Образ савелия некрасов. Шпаргалка: Савелий богатырь святорусский

Поведала ходокам о судьбе Савелия Матрена Тимофеевна. Он был дедом ее мужа. У него она часто искала помощи и просила совета. Ему было уже сто лет, жил обособленно в своей горнице, потому что семью свою недолюбливал. Уединившись молился и читал святцы. Огромный, как медведь, сгорбленный, с огромной седой гривой. Сначала Матрена его побаивалась. Да и дразнили родные его клейменным, каторжным. Но он был добр к невестке сына, стал нянькой для ее первенца. Иронично назвала его Матрена счастливцем.

Савелий был крепостным помещика Шалашникова в деревне Корега, которая затерялась среди непроходимых лесов. Оттого жизнь крестьян там была относительно вольной. Барин отменно драл крестьян, которые утаивали от него оброк, так как из-за бездорожья до них трудно было добраться. Но после его смерти стало еще хуже. Наследник прислал управляющего Фогеля, который превратил жизнь крестьян в сущую каторгу. Лукавый немец убедил мужиков отрабатывать долги. И они по своему простодушию осушили болота, проложили дорогу. Так и дотянулась до них барская рука.

Восемнадцать лет терпели немца, который со своей мертвой хваткой почти всех пустил по миру. Однажды, копая колодец, Савелий бережно подтолкнул Фогеля к яме, остальные подсобили. И на крики немца «девятью лопатами ответили», похоронив заживо. За это получил двадцать лет каторги и еще столько же поселения. Даже там много работал и сумел скопить денег на постройку горницы. Но родня его любила, пока были деньги, потом стала в глаза плевать.

Почему же этого хладнокровного убийцу Некрасов называет святорусским богатырем? Савелий, обладающий истинно богатырской физической силой и силой духа, для него заступник народа. Сам Савелий говорит, что русский мужик в своем терпении богатырь. Но теплится у него мысль, что «у мужиков на супостатов есть топоры, но они молчат до поры». И усмехается про себя в бороду: «Клейменный, да не раб». Для него и недотерпеть, и перетерпеть все одно, что пропасть. С осуждением отзывается о покорности нынешних мужиков, которые дня него погибшие, пропащие Аники-воины, которые только со стариками и бабами способны воевать. Вся их сила по мелочам ушла под розгами и палками. Но его мудрая народная философия привела к бунту.

Даже после каторги Савелий сохранил свой несломленный дух. Только смерть Демушки, погибшего по его вине, надломила мужика, перенесшего каторжные страдания. Последние свои дни он проведет в монастыре и в скитаниях. Так тема народного долготерпения выразилась в судьбе Савелия.

Сочинение Савелий в поэме Кому на Руси жить хорошо

Некрасов поставил перед собой огромную задачу - показать, как именно повиляла отмена крепостного права на жизнь обычных людей . Для этого он создаёт семерых крестьян, которые ходят по всей Руси и спрашивают у людей, хорошо ли им живётся. Одним из опрашиваемых становится дед Савелий.

Внешне Савелий похож на огромного медведя, у него большая седая «грива», широкие плечи и большой рост, он - русский богатырь. Из рассказа Савелия читатель понимает, что он не только внешне богатырь, он богатырь и внутренне, по характеру. Он очень стойкий, выносливый и наполненный жизненной мудростью человек. Человек, который пережил многие печали и многие радости.

В молодости Савелий жил далеко в лесу, куда не добралась ещё рука злых помещиков. Но однажды в поселение был назначен управляющий немец. Изначально управляющий не требовал даже денег с крестьян, положенной по закону дани, но заставлял их рубить лес за это. Недалёкие крестьяне не сразу поняли, что происходит, но когда они вырубили все деревья, была построена дорога в их лесную глушь. Тогда-то управляющий немец и приехал со всей своей семьёй жить в глуши. Только простой жизнью теперь крестьяне похвастаться не могли: немец обдирал их. Русский богатырь способен многое терпеть и долго, так рассуждает Савелий в этот отрезок жизни, но необходимо что-то менять. И он решается на бунт против управляющего, которого все крестьяне закапывают в землю. Здесь проявляется огромная воля нашего героя, которая даже сильнее, чем его безграничное русское терпение.

За такую дерзость его отправляют на 20 лет на каторгу, а после этого ещё 20 лет он работает в поселениях, копя деньги. Не каждый человек способен 40 лет пахать ради одной цели - вернуться домой и помочь своей семье с деньгами. Это достойно уважения.

По возвращении домой труженика встречают очень радушно, он строит избу для семьи и все его любят. Но как только заканчиваются деньги, над ним начинают смеяться, что очень оскорбляет Савелия, он не понимает, чем заслужил такого отношения.

Конец жизни дедушки заканчивается в монастыре, где он замаливает грехи, которые совершил: по его вине умер его внук. Савелий - это образ истинного русского богатыря, способного многое вытерпеть, но готового ринуться в борьбу за свободу ближних. Автор называет его «счастливцем» с иронией, и это верно: он несчастен до конца своей жизни.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Любовная лирика Лермонтова 10 класс

    Проблематика любовных взаимоотношений между мужчиной и женщиной является основной темой литературного творчества поэта и занимает в его литературном наследии более трети от всех произведений.

  • Анализ рассказа Горького Мальва

    В рассказе М. Горького «Мальва» говорится о мужчине, который уехал работать смотрителем морской косы для того, чтобы заработать на жизнь. Этого мужчину зовут Василий. Автор представляет его читателю

  • Теремок - анализ сказки

    По жанровой направленности произведение является детской народной сказкой, рассказывающей о животных. Персонажами сказки являются зверюшки в виде традиционных действующих лиц русских народных сказок

  • Сочинение Основная идея и смысл Песни о вещем Олеге Пушкина

    «Песнь о вещем Олеге » была написана А.С. Пушкиным в 1822 году, именно в эти годы поэта особенно волновала историческое прошлое его Родины. В основу написания данной поэзии у Пушкина легла его свобода мыслить.

  • Шигалев в романе Бесы Достоевского сочинение

    Шигалев является персонажем одного именитого произведения от не менее именитого автора такого как Федор Михайлович Достоевский. Шигалев в данном произведении играл роль одного из главных организаторов убийство другого персонажа, по фамилии Шатов.

Следующая написанная Некрасовым глава - «Крестьянка» - также кажется явным отступлением от намеченной в «Прологе» схемы: странники вновь пытаются найти счастливого среди крестьян. Как и в других главах, важную роль играет зачин. Он, как и в «Последыше», становится антитезой дальнейшему повествованию, позволяет обнаружить все новые противоречия «загадочной Руси». Глава начинается описанием разоряемой помещичьей усадьбы: после реформы хозяева бросили усадьбу и дворовых на произвол судьбы, и дворовые разоряют и ломают красивый дом, некогда ухоженный сад и парк. Смешные и трагические стороны жизни брошенной дворни тесно переплетены в описании. Дворовые - особый крестьянский тип. Вырванные из привычной среды, они утрачивают навыки крестьянской жизни и главную среди них - «привычку к труду благородную». Забытые помещиком и не способные прокормить себя трудом, они живут тем, что разворовывают и продают вещи хозяина, обогревают дом, ломая беседки и точеные балконные столбики. Но есть и подлинно драматические моменты в этом описании: например, история певца с редкостно красивым голосом. Помещики вывезли его из Малороссии, собирались отправить в Италию, да позабыли, занятые своими бедами.

На фоне трагикомической толпы оборванных и голодных дворовых, «дворни ноющей», еще более «красивой» кажется «здоровая, поющая толпа жнецов и жниц», возвращающихся с поля. Но даже среди этих статных и красивых людей выделяется Матрена Тимофеевна , «ославленная» «губернаторшей» и «счастливицей». История ее жизни, рассказанная ею самой, и занимает центральное место в повествовании. Посвящая эту главу женщине-крестьянке, Некрасов, думается, не только хотел открыть читателю душу и сердце русской женщины. Мир женщины - семья, и рассказывая о себе, Матрена Тимофеевна повествует о тех сторонах народной жизни, что пока только косвенно затрагивались в поэме. Но именно они и определяют счастье и несчастье женщины: любовь, семья, быт.

Матрена Тимофеевна не признает себя счастливой, как не признает счастливой ни одну из женщин. Но недолгое счастье она знала в своей жизни. Счастье Матрены Тимофеевны - это девичья воля, родительская любовь и забота. Ее девичья жизнь не была беззаботной и легкой: с детства, уже с семи лет она исполняла крестьянскую работу:

Мне счастье в девках выпало:
У нас была хорошая,
Непьющая семья.
За батюшкой, за матушкой,
Как у Христа за пазухой,
Жила я, молодцы. <...>
А на седьмом за бурушкой
Сама я в стадо бегала,
Отцу носила завтракать,
Утяточек пасла.
Потом грибы да ягоды,
Потом: «Бери-ка грабельки
Да сено вороши!»
Так к делу приобвыкла я...
И добрая работница,
И петь-плясать охотница
Я смолоду была.

«Счастьем» она называет и последние дни девичьей жизни, когда решалась ее судьба, когда она «торговалась» с будущим мужем - спорила с ним, «выторговывала» себе волю и в замужней жизни:

- Ты стань-ка, добрый молодец,
Против меня прямехонько <...>
Подумывай, смекай:
Чтоб жить со мной - не каяться,
А мне с тобой не плакаться... <...>
Пока мы торговалися,
Должно быть, так я думаю,
Тогда и было счастьице.
А больше вряд когда!

