказки пропеть. Причем мелодии придумывают сами актеры. Это задание сложное, поэтому, сначала воспитатель поет вместе с детьми. Можно использовать шапочки-маски и театральные костюмы.
Игра «Моя Вообразилия».
Цель: развивать навыки импровизации, фантазию, творческое воображение.
В моей Вообразилии, в моей Вообразилии,
Там царствует фантазия во всем своем всесилии;
Там все мечты сбываются, а наши огорчения,
Сейчас же превращаются в смешные приключения;
Воспитатель достает из волшебного мешка маски «Рак» и «Лягушка». Разыгрывание по ролям мини-сценки «Рак-бездельник».
Ведущий: Жил у речки под корягой
Старый рак-отшельник.
Был он соня, белоручка,
Лодырь и бездельник.
Он позвал к себе лягушку:
Рак: Будешь мне портнихой,
Белошвейкой, судомойкой, Прачкой, поварихой.
Ведущий: А лягушка - белогрудка Раку отвечает:
Лягушка: Не хочу я быть служанкой Глупому лентяю!
Мини-сценку дети разыгрывают несколько раз различными группами . А затем предлагается придумать и разыграть продолжение диалога. В игру включаются воспитатель и родители.
Воспитатель: Я взмахну своей волшебной палочкой, и вы больше не сможете говорить, а будете только двигаться.
(Звучит текст, дети имитируют движения.)
— Только в лес мы пришли, появились комары.
— Вдруг мы видим: у куста птенчик выпал из гнезда.
Тихо птенчика берем и назад в гнездо несем.
— На полянку мы заходим, много ягод мы находим.
Земляника так душиста, что не лень и наклониться.
— Впереди из-за куста смотрит рыжая лиса
Мы лисицу обхитрим, на носочках побежим.
— Лесорубами мы стали, топоры мы в руки взяли.
И руками сделав взмах, по полену сильно — БАХ!
— На болоте две подружки, две зеленые лягушки
Утром рано умывались, полотенцем растирались,
Лапками шлепали, лапками хлопали.
Лапки вместе, лапки врозь, лапки прямо, лапки вкось,
Лапки здесь и лапки там, что за шум и что за гам!
(Включается веселая плясовая мелодия. Дети произвольно пляшут.)
Воспитатель читает стихотворение:
В мою Вообразилию попасть совсем несложно,
Она ведь исключительно удобно расположена!
И только тот, кто начисто лишен воображения, —
Увы, не знает, как войти в ее расположение!
Игра «Гимнастика для язычка»
Цель: учить выразительности речи.
Воспитатель: Жил был ШУМ! Ел ШУМ:
Дети: Хрум, хрум, хрум!
Воспитатель: Ел суп:
Дети: Хлюп, хлюп, хлюп!
Воспитатель: Спал так:
Дети: Храп, храп, храп!
Воспитатель: Шел ШУМ:
Дети: Бум, бум, бум!
(Дети не только проговаривают, но и имитируют движения)
Игра «Представьте себе»
Цель: развивать воображение, пантомимические навыки. воспитывать партнерские отношения в игре.
Воспитатель предлагает детям вспомнить любое стихотворение, например:
Как на нашем, на лугу,
Стоит чашка творогу
Прилетели две тетери,
Поклевали, улетели.
Задания. Представьте себе:
- Вас обидели до слез, и вы рассказываете нам свою обиду словами этого стихотворения.
- У вас радостное событие , вам подарили долгожданную игрушку. Расскажите о ваших впечатлениях словами стихотворения. (Дети, находя нужные интонации, используя мимику, жесты, текст, стараются передать душевное состояние человека, попавшего в заданную ситуацию. Они сами могут придумать или вспомнить жизненные ситуации.)
- Позвонил будильник. Вы проснулись, потянулись, открыли глаза, на полу ищете тапочки. Нашли, надели и пошли в ванну. Вдруг обнаруживаете, что не можете идти. В вашем тапочке — камушек. Ой, как больно!
