Мой ровесник в произведении астафьева и распутина. Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В
Окт 31 2010
В наше трудное время мы порой стараемся не замечать трудностей, возникающих в современной деревне. А ведь именно они связаны с наиболее актуальными проблемами общества - экологией и нравственным поведением человека. Решение этих проблем определяет дальнейший ход истории нашей цивилизации.
Темой многих произведений писателей - современников В. Распутина и В. Астафьева - является экологическая проблема . На примере Матёры показана судьба наших многочисленных деревень, которые уничтожили якобы ради блага людей, построив разнообразные ГЭСы, ТЭСы и т.п. Судьбы героев разворачиваются на фоне главной проблемы , задевшей всех. За всю историю Матёры жители держались друг за друга, т.е. жили одной семьей. А затопление родной земли нежданно-негаданно свалилось им на голову. Жители до последнего тянут с отъездом, потому что многим из них было страшно уезжать отсюда, где в течение долгих лет они существовали. В буквальном смысле слова у людей перечеркивают их прошлое, ставят перед неизвестным будущим.
В деревне жили в основном пожилые люди, а ведь невозможно начинать совершенно новую в 70-80 лет. Люди до последнего сопротивляются, готовы даже умереть, но они не могут противостоять огромной машине Действительности, сметающей все на своем пути. Я считаю, что герои, созданные Распутиным, являются патриотами родной земли. Может быть, поэтому даже сама природа «помогает» жителям отвести от Матёры неминуемую гибель.
Как и Распутин, Астафьев посвящает цикл своих рассказов современникам, «тем, кто заблудился или блуждает, кто готов перестрелять друг друга, кто тонет в отраве «бормотухи». всеми средствами пытается обратить внимание читателя на главную идею - безжалостное отношение к тайге. Ведь она с древнейших времен - богатейший источник различных природных ресурсов . На примере Игнатьича показывает беззаконный грабеж природы. Он живет одним днем, не задумываясь о последствиях. В поединке с символической царь-рыбой, перед лицом неизвестной высшей силы происходит преображение , в тот момент он молится лишь о спасении. Мне кажется, необычное животное выступает в роли вершителя суда над браконьером, показывает, что использование природы вечно невозможно.
Оба произведения объединены одной мыслью: хозяйское отношение человека к окружающей среде. Актуальность этой проблемы заключается в том, что беспощадная эксплуатация и загрязнение природы чреваты непоправимыми последствиями и экологическими катастрофами в будущем.
Существование человеческого общества , благополучие его и процветание зависят только от нас и наших совместных усилий!
Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Сочинение по произведениям В. Астафьева и В. Распутина . Литературные сочинения!Издавна природа и человек были единым целым. Тысячи лет назад древние люди не представляли своего существования вне окружающей среды. Ведь природа всегда была и будет колыбелью человечества. Она зародила мир, смогла из одноклеточного организма развить целые поколения, сменяющие друг друга уже на протяжении нескольких тысяч лет. Но как в сказке с плохим концом, добро природы, данное человеку , обратилось злом. Мир забыл, кто его создал, человек забыл, что он часть природы. Теперь он хозяин. Но так ли это на самом деле? Ответить на этот вопрос помогают произведения современных авторов, а именно произведения В. Астафьева и В. Распутина.
До 60-70гг. главной темой в литературе была тема страданий человечества, тема их существования. Но для 70-ых годов характерно дальнейшее расширение проблематики прозы. И если в этот же период разносторонне исследуется одна из кардинальных проблем - «личность, народ и история», то В. Астафьев в «Царь-рыбе» поднимает не менее животрепещущую проблему – «человек и природа», «природа и духовное состояние человека».
Роман состоит из цикла рассказов и повестей, объединенных одной темой. В повествовании Астафьев говорит о необходимости возвращения к природе. Автор с тревогой подчеркивает невосполнимый урон, который приносят всему человечеству люди, живущие лишь своими потребительскими интересами. И поэтому соотношения природы и человека интересуют автора не только в прямом, но и в нравственном аспекте. Вопросы экологии становятся предметом философского рассуждения.
В «Царь-рыбе» Астафьев поднимает три проблемы. Во-первых, по мнению автора, человек – это часть природы, то есть природа и человек представляют собой единое целое. И об этом нельзя забывать. Образ Акима, главного героя романа, построен на контрасте с образом Гоги. Всю красоту души человеческой Астафьев выразил именно в Акиме. Для героя не чужды доброта, бескорыстная помощь людям, чуткость к природе. Аким чуток и человечен к окружающей среде. Да, он убивает животных, но делает это не в потребительском смысле, не ради наживы, а только для существования. То есть Аким действует согласно закону выживания: хищник – жертва. Однако С. Ломинадзе говорил о герое Астафьева: «… такой уверенный, разворотливый, умелый в лесу, не то чтобы жалкий был, а потерянный какой-то, до крика одинокий, всем чужой, никому не нужный».