Ее замужняя жизнь, действительно, исполнена трагических событий: смерть ребенка, жестокая порка, добровольно ею принятое наказание, чтобы спасти сына, угроза остаться солдаткой. При этом Некрасов показывает, что источник несчастий Матрены Тимофеевны не только «крепь», бесправное положение крепостной женщины, но и бесправное положение младшей снохи в большой крестьянской семье. Несправедливость, торжествующая в больших крестьянских семьях , восприятие человека прежде всего как работника, непризнание его желаний, его «воли» - все эти проблемы открывает рассказ-исповедь Матрены Тимофеевны. Любящая жена и мать, она обречена на жизнь несчастливую и бесправную: на угождение семье мужа и несправедливые попреки старших в семье. Вот почему, даже освободившись от крепостной зависимости, став свободной, она будет горевать об отсутствии «волюшки», а значит - и счастья: «Ключи от счастья женского, / От нашей вольной волюшки / Заброшены, потеряны / У Бога самого». И говорит она при этом не только о себе, но о всех женщинах.

Это неверие в возможность счастья женщины разделяет и автор. Не случайно Некрасов исключает из окончательного текста главы строки о том, как счастливо изменилось тяжелое положение Матрены Тимофеевны в семье мужа после возвращения от губернаторши: в тексте нет рассказа ни о том, что она стала «большухой» в доме, ни о том, что она «покорила» «сварливую, бранчивую» семью мужа. Остались лишь строки о том, что семья мужа, признав ее участие в спасении Филиппа от солдатчины, «поклонилась» ей и «повинилась» перед ней. Но заканчивается глава «Бабьей притчей», утверждающей неизбежность неволи-несчастья для женщины и после отмены крепостного права: «А к нашей женской волюшке / Все нет и нет ключей! <...> /Да вряд они и сыщутся...»

Исследователи отметили замысел Некрасова: создавая образ Матрены Тимофеевн ы, он стремился к широчайшему обобщению : ее судьба становится символом судьбы каждой русской женщины. Тщательно, продуманно выбирает эпизоды ее жизни автор, «проводя» свою героиню по пути, по которому проходит любая русская женщина: недолгое беззаботное детство, привитые с детства трудовые навыки, девичья воля и долгое бесправное положение замужней женщины , работницы в поле и в доме. Матрена Тимофеевна переживает все возможные драматические и трагические ситуации, выпадающие на долю крестьянки: унижения в семье мужа, побои мужа, смерть ребенка, приставания управляющего, порку и даже - пусть и ненадолго - долю солдатки. «Образ Матрены Тимофеевны создан так, - пишет Н.Н. Скатов, - что она как бы все испытала и побывала во всех состояниях, в каких могла побывать русская женщина». Включенные в рассказ Матрены Тимофеевны народные песни , плачи, чаще всего «замещающие» ее собственные слова, ее собственный рассказ, - еще более расширяют повествование, позволяя осмыслить и счастье, и несчастье одной крестьянки как рассказ о судьбе крепостной женщины.

В целом история этой женщины рисует жизнь по Божьим законам, «по-божески», как говорят некрасовские герои:

<...> Терплю и не ропщу!
Всю силу, Богом данную,
В работу полагаю я,
Всю в деточек любовь!

И тем страшнее и несправедливее представляются несчастья и унижения, выпавшие на ее долю. «<...> Во мне / Нет косточки неломаной, / Нет жилочки нетянутой, / Кровинки нет непорченой <...>» - это не жалоба, а подлинный итог пережитого Матреной Тимофеевной. Глубокий смысл этой жизни - любовь к детям - Некрасовым утверждается и с помощью параллелей из природного мира: рассказу о смерти Дёмушки предшествует плач о соловьихе, чьи птенчики сгорели на дереве, зажженном грозой. Глава, повествующая о наказании, принятом во спасение другого сына - Филиппа от порки, называется «Волчица». И здесь голодная волчиха, готовая жизнью пожертвовать ради волчат, предстает как параллель к судьбе крестьянской женщины, легшей под розги, чтобы освободить от наказания сына.

Центральное место в главе «Крестьянка» занимает рассказ о Савелии, богатыре святорусском . Почему Матрене Тимофеевне доверен рассказ о судьбе русского мужика, «богатыря святорусского», его жизни и смерти? Думается, во многом потому, что Некрасову важно показать «богатыря» Савелия Корчагина не только в его противостоянии Шалашникову и управляющему Фогелю, но и в семье, в быту. Своей большой семье «дедушка» Савелий - чистый и святой человек, нужен был, пока у него были деньги: «Покуда были денежки, / Любили деда, холили, / Теперь в глаза плюют!» Внутреннее одиночество Савелия в семье усиливает драматизм его судьбы и одновременно, как и судьба Матрены Тимофеевны, дает возможность читателю узнать о бытовой жизни народа.

Но не менее важно, что «рассказ в рассказе», соединяя две судьбы, показывает взаимоотношения двух незаурядных людей, для самого автора явившихся воплощением идеального народного типа. Именно рассказ Матрены Тимофеевны о Савелии позволяет подчеркнуть то, что сблизило в общем-то разных людей: не только бесправное положение в семье Корчагиных, но и общность характеров. Матрена Тимофеевна, вся жизнь которой исполнена только любви, и Савелий Корчагин, кого тяжелая жизнь сделала «каменным», «лютее зверя», - похожи в главном: своим «гневным сердцем», своим пониманием счастья как «волюшки», как духовной независимости.

Матрена Тимофеевна не случайно считает Савелия счастливцем. Ее слова о «дедушке»: «Счастливец тоже был...» - не горькая ирония, ибо в жизни Савелия, полной страданий и испытаний, было то, что сама Матрена Тимофеевна ценит выше всего, - нравственное достоинство, духовная свобода. Будучи «рабом» помещика по закону, Савелий не знал духовного рабства.

Свою молодость Савелий, по словам Матрены Тимофеевны, называл «благоденствием», хотя пережил он немало и обид, и унижений, и наказаний. Почему же прошлое он считает «благодатными временами»? Да потому, что, огражденные «топкими болотами» и «лесами дремучими» от своего помещика Шалашникова, жители Корежины чувствовали себя свободными:

Нас только и тревожили
Медведи...да с медведями
Справлялись мы легко.
С ножищем да с рогатиной
Я сам страшней сохатого,
По заповедным тропочкам
Иду: «Мой лес!» - кричу.

«Благоденствие» не омрачала и ежегодная порка, которую устраивал своим крестьянам Шалашников, выколачивающий розгами оброк. Но крестьяне - «люди гордые», вытерпев порку и притворяясь нищими, они умели сохранить свои деньги и, в свою очередь, «тешились» над барином, не сумевшим отнять деньги:

Сдавались люди слабые ,
А сильные за вотчину
Стояли хорошо.
Я тоже перетерпливал,
Помалчивал, подумывал:
«Как ни дери, собачий сын,
А всей души не вышибешь,
Оставишь что-нибудь» <...>
Зато купцами жили мы...

«Счастье», о котором говорит Савелий, - конечно, иллюзорное, - это год вольной жизни без помещика и умение «дотерпеть», выстоять во время порки и сохранить заработанные деньги. Но иного «счастья» крестьянину и не могло быть отпущено. И все же даже такого «счастья» скоро лишилась Корёжина: началась для мужиков «каторга», когда управляющим был назначен Фогель: «До нитки разорил! / А драл... как сам Шалашников!/ <...> / У немца - хватка мертвая: / Пока не пустит по миру, / Не отойдя, сосет!»

Савелий прославляет не терпение как таковое. Не все может и должен вытерпеть крестьянин. Савелий четко разделяет способность «недотерпеть» и «перетерпеть». Недотерпеть - значит поддаться боли, не вынести боль и нравственно подчиниться помещику. Перетерпеть - значит потерять достоинство и согласиться с унижением и несправедливостью. И то и другое - делает человека «рабом».

Но Савелию Корчагину, как никому другому, ясен и весь трагизм вековечного терпения. С ним в повествование входит чрезвычайно важная мысль: о напрасно потраченной силе крестьянина-богатыря. Савелий не только прославляет богатырство русское, но и скорбит об этом богатыре, униженном и изувеченном:

А потому терпели мы,
Что мы - богатыри.
В том богатырство русское.
Ты думаешь, Матренушка,
Мужик - не богатырь?
И жизнь его не ратная,
И смерть ему не писана
В бою - а богатырь!

Крестьянство в его размышлениях предстает как сказочный богатырь, скованный и униженный. Этот богатырь - больше неба и земли. Поистине космический образ предстает в его словах:

Цепями руки кручены,
Железом ноги кованы,
Спина... леса дремучие
Прошли по ней - сломалися.
А грудь? Илья пророк
По ней гремит-катается
На колеснице огненной...
Все терпит богатырь!

