Правильная подготовка к таинству венчания – что нужно для обряда. Венчание в православной церкви: правила
Венчание в православной церкви – это одно из семи главных таинств и правила для него верующие люди стараются соблюдать как можно тщательней. Венчание наряду с крещением, миропомазаньем, покаянием, причастием, священством и елеосвящением составляют центр духовной жизни и воплощают полноту входа человека в церковную жизнь. Все, что нужно знать жениху и невесте перед таким ответственным шагом, как венчание, вы прочтете в нашей подробной статье. Она также будет интересна тем, кто уже совершил таинство, но хочет узнать больше о нем.
Смысл венчания в православной церкви
Согласно христианскому мировоззрению, двое людей соединяется в освященном Богом союзе и становятся одной плотью. Именно поэтому столь привычные сегодня разводы в христианской среде считаются противоестественным явлением, как если бы мать решила не жить с рожденным ею ребенком. Иногда подобный разрыв связывают с ампутацией конечности или органа – болезненный процесс, который делает человека неполноценным.
Господь создал Адама и Еву и благословил им размножаться и плодить землю. Духовное и физическое родство со своей женой Адам признал сразу: первым делом, когда увидел Еву, он назвал ее своей плотью и кровью, так как полюбил ее:
«И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]» (Быт.2:23).
Поэтому, прежде чем пойти на этот шаг, люди должны осознавать всю серьезность, которую они этим поступком обещают Богу.
Юной любви, а также любви долгожданной, свойственна поспешность и видение своего партнера в «розовых» тонах. Достоинства, которые есть у любого человека, – так как все созданы по образу Божию и унаследовали от Него совершенные черты – любящий человек воспринимает преувеличенно и ему кажется, что объект любви совершенен. При этом его недостатки, – которые также есть у всякого, так как все мы подверглись первородному греху и его последствиям в виде болезни, смерти и страстей – кажутся сглаженными и не поддаются рациональному анализу.
Поэтому в храме, куда пришли молодые на разговор со священником о предстоящем мероприятии, можно встретить неожиданную реакцию церковного служителя. Так, если священник соблюдает устав святых отцов и чтит традиции, то он посоветует влюбленным подождать до венчания хотя бы год, за который можно лучше узнать человека в разных обстоятельствах и испытать свои чувства на практике.
При этом за этот год не благословляется жить интимной жизнью. В случае, когда молодые пришли уже после сложившихся отношений и ставят священника перед фактом, тот разъясняет им, что ранняя половая близость до законного бракосочетания ведет за собой неблагоприятные последствия для дальнейших отношений и их крепости.
После разъяснительной беседы, если молодые осознали свою вину, священник предлагает им попоститься три дня, затем исповедоваться в грехах и причаститься. Накануне венчания молодожены обязательно должны причаститься, чтобы прочувствовать этот день как самый важный в жизни – день, когда две судьбы становятся одной судьбой, две души – одной душой и два тела – одним телом.
Как подготовиться к венчанию?
Для начала нужно выбрать день, место для венчания и поставить в известность священника заранее. При этом необходимо помнить, что не каждый день в году в православной церкви разрешается проводить это таинство.
Таинство венчания не совершается по вторникам и четвергам, так как эти дни предшествуют постам, которые соблюдают верующие в среду и в пятницу. Также не совершается таинство в субботу, так как воскресенье (а церковные сутки начинаются с 20:00 накануне) – это малая Пасха, день освященный.
Также нельзя венчаться в дни установленных Вселенскими соборами постов – это 4 поста в году общей длительностью 5-6 месяцев с разной периодичностью.
Как правило, в православной церкви России установилась вековая традиция венчания на Красную горку – это название праздника в первое воскресенье после Пасхи. Этот день называется в церковном календаре Антипасхой и обозначает начало периода всенародных свадебных гуляний, которые происходили массово на Руси во все времена.
Таинство не проводят также накануне единичных постных дней – например, 11 сентября на праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи; в особые дни радости и празднования после Великого и Рождественского постов – на Святках и Светлой седмице ; перед и во время праздника Воздвижения Креста Господня.
После выбора дня необходимо приступить к подготовке, что, в первую очередь, включает не внешнее приготовление отдельных предметов, приглашение гостей и план мероприятий празднества – а внутреннее состояние молодоженов, которое заключается к подготовке к таинству Исповеди и . И то, и другое таинство обязательно предшествует столь важному событию . Ведь Господь называет Царство Небесное брачным пиром, и Причастие на таком пиру в день бракосочетания является приобщением любви Божьей и укрепление на весь дальнейший совместный путь по жизни.
Время венчания священник назначает сразу после литургии, которая проводится каждое утро. В идеале, если молодоженам получится отстоять литургию и причаститься на ней непосредственно накануне торжества. Ведь куда важнее истратить свои силы на вклад в таинство, чем беречь их на вечерние гуляния (которых желательно избежать и оставить гостей как можно раньше для уединения).
Что нужно для венчания в церкви?
Правила подготовки к венчанию в православной церкви заключаются главным образом во внутреннем осознании и ответственности за этот шаг. В понимании, что назад пути нет и все трудности характера, притирки, разногласия – не могут теперь быть поводом для расторжения союза, который освятил Бог.
Это серьезный шаг, но многие сегодня легкомысленно идут на него, не рассчитывая силы и крепость чувств. К сожалению, такие люди не понимают, что после разрыва венчанного союза сделать гармоничной следующую семью будет сложнее и следует беречь то, что имеется.
И уже во вторую очередь необходимо подготовить наряд, документы, предметы для таинства и прочие вещи, необходимые в этот день.
Что нужно для венчания в православной церкви, список:
- Свидетельство о регистрации брака. Согласно правилам, установленным Священным Синодом, незарегистрированные в органах ЗАГСа браки не могут быть венчаны. Такие условия диктуются в первую очередь серьезностью намерений молодоженов, ведь после революции и распада Российской Империи церковь утратила полномочия влияния на права и обязанности сторон, функцию регулировки законных отношений теперь выполняет именно ЗАГС.
- Иконы Спасителя и Божией Матери. Какие иконы нужны для венчания? Подойдут любые образы и оклады, но главное, чтобы их можно было без проблем взять в руки. Эта благочестивая традиция раньше означала благословение родителей на брак и передавалась по наследству – со стороны невесты икона Пресвятой Богородицы, а со стороны жениха икона Спасителя. Благословение родителей имело сакральную ценность и свято соблюдалось.
- Золотые обручальные кольца . Раньше женское кольцо для венчания было серебряным, напоминая о том, что в христианской семье женщина является помощницей мужу и подчиняется любящему супругу . У мужа было золотое кольцо, что соответствовало символике царского металла – как Христос, муж обязан любить свою жену, которая символизирует собой Церковь. Именно муж будет нести ответственность за свою семью перед Богом на Суде.
- Венчальные свечи. Их можно приобрести на месте в храме. Являются символом благодати Святого Духа, Который невидимо предстоит и освящает.
- Белый плат. Это может быть как обычное покупное полотенце белого цвета , так и вручную расшитое невестой полотно (что раньше часто практиковалось). Можно также приобрести на месте в Храме. Его стелют на пол и встают во время определенного момента в процессе таинства. Плат символизирует чистоту помыслов и устремлений венчающихся.
- В некоторых храмах существует фиксированный размер пожертвований для таинства. Стоимость необходимо оплатить перед таинством, чтобы не забыть об этом после. Если фиксированной платы нет, то можно оставить добровольное пожертвование после венчания. Следует помнить, что государство не снабжает работников церкви зарплатами и их проживание зависит от наших пожертвований.
- Достойный внешний вид венчающихся. У девушки (женщины) должен быть головной убор (платок или более пышная фата для венчания), закрытые плечи, наряд должен быть скромным, закрывающим колени и не имеющим глубокого декольте. Мужчина должен быть в брюках. Шорты, бриджи и другие укороченные варианты, обнажающие ноги, для мужчины в храме не допускаются. Цвет наряда для невесты лучше выбрать светлых, пастельных тонов. Традиционно, чистая целомудренная девушка подчеркивает свою невинность абсолютно белым платьем и живыми цветами в руках. Обувь для невесты лучше выбрать удобную, на плоской подошве, чтобы без проблем отстоять службу.