Противный Акиму образ Гоги – это контраст. Умный и интеллигентный в жизни Гога считает себя царем природы, считает, что может все. Он многого хочет от жизни, но ничего не предлагает взамен. Вспомним подобного героя М. Горького. В Ларре – объекте повествования старухи Изергиль, себялюбие перерастает в гипертрофию прихоти и каприза. Он также требует жизненных благ, но то полезное, за что он мог бы получить эти блага, Ларра не совершает. Именно поэтому он обречен на вечное одиночество. У Астафьева все намного печальнее. Автор приводит героя к смерти, но это закономерность, так как Гога, вознеся себя, порывает все нравственные связи с людьми и природой и разрушается внутренне. Его жизнь попросту теряет смысл.
Вторая проблема, поднятая Астафьевым – это браконьерство. И здесь мы видим насколько двойственны могут быть люди. Яркий пример – браконьер Игнатич. Отличный работник, уважаемый в обществе человек, нравственные ценности которого подавляет желание наживы. И таких людей, губящих природу и живущих в ладу со своей совесть, много. Творя зло и находя оправдание, они допускают зло везде. Астафьев представляет браконьерство как страшное деяние. И он ведет речь не только об уничтожении живой и неживой природы, но и об уничтожении человека, человеческих качеств внутри себя. Таким образом, последняя из проблем, поднятая Астафьевым – это бездуховность человечества. Бездуховность, в смысле отказа человека соединиться с природой в единое целое, и отказа от ответственности за все, совершенное зло.
Таким образом, можно сделать вывод, что Астафьев поднимает проблемы действительно характерные для современного мира . Ведь и на самом деле человек, являясь частью природы, губит ее своими руками, не понимая того, что, убив ее, погибнет сам.
Немного другая проблема поднята в повести В. Распутина «Прощание с Матерой». Здесь наиболее четко показаны нравственные и духовные переживания людей. Природа в повести приобретает образ творца поколений, так как трагедийность ситуации состоит в бездушном отношении к прошлому, к человеческим привязанностям. В результате строительства гидроэлектростанции, люди, живущие на Матере, вынуждены покинуть родные земли. Наиболее тяжкий это выбор для стариков, где каждый камень, каждая веточка напоминает о прошлых радостях и горе, о живых и умерших. Распутин показывает природу в образе хранителя прошлого, того, что ушло навсегда и что дорого своей памятью.
Правильно ли то, что людей лишают их воспоминаний, заменяя потерю благоустроенной квартирой? Я думаю, что нет. Человек должен жить там, где прошли лучшие годы его жизни, где «лежат» его родители, где все близко и все родное.
Вот мы и подошли к концу. Сейчас с уверенностью можно сказать, что тема человека и природы одна из ведущих в литературе. Но это не просто тема практического взаимодействия человека с окружающей средой . Это тема влияния природы на внутренний мир человека, в результате которой происходит становление духовного созерцания и нравственного начала общества.
Дисциплина:
Русский язык и литература
Тип работы:
Реферат
Тема:
Нравственные проблемы
в произведениях Валентина Григорьевича Распутина
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6
им. Ц.Л. Куникова
Нравственные проблемы в произведениях Валентина Григорьевича Распутина».
Терентьева Констанция.
Учитель – консультант:
Черкасова Тамара Борисовна.
г. Туапсе
Вступление_____________________________________3 стр.
Анализ повети «Деньги для Марии»________________4 стр.
Анализ повести «Последний срок»_________________7 стр.
Анализ повести «Живи и помни»___________________10 стр.
Анализ повести «Прощание с Матерой»_____________14 стр.
Заключение_____________________________________18 стр.
Использованная литература_______________________19 стр.
ВСТУПЛЕНИЕ.
Если не я,
то кто за меня?
Но если я только для себя,
то зачем я?
М. Горький.
Известный писатель
высказал
интересную мысль: с
давних пор существуют два способа обновления и изменения жизни.
революция,
второй - путь нравственного усовершенствования, самовоспитания личности каждого человека.
Кто же может достучаться до души каждого?