Небо держит богатырь, но великих мук ему стоит этот труд: «Покамест тягу страшную / Поднять-то поднял он, / Да в землю сам ушел по грудь / С натуги! По лицу его / Не слезы - кровь течет!» Однако есть ли смысл в этом великом терпении? Не случайно Савелия тревожит мысль о напрасно ушедшей жизни, даром растраченной силе: «Лежал я на печи; / Полеживал, подумывал: / Куда ты, сила, делася? / На что ты пригодилася? / - Под розгами, под палками / По мелочам ушла!» И эти горькие слова - не только итог собственной жизни: это скорбь по загубленной народной силе.

Но авторская задача - не только показать трагедию русского богатыря, чья сила и гордость «по мелочам ушла». Не случайно в завершении рассказа о Савелии появляется имя Сусанина - героя-крестьянина: памятник Сусанину в центре Костромы напомнил Матрене Тимофеевне «дедушку». Умение Савелия и в рабстве сохранить свободу духа, духовную независимость, не покориться душой - это тоже героизм. Важно подчеркнуть такую особенность сравнения. Как отмечает Н.Н. Скатов, памятник Сусанину в рассказе Матрены Тимофеевны не похож на реальный. «Реальный памятник, созданный скульптором В.М. Демут-Малиновским, - пишет исследователь, - оказался скорее памятником царю, чем Ивану Сусанину, который был изображен коленопреклоненным возле колонны с бюстом царя. Некрасов не только умолчал, что стоит-то мужик на коленях. В сравнении с бунтарем Савелием образ костромского мужика Сусанина получал впервые в русском искусстве своеобразное, по сути антимонархическое осмысление. В то же время сравнение с героем русской истории Иваном Сусаниным наложило последний штрих на монументальную фигуру корежского богатыря, святорусского крестьянина Савелия».

В мир крестьянской жизни России нас погружает поэма Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Работа Некрасова над этим произведением приходится на время после крестьянской реформы тысяча восемьсот шестьдесят первого года. Это видно из первых строк «Пролога», где странники названы «временнообязанными», - так называли крестьян, вышедших из крепостной зависимости после реформы.

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» мы видим многообразные образы русских крестьян, узнаем об их взглядах на жизнь, узнаём, какой жизнью они живут и какие проблемы существуют в жизни русского народа. Изображение крестьянства тесно связано у Некрасова с проблемой поисков счастливого человека - целью путешествия семерых мужиков по Руси. Это путешествие и позволяет нам познакомиться со всеми неприглядными сторонами русской жизни.

Одним из главных образов поэмы по праву считается Савелий, с которым читатель знакомится в главе «Пир – на весь мир». История жизни Савелия очень трудная, как и у всех крестьян пореформенной эпохи. Но этот герой отличается особым свободолюбивым духом, несгибаемостью перед тяжестью крестьянской жизни. Он мужественно переносит все издевательства барина, желающего поркой заставить своих подданных платить ему дань. Но всякому терпению приходит конец.

Так случилось и с Савелием, который, не перенеся хитростей немца Фогеля, как будто невзначай подталкивает его к вырытой крестьянами яме. Савелий, конечно же, отбывает наказание: двадцать лет каторги и двадцать лет поселений. Но не сломить его – богатыря святорусского: «клеймённый, да не раб»! Он возвращается домой, в семью сына. Автор рисует Савелия в традициях русского фольклора:

С большущей сивой гривою,
Чай, двадцать лет не стриженной,
С большущей бородой,
Дед на медведя смахивал...

Живёт старик обособленно от родных, так как видит, что нужен он в семье, пока давал деньги… С любовью относится лишь к Матрёне Тимофеевне. Но душа героя раскрылась и расцвела, когда сноха Матрёна принесла ему внука Дёмушку.

Совсем по-другому стал смотреть на мир Савелий, оттаял при виде мальчика, всем сердцем прикипел он к ребёнку. Но и тут злая судьба ставит ему подножку. Стар Савелий - уснул, когда нянчился с Дёмой. Загрызли голодные свиньи мальчика… Разрывается от боли душа Савелия! Принимает он вину на себя и кается во всём Матрёне Тимофеевне, рассказывая ей о том, как сильно он любил мальчика.

Остаток своей долгой стасемилетней жизни проведёт Савелий, отмаливая свой грех в монастырях. Тем самым Некрасов показывает в образе Савелия глубокую приверженность вере в Бога, сочетающуюся с огромным запасом терпения русского народа. Прощает Матрёна дедушку, понимает, как мучается душа Савелия. И в этом всепрощении тоже глубокий смысл, раскрывающий характер русского крестьянина.

Вот и ещё один образ русского крестьянина, о котором автор говорит: «счастливец тоже». Савелий выступает в поэме в роли народного философа, он размышляет над тем, должен ли народ терпеть бесправное и угнетенное состояние. Савелий сочетает в себе доброту, простоту, сочувствие к угнетенным и ненависть к угнетателям крестьян.

Н.А. Некрасов в образе Савелия показал народ, постепенно начинающий осознавать свои права, и силу, с которой надо считаться.

Тайна прозвища Савелия, богатыря святорусского

О Савелии, дедушке мужа Матрёны, читатель узнаёт из её рассказа. В образе Савелия соединяются сразу два героических типа русского народа. С одной стороны, он богатырь – человек необыкновенной силы, защитник своей земли и своего народа, хоть и не воин: «И жизнь его не ратная, и смерть ему не писана в бою – а богатырь!»

С другой стороны, Савелий - богатырь Святой Руси, христианского наследия, человек верующий, мученик. У него множество примет святости: он претерпел телесные истязания, имеет увечье, совершил не один смертный грех (убив управляющего и став невольной причиной смерти Дёмушки), перед смертью пророчествует, обещая мужчинам три дороженьки (кабак, острог да каторга), а бабам три петли (шёлку белого, красного и чёрного). Савелий обучен грамоте, много молится и читает святцы.

Святая Русь для православного – та сильная страна времён Киевской Руси, когда народ боролся с врагом «за веру православную, за землю Русскую». Савелий подобен одновременно и богатырям, и святым древности, рождённым в вольной земле, живущим по законам православным, истинным законам совести.

Портрет Савелия

Савелий очень стар. Всего он прожил 107 лет, а с Матрёной познакомился в возрасте 100 лет. Он огромного роста, так что Матрёне кажется, что, распрямившись, он пробьёт потолок. Матрёна сравнивает его с медведем. Его большущая, 20 лет не стриженная грива называется сивой, борода тоже большущая (повторяющиеся эпитеты усиливают качество).

Согнутая спина Савелия - это символ русского человека, который гнётся, но не ломится и не валится. В молодости в лесу Савелий наступил на сонную медведицу, и, испугавшись однажды в жизни, всадил в неё рогатину, при этом повредив спину.

Объясняя Матрёне свою богатырскую природу, Савелий даёт обобщённый портрет богатыря, совпадающий с его собственным: руки кручены цепями, ноги кованы железом, на спине сломались целые леса, на груди катается Илья-пророк и гремит колесницей (гиперболы).

Характер Савелия и обстоятельства, сформировавшие его

В момент знакомства с Матрёной Савелий жил в особой горнице и никого не пускал в неё, несмотря на протесты семьи. Эту горницу он пристроил, вернувшись с каторги. Позже он сделал исключение для своего маленького правнука и Матрёны, спасавшейся от гнева свёкра.

Семья не жаловала Савелия, когда у него закончились скопленные на каторге деньги. С домашними он не спорил, хотя мог подшутить над сыном, который обзывал его каторжным и клеймёным. Улыбка дедушки сравнивается с радугой.

У старика была привычка иногда говорить слова-афоризмы, связанные с его прошлой жизнью и каторгой: «Недотерпеть – пропасть, перетерпеть – пропасть».

В своём преступлении, за которое Савелий попал на каторгу, он не раскаивается. С его точки зрения, терпеть было нельзя, хотя терпение - это свойство русского богатыря. Зато Савелий раскаивается в том, что стал причиной смерти правнука. Он приползает к Матрёне на коленях, уходит в леса, а затем на покаяние в монастырь. При этом Савелий способен поддержать Матрёну, сочувствовать ей.

История отношений Корёжинских мужиков и их господ – это история порабощения Святой Руси. Савелий как будто родом из тех древнерусских «благодатных» времён, когда крестьяне были свободными. Деревня его была в таких глухих болотах, что барин не мог доехать: «Нашей-то сторонушки три года чёрт искал». Жизнь в глуши была сопряжена с жестокой охотой, так что Савелий « окаменел , лютее зверя был», и только любовь к Дёмушке смягчила его.

Оброк барину Шалашникову мужики отдавали только тогда, когда он их драл. Для них это было то же самое, что военный подвиг: они стояли за вотчину, они побеждали Шалашникова.

Савелий – человек простой и прямой , под стать барину Шалашникову. Он не смог справиться с хитростью немца Фогеля, управляющего наследника, который незаметно поработил крестьян, до нитки разорил. Такое состояние Савелий и называет каторгой.

Мужики терпели восемнадцать лет: «Наши топоры лежали – до поры». А потом живьём закопали немца Фогеля, которого Некрасов назвал Христьяном Христианычем (сарказм). Именно Савелий первым толкнул немца в яму, именно он приговаривал: «Наддай». Савелий обладает качествами бунтаря .

Савелий умел использовать любые обстоятельства себе во благо . В остроге он выучил грамоту. Через 20 лет каторги и 20 лет поселения Савелий вернулся на родину, скопив денег. Начиная рассказ о Савелии, Матрёна иронично называет его счастливцем . Принимая удары судьбы, Савелий не унывал и не боялся.

  • Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • Образ Гриши Добросклонова в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • Образ Матрёны в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Сочинение по литературе. Савелий - богатырь святорусский

Одного из главных героев поэмы Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” - Савелия - читатель узнает тогда, когда тот уже является стариком, прожившим долгую и трудную жизнь . Поэт рисует колоритный портрет этого удивительного старика:

С большущей сивой гривою,

Чай, двадцать лет нестриженной,

С большущей бородой,

Дед на медведя смахивал,

Особенно, как из лесу,

Согнувшись, выходил.

Жизнь Савелия оказалась очень непростой, судьба не баловала его. В старости Савелий жил в семье своего сына, свекра Матрены Тимофеевны. Примечательно, что дедушка Савелий недолюбливает свою семью. Очевидно, все домочадцы обладают далеко не самыми лучшими качествами, а честный и искренний старик это прекрасно чувствует. В своей родной семье Савелия называют “клейменым, каторжным”. А он сам, ничуть не обижаясь на это, говорит: “Клейменый, да не раб.

Интересно понаблюдать, как Савелий не прочь подшутить над членами своей семьи:

А крепко досадят ему -

Подшутит: “Поглядите-тко

К нам сваты!” Незамужняя

Золовушка - к окну:

ан вместо сватов - нищие!

Из оловянной пуговки

Дед вылепил двугривенный,

Подбросил на полу -

Попался свекор-батюшка!

Не пьяный из питейного -

Побитый приплелся!

О чем свидетельствует такое отношение между стариком и его семейством? Прежде всего в глаза бросается, что Савелий отличается как от своего сына, так и от всех родственников. Сын его не обладает никакими исключительными качествами, не гнушается пьянства, почти напрочь лишен доброты и благородства. А Савелий, наоборот, добр, умен, незауряден. Он сторонится своих домочадцев, по-видимому, ему претят мелочность, зависть, злоба, характерные для его родственников. Старик Савелий - единственный, кто в семье мужа был добр с Матреной. Старик не скрывает всех тягот, которые выпали на его долю:

“Эх, доля святорусского

Богатыря сермяжного!

Всю жизнь его дерут.

Раздумается временем

О смерти - муки адские

В ту-светной жизни ждут”.

Старик Савелий очень свободолюбив. В нем сочетаются такие качества, как сила физическая и душевная. Савелий - настоящий русский богатырь, не признающий над собой никакого давления. В молодости Савелий обладал недюжинной силой, никто не мог с ним соперничать. К тому же жизнь раньше была иной, крестьяне не были обременены тяжелейшей обязанностью платить оброки и отрабатывать барщину. Как говорит сам Савелий:

Не правили мы барщины,

Оброков не платили мы,

А так, когда рассудится,

В три года раз пошлем.

В таких обстоятельствах и закалился характер молодого Савелия. Никто не давил на нею, никто не заставлял чувствовать себя рабом. К тому же сама природа была на стороне крестьян:

Кругом леса дремучие,

Кругом болота топкие,

Ни конному проехать к нам,

Ни пешему пройти!

Сама природа защищала крестьян от вторжения барина, полиции и прочих нарушителей спокойствия. Поэтому крестьяне могли спокойно жить и работать, не чувствуя над собой чужой власти.

При чтении этих строк вспоминаются сказочные мотивы, потому что в сказках и легендах люди были абсолютно свободными, сами распоряжались своей жизнью.

Старик рассказывает о том, как справлялись крестьяне с медведями:

Нас только и тревожили

Медведи... да с медведями

Справлялись мы легко.

С ножищем да с рогатиной

Я сам страшней сохатого,

По заповедным тропочкам

Иду: “Мой лес!” - кричу.

Савелий, словно настоящий сказочный богатырь, предъявляет свои права на окружающий его лес Именно лес - с его нехожеными тропами, могучими деревьями - является настоящей стихией богатыря Савелия. В лесу богатырь ничего не боится, он настоящий хозяин безмолвного царства вокруг себя. Именно поэтому в старости он оставляет семью и уходит в лес.

Единство богатыря Савелия и окружающей его природы представляется несомненным. Природа помогает Савелию стать сильнее. Даже в старости, когда годы и невзгоды согнули спину старика, все равно в нем чувствуется недюжинная сила.

Савелий рассказывает, как в молодости его односельчанам удавалось обманывать барина, скрывать от него имеющиеся богатства. И пусть за это приходилось немало вытерпеть, зато никто не мог упрекнуть людей в трусости и безволии. Крестьяне смогли уверить помещиков в своей абсолютной бедности, поэтому им удавалось избегать полного разорения и порабощения.

Савелий - очень гордый человек . Это ощущается во всем: в его отношении к жизни, в его стойкости и мужестве, с которыми он отстаивает свое. Когда он рассказывает о своей молодости, то вспоминает, как сдавались барину только слабые духом люди. Конечно, он сам к таким людям не относился:

Отменно драл Шалашников,

А не ахти великие Доходы получал:

Сдавались люди слабые,

А сильные за вотчину

Стояли хорошо.

Я тоже перетерпливал,

Помалчивал, подумывал:

“Как ни дери, собачий сын,

А всей души не вышибешь,

Оставишь что-нибудь!”

Старик Савелий с горечью говорит о том, что теперь уже в людях практически не осталось самоуважения. Теперь преобладают трусость, животный страх за себя и свое благополучие и отсутствие желания бороться:

Вот были люди гордые!

А нынче дай затрещину -

Исправнику, помещику

Тащат последний грош!

Молодые годы Савелия прошли в атмосфере свободы. Но крестьянская свобода не была долгой. Барин умер, а его наследник прислал немца, который сначала вел себя тихо и незаметно. Немец постепенно сдружился со всем местным населением , понемногу наблюдал за крестьянской жизнью.

Постепенно он втерся в доверие к крестьянам и велел им осушить болото, затем вырубить лес. Одним словом, крестьяне опомнились только тогда, когда появилась великолепная дорога, по которой до их богом забытого места можно было легко добраться.

И тут настала каторга

Корежскому крестьянину -

нитки разорил

Вольная жизнь кончилась, теперь крестьяне сполна ощутили все тяготы подневольного существования. Старик Савелий говорит о народном долготерпении, объясняя его мужеством и душевной силой людей. Только по-настоящему сильные и мужественные люди могут быть столь терпеливыми, чтобы вытерпеть над собой подобные издевательства, и столь великодушными, чтобы не прощать подобное отношение к себе.

А потому терпели мы,

Что мы - богатыри.

В том богатырство русское.

Ты думаешь, Матренушка,

Мужик - не богатырь"?

И жизнь его не ратная,

И смерть ему не писана

В бою - а богатырь!

Некрасов находит удивительные сравнения, говоря о народном долготерпении и мужестве. Он использует народный эпос, говоря о богатырях:

Цепями руки кручены,

Железом ноги кованы,

Спина... леса дремучие

Прошли по ней - сломалися.

А грудь? Илья-пророк

По ней гремит-катается

На колеснице огненной...

Все терпит богатырь!

Старик Савелий рассказываете том, как целых восемнадцать лет терпели крестьяне произвол немца-управляющего. Вся жизнь их теперь оказалась во власти этого жестокого человека. Людям приходилось работать не покладая рук. А управляющий всякий раз был недоволен результатами работы, требовал большего. Постоянные издевательства со стороны немца вызывают сильнейшее возмущение в душе крестьян. И однажды очередная порция издевательств заставила людей пойти на преступление. Они убивают немца-управляющего. При чтении этих строк приходит мысль о высшей справедливости. Крестьяне уже успели почувствовать себя абсолютно бесправными и безвольными. У них было отнято все, чем они дорожили. Но ведь над человеком нельзя издеваться совершенно безнаказанно. Рано или поздно придется расплачиваться за свои действия.

Но, разумеется, убийство управляющего не осталось безнаказанным:

Буй-городе, Там я учился грамоте,

Пока решили нас.

Решенье вышло: каторга

И плети предварительно...

Жизнь Савелия, богатыря святорусского, после каторги была очень нелегкой. Двадцать лет он провел в неволе, только уже ближе к старости оказался на свободе. Вся жизнь Савелия очень трагична, и в старости он оказывается невольным виновником гибели маленького внука. Этот случай еще раз доказывает, что, несмотря на всю свою силу, Савелий не может противостоять враждебным обстоятельствам. Он - всего лишь игрушка в руках судьбы.


Савелий, богатырь святорусский в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Изложил материал: Готовые Сочинения

Некрасов нашел оригинальный способ показать борьбу крестьян с крепостниками на новом этапе. Он поселяет крестьян в глухую деревню, отделенную от городов и сел «лесами дремучими», болотами труднопроходимыми. В Корежине помещичий гнет ярко не ощущался. Затем он выражался только в выколачивании Шалашниковым оброка. Когда же немцу Фогелю удалось обмануть крестьян и с их помощью проложить дорогу, все формы крепостного нрава проявились сразу и в полную меру. Благодаря такой сюжетной находке, автору удается на примере всего двух поколений раскрыть в концентрированном виде отношение мужиков и их лучших представителей к ужасам крепостного права. Указанный прием был найден писателем в процессе изучения реальной действительности. Некрасов хорошо знал костромской край. Современники поэта отмечали беспросветную глушь этого края.