После потери церковью законной гражданской силы, способной регулировать юридические вопросы, наличие свидетелей не является обязательным и носит, скорее, характер благочестивой традиции. Свидетели были поручителями брачующихся, хорошо их знали. Приглашали умудренных опытом, имеющих собственные семьи свидетелей, которые в трудные ситуации смогли бы дать дельный совет.
Какие правила венчания в православной церкви нужно знать?
Как подготовиться к венчанию в православной церкви – доступно объяснит священник, которого выбрали молодожены для проведения своего таинства. Но общие правила остаются одинаковыми.
Брак, зарегистрированный органами ЗАГС, является безблагодатным, но не беззаконным сожительством. Такая форма уважается церковью и допускается в случае, когда церковный брак не может быть совершен. А он не может быть совершен в нескольких случаях:
- когда гражданский брак был регистрирован более трех раз — по церковным канонам нельзя вступать в брак более трех раз;
- когда один или оба супруга не принадлежат к православной церкви, не крещены или приведены не добровольно;
- когда не произошло фактического расторжения брака с предыдущим супругом: при гражданской регистрации необходимо свидетельство о разводе, при церковном – благословение архиерея на вступление в новый брак;
- когда жених и невеста состоят в кровном или духовном родстве – в том числе, если они являются крестными одного человека;
- правила в возрасте венчающихся в православной церкви ограничиваются верхним порогом в 60 лет для женщины и в 70 для мужчины, нижний порог: 16 лет для девушки и 18 – для парня.
Во время подготовки к венчанию следует проговорить все спорные моменты в вопросах мировоззрения, чтобы совершение таинство происходило с чистым сердцем.
Сколько по времени идет венчание в церкви – 40-60 минут.
Что делать с венчальными свечами и другими атрибутами после венчания?
Из подобных семейных реликвий можно устроить небольшую коллекцию. Для этой цели заводят отдельную шкатулку, куда складывают атрибуты после венчания, крещения и других памятных семейных событий. Шкатулку можно показывать детям, освещая перед ними подробности знаменательного дня, освежая собственную память и окунаясь воспоминаниями в счастливые события. Туда же можно поместить различные сувениры, привезенные из паломничества.
Венчальные свечи можно зажигать во время молитвы, чтобы попросить о чем-нибудь важном для семьи у Бога, для особой благодарности Ему или в другие моменты.
Все эти вещи являются напоминанием о важных вехах в развитии семьи и являются частью эмоциональной жизни членов семьи. При этом сами по себе они не несут сакральную ценность. Если по какой-то причине реликвии оказались не нужны, их можно ликвидировать особым образом. Так как предметы участвовали в святом обряде их лучше сжечь – самостоятельно или передать в церковь с просьбой утилизировать освященные свечи и предметы, участвовавшие в таинстве.
Видя перед собой символы венчания, супруги могут через воспоминания отыскивать пути во взаимопонимании, когда возникают сложные моменты, через ощутимые свидетельства их союза, который они заключили перед Богом, супруги вспоминают о важности семейного очага и черпают новые силы, чтобы идти по жизни дружно рука об руку.
Правила венчания в православной церкви состоят, в первую очередь, из нравственной основы, которая заключается в чистоте намерений, отсутствии корыстных и непорядочных целей и твердая решительность соединиться с любимым человеком воедино. Целью такого союза является получение от Господа дара единомыслия для христианской жизни и воспитания детей. Больше о венчании можно узнать из книги .
Таинству венчания православная церковь придает особое значение: ведь именно посредством этого обряда ранее заключались браки, в прежние времена венчание имело юридическую силу и проводилось в обязательном порядке. Сейчас священники совершают обряд только после того, как молодые официально регистрируют брак в государственных учреждениях.
Кому-то может показаться, что Таинство венчания утратило свою значимость, но мы склонны думать, что теперь людям дана возможность сделать этот шаг осознанно, а не под давлением. Идя к алтарю, жених и невеста уже должны понимать всю духовную силу церемонии - ведь это благословение Бога на совместную жизнь, рождение и воспитание потомков по законам христианской веры.
Существует несколько правил венчания, которые жених и невеста обязаны соблюдать. Прежде всего, нужно знать, что само таинство включает 4 этапа: это обручение, венчание, разрешение венцов и молебен. Раньше обручение могло состояться до венчания, его сочетали со светской помолвкой, но сейчас все меньше пар придерживается этой схемы, поэтому в венчание включены сразу четыре обряда.
Как происходит обряд венчания?
Перед тем, как начнется обряд, священнику нужно отдать обручальные кольца - он освятит их и положит рядом с алтарем. Жених покупает золотое и серебряное кольцо , после обмена которыми золотое остается у невесты, а серебряное - у ее супруга. Во время Таинства молодожены держат венчальные свечи или иконы, их тоже освящают заранее. Венцы над головами молодых держат шаферы (свидетели), эта процедура займет более получаса и является утомительной, так что лучше подбирать свидетелей высокого роста. Присутствие всех гостей в церкви необязательно, но если вы хотите кого-то пригласить, объясните, что женщины должны прийти в юбке и с покрытой головой, а мужчины в строгих брюках и рубашке.
Раньше жених приезжал в церковь раньше и там ждал приезда своей невесты, но сейчас молодые приезжают одновременно. Они останавливаются возле главных ворот храма, к алтарю их провожает священнослужитель. Невеста должна встать по левую руку от своего суженого. Священник выходит через царские врата (средние двери в иконостасе), в его руках святой крест и Евангелие, он облачен в праздничные одежды. Затем выносят свечи, священник трижды благословляет молодых и дает им горящие венчальные свечи - это символ любви и верности в браке. После каждого благословения молодые должны трижды перекреститься, а затем принять из рук священника свечи.
Чтобы невесте было удобнее держать свечу, букет нужно отдать кому-то из подруг или вовсе не брать с собой в церковь. После вручения свечей дьякон читает молитвы за молодоженов, благословляет их союз, потомков, просит об исполнении их просьб и спасении душ. После этого священник берет в руки кольца, лежащие на престоле, это символ неразрывного союза. Их кладут по правую сторону престола: справа кольцо жениха, слева - невесты. Сначала батюшка троекратно осеняет кольцом жениха и надевает ему на безымянный палец , затем он надевает кольцо на палец невесте. После благословения супруги троекратно обмениваются кольцами - это и есть этап обручения.
Венчание происходит в центральной части храма, куда обрученные молодожены проходят вслед за батюшкой. Священник задает вопросы, нет ли преград для совершения Таинства, по своей ли воле молодые пришли в церковь. Снова начинается чтение молитв, на головы пары возлагают венцы, у них три символических значения - это царствование (то есть честь и слава человеку, как венцу творения Божьего), венцы мучеников, это символ мученичества супругов, который каждый день в браке борются со своим эгоизмом, а также венцы, открывающие путь в Царство Божье - молодых туда приведет благочестивая жизнь. После венчания супруги считаются таковыми и перед Богом.
После венчания в храм выносится чаша, которую наполняют вином - это символ радостей и невзгод семейной жизни . Супруги как бы дают клятву бороться с трудностями и разделять счастье напополам. Вино супруги отпивают трижды, небольшими глотками, после чего священник обводит их вокруг аналоя и останавливает близ Царских врат, дав последнее напутствие. После этого обряд венчания считается свершенным, пару могут поздравить друзья и родственники. Продолжительность обряда - от 40 минут до часа, это нужно учитывать, если вы пригласили на торжество пожилых людей - для них нужно своевременно поставить лавочки или стулья. Во многих церквях не запрещается видео- и фотосъемка, но стоит знать, что она не должна препятствовать работе священника и прерывать обряд. Выходят молодые и церкви под звуки церковного хора и колокольный звон.
Как одеться на венчание?
Конечно, таинство Венчания - событие незаурядное, но существуют и определенные каноны, которые нарушать нельзя. Платье невесты должно быть скромным, без вырезов на спине или глубокого декольте, ноги и руки должны быть закрыты. Цвет - белый, бежевый, голубой и прочие светлые оттенки, нельзя венчаться в черном, фиолетовом или синем платье, да и кислотные оттенки будут попросту неуместны. Голову невесты покрывают специальным покрывалом, можно надеть платок или шляпку.
