Раскройте сущность конфликта катерины с темным царством. Трагический конфликт Катерины с «темным царством» (по пьесе А
Сила характера Катерины и трагическая острота ее конфликта с "темным царством" в драме А. Н. Островского "Гроза".
Драма "Гроза" была задумана под впечатлением от поездки Островского по Волге (1856-1857 гг.), но написана в 1859 году."Гроза", - как писал Добролюбов, - без сомнения, самое решительное произведение Островского". Эта оценка не потеряла своей силы и до настоящего времени.
Среди всего написанного Островским "Гроза" является, несомненно, лучшим произведением , вершиной его творчества. Это настоящая жемчужина русской драматургии, стоящая в одном ряду с такими произведениями, как "Недоросль", "Горе от ума", "Ревизор", "Борис Годунов" и т. д. С поразительной силой изображает Островский уголок "темного царства", где нагло попирается в людях человеческое достоинство. Хозяевами жизни здесь являются самодуры. Они теснят людей, тиранствуют в своих семьях и подавляют всякое проявление живой и здоровой человеческой мысли.
Среди героев драмы главное место занимает Катерина, которая задыхается в этом затхлом болоте. По складу характера и интересам Катерина резко выделяется из окружающей ее среды. Судьба Катерины, к сожалению, является ярким и типичным примером судеб тысяч русских женщин той поры. Катерина - молодая женщина, жена купеческого сына Тихона Кабанова. Она недавно оставила свой родной дом и переселилась в дом к мужу, где она живет вместе со своей свекровью Кабановой, являющейся полновластной хозяйкой. В семье Катерина не имеет никаких прав, она не вольна даже распоряжаться собой. С теплотой и любовью она вспоминает родительский дом , свою девичью жизнь. Там она жила вольготно, окруженная лаской и заботой матери. В свободное время ходила на ключ за водой, ухаживала за цветами, вышивала по бархату, ходила в церковь, слушала рассказы и пение странниц. Религиозное воспитание, которое она получила в семье, развило в ней впечатлительность, мечтательность, веру в загробную жизнь и возмездие человеку за грехи.
В совершенно иные условия попала Катерина в доме мужа. С внешней стороны будто бы все обстояло так же, но приволье родительского дома сменилось на душное рабство. На каждом шагу она чувствовала зависимость от свекрови, терпела унижения и оскорбления. Со стороны Тихона она не встречает никакой поддержки, а тем более понимания, так как он сам находится под властью Кабанихи. По своей доброте Катерина готова относиться к Кабанихе, как к родной матери. Она говорит Кабанихе: "Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты". Но искренние чувства Катерины не встречают поддержки ни у Кабанихи, ни у Тихона.
Жизнь в такой обстановке изменила характер Катерины: "Какая я была резвая, а у вас завяла совсем... Такая ли я была? 1" Искренность и правдивость Катерины сталкиваются в доме Кабанихи с ложью, лицемерием, ханжеством, грубостью. Когда в Катерине рождается любовь к Борису, это ей кажется преступлением, и она борется с нахлынувшим на нее чувством. Правдивость и искренность Катерины заставляют ее страдать так, что ей приходится, наконец, покаяться перед мужем. Искренность Катерины, ее правдивость несовместимы с бытом "темного царства". Все это и явилось причиной трагедии Катерины.
Напряженность переживаний Катерины особенно ясно видна после возвращения Тихона: "Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет: бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза, как у помешанной, давеча утром плакать принялась, так и рыдает".Публичное покаяние Катерины показывает всю глубину ее страданий, нравственного величия, решимости. Но после покаяния ее положение стало невыносимым. Муж не понимает ее, Борис безволен и не идет ей на помощь. Положение стало безвыходным - Катерина гибнет. В гибели Катерины виновата не одна конкретная личность. Ее гибель - результат несовместимости нравственности и уклада той жизни, в которой она вынуждена была существовать. Образ Катерины имел для современников Островского и для последующих поколений огромное воспитательное значение . Он звал на борьбу со всеми формами деспотизма и угнетения человеческой личности. Это выражение растущего протеста масс против всех видов рабства.
Своей смертью Катерина протестует против деспотизма и самодурства, ее смерть свидетельствует о приближении конца "темного царства".Образ Катерины принадлежит к лучшим образам русской художественной литературы. Катерина - новый тип людей русской действительности 60-х годов XIX века.
Добролюбов писал, что характер Катерины "исполнен веры в новые идеалы и самоотвержен в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны. Решительный, цельный характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе, и это не лишено своего серьезного значения". Далее Добролюбов называет Катерину "лучом света в темном царстве". Он говорит, что самоубийство ее как бы осветило на миг беспробудный мрак "темного царства". В ее трагическом конце, по словам критика, "дан страшный вызов самодурной силе". В Катерине мы видим протест против кабановских понятий нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина.
А уже коли очень мне здесь опостынет,
так не удержат меня никакой силой.
А. Островский
На фоне все еще грозного, но уже шаткого самодурства Островский показал са-мобытный, цельный, сильный, самоотверженный характер русской женщины, которая решительностью своего протеста явилась страшным вызовом «самодурной» Силе и предвещала наступление конца «темного царства». Добролюбов назвал Ка-терину, главную героиню драмы «Гроза», характером народным, национальным, «светлым лучом в темном царстве».
Светлой, но глубоко страдающей предстает перед нами Катерина. Счастливым и безоблачным было ее детство. Мать в ней «души не чаяла». Окруженная лаской и заботой, привольно жила она в родительском доме. «Таково хорошо было», — вспо-минает она. Но самым ценным, теперь утраченным, было ощущение воли: «Я жила... точно птичка на воле». Она любила посещать церковные богослужения : там как будто ангелы летают и поют. «Рано утром в сад уйду... упаду на колени, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу», — рассказывает Катерина. Она не терпит обид и отвечает на них пылко и решительно: «Такая уж я зароди-лась, горячая! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно: я выбе-жала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега».
И вот такая впечатлительная, поэтически настроенная и в то же время реши-тельная женщина попадает в семью Кабановой, в затхлую атмосферу ханжества и назойливой, мелочной опеки. После домашнего рая с его волшебным миром грез и видений Катерина оказывается в обстановке, от которой веет мертвенным холодом и бездушием. Грубая и властная свекровь точит ее своей мелкой придирчивостью на каждом шагу: «Сокрушила она меня... от нее мне и дом-то опостылел, стены-то даже противны». Катерина не знает компромиссов. Или терпеть, «пока терпится», или: «Я уйду, да и была такова». И совсем завяла бы Катерина, если бы в ней не родилось чувство протеста против такой жизни: «В окно выброшусь, в Волгу ки-нусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь!»
У Катерины растет чувство оскорбленного достоинства. Весь разговор с Тихо-ном проникнут страстным желанием найти опору в муже, это последняя отчаян-ная попытка сохранить в себе чувство к нему. Она умоляет его остаться или взять ее с собой. Ответ Тихона показывает Катерине все его ничтожество, и она с ужасом восклицает: «Как же мне любить-то тебя, когда ты такие слова говоришь?» Кате-рина в отчаянии.
Нетрудно понять, с какой силой должно было вспыхнуть чувство Катерины, когда на ее пути встретился человек, не похожий на всех остальных. Она готова на все для любимого человека. Не может она лгать, обманывать: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?»
Недолго продолжались радость и счастье любви. Катерина не хочет и не может таить своего «греха» и кается перед мужем. Но не о слабости Катерины говорит это признание. Понадобилось много внешних толчков, чтобы вырвать его из уст женщины. Разразилась страшная гроза, которой она всегда боялась; она увидела Бориса; потом услышала кем-то случайно сказанные слова: «...гроза да-ром не пройдет»; затем пророчество барыни. И, наконец, самое страшное для Кате-рины, когда она видит изображение геенны огненной. Материал с сайта
Катерина с надеждой обращается к Борису, но он не может ей помочь и отступа-ет от нее. Смириться, терпеть постоянные истязания и издевательства Кабанихи она не может: «Куда теперь? Мне что домой, что в могилу — все равно».
В предсмертные минуты Катерина разрывает последние путы темного царства — страх перед грехом. Не разлука с Борисом заставила Катерину сделать последний шаг к обрыву, а самая страшная для нее мысль, что ее поймают да вернут домой «насильно, где и люди противны, и дом противен, и стены противны.