Перенос места действия главных героев третьей части (а может быть, и всей поэмы) - Савелия и Матрены Тимофеевны - в глухую деревеньку Клин, Корежинской волости, Костромской губернии, имел не только психологический, но и огромный политический смысл. Когда Матрена Тимофеевна пришла в город Кострому, она увидела: «Стоит из меди кованный, точь-в-точь Савелий дедушка, мужика площади. - Чей памятник? - «Сусанина». Сравнение Савелия с Сусаниным имеет особое значение.

Как установлено исследователем А. Ф. Тарасовым, Иван Сусанин родился в тех же местах... Погиб он, судя по преданию, километрах в сорока от Буя, в болотах под селом Юсуповым, куда завел польских интервентов.

Патриотический поступок Ивана Сусанина был использован... для возвышения «дома Романовых», для доказательства поддержки этого «дома» народом... По требованию официальных кругов замечательная опера М. Глинки «Иван Сусанин» была переименована в «Жизнь за царя». В 1351 году в Костроме был поставлен памятник Сусанину, на котором он представлен коленопреклоненным перед бюстом Михаила Романова, возвышающимся на шестиметровой колонне.

Поселив своего бунтарского героя Савелия в Костромскую «корежину», на родину Сусанина... исконную вотчину Романовых, отождествив... Савелия с Сусаниным, Некрасов показал, кого в действительности родит костромская «корежная» Русь, каковы в действительности Иваны Сусанины, каково вообще русское крестьянство , готовое на решительную битву за освобождение.

А. Ф. Тарасов обращает внимание и на такой факт. На костромском памятнике Сусанин стоит перед царем в неудобной позе - коленопреклоненным. Некрасов своего героя «выпрямил» - «стоит из меди кованный... мужик на площади», а фигуру царя даже не вспоминает. Так проявилась в создании образа Савелия политическая позиция писателя.

Савелий - богатырь святорусский. Некрасов раскрывает богатырство натуры на трех этапах развития характера. Сперва дед находится в числе крестьян - корежиицев (ветлужинцев), богатырство которых выражается в преоделении трудностей, связанных с дикой природой . Затем дед стойко выдерживает чудовищную порку, которой подвергал крестьян помещик Шалашников, требуя оброк. Рассказывая о порках, дед гордился больше всего выносливостью мужиков. Били сильно, били долго. И хотя у крестьян «языки мешалися, мозги уже потрясалися, в головушках - дерет», все же они уносили домой не мало, «не-выбитых» помещиком денег. Богатырство - в стойкости, и выносливости, в сопротивлении. «Цепями руки кручены, железом ноги кованы... все терпит богатырь».

Дети природы, труженики, закаленные в битве с суровой природой и вольнолюбивые натуры - вот источник их богатырства. Не слепая покорность, а сознательная устойчивость, не рабское терпение, а настойчивая защита своих интересов. Понятно, почему с негодованием осуждает он тех, кому «...дай затрещину -исправнику, помещику тащат последний грош!».

Савелий явился зачинщиком убийства крестьянами немца Фогеля. Глубоко в тайниках вольнолюбивой натуры старика лежала ненависть к поработителю. Он не настраивал себя, не взвинчивал сознания теоретическими суждениями, не ожидал «толчка» от кого-нибудь. Произошло все само собою, по велению сердца.

«Наддай!» -я слово выронил,

Под слово люди русские

Работают дружней.

«Наддай! Наддай!»

Так наддали,

Что ямы словно не было.

Как видим, у мужиков не только «топоры лежали до поры!», но у них был неугасимый огонь ненависти. Приобретается слаженность действий, выделяются вожаки, установлены слова, с которыми «работается» дружней.

Образ богатыря святорусского имеет еще одну обаятель-ЕЬо черту. Благородная цель борьбы и мечта о светлой радости человеческого счастья сняли грубость этого «дикари», защитили его сердце от ожесточения. Старик назвал мальчика Дему богатырем. Значит, и детская непосредственность, нежность, искренность улыбки вносятся им в понятие «богатырь». Дед в ребенке увидел источник особой любви к жизни. Он перестал стрелять в белок, стал любить каждый цветок, спешил домой, чтобы посмеяться, поиграть с Демушкой. Вот отчего Матрена Тимофеевна не только увидела в образе Савелия патриота, борца (Сусанина), но и сердечного мудреца, способного понять многое лучше, чем ото удается государственным деятелям. Четкая, глубокая, правдивая мысль деда облекалась в «ладную» речь. Матрена Тимофеевна не находит примера для сравнения с тем, как умеет говорить Савелий («Случись купцы московские, вельможи государевы, сам царь случись: не надо бы ладнее говорить!»).

Условия жизни безжалостно испытывали богатырское сердце старика. Измученный в борьбе, истощенный страданиями, дед «недосмотрел» мальчика: свиньи загрызли любимца Демушку. Сердечная рана растравлялась жестоким обвинением «неправедных судей» в сожительстве деда с Матреной Тимофеевной и в преднамеренном убийстве. Мучительно переносил непоправимое горе дедушка, затем «шесть дней лежал безвыходно, потом ушел в леса, так пел, так плакал дедушка, что лес стонал! А осенью ушел на покаяние в Песочный монастырь».

Нашел ли бунтарь утешение за стенами монастыря? Нет, через три года он вновь пришел к страдальцам, в мир. Умирающий, ста семи лет, дед не отказывается от борьбы. Некрасов тщательно убирает из рукописи слова, фразы, не гармонирующие с бунтарским обликом Савелия. Богатырь святорусский не лишен религиозных представлений . Он молится на могиле Демушки, он советует Матрене Тимофеевие: «А с богом спорить нечего. Стань! Помолись за Демушку! Бог знает, что творит». Но молится он «...за Де-му бедного, за все страдное русское крестьянство».

Некрасов создает образ огромного обобщающего значения. Масштабность мысли, широта интересов Савелия - за все страдное русское крестьянство - делают этот образ величественным, символичным. Это представитель, образец определенной общественной среды. В нем находит свое отражение героическая, революционная сущность мужицкого характера.

В черновой рукописи Некрасов сначала написал, а затем вычеркнул: «Молюсь я тут, Матренушка, молюсь за нищих, любящих, за все священство русское и за царя молюсь». Конечно, царистские симпатии, вера в русское священство, свойственные патриархальному крестьянству, проявились у этого человека вместе с ненавистью к поработителям, т. е. к тому же царю, к его опоре - помещикам, к его духовным служителям - священникам. Не случайно Савелий в духе народной пословицы выразил свое критическое отношение словами: «Высоко бог, далеко царь». И в то же время умирающий Савелий оставляет прощальный завет воплощающий в себе противоречивую мудрость патриархального крестьянства. Одна часть его завещания дышит ненавистью, и он, рассказывает Матрена Тимофеев-па, путал нас: «Не паши, не сей крестьянин! Сгорбившись за пряжей за полотнами, крестьянка, не сиди!» Ясно, такая ненависть - итог деятельности борца и мстителя, вся героическая жизнь которого дала ему право сказать слова, достойные того, чтобы быть высеченными на «мраморной доске у входа в ад», созданный русским царизмом: «Мужчинам три дороженьки: кабак, острог да каторга, а бабам на Руси три петли».

Но с другой стороны, этот же мудрец рекомендовал умирая, и рекомендовал не только своей любимой внученьке Матрене, но и всем: соратникам по борьбе: «Как вы не бейтесь, глупые, что на роду написано, того не миновать!» В Савелии все же сильнее пафос борьбы и ненависти, а не чувство покорности и примирения.

Глава «Крестьянка» создавалась Некрасовым в канун второго демократического подъема, когда истинное знание народной среды, сущности народного характера становилось особенно необходимым. К каким же выводам привело многолетнее изучение народной жизни Некрасова?

Еще ни в одной из глав эпопеи «Кому на Руси...» автор не утверждал так вдохновенно мысли, что в народной среде таятся неисчерпаемые источники нравственной красоты, стойкости, богатырской мощи и свободолюбия. Последнее с особенной силой раскрывается в центральном эпизоде главы «Крестьянка», рассказе о Савелии, богатыре святорусском. Совершенно закономерно, что именно в главе, характеризующей жизнь крестьянства, рассказанной женщиной-крестьянкой и тесно связанной с народным творчеством , появляется полубылинный (и такой конкретно-реальный!) образ «богатыря сермяжного», Савелия - одно из лучших и наиболее драматических созданий некрасовского гения.

С первых же слов Матрены о Савелии рождается ощущение богатырской его мощи. Огромный, «С большущей сивой гривою, / С большущей бородой» столетний старик не только «на медведя смахивал», но силой своей казался «страшней сохатого». Эпический, широко обобщающий смысл образа Савелия подчеркнут и в названии главы - «Савелий, богатырь святорусский». Каковы же истоки рождения этого образа и какое место он занимает в развитии идейного замысла поэмы?

Импульсы, стимулировавшие работу творческой фантазии Некрасова, очень разнообразны. Возможно, что мысль о введении в главу «Крестьянка» образа крестьянина-богатыря подсказана федосовскими плачами. Так, в плаче «Об убитом громом-молвией» нарисован образ Ильи-пророка, который спрашивает у бога разрешения спустить стрелу огненную в белу грудь крестьянина могучего. Слова поэмы:

А грудь? Илья пророк

По ней гремит-катается

На колеснице огненной...