Откажитесь от излишне пышной фаты, поскольку они может воспламениться от свечей. Если вы будете венчаться сразу после церемонии в ЗАГСе, стоит позаботиться о специальной накидке на платье, которая закрое открытые руки и плечи, также можно скрыть их с помощью длинных перчаток. Будет уместен и наряд со шлейфом - считается, чем длиннее у подвенечного платья шлейф, тем счастливее будет жизнь супругов. Обувь должна быть удобной, на небольшом каблуке, ведь стоять придется как минимум минут 40.
Жених должен надеть строгий костюм, удобную обувь, желательно, чтобы у молодоженов были нательные крестики , поскольку венчаться могут только крещеные люди.
Подготовка к венчанию
Как правило, в каждой церкви свои правила, поэтому желательно заранее пойти в выбранный храм и уточнить все моменты. Выбрав дату, посоветуйтесь со священником - ведь даже если вы все подсчитали, может выясниться, что на этот день попадает храмовый или религиозный праздник, в который венчание не проводится.
Также церковь рекомендует подготовиться к совершению таинства духовно: супруги должна соблюдать семи или десятидневный пост, заранее причаститься. С собой нужно иметь рушник или ткань белого цвета, на которой будут стоять молодые во время обряда, свидетельство о браке, кольца, бутылку красного вина, а свечи можно купить и в храме. Если нужны иконы, их покупают и освещают заранее, как правило, эта обязанность возлагается на родителей.
Что нужно учитывать, если вы хотите обвенчаться?
Таинство венчания осуществляется по церковному календарю и оговаривается заранее. Во многих церквях существует предварительная запись. Иногда в больших городах священники венчают сразу по нескольку пар, хотя это и не принято, так что если вы никуда не хотите спешить и венчаться самим, стоит выбрать для этого будний день, поскольку в воскресенье желающих довольно много. Венчание не осуществляется во вторник, четверг или субботу в течение всего года, накануне храмовых и двунадесятых праздников, во время поста.
Чтобы обвенчаться, жениху должно исполниться 18, а невеста 16, тогда можно обойтись и без родительского благословения. Нельзя вступать в брак лицам, которые являются близкими родственниками, атеистам, некрещеным, венчаться, если фактически один из новобрачных заключил союз с другим лицом. Не допускаются браки между крестными родителями и крестниками, лицами, принявшими рукоположение в священный сан или давшими монашеские обеты. Иногда, в случае развода или смерти одного из супругов, церковь дате разрешение на повторное венчание. Кстати, беременность, вопреки общественному мнению , не является препятствием для венчания. Наоборот, церковь приветствует, чтобы дети появлялись на свет в венчанном браке.
В любом случае, венчание - это обряд, к которому нужно приготовиться, осознать всю его важность: кто-то венчается в день бракосочетания, кто-то спустя несколько месяцев, а многие приходят к этому годы спустя. Это не важно, ведь главное, чтобы люди, решившие скрепить свой союз перед Богом, доверяли и любили друг друга!
В данной статье будут рассматриваться вопросы о засвидетельствовании брака пред Очами Господа в православии, соответственно, рассматриваем то, что нужно для венчания в православной церкви.
Во времена наших далеких прабабушек и прадедушек венчание было единственно верным и признанным в обществе способом для того, чтобы влюбленные (и не совсем влюбленные) люди могли жить вместе и считаться семьей. Так называемое сожительство презиралось, считалось низкой и недостойной вещью. Мало какая девушка решалась на такое. Что нужно делать перед венчанием в церкви, люди знали так, как сейчас знают азбуку.
Как раньше относились к венчанию?
Даже тайно обвенчанных людей, впрочем, как и насильно обвенчанных (случалось и такое), почти невозможно было развенчать. Ведь для того, чтобы перед небесами такой брак считать недействительным, нужно было выполнить определенные условия. Так что в случае с тайным венчанием окружающим ничего не оставалось, как смириться с самостоятельностью молодоженов.
Запись о проведении обряда вносилась в Церковные книги, записывалось все со слов венчающихся, без предъявления подтверждающих документов. Церковные записи для некоторых людей были чуть ли не единственными документами в их жизни, подтверждающими рождение, крещение и венчание.
Церковь потеряла свои полномочия и больше не имела права заполнять какие-либо документальные бумаги.
Человек, решившийся в то время засвидетельствовать свой брак перед Богом, многим рисковал. Его могли исключить из партии, а стоит заметить, что быть "не коммунистом" в те времена было не только стыдно, но и опасно. Помимо исключения из партии, человеку грозило и увольнение с работы для того, чтобы церковный "опиум" не распространялся в коллективе. Потому-то и вырастали люди, даже не представляющие себе такой обряд, как венчание в православной церкви. Это, нужно сказать, не очень благостно отразилось на постреволюционном обществе.
Жениться и разводиться стало совсем просто. Пара, желавшая жить вместе, обязана была подать заявление в ЗАГС и в назначенное время прийти на регистрацию своего брака. Печать, роспись, и рождалась новая семья.
Венчание в наше время
Прошло еще несколько десятков лет, и теперь обряд венчания снова стал повсеместно распространяться. Но регистрацию брака никто не отменил.
Венчаются как молодожены, так и более зрелые пары, которые в свое время как раз подпадали под "запреты о венчании".
Не исключено, что и вы время от времени задумывались над тем, как можно обвенчаться. И возможно, вас, как и многих людей, интересовал вопрос о том, что нужно для венчания в церкви.
Самое главное
Нужно понять, идет ли желание связать себя нерушимыми узами от души. Понимает ли ваша пара, что такой обряд накладывает обязательства на венчающихся, которые нужно исполнять в этой жизни и до самой смерти. Благодаря прочитанным во время венчания молитвам, пара становится навечно соединенной. Развенчать такой союз будет весьма сложно, требуется соблюсти много условий, доказать, что вы не можете быть мужем и женой, дождаться разрешения Митрополита.
К огромному сожалению, многие молодожены не понимают всей серьезности данного таинства. Оттого и устраивают венчание как некий модный элемент бракосочетания. Не гнушаются встречать молодых на выходе из церкви, обливая невесту шампанским под радостные и совсем неуместные у церковных ворот крики: "Горько!"
И только после полного осознания ответственности за такой важный шаг вы имеете право думать над тем, что нужно для венчания в церкви, какие существуют нерушимые догмы и какие предметы нужно купить для проведения столь волнительной и серьезной церемонии.
Батюшка не обвенчает вас, если...
- Вы состоите в родстве, вплоть до четвертого колена.
- Один из вас атеист, который присутствует на обряде только для того, чтобы порадовать свою половину.
- Не пытайтесь венчаться, если вы уже проходили в своей жизни через этот обряд и сейчас не развенчаны.
- Духовное родство тоже не позволит вам стать супругами.
- Кто-то из вас придерживается другого вероисповедания.
- Психические отклонения у одного из пары.
- В России не обвенчают также при отсутствии документов, разрешающих данное действие.
Полезно узнать заранее, какие документы нужны для венчания в церкви. Обычно обязательными документами являются, конечно же, паспорта и свидетельство о заключении брака. Органы ЗАГСа со времени революции так и остались уполномоченными для выдачи документов о бракосочетании. Поэтому без печатей в паспорте вас никто не обвенчает.
Что нужно на венчание в церкви: список необходимых атрибутов
- Образ Спасителя и образ Божией Матери. Хорошо, если в вашей семье сохранились эти иконы, можно (даже желательно) брать их. Если нет, то стоит приобрести заранее в церкви.
- купите их заранее в церковном киоске.
- Кольца обручальные для невесты и жениха.
- Рушник свадебный.
- Полотенце, салфетки для свечей (от обжигающих капель воска).
- Вполне может быть, что нужно перед венчанием в церкви сделать пожертвование храму. Обычно цена пожертвования фиксирована.
- Крестики нательные. Вы крещеные люди, поэтому кресты должны быть на вас.
- используемое при
- Каравай (по желанию).
Невеста во время церемонии обязана быть в белом наряде. Закрытые плечи, не просвечивающееся платье, неброский макияж - это то, что нужно, для венчания в православной церкви. И даже если венчается дама весьма преклонных лет, это не меняет дела. Обратите внимание на маникюр невесты, он не должен быть кричащим.
Самый "молодой" возраст невесты должен быть не менее чем шестнадцать лет. Жених может венчаться только с восемнадцати лет. Самая зрелая невеста, которой позволено будет обвенчаться в церкви - это дама, достигшая возраста шестидесяти лет. Самый "взрослый" мужчина, которому будет позволено обвенчаться, не должен быть старше семидесяти.
Кольца: какие нужны и что означают
О том, какие кольца нужны для венчания в церкви, все еще ходят споры. Раньше жених надевал будущей жене на палец серебряное кольцо, а вот невеста жениху надевала колечко из золота. Кольца для венчания признавались только гладкие, без гравировок и украшений. Потому что кольцо - это символ бесконечной любви супружеской пары, а гладкость этого изделия означала, что путь молодоженов по жизни будет таким же ровным, как поверхность колец. Но иногда люди делали гравировки на внутренней стороне кольца, это допускалось только в том случае, когда выгравировали какие-то слова из молитвы, для защиты брака.
Сегодня молодые надевают на пальцы друг другу золотые кольца, имеющие иногда рисунки, украшенные драгоценными камнями . Хотя если кольцо очень вычурное, батюшка может отказаться венчать вас. Поэтому постарайтесь придерживаться устава. Для венчания прекрасно подходят простые обручальные кольца, которыми вы обменивались в момент регистрации.
Для чего перед венчанием идти в церковь
Подготавливая себя к Таинству венчания, нужно посетить церковь, поговорить с батюшкой. Служитель церкви вам поведает, что нужно сделать перед венчанием в церкви именно вашей паре. Обычно оговаривается необходимость поста, Таинства Исповеди и Таинства Причастия. Батюшка также согласует с вами день венчания. Не получится обвенчаться в любой выбранный день, для такого обряда тоже существуют некоторые православные догмы. Прояснит для вас, нужны ли свидетели при венчании в церкви и что делать, если по каким-то причинам свидетелей все же нет. В жизни случаются разные ситуации , в некоторых храмах брачующимся идут навстречу и предоставляют людей, которые помогают во время обряда и держат венцы над головами жениха и невесты.
Кто такие свидетели? Кого нельзя ставить в свидетели на венчании?
Свидетели на церковном обряде венчания - люди, выполняющие роль поручителей. То есть данные люди перед Богом ручаются за ваш союз. Также они обязаны помогать в вашей супружеской жизни советами при конфликтах и других трудностях.
Позволено быть свидетелями:
- Супружеской паре , особенно если пара много лет живет в браке, и их семья для вас - показатель хорошей и верной семьи.
- Родственникам со стороны невесты и жениха. Здесь учтите один маленький нюанс: данные свидетели не имеют права вступать в освященный церковью брак после того, как были поручителями на вашем венчании. Объясняется это тем, что, пройдя обряд, эти люди уже стали духовными родственниками. А венчание духовных родичей строго запрещается!
Нельзя быть свидетелями на венчании:
- Пара, которую вы хотели взять в свидетели, сейчас находится в разводе. Так как люди, не сумевшие сберечь свои узы брака, не смогут ничему путному научить молодых, а причинят только вред.
- Пара свидетель-свидетельница живут в сожительстве, то есть не зарегистрировали свой брак даже в государственных органах.
- Собираясь пригласить в свидетели пару, оповестите ее, что для венчания в церкви нужно предоставить их свидетельство о браке.
Обязанности свидетелей
Свидетели при церемонии исполняют некоторые функции, вот самые главные из них:
- Держать венцы над головами молодых.
- Помогать с обручальными кольцами, подать их во время обряда.
- Стелить рушник под ноги молодых перед аналоем.
- Во время прохождения троекратного шествия идти вместе с женихом и невестой.
Венчание в церкви происходит по времени от сорока минут и более. Стоит предупредить своих поручителей заранее, что венцы очень тяжело держать.
Что нужно для обряда венчания в православной церкви знать еще
- Во время церемонии венчания молодожены не должны оглядываться на людей, также не должны рассматривать образа. Нужно смотреть только на священнослужителя, дабы не пропустить важные моменты и вовремя суметь ответить на вопросы.
- Креститься следует обязательно только правой рукой . В православной вере к священнику принято обращаться словом "батюшка".
- Опоздывать на таинство брака ни в коем случае нельзя! Продумайте этот момент и лучше войдите в церковь немножко пораньше (примерно на 20 минут).
- Так как венчание - это достаточно длительный процесс, задумайтесь и позаботьтесь о своей обуви. Не стоит надевать тесные лодочки на высоком каблуке . Пусть обувь будет удобной, дабы не отвлекать вас от благостных мыслей и душевной радости во время церемонии.
- Отключите на время посещения храма ваши телефоны.
- Во время церемонии женская часть гостей должна находиться на левой стороне помещения, мужская часть, соответственно, на правой.
- Вопросы, которые касаются фото- и видеосъемки, обговариваются заранее.
- Во время церемонии не положено держать руки в карманах или держаться за руки.
Подарки для молодоженов на венчание. Какие следует подарить?
- Обычно это икона с изображением Петра и Февронии Святых - покровителей всех влюбленных.
- Можно также одарить молодых столовым серебром или золотом.
- Уместным подарком станут цепочки из золота или серебра. Только цепи должны быть без крестиков.
- Благородные подсвечники из благородных металлов.
- Цветы - этот подарок уместен везде, и обряд венчания не является исключением.
Благословение родителей
Благословение самых близких и дорогих людей - родителей - один из важнейших пунктов для создания счастливой семьи . Дело все в том, что данное родителями благословение на счастливую и долгую супружескую жизнь считается очень сильным оберегом .
Приметы на венчание
- Во время процесса венчания между парой молодых никому нельзя проходить, иначе семья разрушится.
- Венчальный венец обязательно должен быть надет на голову. Если венец не надевался, брак перед Господом не действителен.
- Для долгой и счастливой жизни необходимо во время венчания при задувании свечей сделать это одновременно.
Для наилучшего и правильного выбора , пожалуйста, посетите несколько соборов перед тем, как решить, в каком из них вы хотите быть обвенчаны.
Венчание
Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.
Желающие венчаться должны быть верующими крещеными православными христианами. Они должны глубоко осознавать, что самовольное расторжение брака, утвержденного Богом, также как и нарушение обета верности, есть безусловный грех.
Таинство Венчания: как к нему готовиться?
Брачная жизнь должна начинаться с духовного приготовления.
Жених и невеста до брака непременно должны исповедаться и причаститься Святых Тайн. Желательно, чтобы они за три-четыре дня до этого дня подготовили себя к Таинствам исповеди и причастия.
Для браковенчания нужно приготовить две иконы - Спасителя и Божией Матери, которыми во время Таинства благословляют жениха и невесту. Раньше эти иконы брались из родительских домов, они передавались как домашняя святыня от родителей к детям. Иконы приносятся родителями, а если они не участвуют в Таинстве венчания - женихом и невестой.
Жених и невеста приобретают обручальные кольца. Кольцо - знак вечности и неразрывности брачного союза. Одно из колец должно быть золотым, а другое серебряным. Золотое кольцо символизирует своим блеском солнце, свету которого уподобляется муж в брачном союзе; серебряное - подобие луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом. Теперь для обоих брачующихся покупаются, как правило, золотые кольца. Кольца могут иметь также украшения из драгоценных камней.
Но все же главное приготовление к предстоящему таинству - это говение. Святая Церковь рекомендует вступающим в брак подготовить себя к нему подвигом поста, молитвы, покаяния и причащения.
Как выбрать день для венчания?
День и время венчания будущие супруги должны обговорить со священником заранее и лично.
Перед венчанием необходимо исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн Возможно совершить это не в самый день Венчания.
Желательно пригласить двух свидетелей.