- Вы гуляете в лесу. Кругом снег, на ваших ногах валенки, и вдруг что-то острое вонзается вам в пятку… Это кнопка!
- Вы сладко спите, и вдруг вас будит мама и говорит, что вы проспали. Все быстро одеваются и — бегом в детский сад. По дороге вы обнаруживаете, что надели ботинки вашей младшей сестры . Они вам ужасно малы. Но возвращаться нет времени. Вы еле дошли до садика…
— Очень болят ноги? Посидите и отдохните. Можно сделать массаж ног.
Игра-пантомима «Был у зайца огород» (В.Степанов.)
Цель: развивать пантомимические навыки.
Воспитатель читает, дети имитируют движения.
Был у зайки огород,
Зайка с радостью идет.
Ровненьких две грядки.
Но сначала всё вскопает,
Там играл зимой в снежки,
А потом всё разровняет,
Ну а летом — в прятки.
Семена посеет ловко
А весною в огород
И пойдет сажать морковку.
Ямка — семя, ямка — семя,
И глядишь, на грядке вновь
Вырастут горох, морковь.
А как осень подойдет,
Урожай свой соберет.
И как раз — здесь закончился рассказ!
- развивать мимику и пластические способности детей;
- развивать творческое мышление детей, воображение, фантазию.
Цели: развивать диалогическую и монологическую речь детей;
воспитывать коммуникативные качества.
Воспитатель предлагает детям вспомнить сказку К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха». Начинает воспитатель:
Муха, Муха-Цокотуха,
Дети хором произносят слова сказки:
Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла…
— Давайте представим ситуацию, в которой оказалась Муха.
Дети по желанию разыгрывают мини-сценку, придумывая слова.
Вариаций может быть очень много. Например:
— Ой, посмотрите, я нашла денежку, какое счастье. Я пойду на базар и куплю… нет, лучше самовар! Я приглашу друзей, мы устроим праздник…
— Что это? Денежка? Интересно, кто ее мог здесь обронить? Может, медведь шел по дороге на базар и уронил? А может, заяц или лиса. Ну, всё равно. Я денежку никому не отдам! Эта денежка моя, потому что я её нашла. Что бы мне купить?
Игры на пальцах
Цели: развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью.
Воспитатель загадывает загадку:
— Кто пушистый и с усами проживает рядом с нами? (Собака и кошка.)
Собака: У собаки острый носик, есть и шейка, есть и хвостик. Правая ладонь на ребро, на себя, большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный — вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается
Кошка: У кошки ушки на макушке, чтоб лучше слышать мышь в норушке. Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец, поднятые вверх.
Игра с воображаемым объектом
Цель: формировать навыки работы с воображаемыми предметами; воспитывать гуманное отношение к животным.
Дети в кругу. Воспитатель складывает ладони перед собой: Ребята, посмотрите, у меня в руках маленький котенок. Он совсем слабый и беспомощный. Я каждому из вас дам его подержать, а вы его погладьте, приласкайте, только осторожно и скажите ему добрые слова . Воспитатель передает воображаемого котенка. Наводящими вопросами помогает детям найти нужные слова и движения.
Игра «Пчелы в улье»
Цели: развивать логическое и ассоциативное мышление; учить детей интонационно выразительно проговаривать фразы.
Загадка: Что за домик, мне скажите,
Кто в том домике живет,
В нем летает каждый житель?
Запасая сладкий мед? (Пчелы и улей.)
— Как летают и жужжат пчелы?
(Дети, прижав локти к телу, машут ладошками, как крылышками, и со звуком Ж-Ж-Ж перемещаются по группе.)
Дети строят из крупного конструктора (подручного материала) «улей» и собираются в нем. На полу разложены плоские бумажные цветы. Воспитатель читает под музыкальное сопровождение.
Пчелы в поле полетели,
Сели пчелы на цветы,
Зажужжали, загудели,
Пчелка я и пчелка ты.
Дети передвигаются по группе вокруг цветов. Присаживаются возле цветов и «собирают» нектар. Возвращаются в «улей».
— Ребята, какой лесной житель любит мед и часто забирается к пчелам в улей? (Медведь.)
Проговаривание диалога с различными интонациями
Ребенок: Мед в лесу медведь нашел…
Медведь: Мало меду, много пчел!
Диалог проговаривается всеми детьми. Воспитатель помогает найти нужную интонацию.
Игра-пантомима «Муравейник»
Цель : учить отождествлять себя с заданным персонажем, побуждать к самостоятельному выбору роли.
Загадка: В лесу у пня суетня, беготня.
Народ рабочий весь день хлопочет, —
Куст листочки сбросил,
Дождь как из ведра полил,
Заяц шубу промочил. -
Мерзнет заяц под кустом:
— Никудышный этот дом!
- Шерсть чесать — рука болит,
Письмо писать — рука болит,
Воду носить — рука болит,
Кашу варить — рука болит,
А каша готова — рука здорова.
- У забора сиротливо
Пригорюнилась крапива.
Может, кем обижена?
Подошел поближе я,
А она-то, злюка,
Обожгла мне руку.
- Шар надутый две подружки
Отнимали друг у дружки.
Весь перецарапали! Лопнул шар,
А две подружки посмотрели —
Нет игрушки, сели и заплакали…
- Что за скрип? Что за хруст? Это что еще за куст?
— Как быть без хруста, Если я — капуста.
(Руки отведены в стороны ладонями вверх, плечи приподняты, рот раскрыт, брови и веки приподняты.)
- Полюбуемся немножко,
Как ступает мягко кошка.
Еле слышно: топ-топ-топ,
Хвостик книзу: оп-оп-оп.
Но, подняв свой хвост пушистый,
Кошка может быть и быстрой.
Ввысь бросается отважно,
А потом вновь ходит важно.
Игры - стихи
Цель: учить детей обыгрывать литературный текст , поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест.
«Самолет»
Поиграем в самолет? (Да.)
Вы все — крылья, я — пилот.
Получили инструктаж —
Начинаем пилотаж. (Строятся друг за другом.)
В снег летаем и пургу, (У-у-у-у!)
Видим чьи-то берега. (А-а-а-а!)
Ры-ры-ры — рычит мотор,
Мы летаем выше гор.
Вот снижаемся мы все
К нашей взлетной полосе!
Что ж — закончен наш полет.
До свиданья, самолет.
«Умываемся»
Кран откройся,
Нос умойся,
Воды не бойся!
Лобик помоем,
Щечки помоем,
Подбородочек,
Височки помоем,
Одно ухо, второе ухо —
Вытрем сухо!
Ой, какие мы чистенькие стали!
А теперь пора гулять,
В лес пойдем мы играть,
А на чем поедем— вы должны сказать. (Самолет, трамвай, автобус, велосипед.) (И едут.)
Шины лопнули, друзья.
Будем мы насос качать,
Воздух в шины надувать.
Ух! Накачали.
«Кошки-мышки»
Эта ручка — Мышка,
Эта ручка — Кошка,
В кошки-мышки поиграть
Можем мы немножко.
Мышка лапками скребет,
Мышка корочку грызет.
Кошка это слышит
И крадется к Мыши.
Мышка, цапнув Кошку,
Убегает в норку.
Кошка все сидит и ждет:
«Что же Мышка не идет?»
«Мишка»
Косолапые ноги,
Зиму спит в берлоге,
Догадайся и ответь,
Кто же это спит? (Медведь.)
Вот он Мишенька - медведь,
По лесу он ходит.
Находит в дуплах мед
И в рот себе кладет.
Облизывает лапу,
Сластена косолапый.
А пчелы налетают,
Медведя прогоняют.
А пчелы жалят Мишку:
«Не ешь наш мед, воришка!»
Медведь к себе в берлогу,
Ложится, засыпает
И пчелок вспоминает…
«Звонкий день » на мотив «Ах вы, сени»
Взял Топтыгин контрабас:
«Ну-ка, все пускайтесь в пляс!
Не к чему ворчать и злиться,
Лучше будем веселиться!»
Тут и Волк на поляне
Заиграл на барабане:
«Веселитесь, так и быть!
Я не буду больше выть!»
Чудеса, чудеса! За роялем Лиса,
Лиса-пианистка — рыжая солистка!
Старик-барсук продул мундштук:
«До чего же у трубы
Превосходный звук!»
От такого звука убегает скука!
В барабаны стук да стук
Зайцы на лужайке,
Ёжик-дед и Ёжик- внук
Взяли балалайки….
Подхватили Белочки
Модные тарелочки.
Дзинь-дзинь! Трень-брень!
Очень звонкий день!
Игры на воображение
Цель: совершенствовать воображение, восприятие у детей, учить искать выразительные средства для создания яркого образа.
Ребята, представьте, что вы — художники. Руки — это кисти.
Обмакнули их в голубую краску и рисуем небо, вслушиваясь в музыку.
А теперь — в желтую краску, рисуем солнце. Круг.
А теперь — лучики, выразительные глаза.
Теперь нарисуем полянку. Она у нас какого цвета? (Зеленого.) Рисуем.
Носом вдыхаем запах: чем пахнет? (Цветами.) А какими? (Ромашками.) Рисуем. Послушайте: ветер шумит веточками дерева — какого? (Березы.) Рисуем. Итак, мы в лесу, на полянке.
Представьте, что вы — цветочки.
Самое раннее утро, солнышко выглянуло. Цветок еще спит, но вот поднимается, пошевелил листочками — это пальцы.
Прислушаемся. Слышите? Ручей бежит.
- А сейчас правильно подышим: правую руку положим на живот, а левую — на пояс. Живот — это воздушный шарик. Медленный вдох — выдох — «ниточка у шарика плавно распускается».
Вдох — правая рука вперед, в кулачок. Открыли кулачок, а там — маленькое перышко. Выдох — дунули на него, оно улетело.
Испугались внезапного треска сучьев — быстрый вдох. А оказывается, ничего страшного. Медленный выдох — свобода.
Вдох, и едем на лифте: 1-й этаж, 2, 3, 4, 5, 6-й — все, приехали. Все вы доехали? Кто на каком этаже сделал остановку? Теперь едем вниз.
- Звучит музыка с четким ритмом.
«Идем во фруктовый сад» (ходьба по залу). «Вдыхаем аромат яблок». «Пытаемся достать яблоки на деревё» (поднимаем сначала левую руку вверх, потом — правую). «Еще раз пытаемся достать яблоки» (подпрыгиваем на месте, руки по очереди вверх).
«Как же достать яблоки?» (полуприседания, руки в стороны — вниз).
«Нужно подставить лестницу и залезть на нее» (имитируем подъем на лестницу).
«Срываем яблоки и кладем их в ведро» (имитируем сбор яблок).
«Отдыхаем» (спускаемся и садимся, закрыв глаза, на ковер).
Игра «Звонкие ладошки»
Цель:
Обратить внимание детей на характер хлопков в зависимости от музыки и образов. Учить умению хлопать тихо и громко, с размаху и держа руки близко одна к другой, передавать ритмический рисунок музыки, наполнять движение эмоциональным смыслом.
- «Колокола».
Активные хлопки над головой. Движение яркое, с большим размахом слегка согнутых в локтях и ненапряженных рук.
- «Колокольчики ».
Мелкие хлопки прямыми пальцами одной руки о ладонь другой. Движение легкое, по силе не громкое. Руки могут быть согнуты в локтях, выпрямлены или подняты в стороны вверх (вправо или влево). Возможны варианты «колокольчиков», звучащих около правого ушка или около левого
- «Тарелка».
Скользящие хлопки. Одна рука с размаху двигается сверху вниз, другая — снизу вверх.
- «Ловлю комариков».
Легкие звонкие хлопки прямыми ладошками справа и слева от корпуса, вверху и внизу — согнутыми в локтях руками.
- «Бубен».
Хлопки ладонью одной руки о неподвижную раскрытую ладонь другой. Хлопки могут быть громкими или тихими в зависимости от динамики музыкального образа.
- «Подушечка».
Хлопки выполняются свободными, ненапряженными, мягкими руками перед корпусом и за ним.
- «Вертушки».
Основаны на поворотах кистей рук от корпуса и обратно. Руки согнуты в локтях и зафиксированы в статичном положении, работают только кисти, сила удара ладони о ладонь небольшая. Движение носит игривый характер.
Иры на развитие плавных движений рук
- «Ветерок».
Перекрестные движения рук над головой. В работе участвуют плечо, предплечье, кисть.
- «Ленточки ».
Попеременные, пластичные движения правой и левой руками вверх-вниз перед грудью.
- «Волна».
Плавное движение вверх и вниз одной рукой. Она может быть отведена в сторону или вытянута вперед. «Волна» образуется за счет пластичных движений плеча, предплечья, кисти. «Волна» может плавно перетекать из одной руки в другую.
- «Крылья ».
Плавные маховые движения руками, разведенными в стороны. Следует помнить, что при подъеме рук кисти опущены, а при опускании рук локти слегка согнуты, кисти выразительно подняты вверх.
- «Поющие руки».
Из положения «руки в стороны» мягким движением кисти направляются друг другу навстречу, словно собирая перед собой упругий воздух. Такими же пластичными движениями руки снова разводятся в стороны. Корпус при этом помогает выразительности движения, слегка наклоняясь вперед и откидываясь назад.
Игры на развитие пластической выразительности
Цель: закреплять выразительные приемы создания игрового образа, следить за тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились находить свои движения, мимику.
- Предложить детям пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору.
- Предложить ребенку от лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку).
- Предложить ловить бабочку или муху от лица различных персонажей.
- Изобразить прогулку семейства трех медведей, но так, чтобы все три медведя вели себя и действовали по-разному.
Примечание. Приведенные выше задания показывают путь, по которому можно искать.
Игры на развитие выразительной мимики .
Цель: учить использовать выразительную мимику для создания яркого образа.
- Соленый чай.
- Ем лимон.
- Сердитый дедушка.
- Лампочка потухла, зажглась.
- Грязная бумажка.
- Тепло - холодно.
- Рассердились на драчуна.
- Встретили хорошего знакомого.
- Обиделись.
- Удивились.
- Испугались забияку.
- Умеем лукавить (подмигивание).
- Показать, как кошка выпрашивает колбасу (собака).
- Мне грустно.
- Получить подарок.
- Две обезьяны: одна гримасничает — другая копирует первую.
- Не сердись!
- Верблюд решил, что он жираф,
И ходит, голову задрав.
У всех он вызывает смех,
А он, верблюд, плюет на всех.
- Встретил ежика бычок
И лизнул его в бочок.
А лизнув его бочок,
Уколол свой язычок.
А колючий еж смеется:
— В рот не суй что попадется!
- Будь внимателен.
- Радость.
- Восторг.
- Я чищу зубы.
Игра «Музыкальный диалог»
Цель: побуждать детей сочинять свой ответ, импровизируя мелодию. Заданные тексты:
- Два цыпленка под веревкой
Машут крыльями неловко:
— Ах, какой большой червяк!
Не достать его никак!
Предполагаемый ответ: «Это не червяк».
- У колодца пес сидит
И не приближается:
— На цепи ведро висит…
Может быть, кусается?
Предполагаемый ответ: «Ведром из колодца набирают воду».
- Ходят куры у дорожек,
Квохчут в переулочке:
— Неужели же из крошек
Вырастают булочки?
Предполагаемый ответ: «Наоборот, крошки получаются из булочек».
- Жеребеночек из стога
Ухватил травы немного:
— Не видал я до сих пор
Таких больших и вкусных гор.
Предполагаемый ответ: «Это стог сена, а не гора».
- На забор котенок влез,
Стал он ростом до небес.
Замяукал: «Ой, друзья!
Посмотрите — вырос я!»
Предполагаемый ответ: «Нет, не вырос».
- Щенок сидит у будки,
Сидит вторые сутки.
Никак не может он понять,
Куда уходит солнце спать.
Предполагаемый ответ: «За гору» и т.д.
- Ходит по лесу теленок,
В рыжих пятнышках бока.
— Почему в траве зеленой
Не бывает молока?
Отвечают дети.
Игра «Песенное творчество»
На полянке, на лугу
Три медведя жили,
Три медведя жили,
Малину есть любили.
Как малину найдут —
Сразу песню запоют.
Папа Миша низко пел:
«Ля-ля-ля-ля».
Мама нежно песню пела:
«Ля-ля-ля-ля».
А Мишутка-медвежонок
Звонко песню распевал
Да малину доедал:
«Ля-ля-ля-ля!»
- Пропеть свои имя и фамилию, адрес, имя мамы и т.д.
- Пропеть диалог: «Оля, где ты?» — «Я здесь». (С веселыми и ласковыми интонациями.)
Игра «Музыкальная импровизация»
- В руки палочки возьми,
Мишкам спеть ты помоги,
И мелодию лесную
Ты ритмично простучи.
- Повтори ритм на металлофоне, ксилофоне и т.д. Придумай свой.
- Изобрази на ксилофоне грустный и веселый дождик.
Игры на развитие пластики.
Цель: развивать двигательную способность, моторику разных частей тела, координацию движений, умение выполнять движения по тексту.
1.Два притопа,
Два прихлопа,
Ежики, ежики (вращения кистями)
Наковали, наковали (удары кулачком по кулачку)
Ножницы, ножницы (перекрещивание рук).
Бег на месте,
Бег на месте,
Зайчики, зайчики (прыжки).
Ну-ка, дружно,
Ну-ка, вместе (пружинка),
Девочки-мальчики.
2.Нужно спортом заниматься
(«натягиваем» спинку, плечи назад):
Каждый день тренироваться.
Мы начнем сейчас без промедления.
И ногами дружно топать,
И в ладоши громко хлопать —
Выполняем правильно движения.
Повороты влево - вправо,
Занимаемся на славу.
Будем все здоровыми и сильными!
А теперь — прыжки на месте,
Ну-ка, дружно, ну-ка, вместе —
Мы должны быть самыми красивыми!
3.Жили-были дед и баба
На поляне у реки
И любили очень-очень
На сметане колобки.
Хоть у бабки мало силы (наклоны вперед с движением рук),
Бабка тесто замесила.
Вышел ровный,
Вышел гладкий,
Не соленый
И не сладкий,
Очень круглый,
Очень вкусный,
Даже есть его
Нам грустно.
Мышка серая бежала
Колобочек увидала.
Ах! Как пахнет
Колобочек (нюхаем)
Хоть кусочек!
С колобочка
Толку мало—
Скачет глупый
Где попало.
Надо взять
Наш колобочек
И запрятать
Под замочек (показываем руками).
- Наклоны влево - вправо, руки скользят по туловищу.
Я повторяю по утрам (наклоны вперед - назад, руки на поясе):
Мой позвоночник —
Гибок, прям,
Когда я сплю, (руки «полочкой»)
Стою, сижу (руки на колени),
За позвоночником слежу
(замок запястьями рук, руки заводятся поочередно через каждое плечо за спину).
Я позвоночник берегу (гладим ладонью одной руки по животу, тыльной стороной другой руки — по спине)
И от болезней убегу.
5.У оленя — дом большой (руки крест-накрест над головой)
Он глядит в свое окошко.
Зайка по полю бежит,
В дверь к нему стучится.
Дверь скорей, Олень, открой,
Там в лесу охотник злой (изобразить, что держа ружье).
Зайка, зайка, забегай (маним),
Лапу мне давай.
- Шла коза по лесу, по лесу, по лесу,
Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу,
Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем, потопаем, потопаем.
Головкой покачаем…
И начнем сначала.
- Я на скрипочке играю:
Тир-ли-ли да тир-ли-ли
Скачут зайки на лужайке,
Тили-ли да тили-ли.
А теперь на барабане:
Трам-там-там, трам-там-там.
В страхе зайцы разбежались
По кустам, по кустам.
- Я скачу, скачу, скачу
И веревочку кручу.
Ты, веревочка, крутись,
Пляске русской поучись.
- Как у наших у ворот,
Дворник улицу метет,
Дворник улицу метет,
Все соринки подберет.
Вышел козлик погулять
Стал он прыгать и скакать.
Козлик ножками стучит,
По-козлиному кричит: «Бе-е!»
Каблучками я стучу (ковырялочка),
Пляску русскую учу (дробь)
Пляска русская моя замечательная!
Сяду-встану, сяду-встану
И как мячик поскачу.
Приседать я не устану,
Я танцором стать хочу.
- Лыжи весело берем
И по снегу все пойдем.
По сугробам высоко
Ноги поднимаем,
А по льду совсем легко,
Тихонечко шагаем.
Мы деревья и кусты
Змейкой обойдем,
И к пушистой елке
Вскоре мы придем.
- Гусь купил себе гармошку,
Но дырявую немножко.
Широко гармошка пела,
По-гусиному шипела.
- На паркете восемь пар —
Мухи танцевали,
Увидали паука,
В обморок упали.
- Наши язычки устали,
А вот шейки отдыхали.
Ну-ка, шейка, повертись,
Ну-ка, шейка, порезвись
Всем привет на свете:
Мамам, папам, детям!
Мы своей головкой покачаем ловко:
Ой-ой-ой, покачаем головой.
- Дети по лесу гуляли,
И должен знать повадки всех зверей.
Припев: тот же
Игра «Солдаты» (пальчиковый игротренинг)
Ладони сомкнуты. Мизинцы — дети (говорят тоненьким голосом).
Безымянные пальцы — мама (говорит обычным голосом).
Указательные пальцы — солдаты (говорят басом).
Скрещенные большие пальцы — порог избы.
Ночь. В избе все спят. Раздается стук.
Солдаты. Тук-тук! Указательные пальцы постукивают друг о друга.
Дети. Кто там? Мизинцы постукивают друг о друге.
Солдаты. Два солдата. Указательные пальцы постукивают друг о друга.
Пришли переночевать!
Дети. Спросим у мамы. Мизинцы постукивают друг о друге.
Мама. Что, дети? Безымянные пальцы постукивают друг о друга.
Пришли переночевать!
Мама. Спросите у папы! Безымянные пальцы постукивают друг о друга.
Дети. Папа! Мизинцы постукивают друг о друге.
Папа. Что, дети? Средние пальцы постукивают друг о друга.
Дети. Два солдата. Мизинцы постукивают друг о друге.
Пришли переночевать,
Папа. Впустите! Средние пальцы постукивают друг о друге.
Дети. Входите! Мизинцы постукивают друг о друге.
Солдаты. Ах,
Указательные пальцы «пляшут», совершая перекрестные движения.
Какая благодать,
Что пустили ночевать!
Сомкнутые ладони повернуть пальцами к груди, затем следует быстрый оборот рук на 180″ так, чтобы соприкоснулись тыльные стороны ладоней. Руки вытягиваются вперед