Все терпит богатырь! -

несомненный отзвук федосовского плача.

Но не столько от книги, сколько от жизни шел Некрасов. Как выяснено в одном из интереснейших исследований, замысел главы о Савелии остро публицистичен. События, о которых рассказывается в главе «Савелий, богатырь святорусский», развертываются в северо-западной части Костромского края, о чем свидетельствуют названия: Корежина, Буй, Песочный монастырь, Кострома. Оказывается, что выбор места действия, так сказать, «костромская топография» не случайны в поэме. Придя в город («Губернаторша»), Матрена с удивлением останавливается перед памятником Сусанину:

Стоит из меди кованный,

Точь-в-точь Савелий дедушка,

Мужик на площади.

- Чей памятник? - «Сусанина».

То, что Савелий сравнивается с Сусаниным, - многократно отмечалось в литературе, но научные изыскания показали, что внутренняя связь образа Савелия с Сусаниным гораздо глубже и сложнее, чем это казалось. Именно в ней скрыта тайна рождения образа.

Костромские «приметы» главы имеют под собою особый смысл. Дело в том, что Иван Сусанин родился в тех же местах, в деревне Деревеньки Буйского уезда. Погиб он, судя по преданию, километрах в сорока от Буя, в болотах под селом Юсуповым.

Как известно, патриотический подвиг Сусанина был истолкован в монархическом духе, любовь к царю и готовность отдать за него жизнь объявлялись чертами, выражающими самую сущность русского крестьянства. В 1851 году в Костроме был поставлен памятник Сусанину (скульптор В. И. Демут-Малиновский). У подножия шестиметровой колонны, увенчанной бюстом Михаила Романова, коленопреклоненная фигура Ивана Сусанина. Бывая в Костроме, Некрасов не раз видел этот памятник.

Сюжетом главы «Савелий, богатырь святорусский», действие которой сосредоточено в глухом медвежьем углу, гуще костромских лесов и болот, поэт заявляет, что даже в самой глухой стороне просыпается мужик. Об этом говорит и образ Савелия - эпически обобщенный образ подымающегося на борьбу русского крестьянства.

Некрасов дает в поэме необычайно глубокий анализ особенностей крестьянского движения своей эпохи, крестьянской Руси в ее силе и слабости. Автор эпопеи обращает внимание на богатырскую мощь «богатыря сермяжного» (русского крестьянина), казалось бы, трудно совместимое с ней долготерпение и стихийный характер его бунтарства. Русский мужик терпелив. Молчаливо терпит Корежина дранье Шалашникова. О внутренней силе , гордости («Вот были люди гордые!») свидетельствует это умение сдержать нарастающий гнев, встать выше побоев и истязаний:

Как ни дери, собачий сын,

А всей души не вышибешь...

В этом терпении - не покорность и рабская кровь, а здравый смысл и сила духа.

Между корежинцами и Шалашниковым происходит своеобразное состязание в силе и стойкости, и грубая сила Шалашникова не в состоянии победить внутреннего упорства мужиков, силы их духа: «Дурак же ты, Шалашников!» - насмешливо заявляют корежинцы, потешаясь над барином. Однако

Крестьянское терпение

Выносливо, а временем

Есть и ему конец,

крестьянские «топоры лежат до поры». Заурядные натуры покоряются злу, но народная среда постоянно выдвигает людей, которые встают на борьбу с ним. Эти люди начинают понимать, что излишнее терпение зачастую перерастает в привычку, рождает психологию раба. «Перетерпеть-пропасть...» - формулирует эту мысль Савелий, вставший на путь протеста.

Русский мужик терпелив, но, однажды решившись, уже не страшится препятствий. Доведенные до предела издевательствами «немца-управителя» терпеливые корежинцы, безмолвно согласившись рассчитаться с ненавистным Фогелем, проявляют удивительную решимость и единодушие в действиях. Инициатива принадлежит Савелию. Это он первый легонько толкнул плечом Христьяна Християныча к яме. И достаточно этого легкого толчка, искры, чтоб разгорелось пламя народного гнева, дружно заработали под реплику «Наддай!» девять лопат...

Утверждая нравственное право народа на борьбу, на расправу с угнетателями, восхищаясь силой и решимостью корежинцев, Некрасов, однако, показывает и обреченность подобных вспышек крестьянского гнева. Савелий с товарищами

В землю немца Фогеля

Христьяна Християныча

Живого закопал.

Кабак... острог в Буй-городе,

...Лет двадцать строгой каторги,

Лет двадцать поселения».

Убив Фогеля, корежинцы возбудили против себя действие силы, стоящей за спиной Фогеля, страшной силы самодержавно-помещичьего государства, с которой не могут справиться даже богатыри, если они одиночки. Старик Савелий размышляет:

Куда ты, сила, делася?

На что ты пригодилася?

- Под розгами, под палками

По мелочам ушла!

Поэтому богатырь святорусский и любит повторять: «Недотерпеть - пропасть...» Да, стихийные и разрозненные крестьянские бунты не приведут к Избыткову селу. Это знает Некрасов и все-таки с громадным поэтическим вдохновением говорит о мощи и свободолюбии, о громадной потенциальной силе гнева русского мужика.

В рассказе Савелия есть слова:

Потом... бежал я с каторги...

Образ крестьянина - бунтаря, народного мстителя за вековые обиды первоначально был задуман еще резче. В рукописях остался эпизод, в котором рассказывается, как Савелий, третий раз бежав с каторги, «порядочно на воле погулял». Скитаясь зимой в тайге, он наталкивается на избу, в которой остановились какие-то ненавистные ему чиновники, и, осуществляя свою месть, Савелий сжигает своих врагов.

Принято считать, что отказаться от введения этого эпизода в поэму Некрасова заставила оглядка на цензуру. Но хочется заметить и другое. Есть в нарисованной картине что-то жуткое, бросающее зловещие блики, зловещую тень на облик Савелия, противоречащее некрасовской концепции народного характера. Русский мужик скорее благодушен, чем жесток, продуманная и преднамеренная жестокость не характерна для него. Да, доведенные до предела, в порыве праведного гнева корежинцы закапывают в землю Фогеля. Но психологический рисунок тут иной. Лопаты корежинцев работают под действием стихийного порыва, они выполняют волю коллектива, хотя каждый из участников расправы внутренне смущен жестокостью этой справедливой (ведь «осьмнадцать» лет терпели!) воли:

Друг другу не глядели мы

В глаза...

Опомнились и «переглянулись» они лишь тогда, когда дело было сделано. Думается, что не оглядка на цензуру, а художественное чутье заставило поэта отказаться от введения в окончательный текст поэмы фрагмента «А двери-то каменьями...», противоречащего гуманным основам натуры героя.

Нет силы, способной сломить Савелия. «Лет двадцать строгой каторги, / Лет двадцать поселения» лишь укрепили в нем природное свободолюбие, выразившееся в словах: «Клейменый, да не раб!» Став и столетним стариком, он всеми мыслями прикован к прошлому, размышляет о судьбе крестьянства, «о горькой доле пахаря», о путях борьбы и даже в монастыре, куда ушел, виня себя в смерти Демушки, молится «за все страдное русское крестьянство». Правда, в конце жизни Савелий приходит подчас к горьким и безотрадным выводам.

Терпи, многострадальная!

Нам правды не найти, -

говорит он Матрене, а к крестьянам мысленно обращается со словами:

Как вы ни бейтесь, глупые,

Что на роду написано,

Того не миновать!

Но столь характерные для идеологии патриархального русского крестьянства фатализм и религиозность живут в Савелии рядом с не утихшим за долгую жизнь гневом и презрением к тем, кто не способен на борьбу:

Эх вы, Аники-воины!

Со стариками, с бабами

Вам только воевать!

Образ Савелия соотнесен в поэме не только с Иваном Сусаниным, но и с образами русского былевого эпоса. Он - богатырь святорусский. Этой поэтической параллелью утверждается богатырство народа и вера в его неизбывные силы. Давно установлено, что в характеристике Савелием мужика (Ты думаешь, Матренушка, Мужик - не богатырь?...) слышится отзвук былины о Святогоре и тяге земной. Святогор-богатырь чувствует в себе силы необъятные.

Кабы я тяги нашел,

Так всю бы землю поднял! -

говорит он. Но, попытавшись поднять суму переметную с тягой земной,

И по колена Святогор в землю угряз,

А по белу лицу не слезы, а кровь течет...

Покамест тягу страшную

Поднять-то поднял он,

Да в землю сам ушел по грудь

С натуги! По лицу его

Не слезы - кровь течет.

Образ Святогора помогает выразить мысль о силе и слабости русского крестьянства, о его могучих, но еще дремлющих силах и неразбуженности, несформированности его социального сознания . К наблюдению Сравнение русского мужика со Святогором присутствует в поэме как рассуждение Савелия. Савелия, сознание которого характеризуется не дремотностью, а напряженной многолетней мучительной работой мысли, результатом которой стало презрение к Аникам-воинам, не способным на борьбу, сознание, что лучше каторжное клеймо, чем духовное рабство. А потому образная параллель Святогор - русский мужик никак не может быть распространена на самого Савелия, тоже богатыря святорусского, но иной, не дремотной, а действенной силы.

«Счастливец тоже был»… Такими ироническими словами вводится в поэму Некрасова образ деда Савелия. Он прожил долгую, непростую жизнь и теперь доживает свой век в семье Матрены Тимофеевны. Образ Савелия, богатыря святорусского в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова очень важен, потому что он воплощает в себе идею русского богатырства. Тема силы, выносливости и долготерпения народа в поэме от главы к главе нарастает (вспомним историю силача на ярмарке, служащую предпосылкой к истории Савелия) и в конце концов разрешается в образе богатыря Савелия.

Савелий – выходец из глухих лесных краев, куда даже «черт три года дорогу искал». Уже само название этого края дышит мощью: Корега, от «корежить», т.е. гнуть, ломать. Покорежить что-либо может медведь, да и сам Савелий «на медведя смахивал». Сравнивается он и с другими зверями, например, с сохатым, причем подчеркивается, что он куда опаснее хищника, когда ходит по лесу «с ножищем и рогатиной». Сила эта проистекает из глубокого знания своего края, полного единения с природой. Видна любовь Савелия к своей земле, его слова «Мой лес!» звучат куда более убедительно, чем такое же заявление из уст помещика Оболта-Оболдуева.

Но в любой, даже самый непроходимый край, дотянется барская рука. Вольная жизнь Савелия заканчивается с приездом в Корегу немца-управляющего. Поначалу тот казался безобидным и даже не требовал полагающейся дани, но поставил условие: отработать деньги рубкой леса. Простодушные мужики построили из лесу дорогу и тут-то поняли, как сильно их обманули: по этой дороге приехали в Корежину господа, немец привез жену с детьми, и начал вытягивать из деревни все соки.

«И тут настала каторга
Корежскому крестьянину –
До нитки разорил!»

Долгое время крестьяне терпят издевательства немца – он бьет их и заставляет работать без меры. Многое может вытерпеть русский мужик, оттого-то он и богатырь, – так считает Савелий.
Так говорит он Матрене, на что женщина с иронией отвечает: такого богатыря и мыши заесть могут. В этом эпизоде Некрасов намечает важную проблему русского народа: его безответность, неготовность к решительным действиям. Недаром характеристика Савелия совпадает с образом самого неподвижного из былинных богатырей – Святогора, который в конце жизни врос в землю.

«Недотерпеть - пропасть, перетерпеть - пропасть». Так мыслит богатырь Савелий, и эта простая, но мудрая народная философия приводит-таки его к бунту. Под придуманное им словцо «Наддай!» ненавистного немца-управляющего закапывают в землю. И хотя за этот поступок Савелий попадает на каторгу, начало освобождению уже положено. Всю оставшуюся жизнь дед будет гордиться тем, что он, хоть «клейменый, да не раб!».

Но как же складывается его жизнь дальше? Больше двадцати лет провел он на каторге, еще двадцать отняли поселения. Но и там Савелий не сдавался, работал, смог собрать денег, и, вернувшись на родину, построил себе и своим домашним избу. И все же жизни его не дано завершиться спокойно: пока были у деда деньги, он пользовался любовью домашних, а когда они закончились – встретился с нелюбовью и насмешками. Единственной отрадой для него, как и для Матрены, становится Демушка. Он сидит на плече у старика «как яблочко в вершине старой яблони».

Но происходит страшное: по его, Савелия, вине внук и погибает. И именно это событие сломило прошедшего через плети и каторгу мужика. Остаток жизни дед проведет в монастыре и скитаниях, молясь об отпущение грехов. Именно поэтому Некрасов и называет его святорусским, показывая еще одну черту, присущую всему народу: глубокую, искреннюю религиозность. «Сто семь годов» жил дед Савелий, но долгожительство не принесло ему счастья, а сила, как он сам с горечью вспоминает, «по мелочи ушла».

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Савелий воплощает именно эту, глубоко сокрытую силу русского мужика и его огромный, хотя пока что не реализованный потенциал. Стоит разбудить народ, убедить его на время отказаться от смирения, и тогда он сам завоюет себе счастье, вот о чем говорит Некрасов с помощью образа богатыря Савелия.

Тест по произведению

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» является итогом всего творчества Н.А. Некрасова. Она была задумана «о народе и для народа» и писалась с 1863 по 1876 год. Автор считал свое произведение «эпопеей современной крестьянской жизни». В ней Некрасов задался вопросом: принесла ли отмена крепостного права счастье крестьянству? Чтобы найти ответ, поэт отправляет семерых мужиков в долгое путешествие по России в поисках хотя бы одного счастливого.
На своем пути странники встречают множество лиц, героев, судеб. Одним из встреченных ими становится Савелий. Его Некрасов называет «богатырем святорусским». Путники видят перед собой старца, «большущей сивой гривою, …с большущей бородой», «ему уж стукнуло, По сказкам, сто годов». Но, несмотря на возраст, в этом человеке чувствовалась огромная сила и мощь: «…ну распрямится? Пробьет дыру медведище В светелке головой!»
Эта сила и мощь, как позже узнали странники, проявилась не только во внешности Савелия. Они, прежде всего, в его характере, внутреннем стержне, нравственных качествах.
Сын часто называл Савелия каторжником и «клейменым». На что этот герой всегда отвечал: «Клейменый, да не раб!» Свободолюбие, стремление к внутренней независимости – вот что делало Савелия настоящим «святорусским» богатырем.
За что же этот герой попал на каторгу? В молодости он поднял бунт против немца-управляющего, присланного помещиком в их деревню. Фогель сделал так, чтобы «настала каторга Корежскому крестьянину - До нитки разорил!» Сначала вся деревня терпела. В этом Савелий видит богатырство русского мужика вообще. Но в чем заключается его богатырство? В терпении и выносливости – семнадцать лет терпели крестьяне иго Фогеля:
И гнется, да не ломится,
Не ломится, не валится...
Ужли не богатырь?
Но вскоре и мужицкому терпению пришел конец:
Случилось, я легонечко
Толкнул его плечом,
Потом другой толкнул его,
И третий...
Народный гнев , получив толчок, подобно лавине, обрушился на изверга-управляющего. Мужики закопали его живьем в землю, в ту самую яму, которую он приказывал рыть крестьянам. Некрасов, таким образом, показывает здесь, что и терпению народному приходит конец. Более того, несмотря на то, что терпение - национальная черта характера, она должна иметь свои границы. Поэт призывает начать бороться за улучшение своей жизни, за свою судьбу.
За совершенное преступление Савелия и других крестьян сослали на каторгу. Но до этого держали в остроге, где герой выучился грамоте, пороли плетьми. Но Савелий это за наказание и не считает даже: «Не выдрали - помазали, Плохое там дранье!»
С каторги герой несколько раз сбегал, но его возвращали и наказывали. Двадцать лет провел Савелий на строгой каторге, двадцать лет – на поселениях. Возвратившись домой, построил свой дом. Казалось бы, теперь можно спокойно жить и работать. Но разве это возможно для русских крестьян? Некрасов показывает, что нет.
Уже дома с Савелием случилось, наверное, самое страшное событие, страшнее двадцати лет каторги. Старый герой не усмотрел за своим правнуком Демушкой, и мальчика сожрали свиньи. Этот грех Савелий не мог себе простить до конца жизни. Он чувствовал свою вину и перед матерью Демушки, и перед всеми людьми, и перед Богом.
После смерти мальчика герой почти поселился у него на могиле, а затем и вовсе ушел в монастырь замаливать свои грехи. Именно последней частью жизни Савелия и объясняется то определение, которое ему дает Некрасов, – «святорусский». Большую силу, непобедимость русского человека поэт видит именно в нравственности, внутреннем стержне простого мужика, во многом основанном на вере в Бога.
Но лучше самого Савелия никто, наверное, не скажет про его судьбу и участь. Вот как сам старик оценивает свою жизнь:
Эх, доля святорусского
Богатыря сермяжного!
Всю жизнь его дерут.
Раздумается временем
О смерти - муки адские
В ту-светной жизни ждут.
В образе Савелия, богатыря святорусского, воплощены огромные силы русского народа, его мощный потенциал. Это выражается и в физическом облике героя, и в его внутренней чистоте, свободолюбии, гордости. Однако стоит заметить, что Савелий еще не решается на полный бунт, на революцию. В гневе он закапывает Фогеля, но в его словах, особенно в конце жизни, звучит смирение. Причем Савелий верит, что муки и страдания его будут ждать не только в этой жизни, но и на том свете.
Именно поэтому Некрасов возлагает свои революционные надежды на Гришу Добросколонова, который должен понять потенциал таких вот савелиев и поднять их на революцию, повести к лучшей жизни.


Н. Некрасов создал немало замечательных крестьянских образов в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Из их числа выделяется столетний старик, немало тягот переживший на своем веку. Но, несмотря на возраст, он сохранил еще силу и крепость духа. «Богатырь святорусский» - такое определение получает в произведении дедушка Савелий.

«Кому на Руси жить хорошо»: краткое содержание глав 3,4 части 3

Мужики-странники, решившие непременно найти ответ на поставленный в названии поэмы вопрос, узнали об этом герое от молодой женщины, Матрены Тимофеевны. «Тоже счастливец был», - отмечает она во время рассказа о своей жизни.

Матрена познакомилась с дедом Савелием, когда ему исполнилось уж около ста лет. Он жил отдельно от семьи сына, в своей горнице, и единственный ласково и заботливо относился к молодой жене внука. Герой всегда любил лес, где и в пору глубокой старости любил собирать грибы и ягоды, ставить силки на птиц. Такова первая характеристика Савелия.

«Кому на Руси жить хорошо» - поэма о жизни крестьян до и после рубежного 1861 года. История жизни старика, которую он поведал невестке, знакомит с временами, когда и мужики считались повыносливее да порешительнее, и кабала ощущалась не так сильно: "Раз в три года что-нибудь дадим помещику и достаточно", - говорил герой. И хотя немало трудностей выпало на его долю: и крепостная жизнь, и долгая каторга, и поселение - однако главное испытание ждало Савелия впереди. В старости он недоглядел за правнуком, которого загрызли свиньи. После этого ушел из дома, а вскоре поселился в монастыре, где до последних дней на этом свете молился за грехи: свои и чужие.

Чем же привлекателен образ Савелия в произведении «Кому на Руси жить хорошо»?

Внешность героя

По словам Матрены, старик и в сто лет выглядел рослым и крепким, так что больше смахивал на огромного медведя. С большой, давно не стриженной сивой гривой. Согнувшийся, но все еще поражавший своим величием - в молодости, по его рассказам, он в одиночку выступил против медведицы и поднял ее на рогатине. Теперь, конечно, мощь была уж не та: герой часто задавал вопрос: «Куда силушка былая делась?» Тем не менее Матрене казалось, коль распрямится дедушка во весь рост, непременно пробьет головой дыру в светелке. Таким описанием дополняется характеристика Савелия.

«Кому на Руси жить хорошо» повествует о молодых годах героя, включая рассказ о том, как он оказался на каторге.

Вольная жизнь

Во времена дедовой юности его родные корежские места являлись глухими и непроезжими. Леса да болота, раскинувшиеся вокруг, были хорошо знакомы местным крестьянам, но наводили страх на чужаков, включая барина. Некрасов не просто так вводит в поэму - с этого, по сути, начинается характеристика Савелия - «Кому на Руси жить хорошо» сочетание «корежский» край. Оно само по себе уже символизирует неимоверную физическую силу и выносливость.

Итак, помещик Шалашников к мужикам не заглядывал вовсе, а полицейские приезжали раз в год для сбора дани. Крепостные приравнивали себя к вольным: платили мало и жили в достатке, как купцы. Поначалу еще давали оброк медом, рыбой, звериными шкурами. Со временем, как подходил час выплаты, рядились нищими. И хотя Шалашников порол их так, что «шкуру» на целый век закалил, крестьяне, которые за вотчину стояли, оказывались непреклонны. «Как ни дери, а всей души не вытрясешь», - так думал и Савелий. «Кому на Руси жить хорошо» показывает, что характер героя закалялся и креп в условиях, когда он и его товарищи чувствовали свою свободу. И потому уже до конца жизни нельзя было изменить ни этого убеждения, ни гордого нрава. В сто лет Савелий также выступал за право быть независимым, в том числе и от родственников.

В своем рассказе дедушка обратил внимание еще на один момент - не всегда терпел издевательства мужик русский. Помнил он время, когда народ хотел и мог за себя постоять.

Протест против самоуправства

После смерти Шалашникова крестьяне надеялись, что теперь совсем свобода настанет. Но наследники прислали управляющего-немца. Тот сначала прикинулся тихим и спокойным, оброка не требовал. А сам хитростью заставил крестьян высушить болото и прорубить просеку. Когда опомнились, было поздно: по глупости сами дорогу к себе проложили. Вот тут-то их купеческое житье закончилось - отмечает в своем рассказе Савелий.

«Кому на Руси жить хорошо» - произведение, в котором представлены лучшие В случае с немцем автор показывает то единение народа, о котором всегда мечтал. Оказалось, что сломить привыкших к вольной жизни мужиков было непросто. Восемнадцать лет они кое-как сносили власть управляющего, но пришел предел и их терпению. Однажды Христиан Христьяныч заставил их рыть яму, а к концу дня возмутился, что ничего не сделано. В уставших людях - работали не покладая рук - вскипела накопившаяся за годы злоба, и неожиданно пришло решение. Савелий легонько, плечом, подтолкнул немца к яме. Стоявшие рядом девять его товарищей тут же все поняли - и через несколько минут ненавистного Фогеля живьем закопали в той самой яме. Конечно, за такой поступок последовало наказание, но в душе каждого осталось удовлетворение от того, что не покорился. Не случайно старик на слово «каторжник», адресованное ему сыном, всякий раз отвечал: «Клейменный, да не раб». И это одно из главных качеств героя, которым он всегда гордился.

Каторга

Двадцать лет каторги и столько же поселений - таков был приговор бунтовщикам. Но он не мог изменить у людей, к которым принадлежал Савелий. Образ героя из произведения «Кому на Руси жить хорошо» в новых испытаниях закалился еще больше. Порка в остроге, а потом в Сибири после неудавшихся побегов в сравнении с наказаниями Шалашникова казалась ему лишь ничего не стоящим мазаньем. Тяжелый труд тоже был не в новинку. Савелий даже сумел скопить денег, на которые, вернувшись в родные места, построил дом. Прежним осталось стремление к независимости и свободе. Вероятно, поэтому из всей семьи старик выделял только жену внука, Матрену. Она была такой же, как он: непокорной, целеустремленной, готовой к борьбе за собственное счастье.

Отношения с домочадцами

Это еще одна важная составляющая рассказа о герое - в итоге именно из мелких деталей складывается в небольшой главе характеристика Савелия.

«Кому на Руси жить хорошо» - поэма о «счастливцах». Но можно ли отнести к ним человека, который чувствовал себя одиноким в своей семье? Матрена отметила, что дедушка не любил общаться с родней и потому поселился в горнице. Причины были просты: чистый душой и добрый по натуре Савелий не мог принять злобы и зависти, царивших в семье. Сын старика не обладал ни одним из качеств, свойственных его отцу. В нем не было ни доброты, ни искренности, ни тяги к труду. Зато отмечались безразличие ко всему, склонность к праздности и выпивке. Мало отличались от него жена и оставшаяся в старых девках дочь. Чтобы как-то проучить родственников, Савелий порой начинал шутить. Например, подбрасывал сыну оловянную «монету», сделанную из пуговицы. В результате последний возвращался из кабака побитый. А герой только посмеивался.

Позже одиночество Савелия скрасят Матрена и Демушка. Уже после смерти ребенка старик признается, что рядом с внуком его ожесточившиеся сердце и душа оттаяли, и он вновь почувствовал себя полным сил и надежд.

История с Демушкой

Гибель мальчика стала для старика настоящей трагедией, хотя истоки случившегося нужно искать в самом укладе русской жизни того времени. Свекровь запретила Матрене брать с собой в поле сына, якобы мешавшего работать, и за ребенком стал приглядывать столетний Савелий.

«Кому на Руси жить хорошо» - характеристика ее героев не всегда получается веселой - это поэма о тяжелых испытаниях, справиться с которыми не каждому по плечу. Вот и в данном случае повидавший многое на своем веку герой вдруг по-настоящему ощутил себя преступником. Он так и не смог простить себя за то, что уснул и не доглядел за дитятей. Неделю не покидал Савелий своей каморки, а потом ушел в лес, где всегда чувствовал себя свободнее и увереннее. Осенью же поселился в монастыре, чтобы покаяться и молиться. Он просил у Бога, чтобы сжалилось сердце матери-страдалицы и чтобы она простила его, неразумного. А еще душа старца болела за все крестьянство русское, страдное, с нелегкой судьбой - об этом он расскажет при встрече, случившейся спустя несколько лет после трагедии, Матрене.

Мысли о народе

Характеристика Савелия из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» будет неполной, если не упомянуть об отношении героя к русскому крестьянству. Страдным и вместе с тем мужественным называет он народ, способный вынести в этой жизни любое испытание. Руки и ноги вечно скованы, по спине словно прошли, а в груди - «Илья-пророк … гремит … на колеснице огненной». Так описывает мужика герой. Затем добавляет: истинный богатырь. И завершает свою речь словами о том, что и после смерти человеческие страдания не заканчиваются - в этом, к сожалению, слышатся мотивы смирения старца-послушника. Ибо на том свете ждут несчастных те же «муки адские», - считает Савелий.

«Кому на Руси жить хорошо»: характеристика «богатыря святогорского» (выводы)

Подводя итоги, можно отметить, что облик героя воплощает лучшие качества русского человека. Само повествование о нем напоминает народную сказку или былину. Сильный, гордый, независимый, он возвышается над остальными героями поэмы и, по сути, становится первым бунтарем, вставшим на защиту народных интересов. Однако сравнение героя со Святогором не случайно. Именно этот богатырь считался на Руси одновременно самым сильным и самым бездеятельным. В своих размышлениях о дальнейшей судьбе народа Савелий приходит к мало радующему выводу: «Богу ведомо». Следовательно, этот образ из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» весьма противоречив и не дает ответа на вопрос странников. А потому и повествование о поисках счастливого не заканчивается до той поры, пока не встретится мужикам молодой и деятельный Гриша.

просмотров
просмотров