-
Для совершения таинства Венчания нужно иметь:
- Икону Спасителя.
- Икону Божией Матери.
- Обручальные кольца.
- Венчальные свечи (продаются в храме).
- Белое полотенце (рушник для постилания под ноги).
Что надо знать свидетелям?
В дореволюционной России, когда церковный брак обладал законной гражданской и юридической силой, браковенчание православных обязательно совершалось при поручителях - в народе их называли дружка, подружие или шаферы, а в богослужебных книгах (требниках) - восприемники. Поручители подтверждали своими подписями акт браковенчания в метрической книге; они, как правило, хорошо знали жениха и невесту, поручались за них. Поручители принимали участие в обручении и венчании, то есть во время обхождения жениха и невесты вокруг аналоя придерживали венцы над их головами.
Теперь поручители (свидетели) могут быть или же не быть - по желанию брачующихся. Поручители обязательно должны быть православными, желательно церковными людьми, должны относиться к Таинству венчания с благоговением. Обязанности поручителей при бракосочетании в своей духовной основе такие же, как восприемников в Крещении: как восприемники, опытные в духовной жизни, обязаны руководить крестниками в христианской жизни, так и поручители должны духовно руководить новой семьей. Поэтому раньше в поручители не приглашались люди молодые, не женатые, не знакомые с семейной и супружеской жизнью.
О поведении в храме во время Таинства Венчания
Часто кажется, будто жених и невеста, сопровождаемые родными и друзьями, пришли в храм не для молитвы о вступающих в брак, а на действо. Ожидая окончания Литургии, они разговаривают, смеются, ходят по храму, становятся спиной к образам и иконостасу. Всем приглашенным в храм на браковенчание надо знать, что во время бракосочетания Церковь ни о ком больше не молится, как только о двоих лицах - женихе и невесте (разве только один раз произносится молитва “за воспитавших родителей”). Невнимание и неблагоговение жениха и невесты к церковной молитве показывает, что они пришли в храм только из-за обычая, из-за моды, по требованию родителей. Между тем этот час молитвы в храме имеет влияние на всю последующую семейную жизнь. Все находящие при бракосочетании, и особенно жених и невеста, должны горячо молиться во время совершения Таинства.
Как происходит обручение?
Венчанию предшествует обручение.
Обручение совершается в ознаменование того, что брак совершается перед лицом Божиим, в Его присутствии, по Его всеблагому Промыслу и усмотрению, когда пред Ним скрепляются взаимные обещания вступающих в брак.
Обручение совершается после Божественной Литургии. Этим жениху и невесте внушается важность Таинства брака, подчеркивается, с каким благоговением и трепетом, с какой душевной чистотой они должны приступить к его заключению.
То, что обручение совершается в храме, означает, что муж принимает жену от Самого Господа. Чтобы яснее внушить, что обручение совершается перед лицом Божиим, Церковь повелевает обручающимся предстать перед святыми дверями храма, тогда как священник, изображающий в это время Самого Господа Иисуса Христа, находится в святилище, или в алтаре.
Священник вводит жениха и невесту в храм в ознаменование того, что венчающиеся подобно первозданным прародителям Адаму и Еве начинают с этой минуты перед лицом Самого Бога, в Его Святой Церкви, свою новую и святую жизнь в чистом супружестве.
Обряд начинается каждением в подражание благочестивому Товии, который возжег печень и сердце рыбы, чтобы дымом и молитвою отогнать демона, враждебного честным бракам (см.: Тов. 8, 2). Священник трижды благословляет сначала жениха, потом невесту, произнося: “Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа” и дает им зажженные свечи. На каждое благословение сначала жених, потом невеста трижды осеняют себя крестным знамением и принимают от священника свечи.
Троекратное осенение крестным знамением и вручение жениху и невесте зажженных свеч есть начало духовного торжества. Зажженные свечи, которые держат в руках жених и невеста, знаменуют ту любовь, которую они отныне должны питать друг к другу и которая должна быть пламенна и чиста. Зажженные свечи знаменуют также целомудрие жениха и невесты и пребывающую благодать Божию.
Крестовидное каждение означает невидимое, таинственное присутствие с нами благодати Духа Святого, освящающего нас и совершающего святые таинства Церкви.
По обычаю Церкви, всякое священнодействие начинается славословием Богу, а при совершении брака оно имеет и особое значение: брачующимся брак их представляется делом великим и святым, таким, через которое славословится и благословляется имя Божие. (Возглас: “Благословен Бог наш”.).
Мир от Бога необходим брачующимся, и сочетаются они в мире, для мира и единомыслия. (Диакон возглашает: “Миром Господу помолимся. О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся”.).
Затем диакон произносит, между другими обычными молениями, моления о брачующихся от лица всех присутствующих в храме. Первая молитва Святой Церкви о женихе и невесте - это молитва о ныне обручающихся и о спасении их. Святая Церковь молит Господа за жениха и невесту, вступающих в брак. Цель супружества - благословенное рождение детей для продолжения рода человеческого. Вместе с тем Святая Церковь произносит моление, чтобы Господь исполнил любое прошение жениха и невесты, относящееся к их спасению.
Священник, как совершитель Таинства брака, произносит вслух молитву к Господу о том, чтобы Он Сам благословил жениха и невесту на всякое благое дело. Затем священник, преподав мир всем, повелевает жениху и невесте и всем присутствующим в храме преклонить головы свои пред Господом, в ожидании от него духовного благословения, а сам тайно читает молитву.
Эта молитва возносится к Господу Иисусу Христу, Жениху Святой Церкви, которую Он обручил Себе.
После этого священник берет кольца со святого престола и надевает сначала кольцо жениху, трижды осеняя его крестообразно, говоря: “Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.
Потом надевает кольцо невесте, также с троекратным осенением ее, и произносит слова: “Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.
Кольца имеют при обручении очень важное значение: это не просто дар жениха невесте, а знак неразрывного, вечного союза между ними. Кольца кладутся на правую сторону святого престола, как бы перед лицом Самого Господа Иисуса Христа. Этим подчеркивается, что через прикосновение к святому престолу и возлежание на нем они могут принять силу освящения и низвести на брачующихся благословение Божие. Кольца на святом престоле лежат рядом, выражая тем самым взаимную любовь и единение в вере жениха и невесты.
После благословения священника жених и невеста меняются кольцами. Жених надевает свое кольцо на руку невесте в знак любви и готовности жертвовать всем жене своей и помогать ей всю жизнь; невеста надевает свое кольцо на руку жениху в знак своей любви и преданности, в знак готовности принимать от него помощь всю жизнь. Такой обмен производится трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает (иногда кольца меняет сам священник).
Затем священник снова молит Господа о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил Обручение, Сам осенил положение колец благословением небесным и послал им Ангела хранителя и руководителя в новой их жизни. На этом обручение заканчивается.
Как совершается венчание?
Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, изображающие духовный свет таинства, торжественно входят на середину храма. Им предшествует священник с кадильницей, указывая этим, что на жизненном пути они должны следовать по заповедям Господним, а добрые дела их будут, как фимиам, возноситься к Богу Хор встречает их пением псалма 127, в котором пророк-псалмопевец Давид прославляет благословлённое Богом супружество; перед каждым стихом хор поет: “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”.
Жених и невеста становятся на разостланный на полу плат (белый или розовый) перед аналоем, на котором лежат крест, Евангелие и венцы.
Жених и невеста перед лицом всей Церкви еще раз подтверждают свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.
Священник спрашивает жениха: «Имаши ли (имя), произволение благое и непринужденное, и крепкую мысль, пояти себе в жену сию (имя), юже зде пред тобою видиши».
(“Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя невесты), которую видишь здесь перед собою?”)
И жених отвечает: «Имам, честный отче» (“Имею, честный отче”). И священник дальше спрашивает: «Не обещался ли еси иной невесте» (“Не связан ли ты обещанием другой невесте?”). И жених отвечает: «Не обещахся, честный отче» (“Нет, не связан”).