Ответ понятен: литература. Критика отмечает,
что в произведениях ряда
наших писателей уже давно обозначился новый герой , думающий о смысле жизни и нравственности, ищущий этот смысл, понимающий свою ответственность в
Задумываясь о проблемах и пороках общества, думая,
как их исправить, такой герой начинает с себя. В.Астафьев писал:
\"Всегда надо начинать с себя, тогда дойдешь до общего,
до общегосударственных,
до общечеловеческих проблем\". Сегодня, мне кажется, проблема нравственности становится ведущей в современной литературе . Ведь даже если наше общество сумеет
перейти к
рыночной экономике
стать богатым,
богатство не сможет заменить доброты, порядочности,
честности.
Наоборот, все пороки людей могут обостриться. В числе писателей, поставивших в центр своего творчества нравственные проблемы личности,
назвать Ч.Айтматова, Б.Васильева,
Ф.Абрамова, В.Астафьева, Ю.Бондарева, В.Белова, мне бы хотелось заострить свое внимание на произведениях Валентина Распутина, т.к. по-моему, мнению, в его
произведениях наиболее четко вырисовываются разные человеческие характеры, личности, которые
по-своему решают нравственные проблемы.
Повести Распутина – это попытка достать до главного и решающего в самочувствии и умонастроении современного человека . Должно же быть что-то, что существует поверх всевозможных
различий и важно для всех? Индивидуальное, единичное казалось бы, случайное обнаруживает у Распутина свою связанность с «целым», с «народным», с «закономерным», хотя место для
вопроса, а какова «закономерность», оставлено. Распутиным движет желание сказать о необходимом, назревшем, чтобы оно вошло в сознание общества, и может быть, что – то сместилось и
обострило в нем, как это делала старая русская литература и как это умеют делать сегодня книги Ф.Абрамова, В.Быкова, В.Астафьева, В.Белова, С.Залыгина.
Сергей Залыгин писал, что повести Распутина отличаются особой «художественной законченностью» - законченностью и завершенностью «сложности». Будь то характеры и отношения
героев, будь то изображение событий – все от начала и до конца сохраняет свою сложность и не сменяет логической и эмоциональной простотой каких-то окончательных, неоспоримых выводов и
объяснений. Актуальный вопрос в произведениях Распутина «кто виноват?» не получает однозначного ответа. Как бы взамен нами осознается невозможность такого ответа; мы догадываемся, что
все идущие на ум ответы недостаточны, неудовлетворительны; они ни чем не облегчат тяжести, ничего не поправят, ничего в будущем не предотвратят; мы так и остаемся лицом к лицу с тем,
что случилось, с той страшной, жестокой несправедливостью, и все наше существо восстает против нее…
Я буду говорить о4 повестях Распутина: Деньги дя Марии, последний срок, живи и помни, прощание с матерой.
ДЕНЬГИ ДЛЯ МАРИИ.
Самая первая повесть Распутина «Деньги для Марии». Фабула первой повести несложна...
Забрать файлВо многих произведениях Астафьева и Распутина главными героями являются дети. Примечательно, что рассказы этих писателей во многом автобиографичны, но их главный герой – обобщенный образ, передающий общие черты характера и жизни многих мальчишек.
Так, в рассказе В. Астафьева «Конь с розовой гривой » герой сталкивается с непростой ситуацией. Он вместе с соседскими ребятами пошел за земляникой. Витька знал, что эту ягоду его бабушка, у которой он жил, пойдет продавать в город. Мальчик, в отличие от левонтьевских шалопаев, старательно собирал землянику в туесок. А его друзья, поссорившись из-за нее, съели весь собранный урожай. Но Саньке, младшему и самому злому из всех соседских детей, и этого показалось мало. Он стал подначивать Витьку, чтобы тот отдал все собранные ягоды на общее «съедение». Добродушный и наивный герой поддался на злую хитрость. Но потом он совершил еще большую глупость – набил туесок травой и только верх забросал ягодой, для вида. И такую корзинку Витька отдал бабушке.
Мальчика очень сильно мучила совесть. Ему было плохо от того, что бабушка не подозревала об обмане, хвалила его и обещала привезти из города пряник. Жизнь стала Витьке не в радость. Все изменилось вокруг: он уже не мог играть, как и прежде, беззаботно и весело. Сознание своей вины тяготило его.
И еще хуже стало герою, когда бабушка вернулась из города. Она, конечно, обнаружила обман внука. Но, хуже того , Витька и ее поставил в очень неловкое положение. Катерина Петровна всем рассказывала, как она продавала туесок ягод какой-то городской даме, и там обнаружился обман.