Протестуя, но не сдаваясь, уходит она из жизни. «Грустно, горько такое освобождение, но что же делать, когда другого выхода нет», — пишет Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве». В Катерине он видел «русский, сильный характер », который выдерживает себя, несмотря ни на какие препятствия, а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
На этой странице материал по темам:
- конфликт катери с темным царством
- сочинение на тему конфликт катерины с темным царством
- конфликт катерины с темным царством сочинение
- когфликт татьяны с темным царством
- гроза конфликт катерины с темным царством
Ширина блока px
Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт
Макашова Наталья Владимировна,
преподаватель русского языка и литературы
Г(О)БОУНПО ПУ № 2 г. Липецка
Тема урока: «Трагическая остротаконфликта Катерины с «темным
царством».
Цели урока:
Образовательные:
- анализ образа Катерины;
- определение структурных элементов композиции драматического
произведения.
- внедрение информационных технологий на уроке литературы;
Развивающие:
- совершенствование умения и навыка анализа драматургического
произведения;
- развитие внимания и памяти.
Воспитательные:
- воспитание нравственных качеств у обучающихся на примере образа
Катерины;
- воспитание интереса к предмету.
Оснащение урока : ММП (мультимедийный проектор), экран , презентация, опорный
конспект по теме: «Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством», пьеса
А.Н.Островского «Гроза».
Ход урока.
Организационный момент
I. Объяснение нового материала.
- Тема. Цель урока. ( Слайд 1, 2,3)
- Реализуя цель урока, мы должны ответить на проблемный вопрос : «Является ли
самоубийство Катерины протестом против «темного царства»? (Слайд 4)
- Обратимся к композиции пьесы. Какова завязка пьесы ? (д. I , явл. 5). Что мы узнаем
из этого действия?
Завязка - на придирка свекрови Катерина с достоинством и миролюбиво отвечает: «Ты
про меня, маменька, это напрасно говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна,
ничего из себя не доказываю». Первое столкновение(д. I , явл. 5). (Слайд 5,6)
В основе конфликта пьесы лежит столкновение самодуров их жертв. «Гроза» с первых
явлений вводит читателя и зрителя в обстановку напряженной борьбы.
- Как вы считаете, это первое столкновение героев?
Нет. Мы застаем героев в тот момент, когда противоречия между ними достигли уже
значительной остроты.Мы понимаем, что Кабаниха уже не первый раз нападает
на Катерину.
Какие черты характера Катерины проявляются в первых же репликах?
Неспособность лицемерить, лгать, прямота, чувство собственного достоинства.
Конфликт намечается уже в первом действии: Кабанихане терпит в людях чувства
собственного достоинства, непокорности, Катерина не умеет приспосабливаться и
покоряться.
Беседа по тексту.
- Откуда появились в героине эти черты? Зачем автор только о Катерине
рассказывает так подробно, говорит о ее семье, детстве?
Сравните, какая атмосфера окружала Катеринув детстве и в семье мужа. Со ставьте
таблицу.(Слайд 7)
Обратимся к Д. I явл.7. Прочитайте , как жилось Катерине до замужества.
Сделайте вывод.
Катерина жила счастливо, ее любили родители.
- Как относится Катерина к религии, религиозна ли она? Прочитайте Д. I явл.7
Катерина религиозна, она любила ходить в церковь «до смерти».
А еще она выходила молиться в сад.
В мироощущении Катерины гармонически срастается славянская языческая древность,
уходящая корнями в доисторические времена, с демократическими веяниями
христианской культуры. Религиозность Катерины вбирает в себя солнечные восходы и
закаты, росистые травы на цветущих лугах, полеты птиц, порхание бабочек с цветка на
цветок. С нею заоднои красота сельского храма, и ширь Волги, и заволжский луговой
простор. А когда молится героиня, у нее на лице улыбка ангельская и вся она как будто
светится.
Радость жизни переживает Катерина в храме. Солнцу кладет она земные поклоны в
своем саду, среди деревьев, трав, цветов, утренней свежести просыпающейся природы.
« Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и
- А как живется Катерине в доме Кабановых?
«Все как будто из - под неволи», «Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем».
Сравнительная характеристика двух этапов жизни Катерины. (Слайд 8,9)
В детстве
В семье Кабановых
«Жила, ни об чем не тужила, точно птичка
на воле», «маменька души не чаяла»,
«Я у вас завяла совсем», «да здесь все как
будто из- под неволи».
«работать не принуждала».
Занятия Катерины: ухаживала за цветами,
ходила в церковь, слушала странниц и
богомолок, вышивала по бархату золотом,
гуляла в саду.
Атмосфера дома - страх. «Тебя не станет
бояться, меня и подавно. Какой же это
порядок- то в доме будет?»
Черты Катерины: свободолюбие (образ
птицы); независимость; чувство
со бственного достоинства; мечтательность
и поэтичность (рассказ о посещении
церкви, о снах); религиозность;
решительность (рассказ о поступке с
лодкой).
Черты «темного царства»: полное
подчинение; отказ от своей воли; унижение
упреками и подозрениями; отсутствие
духовных начал; религиозное лицемерие.
Для Катерины главное -жить в согласии
сосвоими нравственными убеждениями.
Для Кабанихи главное -подчинить, не
дать жить по- своему.
Взаимоотношения героев находятся в состоянии резкого контраста и рождают
не примиримый конфликт.
- Какие стороны характера Катерины раскрываются в разговоре с Варварой?
Д I , явл. 2
В этом разговорераскрывается сила чувства Катерины, глубина ее душевной драмы,
внутренняя сила, решительность ее характера. («Обманывать –то я не умею, скрыть-
то ничего не могу», «Такая уж я зародилась, горячая»), показана готовность отстоять
удержат меня никакой силой... в окно выброшусь, в Волгу кинусь. ..»). Этими словами
предопределяется все дальнейшее поведение Катерины и ее трагическая гибель.
- Что мы узнаем о чувствах Катерины? Д I, явл . 7,9
В этом разговоре Катерина впервые признается в любви к Борису.Все мысли Катерины
сосредоточены на любви к Борису, это чувство захватило ее целиком, ни о чем другом
она ни думать, ни говорить не в состоянии.
- Катерина рада этому чувству?
Она нигде не говорит, что будет встречаться с Борисом.
- Д. II , явл. 3 ,4,5 «Проводы Тихона ». (Слайд 10 )
Сначала Кабаниха читает наставлении Тихону.С чувством облегчения произносит Тихон
свою реплику: «Да- с, маменька, пора». Но оказывается, это еще не все. Мать требует,
чтобы он дал наказ Катерине, как жить без него. Тихон понимает, что, исполняя волю
матери, он унижает свою жену.
Когда наставления Кабанахи становятся очень оскорбительными, Тихон пытается
возразить против издевательства над Катериной, но мать непреклонна, и он тихо,
сконфузившись, как бы извиняясь перед женой,произносит: «Не заглядывайся на
парней». Цель Кабанахи -привести к полной покорности домашних и прежде всего
своенравную Катерину.
- Какое значение эта сцена имеет в развитии событий?
Всцене проводов Тихона обнаруживается, докаких крайностей доходитдеспотизм
Кабанихи, выясняется полная неспособность Тихона не только защитить, но и понять
Катерину. Эта сцена объясняет решение Катериныпойти на свидание с Борисом.
- Попытаемся понять, почему Катерина полюбила Бориса?
(Ответы детей)
Ответ найдем в статье Добролюбова: «В этой страсти заключается для нее вся жизнь;
то, что он ей нравится, что он и с виду и по речам не похож на остальных окружающих ее,
к нему влечет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное
чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли,
простора, горячей, беззапретной свободы».
В душе Катерины сталкиваются друг с другом два равновеликих и равнозаконных
побуждения. В кабановском царстве, где вянет и иссыхает все живое, Катерину одолевает
тоска по утраченной гармонии. Ее любовь сродни желанию поднять руки и полететь. От
нее героине нужно слишком много.
Читаем Д. II , явл.10.«Монолог с ключом».(Слайд 11)
Как в сцене с ключом показаны мучения героини, борьба с собой и ее сила?Какие
чувства испытывает Катерина, как эти чувства отражаются в ее речи? Каково
значение сцены?
Речь героина полна коротких, отрывистых вопроси тельных и восклицательных
предложений, повторов, сравнений передающих напряжение чувств Катерины.
После взволнованного вступления идут горькие раздумья Катерины о жизни в неволе.
Речь становится болеесдержанной, уравновешенной. Катерина оспаривает
него раз, хоть издали- то!Да хоть и поговорю- то!.. Да ведь он сам не захотел». Эта
часть монолога сопровождается ремарками: подумав, молчание, задумывается,
задумчиво смотрит на ключ, характеризующих состояние Катерины.
Заканчивается монолог сильным порывом чувств: «Да что я говорю- то, что я себя
обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его».
Д. IV , явл.3. Очем узнаем из разговора Варвары и Бориса?
Катерина после приезда мужа «просто сама не своя сделалась... Дрожит вся, точно ее
лихорадка бьет; бледная такая, мечется подому, точно чего ищет. Глаза как у
помешанной!».
- Действие движется к кульминации. Где происходит покаяние Катерины?
Полуразрушенная церковь - символ города Калинова.
- Что такое кульминация? (Слайд 12,13 )
Д. IV , явл.4. Проследите, как раскрывается душевное состояние Катерины, как
нарастает напряженность в развитии действия. (Слайд 14)
Надвигается гроза, которая, по мнению калиновцев, «нам в наказание посылается».
Мрачный колорит усиливается и сценой действия -вместо панорамы Волги -узкая
галерея с гнетущими сводами. Катерина вбегает на сцену, хватает Варвару за руку и
держит крепко. Ее отрывистые реплики передают крайнее потрясение. Ее ранят и
намеки Кабанихи и ласковая шутка Тихона. Раньше она была защищена сознанием своей
правоты. Теперь она безоружна. А ласка мужа, перед которым она чувствует себя
виноватой, для нее -пытка. Когда же в толпе появляется Борис, Катерина, как бы
прося защиты, «приклоняется к Варваре».
Снова слышны пророчества: «Уже ты помяни мое слово, что эта гроза даром не
пройдет...». Как и в Д. 1, появляется сумасшедшая барыня. Но в Д. 1 ее пророчества имели
обобщенный характер: « Что, красавицы? Что тут делаете?.. Все в смоле будете кипеть
неутолимой!..». То в Д. IV барыня обращается непосредственно к Катерине: «Что
прячешься! Нечего прятаться!..» Ее слова сопровождаются ударами грома.
- Чем вы можете объяснить и мотивировать раскаяние героини?
Покаяние Катерины объясняется не только боязнью божьей кары, но и тем, что ее
высокая нравственность, совесть героинивосстает против обмана, который вошел в ее
жизнь. Она говорила о себе: «Обманывать- то я не умею, скрывать- то ничего не могу».
На возражение Варвары: «А по- моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто
было», Катерина отвечает: «Не хочу я так.Да и что хорошего!» Для Катерины
нравственная оценка своих поступков и помыслов составляет важную сторону духовной
жизни. И во всенародном признании Катерины можно видеть попытку искупить свою
вину, попытку нравственного очищения.
Вывод. Подлинный источник покаяния героини в ее совестливости. «Какая совесть!..
Какая могучая славянская совесть!.. Какая нравственная сила ... Какие огромные,
возвышенные стремления, полные могущества и красоты», -писал о Катерине-
Стрепетовой В. М. Дорошевич.
Анализ действия V.
Краткий пересказ действия V. (Слайд 15 )
Мы узнаем, что Кабаниха заперла Катерину в доме, поедом ее ест, Тихон защитить жену
не в силах. Убежав из дома, Катерина находит Бориса и просит взять еес собой, но тот ей
отказывает.
- Могла ли Катерина обрести путь к спасению в душе и не кончать жизнь
самоубийством?
Давайте представим, что Катерина имела возможность обратиться к
современномуспециалисту- психологу.
Современные психологи используют специальные психологические механизмы,
помогающие преодолеть душевный кризис.Один из таких механизмов хорошо вам
известен, так как может использоваться не только в кризисных ситуациях, но и помогает
позитивные последствия решения, в другой -негативные последствия. Давайте по-
пробуем составить два списка «для будущей жизни» Катерины, основываясь на тексте
пьесы. Составляем таблицу, используяцитаты. (Слайд 16,17 )
Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством» (По драме А. Островского «Гроза»)
Драма А. Н. Островского «Гроза» была задумана под впечатлением от поездки автора по Волге в 1856–1857 годах, но написана только в 1859 году. «Гроза», по выражению Добролюбова, «самое решительное произведение Островского». Если в жанре комедии у Островского были в русской литературе предшественники, то о «Грозе» без преувеличения можно сказать, что это первая русская классическая бытовая драма, по своему высокому поэтическому строю и накалу конфликта приближающаяся к социальной трагедии.
Действие драмы разворачивается в уездном городе Калинове, но название это условное - все могло произойти в любом городе России. С поазительной силой изображает Островский в «Грозе» уголок «темного царства», где попирается в людях человеческое достоинство . Хозяевами жизни здесь являются самодуры. Они притесняют людей, тиранствуют в своих семьях и подавляют всякое проявление живой и здоровой человеческой мысли.
Среди героев драмы главное место занимает Катерина, молодая женщина, жена купеческого сына Тихона Кабанова, задыхающаяся в этом затхлом болоте. По складу характера и интересам она резко выделяется из окружающей ее среды. Судьба Катерины, к сожалению, является ярким и типичным примером судеб многих русских женщин той поры.
Катерина, выйдя замуж, оставила свой родной дом и переселилась в дом к мужу, где она живет вместе со своей свекровью Кабановой (Кабанихой), являющейся здесь полновластной хозяйкой. В семье Катерина не имеет никаких прав, она не вольна даже распоряжаться собой. С теплотой она вспоминает родительский дом, свою девичью жизнь. Там она жила вольготно, окруженная лаской и заботой матери. В свободное время ходила на ключ за водой, ухаживала за цветами, вышивала по бархату, посещала церковь, слушала рассказы и пение странниц. Религиозное воспитание, которое она получила в семье, развило в ней впечатлительность, мечтательность, веру в загробную жизнь и возмездие человеку за его грехи.
В совершенно иные условия попала Катерина в доме мужа. С внешней стороны все будто бы обстояло так же, но приволье родительского дома сменилось на душное рабство. На каждом шагу она чувствовала зависимость от свекрови, терпела унижения и оскорбления. Искренность и правдивость Катерины сталкиваются в доме Кабанихи с ложью, лицемерием, ханжеством и грубостью. Жизнь в такой обстановке изменила харакер Катерины: «Какая я была резвая, а у вас завяла сосем...» Со стороны Тихона Катерина также не встречает никакой поддержки, а тем более понимания, так как он и сам целиком находится под властью матери.
С первых сцен драмы Катерина как бы все время прислушивается к тому, что в ней происходит и что ее саму удивляет: «Точно я снова жить начинаю...» Эту-то жизнь Катерины, жизнь сызнова, и раскрывает Островский шаг за шагом. Причиной «обновления» Катерины стала ее любовь к Борису, но ей кажутся преступными мысли об измене мужу, и она тщетно борется с нахлынувшим на нее чувством. Катерина изображена писателем в различных, даже контрастных эмоциональных состояниях : в тихой радости и неизбывной тоске, в чаянии счастья и предчувствии беды, в смятении чувств и порыве страсти, в страшном отчаянии и бесстрашной решимости принять смерть.
Поначалу Катерина пытается отогнать от себя даже мысль о Борисе: «Я его и знать не хочу!» Но уже в следующую минуту признается: «Об чем ни задумываюсь, а он так и стоит перед глазами. И хочу себя переломить, да не могу никак». Катерина пытается еще обрести душевную близость с Тихоном: в сцене прощания с мужем слышится боязнь остаться наедине с искушением и предчувствие того непоправимого, что случится после его отъезда. В знаменитом монологе с ключом Катерина пробует «заговорить себя», но быстро понимает никчемность самообмана. «А горька неоля, ох, как горька», - звучит опорная фраза всего монолога. Горечь неволи и толкнула героиню драмы на роковой шаг. Монолог, начинавшийся душевным смятением, завершается бесповоротным решением: «Будь, что будет, а я Бориса увижу! Ах, кабы ночь поскорее!..»
Сцену в овраге, которую принято называть сценой «падения» Катерины, которую следовало бы назвать, напротив, сценой величайшего духовного взлета героини, решившейся, вопреки всему, последовать велению своего сердца. Вскоре происходит сцена признания Катерины. Не гроза, не пугающее пророчество сумасшедшей старухи, не страх перед геенной огненной побудили Катерину сделать этот шаг. Для ее честной и цельной натуры двусмысленное положение, в котором она оказалась, было невыосимым. Напряженность переживаний Катерины особенно ясно видна после возвращения Тихона. «Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет: бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза, как у помешанной, давеча утром плакать принялась, так и рыдает». Правдивость и искренность Катерины заставляют ее страдать так, что ей приходится наконец открыться мужу. В состоянии самозабвения выкрикивает она слова признания, не задумываясь о последствиях.
Но после покаяния ее положение стало невыносимым. Муж не понимает ее, Борис безволен и ничем не может ей помочь, вскоре он уезжает, В сцене прощания с Борисом Катерина предстает просветленной и умиротворенной. Она как будто успокоилась, но это спокойствие кажущееся. На самом деле, это последняя степень отчаяния, когда уж и слез нет, все выплаканы. Борис уехал. Все кончено. Идти Катерине некуда. Катерина отвергает жизнь в полжизни, не решаясь на нравственный компромисс. Положение становится безвыходным - Катерина гибнет. Добролюбов подчеркивает «решительную необходимость того фатального конца, какой имеет Катерина в «Грозе».
Но в гибели Катерины виновата не одна конкретная личность. Ее смерть - свидетельство несовместимости высокой нравственности героини и уклада той жизни, в которой она вынуждена была существовать. Катерина - новый тип людей русской действительности 60-х годов XIX века. Добролюбов писал, что характер Катерины «исполнен веры в новые идеалы, самоотвержен в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны. Решительный, цельный характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе, и это не лишено серьезного значения». Далее Добролюбов называет Катерину «лучом света в темном царстве». Он говорит, что самоубийство ее как бы осветило на миг беспробудный мрак «темного царства». В ее трагическом конце, по словам критика, «дан страшный вызов самодурной силе». В Катерине мы видим протест против кабановских понятий нравственности, протест, доведенный до конца.
Драма А.Н. Островского «Гроза» была написана в то время, когда в обществе наиболее отчетливо обозначился
главный конфликт
эпохи - конфликт между личностью, отстаивающей свое право на свободу, и обществом, подавляющим эту личность. Этот конфликт - главный конфликт середины девятнадцатого века - отразился в драме в виде столкновения Катерины с «темным царством». Сущность этого конфликта очень точно охарактеризовал Н.А. Добролюбов: «В... личности мы видим уже возмужалое, из глубины всего организма возникающее требование права и простора жизни». Столкновение личности и общества было неизбежно накануне коренных реформ, потрясших все
русское общество
, и Островский был первым из русских писателей, показавших всю трагичность этого столкновения.
Всех героев драмы можно разделить на две группы: это хозяева «темного царства» и их жертвы. К первой группе относятся Дикой и Кабаниха, ко второй - практически все остальные персонажи драмы.
Неизбежность конфликта между ними ощущается уже в самом начале пьесы. Мы видим, как Кулигин восхищается красотой великолепного пейзажа, открывающегося с высокого берега Волги, и тут же слышим, как бранит за что- то своего племянника Дикой и «пилит» своих домашних Кабаниха. Гармония природы как бы противопоставлена «
жестоким нравам
», царящим в человеческом обществе.
Савел Прокофьич Дикой, богатый купец, чувствует себя хозяином в городе. Его власть основана на силе денег, поэтому он может даже городничего снисходительно похлопать по плечу. Дикой чувствует свою силу, свою безнаказанность в мире «темного царства» и поэтому вдоволь куражится над теми, кто зависит от него: над своими домашними, Борисом, мужиками. Его можно охарактеризовать одним словом - «самодур». Но гораздо страшнее Дикого, как мне кажется, Марфа Игнатьевна Кабанова - Кабаниха. Это тип домашнего тирана, она «как ржа железо» точит своего сына Тихона, дочь Варвару, сноху Катерину. Больше всего на свете она боится потерять власть над ними, боится, что они прекрасно смогут жить и без ее мелочной опеки. Кабанова и Дикой олицетворяют в драме те
темные силы
, которые подавляли личность, унижали достоинство человека, превращали
замужнюю женщину
в безответную, забитую домашнюю рабыню.
Жертвами «темного царства» являются Тихон, Борис, Кудряш и Варвара. Но разрушающее влияние этой мертвящей среды сказалось на них по-разному. Тихон находится в полном подчинении у своей маменьки; он не смеет возразить ей, не смеет заступиться за Катерину, хотя понимает, что мать относится к ней несправедливо. И лишь гибель Катерины породила на мгновение протест в его сердце, но это был «бунт на коленях», а потом все пойдет по-старому. Борис, в отличие от Тихона, вырос в другой среде (в Москве); ему дико видеть местные обычаи и нравы. Он искренне полюбил Катерину; но он же ее и предал, отказавшись взять с собой в Сибирь. Его предательство стало последним толчком, подтолкнувшим героиню к самоубийству. Кудряш, как и Тихон, вырос в Ка- линове. Он давно понял, что в этом городе ценится только сила, и он умеет постоять за себя. Кудряш слывет в городе грубияном, и даже Дикой его побаивается. Кудряш сумел отстоять свою любовь - он бежит с Варварой. Варвара также смогла приспособиться к этой жизни. Она знает, что все в доме ее матери держится на лицемерии и обмане, и она научилась лгать. «Я тоже раньше не обманщица была, да выучилась, когда надо стало», - говорит она Катерине. Ее принцип - делай все, что хочешь, лишь бы все было «шито да крыто». Но, когда обман раскрывается, она вынуждена тайно бежать с Кудряшом - ведь Кабаниха никогда не согласится выдать ее замуж за конторщика Кудряша. Поступок Варвары нельзя считать протестом против удушающих порядков «темного царства»; это лишь способ сохранения своей минимальной свободы и своей личности.
«Темному царству» противостоит в драме Катерина. Хотя она происходит из той же купеческой среды и воспитывалась в тех же условиях, что и Варвара с Тихоном, но сама атмосфера в семье Катерины была другой. Это была атмосфера любви, взаимопонимания, и поэтому, попав в дом Кабановой, в атмосферу страха и обмана, она чувствует себя как птица, попавшая в клетку. Образ птицы вообще не случайно связан с образом Катерины. Она говорит Варваре: «Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела». Но Катерина не может вырваться из клетки кабановского дома. Катерина не принимает атмосферу лжи и обмана дома Кабановых, и поэтому героиня мучается из-за того, что вынуждена обманывать мужа, любить тайно, скрывать свои чувства. Но Катерина наделена не только чувствительной душой, но и сильным, решительным характером. «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь!» Героиня Островского сильно страдает из-за того, что ее лишили права любить и быть любимой. Тихон сам отталкивает от себя Катерину, и у нее, к сожалению, нет детей, ради которых она стерпела бы все. Поэтому Катерина так откликнулась на любовь Бориса, но эта любовь, кроме непродолжительного счастья, принесла Катерине новые страдания. Ей не нужна «ворованная» любовь. Во время страшной грозы Катерина, боясь быть внезапно убитой и поэтому страшась предстать перед богом непричащенной, во всех своих грехах признается мужу, кается перед ним и перед людьми. Но после этого признания жизнь героини становится еще более невыносимой. Тихон простил ее, но никогда не простит ее Кабаниха за то, что Катерина призналась прилюдно, «опозорила» семью. Для героини есть только один выход - бежать с Борисом, но он малодушно предает ее, советует ей «терпеть». И тогда для Катерины остается только один путь - броситься в Волгу, потому что вернуться домой еще страшнее,
страшнее смерти
, это значит обречь себя на медленную, мучительную смерть.
Н.А. Добролюбов написал в статье «Луч света в темном царстве», что гибель Катерины - это «страшный вызов само дурной силе». Критик видит в Катерине «протест против кабановских понятий о нравственности». Героиня пьесы Островского осмелилась бросить вызов всему «темному царству», и в столкновении с ним она погибает. В этом и заключается трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством» в драме «Гроза».