Потом такой же вопрос обращен к невесте: «Имаши ли произволение благое и непринужденное, и твердую мысль, пояти себе в мужи сего (имя), егоже пред тобою зде видиши» (““Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого (имя жениха), которого видишь перед собою?”) и «Не обещалася ли еси иному мужу» (“Не связана ли обещанием другому жениху?”)- “Нет, не связана”.
Итак, жених и невеста подтвердили перед Богом и Церковью добровольность и нерушимость своего намерения вступить в супружество. Такое волеизъявление в нехристианском браке является решающим принципом. В христианском браке оно-главное условие для естественного (по плоти) брака, условие, после которого он должен считаться заключенным.
Теперь только, после заключения этого естественного брака, начинается таинственное освящение супружества Божественною благодатью - чин венчания. Начинается венчание литургическим возгласом: “Благословенно Царство…”, которым провозглашается сопричастность брачующихся Царству Божиему.
После краткой ектений о благосостоянии душевном и телесном жениха и невесты священник произносит три пространные молитвы.
Первая молитва обращена к Господу Иисусу Христу. Священник молится: “Благослови брак сей: и подай рабам Твоим сим жизнь мирную, долгоденствие, любовь друг к другу в союзе мира, семя долгожизненное неувядаемый венец славы; сподоби их увидеть чада чад своих, ложе их сохрани ненаветным. И даруй им от росы небесной свыше, и от тука земного; исполни дома их пшеницы, вина и елея, и всякой благостыни, так чтобы они делились избытками с нуждающимися, даруй и тем, которые теперь с нами, все, потребное ко спасению”.
Во второй молитве священник молит Триединого Господа, чтобы Он благословил, сохранил и помянул брачующихся. “Даруй им плод чрева, доброчадие, единомыслие в душах, возвысь их, как кедры ливанские” как виноградную лозу с прекрасными ветвями, даруй им семя колосистое, дабы они, имея довольство во всем, изобиловали на всякое благое дело и Тебе благоугодное. И да узрят они сыновей от сынов своих, как молодые отпрыски маслины, вокруг ствола своего и благоугодивши пред Тобою, да воссияют как светила на небе в Тебе, Господе нашем”.
Затем, в третьей молитве, священник еще раз обращается к Триединому Богу и умоляет Его, чтобы Он, сотворивший человека и потом из ребра его создавший жену в помощницы ему, ниспослал и ныне руку Свою от святого жилища Своего, и сочетал брачующихся, венчал их в плоть едину, и даровал им плод чрева.
После этих молитв наступают важнейшие минуты венчания. То, о чем священник молил Господа Бога пред лицом всей церкви и вместе со всею церковью - о благословении Божием, - теперь видимо совершается над брачующимися, скрепляет и освящает их супружеский союз.
Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца. Венчая жениха, священник произносит: “Венчается раб Божий (имя рек) рабе Божией (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.
Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, украшающему ее венец, священник венчает ее, произнося: “Венчается раба Божия (имя рек) рабу Божию (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.
Украшенные венцами, жених и невеста предстоят лицу Самого Бога, лицу всей Церкви Небесной и земной и ожидают благословения Божия. Настает торжественнейшая, святейшая минута венчания!
Священник говорит: “Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!”. При этих словах он, от лица Бога, благословляет их. Это молитвенное возглашение священник произносит трижды и трижды благословляет жениха и невесту.
Все присутствующие в храме должны усиливать молитву священника, во глубине души должны повторять за ним: “Господи, Боже наш! Славою и честью венчай их!”.
Возложение венцов и слова священника:
“Господи наш, славою и честью венчай их” - запечатлевают Таинство брака. Церковь, благословляя брак, провозглашает венчающихся родоначальниками новой христианской семьи - малой, домашней церкви, указывая им путь в Царство Божие и знаменуя вечность их союза, нерасторжимость его, как сказал Господь: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6).
Затем читается Послание к Ефесянам святого апостола Павла (5, 20-33), где брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви, за которую предал Себя возлюбивший ее Спаситель. Любовь мужа к жене-это подобие любви Христа к Церкви, а любовно-смиренное повиновение жены мужу-подобие отношения Церкви ко Христу Это-взаимная любовь до самоотвержения, готовность пожертвовать собою по образу Христа, отдавшего Себя на распятие за грешных людей, и по образу истинных последователей Его, страданиями и мученической смертью подтвердивших свою верность и любовь к Господу.
Последнее изречение апостола: а жена да боится своего мужа - призывает не к страху слабого перед сильным, не к боязни рабыни по отношению к господину, но к страху опечалить любящего человека , нарушить единение душ и телес. Тот же страх лишиться любви, а значит, присутствия Божия в семейной жизни, должен испытывать и муж, глава которому - Христос. В другом послании апостол Павел говорит: Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7, 4-5).
Муж и жена - члены Церкви и, будучи частицами полноты церковной, равны между собой, повинуясь Господу Иисусу Христу.
После Апостола читается Евангелие от Иоанна (2, 1-11). В нем благовествуется о Божием благословении супружеского союза и освящении его. Чудо претворения воды в вино Спасителем прообразовало действие благодати таинства, которым земная супружеская любовь возвышается до любви небесной, соединяющей души о Господе. О нравственной перемене, необходимой для этого, говорит святой Андрей Критский “Брак честен и ложе непорочно, ибо Христос благословил их в Кане на браке, вкушая пищу плотию и претворив воду в вино,- явив это первое чудо, чтобы ты, душа, изменилась” (Великий канон, в русском переводе, тропарь 4, песнь 9).
После прочтения Евангелия произносятся от лица Церкви краткое прошение о новобрачных и молитва священника, в которой мы молимся Господу о том, чтобы Он сохранил сочетавшихся в мире и единомыслии, чтобы брак их был честным, ложе их - нескверным, сожительство непорочным, чтобы сподобил их дожить до старости при исполнении от чистого сердца заповедей Его.
Священник возглашает: “И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати…”. И новобрачные вместе со всеми присутствующими поют молитву “Отче наш”, основание и венец всех молитв, заповеданную нам Самим Спасителем.
В устах бракосочетавшихся она выражает решимость служить Господу своею малой церковью, так чтобы и через них на земле воля Его исполнялась и царила в их семейной жизни. В знак покорности и преданности Господу они преклоняют головы под венцами.
После молитвы Господней иерей прославляет Царство, силу и славу Отца, и Сына, и Святого Духа, и, преподав мир, повелевает преклонить головы пред Богом, как пред Царем и Владыкою и вместе с тем и перед Отцом нашим. Затем приносится чаша с красным вином, или, вернее, чаша общения, и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Вино при венчании подается в знак радости и веселья, напоминая о чудесном превращении воды в вино, совершенном Иисусом Христом в Кане Галилейской.
Священник троекратно дает молодой паре испить вина из общей чаши - сначала мужу, как главе семьи, потом жене. Обычно вино отпивают по три маленьких глоточка: сначала муж, потом жена.
Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки. Священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя.
При первом обхождении поется тропарь “Исаие, ликуй…”, в котором прославляется таинство воплощения Сына Божия Еммануила от Неискусобрачной Марии.
При втором обхождении поется тропарь “Святии мученицы”. Увенчанные венцами, как победители земных страстей , они являют образ духовного брака верующей души с Господом.
Наконец, в третьем тропаре, который поется при последнем обхождении аналоя, прославляется Христос как радость и слава новобрачных, надежда их во всех обстоятельствах жизни: “Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвале, мучеников радование, ихже проповедь. Троица Единосущная”.
Это круговое хождение означает вечное шествие, которое началось в этот день для этой четы. Супружество их будет вечным шествием рука об руку, продолжением и явлением совершенного сегодня таинства. Помня об общем кресте, возложенном сегодня на них, “тяготы друг друга нося”, они всегда будут исполнены благодатной радости этого дня. По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов, приветствуя их словами, исполненными патриархальной простоты и потому особенно торжественными:
“Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия”.
“И ты, невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако благоволи Бог”.
Затем в двух последующих молитвах священник просит Господа, благословившего брак в Кане Галилейской, воспринять и венцы новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Своем. Во второй молитве, читаемой священником, с приклонением голов новобрачных, эти прошения запечатлеваются именем Пресвятой Троицы и иерейским благословением. По окончании ее новобрачные целомудренным поцелуем свидетельствуют святую и чистую любовь друг к другу.
Далее, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста - образ Божией Матери; затем они меняются местами и прикладываются соответственно: жених - к иконе Божией Матери, а невеста - к иконе Спасителя. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху - образ Спасителя, невесте - образ Пресвятой Богородицы.
Обряд венчания в православной церкви относится к Таинствам Церкви, во время которого при взаимном обещании встающих под венец хранить верность друг другу в любых ситуациях, сам Бог благословляет пару быть единым целым на протяжении всей жизни с Христом.
Правила венчания требуют, чтобы принявшие решение будущие супруги были крещены по законам православия и осознавали важность этого обряда.
Духовная суть венчания
Иисус в Библии сказал о том, что благословленный Богом союз люди разрушить не могут. (Мат.19:4-8).
Обряд венчания в православной церкви - действие, совершаемое священниками как посредниками между Богом и людьми, во время которого происходит слитие двух душ в одно целое.
В Бытие 1:27 говорится, что Бог сотворил человека, обратите внимание, не двух людей, а одного - мужчину и женщину сотворил Господь.
Таинство прихода под венец пары состоит в призыве помощи Святой Троицы дать благословение на будущую семейную жизнь.
Во время проведения обряда благословения пара становится под духовную защиту Церкви, становясь Ее частичкой.
Главой семьи является муж, а ему - Иисус.
Венчанная пара - прообраз отношений Иисуса и Церкви, где Христос является женихом, а Церковь невестой, ожидающей прихода Своего суженного.
В малой церкви-семье так же происходят служения в виде общих молитв и чтения Слова Божьего, своя жертвенность супругов на послушание, терпение, покорность и другие христианские жертвы.
О семейной жизни в православии:
Дети, родившиеся от венчанной в православии пары, получают особое благословение при рождении.
Начиная общую жизнь , даже если христиане не являются истинными исполнителями Слова Божьего, редко посещают храмовые службы, они могут прийти к Богу через Таинство соединения двух в одно.
Только встав под венец Божьего благословения, можно ощутить силу Его благодати.
Порой пара влюблена один в другого только на физическом уровне, но этого мало для построения счастливой жизни вдвоем.
После обряда духовного соединения появляется особая связь, дающая сильный импульс для длительного брака.
Получая благословения в храме, пара доверяет себя покрову Церкви, впуская в свою жизнь Иисуса Христа как Господина дома.
Брак после совершенного обряда Бог берет на Свои руки и проносит через всю жизнь, но при соблюдении христианских законов членами семьи, целомудрия.
Венчание
В чем состоит духовный процесс подготовки к венчанию
Правила венчания в православной церкви гласят о том, что к важному событию в духовной жизни следует приготовиться. Говенье - христианский подвиг будущей семьи перед Святой Церковью.
Невеста или свидетельница заранее должны позаботиться о белоснежных праздничных платочках для этого действия.
При отсутствии поручителей венцы надеваются на головы венчающихся, поэтому молодая предусмотрительно делает такую прическу, которая не будет мешать возлежанию венца.
Можно ли венчаться православным, не строго придерживающимся церковных канонов
Обряд бракосочетания в храме некоторые люди превратили в модный атрибут свадьбы, относясь к нему без всякого благоговения.
Не понимая духовной ценности благословения будущей общей жизни, люди лишают себя духовной радости от пребывания под покровом Вседержителя.
Некоторые молодые люди отказываются от благословения в храме по причине охлаждения веры.
Творец открывает свои двери для всех православных, желающих получить освящение своего брачного союза. Никто не знает, в какое время Дух Святой коснется сердца грешника, возможно, это случится во время венчания. Не стоит ограничивать Бога в даровании милости.
Обязательный пост и причастие помогут жениху и невесте приблизиться с благоговением к престолу Божьему.
Молитвы о семье:
- Молитвы блаженной Ксении Петербуржской о семейном благополучии
Как вести себя в храме во время Таинства
Люди, редко бывающие на храмовых служениях, порой ведут себя непочтительно к святыням в силу своей церковной безграмотности.
Бракосочетание в храме - священнодействие, во время которого запрещено разговаривать, смеяться, перешептываться, тем более разговаривать по мобильному телефону.
Даже самые важные персоны обязаны выключить все средства связи перед входом в храм.
Находясь в середине храма, следует внимательно следить за передвижением по ней, чтобы случайно не повернуться спиной к святым образам, тем более иконостасу.
Во время обряда, который происходит после завершение Литургии, Церковь все Свое внимание отдает двум личностям - жениху и невесте, благословляя их на счастливую жизнь, при этом может совершаться молитва за родителей или людей, воспитавших жениха и невесту.
С благоговением и всем вниманием молодая пара горячо молится, чтобы произошло Таинство благословения их будущей жизни на многие лета, пока смерть не разлучит супругов.
Должна ли невеста покрывать голову во время венчания
Белоснежное платье, воздушная фата - традиционный образ для невесты, однако новые веяния моды внесли свои коррективы.
Нужно ли невесте покрывать голову при венчании, какой смысл в маленьком куске фатина?
История покрытия головы в храме идет от начала христианства, когда женщины легкого поведения, брившие волосы, обязаны накрываться покрывалом во время служения.
Со временем покрытие головы показывает статус женщины. Замужней даме неприлично показываться в обществе без платка, шляпы или капюшона. Королева Англии никогда не появится в обществе без покрытия волос.
В православии фата является символом чистоты и невинности.
Совет! Длинные волосы являются покрытием для женщины, поэтому каждая невеста сама выбирает свой наряд на свадьбу.
Что такое обручение перед венчанием
Обручение - событие, совершаемое после Литургии. Оно знаменует акт, подчеркивающий, что Таинство благословения совершается в присутствии Святой Троицы, перед Святым Божьим Ликом, по Его благоволению.
Священник сообщает паре важность происходящего события, подчеркивая, что к таинству благословения нужно приступать в трепетном ожидании, с особым благоговением.
Перед лицом Вседержителя жених должен понять, что он принимает жену из рук самого Спасителя.
Венчающаяся пара встает перед входом в храм, а священник, несущий в это время миссию самого Всевышнего, ожидает их в алтаре.
Жених и невеста, как прародители Адам и Ева, встают перед Лицом Бога, с готовностью начать свою общую жизнь в очищении и святости.
Как благочестивый Товия, отгонял бесов, противящихся церковному браку, так и священник благословляет молодых словами «Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа», зажигая церковные свечи , подавая будущему мужу и жене.
На каждое произнесенное священнослужителей благословение брачующаяся пара троекратно крестится.
Крестное знамение и зажженные свечи символизируют торжество Духа Святого, который невидимо присутствие в процессе совершения обряда.
Свет свечи означает, что пара обещает один другому хранить пламенеющую, не угасающую с годами любовь в чистоте.
Как того требуют правила, обряд обручения начинается со славословия Всевышнего возгласом «Благословен Бог наш».
Дьяконом произносятся обычные молитвы и моления о молодой паре от имени всех пребывающих в храме.
В молитве дьякон молит Творца о спасении людей, вступающих в обручение со Святой Троицей.
Важно! Супружество - благословенное действие, целью которого является продолжение человеческого рода при рождении детей.
В первой молитве по Слову Божиему Господь слышит все просьбы брачующейся пары относительно их спасения.
В благоговейной тишине тайно читается молитва о спасении. Иисус Христос является Женихом Своей невесты Церкви, которая обручена Ему.
После этого священнослужитель надевает кольца жениху, затем невесте и обручает их во имя Святой Троицы.
«Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».
«Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».
Велик духовный смысл колец, которые перед обручением лежали на правой стороне престола, как бы перед ликом Спасителя Иисуса Христа, освятились, принявши силу Его благодати на единение. Как кольца лежат рядышком, так обрученные будут всю жизнь вместе.
Брачующиеся через освященные кольца принимают Божье благословение. После обручения пара меняется кольцами трижды.
Кольцо от жениха на руке невесты - символ его любви и готовности быть покровителем в семье. Как Иисус любит Свою Церковь, так и муж обязуется относиться к своей жене.
Невеста надевает кольцо на руку избраннику, обещая ему любовь, преданность покорность, готовность принимать его помощь. Обручение заканчивается прошением к Творцу благословить, утвердить обручение, осенить кольца, послать Хранителя - Ангела для нового семейства.
Венчальные аксессуары
Таинство Церкви - венчание
После обручения, с зажженными свечами как символом Таинства, молодые переходят в середину храма, шествуя за священником. Священнослужитель возносит фимиам Создателю при помощи кадильницы, показывая, что таким образом искренние исполнения заповедей Господних будут приятны для Творца.
Певчие исполняют псалом.
Псалом 127
Песнь восхождения.
Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его!
Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!
Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей:
так благословится человек, боящийся Господа!
Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей;
увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля!
Между аналоем с разложенными на нем Евангелием, крестом и венцами и венчающимися расстилает плат или полотенце.
Прежде чем встать на плат, жених и невеста еще раз утверждают свое решение принять венчание по собственной воле, без всякого принуждения. При этом подчеркивая, что никто из них не связан обещанием брака с третьими лицами.
Священник обращается к присутствующим на Таинстве с призывом сообщить о фактах, препятствующих данному союзу.
Ибо в дальнейшем обо всех препятствиях браку следует забыть, если они не были озвучены пред обрядом благословения.
После этого брачующаяся пара встает на полотенце, постеленное под ногами. Существует примета, кто первый встанет на плат, тот и будет главой дома. Все присутствующие, затаив дыханием, наблюдают за этими действиями.
Священник общается к жениху, спрашивая, по доброй воле, искреннему желанию он желает взять в жены, предстоящую перед ним девушку.
После положительного ответа молодой человек обязан подтвердить, что не обручен ни с какой другой девицей и не связан с ней никакими обещаниями.
Такие же вопросы задаются невесте, уточняя, не под принуждением ли она идет под венец и не обещана другому мужчине.
Принятое обоюдное положительное решение еще не является союзом, освященным Богом. Это решение пока что может быть основанием для заключения официального брака в органах государственной власти.
Над расписанными официально молодыми совершается Таинство освящение нового семейства перед Творцом, начинается чин венчания, звучит ектений, прошения благосостояния как духовного, так и телесного для только что рожденной семьи.
Первая молитва наполнена прошением к Иисусу Христу благословить брачующихся любовью друг к другу, долгими годами жизни, детками и чистотой супружеского ложа. Священник просит благословения на достаток в доме больше, чем росы в поле, чтобы было в нем все, от зерна до масла, позволяющее делиться с нуждающимися людьми.
«Благослови брак сей: и подай рабам Твоим сим жизнь мирную, долгоденствие, любовь друг к другу в союзе мира, семя долгожизненное неувядаемый венец славы; сподоби их увидеть чада чад своих, ложе их сохрани ненаветным. И даруй им от росы небесной свыше, и от тука земного; исполни дома их пшеницы, вина и елея, и всякой благостыни, так чтобы они делились избытками с нуждающимися, даруй и тем, которые теперь с нами, все, потребное ко спасению».
Во второй молитве следует обращение к Святой Троице даровать:
- деток, как зерен на колосе;
- изобилие, как винограда на лозе;
- долгую жизнь, чтобы увидеть внуков.
«Даруй им плод чрева, доброчадие, единомыслие в душах, возвысь их, как кедры ливанские, как виноградную лозу с прекрасными ветвями, даруй им семя колосистое, дабы они, имея довольство во всем, изобиловали на всякое благое дело и Тебе благоугодное. И да узрят они сыновей от сынов своих, как молодые отпрыски маслины, вокруг ствола своего и благоугодивши пред Тобою, да воссияют как светила на небе в Тебе, Господе нашем«.
В третий раз звучит прошение к Триединому Богу благословить молодых как наследников Адама и Евы, сотворенных по образу и подобию Бога, сотворить из них одну духовную плоть и благословить чрево жены, даровав много плода.
В благоговении перед Великим Создателем освящается союз новой пары на Небесах, скрепляется самим Всевышним.
Настало время главного действия венчания - надевание венца.
Священник берет венец, трижды крестит молодого, давая тому образ Иисуса Христа, расположенный впереди венца, для целования и говоря, что венчается раб Божий (называет имя) рабе Божьей (имя) во Имя Отца, Сына и Святого Духа.
Такой же акт совершается над невестой, только для целования ей предлагается целование образа Пречистой Девы Марии.
Венчание
Покрытая благословением венцов, пара ожидает Божьего благословения, стоя перед лицом Всевышнего.
Настает самая волнующая и торжественная минута всего Таинства, когда священник от имени Бога венчает молодых, трижды провозглашая благословения.
Все присутствующие должны искренне, с благоговением повторять слова священника внутри себя, прося Творца о благословении нового семейства.
Священник запечатывает Божье благословение, провозглашая о рождении новой малой церкви. Теперь это ячейка единой Церкви, нерушимый церковный союз. (Матв.19:6)
В заключение венчания читается послание апостола Павла к христианам в Эфесе, в котором он говорит о том, что муж и жена подобны Иисусу и Церкви. Муж обязан заботиться о жене как о своем теле, задача жены - быть покорной любящему ее мужу. (Эфес. 5:20-33)
В первом послании церкви Коринф апостол оставил рекомендации паре по поведению в семье для достижения полной гармонии. (1 Кор.7:4).
Читается молитва «Отче наш», которую оставил Спаситель как образец обращения к Творцу.
После этого происходит испитие молодой парой вина из общей чаши, которое дарит веселие, подобно свадьбе в Кане, где Иисус обратил воду в вино.
Священник соединяет правые руки жениха и невесты при помощи епитрахили, накрывает своей ладонью. Это действие символизирует передачу жены Церковью, соединившую пару во имя Иисуса Христа.
Взяв молодых за правые руки, священник обходит трижды аналой, исполняя тропари. Хождение по кругу - пророчество вечной, нескончаемой земной жизни для нового рода.
После снятия венцов и целования икон священник читает еще несколько молитв, после чего молодые целуют друг друга.
В каких случаях церковный брак недопустим
По церковным канонам, не всякий брак может быть благословлен в храме. Существует несколько противопоказаний для венчания.
- Кто-то из молодых уже принимал обряд Таинства три раза. Церковь не венчает четвертый и последующие браки, разрешенные гражданским законодательством.
- Пара или один из членов будущей семьи относит себя к атеистам.
- Некрещеные люди не могут идти под венец, но они могут принять крещение уже во взрослом возрасте, непосредственно перед совершением обряда.
- Люди, не разорвавшие официально связь в предыдущем браке, как по гражданским, так и по христианским законам, не могут получить благословение на дальнейшую семейную жизнь.
- Родные по крови жених и невеста не могут создавать христианскую семью.
В какие дни венчание не совершается
Канонические правила четко определяют дни, когда не совершаются обряды благословения:
- на протяжении всех дней постов, а их четыре;
- семь дней после Пасхи;
- 20 дней от Рождества до Крещения;
- по вторникам, четвергам, субботам;
- перед великими храмовыми праздниками;
- за день и в сам праздник Усекновение головы Иоанна Крестителя и Воздвижение Креста Господнего.
Что делать с венчальными аксессуарами после свадьбы
Что делать со свечами, платками и полотенцами, которые использовали во время венчания?
Свечи - не просто огонек, а воплощение веры в исполнение прошений перед Создателем . По традиции, венчальные свечи следует завернуть в платочки, с помощью которых их держали, и спрятать за образами или в другое благочестивое место.
Венчальные свечи зажигают на непродолжительное время всякий раз, когда дом посещают трудности, будь то ссоры, болезнь, финансовые проблемы.
Полотенцами, как правило, украшают иконы, которыми молодых благословляли в храме.
В некоторых семьях существует традиция передавать платки и полотенца для венчания из поколения в поколение как оберег рода. Полотенца можно оставить в храме для пар, которые не могут себе позволить приобрести этот аксессуар.
Совет! Все традиции остаются только традициями, главное для семьи - это любовь, взаимное уважение и поддержка друг друга.
Посмотрите видео о венчании