Стыду и вине Витьки не было предела. Он был готов умереть, провалиться сквозь землю, только бы бабушка его простила. Витька пошел просить прощения, но от слез не мог вымолвить и двух слов. Любящая бабушка простила внука и даже отдала ему заготовленный пряник – коня с розовой гривой. Но этот нравственный урок герой запомнил на всю жизнь.
Герой рассказа В. Распутина «Уроки французского» тоже выносит свой нравственный урок, делает свой нравственный выбор. Он уезжает из родной деревни, от мамы, чтобы продолжать учебу. Время, в которое происходит действие рассказа, было тяжелым, послевоенным. В деревне стоял голод, царила нищета. Что могла мать героя собрать своему сыну, чем «подкормить» его? Она присылала с дядей Ваней, деревенским шофером, мешок картошки, - все, что могла. Но и эту малость мальчик не получал сполна – ее воровали хозяева, у которых герой жил на квартире.
Герой пишет, что он постоянно хотел есть. Даже во сне он чувствовал голодные спазмы желудка. Ради еды мальчик стал играть на деньги. Он сделался виртуозом игры «в чику», но выигрывал только рубль и ни копейкой больше – на молоко.
Вскоре героя начали избивать более взрослые мальчишки – слишком хорошо он играл: «нос вспух и раздулся, под левым глазом синяк, а ниже его, на щеке, изгибается жирная кровавая ссадина». Но в школу герой продолжал ходить даже в таком виде.
Есть ему хотелось все больше и больше. Посылок из дома герой больше не получал – и он опять пошел играть. И опять его стали избивать. Тогда Лидия Михайловна, учительница французского языка , решила помочь ему – она прислала мальчику посылку, якобы пришедшую из дома. Но герой сразу догадался, от кого была такая «роскошь». И никакими уговорами не могла учительница убедить мальчика принять этот подарок – ему не позволяли гордость и чувство собственного достоинства.
В итоге Лидия Михайловна вынуждена была уехать к себе на родину: ее застали во время игры на деньги с героем рассказа. И никто не захотел понять, что это была еще одна «хитрость», чтобы спасти ученика от голодной смерти. Но эту женщину герой также помнил до конца своей жизни, ведь она стала его ангелом-спасителем.
Юные герои рассказов Астафьева и Распутина совершают свой нравственный выбор. И всегда он получается в пользу Добра, Света, моральных принципов. И мы, читая рассказы, берем пример и учимся у этих мальчишек стойкости, душевной чистоте, доброте, мудрости.
Сочинение
Что такое нравственность? Что такое нравственный выбор? Заглянем в толковый словарь и узнаем, что нравственность- это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек в своей жизни.
В жизни каждый человек встает перед нравственным выбором, и каждый поступает по-разному, это зависит от его духовных качеств. Так и герой рассказа В. Астафьева «Конь с розовой гривой» неоднократно встает перед нравственным выбором: калачи украл, бабушку обманул. Он поддался легкой жизни, но его духовные качества оказались неизмеримо выше, совесть замучала его:"Терзался я ночью, ворочаясь на полатях. Сон не брал меня, как окончательно запутавшегося преступника."Видно, что герой раскаивался, но совесть его мучила еще сильнее и он рассказал правду бабушке. Бабушка все равно купила ему пряник, потому что любила его и простила, потому что есть на свете человеческая доброта. Бабушка преподнесла ему настоящие уроки доброты, честности.
Именно такой нравственный выбор характеризует его, как человека словестного, честного, способного на добрые поступки. Только тогда герой понял, что человека любят не за что-то, а просто так.
Посмотрим, как поступил герой рассказа В. Распутина «Уроки французского». Он тоже встал перед нелегким нравственным выбором.
В первый раз он показал себя самостоятельным, дисциплинированным, остался один в чужом городе, хоть мог уехать к матери в деревню, но он выбрал учебу, так как очень хотел учиться, тянулся к знаниям. Вторым страшным испытанием для мальчика стал голод. Чтобы заработать денег на еду, он начал играть в чику на деньги. Играл он: честно, хотел показать свои способности, но его только жестоко избивали. Мальчик не знал, что игра на деньги не может быть честной. Только учительница Лидия Михайловна старалась помочь ему. Она его понимала как никто другой. Она начала с ним играть на деньги потому, что хотела ему помочь, а
Пошла на это потому, что на другую помощь он не соглашался. Она открыла ему двери в новый мир;там люди могут доверять и помогать. Теперь он узнал, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь.
Так случилось, что В. Астафьев и В. Распутин спустя много лет вспомнили, что с ними было в детстве «Мы написали эти рассказы в надежде, что преподанные нам в свое время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя».